Человек с горячим сердцем сочинение

Тема: темы горячего сердца и темного царства в драме а. н. островского гроза в творчестве а. н. островского тема

Тема: – Темы «горячего сердца» и «темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза»

В творчестве А. Н. Островского тема «горячего сердца» занимает очень важное место. Постоянно разоблачая «темное царство», писатель стремился утвердить высокие нравственные принципы, неустанно искал силы, которые могли бы противостоять деспотизму, хищничеству, унижению человеческого достоинства, господствовавшим в обществе. В этих поисках он в первую очередь ориентировался на представителей русского народа — добрых, отзывчивых людей, обладающих нравственной стойкостью и душевной твердостью. И самым значительным из произведений великого драматурга, в котором, по словам Добролюбова, «русская жизнь и русская сила вызваны… на решительное дело..,», является пьеса «Гроза». Сатирическое обличение представителей «темного царства» естественным образом слилось в этом произведении с утверждением растущих в жизни новых сил, положительных, светлых, решительно поднимающихся на борьбу за свои человеческие права. Этот яркий протест против удушливого господства произвола, насилия, вседозволенности автор воплотил в образе Катерины Ка-ановой, которую Н. А. Добролюбов назвал «светлым лучом в
темном царстве». В образе своей героини Островский изобразил новый тип — умной, самоотверженной девушки, рискнувшей восстать против ненавистного ей света. В окружающем «мертвом царстве» Катерина живая. Ей необходима вся полнота человеческих чувств, она сознает свое право на любовь и счастье. Любовь для нее — мечта, прекрасный мир, в котором все легко, просторно, воздушно. Именно любовь пробуждает в ее душе новые чувства и мысли: «Точно я снова жить начинаю», — говорит девушка. Сердце Катерины рвется к свету, к людям; она не желает покоряться, для нее неприемлемы компромиссы. Ее вольнолюбивая натура не может и не хочет приспосабливаться к миру угнетения, подавления естественных человеческих чувств и стремлений. Ей, ни на минуту не забывающей о моральном долге, чужды принципы и советы других персонажей пьесы. «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», — убеждает Катерину Варвара. Тихон советует не обращать внимания на слова Кабанихи: «Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!» Борису также, как и Кате, противны господствующие устои общества, но он лишь в отчаянии восклицает: «Эх, кабы сила!» Катерина же покоряться не может, скрывать ничего не умеет, да и не желает, пропускать оскорбления мимо ушей не согласна. У нее есть сила, потому она может вырваться из темного царства, стать лучом света.
В пьесе Катерина противопоставлена прежде всего Кабанихе и Дикому как типичным представителям «темного царства». Благодаря богатству они держат в своих руках всю власть. И делают все, что им заблагорассудится. Островский ярко показал, какой грозной и губительной становится власть таких людей. Хитрая и злая Кабанова, блюстительница патриархальных устоев, старинных домостроевских порядков, — непререкаемый авторитет для своей семьи, соседей, да и для всего города. Деспот и самодур Дикой держит в страхе и своих близких, и своих знакомых. В этом мире «все как будто из-под неволи». И темным, запуганным обывателям приходится покоряться. Да и может ли быть иначе в мире, где газет и журналов не читают, в городе, где даже часов нет, и где верят, что Литва «на нас с неба упала»? Движение, которое происходит вокруг, «шум, беготня, езда непрестанная» противно таким как Кабанова, Дикой и все их окружение. И потому все, что не похоже на калиновский быт, объявляется ими неверным, греховным. Хотя на самом деле, именно этот быт, это отсутствие действий, мысли, движения вперед и является ненормальным, противоестественным, противостоящим всем живым человеческим потребностям. Этот мир успел наложить свой отпечаток и на Бориса. Молодой, здоровый, образованный человек, он настолько порабощен мыслью о завещанных деньгах, что никогда не задумывался о реальной возможности жить своим трудом, самому зарабатывать на свое существование. И хотя в нем иногда прослеживаются проблески чувства, способность к глубоким переживаниям, но он не в состоянии устоять перед испытаниями. Он сидит в тесной клетке, из которой ему никогда не вырваться. Не вырваться из нее и Кулигину, несмотря на все его просветительские идеи и мечты. Столкнувшись с грубостью и угрозами, он отступает перед «количеством старой силы»: «Нечего делать, надо покориться!»
«Темное царство» замкнуто в самом себе, оно застыло в неподвижности, существует вне времени и пространства. Однако все это означает не жизнь, а смерть, потому этот мир диких и кабановых обречен. И это осознают сами его представители. Забеспокоилась Кабаниха, испуганная предчувствием наступления новых времен, которые, по ее мнению, необходимо во что бы то ни стало задержать. И Феклуша уверена, что «по всем приметам» приходят последние времена. Каким бы крепким и прочным ни выглядел этот мир, основанный на, казалось бы, незыблемых старорежимных устоях, гроза собирается над ним. Эта гроза была необходима, чтобы все могло ожить и распрямиться, чтобы дышать стало легче. И эта гроза разразилась — ею стал решительный протест Катерины и ее трагическая гибель.
По словам русского критика Н. А. Добролюбова, «… характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе». Протест, вырывающийся из груди «самых слабых и терпеливых», был для критика прямым доказательством обреченности «темного царства».

