6.7. Человек – творец культуры
В реальной жизни людям приходится принимать разные решения, в том числе и нестандартные, т. е. не основанные на общепринятых нормах поведения. Такой процесс называется творчеством. Любой человек в той или иной мере обладает творческими способностями, т. е. способностями к выработке новых приемов деятельности, к овладению новыми знаниями, к формулировке проблем и познанию неизвестного. Однако новое для отдельного человека не всегда является новым для всего общества. Подлинное творчество в культуре определяется принципиальной новизной полученных результатов в масштабах их исторической значимости.
Творчество имеет двойственную природу. С одной стороны, процесс творчества может рассматриваться как непосредственная творческая деятельность или создание принципиально нового, с другой – как творческое состояние, т. е. готовность человека к творчеству. Для творческой деятельности характерно стремление человека к преобразованию действительности по меркам целесообразности, гармонии, совершенства. Эти параметры творчества закрепляются в структуре человеческого сознания на уровне чувства удовольствия или неудовольствия, формируя психологические основания эстетической деятельности. Эстетическая целостность творчества формирует многогранность культуры.
Творчество культуры осуществляется под воздействием внешних и внутренних факторов. Развитие культуры является частью истории общества. Поэтому истоки культуро-творчества следует искать в развитии материального производства и всех сфер общественной ЖИЗНИ. Другой внешний фактор – степень интеграции данного народа в мировой культурный процесс. Важнейшим внутренним условием созидания культуры является соответствие личности тенденциям общественного и культурного развития на конкретном историческом этапе. В этом случае человек обязан выработать адекватные представления о культурном пространстве, в котором он живет, а также навыки их ситуационного применения и трансформации.
Способность «творить» мир закладывается и реализуется в социальной и культурной практике личности, а значит, может быть осмыслена на различных ступенях ее обучения. Образование может способствовать формированию не «всеядного» потребителя, а создателя новых культурных традиций. В данном случае велика роль гуманитаризации программ обучения – введения в них представлений о художественной культуре, философии, религии, социологии, этнологии и т. п. Для современной России в условиях отчуждения культуры от большей части населения, разрушения коммуникативных процессов, обесценивания общечеловеческих норм бытия, коммерциализации культуры подобное образование чрезвычайно актуально. Положительный вектор информатизации позволяет человеку сегодня жить в многообразии культур, но он часто остается исключительно потребителем массовой культуры. В результате теряют смысл все позитивные формы социальной и культурной активности, жизненные цели и творчество. Однако остаются те феномены человеческого бытия (сакральность, язык, преемственность, традиции, новаторство, отношения индивида и общества), которые придают процессу культуротворчества статус вечного.
Положение индивида в обществе с точки зрения приоритета личного или коллективного также влияет на процесс культуротворчества. Опыт истории свидетельствует, что коллективные формы сосуществования чаще, чем личностные, ограничивают проявление человеческого начала в человеке. В чем же состоит человеческое в человеке? На этот вопрос интересно ответил католический религиозный деятель, философ, писатель, публицист Романо Гвардини (1885–1968). В своей работе «Конец Нового времени. Попытка найти свое место» (1950) из соотношения массового и индивидуального в культуре автор вывел понятие «человеческое в человеке» – не усредненность, а единственность и уникальность каждой личности.
На творчество культурных феноменов в современных условиях сильнейшее воздействие оказывает технологизация общества. Воздействие НТР многогранно и противоречиво. НТР расширила возможности приобщения широких масс к духовным ценностям (например, через средства массовой информации), предъявила возросшие требования к образованности, интеллектуальному потенциалу личности и общества. Одновременно благодаря развитию транспорта и средств связи НТР усилила подвижность населения, активизировала процессы культурного обмена, интернационализации общественной жизни и культуры. Данные тенденции свидетельствуют об участии в творчестве мировой культуры различных культур многочисленных народов и национальностей. Этот факт подчеркивает существование единого общечеловеческого творческого начала.
Имеются существенные различия между созданием культуры мегаполисов и культуры провинциальных городов. Центр и провинция включены в единое пространство культуры, но имеют объективные условия для неодинакового культурного развития. Есть основания говорить об особенностях культуротворчества в больших регионах мира. Так, Европа, создавая собственное культурное пространство, делала упор на разум, а Восток – на чувственное восприятие мира и интуицию. Сегодня границы между культурами Востока и Запада основательно размыты, обмен духовными ценностями идет достаточно интенсивно, хотя это и не всегда означает понимание сторон.
