Человек природа вселенная в тютчевской поэзии сочинение 10 класс

Тема природы в лирике тютчева считается одной из самых известных, которая прославила русского поэта мыслителя среди народа, как певца

Тема природы в лирике Тютчева считается одной из самых известных, которая прославила русского поэта – мыслителя среди народа, как «певца природы». И этому имеется предельно ясное объяснение.

Федор Тютчев искренне восхищается природой, ее красотой и многообразностью. Природа в поэзии автора изображена в красках, наполнена изобилием звуков и запахов. Особенно полно выражена любовь к природе в стихотворениях поэта, который очеловечивает ее, присваивая толику эмоций и чувств.

В особенности, Тютчева привлекала смена сезонов, переход между временами года. По мнению поэта, природа, окружающая нас, живая, многогранная, умеет проявлять чувства и имеет прочную духовную связь с человеком.

Такие глубокие по своей натуре описания природы можно заметить в большинстве произведений автора («Люблю грозу в начале мая», «Осенний вечер» и др.). Отрывок из стихотворения «Не то, что мните вы, природа»:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык …»

В этом стихотворении Тютчев становится на защиту природы, заявляя, что она по своей сущности ни от кого не зависит и не бездушна. Она имеет свой голос и свободу («в ней есть душа, …язык»). Тютчев считает, что те, кто видит в окружающем мире лишь кладовую полезных материалов, жалок, нравственно уродлив и духовно ограничен.

Такие люди никогда не поймут неповторимость окружающего мира, его красоту и их никогда не постигнет вдохновение. Тютчев не понимал, как можно быть такими черствыми и не проявлять уважения к природе (по мнению поэта, родной матери человека).

Тема природы в стихотворениях Тютчева для детей

Уважительному отношению к природе, пониманию окружающего мира стали обучать еще с ранних лет. И стихотворения из творчества Фёдора Ивановича, дошедшие до настоящего времени, сильно в этом помогают.

В раннем возрасте детям легче понять природу, насладиться ее роскошью. В процессе обучения дети понимают всю ценность окружающего мира и чувствуют с ним взаимосвязь.

Нельзя исключать того, что вместе с тем дети также обучаются проявлению чувств к родине. Ведь природа напрямую с ней связана, и, в первую очередь, любовь проявляется к родным пейзажам, деревьям, бескрайним просторам.

В школьную программу, начиная с младших классов, включены такие популярные произведения Тютчева, как «Весенняя гроза», «Листья».

А вот отрывок из стихотворения «Осенний вечер»:

«Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь».

В этом стихотворении Фёдор Иванович передал ощущения печали и внутреннюю опустошенность в период своего пребывания в Мюнхене. Поэт выразил чувства тоски по родине, показывая, что он не забыл свой дом, и связь с родной землей так же прочна.

Но в то же время поэт старается не поддаваться депрессивному настроению, описывая и приятные мгновения («таинственная прелесть», «легкий шелест», «тихая лазурь»).

Тютчев производит параллель между человеком и природой, считая, что в природе каждый может рассмотреть свое отражение, будто бы смотрясь в зеркало. В произведении природа переживает изменения, и автор сочувствует этому, однако подчеркивает, что не стоит этого бояться.

История не пишется само собой, а создается человеком и окружающим его миром. Все когда-нибудь применит новые формы, осень сменится зимой, зрелость – старостью. Вместе с тем придет что-то новое и необычное: удивительная зима или мудрость.

Автор хотел объяснить, что жизнью надо наслаждаться здесь и сейчас, ценить каждый ее момент.

Тема человека и природы в лирике Тютчева

Пейзажная лирика поэта.

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…

Природа для поэта всегда живая, мыслящая и чувствующая, и поэтически это выражается разноплановыми метафорами: «лазурь небесная смеется», «солнце … взглянуло исподлобья на поля», «раскаты громовые все сердитей и смелей», «деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом».

Всегда разнообразны и точны, а иногда и неожиданны эпитеты: «усыпительно-безмолвны» нивы, вечер то «…младенчески-беспечный», то «бешено-игривый», осенних вечеров «умильная, таинственная прелесть», «беспредельная мгла» осени.

Сравнения, употребляемые Тютчевым, часто нетрадиционны, и потому придают стихотворениям особую художественную прелесть: сияние Белой горы, «как откровенье неземное», звезды горят, «как в первый день созданья», а хмурая ночь, «как зверь стоокий, глядит из каждого куста».

Пейзажи и описания натуры так емки, многогранны и глубоки, что рисуют в воображении читателя полноценные, будто им самим увиденные картины. Стоит только прочесть, например, строки:

Уж солнца раскаленный шар С главы своей земля скатила, И мирный вечера пожар Волна морская поглотила,

или с детства знакомое:

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит — И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит

И вот уже из разряда читателей мы незаметно и как-то мгновенно становимся участниками, благодарными созерцателями происходящего в природе

Но каким бы точным и ярким не было описание у Тютчева, в нем всегда есть еще что-то, заставляющее задуматься об услышанном, некий более глубокий смысл.

Природа в лирике Тютчева как часть мироздания

Для такого мастера, как Тютчев, простое описание, констатация факта существования живой природы, ее красоты были бы слишком просты. Да, поэт всегда любуется, восхищается и благоговеет перед природой, но самое важное, начиная с ранних стихотворений – раздумья о мире, возможность проникновения в тайны бытия. Поэт мыслит и чувствует значительно объемнее, глубже, мир природы и человека в лирике Тютчева – часть мироздания, Космоса, вечность которого несомненна. Именно поэтому в стихотворениях его всегда есть философский смысл. «Все во мне, и я во всем!

» – так чувствует поэт и говорит об этом во всеуслышание.

Чудный день! Пройдут века – Так же будут, в вечном строе, Течь и искриться река И поля дышать на зное.

Былое – было ли когда? Что ныне – будет ли всегда?.. Оно пройдет – Пройдет оно, как всё прошло, И канет в темное жерло – За годом год. За годом год, за веком век… …Но с новым летом – новый злак И лист иной. И снова будет всё, что есть, И снова розы будут цвесть, И терны тож…

Мир природы и человека в лирике Тютчева – единое целое

Мир природы и человека в лирике Тютчева растворяются друг в друге. Переживания, душевное состояние лирического героя, сложный и противоречивый внутренний мир человека поэт передает, используя образы природы, и история человека в творчестве Тютчева рассматривается именно через призму его связи с природой, через понимание быстротечности земной жизни и вечности жизни вселенской. Природа всегда беспристрастна – это убеждение поэта, из которого появляются строки:

Природа знать не знает о былом, Ей чужды наши призрачные годы, И перед ней мы смутно сознаем Себя самих – лишь грезою природы. Поочередно всех своих детей, Свершающих свой подвиг бесполезный, Она равно приветствует своей Всепоглощающей и миротворной бездной.

Поэтому и на течение истории сам поэт, как правило, взирает бесстрастно, отстраненно, понимая, что они не могут изменить равновесия природы и всего мироздания. Обращаясь, например, к декабристам, говорит:

Вы уповали, может быть, Что станет вашей крови скудной, Чтоб вечный полюс растопить! Едва, дымясь, она сверкнула На вековой громаде льдов, Зима железная дохнула – И не осталось и следов.

С другой стороны, стать свидетелем исторических коллизий значит для человека ищущего, знающего о вечности Вселенной приобщение к процессу миротворчества. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!»

