Чехов рассказ мальчики план к рассказу 4 класс

Инфоурок литературное чтение презентациипрезентация и конспект по литературному чтению а.п.чехов мальчики описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация и конспект по литературному чтению «А.П.Чехов «Мальчики»

Чехов рассказ мальчики план к рассказу 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Чехов рассказ мальчики план к рассказу 4 класс

  • 2 слайд

    Снег летает и сверкаетВ золотом сиянье дня,Словно пухом устилаетВсе дороги

    Описание слайда:

    Снег летает и сверкает
    В золотом сиянье дня,
    Словно пухом устилает
    Все дороги и дома.
    Сыплет, сыплет снег-снежок,
    Продолжаем наш урок.

  • 3 слайд

    Сегодня мы продолжим знакомство с рассказом о двух мальчиках, ваших ровесника

    Описание слайда:

    Сегодня мы продолжим знакомство с рассказом о двух мальчиках, ваших ровесниках, которые жили и учились в XIX веке, об их интересах, увлечениях, мечтах. И написал этот рассказ А.П. Чехов.

  • 4 слайд

    Чехов рассказ мальчики план к рассказу 4 класс

  • 5 слайд

    Антон Павлович Чехов (1860 - 1904) – великий русский писатель, драматург. Род

    Описание слайда:

    Антон Павлович Чехов (1860 — 1904) – великий русский писатель, драматург. Родился в Таганроге в семье купца.

  • 6 слайд

    Таганрог. Дом, где родился А. П. Чехов. Фотография

    Описание слайда:

    Таганрог. Дом, где родился
    А. П. Чехов. Фотография

  • 7 слайд

    Антон Павлович был здоровым, головастым, подвижным мальчиком, неистощимым на

    Описание слайда:

    Антон Павлович был здоровым, головастым, подвижным мальчиком, неистощимым на юмор, на затеи. Среди братьев он был тогда самым талантливым на выдумки: он устраивал лекции и сцены, кому-нибудь подражал или кого-нибудь представлял… Трудно было представить себе более подвижного, веселого мальчика, чем был Антон Павлович в годы своего отрочества. В домашних спектаклях Антоша-гимназист был главным воротилой. Будучи еще детьми, братья Чеховы разыграли даже «Ревизора», устраивали спектакли и на малороссийском языке…

  • 8 слайд

    Семья Чеховых. Стоят: Иван, Антон, Николай, Александр Чеховы и М. Е. Чехов (д

    Описание слайда:

    Семья Чеховых. Стоят: Иван, Антон, Николай, Александр Чеховы и М. Е. Чехов (дядя писателя); сидят: Михаил, Мария Чеховы, П. Е. Чехов (отец писателя), Е. Я. Чехова (мать писателя), Л. П. Чехова (тетка писателя) и Георгий Чехов (двоюродный брат писателя). Фотография. 1874 г.

  • 9 слайд

    Обучение в биографии Чехова Антона Павловича проходило сначала в греческой шк

    Описание слайда:

    Обучение в биографии Чехова Антона Павловича проходило сначала в греческой школе, гимназии. Затем он поступил в университет Москвы на медицинский факультет. На протяжении всего учения в жизни Чехова приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал юморески.

  • 10 слайд

    Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»).

    Описание слайда:

    Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Л. Толстого. После окончания института занимается врачебной практикой.

  • 11 слайд

    Затем в биографии Антона Павловича Чехова было совершено долгое путешествие н

    Описание слайда:

    Затем в биографии Антона Павловича Чехова было совершено долгое путешествие на Сахалин. Там писатель изучал жизнь ссыльных. После покупки имения Мелихово, ведет общественную деятельность, помогая людям.

  • 12 слайд

    Чехов рассказ мальчики план к рассказу 4 класс

  • 13 слайд

    Затем из-за болезни в своей биографии Чехов переезжает в Ялту, где у него в г

    Описание слайда:

    Затем из-за болезни в своей биографии Чехов переезжает в Ялту, где у него в гостях бывают Л.Толстой, Куприн, Бунин, Левитан, Горький. Сочинения Чехова выходят двумя томами в 1899-1902, а также 1903 годах. Из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где вскоре умирает.

  • 14 слайд

    Чехов рассказ мальчики план к рассказу 4 класс

  • 15 слайд

    - Прочитайте название рассказа. - Как вы думаете о ком этот рассказ?

    Описание слайда:

    — Прочитайте название рассказа.
    — Как вы думаете о ком этот рассказ?

  • 16 слайд

    слушать

  • 17 слайд

    Чехов рассказ мальчики план к рассказу 4 класс

  • 18 слайд

    Чехов рассказ мальчики план к рассказу 4 класс

  • 19 слайд

    Чехов рассказ мальчики план к рассказу 4 класс

  • 20 слайд

    Розвальни – низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком. Башлык

    Описание слайда:

    Розвальни – низкие и широкие сани с
    расходящимся по бокам облучком.

    Башлык- суконный тёплый головной убор –
    остроугольный колпак с длинными концами,
    надеваемый поверх шапки.

    Сюртук — род длинного двубортного пиджака,
    обычно в талию.

  • 21 слайд

    Чехов рассказ мальчики план к рассказу 4 класс

  • 22 слайд

    Бизон – крупное полорогое парнокопытное животное с мягкой шерстью, дикий с

    Описание слайда:

    Бизон – крупное полорогое парнокопытное
    животное с мягкой шерстью, дикий
    североамериканский бык.

    Пампасы –южноамериканские степи.

  • 23 слайд

    Мустанг - одичавшая домашняя лошадь североамериканских прерий.

    Описание слайда:

    Мустанг — одичавшая домашняя лошадь
    североамериканских прерий.

  • 24 слайд

    Индейцы- общее название коренных племён и народностей древнего происхождения

    Описание слайда:

    Индейцы- общее название коренных племён
    и народностей древнего происхождения,
    населявших до появления европейцев Южную
    и Северную Америку.

  • 25 слайд

    Москит- мелкое двукрылое насекомое южных стран, причиняющее болезненные укусы.

    Описание слайда:

    Москит- мелкое двукрылое насекомое южных
    стран, причиняющее болезненные укусы.

  • 26 слайд

    Чечевица- растение семейства бобовых, а также его круглые, с двух сторон вып

    Описание слайда:

    Чечевица- растение семейства бобовых,
    а также его круглые, с двух сторон выпуклые
    зёрна.

  • 27 слайд

    Плантация- большое хозяйство, в котором возделываются культуры. Флигель- пос

    Описание слайда:

    Плантация- большое хозяйство, в котором
    возделываются культуры.

    Флигель- постройка с боку главного здания
    или дом во дворе большого здания.

    Приказчик — 1) наёмный служащий в торговом
    заведении, продавец
    2) управляющий имением помещика.

    Урядник – 1) в царской армии: казачий
    унтер-офицер;
    2)и в царской России :нижний чин уездной
    полиции.

  • 28 слайд

    - Итак, куда же хотели сбежать мальчики? - Что взволновало вас при чтении рас

    Описание слайда:

    — Итак, куда же хотели сбежать мальчики?
    — Что взволновало вас при чтении рассказа?
    — К какому жанру относится это произведение?
    — Понравился ли вам этот рассказ?
    — Мечтал ли кто-нибудь из вас отправиться в далекое путешествие? Если да, то куда?
    — Давайте еще раз перечитаем этот рассказ.

