Чехов рассказ про чиновника который чихнул

Авторы чехов смерть чиновника в один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, иван дмитрич червяков, сидел во втором ряду кресел
  • Авторы
  • Чехов
  • Смерть чиновника

В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя наверху блаженства. Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвел от глаз бинокль, нагнулся и… апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения.

«Я его обрызгал! — подумал Червяков. — Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо».

Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо:

— Извините, ваше-ство, я вас обрызгал… я нечаянно…

— Ничего, ничего…

— Ради бога, извините. Я ведь… я не желал!

— Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!

Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство. В антракте он подошел к Бризжалову, походил возле него и, поборовши робость, пробормотал:

— Я вас обрызгал, ваше-ство… Простите… Я ведь… не то чтобы…

— Ах, полноте… Я уж забыл, а вы все о том же! — сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой.

«Забыл, а у самого ехидство в глазах, — подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. — И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал… что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..»

Придя домой, Червяков рассказал жене о своем невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась.

— А все-таки ты сходи, извинись, — сказала она. — Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь!

— То-то вот и есть! Я извинялся, да он как-то странно… Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать.

На другой день Червяков надел новый вицмундир, подстригся и пошел к Бризжалову объяснить… Войдя в приемную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала, который уже начал прием прошений. Опросив несколько просителей, генерал поднял глаза и на Червякова.

— Вчера в «Аркадии», ежели припомните, ваше-ство, — начал докладывать экзекутор, — я чихыул-с и… нечаянно обрызгал… Изв…

— Какие пустяки… Бог знает что! Вам что угодно? — обратился генерал к следующему просителю.

«Говорить не хочет! — подумал Червяков, бледнея. — Сердится, значит… Нет, этого нельзя так оставить… Я ему объясню…»

Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков, шагнул за ним и забормотал:

— Ваше-ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше-ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с!

Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой.

— Да вы просто смеетесь, милостисдарь! — сказал он, скрываясь за дверью.

«Какие же тут насмешки? — подумал Червяков. — Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Черт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!» Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять.

— Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, — забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, — не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с… а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам… не будет…

— Пошел вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.

— Что-с? — спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.

— Пошел вон!! — повторил генерал, затопав ногами.

В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер.

Рассказ Смерть чиновника читать сюжет

Главный герой рассказа Иван Дмитриевич Червяков, просматривая спектакль в театре, нечаянно чихает на лысину сидящего впереди него человека. Сначала он даже не обращает на это внимания. Но позже, узнав в этом человеке генерала Бризжалова, Червяков пугается и тут же начинает лихорадочно извиняться перед ним. Генерал, будучи человеком спокойным и все понимающим, говорит ему, что ничего страшного не произошло и просит не мешать смотреть представление.

Во время перерыва взволнованный Червяков, не находя себе места из-за переживаний, снова подходит к генералу и повторно просит прощения. Бризжалов отвечает, что уже давно забыл о произошедшем, и что все это сущие мелочи. Однако мысли о том, что случилось никак не идут у Ивана Дмитриевича из головы. Он не может успокоиться, считая, что Бризжалов затаил на него обиду.

Вернувшись домой, Червяков рассказывает жене о том, что чихнул в театре и случайно обрызгал генерала. Жена, тоже испугавшись сначала, узнает, что генерал «не свой» и сразу же успокаивается, посоветовав мужу просто сходить и извиниться. Ей не важны чувства собственного мужа, она больше беспокоится о том, что скажут люди.

Утром Червяков надевает свой новый костюм, приводит себя в полный порядок, моется, стрижется и отправляется к генералу Бризжалову. Придя в кабинет к генералу, он еще раз извиняется перед ним. Бризжалов, которому все это уже начинает надоедать, отмахивается от Червякова: «Какие пустяки», и снова приступает к работе.

Обеспокоенный чиновник думает, что генерал даже разговаривать с ним не хочет, и остается в кабинете, ожидая, когда все посетители уйдут. Когда Бризжалов заканчивает прием, Червяков, бледный, с трясущимися коленками, снова приносит ему свои извинения. Генерал приходит в бешенство, считая все это издевательством, и прогоняет Ивана Дмитриевича.

Червяков решает, что генералу необходимо написать письмо с извинениями. Но потом бросает эту идею и снова идет в кабинет Бризжалова. Генерал с криками выгоняет Ивана Дмитриевича из кабинета.

