Чехов рассказ толстый и тонкий читать полностью

Жизнь чехова не отличалась раковым финалом, он не стрелялся как пушкин и лермонтов не был в ссылке, как чернышевский, избежал

Жизнь Чехова не отличалась раковым финалом, он не стрелялся как Пушкин и Лермонтов  не был в ссылке, как Чернышевский, избежал политической  иммиграции в отличие от Герцена, избежал гражданской казни как Достоевский. Но внутренний мир  Чехова наполнен внутренней напряженностью и силой, он самый великий писатель России и без преувеличения можно сказать всего мира.

Это известность пришла к нему не случайно, а в результате непрерывной работы: мысли, поиск истины, и неуклонной воли к художественной действительности.

Таганрог на юге России в Ростовской области родина А. П. Чехова(1860) в бедной купеческой семье, которая считала каждую копейку. Учился в гимназии, семья решила переехать из Таганрога в Москву .Там он поступает в университет на медицинское отделение  и начинает писать свои ранние произведения.

 В студенческие годы Чехов печатался под псевдонимом (Антоша Чехонте) в юмористических изданиях:

  • “Стрекозе”;
  • “Зрителе”;
  • “Будильнике”
  • “Москве”

После успешного окончания обучения и получение диплома врача приступает к работе по специальности и занимается литературной деятельностью. В какой-то момент он перестает писать и уезжает на остров Сахалин для изучения бытовых условий ссыльных каторжан. После поездки он пишет следующее произведение:

  • “Палата номер 6”;
  • “В ссылке”

 данные произведения были написаны в жанре путевых заметок. Он продолжает свою работу в литературной деятельности и пишет рассказы и повести.

Чехов самый изысканный художник слова, каких только знала литература.

В рассказе “Толстый  и тонкий” встречаются два приятеля детства, рассказываем друг другу о своей жизни, оказывается, живут они по-разному и находятся: на разных служебных лестницах один на верхней,  а второй на нижнем.

В аналогичных рассказах : “Хамелеон”, “Смерть чиновника”,  “Маска” и  других  писатель с усмешкой описывает, как низший чин, преклоняется перед высшим.   Персонажи этих рассказов не вызывают сочувствие они являются объектом весёлой и беспощадной насмешки.

 В своих рассказах “Степь”, « Красавицы”, “Счастье” здесь Чехов открывается, как лирик, грустная тема красоты родного края и радостной счастливой жизни звучит в его рассказах. Угнетенное состояние испытывает Надя Шумина в рассказе “Невеста” в его рассказах ощущаем внутреннее состояние героев, иногда напряжённость связана не с самим событием, а с его ожиданием.

 У Чехова есть веселый  рассказ” Мститель”  муж приходит в магазин по продаже оружия за покупкой пистолета . В голове проносятся разные  мысли об убийстве себя или любовника. А в результате он приобретает сетку для охоты на перепелов.

Мститель человек с большим замахом и слабым ударом. Произведения Чехова любят и читают многие поколение, его называют незаменимым другом, потому что он входит в каждый дом, как любимый писатель.

На его произведениях учатся: грустить, веселиться и принимать жизнь, такой, какая есть.

6 класс

Сочинение на тему Смешное и грустное в рассказах Чехова

Проза А. П. Чехова отличается не только добрым весельем и шутками, но и глубоким глубоким смыслом, а порою от нее веет грустью и печалью. Смешное и печальное часто переплетаются в рассказах писателя.

Писатель не только рисует обыкновенные бытовые комичные ситуации, но и показывает недостатки и слабости людей. Благодаря мастерству писателя, мы не только можем посмеяться, но и подумать над поведением героя, извлечь из этого полезный урок.

За смехом и шутками скрывается мораль и печальная ирония, несовершенство мира, жизни и людей вокруг нас.

Например, в рассказе «Смерть чиновника» мелкий чиновник Червяков, случайно чихнувший на впереди сидящего генерала, винил себе настолько, что умер от переживания. Казалось бы, настолько мелочная ситуация, может довести человека до стрессовой ситауции, хотя и инцидент был ничтожен и следовало всего лишь извиниться и забыть об этой ситуации.

В рассказе «Хамелион» русский писатель двуличного надзирателя Очумелова, пытающегося выяснить чья собака напала на обыкновенного мужика Хрюкина.

Он менятеся словно изворотливый хамелион, в попытке выяснить кто хозяин животного, то ласково гладит ее и делает выговор мужику, когда выясняет что собака генеральская, то ругает и бранит, узнавая что она принадлежит дворнику.

Наблюдая за красноречивыми диалогами, за переменчивым во мнении и суждении надзирателем, мы понимае насколько он лживый и лицемерный человек.

Таким образом, с помощью шуток и смешных ситуаций писатель изобличает зло и негативные черты общества, пытаясь направить нас на истинный путь и помочь стать лучше.

6 класс

Смешное и грустное в рассказах Чехова Сочинение рассуждение

Антон Павлович Чехов  любил в своих произведениях анализировать жизненные ситуации и делать  необычные выводы. В его произведениях сочетается смешное и грустное.

Так,  рассказ «Хамелеон» начинается  с детального описания поведения  полицейского  Очумелова на базаре. Высмеивается жадность и некультурность полицейского.  Ситуация становится ещё более комичной, когда происходит встреча с мастером Хрюкиным.  В споре Очумелов выступает то повелителем, то бессловесным холопом.

 То, что происходит на площади – настоящее испытание для двуличного полицейского.  Смешно видеть, как  он заискивает, когда думает, что хозяин собачки – генерал. Такое поведение  символизирует  двуличие и предательство. Таким образом, от описания комичной ситуации про укушенный палец автор постепенно подвёл читателя к детальному анализу социальной среды.

Очумелов думает только о наживе, а не о законе и защите людей.

В рассказе « Тонкий и толстый» А.П. Чехов описывает двух друзей, которые друг друга не видели со времён учёбы. Оба рады встрече, но неожиданная новость о высоком чине толстого полностью меняет поведение тонкого. За смешной ситуацией, когда один друг детства подлизывается к другому, автор даёт читателям  возможность проанализировать  мораль, духовные ценности главных персонажей.

В рассказе «Человек в футляре»  иронично изображён главный герой Беликов. Автор в деталях  описывает одежду, поведение, привычки.  Образ жизни вызывает улыбку у читателя, потому что Беликов живёт в своём мире. Описание страданий главного персонажа, его смерть – вызывает у читателя сожаление о том, что окружающие были равнодушны к «маленькому человеку».

Таким образом, Антон Павлович Чехов хотел  показать огромное неравенство между бедными и богатыми. От смешного к грустному в произведениях писателя всего один шаг.

6 класс

Сочинение на тему Смешное и грустное в рассказах Чехова

Антон Павлович Чехов отлично умел в своих рассказах передать суть человека, подчеркивая его не лучшие качества. Герои его произведений – обычные люди, живущие повседневной жизнью.

Зачастую их глупости, которым и уделяется внимание в повествованиях, делают их и смешными, и трусливыми, а то и вовсе перечеркивают всю жизнь. Их глупости вызывают смех. А сама суть, скрывающаяся за ними глубоко печальна и трагична.

А самое страшное то, что присуще это немалому количеству людей.

