В произведениях А.Чехова можно встретить не только тонкую сатиру. Талантливый прозаик обладал наблюдательностью опытного психолога. Рассказ о маленьком человеке, боящемся жизни, написан в сатирической форме. Автор смеется над самой природой этого явления и предупреждает о том, что любому человеку очень просто закрыться от жизни футляром. Футляр означает свод неписанных законов, которыми люди привыкли ограничивать себя. Человек, живущий в плену условностей, болен. Он добровольно заточил себя в мире запретов. Обитателю укромного мирка нравится существовать в закупоренном пространстве по своим правилам. Но второму человеку уже нет места в душном уголке, поэтому футляр обрекает своего пленника на одиночество.
Главному герою рассказа Чехова, учителю Беликову, постоянно кажется, что случится нечто непредвиденное, способное разрушить намеченные планы. Поэтому Беликов никогда не снимает калош, всегда поднимает воротник, носит зонт в погожие дни и скрывает взгляд за темными очками. Он боится реальности и ненавидит происходящее. Облачившись в футляр, он ограждает себя от окружающего мира. Беликов давно забыл о духовных ценностях, и не позволяет себе эмоций.
В рассказе присутствует история отношений Беликова с девушкой Варей, которая надеялась вызволить героя из футляра. Но он только крепче в нем закрывался, пугаясь разговоров о женитьбе.
По мнению автора, самая ужасная беда для человека – безразличие к жизни. Беликов так погружен в себя, что не замечает красочный мир за своим футляром. Он равнодушен к тому, что происходит вокруг него, только бы соблюсти приличия.
Люди, подобные Беликову, отказываются от жизни, выбирая жалкое существование. Они не допускают судьбоносных вторжений, несущих перемены. Беликов сам не смог обрести счастье и никого не осчастливил. Он испугался развития чувств и предпочел заменить счастье покоем.
Автор постепенно подводит читателя к выводу: необходимо избавиться от футляра. Иначе замкнутого человека ожидает трагическая судьба. Беликов в итоге умер одиноким и некому его оплакивать. Нет родных и близких, отсутствуют последователи и достижения. Так никчемно закончилась его земная дорога.
Сочинение 2
Бывает, что человек создаёт себе свой собственный мирок, в котором он прячется от всех, закрываясь в нем, подобно какой-нибудь вещи, запакованной в футляр. Его не волнуют никакие события, происходящие вокруг, он не обращает внимания на окружающих его людей, человек просто отгородился от всех. Безусловно, такой способ уйти от проблем намного легче, чем решение выбраться из своего «футляра» и как-то изменить ситуацию.
Рассказ «Человек в футляре» А.П.Чехова повествует именно о таком человеке. Его главный герой Беликов – учитель греческого языка. Реальная жизнь его попросту раздражает, он её боится и всячески избегает общения с внешним миром. Даже одежду Беликов предпочитает похожую на футляр, в черных и мрачных тонах. С её помощью он благополучно прячется от солнечного света и чистого воздуха.
Будучи учителем иностранных языков, читая много книг и статей, Беликов живёт в прошлом, восхваляя его и ненавидит настоящее. И всё бы ничего, если бы он не переносил этот футлярный образ жизни на других людей, подобно заразной болезни. Он живёт как по уставу, слово «нельзя» для него подобно песне и он заставляет других жить по этим правилам. Жители города его побаиваются и стараются держаться подальше.
Но даже у такого человека, как Беликов, внутри просыпаются какие-то небольшие, но всё-таки чувства. Они возникают у него в отношении сестры нового учителя истории и географии Вари Коваленко. Он долго размышляет и сопоставляет все «за» и «против». Жениться рано или поздно всё равно придется, это соответствует правилам, а соблюдать правила необходимо. А вдруг что-то пойдет не так? Можно ли будет изменить ситуацию, ведь ему свойственно пускать все на самотёк, может всё решится само собой? Такие мысли терзали Беликова и доставляли ему неудобства.
После своей смерти Беликов даже выглядеть стал иначе: его лицо выражало умиротворение и даже некую жизнерадостность, создавалось впечатление, что он рад тому, что наконец-то оказался в футляре на самом деле. И как будто он и жил только ради достижения этой цели.
Сколько ещё на свете таких людей, живущих каждый в своей упаковке? И ради чего они живут, если в старости не найдется ни одного человека, который смог подать бы им кружку воды, потому что всю свою жизнь они игнорировали весь мир.
3 вариант
Личность, уходя с головой в себя, подсознательно отказывается от взаимодействий с окружающим миром: от разговоров с коллегами, от дружеских прогулок и от всего того, что наполняет жизнь людей эмоциями. Такая личность напоминает объект, который хранится в футляре. Она вместо того, чтобы решать проблему, пытается игнорировать ее, тем самым только усугубляя положение.
Беликов – учитель греческого языка. Он не выходил из дома, не надев калоши, высоко не подняв воротник и не раскрыв зонт, вне зависимости от погодных условий. Большинство предметов, которые использовал учитель, были в чехлах: зонт, часы, нож… Он следовал запретам, создавал их сам, однако боялся малейших перемен, осуждал все отклонения в поведении. Комфортное состояние для Беликова – жизнь, огражденная от всех футляром. Однако Беликов не был обычным человеком с причудами, он был злым и агрессивным. Имени и отчества Беликова ни упоминается ни разу на протяжении всего рассказа, что свидетельствует об отстраненном отношении рассказчика к нему: для кажлого Беликов был чужим.
Беликов жил закрытой от социума жизнью, он не был открыт для новой информации, знакомств и эмоций, и учителя устраивала такая ситуация. Окружающие Беликова люди жили будто обособленно от него, и, хотя физически все они находились рядом, морально между ними была огромная стена, «футляр», который защищал учителя.
Беликов жаловался на тех, кто совершал малейшую провинность, поэтому все жители городка боялись его, старались избегать и обходить стороной. Герой был жадным, злым на весь мир, он создавал собственные правила и пытался привить окружающих к их безукоризненному следованию.
В тот момент, когда Беликов на короткий промежуток времени смог открыться миру, он осознал, что не может быть раскрепощенным и общительным, не может взаимодействовать с людьми, выйти из зоны комфорта. Вскоре Беликов умер. После его смерти город испытал огромное облегчение.
Люди имеют возможность оказывать воздействие на окружающих людей, но и окружение оказывает непосредственное воздействие на формирование личности. Боязнь окружающего мира побуждает людей создавать «футляры», тем самым обособляясь от него и создавая свой собственный маленький и очень ограниченный мир. По-настоящему сильные духом люди могут противостоять коллективному мнению, стереотипам, не сворачивать со своего пути, прямо идти к поставленной цели.
Сочинение Мечта и реальность (Человек в футляре)
Творчество Антона Павловича Чехова резко выделяется среди русской классики умением автора метко и кратко, а главное в ироничной форме продемонстрировать читателю всевозможные пороки, присущие обществу в годы жизни писателя и по сей день. Название рассказа «Человек в футляре» говорит само за себя. В нём повествуется о судьбе учителя латинского и греческого языков, Беликове, который боялся жить полноценной жизнью и словно существовал «в футляре».
Героя произведения сложно назвать мечтателем, однако он не признавал окружающую его действительность из опасения «как бы чего не вышло». Чехов неоднократно отмечает, что страх вынуждает Беликова отказываться от развлечений, прятаться за одеждой так, словно она могла его спасти от неведомого недоброжелателя.
Получить хоть какую-то уверенность в собственных силах учителю удаётся тогда, когда благодаря своим коллегам он обретает любовь, Вареньку. Автор описывает эту девушку весёлой и жизнерадостной. Ей нравится петь, смеяться и интересно проводить время. Поначалу это привлекает в ней и главного героя, но время спустя её действия начинают ему казаться легкомыслием, ведь в мире, который он создал в собственной голове, в его «футляре» нет места развлечениям и веселью.
К сожалению или счастью, реальность не совпадает с идеалами, созданными в голове Беликова. Люди, окружающие учителя, позволяют себе куда более свободное и независимое поведение, чем он способен позволить себе. Искренне полюбив Вареньку и приняв решение жениться на ней, Беликов начинает считать себя в праве контролировать и её поведение. Чехов иллюстрирует в эпизоде, где девушка катается на велосипеде. Учителю же подобный поступок кажется совершенно недопустимым. Столкнувшись с несоответствием реального положения дел образам в его голове, Беликов огорчается, замыкается в себе и оказывается на грани разочарования в своей возлюбленной. Когда брат Вареньки в очередной раз рушит иллюзии главного героя, не согласившись с его мнением о поведении сестры и спустив Беликова по лестнице, тот не выдерживает подобного унижения и позора и вскоре погибает.
