Чехов злоумышленник рассказ краткое содержание

Особое место в творчестве чехова-юмориста занимают миниатюрный рассказ-шутка и бытовая сценка, целиком построенная на диалоге. они популярны до сих пор

Особое место в творчестве Чехова-юмориста занимают миниатюрный рассказ-шутка и бытовая сценка, целиком построенная на диалоге. Они популярны до сих пор потому, что за полными комизма диалогами раскрываются быт и нравы целой эпохи. В основу ряда юморесок положен принцип взаимного непонимания участников беседы, каждый из которых твердит своё. Именно так обстоит дело в рассказе «Злоумышленник».

История создания

7 августа 1885 года в «Петербургской газете» под псевдонимом «Антоша Чехонте» был опубликован «Злоумышленник», впоследствии включённый в первый сборник писателя «Пёстрые рассказы».

Владимир Гиляровский считал, что прототипом главного героя является крестьянин Никита Пантюхин из посёлка Красково Московской губернии. Хотя к вопросу о прототипах своих героев писатель относился отрицательно, так как в большинстве своём его персонажи – обобщённые образы.

Жанр, направление

Жизнь простых людей в России, их чувства и чаяния всегда интересовали Антона Павловича. Он является продолжателем лучших традиций реалистического направления в литературе. Стиль его прозы сатирический, где встречаются «забавные» ситуации и сценки, нелепые формы поведения и речи.

Произведение вышло с подзаголовком «Сценка». По жанру это юмористический рассказ, в котором деликатно, с иронией и состраданием автор смеётся над своими героями.

Юмор связан с яркой словарной неожиданностью, безграмотной, нелогичной речью персонажа, а также нелепой ситуацией, когда следователь считает, что перед ним злоумышленник, требующий наказания, а «подследственный» не понимает трагизма собственного положения.

«Смешное» и «грустное» в рассказе тесно переплетаются.

Сюжет

В центре внимания – диалог судебного следователя и туповатого «мужичонки», это и есть суть рассказа.

Тощий мужик утром отвинчивает гайку на железнодорожном пути. За этой «работой» его застаёт обходчик Иван Акинфов и препровождает к судебному следователю. Начинается допрос с целью выяснения обстоятельств кражи и доказательства виновности Григорьева.

Мужик признаётся, что произошедшее (похищение гайки) является делом обычным для Климовских мужиков, так как их основной промысел связан с ловлей рыбы. А из гаек делают грузила.

На обвинение в том, что отвинчивание гаек может привести к крушению поезда, Денис, усмехнувшись, возражает: «Если бы рельсу унёс … а то … гайка!».

Результатом следственного диалога является заключение «злоумышленника» под стражу и отправка в тюрьму.

Главные герои и их характеристика

  1. Денис Григорьев. Характеристика и описание злоумышленника: тощий мужичок, обросший волосами. Густые брови нависают над глазами, создавая впечатление постоянной угрюмости. Шапка нечёсаных волос чем-то напоминает паучью паутину. Внешность Дениса говорит, скорее всего, о его неопрятности, нежели о бедности. Портрет Григорьева — это свидетельство «запутанной» жизни персонажа, в которой он сам не может разобраться. Хорошо разбирается в «рыбном деле». Знает особенности лова разных видов рыб. Человек практичный, так как толково объясняет, почему нельзя использовать в качестве грузила свинец, пулю или гвоздик. С возмущением отвергает обвинение в том, что отвинчивание гаек могло привести к гибели людей («нечто мы злодеи какие»). Честность – важная черта его характера. Когда следователь прямо говорит ему, что Денис лжёт, он искренне удивляется этому, так как «отродясь не врал». Обстоятельно рассказывает о существовании у него и у других мужиков гаек. В частности, Митрофану Петрову необходимо много гаек, из которых он делает невода, а потом продаёт господам.
  2. Следователь – представитель закона. Автор не наделяет его ни портретной характеристикой, ни свойственными ему чертами характера. Отсутствие имени говорит о том, что это собирательный образ социального слоя чиновничества.

Темы и проблемы

  1. Проблема народа решается писателем по-своему. Он живёт в России переходной поры, среди приниженных и обделённых судьбой людей. Он не остаётся в стороне от «крестьянской» тематики. Правдиво показывает противоречия деревенской жизни. Не имея других доходов, деревенские мужики, чтобы прокормиться, ловят рыбу. А для этого нужны гайки, которые можно только открутить с железнодорожных путей. И человек оказывается на распутье: подневольное состояние заставляет его совершать «преступление» (хотя он сам так не считает), за которым потом неизбежно следует «наказание».
  2. В связи с этим возникает проблема справедливости, ответственности перед законом. Злоумышленник – это человек, преднамеренно задумавший зло и поэтому обязанный предстать перед законом. Но оказавшиеся в трудных социальных условиях мужики таковыми не являются. Они христиане. «Зло» и «преступление» для них — понятия чуждые.
  3. Проблема власти, насилия красной нитью проходит через всё повествование. За то, что делают все, каторгу получит один, причем только за то, что ленивый чиновник случайно его заметил. Увы, никакого надзора за путями не производится, поэтому народ даже не знает, что можно делать, а что нельзя. Им, безграмотным и необразованным, никто не объяснил смысл законов.
  4. Проблема взаимного непонимания. Так, следователь, вспоминая крушение поезда в прошлом году, говорит о своем «понимании» произошедшего, связывая трагедию с похищением гаек. Денис же эту ситуацию воспринимает по-своему, трактуя «понимание» следователя как особенность, свойственную только образованным людям. По его мнению, «мужицкий ум» воспринимает происходящее иначе и не способен к умозаключениям. Григорьеву говорят, что он может быть приговорён «к ссылке в каторжные работы», на что Денис отвечает: « Вы лучше знаете… Мы люди тёмные…». Когда же объявляют, что следствием его «деяний» теперь становится отправка в тюрьму, он с удивлением возражает, что сейчас некогда, так как необходимо ехать на ярмарку.
  5. Тема халатности, недобросовестного отношения к государственной собственности затрагивается неслучайно. Богатые господа приобретают неводы, чтобы удовлетворить свои личные потребности, и абсолютно не задумываются о том, откуда мужики берут гайки. Господ, покупающих снасти, абсолютно не волнует вопрос о состоянии железной дороги, о крушении поездов, о том, что в одном из них они могут оказаться сами. Это какая-то типично российская безответственность, которая веками накапливается в русском народе.

Проблематика рассказа богата и сложна, тем удивительнее воспринимается тот факт, что автор уложил ее в столь лаконичную форму.

Главная мысль

Скупые детали воссоздают картину деревенских будней, за которой раскрываются черты российской действительности. И в этой мозаике, состоящей из множества «эпизодов», торжествует скрытое зло, и смысл рассказа в том, чтобы показать и доказать это. Всё содержание проникнуто глубоким драматизмом. Перед читателем предстаёт до боли несчастный, загнанный обстоятельствами человек. Он — дикарь, но жалость к нему, к простым мужикам, к тому, что может пострадать по существу невиновный в происходящем зле человек, «захлёстывает» читателя.

В обличительной сценке представлена линия протеста против лжи, царящей в России, где непросвещённый народ влачит жалкое существование, а не видящая человека власть прикрывается законами, которые противоречат гуманному отношению к людям. Это и есть основная идея произведения. Рассказ вызывает чувство горечи и сожаления.

Чему учит?

Чехов воспитывает в своём читателе самостоятельность, волю и ум. Больше всего его беспокоит внутренняя слабость человеческого духа. Он говорит: «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу». Главным мерилом поступков должна стать совесть. Всё надо делать по совести: «Хоть и высеки, но чтоб за дело». Вот мораль произведения.

Писатель хотел, чтобы стилем жизни каждого стала весёлость, потому что именно она является условием и верным знаком духовного здоровья нации.

Истинными злоумышленниками являются те «хозяева жизни», которые не заботятся об общественном порядке, а удовлетворяют только свои прихоти и желания.

Что высмеивает автор?

Чехов был убеждён, что рабскому поведению перед «власть предержащими» может противостоять только смех. Писатель высмеивает темноту, невежество народа, который не свободен даже в собственных чувствах.

Комизм создают невозмутимость и своеобразная рассудительность ответов «злоумышленника», не способного взять в толк, что хотят от него и зачем он здесь. Комично положение следователя, доведённого до исступления непроходимой тупостью мужика.

Чеховский юмор всегда «идёт в ногу» с грустью, которая рождается оттого, что человек не может постоять за себя, сохранить чувство собственного достоинства.

