Человек в футляре план рассказа

Человеку нужно не три аршина земли а весь земной шар. а. чехов. крыжовник в 90-е годы xix века в жизни

Человеку нужно не три аршина земли…
А весь земной шар.
А. Чехов. Крыжовник
В 90-е годы XIX века в жизни страны происходят важные перемены, связанные со сменой глухой реакции подъемом и общественным оживлением. Более серьезной становится и тематика произведений А. П. Чехова, который пытается в своих рассказах решить проблему равнодушия, “футлярности” человеческих сердец и душ. Усложняя характеры своих персонажей, Чехов стремится теперь не только продемонстрировать омертвляющее воздействие среды, но и те внутренние механизмы,
которые управляют человеком, определяя всю его судьбу.
“Футляру” человеческой души, разным формам “улиточного” существования посвящены рассказы А. П. Чехова “Человек в футляре” и “Крыжовник”.
Запуганным жизнью человеком, постоянно опасающимся “как бы чего не вышло”, предстает перед нами Беликов из рассказа “Человек в футляре”. Учитель Бур – кин так рассказывает о своем товарище по работе: “У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе… футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний”.
В такой же “футляр” были закованы и мысли Беликова, для которого “были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь”.
Беликов боялся думать, чувствовать “не так”, поэтому во всем воздвигал вокруг себя невидимые стены, способные защитить его от неожиданностей.
Очень странно, но этого самого Беликова, опасающегося всего на свете, боялись не только гимназия, но и весь город. Никто не возмущался, не строил жизнь так, как хочется – все осторожно, молча и терпеливо ждали, чем все это закончится. Учитель Буркин тоже верил, что со смертью Беликова наступит освобождение от его тихого опасливого тиранства.
Однако, хотя Беликов умер, люди не изменились, поскольку их “футляры” остались на прежнем месте: “…жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая… Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!”
А ведь, действительно, “футлярность”, равнодушие могут быть не так сильно выражены в человеке, как в Беликове, но тем не менее значительно влиять на его жизнь. Тот же Буркин, рассказавший историю о Беликове, кажется, понимает весь глубокий смысл своего рассказа, но когда Иван Иванович, взволнованный историей, начинает говорить о лжи, лености, пустоте и праздности, лицемерии, бесцельности окружающей жизни, Буркин прерывает его: “Ну, уж это вы из другой оперы… Давайте спать”.
Тема “футлярности”, но в другой форме, раскрывается и в рассказе “Крыжовник” – истории, которую поведал товарищам Иван Иванович о своем брате – чиновнике Чимше-Гималайском. Воспитанный в деревне, на природе, этот чиновник в зрелом возрасте тосковал на своей должности в казенной палате. Всю жизнь он мечтал купить усадьбу, где мог бы развести свой крыжовник.
И, ущемляя себя во всем, бесконечно экономя, он таки осуществил свою мечту. Став помещиком, барином, этот “бедняга-чиновник”, сын солдата невиданно переменился, превратившись постепенно в тупого, самодовольного обывателя, равнодушного ко всем общественным и духовным интересам. Бестолково и невежественно творил он теперь “добрые дела… не просто, а с важностью”, по-барски размышлял о преждевременности образования для народа, о пользе и незаменимости телесных наказаний.
И при этом Чимша-Гималайский был уверен: “Я знаю народ и умею с ним обращаться”.
С болезненной иронией воспринимает Иван Иванович “счастье” своего брата, который заперся “на всю жизнь в собственную усадьбу” и по-детски радуется только одному – зеленому, кислому, твердому крыжовнику. Разоблачая эту особую форму “футлярности”, Иван Иванович рассуждает, что “счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча”. Но после прослушивания этой истории мы в который раз сталкиваемся с фрагментом “футляра”: после призывов Ивана Ивановича не успокаиваться, не усыплять себя его собеседники молчат, поскольку их не удовлетворил рассказ.
Им “хотелось почему-то говорить про изящность людей, про женщин”. А об Алехине – хозяине дома – сказано еще конкретнее: “Умно ли, справедливо ли было то, что только что говорил Иван Иванович, он не вникал…”
Обличая замкнутость, равнодушие, эгоизм в этих рассказах, А. П. Чехов утверждает, что задача человека – не ограничение жизненного пространства закостенелым, неразвивающимся внутренним миром, а движение вперед и активная борьба с общественным злом.
(No Ratings Yet)
Loading…

Похожие сочинения:

ТАКИЕ ЛЮДИ ПРИНОСЯТ СВЕТ (творчество Анны Ахматовой) Анна Ахматова. Теперь каждый культурный человек произносит это имя с великим уважением. Но всегда ли так было? Давайте вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи появились в России в 1911…
Образы “футлярных” людей в рассказах Антона Чехова В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме “маленького человека”. Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих…
Краткое содержание Крыжовник Антон Чехов А. П. Чехов Крыжовник Иван Иванович Чимша-Гималайский и Буркин заходят в имение небогатого помещика Алехина, который сам трудится на своих полях, несмотря на блестящее образование, им полученное. Иван Иванович рассказывает…
Кто такие отличники Пока мы учимся в школе, наши родители и учителя часто ставят нам в пример ребят, которых они называют “отличниками”. Однако кому, как не нам, знать, что “отличники” – это вовсе…
Кто такие братья Гримм? Кто такие братья Гримм? Очень часто, когда на обложке книги дети читают “Сказки братьев Гримм”, они думают, что братья Гримм и являются авторами содержащих в этой книге произведений. Однако это…
“Отцы такие дураки!” Я сам их приучил топтать меня ногами… Ради них я обесценил самого себя. О. де Бальзак. Отец Горио В романе “Отец Горио”, написанном Оноре де Бальзаком, мы являемся свидетелями многих…
Такие разные женские лица Александр Николаевич Островский начал писать еще в студенческие годы. Его литературные взгляды складывались под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала литературного пути объявил себя приверженцем реалистической школы….
Чем опасны Беликовы? Теплая погода. Ясный радостный, хотя и не солнечный день. Странная личность в темном теплом пальто на вате, в темных очках, в галошах, с зонтиком в чехле садится на извозчика и…
Сочинение на тему “Какие родители, такие и дети” Ради чего, собственно, создается Семья? Есть официальный брак, который подтверждает, что молодые люди любят друг друга? Если бы все семьи создавались на основе абсолютного взаимопонимания и гармонии, то парам бы…
Анализ стихотворения Ахматовой “Перед весной бывают дни такие Анна Ахматова однажды призналась, что не умеет дружить с женщинами, которых считает завистливыми, корыстными и глупыми. Однако в ее жизни все же была та, которую она хоть и с натяжкой,…
ТЕМА “ФУТЛЯРНОСТИ” В РАССКАЗАХ А. П. ЧЕХОВА ТЕМА “ФУТЛЯРНОСТИ” В РАССКАЗАХ А. П. ЧЕХОВА М. Горький писал Чехову: “Вы человек, которому достаточно одного слова для того, чтобы создать образ, и фразы, чтобы сотворить рассказ, дивный рассказ, который…
Анализ стихотворения Твардовского “Есть имена и есть такие даты Великая Отечественная война оставила в жизни и творчестве Александра Твардовского неизгладимый след. Достаточно сказать, что, начиная с 1941 года, фронтовая тематика стала основной в произведениях этого поэта, который в качестве…
“Маленькая трилогия” В девяностые годы в жизни страны происходят важные перемены. Глухая реакция сменяется общественным оживлением и подъемом. В эти годы с особой настойчивостью, на разных индивидуальных судьбах, писатель решает проблему равнодушия,…
Сочинение по роману Ивана Мележа “Люди на болоте”, на тему: “Любовь Василия и Ганны” В своем романе “Люди на болоте” Иван Мележ придумал множество образов, надолго западающих в память. Самыми яркими из них, несомненно, являются образы главных героев – куреневской красавицы Ганны Чернушки и…
О “Маленькой трилогии” А. П. Чехова В 1898 г. в печати появились три чеховских рассказа -“Человек в футляре”, “Крыжовник” и “О любви”, объединенных не только общим авторским замыслом, но и сходной композицией. Уже само название первого…
