Чехов злой мальчик план рассказа

Тема: а.п. чехов мальчики. главные герои рассказа-герои своего времени.цель: отрабатывание навыков правильного, выразительного чтения; умения раскрывать смысл произведения, характеризовать героев.

Тема: «А.П. Чехов «Мальчики». Главные
герои рассказа-герои своего времени».

Цель: отрабатывание навыков правильного,
выразительного чтения; умения раскрывать смысл произведения, характеризовать
героев.

·        
Учить определять мотивы поступков
действующих лиц, давать     характеристику героям произведения;

·        
Формировать навык правильного
выразительного чтения.

Личностный: проявляет интерес к
произведениям А.П. Чехова.

Регулятивные: контролирует свою
деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные: умеет выразительно и
осознанно читать текст и выделять                                         
главное в прочитанном, высказывает оценочные суждения.

Коммуникативные: умеет участвовать в
диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события,
поступки.

Оборудование: конспект, учебник УМК «Школа
России» литературное чтение Л. Ф.Климанова, презентация, распечатка плана,
жетоны.

Этапы
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

Реализуемые
УУД

Организационный
момент

Здравствуйте,
ребята, меня зовут Ольга Владимировна, сегодня я проведу у вас урок литературного
чтения.

.
-А теперь тихо сели девочки, и еще тише сели мальчики.

 -Какое
нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

 -Я
желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок

-Ребята,
давайте проверим, что у вас должно лежать на партах, я говорю, а вы
проверяете: учебник по литературному чтению, дневник, пенал. Все это кладёте
на край стола.

В
течении урока за активную работу на уроке, правильные ответы, хорошее чтение
я буду выдавать жетоны.

Если
вы готовы к уроку и настроены на работу сядьте правильно-покажите, как сидит
настоящий ученик.

Можем
начинать.

Здравствуйте

Слушают

Садятся
на свои места

Хорошее

Проверяют
готовность к уроку

Правильно
садятся

контролирует
свою деятельность по ходу выполнения задания.

Дыхательная
гимнастика и подготовка голоса

Выполним
дыхательную  гимнастику и подготовим голос, для этого выполним упражнение «Свеча»,
прочитаем чистоговорки:

Та-та-та,
та-та-та – в нашем классе чистота.

Ту-ту-ту,
ту-ту-ту – наводим сами красоту.

Ты-ты-ты,
ты-ты-ты – все полили мы цветы.

Ят-ят-ят,
ят-ят-ят – парты ровненько стоят.

Ют-ют-ют,
ют-ют-ют – очень любим мы уют.

Молодцы,
вот мы с вами подготовили наш голос к работе.

«задувают
свечу»

Проговаривают

Актуализация
знаний

Дома вы
должны были поработать над словами, значение которых вам было непонятно.
Проверим, как вы с этим справились.

(работа
с презентацией: показ предмета, слова, определение).

Обратите
внимание на экран, что на нем изображено? Верно, это розвальни

Назовите
мне определение.

(низкие
и широкие сани)

А что
теперь изображено на экране?

Объясните
значение слова мустанг?

(одичавшая
домашняя лошадь в Америке)

На
следующем слайде изображена?

Что
такое чечевица?

(растение
похожее на горох).

Что
теперь изображено на экране?

Кто
объяснит, что такое плантации?

(большое
поле)

Последняя
картинка, что на ней изображено? (флигель)

Что
такое флигель?

(постройка
с боку главного здания).

Молодцы,
вы хорошо выполнили домашнее задание, мы с вами повторили значение
неизвестных слов.

Слушают

низкие
и широкие сани

одичавшая
домашняя лошадь в Америке

растение
похожее на горох

большое
поле

постройка
с боку главного здания

умеет
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку
зрения на события, поступки.

Определение
темы

Обратите
внимание на экран, чей портрет изображен?

Действительно,
это русский писатель, прозаик, драматург -Антон Павлович Чехов с творчеством
которого вы уже знакомились.

Сегодня
мы продолжим работать с произведением А.П.Чехова «Мальчики».

Кто
назовет главных героев рассказа?

Может
кто-нибудь догадался о теме нашего урока?

Тема
нашего урока звучит так: «А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа».

Антон
Павлович Чехов

Называют

Постановка
целей и задач урока

Планирование

-Какую
цель мы поставим на уроке?

-Целью
нашего урока: отработка навыков правильного, выразительного чтения; умения
раскрывать смысл произведения, характеризовать героев;

Так же у
нас есть план наших действий. Посмотрите на доску. Вставим пропущенные слова
и у нас получится план урока:

На уроке
мы:

1.      Определим
главных_________рассказа.

