Чехов рассказ о еде

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 4 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 133-134. укм школа россии1. попробуй объяснить, почему

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 133-134. 

УКМ «Школа России»

1. Попробуй объяснить, почему Чехов назвал рассказ «Мальчики».

Героями этого рассказа были два мальчика, два гимназиста. Автор назвал рассказ по его главным героям.

Он мог бы назвать рассказ по событиям, которые в нём описаны, например, «Побег в Америку», или по главной мысли, например, «Не подумав, не начинай». Но Чехов назвал рассказ «Мальчики» и это название звучит с доброй иронией. Оно выражает его отношение к героям.

2. Что ты можешь сказать о семье Королёвых? Как родители и дети относятся друг к другу? Приведи примеры из текста.

Семья Королёвых кажется мне очень дружной. Родители искренне любят детей, дети любят родителей. Приезд любимого сына стал настоящим праздником. К нему выскочили все, обнимали, целовали, шумели.

Родители и дети вместе занимаются различными делами, например, украшают ёлку. У них общие интересы.

При этом родители стараются уважать детей. Даже когда Володю вернули домой, отец не стал его наказывать, а просто поговорил в кабинете.

3. Изменилось ли отношение Володи к семье? Объясни.

Неудачный побег изменил отношение Володи к семье. В начале рассказа он кажется отстранённым, занятым своими мыслями. В середине его начинают одолевать сомнения, он уже не хочет бежать, потому что понимает, как это отразится на любимых родителях. 

Мальчик понял, что нет ничего дороже семьи и близких людей.

4. О чём мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли свою жизнь в Америке? Могли ли сбыться их мечты? Почему?

Мальчики мечтали сбежать в Америку. Они хотели стать разбойниками, работать на плантациях, сражаться с дикарями, добывать золото и жениться на красавицах.

Эти мечты не могли сбыться. Ведь реальная жизнь совсем иная. Она не похожа на страницы авантюрного романа.

Да и не смогли бы мальчики добраться до Америки, ведь они не представляли себе всех трудностей этого предприятия.

5. Как ты относишься к мальчикам? Что ты о них думаешь?

Мне нравятся эти мальчики. Они целеустремлённые, у них есть мечта. Они наивные, но добрые. Они никому не хотели зла. А что сбежали… Так все мальчишки должны иногда сбегать в Америку, просто потому что любой мальчик мечтает быть героем.

Герои решились на побег, потому что были глупыми и самонадеянными, они мало знали и плохо представляли предстоящие трудности. Но им хотелось быть храбрыми и необычными, как герои прочитанных романов.

6. В конце и начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи различаются и чем похожи?

Первая встреча происходит после долгой разлуки. Близкие рады приезду Володи, его тормошат и целуют.

Вторая встреча происходит после неудачного побега. Володю снова встречают криками, но теперь в них нет радости.

Эти встречи похожи тем, что в них задействованы одни и те же персонажи.

Они различаются настроением героев.

7. Это смешное произведение или грустное? Почему ты так думаешь?

Это скорее смешное произведение, потому что трагедии в нём не случилось, а само событие представлено автором с юмором.

8. Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за их поступок? Обсудите с другом.

Мне кажется, что автор не осуждает мальчиков, потому что редкий мальчик не мечтает убежать в Америку или улететь в космос. Автор понимает, что все мальчики так устроены и всегда остаются наивными мечтателями.

Чехов относится с юмором к поступку своих героев. Мы видим, как он смешно обыгрывает фамилию Чечевицын, как описывает наивные и смешные планы мальчиков, как рассказывает о надеждах сестёр на золото, и так далее.

Но введя в рассказ переживания Володи, показав, как он вернулся домой, автор пытается предупредить читателей о том, что так поступать нельзя. Всегда нужно думать о последствиях своих поступков, о том, как они отразятся на близких людях.

9. Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Расскажи об одной из них. Запиши план своего рассказа в рабочую тетрадь.

Рассказ о подобной ситуации для 4 класса

Однажды мы с братом гостили у бабушки в деревне. 

Игорь прочитал роман Фенимора Купера и вообразил себя настоящим индейцем. Он сделал лук и стрелы, а потом решил сбежать в лес и жить в шалаше.

Мы вместе построили в рощице шалаш, и Игорь сказал, что сегодня домой не пойдёт. Он хотел заночевать в лесу, жечь костёр и печь картошку.

Я ушла домой и рассказала про это бабушке. Бабушка улыбнулась и сказала, что в нашем лесу хищников нет, так что пусть ребёнок поиграет.

Игорь вернулся с заходом солнца. Он был сильно покусан комарами и весь чесался. Он сказал, что современные индейцы спят дома, а вот охотиться ходят в лес. Но только днём.

10. Рассмотри иллюстрации в тексте и кратко опиши эпизоды, которые изображены.

На первой иллюстрации мы видим первый приезд Володи. Он в тёплой одежде, приближается Рождество. С ним рядом его товарищ Чечевицын. Они окружены младшими сёстрами Володи. Рядом сидит собака Милорд.

На второй иллюстрации мы видим Володю и Чечевицына в их комнате. Володя говорит, что не поедет, потому что ему жалко маму, но Чечевицын решительно убеждает его бежать.

1

Введение

Конспект
урока будет удобен на уроке литературы для 8 класса в ноябре, здесь есть цель и
задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной
деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового,
расширение представлений восьмиклассников о Чехове как
человеке и писателе, раскрытие особенностей художественного мастерства
Чехова–рассказчика, воспитывать интерес к личности и творчеству А. П. Чехова,
любовь к чтению, положительное отношение к предмету, познакомить с биографией
А. П. Чехова,
физкультминутка, закрепление, вопросы, обобщение, итог, домашнее
задание.

Конспект
урока по литературе для 8 класса на тему: Биография А. П. Чехова

Цель: познакомить с биографией А. П. Чехова.

Задачи
урока:
  расширение
представлений восьмиклассников о Чехове как человеке и писателе, раскрытие
особенностей художественного мастерства Чехова–рассказчика, воспитывать интерес
к личности и творчеству А. П. Чехова, любовь к чтению, положительное отношение
к предмету.

Ход
урока:

I.Организационный
этап. Мотивация к учебной деятельности
.

Учитель: — 
Учебник на столе у вас?

А ручки и
тетрадки?

Тогда урок начнём
сейчас,

Раз всё у вас в
порядке.

Будьте
внимательны,

Послушны,
наблюдательны.

Чтобы литературные
тайны познавать,

Нужно всё серьёзно
изучать.

— отчёт 
дежурного;

— проверка 
готовности  класса  к  уроку:

Я  рада  новой 
встрече  с  вами,

Приятно  ваше 
общество, друзья!

Ответы  ваши  вы 
готовьте  сами,

Их  с  интересом 
буду  слушать  я.

Мы  сегодня 
снова  будем  читать,

Выводы  делать  и 
рассуждать.

А  чтобы  урок 
пошёл  каждому  впрок

Активно 
включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на
столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у
ребят

Урок очень важный

А почему он важный

Скажет каждый!

Добрый день, мои
друзья,

Встрече с вами
рада я.

Сели ровно, все
достали,

Вспоминаем все,
что знали,

Оставляем все
заботы

И включаемся в
работу.

II.
Актуализация знаний учащихся.

Объявление  темы урока. Постановка технической задачи:
запись в тетрадь основных событий жизни писателя, художественных особенностей
его рассказов.

III.
Работа по новой теме.

А.П.
Чехов. Годы жизни писателя -1860-1904.

 
   Чехов-доктор, Чехов-писатель, Чехов-человек  во всем и всегда
был гуманистом, он писал: «Я ненавижу ложь и насилие во всех видах… Моё
святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение,
любовь, абсолютная свобода, свобода от силы и лжи, в чём бы последние две ни
выражались».

 
    А.П.Чехов родился в Таганроге 17 (29) января 1860 года.