Червяков больше не выдерживает, вернувшись домой, он ложится на кровать прямо в одежде и умирает.

Рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника» учит тому, что нужно ценить и уважать себя как личность, а не унижаться перед людьми, имеющими высокий чин. Нужно помнить о чувстве собственного достоинства. Чехов своим рассказом хотел показать до чего человека может довести чинопочитание и стремление сохранить свою должность.

Картинка Смерть чиновника

Смерть чиновника

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Анализ рассказа Смерть чиновника

Антон Павлович Чехов был одним и лучших драматургов в России. В написанных произведениях он всегда высмеивал человеческие пороки, а именно: глупость, чёрствость, лживость, высокомерие. Возможно, автор, выставляя на показ выдуманных героев с распространённым набором человеческих пороков пытался предотвратить их в мире. Ведь если люди будут видеть насколько ужасны данные качества, то смогут от них избавиться.

Сюжет

Данный рассказ поведает о маленьком человеке — это чиновнике Червякове ( сама фамилия говорит за себя), который во время спектакля по чистой случайности чихнул на генерала Бризжалова, конечно по началу чиновник ничего не заметил, но повернувшись увидел как генерал вытирает свою лысину носовым платком. Конечно, чиновник непременно извинился перед Бризжаловым и тот его простил. Однако, это не успокоило совесть Червякова. Он всё равно чувствовал себя виноватым до кончиков пальцев. Тогда он стал караулить генерала и извиняться. Так он поступал на протяжении нескольких дней и генерал уже начинал злится на глупого человека. И вот наступил тот самый момент. Червяков оказался в кабинете Бризжалова и вновь стал извиняться за неудобный инцидент, но генерал психанул и накричал на главного героя, выгнав из кабинета. После этого Червяков был в полном шоке и страхе. Он вернулся в родной дом, лёг на кровать и умер.

Жанр

Произведение написано в жанре « юмористический рассказ» Потом что автор открыто насмехается над главным героем, над его мелочностью и желанию пресмыкаться перед человеком высшего чина тем самым растаптывая своё собственное «Я»

Главные герои рассказа

Главным героев является Иван Червяков — это чиновник, который готов в ножки кланяться, растаптывая самоуважение. Для него имеет значение, что общество скажет о нём и ничем кроме службы этот человек не интересуется. Иван Дмитриевич полностью зависим от мнения и решений начальства. А если одним словом- Он бесхребетный и готовый на всё.

Бризжалов — это генерал. Этот человек холоден и эмоционален, однако он не хотел поступать так с чиновником, потому что не видит в поступке ничего серьёзного.

Проблемы

Автор затрагивает вечную проблемы неравенства. Это персонажа считают себя не равными друг другу, однако в подобной ситуации чины не имеют никакого значения. Так же тема равнодушия встречается в произведении. Жена Червякова могла бы поговорить или же поддержать мужа.

Главная мысль

Автор хорошо передал те реале, которые существовали на тот момент в России. Свободные люди, оставались крестьянами в душе, особенно при виде людей чьи чины были куда выше. Человек теряет самого себя и становится совсем безликим и невидимым существом. И это действительно большая проблема, большая трагедия в жизни людей.

Темы

Знаменитая тема маленького человека отлично воплощена в чиновнике. Он боязлив, бесхребетен и беззащитен. Этот человек обречён на быструю гибель. Нравственное обнищание тоже даёт о себе знать. Душа, практически, погибла за маской абсурдности, принятых решений. Так же тема преклонения перед кем -то. Ещё с самого начала людей учат тому, что перед кем-то надо пресмыкаться. Например, если царь — это ставник Бога, то значит он обязательно лучше крестьянина или дворянина. Да, он берёт нас себя ту ношу, которую никто не возьмёт, но это не значит, что надо терять самоуважение и гордость.

Чему учит?

Думаю, что автор хотел донести до читателя то, что человек должен иметь чувство собственного достоинства и гордость, самоуважение в конце концов. Такие люди, кк чиновник Червяков публично себя унижают перед социальным обществом, чего делать крайне нельзя.

2 вариант

Антон Павлович Чехов известен своими уникальными произведениями, что по объему короткие, а по содержанию довольно глубокие. В каждом из рассказов писателя таится скрытый смысл, благодаря осознанию которого действительно начинаешь понимать жизнь. 

