Человек и государственная система в рассказе в с маканина кавказский пленный

анализ-исследование рассказа владимира маканина кавказский пленный щур александр владимирович анализ художественного произведения основной вид работы на уроках литературы. разработана

 Анализ-исследование рассказа
Владимира Маканина «Кавказский пленный»

Щур Александр Владимирович

Анализ художественного произведения… Основной вид работы на уроках литературы. Разработана методика этого вида деятельности. Правильная, умная. Казалось бы, нет ничего проще: изучи и применяй на практике. Но когда видишь перед собой на уроке множество пар глаз, с интересом устремлённых на тебя, такая простая схема, заранее приготовленная, начинает представляться ненужной, неуместной. И думаешь только об одном: как сделать так, чтобы интерес не пропал, чтобы живое слово, сказанное когда-то давно, дошло до душ юных читателей.
Преисполняешься огромной ответственностью, ибо ощущаешь себя проводником мыслей и чувств гениальных мастеров слова.
Слова…Мы все привыкли к ним и произносим, не задумываясь, не придавая им порой особенного значения. Всуе звучащее слово становится затёртым, теряет глубинный смысл. Но как загораются глаза молодых читателей, когда столь знакомое, привычное им слово вдруг засверкает совершенно новым светом!
Анализ стиля писателя, художественных средств, им применяемых для выражения своей позиции, представляется наиболее трудным, но и наиболее интересным в работе над художественным произведением.
Вспомним: «Стиль всякого писателя так тесно связан с содержанием его души, что опытный взгляд может увидеть душу по стилю, путём изучения формы проникнуть до глубины содержания». Так А.Блок в едином высказывании точно выразил специфику авторской деятельности.
Итак, перед нами непростое произведение не классической литературы – рассказ В.Маканина «Кавказский пленный» (1994г.)
Предлагаю своё прочтение данного произведения, опираясь на особенности стиля писателя, форму художественного произведения.
 
Кавказ.
 
