Человек самая большая загадка в мире сочинение

Сочиненияпо литературеостровскийхарактеристика и образ тихона в пьесе грозав поэме островского гроза, тихон является важным героем. в повествовании представлено большое количество
  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Характеристика и образ Тихона в пьесе Гроза

В поэме Островского «Гроза», Тихон является важным героем. В повествовании представлено большое количество разногласий, реализованных из-за этого образа. Его мать — Марфа Игнатьевна, а жена — Екатерина. Но Тихон не может представиться ни в роли мужа, ни в роли сына.

Островский для данного героя выбрал подходящее имя, которое говорит само за себя. Тихий Тихон. Отличная пословица, которая сможет точно передать образ героя — тише воды ниже травы. Характеристику главного персонажа можно составить только при прочтении определенных отрывков из книги: его разговоров с женой и матерью. Тихон очень слабохарактерный человек, его даже сложно назвать личностью, потому что он, собственно, ничего не представляет собой.

Он не имеет личного мнения и все время прислушивается к другим для того, чтобы они помогли ему в собственных делах. Но при всей той наружности, присутствующей в этом образе, у читателей не возникает чувства жалости к Тихону. Из-за его поведения, возникает сравнение с младенцем, который только недавно научился говорить. Как бы грубо не звучала следующая фраза о том, что не способность Тихона к самостоятельному продвижению и саморазвитию продвигает его к званию идиота. Конечно, Тихон воспитывался под присмотром матери, и многое унаследовал от неё. Но вот дело в том, что у Марфы есть и второй ребёнок — Варвара, которая является полной противоположностью Тихона.

Тихона нельзя жалеть. Он не смог сделать ни единого поступка, благодаря которому им могла бы гордиться собственная мать. Да и она сама не видит в Тихоне родного сына, а лишь куклу, которая готова выполнить все её требования.

Но вот загадка, как такой человек смог подыскать себе жену? Нельзя утверждать о том, что это было по его воли. Он бы никогда не захотел обзаводиться семьей. Чувства, которые Тихон испытывает к жене нельзя называть любовью. Скорее, это жалость, которая ни к чему не приведёт. Их брак не является счастливым.

Выше было разобрано только отношение Тихона с мамой и с женой, но как же он ведёт себя с остальными героями? Тихон ненавидит разговоров со своей сестрой, потому что она всегда говорит все прямо, не скрывая ничего. Часто, это оказывается очень горькая правда.

Тихон является очень интересным героем только потому, что в нем скрываются плохие качества, которые в конце поменяются… У Тихона абсолютно другие взгляды на мир, нежели у остальных. Именно поэтому он и является одним из самых привлекательных героев.

Сочинение на тему Тихон Кабанов в Грозе

Тихон в рассказе Н. Островского «Гроза», персонаж, который постоянно страдает от вечных упреков своей матери Кабанихи. Его собственная личность не имеет в нем веса, поэтому попросту теряется. Он не в силах противится указаниям и приказам маменьки и беспрекословно выполняет их.

Автор не зря выбрал данное имя для героя – Тихон – тихий. Кабанов не имеет силы воли и позволяет злой матери не только грубо обращаться с ним, но и со своей женой. Это отчетливо наблюдается в сцене отъезда на ярмарку. Он понимал, что приказы матери злы и причиняют боль, но не мог им противиться, а после выполнения тихо спивался в своей темной лачуге, отчего становился еще более безвольным.

Катерина, жена Кабанова, единственное, что удерживает его от ухода из жизни. Любовь к ней становится, настолько велика, наравне с желанием стать свободным, освободиться от гнета матери и всегда несправедливой свекрови. Но, с каждым прожитом днем он начинает понимать внутри себя, что и с ней начинает происходить нечто странное, чего не было ранее. Он пытается понять ее душевные муки, но Катерина не в силах рассказать ему. Именно из-за своей мягкости и отсутствия внутренних сил Тихон не в состоянии помочь жене бороться с ее страстью к полной противоположности мужа – Борису. Когда слухи разошлись по всей деревни, Тихон не принял ни одной попытки облегчить участь Катерины от публичной расправы. Лишь только тогда, когда бездушное тело жены рухнуло на холодную землю, он понял, что эта была крайняя черта и решается восстать против Кабанихи, и публично обвиняет ее в смерти своей жены.