Так, как показывает Тютчев изменчивый мир природы: не стоящий на месте, с его бурями и штилями, упорядоченностью и хаосом, – так видит и стремится передать мятущийся мир человеческой души. Поэт отдает должное ценности жизни человека, его способности мыслить, творить, но отчетливо видит беспомощность перед стихиями в его собственной душе.

Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе, – Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник?

В поэзии Тютчева присутствует множество контрастов, противоборствующих сил: хаос – гармония, день – ночь, земля – небо, но эти понятия не отождествляются с добром – злом. Они противопоставлены и взаимосвязаны одновременно, перетекают одно в другое, отражаются друг в друге, не существуя обособленно. Так, например, «певучесть есть в морских волнах, гармония в стихийных спорах».

Находящиеся в вечной борьбе светлые и темные стороны души для Тютчева равноценны, как день и ночь, они – проявление природы человеческой, но именно в борьбе человек может найти свой путь. «Два голоса» всегда звучат внутри нас, и выбрать, просто плыть по течению, или в борьбе преодолевать обстоятельства и совершенствоваться, не стремясь к покою, искать смысл существования на Земле удел только лишь человека.

Мужайтесь, о други, боритесь прилежно, Хоть бой и неравен, борьба безнадежна! … Мужайтесь, боритесь, о храбрые други, Как бой ни жесток, ни упорна борьба! Над вами безмолвные звездные круги, Под вами немые, глухие гроба. Пускай олимпийцы завистливым оком Глядят на борьбу непреклонных сердец. Кто ратуя пал, побежденный лишь Роком, Тот вырвал из рук их победный венец.

Отнюдь не всегда поэт оптимистичен, философские раздумья о тайнах мирозданья тревожат его, а с течением времени и угнетают. Порой в поисках смысла жизни, в минуты отчаяния он начинает сомневаться в нужности исканий.

Бесследно всё – и так легко не быть! При мне иль без меня – что нужды в том? Всё будет то ж – и вьюга так же выть, И тот же мрак, и та же степь кругом.

Но даже в эти мгновения, предположив, что в действительности загадок не существует, Тютчев все равно считает природу сфинксом, к чьей тайне можно приблизиться, но не постичь.

Природа — сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней.

И все-таки желание познать истинные тайны существования мира, уверенность в целостности мира, в том, что человек един с природой, острота чувств и восприятия окружающего не оставляют Тютчева:

Чему бы жизнь нас ни учила, Но сердце верит в чудеса: Есть нескудеющая сила, Есть и нетленная краса.

И увядание земное Цветов не тронет неземных, И от полуденного зноя Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет Того, кто ею лишь живет, Не все, что здесь цвело, увянет, Не все, что было здесь, пройдет!

Пейзажная лирика

Пейзажная лирика помогла Тютчеву рассказать о своих чувствах по отношению к «Великой матери».

Автор любил вдаваться в детали, досконально описывая особенности и характерные черты конкретной местности, чтобы читатель мог соединить воедино весь пейзажный образ в своем воображении.

Исключительное внимание поэт уделял весне. Весна у автора, как и у большинства других людей, ассоциируется с пробуждением заспанной природы, остротой ощущений, радостными событиями, смехом и улыбкой. Такие стихотворения всегда переполнены восторгом и торжествующим ликованием души, сменой чего-то устаревшего на новое.

Прочитаем два отрывка из «Весенней грозы»:

«Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом».

Анализ этого произведения прост и понятен. Стихотворение охарактеризовано приходом весны, вознесением творческого потенциала, описанием зрелищного и удивительного явления природы. Весенняя гроза в изображении автора несет в себе два смысла, одно из которых связано со страшным и опасным явлением.

С другой стороны, гроза сопровождается радостным событием окончательного перехода с зимы на весну:

«Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит».

Люди счастливы, так как вместе с уходом зимы, их покидают все негативные эмоции и моменты, которые смывает чистый дождь. Весь окружающий мир переполняется радостными эмоциями, а человек находит гармонию во взаимосвязи с природой.

Лирика Тютчева – явление вневременное

По духу, по отношению к жизни – Федор Тютчев поэт современный, так пронзительно и своевременно звучат сегодня вопросы вечности мира, размышления о месте человека во Вселенной, о радости и счастье, даруемых любовью и природой, о переживаниях и страданиях человеческих, которых не избежать в жизни. Человек и природа в лирике Тютчева занимают особое место: они всегда как будто вне эпохи, вне конкретного времени. Важен и интересен для него внутренний мир и развитие, ведь в представлении Тютчева природа и человек – части единого целого.

Вариант 3

Как и большинство русских писателей к этой теме о природе, Тютчев относился с особым чувством, которое не понять многим, он старался раскрыть и передать всю красоту скрытой и девственно чистой природы. Автор в своей лирике природу изображал как живого человека, который может все чувствовать и переживать грустить и радость. А также тонко передавать боль, причиненную, от руки человека природе мог, только Тютчев.

Проанализировав всю творческую жизнь Ф.И.Тютчева можно с уверенностью сказать, что с особым и тонким чувством он писал больше всего про осень и весну. Он любил передавать красоту этих времен года. Довольно подробно это можно увидеть в его стихотворениях посвященным этим временам года. Он с трепетностью пытался показать людям того, что они из-за повседневной суеты не замечают всей красоты природы.

Прочитав хоть одно его произведение, оно не вызывает негативных чувств, а наоборот, только положительные чувства и на душе становиться так легко и спокойно. Ведь Тютчев был писателем широкого профиля и писал с разных взглядов, но в любых его направлениях изображается образ природы как самый прекрасный, яркий и неповторимый образ, который, живет и все чувствует.

С глубочайшей уверенностью можно сказать, что Федор Иванович Тютчев был добрым и душевным человеком, гениальным поэтом того времени. Ведь только такой человек мог разглядеть в окружающей природе, того, что не видит вооруженным взглядом обычный человек. И не смотря, не на что он остался, известным и по сей день. И с особым удовольствием читают и изучают его творчество. Автор в своих произведениях, раскрывает все тонкости и красоты непревзойденной природы. С душевным трепетом старается донести все же до читателя, чтоб хоть прочитав, его произведение он обратил, внимание на прекрасную природу. И от чистого сердца всем писателям русской литературы можно сказать большое спасибо, за то, что открывают глаза читателя на происходящее вокруг. На то, что не видит и не обращает внимания человек на происходящее и это печально.

10 класс

Вариант 2

Критики и исследователи работ Тютчева, в частности Писарев, заключили: этот творец – певец природы. Многие мыслители XIX века посвятили свои произведения беспокоящим сердца пейзажам, но именно Фёдор Иванович связал воедино образы природы и человека.

