Деткова Яна Леонидовна
21.10.2021.
Тест. Обществознание, 8 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Тест состоит из 15 заданий, время выполнения 20 минут
Вопрос 1
Какие суждения об обществе и его изменениях является верным?
Варианты ответов
- Общество может измениться только под влиянием объективных законов природы.
- Общественный прогресс характеризуется переходом общества от высшего к низшему, от сложного к простому
- Эволюционный путь развития характеризуется резкими радикальными изменениями во всех сферах общества.
- Общество в узком смысле слова — это группа людей, выдеоенная по определённому социально значимому признаку
Вопрос 2
В настоящее время экологи отмечают активное таяние ледников, сокращаются мировые запасы пресной воды. Что свидетельствует о глобальном характере данной проблемы?
Варианты ответов
- уничтожение животного и растительного мира полярных зон
- вымирание малочисленных народов
- возникновение новых, ранее неизвестных организмов
- возникновение угрозы всему человечеству, сохранению его как вида
Вопрос 3
Верны ли следующие суждения об обществе?
А) Все сферы общества взимодействуют друг с другом.
Б) Общество — сложная динамичная система, не способная к саморегуляции.
Варианты ответов
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения не верны
Вопрос 4
Вепны ли суждения об исторических типах общества?
А) В жизни традиционного общества большую роль играет община.
Б) Для индустриального общества характерным является высокий уровень социальной мобильности.
Варианты ответов
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Вопрос 5
Какой примериллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?
Варианты ответов
- создание заповедников и национальных парков
- осушение болотистой местности и рекультивация земель
- принятие закона об охране леса
- гибель древнего города Помпея в результате извержения вулкана Везувия
Вопрос 6
В стране Z развиты промышленность , транспорт и связь. Какое положение характеризует общество в стране Z как индустриальное?
Варианты ответов
- осознание остроты глобальной экологической проблемы и попытка содать ноосферу
- классовая структура общества
- коллективизм в сознании людей
- информация является важнейшим фактором производства
Вопрос 7
Установите соответсвие между социальными фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго столбца.
Варианты ответов
- заключение коммерческого соглашения между предпринимателями
- выборы президента страны
- развитие молодежных общественных организаций
- принятие гражданства страны
- заключение брака
Вопрос 8
Какие суждения об обществе и его изменениях является верным?
Варианты ответов
- Общество может измениться только под влиянием объективных законов природы.
- Общественный прогресс характеризуется переходом общества от высшего к низшему, от сложного к простому
- Эволюционный путь развития характеризуется резкими радикальными изменениями во всех сферах общества.
- Общество в узком смысле слова — это группа людей, выдеоенная по определённому социально значимому признаку
Вопрос 9
Установите соответствие между отличительными признаками т типами общества: к каждому элементу одного столбца подберите соответсвующий элемент из другого столбца
Варианты ответов
- массовое производство машин и оборудования
- сословная структура общества
- промышленное предприятие — основная производительная сила общества
- внедрение высоких технологий во все сферы общественной жизни
- основополагающая роль религии
Вопрос 10
Установите соответствие между глобальными проблемами современности и их видами:: к каждому элементу одного столбца подберите соответсвующий элемент из другого столбца
Варианты ответов
- высокий уровень бедности и нищеты в развивающихся странах
- сокращение биологического разнообразия Земли
- угроза ядерной войны
- подготовка и проведение взрывов в местах массового скопления людей
- глобальное изменение климата
Вопрос 11
В приведенном списке указаны черты сходства деятельности человека и поведения животного и их различия.
Выберите и запишите два порядковых номера черт сходства и два порядковых номера черт различия
Варианты ответов
- в качестве мотивов активности выступают потребности
- способность к целеполаганию
- обусловленность исключительно инстинктами
- использование предметов природы
Вопрос 12
В приведенном списке указаны черты сходства и различия.потребностей и способностей человека.
Выберите и запишите два порядковых номера черт сходства и два порядковых номера черт различия
Варианты ответов
- имеются у любого человека
- влияют на успешность и качество осуществления определённых видов деятельности
- выражаются в ощущении нехватки чего-либо
- изменяются с возрастом
Вопрос 13
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании структуры деятельности?
Цель, игра, происхождение, объект, труд
Выпишите соответствующие понятия
Вопрос 14
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при характеристики индивида?