2.     
Прочитаем
часть ________.

3.      Дадим
сравнительную характеристику главным героям____________ и________

В конце
урока мы вернемся к плану, проверим все ли мы смогли выполнить.

Целью
нашего урока будет отрабатывание навыков правильного, выразительного чтения;
умения раскрывать смысл произведения, характеризовать героев

Заполняют
план

Физминутка

Перед
началом работы немного отдохнем.

Аккуратно
встаем из-за своих мест так, чтобы не мешаться друг другу, на безопасном
расстоянии друг от друга. Мишка по лесу пошел и грибок там нашел. Раз грибок
Два грибок положил он в кузовок. Молодцы, аккуратно присаживаемся на свои
места.

Встают,
выполняют

Практическая
деятельность

Чтение
части рассказа

Беседа
«Характеристика героев»

Работа в
паре

Сегодня,
как вы правильно определили, мы будем говорить о главных героях.

Кто
назовет главных героев рассказа?

Почему
вы так считаете?

(потому
что в тексте говорится в основном о мальчиках, они действующие лица, так
назван рассказ.)

Правильно,
главными героями рассказа являются: Чечевицын и Володя.

Как мы
можем сравнивать героев литературного произведения?

(по
иллюстрации, по описанию характера, поступков).

Откройте
учебники на странице 131, рассмотрите иллюстрации к рассказу «Мальчики», что
вы можете сказать о мальчиках глядя на иллюстрацию? Разные они или похожи?

 прочитайте
подходящие к ним отрывки из текста. (если обучающиеся не находят читаю
самостоятельно).

Посмотрите
на план, по которому мы будем составлять характеристику героев.

План
характеристики героев
произведения: (написан на экране).

Какие
герои сравниваются, почему сравниваются именно они? (Верно, характеризовать
мы будем Володю и Чечевицына, потому что в тексте говорится в основном о
мальчиках, они действующие лица, так назван рассказ.)

1.Опиши
внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).

2. Речь
героя.

3.
Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается
характер героя?

Володя

Чечевицын

4. Что
общего между героями?

5. Что
отличает двух героев?

6. Как
автор относится к героям.

(найдите
в тексте предложения, где автор показывает свое отношение к мальчикам)

7.
Подумай и скажи, на какого героя тебе самому хотелось (не хотелось) бы
походить?

Характеристика
мальчиков.

(работа
на карточках)

У вас на
столах лежат каточки с характеристикой героев. В парах выберете, соедините те,
которые по вашему мнению подходят мальчикам.

Например:
Володя соединяем со словом пухл, бел.

(кому не
понятно задание поднимите руку, я объясню еще раз, если затрудняетесь можете
найди описание мальчиков в тексте).

image001Володя

малообщительный

image002

угрюмый

бел

смугл

щетинистые
волосы

разговорчивый

странный

Чечевицын

пухл

худ

Покрыт
веснушками

веселый

некрасив

Чечевицын

Сравните
своих характеристик с образцом. (на экране)

Поднимите
руку, чья пара не сделала ни одной ошибки?

Молодцы,
вижу много кто выполнил это задание безошибочно, это значит вы хорошо
поработали, запомнили главных героев, смогли их охарактеризовать.

Называют
главных героев рассказа

Чечевицын,
Володя

Отвечают
на вопросы

потому
что в тексте говорится в основном о мальчиках, они действующие лица, так
назван рассказ

1.Сравниваются
Володя и Чечевицын. Они разные по характеру.

2.
Володя очень добрый, любит родителей, поэтому он нерешителен

Чечевицын
решительный, суровый, не думает ни о ком, неустрашимый.

3.
Речь героев загадочна, много непонятных слов.

4.
Когда мальчики готовятся к побегу.

5.Они
одного возраста, оба ведут себя странно, всё время о чём-то думают.

6.Отношение
к родным.

7.Мальчики
поступили неправильно, потому что они думали только о себе.

8Автор
не осуждает мальчиков, потому что они ещё маленькие.

Высказывания
детей.

Выполняют
задание

Формировать
умение анализировать текст

Формировать
навык правильного выразительного чтения.

Учить
определять мотивы поступков действующих лиц, давать     характеристику героям
произведения

Осуществление
контроля

Наш урок
подошел к концу, ответьте мне на вопросы:

Чему
учит автор своим произведения?

Хотели
бы вы оказаться вместе с мальчиками?

Какие
качества вы хотели бы воспитать в себе? От каких хотели бы
избавиться?(положительные и отрицательные качества)

— Какой
вывод сделаем прочитав произведение?

