>
Перейти до основного вмісту
Гдз биология 6 класс робочие тетрадь мирная битюк виркун ответы 1 в том 2 антон и чехов (1883-1892) томах чехов произведения рассказы избранные повести дивитись турецький серіал уламки щастя.
Том 10. Рассказы, повести 1898-1903 — Антон Чехов: Рассказы. Юморески (1880—1882). Том 1. Скоро закончится. Книга: «Рассказы. Том 1» — Антон Чехов. Рассказы. Повести. 1892-1894 — Чехов Антон. Книга «А. П. Чехов. Избранные произведения в 2 томах.» Рассказы; Повести; Стихотворения в прозе; Дворянское гнездо; Отцы и дети — Тургенев Иван. Произведения Антона Чехова читать быстро онлайн. Объявления по запросу «чехов собрание сочинений в 12 томах» в Москве. 230. Чехов.- Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. Книга Рассказы; Повести; Пьесы — Антон Павлович Чехов у нас доступна к быстрому чтению онлайн. Кроме того на нашем сайте вам не составит труда скачать книгу Рассказы; Повести; Пьесы Антон А.
Избранные произведения в трех томах Том 10. Рассказы, повести 1898-1903 (Антон Павлович Чехов). Читать «Рассказы, повести, юморески 1880-1882» — Чехов. Чехов Антон — Избранные произведения. Классика. Чехов Антон Павлович. Собрание сочинений Полное собрание сочинений и писем Антона Павловича Чехова в тридцати томах – первое научное издание литературного наследия великого русского писателя. Оно ставит перед собой задачу дать с исчерпывающей полнотой всё, созданное Чеховым. «Рассказы и повести. Антон 1979 г.». Серия:. Избранные произведения в 3 томах. Язык: Русский. В первый том избранных произведений. Чехова вошли наиболее известные рассказы и повести 1880 — 1888 годов: «Письмо к ученому соседу», «Радость», «Торжество победителя», «Смерть А. Собрание сочинений в 8 томах (комплект из 8 книг) Антон Павлович Том 2. Рассказы, юморески 1883-1884. Скачать электронную книгу в формате FB2 или EPUB. Полное собрание сочинений и писем Антона Павловича Чехова в тридцати томах – первое научное издание литературного наследия великого русского писателя. Купить книги автора в интернет-магазине «Читай-город» Антон Павлович Произведения писателя. Интернет-библиотека Алексея Комарова. Том 10. Рассказы, повести 1898-1903 — Чехов Антон, скачать. — Антон Павлович Чехов очень любил подписывать свои рассказы интересными псевдонимами, которых насчитывалось около 50. Самым популярным среди них был Антоша Чехонте. — В семье Чехова считалось, что фамилия их рода происходит от предка чеха. Рассказы, повести, юморески 1880-1882 — Чехов Антон. Полное собрание сочинений и писем Антона Павловича Чехова в тридцати томах — первое научное издание литературного наследия великого русского писателя. Оно ставит перед собой задачу дать с исчерпывающей полнотой всё, созданное Чеховым.В первый том Полного собрания сочинений и писем. Чехова вошли рассказы, повести, юморески и литературные пародии 1880–1882 годов.В данной электронной редакции опущен раздел «Варианты». Произведения Чехова. Читать онлайн. После смерти мужа по завещанию она получила дачу в Гурзуфе и пять тысяч рублей. — У Чехова было две любимых собаки породы такса, которым он дал необычные имена — Бром Исаевич и Хина Марковна. Содержание: Рассказы, повести, юморески. 1880–1882. Рассказы. 1888-1891 — Чехов Антон, скачать книгу. В восьмой том входят рассказы и повести Чехова 1892–1894 годов. Попрыгунья После тетра Отрывок История одного торгового предприятия Из записной книжки старого педагога В ссылке Рыбья любовь Соседи Палата № 6 Страх. (Рассказ моего приятеля) Рассказ неизвестного человека Володя большой и Володя маленький Черный монах Бабье царство Скрипка Ротшильда Студент Учитель словесности В усадьбе Рассказ старшего садовника. Антон Чехов Рассказы, повести, юморески 1880-1882. А. Избранные сочинения в 2 томах. Черного цвета. 1986 г. Книга: «Полное собрание повестей, рассказов.» Лабиринт Рассказы, повести, юморески 1880-1882 — Чехов Антон. Рассказы. 1892-1894 — Чехов Антон, скачать книгу. –43 % Выгода 426 Полное собрание повестей, рассказов и юморесок в 2 томах. Книга «А. Избранные произведения в 2 томах.» Слушать три тома повестей и рассказов в исполнении Сушкова — величайшее удовольствие! Чтобы оно длилось дольше, снижаю скорость (-5%), возвращаюсь назад, перечитываю отдельные вещиП.Чехов — великий драматург, но я больше люблю его повести и рассказы. Антон Павлович Чехов — Собрание сочинений в 30 томах Иллюстрации к книге Антон Чехов — Рассказы и повести. 1892-1903. Книга «А. Избранные произведения в трех томах.» Автор: Антон Павлович Чехов Название книги: Собрание сочинений в 30 томах. Ниже вы можете скачать и читать на своем устройстве собрание сочинений Антона Павловича Чехова в 30 томах. «А.П.Избранные произведения. 1938 г.». (Очерк новейшей инквизиции)» и др. Том 6. Повести и рассказы 1888 — 1891 года: «Без заглавия», «Спать хочется», «Степь. Антон ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ПОВЕСТЕЙ, РАССКАЗОВ. Избранные произведения. В 2-х томах. Антон Чехов – скачать все книги быстро в fb2, epub, pdf, txt. Большая советская энциклопедия: Чехов Антон Павлович [17(29)., Таганрог, — 2(15)., Баденвейлер, Германия; похоронен в Москве] Читать быстро электронную книгу Рассказы 1887. Антон. Чехов Антон » Том 8. Рассказы, повести 1892-1894. Автор: Чехов Антон. Жанр: Русская классическая проза. Полное собрание сочинений и писем Антона Павловича Чехова в тридцати томах — первое научное издание литературного наследия великого русского писателя. Оно ставит перед собой задачу дать с исчерпывающей полнотой всё, созданное Чеховым.В восьмой том входят рассказы и повести Чехова 1892–1894 годов.В данной электронной редакции опущен раздел «Варианты». Полный список изданий и произведений книги Антон Чехов. Том 7 Полного собрания сочинений и писем в 30-ти томах. Рассказы и повести 1892-1894 гг [1894]. Антон Собрание сочинений. Читать, скачать FB2 EPUB В первый том Полного собрания сочинений и писем. Чехова вошли рассказы, повести, юморески и литературные пародии 1880-1882 годов. В данной электронной редакции опущен раздел «Варианты». Полное собрание сочинений и писем Антона Павловича Чехова в тридцати томах – первое научное издание литературного наследия великого русского писателя.
Оно ставит перед собой задачу дать с исчерпывающей полнотой всё, созданное Чеховым. Во второй том Полного собрания сочинений. Чехова вошли рассказы и юморески, относящиеся. Антон Том 2. Скачать FB2 «Книга А П Чехов Собрание сочинений в 2х томах 1982 год.» А. Вниманию читателей предлагается третий том собрания избранных произведений Антона Павловича Чехова. В книгу вошли пьесы 1887 — 1904 годов, среди них: «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», «Лебединая песня». Серия книг «Полное собрание сочинений в тридцати томах» Антон Павлович Полное собрание сочинений в тридцати томах. Рассказы, повести, юморески 1880-1882Чехов, Петербург, 1897 г. От редакции.
При этом основные тексты произведений сопровождаются публикацией ранних редакций и вариантов. При жизни автора собрание его. Чехов собрание сочинений и писем в 30 томах — Купить книги. Избранные произведения Антона Чехова Книги Чехов Антон Павлович — скачать быстро, читать онлайн Сочинения в четырех томах. Том 2: Рассказы и повести. А. Избранные сочинения в 2 томах (комплект) За 25 лет творчества Чехов создал более пятисот различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы. Особенное внимание обратили на себя «Степь», «Скучная история», «Дуэль», «Палата № 6», «Дом с мезонином», «Душечка», «Попрыгунья», «Рассказ неизвестного человека», «Мужики», «Человек в футляре», «В овраге», «Детвора», «Драма. «А. Повести и рассказы в 3 томах (комплект). 1959 г.». Чехов Антон » Том 10. Рассказы, повести 1898-1903. Том 7. Рассказы, повести 1888-1891 — Антон Чехов Избранные произведения в трех томах. Том 1″ (Чехов Антон Павлович), Государственное издательство художественной литературы Собрание юмористических рассказов в одном томе Самые известные произведения Антона Чехова читать или скачать онлайн быстро.
Список лучших художественных книг Антона Чехова для взрослых и детей. Библиография писателя на портале «Культура.РФ». ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ОДНОМ ТОМЕ — Чехов Антон. Антон Чехов: Полное собрание повестей, рассказов и юморесок в 2 томах.
