Нижеследующая таблица содержит полную хронологическую библиографию Кира Булычева (за исключением стихов, научных работ и переводов) в порядке первой полной публикации. Колонка «ООРП» содержит информацию о том, в каком томе 18-томного собрания сочинений Булычева в серии «Отцы-основатели: Русское пространство»[1] издательства «Эксмо» можно найти данное произведение.
Автор:
Самый Зелёный
·
Антон Павлович Чехов — русский писатель, который смог создать по-настоящему жизненные произведения. Читая каждое из них, можно почувствовать и боль, и счастье героев. Такая тонкость мастерства автора — невероятный талант. Многомудрый Литрекон представляет Вам анализ рассказа «Невеста» А.П. Чехова. Разбор осуществлён по плану. Желаем приятного просвещения!
История создания
Рассказ «Невеста» является последним законченным произведением А.П. Чехова. Над этим творением писатель работал с 1902 по 1903 год.
При создании данного произведения писатель использовал не только свой литературный опыт, но и писательский опыт авторов-предшественников. В процессе создания рассказа «Невеста» Чехов писал своей жене Ольге Книппер, что пишет рассказ на старый лад — «на манер семидесятых годов». Возможно, писатель опирался на такие произведения, схожие с «Невестой»: «Трудное время» Василия Слепцова, «Разоренье» Глеба Успенского, «Новь» Ивана Тургенева и прочие подобные произведения, в которых главная героиня отказывалась от привычного образа жизни и в корне меняла свою судьбу, боролась за свою независимость.
Чехов медленно и кропотливо работал над рассказом «Невеста». Было сделано немало правок. Черновой вариант имел значительные отличия от окончательного варианта. Рассказ «Невеста» впервые был опубликован в издании «Журнал для всех» в номере 12 за 1903 год.
Жанр, направление
Жанр произведения Чехова «Невеста» — рассказ. Он состоит из шести небольших глав, сосредоточен на одном главном герое и имеет одну чёткую сюжетную линию.
Направление рассказа — реализм. В данном произведении описывается действительность такой, какая она есть, со всеми радостями и печалями.
Композиция и конфликт
Композиция рассказа «Невеста» линейная. События в данном произведении изложены в прямой последовательности. Его можно разделить на шесть частей:
- Пролог. В начале первой главы идёт описание персонажей и места действия. Читатель знакомится с главной героиней Надей, а также с обитателями дома Шуминых. Здесь также говорится о предстоящем событии в жизни героини — скором замужестве.
- Завязка. В середине первой главы назревает конфликт двух героев — Нади и Александра Тимофеевича. Он критикует праздную жизнь семейства Шубиных, в связи со скорой свадьбой, он жалеет, что Надя потратит молодость на бессмысленную жизнь.
- Развитие сюжета. Начиная со второй главы мы видим то, как Надя начинает сомневаться в своём будущем. Продолжает развиваться конфликт главной героини и Саши, который объясняет Наде, что ей надо получить образование и «перевернуть» свою жизнь.
- Кульминация — это третья и четвёртая глава. Надя приходит к выводу, что надо изменить свою жизнь.
- Развязка. В пятой главе описывается отъезд героини.
- Эпилог. Из шестой главы мы узнаём, что Надя живёт и учится в Петербурге, но скучает по своей семье. Девушка по дороге домой гостит у Саши. Но будучи в родном городе, она узнаёт, что её доброго друга больше нет. Она вновь стремится к новому, уезжая из родного города.
Конфликт рассказа «Невеста» заключается в непонимании Нади наставлений Саши. Она поначалу не принимает всерьёз его размышления о жизни. Также девушка не понимает и саму себя, не может разобраться в себе, в своём жизненном пути и предназначении. Конфликт между Сашей и Надей разрешается после того, как главная героиня сама приходит к выводу, что жизнь, которую ей предстоит прожить со своим женихом, ей не подходит. В итоге она просит помощи у Александра Тимофеевича.