Подобно человеческой жизни, природа в лирике поэта не стоит на месте, изменяется, она динамична, подвижна и представляет собой цельное создание, имеющее свою душу:

«В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь. В ней есть язык»

Автор не просто любуется пейзажами, а задумывается о существовании и законах жизни, об основах вселенной, постоянно ведет диалог. Природа творца энергична и бодра. У неё свой мир чувств и ощущений, свои прекрасные светлые облики, она одушевлена и наделена своим языком:

«…Сияет солнце, воды блещут, Во всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут…»

Писатель часто использует времена года для своего творчества. Одним из символов стал для поэта образ весны, яркой молодой девушки, разгоняющей все печали и обновляющей человеческую душу, наряду божества:

«Весне и горя мало: Умылася в снегу, И лишь румяней стала, Наперекор врагу»

Автор не обходит стороной и другие явления природы, все её состояния и оттенки: ночь для Тютчева принимает обличие чистоты и истины, символ оживления человеческих сил, именно ночью можно услышать гул человеческих мыслей; небо – символ чистоты; гроза – символ новой жизни; автора привлекают и морские волны, и бури, и снегопады, и шепот деревьев. Тютчев поистине влюблен в природу, ощущает себя единым целым с миром.

Даже осеннее увядание природы поэт описал величественно и гармонично, в его произведениях нет места унынию, каждое время года по мнению автора имеет свои особенности и по-своему прекрасно, полно загадок и тайн.

Мир Тютчева прекрасен и совершенен всегда, читая его произведения можно ощутить все запахи и звуки очаровательных пейзажей, прочувствовать их близость и боль, причиненную человеком.

Тютчев считал, что проблема человечества в том, что оно отделилось от природы, перестало понимать её, не замечает его красоты, отчего стало сиротой. Поэт находит спасение только в единстве. Лишь жизнь рука об руку с природой способна уберечь заблудшие человеческие души. Природа – врач, который излечит от любых болезней, самый лучший собеседник, который всегда успокоит и укрепит дух.

Другие сочинения: ← Конфликт отцов и детей в литературе↑ ДругиеЭраст жертва или злодей? →

Несколько интересных сочинений

    В романе «Обломов» И.А. Гончарова главным персонажем является молодая девушка по имени Ольга Ильинская. Это необыкновенная женщина со сложным сильным характером и судьбой. Ее образ является ярким и одновременно сложным персонажем.

Федор Иванович Тютчев – поэт-философ. Его творчество поражает глубиной и парадоксальностью суждений. Даже лирика природы у поэта философская. Пейзаж и мысль о нем выступают в неразрывном единстве. Порой природа обретает символический смысл. Она просто отражает жизнь. Например, в стихотворении «Осенний вечер» говорится не только о сезоне, о времени суток, но и о «светлом» увядании, о старости человека: Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть!.. …Ущерб, изнеможенье – и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья! А бывает, что перед нами только пейзаж, но в нем ясно видна судьба человека: На севере мрачном, на дикой скале Кедр одинокий под снегом белеет, …Про юную пальму все снится ему, Что в дальних пределах Востока, Под пламенным небом, на знойном холму Стоит и цветет одинока… Поэт стремится изобразить в этом маленьком фрагменте целый мир, всю жизнь. Ему вообще свойственна глобальность мысли, образа, что особенно проявляется в лирике природы. Тютчева привлекает необъятная стихия: Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них! Природа в лирике Тютчева – это или хаос, или гармония. И каждое состояние имеет свой образ, свой язык. Человек осознает и примет их, если захочет. Но это трудно. Вот лирический герой пытается понять «язык» ветра: О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?.. Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумно? Чтобы постичь великие тайны природы, поэт советует раствориться в ней, слиться с этим прекрасным миром. Тогда произойдет чудо: Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул – Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул… Мотылька полет незримый Слышен в воздухе ночном… Час тоски невыразимой!.. Все во мне и я во всем!.. Человек увидел, услышал, почувствовал то, что прежде ему было не дано. Это счастье! Отчего же он так тоскует? Поэт считал: главная трагедия человека состоит в том, что он отделил себя от природы. Ведь мир един. Разорвав связь с природой, люди стали замыкаться в себе, в своей индивидуальности, и это привело их к трагическому ощущению жизни. Они перестали понимать мир и начали бояться его. Теперь человек может лишь на короткое время прикоснуться к природной гармонии. Полного единения с этим миром ему не обрести, вот он и печалится. Сам поэт всю жизнь старался преодолеть пропасть между собой и природой, мучительно понимая, что это невозможно. Тютчев осознавал одно: у человека и мира общий разум, значит, они могут когда-нибудь прийти к согласию: Так связан, съединен от века Союзом кровного родства Разумный гений человека С творящей силой естества… Скажи заветное он слово – И миром новым естество Всегда откликнуться готово На голос родственный его. О многих достоинствах природы поэт говорит также в стихотворении «Не то, что мните вы, природа». Тютчев осуждает бездумное, негуманное отношение к ней: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Поэт понимает, что существуют люди, для которых природа – пустой звук: Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах, Для них и солнцы, знать, не дышат, И жизни нет в морских волнах. Тютчев пишет о них с иронией, но в то же время жалеет этих нравственных калек: Не их вина: пойми, коль может, Органа жизнь глухонемой! Души его, ах! не встревожит И голос матери самой!.. Поэт утверждает в природе материнское начало, и подчеркивает, что без нее человек – сирота. Нет ему в мире ни счастья, ни покоя. Однако если человек стремится общаться с природой, она все исправит.

Значительное место в лирике Ф. И. Тютчева занимает тема человека и природы. Романтическая поэзия Тютчева устремлена в сферу идеалов. Поэт умеет своими стихами передать красоту природы и внутреннего мира человека, раскрыть то, что он любит, что вызывает у него восторг, перед чем он преклоняется, на что направлены его желания.

171chelovek i priroda v lirike tyutcheva187

Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе притягательных стихах Тютчева красота поэтических образов сочетается с глубиною мысли и остротой философских обобщений. Его лирика — это маленькая частица большого целого, но это маленькое воспринимается не отдельно, а находящимся во взаимосвязи со всем миром и в то же время несущим в себе самостоятельную идею.

Особое место в лирике поэта занимает тема человека и природы, нередко даже противоречивое единство человека и природы. Писарев отметил: «В сознание читателя Тютчев вошел прежде всего как певец природы…»

Тютчев возрождает определенные черты античного мировосприятия, и в то же время в его позиции выступает самостоятельная личность, которая сама по себе — целый мир. Тютчев утверждает в своей лирике образ человека, достойного Вселенной. Он утверждает потенциальную божественность человеческой личности.

Природа Тютчева поэтична и одухотворена. Она живая, может чувствовать, радоваться и грустить:

Сияет солнце, воды блещут,

Во всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Одухотворение природы, наделение ее человеческими чувствами, духовностью порождает восприятие природы как огромного человеческого существа. Особенно ярко это проявляется в стихотворении «Летний вечер». Закат у поэта ассоциируется с «раскаленным шаром», который скатила со своей головы земля; «светлые звезды» у Тютчева приподнимают небесный свод.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.

Близко по тематике стихотворение «Осенний вечер». В нем слышится та же одухотворенность природы, восприятие ее в виде живого организма:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест…

Картина осеннего вечера полна живого, трепетного дыхания. Вечерняя природа не только какими-то отдельными признаками похожа на живое существо: «…на всем та кроткая улыбка увяданья, что в существе разумном мы зовем божественной стыдливостью страданья», она вся живая и очеловеченная. Вот почему и шелест листьев легкий и томный, светлость вечера полны неизъяснимой притягательной прелести, и земля не только грустная, но и по-человечески сиротеющая.

Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а показывает ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием, бытием природы. В стихотворении «Вчера» Тютчев изображает солнечный луч. Мы не только видим движение луча, как он постепенно пробрался в комнату, «ухватился за одеяло», «взобрался на ложе», но и чувствуем его прикосновение.

