элективный курс по литературе 11 класс подготовка к егэ по литературе 2021

галиуллина ильзия шамилевна

Элективный курс «Подготовка к итоговому сочинению по литературе в

11-м классе» предназначен для учащихся одиннадцатого класса, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное сочинение по литературе, являющееся одним из условий допуска к сдаче ЕГЭ. Одна из главных целей творческой работы – мотивировать учеников на чтение, пробудить в них интерес к литературе как к предмету.

В целом письменная работа по литературе (сочинение) позволяет выявить и оценить не только уровень литературной компетенции, но также определить уровень речевых, коммуникативных умений, степень личностного развития, социальную зрелость. Все это объясняет, почему сочинение по литературе остается одним из сложных учебных заданий, почему многие учащиеся испытывают значительные затруднения при самостоятельной работе над текстом творческой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Элективный курс 80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением

Отдельных предметов с. Большой Кукмор»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Элективный курс для учащихся

11-х классов по теме

«Подготовка к итоговому сочинению

По литературе в 11 классе»

Галиуллина Ильзия Шамилевна,

Учитель русского языка и литературы,

Первой квалификационной категории

Элективного курса по литературе

« Подготовка к итоговому сочинению по литературе в 11 классе»

Элективный курс «Подготовка к итоговому сочинению по литературе в

11-м классе» предназначен для учащихся одиннадцатого класса, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное сочинение по литературе, являющееся одним из условий допуска к сдаче ЕГЭ. Одна из главных целей творческой работы – мотивировать учеников на чтение, пробудить в них интерес к литературе как к предмету.

Сочинение по литературе как форма итоговой аттестации отражает современные подходы к постановке целей литературного образования. Данный вид работы предполагает самостоятельное осмысление изученных произведений и выявляет как языковое (и шире – речевое), так и общее интеллектуальное развитие учащихся. По словам Д. Ливанова: «…самый главный результат, который мы ожидаем увидеть…- это повышение интереса детей к изучению литературы в школе, чтению, их способности формулировать мысль, аргументы».

В сочинении на литературную тему ярко проявляется творческий компонент, заключающийся в первую очередь в осознанной деятельности по анализу литературного материала. В этой деятельности пишущий сочинение имеет безусловное право на предъявление собственной трактовки темы, на личностную позицию по отношению к произведению и его автору и т. д. Однако учебный компонент, содержащийся в сочинении наряду с творческим, выдвигает серьезное требование к предъявлению собственной интерпретации литературного материала. Обосновать личную позицию автор сочинения может только после выполнения значительной работы на уровне осведомленности. Это предполагает эрудированность, начитанность в области художественной литературы, глубину освоения идейно-художественного своеобразия содержания произведений, достаточный уровень владения литературоведческими понятиями.

В целом письменная работа по литературе (сочинение) позволяет выявить и оценить не только уровень литературной компетенции, но также определить уровень речевых, коммуникативных умений, степень личностного развития, социальную зрелость. Все это объясняет, почему сочинение по литературе остается одним из сложных учебных заданий, почему многие учащиеся испытывают значительные затруднения при самостоятельной работе над текстом творческой работы.

Итак, чего ждут от обучающихся на итоговом сочинении?

Умения рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме одного из предложенных тематических направлений. Вы должны будете:

• выбрать одну тему;

• выбрать литературный материал (одно или несколько произведений — количество не важно, важна глубина раскрытия темы), наиболее подходящий для раскрытия темы;

• сформулировать свою точку зрения;

• аргументировать свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках выбранной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (по

• продумать композицию сочинения;

•грамотно оформить его (кстати, вам разрешается пользоваться орфографическим словарём).

Работа школьников оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация и привлечение литературного материала; композиция; качество письменной речи; грамотность. Два первых критерия из этого списка являются обязательными. Чтобы получить «зачёт» помимо них нужно выполнить ещё как минимум один критерий.

Цель данной программы :

Помочь обучающимся обобщить знания по литературе, в том числе и по вопросу написания сочинения на литературную тему; завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей, совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и итоговому сочинениям.

Задачи элективного предмета:

    помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению по литературе; совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения, сочинения-эссе; формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью; совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей; совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений; формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст. владеть навыками речевого оформления письменной работы с использованием средств выразительности.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по литературе, направлена на создание условий для реализации деятельностного подхода к изучению литературы. В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программы у учащихся в процессе изучения данного элективного предмета совершенствуются и развиваются коммуникативные, интеллектуальные, информационные. Организационные умения и навыки.

Программа рассчитана на 34 часа

Контроль знаний и умений осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Чтобы не увеличивать нагрузку обучающихся 11 класса, целесообразно осуществлять преподавание элективного предмета «Подготовка к итоговому сочинению по литературе в 11 классе» без домашнего задания.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся

— понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;

— знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;

— уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературном процессе, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;

— хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

— самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.

-знать теоретико-литературные понятия;

-классифицировать сочинений по проблематике, тематике и жанрам, определять своеобразие жанров, зависимость структуры сочинения от его типа;

— анализировать творческие образцы сочинений различных жанров;

— создавать сочинения определённой тематики в соответствии с требованиями;

— аргументировать, привлекая материал художественных произведений, выражать собственную позицию;

— осуществлять речевое оформления собственных работ;

— уместно употреблять средства художественной выразительности;

-редактировать собственные сочинения.

Программа базируется на учебно-методических материалах по литературе, русскому языку и анализе результатов написания сочинения предыдущего года

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.

Формы проведения занятий: урок-лекция, урок-практикум, урок исследование.

Категория учащихся, на которую рассчитан курс

Данная программа разработана для обучающихся 11 класса

1.Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания.

2. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.

4. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.

5. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.

6. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Развёрнутый план работы рад сочинением.

7. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.

8.Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения.

9.Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности.

10.Редактирование текста сочинения

Система форм контроля уровня достижений обучающихся:

промежуточный контроль – сочинение – рассуждение по одной из предложенных тем; итоговый контроль – сочинение — эссе, сочинение-рассуждение.

Контроль знаний и умений осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Чтобы не увеличивать нагрузку обучающихся 11 класса, целесообразно осуществлять преподавание элективного предмета «Подготовка к итоговому сочинению по литературе в 11 классе» без домашнего задания.

галиуллина ильзия шамилевна

Элективный курс «Подготовка к итоговому сочинению по литературе в

11-м классе» предназначен для учащихся одиннадцатого класса, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное сочинение по литературе, являющееся одним из условий допуска к сдаче ЕГЭ. Одна из главных целей творческой работы – мотивировать учеников на чтение, пробудить в них интерес к литературе как к предмету.

В целом письменная работа по литературе (сочинение) позволяет выявить и оценить не только уровень литературной компетенции, но также определить уровень речевых, коммуникативных умений, степень личностного развития, социальную зрелость. Все это объясняет, почему сочинение по литературе остается одним из сложных учебных заданий, почему многие учащиеся испытывают значительные затруднения при самостоятельной работе над текстом творческой работы.