Смысл названия
Интерпретировать смысл названия рассказа Чехова «Невеста» можно разными способами:
- Надя — несостоявшаяся жена, для своего жениха она была лишь невестой, которая сбежала в поисках лучшей, более чистой, перспективной и полезной жизни.
- Возможно, пройдёт время, и Надя найдёт настоящую любовь и вновь предстанет перед своим суженым в образе невесты. Но пока что она свободна, и она пока что «вечная невеста», девушка на выданье, которой ещё предстоит стать женой.
- Невеста — это символ чистоты и безгрешности. Надя — молодая, красивая, наивная и чистая девушка. И впереди её ждёт новая и счастливая жизнь.
- Если обратиться к этимологии слова «невеста», можно найти такое определение. В книге С.И. Карцевского «Из лингвистического наследия» можно выяснить, что «невеста» есть «новейшая», то есть девушка, только что вступившая в новый род, в новую семью. Но можно расценивать это слегка иначе: героиня вступает не в новый род, а в новую жизнь, где она свободна и полезна обществу.
Суть: о чём?
Надя Шумина — молодая девушка двадцати трёх лет от роду. С 16-ти лет она мечтала о замужестве. И вот скоро она должна была выйти замуж за Андрея Андреича, сына соборного протоиерея. Пока что она живёт со своей бабушкой Марфой Михайловной и матерью Ниной Ивановной.
Летом в доме Шуминых гостил Александр Тимофеевич — болезненный мужчина, которого обычно звали попросту Сашей. Он из года в год повторял девушке мысль о том, что в доме Шуминых пренебрежительно относятся к прислуге (служащие спят на полу на лохмотьях). Кроме того, он отмечал, что праздная жизнь, которую ведут Надя и её семья, а также жених девушки Андрей Андреич, ему непривычна и непонятна. Александр Тимофеевич пытался донести девушке, что ей надо пойти учиться, развиваться, ведь «только просвещённые и святые люди интересны, только они и нужны». Саша считал, что только с помощью таких людей на земле «настанет царствие божие». Наде было досадно от слов Саши, однако она не спорила с ним. Она жалела мужчину, ведь он был болен и слаб. И все же злилась на него за эти речи.
Вскоре Надя почувствовала сомнение в правильности своей жизни. Она стала плохо спать, с рассвета гуляла по саду, погружённая в глубокие раздумья. Незадолго до свадьбы во время осмотра нового дома с Андреем Андреичем девушка осознала, что не сможет жить под одной крышей с этим пошлым, глупым человеком. Когда Надя попыталась объяснить это своей матери, она столкнулась с непониманием. В отчаянье она попросила, чтобы Александр Тимофеевич увёз её с собой. Саша обрадовался, что девушка поняла, о чём он рассуждал. Под предлогом того, что Надя едет провожать гостя на вокзал, когда тот уезжал в Москву, она сбежала в город Петербург.
Живя в Петербурге, Надя скучала по матери и бабушке, вспоминала Сашу. Из дома к ней приходили письма — её простили за неожиданный отъезд. Весной, после сдачи экзаменов, Надя поехала домой. По пути она заехала в Москву к Саше. Девушка была безмерно благодарна ему, ведь он направил её на верный путь. Александр Тимофеевич был нездоров, чувствовал себя и выглядел хуже, чем в прошлом году. В его комнате было грязно и не убрано. Он совершенно себя забросил. Саша сообщил ей, что вскоре отправится на Волгу со своим приятелем и его супругой. После душевного разговора, мужчина проводил Надю на вокзал.
Некоторое время она жила в родном доме. Повидалась с постаревшими матерью и бабушкой, вспомнила прошлое. Ей пришло письмо из Саратова от Александра Тимофеевича. Он писал, что удачно съездил на Волгу, но приболел и, потеряв голос, попал в больницу, где лежит уже две недели. После этого письма у Нади появилось нехорошее предчувствие. Ей вдруг снова захотелось в Петербург. Знакомство с Сашей ей стало почему-то казаться таким далёким, прошедшим. Вскоре пришла телеграмма из Саратова: Александра Тимофеевича не стало (умер от чахотки).