Автор
учит бережно относиться к чувствам своих родственников и других людей. Прежде
чем что-то сделать, нужно хорошо подумать о последствиях своих действий.
Чтобы отправляться в путешествие, нужно много знать, а мальчики многого не
знали. Автор призывает нас учиться.

Высказывания
детей.

Нужно
любить родителей и близких тебе людей, не огорчать их.

Автор
учит бережно относиться к чувствам своих родственников и других людей. Прежде
чем что-то сделать, нужно хорошо подумать о последствиях своих действий.
Чтобы отправляться в путешествие, нужно много знать, а мальчики многого не
знали. Автор призывает нас учиться.

Высказывание
детей.

Нужно
любить родителей и близких тебе людей, не огорчать их.

Чтобы
путешествовать нужно много знать, а значит – нужно учиться.

проявляет
интерес к произведениям А.П. Чехова.

Оценивание

Поднимите
руку, у кого 5 и больше жетонов, эти учащиеся получат отметку «5» за активную
работу на уроке. Поднимите руку, у кого 3 жетона, эти учащиеся получают
отметку «4» в дневник, ну а те, у кого 2 и меньше, в следующий раз работайте
более активно. Откройте дневники и положите на край парты (прохожу и
выставляю отметки).

Поднимают
руку

Домашнее
задание

В
дневниках записываем домашнее задание, на карточках выполнить два задания-
первое: ответьте на вопрос: что ты можешь сказать о семье Королевых? Как
родители и дети относятся друг к другу? Приведите примеры из текста, запиши
их.

И второе
задание: запишите главную мысль рассказа.

записывают

Рефлексия

-Ребята
внимание на меня. Те, кому сегодня было легко работать и урок понравился,
похлопайте в ладоши.

-Те,
кому было трудно и не интересно, потопайте.

Хлопают

Подведение
итогов

Посмотрите
на доску, все ли мы пункты плана выполнили? Отмечаю выполненные. И так, наш
урок подошел к концу, вы хорошо поработали. Спасибо за урок, до свидания
ребята!

Да

До
свидания!

1. Что ты можешь сказать о семье
Королевых?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведите примеры из текста, запиши их.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Запишите главную мысль рассказа.

1. Что ты можешь сказать о семье
Королевых?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведите примеры из текста, запиши их.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Запишите главную мысль рассказа.

1. Что ты можешь сказать о семье
Королевых?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведите примеры из текста, запиши их.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Запишите главную мысль рассказа.

На чтение 6 мин. Просмотров 367 Опубликовано

Составить план рассказа «Мальчики» Чехова можно использовав предоставленные варианты — краткий, детальный, сюжетный.

Чехов «Мальчики» план рассказа

  1. Приезд Володи с другом на каникулы.
  2. Радостный прием.
  3. Мальчики — заговорщики.
  4. Сестры подслушивают о чем говорят ребята.
  5. Обсуждение плана побега в Америку.
  6. Сомнения Володи.
  7. Побег друзей.
  8. Беглецов возвращают.
  9. Прощание товарищей.

«Мальчики» план рассказа Чехова

1)Приезд Володи с другом

2)Чаепитие

3)Любопытные сестры

4)Сестры подслушали разговор мальчиков

5)Побег мальчиков в Америку

6)Задержка в городе, в Гостином дворе

7)Приезд мамы Чечевицына

8)Монтигомо-Ястребиный Коготь

Детальный план рассказа Чехова

  1. Веселая встреча с Володей.
  2. Совместное чаепитие.
  3. Активная подготовка к Новому году.
  4. Мальчики ведут себя подозрительно.
  5. Беседа Чечевицына с Катей.
  6. Катя и Соня узнают о желании ребят сбежать.
  7. Чечевицын подговаривает Володю, который начал сомневаться.
  8. Прощание с близкими и родными перед побегом.
  9. Долгожданный побег мальчишек.
  10. Поиски ребят.
  11. Возвращение путешественников.

«Мальчики» план

  • Приезд Володи домой, радость всей семьи.
  • Чечевицын – угрюмый и молчаливый товарищ Володи.
  • Странное поведение Володи.
  • Мальчики рассматривают карту в атласе.
  • Мечта об Америке и богатстве.
  • Натянутый разговор Чечевицына с девочками, сказки об Америке.
  • Подслушанный разговор.
  • Сомнения Володи по поводу путешествия.
  • Уговоры Чечевицына.
  • Пропажа мальчиков.
  • Возвращение блудных детей.
  • Приезд матери Чечевицына.