Смех – это повод для того, чтобы обратить внимание, прежде всего, на свои недостатки и «по капле выдавливать из себя раба».

Автор: Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ рассказа «Злоумышленник» (А.П. Чехов)

Творческий путь Антона Чехова состоял из животрепещущих тем, близких читателям и по сей день. Писатель в своих произведениях поднимал очень актуальные и жизненные проблемы. Автор заставляет читателей поразмышлять, как выйти из той или иной ситуации. Произведение «Невеста» Чехов посвятил новым тенденциям в обществе, а именно обострению «женского вопроса» и поиску новых дорог для девушек, ограниченных узкими рамками патриархальных условностей. В рассказе писатель показал пустую и бесцельную жизнь провинциальных обывателей, которые не стремятся абсолютно ни к чему. Их внутренний мир опустошен. Чтобы быстро узнать основные события из произведения «Невеста» в сокращении, рассмотрим его краткий пересказ. Сюжет, конечно, не заменит полного прочтения книги, но поможет подготовиться к занятиям и освежить в памяти то, что Вы уже читали. Приятного просвещения!

Глава 1

Главной героиней произведения является юная девушка Надя Шумина. Читатель попадает в просторный дом, где живет Надежда вместе с семьей. Марфа Михайловна, богатая бабушка Нади, следит за оформлением пышного стола. Нина Ивановна, мать Нади, беседует со священником — отцом Андреем. Она еще молода и хороша собой. Еще в гостях присутствует сын священника — Андрей. 

Героиня готовится к свадьбе. Женихом девушки является сын священника Андрей. Героиня очень долго мечтала о данном событии, однако сейчас ей почему-то грустно, и она плохо спит по ночам. Ее тревожит, что жизнь всегда будет однотипной и рутинной.

Она вышла на улицу, а вслед за нею вышел Саша — еще один гость, сын обедневшей и ныне покойной дворянки, которому покровительствовала бабушка Нади. На свои средства она отправила его учиться живописи, но он еле-еле окончил курс и теперь работал не по специальности, так как был болен чахоткой и слабоволен. Сейчас Александр работает в одной из литографий в Москве. 

Зато рассуждал Саша очень пламенно и красноречиво. Герои обсуждают маму Нади. Признавая ее достоинства, Саша замечает, что ее прислуга спит на полу, среди клещей и тараканов. Хозяйки дома безразличны к их судьбе, хотя внешне они — сама гуманность. Также Саша критикует лень и пустоту, ставших основой быта и нравов семьи. Надя обиделась на него. Каждый раз приезжая, Александр упрекает Надю в том, что жизнь их семьи является однообразной и бесполезной. Герой утверждает, что необходимо учиться и заниматься полезным делом. Надя обычно не относилась всерьёз к его словам, однако перед свадьбой героиня задумалась. 

Застолье было скучным, оно подтверждало опасения Нади. Все эти разговоры о гипнотизме, вере, благотворительных вечерах она уже слышала. В таком настроении она ушла спать.

Глава 2

Андрей был добрым, красивым и умным, поэтому Надя согласилась выйти за него. Но теперь душа ее была полна сомнений.

Утром Надя встретила маму. Она занималась спиритизмом, гомеопатией и другими таинственными вещами, что раньше казалось Наде необыкновенным, но теперь она почему-то видела в этом ограниченность и нелепость. Мать не могла понять ее тревоги. Зато после трапезы к ней опять обратился Саша. Он считает жизнь ее семьи грешной и серой, не видит в ней смысла и просит Надю уехать, чтобы хотя бы она стала образованным и интересным человеком, который принесет обществу пользу. Надю тревожат сомнения, она ведь выходит замуж. Но мысли о правоте Саши все чаще и чаще посещают ее.

Вот и признания Андрея в любви она уже читала в каком-то романе. Подумав об их отношениях, она вдруг вспомнила, что ее мать не любила своего мужа и теперь, будучи вдовой, жила как в клетке — в полном подчинении у свекрови. Наде мама показалась несчастной и жалкой.

Глава 3

С приближением свадьбы Нади Саша резко передумал оставаться в гостях. Ему противно осознавать, что она выйдет замуж и повторит судьбу матери. Но его уговаривают погостить еще, хотя бы до 1 июля.

Жених показывает Наде дом, который был уже нанят для будущей молодой семьи. Невеста смотрит мебель, комнаты, картины. В этом Надя видит одну лишь пошлость. Девушка осознает, что не любит Андрея и никогда не питала к нему нежных чувств.

Андрей рассуждает о том, что Саша прав, говоря, что он ничего не хочет делать. По словам Андрея, ему противны даже мысли о труде. Он считает, что на Руси это в порядке вещей. Надя была раздосадована.

Глава 4

Невеста вдруг говорит своей матери, что совсем не желает выходить замуж, что не любит Андрея.  Она просит позволения уехать из города. Девушка не хочет, чтобы у нее была однообразная и монотонная жизнь. Однако мать Надю не понимает и советует потерпеть. В ответ Надя обрушивает на нее всю правду о том, что их жизнь бессмысленна и мелка. Мать признается героине, что хочет свободы от семьи, что из нее против воли сделали старуху. Она рыдает, а Надя ждет утра.

Надя пошла к Саше и призналась, что больше не может так жить. Главная героиня принимает решение уехать и рассказывает о своих мыслях Александру. Он рад за нее и решает помочь. План таков: делая вид, что нужно проводить Сашу, героиня отправляется вместе с ним на вокзал и садится в поезд, который идет в Москву. Далее главная героиня отправляется в Петербург учиться. Этот план нравится Надя, она засыпает счастливой.

Глава 5

Надя воплощает план побега в реальность. Уже в пролетке она рыдает и молится, а Саша утешает ее. Он обещает, что она точно не пожалеет о своем решении.

Надя в тревогой и верой в лучшее смотрит вдаль.

Глава 6

Спустя год Надя принимает решение ехать домой. Родные простили ее. Героиня сдала все экзамены. Прибыв в Москву, героиня вдруг встречается с Александром. Оказалось, что герой серьёзно болеет и думает отправиться на Волгу. Он уже кажется ей провинциальным, понятным. Но все равно Надя от души благодарит его за свое освобождение. 

Надя приезжает домой. Главная героиня чувствует себя чужой в родном городе. Ей абсолютно всё представляется старым, скучным и однообразным.  На фоне города здесь очень пусто, метафорой жизни выступают низкие потолки в доме. Мама и бабушка еще больше постарели и подурнели. Праздность и однообразие губили их. Мама и бабушка смогли простить героине её поступок, однако жизнь их изменилась. Из-за несостоявшейся свадьбы и побега Нади семья лишилась былого положения в обществе. Они не могут теперь свободно принимать гостей, а также свободно гулять по улице. Все оборачиваются, говорят о них, обсуждают. Дети называли Надю «невеста» и кричали это ей вслед. После побега внучки бабушка едва не скончалась, три дня лежала без движения, но потом простила ее и встала на ноги. Мама Нади нашла утешение в философии. Теперь она часто молится.

Саша пишет Наде, что во время путешествия очутился в больнице. Поэтому для Нади было неудивительным то известие, что герой скончался. 

После смерти Саша героиня окончательно чувствует себя чужой в родном городе. Она чувствует себя здесь ненужной. Главная героиня жаждет новой жизни и уезжает из города, думая, что навсегда.

Можно утверждать, что в своём произведении писатель показал невероятное стремление молодого поколения к новой жизни, наполненной пользой для общества. Автор показывает, как молодёжь хочет изменить жизнь к лучшему. Таким образом, рассказ Чехова отражает историческую обстановку второй половины девятнадцатого века. Так, представители нового поколения, пытаясь найти истину, вступали в революционные кружки и движения, желая добиться справедливости в обществе.

Автор: Виктория Комарова

1.
Организация
начала занятия

Мотивация
к учебной деятельности

Здравствуйте,
ребята. Я рада сегодня видеть вас. Проверьте свою готовность к уроку.

— Было ли вам смешно при чтении
рассказа?

— Это состояние сохранялось у вас
до конца чтения или сменилось другим?

— Что, по-вашему, смешно, а что
грустно в рассказе?