Надя понимала, что её жизнь теперь другая, как и желал того Саша. В родных краях она чувствовала себя ненужной и одинокой. Прежняя жизнь её исчезла, словно сгорела. После этих мыслей, Надя вошла в комнату, где гостил Саша, и мысленно попрощалась с ним. Теперь она мечтала о новой, широкой и неизвестной жизни, которая так манила её вперёд. Она поняла, что надо уезжать. На следующий день Надя простилась с семьёй и уехала навсегда.
Вот более подробное краткое содержание по главам.
Главные герои и их характеристика
Главные герои рассказа «Невеста» и их характеристика представлены в таблице:
Надя Шумина | красивая и молодая девушка из богатой семьи. Ей 23 года. С 16-летнего возраста она «страстно мечтала о замужестве». И вот теперь у неё есть жених, который ей нравится, но она не любит его всем сердцем. Вскоре её мечта юности может сбыться, но Надя не рада этому. Она не уверенна в выборе своего жизненного пути. Её пугает неизвестность будущности. После наставлений Александра Тимофеевича, гостившего в их доме, она понимает, что с мужем будет несчастлива, и что жизнь праздная и спокойная не подходит ей. Она принимает решение об отъезде из дома. |
Александр Тимофеевич | «странный» гость из Москвы, приехавший к Шуминым на месяц. Его называют просто Сашей. Он сын обедневшей дворянки-вдовы. Александр Тимофеевич окончил училище живописи «по архитектурному отделению» и служит в одной их городских литографий. Ежегодно он летом приезжает к бабушке Нади, которая ему помогает, чтобы поправить своё здоровье и отдохнуть. Саша очень болезненный и худой. У него большие глаза, тёмные волосы, борода, длинные тонкие пальцы. Александр Тимофеевич одет в измятую рубашку, «застёгнутый сюртук и поношенные парусинковые брюки, стоптанные внизу». Несмотря на нездоровый и неухоженный вид, он красив. Он жалеет Надю, пытается её образумить, чтобы она вместо благополучного замужества поехала получать образование. Несмотря на то, что семья Шуминых, по мнению Саши, зажиточная, прислуга живёт в их доме плохо. На это Александр Тимофеевич обращает внимание Нади. |
Андрей Андреич | сын соборного протоиерея, жених Нади. Высокий, полный и красивый мужчина «с вьющимися волосами, похожий на артиста или художника». Он играет на скрипке, говорит мало. Андрей Андреич очень любит своего отца, и постоянно повторяет это при случае. Десять лет назад он закончил университет, по образованию филолог. Он изредка выступает на благотворительных концертах, поэтому в городе его называют артистом. Мужчина любит удобства, красивую жизнь, его привлекают безвкусные картины. Считает себя «праздным и бесполезным» для России, но ему противно даже помыслить, что он может пойти служить. Он мечтает, чтобы после свадьбы Надя переехала с ним жить в деревню, где они будут«наблюдать жизнь». Андрей Андреич счастлив, что вскоре женится на Наде, говорит с нею ласково, строит планы на будущее. |
Нина Ивановна | мать Нади. Она вдова, живущая за счёт свекрови Марфы Михайловны. Когда Нина Ивановна читает книги, то довольно чувствительно реагирует на описанные в них события и плачет. Она слабая и беззащитная дама, уставшая от жизни. Наде всегда казалось, что в словах и выражениях матери скрывается что-то таинственное, но на самом деле она была просто страдающей женщиной. Нина Ивановна «белокурая, сильно затянутая, в pince-nez», любит носить дорогие перстни на руках. Она интересуется гипнотизмом, «спиритизмом, гомеопатией», много читает, любит «поговорить о сомнениях», которым она всё время подвергалась. По факту ее просто сломал несчастный брак, в котором она страдала от зависимого положения. |
