Человека можно уничтожить но нельзя победить сочинение

Первые три ассоциации, когда мы слышим фамилию хемингуэй: вино, ружье, мужская проза. последнее определение очень важное, потому что сейчас в

Первые три ассоциации, когда мы слышим фамилию Хемингуэй: вино, ружье, «мужская проза». Последнее определение очень важное, потому что сейчас в ходу «пацанская проза», так вот Эрнест Хемингуэй – автор именно «мужской». Мужчина всегда остается мужчиной, даже в старости. Об этом и рассказывает нам сочинение американского классика «Старик и море». Анализ его спешит со всей возможной проворностью предстать пред светлыми очами читателя настоящей статьи.

Сюжет

История про старика Сантьяго и его борьбу с огромной рыбой.

Маленький поселок на Кубе. Пожилому рыбаку перестала сопутствовать удача, он уже почти три месяца не ведал сладкого чувства удовлетворения от пойманной добычи. Полпути разочарования с ним прошел мальчик Манолин. Потом младшему партнеру родители сообщили, что Сантьяго больше не дружит с фортуной и их сыну лучше поискать другую компанию для походов в море. Кроме того, надо же кормить свою семью. Мальчик уступил желанию родителей, хотя сам не хотел оставлять старого рыбака, он ему очень нравился.

И вот настал день, в который, как чувствовал старик, все должно измениться. И действительно, так и вышло: Сантьяго умудрился поймать на крючок огромную рыбину. Человек и рыба боролись несколько дней, и когда добыча была побеждена, старик потащил её домой, привязав к лодке. Но, пока они сражались, лодку унесло далеко в море.

По пути домой старик уже в уме подсчитывал барыши от продажи рыбы, как вдруг заприметил акульи плавники на поверхности воды.

Атаку первой акулы он отбил, но когда морские звери напали стаей, рыбак уже не сдюжил. Хищники оставили лодку в покое только после того, как почти полностью съели «награду» рыбака (от пойманной пожилым человеком рыбы остался только трофей – огромный скелет).

Старик не привез в свой поселок улов, но зато он доказал свою состоятельность как рыбака. Сантьяго, конечно, был расстроен и даже плакал. Первым на берегу встретил верный его спутник – Манолин, которого от старика оторвал только родительский наказ и необходимость добывать пропитание для своей семьи. Он утешал старика и говорил, что больше никогда его не покинет и многому у него научится и они вместе поймают еще много рыбы.

Надеемся, что читателю не показался предлагаемый здесь пересказ неполным, а если он вдруг спросит: «Почему такое содержание произведения («Старик и море») краткое?» «Анализ тоже требует места, дорогой читатель», — ответим мы ему.

Вот за такую не слишком замысловатую историю Эрнест Хемингуэй получил в 1953 году Пулитцеровскую премию, а в 1954-м — Нобелевскую премию по литературе, которой было отмечено все творчество писателя.

Пусть читатель не сердится за долгую прелюдию к исследованию, но без сюжета истории под названием «Старик и море» анализ проводить затруднительно, ибо он должен опираться на факты, изложенные хотя бы сжато.

История создания

Замысел произведения возник у писателя в 30-х годах. В 1936 году в журнале “Эсквайр” вышел его очерк “На голубой воде. Гольфстримское письмо”. В ней описана приблизительная фабула легендарной повести: пожилой рыбак выходит в море и несколько дней без сна и еды “сражается” с огромной рыбой, но акулы съедают добычу старика. Его находят рыбаки в полубезумном состоянии, а вокруг лодки кружат акулы.

Именно эта история, услышанная когда-то автором от кубинских рыбаков, стала основой повести “Старик и море”. Спустя много лет в 1951 году писатель заканчивает свое масштабное произведение, осознавая, что это самый главный труд в его жизни. Произведение написано на Багамских островах, вышло в печать в 1952 году. Это последнее, опубликованное при жизни, произведение Хемингуэя.

С детства Хемингуэй, как и его отец, увлекался рыбалкой, он – профессионал на этом поприще, знал всю жизнь и быт рыбаков до самых мелких деталей, включая приметы, суеверия и легенды. Такой ценный материал не мог ни отразиться в творчестве автора, он стал исповедью, легендой, учебником жизненной философии простого человека, который живёт плодами своего труда.

