Человек и правда в пьесе м горького на дне итоговое сочинение

Сочинения по литературе горький три правды в пьесе на дне пьеса м.горького на дне отображает реалии мира несчастных людей и
  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Три правды в пьесе На дне

Пьеса М.Горького «На дне» отображает реалии мира несчастных людей и человеческой души в целом. В ней содержатся различные эпизоды, которые в целом создают драму пьесы. Пьеса повествует о совершенно разных трех правдах, трех описаний жизни. Все три правды сталкиваются между собой в пьесе «На дне»: правда факта, правда утешения и лжи и, правда веры.

В описание первой правды представляется правда Бубнова – правда факта. Бубнов обычно не жалеет людей, потому что каждый рожден для того, чтобы умереть рано или поздно. У каждого человека своя цель и предназначение в жизни. Когда-то у него не было проблем. Он имел свое заведение, которое было записано на его жену. Но, узнав об измене жены, он ушел и остался ни с чем. Герой пьет, он не признает самого себя и также не признает других людей. Бубнов отчаялся, потому что он не верит людям, его угнетают человеческие поступки. У него давно пропало желание жить и развиваться.

Вторая правда заключается в нескольких смыслах – это правда Луки. Лука учит людей состраданию и жалости, он добр к ним, помогает им обрести веру в Бога, также помогает тем, кто нуждается – людям в сложной жизненной ситуации и которые ищут выход из нее. Он вселяет людям надежду в лучшее, для каждого находит слова утешения. Лука лжет во благо: повествует Актеру о бесплатной лечебнице для алкоголиков, рассказывает Ваське Пеплу об отличной жизни в Сибири, Анне – об умиротворении спокойствии после смерти. Лука уверен, что верой можно исцелить все, но, правдой можно и убить.

Правда Сатина – это третья правда. Сам Сатин – ключевой герой. Устами Сатина в пьесе говорит сам М.Горький. Сатин уверен в человеке, как в Боге, потому что только человек способен надеяться только на свои силы и верить в самого себя. Его идеи противоречат его существованию. Сатин всегда уверенно говорит правду в глаза, не щадя человека. Он уверен, что человек может сам строить мир так, как хочет он, также создавать новые законы, на это способен только сам бог, но в облике человека.

Нынешнее человеческое общество бездумно и жестоко уродует души людей. Максим Горький пьесой «На дне» как бы говорит о том, что надо жить честно, отрицать ложь, верить в себя и в лучшее, быть доброжелательным и милосердным человеком, терпимым к людям, уметь сострадать и приходить на помощь к ближнему своему. Правду необходимо говорить, но только так, чтобы она ни в коем случае не ранила человека.

Вариант 2

Во многих произведениях преподносят те или иные темы, которые близки человеку, но о которых он пытается умалчивать. Одним из таких произведений является спектакль «На дне», в котором нам повествуют о нелегкой судьбе нескольких человек проживающих вместе по воле судьбы.

В произведении автор показывает героев как людей уже сдавшихся на волю судьбе, но ещё пытающих бороться. В нём автор рассказывает нам три вещи, называя это тремя незыблемыми правдами.

Первая правда выявляется в персонаже Лука, который в прошлом был проповедником. Он убеждён в том, что если ложь сказана во благо, то это и не плохо, а даже хорошо. Он считает, что лучше сладкая ложь, сказанная во благо, чем горькая правда.

Вторая правда раскрывается в персонаже Сатине. Он убежден, что ложь не имеет под собой никакого оправдания, и её не должно быть в речи у уважающего себя человека. Он считает, что лучше вообще ничего не говорить , чем соврать

Третью же правду мы видим в персонаже Бубнове. Он является сторонником идеи, что лучше сказать горькую правду, чем ходить вокруг да около. Он привык говорить людям правду, насколько неприятной она бы не была.

В произведении автор даёт нам пищу для размышлений, а именно какую же правду выбрать нам, что же лучше из трёх предложенных вариантов. В каждом из них есть как плюсы, так и минусы, и читатель, или же зритель, должен сам решить в каком случае, для него конкретно плюсы склоняют чашу весов в свою пользу. Он говорит нам, что нет однозначно верного выбора, и скорее всего, придётся совмещать все три правды, дабы руководствоваться в своём выборе. Данной мыслью пропитаны почти все произведения Горького, и в частности пьесы “На дне”, которая могла повлиять на множество умов  того времени, и поначалу её даже не хотели выпускать в театры. Горькому даже пришлось сменить название пьесы, чтобы она прошла придирчивую цензуру. С горем пополам она прошла её, и в свет вышло это замечательное произведение.

В своём сочинении я попытался раскрыть тему трёх правд в произведении Горького “На дне” и постарался объяснить свою точку зрения с помощью аргументированных точек зрения и анализа произведения.

Три правды в пьесе Горького На дне

События произведения происходят в ночлежном доме, в котором писатель поселил совершенно разнохарактерных персонажей, оказавшихся на самом дне жизни, социальной и нравственной.

Описывая эпизоды жития героев, автор раскрывает конфликт произведения, основой которого являются позиции трех главных персонажей в отношении правды.

Один из жителей ночлежки – странник Лука, сострадательный, добродушный мужичок, свято верящий в бога. Для каждого человека Лука находит слова утешения, сочувствия, старается хоть словом, но помочь ближнему, успокоить и приободрить отчаявшегося человека. Его беседы с окружающими не всегда правдивы, но Лука старается внушить людям веру во спасение и обретение надежды на счастье, пускай и в загробном мире. Правда Луки состоит в том, что человеку необходимо утешение, даже если оно и ложное, поскольку ложь во благо дает людям силы для дальнейшей жизни.

В образе Бубнова писатель раскрывает вторую правду, в корне отличающуюся от позиции Луки. Бубнов убеждает собеседников, что людская жизнь не вечна и все когда-нибудь умрут, поэтому нет смысла обманывать себя и других. К жизненным обстоятельствам Бубнов относится с определенным скептицизмом, считает жалость проявлением слабых людей и все люди равноценны, невзирая на социальные различия.

Третья истина пьесы представлена персонажем Сатина, азартного картежника и алкоголика, который категорически не согласен с жалостливой позицией Луки, унижающей, по его мнению, человека. Сатин является реалистом, повидавшим в жизни много негатива. Он уверен в том, что каждый из людей является сильной волевой личностью и способен изменить окружающий мир, достигнув поставленных целей. Нужно только верить в собственные силы, надеяться только на себя, осознавать свою ценность в существующем мире и не терять уважения к самому себе. Работая в радости и удовольствии, человек, по словам Сатина, обретет долгожданное счастье. Убеждая собеседников в своей правду, Сатин произносит ставшие знаменитыми слова о свободолюбивой личности: «Человек – это звучит гордо!».  

