Чехов тонкий и толстый план рассказа

Урок 94. а. п. чехов. жизнь и творчество. трилогия человек в футляре, крыжовник, о любви. отрицание автором бездуховной жизни урок

Урок 94. А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Трилогия «Человек в футляре»,
«Крыжовник», «О любви». Отрицание автором бездуховной жизни

Урок 95. А. П. Чехов. Проблематика и поэтика рассказов 1890-х годов
«Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка»

Урок 96. А. П. Чехов «Ионыч». Душевная деградация человека

Урок 97. Особенности драматургии А. П. Чехова

Урок 98. А. П. Чехов «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда

Урок 99. А. П. Чехов «Вишнёвый сад». Место вишнёвого сада в системе образов пьесы. Символический смысл
названия

УРОК 95
А. П. ЧЕХОВ. ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА

РАССКАЗОВ 1890-х ГОДОВ

«ДОМ С МЕЗОНИНОМ», «ДАМА С СОБАЧКОЙ»,

«ПОПРЫГУНЬЯ», «ДУШЕЧКА»

Цель:


ознакомить учащихся с проблематикой и стилевыми особенностями поздних рассказов А. П. Чехова; углубить
представления учащихся о роли детали в создании художественного образа; раскрыть идейно-нравственное содержание рассказов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой»,
«Попрыгунья», «Душечка» посредством исследования словесно-семантической и композиционно-синтаксической организации художественного текста; формировать
личность, способную ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умеющую
принимать решения и отвечать за свои поступки.

Оборудование:
учебник, тексты рассказов, раздаточный материал, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся имеют представление о проблематике и стилевых особенностях поздних рассказов А. П. Чехова; рассказывают о роли детали в создании художественного образа;
раскрывают идейно-нравственное содержание рассказов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья»,
«Душечка» посредством исследования словесно-семантической и композиционно-синтаксической организации
художественного текста; выполняют аналитическую работу в группах; участвуют в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Что объединяет рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» в «маленькую
трилогию»?

• Какова функция рассказчика в этой трилогии?

• Как вы понимаете выражение «футлярность существования»?

• Герой какого рассказа трилогии напоминает персонажей Салтыкова-Щедрина? В чём их сходство?

• В чём вы видите связь между проблемами, поднятыми Чеховым в этом произведении, и современной жизнью России?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— А. П. Чехов — писатель, заканчивающий великий для русской литературы девятнадцатый век и открывающий новую сложность века двадцатого.
К восьмидесятым годам, когда он начал литературную деятельность, русская
литература не просто сложилась, она уже пережила вершину зрелости. К этому времени написаны почти все великие произведения — романы Гончарова,
Тургенева, Достоевского и Толстого, повести Лескова и Салтыкова-Щедрина,
комедии и драмы Островского. Чехов оказался в положении человека, отвечающего не только на вопросы, поставленные самой жизнью, но и на те, которые
ставила предшествующая литература. «Нужны новые формы», «вопреки всем правилам» — слова, которые звучат в его произведениях, дневниках, письмах.

Он активно вводит в прозу форму рассказа, расшатывает драматическую структуру, создавая драму нового типа. «Чехов несёт ответственность за развитие
всей мировой драмы в XX веке»,— сказал знаменитый американский драматург Э. Олби. Лев Толстой оценил Чехова как художника мирового масштаба,
подчеркнув, что «достоинство его творчества — то, что оно понятно и сродни не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще».

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Споры, размышления об особенностях жанра рассказов Чехова длятся уже не одно десятилетие. Различные точки зрения, появившиеся за прошедшие
годы, открывают новые грани уникального жанра чеховского рассказа, помогают лучше, объёмнее его понять. Точнее определить жанр всегда очень важно,
потому что от этого зависит понимание любого произведения. По традиции рассказы Чехова называют новеллами. Л. Е. Кройчик, например, предлагает называть
ранние чеховские рассказы комическими новеллами, а поздние — сатирическими рассказами.

Совершенно очевидно, что ранние рассказы Чехова отличаются от поздних, написанных после 1888 года — переломного в творчестве писателя. В ранних
рассказах («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий» и др.) доминирует комическая стихия, их автор (Антоша Чехонте, Пурселепетантов и т. п.) был неистощим на
неожиданные смешные сюжеты, картины, случаи,— он умел их замечать в жизни.

Рассказы 1890-х годов иные по тону: в них преобладают сожаление, грусть, скепсис писателя, они философичны. Но и те, и другие рассказы написал один
автор — Антон Павлович Чехов, и мы будем характеризовать жанр чеховского рассказа в целом. В рассказах Чехова минимум героев, обычно не вступающих
в противоборство. Сюжетное действие лишено острых, занимательных интриг, течёт неторопливо и плавно, а завязки и развязки не только лишены эффектности, но и
заменены приездами и отъездами. Давайте же попробуем понять, как из простых чеховских сюжетов вырастают колоссальные идеи, как Чехов возвышал изображение
частных, казалось бы, совершенно случайных историй и происшествий до «одухотворённого символа», по словам Максима Горького.

2. Аналитическая работа с текстом рассказа «Душечка»

1) Коллективная работа по составлению плана рассказа



(запись на доске и в тетрадях)

План

1. Душечка замужем за антрепренёром Кукиным.

2. Смерть мужа.

3. Душечка замужем за управляющим Пустоваловым.

4. Смерть мужа.

5. Роман Душечки с ветеринаром Смирниным.

6. Отъезд ветеринара.

7. Одиночество.

8. Любовь к Сашеньке.

2) Лингвистический анализ фрагмента от слов «В великом посту он
уехал в Москву…»


(работа в парах)

• Найдите ключевые слова, постройте словесный ряд, который создаёт образ героини.

• Определите авторское отношение к Оленьке. Сделайте вывод.

Ориентировочные ответы

Ключевые слова: без него не могла спать; сидела у окна; смотрела на звёзды;
сравнивала себя с курами; не спят, испытывают беспокойство; в курятнике нет петуха.

Авторское отношение.

«В поэтической традиции созерцание звёздного неба обыкновенно предполагает возвышенный строй мыслей, мечту о крылатости.
Согласно мифологическим представлениям, душа вообще крылата. Оленька тоже сравнивает себя с крылатыми существами, однако — нелетающими, а созерцание мироздания
наводит её на мысль о курятнике. Подобно тому, как курица — своего рода пародия на свободную перелётную птицу, чеховская Душечка — пародия на
традиционно-аллегорическую Психею»,— утверждает литературовед В. Тюпа. Героиня рассказа лишена способности к самостоятельному
выбору жизненной позиции, пользуется чужими самоопределениями. Ирония Чехова перерастает в сарказм.

