В 2021 году одним из направлений итогового сочинения названо «Преступление и наказание — вечная тема». Оно вызывает затруднения у многих школьников. В статье разберем некоторые теоретические моменты, а также произведения художественной литературы, которые необходимо прочитать перед написанием сочинения.
«Преступление и наказание»: суть направления
Итоговое сочинение «Преступление и наказание» предлагает порассуждать над темой с нравственной и социальной точки зрения. Требуется соотнести направление с терминами «закон», «совесть», «стыд», «ответственность», «раскаяние».Темы сочинения позволяют порассуждать над поступками с правовой и этической точки зрения. Вопросы тематического направления — ответственность за сделанный выбор, последствия для окружающих, возмездие. По словам экспертов ФИПИ, основным источником выступает одноименный роман Федора Михайловича Достоевского.
Направление делят на несколько аспектов. Среди них:
- правонарушение как социальное явление;
- правонарушение как нравственное явление;
- ответственность человека за свои поступки;
- последствия для окружающих и самого преступника;
- совесть, муки, угрызения совести;
- раскаяние, чувство вины;
- возмездие за совершенные поступки.
Для написания сочинения необходимо изучить теорию. Преступление — противоправный поступок, опасный для личности, общества, государства. За ним следует уголовное наказание, предусмотренное законом. Бездействием называется отсутствие действий, предусмотренных нормами права в определенных ситуациях. Проступок — противоправное деяние, имеющее меньшую опасность по сравнению с преступлением. Синонимами считаются слова: «правонарушение», «преступное деяние», «беззаконие», «злодеяние», «злодейство», «грех», «ошибка». В качестве эпитетов используются слова «умышленное», «неосторожное», «тяжкое», «страшное», «чудовищное», «серьезное», «опасное». Наказанием называют последствия, наступающие после совершения злодеяния. Им бывает:
- введение санкций со стороны государства. Например: ограничение свободы, увольнение с работы;
- реакция общества, связанная с нарушением нравственных законов — осуждение и отчуждение;
- «внутренний суд», то есть осознание человеком своих ошибок — раскаяние, самонаказание, самобичевание.
Аргументы для написания сочинения
Аргументы стоит искать в следующих произведениях:
- А. С. Пушкин — «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери»;
- М. Ю. Лермонтов — «Герой нашего времени»;
- Л. Н. Толстой — «Воскресение», «Крейцерова соната», «Война и мир»;
- Ф. М. Достоевский — «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»;
- Н. С. Лесков — «Человек на часах», «Леди Макбет Мценского уезда»;
- А. П. Чехов — «Драма на охоте», «Пари»;
- М. Горький — «Старуха Изергиль»;
- Н. В. Гоголь — «Тарас Бульба», «Портрет»;
- М. А. Булгаков — «Мастер и Маргарита»;
- В. В. Быков — «Сотников»;
- М. А. Шолохов — «Тихий Дон», «Родинка»;
- В. Г. Распутин — «Живи и помни»;
- В. П. Астафьев — «Людочка»;
- К. Г. Паустовский — «Старый повар», «Телеграмма»;
- О. Генри — «Дороги, которые мы выбираем»;
- У. Шекспир — «Отелло»;
- Р. Брэдбери — «Вельд», «И грянул гром».
Распределим аргументы по темам, к которым они подходят:
Вопросы | В каких произведениях искать аргументы |
Какие чувства могут заставить человека пойти на нарушение закона? Что толкает человека на беззаконие? Каковы причины преступлений? Почему люди совершают преступные деяния? | Н. С. Лесков — «Леди Макбет Мценского уезда» А. И. Куприн — «Суламифь» А. Н. Островский — «Бесприданница» А. С. Пушкин — «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» Л. Н. Толстой — «Война и мир» М. Ю. Лермонтов — «Герой нашего времени» М. Горький — «Старуха Изергиль» У. Шекспир — «Отелло» Ф. М. Достоевский — «Преступление и наказание» А. И. Куприн — «Чудесный доктор» Н. С. Лесков — «Человек на часах» Р. Брэдбери — «Вельд» О. Генри — «Дороги, которые мы выбираем» |
Оправдывает ли высокая цель совершенное во имя ее преступление? Можно ли оправдывать противоправные действия? | Ф. М. Достоевский — «Преступление и наказание» Н. С. Лесков — «Человек на часах» М. Ю. Лермонтов — «Песня про купца Калашникова» |
Что может остановить человека, задумавшего совершить злодеяние? | А. П. Чехов — «Пари» А. И. Куприн — «Чудесный доктор» |
В чем проявляется ответственность человека за совершенный поступок? | Ф. М. Достоевский — «Преступление и наказание» А. С. Пушкин — «Капитанская дочка» В. Г. Распутин — «Живи и помни» |
Может ли человек совершить преступление против самого себя? | Н. М. Карамзин — «Бедная Лиза» Л. Н. Толстой — «Анна Каренина» А. Н. Островский — «Гроза» В. Г. Распутин — «Живи и помни» А. П. Чехов — «Пари» Н. В. Гоголь — «Портрет» |
Муки совести или решение суда — какое наказание сильнее? Как влияет злодеяние на душу человека? В чем заключается опасность преступления для души человека? Что такое наказание? | Н. М. Карамзин — «Бедная Лиза» Ф. М. Достоевский — «Преступление и наказание» М. А. Булгаков — «Мастер и Маргарита» К. Г. Паустовский — «Старый повар» |
Как должно общество относиться к совершившим преступление? | М. Горький — «Старуха Изергиль» А. С. Пушкин — «Капитанская дочка» Н. С. Лесков — «Человек на часах» В. Г. Распутин — «Живи и помни» |
Может ли преступник вызвать сострадание? Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступникам? | Ф. М. Достоевский — «Преступление и наказание» |
Теперь вы знаете, на какие произведения обратить внимание для итогового сочинения «Преступление и наказание». Обязательно прочитайте их перед написанием работы! А если вы хотите дополнительно изучить произведения, подготовиться к экзамену по русскому или литературе, записывайтесь на курсы «Уникум» при РУДН. Вашими учителями будут опытные преподаватели вуза и эксперты ЕГЭ. Они помогут набрать высокие баллы на экзамене.