Находясь в ночлежном доме, оказавшись без средств к существованию, герои пьесы все же оказываются способными к размышлениям о смысле истины, роли человека в общественной жизни, его правах и свободах. 

Повествуя о разговорах героев, затрагивающих проблему лжи и истины, писатель раскрывает суть сложных взаимоотношений людей и их восприятия безысходной ситуации, в которой они оказались.  Автор драматической пьесы стремится подтолкнуть читателя к размышлениям о нравственных качествах людей, о вере в счастливое существование, о месте любви и правды в жизни человека.

Сочинение 4

М.Горький в своей пьесе «На дне» показал читателю мир, в котором люди несчастны, открыл душевный мир глубоко несчастных людей. Эпизодичность пьесы позволяет окунуться в мир настоящей драмы, где разные миры сталкиваются друг с другом. Где правда факта, правда веры, правда утешения и лжи, представлены настоящими мирами.

Правда факта связана с таким персонажем, как Бубнов. Его представление о мире довольно прозаично: человек рожден, чтобы умереть. Он не жалеет людей, считая, что у каждого есть свое предназначение в жизни, которое он должен исполнить. Такое мышление Бубнова складывается из эпизодов его жизни: жена изменила, он уходит от нее, но также ему приходится оставить ей свое заведение, и по итогу сам он остался ни с чем. Бубнов пьет, отказывается признавать себя или других людей, потому что люди угнетают его, и он не верит их поступкам.

Правда Луки включает в себя несколько составляющих. Лука добр к людям, помогает нуждающимся, Лука оказывает людям содействие в обретении Бога, учит их состраданию и жалости. Утешая каждого, неся надежду в своих словах, он лжет во благо, считая, что исцеление — это путь веры, а правда иногда может стать причиной смерти.

Третья правда — это правда ключевого героя Сатина. Этот человек уверен в самом человека, как существе — Боге. Сатин уверен, что человек должен надеяться только на самого себя и верить в свои силы. Человек способен на строительство собственного мира по собственным законам, что доступно только Богу.

Ночлежка, в которой происходит действие пьесы, — это мир покорившихся судьбе людей, но какой-то своей частью еще способных бороться. Размышляя над правдами героев, оценивая их положительные и отрицательные моменты, мы понимаем, что невозможно прийти к однозначному выводу о том, какой путь человек должен выбрать. Три правды должны работать, как единое целое, чтобы человек не оказался в таком безвыходном положении, как герои пьесы М.Горького, только восприятие ситуации с разных сторон может указать путь из сложившегося положения. Такой мыслью наполнены рассуждения героев об истине и ее смысле, о человеке и его роли.

Сталкивая между собой эти правды, М.Горький говорит обществу о том, что человек должен прожить свою жизнь честно, отвергнув ложь. Человек должен воспитывать в себе милосердие, сострадание, доброжелательность, готовность прийти на помощь своему ближнему, человек должен быть терпимым к окружающим его и уметь преподносить правду в таком ключе, чтобы она не ранила других.

11 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Три правды в пьесе На дне

Три правды в пьесе На дне

Популярные сегодня темы

  • План рассказа Птичка Толстого

    На свои именины Сережа получил много разных подарков, но особым оказался подарок дяди – сетка, чтобы птиц ловить. Мама мальчика была против, не хотела, чтобы Сережа таким занимался; спрашивала, зачем ему мучить птичек.

  • Герои баллады Лесной царь Жуковского

    Первым главным персонажем является отец мальчика, который всевозможными способами стараются спасти его и как можно скорее прибыть в город

  • План рассказа Путешествие Гулливера 4 класс

    Лемуэль Гулливер, хирург и капитан дальнего плавания, описывает четыре путешествия. В первом путешествии корабль терпит кораблекрушение, и Гулливер попадает в страну Лилипутию

  • Сочинение Зимний лес (Лес зимой) 6 вариантов

    Когда приходит зима, природа понимает, что настало время для отдыха: скидывает свою листву и наряжается самым красивым чисто-белым нарядом.

  • Сочинение по картине Айвазовского Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судами

    Одна из выдающихся композиций И.К.Айвазовского «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими судами» была задумана еще в далеком детстве, которое прошло в окружении, будоражившем фантазию художника

Многомудрый Литрекон представляет «Три правды в пьесе «На дне»», изложенные в сочинении. Кратко и полно (здесь два варианта) он говорит о том, что о правде думали Бубнов, Сатин и Лука. Здесь же он описал их мировоззренческие позиции с цитатами и биографическими справками. Приятного просвещения!

Вариант 1 (кратко)

(505 слов) Драма Максима Горького «На дне» раскрывает человеческие судьбы в трагическом свете: само название произведения даёт понять, что герои находятся в отчаянном положении. От этого по-настоящему значительными становятся монологи, в которых они раскрывают свои взгляды на мир. 

Все действующие лица произведения относятся к типу «маленького человека», который в начале XX века привлекал особенно пристальное внимание. Его своеобразие у Горького заключается в том, что это «голый человек», с которого «всё слиняло» — звания, чины, различия в общественном положении. Уже в конце 1901-1902 года, когда была написана пьеса, городская беднота вызывала интерес не просто как социальное явление, но и как источник особой, новой правды времени. Тема поиска истины – одна из главных в произведении. Наиболее ярко формулируют своё миропонимание три героя: Лука, Бубнов и Сатин.

Лука – странник с тёмным прошлым. Он верит в то, что правда губительна для человека, потому что обнажённая неприглядность жизни отнимает надежду: «Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…». Герой утверждает, «во что веришь, то и есть». Его слова нужны тем, кто оказался в безнадёжном отчаянии, «на дне» жизни, перед лицом смерти. Анна, умирающая от чахотки, благодарит старика за жалость и обещание покоя – но оно не помогает ей смириться с уходом из жизни. Актёр, которому Лука рассказывает про лечебницу для отравленных алкоголем, воодушевляется новой идеей, но и мечта «начать жизнь снова» не уберегла его от петли в финале произведения. Лука предлагает провести жизнь в забытьи, его убеждения основаны на любви и жалости к людям. 