  • 29 слайд

    Какие герои являются  главными действующими лицами? Как сестры относились к

    Описание слайда:

    Какие герои являются  главными действующими лицами?
    Как сестры относились к Володе?
    Как автор относится к мальчикам?
    -Выскажите свое мнение примерами из текста.
    — В начале и в конце описаны встречи мальчиков с семьей? Чем эти встречи
    отличаются, чем они похожи?
    — Что могло произойти, если бы мальчиков не нашли?
    —  Правильно ли они поступили?
    Как вы оцениваете поступок мальчиков?
    — Правильно ли поступили родители в этой ситуации?

  • 30 слайд

    Чехов рассказ мальчики план к рассказу 4 класс

  • 31 слайд

    01. Первый приезд Володи. 02. Действие в столовой. 03. Действие в детской. 04

    Описание слайда:

    01. Первый приезд Володи.
    02. Действие в столовой.
    03. Действие в детской.
    04. Диалог Чечевицына с Катей.
    05. Девочки подслушивают разговор.
    06. Прощание  с родными.
    07. Диалог Чечевицына с Володей.
    08. Поиск мальчиков.
    09. Второй приезд Володи.
    10. Отъезд Чечевицына

  • 32 слайд

    1. Первый приезд Володи (Его ждут дома, ему очень рады). 2. Действие в столов

    Описание слайда:

    1. Первый приезд Володи (Его ждут дома, ему очень рады).
    2. Действие в столовой (Сравнение мальчиков).
    3. Действие в детской (Обсуждение побега).
    4. Диалог Чечевицына с Катей.
    5. Девочки подслушивают разговор.
    6. Прощание с родными (Володя не трусит, он в первую очередь думает о маме, которую очень любит).
    7. Диалог Чечевицына с Володей (Напористая сила Чечевицына, нерешительность Володи).
    8. Поиски мальчиков (Напряженность действия).
    9. Второй приезд Володи (Суета, но нет веселья. Раскаяние Володи).
    10. Отъезд Чечевицына (Чечевицын не раскаивается в поступке).

  • 33 слайд

    Чехов рассказ мальчики план к рассказу 4 класс

  • 34 слайд

    План характеристики героев произведения: 1. Какие герои сравниваются, почему

    Описание слайда:

    План характеристики героев произведения:

    1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они. 
    2. Опиши  внешность  героя  (его  лицо, одежду, манеру  поведения).
    3. Речь героя
    4. Вспомни, в  каких  поступках, мыслях,
    действиях,  лучше  всего  раскрывается  характер героя?
    5. Что общего между героями.
    6. Что отличает двух героев. 
    7. Ваше отношение к данным персонажам.
    8. Отношение автора к героям. 
    9. Подумай  и  скажи,  на какого героя тебе  самому  хотелось (не  хотелось)  бы  походить?

  • 35 слайд

    Характеристика Чечевицына Как появился Чечевицын в доме Королёвых?- Зачитайт

    Описание слайда:

    Характеристика Чечевицына
    Как появился Чечевицын в доме Королёвых?
    — Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына.
    — Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына?
    — Давайте посмотрим сценку, которую приготовили для нас ребята и ответим на вопрос:
    Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын?
    — Как он себя называет?
    — А ещё в его рассказе кто-нибудь так называет?
    — С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой
    Маши?
    — Каким казался Чечевицын Кате и Соне?
    — Почему он казался Кате и Соне героем?

  • 36 слайд

    Характеристика Володи Королёва - Прочитайте, как вёл себя Володя накануне поб

    Описание слайда:

    Характеристика Володи Королёва
    — Прочитайте, как вёл себя Володя накануне побега?
    — Как вы думаете, Володя трусил?
    — Давайте прочтём диалог Чечевицына с Володей и ответим на вопрос:
    -Почему Володя Королёв всё же согласился бежать в Америку?
    — Выберете какими чертами характера обладал Володя?
    — А сейчас давайте поговорим об их поступке.
    -Что узнали девочки подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне?
    — Зачитайте план побега.

  • 37 слайд

    Характеристика поступка - Что они приготовили для побега? Зачитайте. - Как в

    Описание слайда:

    Характеристика поступка
    — Что они приготовили для побега? Зачитайте.
    — Как вы думаете, достаточно ли этого для их путешествия?
    — Как представлял Чечевицын жизнь в Америке?
    — Могли ли сбыться их мечты?
    — Чем закончился побег мальчиков?
    -Как вы думаете, могло ли их путешествие закончиться иначе?
    — Как можно назвать действие мальчиков по отношению к своим близким?
    — Как вы думаете, кто из мальчиков испытывал чувство беспокойства за свой поступок перед своей семьёй? Почему?

  • 38 слайд

                пухл            добрый     худ угрюмый некрас

    Описание слайда:

               
    пухл            добрый     худ угрюмый
    некрасив малообщительный странный   бел              смугл
    весёлый    трусливый легкомысленный            
    разговорчивый   странный  нерешительный  
              неустрашимый целеустремлённый
    Всё время о чём-то думает.
    Занят своими мыслями.
    Думает о родителях. Не думает о родителях.
    Работа в парах. Составьте портрет героев.

  • 39 слайд

    Чехов рассказ мальчики план к рассказу 4 класс

  • 40 слайд

    Герои решились на побег, потому что: 1) Были смелыми и решительными 2) Были

    Описание слайда:

    Герои решились на побег, потому что:

    1) Были смелыми и решительными
    2) Были глупыми и самонадеянными
    3) Мало знали и плохо представляли трудности пути
    4) Не любили своих близких
    5) Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными
    6) Любили путешествовать и узнавать новое.

  • 41 слайд

     -О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?

    Описание слайда:

    -О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?

  • 42 слайд

    -Какое качество необходимо, чтобы стать целеустремленным?

    Описание слайда:

    -Какое качество необходимо, чтобы стать
    целеустремленным?

  • 43 слайд

    Подберите строчки из рассказа к иллюстрациям.

    Описание слайда:

    Подберите строчки из рассказа к иллюстрациям.

  • 44 слайд

    Чехов рассказ мальчики план к рассказу 4 класс

  • 45 слайд

    Чехов рассказ мальчики план к рассказу 4 класс

  • 46 слайд

    Чехов рассказ мальчики план к рассказу 4 класс

  • 47 слайд

    Чехов рассказ мальчики план к рассказу 4 класс

  • 48 слайд

    Отгадай героев произведения и слова.

    Описание слайда:

    Отгадай героев произведения и слова.

  • 49 слайд

    Чехов рассказ мальчики план к рассказу 4 класс

  • 50 слайд

    Чехов рассказ мальчики план к рассказу 4 класс

  • 51 слайд

    Чехов рассказ мальчики план к рассказу 4 класс

  • 52 слайд

    Чехов рассказ мальчики план к рассказу 4 класс

  • 53 слайд

    По горизонтали4. Куда Володя с другом собрались бежать?6. Как звали

    Описание слайда:

    По горизонтали
    4. Куда Володя с другом собрались бежать?
    6. Как звали пса?
    8. Сколько лет старшей сестре Володи?
    По вертикали
    1. Сколько было сестёр у Володи? 
    2. Как звали самую младшую сестру Володи? 
    3. Кто был другом Володи? 
    5. Где ночевали Володя с другом, когда сбежали? 
    7. Фамилия Володи. 