По литературе в 11 классе»

Скачать:

В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программы у учащихся в процессе изучения данного элективного предмета совершенствуются и развиваются коммуникативные, интеллектуальные, информационные.

picture 965696 1509288885Nsportal. ru

12.03.2019 1:54:02

2019-03-12 01:54:02

ЕГЭ по литературе выбирают выпускники, решившие поступать на гуманитарные факультеты. Это сложный экзамен, для успешной сдачи которого нужно прочесть большой объем лирических и прозаических произведений. Поэтому подготовку нужно начинать как можно раньше, желательно с начала 10 класса.

Структура экзамена

На выполнение работы отводится 235 минут. За это время нужно решить 17 заданий, разбитых на две части.

Часть I. В нее включены задания по анализу текстов. Первые 9 – это фрагменты эпических, лироэпических или драматических произведений. Из них с 1-го по 7-й с кратким ответом, а 8 и 9 с ответом от 5-ти до 10-ти предложений.

При решении с 10-го по 16-е заданий потребуется рассмотреть лирические произведения. На тесты с 10-го по 14-й необходимо дать краткий ответ. Задания 15,16 потребуют развернутого обоснования.

Часть II. В этом блоке всего одно задание – 17-е. При ответе на него требуется выбрать один из четырех вопросов и написать по нему сочинение.

С чего начать подготовку к ЕГЭ по литературе?

Просмотрите кодификатор ФИПИ по данному предмету. Выделите прочитанные вами произведения и теоретические понятия, которыми вы полностью владеете.

После этого, приступайте к изучению остального материала. Чтение будет продуктивным, если выбудете последовательно изучать творчество каждого автора. В этом случае вы сможете проследить изменения в произведениях, продиктованные историческими переменами.

Также советуем завести литературный словарь и дневник чтения. В первый будете записывать определения и термины. Например, что такое рефрен, аллегория, олицетворение и т. д. В дневник фиксируйте сюжет, имена героев, основную идею книги. Эти записи пригодятся вам в будущем, когда до экзамена останется совсем мало времени.

Хорошо усваивать материал помогают таблицы и схемы. В них можно отображать различие литературных жанров, разнообразие стихотворных размеров и другую учебную информацию.

Решение практических заданий

После наработки теоретической базы, приступайте к практике. Примеры тестов вы можете взять на нашем сайте. Сначала отвечайте на задания с краткими ответами. Здесь вам пригодятся ваши знания терминологии, умение сравнивать литературные течения, жанры.

Далее приступайте к вопросам, на которые нужен развернутый ответ. Отвечайте на них без отвлечений, только по существу, можно цитировать авторов.

После этого следует написание сочинения. Это задание потребует навыка выстраивать композицию, состоящую из вступления, основной части и заключения. Наработать его можно, регулярными тренировками. Чем больше вы напишите в процессе подготовки к ЕГЭ по литературе, тем увереннее будете чувствовать себя на экзамене.

После наработки теоретической базы, приступайте к практике. Примеры тестов вы можете взять на нашем сайте. Сначала отвечайте на задания с краткими ответами. Здесь вам пригодятся ваши знания терминологии, умение сравнивать литературные течения, жанры.

С чего начать подготовку к ЕГЭ по литературе?

Просмотрите кодификатор ФИПИ по данному предмету. Выделите прочитанные вами произведения и теоретические понятия, которыми вы полностью владеете.

После этого, приступайте к изучению остального материала. Чтение будет продуктивным, если выбудете последовательно изучать творчество каждого автора. В этом случае вы сможете проследить изменения в произведениях, продиктованные историческими переменами.

Также советуем завести литературный словарь и дневник чтения. В первый будете записывать определения и термины. Например, что такое рефрен, аллегория, олицетворение и т. д. В дневник фиксируйте сюжет, имена героев, основную идею книги. Эти записи пригодятся вам в будущем, когда до экзамена останется совсем мало времени.

Хорошо усваивать материал помогают таблицы и схемы. В них можно отображать различие литературных жанров, разнообразие стихотворных размеров и другую учебную информацию.

Хорошо усваивать материал помогают таблицы и схемы. В них можно отображать различие литературных жанров, разнообразие стихотворных размеров и другую учебную информацию.

С чего начать подготовку к ЕГЭ по литературе?

Отвечайте на них без отвлечений, только по существу, можно цитировать авторов.

Examer. ru

10.08.2020 11:25:30

2020-08-10 11:25:30

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по литературе».

Пояснительная записка.

Программа элективного курса рассчитана на повторение теоретико-литературного материала по темам, проверяемым на экзамене, на формирование умения выполнять задания в формате ЕГЭ, на совершенствование навыков связной письменной речи школьников. Курс «Подготовка к ЭГЭ по литературе» адресован учащимся 11 класса, планирующим сдавать экзамен по литературе в формате ЕГЭ.

Основной Целью курса является подготовка учащихся к выполнению заданий с кратким ответом и формирование умений и навыков построения текста. Программа составлена согласно требованиям Стандарта образования по предмету «Литература».

На каждом занятии ведется систематическое углубленное повторение курса литературы, ориентированное на задания ЕГЭ, учащиеся повторяют сведения по теории литературы, анализируют литературные произведения, рассматривают варианты заданий.

формирование умения анализировать художественное произведение и эпизод эпического и драматического произведения;

-систематизация и актуализация знаний учащихся по теории и истории литературы;

-формирование навыка создания текста с развернутым ответом на вопрос ограниченного объема;

-развитие умения писать полноформатное развернутое сочинение на литературную тему;

-развитие навыков работы со справочной литературой;

-формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение учащимися итоговой аттестации.

Основные требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

-образную природу словесного искусства;

-содержание изученных литературных произведений;

-основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20 века, этапы их творческой эволюции;

-историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

-основные теоретико-литературные понятия.

Учащиеся должны уметь:

-анализировать и интерпретировать литературное произведение с учетом его жанровой принадлежности, используя сведения по теории и истории литературы;

-обосновывать связь предложенного для анализа текста с другими произведениями по указанным в заданиях аспектам сопоставления;

-определять роль и место эпизодов в общей структуре произведения, раскрывать сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста;

-обобщать свои наблюдения с выходом в литературный контекст;

— выделять в художественном тексте стилистические фигуры, художественно-выразительные средства, сатирические приемы;

-определять значение художественных средств в изображении героев и событий;

-выявлять авторский замысел и различные средства его воплощения, характеризовать литературного героя, определять мотивы его поступков;

-ориентироваться в литературных течениях и направлениях;

-создавать связный текст на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка.

Программа рассчитана на 68 часов (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе).

Содержание курса.