Чехов
— писатель с хитринкой, читать его очень непросто. Главная его хитрость
заключается в том, что он заставляет нас по новому смотреть на привычные
вещи. У Чехова то и дело оказывается смешным то, что принято считать страшным,
грустным — то, что поначалу казалось нам смешным. Но Чехов никогда не покажет
нам, свою главную мысль, идею своего рассказа. Он просто описывает тот или
иной случай, предоставляя читателю возможность самому все понять. Чехов
доверяет своим читателям, а раз сегодня его читатели — это вы, то Чехов
доверяет вам. Только это доверие нужно оправдать. А для этого над рассказами
Чехова нужно думать, их нельзя читать наспех, иначе они совсем неинтересны.

— Наша задача – постижение
художественных особенностей чеховского рассказа.

2. Актуализация  знаний. Проверка
домашнего задания.

— Прежде чем отвечать на вопросы
и говорить о прочитанном, вспомним, что …

Юмор – 1.
Добродушно-насмешливое отношение к чему-либо, умение представить события,
недостатки, слабости и т.п. в комическом виде. 2. Художественный прием в
произведениях литературы, основанный на изображении чего-либо в смешном виде.

Ирония – скрытая
насмешка; явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном
виде.

Деталь –
выразительная подробность в произведении. Деталь помогает представить
читателю время, место действия, внешний вид героев, их состояние, характер их
мыслей, понять авторское отношение к изображаемому.

Диалог – речевое
общение между двумя и более лицами, часть художественного текста, один из его
элементов, воспроизводящий речевое общение персонажей.

3. Работа над содержанием текста

В рассказе встречаются слова, значение которых может
быть вам не совсем понятно, дома вы должны были найти значение этих слов.
Давайте посмотим, что они значат.

Объяснение значения слов бабки, живец, шилишпер
(шереспер), пестрядинный, недоимка, злоумышленник.

-Что стало поводом для обвинения
Д. Г.? (Открученная гайка от рельсы)

-Из чего складывается у писателя
образ?

Исследовательская работа с текстом.

— О чём свидетельствуют детали портрета мужика?
(таблица на доске, открыта только правая часть, левая появляется по ходу
ответов учащихся).

Детали портрета

О чём говорит портрет мужика

Латаные
порты

Бедность
мужика

Чрезвычайно
тощий

Трудная,
голодная жизнь

Пестрядинная
рубаха

Рубахи
из пестрядины – одежда простолюдина

Изъеденное
рябинами лицо

Тяжёлые
болезни

Обросшее
волосами лицо, нависшие брови, нечёсаные, путаные волосы

Детали
напоминают о том, как выглядели первобытные люди, свидетельствуют о
дремучести

Угрюмая
суровость, паучья суровость

Паук
– символ дикости

— Почему в тексте употреблено слово мужичонка,
а не мужик? (Слово «мужичонка» передаёт впечатление о герое как о
жалком и ничтожном человеке).

                  
Какая
деталь противоречит такому представлению о герое?  (Выражение угрюмой
суровости глаз противоречит представлению о мужике как о ничтожном человеке).

-Прочитайте выразительно диалог
героев от слов «Денис Григорьев!» до слов «Так ли это было?»

-Понял ли вопрос Денис? (Нет)
Почему? (В речи следователя много слов, непонятных Д.Г.)

-Обратите внимание на речь
мужика. Найдите слова, не свойственные литературному языку.

-Речевая характеристика – одно из
важных средств раскрытия внутреннего мира человека. Как речь характеризует Д.Г.?(Темный,
необразованный, безграмотный)

-Прокомментируйте описание
жестов, мимики, интонации Д.Г.

1. Хрипит Денис, косясь на
потолок – смущается, потому что оказался в непривычной обстановке.

2. Бормочет Денис, мигая глазами
– оскорблен, потому что говорит правду, а ему не верят.

3. Денис усмехается и недоверчиво
щурит на следователя глаза – он знает, что много лет все деревней гайки
отвинчивали, и хранил Господь.

4. Зевает и крестит рот –
чувствует, что следователь говорит то, что всем известно; ему скучно.

-Прочитайте выразительно по ролям
от слов «Так ты говоришь…» до слов «Ты людей убил бы!».

-Почему следователь считает, что
Денис прикидывается идиотом? (Он считает, что Д.Г. хочет сбить с толку
следователя и уйти от ответственности).

-Следователь не верит мужику,
потому что, по старой русской традиции, мужик хитер, скрытен и всегда готов
обвести господина или барина вокруг пальца, прикинется неучем или дурачком, а
потом сам же будет хвастаться тем, как ловко и легко обманул барина-глупца.

-Прав ли следователь, подозревая
Дениса в обмане?(Денис не притворщик, не хитрец. Он убежден в том, что прав,
потому что опирается на свой личный опыт и опыт всей деревни)

-На вопрос следователя о том, что
откручивание гаек может привести к крушению поезда, Денис Григорьев
усмехается и недоверчиво щурит глаза. Почему? Докажите текстом. («Избави
господи, ваше благородие! Зачем убивать?…»). (Д.Г. считает, что маленькая
открученная гайка не может принести никому и ничему никакого вреда. Гайка не
бревно или рельс.)

-Прочитайте выразительно от слов
«Послушай… 1081 статья…» до слов «Ну молчи».

-Какого признания добивается
следователь? (Следователь хочет выяснить, знал или не знал Денис о том, что
«с умыслом учиненное повреждение железной дороги может подвергнуть опасности
следующий по сей дороги транспорт»)

-Прочитайте выразительно по ролям
от слов «Наступает молчание» и до конца рассказа.

-Следователь решил, что каждый
разумный человек должен понимать, что отвинчивание гаек ведет к крушению
поездов; Денис Григорьев – разумный человек, и, следовательно, он знал и
понимал, что говорит. А раз так, то он виновен. «Я должен взять тебя под
стражу и отослать в тюрьму»,- говорит мужику следователь.

— К кому обращены слова героя:
«Судьи! Помер покойник барин-генерал…а то показал бы он вам, судьям…надо
судить умеючи, не зря…» (Эти слова обращены к следователю. Д.Г. считает, что
судить нужно за действительный проступок, за настоящее преступление.
Обвинение в том, что он откручивал гайки, с его точки зрения, таким делом не
является)

Разбить класс на две группы (сторона
обвинения и сторона защиты) и ответить на вопрос: «Виновен ли Денис
Григорьев?»

(1. Да, так как его поступок мог
привести к гибели людей. 2. Нет, так как у Дениса Григорьева не было злого
умысла)

— Что не даёт вам прийти к общему
мнению? (Одни смотрят на преступление как представители закона, т.е с
юридической точки зрения; для других важна нравственная сторона вопроса,
объясняющая поведение героя. Денис не имел злого умысла и совершил поступок
по своей необразованности)

-Как вы понимаете значение слова
«злоумышленник»? Воспользуйтесь толковым словарем. (Злоумышленник —
человек,
совершивший преступление с заранее обдуманным намерением)

-Можно ли так назвать Дениса
Григорьева?

-Считает ли его злоумышленником
следователь?

-А автор?

— Чехов не стремится никого
осудить, хотя оба виновны и невиновны, оба вольные или невольные преступники.
С точки зрения крестьянского мира Денис Григорьев – не преступник, а с точки
зрения интеллигентского – преступник. Напротив, следователь в глазах мужика
выглядит преступником, осуждая невинного человека, а в глазах цивилизованного
общества – исполнителем закона и, следовательно, не является виновным.

-Прослушайте диалог между
А.П.Чеховым и молодым юристом:

«Рассказом “Злоумышленник” вы,
Антон Павлович, ставите передо мной крайне сложный вопрос. Если я признаю в
Денисе Григорьеве наличность злой воли, действовавшей сознательно, я должен,
без оговорок, упечь Дениса в тюрьму, как этого требуют интересы общества. Но
он дикарь, он не сознавал преступности деяния, мне его жалко! Если же я
отнесусь к нему как к субъекту, действовавшему без разумения, и поддамся
чувству сострадания, – чем я гарантирую общество, что Денис вновь не отвинтит
гайки на рельсах и не устроит крушения? Вот вопрос! Как же быть?…

-Если б я был судьей, – серьезно
сказал Антон Павлович, – я бы оправдал Дениса…

-На каком основании?

-Я сказал бы ему: «Ты, Денис, еще
не дозрел до типа сознательного преступника, ступай — и дозрей!».

«А.П.Чехов»
М.Горький.