Итак, никакого перерождения «Душечки» во взрослую «душу» под облагораживающим воздействием материнского чувства в финальной части произведения не видно. Напротив,
приняв авторский угол зрения на сообщаемое нам
в тексте, мы вынуждены будем признать, что последняя привязанность окончательно обнажает несостоятельность Ольги Семёновны как личности.

3) «Учимся дискутировать»: мини-дискуссия

• «Душечка — неразвившийся «эмбрион» личности» (В. Тюпа).

Согласны ли вы с этой мыслью литературоведа?

• Душечка — прекрасная жена и мать, мечта мужчины.

Согласны ли вы с этим высказыванием?

3. Исследовательско-аналитическая работа (в группах)

1-я группа. «Дом с мезонином».

2-я группа. «Дама с собачкой».

3-я группа. «Попрыгунья».

1) Выполнение аналитической работы

• Выясните время написания рассказа.

• Задумайтесь и постарайтесь объяснить смысл заглавия.

• Подумайте, какова тема рассказа, в какой тональности он написан и почему; каково общее впечатление от рассказа.

• Изложите сюжет произведения, определите ведущие мотивы и особенности композиции.

• Постарайтесь объяснить, чем рассказ интересен (проблемами, показом героев, их взаимоотношений и др.), какие чувства и мысли вызвало у вас чтение
рассказов.

• Проанализируйте систему образов в рассказе.

• Как художественное мастерство писателя (приёмы обрисовки героев, «открытые финалы», язык, психологические и символические детали, музыкальность) помогают
читателю увидеть авторскую позицию, его отношение к миру и человеку?

• Продумайте план и форму своего высказывания. Обоснуйте и докажите все свои суждения, выводы, предположения.

2) Обобщение учителя

— «Дом с мезонином».


В «Доме с мезонином» соединены три темы — тема любви, тема труда и тема народа. Это повествование о том, как вынуждены расстаться любящие сердца. Но автор
поднимает и проблему интеллигенции и народа: лёгкой, беззаботной жизни обитателей дворянской усадьбы противопоставлена тяжёлая жизнь мужиков. Понимая,
что «библиотечками» и «аптечками» делу помочь нельзя, Чехов призывает читателей искать новые пути решения этой проблемы.

А дом с мезонином становится пустым после отъезда Жени. Ведь именно Мисюсь — самая светлая личность в рассказе. И дом «жил», дом «дышал» благодаря чистоте её
чувств, её мыслей. Почему же Лида не научилась ценить эту чистоту, искренность, почему она отгораживает себя «холодной», непреодолимой стеной?!

В новелле «Дом с мезонином» Антон Павлович Чехов выступает, скорее, как лирик и романтик, чем как реалист. Мотив абсурда становится ведущим в финале и определяет
«мысль — смысл» произведения. Дом — символ дворянского гнезда, символ традиции, прошлого, корней; мезонин — верхний полуэтаж дома, то,
что, возможно, пристраивают впоследствии. Антитеза «верх — низ», отражённая в названии рассказа, становится символом неразрешимости конфликта прежнего,
традиционного и нового, символом столкновения разных по природе миров, эпох.

«Дама с собачкой».
Гениальность Чехова в том, что он с потрясающей убедительностью показывает нам любовь людей самых обыкновенных и ничем не
примечательных, «маленьких». Они — заурядные и в общем-то скучные люди.

Они не в силах совладать ни с любовью, ни с жизнью, и их связь так и остаётся
обычной связью, ибо они не в состоянии ни разорвать свои отношения, ни вступить друг с другом в законный брак.

Чехов оставляет конец рассказа открытым, он не показывает читателю, как любовь его героев неуклонно погружается в болото пошлой повседневности,
но об этом нетрудно догадаться, поскольку рассказанная им история не может иметь конца. Это — своего рода «дурная бесконечность», ибо ни Гуров, ни Анна
Сергеевна ни к чему не стремятся и жизнь их не наполнена смыслом, который могла им даровать любовь, если бы они не были так слабы…

В рассказе «Попрыгунья»
героев можно разделить на две группы. Одна — Ольга Ивановна, «её друзья и добрые знакомые». Другая — Дымов, Коростелёв
и их коллеги-врачи. Эти два общества одновременно похожи и не похожи. Схожи они в своём стремлении к известности и успеху. Оба главных героя похожи
и в том, как они безотчётно и целиком отдаются своему делу. Связующим началом между обществами могла бы стать Ольга Ивановна. Как часто в рассказах
Чехова молодая (иногда и немолодая) женщина прорывает пелену непонимания своим сочувствием или любовью («О любви», «Цветы запоздалые», «Студент»,
«Дом с мезонином», «Душечка» и др.)!

Но Ольга Ивановна не любит мужа. Она играет в любовь, в семью. Героиня приходит к позднему прозрению. Она понимает, что её невнимание к мужу, делу его жизни
привело его к гибели. Но даже в этот момент Ольга Ивановна не начинает любить мужа по-человечески. Ей лишь становится очевидным его редкость и потенциальная
знаменитость. И она досадует на себя за свою невнимательность. Вот и всё. «И вспомнив, как к нему
относились её покойный отец и все товарищи-врачи, она поняла, что все они видели в нём будущую знаменитость. Стены, потолок, лампа, и ковёр на полу замигали
ей насмешливо, как бы желая сказать: “Прозевала! прозевала!”»

Со смертью Дымова угасла надежда объединения двух групп героев, разделённых невидимой, но прочной стеной непонимания.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа

• Объясните, почему Чехов предпринял путешествие на остров Сахалин?

• Какие новые мотивы появляются в зрелом творчестве писателя 1890-х годов?

• В чём заключается смысл афоризма одного из героев Чехова этого периода: «никто не знает настоящей правды»?

• Почему А. П. Чехов избрал основной темой своего творчества изображение потока обыденной жизни?

2. Заключительное слово учителя

— В конце 1890-х — начале 1900-х гг. А. П. Чехов — признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой
как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии — о будущем русской деревни, о роли
интеллигенции в обществе и т. п. В его творчестве возникают новые темы. Тема нравственной деградации и духовной опустошённости русской интеллигенции,
её неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе «Дом с мезонином», «маленькой трилогии» «Человек в футляре», «Крыжовник»,
«О любви».

Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, А. П. Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного
переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворённости бессмысленностью своего существования видит доказательства
принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.

VI. Домашнее задание

1. Прочитать рассказ А. П. Чехова «Ионыч».

2. Опережающее задание (2 учащихся)
Выучить наизусть отрывок из II главы «Старцев на кладбище».

Следующий урок: А. П. Чехов «Ионыч». Душевная деградация человека >>>

Слайд 2

Цель работы:

В исследуемой работе мы ответим на проблемный вопрос «Как А.П. Чехов разоблачает лицемерие в рассказе «Толстый и Тонкий» при помощи рассмотрения некоторых деталей описания внешности, речи и поведения героев.

Слайд 3

Особенности рассказов Чехова:

Короткое вступление;
Нет подробного описания пейзажа, портрета;
Яркие художественные детали;
Основа рассказа – диалог.

Слайд 4

Подобострастие – льстивость, угодливость.
Угодничество — льстивое поведение.
Самоуничижение — признание себя ничтожным.
Чинопочитание– лицемерное отношение к старшим по должности, званию.
Подхалимство – стремление расположить к себе кого-то лестью.

Слайд 5

Ничтожество своё сознавай знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек. Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность”.
Из письма брату Михаилу.

Слайд 6

Слайд 7

«Краткость — сестра таланта».
А.П. Чехов
А.П. Чехов – мастер слова. Одной деталью, репликой он может сказать многое.

Слайд 8

Деталь– одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.

Слайд 9

Обратимся к рассказу…

Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни.
Пахло от него хересом и флёрдоранжем.
Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками.
Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.
Толстый
Тонкий

Слайд 10

Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди. Значит Толстый – самостоятельный, богатый, довольный жизнью.
Флёрдоранж
Херес

Слайд 11

«навьючен чемоданами» – не может позволить себе нанять носильщика.
Значит Тонкий – бедный, человек, неуверенный в себе.
Навьючен
чемоданами

Слайд 12

Тонкий: «Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю.»
Почему он делает портсигары?
Он таким образом получает дополнительный заработок. Это говорит о крайней нужде

Слайд 13

Как же ведет себя Тонкий после недолгого разговора?
«съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились» (гипербола — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности)
В конце слов приставляет «с»: «Хи-хи-с… Что вы-с…» (раньше так было принято обращаться к высокопоставленным личностям)
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…

Слайд 14

Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Проанализировав рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы можем определить емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, научиться вчитываться в текст.
Вывод

Слайд 15

Информационные ресурсы

Текст произведения
Художественные детали произведений Чехова
Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ)
Сочинения по произведению
Табель о рангах


Посмотреть все слайды

Технологическая карта урока

Предмет литература Класс 6 Автор УМК: В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин.

Тема урока — «Разоблачение лицемерия в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий».
(Слово лицемерие закрыть)

Тип урока — урок «открытия» нового знания.

Проанализировать систему образов рассказа, раскрыть природу смешного в рассказах А. П. Чехова; уделить внимание развитию творческих способностей.

Задачи

Образовательные: 1) показать чеховскую художественную деталь как источник юмора.

2) отработать навыки выразительного чтения литературного чтения по ролям (инсценировка).

Развивающие: 1)Осуществление системно–деятельностного подхода. 2)Развитие критического мышления. 3)Развитие внимания. 4)Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных.) 5)Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения.6)Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать. 7)Развивать умение применять новые знания. 8)Развитие творческих, речевых способностей учащихся. 9)Формирование логических умений. 10) Развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт. 11) Развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные: 1) Заставить учащихся глубоко и серьёзно задуматься над тем, что их окружает.

2) Ставить перед собой главные, существенные вопросы жизни.

3) Развитие коммуникативных УУД.

УУД

Личностные: Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Регулятивные: Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Отвечать на вопросы, слушать и слышать. Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Работать в парах.

Познавательные: Формировать умение работать с юмористическим текстом. Понимать и интегрировать в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учетом решаемых задач.
Извлекать нужную информацию.

Основные понятия:

Комическое.

Межпредметные связи

История.

Ресурсы

Форма урока

Урок ознакомления с новым материалом.

Технология

Развитие критического мышления через чтение, исследовательской деятельности, технология сотрудничества, технология игровой деятельности.

1.Мотивация к деятельности

Технология игровой деятельности
.

Эпиграф к уроку: «Подлинное искусство учит смеяться не над кривым носом, а над кривой душой». Н. В. Гоголь.

Словарная работа. На доске записаны слова:

Херес — сорт крепкого виноградного вина.

Флёрдоранж — белые цветы.

Облобызаться (шутл.) — поцеловаться.

Щёголь — любящий наряжаться человек.

Лютеранка — женщина, исповедующая лютеранство (вероисповедание, направленное против католичества и римского папы).

Колежский асессор — в царской России: гражданский чин 8 класса, мелкий чиновник.

Статский (устар.) — в царской России гражданский чин.

Тайный советник — в царской России высший гражданский чин, штатский генерал.

Департамент — в России: отдел министерства, высшего государственного учреждения.

Портсигар — карманная коробка для папирос.

Добрый день! Ребята, наш урок я хотела бы начать с повторения изученного, а для этого предлагаю игру «Найди пару».

«Свинья под Дубом» А. С. Пушкин

«Дубровский» Н. А. Некрасов

«Бежин луг» А. П. Чехов

«Дедушка» И. А. Крылов

«Левша» И. С. Тургенев

«Толстый и тонкий» Н. С. Лесков

Молодцы, пары собрали.

Ребята, мы с вами рассматривали все эти произведения?

А какое не проходили?

Ответ уч-ся: «Нет».

«Толстый и тонкий» А. П. Чехова.

Л — смыслообразование,

П — общеучебные универсальные действия.

Р-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

2. Выход на тему урока

Значит какая сегодня тема урока?

Попробуем вместе сформулировать цели урока.

Запишите лексическое значение слова лицемерие.

А. П. Чехов «Толстый и тонкий».

Цели: 1.Познакомиться с рассказом А.П. Чехова.2.Проанализировать это произведение.3.Уметь выразительно читать.

Лицемерие — это поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.

Р — самостоятельное формулирование познавательных целей, умение принимать и сохранять учебную задачу.

3.Актуализация и пробное учебное действие.

Технология критического мышления через чтение.

Рассказ учителя.