Марфа Михайловна | бабушка Нади, богатая женщина, «полная и некрасивая». Ей принадлежат «торговые ряды на ярмарке и старинный дом с колоннами и садом». Каждое утро она плачет и молится, чтобы Господь уберёг её от разорения. Марфа Михайловна говорит громко, отчего сразу становится понятно, что она считает себя главной в семье. Она держит в зависимости Нину Ивановну, свою невестку. Очень любит свою внучку Надю: после отъезда девушки в Петербург, она очень переживала. Когда-то она помогала материально дальней родственнице-вдове дворянского сословия, которая была разорена. После смерти родственницы она устроила её сына Сашу в художественное училище. |
Отец Андрей | соборный протоиерей, отец Андрея Андреича. «Худощавый, беззубый» пожилой человек. Когда он говорит, то невозможно понять, шутит он или говорит серьёзно. Выражение лица у него такое, будто он собирается рассказать что-то весёлое. |
Темы
Тематика рассказа «Невеста» весьма обширна:
- Тема любви. Главная героиня не нашла настоящую любовь. С шестнадцати лет она мечтала о замужестве. Андрей Андреич, за которого она должна была выйти замуж, оказался не тем человеком, которого она искала. Она нашла совершенно другой путь к счастью. Но это не значит, что Надя не была способна на любовь. Со временем она стала испытывать тёплые чувства к Александру Тимофеевичу — дружеские, но не менее искренние, чем любовные. Она любила его за то, что он повёл её по правильному пути, а это дорогого стоит.
- Поиск себя и своего места в жизни. Надя не могла смириться со своим положением, которое её ожидало, если бы она вышла замуж за нелюбимого человека. В ней томились странные, до сих пор неведомые ощущения. Поначалу девушка считала, что другого пути у неё нет, и ей придётся всю жизнь просидеть на месте, в доме с мужем, ведя праздную и однообразную жизнь. В итоге она поняла, что у неё есть другой выход, ведь она молода и всё может изменить. Её мучительные колебания закончились, когда они с Сашей сели в поезд. Надя в этот момент поняла, что сделала правильный выбор, и её ждёт новая счастливая жизнь, наполненная смыслом.
- Свобода от предрассудков. В прошлые времена люди считали, что если молодая девушка вовремя не вышла замуж, значит, она останется старой девой. Рассказ «Невеста» показывает, что это лишь предрассудки, которые не имеют смысла. Не обязательно жить так, как заведено. Можно построить более интересную и осмысленную жизнь. Надя понимала, что не обретёт счастье в замужестве, она не готова была «плыть по течению», и, воспротивившись навязанным рамкам, она «перевернула» свою жизнь, и вышла на новый путь.
- Революция. Так как А.П. Чехов писал свой рассказ в преддверии революции, в его произведении можно рассмотреть революционные настроения. Герои произведения — Надя и Саша — стремились изменить свою жизнь и жизнь вокруг, что говорит о желании построить новый мир, новое общество, которому суждено развиваться.
Проблемы
Проблематика рассказа «Невеста» не менее интересна:
- Проблема выбора. Иногда человек не может сделать выбор и изменить свою жизнь сам, и его надо подтолкнуть к этому. Надю не устраивала бессмысленность существования, но она не могла сделать правильный выбор, пока Александр Тимофеевич не дал ей стимул. Он смог выразить точку зрения, которую сама девушка не могла сформулировать в своих мыслях. Именно при помощи Саши она выяснила, почему колебалась, что именно печалило её.
- Конфликт поколений. В произведении Чехова наглядно продемонстрировано отношение к жизни матери и дочери. Нина Ивановна жила по старым законам и принципам: она вышла замуж не по любви. Овдовев, она осталась жить «под крылом» свекрови, у которой обязана выпрашивать каждую копейку. Надя пыталась объяснить матери, что она не готова отдать свою жизнь Андрею Андреичу. Нина Ивановна не поняла её: пытаясь успокоить дочь, она говорила, что это лишь волнение, которое вскоре пройдёт. Она считала, что уехать просто так, когда до свадьбы осталась всего неделя, нельзя. По её мнению, невозможно изменить то, что уже близко. Но Надя — представитель нового поколения. Для неё это оказалось возможным.