«Смерть чиновника» — рассказ, в котором явно показываются настоящие и ложные ценности в жизни людей. Истинными, по мнению Чехова, можно назвать доброту, любовь и отзывчивость.

Неправильными же считаются тщеславие, себялюбие, проявление жалости по отношению к себе.

 Главным героем является Червяков, по профессии своей он чиновник. Характерны для него низкие пороки такие, как потакание, чинопочитание, попытка угодить всем и вся. К сожалению, у персонажа подобные черты проявляются слишком очевидно. И именно они мешают ему жить счастливо и спокойно. Примером может служить эпизод с генералом, на которого Червяков случайно чихнул во время действия одной прославленной пьесы.

Обрызгав выше поставленное лицо, главный герой большое количество раз пытался извиниться, несмотря на то, что офицер давно забыл об этом случаи. Много накручивал у себя в голове персонаж, оттого и показался в глазах читателей ничтожно мелочным человеком.

Внутренний мир Червякова достаточно ограниченный, словно червь, которому свойственны определенные команды и движения. У такого человека все бывает по шаблону, нет никакой фантазии. Он довольствуется своей мелкой службой, которая превращает его в «маленького» человека…

Самое ужасное, что может быть с каждым из нас — это полная зависимость от общественного мнения. Червяков паниковал, если кто-то отзывается о нем с плохой стороны. Персонаж, как настоящий чиновник, мечтает полностью угодить лицам, что находятся по уровню значительно выше его самого.

Как ни странно, личности у героя нет. Он не индивидуален. И Антон Павлович с твердой уверенностью это демонстрирует читателям. Червяков не способен на вещи, которые общество не в силах принять. Герой внутренне слаб, зависим от должностных людей… Он морально унижен… Это тема, которую открывает Чехов в собственном творчестве, — маленького человека.

В собственном рассказе писатель поднял массу проблем. Однако одна из них самая важная — это проблема внутреннего рабства, от которого довольно трудно избавиться…

Таков Чехов. В любом произведении способен поставить сюжет так, чтобы читатели после прочтения остались в полном изумлении!

Анализ произведения 3

Как тонкий психолог Чехов довольно точно описывал собственных героев и давал характеристики своим персонажам. В коротком рассказе Смерть чиновника рассматривается тема зависимости человека от общественного мнения и иерархическая структура общества.

Хотя человечество перешло в цивилизованную эпоху, до сих пор отношения строятся по принципу подчинения и власти, положение является определяющим фактором.

Рассказ представляет собой довольно легкий и простой до нелепости сюжет:

  • главный герой (Червяков) чихает в театре и немного обрызгивает лысину впередисидящего генерала (Бризжалова),
  • конфузится от этого и извиняется,
  • после чего несколько дней подряд продолжает ходить извиняться,
  • генерал отвечает любезно, но в итоге разражается,
  • чиновник приходит домой и от шока оставляет этот мир.

Вообще этот сюжет передает основную эмоцию, которой управляется мир Червякова – страх.

Чехов любит использовать говорящие фамилии и тут Червяков наделяется весьма прямым намеком – он не более чем червь. Конечно, формально он экзекутор и уважаемый в обществе человек, который разгуливает по театрам, может себе позволить наслаждаться искусством. Тем не менее, его мир скуден как мир червя, он только маленькая деталь, маленький червячок в огромной системе животного мира.

После своего конфуза Червяков начинает опасаться не склюет ли его громада-коршун Бризжалов, который занимает значительно более высокое положение в социальной иерархии. Кстати, Бризжалов и ведет себя подобающим положению образом, он не реагирует гневно, легко понимает возможность такого конфуза. Он заслуженно стоит более высоко, так как является более разумным и понимающим существом, но в итоге и он превосходит границы своего терпения и просто срывается на мелком чиновнике, злясь на его невероятную тупость.

Подобным образом в животном мире более крупный хищник может скушать какую-то букашку или червячка, который ползает в ограниченном пространстве и никак не может отыскать выход. Бризжалов смотрит на эти движения, а потом просто «съедает» Червякова.

Рассказ, безусловно, создан не для того чтобы просто описать существующие устои, но для того чтобы указать и высмеять нелепость устройства общества и миропонимания некоторых людей.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Смерть чиновника

Анализ рассказа Смерть чиновника

Популярные сегодня темы

  • Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича сочинение

    «Песнь про царя Ивана Васильевича» — легендарная поэма великого писателя Лермонтова. Здесь повествуется о ссоре, которая произошла из-за разных мнений на жизнь

  • Сочинение Анализ рассказа Господин из Сан-Франциско Бунина

    Рассказ великого русского писателя И. А. Бунина, показывает ничтожество человека перед смертью. Как бы богат он не был, какой бы властью не обладал, смерть подстерегает его неминуемо.

