Чехов рассказ шуточка чему учит

Главная черта натуры чехова острое чуть к чужой боли, прирожднная мудрость высокой и доброй души. чтобы понять его взгляды,

Главная черта натуры Чехова – острое чутьё к чужой боли, прирождённая мудрость высокой и доброй души. Чтобы понять его взгляды, мысли, нужно всматриваться в глубины произведений, вслушиваться в звучащие голоса героев его творчества. Писателя интересуют обыкновенные люди, в которых он старается найти то, что делает их исполненными высокой духовности.

История создания

В восьмидесятые годы девятнадцатого века Чехов начинает печататься во влиятельной газете «Новое время», владельцем которой был А.С. Суворин. Появляется возможность подписывать рассказы настоящей фамилией. Начиная с 1887 года, почти все работы писателя выходят у Суворина. По этим книжкам Россия узнала Чехова.

В 90-х годах автор пишет повести, рассказы, пьесы, являющиеся вершиной его творчества, и среди них – «Душечка». Произведение было опубликовано в 1899 году.

Говоря о прототипе Душечки, можно с уверенностью утверждать, что это обобщённый символ, некое общее свойство характера – праматеринское первоначало.

С восторгом принял рассказ Л.Н. Толстой.

Жанр, направление

Чехов продолжает лучшие традиции классического реализма, который переплетается с приёмами высокого натурализма.

Писатель соприкасается и с символизмом, ища в нём современные формы изображения действительности.

«Душечка» — небольшой по объёму рассказ, музыкальность звучания которого позволяет говорить о его камерности. Повествование сопровождается лёгкой иронией, скрывающей насмешливую улыбку.

Суть

В центре внимания обычная жизнь Ольги Семёновны Племянниковой. Сюжетная интрига отсутствует.

В рассказе выделяются две сюжетные линии, обе связанные с историей Оленьки: с одной стороны, «цепь увлечений героини», с другой – «цепь потерь и утрат». Всех троих мужей Душечка любит самозабвенно. Взамен своей любви она ничего не требует. Без страсти просто не может жить. Отними у неё это чувство – жизнь потеряет всякий смысл.

Все мужья покидают эту землю. Она их искренне оплакивает.

Настоящая любовь приходит к Душечке лишь тогда, когда в её судьбе появляется мальчик Саша.

Главные герои и их характеристика

Характеры и души чеховских героев открываются не сразу. Автор учит не спешить с вынесением однозначных оценок его персонажам.

  1. Ольга Семёновна Племянникова – «тихая, добродушная, жалостливая барышня». Всё в облике её было «мягким»: и взгляд, и белая шея. Но визитной карточкой являлась «добрая, наивная улыбка». Особа любвеобильная, в судьбе которой одна за другой появляются три сердечные привязанности: антрепренер Иван Кукин, управляющий лесным складом Василий Андреич Пустовалов, ветеринар Владимир Платоныч Смирнин. Оленька становится их «тенью», «женщиной-эхом». Лишённая своего мнения, она повторяет всегда то, что говорят её мужья. Любящая без оглядки, Душечка не представляет свою жизнь в одиночестве. Ванечка, Васечка, затем Володечка. Всех она называла «голубчик». Оставшись совсем одна, она теряется, ни одна мысль не рождается в уме. Пустота и неизвестность будущего становятся постоянными спутниками жизни. И только появление в её судьбе десятилетнего мальчика Саши, сына Смирнина, «дарит» Ольге Семёновне любовь, которая захватывает всю душу. Общее свойство характера можно определить общим словом «женственность», оно и выражает весь образ Душечки.
  2. Иван Кукин. В основе характеристики героя лежит антитеза: содержит увеселительный сад «Тиволи», но постоянно жалуется на жизнь. Внешность невзрачная: тощий, говорит, кривя рот. Жёлтый цвет лица – признак физического нездоровья и сварливого характера. Несчастный человек. Постоянно идущий дождь – символ отчаявшегося в своей судьбе заложника ситуации.
  3. Василий Андреич Пустовалов – сосед Племянниковой. «Степенный голос», «тёмная борода». Совершенно незапоминающаяся личность. Он не любит никаких развлечений. Совместная жизнь с Оленькой проглядывает через детали: «от обоих хорошо пахло», «возвращались рядышком».
  4. Владимир Платоныч Смирнин – молодой человек, ветеринар. С женой разошёлся, так как её ненавидел, но исправно высылал деньги на содержание сына.

 Темы и проблемы

  1. Судьба женщины в обществе всегда волновала Антона Павловича. Незабываемые страницы своего творчества он посвятил ей, создав образ «чеховской женщины»,
  2. Основная тема рассказа – любовь. Любовь к родственникам, любовь к мужчине и материнская любовь. Тема любви – главная в жизни Душечки. Её чувства тихие, грустные. Речь в рассказе идёт о способности русской женщины к самоотверженности ради продолжения и сохранения жизни.
  3. Но вполне ли свободны в своём поведении и суждениях персонажи рассказа? Труднейшим является вопрос о действительной человеческой свободе, о преодолении в себе зависимости от любящих людей.
  4. Проблема счастья. Можно ли назвать счастливым человека, живущего только ради блага и счастья родных и близких? Так ли необходимо обеспечивать их «счастьем» по какой-то своей норме? Автор пытается ответить на эти вопросы с присущей ему деликатностью.
  5. Философская проблема ценности жизни. У человека есть обязательства перед нею и перед её сохранением. Не нужно её разрушать.
  6. Конфликт обыденной бессмысленной жизни и личности, которая должна «убить в себе раба» и начать жить осознанно. Героине предстоит сбросить с себя сонное оцепенение пассивности и взять на себя ответственность за чью-то судьбу.

Смысл

Писатель обычно не даёт утешительных ответов. Не всё в жизни ясно ему самому. Но есть в прозе такие ценности, в которых мастер уверен. Что же такое любовь? Прежде всего, это чувство, позволяющее человеку раскрыть потенциал своей души. Любить – не значит копировать вторую половинку, слепо повторять её мысли, полностью лишив себя свободы выбора. Любовь дарует личности невидимую энергию, позволяющую разделить с любимым все жизненные невзгоды, преодолеть встречающиеся на пути трудности. Где нет настоящей любви, там и жизнь не до конца настоящая – вот главная мысль писателя.

Женщина – это не только любящая и заботливая жена. Она мать, которая дарует миру дитя, продолжательница рода человеческого. Любовь у Чехова – глубоко христианское чувство, отсюда и его идея – дать Душечке чувства, возвышающие ее, а не закабаляющие в рутине.

Подлинная любовь возможна лишь в семейном мире. Материнская любовь позволяет заново пройти с ребёнком путь познания жизни.

Чему учит?

Автор смотрит на своих персонажей с грустью, вниманием и надеется, что жизненные уроки сделают их более терпимыми к другим людям и требовательными, прежде всего, к себе.

Чехов ставит читателя перед необходимостью самому выбрать ответ на вопрос. Основная мысль заключена в сцене «урока географии»: «Островом называется часть суши», — повторяет Оленька. «Острова» — человеческие судьбы, «суша» — наш необъятный мир, который складывается из семейных «островков». Ведь только там можно испытать высшую полноту жизни и обрести самого себя.

Писатель учит тому, что всякая исповедуемая истина ограниченна. Жизнь в многообразии её проявлений оказывается «мудрее». Писатель хотел, чтобы человек не закрывался от нее, а умел прожить каждый подаренный ею миг.

Автор: Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ рассказа Чехова «Душечка»

Поделиться

«Человек в футляре» — небольшой рассказ Чехова, содержащий элементы гротеска, сатиры и философских размышлений о сущности человеческой личности. Многомудрый Литрекон предлагает Вам вспомнить, о чём это произведение, благодаря краткому содержанию, которое представлено ниже. Его прочтение освежит в памяти основные события из рассказа и может послужить в качестве аргументации в сочинениях. Здесь представлен не только сюжет, но и отзыв, который содержит анализ произведения в сокращении. Приятного просвещения! 


Краткий пересказ (502 слова): «Человек в футляре» — произведение А. Чехова, в котором историю жизни главного персонажа обсуждают после его смерти несколько отдыхающих охотников: ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин. Они рассуждали о том, какие разные характеры бывают у людей. Буркин перешёл к рассказу о своём коллеге, который недавно преставился. Это был учитель греческого языка Беликов. Он и есть человек в футляре.