Темперамент, сознательность, свобода. задатки, уникальность
Выпишите соответствующие понятия
Вопрос 15
Арина выпоняет задание по обществознанию по теме «Человек — биосоциальное существо». Она подготовила сигнальные карточки с различными аспектами понимания термина «человек». Какая карточка является лишней?
Варианты ответов
- индивид
- инстинкт
- личность
- индивидуальность
Человек – биосоциальное существо, природа которого имеет двойственный характер. У каждого из нас, как и у любого животного, есть биологическая сущность, сформированная миллионами лет эволюции. Но наряду с ней у нас имеется также и социальная сущность, отличающая нас от других животных. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, чем отличается от биологической сущности и как связана с такими понятиями как личность и самосознание.
Что такое социальная сущность человека?
Социальная сущность – это способность человека управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила, принятые в обществе. Социальная сущность определяет наше поведение и те виды активности, которые мы позволяем себе в повседневной жизни.
Среди множества биологических видов, населяющих нашу планету, человек выделяется именно своей социальной сущностью. Конечно, многие животные тоже объединяются в стаи и другие сообщества, но они делают это под влиянием инстинктов. Люди же, наоборот, для исполнения своих социальных ролей способны преодолевать инстинкты.
В качестве примеров проявления социальной сущности человека можно отметить следующее:
- преодоление примитивных инстинктов и «первобытных чувств»;
- стремление менять мир в лучшую сторону;
- потребность в активной деятельности, полезной для общества;
- способность совершенствоваться, преодолевать свои слабости;
- способность и потребность ставить перед собой цели и достигать их;
- потребность в общении и иных формах взаимодействия;
- потребность в признании и уважении.
Если посмотреть на пирамиду Маслоу, можно обратить внимание, что первые два уровня связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей. А вот уровни, находящиеся выше, отражают различные аспекты социальной сущности человека.
Отличия социальной сущности от биологической
Как мы уже выяснили, человек – это биосоциальное существо с двойственной природой. Биологическая сущность, являющаяся результатом эволюции, сочетается в нём с социальной сущностью – продуктом развития общества. Они обе оказывают существенное влияние на все аспекты жизни и поведения человека. При этом у каждой из них есть определённые особенности:
- Биологическая сущность проявляется в том, что человек является обычным животным со своими потребностями и инстинктами, направленными на их реализацию. Основные биологические потребности человека – это поддержание жизни, воспроизводство рода и защита потомства.
- Социальная сущность проявляется в том, что человек, являясь частью общества, способен управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила. Социальная сущность, как и личность, формируется в процессе социализации.
Разные авторы по-разному высказываются о взаимоотношении биологической и социальной сущностей человека. Одни противопоставляют их, другие же считают их тесно связанными между собой. Вторая точка зрения более популярна. Она подразумевает, что в человеке от рождения присутствует биологическая сущность, но по мере взросления и социализации всё большую роль играет социальная. При этом она тоже направлена на реализацию потребностей человека, но уже посредством адаптации к сложным требованиям человеческого общества.
Становление социальной сущности человека
Вы наверняка слышали высказывание «Труд сделал из обезьяны человека». Так вот оно не такое бессмысленное, каким кажется. Действительно, значительную роль в превращении человека в социальное существо сыграл труд, направленный на удовлетворение собственных потребностей и потребностей своего племени. Совместный труд представлял собой исторически первую форму социального взаимодействия между людьми.
Изначально люди занимались совместной добычей – охотой и собирательством, потом научились совместно выращивать сельскохозяйственные культуры и заниматься другими формами производства. С появлением материальных ценностей, которые возникали не сами по себе, а производились людьми, начали формироваться и такие понятия как собственность и власть.
Со временем социальное взаимодействие между людьми в одном племени, а также между соседними племенами становилось всё более разнообразным. В частности, люди поняли, что можно не только владеть ресурсами, но и обменивать их на те, которые необходимы в данный момент. Палеонтологи утверждают, что люди научились торговать и обмениваться в период, называемый «неолитической революцией». Именно это событие и можно считать моментом становления социальной сущности человека.