Тема 1. Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве». Историческая основа произведения, образная система, проблематика, композиция, основные сюжетные линии, поэтика, главная идея.

Тема 2. Литература 18 века . Характеристика русской литературы 18 века. Д. И. Фонвизин. Классицизм: возникновение, черты и появление в русской литературе. Пьеса «Недоросль». Конфликт комедии и ее историческая основа.

Г. Р. Державин . Стихотворение «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. Оценка своей роли в поэзии.

Тема 3. Литература первой половины 19 века. В. А. Жуковский. Стихотворение «Море». Баллада «Светлана». Черты романтизма в поэзии В. А. Жуковского.

А. С. Грибоедов . Пьеса «Горе от ума». Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое значение образов комедии. Особенности композиции произведения.

А. С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «Я помню чудное мгновенье», «19 октября («Роняет лес багряный свой убор»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»), «Вновь я посетил». Основные темы лирики поэта. Путь от романтизма к реализму.

А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Жизненный путь героя, формирование характера. Нравственная красота Маши Мироновой. Значение образа Савельича. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в произведении.

А. С. Пушкин . Поэма «Медный всадник». Социально-философские проблемы. Диалектика взглядов А. С. Пушкина на историю России. Образ Петра Первого в поэме.

А. С. Пушкин . Роман «Евгений Онегин». Пушкинская эпоха в романе. Духовные искания главного героя произведения. Нравственный идеал поэта. Жанровые особенности романа. Автор на страницах произведения.

М. Ю. Лермонтов . Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива», «Дума», «Поэт»(«Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную»…), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Родина», «Сон»(«В полдневный жар в долине Дагестана»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Основные мотивы лирики Лермонтова. Лирический герой Лермонтова.

М. Ю. Лермонтов . Поэма «Песня про…купца Калашникова». Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Проблема защиты чести и человеческого достоинства в поэме.

М. Ю. Лермонтов . Поэма «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Особенности композиции поэмы. Роль пейзажа в произведении. Жанр романтической поэмы.

М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Смысл названия романа, роль композиции в раскрытии характера Печорина и главной идеи романа. Печорин и другие герои романа. Психологизм в произведении Лермонтова. Художественные особенности романа.

Н. В. Гоголь . Пьеса «Ревизор». «Ревизор» как социальная комедия. Разоблачение пороков в пьесе. Приемы сатирического изображения. Особенности композиции произведения.

Н. В. Гоголь . Повесть «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

Н. В. Гоголь . «Мертвые души». Жанр, сюжет. Способы создания типических характеров в поэме. «Живая Русь» в поэме. Своеобразие языка Гоголя.

Тема 4. Литература второй половины 19 века.

А. Н. Островский . Пьеса «Гроза». Система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта пьесы. Смысл названия произведения.

И. С. Тургенев . Роман «Отцы и дети». Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов произведения. Базаров-герой своего времени. Духовный конфликт героя. «Отцы» и «дети» в романе.

Ф. И. Тютчев . Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», « Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое…»), «Природа-сфинкс. И тем она верней…». Философский характер лирики Тютчева. Человек и природа в поэзии. Любовная лирика Тютчева Особенности поэтики Тютчева.

А. А. Фет . Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую», «Вечер», «Учись у них-у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь». Основные мотивы лирики Фета. Фет как мастер реалистического пейзажа. Особенности поэтики.

И. А. Гончаров . Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика романа. Система образов произведения. Диалектика характера Обломова. Авторская позиция и способы ее выражения. Особенности композиции.

Н. А. Некрасов . Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия», («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…». Гражданская лирика Некрасова. Поэзия Некрасова как воплощение страданий и дум народа. Поэтическое творчество как служение народу. Тема любви в лирике поэта.

Н. А. Некрасов . Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел и композиция. Многообразие крестьянских типов. Образы народных заступников. Сатирические образы в поэме. Фольклорные традиции. Особенности языка поэмы.

М. Е. Салтыков-Щедрин . Сказки. Темы и проблематика сказок. Сатирическая направленность. Художественное своеобразие.

М. Е. Салтыков-Щедрин . «История одного города». Замысел произведения, проблематика, композиция, особенности жанра. Образы градоначальников. Гротеск, эзопов язык как средство изображения действительности.

Л. Н. Толстой . «Война и мир». Роман-эпопея как жанр. Композиция произведения и особенности стиля. Проблематика романа-эпопеи. Система образов. «Мысль народная» и «мысль семейная» в произведении. Народ и личность-одна из главных проблем романа-эпопеи. Путь духовных исканий главных героев. Истинный и ложный патриотизм. Психологизм прозы Л. Н. Толстого. Поэтика романа-эпопеи.

Ф. М. Достоевский . «Преступление и наказание». Особенности жанра. Образ Петербурга в романе. Система образов произведения. Проблематика. Теория Раскольникова. Причины преступления героя. Библейские мотивы в произведении. Художественные особенности произведения. Полифонизм романа.

Н. С. Лесков . Произведение по выбору учащихся. Грешники и праведники в произведениях Лескова. Проблема русского национального характера в произведениях писателя.

Тема 5. Из литературы конца 19-начала 20 в.

А П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон». Темы и проблематика рассказов. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали. Лаконизм повествования.

А. П. Чехов . Пьеса «Вишневый сад». Особенности жанра. Система образов произведения. Нравственные и социальные проблемы пьесы. Особенности драматического конфликта. Символический смысл образа вишневого сада. Новаторство Чехова-драматурга.

Тема 6. Литература первой половины 20 в.

И. А. Бунин . Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». «Вечные» темы в рассказах Бунина. Осуждение бездуховности существования. Тема любви в творчестве Бунина. Психологизм прозы Бунина. Своеобразие художественной манеры писателя.

А. М. Горький . Рассказ «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа. Романтический пафос произведения.

А. М. Горький . Пьеса «На дне». «На дне» как социально-философская драма. Своеобразие драматического конфликта в произведении. Вопрос о правде в пьесе. Смысл названия произведения. Новаторство Горького—драматурга.

А. А. Блок . Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвиге, о славе…», «О, я хочу безумно жить…». Темы и образы поэзии Блока. Блок и символизм. Идеал и действительность в поэзии Блока. Тема родины. Лирический герой поэзии Блока.

А. А. Блок . Поэма «Двенадцать». Поэт и революция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Особенности композиции произведения. Основные образы. Художественные особенности поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении.

В. В. Маяковский . Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Ранняя лирика Маяковского. Маяковский и революция. Тема любви в лирике Маяковского. Тема поэта и поэзии. Сатирические произведения. Новаторство поэта.

В. В. Маяковский . Поэма «Облако в штанах». Образ лирического героя в поэме. Идейно-художественное своеобразие поэмы.

С. А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная. », «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Народно-поэтическая основа поэзии Есенина. Сквозные образы в поэзии. Тема Родины в лирике Есенина. Связь природы и человека. Любовная лирика Есенина. Философские мотивы в поэзии. Богатство поэтического языка.