Ребята, обратимся к рассказу «Толстый и тонкий». Он был написан в 1883 году, когда Чехов был ещё студентом-медиком. Особенность рассказа — небольшой объём (чуть больше листа). Но чеховская краткость необычайно содержательна. Короткий рассказик приобрёл у писателя свойство широкого эпического повествования.

Ребята, основной вопрос, я бы даже сказала проблемный, который мы должны разрешить к концу урока: « Могут ли быть человеческие отношения между людьми разных должностей?»

Чтение рассказа с остановками, нахождение деталей.

Работа с термином «художественная деталь».

(Деталь-значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения).

1.Почему А. П. Чехов назвал свой рассказ «Толстый и тонкий», а не по именам, хотя в рассказе даны их имена?

Итак, читаем 1-ый абзац. На какие детали обращает наше внимание А. П. Чехов?

Умницы, правильно. Действительно, писатель не описывает подробно внешности того и другого, а даёт всего несколько деталей, и в нашем представлении возникает облик «толстого» и «тонкого».

Начинается первый момент встречи. Перед нами диалог.
Ищем детали.

1..Рассказ начинается так:

На вокзале …встретились 2 приятеля? Почему на
вокзале

? Да потому что вокзал — место встречи людей разных сословий.

2. У толстого…губы…

лоснились

— вкусно, много и плотно поел.

3.Тонкий…

навьючен

– нагружен. Здесь уничижительное сравнение с животным. Появляются неприятные ощущения. Герой выглядит жалким.

4.Пахло…

кофейной гущей

– не кофе, значит, человек среднего достатка.

5….женщина

с длинным

подбородком

— вероятно, завистливая, раздражительная, «сухая», экономная.

6.

Тонкий, худенькая, высокий

— всё семейство «тонкое».

7. …воскликнул толстый: «
Сколько зим, сколько лет

!»- встреча неожиданная, люди давно не виделись.

8.В этом отрывке

4

восклицательных знака — эти двое рады друг другу от души.

9.Приятели…

облобызались

…- здесь скрытый юмор.

10.Оба

… ошеломлены —

крайне удивлены, обрадованы
.

К – развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Отвечать на вопросы, слушать и слышать. Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения

4.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Технология исследовательской деятетельности
.

Диалог развёртывается.

Исследовательская работа с текстом (в парах). По ходу чтения выпишите из текста реплики, в которых проявляются особенности внутреннего облика героев. Какова речь героев?

1 вариант. Толстый.

2 вариант. Тонкий.

В гимназии толстого дразнили Геростратом, а тонкого Эфиальтом. Загляните в Большой словарь крылатых слов русского языка и прочтите, кто это такие.

Случайно ли Чехов рассказал нам об этом?

Как характеризуют героев рассказа их прозвища?

Определите художественный приём в предложении: « Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились…

Какие 2 выразительные детали дополняют картину?

Дочитываем диалог до конца.

Какое слово находит толстый, чтобы устыдить тонкого?

Почему тонкий так ведёт себя?

Над кем и над чем смеётся автор?

Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл?

Понял ли это тонкий?

Проблемный вопрос: « Можно ли назвать дружбой отношения тонкого и толстого?

Как заканчивается рассказ?

Итак, какой человеческий порок разоблачает Чехов?

Откроем в теме слово, которое у нас было закрыто.

В каком герое оно явственно?

Ребята, каково ваше мнение по основному вопросу, поставленному в начале урока?

Приложение №1

Герострат — имя жителя г. Эфеса, который из честолюбия, чтобы сделать своё имя знаменитым и бессмертным, сжёг храм Артемиды Эфесской, считавшийся в древнем мире одним из «чудес света». Суд приговорил Герострата к смерти, а имя его запретили произносить.

Эфиальт- грек, предал спартанцев. По одной из версий родился калекой.

11.Тонкий…

окаменел…

— чувство страха сковало его.

12. …лицо..

искривилось

…широчайшей улыбкой…- не хотел улыбаться, выдавил улыбку(кривую).

Олицетворение.

Подбородок жены и сын Нафанаил.

Чинопочитание.

Всякий генерал для него божество, а перед божеством можно только преклоняться.

Над тонким, который, утратив чувство уважения к себе, приобщает к чинопочитанию жену Луизу, урождённую Ванценбах, и сына Нафанаила, ученика 3- его класса гимназии.

Не может понять причин превращения бывшего друга в подхалима.

Нет.

В откровенно сатирическом тоне, так как тонкий пресмыкается перед приятелем.

Лицемерие.

В тонком. Это чувство гадливости не оставляет нас до сих пор.

Л — выделение морального содержания ситуации.

П — поиск и выделение необходимой информации.

П — умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

П — умение объяснять, доказывать результаты.

П — умение проводить исследование.

К — умение доказывать свою точку зрения

5. Самостоятельная работа.

Технология сотрудничества
.

Инсценируйте диалог 2- х друзей. Постарайтесь при чтении передать ваше отношение к персонажам.

Итог творчества: « Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, как вы плохо и скучно живёте.

Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда это поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь.»

А. П. Чехов.

Инсценировка.

К- совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Домашнее задание на выбор.

Оценивание.

Продолжите фразу:

Я научился…

Я хотел бы…

Оказывается, что…

1.Чтение юмористических рассказов Чехова и разные виды пересказов.

2.Составление викторины на знание текста рассказов.

Ресурсы, о

борудование и материалы

На доске — портрет А. П. Чехова.

Список учебной и дополнительной литературы

1.Н. В. Егорова, Б. А. Макарова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. М. «Вако» 2009.

2.Н. В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. М. «Вако» 2004.

3. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В. Я. Коровиной 5-9 кл. М. «Просвещение» 2016.

4. Тесты. Н. Н. Коршунова, Е. Ю. Липина. Литература. Классы 5-8. М. Издательский дом «Дрофа» 1998.

5.С. И. Ожегов. Словарь русского языка.

6. В.П.Берков, В. М. Мокиенко, С. Г. Шулежкова. Большой словарь крылатых слов русского языка.
М. АСТ. 2005.

Дидактическое обеспечение урока

ССЫЛКИ

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Технологии: игровая технология, исследовательской деятельности, развитие критического мышления через чтение, технология сотрудничества.

Метод. приёмы: анализ рассказа, беседа, чтение с остановками, приём одной детали.

Методы: метод проблемного обучения, самостоятельная работа

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

Интернет плавающий, поэтому использовать проблематично

Дополнительная необходимая информация

Приложение №1.