Социальные качества личности
Личность – это понятие, отражающее социальную природу человека. То есть, это не просто индивид, а субъект общественных отношений, член общества, обладающий уникальным набором социально значимых черт. В социологии имеется два подхода к изучению личности:
- Личность рассматривается как активный субъект, способный познавать и менять окружающий мир, влиять на общество, оценивать себя и своё место в социуме. В рамках этого подхода социальными качествами личности считаются те качества, которые определяют образ жизни человека, его самооценку и оценку его другими членами общества.
- Личность рассматривается как набор социальных функций и ролей. Человек выполняет одновременно несколько функций в разных сферах жизни. В рамках данного подхода социальными качествами личности называют качества, формирующиеся и развивающиеся в процессе взаимодействия с другими членами общества.
Основные социальные качества личности:
- самосознание – способность осознавать себя, оценивать свои поступки и понимать, как их оценивают другие;
- самооценка – комплексная характеристика, показывающая, как личность воспринимает свои способности, возможности и прочие особенности;
- социальная идентификация – отождествление личностью себя с определённой социальной группой;
- активность – способность выполнять социально значимые действия, проявлять инициативу при взаимодействии с окружающими;
- интересы – источник мотивации, необходимой для активных действий;
- убеждения – нравственные, идеологические, религиозные и прочие взгляды, определяющие восприятие личностью окружающего мира;
- цели жизни – глобальные цели, которые личность воспринимает как своё предназначение.
С точки зрения психологии, наличие целей жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности. Несмотря на всё разнообразие возможных вариантов, все существующие цели жизни можно сгруппировать в четыре группы:
- материальные блага и комфорт;
- развитие и творческая деятельность;
- власть и уважение;
- духовное совершенствование.
Самосознание и самореализация
Самосознание и самореализация – важные «кирпичики» социальной сущности человека. Самосознание – это способность индивида понимать себя как личность, оценивать свои возможности и способности, понимать и прогнозировать, как те или иные поступки будут восприняты окружающими, а также нести ответственность за собственные решения и действия. Именно от самосознания зависит то, насколько успешно человек может взаимодействовать с другими членами общества.
Самореализация – это процесс реализации личностью своего потенциала, достижения жизненных и просто важных целей. Американский психолог Абрахам Маслоу считал, что потребность в самореализации – это одна из высших потребностей человека (наряду с самоактуализацией и саморазвитием). Он дал следующее определение: самореализация – это максимально полное использование всех талантов, способностей и доступных возможностей для осуществления личностно значимой деятельности.
Заключение
Человек – биосоциальное существо, в котором его биологическая природа сочетается с социальной сущностью. Биологическая составляющая проявляется преимущественно через темперамент, а социальная определяет характер. Нельзя сказать, что одна или вторая составляющая полностью определяет, кем является человек. Каждая из них сильно влияет на наше поведение, поскольку они тесно связаны между собой. В этом плане человек является уникальным животным, ведь ни один другой представитель фауны не способен целенаправленно управлять своими инстинктами ради реализации своей социальной сущности.
Смирнова Ирина Петровна
10.12.2021.
Тест. Обществознание, 6 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
20 вопросов с одним и несколькими вариантами ответов, без ограничения времени
Вопрос 1
Определите пропущенное слово. Помимо прочего, дети наследуют от своих родителей ещё и ________ — это совокупность психических и физиологических свойств человека, которые характеризуют степень его возбудимости и проявляются в его отношении к окружающей действительности. Ещё они влияют на поведение. Именно поэтому некоторые дети спокойные и рассудительные, а другие — активные и эмоциональные.
Варианты ответов
- темперамент
- характер
- индивид
- личность
Вопрос 2
Каждый человек принадлежит одновременно к двум мирам — биологическому и социальному, следовательно, человек — биосоциальное существо. Все приведённые ниже черты являются биологическими, кроме одной. Найди в приведённом списке социальную черту и выдели её.
Варианты ответов
- музыкальные предпочтения
- цвет глаз
- национальность
- рост
- размер ноги
Вопрос 3
Маше 13 лет. Она любит готовить, слушает Элджея и мечтает побывать в Японии. Какие черты Маши характеризуют её социальную сущность?
Варианты ответов
- Маша мечтает стать кандидатом медицинских наук.
- Маша предпочитает ходить пешком, а не ездить на автобусе.
- У Маши сильная аллергия на цитрусовые.
- У Маши много друзей
- У Маши есть родимое пятно на щеке.
Вопрос 4
Выдели то, что относится к биологическим качествам человека.
