Человек в чемодане рассказ

Характеристика героев человек в футляре история создания рассказ человек в футляре открывает маленькую трилогию, в которую также входят рассказы крыжовник

Характеристика героев “Человек в футляре”

История создания

Рассказ «Человек в футляре» открывает «Маленькую трилогию», в которую также входят рассказы «Крыжовник» и «О любви». Образ Беликова собирательный, у него нет конкретного прототипа.

Проблема: страх перед реальной жизнью.

Значение имени: главный герой прочно сидит в «корпусе» собственных предрассудков. И никто из нас не застрахован от опасности оказаться в «деле» — пусть даже не в этом, а в другом.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: рассказ.

Характеристика жанра: к особенностям этого рассказа можно отнести оригинальную композицию — это рассказ внутри рассказа. Учитель Буркин рассказывает ветеринару Ивану Ивановичу Чимша-Гималай историю Беликова.

Время и место действия: поскольку это история внутри истории, имеет смысл говорить отдельно о времени и месте действия каждой истории. Разговор между Буркиной и Чимши-Гималаем происходит в селе Мироносицкое; Буркин рассказывает о современных событиях в отношении автора, которые произошли в его родном городе.

Запоздавшие охотники

Историю «человека в футляре» мы узнаем из диалога двух гостей старца Прокофия, которые остались с ним ночевать: Ивана Ивановича Чимши-Гималая и Буркина. Эти же персонажи — главные рассказчики в двух других рассказах «Маленькой трилогии».

Иван Иваныч

Ветеринар со «странной, двойной фамилией», которая ему совершенно не подходила. Чехов описывает Ивана Ивановича как «высокого худого старика с длинными усами», который курил трубку, был охотником и жил на конезаводе недалеко от города.

Чимша-гималайский, как говорит автор, приехал в село Мироносицкое «подышать свежим воздухом» и стал невольным слушателем и собеседником рассказа Буркина.

Рассказчик Буркин

Учитель средней школы, главный рассказчик произведения. Именно он знакомит читателя со своим коллегой Беликовым. Облик Буркины автор описывает только на последних страницах рассказа: невысокого роста, крепкого телосложения, лысый, с длинной черной бородой. Буркин вкратце рассказывает своему собеседнику историю Беликова, который уже был мертв, и при жизни он был таким замкнутым и нелюдимым, словно окруженный миром невидимым футляром. Помимо того, что Буркин работал в одном зале с Беликовым, он еще был его соседом, они часто общались и ходили вместе работать.

История, жанр и герои рассказа

«Маленькая трилогия» — это серия рассказов Чехова, в которой рассказывают 3 героя, которые рассказывают друг другу жизненные истории. В 1898 году начало этой трилогии положил ее первый текст — рассказ «Человек в чемодане».

В центре произведения — образ учителя Беликова, но все остальные персонажи не менее важны, поскольку их взаимодействие с «мужчиной в футляре» полностью раскрывает его образ.

В повести 8 персонажей:

«Маленькая трилогия» - цикл рассказов Чехова

  1. Иван Иванович Чимша-Гималайский — ветеринарный врач.
  2. Буркин — учитель физкультуры.
  3. Беликов — учитель греческого языка, центральный персонаж оперы.
  4. Михаил Саввич Коваленко — учитель истории и географии, соратник Беликова.
  5. Варенька — сестра Михаила Коваленко.
  6. Афанасий — шестидесятилетний мужчина, повар главного героя.
  7. Мавра — жена босса.
  8. Учителя, коллеги Беликова.

Михаил Коваленко

Коллега из Беликова и Буркина, преподает историю и географию в гимназии. Коваленко молод, у него крутой нрав, он эмоциональный. Майкл не зависит от мнения других. Ему не сразу понравился Беликов, который пытался ухаживать за Варенькой, его сестрой. Он открыто высмеивал Беликова за его привычку приходить к нам в гости и молчать весь вечер. Ситуация в спортзале вызывает у него отвращение. Он не терпит несправедливости и гнетущей атмосферы.

Варенька

Второстепенный персонаж, возлюбленная Беликова, сестра Коваленко. Ей было около тридцати, высокая, стройная девушка. Варенька приехала с украинского хутора, где осталась ее мать. Он любил петь песни, и это привлекало Беликова. Ей было все равно, хотя это был не лучший вариант, но она была многолетней и постоянно ссорилась с братом. Варенька стала принимать ухаживания Беликова и продолжала ждать, пока он сделает им предложение, но как только брат спустил его с лестницы, он засмеялся и нанес Беликову такой моральный ущерб, что тот лег и умер через месяц.

Человек в чемодане рассказ

Беликов

Буркин рассказывает своему другу об этом персонаже. В образе Беликова в гимназии предстает учитель греческого языка, отличающийся сложным характером, замкнутостью, наличием фобий и странным поведением. Итак, он спрятал все свои вещи в чемодан. В любую погоду герой выходил с зонтом, в калошах, в пальто и при этом приподнимал воротник. Все, даже свои мысли, этот персонаж спрятал в одном футляре. Находиться в чемодане — необходимое условие существования Беликова. Ведь герой боится всего нового и необычного. Любая перемена, отклонение приносит ему страх и ужас. Он часто повторяет: «Неважно, что происходит». Для Беликова нормой были только запреты, а разрешения пугали своей неуверенностью.

Беликов идеализировал прошлое и по умолчанию критиковал настоящее. Его единственным интересом был мертвый язык, на котором никто не говорил. Поэтому персонаж никак не развивался и сознательно сужал рамки своего восприятия, отвергая новое и неизведанное.

Чехов доказал, что такая ограда от реальности может лишить всего: дружбы, мира, семьи, любви. Из-за своих незначительных убеждений Беликов не мог создать семью, подружиться и жить полноценной жизнью. Такая жизнь ведет только к упадку. Когда героя ушел, все почувствовали облегчение, потому что его присутствие давило на всех остальных. Подробнее об образе Беликова мы писали в этом очерке.

Главный антагонист произведения

По законам литературного жанра Чехов вводит в рассказ персонажа, который подчеркивает отрицательные характеристики и абсурдность жизни главного героя. Теперь два героя расходятся, и автор предлагает читателю самостоятельно выбрать, на чьей стороне встать.

В отличие от замкнутого, неуверенного в себе, мрачного Беликова, автор рисует образ Михаила Коваленко. Это учитель истории и географии с сильным голосом и суровым характером. Уверен, откровенен, нетерпим ко лжи и лицемерию. На новое место работы Михаил Саввич приехал из Украины вместе со своей сестрой Варенькой. Он резко осуждает учителей, называя их «чинодрал», а атмосферу в коллективе характеризует как «душную».

Беликов относится к нему подозрительно, видя в нем «налогового типа» и «мерзость», но в личные отношения сестры не вмешивается, давая ей возможность самой выбрать супругу. Честный и открытый Коваленко задыхается в новой компании скучных учителей и с нетерпением ждет возвращения на родину, где будет ловить рыбу и учить «хохлять».

Иван Иванович

В образе Ивана Ивановича, высокого худого старика с длинными усами, появляется ветеринарный врач.

ивану Ивановичу Буркину он рассказывает историю жизни Беликова. У этого персонажа необычная двойная фамилия Чимша-Гималайский. По другим данным, эта фамилия не подходит герою, поэтому его имя просто дано по имени и отчеству. Вместе с Буркиным на охоту приехал Иван Иванович, подышать свежим воздухом.

«Человек в футляре»: анализ произведения

Теперь вы знаете, кто написал «Человек в деле» и какую цель преследовал Антон Павлович Чехов. Он создал остро социальный рассказ на злободневную тему, и поставленные в произведении вопросы не теряют своей актуальности. Анализ поможет понять художественные особенности рассказа «Человек в футляре:

«Судьба человека»: синтез и анализ

История создания

История создания «Человека в футляре» незначительна, но это нисколько не умаляет значимости произведения. «Человек в футляре» — часть известной авторской «Маленькой трилогии». Антон Павлович Чехов уже знал о своей смертельной болезни (туберкулезе) и старался побыстрее дочитать книгу.

Он написал рассказ в 1889 году и в том же году опубликовал его в журнале. В произведении полностью выражен талант Чехова как тонкого психолога. Рассказ понравился многим читателям и критикам и стал образцом психологической прозы.

Тема и конфликт

Повесть «Человек в футляре» насыщена подробностями, описывающими жизнь главных героев. Автор поступил так, чтобы читатель мог создать четкий психологический портрет каждого из персонажей. В работе одновременно поднимаются два важных вопроса:

«Браслет Гранато»: обобщение и анализ произведения

  • «Маленький человек»;
  • «Футляризмо».

Они нашли отражение в раскрытии проблемы «Человек в футляре»:

  1. Конфликт между интровертом и обществом. Следует помнить, что люди — существа социальные, для полноты жизни им нужно быть на виду, иметь друзей и врагов, влюбляться и разлучаться. Сознательно ограничивая себя, человек становится равнодушным, апатичным и скучным.
  2. Конфликт активной и пассивной жизненных позиций воплощен в образах Михаила Савича Коваленка и Беликова. Оптимизм, смелость и смелость выражать мысли и чувства сталкиваются с изоляцией и страхом осуждения. В итоге Беликов проигрывает бой, попадая в кейс, который навсегда скроет его от посторонних глаз.