«Мальчики» краткий план

  1. Канун сочельника, радостная встреча мальчиков в семье Королевых.
  2. Володя Королев и Чичевицын разрабатывают план побега в Америку.
  3. Исчезновение мальчиков обнаружено.
  4. Возращение беглецов.

План для пересказа

  1. Приехавший на каникулы Володя становится причиной настоящего переполоха в доме: везде слышен шум, гам, радостные возгласы.
  2. Володя представляет родственникам своего товарища: все три Володины сестры рассматривают его с неподдельным интересом.
  3. Почему Володя и Чечевицын (так звали приятеля) рассматривали карту мира и почему постоянно перешептывались?
  4. Утром сестры подслушали разговор: мальчики собирались в Америку, но Володя колебался: ему было жалко маму, дом, своих родных.
  5. Чечевицын настоял и мальчики покинули имение.
  6. Хватились мальчиков только к обеду: в доме поднялась настоящая суматоха.
  7. Урядник привозит в повозке задержанных в городе горе-путешественников.
  8. На следующий день за Чечевицыным приезжает его мама.

Чехов «Мальчики» план

1.Бурная встреча Володи.

2.Странное поведение мальчиков.

3.Подготовка к Новому году.

4.Побег

5. Заговор

6.Маленький гость.

7.Возвращение детей.

Чехов А.П. рассказ «Мальчики» Жанр: юмористический рассказГлавные герои рассказа «Мальчики» и их характеристика

  1. Володя Королев. Ученик 4 класса, мальчик романтичный, нежный, горячо любящий родителей.
  2. Чечевицын. Друг Володи. Азартный, смелый, решительный, гордый и настойчивый, настоящий герой.
  3. Катя, Соня, Маша, сестры Володи, романтичные девочки.
  4. Родители Володи. Добрые и ласковые, очень скучали по сыну. Очень переживали, когда тот сбежал.

План пересказа рассказа «Мальчики»

  1. Приезд Володи
  2. Радостная встреча
  3. Беседа после чая
  4. Страшные планы мальчиков
  5. Надежда на золото
  6. Володя проявляет слабость
  7. Чечевицын уговаривает Володю
  8. Побег
  9. Снова приезд Володи
  10. Печальная встреча
  11. Подпись на память.

Кратчайшее содержание рассказа «Мальчики» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Володя Королев вместе со своим другом Чечевицыным приезжает домой на Рождество.
  2. Его радостно встречает вся семья.
  3. Девочки узнают, что мальчики решили бежать в Америку и готовятся к побегу.
  4. Володя боится бежать и не хочет расстраивать родителей, но Чечевицын уговаривает его
  5. Мальчики бегут и их привозит урядник из соседнего города
  6. Мальчиков встречают слезы и упреки родителей, а Чечевицына забирает мама.

Главная мысль рассказа «Мальчики» Мечтая о приключениях и путешествиях, не забывай о своих родных.Чему учит рассказ «Мальчики» Рассказ учит тщательно продумывать планы, учит мечтать, учит быть твердым в своих убеждениях. Рассказ учит не отступать и не сдаваться. Учит также пользе знаний, ведь мальчики плохо были готовы к побегу и не представляли, что их ждет.Отзыв на рассказ «Мальчики» Мне очень понравился рассказ «Мальчики». Его герои — два простых мальчика, которые начитались книг Майн Рида об индейцах и сами захотели стать героями. К сожалению, они плохо учились в школе и потому не знали, что сперва нужно получить знания и подрасти, а потом уже принимать самостоятельные решения. Поэтому они только огорчили родителей своим поведением и конечно ни в какую Америку не попали.Пословицы к рассказу «Мальчики» Тяжело в учении, легко в бою. Учеба и труд к победам ведут. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит. Дорогу осилит идущий. Хорошо жить в почете, да ответ велик.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Мальчики» Приезд Володи домой был встречен всеобщим ликованием. Служанка Наталья первая заметила мальчика, к нему бросились мать и тетка, отец прибежал с ножницами, сестры радостно визжали, а огромный пес Милорд важно гавкнул. Володя представил семье своего товарища, ученика 4 класса Чечевицына, который приехал погостить. Вскоре Володя и Чечевицын уже пили чай. Три младшие сестры Володи — Катя, Соня и Маша наблюдали за гостем и пришли к выводу, что он очень умный. Они также заметили, что Володя в этот приезд был не таким разговорчивым как всегда. После чая девочки и отец отправились наряжать елку, но мальчики раскрыли географический атлас и стали что-то внимательно изучать. Слышны были отрывистые фразы про Калифорнию, Америку, про охоту и грабеж. Чечевицын невпопад сказал Кате, что земля дрожит, когда по ней бежит стадо мустангов, а потом заявил, что он на самом деле Монтигомо, Ястребиный коготь. А маленькая Маша очень к месту заявила, что вчера у них готовили чечевицу. Вечером девочки подкрались к дверям спальни и услышали, что мальчики собрались бежать в Америку, добывать золото. Они услышали, что мальчикам придется жить разбоем, пройти несколько тысяч верст пешком, сражаться с дикарями и обрабатывать плантации. Девочки решили ничего не говорить маме, потому что надеялись, что мальчики привезут им из Америки слоновой кости и золота. Накануне сочельника Володя ходил весь день бледный и ничего не ел. Он даже принимался молиться, а к вечеру расплакался и долго прощался с отцом и матерью. Рано утром девочки опять подслушивали и поняли, что Володя не хочет бежать, что ему жалко маму, но что Чечевицын называет его трусом и требует отдать пистоны. Наконец Володя разрыдался и решил бежать. Девочкам в этот момент маленький веснушчатый Чечевицын представлялся героем. За обедом родители обнаружили, что мальчиков нет и поднялась суматоха. Их искали везде. Но мальчиков на следующее утро привез урядник и пояснил, что беглецов задержали в городе на гостином дворе. Девочки опять радовались приезду мальчиков, Милорд снова гавкал, но папа и мама были серьезны и печальны. Отец стыдил Володю, а мама плакала. На следующий день за Чечевицыным приехала его мать и увезла мальчика. Он успел только подписать на память Катину тетрадь: «Монтигомо Ястребиный коготь».Рисунки и иллюстрации к рассказу «Мальчики»

