Чехов рассказы о детстве

Сегодняшняя подборка рубрики влюблнныевкниги дат возможность увидеть хорошо известных писателей новым взглядом, рассмотреть то, о чм не говорят в школе

Сегодняшняя подборка рубрики #влюблённыевкниги даёт возможность увидеть хорошо известных писателей новым взглядом, рассмотреть то, о чём не говорят в школе на уроках литературы.

Чехов рассказы о детствеЧехов, Горький, Маяковский — три глыбы русской литературы. Со школы мы впитываем их образы, и для нас они уже и не люди вовсе — мифы. А когда писатели превращаются в мифы, они скучнеют, покрываются налётом пыли и не вызывают бурного интереса. Мол, «с вами и так всё ясно». Так вот, в сегодняшней подборке собраны книги, которые сметают эту пыль, показывают наших классиков живыми людьми — яркими, неидеальными, человечными.

«Две души М. Горького», Корней Чуковский

Чехов рассказы о детствеЕсли вы никогда не читали Горького, после этой книжки наверняка захотите прочитать. Или перечитать. Чуковский так красиво, объёмно, с душою рассуждает о «пролетарском» писателе, что видишь в нём прежде всего человека — очень противоречивого, яркого, страстного, увлекающегося.

«Две души Горького» — одна подлинная, другая придуманная, одна — душа художника, другая — мыслителя. Как художник Горький гениален. Его сила — в богатом, неукротимом цветении образов. Совсем не тот Горький-мыслитель. «В его художественных образах — бездна нюансов, а мысли элементарны, топорны, как брёвна». Его искусство блистательно опровергает его теории. И в этом — главное противоречие его творчества.
«Умилённая, хмельная любовь к русской — пусть и безобразной — Азии живёт в нём вопреки его теориям, и часто, когда он хочет осудить азиатчину, он против воли благословляет её». Горький говорит одно, а описывает другое. «Считываются» из его книг два разных посыла. Вот эта мысль Чуковского о Горьком была для меня нова и интересна. И если с этой новой мыслью читать Горького, фокусируясь на нём именно как на художнике, и не переоценивать в нём мыслителя, то, думаю, уйдёт то раздражение от морализаторства, которое часто бывало у меня прежде. Здесь ещё много интересных наблюдений: про то, что каждое произведение у Горького — лечебник русских социальных болезней. И лекарство каждый раз новое. Верит Горький в анархизм, будет лечить анархизмом, верит в социализм или коммунизм — они и лекарство. «Человек — это боль, которую нужно ути́шить». Вот его главный посыл. Вот ради чего пишет, ищет, мыслит, морализаторствует. И за эту мысль я Горького люблю. И за этот вот идеализм тоже люблю: «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт всё-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой». Чуковский же всегда восхищает меня своим пристальным взглядом в человека. Тем, как он может увидеть то, мимо чего прошли тысячи людей и не заметили. Как глубоко он всматривается в текст и в автора. «Две души Горького» — книга очень психологичная. Внутренний конфликт писателя, его стремление к перекраиванию себя и других, его гениальность показаны здесь через строки его книг, через его рассказы о детстве и юности. Чуковский — великий писатель человеческих душ — открыл мне нового Горького.

«Жизнь Антона Чехова», Дональд Рейфилд

Чехов рассказы о детствеСей весомый труд предъявляет нам жизнь классика буквально не по дням, а по часам. Автор проделал огромнейшую работу, собрал всё, что можно было собрать про Чехова и его семью — публикации, воспоминания, статьи и письма. Писем тут сотни (а может, даже тысячи). Приведены они без купюр и местами шокируют откровенностью и нецензурной лексикой. Переписка с братьями и друзьями изобилует скабрёзностями, пикантными подробностями и интимными переживаниями. Письма от родственников — сплошные жалобы на безденежье, здоровье, хандру. Родня заваливала Чехова упрёками, требованиями, мольбами выслать денег. В письмах от женщин — опять мольбы и упрёки, в ответ на которые Чехов подтрунивал и тонко шутил.