Композиция
Кульминация человека в кейсе: YouTube / MyBook

Особенности композиции и жанр

Человек в футляре — отличный пример истории в истории, поскольку он является частью знаменитой Маленькой трилогии. Некоторые особенности также способствуют этому определению:

«Герой нашего времени»: краткое содержание и анализ

  • краткость изложения;
  • динамичность сюжета;
  • отсутствие четкой кульминации (акцент на психологическом состоянии героя);
  • главный герой всего один, и ему посвящена история.

Композиционно рассказ состоит из небольших смысловых эпизодов, которые делают изложение логичным и прогрессивным, все больше увлекают читателя и погружают его в конкретную проблему.

Характеристика главных героев

Для лучшего понимания идеи произведения следует более подробно охарактеризовать главных героев:

Беликов

Беликов невероятно скучный человек:

  • даже в хорошую солнечную погоду мужчина не выходил на улицу без резиновых сапог, зонта и ватного пальто;
  • работал учителем «мертвого» греческого языка, изо дня в день послушно спешил в гимназию;
  • все в педантичном человеке было на своих местах, имело свое место. Казалось, Беликов тоже «закутывал» лицо маской равнодушия.

«Вишневый сад»: обобщение и анализ спектакля

Экранизация мультфильма «Человек в футляре»
Мультфильм «Человек в футляре» по произведению Чехова: YouTube / InternetUrok

Михаил Саввич Коваленок

Коллега Беликова, учитель географии гимназии Михаил Саввич:

  • полный антипод Беликова, человека инициативного и мужественного;
  • мобильный, ездить на велосипеде;
  • любопытно и иронично;
  • открытый, не боится осуждения, в нем есть внутренняя сила.

Короткий пересказ «Человека в футляре» с цитатами

«На окраине села Мироносицкое, в сарае старого Прокофия, ночевали поздние охотники» — Иван Иванович и Буркин. Мужчины не спали и рассказывали разные истории. Разговор зашел об одиноких людях, «которые, как шелушащийся краб или улитка, пытаются залезть в их раковины».

Буркин вспоминает историю учителя греческого языка Беликова. Его отличало то, что в любую погоду он всегда выходил на улицу в калошах, с зонтиком и в теплом ватном пальто.

У Беликова было свое прикрытие: и зонтик, и часы, и перочинный нож, и даже лицо его «казалось в футляре», потому что «он спрятал его в воротник-стойку» и он носил очки. «У этого человека было постоянное и непреодолимое желание окружить себя оболочкой, создать, так сказать, футляр <…> от внешних воздействий». Даже его предмет — «мертвые языки» был для учителя своеобразным способом уйти от реальности.

Для Беликова понятными были только те газетные статьи, в которых что-то запрещалось. Любое отклонение от правил вызывало у него отчаяние, а его любимым выражением было «что бы ни случилось». Учитель своим недоверием и осторожностью угнетал весь город.

У Беликова была странная привычка: он бродил по квартирам учителей, сидел молча и уходил, считая такие посещения своим «комнатным дежурством». Беликов был соседом из Буркины, поэтому рассказчик знал, что дома у «человека в ящике» тоже были «ставни, защелки, целый ряд всяких запретов и — ох, что бы ни случилось!».

Однако Беликов, несмотря на свой характер, чуть не женился. В школу был назначен новый учитель истории и географии: Михаил Саввич, приехавший с сестрой Варенькой, смеющейся женщиной, певицей. Как-то в день рождения директора, увидев рядом Варю и Беликова, учителя подумали, что «хорошо бы на них жениться».

Все стали убеждать учительницу в необходимости выйти замуж. Варя тоже не прочь выйти замуж и оказала Беликову «явную услугу». Решив пожениться, Беликов все чаще бывал в Коваленке, но откладывал предложение, поделившись с Буркиным опасениями, что Варя слишком бодр и «брак — это серьезно».

Брат Вари с первого дня ненавидел учителя греческого языка, дав ему имя «глитай абож павук», но он не вмешивался в их отношения.

Однако один случай перевернул все с ног на голову. Какой-то шутник нарисовал карикатуру со словами «Влюбленный антропос», изобразив Беликова и Варю, идущих с ним за руку. Розыгрыш при невыясненных обстоятельствах закончился всеми учителями, чиновниками и самим Беликовым. «Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление». Однако когда, выходя из дома, учитель увидел Коваленко и Варю на велосипедах, он был еще мрачнее, так как считал, что женщинам и учителям физкультуры на велосипедах не прилично.

На следующий день Беликов почувствовал себя неважно и тоже впервые ушел из класса. Вечером он поехал в Коваленки, где нашел только своего брата. Беликов пытался объяснить, что езда на велосипеде неприлична, что только разозлило Михаила Саввича. И когда учитель греческого пообещал доложить директору о содержании разговора, Коваленко не удержался и позволил Беликову спуститься по лестнице.

В этот момент в дом вошла Варя с двумя женщинами. Решив, что сам Беликов упал, он не удержался и громко засмеялся. Мысль о том, что о случившемся узнал весь город, была настолько ужасна для учителя, что «еще в своем доме <…> он лег спать и не вставал». Через месяц Беликов скончался. Когда он лежал в гробу, выражение его лица было приятным и добрым, «как будто он был рад, что его наконец поместили в ящик, из которого он никогда не выйдет». После его смерти все почувствовали облегчение. Вскоре «жизнь потекла по-прежнему», «не стало лучше».

Буркин закончил свой рассказ. Иван Иванович, размышляя над рассказом Беликова, говорит: «Разве это не случайность, что мы живем в городе, в душном и тесноте, пишем бесполезные документы, играем в концерты?»

Это интересно: Чехов написал рассказ «Анна на шее» в 1895 году. Теория литературы относит произведение к традиции критического реализма. Краткое содержание «Анны на шее» вы можете прочитать на нашем сайте. Несмотря на драматизм сюжета, история не лишена юмора и иронии.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Беликов — учитель греческого и латинского языков («мертвые языки»), «человек в футляре», преподавал в одной гимназии с Буркиным, соседом рассказчика.
  • Варенька — сестра Коваленко, «лет тридцати», «высокая, стройная, с черными бровями, красными щеками», «не девочка, а варенье».
  • Коваленко Михаил Саввич — учитель географии и истории, «от украинцев», «молодой, высокий, темнокожий, с огромными руками».

Другие персонажи:

  • Буркин — учитель гимнастики, сосед Беликова, который рассказал свою историю Ивану Ивановичу.
  • Чимша-гималайский Иван Иванович — ветеринарный врач.

Описание персонажей

Характеристика персонажей «Человека в футляре» способствует восприятию рассказа, помогает проникнуть в идею писателя, понять, что он хотел донести до читателей. В своем произведении автор показывает распорядок мещанской жизни, раскрывает никчемную сущность людей.

Характерные черты охотников

Человек в чемодане рассказ

Иван Иванович Чимша-Гималайский — ветеринарный врач. Это высокий худой мужчина с длинными усами, уже постаревший. Сложная двойная фамилия этого персонажа, по мнению народа, его не устраивает, поэтому он обращается только к своему имени и отчеству.

Чимша-гималайцы опасаются, что люди вынуждены терпеть обман из-за куска хлеба, не обращают внимания на ложь и молча терпят унижения и часто вынуждены обманывать себя.

Иван Иванович вместе с Буркиным приехал на охоту в село Мироносицкое. Его друг тренируется в спортзале. Буркин невысокого роста, плотного телосложения, лысый и с длинной бородой. Он похож на философа, обладающего прекрасными ораторскими способностями. Он опытный и внимательный человек. Два героя жили друг напротив друга, они были заядлыми охотниками. Рассказывают историю Беликова.

Качества Беликова

Беликов — учитель греческого языка. Вот кто из героев чеховской повести — сомнительный человек. Именно его называют «мужиком по делу».

Его образ представлен как крайне неприятный персонаж. Беликов — маленький мужчина лет сорока. Внешне он напоминает какого-то зверя, похожего на хорька. Герой постоянно тепло одет, в пальто, галошах, зонтике и очках. В ней есть все по чехлам. Жизнь «в футляре» для него самое комфортное состояние. Он почти не воспринимал никаких изменений, поощрял запреты и даже принимал их как норму. Его дом — это огромный корпус, в котором персонаж создал свой мир, в котором он живет.

Герой всегда чего-то боится, переживает, когда разговаривает с людьми. Своей тревогой он заражает всех вокруг. Его все боятся, даже директор гимназии. Он предпочитает все старое и устоявшееся, и ненавидит новое, мечтает жить в оболочке, которая защитит от всего неизвестного. Беликов тяготеет ко всем древним языкам, поклоняется вымершим. Он холост, но накануне смерти задумывался о женитьбе, только из-за произошедших неприятностей расстроился сватовство.

для него характерны следующие особенности:

  • ничтожный;
  • застенчивый;
  • тревожный;
  • раздражительный;
  • осторожно;
  • подозрительный.