Бубнов выступает против лжи в любом её проявлении и уверен, что обо всём надо говорить с грубой простотой: «По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?». Но его прямолинейность не идёт никому во благо, потому что он с безразличием относится к человеку. Бубнов не верит, что возможно сопротивляться воле судьбы: эта идея метафорично выражена в словах о людях-«щепках», ненужных после строительства «дома» и плывущих по реке. Это отчаянный фатализм, в котором нет места состраданию, а правда похожа на удар, причиняющий боль. Именно после слов Бубнова о правде Клещ впадает в отчаяние

Позиция Сатина занимает в произведении особое место: он поднимается над всем, что окружает его в повседневности, мыслит масштабно, его идеал – свободный и гордый человек. Сатин понимает, что неправда Луки спасительна для тех, кто гибнет, но отвергает её. В основе убеждений героя лежит вера в величие человеческого духа. Сатин – гуманист, отвергающий рамки эпохи, мыслящий независимо и смело. Монолог героя резко выделяется на фоне остальных его реплик и всей интонации диалогов, его патетические тона, размышления о вечном человеческом достоинстве вступают в контраст с обстановкой нищей ночлежки, где нашли приют одинокие и усталые люди. Этот акцент привлекает внимание читателя, заставляет вспомнить о том, что правда – вечное, высокое понятие. Только гордость, твёрдость, пренебрежение мелочной суетой помогают «чувствовать себя человеком», оказавшись «на дне». 

В пьесе Максима Горького «На дне» раскрываются три взгляда на правду, но авторские симпатии на стороне Сатина. Горький верит, что преодоление страданий возможно только благодаря свободе и силе духа. По мнению писателя, только уважение к человеку способно разрушить мир «рабов и хозяев». В правде Сатина слышится голос новой эпохи, надежда на обновление мира силами бесстрашных и свободных людей.

Вариант 2

(1010 слов) Пьеса Максима Горького «На дне» является одним из самых читаемых произведений писателя. В своей драме автор показал жизнь духовно опустошенных людей, опустившихся на беспросветное «дно». В  произведении автор затронул много важных и актуальных на все времена тем. Сюжет пьесы образует три смысловые композиции,  включающие в себя три жизненные правды. Рассмотрим каждую из них.

Правда Бубнова: отчаяние и мрак

Бубнов — человек категоричный и прямодушный. В его понимании правда — это голые факты, никак не приукрашенные и не завуалированные тактом. Этот человек, не задумываясь, говорит то, что думает, и то, что видит. 

“А я вот не умею врать. Зачем? По-моему, вали правду, как она есть! Что стесняться”, – говорит Бубнов.

Его мировоззрение очень депрессивно и мрачно. Известно, что Бубнов раньше жил хорошо и имел свое дело. Но узнав об измене жены, герой не смог больше жить как прежде. Он собрался и ушел из дома, оставив все супруге. С тех пор он скитается и нищенствует. Горький опыт надломил его, и он стал обо всем думать плохо. Его отчаяние сквозит в каждой реплике. Он давно разочаровался в окружении и себе самом. Всех людей на Земле  Бубнов считает лишними, а их судьбу — делом решенным. По его мнению, человек ничего не может изменить в своей жизни. Его удел определен раз и навсегда, а он «как щепка по реке плывет». Поэтому нет смысла в утешении и доброте, сочувствии и сострадании. Есть лишь объективная реальность, задающая свои правила игры.

“Как человека ни раскрашивай все сотрется” — считает Бубнов.

По его разумению, человек «пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть», как говорил С. Есенин. Смерть и небытие — вот, что ждет всех людей. А значит, нет разницы, как и чем живет человек, что он делает и думает. Исход один, и нужно смириться с этим. А сама жизнь по правде Бубнова бессмысленна.

Правда Луки, или правда сладкой лжи и утешения 

Лука — странствующий проповедник, который прожил очень долгую и нелегкую жизнь. О его прошлом мы знаем немного: по намекам понятно, что Лука сидел в тюрьме, имел горький опыт отношений с женщинами, работал одно время сторожем. Жизненные впечатления убедили героя, что люди нуждаются в жалости и милосердии. По его мнению, правда убивает людей, а вовремя поданная надежда, пусть и иллюзорная, может спасти их от отчаяния. Для него важнее не фактическая точность слов, а их посыл, их назначение:

«…не в слове – дело, а – почему слово говорится? – вот в чем дело!..» 

Лука проявляет свое мировоззрение на практике: он утешает всех обитателей ночлежки. Анне он обещает рай на небесах и блаженство. Насте верит, хоть она и рассказывает небылицы о своей любви. Актеру он и вовсе советует несуществующую больницу для бедняков, где от алкоголизма лечат бесплатно. Пеплу он дает напутствие: жениться на Наташе и ехать в Сибирь, чтобы начать жизнь с чистого листа и не воровать. Лука выражает уверенность, что все получится, главное — верить.

«…Человека приласкать – никогда не вредно…» 

«…Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! <…> вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!..» 

Лука предпочитает сладкую ложь горькой правде, потому что «не всегда правдой душу вылечишь…». Проповедник доказывает свои слова притчами и историями из жизни. В спорах и беседах старик кроткий, терпеливый, доброжелательный. Он не категоричен и всегда умеет выслушать, посочувствовать, поверить собеседнику. Однако правота Луки сомнительна, ведь в финале он оставляет своих подопечных в самый критический момент. Увы, слабые люди быстро пристрастились к его доброте. Когда старик ушел, они не смогли жить дальше без потока лжи и сочувствия. Актер наложил на себя руки, Настя замкнулась в себе, Анна умерла, Пепел попал в тюрьму, Наташа пропала.

Лука, в отличие от Бубнова, уважал даже самого ничтожного человека и считал его нужным. Особенно он выделял детей и любил говорить о том, что им нужен простор. В жизни он видел вполне определенный смысл — стремление к доброте и чистоте.

Правда Сатина, или правда веры

Сатин — бывший каторжник, шулер. Когда-то он вел нормальный образ жизни: жил в семье, работал телеграфистом, много читал. Но однажды он защитил честь сестры и убил человека. Ему дали четыре года тюрьмы. После этого для него уже «нет хода». Но Сатин принял эти правила игры и решил ничего не делать — «просто обременять землю». По его мнению, люди вообще никому ничего не должны, и смысл бытия каждый определяет сам. Можно просто жить и наслаждаться бездельем — твое право. 

Несмотря на то, что Сатину Лука нравится, он с ним не согласен в вопросе о правде:

«Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!», — такова позиция Сатина. 