М. И. Цветаева . Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое-птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов-как семь колоколов. » (из цикла «Стихи о Москве»). Трагичность поэтического мира Цветаевой. Образ лирического героя. Основные темы творчества Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. Исповедальный характер поэзии Цветаевой.

О. Э. Мандельштам . Стихотворения: « Notre Dame », «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

А. А. Ахматова . Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Психологизм лирики Ахматовой. Гражданственность и патриотизм поэзии. Тема любви в поэзии Ахматовой. Ахматова о поэте и поэзии.

А. А. Ахматова . Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия произведения. Библейские мотивы в поэме. Проблема исторической памяти. Своеобразие жанра и композиции поэмы.

М. А. Шолохов . Роман «Тихий Дон». Широта эпического повествования в произведении. Судьба Григория Мелехова-путь поиска жизненной правды. Человек и история в романе. Женские образы. «Мысль семейная в произведении». Художественное своеобразие романа-эпопеи.

М. А. Шолохов . Рассказ «Судьба человека». Смысл названия произведения. Композиция рассказа. Образ главного героя. Автор и рассказчик в произведении. Проблема нравственного выбора. Художественное своеобразие произведения.

М. А. Булгаков . Роман «Белая гвардия». Изображение исторических событий в произведении. Система образов. Авторская позиция. Жанр и композиция. Нравственные проблемы романа. Образ Дома в произведении.

М. А. Булгаков . Роман «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция произведения. Реальность и фантастика в романе. Многоплановость повествования. Нравственные проблемы произведения. Мастер и Маргарита. Булгаков-сатирик. Судьба художника в романе.

А. Т. Твардовский . Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…». Основные темы лирики Твардовского. Искренность исповедальной интонации поэта. Традиции и новаторство поэзии Твардовского. Художественное своеобразие поэзии Твардовского.

А. Т. Твардовский . Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»). Правда о войне в поэме. Образ главного героя. Идейно-художественное богатство поэмы. Героика и юмор в поэме. Композиция и язык произведения.

Б. Л. Пастернак . Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать. », «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных-тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль». Философский характер лирики Пастернака. Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Человек и природа. Любовная лирика поэта. Образ лирического героя.

Б. Л. Пастернак . Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). Жанр и композиция. Соединение эпического и лирического начала в романе. Образ главного героя. Связь цикла «Стихотворения Юрия Живаго» с проблематикой произведения.

А. П. Платонов . Одно произведение (по выбору экзаменуемого). Герои Платонова. Пафос и сатира в произведениях писателя. Своеобразие языка и стиля.

А. И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Философский смысл произведения. Нравственная проблематика рассказа. Судьба русской женщины. Матрена как праведница земли Русской. Художественное своеобразие произведения.

А. И. Солженицын . Повесть «Один день Ивана Денисовича». Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Образ главного героя. Проблема русского национального характера в произведении.

Тема 7. Литература второй половины 20 в.

Проза второй половины 20 века. Обзор с изучением не менее трех произведений по выбору. Военная тема в творчестве В. В. Быкова, В. С. Гроссмана, В. Л. Кондратьева и др. Нравственная проблематика и художественное своеобразие «городской» (А. Г. Битов, Ю. В. Трифонов и др.) и «деревенской» (Ф. А. Абрамов, В. И. Белов, В. М. Шукшин и др.) прозы. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев произведений. Гуманистический пафос прозы второй половины 20 века. Традиции русской классической литературы в прозе второй половины 20 века.

Поэзия второй половины 20 века . Темы, образы, идеи поэзии периода «оттепели» (Б. А. Ахмадулина, А. А. Вознесенский, Е. А. Евтушенко и др.). Роль авторской песни в развитии литературного процесса. Темы, идеи, образы поэзии второй половины 20 века. Основные направления поэзии, связь с традициями русской классической литературы.

Драматургия второй половины 20 века . Нравственная проблематика пьес А. Н. Арбузова, А. В. Вампилова, А. М. Володина, В. С. Розова. Конфликт, система образов в пьесах, своеобразие композиции.

Тематическое планирование

Изучаемый материал

Форма организации деятельности учащегося

Кол-во часов

Цели и задачи курса. Знакомство с демоверсией ЕГЭ по литературе.

Лекция с элементами беседы.

Роды и жанры литературы. «Слово о полку Игореве». История создания. Особенности жанра. Композиция. Тема, мотивы, символы. Сюжет. Главные герои. Выполнение заданий с кратким ответом.

Историко-литературный процесс. Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода драматического произведения.

Лекция с элементами беседы. Практикум.

Литературные направления и течения. Классицизм. Г. Р. Державин. Стихотворение «Памятник». Выполнение задания с развернутым ответом: сопоставительный анализ стихотворений.

Практикум. Интерпретация поэтического текста.

Романтизм в литературе. В. А. Жуковский. Стихотворение «Море». Баллада «Светлана». Выполнение задания с развернутым ответом: сопоставительный анализ стихотворений.

Авторская позиция. А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Организация материала сочинения при помощи плана.

Тема произведения. Лирика А. С. Пушкина. Выполнение задания с развернутым ответом: анализ лирического произведения.

Практикум. Интерпретация поэтических текстов.

Идея произведения. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Выбор темы сочинения. Осмысление темы.

Лекция с элементами беседы.

Сюжет произведения. А. С. Пушкин. «Медный всадник». Работа над выбором иллюстративного материала к сочинению.

Создание опорного конспекта.

Образ автора в произведении. А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Композиция сочинения. Разновидности вступления.

Лирический герой. М. Ю. Лермонтов. Лирика. Выполнение задания с развернутым ответом: сопоставительный анализ стихотворений.

Практикум. Анализ поэтических текстов

Средства создания художественного образа. М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова». Работа над теоретико-литературными понятиями, используемыми в сочинении.

Аналитическая беседа. Презентация.

Способы раскрытия романтического характера. М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». Романтический идеал М. Ю. Лермонтова. Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода лироэпического произведения.

Лекция с элементами беседы. Практикум.

Конфликт в литературном произведении. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Композиция сочинения. Как писать заключительную часть сочинения.

Система образов в художественном произведении. Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода драматического произведения.

Аналитическая беседа. Практикум.

Портрет в художественном произведении. Н. В. Гоголь. «Шинель». Тема «маленького человека» в русской литературе. Выполнение задания с развернутым ответом: анализ отрывка из повести «Шинель» с учетом связи данного произведения с другими по указанным аспектам сопоставления.

Роль детали в художественном произведении. Н. В. Гоголь. «Мертвые души». Задание с развернутым ответом: речевое оформление сочинения.

Речевая характеристика героя: диалог, монолог и др. А. Н. Островский. «Гроза». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода драматического произведения.

Аналитическая беседа. Практикум.

Язык художественного произведения. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода эпического произведения.