Люди боялись его, но в то же время считали его респектабельным и респектабельным.

Главные герои

Иван Иванович

Ветеринар с длинными усами. Высокий и худой старик. У него странная двойная фамилия: Чимша-Гималайец, которая, по мнению окружающих, ему не подходит. По этой причине Ивана Ивановича называют по имени и отчеству. Вместе со вторым рассказчиком он приехал поохотиться, подышать свежим воздухом в село Мироносицкое.

Буркин

Работает в спортзале, невысокий, пухлый, лысый мужчина с длинной бородой. Буркин — хороший рассказчик, знаток, наблюдатель, своего рода философ. Он жил в том же доме, что и главный герой рассказа, в квартире напротив. Буркин говорит, что хоронить таких, как Беликов, одно удовольствие.

Беликов

Учитель греческого языка, о котором Буркин рассказывает своему товарищу по охоте. В любую погоду этот человек выходил на улицу с зонтом, в калошах и задирал воротник. Любая перемена его пугала, запреты он воспринимал как норму. Опасаясь всего нового и необычного, он осуждал все отклонения в поведении, даже самые безобидные. Жизнь в футляре — его самое комфортное состояние. Вне своей оболочки он постоянно боится «того, что будет». К его характеристике можно добавить тот факт, что, когда он умер, все почувствовали огромное облегчение.

Михаил Коваленко

Педагог, коллега из Беликова и Буркина. Высокий, толстый мужчина, говорящий сильными басами. С первого дня знакомства возненавидел Беликова, искренне не понимает, почему все его боятся, почему он ходит к нему в гости, если сидит тихо и смотрит на хозяев. Этот человек сыграл решающую роль в судьбе учителя греческого языка: он сказал ему всю правду, он отказался от молчаливого терпения, свойственного окружающим. Выгоняя ненавистного гостя из дома, он спускает Беликова с лестницы, называя его «налогоплательщиком”.

Варенька Коваленко

Сестре Михаила, возлюбленной Беликова, 30 лет. Варвара Саввишна — красивая женщина, веселый смех. Он прекрасно поет, что очаровало коллег и Беликова. На столе главного героя появляется портрет Вареньки. Сестра и брат часто ссорятся и спорят, живут ли они вместе. По этой причине коллеги сознательно ухаживают за Варварой Беликовой, решив, что она не против такого супруга.

Действующие лица

  • Иван Иванович Чимша-Гималайский — ветеринарный врач; высокий худой старик.
  • Буркин — учитель, друг Ивана Чимши-Гималайца. Расскажите историю о Беликове.
  • Беликов — учитель древнегреческого языка, фактически «один в футляре».
  • Варвара Саввишна Коваленко (Варя) — молодая и полная жизни девушка, возлюбленная Беликова.
  • Михаил Саввич Коваленко — брат Вары, учителя истории и географии.
  • Афанасий — пожилой и не совсем нормальный повар из Беликова.

Второстепенные персонажи

Повар Афанасий

Мужчина лет шестидесяти, постоянно пьяный, немного сумасшедший. Работал денщиком, почти не готовит. Но чтобы привести в дом женщину на эту роль, Беликов боится, что о нем будут плохо думать.

Подробная характеристика

Главный герой рассказа Чехова «Человек в футляре», учитель греческого языка в гимназии. Об этом нам рассказал хорошо знавший его коллега Буркин. Беликов был очень странным человеком, он всегда старался от всего защититься снарядом, чемоданом. В любую погоду она носила калоши, зонтик, теплое пальто и даже закрывала лицо воротником. Дома он мог спать только с одеялом на голове.

Беликов очень боялся нововведений, открытости, громких звуков и многого другого. Он постоянно осуждал любые подвиги, как в спортзале, так и в городе, если его не слушали, начинал жаловаться в вышестоящие инстанции. Из-за этого его все боялись, и в городе перестали проводить много разных мероприятий, дел и мероприятий, чтобы не стать предметом осуждения Беликова.

Однажды ему понравилось пение Вареньки, сестры новой учительницы физкультуры, и все решили выдать его за нее замуж. Ей было все равно, идея ему тоже понравилась. Беликов поставил дома свой портрет, стал по-своему ухаживать за ней. Все им помогали, вместе приглашали в театр, в гости. Время шло, а он продолжал тянуть предложение, сомневался в необходимости этого действия. Он часто ходил к Буркину, говорил с ним об ответственности, боялся, что что-то может случиться после свадьбы.

1 мая все учителя, в том числе и Беликов, пошли в рощу. Вдруг их обогнали велосипеды Коваленко. Увидев, как Варенька крутил педали, он потерял дар речи и сразу вернулся домой. На следующий день он пошел отругать их, как неприлично учителям и женщинам кататься на велосипедах. Михаил Саввич покраснел от своих выступлений, столкнул Беликова с лестницы. Он, упав, к своему ужасу увидел Вареньку, которая, не понимая, в чем дело, засмеялась. Потрясенный, он пошел домой, снял фото и лег спать. А через месяц Беликов скончался. Он лежал в гробу, тоже выглядел счастливым, потому что получил такой красивый футляр.

Чехов «Человек в футляре» кратко

Конец 19 века Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринар Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель физкультуры Буркин после целого дня охоты устраиваются на ночлег в сарае хозяина. Буркин рассказывает Ивану Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии.

Беликов был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком, и обязательно в теплом пальто с ватой». Часы, зонтик и перочинный нож Беликова были упакованы в ящики. Он носил темные очки и запирал все замки дома. Беликов стремился создать себе «футляр», защищающий его от «посторонних влияний».

Ему были понятны только проспекты, в которых что-то запрещалось. Любое отклонение от нормы вызывало у него замешательство. Своими «случайными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Беликовым случилась странная история: он чуть не женился.

так получилось, что в спортзал был назначен новый учитель истории и географии Михаил Саввич Коваленко, жизнерадостный юноша, из украинцев. С ним поехала его сестра Варенька, лет тридцати. Она была хорошенькая, высокая, раскрасневшаяся, веселая, бесконечно пела и танцевала. Варенька очаровала всех в зале и даже Беликова.

Так педагогам пришла в голову идея поженить Беликова и Вареньку. Беликов начал убеждать в необходимости жениться. Варенька стала оказывать ему «явное одолжение», а он пошел с ней гулять и твердил, что «брак — это серьезно».

Беликов часто навещал Коваленок и, в конце концов, сделал бы предложение Вареньке, если бы не случайность. Озорной человек нарисовал карикатуру на Беликова, где он был изображен с зонтиком под мышкой с Варенькой. Копии фото были разосланы всем учителям. Это произвело на Беликова очень тяжелое впечатление.

Вскоре Беликов встретил на улице Коваленка, катавшегося на велосипеде. Его крайне возмутило это шоу, так как, по его мнению, учительнице физкультуры и женщине нельзя ездить на велосипеде. На следующий день Беликов поехал в Коваленки «просветить душу». Вареньки дома не было. Его брат, будучи свободолюбивым человеком, не любил Беликова с первого дня.

Не вынося своих занятий велоспортом, Коваленко просто позволил Беликову спуститься по лестнице. В этот момент Варенька и двое знакомых как раз входили в подъезд. Увидев скатывающегося по лестнице Беликова, он громко засмеялся. Мысль о том, что весь город узнает о случившемся, привела Беликова в такой ужас, что он вернулся домой, лег спать и через месяц умер.

Когда он лежал в гробу, выражение его лица было счастливым. Казалось, он достиг своего идеала: «его поместили в ящик, из которого он никогда не выберется. Беликова похоронили с приятным чувством освобождения. Но через неделю жизнь стала течь точно так же: «скучная и глупая жизнь, не запрещенная циркуляром, но и не разрешенная полностью».

Буркин заканчивает свой рассказ. Размышляя над услышанным, Иван Иванович говорит: «Неужели мы живем в городе в душной и тесной атмосфере, пишем бесполезные документы, играем в концерты — разве это не совпадение?».

Читайте также: Рассказ Чехова «Хирургия» был написан в 1884 году. С присущим ему юмором и сарказмом писатель описал очень распространенную в медицине ситуацию, когда обычные люди вынуждены доверить свое здоровье рыцарям.

Вариант 2

Иван Иванович

Герой представлен высоким худым стариком с длинными усами. По профессии ветеринар. Окружающие привыкли называть Ивана Ивановича, потому что считают двойную фамилию героя странной и не подходящей для его персоны. Будучи заядлым охотником, он приезжает в деревню, где слышит историю человека, фигуранта дела.

Буркин

Этот персонаж представлен лысым пухлым мужчиной невысокого роста с длинной бородой. Буркин преподает в гимназии. Этот герой очень осторожен, именно он рассказывает историю своего соседа из квартиры напротив, названного в одном случае мужчиной.