Вообще, создалось впечатление, что раздёргали его за жизнь. Маменька с папенькой, которые оставили одного в 16 лет, да ещё и требовали денег, братья с постоянным нытьём, поклонницы (со звучной кличкой «антоновки»). Всем чего-то надо было от него. В доме постоянно толпились гости, с жёнами, няньками, прислугой. Когда он умудрялся работать — совершенно непонятно. Какая-то удивительная бесцеремонность чеховского окружения, какой-то вечный вопль «помоги!!!» в его сторону вызывал у меня печаль и желание разогнать их всех. В отличие от нашей литературоведческой традиции, ставящей классиков на божницу, Рейфилд не испытывает воздыхательного пиетета к писателю. Но зато он искренне его любит и стремится увидеть в нём живого человека. Чехов тут — отнюдь не приглаженный дядька в пенсне. Чехов тут сложный, любящий жизнь и разные удовольствия человек, шутник и скабрёзник, интересующийся женщинами в совсем не возвышенном смысле. Подруги сестры, актрисы, какие-то эпатажные лесбиянки — у Антона Павловича было невообразимое множество коротких романов. Параллельно он общался сразу с несколькими женщинами. В результате я совсем запуталась в его привязанностях. Похоже, он порой и сам не мог в них разобраться. А его любовь к борделям добавили пикантности книге. В своих поездках он прежде всего посещал проституток и описывал национальные особенности этой профессии в письмах к братьям и друзьям. Как скучно мы живём — вот что я думала, читая про Чехова. И каким скучным он казался мне до этой книги, оказывается. В голове был махровый миф о строгом и печальном писателе, в котором решительно ничего от живого человека не оказалось. «Жизнь Антона Чехова» — подробнейший портрет не только писателя, но и всей эпохи. Рейфилд сметает с неё слой благородной пыли и показывает вторую половину XIX века во всей красе и разнообразии. Ну а издержки в виде сомнительных подробностей тут простительны, на мой взгляд. В конце концов, Чехов сам скрупулёзно хранил свою переписку. Догадывался, наверняка, что опубликуют. Значит, был не против.

«Тринадцатый апостол. Маяковский: Трагедия-буфф в шести действиях», Дмитрий Быков

Чехов рассказы о детствеКнига, несомненно, интересная. Вся жизнь Маяковского очень подробно описана (иногда даже по минутам): творческие пристрастия, выступления на публике, споры, женщины, неврозы, страхи, поездки за границу. И здесь, кроме Маяковского, ещё огромное множество талантливых и знаменитых — Горький, Есенин, Чуковской, Хлебников, Гумилёв, Брики, Ленин, Луначарский, и ещё десятки людей того времени, так или иначе имеющие отношение к поэту. Иногда это отношение очень опосредованное, но, видимо, для создания атмосферы, для объяснения своей теории, Быков пишет и о Некрасове (почти что реинкарнацией которого, по Быкову, являются Есенин и Маяковский вместе взятые), и о Толстом, и о Пушкине, и даже Лимонова упоминает. Материал исследован обширнейший — сотни стихов, очерков, писем, воспоминаний. Во всём этом многообразии очень хорошо представляется та эпоха, настроения интеллигенции, мысли, интересы, ценности. Анализ творчества Маяковского — глубочайший, Быков видит то, что с первого взгляда не видно, да и со второго часто тоже. Эрудиция автора, интеллект, энергичность, способность обобщить и найти скрытые смыслы, — это ценно. Но для меня есть в книге один большой минус. Книга настолько пропитана самим Быковым, его социальной позицией, что частенько он и Маяковского трактует так, чтобы свою эту позицию подтвердить — в ключе: «или у тебя есть совесть, или Родина». Со всей страстностью своей натуры Быков объясняет и поступки, и стихи поэта — безапелляционно и категорически. Ну что ж, имеет право, книга-то — его детище. Но, думаю, читая, надо помнить об этой субъективности и оставить Маяковскому право самому высказываться своими стихами.

* * *

Также на нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус. Подробные рецензии Александры Макаровой на представленные в подборке книги, вы можете найти в группе «Влюблённые в книги» во «ВКонтакте» и Instagram @knigizdes.

Рассказы  А.П.Чехова интересны и познавательны. Несколько поколений выросло на его произведениях. Их изучают в школе, читают во взрослом возрасте и всегда они вызывают интерес. Одним из таких рассказов является «Ванька».