По мнению Сатина, ложь оправдывает негодяя и клевещет на невиновного. Если она будет употребляться во благо, то неизбежно будет употреблена во зло, ведь у каждого свое видение блага. Поэтому ложь преступна в любом случае. Кроме того, она унижает личность. Жалость убеждает человека лишь в том, что он жалок. Она никак не мотивирует его справляться с трудностями. Ему проще смириться с тем, что он достоен жалости. Находясь в плену иллюзий, человек никогда не осознает своих недостатков, ведь его всегда утешают.

Я – знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна…одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? 

Сатин утверждает, что человека нужно уважать, а не жалеть. Сострадание унижает личность и помогает ей лишь смириться с проблемой, но не решить ее. Поэтому Сатин разоблачает ложь Луки и говорит жителям ночлежки правду без прикрас:

«…Фата-моргана! Наврал тебе старик… Ничего нет! Нет городов, нет людей…ничего нет!..» 

На жизнь Сатин смотрит весьма оригинально. Он призывает слушателей «обременять землю» и ничего не делать. По его мнению, трудиться нужно только в том случае, если труд — наслаждение. Во всем остальном работа лишена пользы. Сытость не стоит усилий — вот вывод Сатина. Жить нужно только в свое удовольствие, иначе жизнь не имеет смысла.

В своём знаменитом произведении «На дне» Горький представил три взгляда на мир. Но ему ближе всего была точка зрения Сатина. Необходимо жить по законам правды, не признавать ложь, верить в светлое будущее и в свои возможности. Безусловно,  человеку нужно говорить только правду. Тогда он сможет понять, в чем его проблема, и исправиться. В пьесе автор задумывается над тем, что главнее для человека: истина или жалость, выраженная в сладкой лжи. Таким образом, произведение Горького пропитано мотивами гуманизма и внимания к человеческой личности. 

Автор: Виктория Комарова

Одним из самых значительных произведений Максима Горького считается пьеса «На дне». Он получила признание публики и литературных критиков еще при жизни автора, не утратила пьеса своей актуальности и в наши дни. В приведенном ниже анализе произведения попытаемся разобраться, чем так примечательна данная работа.

История создания

Над пьесой «На дне» Максим Горький работал целенаправленно, и написал ее за достаточно короткий промежуток времени (конец 1901 – начало 1902 года). Это не был творческий порыв творца – Горький создал пьесу специально для труппы актеров из Московского художественного театра. Писатель должен был написать пьесу о бедняках, представителей низших социальных групп, в которой бы было задействовано не менее двух десятков актеров. В результате Горький блестяще справился с поставленной задачей.

Уже после первой постановки пьеса «На дне» вызвала весьма неоднозначную реакцию у зрителей. Кому-то она сразу пришлась по душе, а кто-то люто критиковал противоречивое произведение, которому пришлось пережить на своем веку и цензуру, и запреты. Однако пьеса до сих пор регулярно ставится в современных театрах, и каждый человек воспринимает по-своему эту непростую историю.

Смысл названия

Название пьесы указывает на то, что главными действующими лицами в ней являются представители социального дна – опустившиеся люди, не имеющие никакой надежды и возможностей влиться в полноценное общество. Они находятся в тяжелом положении, их жизнь тускла и беспросветна. По ходу пьесы становится понятно, что в понятие «дна» автор заложил не только падение в социальном плане, но и  полную потерю нравственности главных героев. Образ жизни, окружение, отложили тяжелую печать на их моральные качества.

Жанр, направление, композиция

Жанр произведения – социально-философская драма. Это объясняется тем, что в пьесе автор раскрывает темы и проблемы устройства социума, размышляет над его недостатками, ищет пути решения проблемы.

Направление – критический реализм, хотя некоторые исследователи творчества Максима Горького настаивают на том, что это соцреализм, поскольку писатель намеренно продемонстрировал острое противостояние двух параллельных миров – богатых и бедных, сделав акцент на социальном неравенстве. Вследствие этого пьеса имеет явно идеологический подтекст, поскольку в начале ХХ столетия противостояние между простым народом и знатью в России стало накаляться.

Композиция – линейная, так как все события развиваются в хронологическом порядке, они последовательны, с единой нитью повествования.

Суть произведения

Смысл произведения заключается в том, чтобы без прикрас показать жизнь людей,  опустившихся на самое дно. Персонажи пьесы – это люди, жестоко униженные судьбой, полностью разорвавшие связь с обществом, которое отвергло их самым бессердечным образом. Однако в них еще тлеет слабая искра веры в жизнь, в будущее. По воле судьбы оказавшиеся в одной ночлежке, они спорят о справедливости, любви, правде, однако их мысли и переживания остаются лишь пустым звуком для холодного внешнего мира.

Суть пьесы – демонстрация философских взглядов и жизненных ценностей отверженных людей, обреченных влачить жалкое существование без надежды на лучшую жизнь.

Главные герои и их характеристики

Главные герои отличаются характерами и своими  личными драмами, однако всех их объединяет одно – беспросветная нищета, которая, словно ржавчина металл, разъедает их души, поглощая их моральные принципы, нравственные качества, веру в себя и надежду на лучшее будущее. Жизнь героев беспросветна, и они просто доживают свой век в компании таких же отверженных, как и они сами.

