Чехов рассказы хирургия читать

Конспект удобен для проведения урока литературы, здесь присутствует цель и три задачи, соблюдены этапы урока, организационный момент, актуализация знаний, определение

Конспект удобен
для проведения урока литературы, здесь присутствует цель и три задачи,
соблюдены этапы урока, организационный момент, актуализация знаний, определение
темы урока, лексическая работа, физкультминутка, работа в группах, итог урока, домашняя
работа.

Конспект урока
литературы
в 5 классе на
тему:
 «А.П.Чехов. Юмористический рассказ
«Хирургия».            

            Цель урока: формирование
устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету литературы на примере
рассказа А.П.Чехова «Хирургия», организация деятельности обучающихся для
достижения ими следующих результатов.

            Задачи:

— понимание терминов сюжет, идея, рассказ, юмор,
диалог, юмористичекие особенности
рассказа;

овладение
основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка на примере рассказа «Хирургия»

воспринимать на слух литературные произведения
разных жанров, осмысленное, выразительное чтение и адекватное восприятие;

-уметь отвечать на
вопросы по прослушанному и прочитанному тексту своими словами и с
использованием цитат;

-создавать устные
монологические высказывания разного типа;

-уметь вести
диалог;

-уметь работать в
группе.

Сценарий урока.

1.Организационный момент. Настрой на
работу.

          Учитель:
—  Учебник на столе у вас?

                             
А ручки и тетрадки?

                           
  Тогда урок начнём сейчас,

                             
Раз всё у вас в порядке.

                             
Будьте внимательны,

                             
Послушны, наблюдательны.

                             
Чтобы литературные тайны познавать,

                             
Нужно всё серьёзно изучать.

    — отчёт 
дежурного;

    — проверка 
готовности  класса  к  уроку:

                Я 
рада  новой  встрече  с  вами,

               
Приятно  ваше  общество, друзья!

               
Ответы  ваши  вы  готовьте  сами,

               
Их  с  интересом  буду  слушать  я.

               
Мы  сегодня  снова  будем  читать,

               
Выводы  делать  и  рассуждать.

                А 
чтобы  урок  пошёл  каждому  впрок

               
Активно  включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на
столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у
ребят

Урок очень важный

А почему он важный

Скажет каждый!

Добрый день, мои
друзья,

Встрече с вами
рада я.

Сели ровно, все
достали,

Вспоминаем все,
что знали,

Оставляем все
заботы

И включаемся в
работу.

Прозвенел уже
звонок,

Начинается урок.

Так что время не
теряем

И работать
начинаем.

Руки – на месте?

Ноги – на месте?

Локти – у края.

Спина – прямая.

Хорошо  проверь,
дружок,

Ты готов начать
урок?

Все ль на месте,
все в порядке,

Ручка, книжка и
тетрадки?

Все ли правильно
сидят?

Все ль внимательно
глядят?

Каждый хочет
получать

Только лишь
отметку … («пять»)

Ребята, какое у
вас сегодня настроение? 

Я очень рада, что
у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только
улучшаться.

Друзья мои!

Я очень рада
Войти в наш светлый дружный класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок:
Скрестите шпаги ваших мнений

Мы вместе сочиним урок!

Я хочу поделиться с вами улыбкой. У вас такие
солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет.
Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу!
Улыбнитесь гостям!
Прочувствуйте теплоту, свет, радость, подаренные  друг другу,  пронесите это
настроение через весь урок.

2. Актуализация
знаний
. Терминологическая разминка

Предлагаю начать
урок с терминологической разминки.

Сюжет-

Диалог-

Идея-

Рассказ-

Юмор-

— Хорошо, ребята, эти
знания мы берём с собой, они нам ещё пригодятся сегодня на уроке.

(. На доске карточки)

3. Определение
темы урока. Постановка цели .

Для того чтобы определить тему нашего урока
поиграем в  « Четвертый лишний». Перед вами четыре произведения. Найдите
четвертое лишнее, объясните свой выбор.

«Заколдованное место».

«Ночь перед рождеством»

«Хирургия»

«Пропавшая грамота»

С произведениями Н.В. Гоголя мы уже с вами
знакомились на наших уроках,

сегодня познакомимся с произведением А.П.Чехова 
«Хирургия». (На доске появляются карточки)

Посмотрите на это произведение, оно лежит у
вас на столе.

— Как вы думаете, какой жанр данного
произведения?  (рассказ)

 (Открывается часть темы на доске)

Между А.П. Чеховым и Н.В.Гоголем существует
связь не только на литературном поприще, но и в биографии есть общее. Оба
родились на Украине.

Поэтому в качестве эпиграфа я взяла
высказывание Гоголя и Чехова
(написаны с двух сторон на доске)

О смех,
великое дело!
 
Ничего более не боится человек так,
как смеха…
 
Боясь смеха, человек удержится от
того, 

от чего  не удержит его никакая
сила.
 
Н.В.Гоголь. 

 Они смешные, но невесёлые. 
А.П.Чехов. 

Мы с вами должны выяснить, что хотели сказать
Н.В.Гоголь и А.П.Чехов этими высказываниями. Обратимся к 1 эпиграфу, прочитайте
его и ответьте на вопрос:

— какой смысл заключается в этих словах?

 (Человек боится быть осмеянным, и он
старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех
удерживает людей от плохих поступков, а значит, делает их лучше).
 

 Вывод: значит, смех заставляет
человека задуматься над своими поступками, исправить своё поведение, смех
исправляет человеческие недостатки.( Юмор)

Значит,
мы будем знакомиться с  юмористическим  произведением А.П.Чехова.

Запишем число и тему урока. Юмористический
рассказ «Хирургия». А.П.Чехов.

— Как вы думаете,  какова будет цель
нашего урока?

 (Узнать в чём особенность юмористического рассказа) (На
доске)

Давайте
построим план работы на уроке.

1. Познакомиться с  юмористическим произведением
А.П.Чехова «Хирургия».

2. Проанализировать
прочитанное произведение. Узнать, какими средствами автор создал юмористическое
произведение.

3. Сделать
выводы.

 Конечно,
со смешным вы уже сталкивались в своей жизни : будь то забавный  случай, чей-то
рассказ или литературное произведение. Но в 5 классе вам впервые придется
взглянуть на смешное  глазами ученых-литературоведов. 

Ведь, чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приемы,
которые 

называются художественными средствами. 
(Определить какие художественные средства использует автор юмористических произведений)

Сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни. История
из жизни писателя,  легла в основу рассказа «Хирургия».

— Давайте предположим, о чём этот рассказ?

4. Лексическая
работа.

Лев Николаевич Толстой говорил: «Его язык удивителен. Я помню, что
когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то
странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил
меня».

— Значит, по мнению Толстого, в язык Чехова надо вчитаться. Как вы
понимаете это выражение?

Чтобы во время работы над данным произведением язык Чехова не показался
и вам странным и нескладным, я приготовила подсказку.