В диалогах с критикой автор уклонялся от комментариев об идеи произведения. Его кредо: правдиво показать “настоящего рыбака, настоящего мальчика, настоящую рыбу и настоящих акул”. Именно так высказался автор в интервью, давая понять: его стремление – это реалистичность, уклоняясь от какой-либо иной трактовки смысла текста. В 1953 году Хемингуэй получил признание в очередной раз, получив Нобелевскую премию за своё произведение.

Почему повесть называется «Старик и море»?

Хемингуэй – замечательный сочинитель. Он смог написать историю так, что восхитил специалистов и уже не одно поколение читателей, а это дорогого стоит. В произведении писатель поднял вечную тему человека и стихии. «Старик и море» (анализ, осуществляемый в настоящей статье, подтверждает такой вывод) – это история прежде всего о борьбе дряхлого, старого человека и вечно молодой, сильной и мощной стихии. В повести важна не только рыба, но и природа в целом. Именно с ней сражается человек и в этой схватке не проигрывает.

Смысл названия новеллы Старик и море

Само название напоминает название народной сказки. Или не народной. Почти сказка о рыбаке и рыбке. Жизнь главного героя, правда , не сказка, но старика веселые глаза. Море в данном случае является символом вещного пространства человека, а также духовной его жизни. Жизнь изобильна и сурова, как море. Но даже если ты немощный уже старик, то можешь взять от нее все. Кстати, возраст особой роли не играет. Когда создавалась повесть, Фуэнтес был еще молодым, да и у Старика глаза молодые.

Краткое содержание новеллы Старик и море

Пожилой кубинец Сантьяго живет в нищете, коллеги считают его неудачником. Последний раз его рыбалка длилась 84 суток, и закончилась неудачей: он не привез с моря ничего. Все это абсолютно не омрачает старика, он относится к своей беде со смирением. Нищую и безрадостную жизнь старого рыбака скрашивает дружба с мальчиком, который помогал Сантьяго, но родители определили его на другую лодку. Лодка Сантьяго убога, сети он продал, а вместо удочек у него тонкие пруты. Подросток любит старика таким, какой он есть, приносит еду и продолжает помогать. Они беседуют о бейсболе, Сантьяго во сне видит свою Африку…

Отплывая на очередную морскую охоту, Сантьяго продолжает верить в свою удачу и плывет он за ней ближе к Флоридскому заливу. О своем море он думает с большой нежностью. Возможно, от одиночества, а может, чувствуя себя частью моря и природы, он разговаривает с морем, рыбой, ветром и птицами.

Основная часть новеллы — описание сражения старика с огромной рыбой, которая наконец-то клюнула. Огромный голубой марлин тянет старика самое открытое море, из-за прутов у него изрезаны все руки, он в чем-то сочувствует своей жертве и добыче, но точно не готов ее отпускать. Битва их длилась несколько суток, огромная рыба ходила кругами, то подплывала, то удалялась. И все-таки марлин поднялся над водой. Сантьяго сумел привязать ее и увидел, что она больше его убогой лодки. Пора двигаться домой.

Но не только старику интересен этот марлин: на аромат его крови слетаются одна за другой морские хищники и каждый удар их об лодку символизирует, что нет одного куска добычи Старика. Он уничтожает одну партию акул, а за ней двигается еще одна.

Он начинает войну с акулами: дубинки, румпель, по ночам хищники снова возвращаются…Однажды им все-таки становится нечего у марлина есть…В село старик возвращается с огромным хребтом и хвостом. Увиденное шокирует рыбаков и туристов, а пораженный официант, который все видел, никак не может объяснить, что же случилось этой ночью…Поддерживает старика только его юный друг, пообещавший, что теперь они теперь будут рыбачить только напару. Юноша уверен, что принесет пожилому товарищу удачу…

Почему главным героем выбран старик?

Исследование книги «Старик и море» (анализ ее) предполагает ответ на этот, в общем-то, очевидный вопрос.