Беликов жил уединённо, и его жизненным принципом было следующее: если что-то конкретное не разрешено правилами, уставами или прочим, значит, что это запрещено и делать этого нельзя совершенно. Не только его принципы были ограничены. Весь внешний вид Беликова твердил о закрытости: всегда ходил с зонтом и в калошах, для любого предмета у него был чехол или футляр. Этим он как бы закрывался от внешнего мира. Часто восторгался звучностью мертвого (не используемого) древнегреческого языка.

Для Беликова было яснее и понятнее читать про то, что запрещено, так как в тех вещах, которые разрешались, для него было что-то сомнительное, он находил там какие-то неразрешимые скрытые вопросы, и потому не любил, когда читал про какие-то позволения. Его мнительность заражала всё педагогическое окружение: остальные тоже начали переживать, как бы не дошло до начальства, например, что молодежь иногда проказничает. 

Также Беликов часто пугал товарищей своими посещениями. Он мог просто прийти и молча сидеть в квартире коллеги, и также молча уйти.

Далее рассказывают о поворотной ситуации в жизни учителя греческого языка: он, оказывается, однажды чуть не женился. Это была Варенька, сестра тогда нового учителя географии Коваленко Михаила Саввича. Это немолодая, лет 30, но высокая, чернобровая, шумная любительница малороссийских песен. Тогда у педагогов появилась мысль их женить, так как оба уже немолоды, а благосклонность друг к другу проявляют. Такой серьёзный шаг, как брак, как-то плохо повлиял на Беликова — он стал выглядеть ещё более болезненно, похудел. 

Как-то случилось так, что какой-то художник нарисовал карикатуру на Беликова и Вареньку. Картинку получили все, и это ужасно расстроило учителя греческого языка. Ещё в тот день он увидел, как Варенька, женщина, на которой он собирался жениться, катается с братом на велосипедах. Он недоумевал, прилично ли женщине, а также педагогу, ехать на велосипеде? Вечером он пришёл в дом к Коваленко, однако, застал там только брата, которому попытался внушить, что кататься на велосипеде преподавателю нельзя, на что тот рассердился, вытолкал из квартиры, после чего Беликов не удержался на ногах и скатился с лестницы. Варенька, которая в этот момент вошла в дом, подумала, что жених упал случайно, по рассеянности, и засмеялась. После этого сватовство кончилось. Беликов убрал портрет Вареньки со стола, перестал вставать с кровати, а слуга его, Афанасий, даже спрашивал у Буркина, который зашёл проведать товарища, не нужен ли господину доктор. Сам же учитель греческого языка общаться отказывался. Через месяц умер. Рассказчик вспоминает счастливое выражение лица Беликова, словно он рад, что теперь навсегда останется лежать в футляре, из которого ему не выйти никогда. Также отмечается приподнятое настроение после похорон, будто после смерти человека в футляре появилась какая-то свобода. Буркин рассуждает, сколько ещё таких Беликовых есть на свете, которые не хотят вылезать из своего футляра и тянут остальных с собой. 


Отзыв (279 слов): «Человек в футляре» — хорошее произведение, которое демонстрирует ограниченность человека, склонного всю жизнь смотреть на вещи однобоко, так, будто любое нововведение опасно и недопустимо. Мое мнение о нем, как и мое отношение к творчеству Чехова в целом, положительное, ведь проблема Беликовых и их тлетворного влияния остается актуальной по сей день.

Прототипом Беликова мог быть публицист М. Меньшиков, хотя образ героя скорее собирательный, так как Чехов упоминал и своего брата: он тоже в любую погоду носил с собой зонтик. Именно это произведение породило нарицательный термин «человек в футляре», то есть такой человек, который закрывается ото всех и от мира, погружая себя в какую-то оболочку, чехол. В обозначении и описании этого феномена и состоит главная мысль рассказа «Человек в футляре». Автор заставляет нас задуматься, насколько мы свободны от своих предрассудков? Такое впечатление, что каждый герой его рассказа избирает свой футляр, но ни один из них не находит счастья в тесных рамках зоны комфорта.

Чему учит рассказ «Человек в футляре»? Читатели и критики отмечают, что произведение начинается на комической ноте, а заканчивается серьёзным размышлением. Так, Буркин задумался, сколько ещё таких Беликовых есть на свете, ведь они заражают своим ограниченным мышлением других. 

Что можно почерпнуть из рассказа? Не стоит прятаться от внешнего мира в кокон, а также не стоит поддаваться пагубному влиянию тех людей, которые уже там. К тому же, не всякое позволение означает хаос и вседозволенность. Люди склонны совершать и ошибки, и хорошие дела, что вовсе не должно регулироваться запретами и ограничениями. Человек наделен свободой выбора, и в этом проявляется его сущность.

Таким образом, этот рассказ может служить назидательным примером для тех, кто привык вписываться в рамки. Для других читателей автор приготовил другой урок: не стоит пытаться насильно вытащить человека из них.

Автор: Александра Новикова

Самая дорогая пора в жизни человека – его детство, когда заново для каждого открывается мир. Когда хочется войти в волшебную сказку под названием «Чудеса». Именно в эту счастливую пору закладывается та основа, которая является предшественницей дальнейшей судьбы. Милосердие, сострадание, чуткость души, верность, доброта – все они объединяются у А. П. Чехова в едином и всеобъемлющем чувстве любви: любовь к «ближнему своему», к животным, к природе, к своей Родине. Этим порывом автор делится с нами в «Каштанке».

История создания

Впервые в 1887 году в газете «Новое время» был напечатан рассказ под заглавием «В учёном обществе». Перерабатывая его в 1892 году для отдельного иллюстрированного издания, автор меняет название произведения, по-новому разделив на главы и дополнив главой «Беспокойная ночь».

Сохранились разноречивые сведения о сюжетных источниках произведения: с одной стороны – издатель Лейкин свидетельствует, что именно он дал Чехову тему о собаке Каштанке; с другой стороны – В. Дуров в книге «Мои звери», вспоминая любимую собаку, утверждает, что это он рассказал писателю о своём верном друге.

Жанр, направление

А. П. Чехов очень трепетно относился к детям, считая, что с ними нужно разговаривать по-взрослому, но используя доступный язык и интересные литературные формы. Жанром, который впитал в себя элементы фантастики, романтики, является сказка. Именно для детей он пишет произведение, которое характеризует как «сказку из собачьей жизни».

Традиционное чеховского направление – реализм.

Суть

Каштанка живёт у столяра, который может позволить себе «недружелюбную» выходку по отношению к ней. Но ещё более жестокие «эксперименты» с собакой устраивает сын Луки Александрыча – Федюшка. Однажды, следуя по городу за своим хозяином, пёс оказывается в неизвестном дворе. Отчаяние и ужас поселяются в его душе.

В этот непростой момент появляется незнакомец, который даёт дворняжке приют.

Новый хозяин – заботливый, внимательный, ласковый – создаёт хорошие условия для собаки и нарекает её Тёткой. Она приобретает друзей: Кота, Гуся и Свинью. Дав Тётке окрепнуть и привыкнуть к окружающей обстановке, он начинает и её приучать к цирковому искусству. Но выступить собаке приходится только однажды, так как в толпе зрителей раздаются голоса, хорошо знакомые ей. Прервав выступление, Каштанка устремляется к ним.

Всё возвращается на круги своя.

Главные герои и их характеристика

Основные персонажи – люди и животные.