Материал данной статьи носит ознакомительный характер. При подготовке к сдаче ЕГЭ пользуйтесь дополнительными источниками информации!
Тезисы
- Для чего нужна совесть? Она играет роль морального и этического ориентира.
- Что значит «жить по совести»? Это выражение означает соответствие человека общепринятым нравственным критериям.
- Проблема совести заключается в том, что она противоречит стремлению человека к легкой наживе и бесчестным способам достижения целей.
- Нужна ли человеку совесть? Она необходима для того, чтобы личность развивалась в нравственном отношении.
- Зачем человеку нужна совесть? Она помогает нам своевременно исправлять ошибки и совершенствовать себя.
- Совестливый человек — это тот, кто испытывает нравственные угрызения после совершенной ошибки.
- Человеку сложно действовать по соображениям совести, потому что они нередко идут вразрез с его интересами.
- Может ли совесть навредить человеку? Да, может, если чувство вины станет навязчивым и неотвратимым призраком, вынуждающим человека на отчаянный поступок — самоубийство.
Аргументы
«Война и мир» Л. Н. Толстой. Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» – это поистине значительное произведение русской классической литературы. Кажется, в нём можно найти примеры на любую тему, аргументы к любым жизненным ситуациям. Проблема совести также не осталась незамеченной. Наиболее яркий эпизод, который подтверждает мысль о том, что совесть необходима каждому благородному и нравственному человеку, – это момент, когда Николай Ростов проигрывает в карты крупную сумму денег в тот момент, когда его семья испытывает материальные трудности. Юноша великолепно воспитан, у него есть собственные нравственные ориентиры, ему не чуждо такое понятие, как мораль. А потому в его душе моментально разгорается внутренний конфликт – борются страх и совесть. Первый стремится заглушить чувство вины, найти способ решить проблему, не сообщая ничего родным. Вторая же стоит на стороне правды, честности и искренности. Совесть побуждает героя признаться в содеянном родителям. Ему действительно стыдно перед ними, он прекрасно осознаёт свою ошибку и раскаивается в своём поступке. Читатель понимает это, когда Николай слышит пение и игру на фортепиано своей сестры – Наташи Ростовой. Музыка, связанная с детством, с добром, с семьёй, пробуждает в герое нравственную натуру, делает громче голос совести. Настоящее искусство и отличное воспитание помогли Николаю Ростову остаться честным и благородным человеком, который нашёл в себе силы признать свою вину и рассказать о своём неправильном поступке. Если бы он не совесть, Николай не нашел бы правильного выхода из этой ситуации и наверняка испортил бы отношения с родными.
«Челкаш» М. Горький. Рассказ Максима Горького «Челкаш» зиждется на антитезе. То есть на противопоставлении двух героев. «Заядлый пьяница и ловкий, смелый вор» Гриша Челкаш встречает бедного крестьянского парня Гаврилу. Первому как раз нужен был подельник для нового преступления, ведь старый товарищ Мишка угодил в больницу. Ночью новые знакомые совершают сделку «успешно» – если можно так выражать в адрес нелегальных действий. Но возникает проблема с тем, как поделить прибыль. Гаврилу не устроила та доля, которую отдал ему Челкаш. Жадность и алчность заглушили голос совести в душе крестьянского юноши. После того, как мирные просьбы и даже мольбы не увенчались успехом, он бросил в Гришу камень. Вначале страх от содеянного затуманил и без того неясный рассудок предателя – он было позабыл про деньги. Но мысли о них очень скоро подсказали ему оправдания чудовищного поступка: кто же будет жалеть о воре, кому он нужен? А вот Гаврила распорядится деньгами с умом. Но эти доводы не убедили Челкаша. Просить прощения было уже поздно – Гриша плюнул в лицо предателю и, презрительно оглядев его, швырнул деньги. М. Горькому удалось с помощью антитезы ярко и наглядно показать, что у Челкаша есть совесть. Несмотря на то, что выживать ему приходится воровством, он не утратил главного – человечности и нравственности. Жадность не застелила его глаза. Голос морали в нём звучит громче алчности, поэтому он бросает деньги и уходит, оставляя несостоявшегося убийцу наедине с корыстью. Вот к чему приводит Гаврилу отсутствие совести: он униженно собирает деньги, за которые чуть было не совершил смертный грех. Именно голос нравственности помогает людям сохранять достоинство и вести себя правильно.
«Смерть чиновника» А. П. Чехов. В рассказе «Смерть чиновника» Антон Павлович Чехов мастерски нарисовал гиперболизированную картину. Читатель знакомится с господином Червяковым. Сначала кажется, что он крайне хорошо воспитан, вежлив и чтит нормы морали. Однако впоследствии становится понятно, что его многочисленные извинения перед начальником, на которого он ненароком чихнул в театре, – это вовсе не вежливость и искреннее сожаление о столь неприятном казусе. На самом деле, это лишь страх наказания или даже увольнения, потери чина и должности. Червяков слушает отнюдь не свою совесть. Ведь в таком случае хватило бы одного искреннего извинения. Таким образом, А. П. Чехов проиллюстрировал ложное понимание совести и нравственности.