Если бы рыбак был молод, повествование не было бы таким драматичным, это был бы боевик, как, например, «Иметь и не иметь» того же автора. В произведении-лауреате Хемингуэю удалось выдавить из читателя скупую мужскую слезу (или неудержимые и громогласные женские рыдания) о грустной судьбе старого морского волка.

Особые приемы Хемингуэя, погружающие читателя в атмосферу повести

В книге американского классика нет захватывающего развития событий. В произведении почти отсутствует динамика, зато оно насыщено внутренним драматизмом. Кому-то может показаться, что повествование Хемингуэя скучное, но это совсем не так. Если бы писатель не уделял столько внимания деталям и так подробно не расписывал мучения старика в море, то читатель не смог бы в полной мере почувствовать страдания моряка собственным нутром. Другими словами, если бы не было этой «вязкости и клейкости» текста, то «Старик и море» (анализ произведения это доказывает) не было таким проникновенным сочинением.

Старик Сантьяго и мальчик Манолин – история дружбы двух поколений

Помимо главной темы в книге, написанной Эрнестом Хемингуэем, присутствуют и дополнительные поводы для размышлений. Один из них – дружба старика и мальчика. Как трогательно волнуется Манолин за Сантьяго, как он подбадривает его во время неудач. Бытует мнение, что старики и дети так хорошо ладят потому, что одни недавно вышли из небытия, а другие скоро туда попадут. Эта общая Родина, откуда одни приезжают, а другие вот-вот уедут, на бессознательно-интуитивном уровне их сближает.

Если же говорить конкретно о двух героях, кажется, мальчик просто чувствует, что старик — мастер своего дела, матерый моряк. Манолин, вероятно, считает, что у него действительно есть чему поучиться, и, пока он жив, не стоит упускать эту возможность.

Нам остается в повести «Старик и море» (анализ произведения почти закончен) рассмотреть только вопрос о дискриминации. Он вряд ли заботил Эрнеста Хемингуэя, когда тот писал шедевр, очень злободневный в настоящее время, но повесть американского писателя дает пищу для размышлений в этом направлении.

«Старик и море», анализ повести Хемингуэя

Повесть «Старик и море» была закончена Хемингуэем в 1951 году. В ней писатель постарался передать читателям весь свой жизненный и литературный опыт. Хемингуэй создавал повесть долго, кропотливо выписывая каждый эпизод, каждое размышление и наблюдение своего, во многом лирического, героя. Затем он делился написанным с женой Мэри, и только по мурашкам на её коже понимал, насколько хорош сделанный им отрывок. По признанию самого писателя, повесть «Старик и море» вполне могла бы стать большим романом, со множеством действующих лиц (преимущественно рыбаков) и сюжетных линий. Однако всё это уже было в литературе до него. Хемингуэю же хотелось создать нечто иное: повесть-притчу, повесть-символ, повесть-жизнь.

На уровне художественной идеи «Старик и море» тесно связан со 103 псалмом Давида, воспевающим Бога как Творца неба и земли, и всех тварей, населяющих нашу планету. Библейские реминисценции прослеживаются в повести и в образах главных героев (мальчик носит имя Манолин – уменьшительно-ласкательное сокращение от Эммануила, одного из имён Иисуса Христа; старика зовут Сантьяго – точно так же, как и святого Иакова, и ветхозаветного Иакова, бросившего вызов самому Богу ), и в рассуждениях старика о жизни, человеке, грехах, и в чтении им основных христианских молитв – «Отче наш» и «Богородицы».

Художественная проблематика повести заключается в показе внутренней силы человека и его умении не только осознавать красоту и величие окружающего мира, но и своего места в нём. Огромный океан, в который уходит старик, — это символический образ как нашего вещного пространства, так и духовной жизни человека. Огромная рыба, с которой сражается рыбак, носит двоякий символический характер: с одной стороны – это собирательный образ всех рыб, пойманных когда-то Сантьяго, образ предназначенного ему Богом дела, с другой – это образ самого Создателя, обитающего в каждом своём творении, умершего ради людей, воскресшего и живущего в душах верующих.