  • 54 слайд

    Чехов рассказ мальчики план к рассказу 4 класс

  • 55 слайд

    Чехов рассказ мальчики план к рассказу 4 класс

  • 56 слайд

    С творчеством, какого писателя мы познакомились на уроке? Чем увлекались маль

    Описание слайда:

    С творчеством, какого писателя мы познакомились на уроке?
    Чем увлекались мальчики того времени?
    Какие подвиги хотели совершать?
    Можно ли сказать, что характеры у мальчиков одинаковые? Почему? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
    В чем главная мысль рассказа?
    Чему учит этот рассказ?

  • 57 слайд

     Автор учит бережно относиться к чувствам своих родственников и других людей.

    Описание слайда:

     Автор учит бережно относиться к чувствам своих родственников и других людей.
    Прежде чем что-то сделать, нужно хорошо подумать о последствиях своих действий.
    Чтобы отправляться в путешествие, нужно много знать, а мальчики многого не знали. Автор призывает нас учиться.

  • 58 слайд

    Мне удалось на уроке… Мне понравилось… Я порадовался за… Я могу похвалить себ

    Описание слайда:

    Мне удалось на уроке…
    Мне понравилось…
    Я порадовался за…
    Я могу похвалить себя за …
    -С каким настроением заканчиваем урок?   

  • 59 слайд

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/11/04/urok-po-tvorchestvu-a

    Описание слайда:

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/11/04/urok-po-tvorchestvu-apchekhova-malchiki-kharakteristika
    Интересный конспект:
    Викторина: http://skazvikt.ucoz.ru/publ/180-1-0-1529
    Кроссворд: http://spisok-literaturi.ru/cross/kategorii-gotovyh-crossvordov/russkaya-literatura/chehov-ap-malchiki.html

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Мальчики

Похожие материалы

  • Статья «Чудесные уголки природы»(4кл)

  • Презентация Сказки К.И.Чуковского (2 класс)

  • Презентация к уроку обучения грамоты для 1 класса «Согласная буква д, Д и звуки.

  • Драгунский Виктор Юзефович. Презентация. Литературное чтение. 3 класс

  • Технологическая карта урока по литературному чтению на тему «Л.Н.Толстой «Детство» (4 класс)

  • Презентация по литературному чтению на тему: О братьях наших меньших

  • Презентация по литературному чтению на тему: Осень наступила

  • Презентация по литературному чтению на тему: Перелеты птиц

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454931 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

На чтение 6 мин. Просмотров 367 Опубликовано

Составить план рассказа «Мальчики» Чехова можно использовав предоставленные варианты — краткий, детальный, сюжетный.

Чехов «Мальчики» план рассказа

  1. Приезд Володи с другом на каникулы.
  2. Радостный прием.
  3. Мальчики — заговорщики.
  4. Сестры подслушивают о чем говорят ребята.
  5. Обсуждение плана побега в Америку.
  6. Сомнения Володи.
  7. Побег друзей.
  8. Беглецов возвращают.
  9. Прощание товарищей.

«Мальчики» план рассказа Чехова

1)Приезд Володи с другом

2)Чаепитие

3)Любопытные сестры

4)Сестры подслушали разговор мальчиков

5)Побег мальчиков в Америку

6)Задержка в городе, в Гостином дворе

7)Приезд мамы Чечевицына

8)Монтигомо-Ястребиный Коготь

Детальный план рассказа Чехова

  1. Веселая встреча с Володей.
  2. Совместное чаепитие.
  3. Активная подготовка к Новому году.
  4. Мальчики ведут себя подозрительно.
  5. Беседа Чечевицына с Катей.
  6. Катя и Соня узнают о желании ребят сбежать.
  7. Чечевицын подговаривает Володю, который начал сомневаться.
  8. Прощание с близкими и родными перед побегом.
  9. Долгожданный побег мальчишек.
  10. Поиски ребят.
  11. Возвращение путешественников.

«Мальчики» план

  • Приезд Володи домой, радость всей семьи.
  • Чечевицын – угрюмый и молчаливый товарищ Володи.
  • Странное поведение Володи.
  • Мальчики рассматривают карту в атласе.
  • Мечта об Америке и богатстве.
  • Натянутый разговор Чечевицына с девочками, сказки об Америке.
  • Подслушанный разговор.
  • Сомнения Володи по поводу путешествия.
  • Уговоры Чечевицына.
  • Пропажа мальчиков.
  • Возвращение блудных детей.
  • Приезд матери Чечевицына.

«Мальчики» краткий план

  1. Канун сочельника, радостная встреча мальчиков в семье Королевых.
  2. Володя Королев и Чичевицын разрабатывают план побега в Америку.
  3. Исчезновение мальчиков обнаружено.
  4. Возращение беглецов.

План для пересказа

  1. Приехавший на каникулы Володя становится причиной настоящего переполоха в доме: везде слышен шум, гам, радостные возгласы.
  2. Володя представляет родственникам своего товарища: все три Володины сестры рассматривают его с неподдельным интересом.
  3. Почему Володя и Чечевицын (так звали приятеля) рассматривали карту мира и почему постоянно перешептывались?
  4. Утром сестры подслушали разговор: мальчики собирались в Америку, но Володя колебался: ему было жалко маму, дом, своих родных.
  5. Чечевицын настоял и мальчики покинули имение.
  6. Хватились мальчиков только к обеду: в доме поднялась настоящая суматоха.
  7. Урядник привозит в повозке задержанных в городе горе-путешественников.
  8. На следующий день за Чечевицыным приезжает его мама.

Чехов «Мальчики» план

1.Бурная встреча Володи.

2.Странное поведение мальчиков.

3.Подготовка к Новому году.

4.Побег

5. Заговор

6.Маленький гость.

7.Возвращение детей.

Чехов А.П. рассказ «Мальчики» Жанр: юмористический рассказГлавные герои рассказа «Мальчики» и их характеристика

  1. Володя Королев. Ученик 4 класса, мальчик романтичный, нежный, горячо любящий родителей.
  2. Чечевицын. Друг Володи. Азартный, смелый, решительный, гордый и настойчивый, настоящий герой.
  3. Катя, Соня, Маша, сестры Володи, романтичные девочки.
  4. Родители Володи. Добрые и ласковые, очень скучали по сыну. Очень переживали, когда тот сбежал.

План пересказа рассказа «Мальчики»

  1. Приезд Володи
  2. Радостная встреча
  3. Беседа после чая
  4. Страшные планы мальчиков
  5. Надежда на золото
  6. Володя проявляет слабость
  7. Чечевицын уговаривает Володю
  8. Побег
  9. Снова приезд Володи
  10. Печальная встреча
  11. Подпись на память.

Кратчайшее содержание рассказа «Мальчики» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Володя Королев вместе со своим другом Чечевицыным приезжает домой на Рождество.
  2. Его радостно встречает вся семья.
  3. Девочки узнают, что мальчики решили бежать в Америку и готовятся к побегу.
  4. Володя боится бежать и не хочет расстраивать родителей, но Чечевицын уговаривает его
  5. Мальчики бегут и их привозит урядник из соседнего города
  6. Мальчиков встречают слезы и упреки родителей, а Чечевицына забирает мама.