199…год. Идёт бессмысленная война, где российские солдаты убивают кавказцев и наоборот. «Приказы выполняются, а не обсуждаются»,- гласит воинский Устав. На войне как на войне.
Горные склоны. Двое простых солдат, недавних школьников, Рубахин и Вовка, возвращаются в свое подразделение. Знойное кавказское лето, ласковое солнце, горные пики гигантскими атлантами держат небо. Земля. Небо. «Между землей и небом — война»,-
поёт и поныне уже покойный певец Виктор Цой. Его песня могла бы быть достойным музыкальным сопровождением сюжета рассказа.
Авторские слова спешат пригласить нас к беседе: « Солдаты скорее всего не знали, что красота спасёт мир, но что такое красота, оба они, в общем знали».
Вспоминается высказывание Ф.М.Достоевского: «Красота спасёт мир». Наверное, обыкновенный парень из донских степей Рубахин ( фамилия- то говорящая!) мог и не знать данной фразы по различным причинам. По нашим понятиям, чувство красоты входит в человека с молоком матери. С этим чувством человек рождается. Можно всю жизнь потратить на изучение красоты, роясь в толстых фолиантах мудрецов, но так и остаться на всю жизнь без этого чувства красоты в душе, Красоты Истинной, той, которая идёт от совести. Можно смотреть, но не видеть, осязать, но не ощущать. Нет — нет да и встречаются нам отдельные индивидуумы с фирменными значками, круглыми и яркими, на груди. На них начертано: «Делайте любовь!» Это как раз те, которые знают, но не чувствуют.
Главной темой произведения я бы назвал «Война и человек на войне».
Война и красота — понятия несовместимые, если рассуждать, не принимая во внимание то обстоятельство, что войны немыслимы без людей. На мой взгляд, человек, в первую очередь, существо чувствующее и только затем мыслящее. Именитые философы правы: «Мир даётся нам в ощущениях».
«Солдаты хорошо чувствовали красоту гор — она пугала».
Бытует изречение: « Красота – страшная сила». Нельзя быть немножко красивым. Красота либо есть, либо ёе нет,- потому она и страшит нашего героя Рубахина. «Более» всего волновала равнинную душу Рубахина «высокая трава, дышавшая под несильным ветром. Но быть на незнакомом открытом месте – всё равно, что быть на мушке». Здесь классическое противопоставление природы и войны. Невинная красоты природы, где «высокая трава на солнечной равнине «дышит» физически, так, как хочется «дышать» очарованному этой красотой Рубахину. Им бы слиться воедино и дышать вметсе в благостном упоении, ведь природа – мать и человек – дитя её .
Война враждебна природе и человеку. Коварный Молох, бог войны, вживляется в чувства Рубахина, до предела обостряя в нём инстинкт самосохранения – главное на войне. Тугой нерв инстинкта заставляет Рубахина по – иному воспринимать краски природы. Они преобразуются для солдата из «окрашенной солнцем поляны в пугающе «выпрыгивающий вдруг» из горной теснины ручей.
В мирное время человек не задаётся вопросом, бывал ли он ранее на данной местности. Ему нравится окружающая природа, он любуется её красотой. Война же, напротив, завладевает интуицей, инстинктами человека, помимо его воли, поэтому «незнакомое открытое пространство», хоть и красивое, воспринимается эстетически лишь вначале, чтобы тотчас затем уступить в чувствах место инстинкту самосохранения.
На войне человек стремится выжить. Если ты на незнакомом месте чувствуешь себя всё рано что «на мушке», значит, ты прав, дополняем мы, потому что бдишь. Значит, лукавый Молох, украдкой заглядывая тебе в глаза, одобрительно похлопывает по плечу, молодец, мол, солдат, так держать, люблю способных учеников. У бога войны своя школа ценностей, своя этика и эстетика: превосходства смерти и отрицания жизни. Молох любит наставлять: «Чем больше у тебя врагов, тем ты сильнее».
Война не искореняет в Рубахине способности ощущать красоту. Наоборот, она жизненно необходима. Эта способность помогает выжить. В боевых условиях выживание – твой самый близкий товарищ. Красота в рассказе появляется как знак. «Красота шагает неподалёку от солдата, «с присмотром», «заставляет насторожиться, помнить».Она на войне не даёт забыться, расслабиться. Она, как заманчивый ядовитый плод. Который не привлечёт внимания опытного путника и отравит нерадивого. Незнакомое пугает, а на войне стократ.
Рубахин приходит с докладом к своему начальнику, подполковнику Гурову, и просит его дать подкрепление, чтобы освободить наши грузовики, окружённые боевиками. Гуров отказывает в просьбе, так как грузовики с военным имуществом « влипли в ущелье по собственной дурости». Жестоко с его стороны, кажется нам, поначалу. Но мы не знаем характера данного офицера. Для этой войны образ Гурова достаточно реалистичен. Нет больше войн в белых перчатках. Гуров груб и властен, даже жесток, но он практик до мозга костей. Подтверждением сказанному являются переговоры с гостем-чеченцем, связанным с боевиками, Алибековым. Кавказец просит продать ему автоматы и патроны для боевиков. Гуров нам видится как лавочник, а не как офицер российской армии. Мы торопимся выразить к нему отрицательное отношение: негодяй, торгующий смертью против своих же солдат. В дальнейшем выясняется, что Гуров трезво критикует эту войну как « дурную», на которой он воюет и «не стреляет», а только «иногда «разоружает по приказу».
Почему же боевой офицер стал неприятным менялой? Его вынудило к этому бездействие вышестоящего руководства, не снабжающего его солдат продовольствием. Поэтому снабженцем он становится сам. Он обменивает оружие на продовольствие, чтобы спасти солдат и самого себя от возможного голода. Занимается он этим делом не с целью личной выгоды.
Чеченская война грязна. Война превращена в коммерческое предприятие. Гуров не принимает ситуации, где «ни войны, ни мира», а он изучал ведь науку совсем не коммерческого рода: защищать Отечество, наказывать врага. Его учили, что на любой войне должен быть враг. Но на этой войне все извращено. Душой он не принимает войну, братоубийственность которой очевидна. Подполковник мысленно соглашается со словами чеченских стариков: «Куда русские, туда и мы! Чего мы друг в дружку стреляем?» Нельзя вчерашним друзьям в одночасье разделиться на два враждебных лагеря и ненавидеть. Как военный Гуров будет выполнять даже несуразные приказы, но как человек не может быть против Правды. «Не в силе Бог, а в Правде»,-древнеславянское изречение, истинное для любых времён.
Рассказ полон символики. Гуров в беседе с Алибековым пытается убедить себя, что последний является для него «пленным». Но Алибеков лишает его кажущейся уверенности в правоте и оставляет за собой последнее слово: «Это ты здесь пленный. Каждый твой солдат – пленный». «Нет,- возражает Гуров,- ведь долины наши». «Долины ваши, горы — наши»,- дерзко парирует чеченец.
Война- это политика, и солдат ей подчиняется. Символичность слов горца в том, что не он, Алибеков, пленник, заложник агрессивных интересов руководителей – непрофессионалов, организовавших в уютных кабинетах нелепую войну. Гуров — узник своей совести, так как, исполняя приказы, он болезненно ощущает их неправомерность и преступность, но продолжает участвовать во зле.
Для Алибекова горы святы: они ближе к Небу, к Высшей правде, к Богу, чем плоские равнины. Скалистые кручи для того и созданы небесным Провидцем, чтобы давать горцам надёжный кров и отдых, как дают они это орлу перед решающим и победным броском на намеченную жертву. Очевидно, таким образом и мыслит чеченец, гордо заявляя «горы – наши». Горы для кавказца последний оплот борьбы, символ жизнестойкости и веры.
Гуров не распорядился о выделении дополнительных сил для освобождения блокированной боевиками автоколонны, и Рубахин и Вовка берут инициативу на себя. Мужественные парни незаметно примыкают к чужому российскому подразделению, уходящему в горы для захвата пленных боевиков. Цели у обоих самые благие и патриотичные: «поймать боевика, самовольно увести его в горы, прикрывшись при этом, якобы, имеющимся разрешением Гурова, и обменять пленного на наши грузовики. Вначале им сопутствует удача. Рубахин и Вовка сопровождают пленного боевика, юношу – горца. Он красив до необычайности. Рубахин так же, как и Гуров, сомневается в правоте своего участия в войне. Рубахин – тоже «пленник» совести. «Какие враги, мы же друзья. Зачем нам воевать?»-спрашивает он пленного юношу, ища ответы на донимающие его вопросы. Он мучительно ожидает от чеченца какого-нибудь ответа. Сюжетную канву произведения все явственнее пронзает постепенно возрастающая музыкальная тональность. Вот уже ночью все трое мирно спят у костра, уткнувшись друг в друга головами, словно фронтовые друзья: два российских солдата и долженствующий быть им врагом прекрасноликий пленник.
«Ну разве это война, дорогой читатель?»-как бы обращается к нам автор. Эта картина ночного отхода оставляет впечатление почти осязаемое. Ты будто только что увидел живописное полотно мастера. Художник обличает войну и неистребимость человеческой бездарности, которая привела к тому. Что не успевшие ещё по- настоящему пожить на белом свете молодые ребята призваны к взаимному истреблению.
Постоянная неуверенность Рубахина вынуждает его принимать на себя вину перед пленным. Тут он предстаёт в роли гостя, невежливо обошедшегося с хозяином и старающегося загладить допущённый промах.
Сцена переправы через горную речку воистину апофеозна. Чувство вины Рубахина перед раненным в ногу чеченцем, красотою и обаянием которого он покорен (правильные черты, нежная кожа, длинные до плеч тёмные волосы почти сходились в овал, тонкий в нитку нос, карие глаза большие вразлёт и чуть вразнос). Рубахин нежно переносит на руках кавказца, рискует развязать пленному руки, угощает чаем. Дарит ему свои шерстяные носки, разжигает костер. Горец же «про себя мимолётно улыбался, как бы играючи одержав победу над этим огромным сильным детиной»
Да, красавец- боевик одержал победу, победу нравственную, всем своим присутствием являясь живым укором и без того неспокойной душе Рубахина. Хрупкий кавказец покорил донского богатыря силой духа. Самый крепкий российский солдат, перенося через ручей раненого мальчишку- воина, с этого момента начинает тернистый путь очищения души от скверны и от пороков.
Уста одного из персонажей «Братьев Карамазовых» говорят: «в тебе всё правда. Но в тебе мало нежности. Знаний, ты не прав». Нежность пришла к Рубахину через сочувствие, сострадание к такому же человеку, как и он сам. «Сострадание пришло ему в помощь очень кстати и откуда-то свыше. Как с неба». «Правда состоит в нежности по отношению к себе подобному»,- делаем мы вывод. Гуманистический пафос рассказа в этом и состоит.
Евангельская нить имеет кульминационное значение в конце рассказа. Вспомним внешний вид подростка – пленника, который так привлекал внимание Рубахина. Он представляется неземным, ангелоподобным, а отнюдь не воинственным. У нас возникает мысль, что он и есть ангел, посланный Богом, чтобы стать символом креста испытания, который Рубахину нужно перенести через реку.
Снова и снова мы возвращаемся к кульминации рассказа- переправе через реку, и дальнейшая дорога Рубахина в горы представляется восхождением на Голгофу, где и будет вершить над ним суд Высшая Совесть, Высшая Правда, сам Всевышний. Там ему придется держать ответ за убийство пленника. «Как Рубахин мог убить ангела? Он же был сначала нежен и заботлив к нему. Это- полнейшее несоответствие»,- таковы возможные возражения читателей.
Но, увы, всё обстоит как раз очень гармонично. Не следует забывать, что идет война, которая диктует свои аксиомы поведения. И Рубахин их выполняет свято. В сцене убийства , по нашему мнению, вновь появляются Бог войны и Господь, которые пробуют экзаменовать Рубахина : первый- на верность воинскому долгу и присяге; второй- на чувство гуманности.
Не убить- значит подвергнуть смертельной опасности и свою жизнь, и жизнь Вовки. Отпустить пленного на свободу- значит потерять честь, то есть не выполнить план обмена.
Но отпустить- это гуманно по отношению к жизни чеченца.
Гуманно ли убийство врага на войне? Противопоставлены ли солдатский долг и гуманность? Такие вопросы ставит автор. И отвечает- да, ведь убийство врага на войне- это и есть проявление гуманизма по отношению к тем, кто стоит за твоей спиной. А воинский долг способствует проявлению человечности.
Лицо погибшего пленника часто предстаёт перед Рубахиным, вначале нечётким, затем , «словно бы прощаясь и, быть может, прощая его», обрело ясные черты. Эта сцена прощения Рубахину ангелом его грехов. Здесь герой как бы рождается заново.
Отсюда начинает он свою новую жизнь подвижнику, защитника людей. Возможно, святого.
Пожелаем ему светлого пути. 
Произведение В.Маканина неоднозначно…Тем и интересно. Заставляет юных читателей задуматься о вечных ценностях и поразмышлять о них, опираясь на жизненный материал, не столь далёкий от них во времени.