Человечество создало и постоянно пересоздает культуру, удовлетворяя собственные интересы и потребности. При этом творчество каждого отдельного человека влияет на жизнь других людей, поэтому настоящую культуротворческую личность должна отличать высокая ответственность за смысл и качество создаваемых ценностей, за их использование во благо, а не во вред материнской культуре и ее носителю – народу [16, с. 504]. Успешность культуротворчества в целом зависит от возможности человечества понять и использовать те законы, по которым культура функционирует, синтезируя опыт прошлого с современностью и тенденциями будущего.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
ЧЕЛОВЕК ПОЮЩИЙ И ЧЕЛОВЕК ГОВОРЯЩИЙ
ЧЕЛОВЕК ПОЮЩИЙ И ЧЕЛОВЕК ГОВОРЯЩИЙ
Творец Вселенной
Творец Вселенной
Самой примечательной фигурой в китайской космогонии считается Пань-гу. Именно он вывел Вселенную из Хаоса и придал ей определенность. Как считают, он был порождением первоначальной двойственности природы, инь и ян (как обозначают их сегодня), созданным
Сотворение мира Мировое яйцо и птица-творец
Сотворение мира
Мировое яйцо и птица-творец
Древний миф, известный всем финно-угорским народам, повествует о том, что изначально существовал лишь бескрайний океан. Над ним в поисках гнезда летала одинокая птица — в разных рунах это могли быть утка, гусь, орел и даже
Млечный Путь: творец сущего
Млечный Путь: творец сущего
Главным небесным ориентиром для древних индейских мудрецов стал, как уже упоминалось, Млечный Путь – эта яркая на ночном небе неровная светящаяся полоса, формой напоминающая рептилию с разинутой пастью. Млечный Путь был для майя
Природа = Творец
Природа = Творец
В Мидраше (толкованиях, дополняющих Пятикнижие Моисея) очень поэтично описывается ход его размышлений.
И увидел Авраам солнце над землей. Очарованный величественным видом солнца, его теплом и светом, он весь день возносил молитвенную хвалу солнцу.
Когда
Творец дворца остался неизвестен
Творец дворца остался неизвестен
В старину москвичи этот изумительный дом называли не иначе как комодом.Он и в самом деле похож на старинный комод или буфет резного дерева. Я вырос рядом с таким комодом. Только тот был черный почти, из мореного дуба. Во время войны зимой,
Глава третья, в которой мы наконец-то начинаем жить как Творец!
Глава третья, в которой мы наконец-то начинаем жить как Творец!
Не стоит бесконечно обещать себе начать новую жизнь с понедельника. Прямо сейчас начните:• Пить больше воды.И вовсе не потому, что человек состоит из нее. А потому, что вода вымоет все токсины из вашего
6.8. Человек как продукт культуры
6.8. Человек как продукт культуры
Человек творит культуру, но само становление личности является результатом культурной эволюции индивида. Центральной фигурой культуры был и остается человек, ибо культура – мир человека. Будучи созданным человеком, культурное
Творец мифа – художник
Творец мифа – художник
Общим местом является утверждение, что современный роман, благодаря преемственности традиции, является прямым наследником героического эпоса, в свою очередь, имеющего общие обрядово-мифологические корни со сказкой. Будучи генетически связанным
Человек — дерево и человек — животное
Человек — дерево и человек — животное
Исходный для России тип Эроса, как было это — в Древней Руси, старозаветной. Фактов у нас почти нет, ибо и так уж мало дошло («мало слов доходит до меня», по словам Пимена-летописца) из минувшего, а про это — вообще ничего, ибо эта сфера
Творец и социализм.
Творец и социализм.
Крушение СССР стало для многих поколений и крушением надежд. Однако время исторической катастрофы превратилось за полтора десятилетия мук в эпоху новой надежды. Превратилось, вырастая из неизбежности будущего, справедливого и свободного общества.
Глава 2 «Человек естественный» и «человек играющий» в садовом пространстве
Глава 2
«Человек естественный» и «человек играющий» в садовом пространстве
В поисках себя. – Неестественность «естественного человека». Идеальный владелец сада. – Естественность, утопизм, театральность. – Игра и иллюзия. – Амплуа. – Человек на садовой
Урок № 3
Тема: Человек-творец и носитель культуры.
Цель: Формирование представления о человеке – творце и человеке-носителе культуры. Определение места нравственности в культуре общества.
Тип урока: открытие новых знаний.
Задачи:
Образовательные:
помочь детям усвоить новые понятия: нравственность, этика
сформировать представление о значимости духовно-нравственной культуры в обществе.
Развивающие:
развивать умение самостоятельно получать знания;
развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация.
развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
углубить раскрытие понятия добра и зла во внутреннем мире человека.
продолжить формирования умения давать нравственную оценку своим поступкам.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве;
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
вносить своего вклада в работу для достижения общих результатов;
быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
выполнять корректировку своей деятельности.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний;
извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, видеофильм, иллюстрация);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
Предметные УУД:
уметь объяснять значение понятия «нравственность», «этика»;
расширить знания о соотечественниках, прославившихся подвижнической деятельностью, благородством.
Технологии обучения: технология деятельностного подхода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, технология оценки образовательных достижений, проектная.
Виды работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
учебник Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс; презентация; видеофильм
План урока:
- Что значит «творец и носитель культуры».
- Законы нравственности – часть культуры общества.