Так, в рассказе «Пересолил» предстает во всем своем свете человеческая трусость, заставляющая героя рассказа так хвастать своими несуществующими качествами.

Перепугавшись простого деревенского мужика, он своими россказнями пугает его самого до полусмерти. В итоге, извозчик бросает и кобылу, и телегу, лишь бы самому живым остаться.

А незадачливый хвастун остается один ночью в лесу, не зная дороги до станции. Хорошо еще, что мужик не успел убежать далеко.

Очень комична ситуация, описанная в рассказе «Лошадиная фамилия». Вспоминали фамилию знахаря всей генеральской семьей. Участвовали в этом и слуги, все кто находился в доме.

Нужна она была потому, что у генерала страшно разболелся зуб. Ситуация, действительно, очень смешна. Столько было переполоха из-за этого. Но, так и не придумав фамилии, и устав от бессмысленного занятия, нашелся выход очень простой – вызвали лекаря, который больной зуб удалил.

Все оказалось очень просто и быстро. А бедный приказчик, предложивший вылечить зуб заговором, все еще вспоминал эту злосчастную «лошадиную» фамилию, бредя понуро по дороге. По стечению обстоятельств, натолкнул его на верный вариант лекарь, покидавший усадьбу после выполненной работы.

Немного смешно со стороны, но очень грустно на самом деле выглядит и встреча старых товарищей на вокзале в рассказе «Тонкий и толстый». Обрадовавшись встрече, вначале оба начинают вспоминать былые дни. Но, как только один из них узнает о положении по службе второго товарища, то тут же начинает перед ним юлить и заискивать. И – как и небывало только что состоявшейся теплой встречи.

 Высокопоставленному же товарищу стало даже тошно от такой мгновенной перемене в друге. Он сам и не придавал значения в момент их встречи своему положению. А вышло так, что оно определяет все и гораздо важнее оказалось для его знакомого, нежели их давнишняя дружба.

Читая рассказ, одновременно и смеешься над поведением этого человека, но, в то же время, делается грустно и неприятно, особенно тогда, когда понимаешь, что такое очень часто происходит в жизни.

Подобна и история экзекутора Червякова из рассказа «Смерть чиновника». Правда, конец здесь трагичен. Но идея та же – ощущение человеком собственного ничтожества перед личностями вышепоставленными. Переживание чиновника из-за того, что он, чихнув, обрызгал лысину генерала, вызывают смех.  Но, для него это – целая трагедия.

 Червяков не находит себе места и, докучая генералу, много раз пытается извиниться. Тот, не придавая особого значения происшествию, отвечает, что это всего лишь пустяк. Но наш герой видит в этом совсем другое. Ему кажется, что генерал оскорблен до такой степени, что и говорить с ним не хочет. Смешно. Но, экзекутора это доводит до того, что он умирает. А вот теперь делается очень грустно.

Чехов умел отлично подметить все эти мелкие недостатки человека. И, через смешные и глупые ситуации, передать глубокую грусть и, отчасти,  разочарование в природе человека, его сущности. А ведь все эти ситуации взяты из обычной жизни. Они реальны, и такие черты поведения, к сожалению, присущи многим, как бы прискорбно это не звучало.

6 класс

Сочинение: Смешное и грустное в рассказах ЧеховаСмешное и грустное в рассказах Чехова

Сейчас читают:

  • Смешное и грустное в рассказах Чехова сочинение
    Жизнь Чехова не отличалась раковым финалом, он не стрелялся как Пушкин и Лермонтов не был в ссылке, как Чернышевский, избежал политической иммиграции в отличие от Герцена, избежал гражданской казни как Достоевский. Но внутренний мир Чехова
  • Сочинение на тему День рождения друга 2, 4, 5 класс
    Мой друг совсем недавно отмечал свой день рожденья. Я был приглашен на это мероприятие, и время пролетело очень быстро и весело.
  • Сочинение Мои планы на будущее на русском языке
    Книга всегда являлась помощником человека в трудных ситуациях. Она не только тренирует память человека и способствует пополнению словарного запаса. Прежде всего, она пробуждает добрые чувства в читателе. Я хочу рассказать, как литература
  • Сочинение на тему Начало лета
    Лето – моя самая любимая пора. Уже холода позади, заканчиваются уроки, последний звонок и долгожданные каникулы. Летом на улице тепло, даже жарко. Каждое лето для меня особенное. Мы семьей
  • Сочинение Любовь в произведениях Бунина и Куприна
    Писатель Иван Алексеевич Бунин – это один из числа самых известных писателей в России двадцатого века. Он писал романы, небольшие рассказы, стихи, прозу. У него есть рассказы, в которых тема любви проходит красной нитью. В таких его произведениях
  • Сочинение Стерлитамак – мой город
    Второй по величине и самый восхитительный из городов Южного Урала с необыкновенным названием – Стерлитамак. Само по себе географическое расположение города уже неповторимо и уникально,

Смешное и грустное в произведениях А.П. Чехова

Скачать |  Содержание   |     Вернуться к списку рефератов

Человек — существо чувствительное, эмоциональное: веселится, когда ему хорошо, легко на душе, когда он видит радость других, и печалится, если что-то не ладится, вдруг навалилась беда, если с кем-то случилось несчастье. Это естественно.

Так же естественно, как смеются над комедией или переживают вместе с героями трагедии. И обычно люди стараются разделить такие понятия, как добро и зло, любовь и ненависть, грустное и смешное… Чем тоньше художник, тем более сложное, неопределенное чувство возникает при знакомстве с его произведениями.

Так и у Чехова: смешное у него грустно, а грустное — смешно, в его рассказах, повестях и пьесах огромное количество оттенков комедийного и драматического. А.П. Чехов хочет, чтобы люди были людьми и жили как люди. Наверное, поэтому в рассказах Антона Павловича больше грустного, чем смешного.

Драматизм содержания скрывается за комической ситуацией, поступками героев, веселыми шутками. Но постепенно радостные интонации исчезают, уступая место грустным, глухим, тяжелым. Серость, грязь, убожество существования отразил Чехов в своих произведениях.

С одной стороны сытость и праздность богатых, с другой — ничтожество и бессилие бедных. И в городе, и в деревне жизнь людей пуста, бессодержательна, бессмысленна.

Ни одного порядочного человека вокруг. Лучшие люди умирают в расцвете сил, как Дымов в “Попрыгунье”. В этом рассказе Чехов повествует о той части русской интеллигенции, которой он восхищался.

В образе доктора соединились и повседневный героизм труда, и нравственная человеческая сила, и благодарная любовь к Родине. С образом Ольги Ивановны связана тема глупости обывателей.

Посвятив всю жизнь поискам “великого” человека, она так и не увидела его рядом с собой, не поняла красоты и силы Дымова, талант и замечательные душевные качества которого были замечены только после смерти.

Такова грустная и трагическая судьба большинства представителей русской интеллигенции. Чехов видел несправедливость и бесчеловечность современной ему жизни и хотел показать это всем, поэтому в его произведениях можно встретить скорее сатиру и иронию, чем юмор.

