Человек в футляре краткое сочинение

Автор на чтение 21 мин. опубликовано 02.03.2021 скачать: первая публикация рассказа произошла в 1898 году. это первая часть маленькой трилогии,

На чтение 21 мин. Опубликовано

Скачать:

Первая публикация рассказа произошла в 1898 году. Это первая часть ‹‹маленькой трилогии›, состоящей из трех историй. Образ и характеристика Беликова из рассказа Чехова ‹‹Человек в футляре›› ведущий в произведении. Главный герой прятался от жизни, ограждая себя от внешних проявлений и только после смерти смог найти успокоение. Футляр, в котором его уже ничто не потревожит.

  • Беликов — центральный персонаж. Учитель греческого языка. ‹‹Человек в футляре››

Образ

Мужчина средних лет. Возраст Беликова слегка перевалил за 40. Мелкий, не примечательный человек. Лицо бледное, маленькое. Темные очки подчеркивали его бледность. Улыбался кривой улыбкой и сам был словно скрюченный под тяжестью гнетущих забот. Выходя из дома постоянно брал зонт, даже если погода обещала быть солнечной. На ногах нелепые калоши, сверху накинуто утепленное пальто, ворот высоко поднят. Внешний вид говорит сам за себя. Он сознательно прятался от всего, что происходит в мире. Его жизнь скрыта ото всех. Создав для себя своеобразный футляр, он чувствовал себя защищенным от внешних воздействий. Каждая вещь у Беликова бережно хранилась в чехле: часы, перочинный нож, зонт.

«…был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате…»

«…ему давно уже за сорок…»

«…он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх…»

Характеристика

Беликов являлся натурой скрытной, замкнутой, напичканной предрассудками. Друзья отсутствовали. Необщителен, чересчур подозрителен. Мужчину преследует постоянное желание спрятаться в свою раковину, футляр, надежно защищающий его. Даже пришедшие в голову мысли держит в футляре. Высказывания весьма ограниченны и узки. Он не понимал настоящего, предпочитая жить прошлым. Оно вселяло дикий страх и ужас всего нового. Он опасается наперед любых происшествий, что явно проявляется в повседневных деталях образа жизни. Малейшее отклонение от норм способно вывести из равновесия. Его боялись и ненавидели. Вся жизнь Беликова идет по принципу, как бы чего не вышло.

«…действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было»

С окружающими людьми взаимоотношения не складывались. Его внутренний страх передавался людям, работающим с ним в одном коллективе. За пятнадцать лет преподавательской деятельности, он умудрился сделать все, чтобы его в гимназии возненавидели. Стоило ему появиться, сразу становилось душно, словно от нехватки кислорода. Дурному воздействию подвергались не только учителя, но и ученики. Он безжалостно отчислял их из школы, если замечал за учащимися любое проявление современности.

Любовь в жизни Беликова

Однажды Беликов чуть не связал себя узами брака. Он пал под влиянием женских чар молодой девушки Вареньки, сестры одного из коллег по работе. Встречи, ухаживания, прогулки все вело к скорой свадьбе, но состояться ей было не суждено. На глазах невесты его выталкивает из квартиры ее брат. Он катится кубарем вниз к ногам Вари. При виде комичного зрелища девушка не может сдержать приступ смеха. Такой позор Беликов не мог перенести. Он переживал, что об этом случае может узнать весь город. Захворал учитель, слег в постель . Месяц пролежал и умер в собственной кровати. 

Он так и не познал радость жизни и свободы, но это осознанный выбор. В гробу выражение лица покойного выглядело кротким, приятным и даже веселым. Он словно рад, что обрел футляр из которого не выбраться. Люди, возвращавшиеся с кладбища, почувствовали небывалое облегчение после смерти Беликова, словно с плеч свалился тяжкий груз. Они давно не испытывали подобного удовольствия от ощущения полной свободы.

