Чехов рассказ толстый и тонкий тема произведения

Предмет: литература. класс: 6. тема урока: речь героев рассказа а. п. чехова толстый и тонкий. юмористическая ситуация. эпиграф: умение смеяться

Предмет:
Литература.

Класс: 6.

Тема урока: «Речь
героев рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация».

Эпиграф: «Умение
смеяться помогает изменить мир!

Время: 30 минут.

Цель: развитие у
учащихся навыков лингвистического анализа рассказа А.П. Чехова «Толстый и
тонкий».

Образовательные:
анализ эпического произведения с элементами выделения разных видовтекстовой 
информации.

Развивающие: излагать своё мнение в  учебном диалоге, аргументируя его, осознанно использовать
речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Воспитательные: на
примере рассказа воспитывать чувство собственного достоинства.

Планируемые результаты:

Личностные:оценивать поступки литературных героев, опираясь на текстовый материал
и нравственные ценности, принятые в обществе;

‒ осознанно и критически оценивать личные
качества характера, представляя себя данными литературными героями.

Метапредметные:
развивать логическое мышление, навыки самоконтроля и взаимоконтроля при работе
в группах;

‒ определять самостоятельно цели и
последовательность деятельности при выполнении каждого задания по анализу
текста;

‒ адекватно оценивать достигнутые личные и
коллективные результаты.

Предметные:
постичь тайны чеховского смеха, особенности стиля рассказа, смыслового
подтекста;

‒ уметь определять авторскую позицию в тексте,
сравнивая её с собственной.

‒ представить учебную информацию в разных
формах: таблицы, Т-схемы, даймонды, творческие работы в группах.

Коммуникативные: ‒
излагать своё мнение в учебном диалоге и монологе, аргументируя его текстовыми
фактами из рассказа;

‒ осознанно использовать речевые средства в
соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.

Ресурсы: листы А4,
маркеры, текст рассказа, раздаточный и иллюстрационный материал.

Тип урока: урок –
исследование художественного текста.

Ход урока: Доброе утро, ребята!

Вы уже познакомились и ПОДРУЖИЛИСЬ с таким
замечательным автором как А.П. Чехов. Давайте вспомним самые главные и
интересные пункты из его  биографии. Для этого нам с вами предстоит заполнить
соц.карточку чехова вк. У вас на партах лежат листы, давайте вспомним и
заполним в парах? Недостающие
факты.(пункты). А я буду заполнять вместе с вами (комментировать + заполнение в
презентации).

Так, давайте вспомним день рождения А.П. + город, где
он родился, укажем родителей

Хорошо, вспомним, где он получил начальное
образование? а высшее? Давайте перейдем к жизненной позиции, что вдохновляло
писателя? А что можем сказать про интересы?

Давайте посмотрим на
раздел «Псевдонимы»
— Что такое псевдоним?

* Псевдоним — это
вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты.

— Почему А. П.
Чехов не стал сразу подписывать рассказ своим именем?

Чехов учился на врача,
потом работал врачом, и многие пациенты могли подумать, что специальность врача
несовместима с занятиями литератора, который пишет юмористические рассказы.
Напомню, что Антошей Чехонте гимназиста Антона Чехова стал называть
законоучитель таганрогской гимназии Ф. Н. Покровский: он по-доброму любил
давать ученикам смешные прозвища.

Давайте дополним цитатами графу о себе. Что же говорил
сам писатель о себе и своей жизни?

Прочитайте, что говорил толстой о
творчестве чехова:

«Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь,
восхищаюсь… Вот определение таланта».

Л. Н. Толстой.

Именно на этой цитате я и хотела бы остановиться и
использовать ее в качестве эпиграфа к нашему уроку. Запишите его в тетрадь.

— Какие вопросы можно поставить после
прочитанной фразы? (обобщение предположений учеников, запись вопросов на
доске).

Над чем можно смеяться, читая Чехова? Чему радоваться?
Чем восхищаться? – ответы детей

— Как вы думаете, что нам поможет
ответить на поставленные вопросы?

— Сегодня мы изучим рассказ «Толстый и тонкий».

История        создания рассказа «Толстый и тонкий»

-В 1883 году появилась первая
редакция рассказа «Толстый и тонкий».Позже, в 1886 году А.П. Чехов
переработал рассказ и включил его в сборник «Пёстрые рассказы»

«Толстый и тонкий» написан в жанре
« сценки»; основные достижения Чехова относятся именно к этому жанру.

— Какую цель вы можете поставить перед
собой на урок?

Чехова все знают и помнят за его юмористические и
стилистические произведения. В своих коротких рассказах чехов комически
представляет разных людей. Используя смех, смешные ситуации, А.П. Чехов
подчеркивает, что умение смеяться – это дар человека. Противник, выставленный
смешным в жизненной ситуации, — уже наполовину побеждён. А умение увидеть
смешное помогает каждому человеку сохранить мужество и оптимизм в самых трудных
ситуациях. Ребята, давайте вспомним определения юмора и сатиры

·        
Юмор- изображение героев в смешном виде;
весёлый, доброжелательный смех

·        
Сатира- высмеивание
разоблачение отрицательных сторон жизни путём изображения их в нелепом,
карикатурном виде; злой смех.

·        
Сатира — злая насмешка, юмор — дружелюбный смех. Между ними
целая гамма оттенков смеха: шутка, насмешка, ирония, сарказм.

·        
— Как вы
думаете, что такое юмористическая ситуация? Да, верно, это ситуация, вызывающая
смех. А что еще может вызвать смех? (диалог,
название)

Верно, именно о юморе и речи героев мы сегодня будем
говорить.

А для того, чтобы определиться с целями (задачами)
урока предлагаю

пройти блиц-опрос по рассказу  В КОНЦЕ УРОКА!!!!

Таблица 1 – Блиц-опрос по
теме и идее рассказа А.П. Чехова

Вопросы

Предполагаемые ответы

Тема – о чем?

Встреча двух одноклассников, незапланированная,
случайная, после многих лет.

Идея – для чего?

Открыть для читателя смешное в самой жизни или в
любой жизненной ситуации, поскольку «Умение смеяться помогает изменить
мир»
(обратите внимание – это эпиграф нашего урока)

Что высмеивает А.П. Чехов?

Высмеивает такие качества человека, как:
чинопочитание, угодничество, подхалимство, самоуничижение (занижение
значимости себя как личности), подобострастие.

Как называется добрый смех?

Добрый смех – ЮМОР, это смех дружелюбный,
добродушный, беззлобный, веселый, сочувственный, смех-доброе, дружеское
подшучивание.

Что такое осмеяние героев?

Осмеяние – это САТИРА – смех злой, сердитый,
изобличающий отрицательные качества или негативные поступки героев. Сатира –
беспощадное осмеяние человеческих пороков.

Давайте поразмышляем: «Как вы думаете, этот рассказ
юмористический или сатирический?»

/ после обсуждения в паре или группе, предлагают свои
варианты ответов/

Вывод: Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» сатирический,
поскольку автор высмеивает человеческие пороки, отрицательные качества
личности.

Давайте поработаем над содержанием
рассказа.

КРОССВОРД? (карта №2)

Сравнительная характеристика героев
(карта 3)

составить характеристику главных героев по их речи (по вариантам? 1-ый –
толстого, 2-й-тонкого?)

— Смешным или грустным вы назвали бы
рассказ? А можно его назвать смешным и грустным одновременно?

3.Физкультурная   минутка. Т.к. чехов любил театр, мы с
вами должны изобразить?

Собраться в дорогу нам сущий пустяк,

Оденем на плечи дорожный рюкзак!

Рассказы мы Чехова с полки возьмём

И смело в дорогу все вместе пойдём.

Придём на вокзал и посмотрим вокруг:

И справа, и слева — везде стоит друг.

Закроем глаза и представим Цветы. Их
в вазу поставим
,                           И счастливы мы.

Рефлексия —Вернемся к
вопросам, поставленным вначале урока:

Над чем можно смеяться, читая Чехова?

Чему радоваться?

Чем восхищаться?

— Сформулируйте ответ на вопрос,
опираясь на приобретенные во время урока знания.

— Можно ли утверждать, что мы сегодня
прочли юмористический рассказ? Как автору удается вызвать у нас смех?

 Почему это
произведение не потеряло актуальности и в наши дни?

Толстый — человек,
имеющий достаток и высокое положение в обществе, хороший доход, сытый и
преуспевающий. Но несмотря на это, он общается с другом детства на равных,
искренне рад встрече.

Тонкий — человек,
занимающий незначительное положение в обществе, знающий нужду, но умеющий
приспосабливаться к людям, чинам, обстоятельствам. «Тонкий» относится к тем
людям, которые в других прежде всего ценят награды, звания, а не человеческие
качества. Самое обидное, что это распространяется не только на знакомых, но и
на друзей.

9. Заключительное слово
учителя.

Смех Чехова,
добрый и веселый, подчас становится ироничным, грустным. В своих коротких
рассказах, которые часто называют сценками, Чехов комически представляет
разных людей.