  1. Клещ – слесарь примерно сорока лет. Главной характеристикой персонажа являются его отношения с женой Анной, умирающей от чахотки. Несмотря на болезнь супруги, Клещ совершенно не заботится о ее самочувствии, и даже регулярно избивает ее. Это свидетельствует о его душевной черствости и жестокости. Героя выбивает из равновесия даже не смерть жены, а необходимость продать инструменты, чтобы похоронить ее. У него нет совершенно никаких шансов выбраться из топкого болота, в котором он оказался.
  2. Бубнов – мужчина средних лет, в прошлом владелец прибыльной меховой мастерской. После развода потерял все свое имущество, поскольку документы были оформлены на супругу. Оказавшись без средств к существованию, вынужден жить в ночлежке и шить на заказ шапки.
  3. Сатин – сорокалетний мужчина, алкоголик, карточный игрок. Зарабатывает на жизнь тем, что ловко жульничает во время игры. Отсидел пять лет тюрьме за непреднамеренное убийство. Он защищал честь сестры, но случайно убил обидчика. Его единственным утешением являются воспоминания о том, как много книг он прочел в прошлом. Будучи образованным и неглупым человеком, он не хочет жить честной жизнью, поскольку не признает честные способы заработка.
  4. Лука – пожилой странник, случайный обитатель ночлежки. Интеллигентный, добрый, удивительно милосердный человек, который взял на себя миссию по утешению отверженных. Он каждому пытается помочь дельным советом, однако тем самым еще больше разжигает споры среди отщепенцев. Из рассказов Луки можно предположить, что он отбывал длительный тюремный срок, но затем совершил побег.
  5. Пепел (Василий) – молодой парень, вор, за плечами которого несколько тюремных сроков. Несмотря на нечестный образ жизни, имеет собственные моральные принципы. Мечтает выбраться из злополучной ночлежки, чтобы начать новую жизнь. Имеет непростые отношения с замужней Василисой, а затем и с Натальей. В итоге заканчивает плохо.
  6. Настя – молодая девушка, которая зарабатывает на жизнь своим телом. Отчаянно нуждается во внимании, и постоянно требует его, жалуясь на собственную жизнь. Находится в любовной связи с Бароном, давая ему деньги на алкоголь и молча снося его грубость и хамство.
  7. Барон – барон молодой привлекательный мужчина, спившийся из-за жизненных проблем. Не устает напоминать жителям ночлежки о своем высоком дворянском происхождении, благодаря которому он в свое время получил отличную должность чиновника. Однако его тяга к легким деньгам поставила крест на удачной карьере. Оказавшись в тюрьме по обвинению в растрате казенных средств, герой тут же лишился всего, чем обладал. К Насте, с которой находится в любовной связи, не испытывает никаких светлых чувств. Девушка нужна ему только для того, чтобы решать его бытовые проблема и регулярно давать деньги на выпивку.
  8. Анна – жена Клеща, тридцатилетняя женщина, страдающая чахоткой. Она тяжело больна уже в самом начале пьесы, и досаждает всем обитателям ночлежки своими стонами и хрипами. До самой последней минуты надеется, что Клещ опомнится, и будет с ней нежен и ласков. В итоге умирает в темном углу, так и не дождавшись проявления любви от мужа.
  9. Актер – мужчина лет сорока, страдающий алкоголизмом. Как и все герои, утешает себя воспоминаниями о былой жизни. Это справедливый и добрый человек, в котором еще остались хорошие качества. Однако Актер чрезмерно жалеет себя, и, как следствие, много пьет. Он пытается справиться со своей слабостью, и решает лечь в лечебницу для алкоголиков. Актер даже начинает копить деньги на лечение, но в итоге отчаяние берет над ним верх, и он кончает жизнь самоубийством.
  10. Костылев – владелец ночлежки, мужчина 54-ех лет, супруг Василисы. Самоутверждается за счет отверженных обитателей, в которых видит лишь способ своего заработка. Однако при этом лицемерен, пытается скрыться за маской доброты и благодушия. Уверен, что постояльцы должны быть безмерно благодарны ему за предоставленную крышу над головой. Подозревает Василису в интрижке с Пеплом, постоянно за ней следит. На деле же относится к жене и ее сестре Наташе не лучше, чем к обитателям ночлежки. Втайне ото всех скупает краденые вещи, которые продает ему Пепел. Погибает в драке от руки молодого вора.
  11. Василиса Карповна – молодая женщина, супруга Костылева. Злобная, завистливая, жадная женщина, которая во всем видит выгоду. Люто ненавидит старого мужа, и подбивает своего любовника Пепла убить его, обещая, что скроет его от тюрьмы. К младшей сестре Наташе испытывает лишь зависть и раздражение, отчего девушке постоянно достается.
  12. Наташа – младшая сестра Василисы, которая безропотно сносит все ее издевательства. Самый чистый и светлый персонаж пьесы. Старается помочь жителям ночлежки, которых искренне жалеет. Получает предложение от Пепла бежать, чтобы начать новую жизнь, но боится сделать решительный шаг. После смерти Костылева пропадает без вести.
  13. Квашня – сорокалетняя торговка пельменями, за плечами которой был неудачный брак. Муж-тиран люто бил ее в течение восьми лет, пока не скончался. По этой причине даже не задумывается больше о браке, но в итоге выходит замуж за полицейского Медведева, которого уже сама бьет из-за сильного пристрастия к алкоголю. Квашня – добрая, хозяйственная женщина, которая оказывает помощь жителям ночлежки.
  14. Медведев – мужчина пятидесяти лет, полицейский, родной дядя Василисы и Наташи. Зная о том, что Наташа терпит страшные унижения и побои от сестры, никогда не встает на ее защиту. Прекрасно уведомлен обо всех противозаконных махинациях Пепла и Костылева, но также предпочитает не вмешиваться. Испытывает нежные чувства к Квашне, и просит ее выйти за него замуж. В итоге он уговаривает женщину связать себя узами брака, но сам начинает пить, за что Квашня его немилосердно бьет.
  15. Алешка – пьющий молодой сапожник, глубоко разочарованный в жизни. Борется с тоской при помощи гармошки. Во время алкогольного опьянения становится буйным, из-за чего часто попадает в полицейский участок.
  16. Татарин – честный мужчин, ключник, который свято чтит букву закона. Не прочь сыграть в карты с Бароном и Сатиным, при этом всегда возмущаясь их жульничеством. В конце пьесы становится жертвой Кривого Зоба, который ломает ему руку.
  17. Кривой Зоб – темная личность, ключник, но, в отличие от Татарина, не такой честный и правильный. Также любит карточные игры, в которых находит утешение. Спокойно относится к жульничеству Барона и Сатина, и даже оправдывает шулеров.

Темы

Сюжет пьесы «На дне» только на первый взгляд может показаться простым и ясным. На деле произведение включает в себя множество острых тем, которые дают пищу для размышлений, заставляют переосмыслить жизненные ценности.