Аллитерация. Ассонанс. Ф. И. Тютчев. Стихотворения. Выполнение задания с развернутым ответом: сопоставительный анализ стихотворений.

Аналитическая беседа. Практикум.

Стихотворные размеры. Стихотворения А. А. Фета. Выполнение задания с развернутым ответом: анализ стихотворений.

Практикум. Интерпретация поэтических текстов.

Психологизм в литературе. Приемы и способы психологического изображения. И. А. Гончаров. «Обломов». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода эпического произведения.

Лекция с элементами беседы. Практикум.

Стилистические фигуры в поэтических произведениях. Стихотворения Н. А. Некрасова. Выполнение задания с развернутым ответом: анализ стихотворений.

Лекция с элементами беседы. Практикум.

Роль авторской характеристики героя. Н. А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода лироэпического произведения.

Аналитическая беседа. Практикум.

Трагическое и комическое в литературе. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода эпического произведения.

Народность и историзм в литературе. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Типичные ошибки при написании сочинения.

Лекция с элементами беседы. Презентация.

«Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Требования к стилистической цельности сочинения.

Сатира, юмор, ирония. А. П. Чехов. Рассказы. Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода эпического произведения.

Конфликт в драматическом произведении. А. П. Чехов. «Вишневый сад». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода драматического произведения.

Аналитическая беседа. Практикум.

Пейзаж в литературном произведении. Н. С. Лесков «Очарованный странник». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода эпического произведения.

Лекция с элементами беседы. Практикум.

Символ. Подтекст. И. А. Бунин. Рассказы. Роль и правила цитирования в сочинении.

Персонаж. Характер. Тип. М. Горький. «Старуха Изергиль». Подготовка к сочинению: логические особенности абзаца, средства связи между предложениями в тексте.

Лекция с элементами беседы.

Специфика авторских ремарок в драматическом произведении. М. Горький. «На дне». Выполнения задания с развернутым ответом: анализ эпизода драматического произведения.

Лекция с элементами беседы. Практикум.

Символизм. А. А. Блок. Стихотворения. Выполнение задания с развернутым ответом: сопоставительный анализ лирических произведений.

Поэтический синтаксис. А. А. Блок. Поэма «Двенадцать».

Аналитическая беседа. Практикум.

Футуризм. В. В. Маяковский. Стихотворения. Выполнение задания с развернутым ответом: анализ стихотворений.

Акцентный стих. В. В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах». Выполнение задания с развернутым ответом»: анализ эпизода лироэпического произведения.

Поэтические жанры. Стихотворения М. И. Цветаевой. Выполнение задания с развернутым ответом: сопоставительный анализ стихотворений.

Акмеизм. Стихотворения О. Э. Мандельштама. Выполнение задания с развернутым ответом: анализ стихотворений.

Типы рифм. Стихотворения А. А. Ахматовой. Выполнение задания с развернутым ответом: сопоставительный анализ стихотворения.

Лекция с элементами беседы. Практикум.

Художественное время и пространство. А. А. Ахматова «Реквием». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода лироэпического произведения.

Фантастика. М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Критерии оценивания сочинения.

Лекция с элементами беседы.

Образ-символ. Образ Дома в русской литературе. М. А. Булгаков «Белая гвардия». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода эпического произведения.

Аналитическая беседа. Практикум.

Стиль писателя. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Редактирование сочинений.

Презентация. Лекция с элементами беседы.

Кольцевая композиция. М. А. Шолохов «Судьба человека». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода эпического произведения.

Аналитическая беседа. Практикум.

Ритм. Стихотворения А. Т. Твардовского. Выполнение задания с развернутым ответом: анализ стихотворений.

Лейтмотив. А. Т. Твардовский. «Василий Теркин». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода лироэпического произведения.

Лекция с элементами беседы. Практикум.

Сравнение, эпитет. Лирика Б. Л. Пастернака. Выполнение задания с развернутым ответом: сопоставительный анализ стихотворений.

Аналитическая беседа. Практикум.

Проза и поэзия. Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ стихотворений.

Метафора. Метонимия. Образы и мотивы произведений А. П. Платонова. Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода эпического произведения.

Композиция. А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода эпического произведения.

Художественный вымысел. А. И. Солженицын. «Матренин двор». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода эпического произведения.

Лекция с элементами беседы. Практикум.

Авторский замысел и его воплощение. Проза второй половины 20 века. Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода эпического произведения.

Строфа. Поэзия второй половины 20 века.

Стадии развития действия. Драматургия второй половины 20 века.

Азарова Н. М. Текст. Пособие по русской литературе XIX (в двух частях). М.: Прометей, 2000.

Аристова М. А. ЕГЭ-2016. Литература. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. М.: Экзамен, 2016.

Аристова М. А., Ерохина Е. Л. ЕГЭ-2016. Литература. Проблемный вопрос. Сочинения. М.: Экзамен, 2016.

Логунова Н. В. Секачева Е. В. Скрипка Т. В. Под редакцией Сениной Н. А. Литература. Подготовка к ЕГЭ-2016. Ростов-на-Дону. Легион, 2015.

Михайлова Е. В. ЕГЭ-2016. Литература. Сдаем без проблем. М.: Эксмо, 2016.

Скубачевская Л. А., Слаутина Н. В., Надозирная Т. В. Литература. ЕГЭ. Универсальный справочник. М.: Эксмо, 2016.

Лекция с элементами беседы. Практикум.

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по литературе».

Пояснительная записка.

Программа элективного курса рассчитана на повторение теоретико-литературного материала по темам, проверяемым на экзамене, на формирование умения выполнять задания в формате ЕГЭ, на совершенствование навыков связной письменной речи школьников. Курс «Подготовка к ЭГЭ по литературе» адресован учащимся 11 класса, планирующим сдавать экзамен по литературе в формате ЕГЭ.

Основной Целью курса является подготовка учащихся к выполнению заданий с кратким ответом и формирование умений и навыков построения текста. Программа составлена согласно требованиям Стандарта образования по предмету «Литература».

На каждом занятии ведется систематическое углубленное повторение курса литературы, ориентированное на задания ЕГЭ, учащиеся повторяют сведения по теории литературы, анализируют литературные произведения, рассматривают варианты заданий.

формирование умения анализировать художественное произведение и эпизод эпического и драматического произведения;

-систематизация и актуализация знаний учащихся по теории и истории литературы;

-формирование навыка создания текста с развернутым ответом на вопрос ограниченного объема;

-развитие умения писать полноформатное развернутое сочинение на литературную тему;

-развитие навыков работы со справочной литературой;

-формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение учащимися итоговой аттестации.

Основные требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

-образную природу словесного искусства;

-содержание изученных литературных произведений;

-основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20 века, этапы их творческой эволюции;

-историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

-основные теоретико-литературные понятия.