Наверняка некоторые
значения слов покажутся и вам не совсем понятными. Объясним значение этих слов.
(На листах )

Земская больница – это больница,
организованная  земством.  Земство —  орган
местного самоуправления. Они занимались различной деятельностью, в том
числе строили и содержали школы и больницы для  крестьян и простого
народа. Часто в таких школах был один учитель, а в больницах – один доктор.

Фельдшер – помощник врача, человек со средним медицинским
образованием.

Дьячок – низший чин служителя церкви.  

Чечунчовый – устар. От чесучовый (сделанный из плотной
шелковой ткани).

Триковые – сделанные из шерстяной ткани трико.

Карболовый раствор – дезинфицирующая жидкость.

Просфора – круглый хлебец, употребляемый в богослужении.

Псалтырь – часть Библии.

Литургия – церковное богослужение.

Косноязычие – невнятное, неправильное произношение,
расстройство речи.

Козья ножка – инструмент для удаления зубов.

Тракция – растяжение мышц.

5.Прослушивание аудиозаписи рассказа «Хирургия». Смысловое чтение с
пометками.

— Ребята, у вас на столах лежит текст рассказа
А.П.Чехова «Хирургия».

— Можете предположить, сколько участников
эпизода?

— Кто ведёт диалог?

Предлагаю прослушать рассказ «Хирургия» из
аудиокниги «А.П.Чехов. Рассказы» в исполнении замечательного артиста,
обладателя Гран-при первого открытого Российского конкурса артистов эстрады в
Санкт-Петербурге – Марата Рави. Когда-то артиста аналогичного жанра называли

 « человек-оркестр».

— А почему? Вы должны будете мне ответить на
этот вопрос, после того, как прослушаете аудиозапись в исполнении этого
замечательного артиста.

 Во время прослушивания вам необходимо  следить
по тексту и делать пометки. Напротив слов фельдшера, ставьте букву Ф, а
напротив дьячка – букву Д, напротив слов автора букву А.

Таким образом мы подготовим пьесу для
выразительного чтения по ролям.

(Прослушивание аудиозаписи).

— Согласны ли вы с тем, что Марата Рави можно
назвать « человеком-оркестром»?

(Человек и голос, богатство тембров, что
кажется перед нами настоящий театр).

— Можно ли сказать, что он профессионал, человек знающий
своё дело?

 Рассказ А.П. Чехова считается юмористическим, то есть
смешным.

-А о чем рассказ? (У дьячка заболел зуб. Он пытался
вылечить народными средствами, но в конце концов обратился в больницу. Фельдщер
Курятин не сумел удалить зуб).

— А разве это смешно, когда болит зуб? (Нет)

— А рассказ получился смешным. Почему?

— С помощью чего автор вызывает наш смех?

-Итак, мы с вами выполнили первый пункт нашего
плана?

— Что дальше мы будем делать?

 Теперь мы попробуем разобраться в том, как Чехову удавалось создавать
такие юмористические рассказы, какие средства он при этом использовал. Но для
этого нам нужно определить основную мысль рассказа «Хирургия».

                        «Коли не умеешь
рвать, так не берись».

—  А кому
принадлежат эти слова?

( Дьячку Вонмигласову.)

— Почему именно
дьячок высказал основную мысль? Как вы думаете?

 Дело в том, что ответ нужно искать в самой фамилии Вонмигласов. Она
означает «услышь меня», а так как дьячок богослужитель, то и получается «услышь
голос Божий». Это «говорящая» фамилия, а у А.П.Чехова все фамилии говорящие.

 На доске Средства:

1. Говорящие
фамилии героев.

-Как вы думаете,
что означает фамилия Курятин? На что она намекает?

Давайте я вам помогу. Вспомните фразеологизмы со словом курица.

 -Наверняка, все
слышали такое выражение «мокрая курица». А что оно означает?

 (Можно вспомнить
фразеологизм «Куриные мозги» — ограниченный, недалёкий, слабый ум. Так
говорят о человеке, у которого незначительные умственные способности или низкий
интеллектуальный уровень).

 Итак, делаем вывод. Судя по фамилии, а она говорящая, каким перед нами
предстаёт Курятин?

( Курятин ‒ жалкий человек. В отсутствие доктора он, фельдшер, захотел
сыграть роль доктор, которая ему совсем несвойственна.)

— Получилось это у
него? Правильно, нет. А почему? МЫ ДОЛЖНЫ ВЫЯСНИТЬ.

Физкультурная
минутка

— А теперь все тихо
встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

Раз — мы встали Раз —
мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять

Рисуй глазами
треугольник

Рисуй глазами
треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку
вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами
осторожно

Ты вдоль по линиям
води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи
горизонтально,

И в центре ты
остановись.

Зажмурься крепко, не
ленись.

Часики Не поворачивая головы, вращать глазами в
разные стороны, по кругу.

Облако

Нарисуйте глазами
облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

     
               Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево
посмотрели,

Глазки все
повеселели.

Снизу вверх и сверху
вниз.

Ты, хрусталик, не
сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче
стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль
брать,

Будем взглядом круг
писать.

А теперь слова
напишем.

Чьи же буквы будут
выше?

«Папа», «мама»,
«дом», «трава» —

За окном у нас видна.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там
вдали?

А теперь на кончик
носа.

Повтори так восемь
раз —

Лучше будет видеть
глаз.

Глазки нас
благодарят,

Поморгать нам всем
велят.

Плавно глазками
моргаем,

Потом глазки
закрываем.

Чтобы больше было
силы,

К ним ладошки
приложили.

6.Работа в
группах.

Почему
Курятин не смог сыграть роль врача?

Над
чем смеётся писатель?

 Для этого нужно погрузиться в рассказ, постараться услышать голос
автора, что и как он сказал о героях, обратить внимание на любую деталь,
помогающую создать юмористический жалкий образ.

Эту работу мы
проделаем в группах.

 У вас на партах лежат листочка с планами характеристики героев и
маркеры. Выберите правильно ответы и обозначьте маркерами. Подготовьтесь к
ответу.

1 группа даёт Характеристику Курятину, 2
группа Вонмигласову. (На работу даётся 3-5 минут).

Фельдшер Курятин

Внешность

Речь

Поведение, поступки

Дьячок Вонмигласов

Внешность

Речь

Поступки, поведение

Отчёт
групповой работы

 Итак, охарактеризуем героя . Смешной ли Курятин?
(выступление первой группы)

Курятин смешной. Его речь, поведение, одежда
говорят о том, что он хочет казаться важным, знающим свое дело, а на самом деле
ничего не умеет…)

 Итак, охарактеризуем героя. Смешной ли Вонмигласов? (выступление
второй группы)

(Вонмигласов смешной. Его речь, поведение говорят о том,
что его поведение не соответствуют поведению человека, который служит в церкви…
)

Давайте взглянем на смешное глазами учёных-литераторов.

Вывод

 Итак, герои смешные, вызывают у нас улыбку. Что
помогло автору показать героев смешными, какие средства он для этого
использует? (Описание внешности героев, их речь, поступки, поведение).