Две пьесы, венчающие творчество величайшего русского драматурга А.Н. Островского, — «Бесприданницу» и «Грозу», —  можно сопоставить между собой и обнаружить множество композиционных и идейных сходств. Например, единство образов и мыслей главных действующих лиц этих произведений.

Ключевыми персонажами данных пьес выступают молодые девушки, Катерина (в «Грозе») и Лариса (в «Бесприданнице»), обладающие чуткой и нежной душевной конституцией. Но волею судьбы им суждено противостоять людям иного мира, где правят  эгоизм, деньги, корысть и подхалимство. Горячие сердца этих несчастных девушек медленно сгорают в чуждой им обстановке и в конце концов происходит трагедия.

Тема женского типа «горячих сердец» открывается А.Н. Островским мастерски и многогранно.

Его героини считают главными аспектами в жизни любовь к  другому человеку и любовь в самом человеке. Их сердца жаждут этой любви. Но, к их несчастью, с ними происходит обратное. Катерину против воли выдают замуж за нелюбимого человека, который значительно старше нее. Ларису же собираются выдать, унижая её открытыми поисками жениха побогаче и «посолиднее», но стечение обстоятельств приводит к помолвке со служащим Карандышевым.

Важно отметить, что обе девушки действительно искренне пытаются полюбить выбранных им супругов, но это их к счастью не приводит. В обеих пьесах разворачивается драма «горячего сердца».

И Катерина, и Лариса отдаются бушующим в их сердцах и мыслях страстям, толкая себя на погибель.

В финальной сцене пьесы «Бесприданница» юная Огудалова в отчаянии изливает свою догорающую душу Карандышеву:«Я любви искала и не нашла… Ни от кого я не видела сочувствия, не услышала теплого, сердечного слова…» Это последний крик её «горячего сердца».

В пьесе «Гроза» Катерина всей своей душой искала понимания и любви, но в обществе свекрови это было невозможно. И героиня решается на самоубийство. Лариса Огудалова из «Бесприданницы», оскорблённая всеми: Паратовым, Кнуровым, Карандышевым и другими представителями своего окружения, также не видит смысла в прежнем существовании и с отчаяния готова броситься в омут пошлой жизни с Кнуровым за деньги. Но Островский не хочет видеть свою героиню опустившейся женщиной и убивает её пулей ревнивца.

Поднятая драматургом драма «горячего сердца» по-прежнему актуальна и сегодня. Люди с искренним и открытым устройством души будут всегда.

Краткое сочинение

В своих произведениях Островский всегда рассказывал придуманную им историю так, что у читателя сразу появлялась мотивации идти и делать что-то, неважно, что именно, но идти и делать. Все те персонажи, которых автор наделил самыми мужественными и решительными чертами характера как бы мотивируют читателя на такой образ жизни. Эти персонажи, с горячими сердцами и невиданной смелостью, описаны во многих произведениях Островского, однако наиболее точным примером послужат произведения “Гроза” и “Бесприданница”.

В этих произведениях автор описывает судьбы людей, которые не по своей воле попали в ту или иную обстановку, которая зачастую им не нравится, и описывает их борьбу с ней, описывает то, что они чувствуют, находясь там. Так, например, Катерина, персонаж произведения “Гроза” с самых первых страниц привлекает читателя, и автор специально заостряет внимание на её характере и образе. Катерина – довольно милая, добрая девушка, которой присущи самые хорошие черты человеческой личности. Она имеет устоявшиеся понятия о чести и достоинстве, и потому ведёт себя по чести. Однако по ходу повествования она попадает в достаточно неприятное ей место. В нём отсутствуют какие-либо понятия о чести и достоинстве, там скорее превозносится корысть и алчность. Однако Катерина совсем не собирается мириться с данным положением вещей. Она начинает активно бороться за своё право остаться при своих идеалах, с жаром отстаивая свои убеждения.

Следующим прекрасным примером горячего сердца и пыла послужит Лариса Огудалова, главный персонаж произведения “Бесприданница”. В произведении автор представляет Ларису образом почти как у Катерины, но с одним отличием. Если Катерина борется с людским бесчестием и злобой по отношению к другим людям, то Лариса противостоит материальной составляющей человеческой жизни, противостоит людям, которые вместо личного духовного счастья выбрали материальное положение. Она попадает в общество, где на первом месте стоят не человеческие добродетели, а количество монет в твоём кошельке, и неважно как они были заработаны. Поэтому Лариса начинает неравный бой, который она ведет, смело и самоотверженно, ведь она также как и Катерина не собирается мириться с этой ситуацией. Потому их двоих и можно назвать горячими сердцами, которых так ясно описал Островский в своих пьесах.

`

Люди с горячими сердцами в пьесах Островского Гроза и Бесприданница

Популярные сочинения

  • Сочинение Что такое чудо

    Чудо – что или кто это? Что за зверь такой?