Влади́мир Семёнович Мака́нин — (род. 13 марта 1937, Орск) — русский писатель.

Окончил механико-математический факультет Московского государственного университета, преподавал в высших учебных заведениях и параллельно учился на Высших курсах сценаристов и режиссёров. Первый роман опубликовал в 1965. В 1985 г. стал членом правления Союза писателей СССР, в 1987 г. вошёл в редколлегию журнала «Знамя». Живет и работает в Москве. Возглавлял жюри Национальной литературной премии «Большая книга».

В 1965 г. опубликовал первый роман «Прямая линия», в 1971 г. увидела свет повесть «Безотцовщина». Впоследствии на протяжении двадцати лет практически каждый год выпускал по новой книге — большей частью сборники, содержавшие как уже опубликованные, так и новые произведения (рассказ «Ключарев и Алимушкин», 1974; повесть «Голубое и красное», 1975; роман «Портрет и вокруг», 1978).

В произведениях конца 1960-х — начала 1970-х критика находила кинематографические эффекты. С начала 1980-х Маканин все чаще обращается к народной культуре и использует в своих произведениях фольклорные и мистические мотивы (роман «Предтеча», 1982; повесть «Утрата», 1987, и другие).

Одним из самых известных его произведений является «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1999).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Маканин, Владимир Семенович — (р.1937). Рус. сов. прозаик, более известный реалистическими произв. Род. в Орске (Оренбургской обл.), окончил МГУ и Высш. курсы сценаристов и режиссеров в Москве. Печататься начал с сер. 1960 х гг. Чл. СП. Живет в Москве. В единственном произв.… … Большая биографическая энциклопедия

МАКАНИН Владимир Семенович — (р. 1937) русский писатель. От исповедальной прозы к антиромантизму, иронии, к проблеме беспочвенного человека ; роман Портрет и вокруг (1978); сборники повестей и рассказов: Повесть о Старом Поселке (1974), Голоса (1982), Река с быстрым течением … Большой Энциклопедический словарь

Маканин Владимир Семенович — (р. 1937), русский писатель. От «исповедальной» прозы к антиромантизму, к проблеме «беспочвенного человека»; роман «Портрет и вокруг него» (1978). В сборниках повестей и рассказов «Повесть о Старом Посёлке» (1974), «Голоса» (1982), «Река с… … Энциклопедический словарь

Маканин, Владимир Семенович — Владимир Маканин Имя при рождении: Владимир Семёнович Маканин Дата рождения: 13 марта 1937 Место рождения: Орск, Российская Федерация Род деятельности: прозаик Произведения на сайте Lib.ru … Википедия

Маканин Владимир Семенович — Владимир Маканин Имя при рождении: Владимир Семёнович Маканин Дата рождения: 13 марта 1937 Место рождения: Орск, Российская Федерация Род деятельности: прозаик Произведения на сайте Lib.ru … Википедия

Маканин, Владимир Семёнович — Маканин, Владимир Семенович МАКАНИН Владимир Семенович (родился в 1937), русский писатель. От “исповедальной” прозы к антиромантизму, иронии, к проблеме “беспочвенного человека”: роман “Портрет и вокруг” (1978), повести “Один и одна” (1987),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МАКАНИН — Владимир Семенович (родился в 1937), русский писатель. От исповедальной прозы к антиромантизму, иронии, к проблеме беспочвенного человека : роман Портрет и вокруг (1978), повести Один и одна (1987), Лаз (1991); сборники повестей и рассказов… … Современная энциклопедия

Немзер, Андрей Семенович — Андрей Семёнович Немзер Андрей Немзер (Тарту, 2008) Дата рождения: 10 июня 1957(19570610) Место рождения: Москва Гражданство … Википедия

Госпремия РФ — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Госпремия России — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Русский писатель реалистического направления, получивший известность как мастер социальной диагностики, сценарист, редактор, математик. Обладатель премий «Русский Букер», «Большая книга», «Ясная Поляна», Государственной премии России, Европейской премии.

Родился 13 марта 1937 года в Орске (Оренбургская область), в семье инженера-строителя Семёна Степановича Маканина и учительницы Анны Ивановны. После войны семья оказалась в городе Черниковске, пригороде Уфы, где Владимир учился в средней школе, рано проявив способности к математике и шахматам.

В 1960 году окончил механико-математический факультет Московского государственного университета, после чего в течение 10 лет преподавал в высших учебных заведениях и параллельно учился на Высших сценарных курсах. Некоторое время работал в лаборатории Военной академии имени Дзержинского.

Получив в 1971 году второй диплом сценариста, работал редактором в издательстве «Советский писатель». Вёл семинар прозы в Литературном институте имени Горького. В 1972 году попал в аварию и серьёзно травмировал позвоночник, после чего долго восстанавливался. В 1969 году стал членом, а в 1985-м — членом правления Союза писателей СССР. Рассказы и повести начала 1980-х годов выдвинули его в лидеры русской литературы того времени (т. н. «поколение сороколетних»). В 1987 году вошёл в редколлегию журнала «Знамя».

Возглавлял жюри Национальной литературной премии «Большая книга» в 2007 году, в 2008 году сам получил эту премию. Последние три года жил и работал в посёлке Красный под Ростовом-на-Дону.

Скончался 1 ноября 2017 года после тяжёлой болезни. Похороны состоялись 3 ноября недалеко от дома, на сельском кладбище.

В 1965 году опубликовал первый роман «Прямая линия», в 1971 году увидела свет повесть «Безотцовщина». Впоследствии на протяжении двадцати лет почти каждый год выпускал по новой книге — большей частью сборники, содержавшие как уже опубликованные, так и новые произведения (рассказ «Ключарев и Алимушкин», 1977; повесть «Голубое и красное», 1982; роман «Портрет и вокруг», 1978).

Маканин — писатель-агностик, с острым чувством современности и с постоянным стремлением к поиску героя, выражающего дух эпохи, однако не в типичных очертаниях, а гротескно, в экстракте подчас весьма своеобразных качеств. Герой его романа «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998) — интеллигент перелома эпох, чуждый как советской, так и постсоветской стране. На встрече со студентами РГПУ им. А. И. Герцена в декабре 2004 года Маканин сказал:

По ранним произведениям В. Маканина был поставлен спектакль в МХТ им. Чехова «Река с быстрым течением». Георгий Данелия экранизировал повесть «На первом дыхании» (1995), а по рассказу «Кавказский пленный» был снят фильм режиссёра Алексея Учителя (2008).

Широкую дискуссию вызвал в 2008 году выход романа «Асан». Роман подвергся осуждению как в чеченской литературной критике (Лидия Довлеткиреева), так и среди писателей, воевавших в Чечне, — Аркадия Бабченко, Александра Карасёва, Захара Прилепина. По словам критика Сергея Чередниченко, это был поколенческий, эстетический и этический конфликт, идущий, на его взгляд, от лейтенантской прозы, сформировавшей представление о том, что писатель не имеет морального права писать о войне, на которой лично не был. В то же время есть критики, высоко оценившие роман. Так, Евгений Ермолин считает его лучшим русским романом 2000-х годов (а рассказ «Кавказский пленный» лучшим русским рассказом 90-х гг.).

Книги Маканина переведены на немецкий, французский, итальянский, испанский, английский, японский и китайский языки и опубликованы во многих странах.

Страна: Россия
Родился: 13 марта 1937 г.
Умер: 1 ноября 2017 г.

Владимир Семёнович Маканин — советский и российский писатель.