Батюшки! Миша! Друг детства! —

сердечность, простота, непринужденность.

А это моя жена, урожденная Ванценбах…лютеранка (2 раза) –

гордость своими достижениями.

Ах ты, господи! Ну что же ты?

Богат? Женат? –

говорливость, общительность.

Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с –

угодливость, подобострастие, лесть, приспособленчество. Тонкий смешон.

Хи-хи-с –

отсутствие чувства собственного достоинства.

Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги –

лицемерие.

    Ты ли это? Голубчик мой! –

    естественность, сердечность.

    Ну, как живешь, друг?

    – восторженность.

    Служишь где? –

    степенность, немногословие.

    Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства… —

    искренность.

Слайд 1

Мультимедийный урок
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Гуляева Ольга Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №44
г. Сургут
2012 г.

Слайд 2

2

ТЕМА УРОКА:
«Разоблачение лицемерия в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий»
ТИП УРОКА:
урок — размышление

Слайд 3

3

ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательная:
продолжить знакомство с творчеством А.П.Чехова. Раскрыть особенности чеховского юмора. Выявить роль художественной детали в рассказе. Показать отношение автора к лицемерию.
Развивающая:
развивать навыки аналитического мышления, творческое воображение учащихся.
Воспитывающая:
воспитывать интерес к творчеству А. П. Чехова, нравственные качества личности.

Слайд 4

4

Технология: система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека, ИКТ.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации к рассказам А.П.Чехова.
ТСО: мультимедийная приставка, экран, мультимедийная презентация «А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий».
Портрет А.П.Чехова.
Раздаточный материал: рабочие листы (приложение 1), словарная работа (приложение 2).
Учебник «Литература. 6 класс» (под редакцией В.Я.Коровиной)
Оформление доски.

Слайд 5

5

Методы работы: частично-поисковый, обращение к личному опыту; репродуктивный, демонстративный,
Формы работы: инсценирование, анализ рассказа, защита презентации, составление синквейна, опережающее задание.
Опережающее индивидуальное задание. Составить проект «Дружба — дружбой, а служба – службой» по рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Пример продукта проектной деятельности учащегося — презентация. (Творческая работа учащейся)
Основополагающий вопрос
Могут ли быть человеческие отношения между людьми разных должностей?
Проблемные вопросы
Можно ли назвать дружбой отношения толстого и тонкого?
Как характеризуют героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий» их прозвища?
Насколько «толстый» обошел «тонкого»?

Слайд 6

6

ЭПИГРАФ К УРОКУ:
Подлинное искусство учит смеяться не над кривым носом, а над кривой душой.
Н.В.Гоголь

Слайд 7

7

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (1-2 мин.)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно — значимом уровне.
Доброжелательное приветственное слово учителя.
Проверка учителем готовности обучающихся к уроку, наличия учебных принадлежностей, учебника и рабочей тетради.
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Включение детей в деятельность.
Проверка готовности рабочего места.

Слайд 8

8

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.(5 мин.)
Цель: актуализировать ранее изученный материал, необходимый для усвоения нового.
Деятельность учителя Деятельность учеников
Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией А.П.Чехова. Дома вы самостоятельно прочитали рассказ Чехова «Толстый и тонкий». А сейчас мы с вами повторим основные этапы жизни и творчества А.П.Чехова, разгадав кроссворд. (Приложение 1) Весь класс работает самостоятельно. Запись в рабочих листах.

Проверяет качество выполнения кроссворда.
Учащиеся обмениваются работами для взаимопроверки, сверяют ответы с решением на слайде. Оценивают работы друг друга.
т а г а н р о г
м е л и х о в о
я л т а
с а х а л и н
ч е х о н т е
з у б ы
т о н к и й

Слайд 9

9

— Тема нашего урока «Разоблачение лицемерия в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Запишите её. Ребята, внимательно посмотрите на тему урока и попробуйте сформулировать задачи, которые вам придётся решать в течение урока? (Узнать что такое лицемерие, и как Чехов разоблачает это качество в рассказе).
-А эпиграфом к уроку являются слова Н.В.Гоголя:
«Подлинное искусство учит смеяться не над кривым носом, а над кривой душой»

Объявление темы и цели урока (2 мин.).
Цель: постановка учебной задачи.
— Постарайтесь не забыть об этих словах в течение нашего урока, мы обязательно к ним вернёмся в конце урока.
Проблемный вопрос.
Что такое школьная дружба и возможно ли её сохранить на долгие годы? (Общие интересы, общение. Кто-то дорожит этой дружбой, а кто-то нет.)
— Чехов тоже учился, но не в школе, а в гимназии.

Слайд 10

10

IV. Инсценирование рассказа «Толстый и тонкий» (3 мин.).
Цель: развитие творческих способностей учащихся, повысить мотивацию к изучению рассказа.
— Представьте, что вы в театре, а ребята, которые готовились к инсценированию рассказа, настоящие актёры.
Вопросы на выявление восприятия:
— Что вас особенно заинтересовало, поразило?
— Какие чувства вызвал у вас рассказ. (Рассказ смешной, интересные герои, необычная встреча одноклассников).

Слайд 11

11

Слайд 12

12

V. Словарная работа (3 мин.).
(распечатанный материал на партах).Эта работа необходима, так как небольшой рассказ насыщен большим количеством непонятных слов для учащихся.
Цель: познакомить учащихся с незнакомыми и малознакомыми словами; обогатить словарный запас учащихся.
Ребята, а какие слова вам были непонятны? У вас на партах в рабочих листах есть значения некоторых слов, обратите внимание.
Приложение 2

Слайд 13

13

VI. Анализ рассказа (18 мин.).
1) Работа над композицией (5 мин.). (Разобрав структуру изучаемого рассказа, учащиеся поймут его идею).
Цель: развитие читательской культуры, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, творческого воображения.
Деятельность учителя Деятельность учеников
-Назовите тему рассказа. О чём этот рассказ?
-Определите композицию рассказа. Вспомним, из каких частей она состоит.
-Назовём завязку.
— Кто назовёт развитие действия.
— Найдите кульминацию.
Кто нашёл завязку? — О встрече школьных друзей.
Моделирование композиции произведения на интерактивной доске (1 учащийся), остальные работают в тетрадях.
-Завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
— Встреча приятелей на вокзале железной дороги.
— Видимо тонкий всегда завидовал своему другу, и теперь, спустя много лет, он догадывается, что человек перед ним более преуспевший, чем он сам. Не давая открыть рот собеседнику, идёт в атаку, хвастаясь женой- лютеранкой и сыном- гимназистом.
— Страшный момент для тонкого: он узнаёт, что его друг превзошёл «Я уже до тайного дослужился…»
— Друг не может быть начальником, а начальник — другом «На лице у тонкого было написано столько благоговения..»