История создания

Существует мнение, что рассказ является повествованием о детстве самого писателя. Он не видел детства таким, каким его принято представлять. Жизнь в бедности заставляла рано взрослеть. Писатель с детства трудился и до того уставал, что о детских играх и забавах не было и речи.
Скорее всего, его болезнь явилась следствием непосильного детского труда. И это болезнь привела его к ранней смерти. На фоне изматывающей его болезни Антон Павлович пишет свой рассказ «Ванька».
Предчувствуя скорый конец, автор внимательно вдумывается в детскую психологию. Причем предметом его изучения является психология ребенка, который по-взрослому способен понять душевную боль, мучившую его.
Есть две версии, кто мог стать прообразом Ваньки. Одни критики считают, что это рассказ писателя о своем детстве, другие отождествляют образ Ваньки с родственником Михаилом, которого отец отослал обучаться мастерству.

Направление и жанр

По глубине и психологизму этот рассказ относится к социально-обличительной беллетристике. В рассказе радостные рождественские эмоции соседствуют с безнадежностью в душе Ваньки. Радостное уживается рядом с грустным. Детская душа гибнет от алчности и безразличия взрослых.
Но есть другая сторона рассказа. Она показывает надежду мальчика на позитивные изменения в жизни, когда мальчик смотрит на свечу.

Суть произведения

Весь рассказ Антона Павловича строится вокруг письма девятилетнего мальчика Ваньки, которое он пишет своему деревенскому дедушке. Вся семья сапожника Аляхина ушла в церковь. На дворе Рождественский сочельник.
Мальчик остался один. Некому ему высказать всю боль, которую он испытывает, живя в услужении. Эта боль как душевная, так и физическая. Мальчика постоянно бьет хозяин, хозяйка не стесняется ткнуть ему в лицо рыбой.  У подмастерьев Ванька то же в услужении. Они гоняют его за водкой, велят таскать соленые огурцы из хозяйских запасов.
Мальчику не с кем поделиться. Никто не выслушает и не поможет. Только в письме к дедушке он рассказывает все о своей безрадостной жизни. Во время написания мальчик вспоминает родные деревенские просторы, дедушкиных собак  Каштанку и Вьюна.
Перед глазами в пламени стоящей на окне свечи мальчик, как наяву, видит хрустящий снег, голубое небо. Все его существо тянется к прошлой деревенской жизни. Он хочет ощутить себя ребенком, а рядом видеть дедушку с собаками.
В его представлении предстает дедушка, не спеша, свесив с печи ноги, читающий Ванькино послание. Рассказывает о московском быте, где для Вани все чуждо и непривычно. Ребенок по-взрослому смотрит вокруг, в таком раннем возрасте он уже попрощался с детством.

Характеристики главных героев

  1. Ванька. Девятилетний мальчик, не по годам умен. Никто не занимался с ним учебой. При этом Ваня пишет письмо, которое трудно написать даже старшекласснику. Письмо, большое по объему, написано душевно и складно.

Ваня делится с дедом своим тяжелым положением, рассказывает о жизни, в которой нет просвета. Но в то же время мальчик полон воспоминаний о сельской жизни, где он был счастлив, ходил с дедом январским днем за елкой.
Эти воспоминания остались единственным светлым пятном в его жизни. В городе мальчик забыл, что такое счастье, расстался с детством. По всему чувствуется, как он взросло мыслит.

  1. Дедушка Ваньки. Зовут его Константин Макарыч. Он служит при господах Живаревых сторожем. У него узкий круг интересов. Ему достаточно покурить любимый табачок, от запаха его дыма душа деда наполняется счастьем.

Константин Макарыч обходит вверенные ему владения с колотушкой. Разговоры с дворовыми работниками, приятный сон на теплой печи доставляют ему великую радость. Для Вани он является другом и наставником, все детские воспоминания мальчик сводит к общению с ним.

  1. Сапожник Аляхин. Он является хозяином кожевенной мастерской. По натуре он деспот. Для работы берет себе подмастерьев, мальчиков из бедных семей. Аляхин дает мальчишкам заработать гроши, кормит их плохо. От недоедания подмастерья велят Ваньке воровать огурцы из бочки.

Ванька видит от хозяина одни оплеухи и не слышит ни одного доброго слова. Естественно, что мальчик жалуется деду в письме, потому что терпеть такое просто невозможно.