На доске Средства:

1. Говорящие
фамилии героев.

2.
Описание внешности героев

3.
Речь героев.(диалог)

4 Поступки и поведения героев.

Выполнили мы вторую
часть плана?

7.Итог  урока. 

-Почему нам хочется
смеяться, но в то же самое время появляется грустное чувство?

Чехов так и сказал
о своих рассказах:

Эпиграф
на доске.   «Они смешные, но невесёлые»

А.П.Чехов

Да, чеховский юмор
особенный – одновременно и смешно, и грустно. Почему? Над чем смеётся Чехов?

(Над глупостью и
невежеством.)

— Это уже
недобродушный смех, а смех, который направлен на пороки человеческие.

Ребята! Порой в
жизни получается так, что мы выглядим смешными. Хотите ли вы, чтобы над вами смеялись?

 Чехов видел смысл
своего юмора и сатиры в борьбе с человеческими пороками. Отдалённые от нас
целым столетием рассказы Чехова всё же во многом современны и даже злободневны.
-Что бы вы посоветовали нашим героям?

— Какой должна быть
речь?

А поведение?

— Как смеётся А.П. Чехов: весело или зло? (Весело).

— Вернёмся к теме урока: Юмористический рассказ ««Хирургия»
А.П,Чехов.»

Сформулируем вывод, можно ли этот рассказ назвать
юмористическим и почему?

(Этот рассказ можно назвать юмористическим, потому что
автор показывает смешных героев, используя для этого различные средства
создания характера (внешность, речь, поступки)).

8. Домашнее
задание.

Читать текст по
ролям.

Теперь вы имеете представление о героях
рассказа и событии происходящем в нём, я предлагаю проиллюстрировать отдельный
эпизод рассказа ( по желанию)

9. Рефлексия.

10. Подведение итогов.

Доктор Чехов не только тогда, когда ездил и ходил к больным пешком за
несколько верст, но и теперь лечит своими рассказами, юмором. Ведь все вы
знаете, что смех продлевает нам жизнь, более того, он лечит многие пороки.

– Есть ли общее между профессиями врача и писателя? (Французский
писатель Андре Моруа говорил об этом так: “И те и другие относятся к
человеческим существам со страстным вниманием, и те и другие забываю о себе
ради других”).

Чехов предполагал, что его будут читать 6, от силы 7 лет. Прошли
десятилетия. Чехов и сегодня один из любимейших писателей. Книги его читают,
пьесы ставят в театрах. На мемориальной плите в Германии, где умер Чехов,
написано: “Доброму человеку и врачу, великому писателю Антону Павловичу
Чехову”.


Луковая в
вс, 12/12/2021 — 07:18

Аватар пользователя Луковая

Хорошо пишете стихи.

__________________________________


alla в
вс, 12/12/2021 — 07:26

Аватар пользователя alla

и не только стихи, я еще на машинке вышивать могу Большая улыбка

__________________________________

«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе,
т. е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком».

А.П. Чехов


СИРена в
вс, 12/12/2021 — 09:36

Аватар пользователя СИРена

Классно!

__________________________________

Пчёлы не тратят время, чтоб доказать мухам, что мёд лучше дерьма.


alla в
вс, 12/12/2021 — 09:40

Аватар пользователя alla

SmileЦветок

__________________________________

«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе,
т. е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком».

А.П. Чехов

Аватар пользователя Слышик Николай

Пусть всё так и будет. +++

__________________________________

Слышик Николай


Базилио в
вс, 12/12/2021 — 09:43

Аватар пользователя Базилио

Эх, хорошо-то как!!!
ЦветокЦветокЦветок

__________________________________

Basil


alla в
вс, 12/12/2021 — 09:46

Аватар пользователя alla

Пусть всё так и будет. +++

время покажет

__________________________________

«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе,
т. е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком».

А.П. Чехов


alla в
вс, 12/12/2021 — 09:46

Аватар пользователя alla

Эх, хорошо-то как!!!

мне тоже нравится)

__________________________________

«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе,
т. е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком».

А.П. Чехов


Игорь New в
вс, 12/12/2021 — 10:27

Аватар пользователя Игорь New

Аккуратно у тебя вышло и гранённо так.
Но … ничего с собой поделать не могу — мешает лучшему восприятию куча местоимений. Хотя здесь конкретно — скорее игра слов такая.
Привет.
В конкурсе учавствовала?

__________________________________

… Ожог во лбу от выдумки неточной,
Мощь кофеина и азарт полночный
Легко принять за остроту ума … (С)


Tsaritsa в
вс, 12/12/2021 — 10:36

Аватар пользователя Tsaritsa

Хорошо написано. Стройненько так… +! Цветок
Ещё завтра перечитаю. Сегодня в моё настроение не зашло. Ни так Сердце , ни так Разбитое сердце . Видимо мои проблемы.

__________________________________

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)

Аватар пользователя Апрельская ведьма

Форма так хороша, что к содержанию вопросы исчезают. Цветок

__________________________________

Оставь пижамным лирикам удел
плести из слов причудливые тени,
отрегулируй оптики прицел,
глаголы зарядив, пли по мишени.
Сергей Тишуков


git55 в
вс, 12/12/2021 — 10:59

Аватар пользователя git55

Приятные мысли. + Цветок
С уважением

__________________________________

Глебов Иван Тихонович

Аватар пользователя Марина Веринчук

Плюсую с удовольствием, Алла! ЦветокСердце +

__________________________________

Марина Веринчук

Слова, слова, слова… (с)


alla в
вс, 12/12/2021 — 11:41

Аватар пользователя alla

Аккуратно у тебя вышло и гранённо так.
Но … ничего с собой поделать не могу — мешает лучшему восприятию куча местоимений. Хотя здесь конкретно — скорее игра слов такая.
Привет.
В конкурсе учавствовала?

Игорь, привет! Цветок Действительно много местоимений. Это когда часто пишу, то ударения путаю, то на местоимения как на костыли облокачиваюсь Печалька В конкурсе участвовала, но в прозе. Добро пожаловать, есть достойные работы в обеих категориях Звезда

__________________________________

«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе,
т. е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком».

А.П. Чехов


alla в
вс, 12/12/2021 — 11:43

Аватар пользователя alla

Хорошо написано. Стройненько так… +!
Ещё завтра перечитаю. Сегодня в моё настроение не зашло. Ни так , ни так . Видимо мои проблемы.

Оль, а почему только так или так. Тут скорее так Обнимашки

__________________________________

«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе,
т. е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком».

А.П. Чехов


alla в
вс, 12/12/2021 — 11:44

Аватар пользователя alla

Форма так хороша, что к содержанию вопросы исчезают.

я первый раз такой рифмой воспользовалась. Сама пришла, в пять утра встала, что еще делать, как не стих писать)

__________________________________

«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе,
т. е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком».

