Чехов ванька план рассказа

Рассказы а.п.чехова интересны и познавательны. несколько поколений выросло на его произведениях. их изучают в школе, читают во взрослом возрасте и

Рассказы  А.П.Чехова интересны и познавательны. Несколько поколений выросло на его произведениях. Их изучают в школе, читают во взрослом возрасте и всегда они вызывают интерес. Одним из таких рассказов является «Ванька».

История создания

Существует мнение, что рассказ является повествованием о детстве самого писателя. Он не видел детства таким, каким его принято представлять. Жизнь в бедности заставляла рано взрослеть. Писатель с детства трудился и до того уставал, что о детских играх и забавах не было и речи.
Скорее всего, его болезнь явилась следствием непосильного детского труда. И это болезнь привела его к ранней смерти. На фоне изматывающей его болезни Антон Павлович пишет свой рассказ «Ванька».
Предчувствуя скорый конец, автор внимательно вдумывается в детскую психологию. Причем предметом его изучения является психология ребенка, который по-взрослому способен понять душевную боль, мучившую его.
Есть две версии, кто мог стать прообразом Ваньки. Одни критики считают, что это рассказ писателя о своем детстве, другие отождествляют образ Ваньки с родственником Михаилом, которого отец отослал обучаться мастерству.

Направление и жанр

По глубине и психологизму этот рассказ относится к социально-обличительной беллетристике. В рассказе радостные рождественские эмоции соседствуют с безнадежностью в душе Ваньки. Радостное уживается рядом с грустным. Детская душа гибнет от алчности и безразличия взрослых.
Но есть другая сторона рассказа. Она показывает надежду мальчика на позитивные изменения в жизни, когда мальчик смотрит на свечу.

Суть произведения

Весь рассказ Антона Павловича строится вокруг письма девятилетнего мальчика Ваньки, которое он пишет своему деревенскому дедушке. Вся семья сапожника Аляхина ушла в церковь. На дворе Рождественский сочельник.
Мальчик остался один. Некому ему высказать всю боль, которую он испытывает, живя в услужении. Эта боль как душевная, так и физическая. Мальчика постоянно бьет хозяин, хозяйка не стесняется ткнуть ему в лицо рыбой.  У подмастерьев Ванька то же в услужении. Они гоняют его за водкой, велят таскать соленые огурцы из хозяйских запасов.
Мальчику не с кем поделиться. Никто не выслушает и не поможет. Только в письме к дедушке он рассказывает все о своей безрадостной жизни. Во время написания мальчик вспоминает родные деревенские просторы, дедушкиных собак  Каштанку и Вьюна.
Перед глазами в пламени стоящей на окне свечи мальчик, как наяву, видит хрустящий снег, голубое небо. Все его существо тянется к прошлой деревенской жизни. Он хочет ощутить себя ребенком, а рядом видеть дедушку с собаками.
В его представлении предстает дедушка, не спеша, свесив с печи ноги, читающий Ванькино послание. Рассказывает о московском быте, где для Вани все чуждо и непривычно. Ребенок по-взрослому смотрит вокруг, в таком раннем возрасте он уже попрощался с детством.

Характеристики главных героев

  1. Ванька. Девятилетний мальчик, не по годам умен. Никто не занимался с ним учебой. При этом Ваня пишет письмо, которое трудно написать даже старшекласснику. Письмо, большое по объему, написано душевно и складно.

Ваня делится с дедом своим тяжелым положением, рассказывает о жизни, в которой нет просвета. Но в то же время мальчик полон воспоминаний о сельской жизни, где он был счастлив, ходил с дедом январским днем за елкой.
Эти воспоминания остались единственным светлым пятном в его жизни. В городе мальчик забыл, что такое счастье, расстался с детством. По всему чувствуется, как он взросло мыслит.

  1. Дедушка Ваньки. Зовут его Константин Макарыч. Он служит при господах Живаревых сторожем. У него узкий круг интересов. Ему достаточно покурить любимый табачок, от запаха его дыма душа деда наполняется счастьем.

Константин Макарыч обходит вверенные ему владения с колотушкой. Разговоры с дворовыми работниками, приятный сон на теплой печи доставляют ему великую радость. Для Вани он является другом и наставником, все детские воспоминания мальчик сводит к общению с ним.

  1. Сапожник Аляхин. Он является хозяином кожевенной мастерской. По натуре он деспот. Для работы берет себе подмастерьев, мальчиков из бедных семей. Аляхин дает мальчишкам заработать гроши, кормит их плохо. От недоедания подмастерья велят Ваньке воровать огурцы из бочки.

Ванька видит от хозяина одни оплеухи и не слышит ни одного доброго слова. Естественно, что мальчик жалуется деду в письме, потому что терпеть такое просто невозможно.

  1. Супруга Аляхина. Деспотичная и невоспитанная мещанка, не имеющая никаких понятий о воспитании детей. Унижает Ваню, тыкая в нос рыбой, которую он не так чистит, как хотелось бы ей.
  2. Барыня Живарева Ольга Игнатьевна. Только теплые воспоминания остались в Ванькиной душе при воспоминании об этой женщине. Она хозяйка усадьбы, где работает ее дед и была горничной покойная мама. Ольга Игнатьевна стала единственным педагогом в жизни мальчика, которая научила его читать, писать считать и даже танцевать.
  3. Покойная мать Ваньки Пелагея. Мало сказано в рассказе об этой женщине. Видно только, что она добра и исполнительна в работе.