Живое богатство тютчевской природы ограниченно. Да, природа живая, возвышенная, но далеко не все предметно-живое трогает поэта. Ему чужды прозаическое обличье поэзии, ее обыденность и предметная простота. Природа у Тютчева универсальна, она проявляется не только на земле, но и через космос. В стихотворении «Утро в горах» начало читается просто как пейзажная зарисовка:

Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой.

Но дальше мы видим масштабность и таинственную величавость природы:

Лишь высших гор до половины

Туманы покрывают, скат,

Как бы воздушные руины

Волшебством созданных палат.

Тютчев всегда стремится ввысь, как бы для того, чтобы познать вечность, приобщиться к красоте неземного откровения: «А там, в торжественном покое, разоблаченная с утра, сияет Белая гора, как откровенье неземное». Может быть, поэтому символом чистоты и истины у Тютчева является небо. В стихотворении «Кончен пир, умолкли хоры…» сначала дается обобщенный образ мира:

Кончен пир, мы поздно встали —

Звезды на небе сияли,

Ночь достигла половины…

Вторая часть как бы приоткрывает завесу. Тема неба, только чуть-чуть намеченная вначале, теперь звучит сильно и уверенно:

Как над беспокойным градом,

Над дворцами, над домами,

Шумным уличным движеньем

С тускло-рдяным освещеньем

И бессонными толпами, —

Как над этим дольным чадом,

В горнем выспреннем пределе

Звезды чистые горели,

Отвечая смертным взглядам

Непорочными лучами…

Одна из основных тем лирики природы Тютчева — тема ночи. Многие тютчевские стихи посвящены природе не просто в разные времена года, но и в разные времена суток, в частности ночью. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в «тайное тайных» человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна:

Но меркнет день — настала ночь;

Пришла — и с мира рокового

Ткань благодатную покрова,

Сорвав, отбрасывает прочь…

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами —

Вот отчего нам ночь страшна!

Ночь для Тютчева прежде всего святая: «Святая ночь на небосклон взошла…» В ней столько тайн и загадок:

…На мир дневной спустилася завеса;

Изнемогло движенье, труд уснул…

Над спящим градом, как в вершинах леса,

Проснулся чудный еженочный гул…

Откуда он, сей гул непостижимый?..

Иль смертных дум, освобожденных сном,

Мир бестелесный, слышный, но незримый,

Теперь роится в хаосе ночном?..

Мастерство Тютчева поражает. Он умеет найти в самых обыкновенных природных явлениях то, что служит точнейшим зеркальным отображением красоты, и описать это простым языком:

Лил теплый, летний дождь — его струи

По листьям весело звучали…

Тютчевская поэзия бывает возвышенной и земной, радостной и грустной, живой и космически-холодной, но всегда неповторимой, такой, которую нельзя забыть, если хоть раз прикоснешься к ее красоте. «О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии». Эти слова Тургенева как нельзя лучше показывают великолепие поэзии Тютчева.

Сочинение на тему Человек и природа в лирике Тютчева Стр. 1

Сочинение на тему Человек и природа в лирике Тютчева
Тютчев Ф.И.
Стр. 1

Сочинение на тему Человек и природа в лирике Тютчева Стр. 2

Сочинение на тему Человек и природа в лирике Тютчева
Тютчев Ф.И.
Стр. 2

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Человек и природа в лирике Тютчева

Лирика великого русского поэта, чье имя стало всемирно известным, наполнена мотивами, образами, выразительными средствами и эмоциями, связанными с природой во всех ее проявлениях. Однако, несмотря на любовь к природе, автор бесчисленного количества стихотворений, видит ее лишь в тесной взаимосвязи с человеком.

Знакомясь с сочинениями Тютчева, можно говорить о том, что описанные в них образы природы – это периодически оживающие герои. Их чувства будто повторяют состояния человека («деревья трепещут», «воды блещут», «солнце глядит исподлобья» и т.д.). Поэт неоднократно обращается через природу к мотиву древнего мира («звездный сонм горит»). Подобными картинами автор старается донести до читателя первозданный вид дивных уголков природы. Иногда повторяя видение природы подобно Платону, Тютчев предлагает попытаться воспринять природу в виде раскаленного шара, в котором постепенно близится рассвет, внося за собой гармонию о всем. Там, где есть упоминания о Вселенной и космосе, есть философские размышления, отличающиеся глубиной.

Федор Иванович искренне верит в загадочность природы, то упоминая «холод-чародея» в стихотворении «Давно ль, давно ль, о Юг, блаженный…». Природа в его стихах всегда находится в динамике. При этом автор не ограничивается лишь явлениями природы на земле. Его интересует и воздух, и вода и другие стихии, которые имеют отношение к природе.

Одним из ярких образов его лирики является изображение ночи. Она сопровождает его, даря умиротворение, а не страх. Ночь помогает разгадать собственные желания, возможности. Найти вопрос о смысле жизни на фоне ночного неба автора гораздо проще, чем в дневное время суток.

Каждый образ в природе Тютчева подчеркивает мысль о том, что без нее человек был бы обречен на несчастье, одиночества и скуку. Бесценна красота каждой детали окружающего мира, на которые часто мы не обращаем внимание. Автор считает, что отдаляясь от природы, человек становится диким и несчастным. Он перестает понимать и окружающих людей, и себя. Жизнь человека и природы в понимании и мире – это залог светлого, здорового будущего. По мнению Тютчева, люди и окружающий мир едины навечно: «Разумный гений человека с творящей силой естества…».

Таким образом, тема природы и человека в поэзии Ф. И. Тютчева проникает во все сочинения, заставляя задуматься о своем месте на земле. При этом в стихах имеет место постоянная борьба стихий, чувств. Но все это направлено на познание мира.

Вариант 2

Критики и исследователи работ Тютчева, в частности Писарев, заключили: этот творец – певец природы. Многие мыслители XIX века посвятили свои произведения беспокоящим сердца пейзажам, но именно Фёдор Иванович связал воедино образы природы и человека.

Подобно человеческой жизни, природа в лирике поэта не стоит на месте, изменяется, она динамична, подвижна и представляет собой цельное создание, имеющее свою душу:

«В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь. В ней есть язык»

Автор не просто любуется пейзажами, а задумывается о существовании и законах жизни, об основах вселенной, постоянно ведет диалог. Природа творца энергична и бодра. У неё свой мир чувств и ощущений, свои прекрасные светлые облики, она одушевлена и наделена своим языком:

«…Сияет солнце, воды блещут, Во всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут…»

Писатель часто использует времена года для своего творчества. Одним из символов стал для поэта образ весны, яркой молодой девушки, разгоняющей все печали и обновляющей человеческую душу, наряду божества:

«Весне и горя мало: Умылася в снегу, И лишь румяней стала, Наперекор врагу»

Автор не обходит стороной и другие явления природы, все её состояния и оттенки: ночь для Тютчева принимает обличие чистоты и истины, символ оживления человеческих сил, именно ночью можно услышать гул человеческих мыслей; небо – символ чистоты; гроза – символ новой жизни; автора привлекают и морские волны, и бури, и снегопады, и шепот деревьев. Тютчев поистине влюблен в природу, ощущает себя единым целым с миром.

