Р. К. Щедрин Биография и творчество. Озорные
частушки. «Кармен-сюита»
.
Родион Константинович Щедрин (род. 16 декабря 1932, Москва, СССР) — советский и
российский композитор и пианист, педагог, музыкально-общественный
деятель.
Народный артист СССР (1981). Лауреат Ленинской премии (1984), Государственной премии СССР (1972) и Государственной премии РФ (1992).
Биография
Родился
в Москве, в семье выпускника Московской
консерватории, композитора и педагога
Константина Михайловича Щедрина (1894—1955) и экономиста, любительницы музыки
Конкордии Ивановны Щедриной (урожд. Ивановой) (1908—1999).
Первым
учителем музыки Щедрина стал его отец Константин Михайлович, который родился в
селе Воротцы Тульской губернии, а детство провёл
в Алексине под Тулой.
Он был одарён редкостными музыкальными способностями — «магнитофонной»
памятью (запоминал музыку с одного раза), абсолютным слухом. Его способности
заметила приезжавшая в город актриса В. Н. Пашенная,
которая за свой счёт отправила мальчика в Москву, где он окончил Московскую
консерваторию.
Музыкой
Родион был окружён с самого детства: слышал игру отца на скрипке,
инструментальное трио в составе отца и его братьев.
В 1941 году был
отдан в Центральную музыкальную школу-десятилетку
при Московской консерватории. Реально же заниматься
игрой на фортепиано начал частно — у М. Л. Гехтман.
Во
время Великой
Отечественной войны (в октябре 1941 года)
семья Щедриных была эвакуирована в Самару. В этот же город был
эвакуирован и Д. Шостакович,
завершивший в нём свою знаменитую Седьмую симфонию;
юному Родиону довелось услышать её на генеральной репетиции под
управлением С. Самосуда. Д. Шостакович и К. Щедрин
вели работу в Союзе композиторов, первый — как председатель, второй —
как ответственный секретарь. Шостакович заботливо помогал семье Щедриных в
трудных бытовых и иных обстоятельствах.
Продолжил
своё музыкальное образование в Московском
хоровом училище (1944—1950),
возглавляемом А. В. Свешниковым.
В
1950—1955 годах учился в МГК
имени П. И. Чайковского,
которую с отличием окончил по двум специальностям: композиции (класс Ю. А. Шапорина)
и фортепиано (класс Я. В. Флиера).
В 1959
году там же окончил аспирантуру (рук. Ю. А. Шапорин).
В 1965—1969 годах —
преподаватель композиции в Московской консерватории. Среди его
учеников — О. Галахов, Б. Гецелев, Г. Минчев.
Щедрин прекратил работу в консерватории, войдя в конфликт с партийными
деятелями теоретико-композиторского факультета.
В
1968 году он отказался подписать письмо в поддержку вступления войск стран Варшавского договора в Чехословакию.
В
1973 году Щедрин избирается на должность председателя правления Союза композиторов РСФСР. На
этом посту он проработал до 1990 года, добровольно его покинув, после чего был
оставлен в роли почётного председателя СК России. То, что во главе огромной
российской композиторской организации столько лет стоял серьёзный композитор
новаторской направленности, сыграло чрезвычайно прогрессивную роль. Велика была
и его личная помощь композиторам, музыковедам, дирижёрам и др. «Долгое время
Щедрин возглавлял Союз композиторов России, и мало кто знает, скольким молодым
талантам отверженным, гонимым властью, помог этот человек», — написал о
нём в 2002 году Владимир Спиваков в буклете
музыкального фестиваля, состоявшегося по случаю 70-летия композитора.
Родион
Щедрин имеет литовское гражданство,
поскольку в пору восстановления независимости
Литвы литовское гражданство в виде исключения получило немало
жителей других стран, в том числе России. Это, в основном, были видные деятели
общественной жизни, культуры, искусства, а также спортсмены и предприниматели.
Знаменитая пара Майя Плисецкая — Родион Щедрин в 1991 году первыми из
россиян получили литовские паспорта[4].
После
смерти Майи Плисецкой (2
мая 2015 года) было оглашено завещание, согласно которому её прах будет
соединён воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над
Россией[5].