Беликов

Учитель греческого языка, историю которого описанный выше герой рассказывает своему другу. Этот человек постоянно пытается спрятаться от окружающего мира, защитить себя. В любую погоду всегда носите теплую закрытую одежду, галоши и зонтик в руках. Каждая его вещь, как и он сам, в ножнах: зонт, часы и даже перочинный нож. Глаза закрыты темными очками, в ушах — беруши. Его оболочка, его случай: это то состояние, в котором он чувствует себя комфортно. Все люди вызывали в нем беспокойство. Беликов боялся всяких перемен и любил только все старое и укоренившееся. Она была холост, но незадолго до смерти подумывала о замужестве. Из-за произошедшей с ним проблемы Беликов заболевает и умирает. Смерть этого героя приносит всем только облегчение.

Михаил Коваленко

Поскольку Беликов и Буркин — педагог, он преподает историю и географию. Молодой человек высокого роста и смуглого цвета лица. Он не любил Беликова с того момента, как познакомился, он не понимал, почему он всего боится и зачем идти к нему, если он сел и молчал. После того, как Беликов заявляет, что ездит с сестрой на велосипеде, она ломается и выгоняет его из дома, рассказывая ему все. Именно такая ситуация в одном случае стала роковой в жизни мужчины.

Варенька

Сестра Майкл, симпатичная, с живым характером. Девушка лет тридцати живет с братом и постоянно с ним ссорится. Она очаровала своим пением коллег и Беликову. Именно на этой героине и хотел жениться Беликов.

Афанасий Шеф-повар

Слуга Беликова, любящий выпить, умением готовить не отличается, но Беликов не решается на эту должность привести в дом женщину, так как боится, что о нем могут плохо подумать, поэтому он, отмерив Сам, терпит старую приборку.

Мавра

Жена человека, в доме которого останавливаются на ночь охотники. Женщина не дура, но выделяется странной привычкой: днем ​​сидит в доме, а ночью гуляет по городу.

Другие произведения: ← Значение названия спектакля «Вишневый сад» ↑ Чехов А.П. Изображение сада в спектакле «Вишневый сад →

Человек в футляре

Мужчина в одном футляре

В момент выхода рассказа многие читатели произведения задавались вопросом, с кем он скопировал литературный портрет главного героя А.П. Чехова, находя сходство во многих знакомствах писателя, с которыми он пересекался в жизни. Впоследствии литературные критики выразили сомнения относительно подобных параллелей, признав, что образ скорее собирательный, чем точный.

Разбирая героев оперы, легко определить, кто из героев чеховской повести — сомнительный, подозрительный, обидчивый человек, всем сердцем ненавидящий действительность и презирающий нарушение любых правил и приказов. Конечно же, это главный герой — учитель греческого языка в местной гимназии имени Беликова. Буркин рассказывает Ивану Ивановичу, что Беликов всячески старался изолироваться от внешнего мира, что проявлялось в его образе жизни, разговоре и внешности.

Это невысокий мужчина с маленьким бледным лицом и темными очками, которому было уже за 40, 15 из которых работали в местном спортзале. Беликов всего боялся и всех презирал. Он избегал реальности, пряча их за темными очками, пальто с высоким воротником и зонтиком. Несмотря на свою замкнутость и сухость, однажды Беликов, по выражению Буркина, «чуть не женился».

Веселая Варенька привлекала его одновременно своим веселым нравом и ласковым отношением к нему, но пугала и отталкивала своей неудержимой свободолюбием и желанием нарушить правила, которые лежали в основе мировоззрения Беликова. Но браку не суждено было случиться.

Неудачная карикатура, в которой Беликова прозвали «влюбленным антропосом», прервала не только возможное сватовство, но и жизнь предполагаемого учителя греческого языка.

Несостоявшаяся женитьба

Словно глоток свежего воздуха, «душную» атмосферу местных учителей разбавляет сестра Михаила Коваленко. Привлекает и манит главного героя своим темпераментом, непринужденной манерой поведения и мелодичными песнями.

Веселая молодая женщина, с которой коллеги Беликова надеялись выйти за него замуж. Варвара Саввишна имела необыкновенную внешность: черные брови, стройные, красные щеки, по словам автора, «не девочка, а варенье». Он любит петь и весело смеяться, кататься на велосипеде, читать книги и оживленно обсуждать. Варенька с теплотой и нежностью относится к Беликову, отвечая на его претензии, так как, как пишет Чехов, он не прочь жениться, создать семью и уйти от брата.

Буркин

Буркин, как и Беликов, преподает в гимназии. Это Буркин рассказывает своему другу Ивану Ивановичу о Беликове. Антон Павлович изобразил героя невысоким, пухлым и лысым мужчиной. Он отличный собеседник, любит много думать. Он выступает в роли философа и дает подробную оценку всему, о чем говорит. Он беспристрастно анализирует ситуацию и приходит к выводу, что во многих есть что-то от Беликова, и это «что-то» не искоренено после его смерти.

Он жил в одном доме с Беликовым, в квартире напротив. По словам Буркина, хоронить таких людей, как Беликов, одно удовольствие, потому что они находят для себя любимый случай на всю жизнь.

Источники

  • https://konspektiruem.ru/pereskazy/chelovek-v-futlyare-glavnye-geroi.html
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/geroi-chelovek-v-futlyare.html
  • https://Obuv-PatriotPlus.ru/pereskazy/chelovek-v-futlyare-glavnye-geroi.html
  • https://LiteraGuru.ru/sochinenie-glavnye-geroi-v-rasskaze-a-p-chehova-chelovek-v-futlyare/
  • https://VzryvMozga.ru/pereskazy/burkin-chelovek-v-futlyare.html
  • https://diss-help.ru/soderzhanie/chelovek-v-futlyare-personazhi.html
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/glavnye-geroi-v-rasskaze-chelovek-v-futlyare-a-p-chehov/
  • https://www.nur.kz/family/school/1881158-celovek-v-futlare-kratkoe-soderzanie-i-analiz/
  • https://litfest.ru/shortwork/soderzhanie-chelovek-v-futlyare.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/chelovek-v-futlyare/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://KicksContest.ru/pereskazy/chelovek-v-futlyare-harakteristika-geroev.html
  • https://kakoy-smysl.ru/characteristic/harakteristika-glavnyh-geroev-rasskaza-chehova-chelovek-v-futlyare/

…но с другой стороны, Драгунский, коренной москвич, лучше прочих видит, к чему мы катимся стремительным домкратом, когда Россия «вся помаленьку переезжает в Москву и область» (цитата из Москвич Mag), скупая там все муравейники. Кордоны внутри страны, непроницаемая социальная рознь, безмолвие, бесправие и безнадёжность. 

Может, Драгунский ничего такого и не имел в виду, но вы лучше сами почитайте.

ЖЕНЯ, ЖЕНЯ И МОСКВА

Женя Колодкин получил разрешение на въезд и жительство в Москве. Второй степени.

 Степень разрешения считалась снизу: первой степени – это только для тебя одного; второй степени – для двоих, то есть можешь взять жену или любого кровного родственника. Третья степень – ты и еще двое, то есть трое общим числом. Четвертой степени не было, вместо нее была карта «И», то есть «исключительный случай», если ты какой-то обалденный спортсмен или там, не знаю, математик. На карту «И» можно было вывезти до четверых человек. 

Женя подавал на третью степень, потому что хотел взять с собой маму и любимую девушку, на которой предстояло жениться.

Но не вышло. Где-то споткнулся. Сам не понял, где именно, а в ответе этого не было. Объяснений не полагалась. «Вам выдано разрешение второй степени», и точка. Хотя это грандиозное везение, конечно.

***

Проверок было много. Биомедицинская, первым делом. Потом генеалогическая. В Москву брали только чистокровных. Не обязательно русских. Никакого шовинизма. Татарин, калмык, еврей, бурят, мордвин – пожалуйста. Хоть грек. Но чтобы на четыре поколения чистокровный, со справками. Понятно, зачем – еще один барьер, только и всего. Ну а дальше – тесты. Интеллект, психореактивность, общая культурность. Математика, язык, государство и право.

Особое испытание – спортивное. «Курьерское десятиборье». Сначала поднятие тяжестей. Дальше – быстро, но не нарушая правил, ехать по городу на машине. Потом на мотоцикле. Дальше велосипед. Плаванье. Карабкаться через стены, вроде скалолазания. Бокс или карате, дзюдо – на выбор. Бег. Ориентирование по навигатору и по приметам. Скоростной подъем по лестнице на пятнадцатый этаж – и, наконец, вручить адресату пластиковую коробку с яблочным пирогом.

Потому что в Москве для приезжих никакой другой работы не было. Только курьером. Но – только на первые три года. А там уж новые тесты, новые успехи, новые вершины.

Итак, вторая степень. Соискатель плюс один человек.

***

Женя все-таки решил взять с собой маму.

Трудный был выбор. Мама была против. Она говорила, что скоро умрет. У нее был стафулоз в тяжелой стадии, какая-то новая зараза. Мама говорила: «Езжайте с Женечкой. Распишитесь – и езжайте. А я тут как-нибудь».

Девушку Жени Колодкина звали тоже Женя.