  • Сочинение по поэме Руслан и Людмила 5 класс рассуждение

    С детства известная нам поэма великого русского поэта А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» в сказочной форме повествует нам о доблести и геройстве, о криводушии и вероломстве, о любви и преданности.

  • Характеристика и образ Клима Чугункина в повести Собачье сердце Булгакова

    Булгаков Михаил Афанасьевич – русский писатель, известный в основном из-за своего романа «Мастер и Маргарита». Однако, у него есть и множество других произведений, над которыми стоит задуматься и которые многие люди очень любят

  • Любовь в цикле «Темные аллеи» (9 класс)

    Бунин Иван Алексеевич – великий певец любви. Не зря этот писатель был награждён Нобелевской премией, его творчество настолько профессионально, что он по праву удостоен этой награды. Цикл «Тёмные аллеи» — главная работа автора о любви




В данной статье анализируется рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника». Автор статьи, используя филологический подход к художественному тексту, показывает культурологический статус текста через взаимную обусловленность формы и содержания и их соответствие замыслу автора.



Ключевые слова:



писатель, сатира, гротеск,






чиновник, человеческая индивидуальность, человеческое достоинство.

«Смерть чиновника» является коротким юмористическим рассказом, написанным А. П. Чеховым 25–26 июня 1883 года. Но он актуален и в настоящее время, так как чинопочитание, подхалимство, лакейство, преклонение перед должностью часто встречаются и сейчас. Удивительно, что в таком малом объёме текста писатель смог вместить огромное социальное и психологическое содержание.

Сюжет рассказа прост, как в большинстве своём у Чехова, кроме того, он довольно анекдотичен: в основе рассказа «Смерть чиновника» — анекдот о том, как Иван Дмитрич Червяков в театре чихнул и нечаянно обрызгал статского генерала Бризжалова, служащего по другому ведомству. После неоднократных попыток извиниться перед генералом чиновник умирает.

Стиль произведения во многом определяется и его жанром, с этой точки зрения «Смерть чиновника» можно рассматривать как сатирический рассказ. Рассказ в целом написан в рамках критического реализма. Чехов пытался показать бесчеловечность современной ему жизни, но делал он это с иронией. Для этого писатель часто использует такие стилистические образно-выразительные средства языка, как гипербола и гротеск. Так, чрезмерный страх Червякова перед его превосходительством и его внезапная смерть явно гиперболичны. Однако благодаря этому преувеличению острее воспринимаются пороки общественной жизни России того времени.

Наиболее важным стимулом для поиска неявных смысловых компонентов художественного текста являются все случаи кажущегося отклонения его автора от естественной логики изложения: мнимые длинноты, предполагаемые нарушения правил употребления слов, кажущиеся отступления от естественной последовательности изложения и т. д.

Вспомним начало рассказа: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». На первый взгляд, многое даже в этой единственной фразе выглядит странно.

Во-первых, может ли некий человек быть более или менее прекрасным, чем вечер? Во-вторых, не оговорился ли Чехов, сказав о посетителе театра не «Он смотрел «Корневильские колокола», а «Он глядел на «Корневильские колокола»? В-третьих, не слишком ли многословен автор? Зачем в рассказе о несчастном случае с чиновником ему понадобилось сообщать о таких деталях, которые, казалось бы, не имеют никакого отношения к произошедшему (должность чиновника, место в театре, на котором он сидел, упоминание бинокля и, наконец, название спектакля)?

Выводов из подобных недоумений может быть только один: все кажущиеся странности этого текста неслучайны и предназначены для того, чтобы сообщить читателю что-то важное. Но, если это так, задумаемся: как можно найти то скрытое содержание, которое стремился передать своим читателям автор?