Сочинение на тему: “Нравственные качества человека” Нравственные качества человека Нравственная деградация, низость А. П. Чехов “Крыжовник” Жизнь за крыжовник Совсем маленький рассказ Антона Павловича Чехова вместил целую жизнь человека. Рассказ написан о жизни, а название у…
Тема пошлости и неизменности жизни в рассказе А. П. Чехова “Человек в футляре” В рассказе “Человек в футляре” Чехов протестует против духовного одичания, мещанства и обывательщины. Он ставит вопрос о соотношении в одном человеке образованности и общего уровня культуры, выступает против ограниченности и…
Образы “футлярных людей” в рассказах А. П. Чехова Русская литература 2-й половины XIX века Образы “футлярных людей” в рассказах А. П. Чехова Многие современники А. П. Чехова сетовали на то, что главная черта чеховских рассказов – это неопределенность…
Люди “дна”: характеры и судьбы На протяжении всего творчества М. Горького интересовал человек, личность, загадки его внутреннего мира. Человеческие мысли и чувства, надежды и мечты, сила и слабость – все это находит отражение на страницах…
“Люди холопского звания” Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счаcтья…
“Отчего люди не летают так, как птицы?” В январе тысяча восемьсот шестидесятого года впервые выходит в свет грандиозное произведение А. Н. Островского “Гроза”. Оно поражает читателей своим сюжетом и трагическим концом. Но наиболее обширным предметом для обсуждения…
Люди и судьбы в творчестве В. М. Шукшина Красной нитью через творчество В. Шукшина проходит красота и суровость родных алтайских пейзажей. Через любовь к своей малой родине Шукшин-писатель учился любить русскую землю, труд русского человека на этой земле….
Счастливые люди вокруг меня Каждый человек индивидуален и неповторим – это бесспорное утверждение. Но по разным причинам люди испытывают различные чувства и эмоции. При одной и той же ситуации один будет нервничать, расстраиваться и…
Катерина: “Отчего люди не летают?” Островский внес свой вклад в разработку образа русской женщины. Его героини в полном соответствии с уже установившейся традицией изображены как сильные, цельные натуры, которые оказываются нравственно выше слабых, неуверенных, сомневающихся…
БОГИ И ЛЮДИ В МИФАХ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ БОГИ И ЛЮДИ В МИФАХ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 1 вариант Мифы пришли к нам из глубины веков. Многие тысячелетия люди из поколения в поколение передавали рассказы своих предков, в которых нашли…
“Бедные люди” – первый роман Ф. М. Достоевского Достоевский родился в Москве, в семье врача. По воле отца он поступил в инженерное училище, хотя не испытывал никакого интереса ни к профессии инженера, ни к военной службе. Через год…
“Новые люди” в романе Чернышевского “Что делать?” Следом за отменой крепостного права в 1861 г. в русском обществе начали зарождаться люди небывалой прежде формации. В Москву, Петербург и прочие большие города из разных уголков России, чтобы получить…
Гибель человеческой души в рассказах А. П. Чехова В рассказах 90-х годов Чехов по-прежнему исследует жизнь не в общих явлениях, а в ее частных выражениях в сфере быта. На первый взгляд, мелкие и неважные темы выводят к социальноисторическим…
Онегин и Чацкий – разные люди одной эпохи Что происходило в России в начале 20-х годов XIX века? В ответ на усиление правительственной реакции в стране стали зарождаться тайные политические общества, ставящие своей целью коренное преобразование жизни на…
“Новые люди” в романе Николая Чернышевского “Что делать?” “Новые люди”, о которых писал в своем романе Чернышевский, являлись представителями новой фазы развития общества того времени. Мир этих людей формировался в борьбе со старым режимом, изжившим себя, но продолжавшим…
Кто такие “футлярные люди”?