Том 1. Книга «Избранные произведения в 2 томах.» Рассказы и повести 1898 — 1903 Том 11. Том 7. Рассказы, повести 1888-1891 — Том 5. Рассказы и пьесы 1914-1915 — Андреев Леонид. Рассказы, повести, юморески 1880-1882 — Чехов Антон. А. Собрание сочинений в 12 томах (комплект из 12 книг) С о д е р ж а н и е: Рассказы, повести, юморески. Антон Том 8. Читать онлайн Рассказы 1880 — 1883 года: «Письмо к ученому совету», «Что чаще всего встречается в романах», «За двумя зайцами «А П Чехов рассказы и повести 1892 1903 Издательство речь». Рассказы. 1892-1894 — Чехов Антон. Чехов Антон — Рассказы.
1887, скачать быстро книгу. В первом томе мы можем увидеть портрет Антона Павловича в более зрелом возрасте, что соответствует и хронологии написания повестей и рассказов включенных в этот том(1887-1903гг.)Также в книге указана дата, когда каждое из произведений включенных в эту книгу было впервые опубликовано, что также представляет интерес для читателя. Избранные произведения Рассказы и повести 1880-1888. Чехов Антон » Рассказы, повести, юморески 1880-1882. Антон Павлович Чехов–избранные произведения в трёх томах. Антон Чехов: Полное собрание повестей, рассказов и юморесок в 2 томах. Том 2. «ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ОДНОМ ТОМЕ» Антон Чехов. Иллюстрации к книге Антон Чехов — Рассказы и повести. 1883-1891. Рассказы, повести, юморески 1880-1882 — При жизни Чехова такое издание осуществлено не было. В 1903 году. Ф. Маркс повторил – в виде приложения к журналу «Нива» – первое издание, механически разбив его на шестнадцать томов. Авторизованным здесь был лишь том XII, куда вошли повести и рассказы, приготовленные Чеховым, но не включенные в предыдущее издание[1], и произведения последних лет. Чехов Антон — Избранные произведения в 3 (трех) томах. А.П.Чехов, Рассказы и повести, 1888-1895. Собрание сочинений в 4 томах. Том 2. Антон Чехов — Рассказы, повести, юморески 1880-1882 Антон Чехов — Собрание сочинений в 12 томах. 1954-1957 Издательство. Государственное издательство художественной литературы Текст данного издания печатается по Полному собранию сочинений и писем.П.Чехова (Гослитиздат, М.1944-1951). Рассказы. 1898-1903 — Чехов Антон, скачать книгу. Чехов Антон Павлович. Рассказы; Повести; Пьесы — Чехов Антон, скачать книгу. Том 1 Полного собрания сочинений и писем в 30-ти томах. Подборка книг «А. Избранные произведения в 3 томах» Рассказы 1898-1903 — Андреев Леонид. Рассказы, повести, юморески 1880-1882 — Чехов Антон. чехов в 2 томах — Авито Объявления в России: недвижимость. Михаил Булгаков Избранные сочинения в 2х томах. Т 1. Рассказы повести роман. Антон Рассказы 1887. Скачать FB2 Рассказы, повести 1898-1903, автором которой является Антон Павлович Чехов. А П Чехов Избранные Произведения Том 2 Рассказы. Полный список. Антон Павлович Все произведения Чехова, представленные в библиотеке ФЭБ: ЭНИ «Чехов» Произведение Рассказы; Повести; Пьесы полностью. Скачать fb2 epub mobi. Чехов Антон Павлович «Рассказы и повести. 1883-1891» Ленинград, 1960 год. Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство. Издательские переплеты. Сохранность хорошая. В двухтомник вошли избранные произведения.П.Чехова. Рассказы и повести; Том 2. Рассказы, повести, пьесы. Антон Чехов — собрание сочинений, экранизации, библиография Полное собрание рассказов и повестей: Читателям следует помнить, что. Чехов отбраковал около 300 чехов 18 томов — Купить книги и журналы в Москве с доставкой В первый том включены рассказы и повести 1880-1888 гг.: «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий». Антон Том 8. Скачать FB2 Оно ставит перед собой задачу дать с исчерпывающей полнотой всё, созданное Чеховым.Рассказы и повести, вошедшие в девятый том, написаны в 1894 («Три года») и 1895–1897 годах.В данной электронной редакции опущен раздел «Варианты». Избранные произведения в 2 томах. Повести. Оно ставит перед собой задачу дать с исчерпывающей полнотой всё, созданное Чеховым.В десятом томе печатаются рассказы и повести, написанные Чеховым в последние годы жизни — 1898–1903.В данной электронной редакции опущен раздел «Варианты». Том 9. Рассказы, повести 1894-1897 — Чехов Антон, скачать книгу. Рассказы. 1 акция по этому товару сегодня Осталось: 0 6 дней 0 9 часов 22 %. Том 7. Рассказы, повести 1888-1891 — Чехов Антон, скачать книгу. Антон Павлович Чехов — один из величайших писателей и драматургов не только отечественной, но и мировой литературы, тончайший психолог, ироничный юморист, непревзойденный певец загадочной русской души во всем ее эмоциональном диапазоне, в котором от смешного до драматического — всего один шаг. В сборник вошли наиболее известные повести и рассказы Чехова — произведения забавные и трагические, порой прозрачно -поэтичные, порой саркастично-едкие. Щемящие и тонкие истории «несбывшейся любви». Библиография Чехова — Википедия Чехова вошли рассказы и юморески, относящиеся к 1883 – началу 1884 годов. В данной электронной редакции опущен. Избранные произведения. Том 3.
Рассказы и повести. Подробно я описала общее впечатление от книг Чехова, вышедших в серии «Классика Речи» в заметках к книге «Рассказы и повести. 1883-1891». Здесь же лишь выкладываю иллюстрации к книге поздних произведений писателя. Следует сказать, что иллюстраций в этой книге значительно меньше, но многие из них (к рассказам «Человек в футляре», «Дама с собачкой» и др.) стали визитной карточкой чеховского цикла Кукрыниксов, поэтому я все же решила приобрести и эту книгу. Том 8.
Рассказы, повести 1892-1894 (Антон Павлович Чехов). (1986) Чехов.Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. Чехов Антон Павлович Подписаться на новые лоты по запросу «А П Чехов рассказы и повести 1892 1903 Издательство речь». Регистрация не требуется.
В случае появления на продаже новых лотов удовлетворяющих вашим условиям, вы получите письмо на указанный адрес со списком наименований. Антон Чехов, Аудиокнига Повести и рассказы 1884 – 1885 гг. Избранные произведения в 3 томах. Рассказы, юморески 1884-1885 — Чехов Антон, скачать. В десятом томе печатаются рассказы и повести, написанные Чеховым в последние годы жизни — 1898–1903. Антон Чехов Рассказы, повести, юморески 1880-1882. Антон Павлович Чехов–избранные произведения в трёх томах, том 1: «Рассказы и повести. 1880 – 1888 гг. р. 0 ставок. «А П Чехов Избранные произведения в 3 томах 1964 г и». Антон Павлович Чехов–избранные произведения в трёх томах, том 2: «Рассказы и повести. Книга: «Рассказы и повести. 1883-1891» — Антон Лабиринт Антон Чехов: Рассказы и повести. чехов собрание сочинений в 12 томах — Купить книги в Москве. 1970 Издательство: Правда Библиотека Огонек. С о д е р ж а н и е: Том 1.Рассказы и фельетоны 1880-1884 гг. (Кривое зеркало. Приданое.