  • Моя любимая телепередача сочинение

    Любимая телепередача у меня «Орел и решка». Просто обожаю её! Я пересмотрела все сезоны, многие программы по нескольку раз.

  • Образы народных заступников в поэме Кому на Руси жить хорошо

    Некрасов в своем творчестве очень часто обращается к такой теме, как показ «народного заступника», в частности и в своем произведении «Кому на Руси жить хорошо».

По истории мы проходили очень интересные темы, в которых нам рассказывали о тех великих людях, которые жили до нас в нашей стране. Мне они представляются очень могучими и сильными. Ведь в Древней Руси было огромное количество настоящих богатырей, которые готовы были постоять за себя и свою Родину. В людях Древней Руси, на мой взгляд, были сильный дух патриотизма и любви к природе и душе, как своей, так и к чужой.
Существует огромное количество исторических памятников культуры, которые это подтверждают. В древних рукописях можно найти сказания о славных походах наших предков. Они могли не только защитить свою родную землю от неприятеля, но и также существенно расширить ее границы. Благодаря им мы можем жить в очень благоприятных природных условиях. О них слагали песни и легенды, которые передавались из поколения в поколения и в итоге дошли до нас. На мой взгляд, это высший показатель значимости. Несмотря на то, что прошло огромное количество времени, мы и по сей день знаем таких людей древней Руси, как Рюрик – основатель нашего государства, как Святослав, который отвоевал у неприятелей огромное количество земель, княгиня Ольга, которая была мудрейшей правительницей и установила первые законы, как Великий князь Владимир – креститель Руси и многие другие.
Этот список великих людей можно перечислять очень долго. Но, если о них помнят до сих пор, значит, это были очень важные люди в истории нашей страны. Если бы их не было, то, наверное, и наша бы страна не была такой, какой она стала сейчас. Люди древней Руси представляются мне с большими голубыми глазами, которые похожи на бескрайние озера нашей страны, со светлыми волосами пшеничного цвета, как засеиваемые хлебом поля. Они непременно были очень гостеприимными. Ведь существует так много пословиц и поговорок о том, что нужно помогать путникам и непременно давать им кров и еду. В те далекие времена это считалось нормой и даже непреложном правилом. Сейчас такое представить очень сложно. Возможно, тогда были люди более добрыми и менее корыстными. Поэтому можно было пустить в свой дом первого встречного и не опасаться, что он украдет какую-нибудь вещь или совершит какое-нибудь преступление.
Люди древней Руси очень тесно общались с природой, поэтому у них было отменное здоровье, и они не боялись простуды и каких-либо болезней. Они были более закаленные и возможно реже болели. Однако, стоит учесть, что в те времена была менее развита медицина. Поэтому серьезные болезни, которые сейчас можно вылечить современными лекарствами, были неизлечимыми. В те времена природа и лес очень сильно почитались. К нм было уважительное отношение. Невозможно представить себе, чтобы люди древней Руси беспощадно вырубали леса, бесконтрольно уничтожали животных, оставляли непотушенные костры или какой-либо мусор в лесу. Современным поколениям очень не хватает этого трепетного отношения к живой природе. Иначе, через некоторое время мы и вовсе останемся без лесов и чистых озер.
Мне кажется, что люди древней Руси были более человечными. Они жили большими семьями, почитали старших, никогда не отказывали в помощи слабым, а любовь к труду прививалась с раннего детства. В те времена трудились все: девушки и женщины каждый день делали домашние дела, мужчины занимались добычей пищи или различными ремеслами. И не было никаких стрессов или депрессий, ведь все были заняты своими делами. Некогда было забивать голову глупыми мыслями.
Также, на мой взгляд, люди в древней Руси были более свободными, чем мы сейчас. Они не зависели от мнения окружающих и занимались тем, что им было по душе.

Наверно каждому человеку приходила в голову мысль о том, а какой был их предок. Да, конечно, некоторые составляли свое генеалогическое древо, но дальше седьмого или восьмого поколения никто не уходил. А какой был наш самый древний предок, от кого мы пошли, чья кровь течет по нашим венам так никто и не знает.
Лично я представляю себе древнего человека не с камнем и дубиной в руке, а цивилизованным человеком. Возможно, мой предок был в то время ученым и делал большие открытия, он был конструктором всех чудес света, а до наших дней сохранилось только одно. Возможно, сейчас мы деградируем, а представляем о себе что – то великое. Согласитесь в голове невозможно уместить то, что цивилизация, которая была до нас, была великой, и ее уничтожили.
Древние люди знали все тайны вселенной, возможно, они нашли жизнь на других планетах и даже смогли связаться с ними. Также древние люди, в отличие от современных, были более духовно развитыми. Для них главными ценностями были семья и забота о своем клане. Возможно, поэтому это и помогало им стать великими, ведь любовь и поддержка любимых и дорогих людей помогает идти вперед и добиваться целей. Развитие ведь начинается с развитием души, а уже после каких – либо навыков. Возможно, мои мысли совсем неправдивы, и развитие шло, так как описывается в учебниках по истории. Но согласитесь, что порой охота пофантазировать и поверить в чудеса, которые в жизни не случаются. Ответ на данный вопрос никогда не будет найден и люди так и будут продолжать спорить на данную тему. Ну и пусть верят, что их предки были обезьянами, а мне хочется верить, что мои предки были великими людьми.
В конце концов, моя идея тоже имеет право на жизнь и кто-то в глубине души осознает, что я права. А пока известно только одно, благодаря древнему человеку я живу на этой планете.
Сочинение древние люди для 5 класса по истории