Таким образом, мы понимаем, что А.П.Чехов стремится донести до нас, как важно не заходить в собственных мечтаниях слишком далеко и не отказываться от реальности, не пренебрегать мнением других людей, ведь выход из «футляра» далеко не всегда заканчивается трагично. Чаще всего именно смелость и открытый взгляд на мир делают человека по-настоящему счастливым.
`
По рассказу Человек в футляре
Популярные сочинения
- Сочинение Симеон в рассказе Яма Куприна (характеристика и образ)
У писателя А. И. Куприна много разных рассказов и повестей. Они все написаны на разные темы. Одним из таких произведений является повесть «Яма», над ней автор работал 6 лет.
- Конструктор Лего сочинение 5 класс
Моя любимая игра — это конструктор Лего — LEGO, потому, что эта игра развивает мое воображение. К тому же, эта не только для детей, многие взрослые, оставаясь в душе детьми все же, продолжают этим увлекаться
- Анализ романа «Герой нашего времени» Лермотова 9 класс
Михаил Юрьевич Лермонтов принадлежит к числу выдающихся мастеров русского слова. Его стихи, рассказы и романы читаются во многих странах по сей день. Не обошло творчество известного русского поэта
Тезисы
- Людям свойственен страх перемен, потому что они не хотят покидать зону комфорта.
- Мы все боимся изменений, потому что нам мучительно сложно им соответствовать.
- Любая перемена чревата неизвестными последствиями, именно неизвестность нас и пугает больше всего.
- Страх перемен обусловлен неподготовленностью человека к резким и кардинальным метаморфозам.
- Далеко не все изменения приводят к лучшему, поэтому мы боимся даже не их, а возможного печального исхода.
- Мы боимся перемен, ведь они могут совсем не соответствовать нашим ожиданиям.
- Любая перемена требует от человека силы воли, чтобы адаптироваться к ней, но далеко не все люди в состоянии проявить это качество.
- Некоторые перемены таят в себе негативный контекст, поэтому заведомо пугают людей.
Аргументы
А.П. Чехов, «Вишневый сад». Люди боятся перемен, когда не могут им соответствовать. Такую ситуацию мы видим в пьесе «Вишневый сад». Раневская и Гаев — обедневшие дворяне, родовая усадьба которых была выставлена на торги за долги. Спасти имущество помогло бы только изменение подхода к распределению и использованию финансов, но герои не могут переделать себя, так как не готовы морально и физически. Поэтому любое предложение Лопахина, способствующее спасению имения, воспринимается хозяевами недвижимости в штыки. Сад можно было разделить на участки и сдавать в аренду под дачи, но дворяне отметают эту идею и продолжают сорить оставшимися частями былого материального благосостояния. Они ведут себя так, как будто ничего не изменилось: дают беднякам золотые монеты, организуют балы, покупают дорогие деликатесы и ничего не предпринимают ради сохранения родового гнезда. Раневская и Гаев предпочитают бежать от проблем в мир иллюзий и громких слов, потому что в глубине души понимают: они не в состоянии соответствовать требованиям новой эпохи, когда деньги приходится считать и экономить. Реалии современного мира вынуждали их заново научиться жить, а зрелые люди уже не могли адаптироваться в таких условиях. Это и является главной причиной их страха перед будущим.
И.А. Гончаров, «Обломов». Перемены требуют от нас усилий и отказа от вредных, но приятных привычек. Многие люди боятся трудностей, поэтому не хотят меняться. Такого героя мы встречаем на страницах романа «Обломов». Илья Ильич не любит преодолевать себя и стремится удовлетворять все свои прихоти, главной из которых является праздность. День барина начинается, продолжается и заканчивается на диване. Он не вылезает из старого поношенного халата и не выходит на улицу, не читает и не пишет, не работает и не интересуется искусством или наукой. Каждая перемена этого застойного образа жизни вызывает у Ильи Ильича страх и неприятие. Когда хозяйка квартиры велела ему съезжать, он воспринял эту новость так, будто это трагедия, достойная пера Шекспира. Необходимость сдвинуться с насиженного места страшит его, ведь вынуждает Обломова потрудиться и перебороть свою лень. Каждое напряжение силы пугает человека, нравственно слабого и изнеженного праздностью. Поэтому изменения вызывали у Ильи Ильича такой страх.
А.Н. Островский, «Гроза». Любое изменение начинается с признания собственного заблуждения, а многим людям невыносимо отказаться от того, что они однажды возвели в ранг аксиомы. Подобный пример мы встречаем в произведении «Гроза». Жители Калинова привыкли доверять суевериям больше, чем науке, поэтому даже семейную жизнь они пытаются подстроить под требования, изложенные в средневековых книгах вроде «Домостроя». Все сведения о мире они черпают из рассказов безграмотных странниц, которые выдумывают жуткие истории, чтобы вынудить публику дать пожертвования. Особенно показательным является эпизод, когда Кулигин, местный просветитель и прогрессивный гражданин, предлагает поставить громоотвод, чтобы избежать пожаров от молний. В ответ на его речь влиятельный купец Дикой стал всерьез доказывать, что гром — это следствие того, что Илья Пророк скачет на колеснице по небу, а потому никакие громоотводы городу не нужны. Каждая перемена воспринимается обитателями Калинова со страхом и омерзением, так как самые влиятельные из них не могут признать свою неправоту. Они, как Дикой, будут стоять на своем до последнего, не исправляя ошибку и не принимая необходимость изменений. Консервативные люди боятся уронить свой авторитет и сдвинуться с мертвой точки своих иллюзий.
М. Горький, «На дне». Любая перемена к лучшему требует усилий с нашей стороны и готовности переделать себя. Поэтому люди боятся не столько изменений, сколько сопутствующих трудностей. Так, Васька Пепел, герой пьесы «На дне», искренне хотел начать новую жизнь с Наташей и отказаться от воровства, но тянул время и не решался закончить преступный путь, так как страшился честного труда. Он был не приучен к работе, всегда обеспечивал себя воровством и не знал, чего ждать от Сибири с ее тяжелыми условиями и суровым климатом. Лука советовал ему переехать туда, чтобы вырваться из порочной среды большого города и не возвращаться к старым привычкам. Там его уже не могли найти ни представители власти, ни подельники. Но Василий тяготился ответственностью, ведь хотел ехать не один, а с Наташей. За ее судьбу он тоже был в ответе. Все эти страхи и колебания привели к тому, что Пепел так и не стал честным человеком, так и не женился на Наташе, так и не уехал в Сибирь. Боязнь изменений, источником которой была неприспособленность героя к труду, погубила Василия и не позволила ему вовремя сбежать.
И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Иногда перемены перечеркивают всю нашу жизнь и вынуждают нас отказаться о своих идеалов. В этом случае мы боимся изменений, видя в них разрушительную стихию, опрокидывающую наше мировоззрение и обесценивающую наш опыт. Такой пример мы видим в романе «Отцы и дети». Павел Петрович Кирсанов агрессивно настроен по отношению к тому, что выходит за рамки его «принсипов». Он осуждает Базарова и его взгляды, даже не вникнув в их смысл. Когда Аркадий впервые говорит ему о нигилизме, он, в отличие от Николая Петровича, который стал переводить термин: «Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который… который ничего не признает?» — , сразу поставил клеймо: «Скажи: который ничего не уважает». Павел Петрович не дает племяннику объяснить суть философии, ведь знает наперед, что все новое — дурно. Он острит, иронизирует, хотя осознает, что остроты получаются вымученными и неудачными. Его упорное и жалкое стремление принизить новую идеологию, очевидно, происходит из страха. Герой боится идей, противоречащих его собственным убеждениям и опровергающих его мировоззренческие позиции. Если Базаров смог бы доказать оппоненту свою правоту, Павел Петрович вынужден был бы признать ничтожество и тщетность собственной жизни. Эта перспектива напугает кого-угодно.