Главная мысль рассказа «Мальчики» Мечтая о приключениях и путешествиях, не забывай о своих родных.Чему учит рассказ «Мальчики» Рассказ учит тщательно продумывать планы, учит мечтать, учит быть твердым в своих убеждениях. Рассказ учит не отступать и не сдаваться. Учит также пользе знаний, ведь мальчики плохо были готовы к побегу и не представляли, что их ждет.Отзыв на рассказ «Мальчики» Мне очень понравился рассказ «Мальчики». Его герои — два простых мальчика, которые начитались книг Майн Рида об индейцах и сами захотели стать героями. К сожалению, они плохо учились в школе и потому не знали, что сперва нужно получить знания и подрасти, а потом уже принимать самостоятельные решения. Поэтому они только огорчили родителей своим поведением и конечно ни в какую Америку не попали.Пословицы к рассказу «Мальчики» Тяжело в учении, легко в бою. Учеба и труд к победам ведут. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит. Дорогу осилит идущий. Хорошо жить в почете, да ответ велик.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Мальчики» Приезд Володи домой был встречен всеобщим ликованием. Служанка Наталья первая заметила мальчика, к нему бросились мать и тетка, отец прибежал с ножницами, сестры радостно визжали, а огромный пес Милорд важно гавкнул. Володя представил семье своего товарища, ученика 4 класса Чечевицына, который приехал погостить. Вскоре Володя и Чечевицын уже пили чай. Три младшие сестры Володи — Катя, Соня и Маша наблюдали за гостем и пришли к выводу, что он очень умный. Они также заметили, что Володя в этот приезд был не таким разговорчивым как всегда. После чая девочки и отец отправились наряжать елку, но мальчики раскрыли географический атлас и стали что-то внимательно изучать. Слышны были отрывистые фразы про Калифорнию, Америку, про охоту и грабеж. Чечевицын невпопад сказал Кате, что земля дрожит, когда по ней бежит стадо мустангов, а потом заявил, что он на самом деле Монтигомо, Ястребиный коготь. А маленькая Маша очень к месту заявила, что вчера у них готовили чечевицу. Вечером девочки подкрались к дверям спальни и услышали, что мальчики собрались бежать в Америку, добывать золото. Они услышали, что мальчикам придется жить разбоем, пройти несколько тысяч верст пешком, сражаться с дикарями и обрабатывать плантации. Девочки решили ничего не говорить маме, потому что надеялись, что мальчики привезут им из Америки слоновой кости и золота. Накануне сочельника Володя ходил весь день бледный и ничего не ел. Он даже принимался молиться, а к вечеру расплакался и долго прощался с отцом и матерью. Рано утром девочки опять подслушивали и поняли, что Володя не хочет бежать, что ему жалко маму, но что Чечевицын называет его трусом и требует отдать пистоны. Наконец Володя разрыдался и решил бежать. Девочкам в этот момент маленький веснушчатый Чечевицын представлялся героем. За обедом родители обнаружили, что мальчиков нет и поднялась суматоха. Их искали везде. Но мальчиков на следующее утро привез урядник и пояснил, что беглецов задержали в городе на гостином дворе. Девочки опять радовались приезду мальчиков, Милорд снова гавкал, но папа и мама были серьезны и печальны. Отец стыдил Володю, а мама плакала. На следующий день за Чечевицыным приехала его мать и увезла мальчика. Он успел только подписать на память Катину тетрадь: «Монтигомо Ястребиный коготь».Рисунки и иллюстрации к рассказу «Мальчики»

Используемые источники:

  • https://kratkoe.com/plan-rasskaza-malchiki-chehova-4-klass/
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/09/blog-post3.html

Литературное чтение. 4 класс

Урок 17. А.П. Чехов «Мальчики»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Знакомство с произведением Антона Павловича Чехова «Мальчики»

2. Определение темы и основной идеи рассказа.

3. Составление последовательного плана.

4. Сравнительная характеристика главных героев.

Глоссарий по теме:

Рассказ; приключение; путешествие; главные герои; сравнительная характеристика героев; семейные ценности;

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Обязательная литература:

Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с. С. 120-134

Дополнительная литература:

1. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34 – 35

2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы слышали увлекательные истории об индейцах Америки? А может Вы, как и многие гимназисты XIX века, зачитывались произведениями Майна Рида?

Если так, то Вы обязательно, вместе с нашими решительными героями, мечтали оказаться на просторах американских прерий и поохотиться на бизонов.

А рассказал нам эту увлекательную историю великий русский писатель и драматург Антон Павлович Чехов.

За свои 44 года Антоном Павловичем Чеховым было написано много произведений. Его знают не только у нас, но и за границей. По его произведениям поставлены пьесы, сняты кинофильмы. Чехов не был детским писателем, но много писал о детях, так как высоко ценил семейные отношения. Он написал рассказы “Ванька», «Каштанка”, «Белолобый» и другие.

Володя приехал! — крикнул кто-то на дворе.

— Володечка приехали! — завопила Наталья, вбегая в столовую. — Ах, боже мой!

Вся семья Королёвых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам. У подъезда стояли широкие розвальни, и от тройки белых лошадей шёл густой туман. Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем, и весь он от головы до ног издавал такой вкусный морозный запах, что, глядя на него, хотелось озябнуть и сказать: «бррр!». Мать и тётка бросились обнимать и целовать его, Наталья повалилась к его ногам и начала стаскивать с него валенки, сёстры подняли визг, двери скрипели, хлопали, а отец Володи в одной жилетке и с ножницами в руках вбежал в переднюю и закричал испуганно:

А мы тебя ещё вчера ждали! Хорошо доехал? Благополучно? Господи боже мой, да дайте же ему с отцом поздороваться! Что, я не отец, что ли?

— Гав! Гав! — ревел басом Милорд, огромный чёрный пёс, стуча хвостом по стенам и по мебели.

Всё смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся минуты две. Когда первый порыв радости прошёл, Королёвы заметили, что кроме Володи в передней находился ещё один маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем; он неподвижно стоял в углу в тени, бросаемой одною большою лисьей шубой.

— Володечка, а это же кто? — спросила шёпотом мать.

— Ах! — спохватился Володя. — Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса… Я привёз его с собой погостить у нас.

— Очень приятно, милости просим! — сказал радостно отец. — Извините, я по-домашнему, без сюртука… Пожалуйте! Наталья, помоги господину Черепицыну раздеться! Господи боже мой, да прогоните эту собаку! Это наказание!

Как вы думаете, какие герои являются главными действующими лицами?

Пауза.

Правильно, главные герои – это Володя Королёв и его одноклассник – Чечевицын.

— Как можно озаглавить первую часть рассказа?

«Первый приезд Володи»

Немного погодя Володя и его друг Чечевицын, ошеломлённые шумной встречей и всё ещё розовые от холода, сидели за столом, и пили чай. Зимнее солнышко, проникая сквозь снег и узоры на окнах, дрожало на самоваре и купало свои чистые лучи в полоскательной чашке. В комнате было тепло, и мальчики чувствовали, как в их озябших телах, не желая уступать друг другу, щекотались тепло и мороз.