Наиболее ярко сатирическое начало проявилось в “Хамелеоне”, “Толстом и тонком”, “Рассказе, которому трудно подобрать название” и других. Острие сатиры Чехова направлено против правящих классов, либеральной интеллигенции, уродливых семейных отношений. Внешне смешон рассказ “Злоумышленник”. Главный герой его — неграмотный мужичонка.

Его судят за то, что он отвинтил гайку, “коей рельсы прикрепляются к шпалам”, чтобы из нее сделать грузило. Весь рассказ — это диалог между “судебным следователем” и “злоумышленником”.

Чехов обобщает образ этого несчастного мужичонки, и за ним встает такая народная беда, что не смеяться нужно, а скорее плакать. Со “Злоумышленником” перекликается рассказ “Человек в футляре”. Главный герой его Беликов смешон благодаря своему наряду, поведению, образу жизни.

Чехов с иронией описывает, как этот человек старается отгородиться от всего мира, “надеть” на себя “защищающий” его футляр.

Тут Беликов использует все средства: от ваты в ушах и темных очков до вечной фразы “Как бы чего не вышло!” Писатель показывает тлетворное влияние “человека в футляре” на окружающих, “футлярности” в жизни — на саму жизнь.

Беликов несет в себе нездоровое, безжизненное начало; не случайно после его смерти все почувствовали облегчение. Но оказалось, что дело не в Беликове. Чехов подчеркивает, что зло беликовых — зло социальное, оно не может быть сосредоточено в одном человеке: “…а сколько еще таких человеков в футляре осталось, и сколько их еще будет!”

Драматизм ситуации усугубляется словами Ивана Ивановича. Он думает о мелочности существования своих знакомых, даже самого себя. Тема рассказа “Ионыч” — обнищание, оскудение человеческой личности в условиях провинциального быта — предполагает грустные интонации.

Основная идея рассказа — превращение прогрессивно мыслящего, умного, трудолюбивого человека в обывателя. Писатель рисует постепенное погружение Старцева  в “тину мелочей”, повествует о том, каким был Старцев в то время, когда только приехал в город.

“Ионыч” — это трагедия человеческой личности, поэтому в целом произведение грустное. Правда, в рассказе много юмора. Используются преувеличения, смешные ситуации, нелепость поведения, своеобразная манера героев говорить. К концу повествования растет драматичность.

Так, в заключительной сцене отъезда на юг Веры Иосифовны с дочерью, Иван Петрович напутствует их в своей шутливой манере: “Прощайте пожалуйста”. Но это смешное словосочетание звучит грустно:

Туркины, не сумевшие воспитать в своей единственной дочери волю к борьбе за полноту смысла жизни и личное счастье, теперь хлопотливо заботятся о ее здоровье и каждую,осень отправляют ее в Крым.

В пьесе “Вишневый сад”, которую Чехов назвал комедией, смешного больше, чем грустного. Комедийность пьесы заключается и в комедийности образов Раневской и Гаева, и в комическом изображении почти всех второстепенных героев пьесы. В произведениях А.П.

Чехова и смешное, и грустное помогали писателю решить основную задачу: убедить, что больше так жить невозможно.

Таким образом в произведениях А.П. Чехова и смешное, и грустное помогали писателю решить основную задачу: убедить, что больше так жить невозможно. В произведениях Чехова много горестных раздумий о судьбах России, много разочарований.

Через все творчество писателя проходит светлая мечта об иной жизни, в которой найдут свое воплощение стремления людей к прекрасному и их замечательные душевные качества. Чехов не знал, когда придет новая жизнь, но он был уверен, что она будет.

Великолепное мастерство слова ставит Чехова в ряд замечательных русских художников-реалистов

Читать реферат далее>>



Смешное и грустное в рассказах Чехова

Смешное и грустное переплетаются в рассказах этого автора так же, как и в жизни легко и не замысловато.
Если посмотреть любое из его произведений, то можно увидеть что для каждого читателя найдется момент для искренней улыбки и даже смеха. Очень часто улыбку и смех вызывает поведение героев его рассказов.

Но в тоже время, если посмотреть с другой стороны, то можно увидеть в их поступках и выражениях отражение личных особенностей и недостатков каждого из читающих.

Мягкий, озорной и житейский, но в тоже время грустный и заставляющий задуматься юмор – это пожалуй характерная черта, которая присуща практически всем произведениям этого знаменитого писателя. И надо справедливо заметить, что проявляться эта черта стала уже в раннем возрасте писателя, в то время как создавались первые произведения Чехова.

  • Смешное и веселое стоит в каждом произведении автора на первом месте, но только те люди, которые действительно задумываются и вникают в прочтение рассказов видят, что за этим всем незримо стоит грустное и обыденное.
  • Очень отчетливо увидеть это можно в таких рассказах, как «Хамелеон» или «Толстый и тонкий», «Злоумышленник» или «Лошадиная фамилия» и так далее.
  • Грустное в рассказах писателя выискивает свое убеждение в том, что сама жизнь то по сути сама не совершенна.

Однако нельзя не отметить, что данный писатель учит каждого из своих читателей исправлять это несовершенство, направляя его к доброму, искреннему, мягкому и чистому юмору.
Сам Антон Павлович, по рассказам и воспоминаниям его современников, очень много любил шутить, зачатую над самим собой, однако, в каждой его прослеживались грустные моменты, которые нельзя было не увидеть.

Антон Павлович очень часто применяет приём так называемой грустной иронии во многих своих произведениях. Но, стоит справедливо заметить, что именно эта ирония обладает некими целительными свойствами сама по себе.

Прежде всего она создается с целью помочь читателю посмотреть на окружающий его мир человеческих взаимоотношений о человеческих ценностей как бы со стороны, помогает лучше понять других людей, показывая что все люди равны, и просто грешно подразделять их на какие-то группы, учить чувствовать и любить самого себя, и окружающих людей, впрочем не только людей, но и весь окружающий мир.

Зачастую специалисты и профессионалы в области литературы и поэзии сопоставляют смешные, веселые и грустные, печальные рассказы данного писателя с осколками вдребезги разбитого зеркала, имя которому даже выдумывать не стоит, ведь имя ему сама жизнь. А если задуматься, то на самом деле вся наша жизнь состоит из осколков или неких пазлов, складывая которые мы самостоятельно выстраиваем свою жизнь.

Читая художественные произведения, в частности и этого писателя, мы зачастую узнаем или представляем в них самого себя, свою жизнь, свои трудности и проблемы.

Ведь не зря же говорят, что читая и перечитывая произведения русских писателей, мы становимся мудрее и опытнее на целую жизнь, чужую жизнь, эпизоды которой мы с уверенностью используем и в своем будущем.

А своё прошлое воспринимаем совершенно по другому, смотря на него другими глазами.

Не стоит пренебрегать чтением, ведь оно позволяет нам иногда уходить от реальности, застревая в которой люди становятся более жестокими и озлобленными, а проводя время за чтением мы наоборот становимся открытие и доброжелательней.

Поделиться

Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова ℹ️ список и анализ юмористических и драматических произведений автора, особенности жанра

Чехов, сталкиваясь с несправедливостью и беспределом в современной жизни, тонко всё подмечал. Незатейливые сюжеты нашли отображение во многих его повествованиях. Среди них многим знакомы такие классические произведения:

  1. «Хамелеон».
  2. «Толстый и тонкий».
  3. «Смерть чиновника».
  4. «Лошадиная фамилия».
  5. «Злоумышленник».
  6. «Злой мальчик».
  7. «Жалобная книга».
  8. «Унтер Пришибеев».