А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Новые веяния уничтожают и заменяют устаревшие тенденции, и людям приходится приспосабливаться к новым реалиям, теряя прежние опоры и отыскивая альтернативу. Тем, кто уже чего-то добился, не хочется повторять свой путь или отказываться от полученных привилегий, поэтому они боятся перемен. Подобный пример описал А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума». Главный герой приехал в Москву после длительного обучения за границей, поэтому сразу же обнаружил застой в высших сферах общества и выявил пороки окружающей социальной среды. Чацкий попытался открыть дворянам глаза на истинное положение дел, критиковал их устои и традиции, а также призывал изменить существующий порядок в стране. В частности, он высказывался против крепостного права, блата и кумовства на службе, невежества и преклонения перед зарубежной культурой. Однако дворяне страшились того, что пропагандировал Чацкий, и реформы были им совершенно ни к чему. Уничтожение погрешностей и уязвимостей в системе взаимоотношений с государством и обществом сулило помещикам прекращение сытой и беззаботной жизни. Многие из них ничего бы не добились, если бы все было честно и справедливо. Они боялись перемен, потому что не хотели трудиться, самосовершенствоваться и лишаться тех привилегий, которыми их одарила судьба.
Н.В. Гоголь, «Шинель». Порой перемены носят негативный характер, и нас пугают их вполне очевидные плохие последствия. Такой пример описал Н.В. Гоголь в повести «Шинель». Акакий Акакиевич недоедал и упорно экономил, чтобы купить себе новую шинель. В этой вещи он видел повышение статуса, которого ему так не хватало. В коллективе над ним издевались, его не уважали, потому что он был беден, безобиден и одинок. Никто не видел в нем человека без нарядной одежды и высокого ранга. Башмачкин надеялся, что сможет изменить мнение окружения о себе, соответствуя ему по внешнему виду. Надев обновку, он и сам почувствовал себя более значительным. Однако на темной улице его обокрали. Шинель приглянулась бродяге. Акакий Акакиевич не смог смириться с этой переменой, но поделать ничего не мог: «значительное лицо» ему не помогло, а сам он был не в силах купить новую верхнюю одежду. От огорчения Башмачкин умер, так и не приспособившись к новым реалиям. Его страх остаться без шинели вполне можно понять и оправдать, ведь он не мог ходить на службу без теплой и приличной на вид одежды, а приобрести ее вновь было не по силам. Далеко не каждый человек может справиться с отчаянием и бороться с судьбой, преодолевая вполне естественную боязнь холода, голода, общественного осуждения.
А.П. Чехов, «Три сестры». Человек боится перемен, потому что они ведут его в неизвестность. Никто не знает, к лучшему они или к худшему? Эту проблему затронул А.П.
А.П. Чехов в пьесе «Три сестры». Героини хотят переехать в Москву, потому что в глубинке они не могут реализовать свой потенциал и удовлетворить культурные потребности. Среди обывателей и мещан Прозоровым скучно, они чувствуют, что рождены для другой жизни. Каждая из сестер с удовольствием вспоминает далекое детство в большом городе, которое было обеспеченным и беспечным. Отец их был военным и баловал детей, но потом его перевели на службу в захолустье, а после его смерти дела семьи находились в упадке. Но Ирина, Мария и Ольга не оставляли надежды на переезд, который каким-то чудесным образом должен был все исправить. И все же ни одна из них не предприняла ровным счетом ничего, чтобы переехать. Девушки продолжали жаловаться на судьбу и вспоминать о Москве, но сидели в глубинке и чемоданы не собирали. Почему? Видимо, их все-таки страшила неизвестность, ведь перемена места жительства могла быть началом прекрасной жизни, равно как и ужасной. Поэтому сестры Прозоровы никуда не уехали, несмотря на свои желания и потребности.
А.П. Чехов, «Человек в футляре». Перемены таят в себе совсем не известные последствия, которых человек боится даже больше самих изменений. Вот и герой рассказа «Человек в футляре» страшится каждого нововведения и всегда повторяет: «Как бы чего не вышло». Беликов реагирует так на каждое непривычное явление из окружающей действительности, поэтому стремится отгородиться от нее физически и духовно. Несмотря на погодные условия, он всегда одет в пальто на вате, шляпу, галоши. Всегда при нем зонт и очки, а также чехольчики для каждой вещи. Беликов интересуется только событиями из далекого прошлого и преподает «мертвый» язык. Он одинок, ведь люди тоже таят в себе множество опасностей и рисков. Когда коллеги намекнули ему на необходимость женитьбы, он до того испугался, что «похудел, побледнел и, казалось, еще глубже ушел в свой футляр». Мысли о свадьбе страшили его неизвестностью и еще одним непременным условием — выходом из зоны комфорта. Поэтому Беликов так и не предпринял ни одного решительного шага навстречу любви. Он умер от нервного расстройства и обрел самый надежный футляр. Его свел в могилу страх перед неизвестностью — единственная эмоция, которую вызывал в нём окружающий мир.
М. Горький, «Старуха Изергиль». Любое преобразование мира вокруг нас — это, прежде всего, лишения, трудности и жертвы, к которым мы часто не готовы. Они и вызывают страх перед нововведениями и реформами. Это доказывает пример из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Племя, которое вынуждено было покинуть свои земли и двинуться в неизвестном направлении через густой лес, оказалось лицом к лицу с испытаниями, ценой которых приобретается положительное изменение. Люди устали и сбились с пути, не знали, как выбраться из чащи. Только один из них, юноша по имени Данко, смог взять на себя ответственность за будущее соплеменников и повести их к выходу. Он и сам не знал, куда двигаться, но вселил в путников надежду на счастливый исход. Когда они вновь выбились из сил и стали упрекать лидера в том, что его обещания не сбылись, юноша пожертвовал собой и своим сердцем, вырванным из груди, осветил дорогу. Его соплеменники спаслись, их судьба изменилась к лучшему, но Данко отдал свою жизнь ради этих перемен. Люди боялись идти вперед, потому что не хотели приносить жертву и претерпевать лишения. Когда же эти заботы взял на себя один лидер, все общество смогло продвинуться вперед и выйти из полосы неудач.
А.И. Куприн, «Олеся». Люди боятся перемен, потому что они сулят множество испытаний и проблем. Человеку необходимо приспособиться к изменениям и даже чем-то пожертвовать ради них. Подобный пример мы встречаем в повести А.И. Куприна «Олеся». Главный герой полюбил девушку, которая жила в лесу и воспитывалась вне общества. Она была незаконнорожденной дочерью женщины из простонародья, а Иван — дворянином. Однако по уму, красоте, благородству и нравственности Олеся превосходила всех барышень, которых знал ее избранник. Отношения с возлюбленной стали серьезными, и Иван решил жениться на ней. Его работа в Полесье подошла к концу, и он отважился на откровенный разговор с Олесей об их будущем. Она не хотела обременять его женитьбой и согласна была жить с ним просто так, но Иван не мог нарушить правила своей среды открыто. При этом он не представлял себе, как Олеся адаптируется в дворянском обществе, полном предрассудков и высокомерия. Герой боялся сделать решительный шаг и бросить все к ногам возлюбленной, потому что последствия этого решения были бы страшными. Иван не готов был вынести осуждения и пренебрежения окружения. Именно этого он и опасался больше всего. Поэтому у них с Олесей не получилось создать семью: когда она заявила об отъезде, он не удержал ее, не проявил воли и инициативы. Таким образом, в переменах Ивана страшили испытания, с которыми он столкнулся бы в своем кругу. Он страшился его осуждения.
И.А. Бунин, «Визитные карточки». Перемены — это всегда вызов, брошенный судьбе. Человек, решивший что-то изменить, всегда рискует. Подтверждение этому мы находим в рассказе И.А. Бунина «Визитные карточки». Героиня столкнулась на пароходе с известным писателем и завязала с ним разговор. Ее жизнь сложилась совсем не счастливо: брак был ранним и принес разочарование, отношения с мужем тянулись однообразно и скучно. Она не успела оглянуться, как жизнь пролетела мимо. И вот она познакомилась с красивым и успешным мужчиной, который проявил к ней искренний интерес. До этого инцидента она не изменяла супругу и очень боялась переступить эту черту. Почему? Потому что адюльтер — это рискованный поступок, к тому же осуждаемый обществом. Такая перемена могла привести к очень негативным последствиям. Поэтому автор описал, как несчастная женщина храбрится, как выпивает лишнего, чтобы, наконец, решиться на согласие или отказ. Ее страх порожден риском и высокими ставками в любовной игре.