- Живительные воды нравственности.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Виды работы, формы, приемы |
Организационный момент. | Здравствуйте ребята. Займите свои места. Мы продолжаем путешествие в мир многонациональной российской культуры. | Приветствуют учителя, садятся | |
Актуализация опорных знаний | Загадывает загадки о разных составляющих понятия культура. — Что такое культура? — К какой сфере общественной жизни относится понятие «культура?» А кто является творцом культуры?
Скажите, ребята, какая из ролей: человек-творец или человек-носитель культуры представляется вам более важной? А сейчас попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Запишите её в тетрадь. | Отвечают на вопросы, вспоминают, что такое культура (например, культура – результат интеллектуальной и физической деятельности людей, другие трактовки), культура – составная часть духовной сферы. Предполагают, что творец культуры – человек Рассматривая иллюстрации в учебнике, определяют, где изображены люди, создающие, преображающие культуру (музыканты, учёные), а где – те, кто её воспроизводит (школьники, студенты). Предполагают, что они одинаково важны. Формулируют и записывают тему в тетрадь | Игра «Загадки-отгадки» Беседа с учащимися. Работа с учебником. Работа с презентацией |
Изучение нового материала | Когда выдающегося английского учёного Исаака Ньютона поздравляли с великим научным открытием, он скромно заметил: «Я подобен карлику, который встал на плечи гигантов-предшественников и только потому смог заглянуть чуть дальше, чем они». Какое условие, по его мнению, определяет успешность творчества человека? | Предполагают, что Ньютон говорил об опыте предшественников, достижениях других учёных, подготовивших базу для его открытия. Положительный результат – плод работы многих людей. | Работа с учебником, ответ на вопрос к тексту. |
Важной частью культуры человека — является нравственность. Это правила жизни людей, которые передавались из поколения в поколения в обычаях, пословицах, сказках. Демонстрирует отрывок из фильма—сказки «Морозко» За что был наказан герой сказки? Запишите, какие качества осуждаются в нем? А рядом запишите качества противоположные качества человека. Например: хвастливый – скромный, добрый – жестокий и т.д. Давайте продолжим. Как приучить себя совершать только добрые поступки? Как не делать зла? На эти вопросы отвечает этика. Часто мы можем услышать выражение «светская этика». Под ним понимаются мирские (не церковные) правила нравственности. Житейские этические представления отразились в фольклоре – пословицах и поговорках, сказках и былинах, религиозный текстах. Какие качества характеризуют нравственного человека в представленных пословицах на стр. 12- с.15? Сейчас давайте разделимся на группы и выполним задания (время работы 6-8 минут). Скажите ребята, как вы оцениваете работу своей группы? Других групп? Обратите внимание на то, что отмечено в скобках) Как вы думаете, зачем авторы учебника сделали эти пояснения? | Записывают определение Смотрят фрагмент Выполняют задание . Проверяют в парах. Записывают определение Задания для 4 – х групп: Приложение 1. Проанализируйте пословицы и поговорки и определите, какие нравственные правила в них заложены. Заслушиваются выступления представителей групп, ребята говорят, что в пословицах и поговорках речь идёт о взаимовыручке, дружбе, честности, терпимости, щедрости, патриотизме. Называют различные варианты, обсуждают, принимаются любые (по мере необходимости корректируются) Краткое обсуждение, самооценка. Отвечают, что законы этики не зависят от принадлежности человека к религии или национальности. | Просмотр видео материала. Выполнение задания к фильму. Работа в парах. Групповая работа. | |
Физкульминутка | Молодцы, ребята. Вы отлично работаете. Давайте немного передохнём. | ||
Первичная проверка понимания. Первичное закрепление знаний. | На доске закрепляет проектные работы групп. Как, по-вашему, какое общество может считаться нравственно здоровым? Из ваших ответов сформулируйте нравственные законы для общества? Можно ли нравственность считать частью культуры? С.17 Задание «Обсудим вместе» -Справедливы ли для нашего времени слова апостоле Павла? Как вы понимаете выражение «духом пламенеете»? Приведите примеры нравственных поступков. | Предлагают разные варианты. Например, что обществ, где дурные поступки вызывают осуждение, большинство людей добродетельны, понимают сущность нравственности, и живут в соответствии с этим понятием, может считаться нравственно здоровым. -Взаимовыручка;-терпимость -честность и т.д. Нравственные законы – неотъемлемая часть культуры. Слова учат доброму, а значит нравственному отношению. Они важны и сегодня. Не успокаивайтесь на достигнутом. Приводят примеры из истории, общественной жизни. | Работа с учеником. Беседа. |
Подведение итогов | Итак, ребята, наше путешествие в мир культуры сегодня завершается. Подведем итоги. Закончите предложения:
| Учащиеся делают вывод о том., что человек не только является творцом культуры, но и сам изменяется в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Обе эти роли одинаково важны. Неотъемлемой частью культуры являются законы нравственности. Творец и носитель культуры должен быть честным, высоконравственным человеком. Разобраться в том, что такое нравственность помогает наука этика. | Фронтальный опрос |
Информация о домашнем задании | 1 уровень: Используя книгу В. Даля «Пословицы и поговорки русского народа» и материалы Интернет-ресурсов, подберите пословица и поговорки на темы «Честность», «Доброта», «Справедливость» 2 уровень: подбери русские аналоги пословиц и поговорок из перечня, предложенного в групповой работе (любой из трёх по выбору) 3 уровень: Проект. Подготовь сообщение или презентацию на тему: «Нравственные поступки» | Записывают выбранное задание, по необходимости консультируются с учителем. | |
Рефлексия | Ребята, предлагаю вам выбрать листок соответствующего цвета: «Зеленый» — Активно работал, усвоил материал. Доволен своей работой. «желтый» — Был не достаточно активен, Понял не все. «черный» -Было неинтересно. Большинство материала урока не понятно. | Закрепляют соответствующий листок на рисунке дерева. |
Приложение 1.