Темы произведения

  •  Тема надежды. Эта тема неярко прослеживается в рассказе, но все-таки Ванька не теряет надежду обрести счастье в лице деда;
  • Тема детства. Эта тема показана образом мальчика-сироты, которому общество не помогает ничем, и он выживает, как может;
  • Тема мещанства. Эта тема представлена образами супругов Аляхиных. Все в них является застарелым: образ жизни, вопрос воспитания, обучения.
  • Тема деспотизма. Казалось бы, не было никакого повода так жестоко относиться к своим нанятым работникам-детям. Однако Аляхин себе это позволяет.

Главная идея рассказа в том, что дети незаслуженно страдают за грехи взрослых и никто не помогает им нести тяжкий крест.
Рассказ «Ванька» не оставляет читателей равнодушными. Поэтому ценность этого произведения не уменьшается с годами.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

На чтение 6 мин. Просмотров 367 Опубликовано

Составить план рассказа «Мальчики» Чехова можно использовав предоставленные варианты — краткий, детальный, сюжетный.

Чехов «Мальчики» план рассказа

  1. Приезд Володи с другом на каникулы.
  2. Радостный прием.
  3. Мальчики — заговорщики.
  4. Сестры подслушивают о чем говорят ребята.
  5. Обсуждение плана побега в Америку.
  6. Сомнения Володи.
  7. Побег друзей.
  8. Беглецов возвращают.
  9. Прощание товарищей.

«Мальчики» план рассказа Чехова

1)Приезд Володи с другом

2)Чаепитие

3)Любопытные сестры

4)Сестры подслушали разговор мальчиков

5)Побег мальчиков в Америку

6)Задержка в городе, в Гостином дворе

7)Приезд мамы Чечевицына

8)Монтигомо-Ястребиный Коготь

Детальный план рассказа Чехова

  1. Веселая встреча с Володей.
  2. Совместное чаепитие.
  3. Активная подготовка к Новому году.
  4. Мальчики ведут себя подозрительно.
  5. Беседа Чечевицына с Катей.
  6. Катя и Соня узнают о желании ребят сбежать.
  7. Чечевицын подговаривает Володю, который начал сомневаться.
  8. Прощание с близкими и родными перед побегом.
  9. Долгожданный побег мальчишек.
  10. Поиски ребят.
  11. Возвращение путешественников.

«Мальчики» план

  • Приезд Володи домой, радость всей семьи.
  • Чечевицын – угрюмый и молчаливый товарищ Володи.
  • Странное поведение Володи.
  • Мальчики рассматривают карту в атласе.
  • Мечта об Америке и богатстве.
  • Натянутый разговор Чечевицына с девочками, сказки об Америке.
  • Подслушанный разговор.
  • Сомнения Володи по поводу путешествия.
  • Уговоры Чечевицына.
  • Пропажа мальчиков.
  • Возвращение блудных детей.
  • Приезд матери Чечевицына.

«Мальчики» краткий план

  1. Канун сочельника, радостная встреча мальчиков в семье Королевых.
  2. Володя Королев и Чичевицын разрабатывают план побега в Америку.
  3. Исчезновение мальчиков обнаружено.
  4. Возращение беглецов.

План для пересказа

  1. Приехавший на каникулы Володя становится причиной настоящего переполоха в доме: везде слышен шум, гам, радостные возгласы.
  2. Володя представляет родственникам своего товарища: все три Володины сестры рассматривают его с неподдельным интересом.
  3. Почему Володя и Чечевицын (так звали приятеля) рассматривали карту мира и почему постоянно перешептывались?
  4. Утром сестры подслушали разговор: мальчики собирались в Америку, но Володя колебался: ему было жалко маму, дом, своих родных.
  5. Чечевицын настоял и мальчики покинули имение.
  6. Хватились мальчиков только к обеду: в доме поднялась настоящая суматоха.
  7. Урядник привозит в повозке задержанных в городе горе-путешественников.
  8. На следующий день за Чечевицыным приезжает его мама.

Чехов «Мальчики» план

1.Бурная встреча Володи.

2.Странное поведение мальчиков.

3.Подготовка к Новому году.

4.Побег

5. Заговор

6.Маленький гость.

7.Возвращение детей.

Чехов А.П. рассказ «Мальчики» Жанр: юмористический рассказГлавные герои рассказа «Мальчики» и их характеристика

  1. Володя Королев. Ученик 4 класса, мальчик романтичный, нежный, горячо любящий родителей.
  2. Чечевицын. Друг Володи. Азартный, смелый, решительный, гордый и настойчивый, настоящий герой.
  3. Катя, Соня, Маша, сестры Володи, романтичные девочки.
  4. Родители Володи. Добрые и ласковые, очень скучали по сыну. Очень переживали, когда тот сбежал.

План пересказа рассказа «Мальчики»

  1. Приезд Володи
  2. Радостная встреча
  3. Беседа после чая
  4. Страшные планы мальчиков
  5. Надежда на золото
  6. Володя проявляет слабость
  7. Чечевицын уговаривает Володю
  8. Побег
  9. Снова приезд Володи
  10. Печальная встреча
  11. Подпись на память.

Кратчайшее содержание рассказа «Мальчики» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Володя Королев вместе со своим другом Чечевицыным приезжает домой на Рождество.
  2. Его радостно встречает вся семья.
  3. Девочки узнают, что мальчики решили бежать в Америку и готовятся к побегу.
  4. Володя боится бежать и не хочет расстраивать родителей, но Чечевицын уговаривает его
  5. Мальчики бегут и их привозит урядник из соседнего города
  6. Мальчиков встречают слезы и упреки родителей, а Чечевицына забирает мама.