Семья
· Отец —
Щедрин Константин Михайлович, музыкант-теоретик, педагог, музыкальный деятель.
· Мать —
Щедрина Конкордия Ивановна (урождённая Иванова).
· Супруга — Плисецкая Майя Михайловна (1925—2015),
прима-балерина Большого театра России, Народная артистка СССР,
лауреат Ленинской премии.
Детей
не имеет.
Творчество
Работал в разных жанрах, стремясь к
радикальному обновлению традиционных форм, активно осваивая современную
композиторскую технику.
Автор 7 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 14
концертов, многочисленных произведений камерной, инструментальной, вокальной,
хоровой и программной музыки, музыки к кино и театральным постановкам.
Каждое его произведение всегда содержит в
себе что-то новое, интересное, неожиданное. Так в его опере «Не только
любовь» (по мотивам рассказа С. Антонова) основой музыкального развития
становятся частушечные мелодии. В опере «Мертвые души» композитор полностью
сохраняет прозаический текст Гоголя и создает галерею колоритных
персонажей-масок, высмеянных писателем. Вокальные партии этих героев
представляют собой мелодически выразительную музыкальную речь, в точности
соответствуя типу и характеру каждого из них. Также прозаический текст Щедрин
использует в хоровой поэме «Казнь Пугачева».
Произведения великих русских писателей
являются сильнейше привязанностью композитора. Образы русских литературных
героинь нашли свое воплощение в балетах «Анна Каренина» (Л. Толстой), «Чайка» и
«Дама с собачкой» (по мотивам А. П. Чехова).
Важное место в творчестве композитора
занимает фортепианная музыка. Он автор трех концертов для фортепиано с оркестром, фортепианных
произведений в различных жанрах. Фортепиано привлекает Щедрина своей
способностью воссоздавать сложные, многогранные образы. Композитор считает
фортепиано – полифоническим инструментом. А полифония для него это главный
принцип музыкального мышления. Среди фортепианных произведений есть пьес «Basso ostinato» (полифонические вариации на
неизменную басовую тему), «Полифоническая тетрадь» из 25-ти прелюдий, «24
прелюдии и фуги», расположенные по квинтовому кругу.
К 300-летию И. С. Баха композитора Щедрин
сочинил произведение аналогичное баховскому. Это «Музыкальное приношение»
— одночастная композиция для органа, трех флейт, трех фаготов и трех тромбонов,
которая продолжается более двух часов и представляет собой неторопливую беседу
музыкальных инструментов.
Что касается музыки к кинофильмам, то до
сих пор любима в народе песня из кинофильма «Высота» «Не кочегары мы, не
плотники».
Главными истоками музыки Щедрина являются
традиции отечественной культуры, прежде всего русский фольклор. Так, композитор
часто обращался к частушке. «Частушки – писал он, это самая гибкая область современного
русского народного песенного творчества. Все происходящее в жизни народа в тот
же день находит свое отражение в частушке».
Симфонические произведения:
Симфоническая сюита из оперы «Не только
любовь» (1964) – «Вступление», «Дождь», «Кадриль», «Ночная встреча», «Финал» –
показывает все богатство и изобретательность оркестрового письма Щедрина.
«Торжественная увертюра» (1982) написана
как симфоническое приветствие к 60-летию образования СССР, полна фанфарных
звучаний и энергии. Возобновлялась к 75-летию Щедрина в Киеве.
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
(1964–1966) в трех частях – «Диалоги», «Импровизация», «Контрасты» – яркое
сочинение, в котором автор смело синтезирует додекафонные приемы, алеаторику и
стилевой коллаж – «врезку» в финал джазовой музыки.
Одним из лучших произведений Щедрина
является одночастный концерт для оркестра «Озорные частушки» (1963).
Первый концерт для
оркестра «Озорные частушки» (1963) – новаторская композиция с участием почти
семидесяти тем, где симфоническими средствами воспроизведена частушечная манера
поочередного вступления нового участника на фоне непрерывного гармошечного
наигрыша. Автор видел в ней, по существу, токкату, с тематической ролью не
только мелодий, но и тембра, регистра. Вариантом произведения стали «Озорные
частушки», концерт для фортепиано соло (1999).