Родился в 1937 году в уральском городе Орске. Семья его принадлежала к советскому «среднему классу»: отец, Семён Степанович, работал инженером-строителем, мать, Анна Ивановна, была учительницей. Детство Владимира Маканина пришлось на военные годы, которые и в уральском тылу были полны лишений. После войны семья перебралась в Черниковск – промышленный пригород Уфы. Там Маканин закончил среднюю школу. После этого он поступил в МГУ на механико-математический факультет.

Получив диплом, будущий писатель начал работать в Военно-артиллерийской академии им. Дзержинского. Этот период жизни послужил материалом для дебютного романа «Прямая линия» (1965). После того, как роман вышел в свет отдельной книгой, автор был принят в Союз писателей.

В 1964 г. Маканин поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссёров. По окончании курсов, в 1971 г. он поступил на работу в издательство «Советский писатель» на должность редактора. В том же году была издана его вторая книга, в которую вошли повести «Безотцовщина» и «Солдат и солдатка». В 1972 г. Маканин попал в серьёзную аварию и получил тяжёлую травму позвоночника. Ему пришлось провести несколько месяцев на больничной койке, закованному в гипс. Впечатления от этого периода жизни легли в основу рассказа «Пойте им тихо».

Следующий сборник Маканина, «Повесть о Старом посёлке» (1974), стал «манифестом» того метода, который писатель взял на вооружение. Это подробное, достоверное, иронически дистанцированное изображение повседневной жизни под знаком её суетной обыденности – с параллельным выявлением глубинных, архетипических закономерностей, образующих скрытый от глаз фундамент этой жизни.

Произведения Владимира Маканина в это время охотно печатали издательства. Это происходило потому, что темы его повестей и рассказов, их конфликты и коллизии лежали в стороне от привычных проблемных площадок советской прозы, располагавшихся между кондовым конформизмом и дозволенной «гражданской смелостью», и потому казались идеологически приемлемыми, безвредными.

С началом перестройки Маканин откликнулся на события как всегда сугубо индивидуальным способом, опубликовав повести «Один и одна» и «Отставший», вызвавшие бурные полемические отклики.

В 1985 – 1991 гг. он был членом правления СП РСФСР. С 1989 г. Маканин – член исполкома Русского ПЕН-центра.

В произведениях 1990-х годов писатель осваивал бурную и неустоявшуюся постперестроечную реальность («Лаз», «Сюр в Пролетарском районе», «Кавказский пленный»), одновременно сводя счёты с советским прошлым, осмысляя его в широкой социально-культурной перспективе («Стол, покрытый сукном и с графином посередине», «Квази»). При этом он использовал выработанную раньше повествовательную манеру, расширяя её за счёт фантасмагории, гротесковых и сюрреалистических приемов.

В масштабном романе «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998) Маканин создал колоритную фреску российской жизни начала 90-х годов прошлого века. Но главное здесь – безжалостный анализ «несчастного сознания», индивидуального и коллективного, поражённого кризисом культуры.

В начале нового тысячелетия писатель продолжает работать, упорно и плодотворно. Его роман «Испуг» навлёк на Маканина обвинения в старческом эротизме. «Асан», в неожиданном ракурсе изображающий войну в Чечне, спровоцировал споры о достоверности деталей повествования и о том, насколько автор вправе отклоняться от «правды факта» во имя художественной правды. Масла в огонь полемики добавило присуждение роману главной премии «Большая книга» в 2008 году.

Сегодня имя Владимира Маканина известно во всем мире. Он один из немногих современных российских писателей, которым удалось покорить не только отечественного, но и западного читателя. Его книги переведены на десятки различных языков. Его произведения экранизируют, по ним ставятся пьесы.

Владимир Маканин был женат, у него две дочери и несколько внуков. В последние годы жил в Москве, но чаще на подмосковной даче. Умер 1 ноября 2017 года.

Фантастическое в творчестве автора.

Стоит отметить, что в целом творчество Владимира Маканина тяготеет к реалистичности. Но есть в нём место и фантастике, которую автор использует в своих целях, не всегда традиционно и в плане формы, и в плане содержания. В применении приёмов фантастики на Маканина серьёзное влияние оказало творчество М.А. Булгакова. В произведениях обоих писателей можно найти множество перекличек, сходных моментов, образов и мотивов. Маканин использует приём завуалированной (неявной) фантастики (например, в рассказе «Сюр в Пролетарском районе», где уже название даёт читателю намёк на нереальность содержания. Это некий метафорический мир, зло в нём не персонифицировано, но фантастически перевоплощено в реальность). У Маканина скрытая фантастика сменяется явной, они тесно переплетаются, и в этом он близок к Булгакову. Маканин использует множество приёмов для выражения тех или иных мыслей, идей, взглядов, и тем сложнее вычленить собственно фантастику в его произведениях. Он не идёт простым путем, он вплетает фантастику в реальность.

Фантастика проявляется и в ряде других произведений автора («Лаз», где показаны две реальности, условно соединённые узким «лазом», «Андеграунд, или Герой нашего времени»). Фантастика основывается у него на мифологии, даёт картину иной действительности, суть которой порождает нереальные, причудливые образы. Маканин использует фантастику с целью раскрытия более глубинного смысла образов, с целью исследования реальности.

Проблема соотнесённости реальности и фантастики в прозе писателя стала объектом внимания критики 1990-х годов. Сложность, неоднозначность маканинского художественного мира подчеркивает Т. Чуряева, которая отмечает, что Маканин создает образ бытия как «внебытия», реальности, «застрявшей где-то в промежутке между бытием и небытием». Этот мирообраз строится «на грани реальности, фантастики, натурализма и гротеска, позволяющего совмещать несовместимое: верх и низ, духовность и телесность, жизнь и смерть, упорядоченность и стихийность».

Особого упоминания здесь также заслуживают произведения «Предтеча», «Нешумные», «Иероглиф», «Стол, покрытый сукном и с графином в середине», многие из которых номинировались на отечественные фантастические премии.

Ближе всего к научной фантастике относятся повесть автора «За чертой милосердия» (далекое будущее) и рассказ «Однодневная война» (ядерный конфликт между США и Россией и его последствия).

Примечание к биографии:

Другие награды:

Лауреат Пушкинской премии фонда Тепфера (ФРГ)

Лауреат премии «Пенне» (Италия) (За роман «Андеграунд, или Герой нашего времени»)

Орден «Знак Почёта» (1984)

Европейская премия по литературе (2012)

Чем был известен писатель Владимир Маканин?

vk gray

fb gray

ok gray

tw gray

mail gray

print

error gray

1ae6431a729365cc55f48093124beca6

Владимир Маканин умер 1 ноября 2017 года в возрасте 80 лет у себя дома, в поселке Красный под Ростовом-на-Дону. Последние несколько лет писатель болел. Похороны состоятся 3 ноября недалеко от его дома, на сельском кладбище.

Владимир Семенович Маканин — советский и российский писатель, обладатель «Русского Букера» и итальянской премии «Пенне», чьи книги экранизировали Георгий Данелия и Алексей Учитель. Маканин написал такие известные произведения, как «Прямая линия», «Голоса», «Гражданин убегающий», «Ключарев и Алимушкин», «Антилидер», «Лаз», «Стол, покрытый сукном и с графином посередине», «Андеграунд, или Герой нашего времени», «Кавказский пленный», «Асан».

«Русская литература понесла тяжелую утрату. Он не был похож ни на кого из своих современников: и по стилю, и теме всегда шел своей дорогой. Математик по первому образованию, он соединял в своей прозе холодную ясность мысли и горячность сердца. Целое поколение читателей росло на прозе Маканина, осваивая с каждым его произведением новые и новые рубежи», — так о нем отозвались в издательстве «Эксмо», где он собирался переиздавать свою книгу «Две сестры и Кандинский».