Даже осеннее увядание природы поэт описал величественно и гармонично, в его произведениях нет места унынию, каждое время года по мнению автора имеет свои особенности и по-своему прекрасно, полно загадок и тайн.

Мир Тютчева прекрасен и совершенен всегда, читая его произведения можно ощутить все запахи и звуки очаровательных пейзажей, прочувствовать их близость и боль, причиненную человеком.

Тютчев считал, что проблема человечества в том, что оно отделилось от природы, перестало понимать её, не замечает его красоты, отчего стало сиротой. Поэт находит спасение только в единстве. Лишь жизнь рука об руку с природой способна уберечь заблудшие человеческие души. Природа – врач, который излечит от любых болезней, самый лучший собеседник, который всегда успокоит и укрепит дух.

Другие сочинения: ← Конфликт отцов и детей в литературе↑ ДругиеЭраст жертва или злодей? →

  • Автор: Ф. И. Тютчев
  • Произведение: Стихотворения Тютчева
  • Это сочинение списано 51 362 раз

Поэзия Тютчева – это отражение его внутренней жизни, его мысли и чувства. Все это создавало художественный образ и приобретало философское осмысление.

Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта. Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал еще в Германии. Там родилась его «Весенняя гроза». Всякий раз, приезжая в родные места, поэт одаривает нас прекрасными стихотворениями о родине, создав целый цикл картин природы. Таким было и его стихотворение «Чародейкою зимою…» И хотя все вокруг было засыпано пушистым снегом, стояла жуткая тишина, ни тени уныния не слышится в стихе. Даже в ненастное время осени, несмотря на хлябь размытых брянских дорог, неудобство на постоялых дворах, грязь, клопов и мух, душа Тютчева оттаивает при виде родных мест. Возникает потребность в карандаше и бумаге, чтобы высказать поэтическими строками переполнявшие душу чувства. Так однажды случилось по дороге в Москву:

Есть в осени первоначальной

Короткая и дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…»

Чем старше становился поэт, тем большую глубину и философичность приобретали его произведения о родном крае. Здесь и обожествление природы, и стремление точнее разгадать ее тайны.

В его стихах, которые воспевали картины и явления природы, нет обыкновенного любования. Природа заставляет поэта думать о загадках мироздания, о вопросах человеческого бытия.

Идея слияния природы и человека в лирике Тютчева развита в двух направлениях. Он говорит о конечном слиянии человека с хаосом и приобщении к нему ночью во время сна. Такого рода слияние страшно, так как оно несет с собой утрату телесного и сознательного начала. Другой характер приобретает слияние человека с природой матери‑земли. Мысль о благотворном приобщении к ее светлой гармоничной прекрасной жизни поэт развивает во многих стихах: «Восток белел, ладья катилась…», «Нет моего к тебе пристрастья…», «В душном воздухе молчанья…»

В них выражено переживание счастья безмятежного единения человека с ее светлым весенним миром. В других стихов весеннего цикла – «Еще земли печален вид», «Весна» – показаны блаженство, родство человека с природой и вхождение в ее царство.

У Тютчева и материальная природа – это мать для человека, и хаос родной. Единение человека с природой приносит счастье, духовное слияние с разрушительным хаосом – трагично. Но в стихах Тютчева есть не только слияние человека с природой, но и разлад с ней. «Певучесть есть в морских волнах …» – поэт говорит о разладе человека с природой, что противоестественно. Разлад объясняется как что‑то непонятное, необъяснимое. Причина разлада заключается в самом человеке. Не она отвергает его, а он сам, погруженный в «злые» страсти, не в силах принять в себя ее гармоничный и благодатный мир. Единение с ней представляется как не мгновенное состояние, а более длительное. Слияние и разлад сменяют друг друга. Вслед за бурями и грозами наступает «успокоение», озаренное солнечным сиянием и осененное радугой. Буря и грозы потрясают и внутреннюю жизнь человека, наполняют душу человека различными чувствами, но иногда оставляют после себя боль и опустошенность.

Природа для Тютчева такое же живое существо, как и человек:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Природа выражает мысли, чувства, настроение человека, а иногда конфликт, борьбу добра со злом:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Поэт считает, что тайны природы постичь невозможно, можно лишь приблизиться к ним, восхищаться природой:

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята с нами;

Настанет ночь – и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

Человек стремится слиться с природой, пытается ощутить себя ее частицей. Но между природой и человеком существует и трагическое отличие. Природа вечна, неизменима. Человек проходит, природа остается…