  1. Супруга Аляхина. Деспотичная и невоспитанная мещанка, не имеющая никаких понятий о воспитании детей. Унижает Ваню, тыкая в нос рыбой, которую он не так чистит, как хотелось бы ей.
  2. Барыня Живарева Ольга Игнатьевна. Только теплые воспоминания остались в Ванькиной душе при воспоминании об этой женщине. Она хозяйка усадьбы, где работает ее дед и была горничной покойная мама. Ольга Игнатьевна стала единственным педагогом в жизни мальчика, которая научила его читать, писать считать и даже танцевать.
  3. Покойная мать Ваньки Пелагея. Мало сказано в рассказе об этой женщине. Видно только, что она добра и исполнительна в работе.

Темы произведения

  •  Тема надежды. Эта тема неярко прослеживается в рассказе, но все-таки Ванька не теряет надежду обрести счастье в лице деда;
  • Тема детства. Эта тема показана образом мальчика-сироты, которому общество не помогает ничем, и он выживает, как может;
  • Тема мещанства. Эта тема представлена образами супругов Аляхиных. Все в них является застарелым: образ жизни, вопрос воспитания, обучения.
  • Тема деспотизма. Казалось бы, не было никакого повода так жестоко относиться к своим нанятым работникам-детям. Однако Аляхин себе это позволяет.

Главная идея рассказа в том, что дети незаслуженно страдают за грехи взрослых и никто не помогает им нести тяжкий крест.
Рассказ «Ванька» не оставляет читателей равнодушными. Поэтому ценность этого произведения не уменьшается с годами.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Государственное
автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской
области

«Черепановский
педагогический колледж»

Мир
детства в рассказах АП. Чехова.

Выполнила:
студентка 101 группы

Лиханова
Анастасия

Проверила:
Шушкова С.А.

2020
г.

«Тема детства в
произведениях А.П. Чехова»

Детство – детский возраст, детские годы (от
младенчества до отрочества).

Детство — это период человеческого развития,
когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки,
усваивает культуру своего общества. При этом следует понимать, что детство — не
просто фаза человеческого развития, а понятие, имеющее в разные эпохи и у
разных народов неодинаковое социальное и культурное содержание. Развитие и
социализация ребенка протекают в определенной культурной среде, связанной с
другими сторонами жизни общества.

Антон Павлович Чехов — выдающийся российский
драматург и мастер современного рассказа известный всему миру. Он описывал
жизнь России своего времени, используя обманчиво простую технику, лишенную
навязчивых литературных приемов.

Родился Антон Павлович 29 января 1860 года в
портовом городе Таганроге Ростовской области.

Детство Чехова оставило болезненный след в
памяти писателя.

Павел Егорович – отец Антона Чехова –
воспитывал своих детей в большой строгости. Накопив денег, он открыл бакалейную
лавку в Таганроге. Помощь отцу в торговле стала для сыновей обязательным
занятием. Но у самого Павла Егоровича купеческое дело не вызывало особого
энтузиазма. Гораздо больше внимания он уделял церковной службе и общественной
деятельности.

Работу в продуктовой лавке детям приходилось
совмещать с учебой в гимназии, бесконечными спевками и репетициями в церковном
хоре, молениями. Кроме того, все сыновья должны были овладеть каким-либо
ремеслом. Будущий писатель изучал портняжное дело.

Антон Павлович писал о своем детстве: «Я прошу
тебя вспомнить, что деспотизм и ложь сгубили молодость твоей матери. Деспотизм
и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно
вспоминать. Вспомни те ужас и отвращение, какие мы чувствовали во время оно,
когда отец за обедом поднимал бунт из-за пересоленного супа или ругал мать
дурой. Отец теперь никак не может простить себе всего этого… Деспотизм
преступен трижды…».

В творчестве Антона Павловича Чехова
выделяются рассказы о детях, бережно передающие их обезоруживающую наивность,
простодушие, трогательное удивление перед открывающимся их глазам миром,
самоотверженные порывы («Детвора», 1886; «Гриша», 1886; «Кухарка женится»,
1885; «Мальчики», 1887).

О детской литературе Чехов высказывался
парадоксально: «…так называемой детской литературы не люблю и не признаю.
Детям надо давать только то, что годится и для взрослых. Надо не писать для
детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т.е. из
настоящих художественных произведений; уметь выбирать лекарство и дозировать
его — это целесообразнее и прямее, чем стараться выдумать для больного какое-то
особенное лекарство только потому, что он ребенок».