-Почему А.П.Чехов говорит, что
отпустил бы Дениса на месте судьи? (Наказание без осознания не имеет смысла)

-Рассказ «Злоумышленник»
демонстрирует абсолютную невозможность понимания и согласия между мужиком и
следователем, причина которой состоит в том, что у них разное мышление,
разная логика, разное отношение к действительности. Денису Григорьеву
прекрасно живется в его собственном мире. Это не значит, что он глуп и не
способен мыслить. Просто у него другой, нежели у следователя ум. Следователю
не хватает понимания конкретной ситуации, поэтому он в непросвещенном мужике
увидел злоумышленника.

-А вы всегда осознаете
последствия своих поступков?

4. Рефлексия

-О чем рассказ А.П.Чехова
«Злоумышленник»?

-Как в названии рассказа и его
финале отразилась авторская позиция?

-Как вы думаете, в каком случае
А.П.Чехову не до иронии и не до смеха?

-А часто ли мы сталкиваемся с
тем, что человек что-то делает, не думая о последствиях?

— Так чему же учит рассказ А,П,
Чехова?

5. Домашнее задание.

Придумать небольшой юмористический рассказ. За
основу взять какую-нибудь ситуацию, свидетелем или участником которой вы
были.

Регулятивные: уметь слушать в соот­ветствии с целевой установкой; принимать и
сохранять учебную цель и задачу;

дополнять, уточнять высказанные мнения.

Личностные: внимание,
уважение к сверстникам.

Коммуникативные:планирование
учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

Познавательные УУД: поиск и
выделение необходимой информации, осознанное и произвольное  построение
речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение
необходимой информации из текста, анализ, умение доказывать.

Коммуникативные
УУД:
умение
с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную цель и задачу; осуществлять самоконтроль

Личностные УУД: оценивать
результат учебной деятельности.

Регулятивные УУД: соотносить
полученный результат с поставленной целью.

Личностные
УУД:
стремление
к речевому самосовершенствованию;

Регулятивные
УУД:
саморегуляция. 

«РЫБЬЕ ДЕЛО»

(ГУСТОЙ ТРАКТАТ ПО ЖИДКОМУ ВОПРОСУ)

Сегодняшнюю весьма передовую статью нашу мы посвящаем несчастным дачникам, имеющим привычку садиться на одном конце палки, у которой на другом привязана нитка и червяк. Мы даем (даром, заметьте!) целый трактат советов рыболовам. Чтобы придать нашему труду побольше серьезности и учености, мы глубокомысленно делим его на параграфы и пункты.

1. Рыбу ловят в океанах, морях, озерах, реках, прудах, а под Москвою также в лужицах и канавах.

. Самая крупная рыба ловится в живорыбных лавках.

2. Ловить нужно вдали от населенных мест, иначе рискуешь поймать за ногу купающуюся дачницу или же услышать фразу: «Какую вы имеете полную праву ловить здесь рыбу? Или, может, по шее захотелось?»

3. Прежде чем закидывать удочку, нужно надеть на крючок приманку, какую угодно, судя по роду рыбы. Можешь ловить и без приманки, так как всё равно ничего не поймаешь.

. Хорошенькие дачницы, сидящие на берегу с удочкой для того только, чтобы привлечь внимание женихов, могут удить и без приманки. Нехорошенькие же дачницы должны пускать в ход приманку: сто — двести тысяч или что-нибудь вроде.

4. Сидя с удочкой, не махай руками, не дрыгай ногами и не кричи караул, так как рыба не любит шума. Уженье не требует особенного искусства: если поплавок неподвижен, то это значит, что рыба еще не клюет; если он шевелится, то торжествуй: твою приманку начинают пробовать; если же он пошел ко дну, то не трудись тащить, так как всё равно ничего не вытащишь.

Эту сторону нашего трактата мы находим достаточно вычерпанной (на дне ничего не осталось). В следующий раз мы подробно уясним животрепещущий вопрос о том, какие породы рыб можно изловить животрепещущими в мутной московской воде.

В прошлом нумере «»Будильника» на даче» мы с непостижимым глубокомыслием и невероятной ученостью «третировали» вопрос о способах ловить рыбу. Переходим теперь к той части нашего трактата, где говорится о рыбьих породах.

В окрестностях Москвы ловятся следующие породы рыб:

a) . Рыба некрасивая, невкусная, но рассудительная, положительная, убежденная в своих щучьих правах. Глотает всё, что только попадается ей на пути: рыб, раков, лягушек, уток, ребят. Каждая щука в отдельности съедает гораздо больше рыбы, чем все посетители Егоровского трактира. Сыта никогда не бывает и постоянно жалуется на упадок дел. Когда ей указывают на ее жадность и на несчастное положение мелкой рыбешки, она говорит: «Поговори мне еще, так живо в моем желудке очутишься!» Когда же подобное указание делают ей старшие чином, она заявляет: «И-и, батюшка, да кто ж таперича рыбешку не ест? Так уж спокон века положено, чтоб мы, щуки, всегда сыты были». Когда ее пугают пропечатанием в газете, она говорит: «А мне плевать!»

b) Рыбий интеллигент. Галантен, ловок, красив и имеет большой лоб. Состоит членом многих благотворительных обществ, читает с чувством Некрасова, бранит щук, но, тем не менее, поедает рыбешек с таким же аппетитом, как и щука. Впрочем, истребление пескарей и уклеек считает горькою необходимостью, потребностью времени. Когда в интимных беседах его попрекают расхождением слова с делом, он вздыхает и говорит:

— Ничего не поделаешь, батенька! Не созрели еще пескари для безопасной жизни, и к тому же, согласитесь, если мы не станем их есть, то что же мы им дадим взамен?

с) . Тяжел, неповоротлив и флегматичен, как театральный кассир. Славится своей громадной печенкой, из чего явствует, что он пьет горькую. Живет под корягами и питается всякой всячиной. По натура хищен, но умеет довольствоваться падалью, червяками и травой. «Где уж нам со щуками да голавлями равняться? Что есть, то и едим. И на том спасибо». Пойманный на крючок, вытаскивается из воды, как бревно, не изъявляя никакого протеста. Ему на всё плевать.

d) . Красивая рыбка с достаточно острыми зубами. Хищен. Самцы состоят антрепренерами, а самки дают концерты.

е) . Бойкий и шустрый индивидуй, воображающий, что он защищен от щук и голавлей «льготами», данными ему природой, но, тем не менее, преисправно попадающий в уху.

f) . Сидит в тине, дремлет и ждет, когда его съест щука. Сызмальства приучается к мысли, что он хорош только в жареном виде. Поговорку «На то и щука в море, чтоб карась не дремал» понимает в смысле благоприятном для щуки.

— Денно и нощно должны мы быть готовы, чтоб угодить госпоже щуке. Без ихних благодеяниев.

g) . Преисправный посетитель ссудных касс, плохих летних увеселений и передних. Служит на Московско-Курской дороге, подносит благодарственные адресы щукам и день и ночь работает, чтобы голавли ходили в енотах.

h) . Маленькая, получахоточная рыбка, прозябающая в статистах или доставляющая плохие переводы в толстые журналы. В изобилии поедается щукой и окунем. Самки живут на содержании у налимов и линей.

i) ь. Ленивая, слюнявая и вялая рыба в чернозеленом вицмундире, дослуживающая до пенсиона. Нюхает табак в одну ноздрю, объегоривает карасей и лечится от завалов.

k) . Ловится на муху. Нищенка.

l) . Держит трактиры на большой дороге и занимается подрядами. Делает вид, что питается постной пищей. Съевши рыбку, быстро вытирает губы, чтобы «господа» не приметили.

Антон Чехов — РЫБЬЕ ДЕЛО, читать текст

См. также Чехов Антон — Проза (рассказы, поэмы, романы . ) :

РЫБЬЯ ЛЮБОВЬ
Как это ни странно, но единственный карась, живущий в пруде близ дачи.

РЫЦАРИ БЕЗ СТРАХА И УПРЕКА
На станции Разбейся в апартаментах г. начальника станции заседало бол.

Рассказ «Налим» Чехова, написанный в 1885 году, в свойственной автору ироничной манере описывает курьёзный случай у пруда. Пятеро мужчин потратили целый день, чтобы выловить угодившего в ловушку крупного налима, но в итоге остались ни с чем.

Рекомендуем читать онлайн каткое содержание «Налима» на нашем сайте. Пересказ произведения пригодится при подготовке к уроку литературы в 5 классе.

Главные герои

Герасим — плотник, высокий худой мужчина с рыжими курчавыми волосами.

Любим — плотник, невысокий молодой мужчина с горбом на спине.