Родители
писателя – люди неординарные, талантливые. Дед был крепостным, откупившимся на
волю. Отец – мещанин, владевший бакалейной лавкой. Очень сложный и
противоречивый характер отца сочетал в себе доброту и вспыльчивость, желание
дать сыновьям образование и неумение заинтересовать их знаниями. Отец хотел
дать детям религиозное воспитание, но при этом бил их, заставляя петь в
церковном хоре и не стремясь воздействовать на их душу внушением. Часто его
наказания были жестоки, это выработало у Чехова нетерпимость к
несправедливости, обостренное чувство собственного достоинства. Мать, тоже
внучка выкупившегося на волю крепостного, была очень мягкой, и ее доброта часто
была для детей защитой от гнева отца.

А.П.Чехов
всегда относился к родителям с уважением, позднее он напишет: «Отец и мать –
единственные для меня люди…, для которых я никогда ничего не пожалею. Если я буду
высоко стоять, то это дело их рук».

 
     В семь царила атмосфера труда и творчества. Вот

 
     как  вспоминает о жизни семьи Чеховых в Таганроге его
сестра

 
     Мария.

 
     Мы привыкли к портрету Чехова – зрелого человека в пенсне и
бабочке, с бородкой. И порой не узнаем писателя на его портретах более раннего
возраста. И.А.Бунин оставил воспоминание о внешности Чехова.

 
   Москва  стала вторым родным городом Чехова. Когда Антону было
16 лет, отец разорился и бежал от долговой тюрьмы в Москву. Антон сначала
остался в Таганроге, зарабатывал уроками средства на жизнь и учебу, высылал
небольшие денежные переводы семье. Затем и он переехал в Москву. Здесь началась
его взрослая самостоятельная жизнь: врачебная практика и писательское творчество.

 
  Еще в Таганроге, в гимназии, Чехов пробовал писать в гимназических
журналах. Писать – это было его внутренней потребностью. Будучи студентом
медицинского факультета университета, на первом курсе Чехов начинает
сотрудничать в  различных московских и петербургских журналах.

 
    Молодой Чехов писал короткие юмористические рассказы и публиковал
их под многочисленными псевдонимами. В 1883 году вышли в свет первые сборники
рассказов Чехова «Сказки Мельпомены» и «Пестрые рассказы». В своих рассказах Чехов
средствами юмора старался показать пошлость окружающей жизни, показать людям,
как плохо, неинтересно они живут, чтобы излечить их от этого. Чехов не случайно
стал врачом, он хотел лечить людей и физически, и морально. Хотел выпрямлять
души людей, а не только врачевать их болезни.

Физминутка

Потягушки

Мы на
цыпочки привстали,

Ручки
кверху мы подняли,

Мы
вздохнули, потянулись

И друг
другу улыбнулись.

Выдохнули,
руки вниз,

Повторим
теперь на «бис»!

— А теперь
все тихо встали,

Дружно
руки вверх подняли,

В стороны,
вперёд, назад,

Повернулись
вправо, влево

Тихо сели,
вновь за дело.

IV.
Закрепление

  • В
    каком городе родился А. П. Чехов?
  • Сколько
    детей было в семье Чеховых?
  • Как
    Чехов относился к своим родителям?
  • Какое
    духовное наследство досталось детям от родителей?
  • Какой
    спектакль чаще других любили разыгрывать в семье Чеховых? Кого играл
    Антон?
  • Как
    работал доктор Чехов?
  • Какое
    время суток Чехов оставлял для сочинительства?
    Художественное мастерство Чехова – рассказчика.  (конспектирование).

 
         Жанр рассказа Чехов довел до совершенства.
                     
                   Лаконизм и
огромное социальное содержание – вот, что характерно для его рассказов. Главный
художественный принцип Чехова – краткость. В письмах к друзьям он пишет:
«Краткость – сестра таланта», «Искусство писать – это искусство сокращать».

Как
ему это удается?

Во-первых,
заглавие. Оно имеет идейное звучание.      Вспомним названия
чеховских рассказов.

Во-вторых,
сюжет строится на остром необычном положении. Вспомним рассказ «Пересолил». На
чем основывается его сюжет?

В-третьих,
художественная деталь. Она заменяет многоречевые описания. Вспомним
художественные детали в рассказе «Хамелеон».

В-четвертых,
юмор. Вспомним определение юмора как художественного приема. (Юмор —
беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо, изображение героев в смешном виде)
Над кем и над чем смеется писатель в рассказе «Лошадиная фамилия»?

 
    В-пятых, подтекст – способ построения художественного  
текста, основанный  на несовпадении внешнего, прямого смысла слова, и его
внутреннего значения. Иллюстрацию к какому рассказу А.П. Чехова  вы видите
на слайде? Речь идет о толстом и тонком? Или о чем-то еще?


Кто самый внимательный?

  • Какая
    фраза А. П. Чехова о лаконизме стала

 
    крылатой?

  • Какими
    художественными приемами мастерски

 
   пользуется Чехов-рассказчик?

  • Что
    такое подтекст?
    Рассказы А.П. Чехова о  любви.

 
     Помимо юмористических рассказов, у Чехова есть много
произведений о любви. Какие пленительные женские образы рисовал он в рассказах
«Дама с собачкой», «Жена» и др.

 
     В рассказах Чехова о любви проявилась еще одна особенность
его как писателя-рассказчика – психологизм (полное, подробное и глубокое
изображение чувств и эмоций, мыслей и переживаний литературного героя). А.
П. Чехов стремится в своих рассказах  проследить динамику человеческой
души в разных ее проявлениях и во всей ее глубине. Его интересует обыденная,
каждодневная жизнь обыкновенных людей. Но ведь обыденность и «творит личность»,
и Чехов стремится обратить внимание читателя на отдельные дни и часы
«маленького» обывательского существования, осмыслить их и помочь человеку жить
осознанно.

 
     Особого внимания, по мнению писателя, достойна душа
влюбленного человека, ведь именно «влюблённость указывает человеку, каким он
должен быть», «только влюбленный имеет право на звание человека». А в рассказе
«О любви» устами главного героя Чехов скажет: «Я понял, что когда любишь, то в
своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного,
чем счастье или несчастье, грех или добродетель,

или
не нужно рассуждать вовсе».

 
      Сообщение учащегося: Рассказ «О любви» был опубликован в
1898 году в журнале «Русская мысль» вместе с рассказами «Человек в футляре» и
«Крыжовник». Эти три рассказа составили цикл, который получил название
«Маленькие трилогия» или «Трилогия о «футлярной жизни».

 
     Рассказы объединены общей проблемой: человек и
обстоятельства, его мечты и возможность их реализации в реальной жизни.
 Чехов представляет различные варианты «футляров», в которые персонажи
добровольно заточают себя. В рассказе «Человек в футляре» герой, учитель
Беликов, защищает модель общественных отношений, исключающую свободное
проявление чувств и эмоций. Он живет по принципу: «Как бы чего не вышло».
Смерть Беликова приводит его к идеалу: гроб, в котором он кажется довольным, —
долгожданный, самый надежный футляр, позволяющий спрятаться от жизни.

 
       Герой рассказа «Крыжовник» заключает себя в футляр
мелких чувств и интересов, футляр прошлого, никчемного существования. Верхом
мечтаний оказывается крыжовник, выращенный на собственном участке и
удовлетворяющий физиологическую потребность героя в еде. В конце он теряет
человеческий облик и становится похожим на свинью.

 
       Заключительный рассказ трилогии «О любви» повествует
о самом страшном футляре. Любящие друг друга люди даже себе не могут признаться
в своих чувствах. Жизнь превращается в мучение, зато соблюдены общественные
приличия.

 
       Почему же герои Чехова отказываются от любви?

Как
к этому относится автор? – вот вопросы, на которые мы будем отвечать на
следующем уроке, после прочтения вами рассказа А.П.Чехова «О любви».