Каков он, житель Древней Руси? От его существования нас отделяет тысяча лет… О нем рассказывают исторические источники, летописи, прочая литература Древней Руси. Жизнь его была нелегка – постоянные набеги врагов: то печенегов, то половцев, то хазар. Да и княжеские междоусобицы добавляли горя простому человеку. Как пример можно привести тех же древлян, что пострадали от киевской княгини Ольги.
Первая летопись Древней Руси – это «Повесть временных лет». Она рассказывает о том, как жили на Руси, как крестили Русь, кто правил ею.
Древнерусский человек – это скорее всего, глубокий язычник. Хотя князь Владимир Великий велел ему креститься, и он ходит в деревянную церковь, но пока толком не знает, кто такой Христос. Он привык молиться деревянным идолам и множеству богов неба, земли, рек, озер, лесов и полей. Теперь ему говорят поклоняться иконам и кресту, держать весной пост, иметь одну жену. Все это странно для него, ведь у настоящего воина княжеской дружины должно быть как можно больше жен!
Но если он действительно проникнется христианством, то у него есть шанс примкнуть к какому-нибудь монастырю, научиться читать и писать, переписывать книги. То есть стать уникальным человеком, ведь грамотных людей почти и нет. Даже киевские князья грамоте учились редко.
«Повесть о полку Игореве» создает образ русских воинов. Это люди отважные, стойкие и храбрые. Смерть им не так страшна, как позор, поражение и бесчестие. Но они – не фанатичные самураи, отметающие жизненные радости. Для Игоря и его воинов не менее важны их семьи, тепло родных людей, близкие. Любовь к жизни в итоге «Повести» и помогает князю Игорю достичь родного дома, сбежав из плена.
Этот же исторический источник создал вечный образ княгини Ярославны – верной жены, что ожидает мужа-воина дома. Она переживает, плачет, горюет, считая мужа погибшим. Наверное, такими прожили жизнь все лучшие женщины Древней Руси, любящие жены и матери. Женщина Древней Руси- это не забитая дома рабыня, ничего не соображающая за стенами избы, а свободная мыслящая гражданка с горячим сердцем.

Жизненные ценности

Для Чацкого важным жизненным компонентом является любовь. Вернувшись на Родину, герой сразу же отправляется в дом Фамусова, чтобы увидеть Софью, в которую он был влюблен. Его чувства искренни, потому что он не замечает в Софье признаки, свойственные фамусовскому обществу. Чацкий любит Софью и хочет быть любимым ею.

Если для Фамусова и ему подобных были важны лишь материальные ценности и положение в обществе, то для Чацкого важны любовь и действительное дело во благо Родины. Чацкий не преследует собственные корыстные цели, как это делают представители фамусовского общества, а заинтересован в счастье страны и счастье каждого ее жителя.

Сочинение по литературе. Чем привлекает меня образ чацкого.

В произведениях русской литературы XIX века я особенно люблю и ценю три образа. Это Дмитрий Рудин, Владимир Ленский, Александр Чацкий. Три очень разных человека. И в то же время между ними есть много общего. Всех их роднит глубокий, незаурядный ум, чистота и поэтичность души

При чтении комедии «Горе от ума» сначала воспринимаешь Чацкого как умного и передового человека своей эпохи и не более того. Однако, размышляя в дальнейшем над характером этого героя, я стал ловить себя на том, что примеряю его мысли, слова и поступки на себя. И постепенно Чацкий стал для меня одним из самых близких и понятых людей. Да разве только для меня ?

Образом Чацкого увлекаются уже почти полтора века. Если сравнить Чацкого хотя бы с Печориным, то можно увидеть, какая между ними огромная разница. Печорин — светский лев. Он разочарован жизнью, высшим обществом, однако от мимолетных увлечений — например, княжной Мери — он не отказывается. Окажись он на месте Чацкого, он с первого же взгляда разобрался бы или с холодной, насмешливой улыбкой наблюдать за ними, или приложил бы некоторые усилия, — а для него это не составляло особого труда, — к тому, чтобы привлечь внимание Софьи. Однако Печорин не видел в жизни ничего светлого такого, за что бы стоило ее любить.

Чацкий не таков. Несмотря на свой глубокий критический ум, он верит в жизнь, в высокие идеалы. Горячий, пылкий юноша, он в это время удивительно похож на молодого Пушкина. Так же «остер, умен, красноречив», так же общителен и так же легко слетают у него с губ эпиграммы, меткие слова, хлесткие сравнения: «А Гильоме, француз, подбитый ветерком?» ;»Созвездие маневров и мазурки».