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Образы «футлярных» людей в «маленькой трилогии» А.П. Чехова

Многие современники А. П. Чехова сетовали на то, что главная черта чеховских рассказов — это неопределенность и незавершенность, неясность того, что будет дальше, и отсутствие анализа причин того, что произошло. Один критик проницательно заметил, что «это не отсутствие художественного конца — это бесконечность, та победительная, жизнеутверждающая бесконечность, которая неизменно открывается нам во всяком создании подлинного искусства Очень часто Чехов обнаруживает в самых, казалось бы, заурядных людях неожиданные для читателей бесконечность, неисчерпаемость внутреннего мира. Именно так происходит, например, в рассказе «Душечка». Но непредсказуемость человека очень часто оборачивается разочарованием, когда человек вдруг, без каких-либо внешних причин, замыкается в себе и, как ни парадоксально, из-за этого себя теряет, тонет в мелкой, повседневной жизни. Именно этой теме посвящена трилогия, включающая рассказы «О любви», «Крыжовник» , «Человек в футляре», которые я и рассмотрю в этом сочинении. В рассказе «О любви» герой Алехин повествует собеседникам о неудачной истории своей любви: живя в деревне, он познакомился со своими соседями Лугановичами — супружеской парой — и полюбил Анну Алексеевну, которая также ответила ему взаимностью. Но эта любовь ничем не заканчивается в итоге: герои расстаются в вагоне поезда, увозящего Анну Алексеевну на курорт, понимая, что все потеряли, попусту потратив данное им время. На первый взгляд, тема «футлярности» — отнюдь не центральная в этом рассказе. Однако, присмотревшись к героям и их участию во всех событиях повнимательнее, читатель обнаруживает большую сложность проблемы. Так или иначе, «футлярными» оказываются все герои этого рассказа. Так, Алехин предстает образованным, умным человеком, тонко чувствующим и умеющим размышлять. Однако на протяжении всех отношений с Анной Алексеевной он притворяется только ее другом, не может и не хочет найти нужные слова, чтобы прояснить истинную природу того, что происходит между ними. И не последнюю роль здесь играет тот факт, что Анна Алексеевна замужем, а значит, признание в любви неизбежно повлечет за собой необходимость что-то менять, брать на себя ответственность за себя и за нее, за принятое решение. Решение возникшей проблемы — как раз то, что Алехин не в состоянии сделать, все время опасаясь, «как бы чего не вышло». Замкнутость на себе и в себе не позволяет ему пойти на объяснение с любимой женщиной — легче оказывается потерять любовь, чем принять решение и выйти за границы своей «скорлупы», своего «футляра». Так, личность Алехина по природе своей неоднозначна: он действительно является человеком образованным и интеллигентным, но одновременно закрытым от мира и от другого человека. Его раздвоенность проявляется и в противоположных оценках Лугановича. Кроме того, Алехин оказывается не способен увидеть, что Луганович также «футлярный» человек, который отличается от героя рассказа «Человек в футляре» Беликова только тем, что когда-то решился жениться. Герой рассказа «Крыжовник» долгие годы страстно стремился приобрести свое собственное имение, «есть на зеленой травке, спать на солнышке… глядеть на поле и лес». На это он кладет свою жизнь: служа чиновником, Николай Иванович Чимша — Гималайский всеми силами стремится накопить денег, чтобы приобрести свое собственное хозяйство. Его мечта в итоге сбывается, к несчастью для него: герой деградирует, перед этим сводит в гроб жену скупостью и экономией, теряет все, что имел когда-то. Когда брат приезжает в имение повидать его, то герой уже стал похож на толстую, жирную свинью — «того и гляди хрюкнет в одеяло». И все вокруг него — и собака, и кухарка — похожи на свиней. Однако и Иван Иванович является своего рода «футлярным» человеком, он вглядывается в новый образ Николая Ивановича, как в зеркало. Будучи человеком достаточно внутренне богатым, он ясно видит за внешним совершенным довольством брата безграничную узость, ущербность и уродливость. Очень важным является тот факт, что не только брат Ивана Ивановича претерпевает фатальные изменения личности, глубинная причина которых в том, что он закрыт от всех, но и сам Иван Иванович является человеком, который этому миру неоткрыт. Как образец поведения и единственную возможность существования он провозглашает драматизм, невозможность гармонии. Герой принципиально не доверяет человеческой личности, возлагая надежды только на возможность какого-то абстрактного счастья. И читатель может предположить, что одна из причин того, что случилось с его братом, состоит в том, что когда-то сам Иван Иванович не захотел пойти на контакт с ним, услышать его, тем самым подтолкнув его к «футлярности». Последним рассказом в трилогии является «Человек в футляре». В этом произведении масштабы закрытости, степень «футлярности» человека показана Чеховым как доведенная до своего апогея в образе главного героя — учителя словесности Беликова. Этот герой максимально ушел в себя — настолько, что парадоксальным образом стал тираном для всех окружающих, так что на его похоронах все внезапно чувствуют освобождение. Ситуация усугубляется тем, что Чехов делает своего героя учителем словесности. Такая профессия предполагает открытость к людям (иначе невозможно донести что-то до другого) и слову (или же человек никогда по-настоящему не поймет и не почувствует свой предмет), Беликов же отстранен от всех и всего настолько, насколько это оказывается в его силах. Герою предоставляется шанс изменить и себя, и свою жизнь, когда он знакомится с Варварой. Однако на такой кардинальный шаг герой не отваживается — его не хватает на это, он уже слишком глубоко и безвозвратно ушел в себя, замкнулся от всех и всего.
Исчезает близость между братьями, не складываются отношения влюбленных, гибнет от своей «футлярности» Беликов, нет настоящего понимания и между рассказчиками. Тема «футлярности» у Чехова — это тема отсутствия контакта и понимания между людьми, которые, замкнувшись в себе, уйдя в «футляр», оказываются не способными к близости с другим человеком и миром.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

Творческий путь Антона Чехова состоял из животрепещущих тем, близких читателям и по сей день. Писатель в своих произведениях поднимал очень актуальные и жизненные проблемы. Автор заставляет читателей поразмышлять, как выйти из той или иной ситуации. Произведение «Невеста» Чехов посвятил новым тенденциям в обществе, а именно обострению «женского вопроса» и поиску новых дорог для девушек, ограниченных узкими рамками патриархальных условностей. В рассказе писатель показал пустую и бесцельную жизнь провинциальных обывателей, которые не стремятся абсолютно ни к чему. Их внутренний мир опустошен. Чтобы быстро узнать основные события из произведения «Невеста» в сокращении, рассмотрим его краткий пересказ. Сюжет, конечно, не заменит полного прочтения книги, но поможет подготовиться к занятиям и освежить в памяти то, что Вы уже читали. Приятного просвещения!