  1. Характеристика Каштанки. Каштановый цвет по своему оттенку приближается к «солнечному» цвету, то есть светлому, доброму, позитивному. Автор «очеловечивает» её, наделяя умением рассуждать, сравнивать. Глазами собаки даются отдельные «сценки» в повествовании. Ею овладевают в зависимости от ситуации настроения радости, умиления или отчаяния и ужаса. Чего не выносит дворняга, так это музыку, которая расстраивает ей нервы. Именно резкий звук становится первопричиной того, что Каштанка оказывается одна в незнакомом месте. Главная черта характера – верность своему хозяину, стремление при первой же возможности «отблагодарить» за заботу о ней, за любовь. Не менее важная черта — умение дружить, сопереживать таким же «братьям меньшим».
  2. Лука Александрыч – хозяин «помеси таксы с дворняжкой». На первый взгляд, может показаться, что это человек грубый, неотёсанный. Но, прежде всего, он труженик, который нелёгким трудом содержит семью. Заказчики ценят его умение выполнять столярные работы. Основное время проводит за верстаком. Выполнив заказ, сам его доставляет по адресу. Поглощённый своей работой, не всегда помнит, поело ли его «насекомое существо», которое является практически единственным собеседником, помимо сына Федюшки. Столяр по-своему любит её. Когда после исчезновения Каштанки он вновь видит её на арене цирка, радости его нет предела.
  3. Незнакомец – короткий, толстый человек с бритым лицом. Работает клоуном в цирке. Дрессирует домашних животных, для которых в квартире выделена специальная комната. Встретив бедную собаку у подъездной двери, забирает её домой («может, ты сгодишься на что-нибудь»). Обращается с «бедным пёсиком» сочувственно. Душевная нотка звучит в его голосе. Серый гусь и белый кот встретили пса шипеньем, чем несказанно напугали его. Кот в придачу ударил собаку по голове, а гусь ещё «долбанул» клювом в спину. Появившийся хозяин усмирил всех, сказав, что «жить надо мирно и дружно».
  4. Белый кот – Фёдор Тимофеич. Старый, мудрый. Вяло, лениво исполняет приказания. Пренебрежительно относится к своему «цирковому искусству». Весь его вид показывает, что ему в этой жизни уже ничего не интересно, он предпочитает дремать и спать.
  5. Гусь – Иван Иваныч. Говорит быстро, горячо, но непонятно. Гостья первоначально считала его умным, но со временем даже стала третировать иногда за его длинные речи.

Темы и проблемы

Основная тема произведения — взаимоотношения человека и животных. В рамках этой темы рассматриваются серьёзные проблемы и тематические ответвления.

  1. Проблема ответственности человека за тех, кто предан нам всей душой. Увы, столяр и его сын не могут оценить преданности и любви животного, поэтому не следят за ним должным образом.
  2. Проблема доброты, душевной чуткости людей, которые способны в любую минуту протянуть руку помощи. Именно с таким человеком читатель встречается в рассказе. Он действительно достоин преданности Каштанки, но ее сердце принадлежало грубому хозяину. Однако истинно добрый человек не ждет благодарности за то, что получается у него само собой.
  3. Тема сочувствия. Чувство сострадания не позволяет ожесточиться, потерять способность сопереживать другому существу, разделять его беду. Сочувствие, жалость к чужому несчастью испытывают и животные. Когда ночью Тётка услышала странный крик Ивана Иваныча, она поняла, что происходит что-то неестественное. Ей стало страшно. Кто-то чужой и невидимый поселился в темноте. Когда же она увидела две зелёные искорки подошедшего так близко гуся, она всем своим существом поняла, что свершается что-то непоправимое. И только когда блестящие капельки поползли по щекам хозяина, стало понятно, что гусь умер. Тётке захотелось плакать.
  4. Проблема восприятия Каштанкой окружающего мира. Сравнивая обстановку квартиры у незнакомца и столяра, она никому из хозяев не отдаёт предпочтения, находя у одного и другого положительные стороны: у незнакомца обстановка бедная, а у старого хозяина набита вещами; зато незнакомец даёт много есть.

Главная мысль

Идея рассказа — верная бескорыстная любовь. Кто не мечтает о ней? Акцент следует сделать на слове «бескорыстная». Никакие жизненные блага, материальное довольство не заменят этой любви, потому что именно она наполняет душу и делает человека и братьев его меньших поистине счастливыми.

Накормленная и ухоженная, собака чувствует грусть, когда на неё наплывают воспоминания о прошлом. Когда же, наконец, в цирке она встречается с людьми, от которых пахнет лаком и клеем, она обретает покой и уверенность в том, что жизнь продолжается.

Чтобы не ощущать душевного дискомфорта и быть счастливым, человеку необходима свобода. Основная мысль произведения такова: чтобы разделить радость жизни с нашими милыми животными, необходимо предоставить им выбор, где и с кем жить, а не заточать их в комнату с «грязными обоями». В каждую свою книгу Чехов вкладывает похожий смысл – надо жить свободнее, добрее и уважительнее друг к другу.

Чему учит?

Автор учит бережному отношению к природе, к «милым хвостатым созданиям», которые никогда не предадут и являются «образчиком» настоящей верности.

Чтобы бережно относиться к природе, надо понимать, что человек – часть мироздания, в котором, помимо его, обитают другие живые существа, нуждающиеся в сострадании, помощи и заботе.

Неспособность проявить их может привести к трагедии.

Автор: Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Фрагмент групповой работы по анализам рассказа А.П. Чехова «Шуточка»

Рассказ «Шуточка» интересен тем, что автор ведет повествование от первого лица. Его отношение к «пошутившему» герою не вполне ясно и поэтому толкование событий неоднозначно.

Это пример более сложной групповой работы. Вот почему анализ рассказа, поданный также в анонимной форме, зачитывает не психотерапевт, а один из членов группы, Т.С.

В этом – «путь» постепенной передачи инициативы от психотерапевта – группе.

«В рассказе “Шуточка” А.П. Чехова мастерски обнажены человеческие чувства, переживания. Автор задается вопросом: зачем и для чего человек совершает те или иные поступки. Писатель раскрывает образ Наденьки.

Это очень миленькая, совсем еще юная девушка, у которой все впереди: и любовь, и переживания, и разочарования. Однако душа ее уже томится, ждет чего-то нового, еще неизведанного.

Она, вероятно, уже не раз представляла себе, как какой-нибудь приятный молодой человек скажет ей слова признания.

И вот эти слова: “Я люблю Вас, Надя”, – звучат в такой момент, когда Наденька не знает, слышит ли она их на самом деле или ей только кажется. Бедная девушка мучается, терзается, ведь для нее “это вопрос самолюбия, чести, жизни, счастья, вопрос очень важный, самый важный на свете”. Так что шутка, по-моему, не совсем удачная и безобидная.

Наденька еще и еще раз решается пережить ужас, чтобы выяснить, кому принадлежат эти четыре слова. Ей мучительно хочется, чтобы эти слова принадлежали ее попутчику. Но загадка, по-прежнему, остается загадкой.

Далее автор словно пытается оправдаться, говоря, что “…ей, по-видимому, уже все равно, из какого сосуда напиться, лишь бы быть пьяной”. Но это все же не так.

Бедная девочка решается одна проехать с горы, чтобы выяснить, наконец, истину, но страх снова парализует ее.

Прошло время. Те события для нее теперь самое счастливое, самое трогательное и прекрасное воспоминание в жизни.

Почему? Почему так устроен человек, что вроде бы незначительное событие оставляет глубокий след в памяти? Может быть, потому, что это юность, душа еще не покрыта коростой страха, недоверия, и все воспринимается очень ярко и эмоционально.

Или есть какие-то другие причины? Да и вообще, объяснимо ли это и нужно ли объяснять? Главное, что Наденька была счастлива. Страдала, мучилась, переживала, но была счастлива, и это главное».

Далее начинается групповой анализ. Пациентка И.С. затронутую тему воспринимает с большим чувством, очень взволнованно. То, что произошло с героиней рассказа, Наденькой, кажется ей очень серьезным, жизненно значимым.

Она считает, что «шутка13» оставила неизгладимый след в жизни героини: поступок героя категорически осуждает – он безответственен и даже жесток. «Нельзя так шутить!» – заявляет И.С., и при этом состояние ее близко к аффективному. «Слова много значат для человека, поэтому нельзя их бросать на ветер», – такой вывод делает И.С.

, и в этом ее поддерживает О.И.: «Плохо, что такие важные для человека слова — “Я люблю Вас, Наденька”, — говорятся в шутку».

Другой пациент, В.П., начавшуюся работу над характером, личностью воспринял как нечто лишнее и к делу не относящееся. Для купирования заикания одной техники речи ему казалось достаточно. Полемизируя с И.С., он заявляет, что история с девушкой – самая обычная, в ней нет ничего предосудительного: «Все мы в молодости шутили, и это не преступление…»

Анализ рассказа А.П. Чехова «Шуточка»

И здесь, очень далеко отступив от темы, В.П. начинает рассуждать о положительной роли слов, о том, что Слово «может спасти человека или погубить…».