Добавить в избранное

illjustracija-Chelovek-v-futljare-Belikov-Hudozhnik-D-Dubinskij.jpg

Господин Беликов является главным героем рассказа «Человек в футляре» Чехова. В этой статье представлен образ и характеристика Беликова в рассказе «Человек в футляре», описание внешности и характера героя, его портрет в цитатах.Все материалы по рассказу «Человек в футляре»>>

Образ и характеристика Беликова в рассказе «Человек в футляре»

Беликов — учитель греческого языка: «…некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ…»Внешность Беликова: «…своими темными очками на бледном, маленьком лице, – знаете, маленьком лице, как у хорька…» «…и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой…» «…рядом с ней Беликов, маленький, скрюченный, точно его из дому клещами вытащили…» «…говорил он мне со слабой кривой улыбочкой…»Даже в хорошую погоду Беликов ходит в калошах, с зонтом и в теплом пальто:«…Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате…» «…однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком…» «…человек, который во всякую погоду ходит в калошах…» «…А под вечер оделся потеплее, хотя на дворе стояла совсем летняя погода…»Возраст Беликова — за 40 лет: «…Ему давно уже за сорок…»Беликова называют «человеком в футляре», потому что он любит одиночество и прячется от окружающего мира: «…еще глубже ушел в свой футляр…» «…у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний…» Беликов держит свои мысли в футляре. У него «футлярные», узкие соображения: «…И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр…» «…он просто угнетал нас <…> своими чисто футлярными соображениями…»Беликов хранит свои вещи в футлярах и чехлах — зонт, часы, нож и т.д.: «…И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике…»Беликов — тревожный, робкий человек: «…Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; Беликов любит древние языки, потому что они отвлекают его от действительности: «…древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни…» «…О, как звучен, как прекрасен греческий язык! – говорил он со сладким выражением…»Беликов все время боится, «как бы чего не вышло»: «…Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой и говорил тихо: – Оно, конечно, так‑то так, все это прекрасно, да как бы чего не вышло…»Беликов не любит, когда кто-то нарушает правила: «…Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? Если кто из товарищей опаздывал на молебен, или доходили слухи о какой‑нибудь проказе гимназистов, или видели классную даму поздно вечером с офицером, то он очень волновался и все говорил, как бы чего не вышло…» Беликов — чрезмерно осторожный и мнительный человек. Этим он угнетает окружающих: «…А на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот‑де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, – ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло…»Беликов — солидный, уважаемый человек: «…за такого солидного, всеми уважаемого человека, как Беликов…»Беликов работает в гимназии 15 лет: «…держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет!..»Беликов ходит в гости для приличия, а не ради удовольствия: «…ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал это своею товарищескою обязанностью…» Учителя и даже директор боятся Беликова: «…Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся…» «…вот подчинились же, терпели… То‑то вот оно и есть…»Весь город боится Беликова: «…однако же этот человечек <…> держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город! Наши дамы по субботам домашних спектаклей не устраивали, боялись, как бы он не узнал; и духовенство стеснялось при нем кушать скоромное и играть в карты…»Беликов создает вокруг себя удушающую атмосферу, как в полицейской будке: «…Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая. Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке…»Обстановка в квартире у Беликова похожа на футляр: «…И дома та же история: халат, колпак, ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, ограничений, и – ах, как бы чего не вышло. Спальня Беликова тоже похожа на футляр или ящик: «…Спальня у Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом…»Беликов боится общественного мнения. Он не хочет, чтобы о нем думали плохо: «…Женской прислуги он не держал из страха, чтобы о нем не думали дурно…» «…Постное есть вредно, а скоромное нельзя, так как, пожалуй, скажут, что Беликов не исполняет постов, и он ел судака на коровьем масле, – пища не постная, но и нельзя сказать чтобы скоромная… Беликов боится, что его слуга его убьет, что его обворуют и т.д.: «…И ему было страшно под одеялом. Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны…»Беликов по натуре одинокий человек. Он не любит быть среди людей: «…а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко…»Беликов не любит шум: «…Очень уж шумят у нас в классах, – говорил он, как бы стараясь отыскать объяснение своему тяжелому чувству…»Беликов очень почтительно относится к властям: «…И прошу вас никогда так не выражаться в моем присутствии о начальниках. Вы должны с уважением относиться к властям…»Учитель Коваленко считает Беликова «фискалом», «мерзкой рожей» и «Иудой»: «…не понимаю, как вы перевариваете этого фискала*, эту мерзкую рожу…» (*фискал — то есть ябедник, доносчик) «…Я не люблю фискалов…» «…Уеду, а вы оставайтесь тут со своим Иудой…»