А.П. Чехов


morozov в
вс, 12/12/2021 — 11:48

Аватар пользователя morozov

в пять утра встала, что еще делать, как не стих писать)

Большая улыбка

Кто рано встаёт — тому Бог подаёт. Алла! Цветок


alla в
вс, 12/12/2021 — 11:51

Аватар пользователя alla

Игорь, а что вы смеетесь. Утро — мое любимое время суток, когда не на работу. В будни конечно спишь как убитый))

__________________________________

«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе,
т. е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком».

А.П. Чехов


alla в
вс, 12/12/2021 — 12:23

Аватар пользователя alla

Плюсую с удовольствием, Алла! +

Марина, спасибо! Цветок

__________________________________

«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе,
т. е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком».

А.П. Чехов

Аватар пользователя Анна просто Анна

Если чувствуешь, что на все готов, надо брать. Smile

__________________________________

Анна

Поэзия — музыка души.
Вольтер


alla в
вс, 12/12/2021 — 12:27

Аватар пользователя alla

дык не чемодан же, я б взяла, да вдруг сопротивляться начнет Большая улыбка

__________________________________

«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе,
т. е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком».

А.П. Чехов


Tина в
вс, 12/12/2021 — 12:29

Аватар пользователя Tина

Прелесть какая. + Цветок

__________________________________

Как грозовая туча, над вами грех.
За то, что вы язвительны и жгучи. И лучше всех. ©


alla в
вс, 12/12/2021 — 12:30

Аватар пользователя alla

Тина! СердцеЦветок

__________________________________

«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе,
т. е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком».

А.П. Чехов

Аватар пользователя Анна просто Анна

дык не чемодан же, я б взяла, да вдруг сопротивляться начнет

Как говорится про женихов в фильме «Самая обаятельная и привлекательная» :»Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё — наша задача! “ Smile

__________________________________

Анна

Поэзия — музыка души.
Вольтер


alla в
вс, 12/12/2021 — 12:39

Аватар пользователя alla

у меня есть план Smile

__________________________________

«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе,
т. е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком».

А.П. Чехов


morozov в
вс, 12/12/2021 — 12:46

Аватар пользователя morozov

Игорь, а что вы смеетесь.

Да мне не до смеха! Вечером ложусь, отложив в сторону перо, говорю себе — утро вечера мудренее, и, …не могу найти перо?! Нормально, да? Плач 2Большая улыбка


alla в
вс, 12/12/2021 — 12:52

Аватар пользователя alla

клавиатуру вам в помощь Большая улыбка

__________________________________

«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе,
т. е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком».

А.П. Чехов


morozov в
вс, 12/12/2021 — 13:37

Аватар пользователя morozov

клавиатуру вам в помощь

Не-е-е! Я на одной доске с Вели-и-кими! ЛОЛ)))


Irina K. в
вс, 12/12/2021 — 13:56

Аватар пользователя Irina K.

Отлично!) Цветок

__________________________________

Пока на улицах лежит снег, шоколадное пирожное — лучшее лекарство. (Э.М. Ремарк)

Краткое содержание Чехов Хирургия

Земский доктор отсутствует, он отлучился, чтобы жениться. Вместо него на приеме больных остался фельдшер Курятин. Автор описывает его как человека полного и довольного своим положением. В приемную входит дьячок местного прихода по фамилии Вонмигласов. Поискав глазами и, не найдя в приемной икону, он крестится на бутыль с карболкой и выкладывает перед фельдшером подношение — просфору.

Дьячок сильно мучается от зубной боли. И так она его донимает, что Вонмигласов не может выполнять свои обязанности чтеца и певца в церкви. Даже настоятель начал жаловаться, что старик стал гугнив и косноязычен.

Осматривая рот больного, Курятин находит причину боли — зуб с дуплом, и решает его вырвать. Вонмигласов, который перепробовал уже несколько способов домашнего лечения, нисколько не облегчивших его состояния, согласен. На то ведь и поставлен фельдшер в больнице, ему виднее.

Курятин выбирает нужный инструмент, ухватывает зуб покрепче и пытается его выдернуть. Он достаточно самоуверен и считает свое дело простым. Главное — определить, чем нужно рвать зуб: щипцами, козьей ножкой или ключом. Зуб не поддается, а пациент кричит от боли и хватает фельдшера руками. Курятин прикладывает все больше усилий, упирается ногами и потеет от натуги. Однако упрямый зуб остается на месте, а его обладатель уже начинает ругаться. В конце концов щипцы срываются.

Пациент и фельдшер расположены друг к другу совсем уже не так дружелюбно как вначале. Дьячок обвиняет Курятина в некомпетентности, а тот в ответ упрекает Вонмигласова в невежестве. Однако оба решаются на вторую попытку, во время которой раздается громкий хруст и зуб ломается. Часть его Курятин вытаскивает, а во рту страдальца Вонмигласова остаются два острых осколка. Придя в себя от боли, дьячок ругает фельдшера, уже ничуть не стесняясь в выражениях, он забирает принесенную просфору и уходит, кляня на чем свет стоит и Курятина и хирургию и всю медицину в целом.

О рассказе Хирургия

Как известно, знаменитый русский писатель Антон Павлович Чехов работал врачом. Многие рассказы были написаны автором по реальным событиям, произведшим на него впечатление. Умение подмечать детали и описывать их красочно и объемно делает каждый, даже самое небольшое произведение Антона Павловича, живой и совершенной историей. Во время его проживания в городе Воскресенске и работы в Чикинской земской больнице появился рассказ «Хирургия».

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Чехов. Все произведения

Хирургия. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Повествование о Ктулху начинается с того, что при несколько странных обстоятельствах умирает двоюродный дед рассказчика – Джон Энджел. Племяннику приходится разбирать его вещи и в них он находит странную шкатулку, на которой загадочные знаки.

Молодая учительница уезжала из командировки в курортном городке в Москву. В купе она познакомилась с актером Вадимом Померанцевым, который играл в фильме роль учителя.

Колина бабушка жила в Петербурге. Он решил написать ей письмо. В нём поздравил её со Светлым праздником, рассказал о своей деревенской жизни, об учёбе и о том, как проводит свободное время. Письмецо получилось

Кларисса Дэллоуэй – светская дама, лет пятидесяти. Она готовится к приему гостей, а точнее представителей высшего общества Англии. Мисс Дэллоуэй отправляется в цветочный магазин. По пути она встречается со старым знакомым

Многие дети прошли ужасы войны и очень хорошо знали, что значит быть голодными. В этом рассказе ребенок рассказывает о своих мыслях и простых желаниях, одним из которых является одно только — быть сытым.

«Хирургия»: краткое содержание рассказа Чехова и полный текст

«Хирургия» рассказ А. П. Чехова, написанный в 1884 году. Как и другие ранние юмористические произведения писателя, был опубликован с подписью «А. Чехонте».

В рассказе описана сценка из жизни земской больницы. Фельдшер, хвастающийся своими познаниями в хирургии, пытается вырвать больной зуб дьячку. Он долго возится, мучая пациента, но в итоге лишь ломает зуб. Поначалу фельдшер и дьячок ведут себя предельно вежливо, но чем дальше, тем сильнее ругаются. Расстаются медик и пациент, проклиная друг друга.