Он расширяет тему рассказа до огромных масштабов – мужества, героического противостояния трудностям, преодоления себя во имя высокой цели (на примере Наденьки, «готовой пожертвовать жизнью под действием слов главного героя»).

Этот же пациент во время пропедевтического этапа лечения писал, что за избавление от заикания он готов «броситься с головой в глубокую пропасть», «пройти огонь и ад» и «отдать 20 лет жизни». Психотерапевт, неожиданно вступая в беседу, напоминает В.П.

его прежние «обещания». В.П. растерян – он явно уличен. Подмеченное психотерапевтом совпадение глубоко затронуло его… Здесь-то и начинается собственно групповая психотерапия.

В ходе обсуждения анализов литературного произведения пациенты зачастую не только осознают свои проблемы, но и делают для себя важные выводы.

Углубление же понимания себя пациентом, начатое еще на пропедевтическом этапе, необходимо для процесса лечения.

Способность признаться в своих недостатках, прислушаться к себе и к своему новому состоянию позволяет начать корректировать свое поведение. Психотерапевт, подхватывая этот процесс, старается создать условия для его закрепления.

Итак, на первых порах при групповом разборе анализов текстов пациенты «вычерпывают» из них «то» и «так», что характерно для сложившейся структуры личности каждого.

Но уже в ходе группового обсуждения они постепенно продвигаются к тому, чтобы в будущем стать психотерапевтическим коллективом, в котором каждый из членов сможет оказать психотерапевтическую помощь своим товарищам.

Доказательством этому служит желание пациентов внимательно выслушивать друг друга, проявляться эмоционально, быть открытым. У пациентов формируется «направленность на другого», что и является основой для участия в процедуре «Разбор характера Мистера Х», которым станет каждый из них.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Анализ рассказа А.П. Чехова «Шуточка»

Юмористические рассказы Чехова навсегда остались визитной карточной писателя: так он представляется своим читателям спустя столетие после своей смерти.

Все мы начинаем знакомство с его творчеством именно с маленьких историй, где повествуется забавная или печальная драма одной личности, по которой мы узнаем о трагедии всей России.

Таков и рассказ «Шуточка», о котором пойдет речь в данной статье.

История создания

Впервые данный рассказ был опубликован в №10 журнала «Светлячок» от 12. 03. 1886г. На тот момент это был анекдот с иначе построенным сюжетом. Он был издан под псевдонимом «Человек без селезенки». Тогда конец был более счастливым, ведь герой женился на Наденьке.

В 1899 году Чехов планировал издать сборник рассказов и переработал анекдот, изменив характер главного героя, стиль повествования и концовку, тем самым, сделав из забавной шутки серьёзный рассказ.

Жанр, направление

Произведение написано в жанре рассказа. Отнести рассказ можно к направлению реализма, сдобренного новаторством времени и самого писателя.

В основу легли описание переживания и внутренней борьбы Наденьки с собственным «я» и описание того, что испытывает главный герой по отношению к девушке.

Но, присуще Чехову, рассказ заканчивается моралью и напоследок показывает нам зависимость эмоционального состояния человека от слов.

Новаторство автора заключается в том, что перед нами предстает динамика эмоций, а не событий. Мы видим мир изнутри действующих лиц. Рассказ беден физическими действиями героев, зато богат их внутренними диалогами. Перед читателем обнажается духовная сущность молодых людей, а не их вымышленные поступки.

Главные герои и их характеристика

Главным героем перед нами предстаёт молодой человек без имени и, немало важная героиня, — Наденька. Характеры героев раскрываются в ходе событий. Отношения между молодыми людьми автор оставляет для нас загадкой, чтобы мы могли задаться вопросом: «Действительно ли это шутка или любовь?».

  1. В самой первой сцене Надя открывается перед нами как нерешительная, боязливая девушка, а её поведение сродни малодушию и трусости, — как говорил главный герой. Но, спустя мгновение, поддавшись на уговоры юноши, с нескрываемым страхом она соглашается спуститься на санках с горы. Надя, с точки зрения автора, — нежное создание, питающееся эмоциями и чувствами, которые для неё как «вино или морфий», настолько они важны. Такой вывод можно сделать исходя из детальных описаний мимики девушки в тот момент, когда она слышит заветные слова: «я люблю вас, Надя!», — и неважно, в какой раз – она готова слушать их вечно.
  2. Молодой герой в самом начале предстаёт перед нами храбрецом и весельчаком, которому спуститься с горы на санках — сплошное веселье. Он подначивает Надю, называя её трусихой. Но является ли смельчаком тот, кто шутит над чувствами девушки, а потом не может признаться в содеянном зле, мучая бедную собеседницу надеждами? Чехов показывает нам, что решительность не всегда заключается в возможности прокатиться с крутой вершины на санях, а в силе духа — сознаться, признать собственную ошибку, чтобы потом не жалеть.

Темы

  1. Основной темой, проходящей через весь рассказ, становится выявление сущности смелости и трусости. Обман девушки и «игра» с её чувствами – не храбрый поступок, а жертва своей нерешительности. Молодой человек – фальшивый смельчак, который кичится ребячеством.

    Настоящей решительности у него нет, ведь он все еще находится в детской поре, когда кажется, что ответственность за наши поступки несет кто-то другой.

  2. Также автором поднимается тема любви.
    Игра с нею недопустима, ведь на заветные слова признания многие души откликаются мгновенно и всерьез. Героиня действительно полюбила и ждала от чувства радости, а получила лишь печаль и тоску по несбывшемуся счастью. Актуальность данной темы, затронутой Чеховым, никогда не пропадёт.

    Во все времена, лишь в разных проявлениях, будут существовать подобные «шутники», которые примутся за низкопробный юмор, задевающий чувства людей.

  3. Также Чехов размышляет о моральной ответственности за то, что сказано нами.

    К великому сожалению, опасность неосторожного слова осознается нами слишком поздно, и мы не можем принять груз того смысла, который по ошибке был вложен нами в произнесенные фразы.

Проблемы

Важной проблемой данного рассказа можно выделить воспитание. Если человек не имеет представления о том, что нельзя шутить над чувствами других людей, значит, родители не вложили в него должное понимание, либо он пренебрег их советом.

Также, можно выделить проблему слишком сильной восприимчивости человека, повышенной чувствительности к любым ситуациям и проблемам. На примере Нади мы можем понять, как влияет и может изменять эмоциональное состояние, любая фраза или ситуация.

Чрезмерная чувствительность может привести к психическому расстройству личности. Именно поэтому важно уметь выстроить барьер между впечатлениями и эмоциями, не позволяя случайным явлениям выбить себя из колеи.

Проблема силы воли тоже затрагивается автором: Надя не может взять себя в руки, ее очень легко задеть. Данная особенность может помешать ей жить дальше.

Социальная проблематика рассказа представлена запутанными отношениями противоположных полов. Чехов наглядно описал нам отсутствие общего языка у молодых людей, являющееся актуальным и в нынешнее время.

Общение и завязавшиеся разговоры между людьми ещё не всегда значат нахождение общего языка, о чем и свидетельствует выделенная проблема.

Нужно уметь чётко выражать свои истинные мысли и чувства, чтобы не возникали недопонимания.

Смысл

Главная мысль рассказа заключается в том, что нельзя шутить над чувствами людей, ведь слова могут оказаться больнее физического насилия. Одна фраза может повлиять на жизнь и судьбу человека.

Слова, по мнению автора, тоже оружие, которым владеют не всегда уравновешенные и здравомыслящие бойцы, растрачивающие патроны просто так, веселья ради.

Но они не знают, что их выстрелы – не холостые, что они ранят случайных прохожих, и их игра становится завязкой личной драмы.

Идея автора реализована в героях и их отношению к словам. Он показывает нам абсолютно противоположное восприятие и влияние одних и тех же слов на двух разных людей. Надя желает слышать «я люблю вас» и насыщаться фразой, словно солнечными лучами. Для неё признание в любви остаётся приятным воспоминанием, которое она бережно хранит.

Для молодого человека же это — абсолютно обезличенные, ничего не значащие слова, которые можно «бросить на ветер», как он и делает, ради шутки. У каждого может быть свое восприятие, но это не должно влиять на значимость произнесенных слов.