Мягкая ирония с долей грусти встречается почти во всех произведениях писателя. Это заметно уже из ранних рассказов.

Рассказы Чехова

  • Альбом
  • Анна на шее
  • Аптекарша
  • Архиерей
  • Беглец
  • Беззащитное существо
  • Безотцовщина
  • Белолобый сказка
  • В овраге
  • Ванька
  • Вишнёвый сад
  • Враги
  • Глупый француз
  • Горе
  • Гриша
  • Дама с собачкой
  • Детвора
  • Дом с мезонином
  • Душечка
  • Дядя Ваня
  • Егерь
  • Жалобная книга
  • Злой мальчик
  • Злоумышленник
  • Ионыч
  • Канитель
  • Каштанка
  • Крыжовник
  • Лошадиная фамилия
  • Мальчики
  • Маска
  • Медведь
  • Моя жизнь
  • Мужики
  • На мельнице
  • Налим
  • Невеста
  • О любви
  • Палата номер 6
  • Пари
  • Переполох
  • Пересолил
  • Письмо к ученому соседу
  • Попрыгунья
  • Предложение
  • Радость
  • Размазня
  • Репетитор
  • Свадьба
  • Скрипка Ротшильда
  • Скучная история
  • Случай из практики
  • Смерть чиновника
  • Спать хочется
  • Степь
  • Страшная ночь
  • Студент
  • Счастье
  • Толстый и тонкий
  • Тоска
  • Три года
  • Три сестры
  • Унтер Пришибеев
  • Учитель словесности
  • Хамелеон
  • Хирургия
  • Цветы запоздалые
  • Чайка
  • Человек в футляре
  • Черный монах
  • Шуточка
  • Юбилей

В начале своей карьеры Антон Павлович Чехов в основном писал произведения юмористического характера. В то время он написал такие рассказы, как «Жених», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий» и другие.

В своих ранних произведениях Чехов часто высмеивал такие пороки людей, как скупость, лицемерие и подхалимство. Своим творчеством автор хотел показать и раскрыть людям их собственные недостатки.

Антон Чехов стал известен только к середине 80-х годов 20 века. Читатели стали узнавать его имя, а его произведения становятся невероятно популярными.

В 90-х годах он становится путешественников, который решает повидать другие края своей родины, России.

Он уезжает в Сибирь, и добирается до острова Сахалин, после чего, вдохновившись, решает написать книгу об этом острове, которая так и называлась «Остров Сахалин».

Уже оставив просто юмористические темы, писатель начинает раскрывать в своих произведениях более глубокие темы, такие как качества человеческой души, те или иные мотивы поведения человека. В то время Чехов опубликовал ряд рассказов: «Палата № 6», «О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Крыжовник» и «Человек в футляре». Всего в период 90-х годов он написал около 150 произведений.

При том, что писатель говорил посредством своих рассказов о таких глубоких темах, он никогда не давал своих собственных оценок тем или иным персонажам. Он старался, чтобы читатели сами смогли вникнуть в смысл.

Так как А. П. Чехов был ещё и талантливым драматургом, он написал множество пьес, которые до сих пор являются культурным достоянием русской литературы. В список этих пьес входят: «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад» и другие. Известные российские театры и по сей день ставят пьесы, написанные Чеховым в те годы.

Известно, что творчество Чехова и других известных писателей того времени позволило сформировать абсолютно новый жанр русской драматургии, которая была ориентирована на психологию личности.

Внутренний мир героев был главным аспектом, раскрывавшимся в произведениях Чехова. Его пьесы отличаются от других произведений яркой реалистичностью, но в то же время скрытыми, не выраженными явно конфликтами героев.

Когда Чехову исполнилось сорок лет, он узнал о том, что смертельно болен чахоткой, но в ту пору всё ещё не прекращал писать. Тогда он создавал последние свои произведения: «Невеста» является самым ярким произведением, написанным им перед смертью.

Ранняя проза

Ярким примером является известное произведение «Лошадиная фамилия».

Улыбка на губах и искренний смех появляются при прочтении незатейливого сюжета о том, когда глава семейства вместе со своими домочадцами пытается вспомнить фамилию дантиста.

В то же время возникает повод задуматься: это смешное произведение или грустное. В простой сценке проскальзывают нотки грусти. Люди не интересуются судьбой человека, а рассуждают о его нелепой фамилии.

Грустная ситуация прослеживается в рассказе «Смерть чиновника», повествующего о судьбе Червякова, оплошавшего в театре. Он имел неосторожность чихнуть на лысую голову генерала. Это событие вызвало массу переживаний, в результате которых он скончался.

Несмотря на юмористичность рассказа, финал произведения вызывает у читателей горький осадок: персонаж умирает от страха, а причина не стоит выеденного яйца.

Ирония и несовершенство мира

В чеховских произведениях, на первый взгляд, всегда главенствует юмор. Но за фасадом проскальзывают нотки грусти.

В рассказе «Хамелеон» полицейский даёт приказы, касающиеся маленькой собачки, которая доставляет неудобства окружающим.

Причём эти поручение диаметрально противоположны в зависимости от высказанного мнения толпы по поводу принадлежности животного: люди не знают, кто хозяин, беден он или богат. Подобно хамелеону, полицейский подстраивается к происходящему.

Это вызывает смех сквозь слёзы. Известно, что подобное поведение нередко встречается и в жизни. Двуличность, подобострастие, лживость — одни из главных пороков общества.

Очень похожий смысл подмечен в рассказе «Толстый и тонкий». Два товарища в прошлом вместе учились в одном классе гимназии. Случайно встретившись, они поначалу обрадовались. Все выглядело душевно.

Слово за слово, и в разговоре была затронута тема о служебном положении двух господ. Выяснилось, что «толстый» гражданин занимает высокий пост. Статус «тонкого» товарища гораздо ниже.

После выяснения этого обстоятельства душевный разговор не клеится, прежние приятели даже готовы поругаться. В мире фальши общение на равных невозможно.

Заметен юмор в рассказе Чехова «Злоумышленник». Читатели осознают, что мужик, свинтивший гайки с рельсов, чтобы применить их для ловли рыбы, не является таким уж опасным преступником.

Описывается сцена допроса, которая кажется веселой.

Становится смешно, но в то же время пробуждается жалость к безграмотному персонажу, так как видно из сюжета, что в силу своего невежества он может пострадать.

  «ДонКихот» Мигеля де Сервантеса – краткое содержание

В этом сатирическом сюжете проявляется еще одна характерная особенность произведений Антона Павловича Чехова: интеллигентные образованные люди, наделенные властью, не готовы к тому, чтобы выслушать и понять то, чем живут простолюдины. Огромная пропасть между сословиями является помехой человеческим взаимоотношениям.

В рассказе «Ионыч» подчёркивается, что это трагедия человеческой личности. Используемые преувеличения, комичные ситуации, нелепые повадки, манера разговора главных героев — всё как будто весело.

Но в конце повествования нарастает драматичность.