Этот концерт (в переводе означает
состязание) написан в трехчастной форме.
В первом разделе концерта в разных
голосах, словно перебивая друг друга, переплетаются короткие мотивы у
контрабаса, малого барабана, флейты, фагота, валторны, флейта-пикколо (на
октаву выше обычной флейты).
В среднем разделе звучит аккомпанемент
гармони и варьированная частушечная тема у трубы, тромбона, валторны с
характерным для народного пения нисходящим глиссандо.
В третьем разделе (репризе) продолжается
варьирование всех мотивов, постепенно собираясь в единый тематический комплекс
– заключительное проведение темы среднего раздела в увеличении в виде канона.
Слушаем «Озорные частушки»
Кармен-сюита — одноактный балет
хореографа Альберто Алонсо, поставленный на основе оперы Жоржа Бизе «Кармен»
(1875), оркестрованной специально для этой постановки композитором Родионом
Щедриным (1967, музыкальный материал был сжат и заново аранжирован для оркестра
из струнных и ударных без духовых). Либретто балета по мотивам новеллы Проспера
Мериме написал его постановщик, Альберто Алонсо.
Премьера
спектакля состоялась 20 апреля 1967 года на сцене Большого театра в Москве
(Кармен — Майя Плисецкая).
Содержание
В центре балета —
трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого
Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от
руки Хозе предопределены Роком. Таким образом, история Кармен (в сравнении с
литературным первоисточником и оперой Бизе) решена в символическом плане, что
усилено единством места действия (площадка корриды).
Порядок
музыкальных номеров в транскрипции Родиона Щедрина:
Вступление
Танец
Первое интермеццо
Развод караула
Выход Кармен и хабанера
Сцена
Второе интермеццо
Болеро
Тореро
Тореро и Кармен
Адажио
Гадание
Финал
Слушаем
«Кармен-сюита»: Болеро, Гадание ,Финал, Танец.
В 1968 году Щедрин
написал второй концерт для оркестра – «Звоны», о котором говорил, что некоторые
страницы его вдохновлены живописью величайшего русского художника А. Рублева (XIV—XV вв.).
В этом эпическом произведении воссоздано звучание русских колоколов,
используются интонации старинных знаменных распевов. А рассказ Лескова о
русском иконописце Севастьяне был положен в основу хоровой девятичастной
композиции «Запечатленный ангел».
Так, с годами
отчетливее проступает главная идея творчества Щедрина найти в нашем
конфликтном, бурном времени духовный идеал, обрести его в глубинных истоках
русской культуры.
Муниципальная
бюджетная организация дополнительного образования
«Центр детского
творчества г. Азнакаево» Азнакаевского
муниципального района
Балетное либретто
Конспект
открытого занятия
Педагог доп.
образования
1 квалификационной
категории
Кадырмаева Феруза Кадимовна
Азнакаево,2020г.
Конспект
занятия
ФИО педагога:
Кадырмаева Феруза Кадимовна
УДО:
Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования «Центр детского
творчества города Азнакаево» Азнакаевского муниципального района Республики
Татарстан
Программа:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной
направленности « Мирас»
Тема занятия: «Балетное
либретто»
Тип занятия: Занятие
по ведению новой темы
Цель:
Развить творческие способности детей, умение неординарно мыслить.
Задачи:
Обучающие:
— научиться слышать новую тему.
Воспитательные:
— воспитывать радость от общения друг с другом;
— воспитывать эстетические чувства
Развивающие:
— развивать
воображение.
Форма занятия: групповая
Методы:
Наглядный метод – демонстрация, наблюдение;
Словесный метод – передача информации, беседа, рассказ;
Дидактические средства:
магнитофон, флеш –накопитель, картины с изображением поставленных балетов
ТСО: Ноутбук
Ход
занятия «Балетное либретто»
1.Организационный
момент:
Цели для
учащихся:
—
настроиться на работу в рамках занятия (организационно и эмоционально)
Цели и
задачи для педагога:
-создать
благоприятную психологическую атмосферу на занятии;
— включить
всех учащихся в работу
—
установление взаимодействия между всеми учащимися на занятии;
Метод
организации работы:
— беседа.