Знакомство с Варенькой и смерть Беликова

Однажды Беликов знакомится с девушкой Варей. Он почти женится на ней, но их отношения ни к чему не приводят:

«…этот человек в футляре, можете себе представить, едва не женился…» 

«…Да, едва не женился, как это ни странно…»

Однажды брат Вареньки выгоняет Беликова из квартиры и толкает с лестницы. Варя видит позор Беликова. Он не переносит этого и заболевает:

«…Вернувшись к себе домой, он прежде всего убрал со стола портрет, а потом лег и уже больше не вставал…»

Через месяц Беликов умирает:

«…Через месяц Беликов умер. Хоронили мы его все, то есть обе гимназии и семинария…»

Это был цитатный образ и характеристика Беликова в рассказе «Человек в футляре» Чехова, описание внешности и характера, портрет в цитатах.Смотрите: Все материалы по рассказу «Человек в футляре»

В рассказах А. П. Чехова тонко и точно отражается жизнь. Его персонажи в рассказах предстают особенными, утрированными образами тех людей, которых мы можем встретить в жизни. Рассказ «Человек в футляре» рисует читателю жизнь человека, который боится всего нового. Беликов – человек в футляре, жизнь которого превращается в постоянный страх. В силу своей профессии он не только страдает сам, но и заставляет страдать всех остальных.

Внешность Беликова

Даже внешний вид Беликова дает понять, что он хочет спрятаться как можно дальше от всего, что происходит в мире. Он постоянно кутается в фуфайку, как в чехол. Весь скрюченный, маленький, он просто не дает миру проникнуть в его душу, не раскрывает свою жизнь никому и ничему. Свое маленькой, бледное лицо, как у хорька, он прятал за стеклами темных очков и в поднятом воротнике. Даже уши он закладывал ватой, чтобы внешний мир никак не мог проникнуть в его футляр. Даже в хорошую погоду на улицу он выходит укутанный – в теплом пальто, в калошах. С собой у него всегда зонт, который, кстати, он тоже носит в отдельном футляре. В отдельных чехлах Беляков носит все: часы и даже нож для того, чтобы подточить карандаш.

Характер Белякова

Характеристика Белякова «человек в футляре», в этой фразе вся суть характера персонажа. Вся его жизнь закована в футляр. Он закрыт и одинок, необщителен и подозрителен. У него наблюдается постоянное стремление спрятаться от мира, окружить себя защитной оболочкой. Даже свои мысли он старается держать в этом футляре. Но даже если он ими с кем-то делится, оказывается, что они запылились, устарели.

Беликов – человек пугливый, робкий. На самом деле он очень боится действительности. От нее он прячется во всевозможные футляры. Даже его профессия – преподаватель греческого языка, своеобразный футляр. В старинные языки он прячется т действительности. Он почитает прошлое, боясь не только будущего, но и настоящего. Его основной принцип жизни – «Как бы чего не вышло», который тоже сам по себе является футляром. Своего главного героя автор наделяет максимальной старомодностью, боязнью жизни, и это проявляется во всем: во внешности, характере, профессии, образе жизни.

Влияние на окружающих

Беляков не только сам боится жизни, но и отравляет ее всем окружающим. За те 15 лет, что он проработал в гимназии, она превратилась в такой же футляр, в котором жил герой. Его страх, как плесень, распространяется в тех местах, где он находится. Вокруг себя он создает атмосферу, наполненную удушием, боязнью, кислотой. Именно такой предстает гимназия в глазах читателя, где все учителя подверглись влиянию Беликова, а перспективных учеников выгоняют за любе проявление современности.

Чехов рисует своего персонажа отвратительным. Он не только портит жизнь самому себе, но и отравляет ее всем окружающим. Даже чуть было не женившись, Беляков закрывается в своем футляре после неудачи. В нем же он и умирает. Чего же так боялся Беляков, если самое страшное в жизни – прожить ее в таком футляре, и умереть в нем же, не узнав радости и свободы этой жизни.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Беликов («Человек в футляре»), описать жизнь персонажа, дать ему подробную характеристику.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 12

    В каком году был написан рассказ Чехова «Человек в футляре»?</h3>

    • <label>1896;</label>
    • <label>1897;</label>
    • <label>1898;</label>
    • <label>1899.</label>

(новая вкладка)

В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

   Характеристики   /   Чехов А.П.   /   Человек в футляре

Смотрите также по произведению «Человек в футляре»

ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ

Беликов — главный герой, гимназический учитель греческого языка. О нем рассказывает ветеринарному врачу Ивану Иванычу Чимше-Гималайскому учитель гимназии Буркин. В начале рассказа он дает полную характеристику В.: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни».