Во-первых, уже в этом высказывании на себя обращаю внимание два повторяющиеся определения: прекрасный (вечер) и прекрасный (экзекутор). Это оправданная тавтология. На первый взгляд лишенное логики сравнение «прекрасного вечера» с «не менее прекрасным экзекутором» необходимо Чехову для достижения комического эффекта. Но автор поднимает персонажа над социальными нормами. Мир прекрасен и человек прекрасен. Вот она — гармония в отношениях «мир — человек», вот они реальные истинные отношения, которые формируют истинную картину мира в сознании субъекта. Это ведет к гармонии макромира и микромира. Другое дело, что это гармония убогого внутреннего мира Червякова с не менее отвратительным состоянием общества. Для выражения этого нужен повтор.

Во-вторых, очень важно, чтобы мимо внимания читателя не прошла разница между выражениями смотреть спектакль и глядеть на спектакль. Смотреть что-либо означает «воспринимать что-либо при помощи зрения», тогда как глядеть на что-либо значит лишь «устремлять свой взгляд на какой-либо предмет». Поэтому слова Чехова о том, что Червяков «глядел в бинокль на «Корневильские колокола» не оговорка. Автор, безусловно, хотел сказать, что, устремив свой взгляд на сцену, его герой едва ли воспринимал содержание спектакля.

Вернемся к тексту рассказа и задумаемся над еще одной деталью: интересно, с какой целью Чехов сообщает нам о том, что Червяков «сидел во втором ряду кресел»? Слово кресла в Словаре русского языка под ред. А. П. Евгеньевой фиксируется: «Устар. Места в партере театра» [7].

Эта деталь еще показывает нам, что Червяков был совсем не беден: он мог позволить себе купить билет не куда-нибудь, а во второй ряд партера. Впрочем, именно поэтому его соседом и оказался генерал: понятно, что на местах для бедных чиновников генералы не сидели.

Но позвольте, разве зрители второго ряда, т. е. ряда, находящегося почти в непосредственной близости к сцене, пользуются биноклями? Теперь нам становится понятно: сообщая о бинокле, Чехов стремился подчеркнуть, что Червяков не «смотрел «Корневильские колокола», а именно «глядел на «Корневильские колокола», т. е., по-видимому, не особенно вникая в содержание спектакля, пристально разглядывал актрис.

Очевидно, что для такого времяпрепровождения присутствие жены не требуется и именно поэтому, как вытекает из последующего текста рассказа, Червяков был в театре без жены.

Таким образом, герой рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника», экзекутор с «говорящей» фамилией Червяков, не вызывает у читателя сочувствия. Но обращает на себя внимание одно постоянно повторяющееся действо. В театре он, чихнув, обрызгал генерала. Казалось бы, что особенного? Но герой так настойчив в чинопочитании и подобострастии, так мнителен и угодлив, что переходит все допустимые границы приличий. Шесть раз он подходит к генералу со словами извинения (дважды во время спектакля, один раз в антракте, три раза — во время приема генералом просителей), он готов унижаться, хотя никто его об этом не просит.

Такое добровольное пресмыкательство страшно. Чихнув на лысину Бризжалова, Червяков теряет в попытках извиниться всякое человеческое достоинство. Его страшит не гнев генерала, а отсутствие ожидаемой реакции. Экзекутор искренне непонятно, отчего «сиятельное лицо» не распекает его за содеянное.

Перед нами предстает типичный представитель общества конца XIX века. Оно живет по законам Табели о рангах, который изменяет истинную природу человека.

С точки зрения литературоведения мы можем говорить об образе «маленького человека» в русской литературе XIX века, восходящего в Акакию Акакиевичу Н. В. Гоголя. Но в психологическом плане перед нами персонаж с измененной психологией, с иной картиной мира, чем заложено природой. Он в страхе перед себе же подобными. Несомненно, это противоречит его природе. Животные не боятся себе подобных; человек же не просто боится, он в ужасе перед тем, кто по социальной лестнице стоит выше него.

Не учитывать такой четкой структурированности общества невозможно. Писатель замечает уродливое состояние общества, в котором сам человек ничего не значит. Статус — вот что определяет жизнь человека, теряющего личные качества, самовольно отказывающегося от природного начала.

С этой точки зрения, верны слова: «Объект насмешки здесь — тот самый «маленький человек», над которым столько слез пролила прежняя русская литература. Он смешон и жалок одновременно: смешон своей нелепой настойчивостью, жалок тем, что подвергает себя унижению, демонстрирует полный отказ от человеческого достоинства» [5].

Для традиционного «маленького человека» характерным признаком является «говорящая» фамилия. Обнаружив, что фамилии героев рассказа «Смерть чиновника» — Червяков и Бризжалов, необходимо задуматься, от каких русских слов они образованы и случайно ли автор назвал своих персонажей именно так.