Маска. Пережитое.и др.) Том 2. Рассказы и повести 1885-1886. (Капитанский мундиВ бане. Избранные произведения. Том 2. Рассказы и повести. В первом томе мы можем увидеть портрет Антона Павловича в молодом возрасте, что соответствует и хронологии написания повестей и рассказов включенных в этот том(1880-1886гг.)Также в книге указана дата, когда каждое из произведений включенных в эту книгу было впервые опубликовано, что также представляет интерес для читателя. Повести и рассказы (Антон Павлович Чехов) fb2, epub, pdf, txt. Книга: «Рассказы и повести. 1892-1903» — Антон Лабиринт Рассказы и повести 1880 — 1888 гг. Чехов, Скачать аудио книгу быстро Избранные произведения. Купити книгу Избранные произведения в 2 томах. Гордый человек Горе Господа обыватели Гость Грач Гречневая каша сама себя хвалит Грешник из Толедо Гриша Гусев Гусиный разговор Дама с собачкой Дамы Дачники Дачница Дачное удовольствие Дачные правила Два газетчика Два письма Два романа Два скандала Двадцать девятое июня Двадцать шесть Двое в одном Делец Дело о 1884 годе День за городом Депутат, или Повесть о том, как у Дездемонова 25 рублей. Аудиокнига «Повести и рассказы 1892 – 1894 г.г. Том 20». Сборник Чехов.Повести и рассказы. Читать «Том 7. Рассказы, повести 1888-1891» — Чехов Антон. Твен ССв8т Правда80 1200. Уэллс Избранные научно-фантастические произведения в3т Нет2т МГ56 400. Скачать аудио книгу Избранные произведения. Рассказы. В первый том Полного собрания сочинений и писем. В данной электронной редакции опущен раздел «Варианты». «Чехов Избранные произведения 1935» на интернет-аукционе. В 1892 он купил имение Мелихово в Серпуховском у., в 13 верстах от станции Лопасня (ныне г. Чехов). Антон Рассказы, юморески 1883-1884. Чехов А — Избранные произведения в 3 (трех) томах. Комплект. Оформление художника М. Шлосберга. Антон Рассказы, повести, юморески 1880-1882. Антон Павлович Полное собрание сочинений в тридцати томах. Рассказы, повести, юморески 1880-1882 Чехов, Петербург, 1897 г. Чехов, Антон Павлович — Избранные произведения : в трех томах Чехов Антон — Рассказы, повести, юморески 1880-1882 Серия. «Чехов Избранные произведения в 3 томах». Оно ставит перед собой задачу дать с исчерпывающей полнотой всё, созданное Чеховым.В седьмой том входят рассказы и повести 1888–1891 годов.В данной электронной редакции опущен раздел «Варианты». Книга «А. Избранные произведения в 3 томах.» Избранные произведения в 2 томах (комплект из 2 книг) Чехов Антон Павлович. А. Полный список произведений (Очерк новейшей инквизиции)» и дПовести и рассказы 1888 — 1891 года: «Без заглавия», «Спать хочется», «Степь. Чехов Полное собповестей рассказов и юморесок в двух. Все о книге Избранные произведения в 2 томах. Повести и рассказы (1883-1892). От издателя: Главный герой произведений великого русского писателя Антона Павловича Чехова (1860-1904) — рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами. Тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетающий юмор и лиризм, Чехов в своих рассказах и пьесах достигает вершин социального и художественного обобщения. Смысл его творчества был поучителен и важен для читателей всего мира, поскольку, говоря о России. Том 8.
Рассказы, повести 1892-1894 — Чехов Антон, скачать книгу. Рассказы; Повести; Пьесы — Чехов Антон. Повести и рассказы 1879-1888 — Короленко Владимир. Читать быстро электронную книгу Рассказы; Повести; Пьесы. А. Избранные произведения в 2 томах. Повести и рассказы (1883-1892) Чехов Антон Павлович, Дорофеев О Оставить отзыв. В избранное.
Популярні дописи з цього блогу
плейлист iptv для ottplayer 2022
Гдз 7 клас німецька мова сидоренко нова програма плейлист iptv ottplayer 2022 для дидактичні матеріали з української мови. тренажер 2 клас ольга данилко. Лучшие бесплатные самообновляемые IPTV-плейлисты для. IPTV Самообновляемые плейлисты 2021. Подпишись будет больше!! Самый простой способ найти поток нужного IPTV канала Пикабу В этот раз наш блог подготовил для вас самый большой плейлист для IPTV. Плейлист действительно огромный, к тому же он ещё и самообновляемый. На момент публикации поста список каналов состоит из источников. IPTV — скачать свежие, рабочие, актуальны и самообновляемые. На нашем сайте, Вы всегда сможете скачать свежие, рабочие, актуальны и самообновляемые IPTV плейлисты на 2021 год! Плейлисты 2021 года для приложения SS IPTV IPTV каналы для взрослых в HD качестве в формате m3u. Скачать и смотреть IPTV Playboy, Brazzers, MILF. Установка и настройка OttPlayer для просмотра IPTV на SmartTV. Отмена. Iptv быстро ПЛАТНЫЕ КАНАЛЫ запись закреплена. 26 минут назад. Рабочие и
segaslot промо код
3 сольфеджіо segaslot код промо зразок резюме українською мовою для студента. Промокоды Столото 50% октябрь 2021 — Проверьте! Включай уведомления чтобы первым узнавать о промокодах ! Промокоды Золото Лото и бонус коды (15 октября 2021). Если найден действительно выгодный промо код, то прежде, чем его активировать, рекомендуется внимательно ознакомиться с условиями его получения и отыгрыша. Бонусы казино SegaSlot () — промокоды. Онлайн-казино SegaSlot – игровые автоматы от ведущих производителей. Эксклюзивный бонус — 30 фриспинов! Сегаслот казино промокод Бездепозитные бонусы казино 2021 год 1xSlots промокод при регистрации — это возможность получить увеличенный бонус уже сегодня. Как ввести 1хСлотс промокод на октябрь, как отыграть бонус. Бонусы казино Zzslot Casino за октябрь 2021 — бездепозитный за. Все бонусы и промокоды в Zzslot Casino 2021. Бонусы казино Slot V на — бездепозитные бонус коды. SegaSlot В сообщении нужно указать свой логин, с которым был зарегистрирован аккаунт. В а
А. К. Базилевская
В
рассказах Чехова о детях фиксируются этико-психологические проблемы, возникающие
от непонимания взрослыми мира ребенка и от столкновения детей с миром взрослых.
Доказывается, что писатель, размышляя о детях, думал о «взрослых» проблемах, ставших
для него «больными вопросами», в том числе о красоте человеческой и природной, о
вольных и счастливых людях, о самой возможности счастья.
Ключевые
слова: а. п. чехов; рассказы о детях; этико-психологические проблемы; авторский
идеал.
Мир
ребенка, необычный, неожиданный, яркий — целая область эстетических и этических
интересов А. П. Чехова. Для него это особый мир, дети у него — особые люди.
Чехова не привлекала литература собственно детская, но его крайне волновала
сама стихия детства, притягивал внутренний мир детей, еще не испорченный
влиянием общественной среды. В детском сознании он находил неискушенный, гармоничный
взгляд на жизнь в ее целостном единстве. Детская тема давала выход его
эмоциональному стремлению понять, как соотносится мир взрослых с миром детей.
Большая часть произведений Чехова о детях приходится на вторую половину 1880-х
гг. — время его расставания с амплуа юмориста и становления как крупного, драматически
мыслящего художника.
В
пору напряженных идейных поисков и мировоззренческих кризисов конца XIX в.
детская натура и детская жизнь вызывали у русских литераторов особый интерес.
Детскую тему в творчестве писателей-«восьмидесятников» (В. Г. Короленко, В. М.
Гаршин и др.) окрашивали неприятие действительности, поиски нравственного идеала.
Эти авторы, тяготея к теме детства, находили в детях (как и в людях из народа)
естественную простоту, красоту нравственного чувства, чистоту и
непосредственность.
Чехов
как создатель образа детского мира в прозрачности и лирической насыщенности
письма следует за Л. Н. Толстым, С. Т. Аксаковым, В. Г. Короленко. В то же
время преимущественное внимание к боли, беде, одиночеству сближает его с Ф. М.
Достоевским, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Г. И. Успенским, В. М. Гаршиным.
Изображенные Чеховым дети — часто существа страждущие или же угнетенные и
подневольные. Чехов писал о том, что хорошо знал, наблюдал, выстрадал. Он
сопереживал, сочувствовал детям, остро ощущая их несчастье, чеховские
дети-герои вызывают в читателе не просто грусть, но боль и тоску.
Ребенком сам Чехов только издали видел счастливых детей. «В детстве
у меня не было детства», — не раз говорил писатель. Себя и братьев он называл
«маленькими каторжниками», имея в виду обязательную повинность работы в лавке, другие
родительские дисциплинарные меры, деспотизм отца (которого, впрочем, он не
переставал любить). Но этот «каторжный» путь не омрачил его души, напротив, возбудил
в нем жажду любви к жизни, людям 1 .
При
жизни Чехова, как писателя детской темы, приветствовали неоднократно. О чистоте
воззрений Чехова, его умении смотреть на жизнь глазами ребенка, об определенной
«детскости» и даже «женственности» дара писателя говорилось не раз как при его
жизни, так и позднее. Л. Н. Толстой при первом же чтении произведений Чехова
восхитился его «способностью любить до художественного прозрения» (запись в
дневнике от 15 марта
Д. С. Мережковский говорил о «задушевной гуманности» Чехова, подмечая его
«чувствительность, неисчерпаемую, очаровательную, как у женщин и детей»
[Мережковский, 553]. Специфику чеховской характерологии подчеркивал В. Набоков:
«Ни один писатель не создал столь трогательных, но без грана сентиментальности,
персонажей» [Набоков, 325]. Ценна мысль Ю. И. Айхенвальда о том, что, «наблюдая
детей, автор вместе с тем показывает нас самих, но в оценке Гриши, Коли, Нади и
т. п.» [цит. по: Лысков, 245]. Основываясь на анализе рассказов Чехова, критики
развивали тему виновности родителей перед детьми, унижения детей взрослыми, развращающего
влияния взрослого мира на детскую душу.
В
рассказах Чехова о детях можно выделить два основных аспекта: 1) восприятие
мира глазами ребенка и 2) восприятие взрослыми детского мира. Чехов изображает
те моменты в жизни детей, которые позволяют выявить проблемы, возникающие от непонимания
взрослыми мира ребенка. Он строит свои рассказы чаще всего на столкновении
детского сознания с миром взрослых, чуждым и непонятным. В одних произведениях
изображаются оба мира как пересекающиеся. События рисуются такими, как их видят
взрослый и ребенок. В других внешний мир, с которым сталкивается маленький
человек, предстает целиком в его восприятии. Через взаимодействия между детьми
и взрослыми выявляются психологические особенности тех и других.