Посмотрите эти сочинения

  • Два лика России в лирике Тютчева Главные особенности лирики поэта — тождество явлений внешнего мира и состояний человеческой души, всеобщая одухотворенность природы. Это и определило не только философское содержание, но и художественные особенности поэзии Тютчева. Привлечение образов природы для сравнения с различными периодами жизни человека — один из главных художественных приемов в стихотворениях поэта. Излюбленный тютчевский прием — олицетворение («тени смесились», «звук уснул»). Л.Я. Гинзбург писала: «Детали рисуемой поэтом картины природы […]
  • Сочинение по лирике Тютчева и Фета Тютчев и Фет, обусловившие развитие русской поэзии второй половины XIX века, вошли в литературу как поэты «чистого искусства», выражающие в своем творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы. Продолжая традиции русских писателей-романтиков первой половины XIX века (Жуковского и раннего Пушкина) и немецкой романтической культуры, их лирика была посвящена философско-психологическим проблемам. Отличительной особенностью лирики этих двух поэтов явилось то, что она характеризовалась глубиной […]
  • Тема любви в лирике Тютчева (сочинение) Талантливый русский поэт Ф. Тютчев был человеком, умевшим глубоко, страстно и преданно любить. В понимании Тютчева, любовь – это «поединок роковой»: и слияние душ, и их противостояние. Стихотворения о любви у поэта полны драматизма: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! У Тютчева в стихах – буря чувств, он описывает любовь во всем разнообразии ее проявлений. Поэт верил, что к истинной любви человека ведет судьба. […]
  • Тема родины в поэзии Тютчева Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе. Тютчев за долгую жизнь был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного […]
  • Основные темы и мотивы лирики Тютчева Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли «настоящим европейцем». С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе, а на родине его произведения стали известны только в начале 50-х годов XIX века. Отличительной чертой лирики Тютчева было то, что поэт не стремился переделывать жизнь, а пытался понять ее тайны, ее […]
  • Философская лирика Тютчева Литературное наследие его невелико: несколько публицистических статей и около 50 переводных и 250 оригинальных стихотворений, среди которых довольно много неудачных. Зато среди остальных есть жемчужины философской лирики, бессмертные и недосягаемые по глубине мысли, силе и сжатости выражения, размаху вдохновения. Как поэт Тютчев сложился на рубеже 1820–1830‑х гг. К этому времени относятся шедевры его лирики: «Бессонница», «Летний вечер», «Видение», «Последний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной», […]
  • Богатство художественного смысла в поэзии Ф. И. Тютчева Творчество Тютчева – одна из немногих высочайших вершин отечественной и мировой лирики. Тютчевское поэтическое слово воплотило в себе поистине неисчерпаемое богатство художественного смысла, хотя основной фонд наследия поэта – это всего лишь около двухсот лаконичных стихотворений. Предельно малый «объем» поэтического наследия Тютчева стал исходной причиной его позднего признания. Несмотря на то что уже сто лет назад Афанасий Фет с полным правом сказал о собрании тютчевских стихотворений: «Вот эта книжка […]
  • Любовная лирика Тютчева В 1850–1860‑х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Тютчева, потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний. Ф. И. Тютчев – поэт возвышенной любви. Особое место в творчестве поэта занимает цикл стихов, посвященных Е. А. Денисьевой. Любовь поэта была драматична. Возлюбленные не могли быть вместе, и поэтому любовь воспринимается Тютчевым не как счастье, а как роковая страсть, несущая горе. Тютчев не певец идеальной любви – он, как и Некрасов, пишет о ее «прозе» и о своих […]
  • Осень в лирике русских поэтов (по стихотворениям Лермонтова «Осень» и Тютчева «Осенний вечер») Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, «дышали с природою одной жизнью», как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Именно русской поэзии оказалось под силу проникнуть в душу природы, услышать ее язык. В поэтических шедеврах А. […]
  • Московская действительность 20–30-х годов в романе «Мастер и Маргарита» Изображая московскую действительность 20–30-х годов в романе «Мастер и Маргарита», М. Булгаков использует прием сатиры. Автор показывает проходимцев и подлецов всех мастей. После революции советское общество оказалось в духовной и культурной самоизоляции. По мнению вождей государства, высокие идеи должны были быстро перевоспитать людей, сделать их честными, правдивыми строителями «нового общества». Средства массовой информации превозносили трудовые подвиги советских людей, их преданность партии и народу. Но […]
  • Над чем смеется и грустит Гоголь в «Мертвых душах» Поэма Гоголя « Мертвые души» – одно из величайших и в то же время загадочных произведений XIX в. Жанровое определение «поэма», под которой тогда однозначно понималось лирико‑эпическое произведение, написанное в стихотворной форме и по преимуществу романтическое, воспринималось современниками Гоголя по‑разному. Одни нашли его издевательским, а другие усмотрели в этом определении скрытую иронию. Шевырев писал, что «значение слова “поэма” кажется нам двояким… из‑за слова “поэма” выглянет глубокая, значительная […]
  • Спор поколений: вместе и врозь Обращаясь к размышлениям над темами данного направления, прежде всего вспомните все наши уроки, на которых мы рассуждали о проблеме «отцов и детей». Проблема эта многоплановая. 1. Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда вы должны вспомнить произведения, в которых отцы и дети — это кровные родственники. Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и […]
  • Дружба Базарова и Аркадия (сочинение) Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий – сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий – мягкосердечный «барич», размазня. Базаров не хочет […]
  • Анализ оды Ломоносова «На день восшествия Елизаветы Петровны» М. В. Ломоносов – великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не забываются. Поэзия для Ломоносова – не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала главным лирическим жанром в творчестве Ломоносова. Одним из наиболее известных произведений Ломоносова стала ода «На день восшествия Елизаветы Петровны». Ломоносов начинает ее с прославления мира: Царей и царств земных […]
  • Емельян Пугачев (сочинение) Фигура Емельяна Пугачева ― предводителя крестьянского восстания 1773―1774 гг. ― стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека. Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (глава «Пугачевщина»), подлинными историческими фактами, которые упомянуты рассказчиком Гриневым. Но Пугачев в повести А. С. Пушкина не равен своему историческому прототипу. Образ Пугачева ― сложный сплав […]
  • Характеристика Мцыри (сочинение ) Поэма «Мцыри» написана абсолютно в духе М.Ю.Лермонтова и отражает главную направленность тематики всего творчества автора: романтичные и мятежные настроения, скитания, поиски истины и смысла, вечное стремление к чему-то новому и захватывающему. Мцыри – молодой монах, предпринявший попытку сбежать от службы и начать вольную жизнь. Важно отметить, что бежал он не потому, что к нему плохо относились или ему приходилось жить в неблагоприятных условиях. Как раз наоборот, монахи его спасли, когда он был еще мальчиком, […]
  • Сочинение на тему «О чем шептались осенние листья» Было туманное осеннее утро. Я шел по лесу, погруженный в раздумья. Я шел медленно, не спеша, а ветер развевал мой шарф и свисающие с высоких ветвей листья. Они колыхались на ветру и будто бы о чем-то мирно говорили. О чем шептались эти листья? Быть может, они шептались об ушедшем лете и жарких лучах солнца, без которых теперь они стали такими желтыми и сухими. Быть может, они пытались позвать прохладные ручьи, которые смогли бы напоить их и вернуть к жизни. Быть может, они шептались обо мне. Но только шепот […]
  • Образ главного героя в повести Гоголя «Тарас Бульба» Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых совершенных творений Николая Васильевича Гоголя. Произведение посвящено героической борьбе украинского народа за национальное освобождение, свободу и равенство. Большое внимание в повести уделяется Запорожской Сечи. Это вольная республика, где все свободны и равны, где интересы народа, свобода и независимость выше всего на свете, где воспитываются сильные и мужественные характеры. Замечателен образ главного героя – Тараса Бульбы. Суровый и непреклонный Тарас ведет […]
  • Что я знаю о войне (сочинение) Когда меня спрашивают, что я знаю о войне, я всегда теряюсь. Дело не в том, что я знаю о войне больше или меньше, чем обычный школьник. Мы изучаем историю в школе, многие литературные произведения посвящены войне. Конечно, я помню даты начала и окончания Первой и Второй мировых войн. Дело в том, что я искренне думаю, что война – это самое ужасное изобретение человечества, и об этом тяжело говорить. Нет большего зла, чем война. Ей нет оправдания, но всегда есть причина. Достоевский говорил о том, что не нужно […]
  • «История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе Пушкина «Капитанская дочка» Исторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени. Его волновал вопрос самого крупного в российской истории народного восстания. В романе «Капитанская дочка» на историческом материале проясняется судьба России и русского народа. Произведение отличается глубоким философско‑историческим и нравственным содержанием. Главная сюжетная линия романа – это, конечно, восстание Емельяна Пугачева. Достаточно мирное течение авторского повествования в первых главах внезапно […]

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тютчев
  • Человек и природа в лирике Тютчева

Федор Тютчев, как и большинство поэтов, прекрасно чувствовал природу, её взаимодействие с человеком.  Однако каждый поэт вносит свой оттенок в картину «взаимоотношений» природы и человека.

У Федора Ивановича достаточно много стихов на эту тему. Пожалуй, самое известное, это – «Душа хотела б…». Эта «героиня», как часть самого человека, хотела бы стать частью природы. Но светить не, как полагается, ночью, а днём, чтоб её видели все. Почти солнцем она собирается стать! То есть она б нарушила законы природы – стало б два солнца. Но это, конечно, лишь мечта души, как и мечта человека – «улучшить» природу. Сам поэт, по-моему, тут иронизирует.

Тютчев практически боготворит природу, так её красиво описывает. Вот в «Святых горах» он называет ночь «обаятельной тайной». Для него природа точно храм, в этом стихотворении горы слышат псалмы, утёс чудесный крест держит высоко. Получается, что гармонична природа и духовна!       

В стихотворении «Могила Наполеона» речь, вообще могла не идти о природе, но тут практически только о ней и речь. Весна тут сравнивается опять с душой, но это душа не человека, а как бы природы. И ещё она всё оживляет. Показано пробуждение местности, красота её. И тут идёт сравнение с героем былых лет, с Наполеоном. Его слава отшумела, а природа возрождается снова и снова у его могилы.  В том-то и дело, что человеческий век не такой долгий по сравнению с окружающим миром. Это не вызывает злости Тютчева, а только восхищение.