- Беззаботная и праздная жизнь. В произведении показаны представители зажиточного сословия, которые ничем не занимаются, их дни проходят в праздности. Жизнь их безликая. Эти люди не могут оставить ничего после себя. Семья Шубиных ничего не делает на благо Родины, общества. Даже собственной прислуге они не могут предоставить нормальные условия для жизни, что говорит об их равнодушии, скупости и эгоизме.
- Неустроенность молодого поколения. Многие люди, получив высшее образование, не шли работать по специальности, а искали иные места работы. Например, Андрей Андреич окончил филологический факультет университета, но нигде не работал, потому что его угнетала перспектива однообразного труда. Иногда он давал благотворительные концерты. Андрей Андреич мечтал увезти Надю в деревню, чтобы там видеть настоящую жизнь. Александр Тимофеевич окончил архитектурное отделение училища, но «архитектурой не занимался», а служил в Москве, в одной из городских литографий. Это связано с тем, что у него не было способностей к архитектуре.
Смысл
Основная идея рассказа «Невеста» заключается в том, чтобы показать людям, насколько слепы и бездеятельны представители дворянства. В доме Шуминых прислуга живёт в грязи, у них нет элементарных условий для нормального существования в барском доме. Хозяева живут безбедно, даже не замечая, что их обслуживают люди, которым не на чем спать. При этом зажиточная Марфа Михайловна без причины боится потерять средства к существованию, а Нина Ивановна носит на руках дорогие перстни.
Чехов показывает в своём произведении как может измениться человек, если вовремя достучаться до его юного и наивного, ещё не очерствевшего сердца. После рассуждений Александра Тимофеевича Надя начинает всё больше и больше задумываться о бессмысленности своей жизни, которую она планировала провести, сидя на месте. Каждому человеку в жизни необходимо найти свой путь, быть в движении, верить, что будущее будет лучше и светлее настоящего, тянуться к неизвестному и быть уверенным в собственных силах — в этом состоит главная мысль рассказа «Невеста».
Чему учит?
Рассказ А.П. Чехова «Невеста» учит нас уйти от бесполезного существования, найти своё место в жизни, чтобы быть нужным, полезным обществу, оставить что-то доброе, нужное после себя, частицу своей души. Человек должен быть готовым к самоотдаче, жить во благо родины и общества — вот главная мысль, которую пытается донести до нас автор.
Человек не должен останавливаться на достигнутом, а всегда должен быть в движении, искать во всём смысл, создавать что-то новое или просто трудиться. Нельзя сидеть на месте и «есть чужой труд». Чехов утверждает: если от человека нет пользы, значит, смысла в его жизни нет. О чем заставляет задуматься рассказ «Невеста»? Миру нужны деятели — такой вывод можно сделать из прочитанного.
Критика
Рассказы Чехова всегда вызывали бурные обсуждения в литературных кругах. Произведение «Невеста» в этом плане не исключение.
Русский публицист и критик Ангел Иванович Богданович положительно отзывался о рассказе Чехова «Невеста»:
«Бодрый, сильный аккорд, заканчивающий эту прелестную вещь, звучит в душе читателя как победный клич, как торжество жизни над мёртвой скукой и пошлостью серой и однообразной обыденности».
Литератор и театральный критик начала XX века Иван Васильевич Джонсон видел в рвении Нади Шуминой к новой жизни революционную окраску:
«Силы должны быть направлены на то, чтобы перевернуть жизнь общественную, а не только личную».
Кроме того, И. Джонсон отмечал, что от рассказа «Невеста» «веет на читателя тот дух энергии, бодрости, веры в человеческие силы и в возможность завоевания этого близкого будущего, который, казалось, совсем покинул за последнее время его творчество. И притом — что самое важное — веет силой, раньше в такой мере не обнаруживавшейся».
Главный редактор легендарного издания «Литературная газета», а также советский литературовед и критик Владимир Владимирович Ермилов отмечал, что Чехов в рассказе «Невеста» описывает «чудесный образ русской девушки, вступившей на честный путь революционной борьбы за то, чтобы перевернуть жизнь, превратить родину в цветущий сад».