V.
Подведение итогов урока.

— Какие
задачи ставили перед собой в начале урока?


Выполнили эти задачи?

Домашнее
задание
:
повторить тему, ответить на вопросы.

  • Подготовить
    рассказ о Чехове-человеке, враче, писателе
  • Прочитать
    рассказ А.П. Чехова «О любви». Познакомиться со статьей «О героях рассказа
    А.П. Чехова «О любви»(в учебнике с. 57-58). Ответить на вопросы (с. 58)

Отзыв
об одном из самостоятельно прочитанных рассказов (по желанию)             
                     
           

Тема. А П.Чехов.
Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий».

Цель урока: ознакомление с биографией и творчеством А.П.Чехова, новыми
литературоведческими терминами; с содержанием рассказа «Толстый и тонкий»,
определение темы и идеи произведения; развитие умения внимательно и вдумчиво
читать; воспитание негативного отношения к чинопочитанию и угодничеству.

Задачи:

Ознакомление с
биографией А.П.Чехова. Введение понятия «юмор».

Развитие культуры
речи, читательских умений; обучение отбирать материал текста для работы над
темой; развитие нав
ыков сравнительного анализа; развитие монологической речи.

Воспитание интереса
к предмету, воспитание нравственных качеств.

Оборудование: художественный текст «Толстый и тонкий», учебник
литературы  (автор Коровин
Н.Я.),  дидактические карточки.

Методические приемы: сообщения учащихся, выразительное чтение,
объяс
нение
теоретических вопросов, беседа по вопросам, работа с  учебником,
самостоятельная работа, «Закончи предложение».

Тип урока: изучение
нового материала

Ход урока

В
человеке всё должно быть прекрасно:

и
лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А.П.Чехов

І.
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

1. Работа с
эпиграфом

2. Беседа

1)Что же должно
быть прекрасным в человеке?

2)Как вы понимаете
высказывание А.П.Чехова? Согласны ли вы с такой точкой зрения?

II. Изучение нового материала

1.Слово учителя.

        Дома 
вы познакомились с одним из шедевров Чехова. Это рассказ «Толстый и тонкий». 

Давайте попытаемся
сформулировать тему и цели сегодняшнего урока (Ответы учащихся: изучим
биографию писателя,  его рассказ «Толстый и тонкий», попытаемся определить тему
и идею этого произведения, будем учиться анализировать литературное
произведение, характеризовать героев рассказа
, развивать
монологическую речь
).

2.Изучение кратких биографических данных о писателе.
Сообщения учащихся по предварительным индивидуальным заданиям.

1 ученик

Родился в Таганроге (Россия), где получил образование в гимназии. В
связи с банкротством отца большая семья переезжает в Москву (1876), а юному
Чехову приходится взять на себя заботы, связанные с кредиторами, распродажей
семейного имущества. Именно эти трудные три года самостоятельной жизни повлияли
на его дальнейшую судьбу: он стал сдержанным, научился вести дела, не унижая
себя и людей. С этого времени вся семья жила за его счёт. В 1879-1884 г.г.
А.Чехов учится в Московском университете на медицинском факультете. Некоторое
время работает врачом.  С 80-х годов начинает печататься в юмористических
журналах и газетах. Осознаёт себя писателем с 1886 года, когда получает от
Д.Григоровича письмо, где тот  признаёт его яркий дар. Были очарованы талантом
Чехова Л.Толстой, И. Репин и другие известные в России и мире личности.

2ученик.

Автор выслушивает также  много критики в свой адрес. Сначала его
обвиняют в «безпринципиальности», потом замалчивают. Писатель так и не
выработал для себя целенаправленной жизненной позиции. Чехов пытается найти
«норму» жизни, бьётся над вопросом смысла собственного существования и
человеческой жизни вообще. Позже, в связи с этим «застоем», он едет в Сахалин
(1890). Писатель пытался сделать прорыв, выйти на новые горизонты в собственном
творчестве: ему захотелось практического большого дела, какого-то человеческого
подвига. Поездка оказалась нелёгкой, со временем дала о себе знать тяжёлым
состоянием здоровья, но это будет попозже, а в 1895 году Чехов выдаёт книгу
«Остров Сахалин», которая стала сенсацией в России – речь шла о быте каторжан и
высланных поселенцев. К «сахалинской теме» принадлежит и «Палата №6».

3 ученик.

В начале 90-х годов он посещает Францию, Италию, Австрию. Драматическое
мастерство писателя  — это 1896-1903г.г. Успешная постановка «Чайки» в 1898
году в Художественном театре – основа совместной работы Чехова именно с этим
театром. С 1898 года писатель из-за болезни живёт в Ялте. За месяц до смерти он
выезжает на лечение в санаторий в Германии, где умирает. Похоронили его в
Москве.

3. Интересные
факты о писателе.

         Сообщения учеников

В биографии Антона
Павловича Чехова интересных фактов из жизни известно очень много. Медики
считали его талантливым врачом и диагностом. Коллеги по литературному цеху
восхищались иным его талантом – писателя и драматурга. А родные и друзья называли
его не иначе, как «человеком будущего». Кем же он был на самом деле?

·        
Антон Павлович Чехов очень любил подписывать свои
рассказы интересными псевдонимами, которых насчитывалось около 50. Самым
популярным среди них был Антоша Чехонте. В семье Чехова считалось, что фамилия
их рода происходит от предка чеха.

·        
У Чехова было две любимых собаки породы такса,
которым он дал необычные имена – Бром Исаевич и Хина Марковна.

·        
Первые рассказы Чехова были напечатаны в журнале
«Осколки», главный редактор которого, Николай Лейкин, был очень требовательным.
Лейкин считал, что это должны быть  сто слов: описание, диалоги, характеры,
сюжетная линия – всё должно быть мастерски выписано! Так появилась знаменитая
«краткость», которая навсегда стала любимой сестрой таланта Чехова.

·        
В мелиховский период Чехов работал земским врачом,
построил несколько школ, пожарный пункт для крестьян, колокольню. Писатель
позаботился о прокладке шоссейной дороги на Лопасню и о появлении на
железнодорожной станции почтового отделения. Кроме того, Чехов засеял
прореженные лесные участки вязами, дубами, лиственницами и высадил более тысячи
вишневых деревьев. В этот период Антон Павлович на свои средства также открыл в
Таганроге общественную библиотеку.

·        
Чехов был очень ответственным человеком, причем, во
всём. Организация творческого процесса – не исключение. За работу он садился в
определенное время, при этом не позволял себе выглядеть неопрятно – всегда в
костюме и знаменитой бабочке

III.Анализ
произведения А.П.Чехова
«Толстый и
тонкий».

1. Как зовут
героев рассказа? (Михаил и Порфирий)

2. Кем они
приходились друг другу? (Они были школьными товарищами, давно не виделись и
очень обрадовались встрече)

3. Докажите, что
радость героев была искренней. (Цитаты из текста)

4.С чего начинается разговор двух
друзей? (монолог Тонкого).

5.Что вспоминает Тонкий?  (Как дразнил толстого.
«Геростра­том, а меня Эфиальтом»).
За что?  (Ябедничать любил).

6.Как задает вопросы Толстый?  (Восторженно глядя на
друга).

7.Что мы узнаем о
материальном положении Тонкого?  (Пло­
хое жалование, жена дает уроки музыки,
он изготавливает  деревянны­
е
портсигары).

8.А как обстоят дела у Толстого?  Какие детали портрета говорят о его высоком уровне на
социальной лестнице?
(Стал тайным советником, получил
две звезды).