Используемые источники:

  • https://kratkoe.com/plan-rasskaza-malchiki-chehova-4-klass/
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/09/blog-post3.html

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 133-134. 

УКМ «Школа России»

1. Попробуй объяснить, почему Чехов назвал рассказ «Мальчики».

Героями этого рассказа были два мальчика, два гимназиста. Автор назвал рассказ по его главным героям.

Он мог бы назвать рассказ по событиям, которые в нём описаны, например, «Побег в Америку», или по главной мысли, например, «Не подумав, не начинай». Но Чехов назвал рассказ «Мальчики» и это название звучит с доброй иронией. Оно выражает его отношение к героям.

2. Что ты можешь сказать о семье Королёвых? Как родители и дети относятся друг к другу? Приведи примеры из текста.

Семья Королёвых кажется мне очень дружной. Родители искренне любят детей, дети любят родителей. Приезд любимого сына стал настоящим праздником. К нему выскочили все, обнимали, целовали, шумели.

Родители и дети вместе занимаются различными делами, например, украшают ёлку. У них общие интересы.

При этом родители стараются уважать детей. Даже когда Володю вернули домой, отец не стал его наказывать, а просто поговорил в кабинете.

3. Изменилось ли отношение Володи к семье? Объясни.

Неудачный побег изменил отношение Володи к семье. В начале рассказа он кажется отстранённым, занятым своими мыслями. В середине его начинают одолевать сомнения, он уже не хочет бежать, потому что понимает, как это отразится на любимых родителях. 

Мальчик понял, что нет ничего дороже семьи и близких людей.

4. О чём мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли свою жизнь в Америке? Могли ли сбыться их мечты? Почему?

Мальчики мечтали сбежать в Америку. Они хотели стать разбойниками, работать на плантациях, сражаться с дикарями, добывать золото и жениться на красавицах.

Эти мечты не могли сбыться. Ведь реальная жизнь совсем иная. Она не похожа на страницы авантюрного романа.

Да и не смогли бы мальчики добраться до Америки, ведь они не представляли себе всех трудностей этого предприятия.

5. Как ты относишься к мальчикам? Что ты о них думаешь?

Мне нравятся эти мальчики. Они целеустремлённые, у них есть мечта. Они наивные, но добрые. Они никому не хотели зла. А что сбежали… Так все мальчишки должны иногда сбегать в Америку, просто потому что любой мальчик мечтает быть героем.

Герои решились на побег, потому что были глупыми и самонадеянными, они мало знали и плохо представляли предстоящие трудности. Но им хотелось быть храбрыми и необычными, как герои прочитанных романов.

6. В конце и начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи различаются и чем похожи?

Первая встреча происходит после долгой разлуки. Близкие рады приезду Володи, его тормошат и целуют.

Вторая встреча происходит после неудачного побега. Володю снова встречают криками, но теперь в них нет радости.

Эти встречи похожи тем, что в них задействованы одни и те же персонажи.

Они различаются настроением героев.

7. Это смешное произведение или грустное? Почему ты так думаешь?