Главная мысль рассказа «Мальчики» Мечтая о приключениях и путешествиях, не забывай о своих родных.Чему учит рассказ «Мальчики» Рассказ учит тщательно продумывать планы, учит мечтать, учит быть твердым в своих убеждениях. Рассказ учит не отступать и не сдаваться. Учит также пользе знаний, ведь мальчики плохо были готовы к побегу и не представляли, что их ждет.Отзыв на рассказ «Мальчики» Мне очень понравился рассказ «Мальчики». Его герои — два простых мальчика, которые начитались книг Майн Рида об индейцах и сами захотели стать героями. К сожалению, они плохо учились в школе и потому не знали, что сперва нужно получить знания и подрасти, а потом уже принимать самостоятельные решения. Поэтому они только огорчили родителей своим поведением и конечно ни в какую Америку не попали.Пословицы к рассказу «Мальчики» Тяжело в учении, легко в бою. Учеба и труд к победам ведут. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит. Дорогу осилит идущий. Хорошо жить в почете, да ответ велик.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Мальчики» Приезд Володи домой был встречен всеобщим ликованием. Служанка Наталья первая заметила мальчика, к нему бросились мать и тетка, отец прибежал с ножницами, сестры радостно визжали, а огромный пес Милорд важно гавкнул. Володя представил семье своего товарища, ученика 4 класса Чечевицына, который приехал погостить. Вскоре Володя и Чечевицын уже пили чай. Три младшие сестры Володи — Катя, Соня и Маша наблюдали за гостем и пришли к выводу, что он очень умный. Они также заметили, что Володя в этот приезд был не таким разговорчивым как всегда. После чая девочки и отец отправились наряжать елку, но мальчики раскрыли географический атлас и стали что-то внимательно изучать. Слышны были отрывистые фразы про Калифорнию, Америку, про охоту и грабеж. Чечевицын невпопад сказал Кате, что земля дрожит, когда по ней бежит стадо мустангов, а потом заявил, что он на самом деле Монтигомо, Ястребиный коготь. А маленькая Маша очень к месту заявила, что вчера у них готовили чечевицу. Вечером девочки подкрались к дверям спальни и услышали, что мальчики собрались бежать в Америку, добывать золото. Они услышали, что мальчикам придется жить разбоем, пройти несколько тысяч верст пешком, сражаться с дикарями и обрабатывать плантации. Девочки решили ничего не говорить маме, потому что надеялись, что мальчики привезут им из Америки слоновой кости и золота. Накануне сочельника Володя ходил весь день бледный и ничего не ел. Он даже принимался молиться, а к вечеру расплакался и долго прощался с отцом и матерью. Рано утром девочки опять подслушивали и поняли, что Володя не хочет бежать, что ему жалко маму, но что Чечевицын называет его трусом и требует отдать пистоны. Наконец Володя разрыдался и решил бежать. Девочкам в этот момент маленький веснушчатый Чечевицын представлялся героем. За обедом родители обнаружили, что мальчиков нет и поднялась суматоха. Их искали везде. Но мальчиков на следующее утро привез урядник и пояснил, что беглецов задержали в городе на гостином дворе. Девочки опять радовались приезду мальчиков, Милорд снова гавкал, но папа и мама были серьезны и печальны. Отец стыдил Володю, а мама плакала. На следующий день за Чечевицыным приехала его мать и увезла мальчика. Он успел только подписать на память Катину тетрадь: «Монтигомо Ястребиный коготь».Рисунки и иллюстрации к рассказу «Мальчики»

Используемые источники:

  • https://kratkoe.com/plan-rasskaza-malchiki-chehova-4-klass/
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/09/blog-post3.html

Антон Павлович Чехов создал свой рассказ «Ванька» в 1886 году. Под псевдонимом А. Чехонте произведение впервые было размещено на страницах «Петербургской газеты», в отделе «Рождественские рассказы». Рассказ «Ванька» включался в сборники А.П. Чехова ещё при жизни писателя. Кроме того, он был переведён на многие европейские языки. Многомудрый Литрекон предлагает Вам краткий пересказ произведения, где представлены сюжет и основные события в сокращении. 

Краткий пересказ

(434 слова) Девятилетний Ванька Жуков в ночное время под самое Рождество старательно пишет письмо в родную деревню своему дедушке Константину Макарычу. Три месяца назад мальчика отослали в Москву «к сапожнику Аляхину» на обучение. Ребёнок остался сиротой. Единственный близкий человек для Ваньки — это дедушка, который работает в деревне в усадьбе господ Живарёвых ночным сторожем. Днём Константин Макарыч, по своему обыкновению, спит или беседует с кухарками, а ночью несёт службу. С ним ходят старая собачка Каштанка и чёрный пёс Вьюн.

Ванька по-простому, детским слогом, рассказывает в письме о своей нелёгкой жизни у сапожника. Хозяева плохо его кормят, часто бьют и ругают за любую провинность: за то, что он заснул, укачивая в люльке хозяйского ребёнка, неправильно почистил рыбу. Кроме того, он терпит насмешки от подмастерьев. Ванька очень просит, чтобы дедушка забрал его обратно в деревню. Мальчик готов всё для него делать: тереть ему табак, молиться за него. Даже готов стерпеть от деда побои, если будет за что. Чтобы не быть дедушке в тягость, он пошёл бы «в подпаски» или к приказчику чистить обувь. Он пишет, что хотел бы уйти в деревню сам, своим ходом, но боится холода, ведь у него нет тёплой обуви. Ванька описывает Москву. Его удивил большой город, где много господских домов и лошадей, разнообразие товаров в торговых лавках. 