Глава 1

Главной героиней произведения является юная девушка Надя Шумина. Читатель попадает в просторный дом, где живет Надежда вместе с семьей. Марфа Михайловна, богатая бабушка Нади, следит за оформлением пышного стола. Нина Ивановна, мать Нади, беседует со священником — отцом Андреем. Она еще молода и хороша собой. Еще в гостях присутствует сын священника — Андрей. 

Героиня готовится к свадьбе. Женихом девушки является сын священника Андрей. Героиня очень долго мечтала о данном событии, однако сейчас ей почему-то грустно, и она плохо спит по ночам. Ее тревожит, что жизнь всегда будет однотипной и рутинной.

Она вышла на улицу, а вслед за нею вышел Саша — еще один гость, сын обедневшей и ныне покойной дворянки, которому покровительствовала бабушка Нади. На свои средства она отправила его учиться живописи, но он еле-еле окончил курс и теперь работал не по специальности, так как был болен чахоткой и слабоволен. Сейчас Александр работает в одной из литографий в Москве. 

Зато рассуждал Саша очень пламенно и красноречиво. Герои обсуждают маму Нади. Признавая ее достоинства, Саша замечает, что ее прислуга спит на полу, среди клещей и тараканов. Хозяйки дома безразличны к их судьбе, хотя внешне они — сама гуманность. Также Саша критикует лень и пустоту, ставших основой быта и нравов семьи. Надя обиделась на него. Каждый раз приезжая, Александр упрекает Надю в том, что жизнь их семьи является однообразной и бесполезной. Герой утверждает, что необходимо учиться и заниматься полезным делом. Надя обычно не относилась всерьёз к его словам, однако перед свадьбой героиня задумалась. 

Застолье было скучным, оно подтверждало опасения Нади. Все эти разговоры о гипнотизме, вере, благотворительных вечерах она уже слышала. В таком настроении она ушла спать.

Глава 2

Андрей был добрым, красивым и умным, поэтому Надя согласилась выйти за него. Но теперь душа ее была полна сомнений.

Утром Надя встретила маму. Она занималась спиритизмом, гомеопатией и другими таинственными вещами, что раньше казалось Наде необыкновенным, но теперь она почему-то видела в этом ограниченность и нелепость. Мать не могла понять ее тревоги. Зато после трапезы к ней опять обратился Саша. Он считает жизнь ее семьи грешной и серой, не видит в ней смысла и просит Надю уехать, чтобы хотя бы она стала образованным и интересным человеком, который принесет обществу пользу. Надю тревожат сомнения, она ведь выходит замуж. Но мысли о правоте Саши все чаще и чаще посещают ее.

Вот и признания Андрея в любви она уже читала в каком-то романе. Подумав об их отношениях, она вдруг вспомнила, что ее мать не любила своего мужа и теперь, будучи вдовой, жила как в клетке — в полном подчинении у свекрови. Наде мама показалась несчастной и жалкой.

Глава 3

С приближением свадьбы Нади Саша резко передумал оставаться в гостях. Ему противно осознавать, что она выйдет замуж и повторит судьбу матери. Но его уговаривают погостить еще, хотя бы до 1 июля.

Жених показывает Наде дом, который был уже нанят для будущей молодой семьи. Невеста смотрит мебель, комнаты, картины. В этом Надя видит одну лишь пошлость. Девушка осознает, что не любит Андрея и никогда не питала к нему нежных чувств.

Андрей рассуждает о том, что Саша прав, говоря, что он ничего не хочет делать. По словам Андрея, ему противны даже мысли о труде. Он считает, что на Руси это в порядке вещей. Надя была раздосадована.

Глава 4

Невеста вдруг говорит своей матери, что совсем не желает выходить замуж, что не любит Андрея.  Она просит позволения уехать из города. Девушка не хочет, чтобы у нее была однообразная и монотонная жизнь. Однако мать Надю не понимает и советует потерпеть. В ответ Надя обрушивает на нее всю правду о том, что их жизнь бессмысленна и мелка. Мать признается героине, что хочет свободы от семьи, что из нее против воли сделали старуху. Она рыдает, а Надя ждет утра.