Сложившийся конфликт приводит к разрушению семьи Тихона. Автор прекрасно подчеркивает этот образ с надвигающейся грозой, которая будто открывает двери в «темное царство».

Явный деспотизм матери имеет отчетливое отражение на характере Тихона Ивановича, он затмевает его внутреннюю доброту и желание жить свободно. Он любил свою жену, всегда старался быть сострадательным к мучениям, но постоянный гнет Кабанихи и ее напористость заставляют главного героя позабывать всякое подобие собственной силы воли.

Тихон, будучи не в состоянии понять глубокую и чувственную душу Катерины и ее мечтательные порывы к новой лучшей жизни, он не уделяет ей нужного внимания в самый сложный жизненный момент, который стал критическим и становится одним из виновников ее гибели. Самодурство и вечный деспотизм, неизбежно порождают запуганных и забитых личностей.

Вариант 3

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» есть персонажи, которых можно отнести к жертвам «темного царства». Одним из них является Тихон Кабанов – муж Катерины, сын Кабанихи.

Тихону очень подходит его имя: он тихий, его не слышно и не видно. Он маменькин сынок, привык с детства слушаться свою мать, Марфу Игнатьевну Кабанову. Тихон уже давно не ребенок, женат, но и взрослым человеком боится сделать что-либо против ее воли. Он, в отличие от матери, не считает нужным придерживаться старинных порядков. Но поступить, как считает нужным, не может. Боится ослушаться мать. Тихон идет на компромиссы. Катерине, своей жене, он советует не обращать на слова матери внимание, но говорит, что лучше ей не прекословить. Сам он даже не протестует, во всем соглашается с Кабанихой. При случае любит пожаловаться на жизнь, чтобы ему посочувствовали. Вместо того, чтобы что-то сделать, изменить в этой жизни, он пытается сбежать от реальности. Дома он себя чувствует, как в тюрьме. Единственное желание Тихона – вырваться из дома, загулять, хотя бы на две недели освободиться от опеки матери. Поэтому он с такой радостью собирается в деловую поездку.

Тихон Кабанов — добрый, но слабохарактерный человек. У него нет собственного мнения, в чем он неоднократно признается. Тихон любит жену, жалеет ее. Он не хочет, как приказывает ему мать, доказывать свою власть над ней. Тихон понимает, что этим он унижает свою жену, но пойти против матери не может. Катерина не сердится на мужа, понимая, что он действует не по своей воле. Но он не заслуживает ее любви и уважения, потому что не может защитить.

Тихону непонятны страдания Катерины. Поэтому он не может понять той душевной драмы, которая в ней назревает, а также поддержать ее после сцены покаяния, помочь справиться с душевными муками. Сам он в душе простил ее и жил бы с ней дальше. Он словно оправдывается перед Кулигиным, что во всем случившемся виновата его мать, которая своими упреками вынудила Катерину встречаться с Борисом. И только после гибели Катерины он выразил слабый протест, публично обвинив мать в гибели Катерины и заявив, что лучше наложить на себя руки, чем жить в царстве самодуров. Хотя сам он, скорее всего, никогда не решится на такой шаг, так как морально слишком слаб.

Тихон не вызывает жалости. Он не сумел защитить и спасти Катерину. Он никогда не сможет изменить что-либо в своей жизни. Ему проще страдать, обвиняя во всем мать. Самодурство и деспотизм подавили в нем самостоятельность, превратили его в жертву, не смеющую жить своим умом.

Характеристика Тихона

По сценарию пьесы, Тихон Иванович Кабанов — один из главных героев, сын Марфы Игнатьевны Кабановой (окружающие ее чаще называют Кабанихой) и муж Катерины. Но ни в том, ни в другом качестве он себя по-настоящему не проявил. Тихон вобрал в себя все черты инфантильного человека. Образ его представлен зрителю через отношение к матери и жене.