  1. Тема надежды является центральной в произведении. Она чувствуется в каждом диалоге, но ни один из героев не смеет открыто выражать ее. Они понимают, что очутились на дне по своей вине, и выбраться з этой западни практически невозможно. Однако в каждом персонаже все же теплится слабый огонек надежды на то, что жизнь изменится в лучшую сторону.
  2. Тема судьбы – одна из немаловажных тем в произведении, определяющая роль злого провидения в судьбах героев. Она является той неумолимой силой, которую невозможно ни изменить, ни направить в иное русло. Именно так считают обитатели ночлежки, которые даже не пытаются изменить свою судьбу. На самом деле у них нет ни сил, ни большого желания сделать это. Они смирились со своей горькой участью, и даже не пробуют сделать шаг навстречу светлому будущему. Возможно, таким образом автор хотел показать, что герои сами заслужили свою судьбу, ведь ни один из них не ничего не предпринимал, чтобы жить лучше.
  3. Тема смысла жизни красной нитью проходит через все произведение. Герои, оказавшиеся на самом дне, уже не видят никакого смысла в своем жалком существовании. Они оказались в топком смердящем болоте, которое все больше засасывало их, не давая никакой надежды на то, что что-то может измениться к лучшему. Герои пьесы утратили интерес  к жизни, которая превратилась для них в вереницу серых унылых будней. Лишь алкоголь способен на некоторое время осветить ее яркими красками. Именно по этой причине большинство героев  находят в нем утешение, и становятся алкоголиками.
  4. Тема правды и лжи является одним из важных философских вопросов, которые так любил ставить в своих произведениях Максим Горький. В уста героев он вкладывает собственные размышления по этому поводу. Он полагает, что только в истине кроется ключ к спасению Богом забытых отщепенцев. Однако вместе с тем предлагает не замечать правду, пусть и горькую, смотреть на мир сквозь призму собственных иллюзий. Так, безусловно, проще, однако привычка ко лжи и лицемерию отравляют сознание человека, не дают ему реально оценивать действительность. Так что же выбрать – путь сладкой лжи или горькой правды? Ответ на этот вопрос каждый человек должен сам выбрать для себя.
  5. Тема любви и искренних чувств позволяет лучше понять характеры героев, их внутреннюю мотивацию. В таком страшном месте, как ночлежка для нищих, любовь вряд ли может надеяться на существование. Здесь царят лишь такие чувства как уныние, равнодушие, злоба, раздражение, чувство острой несправедливости судьбы. Герои оживляются лишь только во время бесконечных перебранок. Утрата интереса к жизни, оскудение лучших человеческих качеств приводит к тому, что жители ночлежки превращаются в животных, ничего не знающих о таких чувствах как любовь, милосердие, дружба.

Проблемы

Нравственные проблемы, затронутые Горьким в произведении, были актуальными в начале ХХ века, и при этом не перестают быть злободневными и сто лет спустя.

  1. Наиболее острой проблемой в произведении является перманентное состояние конфликта, в котором пребывают обитатели ночлежки. При этом они конфликтуют не только друг с другом, но и с самой жизнью. Между ними царит чувство непонимания и даже вражда, а вечные склоки, споры и перепалки не дают им успокоиться и попытаться прийти к спокойному сосуществованию под одной крышей. Ведь не секрет, что только благодаря взаимным компромиссам можно облегчить совместную жизнь: наладить общий быт, улучшить отношения, сделать жизнь более комфортной и приятной. Героев объединяет общая проблема, но они не способны решить ее совместными усилиями. Напротив – они делают все возможное, чтобы еще больше усугубить ее. Неадекватное восприятие жизни ведет к конфликту, которое неизменно приводит к разрушению как отдельно взятой личности, так и социума в целом. Обиженные на жизнь, герои выбирают путь бездействия, и просто плывут по течению, не делая попыток для создания иного будущего.
  2. «Истина или сострадание?» — другая, не менее важная проблема, затронутая в пьесе. Автор предлагает читателям выбор – посочувствовать горькой судьбе главных героев или же открыть им глаза на реалии жизни. В пьесе достаточно много персонажей, вызывающих неподдельную жалость. Кто-то страдает от психологического и физического насилия, кто-то умирает в тяжких муках, кто-то оказывается в плену страшных пороков. Казалось бы, жалость – это единственная реакция, которую вызывают эти люди. Но так ли на самом деле? Писатель предлагает каждому ответить на этот непростой вопрос. Отношение же самого Максима Горького выражается в монологе Сатина, в котором он очень четко указывает, на чьей он стороне.
  3. Одной из важных проблем в произведении является тема гуманизма, вернее, его полного отсутствия. Герои проявляют абсолютное равнодушие по отношению друг к другу. Особенно остро это проявляется в эпизоде с умирающей в муках Анной. Никто не обращает внимания на несчастную женщину, не пытается облегчить ее последние часы жизни. Та же история повторяется и с Наташей, вынужденной терпеть унижения и побои от старшей сестры. Создается впечатление, что люди, оказавшись на дне, настолько духовно зачерствели, что уже не способны проявлять нормальные человеческие чувства – теперь, словно в волчьей стае, каждый за себя! Такую жестокость по отношению к себе и близким можно объяснить скотским образом жизни, которую вынуждены вести герои. Бесконечные пьянки, драки и склоки усиливают разочарование в жизни. Утратив  смысл существования, люди морально разлагаются, утрачивают свой человеческий облик.
  4. Проблема безнравственности является вполне закономерной на фоне образа жизни, который ведут главные герои пьесы. Мошеннические картежные игры, продажа собственного тела, воровство, алкоголизм – все это является следствием нищеты и безысходности. Такое поведение является абсолютно типичным для всех тех, кто оказался на дне социума.

Смысл пьесы

Своим произведением Максим Горький хотел донести до читателей простую мысль – все люди, независимо от толщины кошелька и социального статуса, одинаковы и имеют равные права на жизнь и счастье. Отличие может заключаться лишь в характере и воспитании, благодаря которым проявляются особенности личности каждого из нас. В любой момент жизнь может обернуться так, что тот, кто еще вчера чувствовал себя любимчиком Фортуны, может оказаться на самом дне. И вот здесь кроется главное коварство – потеряв все ценности, утратив смысл жизни, человек перестает держать себя  в рамках, в нем просыпаются самые отвратительные черты и качества.

Главная мысль пьесы заключается в том, что жизнь – это страшная мясорубка, безжалостно перемалывающая людские судьбы. Она способна сломать даже самого сильного духом, сделав из него жалкое ничтожество, ожесточенное на весь мир и равнодушное к чужой боли. Виновным же в таком падении будет не только сам человек, но и все общество, которое вместо того, чтобы протянуть руку помощи, подло сделает подножку. Но не стоит жалеть тех, кто оказался на дне. В подавляющем большинстве случаев они сами виноваты в том, что оказались в таком положении. Их лень, равнодушие и порочность являются тем замкнутым кругом, из которого они попросту не хотят вырваться. Ведь гораздо проще обвинять во всех бедах судьбу, нежели самого себя.