Старик считает, что далёк от религии, но в трудный момент ловли он читает молитвы и обещает прочесть ещё, если Пресвятая Дева сделает так, чтобы рыба умерла. Рассуждения Сантьяго о жизни просты и безыскусны. Он и сам внешне такой: старый, измождённый, довольствующийся малым – простой едой, бедной хижиной, постелью, заправленной газетами.

День за днём изматывая в океане большую рыбу, старик не думает о том, как ему больно или тяжело от режущих руки и спину бечевок. Нет. Он пытается сохранить свои силы для решающего боя. Он ловит в море тунца и летучих рыб и ест их сырыми, даже несмотря на отсутствие чувства голода. Он заставляет себя спать, чтобы набраться сил. Он использует все подручные средства для сражения с акулами, покушающимися на его рыбу. И ещё он разговаривает, оценивает, вспоминает. Постоянно. В том числе и с рыбой – и живой, и мёртвой.

Когда от морской красавицы остаётся изуродованная туша, старику становится не по себе. Он не знает, как вести себя с рыбой. Убив одной из прекраснейших созданий этого мира, Сантьяго оправдывает свой поступок тем, что рыба насытит его и других людей. Растёрзанная акулами добыча лишается этого простого, житейского смысла. Старик извиняется перед рыбой за то, что всё получилось так нехорошо.

В отличие от многих классических литературных произведений в «Старике и море» отсутствует критика чего бы то ни было. Хемингуэй не считает себя вправе судить окружающих. Главная цель писателя – показать, как устроен наш мир, в котором рыбак рождается рыбаком, а рыба – рыбой. Они не враги друг другу, они – друзья, но смысл жизни рыбака в убийстве рыбы, и по другому, увы, нельзя.

Каждый раз, когда старик сталкивается с морскими обитателями, он проявляет себя человеком любящим, жалеющим и уважающим каждое создание Божие. Он волнуется за птиц, которым тяжело добывать себе пропитание, наслаждается любовными играми морских свинок, испытывает сочувствие к марлину, который лишился своей подруги по его вине. К большой рыбе старик относится с чувством глубокого уважения. Он признаёт в ней достойного соперника, который может и победить в решающей схватке.

Свои неудачи старик встречает с поистине христианским смирением. Он не жалуется, не ропщет, он молча делает свою работу, а когда на него нападает небольшая разговорчивость, вовремя приказывает себе вернуться к действительности и заняться делом. Потеряв свой улов в неравной схватке с акулами, старик чувствует себя побеждённым, но это ощущение наполняет его душу невероятной лёгкостью.

— Кто же тебя победил, старик?, — спрашивает он самого себя и тут же даёт ответ. – Никто. Просто я слишком далеко ушёл в море. В этом простом рассуждении видна несгибаемая воля и настоящая житейская мудрость человека, познавшего всю необъятность окружающего мира и своё место в нём, место хоть и маленькое, но почётное.

  • «Старик и море», история создания
  • «Старик и море», краткое содержание повести Хемингуэя
  • «Фиеста (И восходит солнце)», анализ романа Эрнеста Хемингуэя
  • «Фиеста (И восходит солнце)», краткое содержание романа Эрнеста Хемингуэя
  • «Прощай, оружие!», анализ романа Хемингуэя
  • «Прощай, оружие!», краткое содержание романа Хемингуэя
  • Эрнест Хемингуэй, краткая биография

По произведению: «Старик и море»

По писателю: Хемингуэй Эрнест

Дискриминации и «Старик…»

Во все времена к детям, старикам и инвалидам было принято относиться со снисхождением: одни мало что могут еще, другие не пригодны к чему-то серьезному уже, а третьи самой природой поставлены вне обычных рамок.

Но совсем не так думал Эрнест Хемингуэй. «Старик и море» (анализ, приведенный в статье, это подтверждает) говорит, что у всех списанных со счетов обществом людей еще есть надежда на спасение и свершения. А дети и старики даже могут объединяться в отличную команду, которая способна утереть нос многим.

Опыт и старость рыбака в рассказе американского классика преподносятся как преимущества. И правда, представьте, если бы рыбак был молод и полон сил, то он, скорее всего, не выдержал бы схватки с рыбиной и свалился бы без сознания. Молодой – да, старик – нет, никогда!