???

Служишь где? Дослужился? —
В царской России существовал специальный законодательный акт, определявший
порядок прохождения службы чиновниками. Он был издан Петром I и назывался
«Табель о рангах». «Табель о рангах» устанавливала 14 рангов (классных чинов,
1-й — высший) для военных, штатских и придворных. Все чиновники имели определенный
чин и постепенно двигались вверх, получая новые чины. По отношению к чиновникам
не использовали глагол работать, а употребляли глагол служить или
словосочетание ходить на службу. Вопрос героя имеет такой смысл: «Работаешь ли
ты чиновником? До какого чина ты уже дослужился?» После 1917 года «Табель о
рангах» была упразднена. Но в царской России чиновники очень хорошо разбирались
во всех тонкостях «Табели…» и относились к чину, который имеет человек, с
большим вниманием.

Пахло… ветчиной и кофейной
гущей: ветчина в то время считалась едой простонародья, запах кофейной гущи
говорил о низком сорте сваренного кофе.

Ученик третьего класса: в
царское время в гимназию поступали в девять-десять лет, всего классов было
семь. Значит, Нафанаилу двенадцать-тринадцать лет.

Приятно-с, вельможи-с, хи-хи-с — частицу -c в XIX веке
добавляли к словам тогда, когда хотели показать свое подчиненное положение;
употребление этой частицы вносит в речь оттенок угодливости и самоуничижения. употреблялся
среди равных по статусу людей, но со временем всё чаще использовался при
обращении низшего по званию, чину к более высшему. То есть приобретал статус
излишней почтительности, демонстративного самоунижения, заискивания перед
вышестоящим руководством. Так всегда прислуга обращалась к своим хозяевам.
После Революции 1917 года словоерс практически полностью пропал из
употребления,

Названия рассказа «Толстый и тонкий» сразу же проводит грань между
двумя персонажами. Этот прием называется «контраст». Один герой
противопоставляется другому, несмотря на то, что раньше они друзьями. Теперь их
разделяет статус: один богат, другой беден. Уже в названии писатель закладывает
основу конфликта: подчиненный и начальник, хозяин жизни и неудачник.

В данном случае слова «толстый» и «тонкий» означают не столько
физиологические особенности героев, сколько их разный социальный статус и,
главное, их полностью противоположные мироощущения. Один, как соломинка,
пригибается к земле, стелется перед тем, что выше и крепче его. На нем, как
вьюки на верблюде, висят чемоданы и заботы о семье. А Толстый свободен и
обеспечен, у него нет обузы в виде багажа и семейства. Поэтому он и толст: все
блага он потребляет сам. Смысл заглавия рассказа «Толстый и Тонкий» именно в
противопоставлении этих героев.

Используя смех,
смешные ситуации, А.П. Чехов подчеркивает, что умение смеяться – это дар
человека. Противник, выставленный смешным в жизненной ситуации, — уже
наполовину побеждён. А умение увидеть смешное помогает каждому человеку
сохранить мужество и оптимизм в самых трудных ситуациях.

Тема. А П.Чехов.
Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий».

Цель урока: ознакомление с биографией и творчеством А.П.Чехова, новыми
литературоведческими терминами; с содержанием рассказа «Толстый и тонкий»,
определение темы и идеи произведения; развитие умения внимательно и вдумчиво
читать; воспитание негативного отношения к чинопочитанию и угодничеству.

Задачи:

Ознакомление с
биографией А.П.Чехова. Введение понятия «юмор».

Развитие культуры
речи, читательских умений; обучение отбирать материал текста для работы над
темой; развитие нав
ыков сравнительного анализа; развитие монологической речи.

Воспитание интереса
к предмету, воспитание нравственных качеств.

Оборудование: художественный текст «Толстый и тонкий», учебник
литературы  (автор Коровин
Н.Я.),  дидактические карточки.

Методические приемы: сообщения учащихся, выразительное чтение,
объяс
нение
теоретических вопросов, беседа по вопросам, работа с  учебником,
самостоятельная работа, «Закончи предложение».

Тип урока: изучение
нового материала

Ход урока

В
человеке всё должно быть прекрасно:

и
лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А.П.Чехов

І.
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

1. Работа с
эпиграфом

2. Беседа

1)Что же должно
быть прекрасным в человеке?

2)Как вы понимаете
высказывание А.П.Чехова? Согласны ли вы с такой точкой зрения?

II. Изучение нового материала

1.Слово учителя.

        Дома 
вы познакомились с одним из шедевров Чехова. Это рассказ «Толстый и тонкий». 

Давайте попытаемся
сформулировать тему и цели сегодняшнего урока (Ответы учащихся: изучим
биографию писателя,  его рассказ «Толстый и тонкий», попытаемся определить тему
и идею этого произведения, будем учиться анализировать литературное
произведение, характеризовать героев рассказа
, развивать
монологическую речь
).

2.Изучение кратких биографических данных о писателе.
Сообщения учащихся по предварительным индивидуальным заданиям.

1 ученик

Родился в Таганроге (Россия), где получил образование в гимназии. В
связи с банкротством отца большая семья переезжает в Москву (1876), а юному
Чехову приходится взять на себя заботы, связанные с кредиторами, распродажей
семейного имущества. Именно эти трудные три года самостоятельной жизни повлияли
на его дальнейшую судьбу: он стал сдержанным, научился вести дела, не унижая
себя и людей. С этого времени вся семья жила за его счёт. В 1879-1884 г.г.
А.Чехов учится в Московском университете на медицинском факультете. Некоторое
время работает врачом.  С 80-х годов начинает печататься в юмористических
журналах и газетах. Осознаёт себя писателем с 1886 года, когда получает от
Д.Григоровича письмо, где тот  признаёт его яркий дар. Были очарованы талантом
Чехова Л.Толстой, И. Репин и другие известные в России и мире личности.

2ученик.

Автор выслушивает также  много критики в свой адрес. Сначала его
обвиняют в «безпринципиальности», потом замалчивают. Писатель так и не
выработал для себя целенаправленной жизненной позиции. Чехов пытается найти
«норму» жизни, бьётся над вопросом смысла собственного существования и
человеческой жизни вообще. Позже, в связи с этим «застоем», он едет в Сахалин
(1890). Писатель пытался сделать прорыв, выйти на новые горизонты в собственном
творчестве: ему захотелось практического большого дела, какого-то человеческого
подвига. Поездка оказалась нелёгкой, со временем дала о себе знать тяжёлым
состоянием здоровья, но это будет попозже, а в 1895 году Чехов выдаёт книгу
«Остров Сахалин», которая стала сенсацией в России – речь шла о быте каторжан и
высланных поселенцев. К «сахалинской теме» принадлежит и «Палата №6».

3 ученик.

В начале 90-х годов он посещает Францию, Италию, Австрию. Драматическое
мастерство писателя  — это 1896-1903г.г. Успешная постановка «Чайки» в 1898
году в Художественном театре – основа совместной работы Чехова именно с этим
театром. С 1898 года писатель из-за болезни живёт в Ялте. За месяц до смерти он
выезжает на лечение в санаторий в Германии, где умирает. Похоронили его в
Москве.

3. Интересные
факты о писателе.

         Сообщения учеников

В биографии Антона
Павловича Чехова интересных фактов из жизни известно очень много. Медики
считали его талантливым врачом и диагностом. Коллеги по литературному цеху
восхищались иным его талантом – писателя и драматурга. А родные и друзья называли
его не иначе, как «человеком будущего». Кем же он был на самом деле?

·        
Антон Павлович Чехов очень любил подписывать свои
рассказы интересными псевдонимами, которых насчитывалось около 50. Самым
популярным среди них был Антоша Чехонте. В семье Чехова считалось, что фамилия
их рода происходит от предка чеха.

·        
У Чехова было две любимых собаки породы такса,
которым он дал необычные имена – Бром Исаевич и Хина Марковна.

·        
Первые рассказы Чехова были напечатаны в журнале
«Осколки», главный редактор которого, Николай Лейкин, был очень требовательным.
Лейкин считал, что это должны быть  сто слов: описание, диалоги, характеры,
сюжетная линия – всё должно быть мастерски выписано! Так появилась знаменитая
«краткость», которая навсегда стала любимой сестрой таланта Чехова.

·        
В мелиховский период Чехов работал земским врачом,
построил несколько школ, пожарный пункт для крестьян, колокольню. Писатель
позаботился о прокладке шоссейной дороги на Лопасню и о появлении на
железнодорожной станции почтового отделения. Кроме того, Чехов засеял
прореженные лесные участки вязами, дубами, лиственницами и высадил более тысячи
вишневых деревьев. В этот период Антон Павлович на свои средства также открыл в
Таганроге общественную библиотеку.

·        
Чехов был очень ответственным человеком, причем, во
всём. Организация творческого процесса – не исключение. За работу он садился в
определенное время, при этом не позволял себе выглядеть неопрятно – всегда в
костюме и знаменитой бабочке

III.Анализ
произведения А.П.Чехова
«Толстый и
тонкий».