Он сначала обрадовался такому маминому решению, тем более что и его Женя очень хотела с ним в Москву, но не говорила ни слова, потому что знала, какой ему предстоит трудный выбор. В общем, Женя уже совсем было собрался пойти со своей Женей в МФЦ и подать заявку на брак, но вдруг подумал: «Господи боже, что ж я делаю! Это же мама! Мать! Она меня родила, растила-кормила, после папиной смерти образование дала, а я ее бросаю! Древние греки, кажется, говорили: жён-мужей и детей может быть сколько хочешь, а матери новой не будет! Что ж это я за подлец такой? Нет!»

В общем, он сказал матери, что берет ее с собою. И что в Москве обязательно найдется лечение от стафулоза: либо больница, либо просто лекарство, которого здесь нет, а в Москве, наверное, в каждой аптеке навалом.

Брать с собой много вещей не разрешалось – по чемодану пятьдесят пять на сорок на двадцать пять и бумажник с документами.

***

Когда перешли наружную границу, там был двухдневный карантин. Им с мамой дали отдельную комнатку. На другой день зашел врач, посмотрел обоих, сказал маме: «Прилягте, гражданка, я сейчас вернусь». Но не вернулся.

Вечером мама позвала Женю присесть рядом и сказала:

— Зря ты Женечку вместо меня не взял.

— Да ладно! – засмеялся он.

— Так в Москве и не побывала, – сказала мама и заснула.

«А и правда – подумал Женя. – Это только наружный периметр. Карантинная граница. А настоящая Москва там, в конце коридора, где второй контроль».

Утром мама была уже холодная.

Врач и полицейский не велели Жене брать мамин чемодан. «Заразно!».

Женя проводил взглядом каталку, на которой лежала мама, в ногах у нее, клонясь и чуть не падая, стоял серый чемодан с ремешками крестом, вспомнил про крест, перекрестился и пошел, подхватив свой чемоданчик, в конец коридора.

Он выложил свои документы на прилавок и напористо изложил ситуацию. Типа что его мать, указанная в документе как законный спутник по разрешению второй степени, ранним утром скончалась от стафулоза, вот справка.

— Ну и? – спросил пограничник, старик в толстых очках.

— Ну и я имею право въехать со спутником. Имею право вернуться и привезти спутника. В смысле спутницу. Разрешение действует год с момента выдачи. Прошло меньше месяца.

— Знаете, что? – вдруг засмеялся пограничник, снял и протер очки. – Вы знаете, нас учили никогда не говорить гражданину: «Вы правы!». Надо всегда говорить: «Вы ошибаетесь, есть параграф такой-то пункта такого-то!». Гражданин не может быть прав перед официальным лицом. Но вот тут, – и он надел очки на свой толстый пористый нос, блестящий от жира, – но вот тут все-таки нет! Вы всё-таки правы! Такой редчайший случай, можно сказать…

Он вбил какие-то цифры в компьютер, а потом переписал их в конторскую книгу. Долго писал, пыхтя и склоняя голову.

— Ишь! – вздохнул Женя.

— Сервера горят, – ответно вздохнул старик. – Или жгут их, черт знает. Может, диверсанты? Саботёры? Как думаете?

— Без понятия, – честно сказал Женя.

— Я тоже, – сказал пограничник. У него от старости немножко тряслась голова. – Вот ваш паспорт и разрешение. Езжайте за подружкой! – он подмигнул.

***

Когда Женя вернулся в родной город, он первым делом, прямо с поезда, пошел на кладбище. Заказал в конторе, чтоб на могиле папы подтюкали мамино имя-отчество-фамилию: Колодкина-Семендеева Фаина Макаровна.

Потом сразу побежал к любимой девушке Жене, чтоб она его утешила в несчастье, это раз. И чтоб они быстро сбегали в МФЦ оставить заявление на брак, это два. И чтоб она тоже начала собирать чемоданчик ехать с ним в Москву, это три.

Когда он подошел к домику, где Женя жила с родителями посреди яблочного сада и двух курятников, он увидел, что там пристроены еще две комнаты, примерно шесть на шесть.

Женя сидела в саду на скамеечке, резала яблоки на варенье, а вокруг бегал ребеночек года в полтора. Еще немтырь, но веселый: Женя ему говорила: «Мишенька, Мишенька», а мальчик гукал в ответ и кричал вроде «Да! Да!» и ручонки тянул к тазу с резаными яблоками.

Женя полюбовался этой милотой, но сказал:

— Жень, когда успела?

— Привет! – сказала она. – Да вон сколько времени прошло, как ты меня тут оставил ради мамки своей.

— Она померла.

— Царствие небесное. Хорошая была женщина Фаина Макаровна, а ты мамочкин сынок. Тьфу. Все профукал.

— Женя! – вскричал он. – Так ведь меня всего четыре дня не было! Ты что?

— У нас тут время быстрее идет. Не знал? В сто раз примерно. Или даже еще. Вон ты какой молодой, а у меня уже морщины пошли.

— Да какие морщины! – он потянулся было к ней, но она сказала:

— Ступай откуда пришел!

Ребеночек закричал. Собака залаяла, загремела цепью.

***

Ну и ладно! Значит, одному в Москву.

А в Москве тот же самый пограничник сказал и показал, что в разрешении написано: «однократное пересечение границы». А он, значит, ее уже пересек и обратно уехал. Вот штампики. Так что пардоннэ муа.

— Нет уж это вы пардоннэ! – твердо возразил Женя. – Я пересек только наружную границу. Карантинную! А за внутреннюю не заходил. Границу Москвы в собственном смысле слова я не пересекал. Там должен быть второй, главный штампик. Вы его не поставили! Пропустите меня!

— Экие вы все умные стали, – бормотал пограничник, глядя в бумаги то сквозь очки, то поверх очков. – «В собственном смысле!», – передразнил он. – Вы опять-таки правы. С точки зрения здравого, так сказать, смысла. Но в разрешении не сказано про две границы. Написано: «однократное пересечение границы»! А какой – карантинной или административной – не записано. Знаете, что?

— Что? – сказал Женя, холодея и надеясь одновременно.

— Оставьте ваши координаты, с вами свяжутся.

— Какие еще координаты? – выдохнул Женя. – Вы сканировали мой паспорт!

— Сервера горят, – закивал головой старик-пограничник. – Что ни день горят. Саботёры, пароль д,онёр! Давайте я лучше в книжечку запишу.

Он достал конторскую книгу, растрепанную и замусоленную, поплевал на карандаш, склонил голову набок:

— Диктуйте!

***

Вернувшись домой, Женя вспомнил, что так и не увидел живую Москву, хотя бы из окна поезда. Когда подъезжал к пропускному пункту и когда отъезжал – тоже. Там были сплошные мосты и стены, стены и мосты, а домов совсем не видать.

Тем более что туман.

«А может, Москвы и вовсе нет, кроме как в телевизоре?» – подумал он и стал доставать из чемодана брюки, майки и прочее свое небогатое добришко.

Ну конечно, он уезжает, ничего не поделаешь: настал срок, время истекло, и он уезжает далеко-далеко. Чемодан уложен, башмаки начищены, волосы приглажены, старательно вымыты уши и шея, осталось лишь спуститься по лестнице, выйти на улицу и добраться до маленькой железнодорожной станции, где только ради него и остановится поезд. И тогда городок Фокс-Хилл, штат Иллинойс, для него навсегда отойдет в прошлое. И он поедет в Айову или в Канзас, а быть может, даже в Калифорнию, — двенадцатилетний мальчик, а в чемодане у него лежит свидетельство о рождении, и там сказано, что родился он сорок три года назад.

— Уилли! — окликнули снизу.

— Сейчас!

Он подхватил чемодан. В зеркале на комоде он увидел свое отражение: золото июньских одуванчиков, румянец июльских яблок, теплая белизна полуденного молока. Ангельски невинное, ясное лицо — такое же, как всегда, и, возможно, навсегда таким и останется.

— Пора! — снова окликнул женский голос.

— Иду!

Кряхтя и улыбаясь, он потащил чемодан вниз. В гостиной ждали Анна и Стив, принаряженные, подтянутые.

— Вот и я! — крикнул с порога Уилли.

У Анны стало такое лицо — вот-вот заплачет.

— О Господи, Уилли, неужели ты и вправду от нас уедешь?

— Люди уже начинают удивляться, — негромко сказал Уилли. — Я целых три года здесь прожил. Но когда начинаются толки, я уж знаю — пора собираться в дорогу.

— Странно все это, — сказала Анна. — Не пойму я никак. Нежданно-негаданно. Мы будем скучать по тебе, Уилли.

— Я вам буду писать каждое Рождество, честное слово. А вы не пишите, не надо.

— Мы были рады и счастливы. — Стив выпрямился на стуле, слова давались ему с трудом. — Такая обида, что всему этому конец. Такая обида, что тебе пришлось нам все про себя рассказать. До смерти обидно, что нельзя тебе остаться.

— Вы славные люди, лучше всех, у кого я жил, — сказал Уилли.

Он был четырех футов ростом, солнечный свет лежал на его щеках, никогда не знавших бритвы.

И тут Анна все-таки заплакала.

— Уилли, Уилли…

Она согнулась в своем кресле, видно было, что она хотела бы его обнять, но больше не смеет; она смотрела смущенная, растерянная, не зная, как теперь быть, как себя с ним держать.