В то же время чудеса природы часто мимолетны, их важно человеку заметить. Вот в «Как неожиданно…» показано появление внезапное после бури радуги. И Тютчев прямо призывает своего читателя ловить момент чуда. 

Силу природы сравнивает поэт с любовью. Очеловечив, например, солнце в стихотворении «Проходя…» он подчеркивает, что оно и не знает, что только его лучи даруют всему пищу, свет, жизнь. И Федор Михайлович говорит, что его возлюбленная, как светило, тоже дарит ему вдохновение одним своим взглядом. 

Часто в его стихах явления природы действуют, как люди. К примеру, в «Ещё шумел» и солнце сторожит сон поэта, и тени ходят по саду.

В общем, Тютчев боготворит силы природы, но не принижает человека в сравнении с ней, но призывает его радоваться даже мимолетному.

Сочинение Человек и природа в творчестве Тютчева

Основная тема творчества Фёдора Тютчева — это природа. Перу автора принадлежит множество чудесных произведений о красоте родной земли. Важное место в лирике поэта занимает и проблема взаимоотношений человека и природы.

По мнению литератора, главная беда современного человека — это его разрыв с природой. Человечество придумало множество приспособлений, которые позволяют ему обмануть природу, обойти неблагоприятные условия — холод, дождь, зной. По мнению поэта, это негативно сказывается на душевном состоянии человека — он не может обрести внутренний покой. Человек и природа должны быть едины, по убеждению Фёдора Тютчева. Каждому из нас необходимо делать шаги к единению с природой, помогать ей, и тогда она поможет нам обрести счастье и гармонию.

Отличительная черта лирики Фёдора Тютчева — это философское отношение к окружающей его действительности, в том числе и к природе. Она тоже выступает философским символом, знаком. Литератор видит в природе черты жизни человеческой — она также живёт, меняется и переходит из одного состояния в другое. В каждом времени года поэт видит черты человеческой жизни. Осень — это момент старения, увядания, однако, автор не наделяет его негативными чертами. Наоборот, писатель изображает осень благородной и светлой. Зима — это время спячки, отдыха. Весна — долгожданный момент пробуждения. Это и рождение новых идей, замыслов, момент творческого подъёма. Лето — время расцвета жизни, самых лучших моментов и событий.

В лирике Тютчева природа отражает состояния и чувства человека. Когда человеку грустно, то описывается дождливый, туманный и хмурый пейзаж. Когда человеку весело, наоборот, используются яркие краски и образы в описании природы — тёплое солнце, разнотравные и пёстрые луга и поля, статные раскидистые кроны деревьев. Это подтверждает ту мысль поэта, что человек и природа — единое целое, поэтому они понимают друг друга и помогают друг другу.

Для Тютчева природа — это кладезь мудрости. Она может дать человеку ответ на любой вопрос, помочь ему найти выход в сложной жизненной ситуации. И именно поэтому поэт считает, что природа всё делает верно и не совершает ошибок. Именно поэтому человеку следует брать с неё пример.

В лирике Фёдора Тютчева природа — это главный лирический герой. Человек всегда вступает с ней во взаимодействие, но каким будет их общение зависит только от него.

3 вариант

Все творчество Тютчева некоторое время было скрыто. Его открыли лишь в 19 веке, во второй половине. К этому времени для поэта его творчество уже не представляло какой-то ценности. Тютчев не ставил его как свое достижение в жизни. Много лучших известных нам сегодня произведений вышли в свет благодаря его дочери. Именно она хранила и собирала ненужные для поэта бумажки и записи на клочках. Также во многом постарались и друзья Тютчева, способствуя публикации его работ. Когда ценители литературы увидели его первый сборник, то он был оценен очень высоко. Специалисты смело говорили, что в русской литературе появилась новая восходящая звезда.

Русскую поэзию невозможно представить без того вклада, а именно лирического вклада, который внес Тютчев. В своих стихотворениях поэт старается совместить некие философские рассуждения и глубину мысли. Множество строк Тютчев посвятил природе и человеку. Эти две составляющие едины, но иногда в лирике поэта они могут противоречить.

В описании природы поэт использует красочные и живые слова. Природа в произведениях Тютчева оживает, у нее своя жизнь. Природа просто наделяется человеческими качествами, она как человек, единое создание. Этот прием можно увидеть в произведении «Летний вечер». Также схожее по смыслу стихотворение «Осенний вечер» передает насыщенность природы человеческими качествами и наоборот. Показанный осенний вечер, не только кажется живым, но и не зависимым существом. Вообще вся природа в стихотворении живая.

Поэт не только использует красивые слова для оживления природы, но он еще и придает ей движения. Читатель может насладиться не какими-то конкретными пейзажами, а моментами разнообразными, не похожими друг на друга.  Например, произведение «Вчера, « в котором описывается луч солнца можно увидеть такой прием. Этот луч проникает в комнату, на стены,   и на другие предметы дома. Луч движется. Природа в стихотворениях Тютчева оживлена, но не вся. Он не уделяет внимание обыденным вещам, которые итак все видят, он выделяет только самые светлые и необычные моменты.

В сумме все стихотворения поэта имеют жирную параллель между душой человека и природой. В этом с поэтом схож Шеллинг, который был уверен в том, что есть только одна душа в мире, а в ней уже находимся мы, природа и человек.

Вся природа в «тютчевских» стихотворений существует на грани уничтожения. Ведь автор любит такие образы как гроза, ливень или даже буря. Автор дает понять, что только критические моменты и вероятность уничтожения могут проявить в природе и человеке самые светлые и добрые качества. Без сомнений в этом аспекте Тютчев и является уникальным  и не похожим на остальных поэтов того времени. 

Также читают:

Картинка к сочинению Человек и природа в лирике Тютчева

Человек и природа в лирике Тютчева

Популярные сегодня темы

  • Женские образы в пьесе Гроза Островского

    Все героини произведений Островского далеко не образцовые женщины, они настоящие, со своими недостатками как в жизни. Пьеса «Гроза» не исключение, она буквально пестрит реалистичными женскими образами.

  • Сочинение описание картины Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) Авилова

    Историческое полотно, написанное в середине Великой Отечественной войны, выражает дух патриотизма, которым был проникнут русский народ в тяжелые периоды борьбы за свою независимость.

  • Есть ли настоящая жизнь в рассказе Чехова Ионыч?

    Рассказ «Ионыч» Антон Чехов написал в 1898 году. Его герои много говорят о жизни, о том, как прожить ее достойно, но в то же время живут очень скучно и однообразно. А показал ли писатель настоящую жизнь провинциального городка?

  • Города

    Сочинения про города

  • Конфликты в пьесе Горе от ума Грибоедова сочинение

    Новаторская комедия Грибоедова имеет в конфликте две линии: любовную и социальную. Любовный треугольник — основа любовного конфликта. Начиналось всё с того, что Чацкий приехал к своей любимой девушке

Презентация к уроку поможет расширить представление о мировоззрении поэта, его чувствах; позволит вызвать интерес к личности творчеству поэта, а также расширит знания учащихся. Данный материал может быть использован как элемент урока ( творческая работа учащегося), как часть исследовательского проекта по данной теме, а также как иллюстрация темы.Работа включает в себя вопросы философской лирики поэта.