1. Как зовут
героев рассказа? (Михаил и Порфирий)

2. Кем они
приходились друг другу? (Они были школьными товарищами, давно не виделись и
очень обрадовались встрече)

3. Докажите, что
радость героев была искренней. (Цитаты из текста)

4.С чего начинается разговор двух
друзей? (монолог Тонкого).

5.Что вспоминает Тонкий?  (Как дразнил толстого.
«Геростра­том, а меня Эфиальтом»).
За что?  (Ябедничать любил).

6.Как задает вопросы Толстый?  (Восторженно глядя на
друга).

7.Что мы узнаем о
материальном положении Тонкого?  (Пло­
хое жалование, жена дает уроки музыки,
он изготавливает  деревянны­
е
портсигары).

8.А как обстоят дела у Толстого?  Какие детали портрета говорят о его высоком уровне на
социальной лестнице?
(Стал тайным советником, получил
две звезды).

9.Какие изменения происходят с Тонким? Как он теперь вы­глядит? Как
заговорил?   (Проследите по тексту). (
После
этого с тонким, с его семьёй, даже с его вещами произошли удивительные
превращения: они «съёжились», «сузились»,
«сгорбились», «поморщились»… Человек исчез, появился
чиновник.. на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и
почтительной кислоты, его лицо «искривилось»
«широчайшей улыбкой».
Знаменательно, что лицо именно «искривилось» улыбкой, а не
«заискрилось», «заиграло» и т.п. Слово показывает нам неискренность,
натянутость и вымученность этой улыбки.
)

10..Почему стало противно? И кому? Какое
слово находит
толстый,
чтобы остановить тонкого?   (Чинопочитание).

11.Чинопочитание. Как вы его
понимаете? Подберите синонимы. (Лакейство, приспособленчество,
утрата чувства собственного достоинства).

12. Как говорит автор о реакции Нафанаила на ход диалога? Прочтите.       
«Нафанаил немного подумал и снял шапку».     
«Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца».

 «…Нафанаил вытянулся во фрунт и
застегнул все
пуговки своего
мундира…»
 13. Почему, по-вашему,
третий раз автор не написал, что Нафанаил «немног
о подумал»?
ривычка к чинопочитанию
прививалась мальчику с детства. Чиновник не должен думать: его задача —
выполнять распоряжения старших по рангу
)
.          

14.В конце читаем: «Все трое были приятно ошеломлены». Какие чувства они
испытывали?
стрече рады
члены семьи тонкого (Порфирия), потому что теперь они имеют знакомого, который
занимает столь высокий чин, и при случае могут похвастаться этим знакомством.
Толстый (Михаил) встр
ече уже не рад).
 

15.Из
каких предложений по цели высказывания и интонации состоят предложения? (Вопросительных,
восклицательных).
О чём это говорит? ( О неподдельном интересе друг к
другу, герои интересуются жизнью друг друга).

16.Обратите
внимание на то, что герои очень много говорят. Вспомните, как называется
разговор двух и более лиц? ( Диалог).

17.Какой прием
лежит в основе построения произведения?

(Антитезапротивопоставление.
На протяжении всего произведения антитеза сохраняется: от
богатого пахнет «хересом и флер-д’оранжем», в то время как от бедного –
«ветчиной и кофейной гущей». Когда Толстый восторгается, его товарищ бледнеет.
Михаил обращается к другу «на ты», а Порфирий, узнав чин, начинает обращаться к
нему «на вы», в речи Порфирия появляется высокий
стиль («милостивое внимание»,
«вы-с»,
«приятно-с».).

18.Найдите
фразеологизм  в тексте. («Сколько зим, сколько лет!»)

IV.Работа
над теорией литературы.

Работа в тетрадях.Объяснение
учителя.

Комическое в искусстве — это средство раскрытия
противоречий путём их сравнения с идеалами.  

Комическое (греч. kemikos — веселый, смешной) —
эстетическая категория, изучающая смешное в  литературе (
жизненное явление, вызывающее смех).    
Основными формами функционирования комического является сатира, юмор и ирония.
Юмор высмеивает недостатки людей, курьёзные
ситуации, а сатира бичует пороки общества.
(Запись в тетрадь: юмор — 
дружелюбный смех, сатира — злая насмешка).


Какой вид комического использует автор в рассказе?

— Смешным или грустным назвали бы вы рассказ, а может быть
смешным и грустным одновременно? (В своём рассказе писатель умело соединяет
смешное и грустное. И в этом соединении проявляется неповторимая особенность
его таланта).

Чтение рассказа в лицах.

Какие черты характера героев мы можем
назвать?   (Запись в тетрадях )

                       Толстый                                                        Тонкий

          Скромный,
успешный,                                 Хвастливый, подхалим,

                  
благородный                                    ценит чин больше человека

V.Самостоятельная работа. Работа в парах.

Заполните цитатные таблицы(на
карточках)

Таблица1.


Портрет «Толстого» в рассказе «Толстый и тонкий»

«Толстый»
глазами автора

«Толстый»
глазами «тонкого» в начале встречи

«Толстый»
глазами «тонкого» в конце встречи

Таблица2.

Перемены в
Порфирии(тонком)

Не знает о служебном
положении товарища

Знает о служебном
положении товарища

Лицо

Интонация

Поведение

Вещи

VІ. Подведение итогов урока

1.Беседа

1.
Докажите, что прочитанное произведение является рассказом. (Повествуется
об одном эпизоде из жизни героев)

2.
Какие виды комического использует Чехов в этом рассказе? (Сатиру)

            3.Тема рассказа –( встреча двух друзей.)

            4..Идея рассказа –( высмеивание чинопочитания (почитание
старших младшими по службе), низкопоклонства (рабское и льстивое преклонение
перед кем-либо или чем-либо) и подхалимства.)

VІІ.Рефлексия. Прием «Незаконченное
предложение»

— Я познакомился с….

-Я узнал об ….

— Я запомнил  термин

— Особенно понравилось..

— Хочу отметить работу…

VI. Выставление оценок за урок.

VII.Домашнее
задание
:

.Письменная работа в тетради (на выбор):

1) Можно ли подхалима назвать настоящим
другом?

2)Впечатления  от
встречи с бывшим одноклассником.  Написать этот рассказ от  лица толстого
(тонкого).

Рассказ «Толстый и тонкий» написан весёлым и совсем молодым, двадцатитрёхлетним Антошей Чехонте, однако в нём уже намечены те черты зрелого Чехова, о которых хорошо сказал известный филолог А.А. Белкин:

«Он раскрывал страшное в нестрашном» (Белкин А.А. Читая Достоевского и Чехова. М., 1973. С.195).

Сюжет, как практически всегда у Чехова, не содержит ничего мало-мальски исключительного и сводится к мимолётной встрече двух гимназических приятелей после длительного перерыва. Однако через незначительное и смешное событие (которое и событием-то назвать трудно) вскрывается не только тема живучести чинопреклонения, но шире – тема ломки личности фальшивой иерархией жизненных ценностей, причём самое печальное, что жертва этой ломки искренне не замечает своей исковерканности.

Закономерности малой формы (а рассказ занимает меньше двух страниц) естественно обусловливают особую ёмкость двух способов изображения: художественной детали и речи персонажей. Именно в них реализуется комический и в то же время грустно-иронический пафос, казалось бы, предельно объективированного повествования. Обратимся к тексту.

Сущность персонажей, подчёркнутая в заголовке, юмористически сводится к одной черте их внешнего облика, мотивированной социальными условиями жизни, а ещё более – штампами «низкого» комического жанра: «толстый» для читателя XIX и первой половины XX вв., как правило, благополучен и богат, «тонкий» же если не беден, то испытывает несомненные материальные затруднения, стеснён в средствах. Интересно, кстати, что в настоящее время эта оппозиция заменилась на свою противоположность: если человек худощав и подтянут, значит, он имеет возможность следить за своей фигурой и здоровьем; полнота же, как правило, свидетельствует об однообразном и нездоровом питании и образе жизни.

Николаевская железная дорога соединяла Москву и Петербург, и подавляющее большинство её пассажиров относилось к служащему, «казённому» люду. Так уже первой крохотной деталью, конкретным наименованием железнодорожного пути, автор соответствующим образом настраивает ожидания читателя, окрашивая предстоящий конфликт в «служебные» тона.

Детали последующего описания «толстого» и «тонкого», сохраняя комическую окраску, увеличивают и углубляют социальную дистанцию между ними, превращаясь в символический параллелизм: «толстый» вкусно и жирно пообедал в ресторане, пахнет от него «хересом и флёрдоранжем» (дорого и солидно); «тонкий» же обвешан багажом, перекусывал явно в вагоне, и пахнет от него «ветчиной и кофейной гущей» (дёшево и обыденно). То, что жена и сын «тонкого» упомянуты после «чемоданов, узлов и картонок», усиливает печально-комический эффект.

Экспозиция завершена. После завязки (непосредственного момента узнавания, завершающегося знаменательной фразой «Оба были приятно ошеломлены») развивается основное действие рассказа – диалог, во время которого говорит в основном «тонкий».