— Не так-то легко уходить, — сказал Уилли. — Привыкаешь. И рад бы остаться. Но ничего не получается. Один раз я попробовал остаться, когда люди уже стали подозревать неладное. Стали говорить: мол, какой ужас! Мол, сколько лет он играл с нашими невинными детьми, а мы и не догадывались! Мол, подумать страшно! Ну, и пришлось мне ночью уйти из города. Не так-то это легко. Сами знаете, я вас обоих всей душой полюбил. Отличные это были три года, спасибо вам!

Все трое направились к двери.

— Куда ты теперь, Уилли?

— Сам не знаю. Куда глаза глядят. Как увижу тихий зеленый городок, там и останавливаюсь.

— Ты когда-нибудь вернешься?

— Да, — сказал он серьезно своим высоким мальчишеским голосом. — Лет через двадцать по мне уже станет видно, что я не мальчик. Тогда поеду и навещу всех своих отцов и матерей.

Они стояли на крыльце, овеваемые прохладой летнего утра, очень не хотелось выговорить вслух последние слова прощанья. Стив упорно глядел на листву соседнего вяза.

— А у многих ты еще жил, Уилли? Сколько у тебя было приемных отцов и матерей?

Вопрос как будто не рассердил и не обидел Уилли.

— Да я уже пять раз переменил родителей — лет двадцать так путешествую, побывал в пяти городах.

— Ладно, жаловаться нам не на что, — сказал Стив. — Хоть три года был сын, все лучше, чем ничего.

— Ну что ж, — сказал Уилли, быстро поцеловал Анну, подхватил чемодан и вышел на улицу, под деревья, под зеленые от листвы солнечные лучи, и пошел быстро, не оглядываясь, — самый настоящий мальчишка.

Когда он проходил мимо парка, там, на зеленой лужайке, ребята играли в бейсбол. Он остановился в тени под дубами и стал смотреть, как белый-белый мячик высоко взлетает в солнечных лучах, а тень его темной птицей проносится по траве, и ребята ловят его в подставленные чашкой ладони — и так важно, так необходимо поймать, не упустить этот стремительный кусочек лета. Они орали во все горло. Мяч упал в траву рядом с Уилли.

Он вышел с мячом из-под деревьев, вспоминая последние три года, уже истраченные без остатка, и пять лет, что были перед ними, и те, что были еще раньше, и так до той поры, когда ему и вправду было одиннадцать, двенадцать, четырнадцать, и в ушах зазвучали голоса:

— Что-то неладно с вашим Уилли, хозяйка?

— Миссис, а что это ваш Уилли последнее время не растет?

— Уилли, ты уже куришь?

Эхо голосов замерло в ярком сиянии летнего дня. И потом — голос матери:

— Сегодня Уилли исполняется двадцать один!

И тысяча голосов:

— Приходи, когда тебе исполнится пятнадцать, сынок, тогда, может, и найдется для тебя работа.

Неподвижным взглядом он уставился на бейсбольный мяч в дрожащей руке, словно это был не мяч, а вся его жизнь — бесконечная лента лет скручена, свернута в тугой комок, но опять и опять все возвращается к одному и тому же, к дню, когда ему исполнилось двенадцать. Он услышал шаги по траве: ребята идут к нему, вот они стали вокруг и заслонили солнце, они выросли.

— Уилли, ты куда собрался? — кто-то пнул ногой его чемодан.

Как они вытянулись! В последние месяцы, кажется, солнце повело рукой у них над головами, поманило — и они тянутся к нему, вверх, точно жаркий, наполовину расплавленный металл, точно золотая тянучка, покорная властному притяжению небес, они растут и растут, им по тринадцать, по четырнадцать, они смотрят на Уилли сверху вниз, они улыбаются ему, но уже чуть высокомерно. Это началось месяца четыре назад.

— Пошли играть, мы против вас! А кто возьмет к себе в команду Уилли?

— Ну-у, Уилли уж очень мал, мы с малышами не играем.

И они обгоняют его, их притягивают солнце и луна, и смена времен года, весенний ветер и молодая листва, а ему по-прежнему двенадцать, он им больше не компания. И новые голоса подхватывают старый, страшно знакомый, леденящий душу припев:

— Надо давать мальчику побольше витаминов, Стив.

— У вас в роду все такие коротышки, Анна?

И снова холодная рука стискивает сердце, и уже знаешь, что после стольких славных лет среди «своих» снова надо вырвать все корни.

— Уилли, ты куда собрался?

Он тряхнул головой. Опять он среди мальчишек, они топчутся вокруг, заслоняют солнце, наклоняются к нему, точно великаны к фонтанчику для питья.

— Еду на неделю погостить к родным.

— А-а.

Год назад они были бы не так равнодушны. А сейчас только с любопытством поглядели на чемодан да, может, чуть позавидовали — вот, мол, поедет поездом, увидит какие-то новые места…

katya side

— Покидаемся немножко? — предложил Уилли.

Они согласились без особой охоты, просто чтоб уважить отъезжающего. Он поставил чемодан и побежал; белый мячик взлетел к солнцу, устремился к ослепительно белым фигурам в дальнем конце луга, снова ввысь и опять вдаль, жизнь приходила и уходила, ткался незримый узор. Вперед-назад! Мистер Роберт Хенлон и миссис Хенлон, Крик-Бенд, штат Висконсин, 1932 год, его первые приемные родители, первый год! Вперед-назад! Генри и Элис Болц, Лаймвил, штат Айова, 1935 год! Летит бейсбольный мяч. Смиты, Итоны, Робинсоны! 1939-й! 1945-й! Бездетная чета — одна, другая, третья! Стучись в дверь — в одну, в другую.

— Извините, пожалуйста. Меня зовут Уильям. Можно мне…

— Хочешь хлеба с маслом? Входи, садись. Ты откуда, сынок?

Хлеб с маслом, стакан холодного молока, улыбки, кивки, мирная, неторопливая беседа.

— Похоже, что ты издалека, сынок. Может, ты откуда-нибудь сбежал?

— Нет.

— Так ты сирота, мальчик?..

И другой стакан молока.

— Нам всегда так хотелось детей. И никогда не было. Кто его знает почему. Бывает же так. Что поделаешь. Время уже позднее, сынок. Не пора ли тебе домой?

— Нету у меня дома.

— У такого мальчонки? Да ты ж совсем еще малыш. Мама будет беспокоиться.

— Нету у меня никакого дома, и родных на свете никого. Может быть… можно… можно, я у вас сегодня переночую?

— Видишь ли, сынок, я уж и не знаю, — говорит муж. — Мы никогда не думали взять в дом…

— У нас нынче на ужин цыпленок, — перебивает жена. — Хватит на всех, хватит и на гостя…

И летят, сменяются годы, голоса, лица, люди, и всегда поначалу одни и те же разговоры. Летний вечер — последний вечер, что он провел у Эмили Робинсон, вечер, когда она открыла его секрет; она сидит в качалке, он слышит ее голос:

— Сколько я на своем веку детишек перевидала. Смотрю на них иной раз и думаю — такая жалость, такая обида, что все эти цветы будут срезаны, что всем этим огонькам суждено угаснуть. Такая жалость, что этого не миновать — вот они бегают мимо, ходят в школу, а потом вырастут, станут долговязые, безобразные, в морщинах, поседеют, полысеют, а под конец и вовсе останутся кожа да кости, да одышка, и все они умрут и лягут в могилу. Вот я слышу, как они смеются, и просто не верится, неужели и они пойдут той же дорогой, что и я. А ведь не миновать! До сих пор помню стихи Вордсворта: «Я вдруг увидел хоровод нарциссов нежно-золотых, меж них резвился ветерок в тени дерев, у синих вод». Вот такими мне кажутся дети, хоть они иной раз бывают жестоки, хоть я знаю, они могут быть и дурными, и злыми, но злобы еще нет у них в лице, в глазах, и усталости тоже нет. В них столько пылкости, жадного интереса ко всему! Наверно, этого мне больше всего недостает во взрослых людях — девятеро из десяти уже ко всему охладели, стали равнодушными, ни свежести, ни огня, ни жизни в них не осталось. Каждый день я смотрю, как детвора выбегает из школы после уроков. Будто кто бросает из дверей целые охапки цветов. Что это за чувство, Уилли? Каково это — чувствовать себя вечно юным? Всегда оставаться новеньким, свеженьким, как серебряная монетка последней чеканки? Ты счастлив? Легко у тебя на душе — или ты только с виду такой?