Ход
занятия:
Педагог:
— Здравствуйте,
девочки! Мне очень приятно видеть вас всех с хорошим настроением.
Учащиеся
заходят в зал и занимают свои места. (девочки
встают по середине зала в шахматном порядке, педагог лицом к детям)
Приветствие проходит в форме поклона. (учащиеся
выполняют поклон)
2. Актуализация
знаний.
Цель для
обучающихся:
—
развивать мыслительную деятельность в ходе беседы;
— проявить
интерес в изучении нового материала.
Цель для
педагога:
—
сформировать личную заинтересованность учащихся;
— оценить
уровень практической подготовленности учащихся, скорректировать их знания;
-создание
условий для личностной самореализации учащихся через возможность высказывать
собственное мнение по обсуждаемым вопросам.
Методы и
приемы организации работы:
— ответы
на вопросы;
—
наблюдение.
Критерии
достижения целей и задач данного этапа занятия:
-успешные
ответы обучающихся, понимание ими связи вопросов и заданий с темой занятия;
-положительный
эмоциональный фон занятия.
3.
Ход занятия:
Педагог: Добрый
день, мои любимые ученики. Сегодня
мы окунёмся в сказочный, необычный и увлекательный мир танца — в мир балета.
Сегодня вы увидите музыкальные фрагменты и узнаете имена выдающихся
композиторов, писателей, артистов балета, чьи постановки вносят красоту в нашу
жизнь. Что такое балет, кем он зарождался?
Балет — особый вид
творчества, рождённый на стыке трёх искусств: танца, музыки и театра. Если
музыка — душа балета, то танец — его язык, посредствам которого, хореограф и
исполнитель способны показать духовную жизнь человека, его эмоциональный порыв.
Советский балет — это театр больших сюжетных спектаклей, показывающий события
прошлого и настоящего. Общепризнано, то советский балет — лучший в
мире. Балет дал миру
произведения великой красоты. Душевный мир героев балета, воплощенный в
классическом танце, настолько отображена, что здесь показывается целая
музыкально — хореографическая драматургия. Балетный репертуар пополняется и
расширяется на сценах музыкальных театров. Большинство балетов мирового
репертуара обязано своим происхождением литературе, драматургии, поэзии.
Педагог: Какие
балеты вам довелось увидеть? – ответы учащихся.
Дети…..
-О каких произведенихя
балета вы слышали или какие видели? – ответы детей…
-Все
верно. Все, мы хоть раз в жизни слышали отрывки из
балетов Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
Учащиеся
отвечают на вопросы педагога, обобщают…
4.Объяснение
нового материала.
Цель для
учащихся:
— совершенствовать
умение слушать и слышать педагога
Цель для
педагога:
—
познакомить учащихся с произведениями композитора;
Критерии
определения уровня внимания и познавательной активности обучающихся, их
интереса к изучаемому материалу:
— заинтересованность;
-создание
условий для личностной самореализации учащихся через возможность высказывать
собственное мнение по обсуждаемым вопросам.
5. Педагог:
Но прежде чем продолжить знакомиться с творчеством композитора, мы проведем разминку
для тела. Физкультминутка
Разминка
по кругу (на носочках, на пятках, подскоки маленькие, подскоки большие с
руками, бег с захлестом). Педагог руководит ходом разминки, вносит коррективы.
1)Разминка
на середине зала:
наклоны
головы (вправо, влево, вперед, назад, повороты, вращения),
разогрев
плечевого пояса (вверх, вниз, круг назад, круг вперед и т.д.),
наклоны
корпуса (вправо, влево, вперед, назад, круговые),
работа
бедер, разогрев коленного сустава (круговые движения, сгибание по очереди,
комбинация с руками
2)Педагог
— организует работу учащихся на середине зала. Наблюдает за правильностью
выполнения. Осуществляет контроль. Демонстрирует технику выполнения упражнений.
Организует работу учащихся. Наблюдает за деятельностью детей.
3)Фитнес –
разминка
— Разминка
на полу: (стопы, колени, «бабочка», упражнения на растяжку). Ребята выполняют
упражнения, которые показывает педагог.