Комический эффект повествования поддерживается торжественно-чрезмерной реакцией приятелей на встречу («…троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз»), необычно выспренним именем сына «тонкого» (Нафанаил; здесь слышится отголосок традиции Гоголя – блестящего выдумщика имён для своих персонажей; напомним хотя бы имена двух сыновей Манилова – Алкид и Фемистоклюс), преувеличенным почтением героя к своей «урождённой Ванценбах… лютеранке», а также упорным употреблением полного имени мальчика-гимназиста и повторяющимися однотипными описаниями его действий.

Диалог встретившихся приятелей распадается на две резко противоположные части: до кульминации рассказа и после. Естественная интонация первой половины разговора искренна и свободна, речь не стеснена никакими внутренними запретами, восклицания перемежаются вопросами и непринуждёнными воспоминаниями. Несколько настораживает читателя откровенное признание «тонкого», что в гимназии тот «любил ябедничать»; эта деталь косвенно говорит о его подобострастном отношении к начальству.

И вдруг катастрофа, кульминация рассказа – сообщение «толстого» о своём чине тайного советника. Напоминаем, что в царской России это был гражданский чин III класса и его обладатели занимали высшие государственные должности – например, товарища министра. Чин же «тонкого», коллежский асессор, относился к VIII классу; его обладатели обычно возглавляли низшие структурные части государственных учреждений, такие, как «стол». Орден св. Станислава относился к самым низшим государственным наградам, а «звёздами» именовали высшие ордена, такие, как св. Александра Невского или Андрея Первозванного. Таким образом, для читателя – современника Чехова сразу наглядно обнаруживалась социальная пропасть между приятелями.

Мощь впечатления, произведённого этой информацией на «тонкого», экономно передаётся рядом динамичных глаголов («побледнел, окаменел», лицо «искривилось» улыбкой, от глаз «посыпались искры»; при этом три глагола имеют одинаковую приставку «с»: «съёжился, сгорбился, сузился…»). Потрясён не только герой; «съёжился» багаж (который опять предшествует семейству), стал ещё длиннее подбородок жены, «вытянулся во фрунт» сын-гимназист.

Но самое смешное и грустное, как трансформируется речь «тонкого»: «ты» заменяется на «вы», «милый мой» – на «ваше превосходительство», неизвестно откуда появляется масса словесного мусора – и словоерсы, и всевозможные «можно сказать» и «некоторым образом», а также элементы «высокого штиля» –
«милостивое внимание», «живительная влага». Не менее разительна перемена синтаксиса: практически ни одно предложение не закончено – так и слышно, как прерывается от почтительности дыхание.

Эта прерывистость и спонтанность речевого потока играет очень важную роль, так как она говорит об искренности и самозабвении героя. По контрасту вспомним униженные и льстивые, но обдуманные и взвешенные реплики Молчалина из комедии А.С. Грибоедова; там за словоерсами скрывается совсем иной характер. В чеховском рассказе смешное (и страшное) впечатление производит именно неуправляемость и, так сказать, «натуральность» поведения «тонкого».

Весьма показательно, что «толстый» тайный советник никоим образом не провоцирует своего визави на такое самоуничижение. Он пытается прервать его излияния – и видит, что сделать этого не в состоянии. Остаётся попрощаться, скрывая подступившую тошноту.

Финал рассказа вновь насыщен глаголами, с лаконичным юмором изображающими меру потрясения «тонкого» и его семейства: он пожал «толстому» «три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец»; жена «улыбнулась», сын «шаркнул ногой и уронил фуражку». Последняя фраза «Все трое были приятно ошеломлены» перекликается с аналогичной фразой завязки; это заставляет читателя переосмыслить выражение «приятно ошеломлены» и почувствовать его второй, иронический, смысл.

Урок литературы в 6-м классе

Тема: «Анализ рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

$Цель урока: развитие у обучающихся следующих универсальных учебных действий через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста :

Познавательных

-анализа эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения),

-смыслового чтения текста (с выделением фактуальной, смысловой, подтекстовой информации)

$ -представлять учебную информацию в разных формах (таблицы, тезисы, синквейны, творческие письменные высказывания)

Коммуникативных

$-излагать своё мнение в учебном монологе, диалоге, полилоге , аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами

-осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

$Личностных

-аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

-осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев

$Учащиеся получат возможность научиться основам исследования художественного текста

Технологии: технология развития критического мышления

Ход урока

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

А.П.Чехов – великий мастер художественного слова .Именно мастер,потому что словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться и грустить одновременно. Смех Чехова, добрый и в$еселый, подчас становится ироничным, грустным. Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации, исследуем художественное слово писателя, составим психологический портрет наших героев.

Чеховские рассказы! Две$-три страницы, и перед тобой целый мир с такими знакомыми героями. Нужно обладать особым даром, чтобы уметь в такой краткой форме рассказать так много. Этим даром и обладал Антон Павлович Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий» — юмористический, но он вызывает у меня не смех, а грусть. Почему? Может быть потому, что когда я пытаюсь мысленно представить себе встречу с кем-нибудь из одноклассников лет через двадцать, то очень боюсь, как бы она не была похожа на встречу чеховских героев.

Два бывших одноклассника встретились на вокзале Николаевской железной дороги. Я уверена, что А. П. Чехов подсмотрел эту сценку в жизни.Встреча одноклассников-обычное явление.. И оттого, что подобное часто происходит в реальной жизни, становится очень грустно.Рассказ А.П.Чехова написан в 19 веке, но содержание его вечно.Почему? К этому м ы должны с вами придти, познакомившись с содержанием рассказа.

2. Знакомств$о с содержанием произведения «Толстый и тонкий» (чтение рассказа учителем).

Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)$

Стадия «Вызов»

Работа в парах.

Составление «толстых и тонких» вопросов, обсуждение их.

Какие вопросы вызвали восхищение, затруднение?

$Примеры «толстых и тонких» вопросов:

«Толстые» вопросы, придуманные детьми

«Тонкие» во$просы, придуманные детьми

Предположите, почему тонкий навьючен чемоданами?

Почему изменилось поведение тонкого?

Как вы считаете, над чем смеется А.П.Чехов?

Где встретились два приятеля?

Как звали жену и сы$на тонкого?

До какого звания дослужился толстый?

Стадия «Осмысление»

Работа над содержанием произведения и составление таблицы.

— Толстый и То$нкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и Богатый) 

Можно ли было рассказ назвать «Бедный и богатый»? Почему название, подобранное А.П.Чеховым,-лучшее?


 Физминутка 1). Представьте себя героями рассказа,  1 вар. –это «тонкие», а 2 вар – это «толстые». Мимикой  и жестами попробуйте изобразить радость вашей встречи.

2) 1 вар произносит восклицание толстого: «Порфирий, ты ли это?»

   2 вар. смеется, как тонкий в первой части: «Хо-хо-хо»

— Допустим, вы ставите спектакль или кинофильм по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев. Какие вы поставите перед собой задачи в поиске актеров$,какие будете давать им установки? Чтобы стать режиссёром,вы должны представить актёрам своё видение героем, уметь составить психологический портрет.


— Как вы понимаете выражение «психологический портрет»?

— Что еще, кроме описания внешности лит. героя, он может включать в себя?

Психологический портрет литературного героя

$Внешность манера голос, речь

(черты лица, поведения (интонация, сила голоса, лексика)

взгляд, фигура,

поза, мимика,

жесты, одежда)

А теперь мы должны выявить, как, какими средствами создается психологический портрет в рассказе Чехова $«Толстый и тонкий». Для этого побываем в мастерской художника слова, попытаемся постичь стилевые особенности рассказа.

$Психологический портрет героев (примерная таблица, которая будет составлена после анализа содержания по вопросам)

Толстый

$Тонкий

1. Пахло хересом, губы лоснились, как вишни

Богатый

2. Довольный жизнью, самостоятельный, уверенный

3. Говорит мало, уверенно.

1. «Навьючен»

Бедный

2. Неу$веренный в себе, суетливый.

3. Многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи, повторяемость речи.

$

Вывод:

 Черты тонкого:

По отношению к толстому$: приниженность, почтительность, угодничество, готовность унижаться, самоуничижение, чинопочитание, пресмыкание, заискивание, страх перед силой. Раболепство.$

По отношению к себе: полное отсутствие чувства собственного достоинства.

Вопросы и задания для исследования текста:

  •  Можно ли сказать, что произведение строится на противопоставлении?

  • Как описывает Чехов толстого? О чем говорят детали описания? (самостоятельный, богатый, довольный жизнью)$.

  • Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? Работа со словом «навьючен». О чем говорят детали описания? (бедный, не уверенный в себе человек)

  • Какие чувства испытывают герои при встрече?$

  • Чем отличается речь тонкого?

  • Определите кульминацию произведения.

  • Что значит слово «окаменел»? Какие изобразительные средства использует Чехов для создания этой ситуации? (метафора)

  • Почему толстый ничего не возразил и ушел?

  • Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, тр$усость, неискренность, чинопочитание и т.д.)

  • Какова идея произведения? (разоблачение подхалимства, угодничества, чинопочитания)

  • $

— Давайте вновь подслушаем разговор наших героев (анализ эпизода).

( «Ну как живёшь, друг?…….Две звезды имею»)

— Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника.

Обратите внимание на «Табель о рангах», существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор.

Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников.

— Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.

— С помощью каких$ глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?

— Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?

Почему чемоданы, узлы и картонки тоже «съёжились и поморщились»?

(Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное –С)

— А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения?

( Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения)

— Но всё – таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (почтительной кислоты) 

— Как в$ы понимаете это словосочетание?

— Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?

— А какие в конце слов тонкого? Почему?

(Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого)

— Как обращаются друг к другу герои?

— Что  особенно изумляет в составленной вами таблице?


Линии сравнения

$
«Толстый» во 2-ой части рассказа


«Тонкий» во 2-ой части рассказа


1.Глаголы внутреннего состояния героев


«Хотел возразить…стошнило»

$


«Захихикал», «приятно ошеломлён»


2. Мимика, жесты, поза.


«поморщился»


«Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры».

«Сам он съёжился, сгорбился, сузился».

«…на лице $тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты»


3. Знаки препинания в конце предложений

$


Восклицательный знак


Многоточие


4. Обращение героев друг к другу.


«Мы с тобой друзья»


«..ваше превосходительство…Что вы- с Вельможи-с»

$
— Грубит ли толстый?

— Так почему же тонкий сгибается перед ним в три погибели?

(Такова сила привычки, выработанная годами,- угодливо держаться перед вышестоящим начальником)

— Какое же человеческое качество высмеивает Чехов в рассказе? (чинопочитание, подхалимство)

— Одинаково ли вы расстались с толстым и тонким?

— Какие чувства вызвал у вас каждый из них?
$
-А какие приёмы создания комического использует А.П.Чехов?

Способы юмористического повествования:

1) неожиданность;

2) несоответствие;

3) гипербола, литота.

— Попробуем найти в тексте чеховского рассказа неожиданность, несоответствие, гиперболу и литоту.

(Неожиданно само развитие ситуации: встреча двух школьных приятелей, противопоставленных друг другу по размерам, один из котор$ых, узнав о чине товарища, мгновенно преображается)

Несоответствия: речь тонкого никак не соответствует ситуации. Он зачем-то несколько раз повторяет, что его жена — лютеранка, начинает рассказывать, почем продает портсигары. Восторг друзей от встречи не соответствует воспоминаниям детства, о которых рассказывает Порфирий.
Великолепный пример несоответствия мы видим, возвращаясь к абзацу, описывающему превращение тонкого: «…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры». Лицо кривится от чего-то кислого (позже читаем о «почтительной кислоте»), когда мы говорим о широчайшей улыбке, то обычно это звучит так: «…лицо его $расплылось в улыбке». Искры обычно сыплются от удара лбом обо что-то, и это бывает больно. Лицо искривилось в улыбке — исключительная по точности характеристика не столько мимики тонкого, сколько его двоедушия, двуличия.

Гиперболы: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез», «спросил толстый, восторженно глядя на друга», «Длинный подбородок жены стал еще длиннее…», «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи».

В ремарках автора, посвященных поведению Нафанаила, мы видим гиперболическое несоответствие.

Литота: «Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились…»

Итак, $мы с вами побывали в мастерской Чехова. Если вы были внимательны к слову великого писателя, то легко выполните следующее задание.

3.Подведение итогов. Этап рефлексии. Составление синквейна.

1 вариант – Толстый

2 вариант – Тонкий

 1 строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени существительного)

$2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.

3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) –  глаголы.

4 строка (отношение автора синквейна  к данной теме) – фраза из четырёх слов.

5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы.

Домашнее задание.

$1) Написать рассказ от 1 лица о встрече с бывшим одноклассником, рассказанный толстым.

2) Изобразить героев рассказа в виде фруктов, овощей или каких – либо предметов, или животных, отражая не только внешность, но и внутреннее состояние.

Выставление отметок.

Жизнь Чехова не отличалась раковым финалом, он не стрелялся как Пушкин и Лермонтов  не был в ссылке, как Чернышевский, избежал политической  иммиграции в отличие от Герцена, избежал гражданской казни как Достоевский. Но внутренний мир  Чехова наполнен внутренней напряженностью и силой, он самый великий писатель России и без преувеличения можно сказать всего мира.

Это известность пришла к нему не случайно, а в результате непрерывной работы: мысли, поиск истины, и неуклонной воли к художественной действительности.

Таганрог на юге России в Ростовской области родина А. П. Чехова(1860) в бедной купеческой семье, которая считала каждую копейку. Учился в гимназии, семья решила переехать из Таганрога в Москву .Там он поступает в университет на медицинское отделение  и начинает писать свои ранние произведения.

 В студенческие годы Чехов печатался под псевдонимом (Антоша Чехонте) в юмористических изданиях:

  • “Стрекозе”;
  • “Зрителе”;
  • “Будильнике”
  • “Москве”

После успешного окончания обучения и получение диплома врача приступает к работе по специальности и занимается литературной деятельностью. В какой-то момент он перестает писать и уезжает на остров Сахалин для изучения бытовых условий ссыльных каторжан. После поездки он пишет следующее произведение:

  • “Палата номер 6”;
  • “В ссылке”

 данные произведения были написаны в жанре путевых заметок. Он продолжает свою работу в литературной деятельности и пишет рассказы и повести.

Чехов самый изысканный художник слова, каких только знала литература.

В рассказе “Толстый  и тонкий” встречаются два приятеля детства, рассказываем друг другу о своей жизни, оказывается, живут они по-разному и находятся: на разных служебных лестницах один на верхней,  а второй на нижнем.

В аналогичных рассказах : “Хамелеон”, “Смерть чиновника”,  “Маска” и  других  писатель с усмешкой описывает, как низший чин, преклоняется перед высшим.   Персонажи этих рассказов не вызывают сочувствие они являются объектом весёлой и беспощадной насмешки.

 В своих рассказах “Степь”, « Красавицы”, “Счастье” здесь Чехов открывается, как лирик, грустная тема красоты родного края и радостной счастливой жизни звучит в его рассказах. Угнетенное состояние испытывает Надя Шумина в рассказе “Невеста” в его рассказах ощущаем внутреннее состояние героев, иногда напряжённость связана не с самим событием, а с его ожиданием.

 У Чехова есть веселый  рассказ” Мститель”  муж приходит в магазин по продаже оружия за покупкой пистолета . В голове проносятся разные  мысли об убийстве себя или любовника. А в результате он приобретает сетку для охоты на перепелов.

Мститель человек с большим замахом и слабым ударом. Произведения Чехова любят и читают многие поколение, его называют незаменимым другом, потому что он входит в каждый дом, как любимый писатель.

На его произведениях учатся: грустить, веселиться и принимать жизнь, такой, какая есть.

6 класс

Сочинение на тему Смешное и грустное в рассказах Чехова

Проза А. П. Чехова отличается не только добрым весельем и шутками, но и глубоким глубоким смыслом, а порою от нее веет грустью и печалью. Смешное и печальное часто переплетаются в рассказах писателя.

Писатель не только рисует обыкновенные бытовые комичные ситуации, но и показывает недостатки и слабости людей. Благодаря мастерству писателя, мы не только можем посмеяться, но и подумать над поведением героя, извлечь из этого полезный урок.

За смехом и шутками скрывается мораль и печальная ирония, несовершенство мира, жизни и людей вокруг нас.

Например, в рассказе «Смерть чиновника» мелкий чиновник Червяков, случайно чихнувший на впереди сидящего генерала, винил себе настолько, что умер от переживания. Казалось бы, настолько мелочная ситуация, может довести человека до стрессовой ситауции, хотя и инцидент был ничтожен и следовало всего лишь извиниться и забыть об этой ситуации.

В рассказе «Хамелион» русский писатель двуличного надзирателя Очумелова, пытающегося выяснить чья собака напала на обыкновенного мужика Хрюкина.

Он менятеся словно изворотливый хамелион, в попытке выяснить кто хозяин животного, то ласково гладит ее и делает выговор мужику, когда выясняет что собака генеральская, то ругает и бранит, узнавая что она принадлежит дворнику.

Наблюдая за красноречивыми диалогами, за переменчивым во мнении и суждении надзирателем, мы понимае насколько он лживый и лицемерный человек.

Таким образом, с помощью шуток и смешных ситуаций писатель изобличает зло и негативные черты общества, пытаясь направить нас на истинный путь и помочь стать лучше.

6 класс

Смешное и грустное в рассказах Чехова Сочинение рассуждение

Антон Павлович Чехов  любил в своих произведениях анализировать жизненные ситуации и делать  необычные выводы. В его произведениях сочетается смешное и грустное.