Он не много наивен и неискушен в делах житейских, не видит и не понимает холодности и отчужденности Софьи. Он добродушно подсмеивается над москвичами и над московскими нравами, не замечая, что эти шутки вызывают у Софьи почти озлобление. «Не человек — змея» — говорит она о Чацком чуть ли не с ненавистью. А Чацкий верит в ее любовь.

А потом он разбит, потрясен, он не может примирится с мыслью, что горячо и страстно любимая им девушка могла променять его на какое — то ничтожество, на человека, не имеющего ни собственных суждений, ни мыслей. Да, разочароваться во всем: не только в ней, но и в целом свете — это нелегкий удар. Сколько боли и горечи, оскорбленного самолюбия и гневного упрека звучит в его последнем монологе ! И однако лишь в этот час он по-настоящему увидел мир, по-новому взглянул на него.

Если бы Чацкий был только юношей, разочаровавшимся при первом столкновении с действительностью, то как литературный герой, наверное, давно бы кончил свой век где-нибудь в архивной пыли. Но Чацкий не только пламенный влюбленный. Это еще и человек передовых взглядов. Он не побежден. Он лишь уедет куда-нибудь, где его поймут, где ему достанется настоящее большое дело. По-видимому, он уйдет в декабристы. Он полон светлых идей преобразования общества, он с гневом обличает пороки старого общества. Как всегда, он высказывает свои убеждения резко и прямо. Его оружием являлось слово, и он великолепно владеет им. Его речь — это речь прирожденного оратора. Ни одного лишнего слова, каждая фраза словно вырвана из сердца.

Например: «Как тот и славится, чья чаще гнулась шея» ; «Прямой был век покорности и страха»; «Господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским»; «А судья кто ?»

И, конечно, эта резкость, пламенность не могла пройти незамеченной. «Чацкий шел прямой дорогой на каторгу, если он уцелел бы 14 декабря, то, наверное, не сделался ни страдательно тоскующим, ни гордо презирающим лицо», — писал А.И. Герцен.

Я ценю Чацкого за его убеждения, идеалы. Он возмущен крепостным правом и, не скрывая, говорит об этом: «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы ? Не эти ли, грабительством богаты ?» Он рвет с министром только потому, что желает служить «делу, а не лицам». Он любит свою Родину и с сердечной теплотой говорит о ней: «Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен».

И, кроме того, я люблю Чацкого просто как человека умного, чуточку горячего, у которого под маской иронии и насмешки скрыто чуткое, отзывчивое сердце, который может смеяться и грустить, который может быть зол и резок на язык, но другом может быть верным и надежным.

Ум

Чацкий имеет хорошее образование, которое он получил за границей. Главный герой стремится к обретению реальных знаний, которые помогут ему в дальнейшем. Чацкий не хочет просто получать чины, действительно не заслужив их, он хочет быть полезным всему обществу.

Однако за это стремление Чацкий был провозглашен сумасшедшим. Причем так его назвала Софья, которую главный герой искренне любил. Это показывает, насколько трагична была судьба Чацкого, который был никем не понят, даже той, которую он любил.

То, что общество не поняло такого умного и образованного человека, вызывает чувство сожаления к главному герою.

А. С. Пушкин, выступивший критиком комедии А. С. Грибоедова, упрекает Чацкого, который обладает умом, в том, что от «мечет бисером перед Репетиловыми». С этим высказыванием можно согласиться, а можно его опровергнуть, потому что Чацкий искренне хотел изменить общественные ценности и делал для этого все возможное.

Данная статья, которая поможет написать сочинение на тему «Мой Чацкий», рассмотрит качества главного героя грибоедовской комедии «Горе от ума», за которые Чацкого следует уважать.

  • Автор: А. С. Грибоедов
  • Произведение: Горе от ума
  • Это сочинение списано 79 546 раз

Прочитав комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума» и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: «Какой же он, Чацкий»?

Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о Чацком, стало понятно, что не всё так однозначно. По поводу некоторых поступков Чацкого возникает много вопросов. Нет, конечно, он не стал для меня отрицательным героем, но на некоторые его черты характера я смотрю по-другому. Давайте прочитаем слова Бестужева о Чацком: «Пылкий, благородный и добрый малый». Обращает на себя внимание слово пылкий. Хорошо это или нет? Если говорить о пылкой любви, то, наверное, да. А если эта пылкость проявляется в чём-то другом?

По словам Сомова, Грибоедов знал о том, что герои совершенные могут нам нравиться как образец, как мечта. Но вряд ли оставляют в наших сердцах след надолго. Как понять эти слова? Наверное, критик хотел сказать, что такие вымышленные идеалы могут оставить только сожаление от невозможности достичь совершенства. Поэтому Грибоедов и не идёт по такому пути. Он не показывает нам идеального Чацкого, а изображает героя со слабостями и недостатками. Да, наш герой — умный, пылкий, добрый человек. Но есть у него и отрицательные качества: нетерпимость к недостаткам других и заносчивость. Грибоедов в комедии покажет, к чему могут привести, на первый взгляд, невинные человеческие недостатки.