Размышлял много о героической фигуре рыбака сам Эрнест Хемингуэй. «Старик и море» (анализ подтверждает это) – памятник человеческому мужеству.

Рецензии на книгу Старик и море

#П3_1курс Список №3

На протяжении всей повести меня не покидало тревожное ощущение гнетущей скоротечности времени. Казалось, что вот-вот наступит момент и окажется, что это был предсмертный сон старика, что в море он не выходил вовсе, или что путешествие по морю он не переживёт. Я смотрела на оставшиеся страницы и обеспокоенно думала над судьбой главного героя, потому что, конечно же, хотелось, чтобы у книги был хороший конец.

Прежде всего, меня поразила забота мальчика о старике. Лично я таких детей в жизни не видела, неужели они на самом деле существуют? Так что этому старику досталось настоящее сокровище в виде этого мальчика, в котором он нашёл себе лучшего друга и помощника.

Также меня печально удивил аскетичный образ жизни старика: спит на газетах, которые скрывают пружины бывшей кровати, еды у него толком нет (только если мальчик что-то принесёт), снасти его тоже отслужили уже какой-то срок, а одежда в многолетних заплатах.

Не знаю почему, но меня сильно печалило то, что его главным счастьем во снах был берег Африки и маленькие львята — одно из воспоминаний его молодости. Ведь, по сути, воспоминания — лишь немногое из того, что у него осталось.

Из минусов повести я бы выделила только суховатые диалоги в начале и в конце книги. Я сначала подумала, что это перевод такой, но нет — глянула оригинал, а там то же самое. В диалогах мне не хватало эмоций персонажей. «Сказал, ответил, возразил» — всё. Если бы было что-то наподобие «вальяжно облокотившись о проём двери и иронично приподняв бровь, он с насмешкой ответил ему», то это значительно оживило бы книгу. А так создавалось впечатление, будто слова искренние, а интонации и речь — безжизненные.

Когда старик вышел в море, настроение произведения сменилось на меланхоличное одиночество. Там, на берегу, у старика был мальчик, а в море он остался один. И несколько раз он жалел, что недостаточно богат для того, чтобы позволить себе радио, которое бы с ним «разговаривало». И потому единственное, чем он мог себя хоть как-то увлечь — собственные мысли и разговоры вслух.

Поэтому отдельную тему являет собой философская составляющая повести. Здесь и скоротечность времени, тленность и слабость человеческого тела, сила духа, воли и веры, которые заставляют двигаться вперед тогда, когда, казалось бы, уже и надеяться не на что. Само море в книге можно сравнить с человеческой жизнью, пойманную стариком рыбу с мечтой, а нападавших акул с жизненными препятствиями и неурядицами.

А к морю у старика было особое отношение. Он говорил о нём la mar, в женском роде, потому что воспринимал как капризную женщину, чьё настроение может непредсказуемо меняться. Он воспринимал море как нечто, неподвластное человеку, которое может как дать что-то, так и забрать.

Потому и относился к пойманной рыбе, как к дару моря. И, с одной стороны, он был счастлив заполучить такой трофей, ведь марлин может кормить человека всю зиму. Но, с другой точки зрения, ему было её безумно жаль и он долго размышлял над тем, грешен ли его поступок.

Повесть произвела на меня приятное впечатление. Я прониклась сочувствием к старику и вздохнула с облегчением, когда он, несмотря на множество трудностей, всё же вернулся домой. Это произведение надо воспринимать как что-то большее, чем описание чьей-то жизни. Как это иногда бывает, всё самое главное кроется между строк.

«Человека можно уничтожить, но нельзя победить»

Для старика это не просто работа. Для него борьба в море – это способ доказать себе и обществу, что он все еще в обойме, а значит, не имеет права «отключаться» из-за голода и жажды, солнца и даже онемения конечностей, а уж тем более умирать.

Да, моряк не довез свою рыбу в этот раз, но он все равно совершил подвиг. И мы твердо верим, что у какого-то другого старика (необязательно покорителя морских далей) непременно будет возможность так же поквитаться с судьбой, как у его собрата, и сотворить что-то выдающееся.

Замечательный и популярный автор Эрнест Хемингуэй. «Старик и море» (анализ все-таки по своей природе не может передать всего обаяния произведения) – сочинение многогранное и бездонное.