Так,  рассказ «Хамелеон» начинается  с детального описания поведения  полицейского  Очумелова на базаре. Высмеивается жадность и некультурность полицейского.  Ситуация становится ещё более комичной, когда происходит встреча с мастером Хрюкиным.  В споре Очумелов выступает то повелителем, то бессловесным холопом.

 То, что происходит на площади – настоящее испытание для двуличного полицейского.  Смешно видеть, как  он заискивает, когда думает, что хозяин собачки – генерал. Такое поведение  символизирует  двуличие и предательство. Таким образом, от описания комичной ситуации про укушенный палец автор постепенно подвёл читателя к детальному анализу социальной среды.

Очумелов думает только о наживе, а не о законе и защите людей.

В рассказе « Тонкий и толстый» А.П. Чехов описывает двух друзей, которые друг друга не видели со времён учёбы. Оба рады встрече, но неожиданная новость о высоком чине толстого полностью меняет поведение тонкого. За смешной ситуацией, когда один друг детства подлизывается к другому, автор даёт читателям  возможность проанализировать  мораль, духовные ценности главных персонажей.

В рассказе «Человек в футляре»  иронично изображён главный герой Беликов. Автор в деталях  описывает одежду, поведение, привычки.  Образ жизни вызывает улыбку у читателя, потому что Беликов живёт в своём мире. Описание страданий главного персонажа, его смерть – вызывает у читателя сожаление о том, что окружающие были равнодушны к «маленькому человеку».

Таким образом, Антон Павлович Чехов хотел  показать огромное неравенство между бедными и богатыми. От смешного к грустному в произведениях писателя всего один шаг.

6 класс

Сочинение на тему Смешное и грустное в рассказах Чехова

Антон Павлович Чехов отлично умел в своих рассказах передать суть человека, подчеркивая его не лучшие качества. Герои его произведений – обычные люди, живущие повседневной жизнью.

Зачастую их глупости, которым и уделяется внимание в повествованиях, делают их и смешными, и трусливыми, а то и вовсе перечеркивают всю жизнь. Их глупости вызывают смех. А сама суть, скрывающаяся за ними глубоко печальна и трагична.

А самое страшное то, что присуще это немалому количеству людей.

Так, в рассказе «Пересолил» предстает во всем своем свете человеческая трусость, заставляющая героя рассказа так хвастать своими несуществующими качествами.

Перепугавшись простого деревенского мужика, он своими россказнями пугает его самого до полусмерти. В итоге, извозчик бросает и кобылу, и телегу, лишь бы самому живым остаться.

А незадачливый хвастун остается один ночью в лесу, не зная дороги до станции. Хорошо еще, что мужик не успел убежать далеко.

Очень комична ситуация, описанная в рассказе «Лошадиная фамилия». Вспоминали фамилию знахаря всей генеральской семьей. Участвовали в этом и слуги, все кто находился в доме.

Нужна она была потому, что у генерала страшно разболелся зуб. Ситуация, действительно, очень смешна. Столько было переполоха из-за этого. Но, так и не придумав фамилии, и устав от бессмысленного занятия, нашелся выход очень простой – вызвали лекаря, который больной зуб удалил.

Все оказалось очень просто и быстро. А бедный приказчик, предложивший вылечить зуб заговором, все еще вспоминал эту злосчастную «лошадиную» фамилию, бредя понуро по дороге. По стечению обстоятельств, натолкнул его на верный вариант лекарь, покидавший усадьбу после выполненной работы.

Немного смешно со стороны, но очень грустно на самом деле выглядит и встреча старых товарищей на вокзале в рассказе «Тонкий и толстый». Обрадовавшись встрече, вначале оба начинают вспоминать былые дни. Но, как только один из них узнает о положении по службе второго товарища, то тут же начинает перед ним юлить и заискивать. И – как и небывало только что состоявшейся теплой встречи.

 Высокопоставленному же товарищу стало даже тошно от такой мгновенной перемене в друге. Он сам и не придавал значения в момент их встречи своему положению. А вышло так, что оно определяет все и гораздо важнее оказалось для его знакомого, нежели их давнишняя дружба.

Читая рассказ, одновременно и смеешься над поведением этого человека, но, в то же время, делается грустно и неприятно, особенно тогда, когда понимаешь, что такое очень часто происходит в жизни.

Подобна и история экзекутора Червякова из рассказа «Смерть чиновника». Правда, конец здесь трагичен. Но идея та же – ощущение человеком собственного ничтожества перед личностями вышепоставленными. Переживание чиновника из-за того, что он, чихнув, обрызгал лысину генерала, вызывают смех.  Но, для него это – целая трагедия.

 Червяков не находит себе места и, докучая генералу, много раз пытается извиниться. Тот, не придавая особого значения происшествию, отвечает, что это всего лишь пустяк. Но наш герой видит в этом совсем другое. Ему кажется, что генерал оскорблен до такой степени, что и говорить с ним не хочет. Смешно. Но, экзекутора это доводит до того, что он умирает. А вот теперь делается очень грустно.

Чехов умел отлично подметить все эти мелкие недостатки человека. И, через смешные и глупые ситуации, передать глубокую грусть и, отчасти,  разочарование в природе человека, его сущности. А ведь все эти ситуации взяты из обычной жизни. Они реальны, и такие черты поведения, к сожалению, присущи многим, как бы прискорбно это не звучало.

6 класс

Сочинение: Смешное и грустное в рассказах ЧеховаСмешное и грустное в рассказах Чехова

Сейчас читают:

  • Смешное и грустное в рассказах Чехова сочинение
    Жизнь Чехова не отличалась раковым финалом, он не стрелялся как Пушкин и Лермонтов не был в ссылке, как Чернышевский, избежал политической иммиграции в отличие от Герцена, избежал гражданской казни как Достоевский. Но внутренний мир Чехова
  • Сочинение на тему День рождения друга 2, 4, 5 класс
    Мой друг совсем недавно отмечал свой день рожденья. Я был приглашен на это мероприятие, и время пролетело очень быстро и весело.
  • Сочинение Мои планы на будущее на русском языке
    Книга всегда являлась помощником человека в трудных ситуациях. Она не только тренирует память человека и способствует пополнению словарного запаса. Прежде всего, она пробуждает добрые чувства в читателе. Я хочу рассказать, как литература
  • Сочинение на тему Начало лета
    Лето – моя самая любимая пора. Уже холода позади, заканчиваются уроки, последний звонок и долгожданные каникулы. Летом на улице тепло, даже жарко. Каждое лето для меня особенное. Мы семьей
  • Сочинение Любовь в произведениях Бунина и Куприна
    Писатель Иван Алексеевич Бунин – это один из числа самых известных писателей в России двадцатого века. Он писал романы, небольшие рассказы, стихи, прозу. У него есть рассказы, в которых тема любви проходит красной нитью. В таких его произведениях
  • Сочинение Стерлитамак – мой город
    Второй по величине и самый восхитительный из городов Южного Урала с необыкновенным названием – Стерлитамак. Само по себе географическое расположение города уже неповторимо и уникально,

Смешное и грустное в произведениях А.П. Чехова

Скачать |  Содержание   |     Вернуться к списку рефератов

Человек — существо чувствительное, эмоциональное: веселится, когда ему хорошо, легко на душе, когда он видит радость других, и печалится, если что-то не ладится, вдруг навалилась беда, если с кем-то случилось несчастье. Это естественно.

Так же естественно, как смеются над комедией или переживают вместе с героями трагедии. И обычно люди стараются разделить такие понятия, как добро и зло, любовь и ненависть, грустное и смешное… Чем тоньше художник, тем более сложное, неопределенное чувство возникает при знакомстве с его произведениями.

Так и у Чехова: смешное у него грустно, а грустное — смешно, в его рассказах, повестях и пьесах огромное количество оттенков комедийного и драматического. А.П. Чехов хочет, чтобы люди были людьми и жили как люди. Наверное, поэтому в рассказах Антона Павловича больше грустного, чем смешного.

Драматизм содержания скрывается за комической ситуацией, поступками героев, веселыми шутками. Но постепенно радостные интонации исчезают, уступая место грустным, глухим, тяжелым. Серость, грязь, убожество существования отразил Чехов в своих произведениях.

С одной стороны сытость и праздность богатых, с другой — ничтожество и бессилие бедных. И в городе, и в деревне жизнь людей пуста, бессодержательна, бессмысленна.

Ни одного порядочного человека вокруг. Лучшие люди умирают в расцвете сил, как Дымов в “Попрыгунье”. В этом рассказе Чехов повествует о той части русской интеллигенции, которой он восхищался.

В образе доктора соединились и повседневный героизм труда, и нравственная человеческая сила, и благодарная любовь к Родине. С образом Ольги Ивановны связана тема глупости обывателей.

Посвятив всю жизнь поискам “великого” человека, она так и не увидела его рядом с собой, не поняла красоты и силы Дымова, талант и замечательные душевные качества которого были замечены только после смерти.

Такова грустная и трагическая судьба большинства представителей русской интеллигенции. Чехов видел несправедливость и бесчеловечность современной ему жизни и хотел показать это всем, поэтому в его произведениях можно встретить скорее сатиру и иронию, чем юмор.