соглашается, однако мысли о женитьбе повергают его в изнурительную тревогу, так что он худеет, бледнеет и еще глубже уходит в свой футляр. Его смущает прежде всего «странный образ мыслей» его возможной невесты и ее брата. Он много гуляет с Варенькой и часто захо- дит к ним в гости, но с предложением тянет. Однажды Б. видит ] ее с братом катающимися на велосипедах, и это приводит его в оторопь. Он идет к Коваленко, который ненавидит его, и «как старший товарищ», предостерегает: такая забава, как езда на велосипеде, — «совершенно неприлична для воспитателя юношества». Кроме того, он предупреждает коллегу, что должен будет доложить о состоявшемся разговоре директору гимназии. В ответ Коваленко заявляет, что не любит фискалов, и спускает Б. с лестницы. После всего случившегося герой заболевает и через месяц умирает. Буркин резюмирует: «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже) веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет».

Просмотров: 81564

Он не олицетворяет себя с целым миром, он создал внутри себя маленький мирок, который откроется только ему одному и никому другому он будет неведом. Характер его весьма подозрительный, ведь этот человек совершенно не любит разговаривать, очень замкнут в себе и даже немного стеснителен. Все это не дает ему полноценно проживать свою жизнь. Каждый человек, который его окружает, кажется ему врагом и человеком, которому не стоит доверять, так как он посторонний.

Профессия в которой он уже долгое время работает, это учитель греческого языка. Для него это своего роде место, где он может забыться и жить в старом времени, не обращая внимания на то что, то время о котором он говорит уже давно прошло. Автор произведения Чехов, наделяет своего персонажа чертами, скромности, сдержанности, скрытности, робости и это только начало списка. А сам персонаж, прежде всего, показывается как человек, который привык думать и жить в прошлом времени.

Сочинение 2

Рассказ «Человек в футляре» — сатирическое произведение, в котором А.П. Чехов вытаскивает на свет неприглядные черты человеческой натуры: закрытость, мнительность, необщительность и  подозрительность. Все эти качества заключены в главном герое произведения — учителе греческого языка Беликове.

Жизнь и поведение Беликова полны странностей. Все, что только можно, он прячет в чехол: очки, часы, зонтик, нож, да и самого себя, вечно до самого лица кутаясь в ватное пальто и обуваясь в калоши в любую погоду.

Окружающая мир — вечный раздражитель для Беликова, от звуков которого он отгораживается, затыкая уши ватой. Даже свой дом этот странный человек превратил в своеобразный футляр, где спал под ватным одеялом, предварительно закрыв ставни. Но даже и это не приносило покой — Беликов опасался, что его  ограбят, а то и, чего доброго, зарежет во сне слуга. Неудивительно, что наутро учитель гимназии оказывался невыспавшимся, понурым и бледным.

Тем не менее, Беликов через свой многослойный «футляр» все же осознавал, что живет в социуме и работает в коллективе, как бы это прискорбно для него не было. В связи с чем считал себя обязанным «поддерживать добрые отношения с товарищами».  Это выражалось в том, что он просто приходил домой к своим коллегам и часами молча сидел, даже не пытаясь завести или поддержать беседу. Можно представить, как он невыносимо при этом страдал.

Несмотря на свое угнетающее воздействие на окружающих, Беликов пользовался неким подобием авторитета среди своего окружения. Его побаивались, опасались даже повышать голос в его присутствии, не говоря уже об игре в карте. Приверженец досконального соблюдения всех приказов и циркуляров, Беликов не гнушался докладывать «куда следует» обо всех, даже мельчайших и незначительных нарушениях. И настолько это человек мог подавлять собой, что побаивалось его даже начальство и духовенство. «Как бы чего не вышло» — под таким девизом жил Беликов и таково было его отношение к любым, выходящим за рамки общепринятых, действиям.