Мяч со свистом прорезал воздух, точно большой белесый шершень ожег ладонь. Морщась от боли, он погладил ее другой рукой, а память знай твердила свое:

— Я изворачивался как мог. Когда все родные умерли и оказалось, что на работу меня никуда не берут, я пробовал наняться в цирк, но и тут меня подняли на смех. «Сынок, — говорили мне, — ты же не лилипут, а если и лилипут, все равно с виду ты просто мальчишка. Уж если нам брать карлика, так пускай он и лицом будет настоящий карлик. Нет уж, сынок, не взыщи». И я пустился бродить по свету и все думал: кто я такой? Мальчишка. И с виду мальчишка, и говорю, как мальчишка, так лучше мне и оставаться мальчишкой. Воюй — не воюй, плачь — не плачь, что толку! Так куда же мне податься? Какую найти работу? А потом однажды в ресторане я увидел, как один человек показывал другому карточки своих детей. А тот все повторял: «Эх, нету у меня детей… вот были бы у меня детишки…» И все качал головой. А я как сидел неподалеку, с куском мяса на вилке, так и застыл! В ту минуту я понял, чем буду заниматься до конца своих дней. Все-таки нашлась и для меня работа. Приносить одиноким людям радость. Не знать ни отдыха, ни срока. Вечно играть. Я понял, мне придется вечно играть. Ну, разнесу когда-нибудь газеты, побегаю на посылках, может, газоны косилкой подстригу. Но настоящей тяжелой работы мне не видать. Все мое дело — чтобы мать на меня радовалась да отец мною гордился. И я повернулся к тому человеку за стойкой, неподалеку от меня. «Прошу прощенья», — сказал я. И улыбнулся ему…

— Но послушай, Уилли, — сказала тогда, много лет назад, миссис Эмили. — Наверно, тебе иногда бывает тоскливо? И, наверно, хочется… разного… что нужно взрослому человеку?

— Я молчу и стараюсь это побороть, — сказал Уилли. — Я только мальчишка, говорю я себе, и я должен жить с мальчишками, читать те же книги, играть в те же игры, все остальное отрезано раз и навсегда. Я не могу быть сразу и взрослым и ребенком. Надо быть мальчишкой — и только. И я играю свою роль. Да, приходилось трудно. Иной раз, бывало…

Он умолк.

— Люди, у которых ты жил, ничего не знали?

— Нет. Сказать им — значило бы все испортить. Я говорил им, что сбежал из дому, — пускай проверяют, запрашивают полицию. Когда выяснялось, что меня не разыскивают и ничего худого за мной нет, соглашался — пускай меня усыновят. Так было лучше всего… пока никто ни о чем не догадывался. Но проходило года три, ну, пять лет, и люди догадывались, или в город приезжал кто-нибудь, кто видел меня раньше, или кто-нибудь из цирка меня узнавал — и кончено. Рано или поздно всему приходил конец.

— И ты счастлив, тебе хорошо? Приятно это — сорок лет с лишком оставаться ребенком?

— Говорят, каждый должен зарабатывать свой хлеб. А когда делаешь других счастливыми, и сам становишься почти счастливым. Это моя работа, и я делаю свое дело. А потом… еще несколько лет, и я состарюсь. Тогда и жар молодости, и тоска по недостижимому, и несбыточные мечты — все останется позади. Может быть, тогда мне станет полегче, и я спокойно доиграю свою роль.

Он встряхнулся, отгоняя эти мысли, в последний раз кинул мяч. И побежал к своему чемодану. Том, Билл, Джейми, Боб, Сэм — он со всеми простился, всем пожал руки. Они немного смутились.

— В конце концов, ты ж не на край света уезжаешь, Уилли.

— Да, это верно… — Он все не трогался с места.

— Ну пока, Уилли! Через неделю увидимся!

— Пока, до свидания!

И опять он идет прочь со своим чемоданом и смотрит на деревья, позади остались ребята и улица, где он жил, а когда он повернул за угол, издали донесся паровозный гудок, и он пустился бегом.

И вот последнее, что он увидел и услышал: белый мяч опять и опять взлетал в небо над остроконечной крышей, взад-вперед, взад-вперед, и звенели голоса: «Раз-два — голова, три-четыре — отрубили!» — будто птицы кричали прощально, улетая далеко на юг.

Раннее утро, солнце еще не взошло, пахнет туманом, предрассветным холодом, и еще пахнет холодным железом — неприветливый запах поезда, все тело ноет от тряски, от долгой ночи в вагоне… Он проснулся и взглянул в окно, на едва просыпающийся городок. Зажигались огни, слышались негромкие, приглушенные голоса, в холодном сумраке взад-вперед, взад-вперед качался, взмахивал красный сигнальный фонарь. Стояла сонная тишина, в которой все звуки и отзвуки словно облагорожены, на редкость ясны и отчетливы. По вагону прошел проводник, точно тень в темном коридоре.

— Сэр, — тихонько позвал Уилли.

Проводник остановился.

— Какой это город? — в темноте прошептал мальчик.

— Вэливил.

— Много тут народу?

— Десять тысяч жителей. А что? Разве это твоя остановка?

— Как тут зелено… — Уилли долгим взглядом посмотрел в окно на окутанный предутренней прохладой городок. — Как тут славно и тихо, — сказал он.

— Сынок, — сказал ему проводник, — ты знаешь, куда едешь?

— Сюда, — сказал Уилли и неслышно поднялся и в предутренней прохладной тишине, где пахло железом, в темном вагоне стал быстро, деловито собирать свои пожитки.

— Смотри, паренек, не наделай глупостей, — сказал проводник.

— Нет, сэр, — сказал Уилли, — я глупостей не наделаю.

Он прошел по темному коридору, проводник вынес за ним чемодан, и вот он стоит на платформе, а вокруг светает, и редеет туман, и встает прохладное утро.

Он стоял и смотрел снизу вверх на проводника, на черный железный поезд, над которым еще светились последние редкие звезды. Громко, навзрыд закричал паровоз, криками отозвались вдоль всего поезда проводники, дрогнули вагоны, и знакомый проводник помахал рукой и улыбнулся мальчику на платформе, маленькому мальчику с большим чемоданом, а мальчик что-то крикнул, но снова взревел паровоз и заглушил его голос.

— Чего? — закричал проводник и приставил ладонь к уху.

— Пожелайте мне удачи! — крикнул Уилли.

— Желаю удачи, сынок! — крикнул проводник, и улыбнулся, и помахал рукой. — Счастливо, мальчик!

— Спасибо! — сказал Уилли под грохот и гром, под свист пара и перестук колес.

Он смотрел вслед черному поезду, пока тот не скрылся из виду. Все это время он стоял не шевелясь. Стоял совсем тихо долгих три минуты — двенадцатилетний мальчик на старой деревянной платформе, — и только потом наконец обернулся, и ему открылись по-утреннему пустые улицы.

Вставало солнце, и, чтоб согреться, он пошел быстрым шагом — и вступил в новый город.

Гражданин Сирии хотел попасть через Беларусь в Германию, но вынужден был вернуться на родину. Его историю рассказывает белорусская служба Радио Свобода.

На перелет в Беларусь отдал три тысячи долларов

Мужчине около 50 лет. На родине, в Сирии, он работал учителем английского языка. У него есть жена и двое несовершеннолетних детей. Семью он оставил в Сирии и пытался сначала перебраться в Европу сам. С собой у него рюкзак средних размеров, небольшой чемодан и сумка. Он отправился в дорогу один, без родных и знакомых.

«Информация о том, что легко можно попасть в Европу через Беларусь, стала появляться два-три месяца назад в наших социальных сетях, но тогда я не знал, что это небезопасно. Легально поехать в Европу мы не можем, нам не дают визы», – рассказывает мужчина.

Тогда соответствующие услуги перелета в Беларусь стали оказывать сирийские туристические центры. От обращения в фирму до вылета в Беларусь прошло около 10 дней – за это время были готовы все документы: виза, приглашение, страховка. За все услуги и билет мужчина отдал три тысячи долларов. В самолете он познакомился с 70-летним земляком, который заплатил за поездку шесть тысяч. Почему такая разница в цене, неизвестно.

На вопрос, почему он решил эмигрировать, сириец отвечает о плохом экономическом положении во всей стране. Внезапно замолкает и начинает вытирать слезы.

Он – учитель, зарабатывал 40 долларов в месяц. После основной работы таксовал на своем старом автомобиле – это приносило ему еще около 75 долларов в месяц. На его родине у людей обычно по две-три работы одновременно, они берутся за любую физическую работу, подработку в частных фирмах. На вопрос, сколько денег нужно его семье, чтобы нормально жить, он называет сумму в минимум 700 долларов. Разницу почти 600 долларов они «нигде не берут».

«Многое я просто не могу позволить моей семье. Нам хватает только на самые необходимые продукты и вещи. Это очень сложно для каждого – обеспечивать свою семью, детей», – объясняет сквозь слезы мужчина.

Вторая причина эмиграции в том, что он хотел бы жить в спокойной стране. «Там, где я живу, постоянно идут военные действия», – говорит сириец.

Где семья нашла три тысячи долларов при зарплате мужа в $100? Мужчина поясняет, что они продали драгоценности жены. «Другие продают машины, кто-то – квартиры, земельные участки, чтобы оплатить поездку. Не только же сирийцы едут – это и афганцы, и иракцы, и из Алжира, из Египта», – перечисляет он.

В аэропорту никто не встретил

В турфирме на родине мужчине пообещали, что он без препятствий попадет в Европу. В минском аэропорту его должны были встретить представители фирмы, рассказывает сириец. Но его никто не встретил. Когда мужчина связался со своим туристическим агентом, тот ответил, что его ждали час, но человек не дождался и ушел. «Вот такое вранье», – уверен мигрант.