Шутливое словосочетание «прощайте, пожалуйста» звучит довольно грустно: персонажи не сумели правильно воспитать свою дочь, а теперь пытаются исправить свои ошибки.

«Толстый и тонкий»

«Толстый и тонкий» — ещё один рассказ, в котором высмеивается раболепство перед теми, кто богаче и влиятельнее. Вот только у «тонкого» Порфирия, в отличие от «хамелеона» Очумелова, никаких видимых причин трепетать перед сильными мира сего нет. Перед ним — вовсе не грозный генерал, а старинный друг. Вот как начинается рассказ:

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни.

Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.

— Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого.— Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

— Батюшки! — изумился тонкий.— Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз.

Итак, «толстый», несмотря на свою пресыщенность, не забыл старого друга, и вполне искренне интересуется, как Порфирий поживает. (Читатель, правда, может усмотреть в таком интересе только возможность похвастаться — и, скорее всего, так и есть.

) Однако главным объектом сатиры становится не «толстый», а «тонкий», который, узнав о том, что его товарищ дослужился до тайного советника, сразу же начинает перед ним лебезить, называть не иначе как «ваше превосходительство», повторять одно и то же… В итоге, как мы помним, «толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило».

Что самое забавное, Порфирий — человек куда более честный, старательный и ответственный, чем его давний друг. Публицист М. Блау в замечательной статье «А. П. Чехов и «Табель о рангах» замечает:

Велики ли успехи «тонкого» в карьерном продвижении? Пожалуй, да. Статский чин коллежского асессора соответствовал воинскому званию капитана. В то время этот чин давал право на личное дворянство.

Так что даже скромное представление: «такой-то, коллежский асессор» производило на окружающих впечатление внушительное.

Если принять ещё во внимание имя «тонкого», Порфирий, достаточно распространенное в купеческой и духовной, но не в дворянской среде, можно понять — ему есть чем гордиться.

Также М. Блау о путешествует не просто так: в поезде он оказывается потому, что его семья переезжает (Порфирия откомандировали служить столоначальником).

Должность же столоначальника чаще всего занимали не коллежские асессоры, а надворные советники (чиновники рангом выше), а это значит, что, скорее всего, Порфирия вот-вот повысят.

Так что «тонкий», одновременно с продвижением по службе содержавший пусть небольшую, но всё-таки семью, заслуживает уважения куда больше, чем Михаил, явно получивший звание тайного советника по знакомству.

Но «тонкий» этого не осознаёт — в нём сразу же срабатывает инстинкт, присущий, увы, в основном людям, привыкшим зарабатывать на хлеб честно: будь со «старшим» настолько почтителен, насколько возможно. Ведь именно от таких, как «его превосходительство», и зависит твоё продвижение по службе, а значит, и материальное благополучие твоей семьи.

Разбитое зеркало

В произведениях часто применяется своеобразный прием разбитого зеркала. Комическое и драматическое в рассказах Чехова — яркое доказательство того, что жизнь имеет много казусов, она несовершенна.

Писательский талант указывает на то, что нужно преодолевать эти недостатки путем обращения к доброму юмору без сарказма.

Современники вспоминают, что Антон Павлович тоже много шутил в жизни, однако не всегда при этом хотелось смеяться.

Писателю принадлежит такая компактная и одновременно пронизанная тоской фраза: «Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься». Иногда встречались и компромиссы.

Высказывания, наполненные светом и надеждой, проскальзывают в письмах к друзьям: «Пахнет осенью, а я люблю российскую осень. Что-то необыкновенно грустное, приветливое и красивое.

Взял бы и улетел куда-нибудь вместе с журавлями».

Создание коротких произведений позволяют обратить его внимание на поведение людей и выявить основные пороки:

  • зависть;
  • ложь;
  • раболепство и заискивание;
  • ханжество;
  • невежество;
  • двуличность.

Использование Чеховым приемов иронии с долей грусти во многих рассказах ведет к некоторому исцелению: оно даёт возможность прочитавшим его сюжеты по-иному взглянуть на мир взаимоотношений между людьми. Всё это позволяет задуматься и почувствовать свои недостатки. В простой форме высмеиваются человеческие пороки.

Некоторые критики проводят сравнение смешных и грустных рассказов Чехова с осколками разбитого зеркала, находя в них отражение жизни. Люди становятся чуточку мудрее и исцеляют души, когда читают и дают анализ юмористическим рассказам Чехова.

Краткое содержание Чехов Толстый и тонкий

Два приятеля встречаются на вокзале спустя много лет, после того, как окончили гимназию. Тонкий вспоминает, их совместную учебу, делится тем, что у него есть супруга и ребенок, сообщает, что служил коллежским асессором. Но как только он узнал, что толстый, чином выше, тонкий не может с этим смириться, начинает разговаривать с товарищем с такой интонацией, как будто он общается со своим начальником.

Толстому это не нравиться, морщиться, ведь чин для него маловажен, важнее сам человек. Но его приятель не может перемениться, не может побороть себя и они расстаются. Так толком и не пообщавшись. Толстому не по нраву подобное отношение к себе, его тошнит, его злит, его данное поведение унижает и оскорбляет.

Читать подробнее краткий пересказ

На вокзале встретились два товарища общающиеся с самого детства. Один был толстый, а второй тонкий. Толстый буквально только что отобедал, а Тонкий только сошел с поезда и был загружен чемоданами. За его спиной стояла его худая супруга и сын-гимназист. Товарищи были рады такой встрече, ведь с детства они не могли повидаться. Друзья стали рассказывать, как у каждого из них сложилась жизнь.

Тонкий окунается в воспоминания детства и школьных лет. Он вспомнил о том, какие прозвища у них были в школе и некоторые проказы. Они с искренним удовольствием вспоминали все это.

Вот дошло дело до расспросов о нынешней жизни, кто кем и где работает, у кого какое жалованье. Тонкий рассказал о том, что он асессор в колледже и платят мало, поэтому приходится в свободное время заниматься изготовлением папирос, а супруга его преподает уроки музыки.

Порфирий проявляет интерес к жизни толстого, он видит, что товарищ хорошо одет и явно не бедствует. Толстый на все вопросы отвечает, что работает тайным советником и имеет 2 звезды. После этого Порфирий поник и понял, что Миша для него не друг детства, а преуспевший в отличие от него человек. В этот момент с его лица ушла улыбка, и вся искренность с открытостью полностью исчезла.

Он как-то сжался, да и казалось, что сами чемоданы сжались и стали меньше. Супруга и сын Порфирия также вели себя не естественно. Тонкий сразу начинает иначе называть товарища и показывать, что он соблюдает субординацию. Порфирий думает, что он не должен и не имеет права находиться рядом с тайным советником, ему кажется, что он не достоин такой чести.

Миша же ошеломлен таким поведением друга. Он не понимал, что происходит, ведь буквально пару минут назад они общались на равных. Он обращается с просьбой к тонкому, чтоб тот перестал так реагировать на это и напомнил, что они друзья с самого детства. Он дает понять, что ему все равно на статус и финансовое положение товарища, что не от этого зависит общение. Но, тонкий уже не мог остановиться, ему казалось, что если человек с чином, то необходимо пресмыкаться перед ним.