35357fdfb92f2aacdd39f366a28200f1

Биография

Владимир Маканин родился 13 марта 1937 года в Орске в семье инженера-строителя и учительницы. В 1960 году окончил механико-математический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Почти 10 лет преподавал в вузах и параллельно учился на Высших сценарных курсах.

Публиковаться начал в 1965 году. Первый роман Маканина назывался «Прямая линия» и был хорошо принят критиками, но большой известности не принес. До начала семидесятых годов публиковался только в коллективных сборниках, которые на жаргоне писателей именовались «братскими могилами». В основу дебютного произведения легли наблюдения и размышления писателя, связанные с его работой в Военно-артиллерийской академии имени Ф. Э. Дзержинского (ныне Военная академия РВСН имени Петра Великого). Работал в издательстве «Советский писатель» редактором.

В Союз писателей СССР Маканина приняли только в 1969 году. В 1985 он стал членом правления Союза писателей. Известность пришла к Маканину во второй половине семидесятых годов.

Писатель с момента дебюта активно участвовал в литературной жизни СССР, а потом и России. Маканин был членом правления СП РСФСР (1985-1991), исполкома Русского ПЕН-центра (с 1989 года), общественного совета «Литературной газеты» (до 1999 года). Он также был членом общественного совета журнала «Знамя» (с 1987 года) и совета попечителей фонда «Знамя» (с 1993 года). Маканин возглавлял жюри Национальной литературной премии «Большая книга», а также был председателем жюри «Русского Букера».

a074f3bf2c477fc87cce138d44de68fa

По ранним произведениям Маканина в МХТ имени Чехова был поставлен спектакль «Река с быстрым течением». В 1987 году на «Рижской киностудии» сняли фильм «Человек свиты» по одноименному рассказу Маканина. В 1991 вышла лента «Отдушина» по мотивам одноименного произведения писателя. В 1995 году Георгий Данелия экранизировал повесть «На первом дыхании», — фильм назывался «Орел и решка» — а в 2008 Алексей Учитель снял фильм «Пленный» по рассказу «Кавказский пленный».

В 2008 году роман Маканина «Асан» вызвал широкий резонанс своей темой. Он касался Чеченской войны. Книгу и ругали, и хвалили. Ее не приняли критики, занимающиеся чеченской литературой (в частности, известный публицист, критик и переводчик с чеченского Лидия Довлеткиреева), а также писатели, воевавшие в Чечне: Аркадий Бабченко, Александр Карасев, Захар Прилепин.

Прозу Маканина критики именовали «прозой срединного человека». Так называется человек обстановки, как бы копирующий окружающую среду, приспосабливающийся к ней. Герой Маканина — средний во всем: средний возраст, средние условия жизни, требования к себе и окружающей обстановке.

Награды и премии

Владимир Семенович награжден орденом «Знак Почета», является лауреатом Госпремии России в области литературы и искусства, литературных премий «Большая книга», «Русский Букер» (за повесть «Стол, покрытый сукном и с графином посередине»), «Пенне» (Италия), Европейской премии по литературе, Пушкинской премии фонда Тепфера (ФРГ), премии «Ясная Поляна» и других. Его книги переведены на немецкий, французский, итальянский, испанский, английский, японский и китайский языки.

Владимир Семенович Маканин

МАКАНИН, ВЛАДИМИР СЕМЕНОВИЧ (р. 1937), русский писатель. Родился 13 марта 1937 в Орске. Окончил математический факультет Московского государственного университета, работал в лаборатории Военной академии им. Дзержинского. После окончания Высших курсов сценаристов и режиссеров при ВГИКе работал редактором в издательстве «Советский писатель». Вел семинар прозы в Литературном институте им. А.М.Горького.

Первая повесть Маканина Прямая линия (1965) была положительно встречена критикой, но объектом пристального внимания исследователей его творчество стало только в середине 1970-х годов, когда писатель уже издал тринадцать книг прозы. Критики назвали Маканина одним из самых значительных представителей т.н. «поколения сорокалетних».

Прозаик не давал оценок поступкам и характерам своих героев. Его типичным персонажем был человек из среднего слоя общества, поведение и круг общения которого полностью соответствовали его социальному положению. В отличие от героев Ю.Трифонова и писателей-«деревенщиков», персонажи Маканина, как правило, выходцы из небольших поселков, не были укоренены ни в городской, ни в деревенской среде. По мнению критика Л.Аннинского, промежуточность героев определяла авторский «язык, отвечающий теме». В этом смысле наиболее типичен герой повести Антилидер (1980) Толик Куренков. Владеющая им «сила усредненности» заставляет его испытывать неприязнь к людям, которые так или иначе выделяются из привычной ему бытовой среды, и в конце концов приводит его к гибели. «К некой серединности и сумме, которую и называют словами «обычная жизнь», приходит и главный герой рассказа Ключарев и Алимушкин (1979).

Однако Маканина интересует не только положение человека в социуме. Ему присуще «зрение, внимательное одновременно и к человеческой социальности, и к духовному зерну» (И.Роднянская). Так, герой рассказа Голубое и красное (1982), «человек барака», сознательно культивирует в себе черты индивидуальной выразительности, с детских лет пытается постичь тайну не барачного, а личностного существования.

В повести Голоса (1982) Маканин изображает несколько ситуаций, в которых, «потеряв на миг равновесие, человек обнаруживался, выявлялся, очерчивался индивидуально, тут же и мигом выделяясь из массы, казалось бы, точно таких же, как он». Для Игнатьева, героя рассказа Река с быстрым течением (1979), такой ситуацией становится смертельная болезнь жены; для мелкого служащего Родионцева из рассказа Человек свиты (1982) – недовольство начальницы; для экстрасенса Якушкина из повести Предтеча (1982) – собственный загадочный дар. Об источнике своего дарования размышляет и композитор Башилов, главный герой повести Где сходилось небо с холмами (1984), который чувствует, что, воплотившись в нем как в профессиональном музыканте, песенный дар его родины иссяк. Это приводит Башилова к тяжелому душевному кризису, он винит себя в том, что каким-то непостижимым образом «высосал» своих земляков.

Для трех повестей Маканина – Утрата, Один и одна, Отставший (все 1987) – характерен общий сюжетный принцип «наложения, совпадений, просвечиваний одного сюжета сквозь другой и сквозь третий» (И.Соловьева). Действие каждой из повестей происходит в нескольких временных пластах, свободно перетекает из века в век, подчиняясь творческой воле автора.

Создание типажей и размышления о природе человеческой усредненности в рассказе Сюжет усреднения (1992) приводят писателя к выводу о том, что «растворение всякой индивидуальности в средней массе тем или иным способом – это даже не тема и не сюжет, это само наше бытие». Такое понимание действительности позволяет Маканину смоделировать возможное развитие общественной ситуации в период разрушения жизненных устоев. Этой теме посвящена повесть Лаз (1991), действие которой происходит на фоне повседневного хаоса и жестокости. Персонажи повести, интеллектуалы, создают для себя под землей оазис нормальной жизни. Главный герой время от времени проникает туда через узкий лаз, но не остается навсегда из-за больного сына, которому не по силам этот путь.