Мужчина самостоятельно добрался до Гродно, заселился в гостиницу. На месте он поговорил с другими мигрантами, которые приехали в Беларусь раньше и уже пробовали перейти границу, но безуспешно. По словам сирийца, они были одни, без сопровождения. На границе они блуждали по лесу, не знали, куда идти, замерзали, некоторые проваливались в холодную трясину. Когда заканчивалась еда, вода и заряд батареи в телефонах, возвращались в город и планировали следующий поход на границу.

Его новому 70-летнему знакомому агент сказал самостоятельно ехать за границу на такси и показал на карте точку возле деревни Незбодичи Свислочского района Гродненской области. Оттуда до Польши – около часа пешком. Ему обещали, что на месте его встретят. Пожилого мужчину не испугали сложности – его сын уже попал в Германию. Чем закончился путь пожилого сирийца, неизвестно.

«В Сирии думают, что смерти мигрантов на границе – это фейк»

Послушав рассказы других мигрантов, мужчина решил, что не будет рисковать жизнью и вернется домой. «Потому что я уважаю себя», – говорит мигрант.

О том, что действительно происходит на белорусско-польской границе, он узнал только в Беларуси. На вопрос о том, что неужели он не читал о как минимум нескольких смертях мигрантов на границе, о том, что группы людей застряли между странами и уже около месяца живут на улице, мужчина ответил, что многие в Сирии думают, что это фейк, что пропаганда специально пишет такие статьи, чтобы люди больше не ехали за лучшей жизнью.

«Я знаю многих, кто еще собирается лететь сюда. Я вернусь домой и буду их отговаривать, расскажу, что происходит в реальности», – говорит сириец.

«У меня не осталось ничего»

Мужчина не хотел оставаться в Беларуси, потому что считает, что власти ничего не могут предложить таким беженцам, как он.

Кроме того, он на себе испытал отношение белорусов. Почти никто не помог ему, когда он просил о помощи, некоторые даже не хотели слушать, кто-то не принимал английский язык.

«Я чувствую себя тут, будто я ничто, пусто место. Люди смотрят на меня странно. Некоторые даже не давали мне шанса задать вопрос. А я мужчина. Я человек», – говорит сириец.

Он пробыл в Беларуси одну неделю, несколько последних дней – в аэропорту на границе, пытаясь вылететь на родину. Он не смог самостоятельно разобраться, как продлить визу, которая уже закончилась, как зарегистрироваться на ПЦР-тест через интернет, искал деньги на обратный билет.

На момент выхода публикации на сайте белорусской службы Радио Свобода (11 октября) мужчина уже должен был вылететь домой в Дамаск с двумя пересадками, в Дубае и Бейруте.

КАК ЧЕМОДАН С ОТОРВАННОЙ РУЧКОЙ…
 

–Толик, ты ко мне больше не приходи. Ладно? – спокойно попросила я.
 

–В смысле? Сегодня не приходить? – не понял Толик.
 

Было раннее утро, Толик уже стоял на пороге в коридоре. Он спешил на работу.
 

–Нет, вообще не приходи, – уточнила я.
 

–Хм… Что случилось, Дина? Короче, я тебе позвоню днем, – Толик поспешно поцеловал меня и убежал. Я закрыла за ним дверь. Вздохнула облегченно.
 

Я долго не решалась произнести эти слова. Мне они дались нелегко. Толик был почти родным человеком.
 

Этой ночью я была страстной и ненасытной. Я прощалась. Толик ничего не понял, не догадался. Он лишь удивился:
 

–Дина! Ну ты сегодня умничка. Богиня! Будь всегда такой! Люблю тебя, малышка!
 

Мы когда-то дружили семьями. Я, мой муж Рома, Толик и его жена Белка (так он любя называл свою Бэллу).
 

Молодость была шумная, неугомонная и бесшабашная. Сказать по правде, Толик всегда мне нравился. Если я покупала платье, туфли, сумочку, то чуточку и для Толика. Представляла, а понравится ли обновка Толику? Белка была моей лучшей подругой.
 

Сколько нам пришлось вместе пройти! Не пересказать. Я знала, что Толик ко мне не ровно дышит. Но дистанция между нами всегда соблюдалась. При совместных встречах Толик меня нежно обнимал, шептал на ушко:
 

–Динка, я так соскучился!
 

Вообще, я думаю, когда люди дружат семьями, обязательно есть симпатии друг к другу. Я имею ввиду – мужчины к женщине или наоборот. Человек падок на искушения. Наверняка, кто-то кому-то очень нравится, а кто-то влюблен в жену друга. Потому и дружат. До поры, до времени… Я не верю в дружбу мужчины и женщины. Наверняка, между такими «друзьями» была постель, или есть, или будет. Скорее всего, эти друзья «додружатся»… Это все равно, что возле копны сена разжигать огонь. Не заметишь, как, рано или поздно, все дотла сгорит. Возможно, есть исключения. Редкие.
 

Мой Рома сладко облизывался и поглядывал на Белку. Я это неоднократно замечала и давала подзатыльники мужу. Рома смеялся и отнекивался:
 

–Динка, не морочь голову! Мы же друзья!
 

А потом, смеясь, добавлял:
 

–Не грешит, кто в земле лежит.
 

В Бэлле я была уверена, как в себе. Она не переступит дозволенную грань. А вот мой Рома любил собирать малину в чужих садах. Потому мы и развелись через двадцать лет совместной жизни. Рома женился на одной вот такой «малине», когда она залепетала о будущем наследнике. К тому времени наши дети, повзрослев, покинули родной дом. Собрала я Роме чемодан и благословила на второй брак.
 

«Ну вот и пришло то самое женское одиночество, » – вначале сокрушалась я.
 

Белка с Толиком часто забегали в гости и пытались меня жалеть. Должна отметить, я вовсе не страдала. Хотя, все до единого праздники разлюбила. Приходилось пришибленно ходить из угла в угол по квартире. Именно в праздники остро ощущаешь одиночество. Не с кем словом перекинуться, повздорить, поплакаться, в конце-концов.
 

Спустя три года, овдовел Толик. Да, от смерти ни отмолишься, ни открестишься. Белка мучительно болела целый год и перед своей кончиной завещала своего любимого мужа мне. Так и сказала:
 

–Дина, присмотри за Толей. Не хочу, чтоб он другой бабе достался. А ты ему всегда нравилась, я это чувствовала. Живите вместе.
 

Толик погоревал положенное время, поставил умершей жене гранитный памятник, на могиле посадил красивые цветы. Со временем стал наведываться ко мне. Я с открытой душой принимала, помогала пережить утрату жены. Я готова была залить несчастного вдовца теплом, опекой, любовью. Нам с Толиком было что вспомнить, над чем посмеяться, над чем погрустить.
 

Много мы отшагали в жизни. Радости и горести делили пополам. Я и Толик сблизились еще теснее.
 

Однако, с течением времени, я стала тяготиться этой связью. Бесконечно раздражалась на Толю, спорила с ним по поводу и без, придиралась впустую. И вообще, поняла – ну не мое это! Не мое! Запах не тот, постель холодная, юмора нет. Мне казалось, что Толик разговаривает, как слепой о красном. Речь его не нравилась категорически. Говорит день до вечера, а слушать нечего. Толик был нудным, чересчур щепетильным, переборчивым в еде, в одежде. Словом, как месяц ни свети, все не солнышко. Наверное, Белка очень любила Толика, раз все его выкрутасы терпела?
 

Начались у меня терзания души. Возможно, я уже привыкла жить одна, без лишних квартирантов. Вся моя симпатия к Толику бесследно улетучилась. И когда Толик попросту стал меня бесить, я предложила мирно расстаться. Решила для себя: подарю умопомрачительную ночь (пусть запомнит! ) и разбегусь с Толей навсегда.
 

Что касаемо Толика, он неистово меня любил и считал, что все у нас расчудесно и полюбовно. На все мои выпады отвечал невинной улыбкой. Руки мне целовал, взглядом не обидел. Он никогда со мной не спорил, не обижался. Бывало, наивно улыбнется:
 

–Диночка, не сердись. Я все улажу. Тебе не удастся со мной порвать. Не отпускай меня, не разжимай пальцы. Кто еще тебя будет любить, как я?
 

И правда, кто? После слов Толика я обычно таяла, как восковая свеча…. Толик позвонил мне в свой обеденный перерыв.
 

–Дина! Что приключилось? Ты в порядке? – разволновался Толик.
 

–В порядке. Приходи пораньше. Я ужасно соскучилась, – виновато промямлила.
 

Ну, думаю, ты ж мой чемодан с оторванной ручкой: и выбросить жалко, и нести неудобно…
 

Наши с Толей дороги сплелись воедино.
 

А что прикажете? Бросить на произвол судьбы завещанного вдовца? Пропадет бедняжка.
 

Яла ПокаЯнная
 

misheva2301@gmail. com

  • Человек все может лишь бы захотел сочинение рассуждение
  • Человек ведущий повествование в сказке кто это
  • Человек величайшая загадка вселенной как пишется
  • Человек гармония природа сочинение рассуждение
  • Человек в футляре крыжовник о любви что объединяет эти рассказы