Максим Горький дает очень четкую авторскую позицию. Он уверен, что жалость лишь еще больше развратит бедняка, усугубит его пороки. Ему нужно оказывать реальную помощь, а именно – предлагать работу, чтобы он мог честно трудиться и зарабатывать себе на жизнь. Только так можно выйти на новый уровень, изменить жизнь к лучшему. В этом и заключается философский смысл произведения. В противостоянии истинного и ложного гуманизма победа всегда будет за тем, кто не боится открыто  говорить правду, даже в ущерб себе. Независимость дается непростой ценой, а именно – с готовности преодолеть себя, свою лень и страхи.

Вывод

Пьеса «На дне» задумана таким образом, чтобы каждый читатель смог сделать свой собственный вывод. Она не предлагает готовых ответов, но помогает понять истину – чтобы чего-то добиться, нужно неустанно трудиться и, прежде всего, над самим собой. Нужно не поддаваться упадническому настроению, отгонять унылые мысли о том, что что-то может не получиться. Только вера в себя и труд способны сделать жизнь лучше во всех смыслах.

На примере главных героев Максим Горький продемонстрировал, к чему может привести инфантильность и равнодушие. Независимо от пола, внешности и рода занятий, все персонажи оказались на дне жизни только потому, что не сопротивлялись негативным переменам, а безоговорочно принимали свою участь как данность. Проблемы даются человеку для того, чтобы он преодолевал их, и при  этом становился более сильным и уверенным в себе. Обитатели ночлежки считают иначе. Они ждут, когда счастье и благополучие свалятся на них, словно манна небесная, а сами же не готовы делать что-то толковое для улучшения качества жизни.

Критика

Пьеса Максима Горького «На дне» стала тем знаковым произведением в творчестве писателя, которая еще больше прибавили ему популярности, закрепив славу борца за социальную справедливость.

Горький прекрасно разбирался в данной теме, поскольку ему самому довелось хлебнуть немало невзгод, преодолеть множество испытаний на своем жизненном пути. Будучи выходцем из простой семьи, сиротой, писатель отлично разбирался в насущных проблемах простонародья.

Произведения Максима Горького всегда производили сильное впечатление на публику, никого не оставляя равнодушным. Он стал популярным писателем еще при жизни: среди прогрессивно мыслящей публики было модным читать его произведения, посещать театральные выступления на основе его творений. Максим Горький работал в непростое время, когда в России зарождался и с каждым годом все более усиливался дух противостояния разных социальных слоев, недовольство действующей властью приобретало поистине огромный масштаб. Монархия уже не удовлетворяла потребности народа, и общество было готово к серьезным переменам. Именно поэтому произведения Горького, в которых он поднимал насущные проблемы, так были популярны в начале ХХ столетия. Одной из таких работ и стала пьеса «На дне», которая очень точно и метко показывала обществу те проблемы, который существовали в социуме и никак не решались. Благодаря писательскому таланту Горького все персонажи пьесы поражают воображение колоритностью образов и вместе с тем пугающей реальностью. Возможно, именно поэтому произведение не перестает быть востребованным и интересным для публики вот уже более ста лет.

Пьеса М. Горького «На дне» была написана в начале 20 века, накануне революционных событий в России. В ней автор изобразил всю грязную правду жизни людей того времени, тех, кому не посчастливилось оказаться на самом «дне». Обитатели ночлежки, где происходят все описываемые события, потеряли последнюю надежду на нормальную жизнь, поэтому всё, что им осталось – это философские рассуждения о предназначении человека и несправедливости окружающего мира.

«Спасительная» ложь Луки

Человек и правда в пьесе м горького на дне итоговое сочинение

Иллюстрация С. Гонкова

Вопрос о жестокой правде встаёт тогда, когда среди этих людей появляется странник Лука. Он пытается успокоить их, подарить им надежду. Но для этого ему приходится использовать спасительную ложь. Лука обманывает людей не со зла, а для того чтобы они не потеряли веры в лучшее будущее. Однако его утешительная ложь на некоторых людей действовала губительно.

Так, к примеру, он соврал Актёру, что в другом городе находится лечебница, где совершенно бесплатно лечат алкоголиков. И для того чтобы туда попасть, нужно просто найти деньги на дорогу. Актёр воодушевился этой идеей, начал откладывать деньги, стал меньше пить. Но, когда Лука исчез, все его надежды разбились, и он, не выдержав потрясения, наложил на себя руки.

А умирающая Анна поверила Луке, который убедил её, что на том свете её ждёт прекрасная жизнь, намного лучше, чем здешнее существование. В итоге, его слова возымели обратное действие. В Анне проснулось неуёмное желание жить, ведь можно ещё побыть здесь, если финал в любом случае будет хорошим. Именно с этим желанием ей и приходится умереть.

Жестокая правда Сатина

Оппонентом Луки в этом вопросе становится Константин Сатин – шулер и картежный мошенник, а в прошлом – умный, образованный человек. Он считает, что людям необходимо знать даже жестокую правду, любая ложь, по его мнению, лишает их свободы.

В конце пьесы звучит монолог Сатина о сильном и гордом человеке. В этом монологе он осуждает ложь, утверждая, что она уготована для рабов, лишь правда – удел свободного человека, по его мнению. Сатин понимал, что Лука врал обитателям ночлежки только из жалости. Тем не менее, эта позиция была для него неприемлемой.

К сожалению, все возвышенные высказывания Сатина о человеке не имеют никакого подтверждения. Его собственная жизнь говорит об обратном. Ведь он добровольно опустился на дно, не было никаких способствующих этому обстоятельств. А главное – он даже не пытается что-нибудь изменить, для того чтобы выбраться из этих ужасных условий. Сатин плывёт по течению, не думая о завтрашнем дне. Гораздо легче спиваться и не строить никаких планов, чем бороться за своё место под солнцем. Такова настоящая правда его жизни.

М. Горький не дал в пьесе однозначного ответа на вопрос о правде и лжи. Он оставил финал открытым, позволяя читателям самим сделать выводы.


Центральная идея пьесы М. Горького «На дне» — спор о человеке, и о том, что ему нужнее: красивая ложь или жестокая правда. С этими понятиями автор связывает две идеологии, которые можно трактовать по-разному. Лука говорит о жалости и сострадании, он призывает смириться с жизненными трудностями, используя ложь во спасение. А Сатин убежден, что нельзя бояться смотреть правде в глаза, нужно реально оценивать своё положение, для того чтобы суметь отстаивать свои права. Кто же на самом деле прав? Сатин или Лука? Какая идеология правильна, а какая ложна?