Чехов
предстает как знаток детской психологии и поведения. Поражают его
наблюдательность, фантазия, дар перевоплощения, умение смотреть на мир глазами
героев. Писатель передает свежесть детского взгляда, острую способность видеть
красоту (ведь даже тусклые краски в детском восприятии всегда остаются яркими).
Каждый ребенок в представлении Чехова — это личность со своими вполне
определенными чертами, интересами, привычками, способностями. Дети независимо
от возраста остаются во многом беспомощными, но они бескорыстней, чем взрослые,
с большей готовностью способны прощать окружающих. Их души мягче. Поэтому
окружающий мир, в котором так мало доброты, тепла и любви, часто им непонятен, чужд
и страшен.
Чехов прибегает к простым и лаконичным средствам, сразу вводит
читателя в суть происходящего. Хорошо сказал об этом качестве его поэтики В.
Набоков: «Чехов входит в рассказ… без стука. Он не мешкает…» [Набоков, 330].
Первые фразы рассказов — при абсолютной простоте — многомерны. В них содержится
целое повествование. «Папы, мамы и тети Нади нет дома. Они уехали на крестины к
тому старому офицеру, который ездит на маленькой серой лошади», — так
начинается один из наиболее известных его рассказов «Детвора» (1886) [IV, 315]
2 . Тут ощутимы слог и тональность, свойственные мышлению детей. Именно от их
лица ведется повествование. Чувствуется трогательная симпатия автора к миру
ребенка, признание его равноправным с миром взрослых.
«Папа,
мама и тетя Надя» — люди, близкие детям, и они названы так, как их называют
дети. «Старый офицер» — лицо из взрослого мира и, видимо, само по себе детям
неинтересное, но им интересно сообщение о том, что в его доме будут крестить
ребеночка, интересна и маленькая серая лошадь, на которой ездит старый офицер.
Есть еще одна фигура — Филипп Филиппыч. Остается так и непонятным, кто он. Ребятне
это все равно, и Чехов отлично знает это. Однако Филипп Филиппыч все-таки
вызвал интерес детей. Чем? «Нехороший человек… — вздыхает Соня. — Вчера входит
к нам в детскую, а я в одной сорочке… И мне стало так неприлично» [IV, 317].
А еще Филипп Филиппыч наделен привлекательным для детей умением «заводить» веки,
от чего глаза «становились красными, как у нечистого духа» [Там же]. Чехов
показывает особую детскую внимательность к тем «пустякам», которые совершенно
стираются в восприятии взрослых. Зоркость самого Чехова-писателя как раз сродни
детской.
Дети
играют в лото не в силу потребности беззаботно повеселиться, а от гнетущей
скуки, на которую их обрекли уехавшие в гости родители. Дети предоставлены сами
себе, сиюминутное воздействие взрослых отсутствует. Однако духовно-душевный мир
детей формируется под влиянием мира взрослых. Дети играют во «взрослую» игру, играют,
как взрослые, «с азартом», на деньги, пользуясь терминами и языком взрослых. В
игре раскрываются характеры. Какие тонкие, яркие портреты! Практичный и
завистливый девятилетний Гриша, умненькая и самолюбивая Аня («лет восьми»). А
вот их шестилетняя кудрявая сестренка Соня явно более всех по душе автору.
Писатель «в лоб» об этом не пишет, однако все, что сказано о девочке, не
вызывает сомнения в авторской симпатии. Соня «играет в лото ради процесса игры,
по лицу ее разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает
в ладоши» [Там же, 316].
Алеша
описан не без иронии; нет сомнения, что у такого маленького существа уже
закладывается вовсе не ангельский характер: «По виду он флегма, но в душе
порядочная бестия. Сел он не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые
неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого» [Там
же]. Характеры проявляются в игре: «Аня видит, что Андрей прозевал 28. В другое
время она указала бы ему на это, теперь же, когда на блюдечке вместе с копейкой
лежит ее самолюбие, она торжествует». Или «Партия! У меня партия! — кричит
Соня… — Проверить! — говорит Гриша, с ненавистью глядя на Соню» [IV, 317].
Замечательно
описание стола, за которым играют: «стол… пестрит цифрами, ореховой скорлупой,
бумажками и стеклышками» [Там же, 315]. Чехов активно использует прямую речь, диалоги
динамичны, подчеркнута эмоциональность детского восприятия, поведения, быстрые
смены настроений (отсюда быстрые смены тем разговоров). Чехов видит окружающее
глазами детей и признает их право быть собой.
Очень
точно Чехов показывает, сколь бесцеремонно может быть вторжение взрослых в
детский мир. От взрослых в рассказе как бы представительствует гимназист пятого
класса Вася. Его тянет к детям, он садится играть с ними. Но вместе с тем: «Это
возмутительно! — думает он. — Разве можно давать детям деньги? И разве можно
позволять им играть в азартные игры? Хороша педагогия, нечего сказать» [Там же,
318— 319].
Борьба
амбиций, самолюбий, алчность — все это присутствует в среде совсем еще малышей.
И все же дети трогательны, непосредственны, открыты добру. Чехов не прибегает
ни к каким рассуждениям. Свидетельствуют лишь диалоги в игре, и финал — словно
бы всепобеждающее детское братство. Соня заснула, в постель «ее ведут всей
гурьбой, и через какие-нибудь пять минут мамина постель представляет собой
любопытное зрелище. Спит Соня, возле нее похрапывает Алеша. Положив на их ноги
голову, спят Гриша и Аня. Тут же, кстати, заодно примостился и кухаркин сын
Андрей. Возле них валяются копейки, потерявшие свою силу впредь до новой игры.
Спокойной ночи!» [Там же, 320].
Удивительно
чеховское умение одним-двумя словами выразить отношение к человеку, описать
ситуацию. Всего-то сказано: «примостился и кухаркин сын Андрей», а за этим —
целая судьба, драма не то чтобы отверженного, но человека, который с
младенчества должен знать «свое место», и вот выдался случай, повезло: он рядом
с другими детьми, как все. А это заключительное «Спокойной ночи!». В нем
столько любви, столько понимания! «Детвора» — один из самых теплых и вместе с
тем психологически глубоких рассказов Чехова о детях.
Объективность
Чехова не позволяет ему в детской теме предаться только умилению. Дети разные.
Некоторые уже успели «набраться» у «взрослой братии» много чего «негожего». Так
появляется шутливый рассказ о завтрашнем доносчике «Злой мальчик» (1883), о
ребенке, способном получать удовольствие от смущения и страдания других и даже
извлекать из этого выгоду. Влюбленные пытаются уединиться, но постоянно на их
пути — злонамеренная «помеха». Коля не только кляузник («не честный и не
благородный человек»), но еще и безжалостный вымогатель, мучитель своих жертв.
«Подлец! — скрежетал зубами Лапкин. — Как мал, и какой уже большой подлец! Что
из него дальше будет?!» [II, 180]. В уста Лапкина Чехов вкладывает собственные
мысли: что же выйдет из человека юного, коль он в своем будто бы невинном
возрасте наделен столь неприглядными чертами?
Как
многие чеховские произведения, рассказ написан словно на одном дыхании, с
необычайной легкостью, полон мягкого юмора. Взят вроде бы пустяковый случай, а
рассказ содержателен и глубок. Здесь и дивные эскизные портретные характеристики,
и описание влюбленности, а главное — «злой мальчик». Почти определившаяся
натура человека, которому всего-то лет десять. Как бы комедийно ни была описана
ситуация, из нее отчетливо следует: зло рождает зло.
В
рассказе мало слов «от лица ребенка», лишь несколько реплик в диалоге. Гораздо
больше непосредственной авторской речи, но есть вкрапления фраз, интонаций
«злого мальчика». Благодаря этому непосредственному «переселению» в душу
ребенка повествование делается образным, сочным. В маленькой по объему вещи
очевиден метод Чехова: он будто бы на все смотрит со стороны, никого впрямую не
обличает, никого указующим перстом не обозначает и не карает. Он словно говорит
самой формой повествования: я вам все описал, представил, извольте сделать
вывод сами. Думайте! Чувствуйте!
Образы,
которые будят разум и совесть, создал писатель в рассказах о детях-сиротах, обездоленных,
живущих тяжко и беспросветно.
Наверно,
трудно найти более хрестоматийного литературного героя, чем чеховский Ванька
Жуков из рассказа «Ванька» (1886). Кроме ярко выраженных социальных мотивов, в
этом произведении есть и глубочайший психологический портрет, и удивительное
сочетание трагизма и юмора. Как и в другом знаменитом рассказе — «Тоска», где
герой высказывает свою боль «в никуда», в одном случае — лошади, в другом —
бумаге, которая никогда не найдет адресата, ибо писана в отчаянии — «на деревню,
дедушке». Однако из безнадежной ситуации есть выход, имя которому — исповедь.
Человек высказал свою боль, и это приносит ему облегчение. Это и есть начало
избавления от невыносимой душевной и физической муки: «стал писать» [V, 478].