1 группа:
Не тот друг, кто на празднике гуляет, а кто в беде помогает (осетинская пословица)
Друг в лицо смотрит, а враг в спину (татарская пословица)
Не ройся на дне мешка – не вспоминай прежних обид (татарская пословица)
2 группа:
Рана от языка не заживёт (татарская поговорка)
Скрывай ошибки других, а на собственные смотри (татарская пословица)
В глубоком месте нет брода, в клевете нет путного слова (бурятская поговорка).
3 группа:
Оставленный в тундре запас – и для нас, и для вас (ненецкая поговорка)
Дружные люди под одной бараньей шкурой помещаются (бурятская пословица)
Мучайся за людей, борись за народ (бурятская поговорка)
4 группа:
Чем неправду говорить, лучше молчать (дагестанская пословица)
Лучше человека ничего не бывает (дагестанская поговорка)
Кто соврёт, тот и украдёт (дагестанская поговорка)
➡➡➡ ПОДРОБНЕЕ ЖМИТЕ ЗДЕСЬ!
Сочинение Рассуждение Человек Творец И Носитель Культуры
Автор Нина Яновская
December 30, 2017
:p
:]
:-/
:-$
<3
Похожие статьи
Народная культура: примеры из жизни
Элитарная культура заставляет думать
Почему нам так дороги зимние традиции русского народа?
Тайный смысл нательных изображений: значение тату «лиса»
Понятие культуры в свете ее многогранности
Что такое культ: почитание, поклонение. Древние культы
Культурный человек — это… Признаки культурного человека
Человек — творец и носитель культуры своего народа. В чем это выражается? В нашей статье вы узнаете ответы на эти вопросы.
Философия, язык, этика и другие науки, так или иначе, изучают культуру. Ведь именно от нее исходят нормы поведения и общения, которые считаются общепринятыми в обществе. Человек, как носитель культуры своего народа, придерживается определенных обычаев, норм речи.
В человеческом сознании к культуре относят три понятия, которые подразумевают люди, употребляя это слово:
Как носитель культуры своего народа, человек играет важнейшую роль в создании и передаче своих знаний и вековых традиций следующим поколениям.
Культура речи — одна из самых востребованных дисциплин, которые изучаются в университетах. Преподаватели акцентируют внимание на том, что каждый человек, несмотря на вид своей деятельности, должен уметь выражать свои мысли, его речь должна отличаться грамотностью. Но особенно важно уметь влиять своей речью на слушателей, менять их мнение, убеждать в той точке зрения, которой придерживается говорящий. Политики, преподаватели, журналисты — это те люди, которые просто обязаны в силу своей профессии обучаться культуре речи. Но и любому другому человеку, как носителю культуры своего народа, подобные умения нужно прививать с детства родителям или уже в осознанном возрасте вырабатывать самому. Ведь каждый из нас является примером, плохим или хорошим, для наших детей и окружающих нас людей. А грамотность, эрудированность и образованность всегда в цене.
В русской культуре, да и в любой другой, важное место занимает этика общения, или культура общения. Есть некоторые правила, которых стоит придерживаться в любом обществе, в семье или на работе, с друзьями или в общении со случайными прохожими.
Давайте запомним правила этики общения, которые являются общепринятыми:
В наше время современный человек, как носитель культуры своего народа, просто обязан знать и пытаться жить, соблюдая этику общения. От этого зависит и карьерный рост, и его уверенность в себе.
По истории, человек — носитель культуры своего народа. В чем это выражается? У каждого народа есть свои традиции и обряды. Конечно, со временем некоторые из них перестали носить в себе какой-либо сакральный подтекст. Некоторые просто исчезли, а взамен им появились новые.
В русской культуре есть свои традиции и обычаи, которые передаются из поколения в поколение. Их можно разделить на календарные, семейные и смешанные обряды, а также добавить к этому списку святочные традиции. Опишем только те, которые отмечаются в современном обществе.