Полный текст и аудиоверсия

Аудиоверсия доступна на YouTube:

Краткое содержание

Доктор земской больницы уехал на свадьбу, и пациентов принимает фельдшер Сергей Кузьмич Курятин. На приём приходит пожилой дьячок Ефим Михеич Вонмигласов, у которого страшно разболелся зуб. Медик сообщает, что зуб нужно вырвать.

Оба разговаривают крайне учтиво: дьячок поздравляет фельдшера «с воскресным днем», называет «вашей милостью», расточает комплименты докторам.

— На то вы, благодетели, и поставлены, дай бог вам здоровья, чтоб мы за вас денно и нощно, отцы родные. по гроб жизни.

Курятин обращается к пациенту на «вы», уверяет, что ничего сложного в удалении зуба нет:

— Хирургия — пустяки. Тут во всём привычка, твёрдость руки. Раз плюнуть.

Но оказывается, что всё не так просто. Фельдшер тянет зуб щипцами, а тот не поддаётся. У дьячка от боли глаза лезут на лоб, он кричит: «Да дёргай же, дёргай!». Щипцы срываются.

b76bc2a65c8cca58322cd7b7916271a6

Иллюстрация Александра Апсита

Курятин с Вонмигласовым уже позабыли о приличиях и ругаются.

— Чтоб тебя так на том свете потянуло. Коли не умеешь рвать, так не берись!

— А ты зачем руками хватаешь. Дура!

— Сам ты дура!

Фельдшер делает вторую попытку и снова тянет зуб. Раздается хруст зуб сломался. Дьячок, ещё недавно называвший доктора «благодетелем», разражается проклятиями:

— Парршивый чёрт. Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!

— Поругайся мне ещё тут. Ништо тебе, не околеешь! огрызается Курятин.

8c8fd275a1c278cb4ec3489365ef6f00Иллюстрация Кукрыниксов

Краткое содержание рассказа «Хирургия» А. П. Чехова

Рассказ «Хирургия» Чехова был написан в 1884 году. Для читательского дневника и подготовке к уроку литературы в 5 классе рекомендуем прочитать краткое содержание «Хирургия». С присущим ему юмором и сарказмом писатель описал весьма распространенную ситуацию в медицине, когда обыватели вынуждены доверять свое здоровье коновалам.

Основные персонажи рассказа

  • Сергей Кузьмич Курятин – фельдшер земской больницы, сорокалетний толстый мужчина.
  • Ефим Михеич Вонмигласов – дьячок, высокий коренастый старик.
  • Александр Иванович Египетский – богатый и образованный помещик, которому Курятин рвал зуб.

Чехов «Хирургия» краткое содержание

«Хирургия» Чехов краткое содержание для читательского дневника:

Действие рассказа происходит в глубинке России в конце XIX века. В земской больнице временно отсутствует доктор. Вместо него прием больных ведет фельдшер Сергей Кузьмич Курятин. На прием к фельдшеру приходит старик, дьячок Ефим Михеевич Вонмигласов. Он жалуется на больной зуб, которые не дает ему покоя.

Осмотрев пациента, фельдшер объявляет, что зуб нужно удалить. При этом он уверяет, что хирургия – это пустяки, а вырвать зуб для него – это “раз плюнуть”. Дьячок радуется, что наконец-то избавится от боли. Фельдшер берет щипцы и пытается вырвать зуб, но дело идет медленно и мучительно. Дьячок кричит от боли и просит поскорее закончить.

Внезапно у фельдшера соскальзывают щипцы, и дьячок вырывается из его рук. Пациент понимает, что зуб не вырван. Он кричит и обвиняет фельдшера в неумелости. На этот раз фельдшер заявляет пациенту, что удаление зубов – это нелегкое дело. После перепалки фельдшер снова берется за дело и пытается вырвать зуб. При этом он напоминает дьячку, что хирургия – это не шутка.

Внезапно во рту пациента слышится хруст. Дьячок трогает зуб и понимает, что тот разломан, но так и не удален. Дьячок ругает фельдшера, однако вместо извинений слышит лишь оскорбления. Держась за щеку, несчастный пациент уходит прочь.

Сжатый пересказ «Хирургии» Чехова

А. П. Чехов «Хирургия» краткое содержание:

Фельдшер удаляет пациенту зуб. Начав это делать самоуверенно, он в результате показывает свою неумелость и ломает зуб.

В земской больнице вместо отлучившегося доктора больных принимает фельдшер Курятин. Приходит дьячок Вонмигласов, приносит просфору и жалуется на сильную зубную боль.

В его зубе дупло. Фельдшер решает вырвать зуб. Он говорит, что хирургия — пустяки, но зубы рвать нужно с умом, вспоминает, что недавно вырвал зуб у помещика Александра Иваныча Египетского. Дьячок благодарно говорит фельдшеру о его учёности.

Курятин начинает операцию. Дьячок громко кричит от боли. Фельдшер требует от больного не хватать его за руки. Дьячок продолжает кричать: «Отцы… радетели… Ангелы! Ого-го… Да дёргай же, дёргай! Чего пять лет тянешь?».

Щипцы срываются с зуба. Дьячок укоряет фельдшера: «Тянул. Чтоб тебя так на том свете потянуло. ». Фельдшер сердито говорит, что больной мешал ему, что зуб рвать очень тяжело, упрекает дьячка в глупости и продолжает рвать зуб. Слышен хрустящий звук. Фельдшер бормочет, что нужно было применить козью ножку.

Вместо зуба дьячок обнаруживает во рту два торчащих выступа. Он ругает фельдшера. Тот упрекает дьячка в необразованности. Дьячок забирает просфору, принесённую фельдшеру, и уходит.

Это интересно: Рассказ «Хамелеон» А. П. Чехова был впервые опубликован в 1884 году. Произведение вошло в сборник «Пестрые рассказы» (1886). В рассказе Чехов осмеивает подобных Очумелову беспринципных людей-«хамелеонов», которые в зависимости от ситуации меняют свое мнение на наиболее для них выгодное.

Сюжет рассказа «Хирургия» с цитатами

Краткое содержание «Хирургия» Чехов с цитатами из произведения:

Земской доктор покинул больницу, чтобы сыграть свадьбу. Во время его отсутствия больных принимал фельдшер Курятин – обстоятельный «толстый человек лет сорока», лицо которого внушало доверие.

В приемном покое появился дьячок Вонмигласов, который принялся жаловаться на сильную зубную боль. Мужчина очень страдал – щека его распухла, он не мог ни есть, ни спать. Он уже и «водку с хреном» прикладывал к больному месту, и ниточку носил «с Афонской горы», но ничего не помогало.

Во время осмотра Курятин заметил «один зуб, украшенный зияющим дуплом». Сказав с важным видом, что «хирургия — пустяки», он принялся рыться в инструментах доктора и рассуждать о том, что зубы разные бывают – «один рвешь щипцами, другой козьей ножкой, третий ключом… Кому как».