Событий в пьесе происходит много, но в конце комедии все просто ополчились против Чацкого, объявляют его сумасшедшим, и он вынужден покинуть Москву. В чём же причина конфликта? Это — взгляды Чацкого, которые кардинально отличаются от взглядов «фамусовской Москвы». Он не ищет чинов, считает, что служить нужно «делу, а не лицам». Герой безукоризненно честен, любит родину, считает, что человек волен сам выбирать себе занятие: путешествовать или жить в деревне, заниматься наукой или искусством. А для Фамусова такие взгляды героя опасны. Ведь дворяне фамусовского круга ценят в людях чины и богатство. А Чацкий над ними посмеивается, остро критикует московских дворян, их нравы, жизнь, взгляды.

Николай Андреевич в Москву-то приехал только из-за Софьи, из-за любви к ней. Но Софья уже другая. Когда-то ей нравился юмор Чацкого, а теперь только раздражает. Прожив в обществе людей, для которых главное карьера и деньги, Софья меняется. Она презирает всё, что говорит Чацкий, ей неприятны воспоминания о нежных детских чувствах к нему. Но когда Николай Андреевич посмел высказаться нелицеприятно о новом увлечении Софьи — Молчалине, тогда героиня поступает просто жестоко. Она распускает слух о сумасшествии Чацкого. Язвительность и нетерпимость героя сыграли злую шутку: сплетни о нём становятся всё нелепее и опаснее. На протяжении всей комедии Чацкий пытается вернуть былую любовь Софьи. Но становится только хуже. Когда же герой стал свидетелем неприятной сцены между Молчалиным, Лизой и Софьей, то не выдерживает и колко высказывается против каждого, кто оказался рядом. А теперь только остаётся сказать: «Карету мне, карету»! Герой покидает Москву.

Комедия Грибоедова — до сих пор живое произведение, зовущее людей вперёд, в настоящее и будущее, и отметающее со своего пути всё старое и отжившее. Чацкий — борец за дело, за идею, за правду. Поэтому он и близок людям разных эпох.

Посмотрите эти сочинения

  • «Горе от ума» в современном мире Великий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы. Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького. Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего […]
  • Характеристика героев «Горе от ума» (таблица) Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» — знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
  • Тема ума в комедии «Горе от ума» Само название комедии «Горе от ума» знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум — синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими. Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия — это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы «Горе уму», которое писатель потом заменит на «Горе от ума». Ещё […]
  • Смысл названия комедии «Горе от ума» Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
  • Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» (сочинение) Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «…Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», — писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]
  • Почему Чацкий обречен на одиночество (сочинение) «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
  • Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина в таблице А. А. Чацкий А. С. Молчалин Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе. Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете […]
  • Сцена бала в доме Фамусова Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова. Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями […]
  • Женские образы в комедии «Горе от ума» (сочинение) В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре. Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […]
  • Чацкий в системе образов комедии «Горе от ума» ЧАЦКИЙ — герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии — Чадский). Вероятные прототипы образа — ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. — один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]
  • Фамусовская Москва (сочинение) Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии […]
  • Смысл названия комедии Грибоедова «Горе от ума» (сочинение) Само название комедии парадоксально: «Горе от ума». Первоначально комедия носила название «Горе уму», от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы — «перевертыш» русской пословицы: «дуракам счастье». Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб… …А? как по-вашему? по-нашему — смышлен. И сам […]
  • «Горе от ума» (сочинение) Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» — «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, они несли в общество прогрессивные идеи и взгляды, но консервативное общество не поняло […]
  • Жанровое своеобразие пьесы «Горе от ума» Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
  • Софья начертана неясно (сочинение) В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку…». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
  • Новаторство и традиции в комедии «Горе от ума» Знаменитая комедия АС.Грибоедова «Горе от ума» создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к «высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии «Горе от ума», удачно сочетающей […]
  • Век нынешний и век минувший (таблица) Характеристики Век нынешний Век минувший Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
  • «Молчалины блаженствуют на свете» (сочинение) Молчалин — характерные черты: стремление к карьере, лицемерие, умение подслужиться, немногословие, бедность лексикона. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Говорит, преимущественно, короткими фразами и подбирает слова в зависимости от того, с кем говорит. В языке нет иностранных слов и выражений. Молчалин выбирает деликатные слова, прибавив постительно «-с». К Фамусову — почтительно, к Хлёстовой — льстиво, вкрадчиво, с Софьей — с особой скромностью, с Лизой — не стесняется в выражениях. Особенно […]
  • Молчалин в комедии «Горе от ума» (сочинение) Галерея человеческих характеров, удачно подмеченных в комедии «горе от ума» актуальна и сегодня. В начале пьесы автор знакомит читателя с двумя молодыми людьми, во всем противоположными друг другу: Чацким и Молчалиным. Оба персонажа представлены нам таким образом, что о них складывается обманчивое первое впечатление. О Молчалине, секретаре Фамусова, мы судим из слов Сони, как о «враге дерзости» и человеке, который «за других себя забыть готов». Молчалин впервые предстает перед читателем и влюбленной в него Соней […]
  • Фамусов и его окружение (сочинение) При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что — чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом— презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Горе от ума»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Горе от ума»
  • для самых компанейских — Главные герои «Горе от ума»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Горе от ума»
  • для самых любопытных — Анализ «Горе от ума» Грибоедов
  • для самых крутых — Читать «Горе от ума» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