Наиболее ярко сатирическое начало проявилось в “Хамелеоне”, “Толстом и тонком”, “Рассказе, которому трудно подобрать название” и других. Острие сатиры Чехова направлено против правящих классов, либеральной интеллигенции, уродливых семейных отношений. Внешне смешон рассказ “Злоумышленник”. Главный герой его — неграмотный мужичонка.

Его судят за то, что он отвинтил гайку, “коей рельсы прикрепляются к шпалам”, чтобы из нее сделать грузило. Весь рассказ — это диалог между “судебным следователем” и “злоумышленником”.

Чехов обобщает образ этого несчастного мужичонки, и за ним встает такая народная беда, что не смеяться нужно, а скорее плакать. Со “Злоумышленником” перекликается рассказ “Человек в футляре”. Главный герой его Беликов смешон благодаря своему наряду, поведению, образу жизни.

Чехов с иронией описывает, как этот человек старается отгородиться от всего мира, “надеть” на себя “защищающий” его футляр.

Тут Беликов использует все средства: от ваты в ушах и темных очков до вечной фразы “Как бы чего не вышло!” Писатель показывает тлетворное влияние “человека в футляре” на окружающих, “футлярности” в жизни — на саму жизнь.

Беликов несет в себе нездоровое, безжизненное начало; не случайно после его смерти все почувствовали облегчение. Но оказалось, что дело не в Беликове. Чехов подчеркивает, что зло беликовых — зло социальное, оно не может быть сосредоточено в одном человеке: “…а сколько еще таких человеков в футляре осталось, и сколько их еще будет!”

Драматизм ситуации усугубляется словами Ивана Ивановича. Он думает о мелочности существования своих знакомых, даже самого себя. Тема рассказа “Ионыч” — обнищание, оскудение человеческой личности в условиях провинциального быта — предполагает грустные интонации.

Основная идея рассказа — превращение прогрессивно мыслящего, умного, трудолюбивого человека в обывателя. Писатель рисует постепенное погружение Старцева  в “тину мелочей”, повествует о том, каким был Старцев в то время, когда только приехал в город.

“Ионыч” — это трагедия человеческой личности, поэтому в целом произведение грустное. Правда, в рассказе много юмора. Используются преувеличения, смешные ситуации, нелепость поведения, своеобразная манера героев говорить. К концу повествования растет драматичность.

Так, в заключительной сцене отъезда на юг Веры Иосифовны с дочерью, Иван Петрович напутствует их в своей шутливой манере: “Прощайте пожалуйста”. Но это смешное словосочетание звучит грустно:

Туркины, не сумевшие воспитать в своей единственной дочери волю к борьбе за полноту смысла жизни и личное счастье, теперь хлопотливо заботятся о ее здоровье и каждую,осень отправляют ее в Крым.

В пьесе “Вишневый сад”, которую Чехов назвал комедией, смешного больше, чем грустного. Комедийность пьесы заключается и в комедийности образов Раневской и Гаева, и в комическом изображении почти всех второстепенных героев пьесы. В произведениях А.П.

Чехова и смешное, и грустное помогали писателю решить основную задачу: убедить, что больше так жить невозможно.

Таким образом в произведениях А.П. Чехова и смешное, и грустное помогали писателю решить основную задачу: убедить, что больше так жить невозможно. В произведениях Чехова много горестных раздумий о судьбах России, много разочарований.

Через все творчество писателя проходит светлая мечта об иной жизни, в которой найдут свое воплощение стремления людей к прекрасному и их замечательные душевные качества. Чехов не знал, когда придет новая жизнь, но он был уверен, что она будет.

Великолепное мастерство слова ставит Чехова в ряд замечательных русских художников-реалистов

Читать реферат далее>>



Смешное и грустное в рассказах Чехова

Смешное и грустное переплетаются в рассказах этого автора так же, как и в жизни легко и не замысловато.
Если посмотреть любое из его произведений, то можно увидеть что для каждого читателя найдется момент для искренней улыбки и даже смеха. Очень часто улыбку и смех вызывает поведение героев его рассказов.

Но в тоже время, если посмотреть с другой стороны, то можно увидеть в их поступках и выражениях отражение личных особенностей и недостатков каждого из читающих.

Мягкий, озорной и житейский, но в тоже время грустный и заставляющий задуматься юмор – это пожалуй характерная черта, которая присуща практически всем произведениям этого знаменитого писателя. И надо справедливо заметить, что проявляться эта черта стала уже в раннем возрасте писателя, в то время как создавались первые произведения Чехова.

  • Смешное и веселое стоит в каждом произведении автора на первом месте, но только те люди, которые действительно задумываются и вникают в прочтение рассказов видят, что за этим всем незримо стоит грустное и обыденное.
  • Очень отчетливо увидеть это можно в таких рассказах, как «Хамелеон» или «Толстый и тонкий», «Злоумышленник» или «Лошадиная фамилия» и так далее.
  • Грустное в рассказах писателя выискивает свое убеждение в том, что сама жизнь то по сути сама не совершенна.

Однако нельзя не отметить, что данный писатель учит каждого из своих читателей исправлять это несовершенство, направляя его к доброму, искреннему, мягкому и чистому юмору.
Сам Антон Павлович, по рассказам и воспоминаниям его современников, очень много любил шутить, зачатую над самим собой, однако, в каждой его прослеживались грустные моменты, которые нельзя было не увидеть.

Антон Павлович очень часто применяет приём так называемой грустной иронии во многих своих произведениях. Но, стоит справедливо заметить, что именно эта ирония обладает некими целительными свойствами сама по себе.

Прежде всего она создается с целью помочь читателю посмотреть на окружающий его мир человеческих взаимоотношений о человеческих ценностей как бы со стороны, помогает лучше понять других людей, показывая что все люди равны, и просто грешно подразделять их на какие-то группы, учить чувствовать и любить самого себя, и окружающих людей, впрочем не только людей, но и весь окружающий мир.

Зачастую специалисты и профессионалы в области литературы и поэзии сопоставляют смешные, веселые и грустные, печальные рассказы данного писателя с осколками вдребезги разбитого зеркала, имя которому даже выдумывать не стоит, ведь имя ему сама жизнь. А если задуматься, то на самом деле вся наша жизнь состоит из осколков или неких пазлов, складывая которые мы самостоятельно выстраиваем свою жизнь.

Читая художественные произведения, в частности и этого писателя, мы зачастую узнаем или представляем в них самого себя, свою жизнь, свои трудности и проблемы.

Ведь не зря же говорят, что читая и перечитывая произведения русских писателей, мы становимся мудрее и опытнее на целую жизнь, чужую жизнь, эпизоды которой мы с уверенностью используем и в своем будущем.

А своё прошлое воспринимаем совершенно по другому, смотря на него другими глазами.

Не стоит пренебрегать чтением, ведь оно позволяет нам иногда уходить от реальности, застревая в которой люди становятся более жестокими и озлобленными, а проводя время за чтением мы наоборот становимся открытие и доброжелательней.

Поделиться

Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова ℹ️ список и анализ юмористических и драматических произведений автора, особенности жанра

Чехов, сталкиваясь с несправедливостью и беспределом в современной жизни, тонко всё подмечал. Незатейливые сюжеты нашли отображение во многих его повествованиях. Среди них многим знакомы такие классические произведения:

  1. «Хамелеон».
  2. «Толстый и тонкий».
  3. «Смерть чиновника».
  4. «Лошадиная фамилия».
  5. «Злоумышленник».
  6. «Злой мальчик».
  7. «Жалобная книга».
  8. «Унтер Пришибеев».

Мягкая ирония с долей грусти встречается почти во всех произведениях писателя. Это заметно уже из ранних рассказов.

Рассказы Чехова

  • Альбом
  • Анна на шее
  • Аптекарша
  • Архиерей
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Безотцовщина
  • Белолобый сказка
  • В овраге
  • Ванька
  • Вишнёвый сад
  • Враги
  • Глупый француз
  • Горе
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Душечка
  • Дядя Ваня
  • Егерь
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Моя жизнь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Палата номер 6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к ученому соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Свадьба
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Черный монах
  • Шуточка
  • Юбилей

В начале своей карьеры Антон Павлович Чехов в основном писал произведения юмористического характера. В то время он написал такие рассказы, как «Жених», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий» и другие.

В своих ранних произведениях Чехов часто высмеивал такие пороки людей, как скупость, лицемерие и подхалимство. Своим творчеством автор хотел показать и раскрыть людям их собственные недостатки.

Антон Чехов стал известен только к середине 80-х годов 20 века. Читатели стали узнавать его имя, а его произведения становятся невероятно популярными.

В 90-х годах он становится путешественников, который решает повидать другие края своей родины, России.

Он уезжает в Сибирь, и добирается до острова Сахалин, после чего, вдохновившись, решает написать книгу об этом острове, которая так и называлась «Остров Сахалин».