Порфирия учили тому, что судить о человеке необходимо по его чину и положению в обществе. Толстому же стало противно созерцать фальшь на лице друга. Попрощавшись, он ушел, а семья тонкого долго смотрела ему вслед.

Главная мысль рассказа Чехова Толстый и Тонкий

Данный рассказ показывает, что человек должен всегда оставаться человеком и неважно его положение в обществе.

Главные герои рассказа Толстый и Тонкий

Порфирий — тонкий, коллежский асессор

Миша – толстый, тайный советник.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Чехов. Все произведения

Толстый и тонкий. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Лена Иконина осталась без родителей, ее мама заболела и умерла. Девочке купили билет на поезд и отправили к маминому брату. Он оказался богатым и высокомерным человеком.

Пьеса Бертольта Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» повествует о военном времени, о том, как во время войны за веру выживали обычные люди, которые трудились в тылу. Мамаша Кураж обычная женщина, у которой трое детей

Рассказ ведётся от лица автора, который сначала рассказывает о происхождении названия своего удивительного города – Звенигорода. Как оказалось, существует такая легенда, будто в этом городке в старину висел сторожевой колокол. Интересная история.

В рассказе описывается время в СССР, а именно 1930 годы. Главным персонажем является ученый по фамилии Чудаков. Ученый пытался создать машину времени. У него был друг Велосипедкин

Декабрь 1793 года. В вечернее время в гору медленно поднимается санная повозка, запряженная лошадьми. В повозке едут судья со своей дочерью. Девушку зовут Элизабет, ее отца – Мармадьюк. Фамилия – Темпл.

Краткое содержание рассказа Чехова «Толстый и тонкий»

chehov tolstyj i tonkij main

А. П. Чехов умел заглянуть глубоко в суть общественных проблем своего времени. «Толстый и тонкий» – очередное сатирическое произведение писателя, в котором тонко подмечены пороки человека, а также развивается традиционная для литературы России тема «маленького человека». В кратком содержании рассказа Чехова «Толстый и тонкий» повествуется об основных событиях произведения. Его название мгновенно проводит грань между главными персонажами, определяя не столько физические различия, сколько социальный статус и мировоззрение.

Персонажи и их краткая характеристика

В произведении представлены лишь 4 персонажа:

  • Миша (толстый) – полный и добрый человек, который любит хорошо поесть. Легкий и непринужденный в общении, очень рад встрече со старым знакомым. Добился звания тайного советника с «двумя звездами». Радостно вспоминает все школьные шалости. Высокая должность не испортила Михаила – он держится просто, не любит чинопочитания среди знакомых.
  • Порфирий (тонкий) – худощавый мужчина с кучей сумок, картонок и чемоданов в руках. Его семья полностью отражает сущность Порфирия. По воспоминаниям героя можно понять, что в детстве он становился объектом насмешек из-за постоянного ябедничества. Рассказывая о своей жизни, постоянно жалуется о бедственном положении. Порфирий рад встрече со старым приятелем, но почему-то насторожен. Семья героя не знает, как себя вести с другом главы семейства. Жена и сын прячутся за Порфирием, наблюдая со стороны. Когда тонкий узнал о профессии толстого, он ничего не смог сказать, стал хихикать, заикаться и любезничать.
  • Супруга тонкого Луиза. Ее Порфирий представил другу несколько раз. Молчаливая героиня, которая постоянно прячется за спиной мужа. Зарабатывает на платных уроках музицирования, пополняя скромный семейный бюджет.
  • Сын тонкого Нафанаил – ученик третьего класса гимназии, постоянно молчит. В момент знакомства с толстым задумался – снимать ли ему фуражку. Это показывает, что он, как и его отец, предварительно оценивает социальный статус человека. Когда узнал о профессии Михаила, очень удивился, выпрямился и уронил фуражку. Тут же начал относиться к толстому почтительно, будто бы тот какое-то божество.

Очень краткий пересказ

Два давних товарища с абсолютно разными характерами встретились на вокзале. Завязывается разговор, в ходе которого обсуждается молодость, а после каждый рассказывает о своей работе. Когда тонкий узнает о том, что его приятель является тайным советником, то не может побороть свое преклонение перед чинами. Он резко начинает излишне любезно и уважительно общаться с другом, из-за чего теряет его.

Более подробное содержание

На станции Николаевской железной дороги встречаются два давних товарища: толстый Михаил и тонкий Порфирий. Они были обрадованы встрече, с теплом поприветствовали друг друга. Порфирий познакомил толстого со всеми членами своей семьи, которые скромно и молчаливо стояли за его спиной.

По сюжету друзья начинают делиться воспоминаниями о школьных годах: тонкого все обижали за ябедничество, а сейчас он находится в бедственном положении. Порфирий дослужился до коллежского асессора, «имеет Станислава», создает на продажу портсигары из древесины.

Краткое содержание рассказа Чехова «Толстый и тонкий»

Встреча приятелей на вокзале

Когда толстый говорит о своей должности – он тайный советник и «две звезды имеет», его товарищ сразу меняет линию поведения. Тонкий на глазах бледнеет, каменеет, обращается к товарищу на «Вы» и «ваше превосходительство». Михаил не может выдержать этих услужливых смешков, морщится и не терпит чинопочитания со стороны Порфирия. Тонкий не понимает возмущения товарища и продолжает говорить подобострастным тоном с преданным выражением лица.

Тайный советник оскорблен таким поведением. Он отворачивается от своего товарища, подает ему руку в знак прощания. Вся семья Порфирия тут же начинает раскланиваться. Эта встреча вызывает у друзей противоположные ощущения – толстый разочарован, а Порфирий, его жена и сын «приятно ошеломлены».

Основная мысль рассказа

Краткий пересказ «Толстого и тонкого» описывает главные события рассказа, из которых читатель может сделать следующий вывод: человек всегда должен сохранять самоуважение, не взирая на свое положение в обществе. В мире существуют сообщества «тонких» и «толстых». Первые почитают толстых, раболепствуют перед ними и не видят никакого другого способа общения с высшим классом. Прочтение произведения обязательно для каждого.

Слепое почитание чинов делает людей морально нездоровыми, а те портят свое окружение, прививая им такие же взгляды. Главная цель, которую преследует Чехов – вызвать у людей отвращение к раболепным и угодливым, ведь такая линия поведения является самой низкой идеологией мира. Люди бывают разные, но самоуважение должно быть превыше всего.

Кратко «Тонкий и толстый» А. П. Чехов

В наш век расшаркивание перед вышестоящими уже не столь распространено, как это было в чеховское время, но поводов для размышления над моралью рассказа всё ещё достаточно.

Очень краткий пересказ рассказа «Тонкий и толстый».

Тонкий и толстый. А. П. Чехов. Краткое содержание.Два школьных приятеля, тонкий и толстый, оказались на одном вокзале. Нахлынули общие воспоминания. Оба искренне радовались встрече. Тонкий представил толстому свою семью, рассказал, что живёт совсем небогато.

А когда выяснилось, что толстый занимает высокий чин, его старый приятель резко переменился и стал излишне любезным. Толстый попытался объяснить другу, что это лишнее, но тонкий продолжал унижаться.

Непринуждённая беседа превратилась в фарс, и школьные товарищи разошлись.