Исследование социальных типов, свойственное для творчества Маканина, ярко выражено в повести Стол, покрытый сукном и с графином посередине (1993), за создание которой прозаик получил Букеровскую премию. Действующие лица этого произведения – «социально яростный», «секретарствующий», «молодой волк» и другие – ведут судилище над главным героем, ставят его в полную зависимость от чуждых ему обстоятельств. Маканин рассматривает эту ситуацию как архетипическую для людей, которые в нескольких поколениях испытывали «метафизическое давление коллективного ума».

Рассказ Кавказский пленный (1998) посвящен болезненной теме взаимного притяжения и отталкивания русского и кавказца, приводящего их к кровавой вражде. Кавказская тема затрагивается и в романе Андеграунд, или Герой нашего времени (1999). Вообще же в этом произведении создается образ и тип человека из того социального слоя, который Маканин определяет как «экзистенциальный андеграунд». Главный герой романа, Петрович, – писатель без книг, сторож чужих квартир – принадлежит к человеческой общности, которую автор назвал в романе «Божьим эскортом суетного человечества».

Для творчества Маканина характерно «социальное человековедение» (И.Роднянская), позволяющее прозаику создавать выразительные современные типажи. Его произведения переведены на десятки языков, широко издаются за рубежом, он лауреат Пушкинской премии (ФРГ), Государственной премии России и

778x778

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Тема моей работы «Образ кавказского пленника в русской литературе». Для исследования я выбрала три произведения: поэму А.Пушкина «Кавказский пленник», рассказ Л.Толстого «Кавказский пленник», рассказ В.Маканина «Кавказский пленный». К этой теме я решила обратиться после прочтения рассказа Маканина «Кавказский пленный». Я вспомнила, что мы читали рассказ «Кавказский пленник» Толстого, и у Пушкина есть поэма с таким названием. Тема Кавказа актуальна и в наши дни. И мы решили выяснить, как в произведениях Пушкина, Толстого и Маканина трактуется образ кавказского пленника.
1. провести анализ текстов художественных произведений
2. сопоставить способы и приёмы изображения главного героя
3. выделить отличительные черты кавказского пленника в каждом из рассмотренных произведений.
Все события, случившиеся с героями произведений, выбранных нами для исследования, происходят на Кавказе. Это не трудно определить по названиям рассказов. Кавказ привлекает авторов своей экзотичностью, красотой. Непростыми были отношения России с Кавказом на протяжении XIX – XX веков. Лев Толстой сам служил на Кавказе, материалом для рассказа послужили события из жизни писателя и истории, услышанные им на службе. Пушкин также был на Кавказе, там он и начал свою поэму вдохновлённый красотой Кавказа и рассказами горцев. Маканин пишет о реальных событиях 90-х в Чечне. Рассказ Маканина – полемика с традициями классической литературы, это проявилось в названии произведения.
В истории русской литературы есть такие факты, когда писатели разных эпох, направлений, эстетических позиций обращаются к одним и тем же названиям своих произведений, например: «Кавказский пленник» А.Пушкина и «Кавказский пленник» Л. Толстого, «Кавказский пленный» В. Маканина.
В XIX веке Кавказ был эмблематическим пространством свободы, ничем не ограниченного духовного движения в противовес скованному условностями миру «цивилизации». Мы заметили, что в прозе Толстого Кавказ стал обрастать деталями быта, подробностями взаимоотношений, мелочами повседневности. Неизменной составляющей Кавказской темы является горный пейзаж: «Пред ним пустынные равнины лежат зелёной пеленой; Там холмов тянутся грядой однообразные вершины… » — писал Пушкин
«Кавказский пленник» романтическая поэма Пушкина, написанная во время южной ссылки. Автор поставил перед собой цель воспроизвести характер молодого человека своего времени, неудовлетворенного действительностью и охваченного жаждой свободы. В романтической поэме эпическая линия (Кавказ, экзотическая жизнь горцев, приход русских завоевателей) переплетается с лирической (любовь пленного русского и черкешенки). Впервые Пушкин изображает романтического героя-современника. Автор не указывает ни имени героя, ни его прошлого, но немного о герое мы можем узнать по намёкам и недосказаниям. Герой поэмы жестоко разочарован. Он отправился на Кавказ — край сильных и свободолюбивых людей — обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа, а попал в плен.
«Кавказский пленник» Толстого — рассказ-быль. Жилин попадает в плен к иноверцам на вполне законных основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп. Главный герой – Жилин, его характер соответствует фамилии. Следовательно, делаем вывод: он крепкий, стойкий, жилистый. У него золотые руки, в плену он помогал горцам, чинил что-то, к нему даже лечиться приходили. Имени автор не указывает, лишь то, что его называют Иваном, но так называли всех русских пленников.
У Маканина главный герой – Рубахин. Фамилия, как и у Толстого говорящая, соответствующая характеру героя: рубаха-парень. Анализируя рассказ, мы видим, что Рубахин находится в постоянном состоянии войны, не только реальной, но и душевной. Он настолько привык к этому состоянию, что уже не в силах из него выбраться. Отслуживший свое, все время собирается навсегда уехать домой в «степь за Доном», и каждый раз остаётся на Кавказе, хочет понять, что же красота гор хотела ему сказать, «зачем окликала»? Его имени мы тоже не знаем.
Маканин интересно обыгрывает название рассказа «Кавказский пленный» а не пленник. По словарю С.И.Ожегова лексическое значение слова «пленный»– взятый в плен, находящийся в плену. «Пленник» – тот, кто пленён кем-чем-либо. В рассказе пленён не только юноша, но и главный герой пленён красотой гор: «который год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность»
Благодаря любви молодой черкешенки, герой Пушкина получает возможность обрести свободу. «Ты волен,— дева говорит,— беги». Из-за безответной любви гибнет «дева гор».
Жилину помогла горская девочка Дина, с которой они подружились. В обоих случаях сыграли роль человеческие чувства: любовь, дружба, сострадание, а также красота человеческой души, доброта.
Проанализировав взаимоотношения героев произведений, мы можем отметить следующее. У Маканина Рубахин и Вовка-стрелок товарищи по службе, но кавказский юноша вызывает смутные и непонятные для Рубахина переживания. Его первая реакция на внешность юноши: «лицо удивило». Главный герой только потом понимает почему. Он был очень красив, что было странно: боевики всегда ценили мужественность и жестокость, и такого красавца в свой отряд не взяли бы. В конце Рубахин убивает пленного ради своего спасения.
Сопоставляя героев рассказов, мы видим: толстовский герой хороший товарищ. Он не бросает Костылина в беде, хотя именно из-за него они и попали в плен. Жилин стал симпатичен всему аулу, кроме старика, который ненавидел русских.
У Пушкина герой негативно относится к горцам, и не отвечает на любовь черкешенки, его сердце уже не способно любить.
Таким образом, мы выяснили, что авторы не указывают имён героев, что герои Маканина и Толстого служат на Кавказе, а Пушкинский герой отправился на Кавказ в поисках свободы. У Пушкина и Толстого герои попадают в плен и выбираются из него, а у Маканина герой взял в плен юношу с целью обмена.
Во всех рассмотренных произведениях тема истинных и ложных ценностей, истинной красоты. Красота, не только гор, но и человека. У Пушкина и Толстого это красота души, поступков, человеческих чувств, а у Маканина внешняя, красота пленного, и пугающая солдат красота местного пейзажа. «Серые замшелые ущелья. Бедные и грязноватые домишки горцев, слепившиеся, как птичьи гнёзда. Но всё-таки – горы?! Там и тут теснятся их жёлтые от солнца вершины. Горы. Горы. Горы. Который год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность…» В «Кавказском пленном» постоянно присутствует фраза Достоевского – «красота спасёт мир», но в рассказе она «не успела спасти».
Пушкинский герой – романтический. Толстовский хороший друг и товарищ, а Маканинский солдат, устал от войны, но никак не может уехать домой.
Мы провели анализ текстов, способов изображения главного героя и выделили отличительные черты кавказских пленников.