Варианты ответов
- прямохождение
- развитый мозг
- гены
- сознание
- способность к членораздельной речи
Вопрос 5
Соотнеси элементы
Варианты ответов
- Филипп не пошёл с ребятами на речку, потому что знал о своём слабом иммунитете и понимал, что может простудиться
- Директор школы долго писал речь для торжественной линейки. Его слова произвели сильное впечатление: многие отмечали, что это самая проникновенная речь, которую им доводилось слышать
- Древние люди изобрели рубило (маленький ручной топор), чтобы сделать свою жизнь легче и безопаснее
Вопрос 6
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
Варианты ответов
- Конкретные условия, в которых живёт человек, влияют на особенности его характера.
- Биологическая природа человека проявляется в его анатомо-физиологических чертах.
- Отличием человека от других живых существ является то, что он обладает инстинктом самосохранения.
- Целенаправленная и осознанная деятельность свойственна как человеку, так и животным
Вопрос 7
Какое из приведённых ниже суждений верно?
Варианты ответов
- Только животные наследуют характерные черты своего вида, для человека это не характерно.
- Наследование биологических признаков характерно как для людей, так и для животных.
- Знания об окружающем мире и моральные установки передаются человеку по наследству.
- Животные, как и люди, наследуют моральные установки и предпочтения.
Вопрос 8
Найдите в приведённом списке три признака человека, подтверждающих его родство с другими представителями природного мира.
Варианты ответов
- наличие органов чувств
- потребность в чистом воздухе
- потребность в знаниях
- умение общаться с помощью речи
- забота о потомстве
- умение предвидеть последствия своих поступков
Вопрос 9
Человека как биологическое существо отличает:
Варианты ответов
- наличие духовных потребностей
- наличие кровеносной и нервной системы
- наличие сознания
Вопрос 10
Определите соответствие
Варианты ответов
- Состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях
- Совокупность природных свойств организма, полученных от родителей, предшественников
- Сложные врождённые реакции организма, возникающие на внешние или внутренние раздражения
Вопрос 11
Выберите наиболее точный термин из предложенных ниже.
Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для его жизни, — это
Варианты ответов
- потребность
- желание
- самосознание
- сознание
Вопрос 12
Перед вами четыре окончания предложения. Один вариант — неправильный. Найдите его.
Духовный мир человека
Варианты ответов
- формируется независимо от общества
- воплощает его духовные потребности
- уникален
- это мир его мыслей и чувств
Вопрос 13
Какая ситуация иллюстрирует социальные потребности человека?
Варианты ответов
- В свободное время Галина любит поболтать с подружками.
- Сергей любит шоколадное мороженое.
- Врач рекомендовал Николаю упражнения для улучшения осанки.
- Всеволод любит читать.
Вопрос 14
Выберите правильные высказывания.
Варианты ответов
- Эмоции определяют настроение человека в тот или иной момент.
- Люди могут по-разному выражать свои чувства.
- Потребности в общении и труде относят к биологическим потребностям человека.
Вопрос 15
Перед вами четыре окончания предложения. Один вариант -неправильный. Найдите его.
Потребности человека
Варианты ответов
- индивидуальны
- не зависят от жизни общества
- изменяются на протяжении жизни
- делятся на биологические, социальные, духовные
Вопрос 16
Какая ситуация иллюстрирует социальные потребности человека?
Варианты ответов
- У Натальи много друзей.
- Михаил занимается спортом.
- В свободное время Анна занимается рисованием.
- Игорь любит лимонад.
Вопрос 17
Найдите в приведенном ниже списке потребности человека, подтверждающие его родство с другими представителями природного мира.
Варианты ответов
- в познании
- в пище
- в продолжении рода
- в знаниях
- в сне
Вопрос 18
Выберите правильные высказывания.
Варианты ответов
- Эмоции и чувства не имеют отличий.
- Потребности заставляют человека действовать.
- Чувства людей разнообразны и индивидуальны.
Вопрос 19
Верно ли, что индивидуальность: а) присуща каждому человеку; б) проявляется в эмоциях и чувствах?
Варианты ответов
- верно только А
- верно только А
- верны оба суждения
- оба суждения не верны
Вопрос 20
Верно ли, что: а) индивидуальные черты человек может получить по наследству; б) личностью человек становится сразу после рождения?
Варианты ответов
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения не верны