Пока Ванька пишет, перед глазами его встаёт былое время, когда он жил вместе с Константином Макарычем. Он ясно помнит, как однажды они вместе под Рождество ходили в лес, чтобы срубить ель для праздника в господской усадьбе. Ему вспомнилась и его покойная мать Пелагея. Она трудилась горничной у Ольги Игнатьевны — барышни, которая по доброте своей угощала ребёнка конфетами и просто так, от нечего делать, обучила его грамоте, счёту до ста и даже разучила с ним кадриль. После смерти Пелагеи, Ваньку перевели к Константину Макарычу в людскую кухню, а позже отправили в Москву, к Аляхину.

Мальчик несколько раз повторяет в письме просьбу о том, чтобы Константин Макарыч приехал в Москву и забрал его. Ванька хочет, чтобы дедушка попросил у Ольги Игнатьевны ёлочную игрушку в виде золотистого ореха — «скажи, для Ваньки», и чтобы никому дед не отдавал его гармонь. В конце письма он передаёт поклоны тем, кого он знал и любил в деревне.

Вложив готовое письмо в конверт, Ванька подписал его: «На деревню дедушке». Поразмыслив немного, он приписал: «Константину Макарычу». Довольный мальчик выбежал из дома в одной рубахе. Накануне он спросил сидельцев из мясной лавки, как отправляются письма. Он добежал до первого попавшегося почтового ящика и опустил конверт.

Через час Ванька уже спал, надеясь, что дед получит его послание. Мальчику снилось, как Константин Макарыч сидит на печке и зачитывает его письмо кухаркам. Неподалёку от него бродит пёс Вьюн и виляет хвостом.

Отзыв 

(275 слов) Главная мысль рассказа «Ванька» заключается в том, что взрослым нельзя быть равнодушными к беззащитным детям, нельзя вырывать ребёнка из родной среды. Ванька остался сиротой. От него сразу же захотели избавиться и отправили из деревни, где он был окружён добротой, в большой город на работу, в непривычную, тяжёлую для ребёнка обстановку. Чехов высмеивает главные пороки общества — жестокосердие, малодушие, грубость, неспособность к состраданию. Уважать маленького человека — это то, чему учит автор. Нужно быть внимательным к тем, кто не может за себя постоять, кто одинок и наивен. Такова мораль рассказа «Ванька».

Произведение заставляет задуматься о том, что использовать детский труд неприемлемо. Ребёнок должен получать образование, но в то время для бедных это было невозможно. В деревне барышня от скуки обучила мальчика грамоте. В трудную минуту это помогло Ваньке — он смог написать письмо дедушке, но конверт подписал неверно: не указал точный адрес. 

Мне понравился рассказ «Ванька» тем, что ребёнок свято верит, что сможет уйти от зла и жестокости, которые на него обрушились. Мальчика очень жаль, ведь после смерти матери для него наступили трудные времена. Ванька терпит унижения и побои, которых не заслуживает. В нём живёт искренняя и безусловная любовь к Константину Макарычу, у него доброе сердце, кроткий и незлобивый характер. Несмотря на все трудности, мальчик остаётся чистым душой. Таково моё отношение к главному герою рассказа «Ванька».

Моё впечатление от рассказа «Ванька» грустное. А.П. Чехов показывает нам судьбу ребёнка, брошенного на произвол судьбы. Его последней надеждой было письмо к дедушке. Он теряет и эту надежду, сам того не подозревая. В произведении показана безысходность маленького мальчика, наивно полагающего, что Константин Макарыч приедет за ним, прочитав его трогательное письмо. В этом заключается трагедия произведения «Ванька». Таково моё мнение о рассказе А.П. Чехова.

Автор: Диана Танцур

Рассказы  А.П.Чехова интересны и познавательны. Несколько поколений выросло на его произведениях. Их изучают в школе, читают во взрослом возрасте и всегда они вызывают интерес. Одним из таких рассказов является «Ванька».

История создания

Существует мнение, что рассказ является повествованием о детстве самого писателя. Он не видел детства таким, каким его принято представлять. Жизнь в бедности заставляла рано взрослеть. Писатель с детства трудился и до того уставал, что о детских играх и забавах не было и речи.
Скорее всего, его болезнь явилась следствием непосильного детского труда. И это болезнь привела его к ранней смерти. На фоне изматывающей его болезни Антон Павлович пишет свой рассказ «Ванька».
Предчувствуя скорый конец, автор внимательно вдумывается в детскую психологию. Причем предметом его изучения является психология ребенка, который по-взрослому способен понять душевную боль, мучившую его.
Есть две версии, кто мог стать прообразом Ваньки. Одни критики считают, что это рассказ писателя о своем детстве, другие отождествляют образ Ваньки с родственником Михаилом, которого отец отослал обучаться мастерству.

Направление и жанр

По глубине и психологизму этот рассказ относится к социально-обличительной беллетристике. В рассказе радостные рождественские эмоции соседствуют с безнадежностью в душе Ваньки. Радостное уживается рядом с грустным. Детская душа гибнет от алчности и безразличия взрослых.
Но есть другая сторона рассказа. Она показывает надежду мальчика на позитивные изменения в жизни, когда мальчик смотрит на свечу.