Уже оставив просто юмористические темы, писатель начинает раскрывать в своих произведениях более глубокие темы, такие как качества человеческой души, те или иные мотивы поведения человека. В то время Чехов опубликовал ряд рассказов: «Палата № 6», «О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Крыжовник» и «Человек в футляре». Всего в период 90-х годов он написал около 150 произведений.

При том, что писатель говорил посредством своих рассказов о таких глубоких темах, он никогда не давал своих собственных оценок тем или иным персонажам. Он старался, чтобы читатели сами смогли вникнуть в смысл.

Так как А. П. Чехов был ещё и талантливым драматургом, он написал множество пьес, которые до сих пор являются культурным достоянием русской литературы. В список этих пьес входят: «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад» и другие. Известные российские театры и по сей день ставят пьесы, написанные Чеховым в те годы.

Известно, что творчество Чехова и других известных писателей того времени позволило сформировать абсолютно новый жанр русской драматургии, которая была ориентирована на психологию личности.

Внутренний мир героев был главным аспектом, раскрывавшимся в произведениях Чехова. Его пьесы отличаются от других произведений яркой реалистичностью, но в то же время скрытыми, не выраженными явно конфликтами героев.

Когда Чехову исполнилось сорок лет, он узнал о том, что смертельно болен чахоткой, но в ту пору всё ещё не прекращал писать. Тогда он создавал последние свои произведения: «Невеста» является самым ярким произведением, написанным им перед смертью.

Ранняя проза

Ярким примером является известное произведение «Лошадиная фамилия».

Улыбка на губах и искренний смех появляются при прочтении незатейливого сюжета о том, когда глава семейства вместе со своими домочадцами пытается вспомнить фамилию дантиста.

В то же время возникает повод задуматься: это смешное произведение или грустное. В простой сценке проскальзывают нотки грусти. Люди не интересуются судьбой человека, а рассуждают о его нелепой фамилии.

Грустная ситуация прослеживается в рассказе «Смерть чиновника», повествующего о судьбе Червякова, оплошавшего в театре. Он имел неосторожность чихнуть на лысую голову генерала. Это событие вызвало массу переживаний, в результате которых он скончался.

Несмотря на юмористичность рассказа, финал произведения вызывает у читателей горький осадок: персонаж умирает от страха, а причина не стоит выеденного яйца.

Ирония и несовершенство мира

В чеховских произведениях, на первый взгляд, всегда главенствует юмор. Но за фасадом проскальзывают нотки грусти.

В рассказе «Хамелеон» полицейский даёт приказы, касающиеся маленькой собачки, которая доставляет неудобства окружающим.

Причём эти поручение диаметрально противоположны в зависимости от высказанного мнения толпы по поводу принадлежности животного: люди не знают, кто хозяин, беден он или богат. Подобно хамелеону, полицейский подстраивается к происходящему.

Это вызывает смех сквозь слёзы. Известно, что подобное поведение нередко встречается и в жизни. Двуличность, подобострастие, лживость — одни из главных пороков общества.

Очень похожий смысл подмечен в рассказе «Толстый и тонкий». Два товарища в прошлом вместе учились в одном классе гимназии. Случайно встретившись, они поначалу обрадовались. Все выглядело душевно.

Слово за слово, и в разговоре была затронута тема о служебном положении двух господ. Выяснилось, что «толстый» гражданин занимает высокий пост. Статус «тонкого» товарища гораздо ниже.

После выяснения этого обстоятельства душевный разговор не клеится, прежние приятели даже готовы поругаться. В мире фальши общение на равных невозможно.

Заметен юмор в рассказе Чехова «Злоумышленник». Читатели осознают, что мужик, свинтивший гайки с рельсов, чтобы применить их для ловли рыбы, не является таким уж опасным преступником.

Описывается сцена допроса, которая кажется веселой.

Становится смешно, но в то же время пробуждается жалость к безграмотному персонажу, так как видно из сюжета, что в силу своего невежества он может пострадать.

  «ДонКихот» Мигеля де Сервантеса – краткое содержание

В этом сатирическом сюжете проявляется еще одна характерная особенность произведений Антона Павловича Чехова: интеллигентные образованные люди, наделенные властью, не готовы к тому, чтобы выслушать и понять то, чем живут простолюдины. Огромная пропасть между сословиями является помехой человеческим взаимоотношениям.

В рассказе «Ионыч» подчёркивается, что это трагедия человеческой личности. Используемые преувеличения, комичные ситуации, нелепые повадки, манера разговора главных героев — всё как будто весело.

Но в конце повествования нарастает драматичность.

Шутливое словосочетание «прощайте, пожалуйста» звучит довольно грустно: персонажи не сумели правильно воспитать свою дочь, а теперь пытаются исправить свои ошибки.

«Толстый и тонкий»

«Толстый и тонкий» — ещё один рассказ, в котором высмеивается раболепство перед теми, кто богаче и влиятельнее. Вот только у «тонкого» Порфирия, в отличие от «хамелеона» Очумелова, никаких видимых причин трепетать перед сильными мира сего нет. Перед ним — вовсе не грозный генерал, а старинный друг. Вот как начинается рассказ:

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни.

Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.

— Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого.— Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

— Батюшки! — изумился тонкий.— Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз.

Итак, «толстый», несмотря на свою пресыщенность, не забыл старого друга, и вполне искренне интересуется, как Порфирий поживает. (Читатель, правда, может усмотреть в таком интересе только возможность похвастаться — и, скорее всего, так и есть.

) Однако главным объектом сатиры становится не «толстый», а «тонкий», который, узнав о том, что его товарищ дослужился до тайного советника, сразу же начинает перед ним лебезить, называть не иначе как «ваше превосходительство», повторять одно и то же… В итоге, как мы помним, «толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило».

Что самое забавное, Порфирий — человек куда более честный, старательный и ответственный, чем его давний друг. Публицист М. Блау в замечательной статье «А. П. Чехов и «Табель о рангах» замечает:

Велики ли успехи «тонкого» в карьерном продвижении? Пожалуй, да. Статский чин коллежского асессора соответствовал воинскому званию капитана. В то время этот чин давал право на личное дворянство.

Так что даже скромное представление: «такой-то, коллежский асессор» производило на окружающих впечатление внушительное.

Если принять ещё во внимание имя «тонкого», Порфирий, достаточно распространенное в купеческой и духовной, но не в дворянской среде, можно понять — ему есть чем гордиться.

Также М. Блау о путешествует не просто так: в поезде он оказывается потому, что его семья переезжает (Порфирия откомандировали служить столоначальником).

Должность же столоначальника чаще всего занимали не коллежские асессоры, а надворные советники (чиновники рангом выше), а это значит, что, скорее всего, Порфирия вот-вот повысят.

Так что «тонкий», одновременно с продвижением по службе содержавший пусть небольшую, но всё-таки семью, заслуживает уважения куда больше, чем Михаил, явно получивший звание тайного советника по знакомству.

Но «тонкий» этого не осознаёт — в нём сразу же срабатывает инстинкт, присущий, увы, в основном людям, привыкшим зарабатывать на хлеб честно: будь со «старшим» настолько почтителен, насколько возможно. Ведь именно от таких, как «его превосходительство», и зависит твоё продвижение по службе, а значит, и материальное благополучие твоей семьи.

Разбитое зеркало

В произведениях часто применяется своеобразный прием разбитого зеркала. Комическое и драматическое в рассказах Чехова — яркое доказательство того, что жизнь имеет много казусов, она несовершенна.

Писательский талант указывает на то, что нужно преодолевать эти недостатки путем обращения к доброму юмору без сарказма.

Современники вспоминают, что Антон Павлович тоже много шутил в жизни, однако не всегда при этом хотелось смеяться.

Писателю принадлежит такая компактная и одновременно пронизанная тоской фраза: «Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься». Иногда встречались и компромиссы.

Высказывания, наполненные светом и надеждой, проскальзывают в письмах к друзьям: «Пахнет осенью, а я люблю российскую осень. Что-то необыкновенно грустное, приветливое и красивое.

Взял бы и улетел куда-нибудь вместе с журавлями».

Создание коротких произведений позволяют обратить его внимание на поведение людей и выявить основные пороки:

  • зависть;
  • ложь;
  • раболепство и заискивание;
  • ханжество;
  • невежество;
  • двуличность.

Использование Чеховым приемов иронии с долей грусти во многих рассказах ведет к некоторому исцелению: оно даёт возможность прочитавшим его сюжеты по-иному взглянуть на мир взаимоотношений между людьми. Всё это позволяет задуматься и почувствовать свои недостатки. В простой форме высмеиваются человеческие пороки.

Некоторые критики проводят сравнение смешных и грустных рассказов Чехова с осколками разбитого зеркала, находя в них отражение жизни. Люди становятся чуточку мудрее и исцеляют души, когда читают и дают анализ юмористическим рассказам Чехова.

  • Чехов рассказ тоска слушать
  • Чехов рассказ про чиновника который чихнул
  • Чехов рассказ про собаку и городничего
  • Чехов рассказ про монаха
  • Чехов рассказ про доктора