Андрей Андреич — барин, азартный и требовательный мужчина средних лет.

Другие персонажи

Ефим — пастух, одноглазый старик, медлительный и безответственный.

Васька — кучер, молодой самоуверенный парень.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Ранним летним утром в холодной воде пруда, возле строящейся купальни, барахтались два мужика: высокий тощий плотник Герасим и его товарищ, горбатый плотник по имени Любим. Было заметно, что « оба посипели от холода, потому что уж больше часа сидят в воде ».

Любим дрожащим голосом кричал, чтобы Герасим был половчее и не упустил крупного налима, который « под корягу забился ». Он предлагал товарищу хватать рыбину « за зебры », но тому никак не удавалось крепко ухватить сколького налима: ему постоянно удавалось освободиться от цепких мужицких пальцев.

Герасима нервировали советы Любима, и он предложил ему самому поймать вёрткую рыбу. Но Любим не мог этого сделать из-за « низкой комплекцыи » — он уходил под воду, пускал пузыри и, пытаясь выбраться, хватался за ветки. Тогда Герасим посоветовал ему встать на корягу, и друзья совместными усилиями попытались ухватить налима за жабры, но не тут-то было — « далече, шут, под корягу забился, не за что и ухватиться ».

От резкого движения Горбач свалился в воду и с большим трудом выбрался на мель. Герасим принялся в одиночку охотиться за налимом, не замечая, что наступил полдень. Любим самозабвенно командовал им с берега.

Вскоре к водопою подошло стадо, неторопливо подгоняемое пастухом Ефимом — дряхлым одноглазым стариком. Узнав, что плотники заняты поимкой крупной рыбы, Ефим мгновенно оживился и прямо в портках забежал в воду. Теперь все трое принялись плескаться и толкаться на одном месте.

Вскоре раздались крики — стадо, оставшееся без надзора пастуха, залезло в хозяйский сад. Тут же показался и сам « барин Андрей Андреич в халате из персидской шали и с газетой в руке ». Он не на шутку рассердился не только на безответственного пастуха, но и на плотников, которые уже два дня никак не могли соорудить ему купальню.

Глаза барина загорелись при упоминании о большом жирном налиме. Герасим решил не упускать случай и попросил у него « полтинник… за труды…» , если удастся поймать рыбу. Не в силах так долго ждать, Андрей Андреич приказал позвать кучера Василия. Тот уверенно принялся за дело, покрикивая на плотников, но и ему не удалось ухватить налима.

Бестолковая суета мужиков настолько сильно возбудила барина, что тот решил сам залезть в воду и поучаствовать в ловле рыбы. Однако « и его вмешательство не ведёт ни к чему ». Тогда Любим потребовал принести топор, чтобы подрубить корягу. Дело сделано, и « Андрей Андреич, к великому своему удовольствию, чувствует, как его пальцы лезут налиму под жабры ». Ему удалось вытащить из воды огромного налима, и все в тишине любовались его блестящим чёрным телом. Но неожиданно для всех налим резко дернул хвостом и ушёл под воду — « поминай как звали ».

Заключение

Будучи мастером юмористического рассказа, в своём произведении Чехов высмеял излишне азартных и самоуверенных людей. Он напомнил, что не стоит торжествовать, не доведя дело до конца.

После ознакомления с кратким пересказом «Налима» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

(Густой трактат по жидкому вопросу)

Сегодняшнюю весьма передовую статью нашу мы посвящаем несчастным дачникам, имеющим привычку садиться на одном конце палки, у которой на другом привязана нитка и червяк. Мы даем (даром, заметьте!) целый трактат советов рыболовам. Чтобы придать нашему труду побольше серьезности и учености, мы глубокомысленно делим его на параграфы и пункты.

1. Рыбу ловят в океанах, морях, озерах, реках, прудах, а под Москвою также в лужицах и канавах.

Примечание. Самая крупная рыба ловится в живорыбных лавках.

2. Ловить нужно вдали от населенных мест, иначе рискуешь поймать за ногу купающуюся дачницу или же услышать фразу: «Какую вы имеете полную праву ловить здесь рыбу? Или, может, по шее захотелось?»

3. Прежде чем закидывать удочку, нужно надеть на крючок приманку, какую угодно, судя по роду рыбы. Можешь ловить и без приманки, так как всё равно ничего не поймаешь.

Примечание. Хорошенькие дачницы, сидящие на берегу с удочкой для того только, чтобы привлечь внимание женихов, могут удить и без приманки. Нехорошенькие же дачницы должны пускать в ход приманку: сто — двести тысяч или что-нибудь вроде.

4. Сидя с удочкой, не махай руками, не дрыгай ногами и не кричи караул, так как рыба не любит шума. Уженье не требует особенного искусства: если поплавок неподвижен, то это значит, что рыба еще не клюет; если он шевелится, то торжествуй: твою приманку начинают пробовать; если же он пошел ко дну, то не трудись тащить, так как всё равно ничего не вытащишь.

Эту сторону нашего трактата мы находим достаточно вычерпанной (на дне ничего не осталось). В следующий раз мы подробно уясним животрепещущий вопрос о том, какие породы рыб можно изловить животрепещущими в мутной московской воде.

В прошлом нумере «„Будильника“ на даче» мы с непостижимым глубокомыслием и невероятной ученостью «третировали» вопрос о способах ловить рыбу. Переходим теперь к той части нашего трактата, где говорится о рыбьих породах.

В окрестностях Москвы ловятся следующие породы рыб:

а) Щука. Рыба некрасивая, невкусная, но рассудительная, положительная, убежденная в своих щучьих правах. Глотает всё, что только попадается ей на пути: рыб, раков, лягушек, уток, ребят. Каждая щука в отдельности съедает гораздо больше рыбы, чем все посетители Егоровского трактира. Сыта никогда не бывает и постоянно жалуется на упадок дел. Когда ей указывают на ее жадность и на несчастное положение мелкой рыбешки, она говорит: «Поговори мне еще, так живо в моем желудке очутишься!» Когда же подобное указание делают ей старшие чином, она заявляет: «И-и, батюшка, да кто ж таперича рыбешку не ест? Так уж спокон века положено, чтоб мы, щуки, всегда сыты были». Когда ее пугают пропечатанием в газете, она говорит: «А мне плевать!»

b) Головль. Рыбий интеллигент. Галантен, ловок, красив и имеет большой лоб. Состоит членом многих благотворительных обществ, читает с чувством Некрасова, бранит щук, но, тем не менее, поедает рыбешек с таким же аппетитом, как я щука. Впрочем, истребление пескарей и уклеек считает горькою необходимостью, потребностью времени. Когда в интимных беседах его попрекают расхождением слова с делом, он вздыхает и говорит:

— Ничего не поделаешь, батенька! Не созрели еще пескари для безопасной жизни, и к тому же, согласитесь, если мы не станем их есть, то что же мы им дадим взамен?

c) Налим. Тяжел, неповоротлив и флегматичен, как театральный кассир. Славится своей громадной печенкой, из чего явствует, что он пьет горькую. Живет под корягами и питается всякой всячиной. По натуре хищен, но умеет довольствоваться падалью, червяками и травой. «Где уж нам со щуками да головлями равняться? Что есть, то и едим. И на том спасибо». Пойманный на крючок, вытаскивается из воды, как бревно, не изъявляя никакого протеста. Ему на всё плевать.

d) Окунь. Красивая рыбка с достаточно острыми зубами. Хищен. Самцы состоят антрепренерами, а самки дают концерты.

e) Ерш. Бойкий и шустрый индивидуй, воображающий, что он защищен от щук и головлей «льготами», данными ему природой, но, тем не менее, преисправно попадающий в уху.

f) Карась. Сидит в тине, дремлет и ждет, когда его съест щука. Сызмальства приучается, к мысли, что он хорош только в жареном виде. Поговорку «На то и щука в море, чтоб карась не дремал» понимает в смысле благоприятном для щуки.

— Денно и нощно должны мы быть готовы, чтоб угодить госпоже щуке. Без ихних благодеяниев.

g) Пескарь. Преисправный посетитель ссудных касс, плохих летних увеселений и передних. Служит на Московско-Курской дороге, подносит благодарственные адресы щукам и день и ночь работает, чтобы головли ходили в енотах.

h) Плотва. Маленькая, получахоточная рыбка, прозябающая в статистах или доставляющая плохие переводы в толстые журналы. В изобилии поедается щукой и окунем. Самки живут на содержании у налимов и линей.

i) Линь. Ленивая, слюнявая и вялая рыба в черно-зеленом вицмундире, дослуживающая до пенсиона. Нюхает табак в одну ноздрю, объегоривает карасей и лечится от завалов.

k) Уклейка. Ловится на муху. Нищенка.

l) Лещ. Держит трактиры на большой дороге и занимается подрядами. Делает вид, что питается постной пищей. Съевши рыбку, быстро вытирает губы, чтобы «господа» не приметили.