И.А. Бунин, «Кавказ». Некоторые перемены вполне однозначно можно назвать плохими. Их мы боимся из-за того, что они, как и любое негативное явление, скверно скажутся на нашей судьбе. Такой пример описал И.А. Бунин в рассказе «Кавказ». Главная героиня изменяла мужу с любовником и отправилась с ним на отдых. Супруг заподозрил обман и отправился вслед за ней. Он не хотел терять ее. Во-первых, он любил жену. Во-вторых, он видел в измене оскорбление его мужской чести. В-третьих, в ту пору развод был позором для семьи. В то же время офицер понимал, что супруга безнадежно отдалилась от него и больше не вернется. «Как раньше» уже не будет. Осознав это в полной мере, герой нашел лишь один выход — самоубийство. Он так и не принял перемены в отношениях с избранницей, потому что они разрушали все то, ради чего он жил.
- Сочинения
- По литературе
- Чехов
- По произведению Человек в футляре
В современном мире жизненные рассказы А.П. Чехова пользуются большой популярностью: его героев и сейчас можно встретить среди нас. Вряд ли достоверно известно, кто являлся прототипами его произведений, зато смело могу утверждать, что многие реальные люди – это психологическая ксерокопия книжных героев. Один из таких типичных людей нашего общества – знаменитый Беликов из рассказа «Человек в футляре».
Людей, которые окружили себя условными заборами, встретить в наше время очень просто: кто-то прячется в свой футляр дома, кто-то боится выйти за футлярные рамки инструкций на работе, а кто-то вообще по жизни одиночка и живёт в своём собственном мире, боясь выйти за рамки его футляра. Беликов, как и все последователи его жизненных принципов, живя в рамках условностей и приличий, лишили себя главного счастья – жить полной жизнью, глубоко дышать всеми её радостями, глубоко ощущать счастье. Такая жизнь предсказуема и неинтересна. Жить по правилу «как бы чего не вышло» — это значит не мечтать, не искать своего пути, а вяло плыть по течению, не ступив ногой на берег и не увидев, какие таинства таятся за горизонтом.
В наше время футлярность проявляется в особой форме – виртуальной. Такой «радости» был лишён мастер уединения Беликов. Зато современным людям замкнуться в виртуальном пространстве можно самыми изощрёнными способами: погрузившись в Интернет, слившись с музыкой в наушниках. Да, всё ещё жив проверенный временем метод ухода от реальности в книги. Что там – в вымышленном мире? Почему он лучше реального? Чем никнеймы и смайлы лучше настоящих имён и живых эмоций собеседника? Мне думается, что человеку так проще общаться: он может придумать себе любую биографию, выбрать красивую фотографию, похвастаться вещами, которых у него нет, потому что ему страшно столкнуться с жестокой правдой. За маской Интернета легче спрятаться. А может быть, это всего лишь мечта – так выглядеть? Нет, я не говорю о том, что мечтать не нужно – мечтать необходимо! Но только в своих мечтах не врать самому себе, а делать что-то стоящее, чтобы мечта стала явью.
И всё-таки футляр не спасает от проблем, а усугубляет их. Пора выходить из футляров!
Сочинение по рассказу 3
Главный герой произведения – учитель греческого языка. Замкнутый человек, который всегда ведёт себя независимо и отстраненно. Окружающим людям тяжело с ним общаться, ведь Беликов совсем не выходит на контакт. Он закрыт ото всего. Герой боится новых знакомств, чувств и эмоций. Ему проще придумать свод правил и запретов, а потом покорно следовать за ними.
Закрытость героя отражается на всём. Он ходит с высокоподнятым воротником, постоянно с зонтом. Причем его не интересует, идёт дождь или нет. Беликов пытается всячески отгородиться от внешнего мира и создать маленький мирок со своими правилами, куда он больше никого не пустит. Все вещи героя хранятся в футлярах.
Беликов не понятен обществу. Он всегда отстранён и закрыт. Самые активные и общительные люди неоднократно пытались вывести его на разговор, но всё безуспешно. Герой упорно стоял на своём. Отвечал односложно. Беликов умудрялся отсутствовать, даже находясь в кругу коллег. Он всегда находился где-то в своих мыслях, не поддерживал бесед, мечтал поскорее покинуть гостей.
Герой не способен построить добрые и доверительные отношения. В его футляре нет места для других людей. У Беликова нет друзей. Однажды он решил выйти за пределы своих границ и стал общаться с Варенькой. Примечательно, что девушка имела полностью противоположный характер. Варя была милой, весёлой и активной девушкой. Проще говоря, душой компании. Удивительно, что Беликов решился на отношение с ней. Он вообще боялся общаться с женщинами. Всегда думал, что о нём плохо подумают.
Беликов – трус, малодушный и робкий человек. Он весь город затравил своими порядками и правильностью. Его боялись даже начальники, которые получали сообщения от Беликова. Он докладывал им о любой провинности. Весь город тошнило от его правильности. Разумеется, герой боялся женитьбы. Отношения Беликова и Вареньки кончились очень глупо.
Беликов увидел, как его пассия катается на велосипеде. Герой не выдержал такого поведения и пошёл жаловаться к брату девушки. Тот в ответ спустил его с лестницы. Возлюбленная Беликова стала свидетелем этой картины и посмеялась над ним. После этого они расстались.
Своей закрытостью и правильностью герой вызывал отвращение. Люди не могли спокойно общаться с ним. Беликов вызывал у них напряжение и желание отстраниться, как можно дальше.
Жизнь Беликова кончилась очень печально. Герой скончался. В гробу он выглядел так, будто это лучшее место для него. Город вздохнул с облегчением.
Человек и общество аргументы к сочинению по литературе преступление и наказание
Аргументы из литературы по направлению «человек и общество» Таким образом, можно сделать вывод, что неприятие традиционных общественных ценностей берет начало в семье, где личность формировалась под иным влиянием.
- В романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон» Григорий идет против условностей своего сообщества. У казаков в приоритете всегда были семейные узы: дети слушались родителей, младшие – старших, жены были верны мужьям, мужья – женам и т.д. Все они работали на земле, и единство семьи было залогом выживания, ведь такое количество работы не мог делать один человек. Так вот, Мелехов нарушил вековые традиции, отказавшись жить по воле отца: он изменяет жене с замужней женщиной, а после череды скандалов уходит из деревни вообще, покидая семейство. Все это случилось потому, что герой был независимой и свободолюбивой натурой с незаурядным умом.
Его маленькие удачи превращаются в большие в масштабах замкнутого пространства лагеря. Заключенный под номером восемьсот пятьдесят четыре не зачерствел и не оскотинился.
- Противопоставляет героя обществу и А.П.
Чехов в рассказе «Ионыч». В начале произведения перед нами предстаёт Дмитрий Ионыч Старцев, земский врач, который противопоставляется героям города С., людям серым и невежественным. Особенно хорошо это видно на примере семьи Туркиных, которых Старцев навещает.
Едким и коварным представляет автор группу «людей искусства», сам зная о нем не понаслышке. И в итоге это самое общество бесконечными нападками и травлей заставляет Мастера уничтожить своё прекрасное творение и доводит его до сумасшедшего дома.
Важно
Он — больше не часть этого скверного сборища, и всем его социумом становится возлюбленная Маргарита, а душа обретает вечный покой.
- Любое общество непременно должно развиваться. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» демонстрирует закостенелое фамусовское общество — сборище высокородных людей, жалкое и невежественное.
Гости Фамусова, как гиперболизированные западники, немеют от восторга, когда к ним заезжают французики из Бордо, парижские модистки и безродные иностранные проходимцы. Им противопоставлен Чацкий, обличающий их пагубное поклонение западному миру и непринятие собственного пути.
Интересно то, что бывший студент беспокоился не о собственной выгоде. Более того, герой был уверен, что на полученные деньги он сможет сделать много добрых дел.
Готовясь к преступлению Раскольников столкнулся с внутренним противоречием.
Уверенность в правильности своих мыслей временами сменялась чувством страха и отвращением к себе, герой метался между теорией и моралью.
Внимание
Решающую роль сыграл случайно услышанный Родионом разговор, из которого он узнал, что следующим вечером старуха останется дома одна. Он вдруг почувствовал, что “нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что всё вдруг решено окончательно”.
Помимо Алены Ивановны, Раскольников убил и ее сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. После убийства герой продолжал терзать себя сомнениями, им овладел страх. Родион пришел к выводу, что он «точно такая же вошь, как и все».
Аргументы из литературы по направлению «человек и общество»
Раскольников инстинктивно оставил деньги на подоконнике Мармеладовых, но потом пожалел об этом. Противопоставление чувств и рациональных сфер очень важно для автора, который понимал личность как соединение добра и зла.