— Ну, вот скоро и рождество! — говорил нараспев отец, крутя из темно-рыжего табаку папиросы. — А давно ли было лето и мать плакала, тебя провожаючи? Ан ты и приехал… Время, брат, идёт быстро! Ахнуть не успеешь, как старость придёт. Господин Чибисов, кушайте, прошу вас, не стесняйтесь! У нас попросту.

Три сестры Володи, Катя, Соня и Маша — самой старшей из них было одиннадцать лет, — сидели за столом и не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нём не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся. Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и учёный человек. Он о чём-то всё время думал и так был занят своими мыслями, что когда его спрашивали о чём-нибудь, то он вздрагивал, встряхивал головой и просил повторить вопрос.

Девочки заметили, что и Володя, всегда весёлый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как, будто даже не рад был тому, что приехал домой. Пока сидели за чаем, он обратился к сёстрам только раз, да и то с какими- то странными словами. Он указал пальцем на самовар и сказал:

— А в Калифорнии вместо чаю пьют джин. Он тоже был занят какими-то мыслями, и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие.

Что вы можете сказать о семье Королёвых? Как родители и дети относятся друг к другу?

Пауза

Да, семья Королевых очень дружная, многодетная — три девочки и мальчик Володя. Родители во всем солидарны, понимают друг друга с полуслова, в отношениях царят любовь и уважение.

Как изменилось отношение Володи к сёстрам? Подтвердите свой ответ словами из текста.

Девочки заметили, что и Володя, всегда весёлый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как, будто даже не рад был тому, что приехал домой.

— Как можно озаглавить вторую часть?

«Действие в столовой»

После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для ёлки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался и изредка бросал ножницы на пол, сердясь на них за то, что они тупы. Мамаша вбегала в детскую с очень озабоченным лицом и спрашивала:

— Кто взял мои ножницы? Опять ты, Иван Николаич, взял мои ножницы?

— Господи, боже мой, даже ножниц не дают! — отвечал плачущим голосом Иван Николаич и, откинувшись на спинку стула, принимал позу оскорблённого человека, но через минуту опять восхищался.

В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору, но теперь он и Чечевицын не обратили никакого внимания на разноцветную бумагу и ни разу даже не побывали в конюшне, а сели у окна и стали о чём-то шептаться; потом они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту.

— Сначала в Пермь… — тихо говорил Чечевицын… — оттуда в Тюмень… потом Томск… потом… потом… в Камчатку… Отсюда самоеды» перевезут на лодках через Берингов пролив… Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей.

— А Калифорния? — спросил Володя.

— Калифорния ниже… Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом.

Удалось ли вам представить себе путь, которым друзья планировали добраться до Америки? Что вы можете сказать о его реальности?

Их мечты были несбыточными, потому что они реально не представляли всех трудностей, связанных с побегом, не имели представления о том, что нужно запасать в длинную и трудную дорогу, как добраться до Америки и сколько для этого нужно денег.

Давайте продолжим составление плана рассказа и дадим заголовок этой части.

«Действие в детской»

Чечевицын весь день сторонился девочек и глядел на них исподлобья. После вечернего чая случилось, что его минут на пять оставили одного с девочками. Неловко было молчать. Он сурово кашлянул, потёр правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо на Катю и спросил:

— Вы читали Майн Рида?

Нет, не читала… Послушайте, вы умеете на коньках кататься?

Погружённый в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос, а только сильно надул щёки и сделал такой вздох, как будто ему было очень жарко. Он ещё раз поднял глаза на Катю и сказал:

— Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля, а в это время мустанги, испугавшись, брыкаются и ржут.

Чечевицын грустно улыбнулся и добавил:

— А также индейцы нападают на поезда. Но хуже всего это москиты и термиты.

— А что это такое?

— Это вроде муравчиков, только с крыльями. Очень сильно кусаются. Знаете, кто я?

— Господин Чечевицын.

— Нет. Я Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых.

Маша, самая маленькая девочка, поглядела на него, потом на окно, за которым уже наступал вечер, и сказала в раздумье:

— А у нас чечевицу вчера готовили.

Как можно назвать эту часть произведения? О чём в ней говорится?

Данную часть рассказа можно озаглавить «Диалог Чечевицына с Катей»

Совершенно непонятные слова Чечевицына, и то, что он постоянно шептался с Володей, и то, что Володя не играл, а всё думал о чём-то, — всё это было загадочно и странно. И обе старшие девочки, Катя и Соня, стали зорко следить за мальчиками. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор. О, что они узнали! Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото; у них для дороги было уже всё готово: пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег. Они узнали, что мальчикам придется пройти пешком несколько тысяч верст, а по дороге сражаться с тиграми и дикарями, потом добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступать в морские разбойники, пить джин и в конце концов жениться на красавицах и обрабатывать плантации. Володя и Чечевицын говорили и в увлечении перебивали друг друга. Себя Чечевицын называл при этом так: «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю — «бледнолицый брат мой».

— Ты смотри же, не говори маме, — сказала Катя Соне, отправляясь с ней спать. — Володя привезёт нам из Америки золота и слоновой кости, а если ты скажешь маме, то его не пустят.

О чём узнали девочки, подслушав разговор Володи и Чечевицына?

Они узнали о том, что Володя и Чечевицын мечтали убежать в Америку, добывать там золото и слоновую кость, стать вождями индейских племен, сражаться за свою независимость.

Как можно назвать эту часть произведения?

«Девочки подслушали разговор»

Накануне сочельника Чечевицын целый день рассматривал карту Азии и что-то записывал, а Володя, томный, пухлый, как укушенный пчелой, угрюмо ходил по комнатам и ничего не ел. И раз даже в детской он остановился перед иконой, перекрестился и сказал:

— Господи, прости меня грешного! Господи, сохрани мою бедную, несчастную маму!

К вечеру он расплакался. Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестёр. Катя и Соня понимали, в чём тут дело, а младшая, Маша, ничего не понимала, решительно ничего, и только при взгляде на Чечевицына задумывалась и говорила со вздохом:

— Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу.

Как можно охарактеризовать поведение Володи?

Верно, Володя добрый и наивный мальчик. Он плакал от одной мысли, что придется расстаться с мамой, но все-таки готовился убежать в далекую Америку, подчиняясь во всем своему настырному другу.

Эту часть рассказа назовём «Прощание с родными».

Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Подкрались к двери.

— Так ты не поедешь? — сердито спрашивал Чечевицын. — Говори: не поедешь?

— Господи! — тихо плакал Володя. — Как же я поеду? Мне маму жалко.

— Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем!

Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманил, а как ехать, так вот и струсил.

— Я … я не струсил, а мне… мне маму жалко.

— Ты говори: поедешь или нет?

— Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить.

— В таком случае я сам поеду! — решил Чечевицын — и без тебя обойдусь. А ещё тоже хотел охотиться на тигров, сражаться! Когда так, отдай же мои пистоны!

Володя заплакал так горько, что сёстры не выдержали и тоже тихо заплакали. Наступила тишина.

— Так ты не поедешь? — ещё раз спросил Чечевицын.

— По… поеду.

— Так одевайся!