Вернуться на предыдущую страницу

Рассказ чехова о ловле рыбыКаждый раз, читая произведения разных писателей, убеждаешься, что классики о рыбалке писали часто. Многие из них были страстными рыболовами, поэтому процесс рыбной ловли знали хорошо, и в некоторых произведениях описывали повадки разных рыб.

Хочется отметить рассказ А.П.Чехова «Налим», в котором он описал повадки этой рыбы. Конечно же, не рыба главный герой этого рассказа, но весь сюжет его основан на ловле хитрого налима, забравшегося под корягу.

Рассказ начинается с описания летнего утра.

«Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка. На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег. »

Никак не подумаешь, что потом развернутся прямо таки драматические события. А затем мы видим двух мужиков, стоящих в воде. Что же они там делают? По их разговору понятно, что стараются достать что-то из-под корней ивняка. Да и посипели оба от холода, так как больше часа сидят в воде.

По разговору становится понятно, что ловят они налима, забравшегося под корягу. Процесс этот трудоемкий, так как ловят рыбу руками, а она скользкая. Как они не стараются поддеть рыбу под жабры, все никак не получается. И подоспевший пастух Ефим не может помочь.

А меж тем время идет.

«А солнце печет и печет. Тени становятся короче и уходят в самих себя, как рога улитки. Высокая трава, пригретая солнцем, начинает испускать из себя густой, приторно-медовый запах. Уж скоро полдень, а Герасим и Любим всё еще барахтаются под ивняком. Хриплый бас и озябший, визгливый тенор неугомонно нарушают тишину летнего дня».

А начинали то рыбку ловить утром. Такое чувство, что заняться им нечем, коротают себе денечки в сплошном отдыхе, да вот решили поразвлечься. Как бы ни так. Оказывается, строят они купальню для барина, да вот налим попался на глаза. А купальня подождет – лето то длинное.

Крики и суматоха на реке привлекли и барина Андрея Андреевича. Он поначалу стал ругать своих работников, но узнав в чем дело, сам двинулся на помощь. Но налим не поддается. И тогда было решено подрубить корягу.

«Коряга подрублена. Ее слегка надламывают, и Андрей Андреич, к великому своему удовольствию, чувствует, как его пальцы лезут налиму под жабры.

— Тащу, братцы! Не толпитесь. стойте. тащу!

На поверхности показывается большая налимья голова и за нею черное аршинное тело. Налим тяжело ворочает хвостом и старается вырваться.

— Шалишь. Дудки, брат. Попался? Ага!

По всем лицам разливается медовая улыбка. Минута проходит в молчаливом созерцании.

— Знатный налим! — лепечет Ефим, почесывая под ключицами. — Чай, фунтов десять будет.

— Н-да. — соглашается барин. — Печенка-то так и отдувается. Так и прет ее из нутра. А. ах!»

Но радость была не долгой.

«Налим вдруг неожиданно делает резкое движение хвостом вверх, и рыболовы слышат сильный плеск. Все растопыривают руки, но уже поздно; налим — поминай, как звали».

Мучились они (четверо взрослых мужиков) почти целый день, а в результате шиш — рыба ушла. Говорят, что без труда не вынешь и рыбку из пруда. Это, конечно же, так, но надо суметь ее еще и удержать. А рассказ А.П.Чехова «Налим» показал, что рыболовы этого не смогли сделать.

Журнал Александра Гурина

О бересте и не только

Шилишпёр — это вообще-то искажённое, «простонародное» название. На самом-то деле он шереспёр. Он же жерех. Рыба такая семейства карповых. Среди карповых рыб практически все вегетарианцы, а этот почему-то хищник.

Рассказ чехова о ловле рыбы

Теперь о самом рассказе.

В ходе дискуссии с френдом всплыл один интересный момент. А именно рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник». Рассказ известнейший, так что содержание его вы все, наверное, помните. Впрочем, немного напомню.
Судят мужичка Дениса Григорьева за то, что он отвинтил на железной дороге гайку, которой рельсы крепятся к шпалам. Ему говорят, что отвинченная найка — это тяжёлое преступление, чреватое крушением состава и жертвами. Он не верит и говорит, что гайку свинтил совершенно без злого умысла для того, чтобы сделать грузило для ловли рыбы. А ещё, что они всей деревней отвинчивают и ничего, а потом недоумевает, за что его ведут в тюрьму. Ознакомиться с текстом Чехова вы можете здесь.

Рассказ чехова о ловле рыбы

Итак, разберём этот рассказ по пунктам.

Пункт первый. Рельсы и шпалы.
. застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гайка. С каковою гайкой он и задержал тебя.
Чем рельсы прикреплялись к шпалам во времена Чехова? Ну, никак не гайкой. Шпалы в те далёкие годы были сплошь деревянные. А к деревянным шпалам рельсы крепятся костылём. Костыль — это такой мощный четырёхгранный железный «гвоздь». Его вбивали в дерево шпал кувалдой. Примерно вот так.

Рассказ чехова о ловле рыбы

Гайками рельсы стали прикреплять к шпалам только тогда, когда шпалы стали бетонными. То есть лет через сто после выхода в свет рассказа «Злоумышленник». Об этом даже писал в советское время журнал «Крокодил», в номере, посвящённом юбилею Чехова. Так и писали, что Чехов, сам того не желая, предсказал будущее железной дороги.
Это современные бетонные шпалы и гайки.
Рассказ чехова о ловле рыбы

Правда гайки всё-таки имели место быть на железной дороге во времена Чехова. Только они не прикрепляли рельсы к шпалам, а скрепляли рельсы между собой. Так может быть, именно эти гайки отвинчивал злосчастный мужичок?

Рассказ чехова о ловле рыбы

Пункт второй. Грузила и рыбы.

— Да нешто, ваше благородие, можно без грузила? Ежели ты живца или выполозка на крючок сажаешь, то нешто он пойдет ко дну без грузила? Вру. — усмехается Денис. —
Судя по этой фразе, «злоумышленник» Денис Григорьев собирался использовать украденную гайку в качестве грузила при обыкновенной поплавочной ловле. Ну, как мы обычно ловим? Отрежем свинца кусочек, согнём и прижмём зубами, чтоб он плотно сидел на леске. И Денис хотел повесить гайку-грузило на леску.
Обычное наше грузило сколько весит? Два грамма, пять, десять. Теперь посмотрим, каков размер и вес той самой гайки. Шириной она четыре с лишним сантиметра, а весит 220 граммов.

Рассказ чехова о ловле рыбы

У меня сразу же возникает вопрос. Если к леске привязать вместо двух граммов двести двадцать, то какой же толщины должна быть леска с таким грузилом? И какую рыбу можно было поймать на такую леску? Леска-то должна быть «с палец толщиной». Ну, или хотя бы миллиметров пять-шесть.
Что же до рыбы, то тут мы можем пофантазировать. Какую ж рыбу собирался ловить столь огруженной снастью Денис? Арапайму, нильского окуня, сома, белугу? А климовские-то мужики, они ох как непросты. Это не Денис ли там Григорьев сидит на спине выловленной им рыбки? Какой уж там шилишпёр? Нужен им, деревенским, какой-то шилишпёришка, весом не более десяти килограммов, когда они привыкли ловить таких гигантов?
Рассказ чехова о ловле рыбы

— Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем.
Столько лет отвинчивают, столько лет ловят. И всё крупнячок такой идёт. Правда почему-то из бедности не могут выбраться верные рыболовы, в латанных штанах ходят, хоть и добывают тонны вкусной, мясистой рыбы. Пьют, наверное, много.