Если молодой человек не видит смысла в признании, это не означает, что его собеседники должны подстраиваться под его лексический нигилизм.

Алёна Ласькова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ рассказа А.П. Чехова «Шуточка»

Поделиться

Научно-исследовательская работа «Психологические аспекты в рассказе А.П.Чехова «Шуточка»

Ясный, зимний полдень… Мороз крепок, трещит, и у Наденьки, которая держит меня под руку, покрываются серебристым инеем кудри на висках и пушок над верхней губой. Мы стоим на высокой горе. От наших ног до самой земли тянется покатая плоскость, в которую солнце глядится, как в зеркало. Возле нас маленькие санки, обитые ярко-красным сукном.

— Съедемте вниз, Надежда Петровна! — умоляю я. — Один только раз! Уверяю вас, мы останемся целы и невредимы.

Но Наденька боится. Всё пространство от ее маленьких калош до конца ледяной горы кажется ей страшной, неизмеримо глубокой пропастью. У нее замирает дух и прерывается дыхание, когда она глядит вниз, когда я только предлагаю сесть в санки, но что же будет, если она рискнет полететь в пропасть! Она умрет, сойдет с ума.

— Умоляю вас! — говорю я. — Не надо бояться! Поймите же, это малодушие, трусость!

Наденька наконец уступает, и я по лицу вижу, что она уступает с опасностью для жизни. Я сажаю ее, бледную, дрожащую, в санки, обхватываю рукой и вместе с нею низвергаюсь в бездну.

  Краткое содержание Миссис Дэллоуэй Вирджиния Вулф

Санки летят как пуля. Рассекаемый воздух бьет в лицо, ревет, свистит в ушах, рвет, больно щиплет от злости, хочет сорвать с плеч голову.

От напора ветра нет сил дышать. Кажется, сам дьявол обхватил нас лапами и с ревом тащит в ад.

Окружающие предметы сливаются в одну длинную, стремительно бегущую полосу… Вот-вот еще мгновение, и кажется — мы погибнем!

— Я люблю вас, Надя! — говорю я вполголоса. Санки начинают бежать всё тише и тише, рев ветра и жужжанье полозьев не так уже страшны, дыхание перестает замирать, и мы наконец внизу. Наденька ни жива ни мертва. Она бледна, едва дышит… Я помогаю ей подняться.

— Ни за что в другой раз не поеду, — говорит она, глядя на меня широкими, полными ужаса глазами. — Ни за что на свете! Я едва не умерла!

Немного погодя она приходит в себя и уже вопросительно заглядывает мне в глаза: я ли сказал те четыре слова, или же они только послышались ей в шуме вихря? А я стою возле нее, курю и внимательно рассматриваю свою перчатку.

Она берет меня под руку, и мы долго гуляем около горы. Загадка, видимо, не дает ей покою. Были сказаны те слова или нет? Да или нет? Да или нет? Это вопрос самолюбия, чести, жизни, счастья, вопрос очень важный, самый важный на свете.

Наденька нетерпеливо, грустно, проникающим взором заглядывает мне в лицо, отвечает невпопад, ждет, не заговорю ли я.

О, какая игра на этом милом лице, какая игра! Я вижу, она борется с собой, ей нужно что-то сказать, о чем-то спросить, но она не находит слов, ей неловко, страшно, мешает радость…

— Знаете что? — говорит она, не глядя на меня.

— Что? — спрашиваю я.

  • — Давайте еще раз… прокатим.
  • Мы взбираемся по лестнице на гору. Опять я сажаю бледную, дрожащую Наденьку в санки, опять мы летим в страшную пропасть, опять ревет ветер и жужжат полозья, и опять при самом сильном и шумном разлете санок я говорю вполголоса:
  • — Я люблю вас, Наденька!
  • Когда санки останавливаются, Наденька окидывает взглядом гору, по которой мы только что катили, потом долго всматривается в мое лицо, вслушивается в мой голос, равнодушный и бесстрастный, и вся, вся, даже муфта и башлык ее, вся ее фигурка выражают крайнее недоумение. И на лице у нее написано:

«В чем же дело? Кто произнес те слова? Он, или мне только послышалось?»

Эта неизвестность беспокоит ее, выводит из терпения. Бедная девочка не отвечает на вопросы, хмурится, готова заплакать.

— Не пойти ли нам домой? — спрашиваю я.

— А мне… мне нравится это катанье, — говорит она, краснея. — Не проехаться ли нам еще раз?

  М. Салтыков-Щедрин “Коняга”. Краткое содержание сказки

  1. Ей «нравится» это катанье, а между тем, садясь в санки, она, как и в те разы, бледна, еле дышит от страха, дрожит.
  2. Мы спускаемся в третий раз, и я вижу, как она смотрит мне в лицо, следит за моими губами.

    Но я прикладываю к губам платок, кашляю и, когда достигаем середины горы, успеваю вымолвить:

  3. — Я люблю вас, Надя!

И загадка остается загадкой! Наденька молчит, о чем-то думает… Я провожаю ее с катка домой, она старается идти тише, замедляет шаги и всё ждет, не скажу ли я ей тех слов.

И я вижу, как страдает ее душа, как она делает усилия над собой, чтобы не сказать: — Не может же быть, чтоб их говорил ветер! И я не хочу, чтобы это говорил ветер!

На другой день утром я получаю записочку: «Если пойдете сегодня на каток, то заходите за мной. Н.» И с этого дня я с Наденькой начинаю каждый день ходить на каток и, слетая вниз на санках, я всякий раз произношу вполголоса одни и те же слова:

— Я люблю вас, Надя!

Скоро Наденька привыкает к этой фразе, как к вину или морфию. Она жить без нее не может.

Правда, лететь с горы по-прежнему страшно, но теперь уже страх и опасность придают особое очарование словам о любви, словам, которые по-прежнему составляют загадку и томят душу.

Подозреваются всё те же двое: я и ветер… Кто из двух признается ей в любви, она не знает, но ей, по-видимому, уже всё равно; из какого сосуда ни пить — всё равно, лишь бы быть пьяным.

Как-то в полдень я отправился на каток один; смешавшись с толпой, я вижу, как к горе подходит Наденька, как ищет глазами меня… Затем она робко идет вверх по лесенке… Страшно ехать одной, о, как страшно! Она бледна, как снег, дрожит, она идет точно на казнь, но идет, идет без оглядки, решительно. Она, очевидно, решила, наконец, попробовать: будут ли слышны те изумительные сладкие слова, когда меня нет? Я вижу, как она, бледная, с раскрытым от ужаса ртом, садится в санки, закрывает глаза и, простившись навеки с землей, трогается с места… «Жжжж…» — жужжат полозья. Слышит ли Наденька те слова, я не знаю… Я вижу только, как она поднимается из саней изнеможенная, слабая. И видно по ее лицу, она и сама не знает, слышала она что-нибудь или нет. Страх, пока она катила вниз, отнял у нее способность слышать, различать звуки, понимать…

Но вот наступает весенний месяц март… Солнце становится ласковее. Наша ледяная гора темнеет, теряет свой блеск и тает наконец. Мы перестаем кататься. Бедной Наденьке больше уж негде слышать тех слов, да и некому произносить их, так как ветра не слышно, а я собираюсь в Петербург — надолго, должно быть, навсегда.

Как-то перед отъездом, дня за два, в сумерки сижу я в садике, а от двора, в котором живет Наденька, садик этот отделен высоким забором с гвоздями… Еще достаточно холодно, под навозом еще снег, деревья мертвы, но уже пахнет весной и, укладываясь на ночлег, шумно кричат грачи. Я подхожу к забору и долго смотрю в щель.

Я вижу, как Наденька выходит на крылечко и устремляет печальный, тоскующий взор на небо… Весенний ветер дует ей прямо в бледное, унылое лицо… Он напоминает ей о том ветре, который ревел нам тогда на горе, когда она слышала те четыре слова, и лицо у нее становится грустным, грустным, по щеке ползет слеза… И бедная девочка протягивает обе руки, как бы прося этот ветер принести ей еще раз те слова. И я, дождавшись ветра, говорю вполголоса:

— Я люблю вас, Надя!

Боже мой, что делается с Наденькой! Она вскрикивает, улыбается во всё лицо и протягивает навстречу ветру руки, радостная, счастливая, такая красивая.