К календарным обрядам можно, например, отнести Масленицу. Интересно то, что праздник отмечался еще во времена язычества на Руси. Люди верили, что обращение к Ярилу, который считался богом солнца, поможет им вырастить и собрать большой и качественный урожай. Народ отмечал Масленицу блинами и хороводами. Обязательным атрибутом обряда было масленичное чучело, которое сжигали на костре.
Еще одним календарным обрядом, дошедшим до нашего времени, является Прощеное воскресенье, которое отмечается вместе с Масленицей. В этот день каждый человек, соблюдающий традиции, прощает всех и сам у всех просит прощения.
К семейным обрядам относятся сватовство, свадьба и крещение детей.
Так, свадебный ритуал начинался со сватовства. Все родственники жениха и невесты собирались и обсуждали вопросы о приданом, месте жительства пары, обговаривали список подарков. Далее до дня свадьбы невеста и ее подружки готовили приданое, которое состояло из постельных наборов, скатертей, одежды и других вещей. В день свадьбы девушка собиралась с подружками и оплакивала свое девичество. А после венчания на следующий день должно было состояться застолье у тещи, куда приходил новоиспеченный муж с друзьями.
Обряд крещения младенца второй по списку, но не менее важный. Он до сих пор не потерял значимости в русском обществе. Родители тщательно выбирают крестную и крестного, ведь считается, что ребенок может перенять судьбу своих крестных родителей. К тому же, это должны быть ответственные люди, которые понимают, что они обязаны вести ребенка по жизни после крещения, воспитывать его, оберегать и наставлять.
К смешанным обрядам можно отнести праздник Ивана Купалы. Люди верили, что после него купаться в природных водоемах становится безопасно. Во время празднования народ сооружает костер. Люди верят, что та пара, которая перепрыгнет через него, держась за руки, пройдет через все трудности и останется вместе, будет жить в любви и согласии.
Святочные праздники длятся в период с 7 по 19 января. К ним относятся коляда (дети ходят в гости к родственникам и соседям, поют новогодние песни и рассказывают праздничные стихи, а их угощают и дарят подарки) и святочные гадания (в ночь перед Рождеством девушки-подружки собираются и гадают на суженого).
Человек, как носитель культуры своего народа, должен осознавать ответственность перед следующими поколениями и оправдать надежды предков. Ведь без культуры нет народа. А культуру создает сам человек.
Человек как носитель культуры своего народа. :: SYL.ru
Как написать сочинение на тему » Культура и человек «?
Сочинение на тему я творец и носитель культуры | AlphaCat.ru
Эссе человек творение и творец культуры
Презентация к урокам » Человек — творец и носитель культуры «.
Написать Сочинение На Свободную Тему
Реферат Опасные Ситуации На Воздушном Транспорте
Сочинение Песня Про Царя
Сочинение На Тему Нужно Ли Сочувствие
Сочинение Про Друга На Английском 11 Класс
ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕНИЕ
И ТВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ
(НА ПРИМЕРЕ ЛИТЕРАТУРЫ)
Человек и культура неразрывно связаны
друг с другом. В какой культурной сфере
воспитывается индивид, таков и его образ
жизни, таковы его установки и цели. Человек
– не только центр культуры, но и то единственное
и абсолютное «пространство», в рамках
которого живет и функционирует культура.
Вне человека культура попросту не существует.
Человек как носитель культуры понимается
в очень широком социальном контексте,
во всем богатстве своих общественных
отношений, в единстве с созданным им материальным
и духовным общественным миром. Культура
– это слагаемые человеческой деятельности,
благодаря которому происходят развитие,
саморазвитие человека как общественного
субъекта.
Важно не допускать противопоставления
культуры и личности. Мир становится человеческим,
а человек обретает социальную природу
благодаря тому, что вхождение человека
в общество возможно лишь путем его «окультуривания»,
превращения культурных ценностей и традиций
во внутренний мир личности. Осваивая
культурный мир, человек может остаться
лишь потребителем культурных ценностей,
но в этом случае он становится носителем
культуры. Если же он эти культурные ценности
развивает, он превращается в творца.
Если человек
отказывается от творчества, проявляет
потребительское отношение к культуре,
репродуцирует, он скатывается к простейшим
потребностям, культурно «дичает». И наоборот,
умение разнообразить свою жизнь, увидеть
способы и возможности творить в материальном
и духовном мире прекрасное означает умение
войти в мир культуры. Творческое отношение
– это желание самому быть участником
создания нового, это «неуспокоенность»
духа и муки творчества. Культура ярче
всего раскрывает содержание личности
Творческая личность
может использовать эти образцы
поведения, может пытаться ввести новые
образцы и модели поведения. Таким образом,
личность находится в центре культуры,
на пересечении механизмов воспроизводства,
хранения и обновления культурного опыта.
Без личности не может быть культуры, так
как личность не только движущая сила
и создатель культуры, но и главная цель
ее становления. «Самореализация человека
осуществляется в культуре, и только в
культуре» – говорил отечественный философ
М.Б. Туровский (2).