От этих взглядов Чехов не отступал на
протяжении всего творческого пути, но все-таки два его рассказа были
предназначены специально для детей – «Белолобый»(1895) и «Каштанка» (1887). Да
и многие другие его рассказы вскоре после публикации во «взрослых» журналах
входили в детское чтение. В основе этих рассказов лежит глубокая любовь к
детям, выражавшаяся не только в произведениях о них, но и в непосредственном
общении писателя с детьми.

Мир ребенка, необычный, неожиданный, яркий —
целая область эстетических и этических интересов А. П. Чехова. Для него это
особый мир, дети у него — особые люди.

В рассказах Антона Павловича о детях
отражалась подлинная жизнь того времени. Строгая и объективная позиция
писателя, ярость и выразительность повествования о явлениях действительности
придавали неотразимую убедительность его произведениям. «Он не говорит нового,
но то, что он говорит, выходит у него потрясающе убедительно, до ужаса просто и
ясно, неопровержимо и верно», — так высказывался о Чехове М. Горький.

В рассказах Чехова о детях можно выделить два
основных аспекта: восприятие мира глазами ребенка и восприятие взрослыми
детского мира. Чехов изображает те моменты в жизни детей, которые позволяют
выявить проблемы, возникающие от непонимания взрослыми мира ребенка. Он строит
свои рассказы чаще всего на столкновении детского сознания с миром взрослых,
чуждым и непонятным. В одних произведениях изображаются оба мира как
пересекающиеся. События рисуются такими, как их видят взрослый и ребенок. В других
внешний мир, с которым сталкивается маленький человек, предстает целиком в его
восприятии. Через взаимодействия между детьми и взрослыми выявляются
психологические особенности тех и других.

В рассказах о детях проявилось умение Чехова
видеть за внешним благополучием невидимую душевную драму, неустроенность,
смятение чувств.

В его рассказах за фасадом благополучия
существования – детская драма.

Душевная черствость и эгоизм взрослых мешают
им вглядеться в своего ребенка, понять, что происходит в его душе. Леность ума,
забвение насущных истин препятствуют ответственным, нравственно активным
поступкам, которые сблизили бы взрослых со своими детьми.

В рассказах Чехова дети — самые активные
защитники справедливости, они вступаются за обиженных и возмущаются дурными
поступками взрослых. Они умеют быть благодарными за доставленную им радость,
умеют и сами заботиться о тех, кто слаб и нуждается в помощи.

Детских образов у Чехова много. Чехов
исследовал, по существу, все решающие стадии взросления ребенка – от младенца
до подростка.

Например, малыш Гриша («Гриша», 1886)
интересен своим особым восприятием всего того, что он видит вокруг. Ребёнку
только два года 8 месяцев, он едва умеет говорить, но он уже интенсивно познает
жизнь.

Гриша гуляет по бульвару с нянькой. Это первый
сознательный выход на улицу из детской, в которой до сих пор был сосредоточен
для него весь мир. Впрочем, и в этой привычной обстановке для него были
загадки: папа, который мелькает за закрытой дверью (зачем он существует?),
тетя, лишь изредка появляющаяся в доме (куда она так незаметно и таинственно
исчезает?). Улица же полна таких загадок: незнакомые лица, солдаты с вениками,
лошади с двигающимися ногами (это особенно поражает мальчика, знавшего до сих
пор лишь деревянных лошадок, неподвижно стоящих в детской). И, знакомясь с
новым, малыш пользуется прежним своим опытом: люди на улице для него – это
множество «пап, мам, теть», продавщица фруктов – «какая-то няня», две
пробегающие собаки – необычно большие кошки «с длинными мордами, высунутыми языками
и длинными вверх хвостами».

До этой прогулки Гриша знал «только
четырехугольный мир», в котором «мама похожа на куклу, а кошка — на папину
шубу, только у шубы нет глаз и хвоста». Выход в большой мир потрясает мальчика.
И ничего, что няня груба с ним, а кухарка, к которой его завели в гости, дает
ему отхлебнуть из своей рюмки, так что он морщится и таращит глаза. Ничего, что
он разгорячился возле печки, и теперь у него жар: впечатления первой прогулки
не забудутся никогда.

Наблюдательности ребенка, жадно впитывающего в
себя впечатления бытия, соответствует отточенное искусство детали в детских
рассказах Чехова.