Он слишком слабохарактерен, чтобы иметь свое мнение, поэтому не вызывает даже простой человеческой жалости:

  1. Он боится слово сказать поперек матери, которая домашних заела поедом.
  2. И хотя он говорит Катерине, чтобы она не обращала внимания на ее слова, защитить жену от деспотичной свекрови не может.

Сам он к такой жизни привык, и его все устраивает. Когда становится вовсе невмоготу от попреков матушки, он уезжает в город (как бы по делам, ему все равно, куда уехать) и предается увеселениям свободной жизни. Его, похоже, даже не волнует измена жены, там больше мамаша старается обвинить во всех грехах молодую невестку. Тихон «и простил бы, но маменька…».

Муж Катерины не может защитить честь жены и семейное счастье. Он, как бы оправдываясь перед Кулигиным, хочет обвинить во всем свою мать, а сам себя виноватым не считает. Ситуация меняется, когда Катерина убивает себя. Тогда в мужчине просыпается протест против старых купеческих устоев, против насилия над человеческой личностью. Он выразился в словах: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!». Обращаясь к матери с обвинениями («Вы ее погубили! Вы!), он и здесь переполнен жалостью к самому себе.

И если у слабой женщины хватило решительности и душевных сил на такой шаг, то Тихон никогда не осмелится на это и продолжит влачить свое жалкое существование. Но как утверждает Добролюбов, ругать этих людей особо не следует, так как надо изменить почву, на которой они произросли. И на самом деле, трудно быть независимым, если человек ждет наследство от богатого родственника или полностью зависим от него.

Характеристика

В рассказе «Телеграмма» Константин Паустовский обращает внимание читателя на одну из основных проблем в жизни современного общества: на проблему милосердного отношения к одиноким старикам.

Катерина Петровна совершенно одна доживает свой век в огромном доме, который построил еще ее отец. Есть дочь Настя, но она в Ленинграде. Иногда она получает от нее скупые письма и скромные денежные переводы.

Два человека поддерживают Катерину Петровну в это нелегкое время. Дочь соседа девочка Манюшка, которая каждый прибегает к ней и делает что-то по хозяйству. Помогает и Тихон. Сейчас он сторож при пожарном сарае. Судьба давно свела его с семьей Катерины Петровны. Он был мальчишкой, когда строился дом и хорошо помнит отца теперешней хозяйки. Благодарность и почтение и к художнику, и к его картинам Тихон хранит до сих пор.

Он давно живет по правилам, которые сформулировал точно и однозначно, на добро надо всегда отвечать только добром. Он сам так живет и об этом иногда напоминает и девочке. И вот после смерти художника, картины которого он высоко ценил, свою благодарность и уважение к нему он перенес на его дочь. Он обязательно справляется о ее самочувствии, на его плечах и в его руках тяжелая мужская работа: обеспечивает огромный дом дровами, для чего рубит сухие деревья в саду и пилит их.

Катерина Петровна уходит из жизни, это Тихон понимает и сердцем, и умом. Единственное ее желание– увидеть перед смертью свою дочь. И Тихон берется помочь и в деликатном вопросе. Первое, что он делает, это отправляет две телеграммы. Одна адресована Насте в Ленинграде, она ее долго расшифровывает, пока до нее не доходит смысл телеграммы, она понимает, что мать уже при смерти. Другую телеграмму Тихон, теперь уже от имени Насти, отправляет в адрес Катерины Петровны и надеется, что она поднимет ее на ноги. Конечно, она стразу догадывается, кто автор этой телеграммы, но слова благодарности, а это были ее последние слова, звучат именно в адрес Тихона.

Добрые дела в рассказе совершает человек, внешность которого вовсе не героическая, а самая простая и обыкновенная. Тощий, рыжий – одним словом, совсем не герой в обывательском представлении. Но сердце у Тихона оказалось таким большим и добрым, что он, как свою боль, принимает боль и страдания Катерины Петровны. И не только принимает, но в меру своих сил старается ей помочь. Заповедь о том, что добро — основа человеческих отношений, для него стала основным правилом скромной жизни. К. Паустовский на его примере показывает, что совсем не важно, как ты выглядишь, важнее, что у тебя внутри, как ты относишься к людям.

Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

Анализируя пьесу «Гроза» Островского нельзя не упомянуть о критической оценке произведения. Некоторые, например, Апполон Григорьев, наиболее значимым считал народную жизнь, отражённую в произведении. В полемику с ним вступил Фёдор Достоевский, аргументировано заявляя, что в первую очередь важна не национальная составляющая, а внутренний конфликт главной героини. Добролюбов же больше всего ценил отсутствие авторских выводов в финале пьесы. Благодаря этому читатель сам мог «сделать своё заключение». В отличие от Достоевского, Добролюбов видел конфликт драмы не в личности героини, а в противостоянии Катерины миру самодурства и глупости. Критик оценил революционные идеи, заложенные в «грозе»: претензии на правду, соблюдение прав и уважение к человеку.

Смысл названия

Гроза – это не только разгул стихии, но и символ краха и очищения застойной атмосферы провинциального городка, где правили средневековые порядки Кабанихи и Дикого. Таков смысл заглавия пьесы. Со смертью Катерины, произошедшей во время грозы, терпение многих людей исчерпывается: Тихон восстает против тирании матери, Варвара сбегает, Кулигин открыто винит обитателей города в случившемся.

Впервые о грозе заговорил Тихон во время церемонии прощания: “…Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Под этим словом он подразумевал гнетущую атмосферу своего дома, где правит бал деспотичная мать. “Гроза нам в наказание посылается”, — говорит Дикой Кулигину. Самодур понимает это явление, как кару за свои грехи, он боится поплатиться за несправедливое отношение к людям. Кабаниха солидарна с ним. Наказание за грех в громе и молниях видит и Катерина, совесть которой тоже не чиста. Праведный Божий гнев – такова еще одна роль грозы в пьесе Островского. И только Кулигин понимает, что в данном природном явлении можно найти лишь вспышку электричества, но его передовым взглядам пока не ужиться в городе, нуждающемся в очищении. Если вам понадобится больше информации о роли и значении грозы, можете прочитать сочинение на эту тему.

· В «Грозе» можно выделить несколько конфликтов:

Островский, во-первых, обличает самодурство как психологическое явление в образах Дикого и Кабановой. Эти люди играли с судьбами подчиненных, затаптывая проявления их индивидуальности и свободы. Ии-за их невежества и деспотизма молодое поколение становится таким же порочным и бесполезным.

Во-вторых, автор осуждает слабость, повиновение и эгоизм с помощью образов Тихона, Бориса и Варвары. Своим поведением они лишь потворствуют тирании хозяев жизни, хотя могли бы сообща переломить ситуацию в свою пользу.

Проблему противоречивого русского характера, переданного в образе Катерины, можно назвать личной, хоть и навеянной глобальными потрясениями. Глубоко религиозная женщина в поиске и обретении себя идет на измену, а потом и на самоубийство, что противоречит всем христианским канонам.

Нравственные проблемы связаны с любовью и преданностью, воспитанием и тиранией, грехом и покаянием. Герои не могут отличить одно от другого, эти понятия причудливо переплетаются между собой. Катерина, например, вынуждена выбирать между верностью и любовью, а Кабаниха не видит разницы между ролью матери и властью догматика, ею движут благие намерения, но воплощает она их во вред всем.

Трагедия совести немало важна. Например, Тихон должен был принять решение – защищать жену от нападок матери или нет. Катерина также шла на сделку с совестью, когда сближалась с Борисом. Об этом вы можете узнать больше здесь.

Невежество. Жители Калинова глупы и не образованы, верят гадалкам и странницам, а не ученым и профессионалам своего дела. Их мировоззрение обращено в прошлое, они не стремятся к лучшей жизни, поэтому нечего удивляться дикости нравов и показному ханжеству главных персон города.

Монолог Катерины из пьесы «Гроза» («Отчего люди не летают!..»)

отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать.) Варвара. Что ты выдумываешь-то? Катерина (вздыхая). Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы – у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было! Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь, в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану – у нас тоже везде лампадки горели – да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надобно было, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

Монолог Катерины из пьесы «Гроза» (монолог перед смертью «Куда теперь?..»)

«Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие… всякие (задумывается), всякие… Так тихо, так хорошо! Мне как будто легче! А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, темно стало! И опять поют где-то! Что поют? Не разберешь… Умереть бы теперь… Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… Руки крест-накрест складывают… в гробу! Да, так… я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой насильно… Ах, скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай! (Уходит.)»

Монолог Кулигина из пьесы «Гроза» Островского («Жестокие нравы, сударь…»)

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Вот как, сударь! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся-судятся здесь, да в губернию поедут, а там уж их ждут да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат; а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. «Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку». Я было хотел все это стихами изобразить…

Калинов в пьесе «Гроза»

«Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. <…> Восторг! А ты «нешто»! Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита.»О нравах жителей города Калинов мы узнаем из слов мещанина Кулигина, одного из героев «Грозы». По его мнению, в городе царят «жестокие нравы», «грубость и бедность»: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите.» Дикой убежден, что гроза посылается людям в наказание и что громоотводы не нужен. Это более чем невежественный подход: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться.» (слова Дикого) Очевидно, что купец Дикой успешно ведет свое хозяйство и хорошо считает деньги, но этим его кругозор и ограничивается. Нет сомнений, что остальные купцы в городе похожи на Дикого. Малограмотный Дикой, например, называет электричество «елистричеством». Обитатели Калинова в своем большинстве — это малообразованные купцы, мещане и крестьяне. Даже богатые обитатели Калинова, которым доступны книги и газеты, не отличаются образованностью. В Калинове влиятельные, богатые люди не уважают представителей власти. Так например, купец Дикой обращается с городничим как со своим приятелем: «Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать!» Бедные слои населения в Калинове спят по 3 часа в сутки, потому что работают «день и ночь»: «Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки.» В городе Калинов люди с деньгами стараются «закабалить» бедных и еще больше разбогатеть за счет дешевой рабочей силы. Именно так поступает купец Дикой, который еще никому не платит жалованье без ругани: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет…» Купцы города Калинов враждуют между собой, строят козни и судятся, подкупая чиновников: «А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям…» Очевидно, высокое искусство не в почете у жителей города Калинова. Самоучка Кулигин не решается писать стихи, так как боится, что его «проглотят живым»: Борис . А вы умеете стихами? <…> Вы бы и написали. Это было бы интересно. Кулигин . Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Город Калинов живет своей скучной и однообразной жизнью. Малограмотные жители Калинова получают сведения о мире не из газет и книг, а от странниц, таких, как, например, Феклуша. Она сообщает о том, что есть неведомые страны, где живут люди с собачьими головами и т.д.: «Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать – много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. <…> А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.» Невежественные обитатели Калинова охотно верят подобным «просветителям». Жители городка, например, верят, что Литва упала с неба

Женские образы в пьесе «Гроза»