Это скорее смешное произведение, потому что трагедии в нём не случилось, а само событие представлено автором с юмором.

8. Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за их поступок? Обсудите с другом.

Мне кажется, что автор не осуждает мальчиков, потому что редкий мальчик не мечтает убежать в Америку или улететь в космос. Автор понимает, что все мальчики так устроены и всегда остаются наивными мечтателями.

Чехов относится с юмором к поступку своих героев. Мы видим, как он смешно обыгрывает фамилию Чечевицын, как описывает наивные и смешные планы мальчиков, как рассказывает о надеждах сестёр на золото, и так далее.

Но введя в рассказ переживания Володи, показав, как он вернулся домой, автор пытается предупредить читателей о том, что так поступать нельзя. Всегда нужно думать о последствиях своих поступков, о том, как они отразятся на близких людях.

9. Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Расскажи об одной из них. Запиши план своего рассказа в рабочую тетрадь.

Рассказ о подобной ситуации для 4 класса

Однажды мы с братом гостили у бабушки в деревне. 

Игорь прочитал роман Фенимора Купера и вообразил себя настоящим индейцем. Он сделал лук и стрелы, а потом решил сбежать в лес и жить в шалаше.

Мы вместе построили в рощице шалаш, и Игорь сказал, что сегодня домой не пойдёт. Он хотел заночевать в лесу, жечь костёр и печь картошку.

Я ушла домой и рассказала про это бабушке. Бабушка улыбнулась и сказала, что в нашем лесу хищников нет, так что пусть ребёнок поиграет.

Игорь вернулся с заходом солнца. Он был сильно покусан комарами и весь чесался. Он сказал, что современные индейцы спят дома, а вот охотиться ходят в лес. Но только днём.

10. Рассмотри иллюстрации в тексте и кратко опиши эпизоды, которые изображены.

На первой иллюстрации мы видим первый приезд Володи. Он в тёплой одежде, приближается Рождество. С ним рядом его товарищ Чечевицын. Они окружены младшими сёстрами Володи. Рядом сидит собака Милорд.

На второй иллюстрации мы видим Володю и Чечевицына в их комнате. Володя говорит, что не поедет, потому что ему жалко маму, но Чечевицын решительно убеждает его бежать.

1

Этапы

Образовательные

задачи

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации учебной деятельности

МТО

Способы контроля

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

Психологический настрой

Друзья мои, я очень рада войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда сиянье ваших умных глаз.

Повернитесь к друг другу и подарите свои улыбки.

И я дарю свою улыбку вам.

Меня зовут Дарья Юрьевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

фронтальная

Контроль учителя

Устойчивая мотивация к деятельности

Целеполагание Постановка учебной задачи

продолжить знакомство с рассказом А.П.Чехова “Мальчики”;

Наглядный: слайд

Словесный: беседа

Практический: тестирование

Словесный: беседа, практический: составление плана

-Ребята, чтобы наш урок был плодотворным и интересным. Не достаточно только лишь моих действий , понадобиться и ваша помощь. Для этого давайте сопоставим слова на слайде.

  Урок                               Ученики

Интересный                          активные

Познавательный                    внимательные

Развивающий                     сообразительные

Плодотворный                   думающие

Творческий                дисциплинированные

Послушайте стихотворение З. Маркиной «Моя семья – надёжный крепкий тыл» 

Моя семья – надёжный крепкий тыл.

Со мною мать, отец, сестрёнки, братья…

Здесь могут охладить ненужный пыл,

Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.

Дом пахнет пирогами и теплом,

Да лаской добрых рук любимой мамы.

И, если гроз и бед нагрянет гром,

Помогут пережить легко, без драмы.

Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди

Успехи будут, только постарайся.

Учись, трудись и с песнею иди,

А если виноват, пойми, раскайся».

 Что общего в стихотворении З. Маркиной и рассказом Чехова «Мальчики» , с которым мы начали знакомство на прошлом уроке.?

(Важность семьи для человека,  все его поступки обусловлены теми условиями и обстоятельствами в которых вырос ребенок. Важно постоянно задумываться о последствиях принятых решений , а тем более совершенных поступков)

Как вы уже поняли сегодня мы продолжим работу по произведению А П Чехова

 «Мальчики»  

Но пред этим давайте проверим ваши знания по содержанию, решив тест

Когда вы отзываетесь о том или ином человеке, чем вы подкрепляете свои слова? (примерами его поступков, слов, чертами характера и т.д.)