Название: Образ кавказского пленника в русской литературе.
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Добавлен 21:07:36 18 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 599
Комментариев: 13
Оценило: 4 человек
Средний балл: 4.3
Оценка: неизвестно   Скачать

Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: Образ кавказского пленника в русской литературе.
Курсовая работа по теме Создание альманаха ‘Русский Рок’ формата А4 в векторном графическом редакторе (CorelDraw)
Почему Чацкий Одинок Сочинение
Какой Текст Для Реферата
Сочинение По Воображению 6 Класс
Стриминговые Технологии И Их Использование Реферат
Реферат На Тему Вклады Культуры И Искусства Xx Века В Мировую Цивилизацию
Курсовая работа по теме Выведение новых товаров на рынок
Реферат: Арбитражные суды 4
Реферат: Обеспечение сохранности документной информации. Документооборот предприятия
Курсовая работа по теме Пути искоренения политического терроризма
Реферат по теме Город как составная часть феодальной системы
Эссе Роль Изо Для Человека
Доклад: Культура древнерусского государства (IX — 30-е гг. XIII в.)
Особенности Управления Организацией Реферат
Эссе Что Нужно Сделать Чтобы Земля Существовала
Контрольная Работа No 2 За 1 Четверть
Эссе На Тему Почему Я Вру
Курсовая работа по теме Специфіка адвокатури в Україні
Реферат Лекарственные Растения
Сочинение На Тему Родной Природе
Реферат: Гоголевский Петербург
Реферат: Безопасность труда менеджера «Центрального агентства воздушных сообщений»
Курсовая работа: Американо-германские отношения в 1919-1923 гг. Репарационный вопрос

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В детском лагере «Огонек» в Кайтагском районе Дагестана 62 азербайджанца ждут разрешения, чтобы пересечь сухопутную границу и вернуться домой. При этом в Губинском районе Азербайджана свернуты пункты размещения прибывающих из Дагестана.

Как писал «Кавказский узел», на территории детского лагеря «Огонек» в Кайтагском районе Дагестана расположен временный пункт размещения граждан Азербайджана, ожидающих открытия госграницы. По данным дагестанских спасателей, 16 ноября практически всех граждан Азербайджана переправили через границу, а по состоянию на 24 ноября в нем находились два человека. Граждане Азербайджана предпочитают пользоваться авиасообщением, чтобы неделями не ждать в Дагестане временного открытия сухопутной границы, отметил правозащитник Афиг Аллахвердиев.

Проблема с возвращением на родину возникла у граждан Азербайджана в апреле 2020 года из-за коронавируса. С закрытием границы мигранты стали скапливаться на дагестанской стороне. В начале мая МЧС Дагестана организовало палаточный лагерь возле селения Куллар, однако место в палатках нашлось далеко не для всех. Полгода спустя мигрантов переселили в капитальные строения лагеря «Огонек». Азербайджанцы оказались в тепле, но на 60 километров дальше от границы. С середины февраля между Россией и Азербайджаном возобновилось авиасообщение. Однако мигранты, не имеющие возможности купить авиабилеты, продолжали скапливаться в лагере. С чем столкнулись граждане Азербайджана в лагере Куллара, и как повели себя власти, можно прочитать в справке «Кавказского узла» «Лагерь в Кулларе: азербайджанцы в плену пандемии«.

В стационарном пункте временного размещения для граждан Азербайджана находится 62 человека, в том числе четыре женщины и четверо детей, сообщил корреспонденту «Кавказского узла» представитель Главного управления МЧС России по Дагестану. Функционирование лагеря обеспечивается тремя сотрудниками республиканского МЧС и одним медработником. На территории лагеря находятся также 10 бойцов Росгвардии и сотрудник полиции, добавил собеседник.

Отправка граждан на родину проводилась с 13 по 16 ноября. «13 и 14 ноября из лагеря выехали две группы по 87 и 82 человека, на следующий день были отправлены семь граждан Азербайджана, а 16 ноября — еще двое», — пояснили в ведомстве.

Нареканий на условия содержания в детском оздоровительном лагере «Огонек» от поселенцев не поступало, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» руководитель фонда поддержки и развития социально значимых программ и проектов «Биз» («Мы», — прим. «Кавказского узла») Афиг Аллахвердиев.

«Несколько человек звонили мне из лагеря. У них обстановка нормальная, но они хотели как можно скорее вернуться домой. Мы получаем только такие обращения. К сожалению, в этом вопросе мы не можем помочь. Этим занимается азербайджанская сторона. И даже отдельные сотрудники не могут повлиять на то, чтобы кого-то могли ускоренно принять. Только в назначенный день пропуска через границу», — пояснил Аллахвердиев.

Карантинные пункты на территории Губинского района, которые работали для прибывающих в страну через сухопутную границу из Дагестана в центрах отдыха, спорта и образования Азербайджанского государственного экономического университета и Бакинского государственного университета, свернуты с ноября, сообщили корреспонденту «Кавказского узла» в администрации района.

В районной администрации больше не владеют информацией о числе прибывающих сухопутным путем. «Раньше у нас была статистика прибывающих, потому что мы их размещали здесь, на территории района. Сейчас у нас такой информации нет», — пояснил представитель администрации.

Последнюю партию прибывших через границу с Дагестаном в середине ноября не поместили на карантин, а отправили по домам на семидневную самоизоляцию. Такой порядок для прибывающих из Дагестана граждан Азербайджана будет сохраняться и дальше, сообщил источник в правительстве страны.

По его словам, ограничение на въезд в страну через сухопутные границы сохранится по меньшей мере до 1 января 2022 года. Однако поток прибывающих через сухопутную границу «практически приостановился» в связи с «большим числом авиарейсов из различных регионов России», отметил он.

«Рейсов стало больше. Сегодня самолеты летают в Азербайджана из почти 20 регионов России. Цены на авиабилеты существенно понизились. Поэтому люди могут возвращаться самолетами», — сказал источник.

Материалы об азербайджанцах, которые не смогли попасть на родину и вынуждены были жить в приграничном лагере в Дагестане, «Кавказский узел» собрал на тематической странице «Дагестан: долгая дорога в Баку». Новости о пандемии коронавируса публикуются на тематической странице «Коронавирус рвется на Кавказ», а динамика распространения вируса в странах и регионах Кавказа отражена в обновляемой справке «Кавказского узла» «Коронавирус добрался до Кавказа».

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Формально запрет на командировки за пределы Волгоградской области без QR-кодов не противоречит позиции Госдумы, отложившей рассмотрение законопроекта об ограничениях на транспорте, но властям региона следовало убеждать людей прививаться, а не ужесточать ограничения, считают депутат Александр Осипов и член Общественной палаты Вячеслав Черепахин. Региональный запрет на поездки противоречит Конституции, указал юрист Сергей Иващенко.

Как писал «Кавказский узел», в Волгоградской области действует запрет для непривитых жителей на посещение заведений общепита, кинотеатров, фитнес-центров, салонов красоты, театров, музеев и других культурно-досуговых учреждений. Вход в них разрешен только при наличии сертификата о прививке или отрицательном тесте на коронавирус, сделанном в течение последних трех суток. С 11 декабря жителям области запрещено уезжать в командировки в другие регионы и без QR-кода либо ПЦР-теста, а также получать в пунктах выдачи товары, купленные онлайн. 