Свой выбор фельдшер остановил на щипцах, которыми ухватился за зуб и принялся что есть силы его тащить. Дьячок стал громко кричать от нестерпимой боли и хватать руками своего мучителя. Щипцы сорвались с зуба, и Вонмигласов принялся укорять фельдшера: «Коли не умеешь рвать, так не берись!».

Курятин гневно напомнил дьячку, что рвал зуб богатому помещику Александру Ивановичу Египетскому, и тот «не хватал руками». Операция продолжилась. Послышался хруст. Вонмигласов минуту сидел «неподвижно, словно без чувств». Затем, обругав Курятина и «придерживая щеку рукой», он ушел восвояси…

Заключение

Чехов описал распространенную ситуацию, когда по вине неопытных медицинских работников страдали люди. Наиболее же очевидные, и зачастую непоправимые «промахи» приходились как раз на хирургию.

Другой рассказ «Лошадиная фамилия» Чехова был написан в 1885 году. Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Лошадиная фамилия». В произведении описана анекдотичная ситуация, когда необходимо было срочно вспомнить фамилию человека, умевшего исцелять больных даже по телеграфу.

Видео краткое содержание «Хирургия» Чехов

Произведение А.П. Чехова рассказывает о невежестве в белом халате. Рассказ высмеивает фельдшера земской больницы, который, оставшись вместо доктора «за главного», важничает перед дьячком, у которого нестерпимо болит зуб. Удалить больной зуб не удалось, так как медицинское «светило» не справилось даже с этой простой задачей, после чего тон дьячка изменился.

Рассказ высмеивает многие пороки человечества: хамство, чинопочитание, желание похвастаться и утвердиться за счет того, кто от тебя зависит, привычку угодничать и лебезить перед тем, кто сильнее.

Аватар пользователя alla

Только пережив чёрные дни, начинаешь ценить серые будни (с)

серая тоска стучится в стёкла,
не пущу её, задёрну шторы,
чтобы настроенье не поблёкло.
не приемлю с разумом я ссоры.

книга верная мне скрасит вечер,
баночка пивка и пачка чипсов.
и душе, конечно, станет легче
на портале пламенных начписов.

пусть уныло за окном и серо,
знаю, что зима опять наступит.
а когда вокруг всё станет белым,
не останется следа от мыслей глупых.

распорядок жизни прост и скромен,
на работу утром — делать дело.
видно, серость навалилась строем,
но сама я этого хотела.

Аватар пользователя Феликс Аитов

Аллочка, сочувствую очень… +

__________________________________

До встречи, Феликс.


СИРена в
пт, 10/12/2021 — 19:00

Аватар пользователя СИРена

Видео с котиками вам в помощь. Smile

__________________________________

Пчёлы не тратят время, чтоб доказать мухам, что мёд лучше дерьма.


Базилио в
пт, 10/12/2021 — 19:19

Аватар пользователя Базилио

а когда вокруг всё станет белым,
не останется следа от мыслей глупых.

Согласен. Прям чую, как они улетучиваются.
ЛайкЗвездаЦветок

__________________________________

Basil

Аватар пользователя Анна просто Анна

У вас там, наверно, тоже ни одной снежинки. Цветок

__________________________________

Анна

Поэзия — музыка души.
Вольтер


Доберман в
пт, 10/12/2021 — 23:21

Аватар пользователя Доберман

…аяясные дни…)))

__________________________________

«Mia san mia»


Буреломов в
сб, 11/12/2021 — 00:43

Аватар пользователя Буреломов

Цитата хорошая)))

__________________________________

С глубочайшим унижением и истовым раболепием к чужому мнению


FeliksRB в
сб, 11/12/2021 — 01:50

Аватар пользователя FeliksRB

А если вокруг все не станет белым..? +10 и дождь. Smile Как быть? Smile +


alla в
сб, 11/12/2021 — 05:35

Аватар пользователя alla

Аллочка, сочувствую очень… +

а меня в моем болотце все устраивает Smile

__________________________________

«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе,
т. е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком».

А.П. Чехов


alla в
сб, 11/12/2021 — 05:36

Аватар пользователя alla

Видео с котиками вам в помощь.

тут конкурс начинается, будет чем заняться))

__________________________________

«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе,
т. е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком».

А.П. Чехов


alla в
сб, 11/12/2021 — 05:36

Аватар пользователя alla

а когда вокруг всё станет белым,
не останется следа от мыслей глупых.
Согласен. Прям чую, как они улетучиваются.

ждемс)

__________________________________

«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе,
т. е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком».

А.П. Чехов


alla в
сб, 11/12/2021 — 05:36

Аватар пользователя alla

У вас там, наверно, тоже ни одной снежинки.

да ужас)

__________________________________

«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе,
т. е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком».

А.П. Чехов


alla в
сб, 11/12/2021 — 05:37

Аватар пользователя alla

…аяясные дни…)))

и хмурые тоже себе)

__________________________________

«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе,
т. е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком».

А.П. Чехов


alla в
сб, 11/12/2021 — 05:37

Аватар пользователя alla

Цитата хорошая)))

стих вообще никак? удалить?

__________________________________

«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе,
т. е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком».

А.П. Чехов


alla в
сб, 11/12/2021 — 05:41

Аватар пользователя alla

А если вокруг все не станет белым..? +10 и дождь. Как быть? +

даже не знаю, не могу себе такого представить Печалька Это на юге, там хотя бы пальмы зеленые

__________________________________

«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе,
т. е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком».

А.П. Чехов


nozanoza в
сб, 11/12/2021 — 08:03

Аватар пользователя nozanoza

стих вообще никак? удалить?

Ни в коем случае!
Я ещё наизусть не выучил.

А ещё такие стихи есть?

__________________________________

Трулль. Не сетевой, не фабричный, а самый натуральный. Не толстый, а мощный. И не тупой, просто неторопливый: тролли живут триста лет.
Что я тут делаю? Что хочу, то и делаю. На то я и тролль. Сейчас вот с книжкой валяюсь. Ем за чтением. И читаю за едой.


Glimpse в
сб, 11/12/2021 — 10:02

Аватар пользователя Glimpse

Надоедает все, даже счастье. Большая улыбка + Цветок

__________________________________

В порядке не очередности


alla в
сб, 11/12/2021 — 10:47

Аватар пользователя alla

А ещё такие стихи есть?

какие такие?

Надоедает все, даже счастье.

ну нет, мне мое болотце никогда не надоест Большая улыбка

__________________________________

«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе,
т. е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком».

А.П. Чехов


Irina K. в
сб, 11/12/2021 — 12:41

Аватар пользователя Irina K.

пусть снег скорее выпадет) Цветок

__________________________________

Пока на улицах лежит снег, шоколадное пирожное — лучшее лекарство. (Э.М. Ремарк)


alla в
сб, 11/12/2021 — 19:52

Аватар пользователя alla

я уже забыла как он выглядит Печалька

__________________________________

«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе,
т. е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком».