Учащиеся должны уметь:

-анализировать и интерпретировать литературное произведение с учетом его жанровой принадлежности, используя сведения по теории и истории литературы;

-обосновывать связь предложенного для анализа текста с другими произведениями по указанным в заданиях аспектам сопоставления;

-определять роль и место эпизодов в общей структуре произведения, раскрывать сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста;

-обобщать свои наблюдения с выходом в литературный контекст;

— выделять в художественном тексте стилистические фигуры, художественно-выразительные средства, сатирические приемы;

-определять значение художественных средств в изображении героев и событий;

-выявлять авторский замысел и различные средства его воплощения, характеризовать литературного героя, определять мотивы его поступков;

-ориентироваться в литературных течениях и направлениях;

-создавать связный текст на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка.

Программа рассчитана на 68 часов (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе).

Содержание курса.

Тема 1. Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве». Историческая основа произведения, образная система, проблематика, композиция, основные сюжетные линии, поэтика, главная идея.

Тема 2. Литература 18 века . Характеристика русской литературы 18 века. Д. И. Фонвизин. Классицизм: возникновение, черты и появление в русской литературе. Пьеса «Недоросль». Конфликт комедии и ее историческая основа.

Г. Р. Державин . Стихотворение «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. Оценка своей роли в поэзии.

Тема 3. Литература первой половины 19 века. В. А. Жуковский. Стихотворение «Море». Баллада «Светлана». Черты романтизма в поэзии В. А. Жуковского.

А. С. Грибоедов . Пьеса «Горе от ума». Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое значение образов комедии. Особенности композиции произведения.

А. С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «Я помню чудное мгновенье», «19 октября («Роняет лес багряный свой убор»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»), «Вновь я посетил». Основные темы лирики поэта. Путь от романтизма к реализму.

А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Жизненный путь героя, формирование характера. Нравственная красота Маши Мироновой. Значение образа Савельича. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в произведении.

А. С. Пушкин . Поэма «Медный всадник». Социально-философские проблемы. Диалектика взглядов А. С. Пушкина на историю России. Образ Петра Первого в поэме.

А. С. Пушкин . Роман «Евгений Онегин». Пушкинская эпоха в романе. Духовные искания главного героя произведения. Нравственный идеал поэта. Жанровые особенности романа. Автор на страницах произведения.

М. Ю. Лермонтов . Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива», «Дума», «Поэт»(«Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную»…), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Родина», «Сон»(«В полдневный жар в долине Дагестана»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Основные мотивы лирики Лермонтова. Лирический герой Лермонтова.

М. Ю. Лермонтов . Поэма «Песня про…купца Калашникова». Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Проблема защиты чести и человеческого достоинства в поэме.

М. Ю. Лермонтов . Поэма «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Особенности композиции поэмы. Роль пейзажа в произведении. Жанр романтической поэмы.

М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Смысл названия романа, роль композиции в раскрытии характера Печорина и главной идеи романа. Печорин и другие герои романа. Психологизм в произведении Лермонтова. Художественные особенности романа.

Н. В. Гоголь . Пьеса «Ревизор». «Ревизор» как социальная комедия. Разоблачение пороков в пьесе. Приемы сатирического изображения. Особенности композиции произведения.

Н. В. Гоголь . Повесть «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

Н. В. Гоголь . «Мертвые души». Жанр, сюжет. Способы создания типических характеров в поэме. «Живая Русь» в поэме. Своеобразие языка Гоголя.

Тема 4. Литература второй половины 19 века.

А. Н. Островский . Пьеса «Гроза». Система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта пьесы. Смысл названия произведения.

И. С. Тургенев . Роман «Отцы и дети». Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов произведения. Базаров-герой своего времени. Духовный конфликт героя. «Отцы» и «дети» в романе.

Ф. И. Тютчев . Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», « Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое…»), «Природа-сфинкс. И тем она верней…». Философский характер лирики Тютчева. Человек и природа в поэзии. Любовная лирика Тютчева Особенности поэтики Тютчева.

А. А. Фет . Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую», «Вечер», «Учись у них-у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь». Основные мотивы лирики Фета. Фет как мастер реалистического пейзажа. Особенности поэтики.

И. А. Гончаров . Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика романа. Система образов произведения. Диалектика характера Обломова. Авторская позиция и способы ее выражения. Особенности композиции.

Н. А. Некрасов . Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия», («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…». Гражданская лирика Некрасова. Поэзия Некрасова как воплощение страданий и дум народа. Поэтическое творчество как служение народу. Тема любви в лирике поэта.

Н. А. Некрасов . Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел и композиция. Многообразие крестьянских типов. Образы народных заступников. Сатирические образы в поэме. Фольклорные традиции. Особенности языка поэмы.

М. Е. Салтыков-Щедрин . Сказки. Темы и проблематика сказок. Сатирическая направленность. Художественное своеобразие.

М. Е. Салтыков-Щедрин . «История одного города». Замысел произведения, проблематика, композиция, особенности жанра. Образы градоначальников. Гротеск, эзопов язык как средство изображения действительности.

Л. Н. Толстой . «Война и мир». Роман-эпопея как жанр. Композиция произведения и особенности стиля. Проблематика романа-эпопеи. Система образов. «Мысль народная» и «мысль семейная» в произведении. Народ и личность-одна из главных проблем романа-эпопеи. Путь духовных исканий главных героев. Истинный и ложный патриотизм. Психологизм прозы Л. Н. Толстого. Поэтика романа-эпопеи.

Ф. М. Достоевский . «Преступление и наказание». Особенности жанра. Образ Петербурга в романе. Система образов произведения. Проблематика. Теория Раскольникова. Причины преступления героя. Библейские мотивы в произведении. Художественные особенности произведения. Полифонизм романа.

Н. С. Лесков . Произведение по выбору учащихся. Грешники и праведники в произведениях Лескова. Проблема русского национального характера в произведениях писателя.

Тема 5. Из литературы конца 19-начала 20 в.

А П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон». Темы и проблематика рассказов. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали. Лаконизм повествования.

А. П. Чехов . Пьеса «Вишневый сад». Особенности жанра. Система образов произведения. Нравственные и социальные проблемы пьесы. Особенности драматического конфликта. Символический смысл образа вишневого сада. Новаторство Чехова-драматурга.

Тема 6. Литература первой половины 20 в.

И. А. Бунин . Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». «Вечные» темы в рассказах Бунина. Осуждение бездуховности существования. Тема любви в творчестве Бунина. Психологизм прозы Бунина. Своеобразие художественной манеры писателя.

А. М. Горький . Рассказ «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа. Романтический пафос произведения.

А. М. Горький . Пьеса «На дне». «На дне» как социально-философская драма. Своеобразие драматического конфликта в произведении. Вопрос о правде в пьесе. Смысл названия произведения. Новаторство Горького—драматурга.