И Чечевицын, чтобы уговорить Володю, хвалил Америку, рычал, как тигр, изображал пароход, бранился, обещал отдать Володе всю слоновую кость и все львиные и тигровые шкуры.

И этот худенький смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенным, замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев.

Когда девочки вернулись к себе и одевались, Катя с глазами, полными слёз, сказала:

— Ах, мне так страшно!

Что вы можете сказать о характере Чечевицына? Подтвердите словами из текста.

И этот худенький смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенным, замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек.

Какое событие происходит в этом эпизоде?

«Диалог Чечевицына с Володей»

До двух часов, когда сели обедать, всё было тихо, но за обедом вдруг оказалось, что мальчиков нет Дома. Послали в людскую, в конюшню, во флигель к приказчику — там их не было. Послали в деревню и там не нашли. И чай, потом тоже пили без мальчиков, а когда садились ужинать, мамаша очень беспокоилась, даже плакала. А ночью опять ходили в деревню, искали, ходили с фонарями на реку. Боже, какая поднялась суматоха!

На другой день приезжал урядник, писали в столовой какую-то бумагу. Мамаша плакала.

Но вот у крыльца остановились розвальни, и от тройки белых лошадей валил пар.

— Володя приехал! — крикнул кто-то на дворе.

— Володечка приехали! — завопила Наталья, вбегая в столовую.

И Милорд залаял басом: «Гав! гав!» Оказалось, что мальчиков задержали в городе, в Гостином дворе (там они ходили и всё спрашивали, где продаётся порох). Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал, и бросился матери на шею. Девочки, дрожа, с ужасом думали о том, что теперь будет, слышали, как папаша повёл Володю и Чечевицына к себе в кабинет и долго там говорил с ними; и мамаша тоже говорила и плакала.

— Разве это так можно? — убеждал папаша. — Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат. А вам стыдно, господин Чечевицын! Нехорошо-с! Вы зачинщик, и, надеюсь,- вы будете наказаны вашими родителями. Разве это так можно? Вы где ночевали?

— На вокзале! — гордо ответил Чечевицын.

Володя потом лежал, и ему к голове прикладывали полотенце, смоченное в уксусе. Послали куда- то телеграмму, и на другой день приехала дама, мать Чечевицына, и увезла своего сына.

Как вы считаете, кто в этой паре лидер? Чьи слова помогли убедиться в этом?

Отец Володи убеждает нас в том, что лидером был Чечевицын:

— Разве это так можно? — убеждал папаша. — Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат. А вам стыдно, господин Чечевицын! Нехорошо-с! Вы зачинщик, и, надеюсь,- вы будете наказаны.

Как можно озаглавить эту часть рассказа?

Возвращение после неудачного побега.

Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти:

«Монтигомо Ястребиный Коготь».

Дайте название этой части произведения.

«Отъезд Чечевицына»

Мы прочитали увлекательную историю, рассказанную Антоном Павловичем Чеховым.

-А какой урок мы можем получить из этого рассказа?

-Мальчики задумали несбыточное путешествие. Они реально не представляли всех трудностей, связанных с побегом, не имели представления о том, как добраться до Америки и сколько для этого нужно знаний и денег.

-Почему мальчики решили бежать в Америку?

-Володя и Чечевицын мечтали убежать в Америку, добывать там золото и слоновую кость, стать вождями индейских племен, сражаться за свою независимость.

-Что повлияло на их выбор?

-Они с интересом читали произведения американских писателей Майна Рида и Фенимора Купера о жизни и борьбе за независимость индейских племён в Северной Америке.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Опишите внешность главных героев:

Варианты: круглолицый, безрассудный, худой, с веснушками, смуглый, белый, белый, хвастливый,

Володя

Чечевицын

    ‌‌‍‍

    ‌‌‍‍

    ‌‌‍‍

    ‌‌‍‍

    ‌‌‍‍

    ‌‌‍‍

Ответ:

Володя

Чечевицын

пухлый

худой

круглолицый

с веснушками

белый

смуглый

Разбор типового контрольного задания

Подберите соответствующую надпись:

Чехов рассказ мальчики план к рассказу 4 классЧехов рассказ мальчики план к рассказу 4 классЧехов рассказ мальчики план к рассказу 4 класс

Начало; середина; концовка

Ответ:

Чехов рассказ мальчики план к рассказу 4 класс Чехов рассказ мальчики план к рассказу 4 класс Чехов рассказ мальчики план к рассказу 4 класс

Начало Середина Концовка

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

«А. П. Чехов «Мальчики»

Продолжительность урока: 45 минут

Педагогические задачи:

создать условия для знакомства с произведением А. П. Чехова «Мальчики»;

совершенствовать умение выполнять анализ художественного произведения;

формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста;

отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения;

развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, антипацию (смысловую догадку) детей, произвольную память;

расширять оперативное поле чтения; усиливать коммуникативные свойства речи;

воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с творчеством А. П. Чехова и содержанием его рассказа «Мальчики»;научатся: раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста, пересказывать основное содержание произведения, определять тему и главную мысль произведения

Метапредметные:

Познавательные:

анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника);

выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные:

читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;

фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворен-ность/неудовлетворенность своей работой на уроке.

Коммуникативные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении

Личностные:оценивать под руководством учителя поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей

Оборудование и материально-техническое оснащение: учебник литературного чтения для 4 класса, выставка книг А. П. Чехова, толковые словари Ожегова, карточки с деформированным планом, карточки с характеристикой главных героев, презентация, компьютер, мультимедийный проектор

Ход урока

1. Приветствие.

Я очень рада

Войти в приветливый Наш класс

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Мы вместе сочиним урок!

2 .Проверка домашнего задания.

— Какое произведение вы читали дома? («Как мужик убрал камень»)

-Кто автор произведения? (Л. Н. Толстой)

-Какое это произведение по жанру? (Басня)

-В чем заключается главная мысль басни Толстого? (Важна не только сила, но и смекалка)

3. Речевая разминка.

— Прочитайте медленно отрывок из стихотворения З. Маркиной «Моя семья – надежный крепкий тыл».

Моя семья – надежный крепкий тыл.

Со мною мать, отец, сестрёнки, братья …

Здесь могут охладить ненужный пыл,

Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.

Дом пахнет пирогами и теплом,

Да лаской добрых рук любимой мамы.

И, если гроз и бед нагрянет гром,

Помогут пережить легко, без драмы.

Здесь, улыбаясь,скажут: «Впереди

Успехи будут, только постарайся.

Учись, трудись и с песнею иди,

А если виноват, пойми, раскайся.

— Как вы думаете, почему именно для речевой разминки я взяла стихотворение З. Маркиной?

— Так о чем же мы будем говорить, какие цели и задачи поставим.

(взаимоотношения в семье, характеризовать главных героев их поступки,

чему учит это произведение, работа над текстом)

4. Актуализация опорных знаний.

— Ребята, мы продолжаем знакомиться с литературными произведениями.

— На каждом уроке вы их читали, анализировали, а какие писатели вам за-помнились?

— Писатели, о которых шла речь, относятся к классикам русской литературы, как вы понимаете эти слова?