С точки зрения ономастики, обратим внимание на фамилии и имена этих персонажей. Чтобы можно было сразу увидеть характер человека, писатель выбрал такие имена, как: Иван, Дмитрий, Червяков, Бризжалов.

Фамилия Червяков использована ещё и потому, что в русском языке слово червяк может обозначать не только всем известное беспозвоночное животное, но еще и ничтожного, приниженного человека. Он — червяк, то есть маленький, неприметный человек, выполняющий никому незаметную работу, которую выполняют тысячи таких же червяков.

Мы можем интерпретировать фамилию главного персонажа, говоря о сущности поведения этого человека. Он извивается, как червяк, перед вышестоящим чином и после неоднократных извинений, так и не успокоившись, умирает.

Смерть — хотя и печальное, но все-таки чисто человеческое свойство, а о чиновнике сложилось такое представление, что ему гибель противопоказана. Поэтому заранее можно предположить, что произведение А. П. Чехова «Смерть чиновника» — это рассказ не об исчезновении человеческой индивидуальности, а о прекращении функционирования чиновника, некоего бездушного механизма, который был духовно мертв еще до наступления физической кончины.

Самим заглавием писатель дает понять ироническое свое отношение к герою, да и ко всей чиновничьей среде: речь идет не об исчезновении человеческой индивидуальности, а о прекращении функционирования чиновника. Но в этом анекдоте сквозь внешний комизм бытовых положений проглядывает критика рабской психологии.

Смерть чиновника смешна, но эта смешная история в то же время и трагична, т. к. автор нам рисует картину обескураживающего обмельчания и обеднения личности в результате ее подчинения господствующим нравам. Здесь предельно ясно, что А. П. Чехову было невыносимо самоунижение человека, лакейство, угодничество. Именно поэтому писатель беспощадно высмеивал чинопочитание, рабскую психологию людей.

В тексте мы находим представление деформированной картины мира в сознании персонажа. Происходит переход от истинного, природой заложенного образа мира к фальшивому, уродливому, навязанному социумом. Финал рассказа — это логичное завершение, ибо человек не может жить в таких жестких рамках, он сломлен общественными нормами, он не может проявлять своих истинных чувств, его охватывает настолько беспричинный и бессмысленный ужас, что выходом из такого состояния становится смерть.

А. П. Чехов причину несчастий героя видит не в социальном статусе, а в нищете их духовного мира. Как раз в этом Чехов не отличается от классиков русской литературы, а следует ее лучшим гуманистическим традициям. Антропоцентризм и особый религиозный дух нашей литературы совмещают заботу писателя о человеке с высокой нравственной требовательностью к нему.

Литература:

  1. Владимирская А. Р. Оперетта. Звёздные часы. — 3-е изд. — СПб.: Лань, Планета Музыки, 2009. — 288 с.
  2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс]: подгот. по 2-му печат. изд. 1880–1882 гг. / В. И. Даль. — Электрон. дан. — М.: Аст, 1998.
  3. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. — Л., 1972. — С. 82.
  4. Зунделович Я. Анекдот // Литературная энциклопедия. Т. 1. — М.: Изд. Коммунистической академии, 1929. — С. 161–163.
  5. История русской литературы XIX в.: Учеб. пособие для старших классов гуманитарного профиля / Под ред. А. И. Журавлевой. — М., 2006.
  6. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., 2005.
  7. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. — М., 1999.
  8. Федосюк Ю. А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. — Изд. 4-е. — М.: Флинта, Наука, 2001. — Гл. 6–7.
  9. Чехов А. П. Смерть чиновника // Чехов А. П. Собрание сочинений: В 12 томах. Т. 2. — М., ГИХЛ, 1960. — С. 28–30.

Антон Павлович Чехов всегда славился своими короткими рассказами, в которых передавал простые и понятные истины. В десяти минутах чтения человек находил больше, чем в некоторых многотомных произведениях. Не зря его высказывание «краткость — сестра таланта» стало афоризмом и активно используется в нашей речи. Рассказ «Смерть чиновника» стал настоящим хитом в свое время, вызвав как положительные, так и отрицательные высказывания. Несмотря на это, никто не оспаривал гениальность Чехова. Но в чем же смысл «Смерти чиновника»? Давайте разбираться!