А.П. Чехов


Tsaritsa в
вс, 12/12/2021 — 11:18

Аватар пользователя Tsaritsa

Всё хорошо, Алла. А будет ещё лучше. Снега полны улицы, Новый год на пороге, что ещё надо для покоя в душе?
Сердце +!

__________________________________

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)

Аватар пользователя Марина Веринчук

Замечательно, Алла! ЦветокСердце

__________________________________

Марина Веринчук

Слова, слова, слова… (с)


alla в
вс, 12/12/2021 — 11:36

Аватар пользователя alla

Всё хорошо, Алла. А будет ещё лучше. Снега полны улицы, Новый год на пороге, что ещё надо для покоя в душе?
+!

у нас пока без снега, за то солнце слепит, так и тянет прогуляться. Конечно будет, был бы смысл во всем…

__________________________________

«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе,
т. е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком».

А.П. Чехов


alla в
вс, 12/12/2021 — 11:37

Аватар пользователя alla

Замечательно, Алла!

меня тоже моя серость утраивает)

__________________________________

«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе,
т. е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком».

А.П. Чехов


Tsaritsa в
вс, 12/12/2021 — 15:38

Аватар пользователя Tsaritsa

Конечно будет, был бы смысл во всем…

Какой смысл, Алла? Жизнь, это просто нить закреплённая с двух коцов. В ней нет смысла. Есть скольжение от одного конца в другой. Может где-то там, «за узлом», смысл и есть, но в жизни — нет.

__________________________________

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)


alla в
вс, 12/12/2021 — 15:41

Аватар пользователя alla

а я так думаю мы сами смыслом наполняем существование. вот мне среди моей серой скуки пришла в голову мысль, я буду ее осуществлять, это дает мне энергию и смысл существования. Цель. Без цели жизнь пуста

__________________________________

«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе,
т. е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком».

А.П. Чехов


Tsaritsa в
вс, 12/12/2021 — 15:51

Аватар пользователя Tsaritsa

Цель. Без цели жизнь пуста

Согласна. Цель скрашивает жизнь. Делает её наполненной стремлением к чему-то, облегчает существование…
Но смысл, это другое.
Кто не думает о смысле, а просто живёт, тот мудр.
Но это я так… Ты вот молодец! Живёшь по-возможности наслаждаясь. А кто-то в проблеммах тонет.

__________________________________

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
(Фаина Раневская)


alla в
вс, 12/12/2021 — 15:58

Аватар пользователя alla

я как в поговорке — спасение утопающих — дело рук самих утопающих Большая улыбкаПоцелуй

__________________________________

«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе,
т. е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком».

А.П. Чехов


Буреломов в
вс, 12/12/2021 — 16:42

Аватар пользователя Буреломов

стих вообще никак? удалить?

Зачем удалять? Удалять не надо. Дорабатывать можно. Но ты же не станешь этим заниматься)))))))))
Вот например:

чтобы настро_еньене_поблёкло.

не есть хорошо.
Ну и дальше там много чего.)))

__________________________________

С глубочайшим унижением и истовым раболепием к чужому мнению


alla в
вс, 12/12/2021 — 16:47

Аватар пользователя alla

да любишь ты придираться Язык

__________________________________

«Мне нестерпимо хочется есть, пить, спать и разговаривать о литературе,
т. е. ничего не делать и в то же время чувствовать себя порядочным человеком».

А.П. Чехов


Буреломов в
вс, 12/12/2021 — 16:57

Аватар пользователя Буреломов

да любишь ты придираться

Считай – это знак внимания))

__________________________________

С глубочайшим унижением и истовым раболепием к чужому мнению

УМК: В. Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Учебник Литература 5
класс: учебник-хрестоматия в 2-х частях. М.: Просвещение, 2016

Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хирургия». Сатира и юмор в рассказах А.П.Чехова.

ü 
развитие готовности мышления к осознанию и усвоению
новых способов деятельности;

ü 
 формирование умений учащихся анализировать текст
художественного произведения;

ü 
воспитание культуры речи, культуры поведения.


развивать умение определять такие приемы юмористической и сатирической оценки
героев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии, грустный взгляд сквозь
веселый смех, выразительность, яркость художественной детали, контрастность
образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуальность речи
героев;


развивать умение составления рассказа о писателе на основе прочитанного,
определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации;

— развивать способности понимать тексты литературных
художественных произведений;


тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся;
воспитывать познавательный интерес к предмету;

— воспитывать
культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работе.

Личностные: формирование ответственного
отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию

Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем
и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции,
действовать по плану.

Познавательные:
осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную
информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих
тетрадях.

Коммуникативные: строить
небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в
рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.


овладение навыками анализа литературного произведения: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев
одного или нескольких произведений;

-умение
работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.

Форма
организации учебной деятельности обучающихся:
фронтальная,
индивидуальная, работа в парах, в группах.

Ресурсы:
компьютер, проектор, презентация к уроку, аудиозапись
рассказа «Хирургия» из аудиокниги «А.П.Чехов. Рассказы»,
учебник
«Литература» 5 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, карточки для
групповой   работы, портрет писателя, выставка книг       А.П. Чехова, выставка
рисунков к его произведениям.

Этап
урока

Деятельность
ученика

Планируемые
УУД

1.
Мотивация к учебной деятельности

Приветствует
обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Словесный, метод
мотивации учебной деятельности.  

Психологический
настрой детей на урок

 Дорогие ребята! Подарим сегодня в начале урока
друг другу улыбку и доброе настроение, согреем наши сердца теплотой и
любовью.

Если
дождь стучит по крыше,

Если
в жизни всё не так.

Улыбнитесь,
рассмешитесь,

Ведь
улыбка – это клад!!!

Ведь
не даром говорят: «Улыбайтесь друг другу чаще — жизнь будет слаще!»


Как думаете почему?  С хорошим настроением дело делается в 2 раза
быстрее и складнее.

Улыбнитесь
друг другу от всей души!

А
теперь с хорошим настроением приступаем к работе на уроке.

Приветствуют
учителя, проверяют свою готовность к уроку

Слушают учителя.

Отвечают
на вопрос.

Поднимется
настроение; чувствуешь, что рядом хорошие люди

Регулятивные:

-нацеливание на
успешную деятельность.

Личностные:

— выражать
положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Коммуникативные:

планирование
учебного сотрудничества с учителем, сверстниками

2.Актуализация
знаний и пробное учебное действие

Организует
диалог с обучающимися,
в ходе которого  совместно
с обучающимися
формулирует тему и
задачи
урока.

Давайте
обратимся к портрету писателя.
Каким
вы представляете себе этого человека?

В качестве
эпиграфа мне хотелось бы использовать слова: «Они смешные, но невеселые»,
такую характеристику своим рассказам дал писатель.

О ком идёт речь,
вы догадались?

Как вы думаете,
чем сегодня мы будем заниматься на уроке? Какова тема урока? Задачи урока?

 Мы
с вами должны выяснить, что хотел сказать А.П.Чехов этими высказываниями.

Презентация
«Жизнь и творчество А.П.Чехова»
(Приложение №
1)

 — Что нового вы
узнали о А.П.Чехове?