13 декабря Совет Госдумы снял с рассмотрения законопроект об использовании QR-кодов на авиа- и железнодорожном транспорте, поддержанный в регионах юга страны лишь депутатами астраханской облдумы. При этом законопроект не окончательно снят с повестки Госдумы, его решено доработать.

На местном уровне фактически введены ограничения на передвижение граждан без QR-кодов, хотя Госдума сняла с рассмотрения проект закона о требовании QR-кодов у пассажиров самолетов и поездов, но противоречия в этом нет, потому что нет закона о QR-кодировании, сказал по телефону корреспонденту «Кавказского узла» беспартийный депутат Волгоградской облдумы Александр Осипов.

По мнению депутата, QR-кодирование – это «всего лишь технический инструмент, а не правовая основа», поскольку он свидетельствует о вакцинации, и не более того. «То, что людям не продают билеты на междугородных маршрутах — это вообще грубейшее нарушение. Они обязаны продать билет. Я всем говорил: «Пишите в прокуратуру, в суд». Постановление губернатора говорит не о QR-коде, а о том, что нужны ограничения. Это сверхнормативное явление, ложное понимание», — сказал Осипов.

У самого Осипова, по его словам, к QR-кодированию изначально было отрицательное отношение. Он заявлял коллегам в облдуме, что техническая подготовка введения маркировки должна облегчить жизнь граждан, но QR-кодирование только усложнило жизнь людей.

«Людям это непонятно, им это не нужно, они этого боятся и не понимают. Поэтому я предложил коллегам-депутатам подождать, навести порядок. Я их спрашивал: «Почему вы не встречаетесь с людьми?». Ни чиновники, ни депутаты от «Единой России» не встречались с людьми», — сказал Осипов.

Жители Волгоградской области активно протестуют против системы QR-кодов, они проводили пикеты, создавали петиции и обращения в прокуратуру и областную думу. Введение QR-кода никак не защищает от заражения, заявил, в частности, 10 декабря участник пикета в Волгограде. Акции против QR-кодов малочисленны, поэтому власти не примут их во внимание, пояснили опрошенные «Кавказским узлом» политологи.

Александр Осипов рассказал, что к нему поступило большое количество заявлений, и он их до сих пор получает. По просьбе граждан депутат подготовил обращение в Госдуму, под которым собрано более 3000 подписей. Обращение депутат отправил письмом 27 ноября. При этом Осипов заметил, что сам он привит и «антиваксером» не является, но выступает за добровольную вакцинацию.

«Я понимаю опасения людей. У нас государство любит приказывать. Вся затея очень сырая. Нелепые хаотичные действия пугают людей. Да в системе здравоохранении ситуация сложная – больницы переполнены. Но не QR-кодами надо действовать, а убеждением. Зачем деньги на перепись ненужную потратили, надо было на организацию добровольной вакцинации их направить. Действенные меры должны быть понятными и прозрачными. Получили в результате не просто протестную ситуацию, а всколыхнули людей аж тех, которые, собственно, и готовы были вакцинироваться. Видим индекс гигантского недоверия к государственным институтам… Если летом автобусы были переполнены, если летом концерт группы «Руки вверх» на стадионе Волгоград-Арена собрал 30 тысяч зрителей. Они все без масок стояли. Я посылал запрос, ответили отпиской. При этом и власть допускает нарушения антиковидных мер – недавно прошел банкет в областном комитете природных ресурсов. Люди это все видят. И так по всей стране. У людей такая ситуация вызывает внутреннее неприятие», — возмутился Александр Осипов.

По мнению Александра Осипова, позиция большинства депутатов облдумы, выступивших за поддержку законопроекта об ограничениях в транспорте и общественных местах, связана с позицией губернатора Андрея Бочарова. «Это идет от губернатора, которому нужны показатели по вакцинации, ему нужно отчитаться в Москву», — сказал депутат.

Член Общественной палаты Волгоградской области Вячеслав Черепахин также не видит законодательного противоречия в вопросе ограничений на транспорте, «потому что этот вопрос в компетенции региональных властей». «Госдума не приняла [законопроект] на федеральном уровне, но это не значит, что регионы не могут принимать решение индивидуально», — пояснил он корреспонденту «Кавказского узла».

Но при этом, по словам Черепахина, проблема иначе воспринимается людьми «на житейском уровне». «Власть, исходя из своего понимания, принимает необходимые ограничительные меры. Эти меры не ограничивают людей без QR-кода в удовлетворении первичных жизненных потребностей. Ограничения касаются больше услуг и товаров качества жизни. И тут каждый решает для себя — привиться и ходить, например, в рестораны, или не привиться и ограничить себя в этом. Но с голоду никто от этого не умрет — в продуктовые магазины доступ есть у всех», — сказал Вячеслав Черепахин.

Особых противоречий между законотворчеством федерального и регионального уровней не нашел и юрист Сергей Иващенко. «В данном случае речь идет о некоей общей системе QR-кодирования – некоей системы маркировки. Она работает. Пользоваться ею не запрещено. Обязательной системы нет на федеральном уровне, но местному законодательству, в местных условиях, на уровне, например, постановления губернатора не запрещено этого делать», — сказал юрист корреспонденту «Кавказского узла».

В то же время, по словам Иващенко, наблюдается противоречие между правом граждан на свободу передвижения, гарантированным статьей 27 Конституции, и правом государства в случае чрезвычайных ситуаций накладывать подобного рода ограничения согласно федеральному закону «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «Правилам поведения, обязательным для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации».

«Но разве власти ввели чрезвычайное положение? Нет. В этом случае, согласно положению части 3 статьи 56 Конституции РФ, не допускаются ограничения ряда прав и свобод человека и гражданина. Поэтому любой гражданин в праве оспорить подобные действия властей в суде», — пояснил юрист, сославшись на часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Гражданин, организация или иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа власти или организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Обращение может быть направлено и в вышестоящие органы, также допустимо «использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров», следует из части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства.

Если судья не принял решение отменить норму, установленную губернатором, то постановление будет действовать, «так как то, что не запрещено, то разрешено», добавил юрист. «То, что президент заявил о нежелательности QR-кодирования на поездах и самолетах – это лишь рекомендация. Так как не было приказа, не было указа», — сказал Сергей Иващенко.

Нужно обойтись без «опрометчивых решений», связанных с введением системы QR-кодов, заявил 9 декабря Владимир Путин. «Нужно быть очень аккуратными при этих решениях. Перед тем как принимать ограничения, связанные с использованием транспортных средств, мы должны самым внимательным образом посмотреть, к чему это приведет. И посмотреть, готова ли транспортная система — для того, чтобы не ограничить права людей, с одной стороны, но обеспечить безопасность и здоровье тех же граждан, о которых мы так заботимся», — процитировало президента в тот же день РБК.

Напомним, 12 ноября правительство внесло в Госдуму также законопроект об обязательном использовании QR-кодов в общественных местах. Его поддержали депутаты во всех регионах юга России. 16 декабря проект был принят в первом чтении и повторно направлен для обсуждения в регионы, Совет Федерации и правительство. На повторное обсуждение отведен месяц.

Новости о введении системы QR-кодов и его последствиях на юге России и в странах Южного Кавказа «Кавказский узел» размещает на тематической странице «QR-коды и вакцинация на Кавказе».

  • Человек живая загадка сочинение мертвые души
  • Человек живая загадка сочинение чичиков
  • Человек и его потребность в общении сочинение
  • Человек глотающий книги похож на путешественника знакомящегося со страной из окна вагона сочинение
  • Человек должен быть богатым чтобы быть в гармонии с собой сочинение