Анализ повести 3

Произведение старик и море, написанное известным американским писателем, Эрнестом Хемингуем было впервые опубликовано в 1952 году.

Это произведение является повестью. Не смотря на то, что эта повесть достаточно коротка, в ней отражаются глубокие мысли и идеи.

В этой повести задействованы только два главных героя.

Это старик Сантьяго и юноша Манолин

Эта повесть отражает события происходившие в одной из колумбийских деревень. Сантьяго был старым и бедным стариком. Он уже много лет занимался рыболовством. Но к сожалению уже 84 дня у него не было улова. Местные жители считали что старику очень не везет в последнее время. Раньше у него была жена, но она давно ушла от него. Сейчас старик живет один .

Когда он выходит порыбачить ему помогает юноша, по имени Манголин. Он уже много лет был рядом со стариком. В первый раз Манолин пошел рыбачить когда ему было пять лет. В этот день они с Сантьяго поймали огромную рыбу. Эта рыба была очень сильна и отчаянно пыталась выбраться на свободу. Рыба была настолько сильна раскачала лодку, что она почти перевернулось. Несмотря на это интерес юного мальчика к рыболовле не иссяк.

Манолин был очень верным и всегда старался помогать своему наставнику. Он покупал ему наживу, и частенько угощал его кофе. Но родители Манолина были не в восторге от поведения их сына. Они настаивали, чтобы Манолин нашел другого рыбака, более удачливого.

Утром он снова решил пойти на рыбалку, но в этот раз он был один. Пару часов спустя он осознал что поймал рыбу, огромную рыбу. Это был марлин, длиною в пять метров.

Сантьяго кажется, что рыба вот-вот покажется на поверхности. Тогда он заколет ее гарпуном. На несколько секунд марлин всплывает. Сантьяго видит его фиолетовую спину и длинный нос, похожий на меч. Затем огромная рыба снова ныряет и чуть не опрокидывает лодку. Рыбак из последних сил удерживает равновесие. Он обращается к Богу, хотя и не верит в него. Еще один день борьбы на исходе. Старик вспоминает, как однажды мерился силой на руках с огромным чернокожим силачом. Их поединок занял целые сутки, и Сантьяго одержал верх. У него были и другие состязания. Он часто побеждал, но потом решил поберечь свою руку для рыбной ловли. Продолжая удерживать леску, старик удочкой ловит небольшую рыбешку и съедает ее.

Сантьяго жалеет огромного марлина, который голодает и сражается за жизнь. Но старик не собирается его отпускать. К ночи рыба устает и плавает кругами вокруг лодки. Наконец марлин приближается. Улучив момент, Сантьяго убивает его гарпуном. Старик закрепляет добычу за бортом и плывет к берегу. На запах крови приплывают акулы и начинают терзать тушу марлина. Рыбак пытается отогнать незваных гостей. Убив первого хищника, старик теряет гарпун. Еще в двух акул Сантьяго вонзает нож, но вскоре лезвие ломается. Тогда он вытаскивает дубинку и избавляется от четвертой акулы. Все хищники успевают оторвать от марлина по огромному куску мяса. Крови вокруг лодки становится все больше. Это приманивает еще одну группу акул. Старик отбивается от них дубинкой, но она ломается. Тогда в ход идет осколок румпеля. Акулы продолжают рвать добычу рыбака, и вскоре от марлина остается только скелет. Смертельно уставший Сантьяго возвращается домой. Позже его навещает Манолин. Увидев израненные ладони своего учителя, юноша рыдает. Он обещает, что теперь всегда будет ходить с ним в море. Мальчик верит в его мастерство и считает его лучшим, несмотря на период неудач. На рассвете рыбаки и туристы собираются вокруг лодки старика. С удивлением они рассматривают привязанный к ней огромный скелет. Сантьяго спит, и ему опять снятся африканские львы.

9 класс

  • Человечище как пишется правильно
  • Человек с разорванным сознанием герой сочинения дидро
  • Человек с большой буквы как пишется
  • Человек с горячим сердцем сочинение
  • Человек рождения для счастья как птица для полета сочинение