-итак, чтобы мы с вами могли охарактеризовать героев , что нам для этого нужно (проанализировать рассказ , дать описание внешности и характера героев, их поступков)

Так, какую цель мы перед собой поставим? (проанализировать характер героев, определить свое отношение к поступкам героям)

-Перед началом работы давайте составим план характеристики героев

План:

1. Имя героя
2. Внешность и характер героев

3.  Действия и поступки, совершаемые героем

4. Отношение автора к герою

5. Собственное  отношение к герою

Выполняют соотношение урока и ученика

Слушают стихотворение , анализируют, выделяют сходство с рассказом

Выполняют тестирование

Формулируют цель урока

Составляют план характеристики героев

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Слайд

Тест

Слайд

Контроль учителя

Контроль учителя

Контроль учителя

Самоконтроль , контроль учителя

Контроль учителя

К:формулировать собственное мнение и позицию

К: учувствуют в учебном диалоге

К: учувствуют в учебном диалоге

К: учувствуют в учебном диалоге

Открытие нового знания

развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, антипацию (смысловую догадку) детей, произвольную память; расширять оперативное поле чтения; усиливать коммуникативные свойства речи (выразительность).

развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, антипацию (смысловую догадку) детей, произвольную память; расширять оперативное поле чтения; усиливать коммуникативные свойства речи (выразительность).

воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности

формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале

Словесный:беседа

Практический: задание на карточках, наглядный:

слайд

Словесный: беседа, наглядный: учебник

Словесный: беседа

Наглядный: учебник

Словесный:беседа

Словесный: беседа

Практический-наглядный (задание на слайде)

 1. Имя героя

Итак, кто является главными героями рассказ? (Володя Королев и его друг Чечевицын)

2. Внешность и характер героев

3.Действия и поступки, совершаемые героем.

У вас на столах лежат карточки, в парах распределите описание внешности героев

Чечевицын: Смуглый, худой, веснушчатый, некрасив, щетинистые волосы, толстые губы , узкие глаза

Володя: Белокожий, пухлый

-Давайте теперь найдем в тексте отрывок описания внешности и зачитаем его. (стр.128)

— Как гостя встретили в семье Королевых? Понравился ли он им?

( Он невольно вызвал у девочек уважение и интерес к своей персоне)

 — Как вел себя Чечевицын? Было ли что-то странное в его поведении ? (Неразговорчивый, был занят какой-то думой)

 — А как себя вел Володя по приезду домой? ( Мальчик был всегда улыбчивый и приветливый, но на этот раз был не разговорчивый, будто даже не рад тому, что приехал домой)

— Как вы думаете с  чем связано такое поведение мальчика? Повлияла ли как-то атмосфера в доме и то , что он приехал не один , а со своим товарищем?

( Давайте найдем в тексте отрывок подтверждающий в тексте , то что Володя всегда был частью общей атмосферы стр.129

— Володя был занят все время тоже какими-то мыслями , и судя по взглядам, какими он изредка обменивался со своим товарищем, видимо мысли у них были схожие.

Так давайте , попробуем подумать , почему же поведение Володи изменилось? Мог ли на него так повлиять его товарищ?

( Вероятно он повзрослел , да и к тому же приехал домой не один)

-Давайте еще раз вспомним как вел себя Чечевицын ( был задумчив и угрюм)

— Как вы считаете , поведение Володи становится таким же ? ( Они все время о чем-то шептались , потом открыли какую-тот карту и начали рассматривать ее)

— Как вы считаете, если бы не присутствовал товарищ, Володя бы продолжал оставаться таким же веселым, как и прежде?

(Вероятнее всего Володя находится под сильным влиянием своего товарища по гимназии, у ребят есть своя тайна, и то что происходит в семье Володе совсем не интересно.

— Кто из ребят был более увлечен книгами Майн-Рида? (давайте подтвердим свое мнение строчками из текста стр. 130)

(Книгами Майн-Рида был увлечен Чечевицын.)

— Давайте прослушаем аудиокнигу (отрывок рассказа) и попробуем проанализировать отношение Володи к побегу, почему он в последний момент начал отказываться от побега?

( В глубине души он понимал, что это плохой поступок, ему стало жалко маму.)

Но влияние товарища все таки сыграло роль и побег состоялся)

— Как вы считаете, удается ли Чечевицыну заразить своим увлечением окружающих? ( Он настолько увлечен приключениями  и далекой Америкой, что влияет на не только на Володю , но и на его сестер. Он казался девочкам необыкновенным , замечательным.  Для них он казался героем, решительным, неустрашимым.)

-Как девочки отреагировали на планы мальчиков? ( Они не возмутились от ужаса, а только пришли в восторг и видели в Чечевицене героя)

— Как Володя вел себя по возращению после побега? Осознал ли он , что это был не правильный поступок?( зачитаем отрывок на стр 135.)