Незащищенность ребенка от произвола взрослых
может толкнуть его на поступок ужасный. Взрослые ставят ребенка в условия,
когда само физическое существование становится для него невыносимым, и в его
душе происходят страшные, непоправимые перемены – он просто перестает быть
ребенком, как Варька в рассказе «Спать хочется» (1888). В одном лице прислуга,
горничная, прачка и нянька. Эта тринадцатилетняя девочка не выдерживает тяжести
бессонных ночей

Измученная Варя в бессознательном состоянии, а
«ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но все еще кричит, и
неизвестно, когда он уймется. А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются,
голову тянет вниз, шея болит!».

У Варьки нет даже светлых воспоминаний о
деревенской жизни. Ее грезы окрашены в недетские, мрачные тона: темные облака,
холодный, суровый туман, какие-то обозы, люди с котомками и тени, бегущие по
жидкой грязи Сон и явь, соперничая друг с другом в мрачности, давят на мозг
Варьки, она на грани безумия.

Измученная девочка в бессознании находит
«врага», мешающего ей спать: это младенец! И задушив его, она «смеется от
радости, что ей можно спать, и через минуту спит уже крепко, как мертвая». Эта
фраза продолжается уже неритмизованной прозаической речью. Последнее слово
рассказа – это страшная участь Варьки. Убийство ее души началось с того, что
отнеслись к ней как к вещи. Теперь она мертва, независимо от того – останется
ли она физически невредимой, или хозяин поутру запорет ее шпандырем или
затопчет ногами.

Финал рассказа ужасает, но он, наверное, всё
же закономерен. У каждого человека существует определённая черта, за которой он
уже просто теряет разум

Ребенок, лишенный детства, — что может быть
трагичнее? Чем безрадостнее было детство, тем на большее зло способен взрослый,
считают психологи. Протест Варьки принял страшную форму уже в детстве,
настолько сильна ее физическая мука при полном отсутствии сочувствия с
чьей-либо стороны. К сочувствию и призывал Чехов, выступив адвокатом ребенка –
убийцы.

Будучи по профессии врачом, Чехов сознательно
показал в рассказе, как опасно обременять ребенка непосильным трудом. Детская
психика – явление тонкое и сложное, требующее к себе самого бережного
отношения.

Наше первое знакомство с Чеховым начинается в
раннем детстве. Рядом с Колобком, Мальвиной, Буратино оказываются Каштанка и
Белолобый. В начальной школе мы сопереживаем Ваньке Жукову. В старших классах
занимаемся анализом рассказов Чехова: «Хамелеон»(1885), «Человек в футляре»
(1898), «Унтер Пришибеев» (1885). Перед нами проходит длинный ряд чеховских
героев, разнообразных как по характеру, так и по жизненной позиции.

В чеховских рассказах о детях можно проследить
всю историю человеческого детства – от первых шагов двухлетнего Гриши
(«Гриша»), который не знает зачем существует папа, до продуманных действий
гимназиста Коли, который за рубль согласился не выдавать чужой тайны («Злой
мальчик»). Можно увидеть, как в жизнь ребенка вторгается ложь («Житейская
мелочь»), как каторжный труд меняет психологию маленького ребенка («Ванька»,
«Спать хочется»).

К сожалению, в школьной программе не
рассматривается такая тема, как «Детство в произведениях А.П. Чехова», которая
занимает немалую часть в творчестве писателя. Поэтому я так заинтересовалась
этой темой. Мне очень понравился рассказ Чехова «Детвора».

Дети играют в лото не в силу потребности
беззаботно повеселиться, а от гнетущей скуки, на которую их обрекли уехавшие в
гости родители. Дети предоставлены сами себе, сиюминутное воздействие взрослых
отсутствует. Однако духовно-душевный мир детей формируется под влиянием мира
взрослых. Дети играют во «взрослую» игру, играют, как взрослые, «с азартом», на
деньги, пользуясь терминами и языком взрослых. В игре раскрываются характеры.
Какие тонкие, яркие портреты! Практичный и завистливый девятилетний Гриша,
умненькая и самолюбивая Аня («лет восьми»). А вот их шестилетняя кудрявая
сестренка Соня явно более всех по душе автору. Писатель «в лоб» об этом не
пишет, однако все, что сказано о девочке, не вызывает сомнения в авторской
симпатии. Соня «играет в лото ради процесса игры, по лицу ее разлито умиление.
Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши».