Слайд 14

14

Моделирование композиции произведения на интерактивной доске (1 учащийся), остальные работают в тетрадях.

Слайд 15

15

2) Портретная характеристика героев (7 мин.).
Цель: создание образов главных героев важен для понимания авторской позиции, для раскрытия идеи произведения.
Деятельность учителя Деятельность учеников
— Рисует ли Чехов портреты своих героев? Прочтите.
Зачитывание. «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д»оранжем.
Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын…»

Слайд 16

16

Деятельность учителя Деятельность учеников
— Что мы скажем о толстом?
Итак,
Автор нам не дает описание внешности, но мы сами можем представить этого человека. Две детали (дорогой одеколон, сорт крепкого вина) дают нам представление о преуспевшем в жизни человеке.
— Каким вы себе представляете образ тонкого?
-А что означает деталь в описании тонкого «навьючен»?
Значит,
Тонкий – бедный, неуверенный в себе человек.
— Состоятельный, богатый, довольный жизнью, ходит важно.
— Тонкий беден – нет денег на носильщика, вид жалкий и пахнет от него гущей. Это говорит о социальной лестнице.
— Не может позволить себе нанять носильщика, обвешан чемоданами.

Слайд 17

17

Деятельность учителя Деятельность учеников
— Вернёмся к тексту и составим краткую характеристику героев, заполнив таблицу.
Вывод:
-Какое же слово изменило отношение тонкого к толстому? (Запись в рабочих листах.) Приложение 1
— Тайный (советник). (См.словарь)
1.Имя. Миша Порфирий
2. Род деятельности. Тайный советник (3 класс) Коллежский ассесор (8 класс)
3.Семья. Одинок Семья (жена, сын)
4.Заработок. Достаточно денег Подрабатывает, жена даёт уроки, сам несёт багаж.
5.Отношение к товарищу. Первым узнаёт, очень рад. Тоже рад, позже стошнило, отвернулся от товарища.

Слайд 18

18

Слайд 19

19

Деятельность учителя Деятельность учеников
— Почему, узнав о служебном положении толстого, внешность тонкого и поведение резко изменились?
— Как отнёсся толстый к этим изменениям?
— Что означает слово «унижаться»? Подберём синонимы к слову «унижаться»?
— Из-за зависти.
— Ему неприятно («поморщился»), он рад встрече со школьным товарищем, но, к сожалению, тот («тонкий») стал унижаться перед ним.
— Ставить себя в унизительное, жалкое положение. Подхалимничать, лебезить, угодничать (Словарь синонимов)

3) Работа над идеей рассказа (3 мин.).
Цель: выявить отношение автора к лицемерию.

Слайд 20

20

Деятельность учителя Деятельность учеников
— Почему тонкий унижается?
— Что означает слово «лицемерие». Обратимся к словарю.
— Тонкий жил по принципу «чин чина почитай, а не ум ума почитай», так было принято в обществе: перед вышестоящим чином испытывать страх, благоговение, унижение, что проявлялось не только в речи, поведении, но и во всём внешнем виде: одежде, привычках.
Несмотря на внешнее почитание и уважение, тонкий на самом деле завидовал толстому, ненавидел его, желал зла. Это и было лицемерием со стороны тонкого.
(Заранее подготовленный учащийся зачитывает из словаря определение)
-Лицемерие — поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью. («Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова) (слайд 8).

Слайд 21

21

Деятельность учителя Деятельность учеников
Вывод:
— Итак, ребята, рассмотрев композицию рассказа, портретную характеристику героев, нам становится понятна идея рассказа, что же высмеивает А.П.Чехов в рассказе «Толстый и тонкий»?
— Ребята, скажите, пожалуйста, между людьми разных должностей разве не может быть человеческих отношений?
— У каждого из вас своя точка зрения, а сейчас по этому вопросу выступит с проектом Анастасия Караблина.
Вывод:
— Чинопочитание, лицемерие.
— Автор хочет подчеркнуть, что уважение к вышестоящим и рабское чинопочитание — это совершенно разные вещи, и человек должен уметь достойно себя вести и оставаться человеком на любой ступени служебной лестницы.
-Могут быть. А может и нет.
(Защита учащейся исследовательской работы).

Слайд 22

22

Слайд 23

23

Деятельность учителя Деятельность учеников
— Понравился ли вам проект и изменил ли кто-то из вас своё мнение?
— Итак, ребята, мы прочитали рассказ, посмотрели инсценировку, проанализировали композицию, скажите, пожалуйста, рассказ «Толстый и тонкий» юмористический или сатирический?
— Итак, давайте ещё раз скажем, какой порок обличает А. П. Чехов?
— Сатирический.
— Он высмеивает порок общества – чинопочитание.

Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий».

«Чехов…умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям – просторно».

М. Горький

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з
  3. Актуализация знаний

1)-
Однажды Чехов задумал рассказ о том, как после долгих лет встретились случайно два бывших одноклассника. Один из них – мелкий, бедный чиновник. Другой – состоятельный человек, дослужившийся до большого чина. — Чем могла закончиться такая встреча, как вы думаете?

Сначала Чехов хотел изобразить, как встречу омрачает то, что старший по чину, ставший начальником младшего, грубо обращается с ним, указывает ему его место на чиновничьей лестнице. Но потом он изменил сюжет…

Почему Чехов отказался от первоначального замысла? Как изменился от этого смысл рассказа?

Что же такое школьная дружба и возможно ли её сохранить на долгие годы?

2)
Разгадывание кроссворда (презентация
)

Вопросы для кроссворда:

  1. Сколько героев присутствует в рассказе?(Четыре
    )
  2. Назвать имя жены Тонкого. (Луиза
    )
  3. Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник
    )
  4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий
    )
  5. Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары
    )
  6. Кличка Толстого в гимназии. (Герострат
    )
  7. Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте)
  8. Имя Тонкого. (Порфирий
    )
  9. Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый
    )
  10. Место, где встретились друзья. (Вокзал
    )
  11. Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил
    )
  12. Кличка Тонкого. (Эфиальт
    )
  13. Продолжи фразу:

«Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел
)

Чинопочитание
– ключевое слово. (Автор осуждает в своем герое это качество характера)

4. Работа с текстом

1)-
В начале рассказа у героев нет имен (их мы узнаем из диалога), да и в дальнейшем автор называет героев только так: один – просто толстый, а другой – тонкий. Как вы думаете, почему? С чем в нашем сознании связаны такие определения?