Природа, человек,Вселенная в лирике Ф.Тютчева.pptx

Природа, человек, Вселенная в лирике Ф. И.Тютчева

Природа, человек, Вселенная в лирике Ф. И.Тютчева

ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК, ВСЕЛЕННАЯ КАК ГЛАВНЫЕ 
ОБЪЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОСТИЖЕНИЯ.
Он мыслью обнял всё, что на пути заметил.
А.Н.Апухтин

Природа, человек, Вселенная в лирике Ф. И.Тютчева

Природа, человек, Вселенная в лирике Ф. И.Тютчева

Тема человека и природы в лирике Тютчева
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, 
В ней есть язык…
Тема человека и природы в лирике ТютчеваНе то, что мните вы, природа:Не слепок, не бездушный лик –В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, В ней есть язык…

Природа, человек, Вселенная в лирике Ф. И.Тютчева

Природа, человек, Вселенная в лирике Ф. И.Тютчева

ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ…
Есть в осени первоначальной 
Короткая, но дивная пора ­ 
Весь день стоит как бы хрустальный, 
И лучезарны вечера…
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора ­ Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…

Природа, человек, Вселенная в лирике Ф. И.Тютчева

Природа, человек, Вселенная в лирике Ф. И.Тютчева

Ведущую роль в раскрытии образа ранней осени играют 
в стихотворении эпитеты. Называя эту пору «дивной», 
Тютчев указывает не только на ее красоту, но и 
обращает внимание на необычность этих дней, 
обладающих особой притягательностью. Природа 
преподносит свой удивительный подарок, передавая 
прощальный теплый привет от уходящего лета.
Тесная взаимосвязь природы и человека, характерная 
для творчества Тютчева, ярко проявляется в 
стихотворении введением в пейзаж образа поля и 
метонимий «падал колос» и «серп гулял».
Ведущую роль в раскрытии образа ранней осени играют в стихотворении эпитеты. Называя эту пору «дивной», Тютчев указывает не только на ее красоту, но и обращает внимание на необычность этих дней, обладающих особой притягательностью. Природа преподносит свой удивительный подарок, передавая прощальный теплый привет от уходящего лета.Тесная взаимосвязь природы и человека, характерная для творчества Тютчева, ярко проявляется в стихотворении введением в пейзаж образа поля и метонимий «падал колос» и «серп гулял».

Природа, человек, Вселенная в лирике Ф. И.Тютчева

Природа, человек, Вселенная в лирике Ф. И.Тютчева

Природа в лирике Тютчева как часть мироздания
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит…

Природа, человек, Вселенная в лирике Ф. И.Тютчева

Природа, человек, Вселенная в лирике Ф. И.Тютчева

Основной темой стихотворения является 
изображение зимней природы в состоянии покоя, 
«волшебного сна». Поэт отождествляет Зиму 
с очаровательной женщиной, которая своими 
чарами может изменить лес до неузнаваемости. В 
этом сказочном королевстве, где правит 
чародейка Зима, по своим законам течет скрытая 
от посторонних глаз «под снежной бахромой» 
чудная, прекрасная жизнь.
Основной темой стихотворения является изображение зимней природы в состоянии покоя, «волшебного сна». Поэт отождествляет Зиму с очаровательной женщиной, которая своими чарами может изменить лес до неузнаваемости. В этом сказочном королевстве, где правит чародейка Зима, по своим законам течет скрытая от посторонних глаз «под снежной бахромой» чудная, прекрасная жизнь.

Природа, человек, Вселенная в лирике Ф. И.Тютчева

Природа, человек, Вселенная в лирике Ф. И.Тютчева

Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая, 
Когда весенний, первый гром, 
Как бы резвяся и играя, 
Грохочет в небе голубом.

Природа, человек, Вселенная в лирике Ф. И.Тютчева

Природа, человек, Вселенная в лирике Ф. И.Тютчева

Идея единства природы и человека, 
как ее неотъемлемой части, 
передается в стихотворении 
с помощью сквозных образов неба, 
воды, солнца. Тютчев олицетворяет 
природные явления, приписывая им 
черты человека. 
В «Весенней грозе» гром резвится и 
играет, как маленький ребенок, поток 
бежит, а туча проливает воду, смеясь.
Идея единства природы и человека, как ее неотъемлемой части, передается в стихотворении с помощью сквозных образов неба, воды, солнца. Тютчев олицетворяет природные явления, приписывая им черты человека. В «Весенней грозе» гром резвится и играет, как маленький ребенок, поток бежит, а туча проливает воду, смеясь.

Природа, человек, Вселенная в лирике Ф. И.Тютчева

Природа, человек, Вселенная в лирике Ф. И.Тютчева

КАК ХОРОШО ТЫ, О МОРЕ НОЧНОЕ…
    Как хорошо ты, о море ночное
    Здесь лучезарно, там сизо­темно …
    В лунном сиянии, слово живое,
    Ходит, и дышит, и блещит оно…
    Как хорошо ты, о море ночное    Здесь лучезарно, там сизо­темно …    В лунном сиянии, слово живое,    Ходит, и дышит, и блещит оно…КАК ХОРОШО ТЫ, О МОРЕ НОЧНОЕ…

Природа, человек, Вселенная в лирике Ф. И.Тютчева

Природа, человек, Вселенная в лирике Ф. И.Тютчева

Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
Чему бы жизнь нас ни учила,Но сердце верит в чудеса:Есть нескудеющая сила,Есть и нетленная краса.

Природа, человек, Вселенная в лирике Ф. И.Тютчева

Природа, человек, Вселенная в лирике Ф. И.Тютчева

ЧЕЛОВЕК ­ ВСЕЛЕННАЯ
Его мир – единое целое, 
соединившее  в себе 
человеческое бытие и
 бытие природы
Без него нельзя жить. 
Л. Толстой
Его мир – единое целое, соединившее  в себе человеческое бытие и бытие природы

Природа, человек, Вселенная в лирике Ф. И.Тютчева

Природа, человек, Вселенная в лирике Ф. И.Тютчева

ТЕНИ СИЗЫЕ СМЕСТИЛИСЬ
ЦВЕТ ПОБЛЁКНУЛ, ЗВУК 
УСНУЛ
Тени сизые смесились
Цвет поблекнул, звук уснул­
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий,  даль и  гул…
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой!..
Тени сизые смесилисьЦвет поблекнул, звук уснул­Жизнь, движенье разрешилисьВ сумрак зыбкий,  даль и  гул…Мотылька полет незримыйСлышен в воздухе ночном…Час тоски невыразимой!..

Природа, человек, Вселенная в лирике Ф. И.Тютчева

Природа, человек, Вселенная в лирике Ф. И.Тютчева

ВСЁ ВО МНЕ И Я ВО ВСЁМ
Есть и в моём страдальческом застое
Часы и дни ужаснее других…
Их тяжкий гнёт, их бремя роковое
Не выскажет, не выдержит мой стих.

  • Человек перед судом своей совести г н щербаковой вам и не снилось сочинение
  • Человек покоритель природы сочинение рассуждение
  • Человек паук рассказ для детей
  • Человек путешествующий дорога в жизни человека дорога реальная воображаемая книжная темы сочинений
  • Человек путешествующий дорога в жизни человека аргументы для сочинения господин из сан франциско