«Матрёнин двор» А. И. Солженицын. Яркий пример отсутствия совести можно найти в произведении Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор». Главная героиня – праведница Матрёна – бескорыстно помогает всем соседям, знакомым и даже незнакомым. Она с радостью приходит на помощь, часто забывая о собственных удобстве и желаниях. Однако в ответ она не получает не то что взаимности, но даже малейшей подмоги. Когда Матрёна заболевает или просто с трудом справляется одна с каким-то тяжёлым делом, никто не подставляет ей плечо и не подаёт руку. Добрая, искренняя и нравственная женщина оказывается в действительности очень одинока. Не приходят на помощь даже те, кому Матрёна не раз оказывала услугу. К сожалению, добро не всегда отзывается добром. Однако главную героиню не останавливало отсутствие совести у окружающих, ведь она была воспитана иначе. Благодаря собственным нравственным ориентирам, она не опускается до злобы, обиды, мести, а также не уподобляется бесчестным людям, которые не приходят на подмогу в ответ. Матрёна всё так же по-настоящему любит помогать другим. Она живет по совести, в отличие от своего окружения, поэтому автор называет ее «праведницей», без которой жизнь в убогой и нищей деревушке утратила бы всякий свет.
«Человек на часах» Н. С. Лесков. В рассказе Николая Семёновича Лескова «Человек на часах» читатель видит столкновение служебного долга и человеческого. Главный герой – солдат Измайловского полка Постников – занимал должность часового в ночь, когда услышал из темноты крики о помощи. Тема совести занимает в этом произведении важное место. Во-первых, Постников делает выбор в пользу совести и нравственности и бросается на помощь человеку, попавшему в беду. И это происходит, несмотря на то, что за оставленный пост герою грозит суровое наказание, ведь он нарушил Устав. Во-вторых, есть и другой персонаж в рассказе, у которого отсутствует совесть. Это офицер, который проезжал мимо на санях, когда Постников спасал человека. Офицер присвоил этот подвиг себе и сообщил об этом начальству. Впоследствии офицер получил награду за поступок, которого не совершал, а Постников – наказание за то, что покинул пост. В этом произведении очень четко расставлены акценты: Постников живет по совести, поэтому спасает человека, рискуя получить наказание, а вот офицер руководствуется только соображениями выгоды, поэтому лжет начальству и, конечно, никого не спасает, если в этом нет его материальной заинтересованности.
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский. Где искать пример на тему «совесть», как не в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»? Ведь главный герой – Родион Романович Раскольников – обременил свою совесть страшным преступлением – он убил старуху-процентщицу и ее беременную сестру. Если бы Раскольников был нравственно мёртв и не имел шанса на спасение души, то чувство вины его не терзало бы на протяжении всего произведения. Расследование шло всего несколько дней, но для Родиона они тянулись вечность. Он сильно заболел и ослаб из-за страшных переживаний, вызванных своим ужасным поступком. И, в конце концов, к Раскольникову приходит осознание, что он совершил страшную ошибку, представив, что имеет право распоряжаться чужой жизнью. Таким образом, герой искренне раскаялся в своём страшном поступке, потому что у него есть совесть, к которой он прислушивается. Он не полностью потерял нравственные ориентиры, а лишь временно и по ошибке отвернулся от них. На его примере каждый из нас точно поймет, зачем человеку дано чувство вины? Оно помогает нам исправиться и исцелить душу, даже если мы оступились и упали очень низко.
«Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков. В романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» переплетается несколько историй и даже миров. В одном из них герой по имени Понтий Пилат вынужден судить Иешуа. Понтий Пилат занимает должность римского прокуратора. На самом деле, он понимает, что осуждённый мужчина ни в чём не виноват, что его казнь будет несправедливой. Однако его звание, его чин берут верх над ним и над истиной. Приговор вынесен. Иешуа распят. Судью мучает нескончаемая головная боль, а что ещё хуже – совесть. За свой бесчестный поступок Пилат наказан бессмертием и вечными муками. Однако вспомним слова самого Михаила Афанасьевича Булгакова из того же произведения: «Рукописи не горят». Это значит, что правда навсегда останется правдой, как бы её ни пытались спрятать или уничтожить. В конце концов, Понтий Пилат раскаивается в своём несправедливо вынесенном смертном приговоре и освобождает свою душу от мук. Таким образом, даже у человека, который серьёзно оступился, нарушил нормы морали, есть шанс на духовное спасение, если он действительно искренне сожалеет о своей ошибке и раскаивается, просит прощения. Но на всё это способны только люди, у которых изначально есть совесть. Она спасает и выводит на правильную дорогу даже тех, кто идет на поводу у трусости — самого страшного порока.
«Пропала совесть» М. Е. Салтыков-Щедрин. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин известен как мастер сатиры. Из-под его пера вышла не одна сатирическая сказка. В этих произведениях многое гиперболизировано. Это сделано для того, чтобы ярче и нагляднее изобразить людские пороки. В творчестве этого выдающегося писателя есть и сказка, посвящённая чувству вины, – «Пропала совесть». По сюжету в самом деле люди лишились совести. Но никто и не заботится об этом – совести-то больше нет, зачем переживать? Кто-то начинает обманывать, кто-то строит козни, кто-то клевещет, кто-то льстит – бессовестные люди начинают регулярно совершать ужасные поступки, вредить друг другу. Но самое страшно то, что никого это не волнует. Ведь больше нет совести, которая заставляет задумываться, думать об окружающих, напоминает о нормах морали и нравственности. Сам автор пишет о произошедшем так: «Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть». Некоторое время совесть валялась, будто бы ненужная старая тряпка – все отшвыривали её, не желая забрать себе. Но однажды она попала в руки к пьянице. И с ним произошла удивительная метаморфоза: он протрезвел, к нему пришло осознание, как много ошибок и бесчестных поступков он совершал раньше, он моментально ощутил весь груз ответственности за совершённые деяния. Ему стало настолько тяжело и горестно, что он заплакал. От совести пьяница поспешил избавиться. После небольшого путешествия по людям разных чинов и званий совесть, наконец, обрела дом в сердце ребёнка. Теперь она растёт вместе с малышом, помогает ему принимать решения и жить честно. Таким образом, совесть – важная составляющая человеческой натуры и человеческой жизни. Без нее мир погружается во тьму коварства, насилия, лжи и бесчестия. Поэтому совесть нужно воспитывать с детства, ведь никто из нас не хочет жить в таком мире.