Назад Дружба и вражда. Герои: Родион Раскольников, Дмитрий Прокофьевич Разумихин Литературный пример: ДРУЖБА: Достоевский вводит в роман образ Дмитрия Прокофьевича Разумихина. Это верный товарищ Родиона по университету, который поддерживает его.
Дружба Раскольникова и Разумихина противопоставлена в романе показу разобщенности людей в целом. Разумихин и Раскольников противопоставлены при помощи своих говорящих фамилий («разум» — «раскол») по принципу отношения к жизни.
У этих друзей есть и нечто общее, что их и сблизило: они умные, образованные, глубокие, благородные, способные на искренние чувства молодые люди.
Человек и общество в произведении преступление и наказание (см)?
Он понял, что традиции дедов и отцов могут быть неправильными или несправедливыми. Аргументы из литературы на тему: человек вне общества Он ярок, горяч, стремится узнать что-то новое, нетерпелив и страстен.
Именно он становится на защиту свободы, искусства, ума и несёт в фамусовский мир новую высокую мораль, однако чопорный мир Фамусова не приемлет перемен и рубит любые зачатки нового, светлого и прекрасного на корню.
Таков извечный конфликт прогрессивной личности и толпы, которая тяготеет к консерватизму.
- Бунтарского духа преисполнен и главный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин не приемлет многие устоявшиеся общественные правила, но все-таки пытается найти общий язык с окружающим его миром.Его личность, как личности многих других, формируется под действием нескольких сил: первая — его воля, вторая — общество и эпоха, в которых он существует.
«преступление и наказание» — роман ф. м. достоевского
Драйзера: «Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить»? Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»? Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. «Человек и общество». А.П.
Чехов «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Ионыч», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Вишневый сад»Ж. Верн «Таинственный остров»С. Коллинз «Голодный игры»У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»Ф.М. Достоевский «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бедные люди»М.
Горький «На дне», «Бывшие люди»А. Камю «Постороний»Ч.Т. АйД. Дефо «Робинзон Крузо»У. Грум «Форрест Гамп»А.Н. Толстой «Петр Первый»Э. Хемингуэй «Иметь и не иметь»В. В. Набоков «Приглашение на казнь»Е.И. Замятин «Мы»А. Платонов «Котлован»Б.
Пастернак «Доктор Живаго»Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор»Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники»О.
/ аргументы сочинения егэ
Всё семейство стремиться блеснуть своими мнимыми «талантами», которых на самом деле не существует, и каждый из них упивается своей глупостью. Туркины статичны, в их образах нет развития. Но Старцев не пытается что-то изменить, а наоборот, сам потихоньку начинает подстраиваться под окружающий мир.
Под действием внешних сил он также деградирует, опускается на нравственное дно, увлекается накопительством, полнеет, глупеет, перестает интересоваться чем-либо. И вот в конце мы видим уже просто Ионыча, человека без имени и без стержня, перекроенного под низкие стандарты общества города С.
- В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» главный герой проходит долгий путь в поисках своего места в неспокойном обществе революционных времен. Григорий Мелехов мечется, пытается понять, к какому лагерю ему примкнуть и кого поддержать в жестокой братоубийственной войне.
Источник: https://juristufa.ru/2021/04/21/chelovek-i-obshhestvo-argumenty-k-sochineniyu-po-literature-prestuplenie-i-nakazanie/
Вариант 4
Чеховский рассказ «Человек в футляре» хоть и является частью трилогии, но стал самым ярким выражением общей сквозной мысли, объединившей разных персонажей. Учитель греческого Беликов стал символом, концентрированным образом идеи жизни «в футляре», которая не теряет своей актуальности даже сегодня. Чеховские герои словно живут вне времени, их можно встретить в любую эпоху, в любой стране или городе.
Кто же такие эти люди в футлярах? Писатель показывает нам человека, закрывшегося от внешнего мира, боящегося его, желающего скрыться от всего нового или незнакомого. «Как бы чего не вышло» — вот девиз таких людей. Они боятся и в то же время пугают сами. Это не столько трагедия отдельной личности, которой тяжело живется в обществе. Это беда самого общества, в котором есть подобные люди, которое не знает и не может найти с ними общего языка.
Примечательно, что Чехов показывает, какое влияние Беликов способен оказать на целый город. Этот человек ничтожен и жалок, над ним подсмеиваются, его не любят, но его и боятся. Директор, коллеги, дамы. Своими взглядами и словами скромный преподаватель отравляет жизни многих людей. Вместо того, чтобы противостоять ему, горожане отказываются от мероприятий, исключают учеников, даже ограничивают свой стол.
Писатель не дает ответов в своем рассказе. Он показывает правду, обличает и заставляет задуматься, но в его произведении нет готовой рекомендации или совета.
Трудно не согласиться с Чеховым и его оценкой Беликова. Этот персонаж, закрывающий себя в футляр, стремится сделать то же самое и с миром, с каждым, кто его окружает. И, следует заметить, что беликовы в этом достигают определенного успеха. Даже Буркин, который рассказывает о своем бывшем коллеге и соседе, удивляется его влиятельности. И тут уже речь не о пороках одного человека. Чехов показывает, как легко может отказываться общество от передового и нравственного под давлением подобных людей. Эта слабость и неспособность постоять за свои идеи и убеждения присуща даже Коваленко, хоть тот и является, пожалуй, самый явным оппонентом Беликова. Коваленко не боится прогнать человека в футляре, не страшится его доносов, даже спускает его с лестницы. Но и он выбирает пассивный путь – он лишь противится, когда Беликов лезет в его личные дела, не желает вмешиваться в дела сестры, собравшейся замуж за преподавателя греческого. Коваленко готов опустить руки, уехать из города, бросить все и вернуться в свой хутор.
Думаю, даже во времена Чехова люди в футлярах были хоть и распространенным явлением, но далеко не всегда столь ярко выраженным, как придуманный им Беликов. Но если копнуть глубже, можно заметить, что в каждом человеке живет свой маленький футлярщик, который постоянно задает вопрос: «Как бы чего не вышло?». И противостоять этому голосу уже приходится каждому из нас. Кто-то проявляет к нему терпение, как Буркин, кто-то бьет его, как Коваленко, а кто-то боится его и уступает. Полагаю, именно поэтому рассказ Чехова, созданный им образ продолжают затрагивать души читателей и в ХХI веке.
10 класс
Человек в футляре аргументы и общество – Кредитный юрист
Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова Известный французский философ Луи Бональд утверждал, что человек существует лишь в обществе, и общество формирует его только для себя.
Несомненно, человек – социальное существо, он не может находиться в одиночестве, ему необходимо общение. Именно во взаимоотношениях с другими людьми формируется характер человека.
Как важно, чтобы в обществе царило взаимопонимание, люди были бы объединены общими идеями и идеалами, духовными ценностями. Разобщённость в обществе мешает гармоничному развитию личности.
Проблема разобщения людей занимает центральное место в творчестве «несравненного художника жизни» Антона Павловича Чехова. Он создаёт целую галерею образов «футлярных» людей, заставляя своих читателей задуматься о смысле человеческой жизни, о назначении человека на земле, о роли общества в судьбе человека.
Коваленко на дух не переносил учителя древних языков: «Или он хохотал, хохотал до слез, то басом, то тонким писклявым голосом, и спрашивал меня, разводя руками: — Шо он у меня сидить? Шо ему надо? Сидить и смотрить». Он дал Беликову прозвище «глитай абож паук» и, конечно, не одобрял решение учителя сделать предложение его сестре.
Увлечение Варенькой Коваленко закончилось для героя плачевно. Его разум, наполненный стереотипами и предрассудками, не выдержал.
Внимание
Возмущенный тем, что Коваленко и его сестра катаются на велосипеде, Беликов проводит беседу со своим коллегой. Его аргументы смешны и ужасны одновременно: «Если учитель едет на велосипеде, то что же остается ученикам? Им остается только ходить на головах! И раз это не разрешено циркулярно, то и нельзя.
Я вчера ужаснулся! Когда я увидел вашу сестрицу, то у меня помутилось в глазах.
Человек в футляре аргументы
Почему он не может так жить? Воспитание ли, влияние среды? Автор не дает ответа на этот вопрос. Но мне кажется, что немаловажную роль в этом сыграло воспитание и постоянное одиночество учителя Беликова; также отсутствие настоящих друзей и непонимание его людьми.