Характеристика главных героев рассказа Чехова «Смерть чиновника»

Иван Дмитриевич Червяков

Иван Дмитриевич Червяков предстает перед нами чиновником, причем мелким. Читатель знакомится с главным героем, когда тот находится в театре, на спектакле.

«…не менее прекрасный экзекутор*, Иван Дмитриевич Червяков, сидел во втором ряду кресел…»

Известно, что Чехов часто использует фамилии, которые рассказывают читателю про своего героя. Вот и тут он сразу показывает нам, насколько он жалок и труслив со всеми, кто выше него по званию. Сразу становится понятным, что человек привык унижаться, прислуживать, трястись перед начальством. Трагедия произведения начинается с того, что Червяков чихнул.

«…утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем?»

Что сделал бы обычный человек в такой ситуации? Он просто бы не обратил внимания на такое незначительное происшествие. Но Червяков труслив, тревожен и мнителен, он придумывает и раздувает трагедии на пустом месте. Испытывает ужас от того, что чихнул не на кого-нибудь, а на человека с высоким званием. И в страхе начинает осознавать, что этот человек обижен на него, хотя это абсолютно не так.

«Забыл, а у самого ехидство в глазах, — подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. — И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал… что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел.»

Иван Дмитриевич труслив и ничтожен, он привык раболепствовать перед людьми, которые выше его по рангу. Хотя, читатель понимает, что наш герой абсолютно не зависит от данного генерала, он служит в другом ведомстве и не имеет никакого отношения к Червякову. В этом и состоит трагедия «маленького человек», он не вызывает у читателя никакого сочувствия, потому что сам выбирает этот путь рабской зависимости от начальства. Он давно перестал быть личностью, стал рабом условностей. Он не может пересилить свой страх, поклонение и унижение.

«Говорить не хочет! — подумал Червяков, бледнея. — Сердится, значит… «

В своем раболепии, у него не получается вести себя логично, от ужаса перебарщивает с извинениями и выводит генерала на гнев. Последний выгоняет его из своего дома, а Червяков был настолько напуган, что пришел домой и умер. Он не видел своей дальнейшей жизни без прощения. Ведь он и не жил обычной жизнью. Он не был просто человеком, мужем, семьянином. Он был только служащим, чья жизнь закончена в связи с произошедшим инцидентом.

«Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер.»

Он сам, по своему выбору, убивает в себе всякое человеческое достоинство. Червяков не понимает, что был прощен генералом еще в самом начале, на спектакле. Просто не смеет это понять.

Бризжалов

Бризжалов – пожилой человек, генерал, живет в почете, культурный и ответственный. Именно на него чихнул наш герой.

«Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения.»

Читателю не открывается, какое у Бризжалова имя, отчество, известен только его чин. Это происходит потому, что автор знакомит нас с ним через главного героя, а Червяков не способен увидеть в нем человека, он видит только его чин. Бризжалов добродушен и спокоен, в нем нет заносчивости, он выслушивает извинения и забывает об инциденте. Он порядочный, терпеливый и воспитанный человек.

«Ах, полноте… Я уж забыл, а вы всё о том же!»

Но любому терпению рано или поздно приходит конец. Когда Червяков приходит к нему в приемную уже во второй раз, Бризжалов начинает воспринимать его поведение уже как насмешку и оскорбление. Ему непонятны жалкие переживания Червякова, он начинает сердиться. Поэтому, вспылив и разозлившись, он выгоняет главного героя, безусловно, не подозревая, к чему все это приведет.

«Пошел вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.»

Безусловно, Бризжалов не виноват в смерти Ивана Дмитриевича. Трагедия лишь в его звании. Возможно, если бы он был ниже званием, чем наш главный герой, ничего бы и не произошло. Кто знает…

Жена Червякова

Жена Червякова играет совсем эпизодическую роль. Она такой же «маленький человек», как и ее муж. Ей очень важно, что скажут люди. На самочувствие и переживания мужа она не обращает внимания. Выслушав рассказ Червякова, она пугается и советует идти, принести свои извинения еще раз. Тем самым она повысила напряженность ситуации для Червякова еще больше.

» А все-таки ты сходи, извинись, — сказала она. — Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь!»

  • Чехов рассказ про собаку и городничего
  • Чехов рассказ про монаха
  • Чехов рассказ про доктора
  • Чехов рассказ подарок текст рассказа
  • Чехов рассказ про еду