«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов. Главный герой романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» – Григорий Александрович Печорин. В литературе этого персонажа называют «лишним человеком». Жизнь ему опостылела. Любое занятие кажется ему скучным и не может занять героя надолго. В своём внутреннем монологе Печорин признаётся, что ощущает себя «топором в руках судьбы», который приносит окружающим людям только боль, печаль и разочарование. Один из ярких эпизод – история с Бэлой. Эгоистичные желания и поступки Печорина губят бедную девушку. Читателю сначала кажется, что Григорий Александрович остаётся равнодушен и холоден даже после смерти Бэлы. Он не пустил ни одной слезы. Более того, он рассмеялся. Но это был вовсе не злорадный смех и не смех веселья или довольства. За этим смехом кроются страх и боль. Так странно герой реагирует на утрату и пережитый стресс. Впоследствии Печорин всё лучше раскрывается перед читателем. Тогда становится понятно, что Григорий Александрович не полностью утратил совесть. Всё происходящее приносит страдание не только другим людям, но и самому герою. Он глубоко несчастен, но у него не хватает духовных сил справиться со своей скукой и равнодушным отношением к жизни. Однако если мы восстановим правильную хронологию романа, то поймем, что Григорий не выдержал чувства вины и отправился на войну в Персию — погибать. Потому он и отдал свой дневник, дав понять читателю, что его жизнь кончена. Смерть Бэлы терзала его, не давала покоя, поэтому он решился на такой отчаянный шаг. Порой совесть может слишком сильно угнетать человека и вредить ему
«Бедная Лиза» Н. М. Карамзин. Обращаясь к теме совести, стоит обратить внимание на повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза». В особенности на то, как Эраст – юноша-дворянин – реагирует на самоубийство крестьянской девушки Лизы. Ведь она бросилась в воду и утопилась из-за предательства Эраста. Между молодыми людьми вспыхнул роман, они сблизились, и Эраст даже обещал жениться на девушке. Но вскоре юноша сообщил, что его призывают на службу в армию. Там он промотал все деньги, а потом женился на старой богатой женщине, ведь не мог представить себе жизни без роскоши. Да и чувства к Лизе остыли. Когда обман раскрылся, героиня впала в отчаяние и убила себя. Однако Эраст не был злодеем – он был безвольным, слабым, эгоистичным, но не жестоким. Но он не желал причинить боль и вред. У него не было силы, зато была совесть. Так что до конца собственной жизни он почитал себя убийцей, глубоко раскаивался в своём поступке и так и остался несчастен.
«Гранатовый браслет», А.И. Куприн. Совестливый человек никогда не простит себе проступка или ошибки, всегда постарается исправиться и выйти на верный путь. Это доказывает пример из «Гранатового браслета». Вера Шеина была замужней женщиной, но с юности имела одного анонимного ухажера, который писал ей письма и даже присылал подарки. В ее семье к этому относились нормально, ведь женщина не давала поводов для подозрений, а ее поклонник не навязывал своего присутствия. Но однажды она получила в подарок на именины браслет от незнакомца. Ее брата, гордого и надменного военного, очень разозлило данное обстоятельство. Он вынудил мужа Веры вмешаться и найти загадочного дарителя. Им оказался телеграфист Желтков. Мужчины заставили его отказаться от написания анонимных посланий Вере. Не видя смысла в жизни без любви, герой совершил суицид. Героиня узнала об этом и винила себя в смерти Желткова. Конечно, более черствый человек не придрался бы к себе из-за гибели какого-то незнакомца, ведь не она к нему ходила, а ее брат и муж. Но чувство вины не оставляло Веру, несмотря на все доводы рассудка. Только прощальное письмо Желткова и звуки сонаты Бетховена немного успокоили ее, но, без сомнения, голос совести еще не раз напомнит ей о Георгии и его судьбе.
«Станционный смотритель», А.С. Пушкин. Человек без совести порой совершает ошибку, которую уже невозможно исправить. Именно в этом состоит опасность, который подвергается каждый из нас, кто не чувствует свою вину. Это доказывает пример из произведения «Станционный смотритель». Главная героиня убежала из отцовского дома вместе с гусаром. Отец очень любил ее, никогда не обижал, но не мог обеспечить богатства и процветания дочери. Поэтому Дуня выбрала обеспеченную жизнь в столице, не посоветовавшись с родителем. Самсон Вырин долго искал беглянку, хотел спасти ее от разврата и беды, ведь не знал намерений Минского. Однако при встрече дочь упала в обморок от страха, и офицер выгнал Вырина вон. От горя герой запил и умер в одиночестве. Дочь даже не писала ему. Но спустя несколько лет после смерти смотрителя богато одетая дама с детьми приехала на его могилу и горько плакала. Дуня заглушила голос совести богатством и роскошью, а потому сделала ужасную ошибку, бросив отца. Когда она сама стала матерью и поняла горе Самсона, она раскаялась, но было уже слишком поздно: отец умер. Вот почему нам так необходима совесть: она помогает вовремя одуматься и принять правильное решение.