Личность способна
выйти из своего мира, проникнуть в
чужие культуры, в чужую духовную жизнь
и определить свое отношение к ней. Это
имеет огромное значение для создания
собственной культуры, ибо своя культура
строится в соединении двух возможностей
– возможности отграничить себя от другой
культуры и возможности открыть себя в
другой культуре. Опосредованное движение
от одного человека к другому через продукты
культуры, опыт и знания – основа становления
человеческой культуры.
Человек стал создавать,
становясь со-творцом истории. Именно
в процессе творчества происходит саморазвитие
и самореализация личности. В истории
философии и в теории культуры творчество
рассматривается, во-первых, как глубинный,
истинно человеческий, божественный процесс,
не поддающийся рациональному объяснению;
во-вторых, как результат развития общества,
культуры, науки и техники, результат нарастания
требований в создании нового. Сущность
творчества заключена в со-творчестве,
в совместной деятельности людей по обновлению
жизни, в понимании ответственности перед
всеобщим.
Таким образом, культура
— это духовное измерение личности и общества.
И человек в культуре выступает в двух
ипостасях: как творение культуры и как
творец культуры.
В.С. Библер в
своей статье «Культура. Диалог культур
(опыт определения)» писал: «Культура
есть моя жизнь, мой духовный мир, отделенный
от меня, транслированный в произведение
и могущий существовать (больше того, ориентированный
на то, чтобы существовать) после моей
физической смерти в ином мире, в живой
жизни людей последующих эпох и иных устремлений»
(1). Он утверждает, что после смерти
наши дух, плоть, общение, насущная жизнь
и т.п. могут и будут существовать в форме
культуры.
Попробуем рассмотреть все вышесказанное
на примере художественной культуры. Она
охватывает все отрасли художественной
деятельности (словесную, музыкальную,
театральную и т.п.). Мы приведем пример
из художественной литературы. Обратимся
к тому, как человек может быть творением
культуры. Здесь уместно будет использовать
термин «влияние», поэтому, если рассматривать
литературные произведения, то, несомненно,
здесь необходимо обратить внимание на
то, какое влияние они оказывают на человека.
Именно поэтому достаточно часто можно
встретить исследования на темы типа «Влияние
литературы на личность учащихся начальных
(старших) классов». Т.е. личность начинает
формироваться с детства, в том числе посредством
литературы. Сами того не подозревая, одни
родители воспитывают своих детей по Толстому,
другие по Горькому, а третьи, прибегая
к европейской традиции, по Ж.-Ж. Руссо
и т.д.
В европейских литературных произведениях
детство изображается как источник ограничений
и страданий, которые могут быть преодолены
только со временем, во взрослой жизни.
Ж.-Ж. Руссо в своей «Исповеди» первым своим
несчастьем называет собственное появление
на свет, стоившее жизни его матери. Подрастая,
он начинает проявлять недостатки, присущие
его возрасту: «я был болтун, лакомка, лгун
иногда». От наказаний наставницы в восьмилетнем
мальчике пробуждается ранняя чувственность,
наложившая отпечаток на все его последующие
отношения с прекрасным полом.
В русской литературе детство – это
источник счастья, удовольствий, куда
герой хочет и стремится вернуться любой
ценой. Приведем в пример хотя бы воспоминание-сон
о детстве Ильи Ильича Обломова из одноименного
произведения И.А. Гончарова. Действие
происходит на фоне идиллической природы,
где нет места человеческой суете, где
родители и многочисленные няньки сверх
всякой меры опекают и балуют его.
Итак, отвергая исторический идеал
постепенного улучшения жизни, русский
стремится впасть в детство, безмятежную
созерцательность, оторваться от всего
остального мира, уединиться в тиши своих
собственных иллюзий.
В приведенных примерах две по-разному
сформированные личности, европеец и русский,
стали творением культуры. С другой стороны
произведения типа «Детство. Отрочество.
Юность» Л.Н. Толстого, «Детство» М. Горького,
«Исповедь» Ж.-Ж. Руссо представляются
нам великими писателями, которые, поделившись
своими переживаниями, стали творцами
художественной культуры.
Литература – могучее средство
воздействия на подрастающее поколение.
Она может помочь ему понять жизнь, людей,
то, чем они живут, чем дышат, научить разбираться
в людях, понимать, что их волнует. Литература
влияет на мораль, на поведение человека,
на его мировоззрение. Очень сильно влияет
художественная литература на подростка,
на молодежь – на тот возраст, когда складывается
человек. Попробуем подтвердить это на
примере классической литературы.
Тургенев никогда не создал бы образы
Базарова и других своих героев, если
бы люди с подобными характерами в то время
оставались незамеченными, или их влияние
было ничтожным. Отсюда следует, что такие
сильные личности как тургеневский Базаров,
Раскольников Достоевского, «новые люди»
Чернышевского посредством автора становятся,
а точнее уже стали, творцами определенного
рода культуры.