Суть произведения

Весь рассказ Антона Павловича строится вокруг письма девятилетнего мальчика Ваньки, которое он пишет своему деревенскому дедушке. Вся семья сапожника Аляхина ушла в церковь. На дворе Рождественский сочельник.
Мальчик остался один. Некому ему высказать всю боль, которую он испытывает, живя в услужении. Эта боль как душевная, так и физическая. Мальчика постоянно бьет хозяин, хозяйка не стесняется ткнуть ему в лицо рыбой.  У подмастерьев Ванька то же в услужении. Они гоняют его за водкой, велят таскать соленые огурцы из хозяйских запасов.
Мальчику не с кем поделиться. Никто не выслушает и не поможет. Только в письме к дедушке он рассказывает все о своей безрадостной жизни. Во время написания мальчик вспоминает родные деревенские просторы, дедушкиных собак  Каштанку и Вьюна.
Перед глазами в пламени стоящей на окне свечи мальчик, как наяву, видит хрустящий снег, голубое небо. Все его существо тянется к прошлой деревенской жизни. Он хочет ощутить себя ребенком, а рядом видеть дедушку с собаками.
В его представлении предстает дедушка, не спеша, свесив с печи ноги, читающий Ванькино послание. Рассказывает о московском быте, где для Вани все чуждо и непривычно. Ребенок по-взрослому смотрит вокруг, в таком раннем возрасте он уже попрощался с детством.

Характеристики главных героев

  1. Ванька. Девятилетний мальчик, не по годам умен. Никто не занимался с ним учебой. При этом Ваня пишет письмо, которое трудно написать даже старшекласснику. Письмо, большое по объему, написано душевно и складно.

Ваня делится с дедом своим тяжелым положением, рассказывает о жизни, в которой нет просвета. Но в то же время мальчик полон воспоминаний о сельской жизни, где он был счастлив, ходил с дедом январским днем за елкой.
Эти воспоминания остались единственным светлым пятном в его жизни. В городе мальчик забыл, что такое счастье, расстался с детством. По всему чувствуется, как он взросло мыслит.

  1. Дедушка Ваньки. Зовут его Константин Макарыч. Он служит при господах Живаревых сторожем. У него узкий круг интересов. Ему достаточно покурить любимый табачок, от запаха его дыма душа деда наполняется счастьем.

Константин Макарыч обходит вверенные ему владения с колотушкой. Разговоры с дворовыми работниками, приятный сон на теплой печи доставляют ему великую радость. Для Вани он является другом и наставником, все детские воспоминания мальчик сводит к общению с ним.

  1. Сапожник Аляхин. Он является хозяином кожевенной мастерской. По натуре он деспот. Для работы берет себе подмастерьев, мальчиков из бедных семей. Аляхин дает мальчишкам заработать гроши, кормит их плохо. От недоедания подмастерья велят Ваньке воровать огурцы из бочки.

Ванька видит от хозяина одни оплеухи и не слышит ни одного доброго слова. Естественно, что мальчик жалуется деду в письме, потому что терпеть такое просто невозможно.

  1. Супруга Аляхина. Деспотичная и невоспитанная мещанка, не имеющая никаких понятий о воспитании детей. Унижает Ваню, тыкая в нос рыбой, которую он не так чистит, как хотелось бы ей.
  2. Барыня Живарева Ольга Игнатьевна. Только теплые воспоминания остались в Ванькиной душе при воспоминании об этой женщине. Она хозяйка усадьбы, где работает ее дед и была горничной покойная мама. Ольга Игнатьевна стала единственным педагогом в жизни мальчика, которая научила его читать, писать считать и даже танцевать.
  3. Покойная мать Ваньки Пелагея. Мало сказано в рассказе об этой женщине. Видно только, что она добра и исполнительна в работе.

Темы произведения

  •  Тема надежды. Эта тема неярко прослеживается в рассказе, но все-таки Ванька не теряет надежду обрести счастье в лице деда;
  • Тема детства. Эта тема показана образом мальчика-сироты, которому общество не помогает ничем, и он выживает, как может;
  • Тема мещанства. Эта тема представлена образами супругов Аляхиных. Все в них является застарелым: образ жизни, вопрос воспитания, обучения.
  • Тема деспотизма. Казалось бы, не было никакого повода так жестоко относиться к своим нанятым работникам-детям. Однако Аляхин себе это позволяет.

Главная идея рассказа в том, что дети незаслуженно страдают за грехи взрослых и никто не помогает им нести тяжкий крест.
Рассказ «Ванька» не оставляет читателей равнодушными. Поэтому ценность этого произведения не уменьшается с годами.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
А.П. Чехов «Ванька» — анализ произведения

Поделиться

КГОБУ  
Уссурийская КШ

Конспект
   открытого урока  по литературе в 6 классе

по
теме «А. П. Чехов «Ванька».

(Урок
— творчества).

(Урок
комплексного применения знаний и умений).

                                                                   
Составила и провела:

                                                                   
Прудникова Н. А. —

учитель
русского языка и литературы.         

2018-2019
уч. год

Технологическая
карта урока.

Урок
литературы.

Учитель:
Прудникова Наталья Алексеевна

Класс: 
6

Тема
«А. П. Чехов «Ванька».

Цели:
Развивающая:
развивать творческие
способности учащихся, внимание, связную речь, зрительную память, логическое
мышление; пополнять и активизировать словарный запас.

Образовательная: 
продолжать работу над изучением рассказа

А. П.
Чехова «Ванька; совершенствовать навыки осознанного, правильного,
выразительного чтения; совершенствовать умение
выражать собственные мысли, рассуждать, работать с текстом и рисунками учащихся; составлять
характеристику героя  литературного произведения; определять идейную
направленность произведения; на материале произведения формировать
представления об историческом прошлом страны.

Воспитательная: 
воспитывать интерес к литературе через игровую 
деятельность (игровые приёмы); интерес к произведениям русских писателей; воспитывать
добрые чувства, культуру умственного труда, умение слушать своего товарища,
воспитывать
чувство сопереживания герою произведения.