Поразителен
талант мальчика, богатство его воображения, его наблюдательность, память, вместившая
все впечатления детства. Чехов явно любуется своим героем, ведя рассказ от его
лица. Поэтичнейше, с пушкинской простотой описана природа, — этот эпизод
существует и в контексте воспоминаний Ваньки и как бы сам по себе. Образ
деревни прекрасен, как прекрасна и заманчива мысль мальчика о возвращении
домой. Когда Ванька рассказывает о своей беспросветной жизни в учении у
сапожника, появляются «ейный», «харя», «морда», «трескают» [Там же]. Грубый быт
рождает и соответствующие слова. А воспоминания о жизни дома, в деревне, связаны
с прекрасным. И слова, в которые облекаются картины воспоминаний, — яркие, образные,
светлые. «Убаюканный сладкими надеждами, он, час спустя, крепко спал… Ему
снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо
кухаркам…» [Там же, 481].
Этот
маленький литературный шедевр достигает высот трагедии. Горькая сиротская
судьба мальчика воспринимается и в более широком смысле. Ведь дедушка
Константин Макарыч отправил любимого внука в город, думая, что там ему будет
лучше, чем в родной деревне. «Ванька», как и многие произведения Чехова, — об
одиночестве, о том, как трудно быть понятым, о невозможности предощутить
страдание другого человека.
В
повести «Степь» (1888) (произведении многоплановом, сложном по композиции, с
большим числом действующих лиц) образ ребенка раскрывается в его отношениях с
окружающим. Девятилетний Егорушка, которого родственник и сельский священник
везут в город учиться, — одна из центральных фигур повести. Этот мальчик, очень
ранимый, душевно одинокий, лирически настроенный — уже личность, со своими
вкусами, пристрастиями, оценками, даже взглядами на того или иного человека, на
тот или ной факт. За время своего мучительного путешествия, приглядываясь к
протекающей рядом жизни, он делает неутешительный вывод: «как скучно и неудобно
быть мужиком!» [VII, 91].
В
немалой степени именно его глазами видится и оценивается происходящее. Сознание
юного героя выявлено через его способность понимать жизнь природы как подобие
жизни человека. Вот страшная картина грозы глазами Егорушки, соответствующая
его собственному отчаянию и оставленности: «Кто-то чиркнул по небу спичкой»
[Там же, 84]; «Чернота в небе открыла рот, и дыхнула белым огнем» [Там же, 85].
Возможно, мальчика нельзя назвать главным персонажем повести, но только по той
причине, что главный герой — сама степь.
Знакомый
чеховский мотив — сочувствие ребенку, жизнь которого взрослые устроили по
своему разумению, ничуть не вдумываясь или по крайней мере не вдумываясь
глубоко в то, каково же самому мальчишке, которого отдают в чужие руки, отправляют
в полную неизвестность? Каково детской хрупкой душе быть оторванной от
привычного мира? Чехов с необычайным сочувствием пишет о горюющем ребенке. Он
полностью на его стороне. И называет его ласково, не иначе как Егорушка.
Постоянно подчеркивает, с одной стороны, тоску и одиночество мальчика, а с
другой — его наблюдательность, способность видеть красоту, радоваться
прекрасному.
Есть
один интереснейший прием, который Чехов применяет как бы исподволь. По тому, как
разные люди относятся к ребенку (а их десятки встречаются в пути), писатель, в
сущности, рассказывает о самом человеке: добр он или зол, алчен ли, способен ли
на сострадание. Так, к примеру, еврейская чета на постоялом дворе, пожалев
сироту, отдает Егорушке пряник, отрывая его от своих многочисленных детей.
Образ Егорушки вырастает до символа. Это и символ романтизма, поэтичности
детской души, непосредственности детского сознания, и некий знак одиночества
человека, вступающего в жизнь.
Одна
из главных идей рассказов Чехова о детях в том, что уже в раннем возрасте
ребенок обладает вполне определенными чертами характера, более того, во многом
это уже сформировавшаяся личность. Но при этом дети еще далеки от жизни
взрослых, у них нет опыта, нет затянувшихся душевных ран, неизбежно возникающих
с возрастом, пока человек «обтесывается» об острые углы жизни. Они живут в
своем наивном мире, полном добра, любви, иллюзий, доверия, искренности.
Детская
душа чутка ко всему хорошему, и счастливое состояние души, как правило, присуще
ребенку постоянно, это одно из существенных его отличий от взрослого. Но когда
гармонию детского мира с его бесхитростными помыслами нарушают равнодушие и
хладнокровие взрослых, доверчивость к жизни начинает колебаться. Пошлость и
жестокость взрослых постепенно гасят искру Божью в душе маленького человека.
Возникает
еще одна и не менее значимая тема. Трудности человеческого общения, прежде
всего общения между отцами и детьми, людьми разных поколений, начинаются не
вдруг, не в зрелом возрасте; истоки этого процесса коренятся именно в детстве.
И возникают эти трудности от нежелания, а нередко от невозможности взрослых
воспринять мир ребенка, от их невнимания к детской душе. «В мире каждого
писателя всегда есть свое особое зло, от которого страдают его герои. У одного
писателя это бедность, у другого — несправедливость, у третьего — жестокость. У
Чехова… существенным злом является одиночество. Писатель показывает людей, одиноких
буквально… и людей, одиноких среди близких. <…> Неблагополучие в
семейной жизни в произведениях Чехова чаще всего выражается не в притеснении, издевательстве
или в других подобных формах зла, которые могут принести люди своим близким, а
в отчуждении, равнодушии и взаимном непонимании» [Лысков, 87].
Широко
известно письмо А. П. Чехова к брату Николаю (март
воспитанному человеку. Писатель формулирует восемь наиболее важных, с его точки
зрения, принципов. Казалось бы, впрямую они не касаются темы детства, но
очевидна их сущностная связь с раздумьями Чехова-художника о детях. Так, в
пункте первом автор пишет о воспитанных людях: «Они уважают человеческую
личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы». Или, к
примеру, в пункте четвертом: «Они чистосердечны и боятся лжи как огня, не лгут
они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах
говорящего» [Чехов, 1974, 223]. Разве не о том же говорит Чехов, описывая
взрослых в их непонимании поступков и состояния детей?
В
рассказах Чехова о детях с большой горечью говорится в первую очередь о
«невоспитанности» взрослого мира, который истребляет в человеке самые
человечные качества, обучает его порокам. Отсюда и неправильное восприятие
взрослыми детского мира, полного доброты, любви, сочувствия, искренности, правды.
Взрослым непонятна детская душа, но часто они и не желают ее понять. Порой
своими словами и поступками взрослые неосознанно травмируют душу ребенка, обрекая
его на одиночество («Событие», «Житейская мелочь», «Отец семейства»). В то же
время часто взрослые бессильны, даже когда стремятся к этому, разобраться в
детской душе: попытка понять детскую натуру, простую и одновременно сложную, кончается
ничем («Дома»). Однако не только взрослые воспитывают детей, но и дети
воспитывают взрослых, которые усваивают черты детскости, учатся у детей быть
радостными, добрыми, живыми. Ведь душа детей всегда жаждет любви, заботы, ласки,
справедливости, понимания. И только там, где это есть, гармоничны отношения
между взрослыми и детьми («Беглец», «День за городом»).
Произведения
Чехова о детях — пример столкновения простодушного мира детей с миром взрослых,
который во многом им чужд и непонятен. Мастерски «перевоплощаясь» в своих
маленьких героев, писатель умеет смотреть на окружающий мир широко раскрытыми
глазами детей, но замечает, конечно, гораздо больше того, что способна вместить
и понять бесхитростная детская душа. «Писатели-художники часто хорошо помнят
многое такое из детства, что нами, обыкновенными людьми, забывается. Это надо
сказать и о Чехове, который вдобавок к этому глубоко понимает детскую натуру и
любит детей», — писал В. А. Гольцев [цит. по: Лысков, 169]. События, которые
рисует Чехов в рассказах о детях, — обыкновенные житейские истории, знакомые
читателю. Но, преломляясь через призму детского сознания, эти «истории»
открывают перед нами своеобразие детского восприятия окружающих и окружающего, непосредственность
реакции, идущей больше от чувства, чем от разума, особую внимательность, интерес
к тем «пустякам», которые совершенно не волнуют взрослых. Есть тут, конечно, некий
элемент писательской мечты и утопии.