Сочинение по рассказу Лескова «Человек на часах»
Рассказ Николая Семеновича Лескова «Человек на часах» это не просто передача информации о некотором стародавнем происшествии, это вдумчивое рассмотрение морально — нравственных типажей в человеческом обществе. Похожая ситуация могла произойти в любое историческое время, при любом политическом строе.
Часовой, разрываясь между моральными законами и воинским долгом, все-таки выбирает первое — спасает человека, зная, что губит себя. Приведенная в действие русская поговорка – сам погибай, а товарища выручай.
Вышестоящие командиры, которые по всем правилам обязаны были жестоко наказать часового, относятся к нему с пониманием. Поступок Постникова им понятен, оказавшись на его месте, они поступили бы так же. Даже Свиньин, переживающий, прежде всего, о себе и своей карьере, беседуя с владыкой, одобряет действия подчиненного.
Рассказ, изначально названный «Спасение погибающего», был переименован в «Человек на часах». Мне кажется, смена названия рассказа очень верна – в нужное время, в нужном месте на посту оказался не просто покорный винтик государственной машины, а сильная личность.
В.И.Даль в своем словаре дает таким людям, как постников емкое и точное определение: «Человек – высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей, речью, совестью, сердцем».
Во время чтения рассказа, я очень переживал за судьбу главного героя. И я рад, что сердечность возобладала над бездушностью государственных законов и правил.
Сочинение «Человек на часах» по рассказу Н. Лескова
Когда я читал произведение Николая Лескова «Человек на часах», то размышлял о правилах. Правила ведь придумали для того, чтобы облегчить людям жизнь. Но иногда начинается перебор. Тогда правило становится важнее человека. Все стараются любой ценой его соблюдать, забыв про смысл, про других людей.
Такой же абсурд происходит и в рассказе Лескова. Герой рассказа, часовой дворцового караула Постников, бросает свою караульную будку и спасает человека, тонущего в ледяной воде Невы. Хотя покидать пост часовому ни в коем случае нельзя. Спеша на помощь, часовой знал, что за это нарушение его ждут трибунал, каторга, вплоть до расстрела. Во времена царя Николая I России в войсках были приняты такие правила.
Лесков иронично пишет, как воспринимает начальство солдата известие о спасении им человека: «Беда! Страшное несчастие постигло!». После этого подполковник Свиньин и полицмейстер Кокошкин стараются скрыть то, что часовой ушел с поста. Поэтому медаль о спасении дают вообще постороннему человеку, а Постникова сажают в карцер.
Идея рассказа Н. Лескова «Человек на часах» — нелепость и бесчеловечность системы, которая построена на страхе и «показухе». В этом произведении раскрыты тема совести, тема человечности, тема свободы выбора, тема бездушного формализма.
Подполковник Свиньин погряз в формальностях, как в грязи. Не зря он носит такую фамилию. Свиньина интересуют только собственная карьера и мнение о нем начальства, чтоб не сказали: «Свиньин слаб». В итоге солдат, совершивший подвиг, получает двести палок, и еще «доволен», что наказание такое «мягкое».
Начальство после наказания присылает Постникову в лазарет чай и сахар: «отдыхай, мол». Хоть это хорошо. Но это и показывает лицемерие: военные делают не то, что думают про себя. «Картинка для виду» для них важнее настоящей жизни.
Над чем меня заставляет задуматься рассказ Н.С. Лескова «Человек на часах»
Рассказ Лескова «Человек на часах» был написан в 1887 году. Это произведение повествует об одном случае, которое писатель называет «отчасти придворным, отчасти историческим анекдотом».
Но, я думаю, в своем рассказе Лесков затрагивает много важных проблем. Все они заставляют меня о многом задуматься. Что же произошло? Ночью часовой Постников стоял на своем посту. И вдруг он услышал, что человек попал в полынью и тонет. Перед часовым встает проблема. Он думает, спасти ли ему утопающего или же остаться на посту. Ведь Постников – солдат. Это значит, что ему нельзя нарушать присягу. Он клялся императору в своей верности, клялся перед российским флагом на Библии. Лесков заставляет задуматься, что же важнее: жизнь человека или верность присяге. Но Постников знал, что если о его нарушении узнают, то ему грозит много бед. Этого героя могли сослать на каторгу и даже расстрелять. Все же Постников принял решение спасти утопающего. Я думаю, что он сделал очень правильно. Мне кажется, что жизнь людей важнее всего. А военное начальство должно ценить тех солдат, кто жертвует собой ради спасения других людей. Этот поступок Постникова показывает, что герой умеет принимать решения, умеет действовать по ситуации.
Но военное руководство не оценило героического поступка часового. Оно не только посадило Постникова в карцер, но и назначило ему наказание за нарушение устава. Герою «всыпали» двести ударов розгами. Сам подполковник Свиньин (очень говорящая фамилия!) пришел убедиться, что «нервный Постников был «сделан как следует». После порки герой лежал в лазарете. Но самое удивительное, что он был благодарен судьбе и начальству, что легко отделался. Каким же нужно было быть запуганным человеком, чтобы подумать такое!
В забитости солдат во многом виновато их начальство. И Лесков ясно нам это показывает. Узнав о подвиге Постникова, все военное начальство всполошилось. Но по какой же причине? Чтобы не дошло до государя императора, что один солдат нарушил присягу. Подполковник Свиньин волнуется, что это отразится на его карьере. Генералу Кокошкину просто все равно, потому что это происшествие его не касается. Генерал улаживает «дельце». Лжеспаситель получит медаль за спасение утопающего, а спаситель – двести розог.