Какими рисует Чехов своих героев перед встречей на вокзале? Какие детали подтверждают наши предположения о них?

Что они вспоминают из своей школьной жизни? О чем говорят их школьные клички?

(Толстый в школе был откровенным хулиганом, за что его прозвали Геростратом (поджигатель храма Артемиды Эфесской, одног из семи чудес света). Можно предположить, что казенная книжка, которую он прожег, – это классный журнал. Но среди одноклассников он, по-видимому, был свой парень, славился добрым нравом, да и хорошими манерами тоже (был «такой же душонок и щеголь»). Тонкий в детстве был ябедой и предателем, за что его назвали Эфиальтом (грек, который провел персов в тыл спартанцам в битве при Фермопилах). Тонкого, однако, совсем не смущает его детское прошлое)

Обычно мы сочувствуем бедным людям. Такова традиция и нашей литературы. Вы могли бы понять этого человека, посочувствовать ему? Совпадает ли ваше отношение к ситуации с реакцией толстого? Почему толстый ничего не возразил и ушел?

(Поведение толстого совсем не требует от него такого подобострастия: по отношению к другу детства толстый остается человеком, а тонкий – только подчиненным. Этому человеку невозможно сочувствовать. В том, что произошло, виноват он сам. Можно испытывать к нему разве что чувство досады и брезгливость.)

Что сделало тонкого таким? (Воспитание (таким он был уже в детстве, так же воспитывает и своего сына) и отношения в обществе, которые подавляют человека, делают его зависимым и готовым унижаться)

2) Вернёмся к тексту и составим краткую характеристику героев, заполнив таблицу.

1. Имя

Миша

Порфирий

2. Род деятельности

Тайный советник (3 класс)

Коллежский асессор (8 класс)

3.Семья

одинок

Семья (жена, сын)

4.Заработок

Достаточно денег

подрабатывает

5.Отношение к товарищу

Первым узнает, очень рад

Тоже рад, позже стошнило, отвернулся от товарища

Геннадий Хазанов когда-то так определил разницу между юмором и сатирой: «Юмор – это когда страшно хочется смеяться, а сатира — это когда смеяться хочется, но страшно». Как вы считаете, рассказ А.П.Чехова – это юмористическое или сатирическое произведение? Чехов смеется над героями или обличает их?

5. Проектирование спектакля. Групповая работа.

Почему рассказ Чехова относится к жанру «сценки»? Почему его легко можно поставить на сцене?

6. Д/з
инсценировка рассказа

Разоблачение лицемерия, роль детали в рассказе А. П. Чехова » Толстый и тонкий » Материалы к уроку литературы в 6 классе Учитель Бережко А.Д.


slide 2


slide 3


slide 4

Страничка внимательного читателя Заглавие рассказа Композиция (построение) Форма изложения Портрет героев Речевая характеристика Смешное и грустное в рассказе Краткое, простое Завязка-кульминация-развязка Диалог Краток (художественная деталь) «Словоерсы»- С (сокращённое «сударь») – прибавляется к слову в знак почтительности и даже приниженности по отношению к собеседнику. ??????

slide 5

Обратимся к рассказу … Толстый Тонкий Толстый «только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем». «Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».

slide 6


slide 7

Литературоведческий словарь Антитеза Гротеск Гипербола — противопоставление образов, картин, слов. — одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, — намеренное преувеличение с целью усиления выразительности

slide 8


slide 9


slide 10

Тонкий: «Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю.» — художественная деталь Почему он делает портсигары? Он таким образом получает дополнительный заработок. Это говорит о крайней нужде

slide 11

Как же ведет себя Тонкий после недолгого разговора? « съежился, сгорбился, сузился … Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились» (гипербола — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности) В конце слов приставляет «с»: «Хи-хи-с… Что вы-с…» (раньше так было принято обращаться к высокопоставленным личностям) Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой …

slide 12

Класс Гражданские чины I Канцлер Действительный тайный советник 1-го класса IIДействительный тайный советник IIIТайный советник IVДействительный статский советник VСтатский советник VIКоллежский советник VIIНадворный советник VIIIКоллежский асессор IXТитулярный советник XКоллежский секретарь XIКорабельный секретарь XIIГубернский секретарь XIIIПровинциальный секретарь XIVКоллежский регистратор Табель о рангах Российской империи

slide 13


slide 14


slide 15
17


slide 17


slide 18


slide 19

Презентация на тему Презентация к уроку литературы в узбекских классах на тему : А.П. Чехов . Рассказ Толстый и тонкий, предмет презентации: Литература. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 31 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Работу выполнила Исмаилова Дилфуза Акбаровна

Текст слайда:

Работу выполнила Исмаилова Дилфуза Акбаровна учитель русского языка школы № 79 Чиланзарского района

Тема: А. П. Чехов. Краткие сведения из биографии.
Рассказ «Толстый и тонкий».
 


Слайд 2

Антон Павлович Чехов (1860- 1904)

Текст слайда:

Антон Павлович
Чехов
(1860- 1904)


Слайд 3

Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге.

Текст слайда:

Родился 17 (29) января 1860 года
в Таганроге.


Слайд 4

Мать- Евгения Яковлевна Чехова (1835—1919) Отец- Павел Егорович Чехов (1825—1898)

Текст слайда:

Мать-
Евгения Яковлевна
Чехова
(1835—1919)

Отец-
Павел Егорович Чехов
(1825—1898)


Слайд 5

Семья Чеховых

Текст слайда:

Семья Чеховых


Слайд 6

В 8 лет Чехов поступает в таганрогскую Мужскую классическую гимназию.

Текст слайда:

В 8 лет Чехов поступает в таганрогскую Мужскую классическую гимназию.


Слайд 7

Чехов-гимназист издавал юмористические журналы, писал юмористические рассказы, сценки.

Текст слайда:

Чехов-гимназист
издавал
юмористические
журналы,
писал
юмористические
рассказы, сценки.


Слайд 8

В 1879 г. переехал в Москву, поступил на медицинский факультет

Текст слайда:

В 1879 г. переехал
в Москву,
поступил на
медицинский
факультет
Московского
университета.