Беликов был одинок, что естественно для такого человека, как он. Женщин он не держал даже в услужении, опасаясь, что о нем плохо подумают. Но жизнь полна парадоксов, и Беликов однажды даже почти женился. На эту мысль, сами не понимая зачем, навели его коллеги по гимназии. В невесты прочили Веселую хохотушку Вареньку, сестру одного из преподавателей, полную противоположность Беликову  во всем. Удивительно, что и Варенька была «непрочь замуж». По тем временам она считалась «старой девой», а Беликов при своем положении и должности был для нее если не завидной, то вполне приемлемой партией.

Несмотря на вечные опасения Беликова «как бы чего не вышло», дело медленно, но неукоснительно шло к свадьбе. Даже брат Вареньки, который Беликова на дух не выносил, предпочитал не вмешиваться в дела сестры. Но дело испортил случай — рядовой для любого нормального человека, но экстраординарный для «человека в футляре». Беликов увидел, как Варенька и ее брат катаются на велосипеде.

Этот эпизод в рассказе наглядно показывает, насколько архаичны были представления Беликова о нормальной человеческой жизни. По его мнению, ни девушка, ни преподаватель гимназии не имеют права кататься на велосипеде. Этим они якобы роняют свое достоинство и показывают плохой пример ученикам, которым «только и остается, что стоять на головах».

Со стороны Беликова было непростительной ошибкой явиться со своими нелепыми претензиями к брату Вареньки. Логичный исход этой беседы: «человек в футляре» был спущен с лестницы и опозорен перед несостоявшейся невестой. Больное воображение Беликова дорисовало и еще более ужасные последствия этого случая: карикатуры на него, позор перед коллегами и начальством и неизбежное прошение об отставке. С горя Беликов заболел и вскоре умер.

Коллеги хоронили его с тщательно скрываемой радостью.  Беликов не только сам жил в «футляре», но и заставлял так жить остальных. С его кончиной все вздохнули с облегчением. Однако таких, как Беликов, на свете осталось еще немало. Да и каждому следует задуматься, а не живет ли в футляре он сам. Ведь все то, что Чехов собрал в утрированном образе Беликова, по отдельности можно обнаружить в каждом из нас.  Главное, увидев в себе малейшие признаки консерватизма, нежелания двигаться вперед, страх свободно вздохнуть и жить полной жизнью — вспомнить человека в футляре и, посмеявшись над ним и над собой, сломать и выбросить свой «футляр» навсегда.

9 класс

<glav>Другие темы:</glav>← Анализ рассказа «Смерть чиновника» ↑ ЧеховХарактеристика Ионыча Старцева → `

Беликов в рассказе Человек в футляре

belikov-v-rasskaze-chelovek-v-futlyare.jpg

Популярные сочинения

  • Что такое Раскаяние — сочинение рассуждение (15.3 9 класс ОГЭ)

    Раскаяние – это одна из главных составляющих нравственности человека. Очень хотелось бы, чтобы каждый из нас мог со стороны оценивать, взвешивать собственные негативные слова и проступки, и, конечно же, делать их произошедшего вывод.

  • Сочинение В чем трагедия Евгения Базарова в романе Отцы и дети

    Трагедия Базарова, я считаю, в его характере. У него отрицание всего, как у подростка. Как у моего брата, например. Брат мой говорит, что все взрослые и почти все подростки живут неправильно

  • Сочинение-описание по картине Портрет Н.В. Кочубей Кипренского

    Перед нами репродукция картины Ореста Кипренского Портрет Н.В. Кочубей. Известно, что на момент создания картины девочке было всего 12 лет. Художник рисовал ребенка, как взрослую девушку. Наталья

Используемые источники:

  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/2765-harakteristika-belikova-chelovek-v-futlyare.html
  • https://www.literaturus.ru/2016/03/belikov-chelovek-v-futljare-harakteristika-obraz.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/chelovek-v-futlyare/belikov-harakteristika.html
  • https://lit-helper.com/p_chelovek_v_futlyare_harakteristika_obraza_belikova
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/chekhov/belikov-v-rasskaze-chelovek-v-futlyare

  • Человек в зеркале человечества сочинение
  • Человек в группе сочинение
  • Человек в очках евсеева сочинение
  • Человек биосоциальное существо рассказ
  • Человек без мечты как птица без крыльев сочинение