Лесков показывает, что армейское начальство – это «мертвые» люди. Вся их жизнь подчинена присяге. Для них она дороже живых людей. Редкое исключение составляют такие офицеры, как Миллер. Но их не любят и ругают за «гуманизм».
Но не только армейская жизнь пронизана несправедливостью, черствостью и злом. Жизнь в сете подчинена тем же законам. В конце рассказа писатель показывает нам это. Священник, до которого дошла история с Постниковым, подробно расспросил обо всем у Свиньина. Но и он не осудил никого из служак, не пожалел Постникова. Этот владыка отделался «мудреными» фразами. Мне кажется, он просто утолил свое любопытство, послушав о «мирских делах».
Рассказ Лескова «Человек на часах» заставил меня о многом задуматься. Я решил, что человеческая жизнь дороже слов, пусть даже произнесенных и самому царю. Нужно делать то, что ты считаешь нужным и не жалеть об этом. Нужно нести ответственность за свои поступки. Еще я считаю, что нельзя терпеть несправедливость и жестокость. Нельзя превращаться в «мертвых» людей. Всегда нужно помогать другим, быть к ним внимательным и чутким.
Русский народный характер в рассказе Лескова «Человек на часах»
Произведения Николая Семеновича Лескова посвящены народу. Он писал о судьбе талантливых инеобычных представителей народа, но писал и об обычных. Эти люди воплощают в себе все лучшие черты русского характера. Лесков очень любил народ и хорошо его знал. В его произведениях люди как будто сами рассказывают о себе. В небольших рассказах писатель показывает благородство, мужество и силу духа русского человека. В произведении «Человек на часах» мы видим солдата Постникова, который стоит на посту в Петербурге. Он слышит крики о помощи – кто-то провалился под лед. В нем борются разные чувства – желание помочь и чувство долга. Он должен стоять на часах, потому что нельзя бросать пост, но ведь человек погибнет Несмотря ни на что, Постников спасает утопающего и возвращается на свое место. Лесков подчеркивает, что этот поступок очень важен. Почему? Потому что, если узнают, то солдата будут судить и могут сослать на каторгу. Так и получается: Постникова наказывают. Но он не жалеет о своем поступке, ведь он спас человека. Писатель обращает наше внимание на терпение и безропотность русского человека. Солдат переносит все испытания: и розги, и боль, и унижения. А когда подполковник Свиньин дарит ему фунт сахару и четверть фунта чаю, то он сильно радуется, что так легко отделался. Таков русский человек: он терпит и не жалуется. А еще русский человек мужественный, сильный, честный, он сочувствует слабым и готов помочь в беде. Рассказ «Человек на часах» показал нам также порядки, которые были тогда в армии. Рядовые не имели никаких прав, а офицеры могли сделать все что угодно. Ведь офицеры были все из дворян. Лесков показывает, что они были слабые, лживые и выслуживались перед начальством. Конечно, нам больше нравится Постников, который рисковал своей жизнью, чтобы спасти человека.
«Человек на часах» — произведение, которое обнажает грани человеческой души. Что такое честь и достоинство? На что готов пойти военнослужащий при четком соблюдении устава? Н.С. Лесков в рассказе «Человек на часах» постарался показать сложность выбора героя, когда на кону стоит человеческая жизнь. В чем же истинный смысл произведения?
Смысл названия книги «Человек на часах» Н.С. Лескова
Сильный трогательный рассказ «Человек на часах» не оставит равнодушным ни одного читателя. В этом произведении рядовой находится перед сложным выбором. Человек на часах — военный, который стоит на посту. Он охраняет объект, на его плечах лежит огромная ответственность. Если он нарушит устав, то совершит преступление. Однако на кону стоит человеческая жизнь. Где та грань, переступать которую нельзя ни при каких обстоятельствах? Можно ли оставаться равнодушным, когда ты слышишь стоны утопающего?
Смысл названия книги «Человек на часах» Н.С. Лескова в том, чтобы показать, что все действия рядового строго регламентируются. Он должен ориентироваться исключительно на устав. Но внезапная ситуация заставила простого рядового отступить от строгого документа. Часы олицетворяют пост военнослужащего. Но в названии произведения нет слов, указывающих на принадлежность человека к определённой службе. Н.С. Лесков своим заглавием хотел показать, что так должен поступать любой. Независимо от должности и статуса. Ничего нет важнее человеческой жизни. Автор в своём произведении раскрыл положительные и отрицательные качества собирательных образов героев. Н.С. Лесков объяснил понятие «личность» с помощью простого военнослужащего Постникова.
Смысл произведения «Человек на часах» Н.С. Лескова
Рождаясь, человек совсем не понимает своего предназначения. Это долгая осмысленная дорога к своему счастью. Нередко у человека уходит вся жизнь на поиск смысла своего существования. Мы ищем, анализируем, сомневаемся, выбираем. От некоторых наших шагов зависит не только наша жизнь, но и окружающих.
Н.С. Лесков в своём рассказе «Человек на часах» постарался создать собирательные образы героев, чтобы показать, какими разными бывают люди. В произведении затронуто несколько тем.
Тема сострадания к ближнему
Военнослужащий поступил так, как велела его совесть. Да, он оставил свой пост. Однако от его выбора, действий зависела человеческая жизнь. Мог ли он поступить иначе? Стал ли он героем в глазах окружающих? Постников спас человека, но тем самым подписал себе приговор. Герой не стал равнодушно слушать стоны попавшего в беду. Оставив свой пост, он побежал на помощь. Сложная ситуация. С одной стороны, военный устав. С другой — жизнь человека. Выбор очевиден для тех, кто обладает большим искренним сердцем.