— К классикам литературы относятся те писатели, которые внесли в развитие нашей русской литературы значимый вклад. Они написали превосходные произведения, которые читают люди не только в нашей стране, но и во всем мире.

— Обратите внимание на экран. Перед вами фамилии поэтов и писателей с пропущенными буквами (Тют. ев, Ф. т, Ми. алков, Т. лстой, Ершо.).

— Попробуем их восстановить. Вставим пропущенные буквы и узнаем фамилию писателя, с произведением которого мы будем работать.

— Итак, это фамилия… (Чехов)

5. Работа по теме урока.

Подготовленные учащиеся рассказывают сведения из биографии писателя.

XIX век подарил нам прекрасных писателей. Одним из них является А. П. Чехов. Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в городе Таганроге, в семье мелкого торговца. Дед и отец Чехова были крепостными. Егор Чехов (дед) выкупился на волю за большие деньги, скопленные им за много лет.

В детстве Антон Чехов с раннего утра до позднего вечера работал в лавке, владельцем которой был его отец, Павел Егорович. Позже, когда он поступил в гимназию, заниматься приходилось только до обеда, а потом до позднего вечера он находился в лавке.

Неудивительно, что в младших классах Антон учился плохо и дважды оставался на второй год. Работать приходилось много и трудно.

Семи лет от роду Чехов был определен в греческую школу, где пробыл два года, а в 1869 году Чехов поступает в Таганрогскую гимназию. Когда Антону исполнилось шестнадцать лет, отец разорился и переехал в Москву. Антон остался один на три года в Таганроге заканчивать гимназию. Чтобы содержать себя, он давал уроки отстающим ученикам. Именно в этот период и проявился писательский талант Чехова. В 1879 году будущий писатель заканчивает гимназию и получает за хорошую учебу стипендию.

За свои 44 года Чеховым было написано много произведений. Его знают не только у нас, но и за границей. По его произведениям поставлены пьесы, сняты кинофильмы. Чехов не писал специально для детей, но много писал о детях. Например, «Ванька»«Каштанка».

-Что вы можете сказать о судьбе писателя? Какой была его жизнь (тяжёлой)

-Почему? (потому что ему приходилось трудиться в лавке отца, его отец былсуровым человеком и т. д.)

-Что было хорошего в его жизни? (был врачом, печатался в журналах, получил хорошее образование)

-Кем он стал? (писателем, врачом)

-А где учился писатель? (В гимназии)

-А в какой школе вы учитесь? (тоже в гимназии)

Выставка книг

-Рассмотрим и познакомимся с некоторыми книгами (Сборник рассказов «Мальчики»«Ванька»«Сборник повестей и рассказов»)

-Мы кратко познакомились с биографией писателя.

-Ребята, о чем будет произведение, с которым нам предстоит работать?

Словарная работа

— А. П. Чехов жил более ста лет назад. В тексте мы можем встретиться в тексте с устаревшими словами (архаизмами, с незнакомыми для нас словами.

Работа в группах

1 группа. Розвальни, бизон, москит, термит. (Пользуется словарём учебника, с. 220)

2группа. Башлык, пампасы, мустанги, плантация. (Словарь Ожегова)

3группа. Чечевица, самоеды, флигель, урядник. (Словарь Ожегова)

Проверка работ групп (Сопровождаю показом на слайдах.)

Розвальни, бизон, москит, термит.

розвальни – низкие и широкие сани;

бизон –дикий североамериканский бык;

москит-мелкое двукрылое кровососущее насекомое южных стран;

термит-насекомое жарких стран, вредитель древесины.

Башлык, пампасы, мустанги, плантация.

башлык – суконный тёплый головной убор, остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки;

пампасы – южноамериканские степи;

мустанги – одичавшая домашняя лошадь североамериканских прерий;

плантация – место, засаженное плодоносными растениями;где разводятся: сахарный тростник, кофе, табак, хлопчатая бумага.

Чечевица, самоеды (ненцы)

чечевица-бобовое растение

самоеды — северные народы, ненцы;

урядник – низкий чин уездной полиции;

флигель- пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания.

-А ещё встретится слово Калифорния. Это полуостров в Северной Америке.

Вернемся к произведению, которое вы прочитали.

Пересказ текста (работа в парах)

— Предлагаю проверить, насколько внимательно и осознанно вы читали дом этот рассказ.

— Перед вами карточки с планом рассказа, просмотрите бегло, что вы заметили? (план деформирован)

— Ваша задача восстановить план.

Бурная встреча Володи

Маленький гость

Подготовка к Новому году

Странное поведение мальчиков

Сомнения Володи

Побег

Возвращение детей

6. Физминутка (гимнастика для глаз)

7. Работа по теме урока.

а) Общие вопросы

— Рассмотрите иллюстрации к рассказу «Мальчики» на с. 124, с. 131.

— О каких событиях они рассказывают? Свой ответ подтвердите текстом.

с. 124 – приезд мальчиков. (с. 123 «Володя уже стоял в сенях…

«Когда первый порыв)

с. 131- разговор Чечевицына, план побега. (с. 130 «Рано… Так одевайся)

б) Беседа.

— Что вы можете сказать о семье Королевых? (ответы с иллюстраций)

— Как родители и дети относились друг к другу? (из текста с. 123, с. 124 «Володечка…», с. 126 «Отец…», с. 127, с. 130 «Мне маму жалко…»«Господи…сохрани…» с. 132)

в) О чем мечтали мальчики?

— Опасное ли это было?

— Какой они представляли себе жизнь в Америке?

— Могли ли сбыться их мечты?

г) Попробуем дать характеристику главным героям (групповая работа). На партах лежат карточки, которые помогут вам дать характеристику героев.

КАРТОЧКИ:

— Назовите главных героев рассказа? (Володя Королёв, Чечевицын — его друг.)

1. Характеристика Чечевицына.

— Как появился Чечевицын в доме Королёвых?

— Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына. (Стр. 124)

— Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына? (Он для них показался загадочным, т. к. был занят своими мыслями и не интересовался забавами.)

— Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? (Важным, умным.)

— Как он себя называет? (МонтогимоЯстребинный Коготь)

— А ещё в его рассказе кто-нибудь так называет? (Не называют, т. к. в нём видят просто только друга Володи господина Чечевицына.)

— С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши? (С кашей из чечеви-цы, т. к. для неё Чечевицын просто мальчик, а не какой не МонтогимоЯстребинный Коготь.)

— Каким казался Чечевицын Кате и Соне? (Стр. 127)

— Почему он казался Кате и Соне героем? (Он был для них неустрашимым человеком, который решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А ещё он рычал как тигр.)

Вывод:Чечевицын– по натуре лидер, целеустремленный человек.Любым способом: убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты. Описание его внешности начинается краткими прилагательными, описание напряженное, подчеркивает желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь

2. Характеристика Володи Королёва.

— А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа. Это Володя Королёв.

— Прочитайте, как вёл себя Володя накануне побега? (Стр. 130)

— Как вы думаете, Володя трусил? (Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую он очень любил.)

— Давайте прочтём диалог Чечевицына с Володей и ответим на вопрос:

Почему Володя Королёв всё же согласился бежать в Америку?

(Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.)

— Какими чертами характера обладал Володя? (Добрый, внимательный, заботливый)

— А сейчас давайте поговорим об их поступке.