Главные герои и их характеристика:

  • Миша (толстый) — один из главных героев рассказа. Человек полного телосложения, добродушный и простой. По чину — тайный советник с «двумя звёздами». Чинопоклонения и раболепства в кругу старых друзей не признаёт.
  • Порфирий (тонкий) — второй главный герой рассказа. Худосочный мужчина с кучей сумок в руках. Очень недоволен своим низким социальным статусом. Новость о том, что его старый друг добился высокого положения сразу выбивает его из колеи и он начинает нервничать, любезничать и подлизываться.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Луиза — супруга Порфирия
  • Нафанаил — сын Порфирия

Краткое содержание рассказа «Тонкий и толстый» подробно.

Антон Павлович ЧеховАвтор: Антон Павлович Чехов

Двух друзей детства вновь сводит судьба. Тонкий и толстый пересекаются на вокзале Николаевской железной дороге. Тонкого зовут Порфирием, толстого — Мишей.

Школьные товарищи рады случайной встрече. Они бойко вспоминают годы, когда учились вместе.

Тонкий представляет другу своё семейство: жену Луизу и сына Нафанаила. Затем он рассказывает, что служит коллежским асессором. Семья Порфирия живёт совсем небогато, но всё же выживает.

Когда настаёт время «откровений» толстого и выясняется, что он тайный советник с «двумя звёздами», Порфирия словно подменяют. Он меняется в лице, фигурой горбится и услужливо хихикает. Тонкий даже переходит на «вы» со старым товарищем и зовёт теперь его «ваше превосходительство».

Такая перемена не по душе толстому. Он просит друга прекратить ненужное среди своих «чинопочитание», но тонкий уже не в силах остановиться. Мишу всё это ужасно раздражает, Порфирию тоже неловко — на этом старые школьные товарищи расходятся каждый в свою сторону.

Коротко об истории создания рассказа.

Рассказ «Тонкий и толстый» Антон Павлович написал в 1883 году. В этом же году рассказ был опубликован на страницах юмористического журнала «Осколки». Основная проблема, раскрывающаяся в произведении, — «чинопочитание».

Тема: «.П.Чехов.
Рассказ «Толстый и тонкий»

                                                                                  
В человеке должно быть все

      прекрасно: и лицо, и
одежда,

 и душа, и мысли…

Цель
урока
: создать условие для углубления знаний учеников о творческой
биографии А.П. Чехова и ознакомления их с рассказом А.П. Чехова «Толстый и
тонкий»

Задачи
урока:

образовательные:


познакомить учащихся с рассказом А.П.Чехова «Толстый и тонкий»


продолжать знакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова;

-продолжать
формировать умение анализа эпического произведения;

-на
основе анализа рассказа выяснить особенности чеховского комизма;

-учить
видеть красоту, меткость чеховского слова.

 
развивающие:


способствовать развитию навыка анализа художественного произведения, в том
числе и сопоставительного;

-развивать
критическое мышление;


развивать познавательные и творческие возможности учащихся: мышление и
фантазию;


развивать речевую культуру и речевое творчество;

-стимулировать
желание проявлять инициативу, высказать свое мнение;


развивать умения читать по ролям и инсценировать эпизоды.  воспитывающие:


формирование четких нравственных критериев, жизненных позиций, неприятие
«подобострастия» (льстивость, 
угодливость),  «угодничества» (льстивое поведение), «самоуничижения» (признание
себя ничтожным),                                               «чинопочитания»  (лицемерное      
отношение к старшим по должности, званию),  «подхалимства» (стремление расположить
к себе кого-то лестью);


воспитывать интерес к творчеству А.П. Чехова;


формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;


воспитывать сознательную дисциплину в решении поисковых задач при
сотрудничестве в коллективе со сверстниками.

Планируемые
результаты:

Предметные
УУД:


учащиеся познакомились с рассказом А.П.Чехова «Толстый и тонкий»;


учащиеся осознали понятие юмористического и сатирического рассказа. 

Личностные
УУД:


формированы навыки самостоятельной исследовательской работы с текстом и выразительного
чтения, работы с учебником и с иллюстрациями;


учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного
уважения.

Метапредметные

Регулятивные
УУД:


сформулировано умение осмысливать учебную задачу, составлять план и последовательность
действий;


учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное,
осмысливать и применять полученную информацию;

Коммуникативные
УУД:


сформировано умение работать в группах;


учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логично
излагать свою точку зрения и аргументировать её;


сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.

Познавательные
УУД:


учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме
по предложенному плану;


сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты.

Оборудование урока: портрет А.П.Чехова,  презентация

Тип урока: изучение нового материала
                                                      Ход урока

I Организационный момент (2 мин)
II.Актуализация знаний учащихся (10 мин)
2.1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

-Мы сегодня продолжим наше знакомство с творчеством  А.П.Чехова. Познакомимся с
его рассказом «Толстый и тонкий», проанализируем его. Но для начала расскажем
немного о нем.

А.П.Чехов
– писатель мирового масштаба, один из самых читаемых рассказчиков и самый
популярный драматург.

  
А.П.Чехов – мастер слова. Одним словом, деталью, репликой, штрихом он говорил о
многом. Писатель  заставляет нас смеяться, грустить, плакать.

2.2.
Слово учеников о писателе.

 А.П.Чехов
вошел в литературу совсем молодым. Он начал писать рассказы, когда учился в
Московском университете, готовясь стать врачом. В эти годы в юмористических
журналах появляется множество рассказов, подписанных веселым именем Антоша
Чехонте. Эти рассказы коротки и смешны. Они поражают неистощимой выдумкой и
фантазией. Чувствуется, что творческая энергия автора бьет через край.

Чехов
очень ценил чувство юмора и тех, кто быстро улавливал шутку. Он сочинял веселые
сценки, придумывал забавные прозвища, смешные имена, вовлекал всех в веселые
забавы.

 
Вопреки жизненным невзгодам, жизнелюбие и избыток творческих сил побеждали все.
Всех изумляла тогда свобода и легкость, с которой бьющая в нем через край
могучая энергия творчества воплощалась во множество разнообразных рассказов.

2.3.
Знакомство с рассказом «Толстый и тонкий».
(Слайд
1)

image001

Знакомство
с рассказом «Толстый и тонкий» я  хочу начать со слов А.П.Чехова. Я думаю, что
вы сразу поймете, почему я их использовала.

«В
человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»

III.
Изучение новой темы (17 мин)

3.1.Чтение
рассказа «Толстый и тонкий»


Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, сожаления,
иногда становится смешно).


Что в рассказе вызывает особую горечь и неприятие?


Объяснение непонятных слов и выражений.

3.2.
Работа с текстом.


Какова тема рассказа? (Встреча двух одноклассников).


Вы сказали, что иногда становится смешно. Что высмеивает автор? Почему
возникает чувство сожаления? Какова идея рассказа? (Высмеять такие человеческие
пороки как чинопочитание, подхалимство, угодничество, самоуничижение).