Надя пошла к Саше и призналась, что больше не может так жить. Главная героиня принимает решение уехать и рассказывает о своих мыслях Александру. Он рад за нее и решает помочь. План таков: делая вид, что нужно проводить Сашу, героиня отправляется вместе с ним на вокзал и садится в поезд, который идет в Москву. Далее главная героиня отправляется в Петербург учиться. Этот план нравится Надя, она засыпает счастливой.

Глава 5

Надя воплощает план побега в реальность. Уже в пролетке она рыдает и молится, а Саша утешает ее. Он обещает, что она точно не пожалеет о своем решении.

Надя в тревогой и верой в лучшее смотрит вдаль.

Глава 6

Спустя год Надя принимает решение ехать домой. Родные простили ее. Героиня сдала все экзамены. Прибыв в Москву, героиня вдруг встречается с Александром. Оказалось, что герой серьёзно болеет и думает отправиться на Волгу. Он уже кажется ей провинциальным, понятным. Но все равно Надя от души благодарит его за свое освобождение. 

Надя приезжает домой. Главная героиня чувствует себя чужой в родном городе. Ей абсолютно всё представляется старым, скучным и однообразным.  На фоне города здесь очень пусто, метафорой жизни выступают низкие потолки в доме. Мама и бабушка еще больше постарели и подурнели. Праздность и однообразие губили их. Мама и бабушка смогли простить героине её поступок, однако жизнь их изменилась. Из-за несостоявшейся свадьбы и побега Нади семья лишилась былого положения в обществе. Они не могут теперь свободно принимать гостей, а также свободно гулять по улице. Все оборачиваются, говорят о них, обсуждают. Дети называли Надю «невеста» и кричали это ей вслед. После побега внучки бабушка едва не скончалась, три дня лежала без движения, но потом простила ее и встала на ноги. Мама Нади нашла утешение в философии. Теперь она часто молится.

Саша пишет Наде, что во время путешествия очутился в больнице. Поэтому для Нади было неудивительным то известие, что герой скончался. 

После смерти Саша героиня окончательно чувствует себя чужой в родном городе. Она чувствует себя здесь ненужной. Главная героиня жаждет новой жизни и уезжает из города, думая, что навсегда.

Можно утверждать, что в своём произведении писатель показал невероятное стремление молодого поколения к новой жизни, наполненной пользой для общества. Автор показывает, как молодёжь хочет изменить жизнь к лучшему. Таким образом, рассказ Чехова отражает историческую обстановку второй половины девятнадцатого века. Так, представители нового поколения, пытаясь найти истину, вступали в революционные кружки и движения, желая добиться справедливости в обществе.

Автор: Виктория Комарова

«Человек в футляре» — небольшой рассказ Чехова, содержащий элементы гротеска, сатиры и философских размышлений о сущности человеческой личности. Многомудрый Литрекон предлагает Вам вспомнить, о чём это произведение, благодаря краткому содержанию, которое представлено ниже. Его прочтение освежит в памяти основные события из рассказа и может послужить в качестве аргументации в сочинениях. Здесь представлен не только сюжет, но и отзыв, который содержит анализ произведения в сокращении. Приятного просвещения! 


Краткий пересказ (502 слова): «Человек в футляре» — произведение А. Чехова, в котором историю жизни главного персонажа обсуждают после его смерти несколько отдыхающих охотников: ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин. Они рассуждали о том, какие разные характеры бывают у людей. Буркин перешёл к рассказу о своём коллеге, который недавно преставился. Это был учитель греческого языка Беликов. Он и есть человек в футляре.

Беликов жил уединённо, и его жизненным принципом было следующее: если что-то конкретное не разрешено правилами, уставами или прочим, значит, что это запрещено и делать этого нельзя совершенно. Не только его принципы были ограничены. Весь внешний вид Беликова твердил о закрытости: всегда ходил с зонтом и в калошах, для любого предмета у него был чехол или футляр. Этим он как бы закрывался от внешнего мира. Часто восторгался звучностью мертвого (не используемого) древнегреческого языка.

Для Беликова было яснее и понятнее читать про то, что запрещено, так как в тех вещах, которые разрешались, для него было что-то сомнительное, он находил там какие-то неразрешимые скрытые вопросы, и потому не любил, когда читал про какие-то позволения. Его мнительность заражала всё педагогическое окружение: остальные тоже начали переживать, как бы не дошло до начальства, например, что молодежь иногда проказничает. 

Также Беликов часто пугал товарищей своими посещениями. Он мог просто прийти и молча сидеть в квартире коллеги, и также молча уйти.