Коррекционная:
корригировать внимание, связную речь
учащихся, логическое мышление, знания и умения учащихся.

Тип
урока:
урок комплексного применения знаний и
умений (урок закрепления).

Методы:
активные
(дискуссионные,
игровые, презентация), интерактивные (
интерактивный урок с применением ИКТ).

Формы: урок – практикум.

Оборудование:  И. М.
Бгажнокова,  Е. С. Погостина учебник чтения для 6 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида. (Москва «Просвещение»
2006),  презентация, рисунки учащихся, репродукции картин художников, мультфильм,
карточки для викторины, вырезные детали цветка (ромашка)  для составления характеристики
главного героя.

Ход
урока.

Слайд № 1.
(титульный)

Слайд № 2. ( обложка
книги)

I.Организационный 
этап.

Учитель
здоровается с детьми. Дети садятся.

Подготовка 
уч-ся к уроку. Эмоциональный настрой.

Учитель:
— Я желаю всем вам хорошего настроения. Пусть наша
совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.

II. Проверка
домашнего задания (воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся). 
Актуализация знаний.

Слайд № 3.

https://4.404content.com/1/45/2D/552655202411611306/fullsize.jpg

Учитель:

-Чей это портрет? Кто это?

Ученик:

-Это Антон Павлович Чехов.

Учитель:

-Что вы можете о нём сказать?

Ученик:

-Это великий русский писатель.

Учитель:

-Давайте послушаем сообщения, которые приготовили ребята о жизни и
творчестве Чехова.

1 сообщение

Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он учился в
гимназии, работал в лавке отца. В 19 лет Чехов приезжает в Москву. Позади
осталось трудное детство, годы нищеты. Он поступает на медицинское отделение
Московского университета и сразу начинает писать рассказы.

2 сообщение

Среди произведений Чехова много рассказов о детях. Он любил детей,
умел дружить с ними. Писателя волновала судьба детей из народа, которым жилось
тяжело. Он описал их жизнь в своих рассказах.

Учитель:

Не только писатели в своих рассказах говорили о тяжёлой судьбе
детей старой России, но и художники в своих картинах
 обращались  к теме детского труда.
  

Слайд № 4.

http://mypresentation.ru/documents/2c9cc7e0689a0b416035e977c2c63de3/img13.jpg

Учитель:

-Ребята, посмотрите на репродукцию картины Владимира Маковского
«Свидание».
Кто на ней изображён?

Ученик:

-Это бедный мальчик и его мать.

3 сообщение

Это бедный мальчик.  Из-за нехватки средств он был отдан  из
деревни в город в ученики к сапожнику (в подмастерья). Это очень тяжёлая
работа. Мать пришла навестить сына, принеся из гостинцев лишь лепёшку хлеба. Она
задумчиво смотрит в пустоту, размышляя о непростой судьбе своего ребёнка.  Её
материнское сердце болит и стонет.

Слайд № 5.

Тройка. Художник В.Г. Перов

Учитель:

А
вот репродукция картины художника Василия Перова «Тройка».

-Кого мы на ней видим?

Ученик:

-Трое
детей тащат сани с бочкой.

4 сообщение

Трое
уставших и замёрзших детей тащат по зимней улице сани с бочкой, полной воды.
Ледяной ветер дует им в лицо. Все эти ребятишки родом из деревни,  пригнаны в
Москву, чтобы  работать на хозяина. Мы видим их страдания, бледные усталые
лица, измученные глаза.

5 сообщение

Голод и тяжёлая жизнь в деревне вынуждали крестьян посылать своих
детей в город. Дети шли работать на заводы, их отдавали в ученье.

Учитель: 

-О жизни одного
из таких мальчиков  вы узнали на предыдущем уроке  из рассказа Чехова.

-Как
называется рассказ?

Ученик:

-Рассказ
называется « Ванька».

Слайд № 6.

Словарная работа.

Учитель:

-Давайте вспомним  устаревшие слова, встретившиеся в рассказе, и уточним
их значение.

Слайд №
7-22.

1.    
Рождество
церковный
праздник.
 

2.    
Заутреня
ранняя утренняя
служба в церкви.

3.    
Тёмный
образ –
икона.

4.    
Колодка
кусок дерева в
форме ноги, необходимый для шитья обуви.

5.    
Тулуп –
длинная
меховая шуба.

6.    
Колотушка
деревянный молоточек для постукивания.

7.    
Дворня
домашняя
прислуга в помещичьем доме.

8.    
Выволочка
наказание.

9.    
 Шпандырь
узкий ремень сапожника.

10.
 Люлька — кроватка для малыша.

11.
 Подмастерья — помощники мастера, ученики.

12.  Сени – помещение между жилой
частью дома и крыльцом в деревенских избах. 

13.  Подпасок – помощник
пастуха.

14.  Горничная – женщина,
относящаяся к прислуге богатого дома. 

15.  Гармония – гармошка —  музыкальный
инструмент.

16.  Сидельцы – продавцы в
лавках.

    III. 1) Постановка цели и задач урока.

Учитель: 

-Ребята, сегодня на уроке мы закрепим ваши
знания и продолжим  работу над изуче
нием рассказа  А. П. Чехова
«Ванька»,
 поработаем с текстом и иллюстрациями учебника.

2) Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ученик:

Запрещается лениться,

Не болтать и не крутиться,

А трудиться и учиться.

В жизни это пригодится.

Учитель:

— Зачем мы изучаем это произведение?