Как не понимали его коллеги, так не смогла разобраться в нем и Варенька, сестра новоприбывшего учителя географии и истории — Коваленко Михаила Савича. Хохотушка и в какой-то мере девушка немного легкомысленная, она не увидела в Беликове человека.
Не он ли сам виноват в этом? Ведь человека как такового здесь не было.
One more step
Поэтому неудивительно, что он выбрал своим жизненным поприщем именно древние языки, «которые были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни».
Беликов не проявлял никаких эмоций по отношению к другим людям, в его голове существовали только правила, обязанности, схемы. Так, например, герой считает, что нужно поддерживать хорошие отношения с коллегами.
Что это значит в его понимании? Беликов регулярно приходит в гости к учителям, с которыми работает, и просто сидит в углу и молчит.
Беликова все боятся, но никто его не любит. Лишь однажды какое-то подобие чувств промелькнуло в жизни героя. Он почувствовал симпатию к сестре учителя истории и географии Коваленко.
Учитель истории был живой и непосредственный человек, поэтому на его фоне еще более контраста мертвая фигура Беликова.
Итоговое сочинение: общество правит людьми
Аргумент: Так, например, на неё обращает внимание А. П. Чехов в своём рассказе «Человек в футляре». Главный герой – Беликов, живёт замкнуто, в своём мирке, при этом портя жизнь и себе, и другим.
Он лишён целей и стремлений, но помимо этого он подчиняет правилам «футляра» окружающих его людей, превращая их жизнь в такую же серую и невзрачную.
Автор показывает, что неспособность человека жить в гармонии с обществом приводит к деградации и замкнутости, а в случае Беликова и вовсе к смерти. Но общество может оказывать и неблагоприятное влияние на человека. В повести А. И.
/ аргументы к сочинению егэ
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru! / Сочинения / Чехов А.П.
/ Человек в футляре / Почему хоронить таких людей, как Беликов, большое удовольствие? (по рассказу А.П.
Чехова «Человек в футляре») Скачать сочинение Тип: Проблемно-тематический анализ произведения Рассказ «Человек в футляре» продолжает тему опошления человека – одну из основных тем творчества А.П.
Важно
Чехова. Его герой — еще один интеллигент в галерее чеховских персонажей, человек, который должен быть духовной опорой общества. На деле же он является моральным и нравственным мертвецом.
А как еще можно назвать учителя древних языков Беликова? Этот человек боится жизни, всеми возможными средствами убегает от нее.
Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх».
Спрятавшись в свой мирок, куда он не хочет никого впускать, кроме своего древнегреческого языка, следующий во всем предписанным нормам и устоям, ни разу не отошедший от правил — таким представляется нам учитель греческого языка Беликов.
Мрачный, скрытый, он постоянно прятался от людей и даже, когда приходил в гости к друзьям, чтобы поддерживать с теми хорошие отношения, не «вылазил» из своего футляра -сидел молча и тихо.
Что это? Почему так?Наверное, как отвечает на этот вопрос рассказчик — господин Буркин — «это постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от Внешних Влияний».Каких явлений? Ведь живут же люди в этом мире без футляров, и ничего с ними не случается. Семейная проблема, проблема дома и бездомия.
- Л.Н.Толстой «Война и мир» (роман-эпопея). Идеал Толстого – семья, взаимоотношения в которой построены на добре и правде.
Болконские, Ростовы. Это не просто семьи, это целые жизненные уклады, основанные на национальных традициях. - М.А.Шолохов «Тихий Дон» (роман-эпопея). В центре повествования история семьи донских казаков Мелеховых.
21.
Проблема борьбы добра и зла.
- В.Распутин «Уроки французского» (рассказ). В рассказе показана душевная теплота учительницы, ее умение помочь своему ученику.
Рассказ пронизан гуманизмом, стремлением писателя, по его словам, вернуть людям все то добро, которое они в свое время сделали для него. - М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (роман). Роман посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события 20-х годов 20 века и библейских времен.
- М.А.Шолохов «Тихий Дон» (роман-эпопея). Жестокость показана как естественная реальность в годы революции. При этом герои остаются людьми.
- 11. Проблемы войны и мира (человек на войне, противоестественность, бесчеловечность, жестокость войны).
- М.А.Шолохов «Судьба человека» (рассказ).
Влияние войны на судьбы людей. - Б.Васильев «А зори здесь тихие…» (повесть). Трагическая судьба молодых девушек-зенитчиц.
12.
Проблема дружбы (верности, предательства и т.д.)
- А. Приставкин «Ночевала тучка золотая» (повесть). В повести рассказывается о детях, которые ведут борьбу за свою жизнь. Они выдерживают все: войну, болезнь, голод, скитания, межнациональную рознь. И помогла им в этом дружба.
- Образец дружбы истинной, благородной — лицейское братство Пушкина, Пущина, Кюхельбекера, Дельвига…
13.
Профессор первым видит эту опасность и находит в себе силы исправить ошибку. Это решение говорит о том, что профессор умеет отвечать за свои поступки.26.
Проблема самопожертвования, самоотречения.
- М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (роман). Маргарита ради любимого человека уходит от обеспеченной жизни, от любящего мужа. Она бросает все и становится единственной опорой Мастера. Ради того, чтобы еще раз увидеть любимого человека Маргарита заключает договор с дьяволом и губит свою бессмертную душу. Разве это не самопожертвование?
- А.М. Горький «Старуха Изергиль» (рассказ). Легенда о Данко рассказывает о том, как юноша ради спасения обессилевших людей пожертвовал своим сердцем, которое осветило спасительный путь.
27. Проблема истины, правды.
- А.М.Горький «На дне» (пьеса).
Проблема экологии, мировосприятия, отношения человека к природе.
- В. Астафьев «Царь-рыба» (повесть). Главные герои этого произведения Природа и Человек.
Царь-рыба – это огромный осетр, с которым борется человек: это символ освоения и укрощения природы. В повести речь идет о трагедии человека, который тесно связан с природой, но забыл об этом и губит и себя, и ее. - Статья Конституции об охране природы гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
14.
Проблема развития и сохранения русского языка, роль языка в жизни человека.
- В.Набоков «Дар». Последний и лучший роман о русском языке, об ответственности человека за то, как он использует этот дар судьбы.
- И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе».
Источник: https://helpcredits.ru/chelovek-v-futlyare-argumenty-i-obshhestvo-2/
1
Проблема разрушающего влияния денег
Рассказ «Ионыч». Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, постепенно богатея, становится важным и грубым, у него остается в жизни одна страсть — деньги
2
Проблема двуличия, беспринципности
В рассказе «Хамелеон» у полицейского надзирателя Очумелова нет чёткой позиции. Он хочет наказать хозяина собаки, которая укусила за палец Хрюкина. После того, как Очумелов узнаёт, что возможный хозяин собаки – генерал Жигалов, вся его решительность пропадает.
3
Проблема эгоизма
В рассказе «Анна на шее» Анюта, став по расчёту женой состоятельного чиновника, чувствует себя королевой, а остальных – рабами. Она даже забыла о своём отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голоду.
4
Проблема самопожертвования
В рассказе «Душечка» Ольга Семёновна обладала удивительной способностью стать двойником человека, в которого она влюблялась, смотреть на мир его глазами, думать, как он.
В рассказе «Попрыгунья» врач Дымов, спасая мальчика, заболевшего дифтеритом, через трубку высасывает у него дифтеритные плёнки, сам заражается и умирает.
5
Проблема одиночества
Рассказ «Тоска». У извозчика Ионы Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чувство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда Иона всю свою историю рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувствовала горю.
6
Проблема одиночества ребёнка в мире взрослых
Рассказ «Ванька». Ванька Жуков — сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему очень несладко живётся. Об этом можно узнать из письма, которое он отправил «на деревню дедушке Константину Макаровичу» с просьбой забрать его. Мальчик так и останется одиноким в холодном мире тех взрослых, которые его окружали.
7
Проблема социальной несправедливости
«Записки охотника». В произведении показаны люди, таланты, которые не нужны обществу. Рассказ «Певцы» (Яков спивается в кабаке), рассказ «Бирюк» (Бирюк отвественно несёт службу, а живёт в нищете) . Над ними смеются
8
Проблема чинопочитания
Рассказ «Хамелеон». Полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед теми, кто стоит выше его по служебной лестнице и чувствует себя грозным начальником по отношению к тем, кто ниже. Он меняет в каждой ситуации своё мнение в зависимости от того, какое лицо – значительное или нет – оказывается в ней задето
Рассказ «Смерть чиновника». Чиновник Иван Дмитриевич Червяков заражён духом чинопочитания. Чихнув и обрызгав лысину впереди сидящего генерала Брызжалова (а тот не обратил на это внимание), Иван Дмитриевич Червяков настолько испугался, что после неоднократных унизительных просьб простить его умер от страха.