Автор: Диана Танцур
Метки: 10 класс11 классАнтон Чеховразборрассказ Невеста
Читайте также:
Интересуетесь, какие юбилеи книг будем отмечать в 2022 году – мы собрали для вас полный список книг-юбиляров с указанием автора и даты издания. Для удобства все литературные произведения разделены на четыре категории:
- молодые юбиляры – книги, которым исполняется менее 100 лет;
- произведения, которым более 100, но менее 200 лет;
- литературные шедевры, которым исполняется более 200 лет;
- великие книги-юбиляры, которым уже более 300 лет.
Менее 100 лет
В данном блоке собраны самые молодые книги-юбиляры, которым в 2022 году исполнится менее 100 лет:
- 35 лет – Курт Воннегут «Синяя борода» (1987 год);
- 35 лет – «Норвежский лес» Харуки Мураками (1987 год);
- 35 лет – Лариса Миронова «Детский дом (Записки воспитателя)» (1987 год);
- 35 лет – Анатолий Рыбаков «Дети Арбата» (1987 год);
- 45 лет – Колин Маккалоу «Поющие в терновнике» (1977 год);
- 45 лет – Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» (1977 год);
- 50 лет – Р. Адамс «Корабельный холм» (1972 год);
- 50 лет – Братья Стругацкие «Пикник на обочине» (1972 год);
- 55 лет – Братья Стругацкие «Гадкие лебеди» и «Сказка о Тройке»;
- 55 лет – Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»;
- 60 лет – Марк Твен «Письма с Земли» (1962 год);
- 60 лет – К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» (1962 год);
- 65 лет – Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» (1957 год);
- 65 лет – Джек Керуак «В дороге» (1957 год);
- 70 лет – Э. Хемингуэй «Старик и море» (1952 год);
- 70 лет – Е. Замятин «Мы» (1952 год);
- 70 лет – Эдвин Брукс Уайт «Паутина Шарлотты» (1952 год);
- 75 лет – Агата Кристи «Подвиги Геракла» (1947 год);
- 75 лет – Альбер Камю «Чума» (1947 год);
- 80 лет – в Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1942 год);
- 80 лет – Роберт Музиль «Человек без свойств» (1942 год);
- 80 лет – А. Камю «Посторонний» (1942 год);
- 80 лет – Хорхе Луис Борхес «Фунес памятливый» (1942 год);
- 80 лет – Ивлин Во «Не жалейте флагов» (1942 год);
- 85 лет – Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно» (1937 год);
- 90 лет – М. Шолохов «Поднятая целина» (1932 год);
- 90 лет – Эрнест Хемингуэй «Смерть после полудня» (1932 год);
- 90 лет – Николай Островский «Как закалялась сталь» (1932 год);
- 90 лет – Максим Горький «Егор Булычов и другие» (1932 год);
- 95 лет – Франц Кафка «Америка (Пропавший без вести)» (1927 год);
- 95 лет – «Морфий» Михаила Булгакова (1927 год);
- 95 лет – «Сказки для вундеркиндов» Сигизмунда Кржижановского (1927 год).