Ученики:

-Чтобы иметь  представление о том,  как
жили дети, наши сверстники, из бедных крестьянских семей в конце 19 века.
Каждый человек должен знать историю своей страны.


Когда мы читаем, мы развиваем свою речь. Пополняем свой словарный запас новыми
словами.

Учитель:


Где в жизни вам могут пригодиться ваши знания по литературе и истории и ваша
грамотная  красивая речь?

Ученики:


При поступлении в учебное заведение.


При
общении с людьми.

— При заполнении
различных деловых бумаг и документов (заявление о приёме в учебное заведение,
заявление о приёме на работу и т. д.).

IV.
Первичное закрепление новых знаний.

1)    Типовые (в
знакомой ситуации).

Беседа с выборочным чтением.

Учитель:

-О чём или о ком этот рассказ?

Ученик:

-Этот рассказ о тяжёлой жизни мальчика,
которого отдали в ученье к сапожнику Аляхину.

Учитель:

Кто главный герой рассказа?

Ученик:

-Главный герой Ванька Жуков. Он сирота.

Учитель:

Что значит сирота?

Ученик:

У него нет
родителей.

Учитель:

-Сколько ему лет?

Ученик:

-Ваньке девять лет.

Учитель:

У кого Ванька живёт в городе?

Ученик:

Ванька живёт у сапожника Аляхина в Москве.

Учитель:

-В какое время года происходят события?
Какой праздник приближался?

Ученик:

— Была зима. Приближалось Рождество.

Учитель:

Докажите словами из текста.

Ученик:

     Ванька
Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к
сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать.

Учитель:

-Почему
мальчик не ложился спать?

Ученик:

-Он
писал письмо своему дедушке.

Учитель:

Найдите
среди ваших рисунков, которые вы рисовали к рассказу тот, который подходит к
зачитанному отрывку.

Ученик:

https://3.404content.com/1/D3/E0/552666033207641281/fullsize.jpg

Учитель:

-Как ему живётся в городе?

Ученик:

-Ваньке живётся тяжело, плохо.

Он днём и
ночью качает люльку с ребёнком, чистит селёдку, выполняет работу по дому. Он
прислуга.

Учитель:

-Как с ним обращаются хозяева и
подмастерья?

Ученик:

-Все Ваньку бьют, не жалеют его,
насмехаются.

Учитель:


Докажите
примерами из текста, что жизнь Ваньки у сапожника действительно была
невыносимой.

Ученик:

«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок
меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка
в люльке и по нечаянности заснул».

Учитель:

Найдите
среди ваших рисунков те, которые подходят к зачитанному отрывку.

Ученик:

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=4f965d4e02879dcef9df2bec1a31687b-l&n=13http://900igr.net/up/datai/112973/0016-020-.jpg

Ученик:

«А на неделе хозяйка велела мне почистить
селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в
харю тыкать».

Учитель:

Найдите
среди ваших рисунков тот, который подходит к зачитанному отрывку.

Ученик:

https://malenkii-genii.ru/images/diafilm/diafilm-1674/diafilm-17.jpg

Ученик:

«Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в
кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы».

Учитель:

Найдите
среди ваших рисунков тот, который подходит к зачитанному отрывку.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0225/00040d4c-00594491/img14.jpg

Ученик:

«А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед
каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают». 

Учитель:

Найдите
среди ваших рисунков тот, который подходит к зачитанному отрывку.

Ученик:

https://i.ytimg.com/vi/4ttq2b4SRXI/maxresdefault.jpg

Ученик:

«А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок  ихний
плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку». 

Учитель:

Найдите
среди ваших рисунков тот, который подходит к зачитанному отрывку.

Ученик:

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=4f965d4e02879dcef9df2bec1a31687b-l&n=13

Учитель:

-Да, Ваньке в городе жилось плохо, поэтому
он часто вспоминает свою жизнь в деревне.

-Как ему жилось в деревне?

Ученик:


деревне Ванька жил весело и счастливо.

Учитель:

-Почему
жизнь в деревне была счастливой? Кого вспоминает Ванька? Зачитайте эти отрывки,
где говорится о дедушке и о барышне Ольге Игнатьевне.

Ученик:

Он жил
среди родных людей, которые его любили. (Дедушка Константин Макарыч, барышня
Ольга Игнатьевна).

Ванька вообразил себе своего деда Константина
Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых. Это маленький,
тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка лет 65-ти, с вечно
смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем он спит в людской кухне или балагурит с
кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и
стучит в свою колотушку. 

Он вспомнил, что за елкой для господ всегда
ходил в лес дед и брал с собою внука. Веселое было время!

Ольга
Игнатьевна была любимицей Ваньки. Она кормила его леденцами и от нечего делать
выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль.

Учитель:

Найдите
среди ваших рисунков те, которые подходят к зачитанным отрывкам.

Ученик:

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0225/00040d4c-00594491/img11.jpghttp://rexbooks.ucoz.ru/_ph/191/2/473159830.jpg

Учитель:

О чём мечтал
Ванька?

Ученик:

-Он
мечтал о том, чтобы дед забрал его обратно в деревню, очень ждал от него
помощи.

Учитель:

-Прочитайте,
какую надпись на конверте сделал Ванька.

Ученик:

На
деревню дедушке. «Константину Макарычу».

Учитель:

-Как
вы думаете, получил ли Константин Макарыч письмо внука?

Ученик:

-Нет.

Учитель:

-Почему?

Ученик:

-Ванька
не указал точный адрес и даже не подозревает о том, что это письмо никогда не
дойдёт до адресата.