9.Какие изменения происходят с Тонким? Как он теперь вы­глядит? Как
заговорил?   (Проследите по тексту). (
После
этого с тонким, с его семьёй, даже с его вещами произошли удивительные
превращения: они «съёжились», «сузились»,
«сгорбились», «поморщились»… Человек исчез, появился
чиновник.. на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и
почтительной кислоты, его лицо «искривилось»
«широчайшей улыбкой».
Знаменательно, что лицо именно «искривилось» улыбкой, а не
«заискрилось», «заиграло» и т.п. Слово показывает нам неискренность,
натянутость и вымученность этой улыбки.
)

10..Почему стало противно? И кому? Какое
слово находит
толстый,
чтобы остановить тонкого?   (Чинопочитание).

11.Чинопочитание. Как вы его
понимаете? Подберите синонимы. (Лакейство, приспособленчество,
утрата чувства собственного достоинства).

12. Как говорит автор о реакции Нафанаила на ход диалога? Прочтите.       
«Нафанаил немного подумал и снял шапку».     
«Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца».

 «…Нафанаил вытянулся во фрунт и
застегнул все
пуговки своего
мундира…»
 13. Почему, по-вашему,
третий раз автор не написал, что Нафанаил «немног
о подумал»?
ривычка к чинопочитанию
прививалась мальчику с детства. Чиновник не должен думать: его задача —
выполнять распоряжения старших по рангу
)
.          

14.В конце читаем: «Все трое были приятно ошеломлены». Какие чувства они
испытывали?
стрече рады
члены семьи тонкого (Порфирия), потому что теперь они имеют знакомого, который
занимает столь высокий чин, и при случае могут похвастаться этим знакомством.
Толстый (Михаил) встр
ече уже не рад).
 

15.Из
каких предложений по цели высказывания и интонации состоят предложения? (Вопросительных,
восклицательных).
О чём это говорит? ( О неподдельном интересе друг к
другу, герои интересуются жизнью друг друга).

16.Обратите
внимание на то, что герои очень много говорят. Вспомните, как называется
разговор двух и более лиц? ( Диалог).

17.Какой прием
лежит в основе построения произведения?

(Антитезапротивопоставление.
На протяжении всего произведения антитеза сохраняется: от
богатого пахнет «хересом и флер-д’оранжем», в то время как от бедного –
«ветчиной и кофейной гущей». Когда Толстый восторгается, его товарищ бледнеет.
Михаил обращается к другу «на ты», а Порфирий, узнав чин, начинает обращаться к
нему «на вы», в речи Порфирия появляется высокий
стиль («милостивое внимание»,
«вы-с»,
«приятно-с».).

18.Найдите
фразеологизм  в тексте. («Сколько зим, сколько лет!»)

IV.Работа
над теорией литературы.

Работа в тетрадях.Объяснение
учителя.

Комическое в искусстве — это средство раскрытия
противоречий путём их сравнения с идеалами.  

Комическое (греч. kemikos — веселый, смешной) —
эстетическая категория, изучающая смешное в  литературе (
жизненное явление, вызывающее смех).    
Основными формами функционирования комического является сатира, юмор и ирония.
Юмор высмеивает недостатки людей, курьёзные
ситуации, а сатира бичует пороки общества.
(Запись в тетрадь: юмор — 
дружелюбный смех, сатира — злая насмешка).


Какой вид комического использует автор в рассказе?

— Смешным или грустным назвали бы вы рассказ, а может быть
смешным и грустным одновременно? (В своём рассказе писатель умело соединяет
смешное и грустное. И в этом соединении проявляется неповторимая особенность
его таланта).

Чтение рассказа в лицах.

Какие черты характера героев мы можем
назвать?   (Запись в тетрадях )

                       Толстый                                                        Тонкий

          Скромный,
успешный,                                 Хвастливый, подхалим,

                  
благородный                                    ценит чин больше человека

V.Самостоятельная работа. Работа в парах.

Заполните цитатные таблицы(на
карточках)

Таблица1.


Портрет «Толстого» в рассказе «Толстый и тонкий»

«Толстый»
глазами автора

«Толстый»
глазами «тонкого» в начале встречи

«Толстый»
глазами «тонкого» в конце встречи

Таблица2.

Перемены в
Порфирии(тонком)

Не знает о служебном
положении товарища

Знает о служебном
положении товарища

Лицо

Интонация

Поведение

Вещи

VІ. Подведение итогов урока

1.Беседа

1.
Докажите, что прочитанное произведение является рассказом. (Повествуется
об одном эпизоде из жизни героев)

2.
Какие виды комического использует Чехов в этом рассказе? (Сатиру)

            3.Тема рассказа –( встреча двух друзей.)

            4..Идея рассказа –( высмеивание чинопочитания (почитание
старших младшими по службе), низкопоклонства (рабское и льстивое преклонение
перед кем-либо или чем-либо) и подхалимства.)

VІІ.Рефлексия. Прием «Незаконченное
предложение»

— Я познакомился с….

-Я узнал об ….

— Я запомнил  термин

— Особенно понравилось..

— Хочу отметить работу…

VI. Выставление оценок за урок.

VII.Домашнее
задание
:

.Письменная работа в тетради (на выбор):

1) Можно ли подхалима назвать настоящим
другом?

2)Впечатления  от
встречи с бывшим одноклассником.  Написать этот рассказ от  лица толстого
(тонкого).

— Дорогой Пётр Ильич, это телевидение, «Пусть говорят». Ждём вас сегодня вечером! Вся Россия мечтает услышать ваш рассказ о творческом пути! Машину пришлём, костюм пришлём, заплатим очень хорошо — больше, чем Джигурде. Что значит «кто это?» — ах да! вы же всё проспали.

Наивного Чайковского везут в «Останкино», причёсывают, припудривают, присобачивают микрофон, подводят к студии, где уже сидят 500 человек, которых перед тем обучили, по какому сигналу они должны аплодировать. Звучит бодрый голос:

— Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский! Встречайте! Ваши аплодисменты!

Чайковского подталкивают, ведущий берёт его за руку, ведёт к диванчику, усаживает — и:

— Дорогой Пётр Ильич! Мы счастливы видеть вас сегодня у нас в программе. Ваша музыка восхищает всё человечество, скажите, пожалуйста, сколько вам было лет, когда вы ощутили себя геем?

— Простите, кем?

— Педерастом.

Слёзы брызгают из глаз Чайковского, лицо становится малиновым, потом вишнёвым; он пытается встать, пытается что-то сказать, падает и умирает от инфаркта, не прожив и дня в нашей новой России. Он небось думал, что разговор пойдёт о прелюдиях, бемолях, легато. Но ведь это никому неинтересно и непонятно, а у слова «прелюдия» совершенно другой (не музыкальный) смысл.

Вот такой случится у великого композитора разговор о творчестве на федеральном телеканале.

* * * 

Люди любят рассуждать об искусстве — о великих художниках, композиторах, писателях. Про них и в газетах пишут, и по радио говорят, и по телевизору показывают. Каждому великому творцу отведено два дня в году: годовщина смерти и день рождения. Остальные 363 дня вспоминать гения нет смысла, ведь нет же информационного повода. А великие классики чрезвычайно редко создают информационные поводы; разве что кому-то из них новый памятник поставят или старый музей сожгут.

Большинству людей кажется, будто они говорят об искусстве. А на самом деле — о личной жизни гения. Пушкина не читают, путают «Полтаву» с «Капитанской дочкой»; в памяти, как в болоте, бессмысленно барахтается «мой дядя самых честных правил»; зато с точностью до секунды расскажут, сколько времени провела Натали на свидании с Дантесом — то есть не только свечку держали, но и хронометр не забыли включить.

Началось не сегодня и не вчера. Вырождение не взрыв, не инсульт, а процесс. Как океан покрывается нефтяными пятнами и пластиковыми пакетами, так океан русского языка накрыли сточные воды с высоких трибун, гниющие горы словесного мусора, которым пишутся законы, полицейские протоколы и судебные решения; этот мусор круглосуточно вываливается изо рта политиков, пресс-секретарей и комментаторов, блуждающих с телеканала на телеканал, с радиостанции на радиостанцию…  

ЧЕБУТЫКИН (военный доктор). Я как вышел из университета, так не ударил пальцем о палец, даже ни одной книжки не прочел, а читал только одни газеты. Знаю по газетам, что был, положим, Добролюбов, а что он там писал — не знаю. Бог его знает.
                                                                                                                                 Чехов. Три сестры. 