Алеша описан не без иронии; нет сомнения, что
у такого маленького существа уже закладывается вовсе не ангельский характер:
«По виду он флегма, но в душе порядочная бестия. Сел он не столько для лото,
сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему приятно,
если кто ударит или обругает кого». Характеры проявляются в игре: «Аня видит,
что Андрей прозевал 28. В другое время она указала бы ему на это, теперь же,
когда на блюдечке вместе с копейкой лежит ее самолюбие, она торжествует». Или
«Партия! У меня партия! — кричит Соня… — Проверить! — говорит Гриша, с
ненавистью глядя на Соню».

Замечательно описание стола, за которым
играют: «стол… пестрит цифрами, ореховой скорлупой, бумажками и стеклышками».
Чехов активно использует прямую речь, диалоги динамичны, подчеркнута
эмоциональность детского восприятия, поведения, быстрые смены настроений
(отсюда быстрые смены тем разговоров). Чехов видит окружающее глазами детей и
признает их право быть собой.

Очень точно Чехов показывает, сколь
бесцеремонно может быть вторжение взрослых в детский мир. От взрослых в
рассказе как бы представительствует гимназист пятого класса Вася. Его тянет к
детям, он садится играть с ними. Но вместе с тем: «Это возмутительно! — думает
он. — Разве можно давать детям деньги? И разве можно позволять им играть в
азартные игры? Хороша педагогия, нечего сказать».

Борьба амбиций, самолюбий, алчность — все это
присутствует в среде совсем еще малышей. И все же дети трогательны,
непосредственны, открыты добру. Чехов не прибегает ни к каким рассуждениям.
Свидетельствуют лишь диалоги в игре, и финал — словно бы всепобеждающее детское
братство. Соня заснула, в постель «ее ведут всей гурьбой, и через какие-нибудь
пять минут мамина постель представляет собой любопытное зрелище. Спит Соня,
возле нее похрапывает Алеша. Положив на их ноги голову, спят Гриша и Аня. Тут
же, кстати, заодно примостился и кухаркин сын Андрей. Возле них валяются
копейки, потерявшие свою силу впредь до новой игры. Спокойной ночи!».

Удивительно чеховское умение одним-двумя
словами выразить отношение к человеку, описать ситуацию. Всего-то сказано:
«примостился и кухаркин сын Андрей», а за этим — целая судьба, драма не то
чтобы отверженного, но человека, который с младенчества должен знать «свое
место», и вот выдался случай, повезло: он рядом с другими детьми, как все. А это
заключительное «Спокойной ночи!». В нем столько любви, столько понимания!
«Детвора» — один из самых теплых и вместе с тем психологически глубоких
рассказов Чехова о детях.

Детскими рассказами Чехова, так — это не
просто рассказы о детях, а психологические исследования, благодаря которым мы
познаем ребенка во всей его природной, возрастной, индивидуальной
неповторимости.

«Родился в Таганроге,
помогал отцу в лавке, учился в гимназии, работал врачом, путешествовал,
заболел, умер, переходим к творчеству!». Кажется, что именно так проходят
биографии писателей в школе. Великие русские классики не кажутся настоящими
людьми, но если показать их как живых личностей, то и на их творчество, и на
литературу в целом школьники взглянут по-другому. И в преддверии 161-го дня рождения А.П.
Чехова мы делимся с вами малоизвестными историями из его жизни, взятыми из воспоминаний современников писателя. 

Литературный критик Дмитрий Быков однажды назвал Чехова
«самым веселым русским писателем». Таким Антон Павлович был не только в творчестве, но и в
обычной жизни. В воспоминаниях близких часто встречаются рассказы о проделках и
шутках писателя, причем как в детстве, так и в последние годы жизни. Вот
некоторые из них.

Детство               

Из книги «Антон Чехов
на каникулах» М.П. Чехов

«Однажды А.П. купил живую утку и, пока шли домой, всю дорогу
теребил ее, чтобы она как можно громче кричала.

 Пускай все знают, – говорил он, – что и мы тоже кушаем
уток».  

В детстве Чехов часто рыбачил с братьями, а в
промежутках между ловлей мальчики купались. Однажды Антон прыгнул с берега в
воду и рассек острыми камнями лоб. Шрам на левой стороне лба остался у него до
самой смерти и даже был указан в паспорте как особая примета.