Без сомнения классика XIX века во
многом влияла на современников. И здесь
можно рассмотреть другую ее сторону:
люди, оказавшиеся под ее влиянием – это
творения той самой художественной культуры.
И опять перед нами два ракурса: человек
– творец, человек – творение.
Практически то
же самое можно сказать про литературу
любого времени. Попробуем разобраться
с этим на примере романа Пруста «В поисках
утраченного времени», написанного в ХХ
веке. Поиски контакта и корней стали навязчивым
неврозом людей того столетия. При этом
они уже не искали большой родины или иных
абсолютных авторитетов, но ощущали тягу
к своеобразной микропочве, к партикулярному
миру и небольшим дружеским коллективам.
Таков мир Пруста, состоящий из салонов,
по которым кочуют индивиды в поисках
интересных людей и дружеских связей.
В данном случае
происходит то же, что и в предыдущем
примере: Пруст выступает как
творец определенной культуры, которая
создана им посредством своего произведения.
С другой стороны мы можем предположить,
что это произведение оказало определенное
влияние на современников автора.
В настоящее время проблематика
темы «Человек как творение и творец культуры»
до сих пор имеет актуальный характер.
Данная тема уже анализировалась у различных
авторов в различных учебниках, монографиях,
периодических изданиях. Не смотря на
это, изучать ее можно бесконечно, как
с российской, так и с зарубежной точек
зрения, опираясь на примеры различных
отраслей культуры.
Примечания
- Библер В.С. Культура. Диалог культур //
Вопросы философии. Вып. 6, М., 1989. - Туровский М.Б. Природа и человек //Постижение культуры: концепции, диалоги, дискуссии. Вып.3-4, М.,1995.
Человек – творец и носитель культуры.
Что такое культура ?
Каких известных людей знаем ?
- . Когда выдающегося английского учёного Исаака Ньютона поздравляли с великим научным открытием, он скромно заметил: «Я подобен карлику, который встал на плечи гигантов-предшественников и только потому смог заглянуть чуть дальше, чем они».
- Оценим слова Ньютона. Какое условие, по его мнению, определяет успешность творчества человека? Сверим свои суждения с текстом.
Вне культуры жизнь человека невозможна. По отношению к культуре человек выступает в двух качествах.
- С одной стороны, он творит культуру: создаёт материальные ценности, совершает научные открытия, устанавливает традиции и обычаи. С другой стороны, он усваивает созданную ранее культуру : использует различные материальные ценности, приобщается к принятым в обществе традициям, обычаям, нормам поведения. Человек — одновременно и творец, и носитель культуры.
- С самого раннего детства мы начинаем познавать культуру своего народа — слушаем сказки, песенки, играем с пирамидками и матрёшками, участвуем в народных праздниках. Став взрослыми, мы своим трудом можем обогащать культуру общества — писать книги, сочинять музыку, возводить памятники, совершать научные открытия. Так постепенно культура общества становится богаче и разнообразнее.
Вклад каждого человека в развитие культуры различен.
- Это зависит от его таланта, способностей, упорства. Можно ли нравственность считать частью культуры общества? Сверь свои суждения с текстом.
Законы нравственности — часть культуры общества
- Тысячелетиями создавались правила жизни людей в обществе. Они передавались из поколения в поколение в процессе повседневной жизни — труда, праздников, общения. Постепенно складывались представления о том, каким должен быть человек, какие нравственные качества помогают ему жить в коллективе , правильно строить отношения с людьми, а какие качества наносят вред ему самому и окружающим его людям .
- Так со временем появилась наука этика, которая помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путём она достигается. Как приучить себя совершать только добрые поступки? Как не делать зла? На эти вопросы отвечает этика. Часто мы можем услышать выражение «светская этика». Под ним понимаются мирские (не церковные) правила нравственности.
- 1. Все мы испытываем блаженство вдвойне, когда можем разделить его с друзьями.
- 2. Существо, не имеющее ощущений, ничему не научается и ничего не поймет».
- 3. Удовольствие придает совершенство и полноту деятельности, а значит — и самой жизни.
- 4. Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведем, чтобы жить в мире.
- 5. Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.
- 6. Жить — значит делать вещи, а не приобретать их.
- 7. Человеку, который ничего не ожидает, не грозит разочарование.
- 8. Не получить того, что ты хочешь,- почти то же самое, что не получить совсем ничего.
- 9. Ясность — главное достоинство речи.
- 10. Признавая познание делом прекрасным и достойным, но ставя одно знание выше другого либо по степени совершенства, либо потому, что оно знание о более возвышенном и удивительном, было бы правильно по той и другой причине отвести исследованию о душе одно из первых мест. Думается, что познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы.
Законы этики, нравственности, пополнялись из разных источников: традиций, обычаев, религии.