Началось не сегодня. Доктор Чебутыкин (кончил университет!) признаётся (в XIX веке!), что ничего не читает, кроме газет, да и в них он читает только раздел «Курьёзы» и «Полезные советы».

Почти сто лет назад, в 1926-м (Серебряный век русского языка, по сравнению с нашим Гипсокартонным) Цветаева написала гениальную статью; там есть и о читателе, который «любит Пушкина».

А почему Пушкина? Потому, очевидно, что Пушкину на Тверском бульваре поставлен памятник. Ибо, утверждаю, Пушкина он не знает. Читатель понаслышке и здесь верен себе. Но — хрестоматии, колы (школьные оценки. — А.М.), экзамены, бюсты, посмертные маски, «Дуэль Пушкина» в витринах и «Смерть Пушкина» на афишах. Пушкинский кипарис в Гурзуфе и пушкинское «Михайловское» (где, собственно?), партия Германа и партия Ленского (обыватель Пушкина действительно знает с голосу!), однотомный Пушкин-Сытин с Пушкиным-ребёнком — подперев скулу — и 500 рисунками в тексте (обыватель Пушкина действительно знает — с виду!).

В общем, для такого читателя Пушкин нечто вроде постоянного юбиляра, только и делавшего, что умиравшего (дуэль, смерть, последние слова царю, прощание с женой и пр.).

Такому читателю имя — чернь. О нём говорил и его ненавидел Пушкин, произнося «Поэт и чернь». Чернь, мрак, тёмные силы, подтачиватели тронов несравненно ценнейших, чем царские. Такой читатель — враг, и грех его — хула на Духа Свята.

В чём же этот грех? Грех не в темноте, а в нежелании света, не в непонимании, а в сопротивлении пониманию, в намеренной слепости и в злостной предвзятости.
                                                                                                                      Цветаева. Поэт о критике.

* * * 

Интеллектуалы отличаются от быдла тем, что кроме сексуальной позиции (ориентации) знают общественно-политическую позицию творца.

На минувшей неделе интеллектуалы вспоминали Чехова, который умер 15 июля; дата хоть и убогий, но всё же информационный повод. Разумеется, началась (точнее, возобновилась) полемика, которая тянется уже сто с лишним лет. Сталкиваются две с половиной точки зрения:

— люблю Чехова, несмотря на то, что он антисемит;

— не люблю Чехова за то, что он антисемит;

— люблю Чехова, тем более что он антисемит.

Неизвестно, как чеховский антисемитизм совмещается у тех же людей с признанием, что Чехов — интеллигентнейший человек.

Доказательства чеховского антисемитизма всегда одни и те же: повесть «Степь» с противным карикатурным Мойсейкой (Моисеем) и пьеса «Иванов», главный герой которой сдуру женился на чахоточной еврейке и в раздражении кричит ей: «Ты скоро умрёшь, жидовка».

Реже вспоминают повесть Чехова «Три года», где богатый купец Фёдор Фёдорович Лаптев говорит родному брату Алексею Фёдоровичу Лаптеву: «Ах, Алёша, Алёша, брат мой милый! Мы с тобою люди русские, православные, широкие люди; к лицу ли нам все эти немецкие и жидовские идеишки? Ведь мы с тобой не прохвосты какие-нибудь, а представители именитого купеческого рода».

Когда цитируют такие замечательные фразы (особенно если они цитируются с одобрением), то под словами про немецкие и жидовские идеишки стоит подпись — А.П.Чехов. Цитирующий как бы тычет пальцем в цитату: «Видите, это Чехов написал!»

Да, это написал Чехов, но сказал это не человек по имени Антон Павлович, а персонаж по имени Фёдор Фёдорович. Совпадают ли взгляды автора и персонажа? Отнюдь не всегда. Мы совершенно уверены, что симпатии Пушкина на стороне Гринёва, а не Швабрина (если вы понимаете, о чём речь). Швабрин, разумеется, говорит какие-то хорошие слова, но благодаря Пушкину мы точно знаем, что Швабрин негодяй, подлец, предатель.

Выдёргивать цитату из контекста — нечестно. Выдавать мнение персонажа за мнение автора, мягко говоря, не всегда честно.

Что же ответил брату Феде милый брат Алёша?

— Какой там именитый род? — проговорил Лаптев, сдерживая раздражение. — Именитый род! Деда нашего помещики драли, и каждый последний чиновничишка бил его в морду. Отца драл дед, меня и тебя драл отец. Что нам с тобой дал этот твой именитый род? Какие нервы и какую кровь мы получили в наследство? Ты вот уже почти три года рассуждаешь, как дьячок, говоришь всякий вздор и вот написал — ведь это холопский бред!

«Говоришь всякий вздор» — это про только что сказанные Фёдором слова об «идеишках». А «холопский бред» — это о чём?

Дело в том, что Федя (до разговора) дал Алёше прочитать свою статью:

— Можешь поздравить Россию с новым публицистом, — сказал Фёдор. — Прочти, голубчик, и скажи своё мнение. Только искренно.

Он вынул из кармана тетрадку и подал её брату. Статья называлась так: «Русская душа»; написана она была скучно, бесцветным слогом, каким пишут обыкновенно неталантливые, втайне самолюбивые люди, и главная мысль её была такая: без веры нет идеализма, а идеализму предопределено спасти Европу и указать человечеству настоящий путь.

— Но тут ты не пишешь, от чего надо спасать Европу, — сказал Лаптев.

— Это понятно само собой.

— Ничего не понятно, — сказал Лаптев и прошёлся в волнении. — Не понятно, для чего это ты написал. Впрочем, это твоё дело.

Идея Фёдора, что русской душе, полной веры и идеализма, предопределено спасти Европу, сейчас чрезвычайно актуальна и популярна (особенно на нашем госТВ). Становится даже обидно, что идея такая старая; всё это Федя сформулировал в ХIХ веке. И тем более обидно, что милый брат Алёша называет это холопским бредом.

Кто же из братьев прав? На чьей стороне доктор Чехов? Ответ есть. Следующая глава повести начинается без аллегорий и гипербол, простой фразой: «Доктора сказали, что у Фёдора душевная болезнь». А ещё через три страницы мы узнаём, что Федя в сумасшедшем доме.

Оказывается, про спасение Европы и немецко-жидовские идеишки говорил душевнобольной. И никак иначе понять Чехова нельзя, если читать его честно, не выдёргивать фразы, не подгонять цитаты под желательный ответ.

Кроме пьес и рассказов, по поводу которых ещё можно спорить (какие взгляды персонажей совпадают со взглядами автора, а какие противоречат им), — кроме художественных произведений сохранилась, к счастью, огромная переписка Чехова: почти четыре с половиной тысячи писем, где говорит он сам, а не его персонажи.

Граждане, Чехов не был антисемитом. Это доказывает хотя бы его отношение к делу Дрейфуса. Чехов не только полностью одобрил борьбу, которую долго в одиночку (против всего общественного мнения Франции!) вёл Золя. Чехов восторгался мужеством Золя, которого за выступление в защиту «еврея-предателя» травила вся Франция — и лавочники, и офицерство (ещё бы!), и писатели, и даже студенчество.

Чехов мог бы сочувствовать Дрейфусу молча. Никто не требовал от него «заявлять позицию». Но его чувство справедливости было возмущено. Он написал очень решительное письмо Суворину. Читая это письмо, помните, что Суворин был друг Чехова, издатель Чехова, защитник Чехова от критиков, главный редактор «Нового времени» (самой большой и влиятельной газеты России) и при этом откровенный и упёртый антисемит, который постоянно публиковал в своей газете самые грязные и лживые статьи о Дрейфусе. Журналист Суворин прямо писал, что Дрейфуса защищает «мировое еврейство», «всемирный еврейский синдикат» (аналог теперешнего выражения «всемирный жидомасонский заговор»).