Повсюду
в повествование вкраплена по-детски наивная образность, с ее помощью автор
достигает иллюзии детского взгляда на события. С помощью характерных
«чеховских» художественных средств он мастерски передает детское восприятие
мира, тонко подмечая его особенные черты: «…Примелькавшиеся вещи и поступки
соотнесены с неожиданной шкалой мерок и ценностей; мир как бы увиден заново, то,
что привычно и узаконено во взрослом мире, обнаруживает свою
относительность…» [Катаев, 47]. Прием заимствования речи варьируется от
отождествления повествователя с персонажем до обозначения дистанции по
отношению к нему. Произведения о детях — органическая часть творчества Чехова
со всеми чертами, присущими его поэтике. Воссоздавая характерные черты
поведения и мышления детей, он не отступает от своих принципов — обращенности к
обыденному, краткости, сдержанности выражения чувств, «недосказанности», надежды
на сотворчество читателя. В большинстве произведений через необычный, но
правдоподобный случай выявлен в изображаемом характере тип, которому дается
непрямая оценка всей системой образов и ситуаций. К рассказам о детях в чем-то
приложима мысль Набокова о чеховской прозе в целом: «Нет никакой особой морали,
которую нужно было бы извлечь, и никакой особой идеи, которую нужно было бы
уяснить. <…> Рассказ основан на системе волн, на оттенках того или
иного настроения» (Набоков, 337— 338).
Однако
морали-то нет, зато нравственный урок есть. Вот одно из высказываний Чехова, объясняющих
отсутствие назидательности в его творческой манере: «Надо писать то, что видишь,
то, что чувствуешь, правдиво, искренне. Меня часто спрашивают, что я хотел
сказать тем или другим рассказом. На эти вопросы я не отвечаю никогда. Я ничего
не хочу сказать. Мое дело писать, а не учить!.. Живые правдивые образы создают
мысль, а мысль не создаст образа. <…> Если я живу, думаю, страдаю, то
все это отражается на том, что я пишу. Зачем мне слова: идея, идеал? Если я
талантливый писатель, я все-таки не учитель, не проповедник, не пропагандист. Я
правдиво, то есть художественно, опишу вам жизнь, а вы увидите в ней то, чего
раньше не замечали: ее отклонения от нормы, ее противоречия…» [цит. по:
Авилова, 124— 125].
Параллельный
мир взрослых в большинстве случаев бесцеремонно нарушает гармонию мира ребенка
и предстает в отталкивающей неприглядности. Дети у Чехова не принимают мир
взрослых, они, как правило, далеки от его фальши, жестокости, равнодушия.
Поэтому чеховские маленькие герои часто одиноки и беззащитны. «Равнодушие —
постоянный фон в рассказах писателя», но «герои равнодушны и отчуждены не в
силу своих индивидуальных недостатков, а в силу всеобщих свойств мира, в
котором они живут», поэтому они «никогда не несут зло своим близким
сознательно» [Линков, 88, 90]. Взрослые обрекают детей на одиночество, сами
того не осознавая, просто потому, что так пóшло, никуда не годно устроен
их собственный мир.
Ребенок
— судья взрослого мира. Детский взгляд, голос, интонация оттеняют фальшь
взрослой жизни, служат толчком к таким раздумьям, которые далеко выходят за
границы детских помыслов. Мысль Чехова нельзя сводить только к любованию
чистотой неиспорченной детской души и к осуждению взрослого мира. Детские
образы у писателя разные, как различны и образы взрослых. Великий мастер
психологии глубоко, емко, лаконично раскрывал все характеры. В жизни детей
писатель находил и такие отношения, от которых надо было бы избавиться, и
другие, которые он хотел бы видеть во взаимоотношениях между всеми людьми.
«Детские»
рассказы Чехова — одна из форм выражения идеала писателя, художественная
конструкция взаимосвязей между людьми вообще. Своими рассказами о «недетской»
жизни детей писатель взволнованно говорил о том, что дети вправе быть собой, что
детство должно быть действительно детством. Размышляя о детях, писатель думал о
«взрослых» проблемах, ставших для него «больными вопросами». «Детская» тема у
Чехова связана с коренными его размышлениями о нескладной жизни, «убыточной» и
ненормальной, о корысти и расчете, отравляющих жизнь людей. И в то же время —
это круг его раздумий о человеческой и природной красоте, о вольных и
счастливых людях, о самой возможности счастья.
Список литературы
Чехов
А. П. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. Сочинения : в 18 т. М., 1977—
1988.
Чехов
А. П. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. Письма : в 12 т. Т.
Катаев
В. Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М., 1979.
Линков
В. Я. Художественный мир прозы А. П. Чехова. М., 1982.
Лысков
И. П. А. П. Чехов в понимании критики. М., 1906.
Мережковский
Д. С. Толстой и Достоевский: вечные спутники. М., 1995.
Набоков
В. В. Лекции по русской литературе. М., 1996.
Авилова
Л. А. А. П. Чехов в моей жизни // А. П. Чехов в воспоминаниях современников. М.,
1986. С. 121— 208.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://proceedings.usu.ru
Дата добавления: 02.05.2012
Детвора
Микропересказ : Поздно вечером, дожидаясь родителей, дети играли в лото. Играли азартно, на деньги, ссорились, завидовали друг другу, но вскоре устали и уснули, а выигранные копейки потеряли свою силу до новой игры.
В оригинале повествование ведётся в настоящем времени.
Родители и тётя уехали на крестины. Из взрослых в доме была только няня с кухаркой — на кухне, и старший брат Вася скучал, лёжа на диване в гостиной.
Вася — старший из детей, гимназист пятого класса, считает себя взрослым и важничает
В столовой остались только дети. Давно пришло время ложиться спать, но они хотели узнать подробности о крестинах и дожидались взрослых, играя в лото на деньги. Ставка в игре — копейка, а тех, кто пытался смошенничать, выгоняли вон. Цифры в карточках закрывали стёклышками. Играли с азартом.
Азартней всех был девятилетний Гриша — он играл только ради денег.
Гриша — Брат Васи, второй по старшинству, девять лет, наголо острижен, карие глаза, пухлые щёки и толстые губы, учится в подготовительном классе, считает себя самым умным, азартен
Гриша завидовал партнёрам и боялся проиграть. Выиграв партию, он жадно прятал деньги в карман.
Восьмилетняя Аня играла ради победы. Деньги её не интересовали.
Аня — Гришина сестра, восемь лет, острый подбородок, умные глаза, самолюбива, любит побеждать
Шестилетняя Соня играла ради процесса. Она радовалась за каждого, кто выиграл, громко хлопая в ладоши.
Соня — сестра Гриши и Ани, шесть лет, кудрявая головка, здоровый цвет лица, щедрая, радуется чужой удаче
Алёша радовался уже тому, что его не гонят и не укладывают спать.
Алёша — самый младший брат, пухлый карапуз, с виду флегматичный, «но в душе порядочная бестия», любит ссоры и ругань
За стол он сел не ради лото, а ради недоразумений, которые возникали во время игры.
Цифр Алёша ещё толком не знал, и карточки за него закрывала Аня.
Пятым игроком был Андрей.
Андрей — сын кухарки, смуглый, болезненный и мечтательный, любит арифметику и цифры
К выигрышам он относился безразлично, его интересовала арифметика игры. Андрей размышлял о том, «сколько на этом свете разных цифр, и как это они не перепутаются».
Бочонки вытаскивали по очереди все, кроме Сони и Алёши. Чтобы оживить однообразную игру, дети давали цифрам разные смешные прозвища. Аня заметила, что Андрей прозевал число. Раньше она подсказала бы ему, но теперь её самолюбие торжествовало.
Во время игры дети беседовали: обсуждали некоего Филиппа Филиппыча, который умел заворачивать веки и делать страшные «как у нечистого духа» глаза, и входил без стука в комнату девочек; рассуждали, зачем ночью на кладбище звонят в колокол.
Наконец, Гриша выиграл и захотел продолжить игру, но у Андрея больше не было копеек. Добрая Соня сделала ставку за него, и игра продолжилась. Выиграл Андрей, Алёша обвинил его в мошенничестве. Началась драка, младшие дети заревели, но минут через пять всё успокоилось. Алёша был счастлив — недоразумение произошло.
Вошедший в столовую Вася возмутился тем, что дети играют на деньги, но через минуту и сам присоединился к игре. За неимением копеек, он хотел поставить рубль, но дети потребовали мелочи. Вася долго объяснял, что рубль дороже копейки и даже хотел купить у Гриши десять копеек за этот рубль, но дети, не понимающие истинной ценности денег, ему не верили, подозревая с его стороны некое жульничество.
Наконец, Соня поставила копейку за Васю, игра продолжилась. Вдруг Гриша уронил монету на пол. Пока он её искал, Соня заснула.
Аня увела сестру в спальню родителей, остальные дети потянулись следом. Через пять минут все улеглись на большой родительской кровати и заснули. Рядом валялись копейки, «потерявшие свою силу впредь до новой игры».
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
«Детвора», краткое содержание рассказа (А.П. Чехов)
Предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием рассказа А.П. Чехова «Детвора». В основе рассказа лежат наблюдения автора за детьми из семьи его товарища. Незамысловатый сюжет позволяет окунуться в мир счастливого и беззаботного детства.
Главные герои
Гриша – жадный девятилетний мальчик.
Аня – азартная восьмилетняя девочка.
Соня – добрая и отзывчивая шестилетняя девочка.
Алеша – совсем маленький мальчик.
Андрей – любознательный сын кухарки.
Вася – учащийся 5 класса.
Краткое содержание
Никого из взрослых не было дома, они уехали на крестины. Дожидаясь их, Гриша, Аня, Алеша, Соня и Андрей играют в лото за обеденным столом. Детям уже пора спать, но любопытство не позволяет им уйти спать, не расспросив о крестинах.