Далее рассказывают о поворотной ситуации в жизни учителя греческого языка: он, оказывается, однажды чуть не женился. Это была Варенька, сестра тогда нового учителя географии Коваленко Михаила Саввича. Это немолодая, лет 30, но высокая, чернобровая, шумная любительница малороссийских песен. Тогда у педагогов появилась мысль их женить, так как оба уже немолоды, а благосклонность друг к другу проявляют. Такой серьёзный шаг, как брак, как-то плохо повлиял на Беликова — он стал выглядеть ещё более болезненно, похудел. 

Как-то случилось так, что какой-то художник нарисовал карикатуру на Беликова и Вареньку. Картинку получили все, и это ужасно расстроило учителя греческого языка. Ещё в тот день он увидел, как Варенька, женщина, на которой он собирался жениться, катается с братом на велосипедах. Он недоумевал, прилично ли женщине, а также педагогу, ехать на велосипеде? Вечером он пришёл в дом к Коваленко, однако, застал там только брата, которому попытался внушить, что кататься на велосипеде преподавателю нельзя, на что тот рассердился, вытолкал из квартиры, после чего Беликов не удержался на ногах и скатился с лестницы. Варенька, которая в этот момент вошла в дом, подумала, что жених упал случайно, по рассеянности, и засмеялась. После этого сватовство кончилось. Беликов убрал портрет Вареньки со стола, перестал вставать с кровати, а слуга его, Афанасий, даже спрашивал у Буркина, который зашёл проведать товарища, не нужен ли господину доктор. Сам же учитель греческого языка общаться отказывался. Через месяц умер. Рассказчик вспоминает счастливое выражение лица Беликова, словно он рад, что теперь навсегда останется лежать в футляре, из которого ему не выйти никогда. Также отмечается приподнятое настроение после похорон, будто после смерти человека в футляре появилась какая-то свобода. Буркин рассуждает, сколько ещё таких Беликовых есть на свете, которые не хотят вылезать из своего футляра и тянут остальных с собой. 


Отзыв (279 слов): «Человек в футляре» — хорошее произведение, которое демонстрирует ограниченность человека, склонного всю жизнь смотреть на вещи однобоко, так, будто любое нововведение опасно и недопустимо. Мое мнение о нем, как и мое отношение к творчеству Чехова в целом, положительное, ведь проблема Беликовых и их тлетворного влияния остается актуальной по сей день.

Прототипом Беликова мог быть публицист М. Меньшиков, хотя образ героя скорее собирательный, так как Чехов упоминал и своего брата: он тоже в любую погоду носил с собой зонтик. Именно это произведение породило нарицательный термин «человек в футляре», то есть такой человек, который закрывается ото всех и от мира, погружая себя в какую-то оболочку, чехол. В обозначении и описании этого феномена и состоит главная мысль рассказа «Человек в футляре». Автор заставляет нас задуматься, насколько мы свободны от своих предрассудков? Такое впечатление, что каждый герой его рассказа избирает свой футляр, но ни один из них не находит счастья в тесных рамках зоны комфорта.

Чему учит рассказ «Человек в футляре»? Читатели и критики отмечают, что произведение начинается на комической ноте, а заканчивается серьёзным размышлением. Так, Буркин задумался, сколько ещё таких Беликовых есть на свете, ведь они заражают своим ограниченным мышлением других. 

Что можно почерпнуть из рассказа? Не стоит прятаться от внешнего мира в кокон, а также не стоит поддаваться пагубному влиянию тех людей, которые уже там. К тому же, не всякое позволение означает хаос и вседозволенность. Люди склонны совершать и ошибки, и хорошие дела, что вовсе не должно регулироваться запретами и ограничениями. Человек наделен свободой выбора, и в этом проявляется его сущность.

Таким образом, этот рассказ может служить назидательным примером для тех, кто привык вписываться в рамки. Для других читателей автор приготовил другой урок: не стоит пытаться насильно вытащить человека из них.

Автор: Александра Новикова

История повествует об учителе Беликове, преподающем мертвые языки, который пытался засунуть жизнь «в футляр». Происходит переосмысление образа маленького человека. Главный герой более масштабен, нежели гоголевские персонажи. Он – воплощение так называемой «футлярности», целого общественного явления, сильно отражающегося на жизни человека.

Герои рассказа А. П. Чехова о маленьком человеке

Главных героев здесь трое:

  1. Беликов – главная фигура. Преподает греческий и латинский языки. Коллега соседа того, кто ведет рассказ, товарища Буркина.
  2. Коваленок Михаил Саввич – смуглый, молоденький учитель географии. Преподает также историю. Высокого роста. Имеет громадные руки. Хохол.
  3. Варенька – 30-летняя сестра Коваленко. Чернобровая, румяная, высокая и стройная. Настоящая мечта мужчин.