Пункт третий. Инструмент.
Гайку нужно открутить. Для этого нужен гаечный ключ. Гаечный ключ стал обиходным, бытовым инструментом не так давно. Человеку девятнадцатого века, человеку «лошадному» гаечный ключ не нужен был ни в каком виде. Для того, чтобы удила в рот коню вставить гаечный ключ не нужен. Конечно имелись люди, которые пользовались гаечными ключами и в то время. Слесари, механики. Но я что-то сомневаюсь, чтоб среди климовских мужичков был хоть один механик.
К тому же, знаете как выглядит железнодорожный ключ? Тот самый, которым гайки отвинчивают, Это такая стоечка высотой в метр, а сверху ручечка сантиметров восьмидесяти в размахе. Гайки, коими рельсы крепятся к шпалам, обычно вручную не откручивают. Но если уж возникнет такая необходимость, то используют вот это. О размерах я уже сказал.
Рассказ чехова о ловле рыбы
Для гаек, существовавших во времена Чехова, орудие было попроще, но тоже внушительных размеров.
Рассказ чехова о ловле рыбы

Представьте себе, что вся деревня, вооружившись огромными ключами, попёрлась на железную дорогу. На промысел. Рыбаки. Да сторож бы свисток проглотил от страха, увидев такое. Революционеры-террористы-народовольцы не иначе.
Кстати подобный ключ был тогда и остаётся сейчас инструментом, который подлежит строгому учёту. В магазине такой ключ не купишь и на улице он не валяется. В детстве я частенько ходил возле железной дороги, рассматривая валяющиеся странные железки. Но таких ключей не видел валяющимися ни разу. Я видел их только в руках железнодорожников.

Пункт четвёртый. Безопасность.
— С Митрофаном Петровым. Нешто не слыхали? Невода у нас делает и господам продает. Ему много этих самых гаек требуется. На каждый невод, почитай, штук десять.
Представьте, что уже в наше время обходчик, пройдя по дороге, обнаружил отсутствие гайки. Хотя бы одной. Это было бы довольно значительное ЧП. А если обнаружится отсутствие десяти гаек на одном участке, то к расследованию инцидента привлекут всех, кого только можно. Полицию, прокуратуру, ФСБ. Будут что называется «носом рыть землю». Почему-то я не думаю, что в девятнадцатом веке к таким вещам люди относились иначе.
А тут, в рассказе, «годами отвинчиваем и ничего». А люди читают и посмеиваются. Типа в России и не такое бывает. «Не такое», может быть, и бывает, но «такого» не было, нет и, я надеюсь, не будет.

В общем, нужно быть гениальным писателем, чтоб тебе простили даже такой чудовищный художественный вымысел. Чехов и был гением, поэтому почти ни у кого, кто читает этот рассказ, вопросов к автору не возникает. Хотя чую я, что соображения подобные моим, высказывались ещё тогда, в девятнадцатом веке. Высказывались, но были забыты.

Характеристика текста

После того, как автор закончил писать рассказ, ему предложили опубликовать его в петербургской газете. Анализируя «Злоумышленника», становится ясно, что своими строками Чехов выявил ряд проблем, затрагивающих моральную сторону эпохи того времени.

Работа входит в сборник «Цветные рассказы». Сам Чехов заверил остальных, что на самом деле не было человека, который стал прототипом главного героя. Но многие писатели и друзья автора предполагали, что это мог быть Н. Пантюхов: мужчина жил в одной из деревень и был отнесен к числу спекулянтов, наносящих ущерб государству.

Если вкратце изучить «Злоумышленника», становится понятно, что главная особенность жанра — юмор, ирония и шутки. Благодаря тому, что автор использовал в своем рассказе правдивую действительность того времени, произведение полностью отвечает требованиям реалистической режиссуры.

Основная суть произведения в том, что безответственность и безразличие к происходящему может навредить всей стране, именно это переодето написал Чехов. Чтение аннотации к «Злоумышленнику» раскрывает главную тему правосудия. Но, помимо этого, можно отметить, что автор указал на такие пороки, как халатность и нечестное отношение.

В тексте Антон Павлович затронул всегда популярные проблемы:

Чехов злоумышленник рассказ краткое содержание

  1. Люди и отношение к ним.
  2. Социальная несправедливость.
  3. Власть.
  4. Насилие.
  5. Бедность.

Своим повествованием Чехов учит читателей смотреть на любую проблему шире и ни в коем случае не делать поспешных выводов и действий. Легко обвинить невиновного в преступлении, но стоит задуматься, что из этого изменится. Нарушения, преступления и несчастные случаи не прекратятся сами по себе. Основная мораль этой истории состоит в том, что вы всегда должны действовать согласно своей совести.

Сюжет

Повесть написана в форме диалога судебного следователя и простого крестьянина Дениса Григорьева. Иван Семенов, железнодорожник Акинфов, поймал крестьянина, откручивающего гайку, удерживающую путь. Как оказалось, он понадобился ему как грузило для рыбалки. Так же удобно, уже с дырочкой сразу и покупать его не надо, как свинец или подобный материал. Обвинения, с которыми люди могли столкнуться из-за халатности, на Григорьева не действуют. Наоборот. Денис извиняется и не считает себя злоумышленником. Думая только о рыбалке, человек с умом не понимает опасности для жизни человека. Оказывается, орехи широко используют для изготовления неводов для мастеров. Денис взят под стражу, но до сих пор не понял причину задержания.

Очень краткий пересказ

Краткий обзор позволяет просмотреть основное изображение произведения.

В суде в качестве ответчика выступает непривлекательный крестьянин из села, которого опекун нашел, откручивая гайку от железнодорожного полотна.

Стоя перед судебным секретарем, Григорьев признает, что открутил гайку, но не понимает своей вины. Мужчина старательно отвечает на все вопросы, объясняя, что ему понадобилась гайка, чтобы сделать грузило для удочки.

Следователь обращает внимание на последствия, к которым может привести этот акт: железнодорожная катастрофа, гибель множества людей. Мужчина очень напуган: в его голове никогда не было намерения уничтожить столько людей. Ведь один-единственный кубик никоим образом не может привести к такой ужасной трагедии. Тем более, что виноградные лозы не раз перевернули по всей деревне, и ничего подобного не произошло.

Соглашаясь с этими утверждениями, он упорно отрицает свою вину. И хотя в ходе допроса следователь обнаруживает, что у подсудимого во дворе дома было много орехов, добытых таким способом, фермер не понимает, почему ему приходится сталкиваться с принудительными работами.

Последние строки произведения, или Глупость деревенского

Злоумышленник (краткое изложение истории завершает необычное описание допроса) рассказал следователю об особенностях рыбной ловли, что охранник, схвативший человека и потащивший его на станцию, должен быть наказан. Потому что пока он вел его к следователю, ему удалось дважды ударить его. Представитель закона, не выдержав глупости растрепанного деревенского крестьянина, попросил его помолчать.

После мучительного молчания нападавший спросил, можно ли ему уйти, но следователь объясняет, что ему следует арестовать мужчину и посадить его в тюрьму. И начинает кричать, что судить его не за что. Если он действительно был виноват, дрался или что-то украл, то деревня тоже с радостью приняла бы любое наказание. Он пытается объяснить, что ему нужно попасть на ярмарку, где ему должны деньги, но детектив непреклонен.

Действующие лица

Простой и непритязательный сюжет произведения повествует о человеке, открутившем гайки от железной дороги. Но смысл этой истории гораздо глубже. Чтобы понять это, достаточно прочитать аннотацию «Злоумышленника» для дневника читателя. Чехов знакомит своих читателей со следующими персонажами:

  1. Григорьев Денис — обычный деревенский мужчина с худощавым телосложением в старой рубашке. Он похож на паршивца, немного глуп и не видит дальше своего носа.
  2. Следователь — прокурор Григорьева. Уравновешенный и спокойный мужчина, но понимая, что разговор с подсудимым не приносит результатов, начинает злиться и кричать.

Эти герои составляют основу произведения. Каждый из них способствует развитию дальнейших событий в тексте.

Удивление мужика, или Особенности рыбалки

Как дальше допрос описывает краткое содержание рассказа Чехова «Злоумышленник»? Сельский фермер не совсем понимает, почему его схватили и привели к следователю. Он искренне удивлен тому, как может упасть целый поезд из-за простой кости. Ведь если бы он сам с рельса оторвался, если бы вместо него подсунул бревно, то, конечно, был бы злой умысел. А так обычный орех.

Сыщик, как мог, пытался объяснить неграмотной деревне устройство железной дороги, но наталкивается на полное непонимание. Детально спрашивает, когда, сколько и где именно человек открутил гайки. Он, не скрываясь, отвечает. Он даже рассказывает о неком Митрофане, с которым он ходил их крутить, кто он и где живет.