От 100 до 200 лет
В данную категорию попали самые популярные книги юбиляры 2022 года, написанные в период с 1832 по 1922 годы:
- 100 лет – Александр Грин «Алые паруса» (1922 год);
- 100 лет – Франц Кафка «Замок» (1922 год);
- 100 лет – Корней Чуковский «Мойдодыр» и «Тараканище» (1922 год);
- 100 лет – Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада» (1922 год);
- 105 лет – Корней Чуковский «Крокодил» (1917 год);
- 105 лет – Синклер Льюис «Простаки» (1917 год);
- 105 лет – Люси Мод Монтгомери «Анин Дом Мечты» (1917 год);
- 110 лет – Джек Лондон «Алая чума» (1912 год);
- 110 лет – Артур Конан Дойл «Затерянный мир» (1912 год);
- 115 лет – Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса» (1907 год);
- 115 лет – «Морщинка» Алексея Ремизова (1907 год);
- 120 лет – Артур Конан Дойл «Собака Баскервиллей» (1902 год);
- 120 лет – Антон Павлович Чехов «Архиерей» (1902 год);
- 120 лет – Максим Горький «На дне» (1902 год);
- 125 лет – А. П. Чехов «На подводе», «Мужики» и «Печенег» (1897 год);
- 125 лет – М. Горький «Коновалов», «Бывшие люди», «Супруги Орловы» и «Мальва» (1897 год);
- 125 лет – Этель Войнич «Овод» (1897 год);
- 125 лет – Герберта Уэллса «Человек-невидимка» (1897 год);
- 130 лет – А. П. Чехов «Палата № 6» (1892 год);
- 130 лет – Николай Шелонский «В мире будущего» (1892 год);
- 135 лет – А. П. Чехов «Каштанка» (1887 год);
- 140 лет – Поль Верлен «Поэтическое искусство» (1882 год);
- 140 лет – Николай Вагнер «Гризли» (1882 год);
- 140 лет – Л. Н. Толстой «Исповедь» (1882 год);
- 145 лет – Тергенев «Сон» (1877 год);
- 145 лет – Ф. Достоевский «Сон смешного человека» (1877 год);
- 150 лет – Жюль Верн «Вокруг света за 80 дней» (1872 год);
- 150 лет – Ф. М. Достоевский «Бесы» (1872 год);
- 150 лет – Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» (1872 год);
- 150 лет – Николай Вагнер «Сказки Кота-Мурлыки» (1872 год);
- 155 лет – Жюль Верн «Дети капитана Гранта» (1867 год);
- 155 лет – Марк Твен «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1867 год);
- 155 лет – И. Тургенев «Дым» (1867 год);
- 160 лет – И. Тургенев «Отцы и дети» (1862 год);
- 165 лет – Л. Толстой «Юность» (1857 год);
- 170 лет – Лев Толстой «Детство» (1852 год);
- 170 лет – Иван Тургенев «Муму» (1852 год);
- 170 лет – Натаниель Готорн «Книга чудес» (1852 год);
- 170 лет – Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (1852 год);
- 175 лет – Шарлотта Бронте «Джейн Эйр» (1847 год);
- 175 лет – Иван Гончаров «Обыкновенная история» (1847 год);
- 180 лет – 1-й том поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» (1842 год);
- 180 лет – «Биографические рассказы для детей» Натаниеля Готорна (1842 год);
- 185 лет – М. Лермонтов «Смерть Поэта» (1837 год);
- 185 лет – А. Пушкин «Арап Петра Великого» (1837 год);
- 190 лет – великая трагедия «Фауст» И. В. Гёте (1832 год);
- 190 лет – А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» и другие произведения (1832 год);
- 190 лет – Николай Гоголь повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1832 год).
От 200 до 300 лет
Будут в 2022 году среди книг и юбиляры, которым уже за 200 лет:
- 200 лет – Э. Т. Гофман «Житейские воззрения кота Мурра» (1822 год);
- 205 лет – Джейн Остин «Нортенгерское аббатство» (1817 год);
- 210 лет – Братья Гримм сказки «Рапунцель», «Белоснежка» и «Король-лягушонок» (1812 год);
- 225 лет – Джейн Остин «Гордость и предубеждение» (1797 год);
- 230 лет – Николая Карамзин «Бедная Лиза» (1792 год);
- 230 лет – Карло Гоцции «Король-олень» (1792 год).
Более 300 лет
Самыми почетными юбилярами 2022 года станут книги, написанные до 1712 года:
- 305 лет – «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (1717 год);
- 325 лет – Шарль Перо «Сказки моей матушки Гусыни…» (1697 год);
- 715 лет – Данте Алигьерти «Божественная комедия» (1307 год).
Также смотрите в видео материале, о каких книгах юбилярах стоит особенно вспомнить в 2022 году:
Читайте также:
- Писатели-юбиляры 2022 года
- Юбилеи композиторов в 2022 году
- Юбилейные даты и знаменательные события в 2022 году
Загрузка…
Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете
Ctrl + Enter