Также на страницах рассказа встречается Буркин (учитель гимназии и сосед главного героя, который рассказал его историю Ивану Ивановичу) и Чимша-Гималайский Иван Иванович – ветеринар.


Краткий пересказ «Человека в футляре»

История начинается с Ивана Ивановича и Буркина. Мужчины отправились охотиться и решили устроить привал на самом краю села Мироносицкое. Им «подвернулся» старенький сарай старосты Прокофия. Спать никак не хотелось – решили устроить «вечер историй» друг другу. Постепенно диалог перешел на тему одиноких людей, которые похожи на улиток или отшельников.

Буркин начинает припоминать жизнь некого Беликова, местного погибшего учителя греческого. Тот выглядел «странноватым» — при любых обстоятельствах надевал калоши, брал с собой зонтик и накидывал ватное теплое пальто. Казалось, что этот человек – «не от мира сего».

У каждой вещицы в доме Беликова был собственный чехольчик – даже для перочинных ножей и часов. Лицо мужчины казалось тоже «упакованным в футляр», потому что свой нос он постоянно прятал под воротник и носил очки.

Если читать краткое содержание рассказа «Человек в футляре», можно заметить, что даже языки, которые преподавал Беликов – это способ уйти от реальной жизни. Мужчина хорошо понимал газетные статьи, но лишь те, где что-то запрещали. Отступления от правил вызывали у героя уныние. Мнительность и осторожность учителя угнетала весь городок.

Но и дурные привычки у Беликова тоже имелись. Например, он считал своей прямой обязанность, настоящим долгом, ходить в гости к соседям. Только мужчина там не веселился – только молча сидел, а затем уходил. Буркин хорошо знал этого странного человека, так как тот жил по соседству.

Несмотря на странности, однажды данный «футлярный» человечек чуть не выбрал себе жену и не связал себя узами брака. Это произошло, когда в гимназию перевели нового преподавателя. На директорских именинах Варя и Беликов были рядом, а Михаил Саввич хотел их поженить. Действующему персонажу стали говорить о необходимости свадьбы, да и Варенька не сильно протестовала – местная странная фигура казалась ей весьма интересной.

В итоге главный герой соглашается жениться. Он часто появляется у девушки дома, но с предложением руки и сердца не торопится. Вскоре мужчина делится с Буркиным сомнениями – все дело в характере невесты. Взбалмошная, непредсказуемая, немного «себе на уме». А брак для «футлярного» человека оказался крайне серьезной вещью.

У Вари есть брат, которому сестричкин жених не понравился сразу, но в отношения он не лез. В один прекрасный день перед домом Беликова, прямо на заборе, кто-то нарисовал смешную картинку. Там был преподаватель со своей невестой под руку. Выглядело сие творение отвратительно.

Выйдя из дома, действующий персонаж заметил не только «шедевр», но и Коваленок с сестрой, которые катались на велосипедах. Было весело. Всем, кроме Беликова – он ужасался от поведения будущей супруги. Велосипед явно не для нее!

На следующее утро мужчине не здоровилось. События минувшего дня не давали покоя. Пришлось даже пораньше уйти с работы. К вечеру суженый пошел к Коваленкам, но кроме брата невесты никого не застал. Ему мужчина объяснял, что велосипеды для девушки – это неприлично, чем рассердил в итоге Михаила Саввича. В итоге Коваленко спустил учителя греческого с лестницы, когда тот решил сообщить обо всем директору.

В это время вернулась Варенька. Завидев лежащего на полу жениха, она засмеялась, и очень звонко. А все из-за того, что подумала – мужчина сам свалился. Это так нелепо! Беликов ужаснулся – городок небольшой, о его позоре все быстро узнают. Горе сгубило персонажа. Он вернулся домой, лег на кровать и больше не смог подняться. Через месяц выяснилось – местный «странный» погиб. В городке стало спокойнее, жители просто выдохнули с облегчением.

Основная мысль произведения

Это – краткий рассказ интересной истории «Человек в футляре». Здесь поднята проблема «футлярности» людей. Они боятся окружающего мира, с трудом переживают изменения и оглядываются «как бы чего не вышло».

Чехов в своей истории на примере Беликова показывает все минусы «футлярности» и указывает на то, что такой образ жизни ведет к деградации общества и личности.

  • Человек в футляре итоговое сочинение аргументы
  • Человек в футляре краткое сочинение
  • Человек в творчестве горького сочинение 11 класс на дне
  • Человек в зеркале человечества сочинение
  • Человек в группе сочинение