А я иду укладываться…

Это было уже давно. Теперь Наденька уже замужем; ее выдали, или она сама вышла — это всё равно, за секретаря дворянской опеки, и теперь у нее уже трое детей. То, как мы вместе когда-то ходили на каток и как ветер доносил до нее слова «Я вас люблю, Наденька», не забыто; для нее теперь это самое счастливое, самое трогательное и прекрасное воспоминание в жизни…

А мне теперь, когда я стал старше, уже непонятно, зачем я говорил те слова, для чего шутил…

Год написания 1886

Шуточка Чехова сюжет

Повествование в произведении ведётся от лица главного героя – интеллигентного молодого человека. Ясным морозным зимним полднем он прогуливается вместе с девушкой Наденькой.

Когда они оказываются на высокой горе, юноша предлагает Наде съехать вниз на маленьких санках, обитых красным сукном.

Девушка настолько боится, что у неё перехватывает дыхание и появляется дрожь, однако уступает под напором настойчивых просьб спутника.

Санки мчаться, словно пуля. Ветер сильно свистит. У молодого человека возникает желание подшутить над наивной девушкой, и он вполголоса произносит: «Я люблю вас, Надя!» А очутившись у подножья горы, рассказчик ведёт себя как ни в чём небывало: сначала помогает подняться бледной спутнице, а потом курит и рассматривает собственную перчатку.

Наденька озадачена и не может понять, действительно ли прозвучала фраза из четырёх слов или ей просто послышалось. И она предлагает ещё разок прокатиться, хотя ей по-прежнему очень страшно. Рассказчик соглашается и снова повторяет свою шуточку.

Бедная девочка в недоумении и готова расплакаться. Молодой человек равнодушным бесстрастным голосом предлагает пойти домой, но Надя хочет опять спуститься с горки. Рассказчику и в третий раз удаётся повторить свою проделку.

По пути домой Наденька старается шагать медленно, молчит и ждёт заветного признания в любви. Она испытывает душевные муки. Герой это осознаёт, но не считает нужным прояснить ситуацию. На следующий день он получает записку, в которой девушка сообщает, что не прочь отправиться на каток.

С того времени молодые люди стали кататься с горки ежедневно и герой постоянно разыгрывал Надю. Она привыкла слышать загадочные слова любви, как привыкают к вину или наркотику.

Однажды рассказчик заметил, что девушка решила в одиночку скатиться с горы на санях. Впрочем, страх мешает ей сконцентрироваться.

Весной, незадолго до отъезда в Петербург, герой через щель в заборе видит печальную Надю. Дождавшись дуновения ветра, он произносит четыре сладостных слова, от которых Наденька становиться радостной и счастливой.

Пролетели годы. Надя вышла замуж и родила троих детей. То, что для молодого человека было развлечением, для неё превратилось в самое прекрасное воспоминание. А поумневший герой не понимает, зачем тогда шутил.

Данный рассказ учит, что нехорошо шутить над чувствами других людей, чтобы не причинить им боль и страдания.

Чехов «Шуточка», краткое содержание

Урок литературы на тему: «А.П.Чехов. Рассказ «Шуточка» (8 класс)

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Чехов А.П.
  4. Анализ произведения Шуточка

Визитной карточкой Антона Павловича Чехова являются его юмористические рассказы, именно с маленьких его историй, где обычно рассказывается о печальной или забавной драме одного героя, начинается знакомство с творчеством писателя. По этим историям, читатели, как правило, узнают о трагических исторических периодах всей России.

История создания

Впервые один из ранних рассказов Антона Павловича Чехова «Шуточка» был опубликован в марте 1886 года, в 10 номере журнала «Сверчок», тогда сюжет представлял собой анекдот, за подписью автора «Человек без селезёнки».

В 1899 году, Антон Павлович переработал анекдот, планируя издать сборник рассказов. В результате переработки главный герой обрел черты интеллигентности и перестал быть остряком. Изменилась концовка, герой не женился на девушке и навсегда уехал из провинциального городка.

Жанр, направление

Произведение написано в жанре рассказа. Рассказ относится к направлению реализма. В основе рассказа описанные переживания Наденьки, ее постоянная внутренняя борьба с собственным «я».

В рассказе также описываются чувства, которые испытывает главный герой к Наде. На протяжении всего рассказа перед читателем представлена динамика эмоций героев, виден их внутренний мир.

Предстает духовная сущность героев, а не их вымышленные поступки.

Характеристика главных героев

Главных героев в рассказе «Шуточка» всего два. Первый, это автор, о том как он выглядит в рассказе ничего не сказано.

Вторая героиня, это та самая Наденька. Антон Павлович называет ее Надежда Петровна, она молодая и неопытная девушка, с чистой душой. Автор зовет героиню кататься с горки, но девушка ужасно боится.

У нее серебристым инеем покрываются кудри на висках, когда они катятся с горы, Надя бледна как снег и дрожит от страха. Во время спуска с горы, ей постоянно слышится как другой наш главный герой признается ей в любви.

А когда они спускались с горки, делал вид, что ничего не было. Так он шутил. Зачем он это делал, он и сам не знал.

Темы

Безответственное и шуточное отношение к словам и к чувствам другого человека, отображается Чеховым в теме произведения.

Герой не способен был взять на себя моральную ответственность за свои слова и остался в одиночестве. В то время как у героини жизнь сложилась удачно, она вышла замуж и родила троих детей. Проблемы В произведении, всего две проблемы.

Первая отображает излишнюю чувствительность героини к словам людей. Вторая заключена в воспитании личности, ведь именно семья должна была научить героя, что со словами нужно обращаться осторожно.

Так как слова иногда приносят боль другому человеку.

Смысл

Смысл рассказа содержится в том, что в словах заключена сила. Когда это оружие в руках неумелого человека, то другого человека могут задеть по самому больному месту. Слова, сказанные в шутку, не в том месте или не в то время, порой ломают жизни. Поэтому очень важно, силу слов вовремя понять и с чувствами не играть.

Другие сочинения: ← Главные герои произведения Тоска↑ Чехов А.П.Смысл названия пьесы Вишнёвый сад →

«Шуточка» — читательский дневник по рассказу А. Чехова

Рассказ «Шуточка» великого русского писателя Антона Чехова впервые был опубликован в журнале «Сверчок»в 1886 году под подписью «Человек без селезёнки».

Описание книги для читательского дневника

  • Антон Павлович ЧеховНазвание произведения: «Шуточка»
  • Жанр:
  • Год написания:
  • Издательство:
  • Год издания:

рассказ 1886 АСТ 2011

Главные герои и их краткая характеристика

Герой-рассказчик — легкомысленный молодой человек, проказник и озорник. Наденька — романтичная девушка, боязливая, но веселая.

Краткое содержание и сюжет

В морозный зимний день герой стоит с Наденькой на вершине горы, у их ног санки. Герой умоляет Наденьку съехать с ним вниз, но девушка боится. Герой продолжает настаивать и вот дрожащая Наденька все-таки садится в санки. Молодые люди летят с горы, а ветер зло свистит в ушах и норовит сорвать шапки. Кажется, что они летят на санках прямиком в ад.

  Реферат “Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание””

И герой зачем-то шепчет в ухо Наденьки слова «Я люблю вас». Санки останавливаются и Наденька приходит в себя. Она в растерянности. Наденька не понимает, действительно ли она слышала эти слова, или ей просто показалось. Поэтому Наденька хочет снова спуститься с горки.

И снова герой шепчет ей признание в любви. И вновь Наденька недоумевает, кто произнес те слова, ведь герой ведет себя как ни в чем ни бывало. Он даже предлагает пройти в дом. Но Наденька предлагает съехать на санках еще раз и снова слышит те загадочные слова.

Она уходит в раздумьях. Ей не хочется верить, что в любви ей признавался ветер. На следующий день она запиской приглашает героя на горку. И он вновь, скатываясь на санках, шепчет Наденьке «Я люблю вас». Наденька привыкает к этим словам, которые дарят ей радость. И ей уже все равно, кто произносит их.

Однажды герой один отправляется на каток и видит как Наденька спускается с горки на санках. Он видит, как девушка поднимается с санок совершенно растерянная, от страха она не помнит, слышала ли эти слова снова или нет.