Чехов — А.С.Суворину
6 февраля 1898 г. Ницца.

…Обнаружился (в деле Дрейфуса. — А.М.) целый ряд грубых судебных ошибок. Убедились мало-помалу, что Дрейфус был осужден на основании секретного документа (фальшивого письма), который не был показан ни подсудимому, ни его защитнику, — и люди порядка (честные юристы) увидели в этом коренное нарушение права.

Стали всячески угадывать содержание этого письма. Пошли небылицы. Заговорили о милитаризме, о жидах. Такие глубоко неуважаемые люди, как Дрюмон, высоко подняли голову. Заварилась мало-помалу каша на почве антисемитизма, на почве, от которой пахнет бойней.

Когда в нас что-нибудь неладно, то мы ищем причины вне нас и скоро находим: «Это француз гадит, это жиды, это Вильгельм…»

Капитал, жупел, масоны, синдикат, иезуиты — это призраки, но зато как они облегчают наше беспокойство! Они, конечно, дурной знак.

Раз французы заговорили о жидах, о синдикате, то это значит, что они чувствуют себя неладно, что в них завелся червь, что они нуждаются в этих призраках, чтобы успокоить свою взбаламученную совесть.

«Пахнет бойней… взбаламученная совесть» — вроде бы о французах, но Суворин ощутил пощёчину.

Это письмо — открытый и полный разрыв с другом, с невероятно богатым и влиятельным хозяином крупнейшей газеты, и «всего лишь из-за направления». (Чуть позже в письме к брату Чехов пишет: «Это не газета, а зверинец».)

Достаточно? Уважаемые читатели, не знаю вашего отношения к семитам и антисемитам, но Чехов в этом смысле безгрешен. Да, у него много «мест», удобных для тенденциозного цитирования, но антисемит он только в сознании зацикленных на этом читателей, точнее — языкочесателей.

Дело в том, что рассказывать еврейские анекдоты, шутить над типичными еврейскими проявлениями (реальными или нет), едко высмеивать — всё это всего лишь юмор того или иного, или хоть третьего сорта.

Антисемитизм — не шутки, не подковырки, не юмор, хотя бы и грубый. Антисемитизм — это ненависть и желание убить.

Тот, кто «шутит», желая убить (хотя и не убивает, боясь наказания), — тот антисемит. А тот, кто рассказывает анекдот (даже рискованный), но убить не хочет и ненависти не испытывает, — чист.

Я рассказывал анекдоты про армян, чукчей, грузин, французов, русских, евреев, американцев, англичан, поляков, Штирлица, Чапаева, Брежнева и геев — не испытывая ненависти ни к кому из них. Тут всё от интонации зависит, от выражения лица.

Чехов рассказ о еде
Замечательное кино «Кавказская пленница». Два карикатурных кавказца — армянин Фрунзик Мкртчян и еврей Владимир Этуш.





Предельно карикатурные персонажи Фрунзика Мкртчяна и Владимира Этуша («Кавказская пленница») — это не расизм, это добрый смех. Только дурак или негодяй скажут, что Гайдай ненавидел кавказцев и снял кино про борьбу арийца Шурика с чёрной нечистью.

А про Чехова спрошу: был ли он, по-вашему, укрофобом (человеком, который ненавидит украинцев)? Нет? А как быть с этим «местом»:

ЧЕХОВ — СУВОРИНУ
18 декабря 1893. Москва

Пьеса Потапенко прошла со средним успехом. В пьесе этой есть кое-что, но это кое-что загромождено всякими нелепостями. Хохлы упрямый народ; им кажется великолепным всё то, что они изрекают, и свои хохлацкие великие истины они ставят так высоко, что жертвуют им не только художественной правдой, но даже здравым смыслом.

Если отныне кто-то из читателей будет убеждён, что Чехов укрофоб (украинофоб), то это проблема читателя, а не Чехова.

Если же кто-то захочет доказать, что Чехов — русофоб, то легко найдёт сотни подходящих цитат и обратится «куда надо» с требованием изъять из школьной программы уроженца сомнительного по национальному составу города Таганрога, где означенный урожденец с детства попал под влияние украинских националистов.

Школьники только спасибо скажут.

Оригинал

На чтение 16 мин. Опубликовано

Краткое содержание

Семилетний мальчик Пашка вместе со своей матерью осенью отправляется в больницу, так как у него ещё с Пасхи болела рука. Путь до больницы был долгий: они шли под дождём до рассвета. Затем они вошли в сени, после этого — в приёмную. Пашка с интересом разглядывал людей и молчал, хотя один пациент его позабавил — он подпрыгивал на одной ноге, как воробей.

Когда пациенты записались, через приёмную прошёл доктор. Подпрыгивающего парня он отчитал, сказав, что тот должен был приходить в понедельник, а тот пришёл только в пятницу. Доктор был строгий и называл пациентов «дураками», но по-доброму.

Популярные сегодня пересказы

Маленький провинциальный город. Бывший студент Петр и школьная учительница Татьяна Бессеменовы – дети зажиточного мещанина. Получив образование, они вернулись в родной дом, но жизнь

1866 год. Профессор сравнительного языкознания Виттенбах приезжает в Литву. Его интересует жомаитский, или жмудский, язык, на котором говорит часть литовцев. Цель профессора – сбор лингвистических памятников жмудского языка

Главный герой рассказа – старик Елеска, который жил один в тайге. Раньше у него была семья, он жил в деревне Чалпан. С детства Елеска занимался охотой, так как все добывали себе на пропитание только этим

Сказка «Мороз Иванович» написана в 1842 году русским писателем Владимиром Одоевским. Жили-были в одной хатке две девочки-сестренки. Одну из них звали Рукодельницей

План для пересказа

Это короткое произведение, в котором автор мастерски передаёт все переживания семилетнего ребёнка и затрагивает довольно важную проблему. Для удобства рассказ можно разделить на несколько частей, составив план для пересказа:

  1. Павел Галактионов — семилетний деревенский мальчик, который живёт со своей матерью и ворчливой бабкой Егоровной. Он является центральным персонажем: все события описываются через призму его детского восприятия. Он неграмотен, но, как и все дети, любопытен и неглуп, с интересом осматривает больницу и лежащих в палатах пациентов. Он беден, поэтому кровать в больнице, серое шершавое одеяло, одежда, халатик и тёплая еда кажутся ему настоящей роскошью. Любит свою маму и скучает по ней, когда остаётся в больнице один. Он не трусоват, а, наоборот, мужественен, но в силу возраста может испугаться каких-то вещей.
  2. Мать Пашки — бедная крестьянка, обычная трудовая женщина, неграмотная, робкая. Она любит сына, ласково называет его «детка», но из-за своего незнания допускает ошибку, считая, что на локте у него просто болячка, и не понимая, что нужно было поскорее идти к доктору. Она же до последнего тянула, что и привело к нагноению.
  3. Земский доктор Иван Миколаич — образованный, умный, строгий и ворчливый, в белом фартуке и подпоясанный полотенцем. Явно устал от темноты и невежества своих пациентов, поэтому часто бранит их и называет «дураками», но всё же Пашка проникается к нему симпатией. И действительно: врач явно имеет весёлый нрав, ругает больных не со зла, а по необходимости. К маленьким пациентам умеет находить подход, может ласково обращаться к ним, чтобы они не плакали, или пообещать им что-нибудь. Видит, что у Пашки ситуация серьёзная и страшная, но с оптимизмом говорит с ним, чтобы не расстраивать ни его, ни его мать.

Также в произведении присутствуют второстепенные герои — пациенты, фельдшеры.