А. А. Блок . Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвиге, о славе…», «О, я хочу безумно жить…». Темы и образы поэзии Блока. Блок и символизм. Идеал и действительность в поэзии Блока. Тема родины. Лирический герой поэзии Блока.

А. А. Блок . Поэма «Двенадцать». Поэт и революция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Особенности композиции произведения. Основные образы. Художественные особенности поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении.

В. В. Маяковский . Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Ранняя лирика Маяковского. Маяковский и революция. Тема любви в лирике Маяковского. Тема поэта и поэзии. Сатирические произведения. Новаторство поэта.

В. В. Маяковский . Поэма «Облако в штанах». Образ лирического героя в поэме. Идейно-художественное своеобразие поэмы.

С. А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная. », «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Народно-поэтическая основа поэзии Есенина. Сквозные образы в поэзии. Тема Родины в лирике Есенина. Связь природы и человека. Любовная лирика Есенина. Философские мотивы в поэзии. Богатство поэтического языка.

М. И. Цветаева . Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое-птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов-как семь колоколов. » (из цикла «Стихи о Москве»). Трагичность поэтического мира Цветаевой. Образ лирического героя. Основные темы творчества Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. Исповедальный характер поэзии Цветаевой.

О. Э. Мандельштам . Стихотворения: « Notre Dame », «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

А. А. Ахматова . Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Психологизм лирики Ахматовой. Гражданственность и патриотизм поэзии. Тема любви в поэзии Ахматовой. Ахматова о поэте и поэзии.

А. А. Ахматова . Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия произведения. Библейские мотивы в поэме. Проблема исторической памяти. Своеобразие жанра и композиции поэмы.

М. А. Шолохов . Роман «Тихий Дон». Широта эпического повествования в произведении. Судьба Григория Мелехова-путь поиска жизненной правды. Человек и история в романе. Женские образы. «Мысль семейная в произведении». Художественное своеобразие романа-эпопеи.

М. А. Шолохов . Рассказ «Судьба человека». Смысл названия произведения. Композиция рассказа. Образ главного героя. Автор и рассказчик в произведении. Проблема нравственного выбора. Художественное своеобразие произведения.

М. А. Булгаков . Роман «Белая гвардия». Изображение исторических событий в произведении. Система образов. Авторская позиция. Жанр и композиция. Нравственные проблемы романа. Образ Дома в произведении.

М. А. Булгаков . Роман «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция произведения. Реальность и фантастика в романе. Многоплановость повествования. Нравственные проблемы произведения. Мастер и Маргарита. Булгаков-сатирик. Судьба художника в романе.

А. Т. Твардовский . Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…». Основные темы лирики Твардовского. Искренность исповедальной интонации поэта. Традиции и новаторство поэзии Твардовского. Художественное своеобразие поэзии Твардовского.

А. Т. Твардовский . Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»). Правда о войне в поэме. Образ главного героя. Идейно-художественное богатство поэмы. Героика и юмор в поэме. Композиция и язык произведения.

Б. Л. Пастернак . Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать. », «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных-тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль». Философский характер лирики Пастернака. Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Человек и природа. Любовная лирика поэта. Образ лирического героя.

Б. Л. Пастернак . Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). Жанр и композиция. Соединение эпического и лирического начала в романе. Образ главного героя. Связь цикла «Стихотворения Юрия Живаго» с проблематикой произведения.

А. П. Платонов . Одно произведение (по выбору экзаменуемого). Герои Платонова. Пафос и сатира в произведениях писателя. Своеобразие языка и стиля.

А. И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Философский смысл произведения. Нравственная проблематика рассказа. Судьба русской женщины. Матрена как праведница земли Русской. Художественное своеобразие произведения.

А. И. Солженицын . Повесть «Один день Ивана Денисовича». Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Образ главного героя. Проблема русского национального характера в произведении.

Тема 7. Литература второй половины 20 в.

Проза второй половины 20 века. Обзор с изучением не менее трех произведений по выбору. Военная тема в творчестве В. В. Быкова, В. С. Гроссмана, В. Л. Кондратьева и др. Нравственная проблематика и художественное своеобразие «городской» (А. Г. Битов, Ю. В. Трифонов и др.) и «деревенской» (Ф. А. Абрамов, В. И. Белов, В. М. Шукшин и др.) прозы. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев произведений. Гуманистический пафос прозы второй половины 20 века. Традиции русской классической литературы в прозе второй половины 20 века.

Поэзия второй половины 20 века . Темы, образы, идеи поэзии периода «оттепели» (Б. А. Ахмадулина, А. А. Вознесенский, Е. А. Евтушенко и др.). Роль авторской песни в развитии литературного процесса. Темы, идеи, образы поэзии второй половины 20 века. Основные направления поэзии, связь с традициями русской классической литературы.

Драматургия второй половины 20 века . Нравственная проблематика пьес А. Н. Арбузова, А. В. Вампилова, А. М. Володина, В. С. Розова. Конфликт, система образов в пьесах, своеобразие композиции.

Тематическое планирование

Изучаемый материал

Форма организации деятельности учащегося

Кол-во часов

Цели и задачи курса. Знакомство с демоверсией ЕГЭ по литературе.

Лекция с элементами беседы.

Роды и жанры литературы. «Слово о полку Игореве». История создания. Особенности жанра. Композиция. Тема, мотивы, символы. Сюжет. Главные герои. Выполнение заданий с кратким ответом.

Историко-литературный процесс. Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода драматического произведения.

Лекция с элементами беседы. Практикум.

Литературные направления и течения. Классицизм. Г. Р. Державин. Стихотворение «Памятник». Выполнение задания с развернутым ответом: сопоставительный анализ стихотворений.

Практикум. Интерпретация поэтического текста.

Романтизм в литературе. В. А. Жуковский. Стихотворение «Море». Баллада «Светлана». Выполнение задания с развернутым ответом: сопоставительный анализ стихотворений.

Авторская позиция. А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Организация материала сочинения при помощи плана.

Тема произведения. Лирика А. С. Пушкина. Выполнение задания с развернутым ответом: анализ лирического произведения.

Практикум. Интерпретация поэтических текстов.

Идея произведения. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Выбор темы сочинения. Осмысление темы.

Лекция с элементами беседы.

Сюжет произведения. А. С. Пушкин. «Медный всадник». Работа над выбором иллюстративного материала к сочинению.

Создание опорного конспекта.

Образ автора в произведении. А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин». Композиция сочинения. Разновидности вступления.

Лирический герой. М. Ю. Лермонтов. Лирика. Выполнение задания с развернутым ответом: сопоставительный анализ стихотворений.

Практикум. Анализ поэтических текстов

Средства создания художественного образа. М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова». Работа над теоретико-литературными понятиями, используемыми в сочинении.

Аналитическая беседа. Презентация.

Способы раскрытия романтического характера. М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». Романтический идеал М. Ю. Лермонтова. Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода лироэпического произведения.