Но вот зима пролетела и пришла весна. Снег растаял, катания с горки прекратились. В сумерках герой подходит к дому Наденьки и смотрит через щель в заборе. Он видит Наденьку, которая печально смотрит в небо. И дождавшись порыва весеннего ветра, он шепчет в щель все те же слова. И лицо Наденьки озаряется неподдельной радостью.

Прошло много лет. Наденька вышла замуж, у нее трое детей. Но воспоминание о том катании с горки до сих пор остается для нее самым дорогим. А герой не понимает, зачем он тогда шептал эти слова.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Герой уговорил Наденьку скатиться с высокой горки. В шуме ветра он признался девушке в любви. Наденька не знает, действительно ли она слышала эти слова. Герой каждый раз, скатываясь с горки, повторяет эти слова. Приходит весна и герой говорит те же слова в порыве ветра. Наденька вышла замуж, но хранит память о тех словах.

План пересказа

  • Морозный день
  • Уговоры
  • С горки на санках
  • Свист ветра
  • Я люблю вас
  • Загадка слов
  • Новый спуск
  • Недоумение
  • Наденька счастлива
  • Зима закончилась
  • Шепот через забор
  • Прекрасные воспоминания.

Основная мысль

1) Слова имеют значение, поэтому шутить над чувствами людей нельзя. Одна лишь фраза, брошенная в шутку, может повлиять на судьбу другого человека: она может обнадежить или причинить душевную боль. 2) Загадка всегда интереснее раскрытой тайны.

Чему учит

Рассказ учит не играть чувствами других людей. Учит верить в чудеса. Учит радоваться жизни и наслаждаться каждым ее мигом.

Отзыв и что понравилось

Мне понравился этот рассказ, хотя поступок героя сложно объяснить. Кажется, он просто баловался, но это баловство сделало одного человека счастливым, а значит все было не зря.

Вывод и мое мнение

Отношения между людьми — это очень сложно, и не стоит относиться к ним легкомысленно. Тем более, когда между ними возникают чувства. Необходимо быть чутким и внимательным, чтобы неосторожные шаги не навредили чувствительному человеку. В жизни каждого из нас — достаточно поводов и предметов для шутки, но есть вещи, которыми шутить не желательно.

Пословицы

  • Хоть шуткой, хоть смехом, да было бы дело с успехом.
  • Кто весел, а кто и нос повесил.
  • В шутках часто правда бывает.
  • Любишь кататься, люби и саночки возить.
  • Старая любовь помнится.

Чехов «Шуточка», краткое содержание

Анализ рассказа «Шуточка» (А. П. Чехов)

История написания рассказа “Шуточка” открывает перед читателями интересные факты о произведении и авторе:

  • Впервые он был опубликован в журнале “Сверчок” в 1886 году;
  • Рассказ имел альтернативную концовку, в которой рассказчик и Надежда Петровна поженились;
  • Чехов опубликовал рассказ под псевдонимом “Человек без селезёнки”. Он вообще очень любил псевдонимы и использовал более 50-ти штук;
  • По произведению было снято два фильма — 1996 и 2006 годов.

Жанр и направление

Жанровая разновидность “Шуточки” — рассказ. В произведении фигурируют несколько действующих лиц — Надя и юноша, есть всего одна сюжетная линия и определённые проблемы. Также оно небольшого размера, который свойственен этому жанру.

Направление — реализм. Действие рассказа происходит в реальном мире, описывается обыденная жизнь героев, персонажи являются типичными характерами, но своей индивидуальностью. Также отсутствует деление на “чёрное и белое”.

Композиция и конфликт

Рассказ Чехова композиционно разделён на шесть частей:

  1. Экспозиция. Совсем маленькая, но всё же она есть. Описывается обстановка на горке и внешность персонажей;
  2. Завязка — рассказчик уговаривает Надежду Петровну скатиться с горы;
  3. Развитие действий — девушка и юноша несколько раз скатываются с горы, Надя пытается разгадать загадку;
  4. Кульминация. Это сцена, в которой Наденька стоит на крыльце и смотрит в небо. Мы очень напряжены, потому что не знаем, что сделает главный герой, скажет ли он снова, что любит её;
  5. Развязка — парень снова подшучивает над Надеждой Петровной и наблюдает за её реакцией;
  6. Эпилог — юноша уезжает в Санкт-Петербург, а девушка выходит замуж за другого.

Главный конфликт произведения происходит между рассказчиком и Надей. Она любит его, хочет понять, взаимна ли эта любовь, а юноша издевается над её чувствами, когда сначала признаётся в любви, а затем ведёт себя показательно равнодушно.

Повествование ведётся от первого лица, поэтому история может быть рассказана субъективно. Мы видим ситуацию лишь со стороны юноши и не знаем, правда ли девушка отреагировала так, как это описано в рассказе. Вполне возможно, что после отъезда парня она очень переживала и не сразу его забыла.

Очень кратко

В рассказе Чехова молодой человек шутит над наивной Наденькой. Они вместе прогуливаются, юноша предлагает скатиться с горы на санках, а для Наденьки это смерти подобно, но после долгих уговоров она соглашается. Восхищенный её доверием, спутник шепчет ей, когда они скатываются, что он ее любит.

Наденька не может понять – почудилось ли ей самые важные слова от ветра или они были произнесены… Она сама уже хочет кататься снова и снова, каждый день ходит на каток с юношей, всё повторяется. Вот только он собирается надолго в столицу, да и зима с катаниями кончилась.

На прощание он кричит похудевшей Наде, что любит её, девичье лицо озаряет счастье, через годы она выходит замуж, становится матерью, но хранит это воспоминание.

Смысл названия

Антон Павлович Чехов использует для названия рассказа уменьшительно-ласкательное слово “шуточка”, а не “шутка”, потому что всё-таки рассказчик подшучивал над девушкой не со зла, да и ей нравилась его шутка.

То, как она вновь и вновь съезжала с горы, чтобы услышать заветные слова, и как радовалась, услышав весной на крыльце признания в любви “ветра”, говорит нам о беззаботности героини и отсутствии обиды.

Да, парень поступил плохо, но его действия не испортили жизнь девушке — она вышла замуж и родила детей.

В то же время слово “шуточка” выражает какую-то насмешку и пренебрежение к произошедшей ситуации. Не похоже, что Чехов оправдывает главного героя, поэтому подчеркивает его несерьезное отношение к ситуации. Скорее всего, название показывает промежуточное состояние между тотальным осуждением и принятием ситуации. Каждый читатель сам решает, какую сторону ему выбрать.

Суть: о чём рассказ?

Юноша и девушка собираются покататься на санках. Наденька очень боится, но в конце концов поддаётся на уговоры своего спутника.

Когда они скатываются с горы, им обоим очень страшно. Парень, думая, что конец его близок, вдруг проговаривает: “Я люблю вас, Надя!”. Но санки замедляются, и вот они уже стоят на земле. Надежда Петровна утверждает, что больше ни за что не поедет.

После этого, когда они гуляют, она всё вопросительно смотрит на него, словно спрашивает: “Это мне послышалось или нет?”. А юноша не подаёт виду, ведёт себя с ней равнодушно, поэтому девушка решает проверить свою теорию. Снова и снова они скатываются с горы, и каждый раз юноша произносит: “Я люблю вас, Надя!”. Девушка привыкает к его словам.

Однажды она решает совершить проверку ещё раз, но уже в одиночестве. Она скатывается с горы, но из-за страха ничего не может разобрать.

В марте главный герой натыкается на Надежду Петровну, которая смотрит на небо. Он решает подшутить над ней и снова произносит заветную фразу. Девушка вскрикивает, улыбается и протягивает руки к небу, а юноша уходит, чтобы собрать вещи и уехать в Санкт-Петербург.

Система образов произведения

Рассказчик, молодой человек без имени, в начале рассказа предстаёт перед читателем смелым лихачом, которому с горы на санках прокатиться одно удовольствие. Наденьку он подбивает на катанье, упрекая в трусости.

Смел ли он в действительности, если играет с чувствами девушки, мучает её, но не признаётся в некрасивом своём поступке? Ещё напоследок «пошутил» над ней из-за забора и просто уехал, даже не простившись с ней.