Сочинение: Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

(361 слово) Чацкий – главный герой произведения «Горе от ума» — по-разному был охарактеризован литературными деятелями. Кто-то сострадал ему, считая героя обманутым любимой девушкой, отвергнутым обществом (Гончаров, статья «Мильон терзаний»). Однако существуют и те, кто вовсе отказывал Чацкому в уме (например, А.С.Пушкин). Интересно то, что все рецензенты по-своему правы.

Чацкий, несмотря на его высокие устремления, свободолюбие, отрицание чинов, не является героем-резонёром. Безусловно, он выделяется среди фамусовского общества недальновидных людей: он провозглашает ценность образования, не принимает угодничество ради высокой должности, не любит прислуживать другим людям, считает, что каждый имеет право на выражение собственного мнения. Чацкий открыто выражает свою нравственную позицию, не страшась оказаться «странным» человеком. Люди, которые его окружают – живут лишь «обедами, ужинами и танцами». Это пустое общество, без высоких стремлений, отрицающее образование. Они судят человека лишь по должности и по количеству душ.

Однако Чацкий попадает в нелепое положение в этой комедии. Из-за влюбленной слепоты он не замечает, перед кем выступает с торжественными речами, провозглашая свободу слова и правду. Герой не понимает Софьи, которая ему открыто признается в отсутствии чувств. Более того, персонаж набрасывается с критикой на Молчалина и ранит героиню (что впоследствии приведет к тому, что Софья пустит слух о сумасшествии Чацкого). Александр сам себе построил иллюзию любви, которая окончилась для него лишь в самом последнем действии.

На протяжении комедии герой словно не понимал, что происходит вокруг него. Разве стал бы умный человек в спокойном расположении духа метать бисер перед свиньями? Герой пытался донести свои высокие убеждения до духовно опустошенных людей, показать невежественному и насквозь прогнившему обществу истинные нравственные ценности. Однако между ними слишком большая пропасть непонимания, поэтому все поверили в то, что Чацкий просто сошёл с ума.

Грибоедов в комедии «Горе от ума» проявил новаторство. В отличие от классических комедий, в его произведении нет четкого разделения на положительных и отрицательных героев. Также нет и героя-резонёра. Иногда можно подумать, что Чацкий выражает позицию автора. Однако этот герой изображен неоднозначно. Черты его характера не позволяют отнести персонажа ни к положительным, ни к отрицательным (хотя, безусловно, на фоне фамусовского общества положительных качеств у него явно больше). У читателя складывается такое ощущение, что образ Чацкого незавершен, и этому герою еще только предстоит совершенствоваться и расти до того уровня, чтобы не только проповедовать истины, но и жить по ним.

Автор: Анастасия Сметанова

Сочинение
по тексту Е.П. Новикова (проблема роли взрослого человека в формировании
личности подростка).

 (1)Мне поручили написать статью об известном в нашем
городе учителе трудового обучения Евгении Александровиче Субботине. (2)Это был
не просто талантливый конструктор, великолепный мастер. (З)Это был солнечный
человек с отзывчивым, горячим сердцем.

(4)Я пришёл к нему прямо на работу и, попросив уделить
мне несколько минут, стал задавать специально приготовленные вопросы.

(5)— Знаешь что, Жень, мне приятно, что ты пишешь обо
мне статью. (6)Там будет, наверное, много хороших слов. (7)Но я бы хотел, чтобы
ты написал о другом. (8)Конечно, теперь я стал известным в городе, уважаемым
человеком, но всё могло бы сложиться совсем иначе. (9)И наверное, совсем другой
была бы моя жизнь, если бы не один случай.

(10)У меня не было отца, не было матери. (11)Вернее,
они как бы существовали, приходили ночевать и смотрели на нас, голодных и
грязных, с недоумением: откуда эти дети, что они тут делают? (12)Я жил тем, что
воровал или выпрашивал. (13)Подаянием кормил двух своих маленьких сестрёнок.
(14)Моих родителей то и дело вызывали на какие-то комиссии, к нам постоянно
приходили то участковый, то инспектор по делам несовершеннолетних. (15)Да
только что они могли сделать… (16)Я рос волчонком. (17)Вокруг меня был мир,
населённый людьми, они жили в тёплых домах, ели хлеб, покупали детям гостинцы,
а я смотрел на них из глухого леса, где всегда было сыро и темно. (18)Вот тогда
я и научился открывать любой замок, разобрался во всех видах сигнализации…
(19)Но однажды я попался. (20)В квартиру внезапно вернулись хозяева, мне
пришлось прыгать с третьего этажа, и я вывихнул ногу. (21)Суд. (22)Родителей
нигде не могли найти, и на заседании сидела классная руководительница. (23)Ни
лица, ни имени её я не помню. (24)Помню только, что она была совсем молоденькой
девчонкой. (25)Прокурор задал ей какой-то вопрос, она встала и вдруг заплакала.