Москва

Из книги «Друзья и
встречи» В.А. Гиляровский

Однажды двадцатилетний Чехов вместе с Владимиром Гиляровским
ехали к последнему чай пить. Лошадь была старая, поэтому часто останавливались.
Так на одной из остановок на углу Тверской и Страстной друзья купили в овощной
лавке соленый арбуз. Бумага, в которую был завернут арбуз, сразу стала
намокать, руки у Чехова мерзли. «Держать его в руках было невозможно, а
положить некуда». Тогда он предложил отдать арбуз городовому, пусть съест. И
только Владимир сказал: «На, держи, только остор…», как Антон Павлович
продолжил: Осторожнее, это бомба… неси ее в участок…»

Городовой осторожно поплелся в участок, сопровождаемый
кучкой любопытных, доложил, что «два агента охранного отделения, из которых
один был в форме (Гиляровский), приказали ему отнести бомбу и положить ее на
стол». В участке все перепугались, вызвали агентов, но без офицера,
«заведывавшего взрывчатыми снарядами» подойти к «бомбе» не решались.

В это время с вызова вернулись пожарные, и, узнав в чем
дело, один из них, донской казак Беспалов «как был, весь мокрый, в медной
каске, бросился в участок», сорвал с арбуза бумагу и понес домой. На все
протесты и увещевания он отвечал: «Наш, донской, полосатый. Давно такого не
едал».

Псевдонимы и прозвища

Всем известно, что у Антона Павловича было около 50-ти
псевдонимов: Юный старец, Антоша Чехонте, Брат моего брата, Человек без
селезенки, а еще Шампанский и Шиллер Шекспирович Гете.

1610717637

Давать псевдонимы и прозвища писатель любил не только себе.
С острова Цейлон он привез нескольких ручных мангустов и одного назвал Сволочью.

Двух подаренных такс сестра Мария Павловна назвала Бром и
Хина, но Чехов решил, что ко взрослым собакам нужно обращаться уважительно, и
дал им отчества — Бром Исаич и Хина Марковна.

В детстве Антоша придумал называть запретный шкаф со
сладостями «многоуважаемым и дорогим». Эту деталь он потом перенес на Гаева из
«Вишнёвого сада».

Ивана Бунина Чехов в шутку звал «господином маркизом
Букишоном», а Исаака Левитана  «Левиафаном».

Из прозвищ любимой жены Ольги Книппер-Чеховой можно составить
словарь: книпшиц, милюся, собака моя, моя актрисочка, конопляночка, дусечка моя
бесподобная, крокодил души моей, мамуся моя дивная, милая пьяница,
эксплуататорша души моей, Зюзик, Олюха, попугайчик и еще много забавных
эпитетов. 

1610716527

Мелихово

Из воспоминаний Т.Л.
Щепкиной-Куперник

По двору мелиховского дома бродили «египетские» голуби — кофейно-белого окраса  и точно такой же расцветки кошка. Однажды Антон
Павлович убедил свою подругу Т.Л. Щепкину-Куперник, что эти голуби получились в
результате скрещивания той самой кошки и обычного серого голубя. Писательнице
это показалось странным, но усомниться в таком авторитете как Чехов она не
решилась. В Москве женщина рассказала всем знакомым об удивительных чеховских
голубях, а потом долго стыдилась своего невежества.

Ялта

Из воспоминаний И.А. Бунина

Чехов и Бунин возвращались после долгой прогулки. «Он [А.П.]
очень устал, идет через силу», но тут, проходя мимо женщин, воскликнул: «А
слышали? Какой ужас! Бунина убили! В Аутке, у одной татарки!» И сразу прошептал
шокированному Ивану: «Молчите! Завтра вся Ялта будет говорить об убийстве
Бунина».

К сожалению, развязка этой истории неизвестна, видимо, слухи
«об убийстве» распространились не далеко.

1610716528

Многими Чехов воспринимается как интеллигентный доктор,
который носил пенсне и излагал великие цитаты. Оказывается, писатель был тем
еще шутником. И если вам кажется, что классики, не важно Чехов, Пушкин или Достоевский  снобы, которые только писали нравоучительные тексты и философствовали, попробуйте
узнать их получше. Тогда даже в маленьких деталях вы сможете найти живую
личность.

  • Чехов рассказ у телефона
  • Чехов рассказ размазня текст
  • Чехов рассказ про перчатки и панталоны слушать
  • Чехов рассказ подарок есть такой
  • Чехов рассказ каштанка аудио