Рассказ «Толстый и тонкий». Герой рассказа, чиновник Порфирий, встретил на вокзале Николаевской железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся значительно выше. В один миг «тонкий» превращается в раболепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.
9
Проблема подлинных и мнимых ценностей
Рассказ «Попрыгунья». Ольга Ивановна всю жизнь искала знаменитых людей, старалась любой ценой заслужить их расположение, не замечая, что её муж, доктор Дымов, был тем самым человеком, поисками которого она занималась. Только после его героической смерти она осознала своё легкомыслие.
10
Проблема возможного, но несостоявшегося счастья
Повесть «Дом с мезонином». Финал повести рождает чувство горечи от осмысления ситуации несостоявшегося счастья героев. Художник и Женя могли бы быть счастливы, но обстоятельства и окружающие против них. У герое недостаёт силы характера, решимости, чтобы отстоять своё право на любовь.
Повесть «Ася». Герой слишком поздно разобрался в собственной душе и понял , что любит Асю.
11
Проблема ложного понимания счастья
Рассказ «Крыжовник». Чимша-Гималайский, мечтая об усадьбе с крыжовников, недоедает, отказывает себе во всём, женился по расчёту, одевается, словно нищий, и копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осуществил. Как жалое он, когда со счастливым видом поедает кислый крыжовник
12
Проблема нравственной деградация
Рассказ «Крыжовник». Герой рассказа — чиновник, добрый, кроткий человек. Мечтой всей его жизни было желание иметь “усадебку” с крыжовником. Ему казалось, что этого достаточно для полного счастья. Но представление Чехова о настоящем человеческом счастье другое. “Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли… Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”, — писал Чехов. И вот мечта героя сбылась, он приобрел усадьбу, в его саду растет крыжовник. И мы видим, что перед нами уже не прежний робкий чиновник, а “настоящий помещик, барин”. Он наслаждается тем, что достиг своей цели. Чем более герой доволен своей судьбой, тем страшнее он в своем падении. Он теряет человеческий облик («располнел, обрюзг….того и гляди, хрюкнет в одеяло»)
В рассказе «Ионыч» перед нами открывается картина обывательской жизни губернского города, в котором всех приезжих угнетали скука и однообразие существования. Однако недовольных уверяли, что в городе хорошо, много интеллигентных людей. А в качестве примера образованной семьи всегда приводили Туркиных. Однако, вглядываясь в образ жизни, внутренний мир и нравы этих персонажей, мы видим, что на самом деле это мелкие, ограниченные, пошлые люди. Под их губительное влияние и попадает Старцев, постепенно превращаясь из интеллигентного и талантливого врача в обывателя. Автор шаг за шагом раскрывает перед нами историю жизни молодого врача, выбравшего ложный путь материального обогащения. Этот выбор стал началом его духовного обнищания.
13
Проблема стремления человека к добру и счастью
«Невеста». В разгар свадебных приготовлений Надя Шумина решается на небывалый для того времени по смелости шаг — убегает и от жениха, ставшего ей неприятным, и от бабушки, властно руководившей всем этим внутренне праздным мирком, показавшимся ей вдруг невыносимо скучным, и от матери, которая тоже перестала быть для нее эталоном ума и красоты. Она бросает дом и прекрасный сад, где весной ей бывало так хорошо, и бежит без оглядки, бежит — хотя со слезами, но с радостью, с надеждой. Не испугавшись возможного материнского проклятия, Надя мужественно вынесла испытание, на которое сама себя обрекла.
14
Проблема роли искусства в жизни человека
«Скрипка Ротшильда». Якова Матвеевича, героя рассказа, найденная им мелодия, изумительная по красоте, трогательная и печальная, заставляет сделать философские обобщения гуманного характера: если бы не было ненависти и злобы между людьми, мир стал бы прекрасен, никто бы не стал друг другу мешать. Он впервые испытал стыд от того, что обижал окружающих.
15
Проблема выбора профессии
Рассказ «Ионыч». Честно служить людям мечтал Дмитрий Старцев. Выбранная им профессия – самая гуманная. Однако, поселившись в городе, где самые образованные люди оказались мелкими и ограниченными, Старцев не нашёл в себе сил противостоять застою, косности. Доктор превратился в простого обывателя, мало думающего о своих больных. Итак, самое ценное условие для того, чтобы не прожить скучную жизнь – честный творческий труд, какую бы профессию ни выбрал человек
16
Проблема умения или неумения радоваться жизни
«Человек в футляре». Герой рассказа А. П. Чехова Беликов в любую погоду, даже когда ярко светило солнце, носил с собой зонтик. Любимое его выражение – «как бы чего не вышло». Осторожность и подозрительность таких людей показывают их неспособность радоваться жизни
17
Проблема роли книги
«Невеста», «Дом с мезонином»
18
Проблема неоднозначного восприятия искусства
«Дом с мезонином» (сёстры)
19
Проблема сохранения исторической памяти
Рассказ «Студент»
Перед Пасхой Иван Великопольский, студент духовной семинарии, рассказывая случайно встреченным женщинам евангельский эпизод о предательском отречении Петра от Иисуса, видит, что реакция женщин необычна: они плачут, слушая ту далёкую историю. Семинарист понимает, что прошлое неразрывно связано с настоящим непрерывной цепью событий.
Подборка литературных аргументов к направлениям итогового сочинения 2021/22.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
(дорога реальная, воображаемая, книжная).
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Любимые герои Л.Н. Толстого проходят путь духовных исканий. Например, Пьер Безухов в романе-эпопее «Война и мир» идёт тернистой дорогой к счастью. Вначале он проводит время в компании легкомысленных молодых людей и предаётся развлечениям, женится на весьма посредственной Элен Курагиной, которую интересуют только материальные ценности. В какой-то момент герой понимает, что выбрал неправильное направление и, продолжая поиски себя и своего места в жизни, оказывается в тайном обществе масонов. Пьеру даже кажется, что он способен на преступление: собирается убить Наполеона, чтобы освободить Отечество от главного врага. Однако и выполнение этой миссии не смогло бы сделать героя счастливым. Попав в плен, Безухов чувствует, что именно здесь начинается его духовное перерождение. Любовь и внутренняя свобода выходят на первый план в его системе ценностей, и в итоге Пьер Безухов обретает счастье и душевное равновесие рядом с Наташей Ростовой.
Е. Водолазкин «Лавр»
Каждый человек так или иначе ищет свой жизненный путь. Под влиянием конкретных событий меняется его характер и мировоззрение. Так, главный герой произведения Е. Водолазкина «Лавр» Арсений идёт по стопам своего деда и становится травником. Но жизнь преподносит ему тяжёлое испытание, и герою приходится отправиться в долгий путь на поиски своего предназначения. Арсений не смог спасти возлюбленную Устину и ребёнка, разочаровывается в своих силах, обвиняет себя. Он понимает, что должен кардинальным образом изменить свою жизнь и решает посвятить её самопожертвованию и служению людям. Под именем Устина герой пытается искупить свои грехи, совершает паломничество в Иерусалим, а затем становится монахом. Странствие героя – это путь святого: он учится исцелять даже самые тяжёлые недуги и творит настоящие чудеса. Так происходит превращение травника Арсения в схимника Лавра, целителя и чудотворца.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Человек, который ищет себя, находится в постоянном движении. Путешествие становится для путника способом познания своего внутреннего мира, но не всегда человек способен к нравственному воскресению. Например, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» чувствует себя «топором в руках судьбы», лишним человеком, способным только разрушать чужие жизни и причинять людям страдания. Печорин со своей склонностью к перемене мест действительно лучше познаёт себя и судит самым страшным судом. Он понимает, что не использовал данные от природы способности по назначению и многое упустил. Такие люди, как Печорин, не могут найти своё место и вечно странствуют, пока не умирают где-нибудь в дороге, как это и случилось с главным героем.