Смысл произведения «Человек на часах» в том, чтобы показать великодушие и самопожертвование простого военнослужащего. Постников не мог слушать крики о помощи, ничего не предпринимая. Он не думал о своей дальнейшей участи. Герой внезапно осознал, что человеческая жизнь бесценна.
Тема произвола и несправедливости
Высшие военные чины боялись за свою дальнейшую карьеру. Геройский поступок Постникова служаки старались замять. Их абсолютно не интересовала жизнь человека. Персонажи думали только о себе. Они готовы были обвинить кого угодно, но самим остаться безнаказанными. Крайними при таком подходе к руководству всегда становились рядовые. Вся ответственность за содеянное падала на плечи простых военнослужащих.
Тема безразличия
Оценил ли поступок Постникова спасённый утопающий, ведь персонаж даже не сказал военнослужащему слов благодарности? Он просто был рад, что его отпустили. Ради этого персонажа Постников поставил крест на своей дальнейшей карьере. Однако если бы герой знал о таком исходе, он бы все равно не поменял своего решения.
Тема нравственности
Эта тема проходит через весь рассказ. Постников не гонится за славой. Ему не нужно, чтобы о его героическом поступке говорили все вокруг. Герой поступил по совести, он не мог по-другому. Он не считает содеянное чем-то благородным. Для Постникова очевидно, что любой честный и порядочный человек поступил бы так же. В душе героя спокойствие и умиротворение, ведь он спас жизнь утопающему.
Смысл финала произведения «Человек на часах» Н.С. Лескова
Военная служба. Ответственное и сложное дело. Военный устав необходимо соблюдать неукоснительно. Можно ли осудить офицера, наказавшего рядового? Кто посмеет «бросить камень» в Постникова, который спас утопающего. Смысл финала произведения «Человек на часах» в том, чтобы дать читателю возможность выбрать, на чьей он стороне. За рамками точного строгого устава находится человеческая жизнь. Уважение к личности, достоинство, честь должны стоять на первом месте.
Добро всегда побеждает зло. Несмотря на несправедливость, наказание и утрату доверия, Постников не разочаровался в своём поступке. Герой уверен, что поступил правильно. Он сотворил добро не ради благодарности, наград. Он просто не мог поступить иначе. Постников — сильный духом, надёжный, совестливый человек, который всегда протянет руку нуждающимся.
Этапы
урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые
УУД
Организационный момент
Приветствие учителя
Добрый день! Ребята,
сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои
улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнём занятие. Желаю,
чтобы сегодняшний урок принес вам много пользы.
Учащиеся приветствуют гостей.
Организовать себя на урок
Целеполагание
Замечательно
то, что у нас возрождается традиция устраивать тематические выставки из
прочитанных вами книг. Как видите, сегодняшняя выставка называется «Азбука
нравственности». Она составлена из тех книг, герои которых подсказали и
продолжают подсказывать вам, как лучше и правильнее поступить в разных
жизненных ситуациях. Интересно, кто какую книгу принес? Назовите авторов и
названия ваших книг. (А.С.Пушкин «Дубровский», В.Г. Короленко «Дети
подземелья», Тургенев И.С. «Муму»…)
—
Как вы думаете, имеет ли право книга Н.С. Лескова «Человек на часах»,
которую все, надеюсь, прочитали дома, дополнить данную выставку? Почему вы
так решили?
А какую цель вы ставите лично для себя на этот
урок?
А что нам надо знать, чтоб анализировать текст?
А
какие умения и навыки нам помогут в исследовательской работе?
Называют книги, которые
принесли для выставки.
ДА_НЕТ.
(учащиеся обосновывают свои ответы)
Путем исследования
рассказа доказать, что книга Н.С. Лескова «Человек на часах» имеет право
дополнить нашу выставку «Азбука нравственности».
(Проанализировать,
обсудить, понять идею, т.е. исследовать этот рассказ).
(активно участвовать в уроке, понять,
что думают мои одноклассники о…, разобраться с…
узнать, почему …
(знать содержание рассказа)
(умения находить в тексте необходимую информацию,
умения слушать друг друга, прислушиваться к ответу товарища, сообща
работать в группе, умения уважать мнение других и т.д.)
Определение своих целей урока.
Проверка домашнего задания
Перед
вами лежат оценочные листы. (Приложение №1.)Изучите их, пожалуйста, и
оцените свою готовность к уроку.
Каковы
ваши впечатления от прочитанного рассказа? Если вам рассказ понравился, то
покажите знаком ВО (большой палец вверх), если не понравился – вниз, если
сомневаетесь – горизонтально.
А теперь проверим, помните ли вы этапы
развития сюжета прочитанного дома рассказа Лескова «Человек на часах».
(Приложение №2)
Работа с оценочными листами
Ребята выражают свое отношение к прочитанному
рассказу.
В парах работают над заданием карточки и оценивают
свои результаты (ответы на доске)
Проанализировать, готов ли к уроку.
Обсудить, чем понравился или не понравился рассказ.
Знать, что такое сюжет.
Изучение нового материала
А теперь внимательно
послушайте старинную притчу.
Я думаю, она поможет
вам сформулировать тему нашего урока. Притча о совести (учитель читает)
-Так откуда шел голос
совести?
Мораль этой притчи
как-то связана с рассказом «Человек на часах?»
Откройте тетради и
запишите сегодняшнее число в тетради.
Подумайте и напишите по
одному-два ключевых слова по теме данного рассказа. Пожалуйста, зачитайте
варианты.
Попробуйте самостоятельно
сформулировать тему сегодняшнего урока. (устно)
Посмотрите
предлагаемые мною темы урока
1)Испытание на человечность (по рассказу Н.С.