Играют в лото дети на деньги. Ставка – копейка. Играют с азартом. В столовой, кроме них, больше никого нет. Няня внизу учит кухарку кроить, а старший брат Вася лежит на диване в гостиной.
Гриша был самым старшим среди всех присутствующих. Ему было целых девять лет, и он уже занимался в приготовительном классе. Он играет только ради денег. Он не может сосредоточиться, сидит как на иголках, боясь проиграть. Выиграв, он жадно хватает деньги, и тут же прячет их себе в карман. Его восьмилетняя сестра Аня тоже боится проиграть. Но ее деньги не интересуют, это все из-за самолюбия.
Соня играет ради процесса игры, поэтому радуется, кто бы не выиграл. А маленький Алеша присоединился к играющим только ради того, чтобы не идти спать. К тому же, ему нравится наблюдать за ссорами, возникающими во время игры. Андрей, кухаркин сын, просто наблюдает за игрой, и поражается разнообразию цифр.
В этой партии выиграла Соня, началась следующая партия, в которой победил Гриша. Андрей расстроился, потому что у него больше не было денег, для того чтобы сделать следующую ставку. Соня поставила за него. В этой партии победил Андрей, но Алеша сказал, что он жульничал. Андрей ударил в ответ на эти слова его по голове, и завязалась драка. Однако через пять минут все снова хохотали, и игра продолжилась. Алеша даже счастлив, ссора всё-таки произошла.
В это время в столовую входит старший брат ребят Вася. Он считает себя взрослым, потому что учится в пятом классе. Увидев игру ребят, он подумал о том, что нельзя давать маленьким детям деньги, и нельзя позволять им играть в азартные игры. Однако они играли так весело, что ему тоже захотелось сыграть в лото. Внезапно игра прервалась, потому что Гриша уронил под стол копейку. Пока все искали ее под столом, Соня уснула. Аня предложила положить ее в постель мамы. Дети пошли провожать ее, но спустя пять минут сами уснули рядом с Соней. Рядом с ними на кровати валялись копейки, ничего не значащие до следующей игры.
Главная мысль
Дети видят мир совсем иначе, но чем старше они становятся, тем больше начинают походить на взрослых. Именно поэтому самым маленьким игрокам в лото был важен сам процесс игры, а тем, что постарше – выигрыш.
Вывод и личное мнение
Для каждого ребёнка главным примером для подражания являются его родители. Взрослея, дети начинают перенимать их отдельные черты характера. В данном рассказе у маленьких героев уже проявляются индивидуальные особенности, но они ещё только притворяются взрослыми, играя в лото, а на самом деле воспринимают всё совсем иначе.
Автор противопоставляет мир детей жизни взрослых. Причём, описывает окружающую действительность такой, как её видят дети, хотя сам ребёнком был очень давно.
Учитель русского языка и литературы. Моя работа — это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.
Краткое содержание Чехов Детвора
В данном рассказе А.П. Чехов описывает, как дети играют в настольную игру «ЛОТО». Он четко описывает и дает читателю увидеть состояние каждого ребенка во время данной игры. Они охвачены азартом и их эмоции неподдельны, каждый думает о чем-то своем. Один из игроков ждет подвох и драку, второй играет ради денег, хочет таким образом заработать, а третий просто рад обстановке и времяпрепровождением со своими одногодками. Антон Павлович очень красочно и ярко описывает весь ход игры, и выпавшие комбинации из цифр смешно называет.
В данном тексте показано, как дети воображают себя взрослыми во время простой игры. Родители оставили их одних уйдя в гости на крестины, и дети могут делать все, что хотят.
Они могут играть до самого позднего вечера, играть на деньги. Чехов раскрыл характер каждого ребенка. Всего же в данном действии участвуют пятеро детей, а Вася грустит в гостиной. Гриша ходивший в подготовительный класс сел играть дабы заработать. Мальчик с жадностью распихивает деньки по своим детским карманам. А вот его сестренка по имени Аня, играет не ради финансов, они ей не интересны. Она, таким образом, тешит свое самолюбие, несмотря на то, что ей всего шесть лет. Девочка слишком внимательно следит за всем происходящим и держит все под своим контролем. Младшенькая Соня просто улыбается, хлопая в ладоши, получая от всего происходящего массу удовольствия. Андрей – сын кухарки, завороженно следит за счетом, цифры кажутся ему чем-то нечто магическим и загадочным. Также в игре принимает участие Алеша, с первого взгляда он кажется флегматичным, но на самом же деле он чертовски жаждет скандалов и всячески провоцирует к ним и боится пропустить хоть малейшую деталь ругани.
После описания играющих детей идет описание самой игры. Дети громко выкрикивают цифры, вступают в спор и громко хохочут. Но и естественно не обошлось без взаимных претензий, к примеру, Андрей обвинял Гришу в мошенничестве из-за его жадности. Ребята чуть не подрались. Через короткое время все опять помирились и смеются. А Алеша счастлив от того, что был скандал и он его видел.
После грусти в гостиной, Вася решается присоединиться к компании игроков. Все требуют от него денег и добрая Соня сделала ставку за него.
Все ребятишки не ложатся спать, обосновывая это тем, что не уснут без рассказа о крестинах. Они это с такой уверенностью утверждают…
Но Соня все же засыпает первой, прям за столом. Дети решили отвести ее на мамину кровать и сами там же уснули.
Читая данный рассказ, стоит задуматься о воспитании своих детей. Ведь многие родители забывают об элементарных правилах, которым необходимо обучать детей и себя.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Чехов. Все произведения
Детвора. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Ехали из Ростова два богатыря. Один из них – Алеша Попович, а другого молодца Якимом звал, слугой он был. Доехали они до распутья, где камень стоял. На нем три дороги указано. Одна вела во Чернигов
Виктор Гюго известный французский писатель и поэт. Самым первым его творческим прорывом стало сатиристическое произведение «Телеграф». Оно было написано, когда писателю было 14 лет.
Рассказ повествует нам о судьбе одной семьи, в которой отца, за долги посадили в тюрьму. В этой тюрьме и родилась его младшая дочь, которую звали Эми. Она всю свою жизнь прожила в тюрьме
Действие романа начинается с того момента, когда наш главный герой Том Джоуд возвращается из заключения домой. Он был осужден за случайное убийство и за хорошее поведение его выпустили раньше срока. Дома его ожидают многочисленные родственники.
Ганс – это человек, который еще достаточно молодой, так как ему всего лишь двадцать семь лет. Но он уже устал от жизни этой, такой тяжелой. Потому что он работает на сцене, клоуном
Антон Павлович Чехов создал свой рассказ «Ванька» в 1886 году. Под псевдонимом А. Чехонте произведение впервые было размещено на страницах «Петербургской газеты», в отделе «Рождественские рассказы». Рассказ «Ванька» включался в сборники А.П. Чехова ещё при жизни писателя. Кроме того, он был переведён на многие европейские языки. Многомудрый Литрекон предлагает Вам краткий пересказ произведения, где представлены сюжет и основные события в сокращении.
Краткий пересказ
(434 слова) Девятилетний Ванька Жуков в ночное время под самое Рождество старательно пишет письмо в родную деревню своему дедушке Константину Макарычу. Три месяца назад мальчика отослали в Москву «к сапожнику Аляхину» на обучение. Ребёнок остался сиротой. Единственный близкий человек для Ваньки — это дедушка, который работает в деревне в усадьбе господ Живарёвых ночным сторожем. Днём Константин Макарыч, по своему обыкновению, спит или беседует с кухарками, а ночью несёт службу. С ним ходят старая собачка Каштанка и чёрный пёс Вьюн.
Ванька по-простому, детским слогом, рассказывает в письме о своей нелёгкой жизни у сапожника. Хозяева плохо его кормят, часто бьют и ругают за любую провинность: за то, что он заснул, укачивая в люльке хозяйского ребёнка, неправильно почистил рыбу. Кроме того, он терпит насмешки от подмастерьев. Ванька очень просит, чтобы дедушка забрал его обратно в деревню. Мальчик готов всё для него делать: тереть ему табак, молиться за него. Даже готов стерпеть от деда побои, если будет за что. Чтобы не быть дедушке в тягость, он пошёл бы «в подпаски» или к приказчику чистить обувь. Он пишет, что хотел бы уйти в деревню сам, своим ходом, но боится холода, ведь у него нет тёплой обуви. Ванька описывает Москву. Его удивил большой город, где много господских домов и лошадей, разнообразие товаров в торговых лавках.
Пока Ванька пишет, перед глазами его встаёт былое время, когда он жил вместе с Константином Макарычем. Он ясно помнит, как однажды они вместе под Рождество ходили в лес, чтобы срубить ель для праздника в господской усадьбе. Ему вспомнилась и его покойная мать Пелагея. Она трудилась горничной у Ольги Игнатьевны — барышни, которая по доброте своей угощала ребёнка конфетами и просто так, от нечего делать, обучила его грамоте, счёту до ста и даже разучила с ним кадриль. После смерти Пелагеи, Ваньку перевели к Константину Макарычу в людскую кухню, а позже отправили в Москву, к Аляхину.