— Что
заинтересовало вас в биографии писателя?

А сейчас давайте
посмотрим, как этой жизненной ситуацией воспользовался А.П.Чехов.

Отмечают добрый
и грустный взгляд человека, который многое знает о жизни.

Это Чехов Антон
Павлович. Его смешные рассказы.

Формулируют тему
и задачу урока

Осуществляют
учебные действия по намеченному плану

Сообщение группы
учеников, которые готовились к уроку вместе с учителем:

сюжеты для своих
рассказов А.П.Чехов брал из жизни.

Чехов-гимназист
был неистощим на выдумки, обладал даром перевоплощения. Уже первые рассказы
изображают злободневные вопросы. Они заставляют читателя не только смеяться,
но и негодовать. Это такие образцы юмористики, как «Жалобная книга»,
«Пересолил»

Иногда он
изображал зубного врача. Знаменитый рассказ «Хирургия» был написан под
влиянием этого домашнего спектакля.

Познавательные:
самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование
проблемы, темы  и задач урока.

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные:
целеполагание

Познавательные: умение самостоятельно организовать собственную деятельность.

3.
Этап выявления места и причины затруднения

Прослушивание
аудиозаписи беседа по ней

Предлагаю
прослушать аудиозапись рассказа «Хирургия» из аудиокниги «А.П.Чехов.
Рассказы». Организует подводящий к теме диалог.

— Что за
ситуация лежит в основе рассказа? Вы должны будете мне ответить на этот
вопрос  после того, как прослушаете аудиозапись в исполнении замечательного
артиста.

— Понравился
рассказ Чехова?

— Что еще
привлекло ваше внимание в рассказе А.П.Чехова «Хирургия».

Слушают
аудиозапись, объясняют толкования слов, делают выводы.

Повторяют теорию
о жанре рассказа.

Словарная
работа: фельдшер, дьячок, ряса, псалтырь, литургия, хирургия, тракция.

 (словарная
работа подготовлена группой учеников — дублеров учителя)

Изучают рассказ.

Человек и голос,
богатство тембров, что кажется перед нами настоящий театр.

Смешной, юмор.

Узнают о юморе.

Проверяют себя
по учебнику.

Формулируют
затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Личностные:

— знание
основных моральных норм работы в коллективе (умение слушать, вступать в
беседу);

Коммуникативные:

— умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

 — умение
контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление
предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

— поиск и
выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

4.
Этап построения проекта выхода из затруднения.

Работа
в парах.

— А что такое
юмор?  (Приложение № 2)

— Но мы с вами
уже говорили о том, что рассказы Чехова смешные, но невеселые.

— Давайте
попробуем разобраться в этом.

Нарисуйте на
листочках, которые лежат перед вами,  рисунок юмора, как вы представляете
себе его. Постройте проект юмора.

Проводится
рефлексия. Вопросы:


Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу?


Каким способом?


Что нужно сделать ещё?

Юмор
— это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого
направлена насмешка.

Юмор – это
добрый смех.

Дают оценку
деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов
деятельности товарищей) Приложение № 4

Коммуникативные:

 — умение
работать в парах, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:


самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового
характера.

Личностные:

— ориентация в социальных
ролях и межличностных отношениях;

— готовность к
сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

— умение
взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование
установки на поиск способов разрешения трудностей

5.Этап
первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
 Работа
в группах. Обсуждение рассказа «Хирургия». Карточки-задания.
)

 Дать
характеристику герою рассказа по плану.

Организует
работу в группах. Раздаёт карточки-задания  (Приложение № 3):

1-я группа
фельдшер Курятин.

2-я группа
дьячок Вонмигласов.

3-я группа:
Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходства, перекличку в
отдельных характеристиках.

— Чем вы
объясняете эти совпадения?

— Так почему нам
хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и
грустное чувство?

— Отчего это
происходит?

Работа в
группах. Обсуждение.

Образ фельдшера кратко, но ёмко вырисован в описании одежды и действий.
Он ведет прием больных, а в руке зловонная сигара, в одежде – небрежность.
Точная художественная деталь заменяет подробное описание. Говорящая фамилия
Курятин придает его образу характеристику человека курящего и ассоциацию со
словом «курица». «Как курица лапой», «куриные мозги» – такой человек не умеет
что-либо делать хорошо и глуп. Дальнейшее повествование подтверждает это.
Таким образом, название придает рассказу не только комичный, но и
сатирический характер.

Дьячок
смиренно выслушивает рассуждения фельдшера о хирургии, хвалит его за еще не
сделанную работу. Но зуб не удален. Происходит резкая смена настроения
героев. После  повторной попытки вырвать зуб Вонмигласов уходит ни с чем.
Взаимные обвинения героев.
Обосновывают свою точку
зрения. Делают выводы. Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы
убедились с вами. Они носят еще сатирический характер.

Коммуникативные:

 — умение
работать в группах, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:


самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового
характера.

Личностные:

— готовность к
сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

— умение
взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование
установки на поиск способов разрешения трудностей.

6.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой  по эталону

— Что такое
сатира? Чем она отличается от юмора?  (Приложение № 2)

Создайте проект
сатиры в парах: нарисуйте рядом с проектом юмора сатиру и сравните их.

Сатира
– это злой смех, смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для
людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло.

Осуществляют
учебные действия.

7
Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

Предлагаю вам
заполнить лист самооценки.  (Приложение № 4)

Организует
самооценку.

Возвращает
внимание учеников к эпиграфу урока и организует высказывания ребят.

Выполняют
задание. Осуществляют самопроверку и самооценку. Проговаривают по плану новые
знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Работают с
листом самооценки.

Регулятивные:
выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

8.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
.

Отмечает
степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Что мы сегодня узнали
нового?

Чему мы учились?

Что удалось нам
сегодня на уроке?

Чем запомнится эта
встреча?

Кто узнал новое
для себя?

Отвечают.

Значение некоторых
слов, приемы юмористического рассказа, на примере рассказа А. П. Чехова.

Регулятивные:

 — оценка –
осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными
действиями;

— осуществлять
итоговый контроль

Личностные:

— оценивать
собственную учебную деятельность
;

Коммуникативные:

— умение строить
продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

9.
Д
омашнее задание.

Дает
комментарий к домашнему заданию.

 Домашнее
задание.

1.Подготовиться
к внеклассному чтению по рассказам А.П. Чехова  (1 рассказ по выбору).

2. Письменно
ответить на вопрос:

— Отдаленные от
нас целым столетием рассказы А.П.Чехова все же во многом современны, даже
злободневны. Почему? В чем это проявляется? (На основе рассказа, который
готовится для представления).

Записывают
домашнее задание

  • Чехов рождественская ночь сочинение рассуждение
  • Чехов рассказы слушать полностью
  • Чехов рассказы толстый и тонкий читать
  • Чехов рассказы читать бесплатно смешные короткие
  • Чехов рассказы школьная программа