— А Чечевицын, как он себя вел?( Он был горд, он не признавал свою вину. Потому , что он был грубый и не воспитанный мальчик, которому нет дела до чувств других людей.  Он продолжает жить в своем литературном мире своих героев)

Даже уезжая ее лицо было суровое и надменное.

 Даже его прощальный поступок, надпись в тетради Кати говорит о том, что мальчик не испытывал ничего, кроме равнодушия.

4.Отношение автора по отношению к герою

Автор Антон Павлович Чехов по-доброму иронизирует над стремлением мальчиков к приключениям. Он их и не осуждает, потому что понимает, что мальчишки во все времена будут мечтать о подвигах и путешествиях.  Автор понимает , что мальчики плохо учили географию и не понимали, что они в любом случае не доберутся до Калифорнии.

Так же автор не одобряет такое поведение мальчиков, по отношению к родителям.

5. Собственное отношение к герою

— Ребята, как вы считаете , обсудите в паре

Герои решились на побег, потому что:

Были смелыми и решительными

Были глупыми и самонадеянными

Мало знали и плохо представляли трудности пути

Не любили своих близких

Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными

Любили путешествовать и узнавать новое.

На какого героя тебе  самому  хотелось (не  хотелось)  бы  быть похожим?

— Чему же автор рассказа учит нас? (Автор учит бережно относиться к чувствам своих родственников и других людей. Прежде чем что-то сделать, нужно хорошо подумать о последствиях своих действий. Чтобы отправляться в путешествие, нужно много знать, а мальчики многого не знали. Автор призывает нас учиться)

— Хотели бы вы оказаться вместе с мальчиками?

— Какие качества вы хотели бы воспитать в себе? От каких хотели бы избавиться?

Задание в группе (Ребята, давайте немного пофантазируем, представьте себя на меня Володи и  Чечевицына, как бы вы рассказали эту историю , от лица главных героев)

Выполняют первый пункт

Выполняют второй и третий пункты

Выполняют задание на карточках

Отвечают на вопросы, формируют ответы в устной форме

Отвечают на вопросы, формируют ответы в устной форме

Отвечают на вопросы, формируют ответы в устной форме

Выполняют четвертый пункт

Выполняют пятый пункт

Выполняют задание в паре

Отвечают на вопросы, формируют ответы в устной форме

Фронтальная

Парная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Парная

Фронтальная

Групповая

Карточки с заданием, слайд

Учебник стр.128

Учебник стр. 129

Учебник стр.130

Учебник стр.135

Слайд

Контроль учителя

Взаимоконтроль

Контроль учителя

Контроль учителя

Контроль учителя

Контроль учителя

Контроль учителя

Контроль учителя

Взаимоконтроль

Контроль учителя

Взаимоконтроль

научиться анализировать текст( Внешность, характер , поведение персонажей)

отвечать на вопросы по содержанию

научиться анализировать текст( Внешность, характер , поведение персонажей)

отвечать на вопросы по содержанию

отвечать на вопросы по содержанию

Научиться анализировать текст(авторская позиция)

Научиться анализировать текст( собственная позиция)

Научиться анализировать текст( собственная позиция)

П:читают текст, понимают его содержание, находят в тексте ответ на заданный вопрос

Р: оценивают результаты работы, выбирают способы с текстом в зависимости от учебной задачи

П:читают текст, понимают его содержание, находят в тексте ответ на заданный вопрос

П:читают текст, понимают его содержание, находят в тексте ответ на заданный вопрос

Р: оценивают результаты работы, выбирают способы с текстом в зависимости от учебной задачи

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.

Итог

Словесный: беседа

-Итак, ребята давайте с вами вспомним цель урока? Достигли мы ее ? Все ли пункты характеристики героев мы разобрали?

Подводят итог урока

Фронтальная

Контроль учителя

К: формулировать собственное мнение и позицию

Рефлексия

Практический: заполняют лист самооценки

Лист самооценки

+

  1. Смог(ла) сформулировать тему и цель урока

2.  Смог(ла) составить последовательность характеристики героев.

3.    Соблюдал(а) в ходе анализа последовательность характеристики героев.

    4. Сделал(а)  вывод.

Оценивают работу по критериям

фронтальная

Лист самооценки

Взаимоконтроль

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

  • Чехов ионыч смысл рассказа
  • Чехов ионыч аргументы к итоговому сочинению
  • Чехов злоумышленник рассказ краткое содержание
  • Чехов каштанка о чем рассказ
  • Чехов каштанка картинки к рассказу