Мальчик несколько раз повторяет в письме просьбу о том, чтобы Константин Макарыч приехал в Москву и забрал его. Ванька хочет, чтобы дедушка попросил у Ольги Игнатьевны ёлочную игрушку в виде золотистого ореха — «скажи, для Ваньки», и чтобы никому дед не отдавал его гармонь. В конце письма он передаёт поклоны тем, кого он знал и любил в деревне.
Вложив готовое письмо в конверт, Ванька подписал его: «На деревню дедушке». Поразмыслив немного, он приписал: «Константину Макарычу». Довольный мальчик выбежал из дома в одной рубахе. Накануне он спросил сидельцев из мясной лавки, как отправляются письма. Он добежал до первого попавшегося почтового ящика и опустил конверт.
Через час Ванька уже спал, надеясь, что дед получит его послание. Мальчику снилось, как Константин Макарыч сидит на печке и зачитывает его письмо кухаркам. Неподалёку от него бродит пёс Вьюн и виляет хвостом.
Отзыв
(275 слов) Главная мысль рассказа «Ванька» заключается в том, что взрослым нельзя быть равнодушными к беззащитным детям, нельзя вырывать ребёнка из родной среды. Ванька остался сиротой. От него сразу же захотели избавиться и отправили из деревни, где он был окружён добротой, в большой город на работу, в непривычную, тяжёлую для ребёнка обстановку. Чехов высмеивает главные пороки общества — жестокосердие, малодушие, грубость, неспособность к состраданию. Уважать маленького человека — это то, чему учит автор. Нужно быть внимательным к тем, кто не может за себя постоять, кто одинок и наивен. Такова мораль рассказа «Ванька».
Произведение заставляет задуматься о том, что использовать детский труд неприемлемо. Ребёнок должен получать образование, но в то время для бедных это было невозможно. В деревне барышня от скуки обучила мальчика грамоте. В трудную минуту это помогло Ваньке — он смог написать письмо дедушке, но конверт подписал неверно: не указал точный адрес.
Мне понравился рассказ «Ванька» тем, что ребёнок свято верит, что сможет уйти от зла и жестокости, которые на него обрушились. Мальчика очень жаль, ведь после смерти матери для него наступили трудные времена. Ванька терпит унижения и побои, которых не заслуживает. В нём живёт искренняя и безусловная любовь к Константину Макарычу, у него доброе сердце, кроткий и незлобивый характер. Несмотря на все трудности, мальчик остаётся чистым душой. Таково моё отношение к главному герою рассказа «Ванька».
Моё впечатление от рассказа «Ванька» грустное. А.П. Чехов показывает нам судьбу ребёнка, брошенного на произвол судьбы. Его последней надеждой было письмо к дедушке. Он теряет и эту надежду, сам того не подозревая. В произведении показана безысходность маленького мальчика, наивно полагающего, что Константин Макарыч приедет за ним, прочитав его трогательное письмо. В этом заключается трагедия произведения «Ванька». Таково моё мнение о рассказе А.П. Чехова.
Автор: Диана Танцур
Рассказы А.П.Чехова интересны и познавательны. Несколько поколений выросло на его произведениях. Их изучают в школе, читают во взрослом возрасте и всегда они вызывают интерес. Одним из таких рассказов является «Ванька».
История создания
Существует мнение, что рассказ является повествованием о детстве самого писателя. Он не видел детства таким, каким его принято представлять. Жизнь в бедности заставляла рано взрослеть. Писатель с детства трудился и до того уставал, что о детских играх и забавах не было и речи.
Скорее всего, его болезнь явилась следствием непосильного детского труда. И это болезнь привела его к ранней смерти. На фоне изматывающей его болезни Антон Павлович пишет свой рассказ «Ванька».
Предчувствуя скорый конец, автор внимательно вдумывается в детскую психологию. Причем предметом его изучения является психология ребенка, который по-взрослому способен понять душевную боль, мучившую его.
Есть две версии, кто мог стать прообразом Ваньки. Одни критики считают, что это рассказ писателя о своем детстве, другие отождествляют образ Ваньки с родственником Михаилом, которого отец отослал обучаться мастерству.
Направление и жанр
По глубине и психологизму этот рассказ относится к социально-обличительной беллетристике. В рассказе радостные рождественские эмоции соседствуют с безнадежностью в душе Ваньки. Радостное уживается рядом с грустным. Детская душа гибнет от алчности и безразличия взрослых.
Но есть другая сторона рассказа. Она показывает надежду мальчика на позитивные изменения в жизни, когда мальчик смотрит на свечу.
Суть произведения
Весь рассказ Антона Павловича строится вокруг письма девятилетнего мальчика Ваньки, которое он пишет своему деревенскому дедушке. Вся семья сапожника Аляхина ушла в церковь. На дворе Рождественский сочельник.
Мальчик остался один. Некому ему высказать всю боль, которую он испытывает, живя в услужении. Эта боль как душевная, так и физическая. Мальчика постоянно бьет хозяин, хозяйка не стесняется ткнуть ему в лицо рыбой. У подмастерьев Ванька то же в услужении. Они гоняют его за водкой, велят таскать соленые огурцы из хозяйских запасов.
Мальчику не с кем поделиться. Никто не выслушает и не поможет. Только в письме к дедушке он рассказывает все о своей безрадостной жизни. Во время написания мальчик вспоминает родные деревенские просторы, дедушкиных собак Каштанку и Вьюна.
Перед глазами в пламени стоящей на окне свечи мальчик, как наяву, видит хрустящий снег, голубое небо. Все его существо тянется к прошлой деревенской жизни. Он хочет ощутить себя ребенком, а рядом видеть дедушку с собаками.
В его представлении предстает дедушка, не спеша, свесив с печи ноги, читающий Ванькино послание. Рассказывает о московском быте, где для Вани все чуждо и непривычно. Ребенок по-взрослому смотрит вокруг, в таком раннем возрасте он уже попрощался с детством.
Характеристики главных героев
- Ванька. Девятилетний мальчик, не по годам умен. Никто не занимался с ним учебой. При этом Ваня пишет письмо, которое трудно написать даже старшекласснику. Письмо, большое по объему, написано душевно и складно.
Ваня делится с дедом своим тяжелым положением, рассказывает о жизни, в которой нет просвета. Но в то же время мальчик полон воспоминаний о сельской жизни, где он был счастлив, ходил с дедом январским днем за елкой.
Эти воспоминания остались единственным светлым пятном в его жизни. В городе мальчик забыл, что такое счастье, расстался с детством. По всему чувствуется, как он взросло мыслит.
- Дедушка Ваньки. Зовут его Константин Макарыч. Он служит при господах Живаревых сторожем. У него узкий круг интересов. Ему достаточно покурить любимый табачок, от запаха его дыма душа деда наполняется счастьем.
Константин Макарыч обходит вверенные ему владения с колотушкой. Разговоры с дворовыми работниками, приятный сон на теплой печи доставляют ему великую радость. Для Вани он является другом и наставником, все детские воспоминания мальчик сводит к общению с ним.
- Сапожник Аляхин. Он является хозяином кожевенной мастерской. По натуре он деспот. Для работы берет себе подмастерьев, мальчиков из бедных семей. Аляхин дает мальчишкам заработать гроши, кормит их плохо. От недоедания подмастерья велят Ваньке воровать огурцы из бочки.
Ванька видит от хозяина одни оплеухи и не слышит ни одного доброго слова. Естественно, что мальчик жалуется деду в письме, потому что терпеть такое просто невозможно.
- Супруга Аляхина. Деспотичная и невоспитанная мещанка, не имеющая никаких понятий о воспитании детей. Унижает Ваню, тыкая в нос рыбой, которую он не так чистит, как хотелось бы ей.
- Барыня Живарева Ольга Игнатьевна. Только теплые воспоминания остались в Ванькиной душе при воспоминании об этой женщине. Она хозяйка усадьбы, где работает ее дед и была горничной покойная мама. Ольга Игнатьевна стала единственным педагогом в жизни мальчика, которая научила его читать, писать считать и даже танцевать.
- Покойная мать Ваньки Пелагея. Мало сказано в рассказе об этой женщине. Видно только, что она добра и исполнительна в работе.
Темы произведения
- Тема надежды. Эта тема неярко прослеживается в рассказе, но все-таки Ванька не теряет надежду обрести счастье в лице деда;
- Тема детства. Эта тема показана образом мальчика-сироты, которому общество не помогает ничем, и он выживает, как может;
- Тема мещанства. Эта тема представлена образами супругов Аляхиных. Все в них является застарелым: образ жизни, вопрос воспитания, обучения.
- Тема деспотизма. Казалось бы, не было никакого повода так жестоко относиться к своим нанятым работникам-детям. Однако Аляхин себе это позволяет.
Главная идея рассказа в том, что дети незаслуженно страдают за грехи взрослых и никто не помогает им нести тяжкий крест.
Рассказ «Ванька» не оставляет читателей равнодушными. Поэтому ценность этого произведения не уменьшается с годами.