- Житейские этические представления отразились в фольклоре — пословицах и поговорках, сказках и былинах . Религия дала человечеству священные книги, они учат любви, доброте, милосердию, терпению, состраданию. Законы этики не зависят от принадлежности человека к религии или национальности. Нравственный человек, будь он верующим или неверующим (атеистом), всегда честен, справедлив, милосерден. Нравственный человек совестлив . Совесть — это внутренний голос, который предупреждает человека о безнравственности тех или иных поступков, будит чувство стыда за плохое поведение.
Пронализируйте пословицы и поговорки и определите, какие нравственные правила в них заложены .
- Рана от языка не заживает. (Татарская поговорка)
- Скрывай ошибки других, а на собственные смотри. (Татарская пословица)
- Богач не насытится, а богатырь не отступится. (Бурятская поговорка)
- Не тот друг, кто на празднике гуляет, а тот, кто в беде помогает. (Осетинская пословица)
- Друг в лицо смотрит, а враг — в спину. (Татарская пословица)
- Не ройся на дне мешка — не вспоминай прежних обид. (Татарская пословица)
Пронализируйте пословицы и поговорки и определите, какие нравственные правила в них заложены .
- Мучайся за людей, борись за народ. (Бурятская поговорка)
- Чем неправду говорить, лучше молчать. (Дагестанская пословица)
- Лучше человека ничего не бывает. (Дагестанская поговорка)
- Кто соврёт, тот и украдёт. (Дагестанская поговорка)
- В глубоком месте нет брода, в клевете нет путного слова. (Бурятская поговорка)
- Оставленный в тундре запас — и для нас, и для вас. (Ненецкая поговорка)
- Дружные люди под одной бараньей шкурой помещаются. (Бурятская пословица)
- Что нового узнали на уроке ?
- Что было непонятно ?
- Я сегодня понял, что…………
Живительные воды нравственности
- История России знает немало примеров замечательных женщин, отличавшихся благородными качествами. Одной из них была великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова , жена родного брата российского императора Александра III. Одним из главных её качеств была любовь к ближнему.
- В день похорон Елизавета Фёдоровна попросила допустить её в камеру, где содержался Иван Каляев. Великая княгиня шла на это свидание, не имея ненависти к убийце, но испытывая лишь чувство безмерной печали. Сердце её было наполнено жалостью и даже состраданием к этому человеку. Елизавета Фёдоровна шла в камеру, чтобы от имени своего мужа передать ему прощение. Уходя, она оставила ему Евангелие и иконку
- Через несколько лет после трагических событий великая княгиня продала свои драгоценности и на вырученные деньги купила усадьбу в Москве. В усадьбе разместилась Марфо-Мариинская обитель , при которой были открыты больница, бесплатная аптека, столовая, приют для детей . Поселившись в обители, Елизавета Фёдоровна вела подвижническую жизнь: ухаживала за больными, обходила беднейшие кварталы, вызволяя оттуда беспризорных детей.
Живительные воды нравственности
- Какие нравственные ценности ты можешь назвать?
- в виде живописного озера с чистейшей водой. Уже многие тысячелетия воды озера утоляют жажду человека в красоте и гармонии, доброте и справедливости, любви и сострадании.
- Множество рек питают это озеро, не давая ему пересохнуть, но две из них делают его более глубоким и прекрасным. Имя одной из них — Нравственные традиции , другой — Религиозная вера . Живительные воды этих рек составляют подлинное богатство духовно-нравственной культуры, они не позволяют иссякнуть источнику человеческих добродетелей.
Апостол Павел сначала носил еврейское имя Савл
- . В юнотсти он участвовал в гонениях на христиан, но встреча с воскресшим Иисусом Христом изменила его жизнь. Он покаялся и стал одним из наиболее ярких проповедников новой веры, основателем многих христианских общин. Его послания христианам составляют значительную часть Нового Завета. Апостол Павел пострадал за Христа, приняв мученическую смерть в Риме.
от гонителя и палача христиан до защитника веры, принявшего мученическую смерть за свои убеждения
- Этот человек никогда не общался с Иисусом Христом во время его земной жизни и не был в кругу учеников Спасителя. Жизнь Савла резко изменилась на пути в Дамаск, куда он вел группу христиан для наказания. Согласно преданию, он внезапно услышал голос, говоривший: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» После этого на три дня его поразила слепота, исцелить которую смог лишь дамаскский христианин Анания. На этом закончилась история фарисея Савла и начался тернистый путь апостола Павла.
- Ему не могли простить перехода в другой лагерь. Иудеи хотели убить его еще в Дамаске, сразу после начала его проповеди. Но этот план не удался. В конце концов, решающее слово, как и в случае с Иисусом , сказало римское правосудие. Павел был казнен в Риме, при императоре Нероне. Причем, как римский гражданин, он был обезглавлен, а не распят. Но слова, сказанные им, живут до сих пор.
Справедливы ли для нашего времени слова апостола Павла:
Мир культуры богат и разнообразен.
- Человек не только является творцом культуры, но и сам изменяется в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Неотъемлемой частью культуры являются законы нравственности.
- Какое общество можно считать нравственно здоровым? Какие качества характеризуют нравственного человека?