Учитель:

Найдите
среди ваших рисунков тот, который подходит к зачитанному отрывку.

Ученик:

https://3.404content.com/resize/730x-/1/6B/0B/552667171481453762/fullsize.jpg

Физкультминутка.

https://i04.fotocdn.net/s14/64/public_pin_l/55/2485007935.jpg

Для начала мы с тобой.

Для начала мы с тобой

Крутим только головой. (Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо
и влево.)

А теперь мы приседаем.

Мы прекрасно понимаем

Нужно ноги укреплять.

Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)

Напоследок потянулись. Раз нагнулись, два
нагнулись

Вверх и в стороны. Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели. (Дети садятся.)

2)   Конструктивные (в изменённой ситуации).

Составление характеристики главного героя.

Учитель:

-Составим
характеристику Ваньки, доказывая фактами рассказа.

(На
тарелочках у вас детали цветка со словами, обозначающими  черты характера
людей.  Выбираем  для характеристики только те лепестки, которые характеризуют
Ваньку.  Затем посмотрим, какой цветок у вас получился).

  Злой,
трудолюбивый,  ленивый, вежливый,  любознательный,  беззащитный,  равнодушный,
 смелый,    трус,  догадливый,  сирота.

1.    
http://100500podelok.ru/wp-content/uploads/2018/08/1n0K4gPZu7c.jpgТрудолюбивый

2.    
вежливый

3.    
любознательный

4.    
беззащитный

5.    
смелый

6.    
догадливый

7.    
сирота

V.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

Просмотр  мультфильма

Викторина. Слайд № 23-27.

1.
К кому в учение был отдан Ванька?

а)
к сапожнику Алёхину

б)
Осипу Абрамовичу

в)
Кривому Егорке

г)
сапожнику Аляхину

2.
Куда писал письмо Ванька Жуков?

а)
в Лапландию

б)
В Кремль

в)
на деревню дедушке

г)
в город

3.
Как звали дедушку Ваньки Жукова?

а)
дядя Фёдор

б)
Константин Макарович

в)
Александр Сергеевич

г)
Пётр Васильевич

4.
Кто научил Ваньку грамоте?

а)
мать Пелагея

б)
барышня Ольга Игнатьевна

в)
сапожник Аляхин

г)
дедушка

          5. В
ночь, перед каким праздником Ванька написал письмо?

          а)
Пасха

          б)
Масленица

          в)
Рождество

          г)
Крещение          

Слайд № 28.

VI. Информация о домашнем
задании, инструктаж по его выполнению.

Написать в  тетрадях по литературе отзыв по рассказу А. П.
Чехова «Ванька» по предложенному плану.

Отзыв по рассказу А. П. Чехова
«Ванька».

План.

1.    
Автор.

2.    
Название
произведения.

3.    
Жанр
произведения.

4.    
О
чём этот текст?

5.    
Кто
из героев понравился и почему?

6.    
Чем
вам понравилось это произведение?

VII. Рефлексия (подведение
итогов урока).

Учитель:

— Ребята, давайте подведём итоги нашего урока.

— Какова была тема урока?

— Что мы сегодня делали на уроке?

Ребята,
как вы думаете, для чего Чехов написал этот рассказ?

Ученик:

-Чтобы показать трудную жизнь детей в
прошлом. В настоящее время дети 
учатся,  посещают
различные кружки. Живут в семьях в хороших условиях.
Он как
бы говорит нам: «Цените своё детство! Цените,  что имеете! »

Учитель:


Так в чём же главная мысль этого произведения?

Ученик:


Рассказ заставляет  людей не быть равнодушными, иметь чувство сострадания к
детям-сиротам и бороться за светлое детство всех детей.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
РЕФЛЕКСИЯ «ЗАРЯДКА».

Учитель:


Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой вопрос, но без слов, только
движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?

·       
Если
вам было плохо, скучно, неинтересно – то присядьте.

·       
Если
вам было хорошо, вам всё очень понравилось, вы себя чувствовали отлично – то
поднимите руки и хлопните в ладоши.

Учитель:


Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на своё мнение. И
выражать своё мнение можем не только с помощью речи, но и с помощью жестов.
Спасибо за урок!

VIII. Оценки за урок.

Слайд № 29.

РЕЗЕРВНОЕ ЗАДАНИЕ.

Учитель:

-Ребята, случайно ли то, что Ванька пишет
письмо в ночь под  Рождество? Конечно же, не случайно. Ванька  верит
в чудо. И его мечта вернуться в деревню к дедушке. Но этой мечте не суждено
сбыться. А я бы хотела,  чтобы все желания в светлый праздник Рождества
Христова, когда на небосклоне загорается Рождественская звезда, сбывались.

Давайте представим такой поворот событий.

Сценка
двух почтальонов.

1 почтальон:

-Смотри, какой странный адрес!

2 почтальон:

-Дай посмотрю. Это написал какой-нибудь
шутник. Давай выбросим!

1 почтальон:

-Да как-то неловко получается! Ты
внимательно посмотри – адрес написан детской рукой. Наверное, он сирота.

2 почтальон:

-Давай спросим у старосты в ближайшей
деревне, а вдруг там есть Константин Макарович?

1 почтальон:

-Да, ты прав. Завтра в эту деревню везёт
почту Савелий Иванович. Он всё и выяснит.

От автора:

-К удивлению почтовых работников, письмо
Ваньки дошло к дедушке Константину Макаровичу.

  • Чехов беглец о чем рассказ
  • Чехов ванька картинки к рассказу
  • Чехов беглец главная мысль рассказа
  • Чехов ванька герои рассказа
  • Чехов в суде рассказ