(26)Она
плакала и говорила: «Не надо сажать его в тюрьму! (27)Пожалуйста». (28)Прокурор
ей строго говорит: «Не плачьте, вы на вопрос ответьте». (29)А она опять —
плачет и только одно твердит: «Не сажайте его в тюрьму». (30)И в этот момент я
испытал чувство, которое невозможно описать никакими словами. (31)Чужой человек
плачет по тебе. (32)Это что значит? (ЗЗ)Это значит, что я ей чем-то дорог, это
значит, что я ей нужен. (34)Выходит, что я не посторонний, не чужой!
(35)Выходит, что солнце светит и для меня, и трава на лугах — это тоже моё, и в
жизни есть какое-то моё место. (36)Значит, если меня не будет, то кому-то от
этого станет плохо, значит, кому-то надо, чтобы я был. (37)Я сейчас вот пытаюсь
описать свои мысли, а тогда это была какая-то безудержная радость, заполнившая
всю мою душу.

(38)Мне дали
четыре года колонии. (39)Я отсидел, вернулся и начал новую жизнь. (40)У меня
было много хорошего, теперь я счастливый, состоявшийся человек. (41)Но до сих
пор я не могу забыть тех слёз, которые отогрели моё закоченевшее сердце. (42)И
никогда не забуду.(По Е.П. Новикову*)

* Евгений Петрович Новиков (род.в 1934 г.) — журналист, автор статей на морально-этические
темы.

Нередко
бывает, что в молодости люди совершают ошибки, иногда роковые, искалечившие их
дальнейшую жизнь. Почему так происходит? Скорее всего, потому, что у юных ещё
не сформированы нравственные ориентиры, а рядом не было мудрого и чуткого
взрослого, который бы помог, поддержал в трудную минуту, подсказал выход из
непростой ситуации. Е.П. Новиков размышляет над проблемой роли взрослого
человека в формировании личности подростка.

В
центре внимания автора находится событие, произошедшее в жизни учителя
Субботина, талантливого конструктора и отзывчивого человека. Однако в
подростковом возрасте он «рос волчонком», вставшим на преступный путь.
Журналист обращает внимание читателей на то, что мальчик стал вором потому, что
голодал по вине безответственных родителей. Но что-то человеческое оставалось в
душе подростка: он заботился о своих младших сестрёнках. И всё же не было
никаких предпосылок к тому, чтобы он исправился. Этот пример показывает, что
никому не пришло в голову остановить мальчика, совершавшего преступления, он
был одинок в своей беде и никому не нужен.  Размышляя над проблемой, автор
противопоставляет равнодушие близких и участливое отношение к Евгению
молоденькой учительницы. Её неподдельное горе, слёзы во время суда тронули
прокурора и отогрели «закоченевшее сердце» подростка. Её слова «Не надо сажать
его в тюрьму!» дали понять мальчику, что он кому-то дорог, что классного
руководителя ужаснуло его беспросветное будущее. Е.Н. Новиков убеждает читателя
в том, что отзывчивость и доброта учительницы заставили героя коренным образом
изменить свою жизнь и пойти по пути добра. Он не мог не оправдать доверия
мудрых и сердечных людей, протянувших ему руку помощи.

Автор
считает, что роль взрослых в формировании личности молодого человека велика.
Старшие наставники, родители, обладающие не только жизненным опытом, но и
добрым сердцем, укажут верный путь.

Трудно не согласиться с Е.Н. Новиковым в том, что
ребёнку, пока не всегда умеющему разграничивать добро и зло, могут помочь
только  неравнодушные взрослые, искренне желающие ему добра. Нельзя не
вспомнить героя повести А.М. Горького «Детство» по прозвищу Хорошее Дело,
который учил Алёшу Пешкова, растущего в атмосфере семейных раздоров и всеобщей
ненависти, различать правду  и ложь. Рано осиротевший мальчик почувствовал, что
он кому-то интересен, кто-то нуждается в нём. Алёшу поразило, что старший
товарищ словно видел, что делается у него в сердце, — и хорошее, и плохое.
Мудрые слова запали в душу подростка, а доброе отношение к нему Хорошего Дела спасло
от озлобленности и ненависти к людям. Пройдя трудные  «университеты жизни» и
став всемирно известным писателем, Горький бескорыстно помогал бедным и
безвестным творческим людям найти свой путь в жизни.

Прочитав этот текст, понимаешь, как много значит
влияние отзывчивого и сердечного взрослого человека на ребёнка. Вера в него, в
его силы и разум, сочувствие и тёплое отношение к нему  помогают подростку
обрести опору, дают понять, что нужно идти по дороге чести, совести и добра.

  • Человек рождения для счастья как птица для полета сочинение
  • Человек творение и творец культуры сочинение
  • Человек свободен он за все платит сам сочинение по литературе
  • Человек с большой буквы безумная евдокия сочинение
  • Человек приговорен быть свободным сочинение