Разделение на части

Чтобы понять основную идею автора, необходимо разбить текст на смысловые субтитры. Каждый из них содержит основную информацию, например:

  1. В офисе детектива.
  2. Обвинение Дениса Григорьева.
  3. Суть преступления.
  4. Непонимание героя.
  5. Фраза.

Подробная схема раскрывает основную тему. Кроме того, такое разделение поможет подготовиться к пересказу урока русской литературы.

Главные герои и их характеристика:

  • Денис Григорьев. Невинный и безграмотный деревенский человек.

На голове шапка из взъерошенных волос. Лицо рябое и заросшее. Глаза еле видны из-под густых бровей. Одежда старая, залатанная. Без обуви. Он пришел в суд босиком.

Денис не знает законов, но прекрасно разбирается в тонкостях рыбной ловли. Украсть гайки с железнодорожных путей.

В орехе есть платина, пригодная для трала, поэтому он популярен среди деревенских мужчин.

Сюжетная линия

Это произошло в России в конце 19 века. Действия происходят в кабинете следователя. Под суд предстал тощий фермер-переросток, который является главным подозреваемым в откручивании гаек от железной дороги. Обвиняемый Денис Григорьев сразу признал свою вину, но подчеркнул, что ничего страшного в этом не видит.

Следователь задает мужчине множество вопросов, на которые герой не может ответить. Он честно не понимает своей вины. Открученная гайка для него — всего лишь грузило для удочки. Мужчина спрашивает, почему поезд может съехать с рельсов из-за кубика. Он утверждал, что вся деревня давно разваливается и ничего не происходит. Героя пугает сама формулировка обвинения, как будто он намеренно откручивает кости, чтобы случилась катастрофа.

По словам следователя, он знает, почему поезд сошел с рельсов в прошлом году и погибло много людей. На что Григорьев соглашается с ним и называет умным человеком.

На допросе следователь говорит, что если провести обыск во дворе Дениса, то можно найти много этих орехов. Григорьев согласен с этим, но до сих пор не понимает, за что его будут судить. Мужчина объясняет обвиняемому, что ему угрожают принудительными работами, но герой никак не реагирует.

После недолгого молчания Денис спрашивает, можно ли ему уйти. Но как только детектив сказал, что ему грозит тюрьма, он очень испугался. Его беспокоило только то, что он должен был прийти на ярмарку и забрать долг за сало. После этого просит, чтобы его пороли, и считает, что судьи полностью перестали судить по закону.

Автор подчеркивает, что каждый должен думать о том, что он сделал. Ведь необдуманный поступок может привести к плачевным последствиям. Это основная идея и идея рассказа.

А. П. Чехов «Злоумышленник» для читательского дневника

Действие происходит во второй половине 19 века, в России, в кабинете судебного следователя. Произведение представляет собой диалог двух героев: следователя и «злоумышленника», искренне не подозревающего о масштабах своего преступления.

Участок:

Перед судом предстает маленький, невероятно худой фермер-переросток, обвиненный в откручивании железнодорожных гаек. Денис Григорьев признается в содеянном: да, гайки открутил, но особой вины в этом не видит.

Судмедэксперт задает Григорьеву много вопросов, но подсудимый не может понять, за что его судят. Для него украденная гайка — это просто платина для удочки, и он никак не может понять, что из-за откручивания гайки поезд может съехать с рельсов и многие люди страдают. Следователь пытается объяснить Григорьеву тяжесть его преступления, но злоумышленник даже обижается: сколько времени отвинчивается вся деревня и ни разу не было аварий. Его пугает простое предположение, что он умышленно замышлял такое ужасное преступление.

Следователь говорит, что теперь ему становится ясно, почему поезд сошел с рельсов в прошлом году. Григорьев поспешно соглашается с ним, заявляя, что сыщик — человек интеллигентный, и Бог дал ему понимание.

Во время допроса следователь упоминает второй кубик, и выясняется, что во дворе Григорьева можно найти более одного кубика. Объясните обвиняемому, что ему грозят принудительные работы. Последний ничего не понимает и после недолгого молчания, пока следователь что-то писал, робко спрашивает, можно ли ему пойти. Узнав, что ему грозит тюрьма, Григорьев серьезно напуган: он должен попасть на ярмарку, получить долг за жир. Он просит порку и приходит к выводу, что нынешние судьи вообще не умеют судить.

Вывод и ваше мнение:

Работа Чехова не так проста, как может показаться на первый взгляд. За внешней составляющей юмора скрываются глубокие проблемы общества, разрушающие его изнутри. Невозможно попросить смуглого и несведущего человека понять, к чему может привести откручивание гайки. Эти вопросы должно решать государство, просвещая массы и обеспечивая безопасность. Однако гораздо проще испортить жизнь мужчине, отправив его на каторгу, чем выявить настоящую проблему и попытаться ее решить. При этом каждый человек, совершая то или иное действие, должен помнить, к каким последствиям это может привести, и нести ответственность за все, что было сделано.

Главная идея:

Каждый человек должен нести ответственность за свои действия, и незнание законов не освобождает от ответственности.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Денис Григорьев — тупой сельский фермер, которого судили за откручивание гаек от железной дороги. Его непостижимая глупость заключается в том, что он не может видеть дальше своего носа, он просто не может мыслить шире. Для него орех — это просто платина для удочки, а то, что поезда могут съезжать с рельсов, даже не приходит ему в голову. Он просто не может понять следователя, в чем его обвиняют, чувствует себя хорошо. Денис объясняет, что откручивает не все гайки подряд, а выборочно. Он очень удивлен, когда его отправляют в тюрьму.

Второстепенные персонажи:

  • Следователь — прокурор Денис Григорьев. Человек объясняет злоумышленнику, к чему могут привести его действия и каковы будут последствия. Но его подсудимый непроницаем, слова следователя ему как горох в стену. Детектив спокойный человек, он даже не выходит из себя, видимо, понимает, насколько глуп его собеседник. Не придя к его пониманию, следователь отправляет Григорьева в тюрьму.
  • Джентльмены — настоящие преступники, которые понимают беззаконие мужских действий, но закрывают на это глаза.

Основная мысль произведения

А.П. Чехов написал пьесу в юмористической манере, но с глубокими размышлениями. Автор поднял типичную для России проблему — халатность, безответственность, которые очень распространены в стране. Он высмеивает глупость и невежество деревенского фермера, для которого грецкий орех — простая платина. Автор также тонко намекает на нелогичное поведение джентльменов, которые судят тех, кого они сами не готовы считать умными и культурными. Чехов, которого не зря считают мастером рассказа, написал реалистичное произведение, в полной мере передающее старые проблемы, актуальные до сих пор.

Жанр, направление

Жизнь простых людей в России, их чувства и стремления всегда интересовали Антона Павловича. Продолжаем лучшие традиции реалистического направления в литературе. Стиль его прозы — сатирический, в котором встречаются «смешные» ситуации и сцены, нелепые формы поведения и язык.

Работа вышла с подзаголовком «Сцена». По жанру это юмористический рассказ, в котором автор нежно, с иронией и состраданием смеется над своими героями.

Юмор ассоциируется с ярким словарным удивлением, безграмотной и нелогичной речью персонажа, а также с абсурдной ситуацией, в которой следователь полагает, что он сталкивается с незваным гостем, требующим наказания, а «исследуемый» не понимает трагедии его собственная ситуация.

«Веселое» и «грустное» в рассказе тесно переплетены.

Новые слова

Грузило — одно из старейших приспособлений, применяемых в рыболовстве и для натяжения ниток ткацких станков.

Шилишпер — промысловая пресноводная хищная рыба из семейства карповых.

Невод — это большая сеть, тугая рыболовная снасть, состоящая из сетей и веревок, используемая для ловли рыбы в больших количествах.

Пустынный голавль — распространенный вид рыб из семейства карповых.

Ткань — как правило, шерстяная или полушерстяная ткань (иногда хлопок.

Задолженность — неуплаченная или недоплаченная плательщиком в установленный законом срок, часть обязательного платежа, налог.

Источники

  • https://Obuv-PatriotPlus.ru/pereskazy/zloumyshlennik-kratkoe-soderzhanie.html
  • https://school-ethiopia.ru/kratkoe-soderzhanie/chehov-zloumyshlennik-chitat-kratkoe.html
  • https://litfest.ru/shortwork/soderzhanie-zloumyshlennik.html

  • Чехов каштанка о чем рассказ
  • Чехов каштанка картинки к рассказу
  • Чехов ионыч рассказ читать
  • Чехов детские рассказы список
  • Чехов главные герои рассказа хирургия