Лескова «Человек на часах)
2) Что важнее: долг или совесть?
3) Проблемы
нравственного выбора в рассказе Н.С. Лескова «Человек на часах»
Выберите и запишите
одну из тем к себе в тетрадь. Обоснуйте устно, почему выбрали ту или другую
тему.
Ребята, буду ли я
права, если скажу, что независимо от того, какую тему урока вы выбрали, мы
будем говорить об одном и том же?
Этот рассказ был
опубликован в 1887 году в журнале «Русская мысль» под другим названием.
Кто-нибудь знает, как первоначально назывался рассказ?
Изначально рассказ был
назван «СПАСЕНИЕ ПОГИБАВШЕГО». Позже название было изменено автором. Как вы
думаете, ПОЧЕМУ?
Давайте сравним два названия: обозначим в них
главные слова
«СПАСЕНИЕ» и «ЧЕЛОВЕК». Что они могут обозначать?
Обратимся к тексту.
Как определяет жанр своего произведения автор в 1
главе? Что такое анекдот?
Н.С.Лесков говорит, что событие, о котором говорится
в рассказе, «трогательно и ужасно». В чем ужас этого события?
Вымышлены или действительно имели место события?
Когда и где происходят события? Какое это было
время? (Историки)
Как оценивает Лесков эпоху царствования Николая?
Так что же за событие произошло? (чтение эпизода из
4 главы)
Постников, как услышал крики, сразу кинулся
спасать?
Сколько времени он мучился? (полчаса) Расскажите о
состоянии Постникова гл. 4
Какие средства выразительности использует Лесков
для характеристики Постникова?
Какая черта характера Постникова заставила его
покинуть пост и спасти тонущего?
Ответьте письменно на вопрос:
«Прав ли
Постников, который не смог противиться голосу сердца и спас тонущего? Почему?» (Приложение №3)
Ответьте,
пожалуйста, письменно на вопросы карточки.
Обучающиеся отвечают. (из сердца человека)
Ребята записывают ключевые слова для темы
урока. (совесть, человек, стыд и др.)
Формулируют возможные темы и зачитывают свои
варианты.
Обучающиеся предполагают возможные варианты
первоначального названия рассказа Лескова.
Ребята отвечают, обосновывая свои ответы (текст, 1
глава)
«Страшное несчастье» (3
глава)
(Эпитеты, лексические средства, синтаксические
средства)
Человеколюбие, сострадание, человечность.
(определяют по словарю значение слов)
Обсуждают и делают выводы.
Отвечают на вопросы: прав или не прав Постников?
Уметь воспринимать
текст вслух.
Провести
параллель между двумя текстами.
Попытаться объяснить, почему Лесков изменил
первоначальное название «Спасение погибавшего» на «Человек на часах»?
Знать содержание
текста.
Попытаться понять мотивы поступка
главного героя Постникова.
Сделать выбор, как должен был поступить Постников.
Исследование
Работа
в группах
ЧАСОВОЙ не выдержал и покинул пост. Что было
дальше? Продолжим работу в группах. (Приложение №4)
1.Его автор называет «страстным читателем». О ком
идет речь? (капитан Миллер)
2. Этот герой посещает Постникова в лазарете. Кто
это? (Свиньин)
3.Кто подписал протокол о спасении утопавшего
инвалидным офицером? (генерал Кокошкин)
4. Этот герой получил медаль. (Инвалидный офицер)
5. Он — рядовой. (Постников)
Работают
в группах
(5
групп)
Итоги работы в группах
Выяснить,
как отреагировали на это событие вышестоящие офицеры.
(Кто из героев выдержал
испытание на человечность?)
Закрепление нового материала
Что означает фразеологизм «выйти сухим из воды»?
Кто в рассказе на самом деле вышел сухим из воды (в
прямом и переносном смысле этого фразеологизма)?
Заполните индивидуальные рабочие листы. (Приложение
№5)
Какова
авторская задача?
Обратить внимание на
образ Постникова, выделить его среди остальных.
Какова же авторская задача?
Проблемный вопрос по произведению
Прочитайте
слова Лескова “Чтоб в человеке человеческое торжествовало…” и сделайте
вывод, почему он изменил название рассказа?
А
кого мы называем человеком?
После
прочтения рассказа вам было предложено нарисовать рисунок запомнившегося
эпизода.
Большинство
из вас нарисовали Постникова? Как вы думаете, почему выбор пал на этого
героя? (ответы детей)
Прочитайте
18 главу, определите авторскую позицию.
Делают вывод:
Человек! Именно человек в центре внимания автора.
Постников — человек, а остальные – службисты.
Находят и выписывают цитату, содержащую авторскую
позицию. (18 глава)
Понять авторскую позицию.
Рефлексия
На столе лежат сердечки. Возьмите по одному сердечку
и прикрепите к карточке с фамилией того героя, у которого можно учиться
человечности. Изменилось ли ваше отношение к героям рассказа?
Высказывание по модели:
Я выбираю героя…., потому что …
Выбрать героя, у кого можно учиться человечности.
Подведение итогов занятия, информация о
домашнем задании
Выполнили ли вы ваши задачи на уроке?
Доказали ли мы, что книга Н.С. Лескова «Человек на
часах достойна лежать на выставке «Азбука нравственности»?
Запишите в дневник.
Написать небольшое сочинение, выбрав одну из предложенных тем:
1. «В чем смысл
названия рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах».
2. Что бы я сделал на месте Постникова? (Миллера,
Свиньина, Кокошкина и др 3. Постников остался у
будки, и что же с ним произошло дальше …”
Да, потому что…
Выбирают и записывают домашнее задание