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
(достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
Е. Замятин «Мы»
Что произойдёт с миром, когда плоды научно-технического прогресса окончательно вытеснят духовные ценности? В антиутопии Е. Замятина рассказывается о Едином государстве, у жителей которого нет имён, есть только номера. Не ведёт ли утрата имени к уничтожению души? Герои ведут размеренную жизнь, встают и ложатся спать по чётко установленному расписанию и не имеют собственного мнения. Например, выборы так называемого Благодетеля проводятся в День Единогласия, и никто не может проголосовать против единственного кандидата. Когда главный герой Д-503 пытается нарушить заведённый порядок, всё оборачивается катастрофой: отступников жестоко наказывают. Тех, кто пытается жить по-другому, стать индивидуальностью, навсегда лишают фантазии. Действительно, иногда стремительное развитие технологий может повлечь за собой серьёзные последствия и даже привести к вырождению человечества.
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери представляет будущее, в котором люди не читают книги. Специальные пожарные команды уничтожают произведения, которые могут каким-то образом повлиять на жителей и пробудить в них способность думать самостоятельно. В новом мире нет места для душевности, люди стали зависимыми от новых технологий, не представляют своей жизни без телепередач и механических псов. Но есть ли будущее у такого мира? Таким вопросом в какой-то момент задаётся Гай Монтэг, который раньше тоже сжигал книги и старался ни о чём не задумываться. После знакомства с Клариссой его жизнь меняется, и он начинает понимать, что всё это время двигался в неправильном направлении. Но чтобы создать, иногда нужно разрушить: после бомбардировки мир был полностью уничтожен. Это доказывает, что духовные ценности не могут быть вытеснены, иначе это приведёт к деградации и разрушению общества.
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
Всегда ли научные открытия и эксперименты делаются во благо? Главный герой произведения Д. Киза «Цветы для Элджернона» — умственно отсталый молодой человек, который хотел бы получить хорошее образование, но не может это сделать в силу особенностей своей психики. Однако участие в научном эксперименте, позволяющем повысить уровень своего интеллекта, меняет его судьбу, и юноша через какое-то время становится гением. Казалось бы, мечта сбылась, и теперь перед Чарли открыты все двери, однако это не делает героя счастливым. Напротив, он чувствует себя неподготовленным к новой жизни и ощущает в глубине души пустоту и одиночество. Как оказалось, гении становятся объектами насмешек и издевательств чаще, чем умственно отсталые. Эксперимент не удался, и своими неосторожными действиями учёный разрушил жизнь человека.
3. Преступление и наказание – вечная тема
(преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
За каждое преступление человек должен понести наказание, и, наверное, не может быть ничего хуже угрызений совести. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой решает проверить свою теорию, позволяющую делить людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Он считает, что убийство может быть оправдано, если оно совершено с благой целью. Старуха-процентщица, которую убивает Раскольников, представляется ему «зловредной вошью», чьё существование не приносит никакой пользы. Однако герой совершил серьёзную ошибку: никто не вправе отнимать у другого жизнь, и никакие хорошие поступки не смогут оправдать преступника. Раскольников почувствовал себя слабым после совершения убийства, он тоже оказался той самой «тварью дрожащей». Герой не сразу раскаялся в своём поступке, это произошло только на каторге, но уже становится ясно, что больше он никогда не сможет переступить черту.
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Главная героиня Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» совершает несколько преступлений, изначально не чувствуя раскаяния и мук совести. Она готова на всё ради любви к приказчику Сергею и с хладнокровием убивает своих родственников. Но найти счастье с другим человеком женщина всё-таки не может, даже известная пословица гласит: «На чужом несчастье счастья не построишь». Руководимая собственной страстью, она не замечает недостатков своего избранника, которого привлекал только статус Катерины Львовны и её материальное положение. В один момент судьба нанесла Измайловой серьёзный удар: она лишилась всего, что ей было дорого. Кроме того, возлюбленный, ради которого Катерина совершала преступления, оказался предателем. Жизнь утратила для неё всякую ценность, и это стало самым страшным наказанием для преступницы.
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
Иногда мы невольно причиняем человеку боль, и одно неосторожно сказанное слово может стоить кому-то жизни. Так, герой повести Н.М. Карамзина Эраст влюбился в крестьянку и не мог контролировать свои чувства. Конечно, юноша не был готов создать семью с бедной девушкой, но он и не подозревал, насколько серьёзными могут быть последствия. Лиза совершает самоубийство, и это её личный выбор, но между тем Эраст считает себя преступником. Герой был несчастлив до конца своих дней, потому что его мучили угрызения совести, он не мог простить себя за предательство. Именно муки совести и чувство вины стали для Эраста самым тяжёлым наказанием.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня
(высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
М. Цветаева «Книги в красном переплёте»
Книги могут стать для человека лучшими друзьями и помогать в трудную минуту. Едва ли можно представить себе существование мира без искусства. Например, лирическая героиня стихотворения М. Цветаевой «Книги в красном переплёте» говорит о том, какое влияние на неё оказали прочитанные в детстве художественные произведения. Девочка спешила домой после уроков, чтобы поскорее окунуться в вымышленный мир и узнать о судьбе любимых героев. Ей казалось, что Том Сойер и Гекк Финн – это её родственные души, поэтому героине так хотелось проводить с ними как можно больше времени. Она испытывала сильные эмоции, волнуясь и переживая за персонажей книг, получала наслаждение от чтения и в эти мгновения забывала о реальности.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Музыку называют лучшим лекарством от душевной боли. Так, например, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Николай Ростов был близок к самоубийству, после того как проиграл в карты крупную сумму. Находясь в тяжёлом состоянии после неприятного разговора с отцом, герой слышит игру и пение своей сестры. В этот момент Николай Ростов забывает о своих трудностях и неудачах, музыка исцеляет его боль и помогает по-другому взглянуть на мир. Герой понимает, что жизнь в сущности своей прекрасна, а человека делают счастливым не материальные ценности. Услышав пение Наташи, Николай осознаёт, какими мелочными были все его переживания, и почувствовал в себе силы двигаться дальше.
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
Настоящее искусство способно изменить как отдельного человека, так и весь мир. Талантливых людей достаточно много, однако не каждое имя остаётся в истории. В чём разница между истинным искусством и обычным ремеслом? В маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» главные герои – замечательные композиторы, но между тем полные противоположности. Моцарт творит по наитию и может создать что-то совершенное за короткий промежуток времени, Сальери же считает, что творчество – это неустанный труд. Почему Сальери завидует Моцарту? Ему не удаётся так же глубоко чувствовать музыку, во главу угла он ставит славу, мечтает стать известным. Моцарт же лишён тщеславия и корыстолюбия, он умеет получать удовольствие от того, что делает. Именно это и позволяет его музыке вызывать у слушателя столько эмоций.
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
(социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»
В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» герои пытаются найти в России самого счастливого человека. Однако абсолютного счастья не обрёл ни один из встреченных ими людей. Ни среди помещиков, ни среди крестьян нет человека, который мог бы похвастаться своей жизнью, каждому пришлось вынести тяжёлые испытания и пройти тернистый путь лишений и страданий. Что мешает счастью человека? Рабская психология, пьянство, отсутствие средств к существованию, социальное неравенство… Н.А. Некрасов поднимает множество проблем и заставляет читателей задуматься о том, что необходимо изменить в жизненном укладе ради благополучной и счастливой жизни.
Н.В. Гоголь «Ревизор»
В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь обличает недостатки чиновников, которые совершают должностные преступления. В небольшом городе N живёт судья Ляпкин-Тяпкин, который не привык разбираться в судебных делах, почтмейстер Шпекин читает чужие письма, в богоугодных заведениях «больные выздоравливают, как мухи», и абсолютно все берут и дают взятки. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский закрывает глаза на происходящее и начинает по-настоящему волноваться только перед приездом ревизора. Гоголь создаёт характеры людей, практически не способных к изменению. Чтобы добиться процветания государства и счастливой жизни его граждан, необходимо разрешить насущные проблемы.
В.Г. Распутин «Живи и помни»
Н.А. Некрасов писал следующее: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын». У гражданина есть важнейшая обязанность – отдавать долг Родине. Что происходит, когда человек забывает о своём долге? Об этом размышляет В.Г. Распутин в повести «Живи и помни». Андрей Гуськов уходит на фронт ради защиты своего Отечества и близких людей, но в какой-то момент он чувствует слабость, нежелание сражаться и рисковать своей жизнью. Герой становится дезертиром, не понимая, на что обрекает свою семью, ведь в таком случает его близкие оказываются в опасности. Герой пытается снять с себя ответственность за произошедшее, и всё это приводит к страшным мучениям и деградации личности. Писатель говорит о том, что у человека, который забывает о своём долге и личной ответственности, нет права на полноценную счастливую жизнь.