перед нами проходит самая пестра и разнохарактерная вереница женщин… <…> Что касается до Островского, то он, со своей стороны, не делает ни малейших предпочтений одной из своих героинь перед другой. Объективность его в этом отношении можно уподобить солнцу, которое с одинаковой любовью льет свой свет на маленькую былиночку, равно как и на роскошный дуб, словно внушает нам, чтобы любуясь какою-нибудь victoria regia*, … мы не упускали из вида и незабудочки…» (* victoria regia — самая большая кувшинка в мире) (А.М. Скабичевский, «Сочинения А. Скабичевского», 1890 г.) Образ Катерины Кабановой «… к категории женщин, колеблющихся, нерешительных, боящихся всяких кар … принадлежит и Катерина в «Грозе». … она … обладает от природы художественной натурой и ультрарелигиозным воспитанием… <…> Крайне впечатлительная, нервная, вечно экзальтированная, со своими чисто горячечными грезами и чуть не галлюцинациями, Катерина … до последней степени пуглива и вечно … под гнетом какого-нибудь ужаса, вероятно, под влиянием тех суеверных рассказов странниц… Пройдет по улице сумасшедшая барыня, грозя всем палкой и гееной огненной, и Катерины вся уже дрожит, и сердце у нее упало; послышится гром вдалеке — и новые страхи… <…> … в случае обиды или какого-нибудь притеснения, Катерина … подвержена … той же отчаянности, и тогда куда страх девается… <…> Парни поглядывали на нее, но она никого не любила, а только смеялась над ними. Не любя, вышла она и замуж за Тихона; ее, вероятно, просто выдали за него, а она не сопротивлялась, потому что он был ей не противен, и она его жалела. Но потом, под гнетом тяжкого семейного деспотизма и вечных попреков свекрови, она ожесточилась; муж, оказавшийся тряпкой, не способный защитить ее, сделался ей противен, и она влюбилась в Бориса, который … казался Катерине героем, резко выделяющимся из всего ее окружающего, человеком иного, волшебного мира. И вот начались … колебания…, резкие …вследствие впечатлительности Катерины и ее религиозной экзальтации. … Катерина смотрите на свою страсть к Борису, как на бесовское наваждение, порчу, от которой она и рада бы избавиться, да не может… <…> Образ Варвары Кабановой «Вот другое дело — Варвара. …Островский едва ли не сознательно вывел ее в контраст Катерине, и контраст этот провел по всей драме. <…> Здесь мы видим полное уже отрешение от всех родовых заветов домостроевской старины и широкое развитие индивидуальности. Женщины этой категории не вешают головы при первой неудаче в жизни, не отдаются пассивно определению судьбы или воле старших; они стремятся самостоятельно и независимо устроить свою судьбу и при своем уме, ловкости и находчивости всегда успевают в этом, выходя замуж непременно за того, кого сами избирают; в девичестве это огневые и бедовые девушки, с которыми родители никак не могут совладать; в замужестве — энергические и неусыпные хозяйки, держащие обыкновенно в ежовых рукавицах весь дом, не исключая своего благоверного. Старуха Кабанова в молодости своей, наверное, принадлежала к этому типу, и Варвара родилась вся в нее. Варвара — прежде всего натура глубоко реальная, чем она и отличается радикально от Катерины; никаких не знает она … страхов: ни сумасшедшая старуха со своими угрозами, ни громы небесные нисколько ее не смущают. Они и говорит-то в пьесе мало, … высказываться — не в ее натуре; она больше действует, и посмотрите, как энергичнее: помогает Катерине видеться с ее любезным, не забывая при этом и себя. Ее обвиняли в рабской лживости и притворстве и ставили ей в пример Катерину, как образец прямо и честной натуры. Но лживость и притворство вовсе не представляют природных свойств Варвары; ведь не лжет же она и не притворяется ни перед Катериной, ни перед Кудряшом. Это … лишь система действий по отношений к одной Кабановой. <…> … у подобных девушек не хватает еще мужества открыто заявлять свою волю, да и трудно это было бы перед Кабановой, но это не мешает им устраивать свою жизнь самостоятельно и по-своему… …сама удалая, она полюбила и парня еще более удалого, который не робел и не молчал перед Диким… <…>Образ Кабанихи «Кабанова. …Все ее суждения исполнены строгой логики, сбить с которой ее нет возможности. Она не развратничает, не самодурствует, а строго блюдет долг свой и держит домочадцев в страхе, потому что так подобает по стародавним праотеческим заветам. Она фанатично верит в этот страх не ради самоуслаждения им, а потому что, по ее незыблемому убеждению, без этого страха все сейчас же совратятся с пути и все развалится… <…> И до конца драмы Кабанова осталась верна своей беспощадной логике, не только ни на минуту не поколебалась, не раскаялась, осталась вполне права в своих собственных глазах, а все развернувшиеся события еще больше утвердили ее в ее убеждениях. И в самом деле: разве невестка своей изменой не осрамила ее дома и не оправдала ее ненависти к ней?»

  • Человек паук сказка для детей читать
  • Человек путешествующий итоговое сочинение примеры произведений
  • Человек небольшого роста как пишется
  • Человек без друзей что дерево без корней сочинение
  • Человек вот правда сочинение по пьесе на дне с цитатами