Слайд 9

Работал уездным врачом в Воскресенске в Чикинской больнице. Затем в Звенигороде заведовал больницей.

Текст слайда:

Работал уездным врачом в Воскресенске
в Чикинской больнице.

Затем в
Звенигороде заведовал больницей.


Слайд 10

С 1880 г. печатает рассказы, фельетоны, юморески в юмористических журналах и

Текст слайда:

С 1880 г. печатает
рассказы, фельетоны,
юморески в юмористических
журналах и еженедельниках
«Будильник», «Зритель»,
«Осколки», «Стрекоза» и др.


Слайд 11

«Хирургия»«Жалобная книга»,

Текст слайда:

«Хирургия»

«Жалобная книга»,


Слайд 12

«Лошадиная фамилия»

Текст слайда:

«Лошадиная фамилия»


Слайд 14

Созданы «Палата № 6», «Человек в футляре»

Текст слайда:

Созданы «Палата № 6», «Человек в футляре»


Слайд 15

2 июня (15 июня) 1904 года А.П. Чехов скончался.

Текст слайда:

2 июня (15 июня)
1904 года
А.П. Чехов
скончался.


Слайд 16

« Толстый и тонкий »

Текст слайда:

« Толстый и тонкий »


Слайд 17

Нетрадиционный урок Прослушать аудиозапись.

Текст слайда:

Нетрадиционный урок
Прослушать аудиозапись.


Слайд 18

Рассказ о встрече двух приятелей на вокзале: На вокзале встречаются два

Текст слайда:

Рассказ о встрече двух приятелей на вокзале: На вокзале встречаются два школьных друга: толстый и тонкий. Тонкий только что с дороги, толстый только что пообедал. Оба рады встрече. Они долго не виделись, вспоминают школьные годы. Потом каждый рассказывает, кто как живёт: тонкий женился, у него есть сын и они живут не очень богато, но всё-таки выживают; толстый дослужился до высоких чинов. Услышав о его высокой должности тонкий изменился в лице, весь сжался, стал обращаться к толстому на вы. Толстый же сказал, что не нужно этих условностей, они же ведь школьные друзья, но тонкий уже не монг вернуться к той непринуждённой беседе. Они разошлись.


Слайд 19

.Словарная работа: Чтение и перевод новых слов. Составление предложений.  Лосниться- yaltiramoqОшеломить- hayratda qoldirmoqВельможа- zodagon va boy amaldorСгорбиться-

Текст слайда:

.Словарная работа: Чтение и перевод новых слов. Составление предложений.
 
Лосниться- yaltiramoq
Ошеломить- hayratda qoldirmoq
Вельможа- zodagon va boy amaldor
Сгорбиться- egilmoq, bukilmoq
Захихикать –hiringlab kulish
 


Слайд 20

Работа в группах. Класс делится на 2 группы. Задание. На листах ватмана нарисовать линии жизни Толстого и

Текст слайда:

Работа в группах.
Класс делится на 2 группы.
Задание. На листах ватмана нарисовать линии жизни Толстого и Тонкого.
Изобразить главных героев в цвете.
Прокомментировать выбор цветов.


Слайд 21

Опишите внешний вид главных героев. Составьте диаграмму Венна «Толстый и тонкий ». сравните их характеры.Тонкий Толстый

Текст слайда:

Опишите внешний вид главных героев. Составьте диаграмму Венна «Толстый и тонкий ». сравните их характеры.

Тонкий

Толстый


Слайд 22

Вопросы и задания.1.Как меняется настроение, речь

Текст слайда:

Вопросы и задания.
1.Как меняется настроение, речь Тонкого во время встречи? Почему?
2. Что хотел показать писатель в своих героях?
3.Как в начале рассказа реагирует сын Тонкого Нафанаил на друга детства отца?
4. Как меняется поведение Нафанаила в конце рассказа? Объясните причину.
5.Согласны ли вы с мнением, что отношения между людьми определяются их положением в обществе?
6.Тайные советники в России занимали высшие государственные должности. Оправдывает ли этот факт поведение Тонкого?
 
 


Слайд 23

Викторина по биографии и творчеству А.П. Чехова

Текст слайда:

Викторина по биографии и творчеству
А.П. Чехова


Слайд 24

В каком году и где родился А.П. Чехов?В 1860 г. в Таганроге

Текст слайда:

В каком году и где родился
А.П. Чехов?

В 1860 г. в Таганроге


Слайд 25

Какие учебные заведения закончил А.П. Чехов?Таганрогская мужская гимназия, Московский университет

Текст слайда:

Какие учебные заведения закончил А.П. Чехов?

Таганрогская мужская гимназия,
Московский университет


Слайд 26

Кем работал А.П. Чехов по окончании Московского университета?Врачом

Текст слайда:

Кем работал А.П. Чехов по окончании Московского университета?

Врачом


Слайд 27

В каких журналах и еженедельниках печатался начинающий писатель?«Будильник», «Зритель», «Осколки», «Стрекоза» и др.

Текст слайда:

В каких журналах и еженедельниках печатался начинающий писатель?

«Будильник», «Зритель», «Осколки», «Стрекоза» и др.


Слайд 28

Какие ранние юмористические рассказы А.П. Чехова вы знаете?«Хирургия», «Жалобная книга», «Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия»

Текст слайда:

Какие ранние юмористические рассказы А.П. Чехова вы знаете?

«Хирургия», «Жалобная книга», «Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия» и др.


Слайд 29

Какие пьесы А.П. Чехова вы знаете?«Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад»

Текст слайда:

Какие пьесы А.П. Чехова вы знаете?

«Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад»


Слайд 30

Назовите известные вам чеховские местаТаганрог, Москва, Мелихово, Ялта и др.

Текст слайда:

Назовите известные вам чеховские места

Таганрог, Москва, Мелихово, Ялта и др.


Слайд 31

Домашнее задание. Составить план пересказа. Опишите внешний вид главных героев. Составьте диаграмму Венна «Толстый и

Текст слайда:

Домашнее задание.

Составить план пересказа.

Опишите внешний вид главных героев. Составьте диаграмму Венна «Толстый и тонкий ». сравните их характеры.

Толстый


  • Чехов человек в футляре аргументы к сочинению
  • Чехов цветы запоздалые сочинение
  • Чехов список рассказов по алфавиту
  • Чехов рассказы про животных
  • Чехов рассказы о любви список