«Беглец» – краткое содержание рассказа А.П. Чехова

История создания

Произведение было написано в 1887 и впервые опубликовано в том же году в «Петербургской газете» № 26 с подписью А. Чехонте. При жизни писателя рассказ переводился на различные языки.

По воспоминаниям младшего брата Чехова, Михаила, рассказ был написан по впечатлениям, полученным Чеховым, когда он в 1884 году служил практикантом в Чикинской (Воскресенской) больнице. Рассказ также был положительно оценён Л. Н. Толстым.

Краткое содержание

Семилетний мальчик Пашка вместе со своей матерью осенью отправляется в больницу, так как у него ещё с Пасхи болела рука. Путь до больницы был долгий: они шли под дождём до рассвета. Затем они вошли в сени, после этого — в приёмную. Пашка с интересом разглядывал людей и молчал, хотя один пациент его позабавил — он подпрыгивал на одной ноге, как воробей.

Когда пациенты записались, через приёмную прошёл доктор. Подпрыгивающего парня он отчитал, сказав, что тот должен был приходить в понедельник, а тот пришёл только в пятницу. Доктор был строгий и называл пациентов «дураками», но по-доброму.

Наконец, он позвал в свой кабинет Пашку с матерью. Мальчика раздели и осмотрели, хотя при виде таза с кровяными помоями он не удержался от слёз. Выяснилось, что у него болит весь сустав, и он даже может остаться без руки. Приводить его к врачу нужно было ещё полгода назад, а теперь мазями и каплями уже не поможешь: его нужно оставлять в больнице и проводить операцию. Пашка боялся оставаться один, без матери, но врач пообещал, что после операции они чижей пойдут ловить, а ещё врач покажет ему живую лисицу.

Фельдшерица увела Пашку наверх, в палату на троих человек. Его переодели и дали поесть. Он ещё никогда не ел такую вкусную еду, а одежда и кровать его восхитили. После этого он немного походил по больнице, рассматривал пациентов. Некоторые из них были с оспой и выглядели страшно.

К ночи мальчик уснул, но проснулся от шорохов и голосов. Один из пациентов в соседней палате, Михайло, умер, и теперь его собирались вынести из палаты, решая, с кроватью его выносить или просто так.

Пашка никогда раньше не видел мертвецов. Мысль о смерти, а также картина тёмных окон и тот факт, что мать его далеко, так его напугали, что он бросился бежать из больницы, не разбирая дороги. Но далеко не убежал: бросился назад к больнице, затем обежал её, а за больничным корпусом увидел белеющие могильные кресты. От страха он звал маму. Но вот он увидел в окне силуэт знакомого доктора, читающего книгу, и обрадовался.

Однако из-за всех потрясений этой ночи Пашка потерял сознание и упал в обморок прямо на ступени. Когда он пришёл в себя, было уже светло. Рядом был доктор, называл его «дураком» и по-доброму бранил его.

План для пересказа

Это короткое произведение, в котором автор мастерски передаёт все переживания семилетнего ребёнка и затрагивает довольно важную проблему. Для удобства рассказ можно разделить на несколько частей, составив план для пересказа:

Читайте также: 

  1. Обращение в больницу.
  2. Очередь на приём.
  3. Осмотр у сурового врача.
  4. Необходимость остаться в больнице.
  5. Обещание показать чижей и лисицу.
  6. Вкусная еда и хорошие условия.
  7. Знакомство с больными.
  8. Мертвец и ужасы ночи.
  9. Побег.
  10. Развязка ночного приключения.

Характеристика главных героев

Главных героев «Беглеца» Чехова всего трое. Их описание и характеристика:

  1. Павел Галактионов — семилетний деревенский мальчик, который живёт со своей матерью и ворчливой бабкой Егоровной. Он является центральным персонажем: все события описываются через призму его детского восприятия. Он неграмотен, но, как и все дети, любопытен и неглуп, с интересом осматривает больницу и лежащих в палатах пациентов. Он беден, поэтому кровать в больнице, серое шершавое одеяло, одежда, халатик и тёплая еда кажутся ему настоящей роскошью. Любит свою маму и скучает по ней, когда остаётся в больнице один. Он не трусоват, а, наоборот, мужественен, но в силу возраста может испугаться каких-то вещей.
  2. Мать Пашки — бедная крестьянка, обычная трудовая женщина, неграмотная, робкая. Она любит сына, ласково называет его «детка», но из-за своего незнания допускает ошибку, считая, что на локте у него просто болячка, и не понимая, что нужно было поскорее идти к доктору. Она же до последнего тянула, что и привело к нагноению.
  3. Земский доктор Иван Миколаич — образованный, умный, строгий и ворчливый, в белом фартуке и подпоясанный полотенцем. Явно устал от темноты и невежества своих пациентов, поэтому часто бранит их и называет «дураками», но всё же Пашка проникается к нему симпатией. И действительно: врач явно имеет весёлый нрав, ругает больных не со зла, а по необходимости. К маленьким пациентам умеет находить подход, может ласково обращаться к ним, чтобы они не плакали, или пообещать им что-нибудь. Видит, что у Пашки ситуация серьёзная и страшная, но с оптимизмом говорит с ним, чтобы не расстраивать ни его, ни его мать.

Также в произведении присутствуют второстепенные герои — пациенты, фельдшеры.

Анализ и основная мысль

Жанр произведения — рассказ о детях, направление — реализм. Чехов мастерски, не приукрашивая, отражает дореволюционную действительность, которая порой предстаёт суровой и жестокой. Необразованные малограмотные крестьяне часто не понимали, насколько серьёзно постигшее их заболевание, а потому слишком поздно обращались к врачу. Мать Пашки едва его не погубила: из-за её недосмотра он мог лишиться руки, она была ответственна за жизнь и здоровье своего ребёнка, но не думала о последствиях.

Анализ и основная мысль

Жанр произведения — рассказ о детях, направление — реализм. Чехов мастерски, не приукрашивая, отражает дореволюционную действительность, которая порой предстаёт суровой и жестокой. Необразованные малограмотные крестьяне часто не понимали, насколько серьёзно постигшее их заболевание, а потому слишком поздно обращались к врачу. Мать Пашки едва его не погубила: из-за её недосмотра он мог лишиться руки, она была ответственна за жизнь и здоровье своего ребёнка, но не думала о последствиях.

К сожалению, тема, затронутая в произведении, актуальна и сейчас: в настоящее время многие люди тоже решают лечиться самостоятельно и до последнего не обращаться к врачу, не понимая, что их самонадеянность может сыграть с ними злую шутку. Но в их случае это нельзя оправдать неграмотностью и невежеством.

Краткое содержание для читательского дневника показывает, что автор также обращает внимание на проблему бедности в те непростые годы: Пашка живёт настолько бедно, что хоть сколько-нибудь комфортные условия жизни приводят его в восторг. С какой жадностью мальчик ест щи, облизывая ложку после каждого хлебка, с каким удивлением он первый раз в жизни ест жареное мясо… Всё это — поэма бедности, крик о помощи простого народа, на жизнь которого высшие слои общества зачастую не обращают внимания.

Будучи врачом, Чехов со знанием дела описывает врачебные будни, больницу, приём пациентов. Не менее ярко пишет он о детском восприятии действительности: детские впечатления всегда особенно красочные и живые, надолго остающиеся в сознании ребёнка. Даже обычный первый поход в больницу превращается в настоящее приключение.

Ещё одна непростая тема, о которой говорится в произведении, — тема смерти. В стенах больницы смерть — частый гость: иногда некоторым пациентам помочь уже невозможно, и они, лёжа на больничных койках, доживают последние дни, просто смиряясь со своим положением. На таких пациентов смотрит Пашка, когда совершает свой «ознакомительный обход» больницы.