Ведь ему нравилась Наденька, временами он любовался ей, но свёл он всё к «шуточке», боясь серьёзности и ответственности.

Надя — молодая и неопытная девушка, с чистой душой, принимает слова «Я люблю вас, Надя!» как очень важные слова. Ведь в 19 веке после таких слов положено было делать предложение руки и сердца. Она ждёт любви и счастья, но молодой человек цинично шутит словами признания в любви, они для него ничего не значат.

Он просто бросает их на ветер под жужжание полозьев. Эта игра обернулась для девушки тоской и чуть ли не психическим расстройством. В конце рассказа Наденька вышла на крыльцо и подставила ветру унылое, плачущее лицо.

В это время герой опять подло пошутил, и она, радостная и счастливая, протягивает руки навстречу ветру.

Главные герои и их характеристика

Главные герои произведения «Шуточка» — девушка Надя и юноша-рассказчик, имени которого мы не знаем. Система образов и характеристика главных героев отражены Многомудрым Литреконом в таблице.

Главные герои Характеристика
Надежда Петровна Она очень боязливая, но если она чего-то захочет, то будет упорно добиваться этого. Так, сначала она боится скатываться с горы, но захотев услышать признания в любви, вновь и вновь перебарывает страх и садится в сани. Также она не умеет скрывать своих чувств, у неё всё написано на лице. Она наивна и любит витать в облаках — мысль о том, что это ветер признаётся ей в любви, завораживает её.
Рассказчик Рассказчик же серьёзен. Со стороны не понятно, прячет ли он свои чувства или и в правду ничего не ощущает. Я остановлюсь на втором варианте, потому что кажется, будто он издевается над девушкой, когда сначала признаётся в любви, а потом ведёт себя равнодушно. Также герой очень смелый — ему кататься с горы — одно удовольствие. Но его смелость в отношениях с девушками куда-то улетучивается. Или это просто безответственность?

Чехов ясно и совершенно открыто показывает своё авторское отношение к героям. Он не даёт имени главному герою, зато девушку ласково называет Наденькой. Он порицает рассказчика и сочувствует героине. Я поддерживаю его мнение. Даже если юноша пошутил над девушкой только из-за волнения, это было неправильно.

Анализ произведения Шуточка

«Я люблю вас, Наденька!» — это фраза является лейтмотивом рассказа «Шуточка». Свой рассказ Чехов назвал не шутка, а именно «Шуточка». Писатель вложил в слово весь смысл произведения. Слово шуточка вызывает в читателе ощущение чего-то пренебрежительного, мелкого, низкого или даже отвратительного, когда человек посмеялся над такими вещами, над которыми не шутят.

У главного героя нет даже нормального имени.

Это даже не имя, а просто инициаллы – Н.И. Тут два варианта трактовки такого авторского выбора: либо герой сам по себе человек незначительный, обыкновенный и ничем не примечательный или трус, который даже здесь попытался остаться неизвестным. А вот главную героиню автор называет не Надеждой, даже не Надей, а именно ласково Наденькой.

В своем рассказе Чехов использует свой излюбленный прием – кольцевую композицию. Несколько раз герой повести произносит одни и те же заветные слова, столько же раз Наденька преодолевает свой страх.

Я считаю, что Н.И. не шутил. В минуту опасности он сказал те, слова которые не смог сказать в обычной будничной обстановке.

Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

И только сильное эмоциональное напряжение позволило ему это сделать. Произнесенные в первый слова: «Я люблю вас, Наденька!», вырвались невзначай. Ведь герой также, как и Наденька почувствовал страх, об этом мы узнаем из описания спуска с горы глазами главного героя: «ветер, который готов разорвать».

Когда любишь человека каждая встреча пусть даже самая мимолетная и незначительная остается в памяти. Действительно ли любил Н.И. Наденьку? Чехов не ответил нам на этот вопрос, а лишь его задал, чтобы читатель сам смог поразмышлять об этом. И как всегда открытый финал. Как сложится дальнейшая судьба героев автора интересует в меньшей степени. Для него важен процесс.

Я считаю, что главный герой просто боялся признаться в любви. Это для Н.И. самый большой страх в жизни с которым он так и не справился. Даже наедине с собой герой не искренен. Чтобы оправдать свою трусость Н.И. говорит, что он шутил, но объяснить почему он шутил он не может. Наденька в отличии от него преодолела свой самый сильный страх. Она много раз упорно спускалась с горы.

У нее есть сила воли. Прямо спросить она не могла, потому в то время это было просто не прилично. А Н.И. долго проверял почву, мучил девушку. А она просто хотела быть любимой. Для Н.И. признание в любви — это как для Наденьки спуск с горы в пропасть…Она спустилась не раз… а он не смог. Он для их счастья ничего не сделал.

По-моему, мнению, вот это и есть самое настоящее малодушие, и трусость.

У Н.И. также как у Наденьки остались самые светлые воспоминания об их встрече вместе. Ведь он до сих пор помнит о ней. Он тешит свое самолюбие, что Наденька так и не разгадала загадки, кто признавался ей любви.

Но Наденька конечно же поймет, что не ветер ей шептал любовные слова. Но это будет уже не важно, потому она скорее всего встретит достойного человека, который найдет в себе смелость сказать о своих чувства. С ним она будет счастлива. А Н.И.

останется только его воспоминания о Наденьке, «шуточке» и одиночество.

Полезный материал по теме:

  1. Характеристика Беликова из произведения Человек в футляре
  2. Почему многие ранние произведения Чехова о чиновниках?
  3. Идейно-художественный анализ
  4. Анализ рассказа Студент
  5. Ионыч анализ, сочинение

Темы

Тематика “Шуточки” проста и понятна. Рассказ опирается на следующие темы:

  1. Тема любви . Герои произведения определённо любят друг друга, но показывают это по-разному. Надя слишком боязлива, чтобы выразить свои эмоции, но у неё и так всё написано на лице, а парень ненамеренно защищается от незнакомого чувства, шутя над ней.
  2. Тема юности . Герои слишком юны, скорее всего это их первая влюблённость, поэтому они не знают, как себя вести и что говорить. У них пока нет никаких серьёзных проблем, они веселятся, катаются на санках и просто наслаждаются своим детством. Автор акцентирует внимание на том, что воспоминания о прошлом остаются с нами до конца наших дней, поэтому очень важно провести свою жизнь интересно и необычно.
  3. Тема храбрости и трусости . Надежда Петровна очень боится скатываться с горы, но успешно справляется со страхом, тем самым показывая свою силу и способность идти к цели.

Читать краткое содержание рассказа Чехова Шуточка

Юноша, собственно, рассказчик гуляет с Наденькой, они заходят на каток. Девушка прелестна, наивна, чиста. Она почти всего боится, особенно катаний с горки – там слишком высоко и опасно.

В шутку юноша уговаривает её совершить этот «подвиг», а она, действительно, дрожит, бледнеет, но решается. Ради него ли? И когда они летят на санках, он шепчет, что любит её. Наденька не может понять, почудились ли ей эти прекрасные и важные слова.

Нужно прокатиться ещё! И опять юноша повторяет, а она не решается у него уточнить.

На другой день она присылает ему записку, чтобы вместе идти на каток. Их прогулки продолжаются, шутка затягивается… Однажды юноша не пошел кататься, но проследил за девушкой. Она решилась прокатиться одна!

Приходит весна, кататься больше, понятно, невозможно. Рассказчику нужно уехать надолго, даже, может быть, навсегда. Перед отъездом он идёт к Наденьке, видит её во дворе – она бледна, похудела, вероятно, из-за любви, из-за неразрешенной загадки. Любят ли её? Шутка ли это была злая или просто ветер?!

И вот юноша опять бросает, буквально, на ветер слова о любви. Он произносит их, а Надя слышит, как их приносит ветер. И она расцветает, улыбается, понимая, что над ней не смеялись, это лишь её фантазии. Надя начала любить, страдать, научилась ждать. У неё осталась вера в себя, поэтому она смогла выйти замуж счастливо.

Сам рассказчик, видимо, любит её, восхищается ей, но у него другой путь в жизни.

Оцените произведение:

  • Чехов рассказы о детстве
  • Чехов рассказ у телефона
  • Чехов рассказ размазня текст
  • Чехов рассказ про перчатки и панталоны слушать
  • Чехов рассказ подарок есть такой