(Слайд 2)

image002


На какие 2 части можно разделить рассказ?
(1. Встреча школьных друзей. Это блаженный момент возвращения к детскому,
забытому состоянию, моментальный бросок на много лет назад – машина времени!
Перед нами вдруг появляются не два солидных мужа, а два мальчугана – Порфирий и
Миша.
2. Встреча людей, совершенно различных по социальному статусу. Их разделяет
бездна, и эта пропасть – социальное положение и чин.
)


Кто из героев по должности выше?
— Сравните портреты толстого и тонкого. На какие детали портрета обращает автор
внимание читателя?
(Слайд 3, 4, 5)

image003

image004

image005
(От толстого пахнет флёрдоранжем (изысканным одеколоном fleur dorange
– фр. «цветок апельсина») и хересом (вином, настоянном на травах). От тонкого,
ехавшего, как можно догадаться, не в первом классе, — ветчиной и кофе
).

(слайд
6)

image006


Кто из героев первым бросается к другу?


-Как тонкий называет толстого? Как толстый называет тонкого?


— Как автор передает состояние друзей при встрече? Какие эмоции ими владеют?


— Кто первым начинает разговор после приветствия? О чем говорит в начале?


— Что рассказывает о своей службе тонкий?

(В ответ на вопрос о своих достижениях он перечисляет: служит коллежским
асессором (в табели о рангах это чин, по достижении которого давалось личное
дворянство – вот причина торжествующего тона Порфирия!), имеет орден, жена
подрабатывает уроками музыки, а сам, чтобы прокормиться, делает дома портсигары
на продажу чуть ли не оптовыми партиями – «перебиваемся кое-как»
).


Что сказал толстый о своей службе?


— В какой момент читатель узнает о разном социальном положении героев?
(«Небось, уже статский? А?». В этих пока еще шутливых словах Порфирия
слышится слабая надежда на то, что Миша с ним примерно одного социального
положения. Ответ толстого приятеля (Нет, милый мой, поднимай повыше, — сказал
толстый. – Я уже до тайного дослужился… две звезды имею.) – переворачивает весь
ход разговора, наносит тонкому удар сокрушительный.


— Прочитайте, как меняется тонкий и его близкие, когда узнали о служебном
положении толстого (слайд 7)image007
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все
стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры.
Сам он съёжился, сгорбился, сузился… его чемоданы, узлы и картонки съёжились,
поморщились… длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во
фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…
»)


— Почему они вдруг изменились?
(Теперь перед нами уже не друзья детства, а люди, между которыми разверзлась
непреодолимая пропасть. Толстый пытается навести мосты, но тонкий уже не может
не держать дистанцию. Дальнейшие его действия продиктованы инстинктом
самосохранения: с начальством дружба к добру не приводит. Друг не может быть
начальником, а начальник – другом. Поэтому осуждать тонкого, значит не понимать
мудрости этого бывалого, многоопытного
служаки. А его жалкое поведение,
хихиканье и лесть – обычная защитная реакция маленького человека перед лицом
всесильного вельможи
).


— Как отнесся толстый к произошедшим изменениям в поведении и внешности тонкого
и почему?
(Слайд 8) image008
(«Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано
столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника
стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку»).


— Как простились друзья детства?
(«Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец:
«хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое
были приятно ошеломлены».)


— С какой интонацией произносит автор последнюю фразу рассказа?

На
основе ответов на вопросы составляется таблица (примерная):

(Слайд 9)

image009
Толстый

1. Пахло хересом, губы лоснились, как вишни

Богатый

2. Довольный жизнью, самостоятельный, уверенный

3. Говорит мало, уверенно.
Тонкий
Бедный

2. Неуверенный в себе, суетливый.
3. Многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет
тон речи, повторяемость речи.


Почему Чехов настойчиво именует героев толстый и тонкий, хотя мы практически
уже во втором абзаце рассказа узнаем имена героев?


-Что определяет поведение героев – социальное положение в обществе или прежние
отношения, основанные на дружбе.

Физминутка.

Итак,
юмористическая ситуация — ситуация, которая вызывает смех.

Способы юмористического повествования:

(Слайд 12)

1) неожиданность;

2) несоответствие;

3) гипербола, литота.

3.4.Эвристическая беседа. 

— Попробуем найти в тексте чеховского рассказа неожиданность, несоответствие,
гиперболу и литоту.
Вместе с учениками придем к выводу, что неожиданно само развитие ситуации:
встреча двух школьных приятелей (противопоставленных друг другу по размерам),
один из которых, узнав о чине товарища, мгновенно преображается.


Несоответствия: речь тонкого никак не соответствует ситуации. Он зачем-то
несколько раз повторяет, что его жена — лютеранка, начинает рассказывать, почем
продает портсигары. Восторг друзей от встречи не соответствует воспоминаниям
детства, о которых рассказывает Порфирий.

Великолепный пример несоответствия мы видим, возвращаясь к абзацу, описывающему
превращение тонкого: «…лицо его искривилось во все стороны широчайшей
улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры». Лицо кривится от
чего-то кислого (позже читаем о «почтительной кислоте»), когда мы говорим о
широчайшей улыбке, то обычно это звучит так: «…лицо его расплылось в улыбке».
Искры обычно сыплются от удара лбом обо что-то, и это бывает больно. Лицо
искривилось в улыбке — исключительная по точности характеристика не столько
мимики тонкого, сколько его двоедушия, двуличия.

Гиперболы: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза,
полные слез», «спросил толстый, восторженно глядя на друга», «Длинный
подбородок жены стал еще длиннее…», «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем
туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи».

В ремарках автора, посвященных поведению Нафанаила, мы видим гиперболическое
несоответствие.

Литота: «Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки
съежились, поморщились…»

Метафора:
«тонкий окаменел.»

Эпитет:
«широчайшей улыбкой.»

Сравнения:
«губы лоснились, как спелые вишни», «захихикал, как китаец», «вроде как
живительной влаги»


IV. Решение основной проблемы урока (8 мин)


— Почему автор назвал рассказ «Толстый и тонкий», а не, предположим, «Встреча
друзей»?
— Чем интересна эта история?
— Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства. Кто
из героев и когда забыл об этом?


Вернемся к эпиграфу урока. Можем ли мы сказать, что эти слова относятся к
тонкому? Почему?

 —
Какие выводы мы сделали для себя?

(Писатель
в коротком рассказе показал жизнь, в которой царят низкопоклонство,
чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним. Особую
горечь вызывает добровольное самоуничижение, добровольное превращение в раба.

Итак,
мы еще шире приоткрыли дверь в мастерскую Чехова. Я хочу закончить урок
отрывком из письма Чехова А.П., которое он написал брату: «Среди людей нужно
сознавать свое достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну, и уважай
в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожество»

IV.
Рефлексия (3 мин)

Продолжите
фразу:


Сегодня  на уроке я узнал…


Сегодня на уроке я научился…

V.
Домашнее задание (3 мин)

1.    
Написать сочинение на тему: «Что смешно и что грустно в рассказе
А.П.Чехова «Толстый и тонкий»

2.    
Прочитать рассказ  «Злоумышленник»

VI.
Оценивание учащихся с комментированием (2 мин)

  • Чехов рассказ тоска слушать
  • Чехов рассказ про чиновника который чихнул
  • Чехов рассказ про собаку и городничего
  • Чехов рассказ про монаха
  • Чехов рассказ про доктора