Педагог —
выявляет допущенные неточности, ошибки. Помогает определить их причины и
исправить.
Педагог:
Итак, продолжим наше занятие…
3.Хореограф — постановщик
В разные эпохи менялось восприятие
балетного спектакля. В наши дни музыкальная культура поднялась до симфонических
вершин. Одним из крупнейших хореографов современности
является Юрий Николаевич Григорович. Его называют поэтом или композитором
танца. В постановках Юрия Григоровича участвуют блистательные артисты, принёсшие
славу балету, такие как Майя Плисецкая, Надежда Бессмертнова, Екатерина
Максимова, Надежда Павлова, Василий Гордеев, Надежда Сорокина, Марио Лиепа,
Михаил Лавровский и другие…
(Что их всех связывает, объединяет?- мы
эту тему с вами проходили- они все учились в московском хореографическом
училище)
Первая постановка Николая Григоровича, это
— « Каменный цветок». В основу балета положены уральские сказы П. Бажова,
соединяющею поэзию и правду. Хореограф стремился язык классического танца
обогатить элементами русского национального фольклора.
Показ отрывка или картины из балета «
Каменный цветок»
Много лет шёл и другой спектакль
Григоровича « Легенда о Любви» (1965г) Поставленный по мотивам философской
драмы Н. Хикмета. Это спектакль, воскрешающий экзотический мир восточного
предания, пронизан высоко-гуманистическим пафосом. Любовь здесь показана как
любовь-подвиг, любовь самопожертвование. Именно во имя любви к народу, к Родине
и отказывается от личного счастья Ферхад — один из героев « Легенды о любви»
« Спартак» А.Хачатуряна (1968г) — лучший
балет Юрия Григоровича. За его постановку он был удостоен Ленинской премии. В
спектакле показаны два мира: мир бездушного, жестокого Рима и мир Спартака,
мечтающего о справедливости и свободе. Эта постановка имела успех и зарубежом.
Почти как у Шекспира была создана
постановка балета « Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева (1975г). Юрий
Григорович создал спектакль, прославляющий величие и красоту русского народа.
Основоположником балета
стал русский композитор Петр Чайковский. У него всего 3
балета, которые известны каждому образованному человеку – это «Лебединое озеро», «Спящая
красавица» и «Щелкунчик», но все они славятся потрясающей музыкой и
прекрасной, профессиональной хореографией.
В 1891 году Чайковский написал классический
2-х актный балет, который очень часто исполняют в наше время. В 1892 году
премьера «Щелкунчика» состоялась
в Мариинском театре.
На дворе 25 декабря, и дети Штальбаума –
Фриц и Мари ждут подарков. Мари видит под елкой игрушку, которая
предназначается для разгрызания орехов – Щелкунчик одет, как человек… Зрители
знакомятся с ним, и начинается приключение.
Интересный факт: в
Америке «Щелкунчика» поставили только в 1944 году, с тех пор появилась традиция
– на рождественские праздники показывают этот балет. Он ассоциируется с
волшебством и приносит маленьким ценителям искусства и взрослым радость.
Чарующая музыка Чайковского
Хореографом Григоровичем был поставлен современный
балет П. Чайковского « Щелкунчик». Спектакль воссоздающий мир детской мечты и
детской фантазии.
Щелкунчик
(1892)
Спящая
красавица (1890)
Балет Петра Ильича Чайковского в 4-х актах впервые увидела
публика 130 лет назад в Большом театре. Знаменитый балет, за основу которого
была взята сказка французского писателя Шарля Перро. Впервые его увидели
ленинградцы в 1890 в Мариинском
театре.
«Спящая красавица» –
один из видов балета, который не потеряет своей популярности до скончания
времен. История связана с волшебной сказкой о средневековье, в которой
рассказывается о злом волшебнике, заколдованной девушке и влюбленном принце.