Лекция с элементами беседы. Практикум.

Конфликт в литературном произведении. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Композиция сочинения. Как писать заключительную часть сочинения.

Система образов в художественном произведении. Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода драматического произведения.

Аналитическая беседа. Практикум.

Портрет в художественном произведении. Н. В. Гоголь. «Шинель». Тема «маленького человека» в русской литературе. Выполнение задания с развернутым ответом: анализ отрывка из повести «Шинель» с учетом связи данного произведения с другими по указанным аспектам сопоставления.

Роль детали в художественном произведении. Н. В. Гоголь. «Мертвые души». Задание с развернутым ответом: речевое оформление сочинения.

Речевая характеристика героя: диалог, монолог и др. А. Н. Островский. «Гроза». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода драматического произведения.

Аналитическая беседа. Практикум.

Язык художественного произведения. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода эпического произведения.

Аллитерация. Ассонанс. Ф. И. Тютчев. Стихотворения. Выполнение задания с развернутым ответом: сопоставительный анализ стихотворений.

Аналитическая беседа. Практикум.

Стихотворные размеры. Стихотворения А. А. Фета. Выполнение задания с развернутым ответом: анализ стихотворений.

Практикум. Интерпретация поэтических текстов.

Психологизм в литературе. Приемы и способы психологического изображения. И. А. Гончаров. «Обломов». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода эпического произведения.

Лекция с элементами беседы. Практикум.

Стилистические фигуры в поэтических произведениях. Стихотворения Н. А. Некрасова. Выполнение задания с развернутым ответом: анализ стихотворений.

Лекция с элементами беседы. Практикум.

Роль авторской характеристики героя. Н. А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода лироэпического произведения.

Аналитическая беседа. Практикум.

Трагическое и комическое в литературе. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода эпического произведения.

Народность и историзм в литературе. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Типичные ошибки при написании сочинения.

Лекция с элементами беседы. Презентация.

«Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Требования к стилистической цельности сочинения.

Сатира, юмор, ирония. А. П. Чехов. Рассказы. Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода эпического произведения.

Конфликт в драматическом произведении. А. П. Чехов. «Вишневый сад». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода драматического произведения.

Аналитическая беседа. Практикум.

Пейзаж в литературном произведении. Н. С. Лесков «Очарованный странник». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода эпического произведения.

Лекция с элементами беседы. Практикум.

Символ. Подтекст. И. А. Бунин. Рассказы. Роль и правила цитирования в сочинении.

Персонаж. Характер. Тип. М. Горький. «Старуха Изергиль». Подготовка к сочинению: логические особенности абзаца, средства связи между предложениями в тексте.

Лекция с элементами беседы.

Специфика авторских ремарок в драматическом произведении. М. Горький. «На дне». Выполнения задания с развернутым ответом: анализ эпизода драматического произведения.

Лекция с элементами беседы. Практикум.

Символизм. А. А. Блок. Стихотворения. Выполнение задания с развернутым ответом: сопоставительный анализ лирических произведений.

Поэтический синтаксис. А. А. Блок. Поэма «Двенадцать».

Аналитическая беседа. Практикум.

Футуризм. В. В. Маяковский. Стихотворения. Выполнение задания с развернутым ответом: анализ стихотворений.

Акцентный стих. В. В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах». Выполнение задания с развернутым ответом»: анализ эпизода лироэпического произведения.

Поэтические жанры. Стихотворения М. И. Цветаевой. Выполнение задания с развернутым ответом: сопоставительный анализ стихотворений.

Акмеизм. Стихотворения О. Э. Мандельштама. Выполнение задания с развернутым ответом: анализ стихотворений.

Типы рифм. Стихотворения А. А. Ахматовой. Выполнение задания с развернутым ответом: сопоставительный анализ стихотворения.

Лекция с элементами беседы. Практикум.

Художественное время и пространство. А. А. Ахматова «Реквием». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода лироэпического произведения.

Фантастика. М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Критерии оценивания сочинения.

Лекция с элементами беседы.

Образ-символ. Образ Дома в русской литературе. М. А. Булгаков «Белая гвардия». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода эпического произведения.

Аналитическая беседа. Практикум.

Стиль писателя. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Редактирование сочинений.

Презентация. Лекция с элементами беседы.

Кольцевая композиция. М. А. Шолохов «Судьба человека». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода эпического произведения.

Аналитическая беседа. Практикум.

Ритм. Стихотворения А. Т. Твардовского. Выполнение задания с развернутым ответом: анализ стихотворений.

Лейтмотив. А. Т. Твардовский. «Василий Теркин». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода лироэпического произведения.

Лекция с элементами беседы. Практикум.

Сравнение, эпитет. Лирика Б. Л. Пастернака. Выполнение задания с развернутым ответом: сопоставительный анализ стихотворений.

Аналитическая беседа. Практикум.

Проза и поэзия. Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ стихотворений.

Метафора. Метонимия. Образы и мотивы произведений А. П. Платонова. Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода эпического произведения.

Композиция. А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода эпического произведения.

Художественный вымысел. А. И. Солженицын. «Матренин двор». Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода эпического произведения.

Лекция с элементами беседы. Практикум.

Авторский замысел и его воплощение. Проза второй половины 20 века. Выполнение задания с развернутым ответом: анализ эпизода эпического произведения.

Строфа. Поэзия второй половины 20 века.

Стадии развития действия. Драматургия второй половины 20 века.

Азарова Н. М. Текст. Пособие по русской литературе XIX (в двух частях). М.: Прометей, 2000.

Аристова М. А. ЕГЭ-2016. Литература. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. М.: Экзамен, 2016.

Аристова М. А., Ерохина Е. Л. ЕГЭ-2016. Литература. Проблемный вопрос. Сочинения. М.: Экзамен, 2016.

Логунова Н. В. Секачева Е. В. Скрипка Т. В. Под редакцией Сениной Н. А. Литература. Подготовка к ЕГЭ-2016. Ростов-на-Дону. Легион, 2015.

Михайлова Е. В. ЕГЭ-2016. Литература. Сдаем без проблем. М.: Эксмо, 2016.

Скубачевская Л. А., Слаутина Н. В., Надозирная Т. В. Литература. ЕГЭ. Универсальный справочник. М.: Эксмо, 2016.

Акцентный стих. В. В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах». Выполнение задания с развернутым ответом»: анализ эпизода лироэпического произведения.

Выполнение задания с развернутым ответом анализ эпизода эпического произведения.

Infourok. ru

18.08.2018 2:17:15

2020-01-17 11:48:43

Источники:

Https://nsportal. ru/shkola/raznoe/library/2017/11/01/podgotovka-k-itogovomu-sochineniyu-po-literature-v-11-klasse

Https://examer. ru/ege_po_literature/2021/

Https://infourok. ru/elektivniy-kurs-podgotovka-k-ege-po-literature-1275457.html