Жизненная позиция Луки

Человек и правда в пьесе м горького на дне итоговое сочинение

Лука. Иллюстрация

Лука мог подобрать доброе слово для каждого обитателя ночлежки. Пеплу он с упоением рассказывает о счастливой жизни в Сибири, Актёру – о бесплатной лечебнице, где способны вылечить от алкоголизма. Даже для смертельно больной Анны странствующий старик смог подобрать нужные слова. Он говорил ей о том, что после смерти её ждёт долгожданный отдых, покой и умиротворение. В основе его жизненной позиции лежит утешительная ложь, это и есть правда его жизни.

Однако Лука не в силах был что-нибудь изменить в судьбах обитателей ночлежки, он просто дарил им ложные надежды, которым не суждено было сбыться. Он относился к этим людям, как к обречённым, а его ложь лишала окружающих желания бороться за своё будущее.

Жизненная позиция Сатина

Совершенно другая жизненная позиция была у Сатина. Он – карточный шулер, мошенник, который не боится ни жизни, ни смерти. Несмотря на своё низкое положение, он продолжает ценить свободу, считая себя не отверженным, а независимым от обстоятельств.

Сатин представляет себя настоящим борцом за истину. Он не меньше Луки переживает о судьбе обитателей дна, и пытается облегчить их страдания, но не видит смысла в утешении при помощи ложных надежд. Наибольшей ценностью в жизни Сатин считал самого человека, а всё остальное – это дело человеческих рук и силы мысли. Именно поэтому, по его мнению, необходимо было уважать человека, а не жалеть, унижая тем самым его достоинство.

Правда и ложь

Правду мы слышим из уст Сатина, а лжёт окружающим Лука. Сатин очень чувствительно относится к любой несправедливости в жизни, после того, как побывал на каторге в Сибири. Он считал себя правым, потому что защитил сестру, но у общества было своё мнение относительно этого поступка. Именно поэтому Сатин не может принять речи Луки, он убеждён в том, что люди имеют право знать правду, насколько бы жестокой она не была.

Многие считают Сатина бездушным, потому что он говорит то, что людям неприятно слышать. Но он делает это, чтобы не давать ложной надежды, которая может больно ранить человека. Он знает, что никто не сможет помочь Анне, и ничто не заставит Актёра завязать с выпивкой. По его мнению, для того чтобы перестать быть рабом, необходимо трезво взглянуть на жизнь, взять на себя ответственность за содеянное. Вопрос заключается в другом: могут ли обитатели ночлежки изменить своё положение? Далеко не все, тогда вряд ли им нужно знать такую правду. Но и ложь Луки помогает только вначале, а потом люди понимают, что ничего не изменится.

Сам автор не принимает ни одну из позиций, но и не осуждает ни Луку, ни Сатина. Возможно, таким образом, М. Горький хотел показать, что в жизни важна золотая середина, ведь ложь и правда – это одно целое, по отдельности эти понятия существовать не могут.


Пьеса М. Горького «На дне» — социально-философская драма. Одним из главных философских вопросов произведения является вопрос о правде и лжи. Что нужнее человечеству? Что нужнее героям Горького?

Правда и Ложь

Правда и ложь, как две стороны одной медали, — неразделимы. Столкновение этих понятий зачастую составляет основу многих литературных, да и жизненных конфликтов. Не исключение и пьеса «На дне», где автор противопоставляет различные взгляды на жизнь двух главных героев – старца Луки и шулера, бывшего телеграфиста Сатина.

Грязная, душная ночлежка приютила несколько человек, потерявших все в жизни – работу, семью, доброе имя. В тяжелых условиях безнадежности люди теряют еще и веру в лучшее и все глубже тонут в бездне брани, унижения и разврата.

«Ложь» Луки

Неожиданно в их жизнь входит праведный странник Лука. Он напоминает этим людям, что можно общаться иначе – ласковым, добрым словом обращается к ним. К каждому пытается он найти подход, каждого утешить и приголубить. Но все его милосердие и доброта основаны на лжи!

Он лжет Актеру о лечебницах для больных алкоголизмом, где ему укрепят организм и наставят на правильный путь. Ваське Пеплу он рассказывает о возможности хорошо заработать в Сибири. Насте, девушке легкого поведения, он обещает встречу с настоящей любовью. Анне сулит райское блаженство после смерти. Души потерянных людей словно отогреваются, они оживают, начинают мечтать, надеяться, верить…

Но оправдано ли такое отношение? Ведь Лука заранее уверен, что эти люди неспособны ничего изменить, что они никчемные, опустившиеся, слабые, недостойные уважения. Иначе Лука, будучи тонким психологом, постарался бы найти нечто такое в душе каждого, что смогло бы им помочь реально. Недаром имя старца часто соотносят с Лукавым – искусителем.

Своей ложью старик лишь на время усыпил бдительность людей. Он окунул их в бездну выдумок и иллюзий. И вот для героев настало время открывать глаза на действительность. Когда Лука в самый ответственный момент для ночлежников исчезает в неизвестном направлении, Васька Пепел попадает в тюрьму, судьба Натальи загублена. Актер, поверивший в сказки странника, узнав правду, кончает жизнь самоубийством.

Правда «Сатина»

Противником Луки выступает Сатин – обитатель ночлежки, знающий о бытности каждого ее жителя не понаслышке. Он не одобряет вранья Луки, хотя в какой-то момент оправдывает его мотивы. Сам же Сатин убежден – правда – вот то единственное, что способно помочь человеку сделать рывок и изменить сложившуюся ситуацию. Для него сам «Человек» и есть правда, он верит в безграничные возможности человечества, так как «Бог умер!», и людям больше не на что надеяться.

Какая позиция ближе М. Горькому? Сложно сказать. Он явно не принимает ложного гуманизма Луки, но и в Сатине не видит истинного революционера. Возможно, именно противопоставление таких мега-понятий как «правда» и «ложь» и выявляет противоречивость натуры самого автора.

Заключение

Я думаю, что для человечества все же важнее правда. Главная проблема в пьесе «На дне» заключается не в правильности позиций героев, а в самих людях. Ведь с появлением Луки или с его исчезновением, с пропагандой Сатина или без нее, герои все равно ничего не изменят в своей жизни. Все, что происходит вокруг нас – дело наших собственных рук! В этом и есть главная правда пьесы М. Горького «На дне».

Даниил Романович | Просмотров: 12.1k | Оценить:

  • Человек вещь сочинение бесприданница
  • Человек везде хозяин теперь ты ничего бояться не будешь это строки из сказки
  • Человек венец природы сочинение обществознание 8 класс
  • Человек есть существо многоэтажное сочинение
  • Человек и история в литературе 18 века сочинение 8 класс недоросль по плану