Конфликт зла и добра – это
вечная тема, будоражащая умы смертных во все времена и эпохи. Она представлена
в постановке в образе двух волшебниц – Феи Карабос и Феи Сирени. Пробуждение
красоты ото сна является символом силы и торжества
любви. Для справки: «Спящая
красавица» длится 4 часа, это самый длинный балет Петра Чайковского. Почти
всегда его сокращают. На
современной эстраде, также Григоровичем поставлен шедевр русской классики «
Спящая красавица» П. Чайковского, где танцует знаменитый артист Марио Петипа
Композитор Чайковский –
это гений, который вошел в историю балета.
« Лебединое озеро» на музыку
Чайковского было первым симфоническим балетом.
Юрий Григорович поставил« Лебединое озеро» в 1969г.
Главную роль исполняет Майя Плисецкая. Лебединое озеро, по словам многих, – это
технически сложный балет (его нелегко танцевать), кроме того, он сложен
эмоционально.
Сегодня «Лебединое
озеро» знают все, это самый знаменитый балет русских сезонов.
Лебединое
озеро (1877)
— Я вам рассказывала о постановках
знаменитого талантливого балетмейстера, народного артиста СССР, лауреата
государственной премии Юрии Григоровиче.
С каждым годом всё более интенсивным
делается культурный обмен между советским балетом и балетными коллективами многих
стран мира.
Сейчас в интернете доступны все постановки
Юрия Григоровича. Его постановки балета, большие концерты собирают
переполненные залы зрителями.
— Мои любимые ученики, перечислите
композиторов, писателей, балетмейстера, чьи имена сегодня прозвучали на нашем
занятие
( ответы детей)
Да, сегодня мы с вами познакомились с
зарубежными писателями, на их сюжеты были поставлены балетные либретто. Это —
Виктор Гюго, Оноре Бальзак, писатель Теофиль Готье, Шекспир
Советские — Александра
Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Николая Васильевича Гоголя.
Зарубежные композиторы-
Лео Делиба.
Советские композиторы —
Чайковский, Глинки, Прокофьев, Хачатурян
Хореограф, великий
постановщик, балетмейстер Юрий Григорович
— На картинах можно
увидеть яркие постановки балета. Что вы можете сказать, просмотрев иллюстрации
к балетам?
Обсуждение
иллюстраций. Учащиеся определяют уровень достижения искусства
Педагог:
Не плохо, но настоящий балет и музыка еще великолепнее в живую, увиденное и
услышанное наяву.
7.Закрепление
учебного материала.
Подведение
итогов занятий.
Цель для
учащихся:
—
определить уровень достижений.
-расширить
собственные знания по данному вопросу, научиться выражать свое мнение по
заданной теме.
Цель для педагога:
— подвести
итоги занятия
—
определить степень усвоения материала и проблемные вопросы учащихся
Критерии
достижения целей и задач данного этапа занятия:
— успешное
выполнение творческого задания
—
удовлетворение от полученных знаний.
Педагог:
Наше занятие подходит к концу, и давайте все вместе подведем
итоги.
–Что вы сегодня узнали на занятие?
Учащиеся:
-Узнали, какие оперы и балеты существуют.
-Хорошо.
Какой, по вашему мнению, балет намного интереснее показался вам? А какой
красочнее?
Учащиеся отвечают на многочисленные
поставленные вопросы
Педагог: Спасибо всем за занятие. Мне было очень
приятно с вами работать. Все были активными. Сразу видно, что всем занятие
понравилось. Настроение хорошее, а это главное!
В наши дни музыкальная культура поднялась
до симфонических вершин
— Какие произведения
постановки вам больше всего понравились? Или какие произведения балета вы
сегодня услышали?
( Ответы детей)
— Познакомились с
такими постановками балета как « Щелкунчик», « Спящая красавица», « Жизель», «
Золушка», « Ферхад», « Лебединое озеро», « Спящая
красавица», « Спартак».
Просмотры спектаклей в театре, кино, видео
и телефильмов, посвященных танцу; посещение концертов хореографических коллективов
– все это нужно и важно для вас мои ученики. Вы
научитесь получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой
и умение выразить ее содержание в движениях, так, как это делают выдающиеся
артисты.
Всем спасибо за внимание. Занятие было
насыщенное. Получили много интересных и поучительных знаний. Давайте
сделаем «Поклон»
Поклон.
Педагог: Ну и
давайте поблагодарим друг друга за урок аплодисментами.