Ночью он становится свидетелем смерти одного из больных, Михайло, весь день недвижимо лежащего на своей койке. Разумеется, это настолько пугает мальчика, что он становится беглецом. Но всё же для своего возраста он поступает довольно мужественно и смело, становясь для юных читателей хорошим примером.

Больница и доктор

У А. П. Чехова есть произведения, содержащие внутреннюю мораль, а есть свободные от нее. «Беглец» относится, скорее, ко вторым. Он представляет собой только фиксирование некоторого опыта или наблюдения. Сочинение могло основываться на действительном факте, но его вполне мог выдумать Чехов. «Беглец» (краткое содержание будет представлено в статье) — произведение, написанное культурным слогом.

Мальчика привозит в больницу мама со странной раной на локте. Осмотрев руку, доктор начинает от души ругать мать последними словами за то, что она так поздно Пашку (Павла Галактионова) к нему привела. Врач говорит: «Разве можно было столько тянуть? Ребенка полгода не приводить? Теперь придется отрезать руку, а что он без руки, кому он нужен? И тебе (обращается доктор к матери) обуза на всю жизнь!» Конечно, эту сцену проникновенно описывает Чехов. «Беглец», краткое содержание которого попало в поле нашего зрения, стоит полностью прочитать рассказ ради этих мизансцен, тем более что его объем меньше 10 страниц.

До матери Пашки, видимо, смысл слов доходит не слишком, поэтому она ждет от врача дальнейших указаний. Слегка успокоившись, доктор кладет мальчика в больницу. Его провожают на второй этаж больницы, где, по-видимому, лежат тяжелобольные люди. Пашке дают новую одежду, хорошо кормят. Старик с поражением легких лежит на соседней койке в палате. Мальчику все нравится: его хорошо кормят, одевают в чистое белье. Правда, по соседству какие-то странные и страшные люди, но это его во время поглощения больничной еды заботит мало.

Странные картины для современного читателя описывает Чехов. «Беглец» (краткое содержание) не врет. Мальчик с мамой пришли, скорее всего, из деревни в больницу, где было государственное обеспечение, поэтому в этом нет ничего удивительного.

Краткое содержание

Дорога к доктору заняла много времени: больной Пашка с матерью «шел до тех пор, пока не рассвело». Когда пришел их черед записаться у фельдшера, Пашка узнал, что зовут его «Павлом Галактионовым, что ему семь лет, что он неграмотен и болен с самой Пасхи». Наконец, доктор, Иван Миколаич, начал осмотр пациентов, и вскоре стали регулярно доноситься «пронзительные вопли, детский плач или сердитые возгласы доктора».

У Паши были серьезные проблемы с рукой. Доктор отругал мать за то, что она «полгода гноила» сына, и теперь у него был поврежден сустав. Он сообщил, что «мазями да каплями тут не поможешь», и мальчика нужно прооперировать в больнице. Чтобы немного приободрить оробевшего Пашку, Иван Миколаич пообещал купить ему леденцов на ярмарке и показать живую лисицу.

Больница поразила воображение Пашки, который пришел к выводу, что «доктору живется очень недурно». В палате было три кровати, одна из них была пустой, и единственным соседом Пашки оказался «какой-то старик с кислыми глазами, который всё время кашлял и плевал в кружку». Мальчик с удовольствием переоделся в больничную одежду, пообедал жирными щами с мясом.

Как стемнело, Пашка случайно стал свидетелем того, как из соседней палаты выносили тело умершего больного. Мальчик очень испугался и кинулся бежать прочь из больницы. Он наткнулся на больничное кладбище и испугался ее больше. Наконец, он увидел дом доктора, и от пережитых эмоций упал в обморок на крыльце. Очнулся Пашка от добродушного голоса Ивана Миколаича.

Чехов «Беглец» в сокращении

А. П. Чехов «Беглец» краткое содержание для читательского дневника расскажет историю ребенка, впервые оказавшегося вдали от матери в больнице:

Главные герои: Пашка — семилетний мальчуган

Тяжело заболевшего Пашку мать привозит в земскую больницу. Доктор, осмотрев его больную руку, предложил остаться на лечение в больнице. Он обещает ему веселую поездку на ярмарку, посиделки с песнями и показать живую лисицу. Пашка с удовольствием соглашается. В больнице на него производит огромное впечатление новая пижама и халатик, а также вкусная еда с мясом, которое ему приходилось есть нечасто.

Но вечером на ребенка накатывает тоска по дому и по матери, он хочет с кем-нибудь поговорить, но вокруг только больные люди со своими проблемами. А вечером вдруг он слышит пугающий шум и видит, как из соседней палаты выносят труп человека.

Тогда с криком Пашка выбегает в ночь и бежит не зная куда. Вдруг он видит светящееся окно и подойдя к дому видит веселого доктора. Тут нервы ребенка не выдержали, и он упал в обморок. Очнулся он, услышав, так понравившийся ему добродушный и раскатистый голос врача.

Вывод:

Больница совсем не веселое место, и каких бы чудес тебе не пообещали, находиться там совсем не весело, особенно если столкнулся со смертью, особенно в таком нежном возрасте.

Для читательского дневника и подготовке к уроку литературы в 5 классе рекомендуем прочитать краткое содержание «Хирургия» Чехова. С присущим ему юмором и сарказмом писатель описал весьма распространенную ситуацию в медицине, когда обыватели вынуждены доверять свое здоровье коновалам.

Короткий пересказ «Беглец»

Краткое содержание «Беглец» Чехов:

Мама привозит маленького сына в больницу, так как, видимо, народные средства не помогают в лечении нарыва. Пока они ждут в очереди, Пашка всему удивляется, ведет себя вполне непосредственно. Хотя мама и призывает его к порядку, но чувствуется, что она его очень любит.

Доктор немного ругает женщину, ведь раньше нужно было привозить больного. Теперь ребенка нужно оставлять на небольшую операцию. Конечно, Пашке страшно без мамы оставаться, он хочет попросить, чтоб ей разрешили переночевать в больнице.

Но доктор тут же отвлек его обещаниями съездить на ярмарку, посмотреть живых птиц и даже лисицу. Врач думает убедить маленького пациента, чтоб сделать нужную ребенку операцию — тут все средства хороши. Тем более взрослый считает, что Пашка легкомысленно забудет о его словах.

Пашка позволяет медицинской сестре себя увести, но обещания врача помнит. Ребенок удивляется больнице, пациентам. Почему у одних оспины, а у других свистит в груди. Ему нравится палата, койка и особенно обед. Понятно, что дома он не доедает, он никогда и не видел жареного мяса, не может удержаться от куска хлеба.

Кстати, кроме ожиданий ярмарки, воспоминаний о бабушке, он представляет, как прошелся бы по деревне в больничном халате. Так и не дождавшись доктора, больной засыпает. Просыпается посреди ночи от шума в соседней палате. Там как раз умер пациент.

Пашка не совсем понимает, почему выносят тело, но ему становится страшно. В ужасе он бежит к маме, до которой слишком далеко. По факту – он мечется по больнице, выбегает на двор, на кладбище, еще больше пугается, но тут видит, буквально, свет в окошке.

Там доктор читает книгу. Пашка так радуется, бросается к нему, что от всех за день пережитых чувств, что падает в обморок. Доктор приводит его в чувств словами, что наказывать бы его надо, но некому.

Главная мысль:

Рассказ о достаточно тяжелой доле ребенка, которую тот сам пока по малости лет, по отсутствию опыта не осознает. Хорошо, что в жизни есть добрые люди, которые, если и обманывают, то на благо.

Для ознакомления с сюжетом при подготовке к уроку литературы или для читательского дневника рекомендуем прочитать краткое содержание «Спать хочется» А. П. Чехова.

  • Чехов рассказ пари читать
  • Чехов рассказ пересолил читательский дневник
  • Чехов рассказ неизвестного человека слушать
  • Чехов рассказ подарок перчатки
  • Чехов рассказ о любви главные герои