— Что узнали девочки подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне? (Мальчики собирались бежать в Америку.)

— Чтобы совершить побег, надо ли быть целеустремлённым человеком?

— Каких людей мы называем целеустремлёнными?

Вывод:Володя- речь и поведение Володи не соответствует портретной ха-рактеристике. Существует раздвоение между тем, какой Володя на самом деле, и как он должен вести себя рядом с таким другом. Такое поведение Володи, будто маска, за которой он прячет мягкую, добрую, покладистую душу, привязанность к родителям.

ВЫВОД: Они разные, но объединяет их мечта, любовь к путешествиям, желание узнать больше. А еще я думаю, что мальчики много читали.

д) Чтение по ролям.

— Чем закончился рассказ?

е) Как вы считаете, автор осуждает мальчиков за их поступок?

8. Итог урока.

Чему нас учит рассказ А. П. Чехова «Мальчики»?

(Ставить перед собой цели реальные и выполнимые.

Беречь родителей и близких людей.

Не подвергать свою жизнь опасности.

Уметь отвечать за свои поступки.)

— Какие качества вы хотели бы воспитать в себе? От каких хотели бы изба-виться?

(положительные и отрицательные качества)

9. Выставление оценок. Домашнее задание

Цели:

  • отработать навыки правильного выразительного чтения;
  • учить раскрывать смысл произведения;
  • характеризовать героев произведения;
  • воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми;
  • развивать память, мышление, речь.

Оборудование:

  • учебник В.Г. Горецкий « Родная речь», 4 класс;
  • карта России;
  • музыка для физминутки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Развитие внимания, речи.

Рыдают буквы на каждой строчке
От наших букв одни кусочки
У всех у нас одно начало,
И, как назло, оно пропало
Но если вы его найдёте, то
Сразу все слова прочтёте.

(корм) -ушка   (корм) -ит   (корм) -илец

— Что общего у этих слов? (У этих слов общий корень.)
— Как можно назвать эти слова? (Однокоренными.)
— Для чего люди делают кормушки для птиц поздней осенью и зимой?
— А вы помогаете птицам?
— Давайте попробуем стать поэтами. Нужно подобрать слова, которые подходят по рифме   в четверостишье:

Ребята принесли в лукошке
Овёс, гречиху, просо _____.
Снегирь, синица, воробей
Благодарят за корм ______.

(Прочтите медленно, быстро, по слогам, весело.)
— Обратите внимание на слово кормилец. Это старинное слово  и обозначает оно обеспечивает едой, покровительствует.
— Как вы думаете, кто для вас  является кормильцем?
— А что делают для вас ваши родители? (Воспитывают, любят.)
— А вы как должны отвечать на их заботу и любовь? (Не огорчать своих родителей, любить их, не совершать необдуманных поступков.)
— Я прошу вас всегда помнить об этом. И хочу вам напомнить, что этот год у нас в стране является годом семьи.

III. Тема и цели урока.

— На прошлом уроке мы говорили о семье Чечевицыных. Сегодня на уроке мы поговорим о главных героях рассказа А.П.Чехова «Мальчики», оценим их поступок.

IV. Проверка домашнего задания.

— Давайте вспомним слова над значением, которых работали на прошлом уроке.
Чтение хором: 
РОЗВАЛЬНИ
(низкие и широкие сани без спинки и сидения)
БАШЛЫК
(суконный тёплый головной убор, надеваемый поверх шапки)
СЮРТУК
(длинный двубортный пиджак)
САМОЕДЫ
(старое название ненцев и некоторых других северных народов)
БИЗОН
(дикий североамериканский бык)
ПАМПАСЫ
(южноамериканские степи)
МУСТАНГ
(одичавшая домашняя лошадь)
ЧЕЧЕВИЦА
(растение семейства бобовых)
УРЯДНИК
(чин уездной полиции)
МАЙН РИД
(английский писатель)

— Дома вы делили текст на отдельные эпизоды. Какие эпизоды вы выделили?

  1. Первый приезд Володи.
  2. Действие в столовой.
  3. Действие в детской.
  4. Диалог Чечевицына с Катей.
  5. Девочки подслушивают разговор.
  6. Прощание  с родными.
  7. Диалог Чечевицына с Володей.
  8. Поиск мальчиков.
  9. Второй приезд Володи.
  10. Отъезд Чечевицына.

V. Работа с текстом произведения.

— Назовите главных героев рассказа? (Володя Королёв, Чечевицын – его друг.)

1. Характеристика Чечевицына.

— Как появился Чечевицын в доме Королёвых?
— Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына. (Стр.127-128)
— Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына? (Он для них показался загадочным, т.к. был занят своими мыслями и не интересовался забавами.)
— Давайте посмотрим сценку, которую приготовили для нас ребята и ответим на вопрос:
Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? (Важным, умным.)
— Как он себя называет? (Монтогимо Ястребинный Коготь)
— А ещё в его рассказе кто-нибудь так называет? (Не называют, т.к. в нём видят просто только друга Володи господина Чечевицына.)
— С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши? (С кашей из чечевицы, т.к. для неё Чечевицын просто мальчик, а не какой не Монтогимо Ястребинный Коготь.)
— Каким казался Чечевицын Кате и Соне? (Стр.134)
— Почему он казался Кате и Соне героем? (Он был для них неустрашимым человеком, который решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А ещё он рычал как тигр.)

VI. Физминутка.

2. Характеристика Володи Королёва.

— А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа. Это Володя Королёв.
— Прочитайте, как вёл себя Володя накануне побега? (Стр.132)
— Как вы думаете, Володя трусил? (Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую он очень любил.)
— Давайте прочтём диалог Чечевицына с Володей и ответим на вопрос:
Почему Володя Королёв всё же согласился бежать в Америку?
(Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.)
— Выберете какими чертами характера обладал Володя?
— А сейчас давайте поговорим об их поступке. Что узнали девочки подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне? (Мальчики собирались бежать в Америку.)
— Зачитайте план побега. (Стр.129)

3. Проверка домашней задачи.

— Давайте посмотрим на карту. Я отметила вам путь, который решили совершить мальчики. Масштаб карты 1см = 470км. До Америки 30см, а от Америки до Коллифорнии ещё 11см. Я вас просила подсчитать, сколько км должны были преодолеть мальчики, чтобы достигнуть намеченной цели? (19 270км)
— Реален ли был их план, и знали ли дети географию?

4.  Характеристика поступка.

— Что они приготовили для побега? Зачитайте. (Стр.131)
— Как вы думаете, достаточно ли этого для их путешествия?
— Как представлял Чечевицын жизнь в Америке? (Стр.130,131)
— Могли ли сбыться их мечты?
— Чем закончился побег мальчиков? (Постыдным возвращением.)
-Как вы думаете, могло ли их путешествие закончиться иначе?
— Как можно назвать действие мальчиков по отношению к своим близким?
— Как вы думаете, кто из мальчиков испытывал чувство беспокойства за свой поступок перед своей семьёй? Почему?

VII. Итог урока.

— Чему нас учит рассказ А.П.Чехова « Мальчики»?
(Ставить перед собой реальные, выполнимые цели.
Беречь родителей и близких людей.
Не подвергать свою жизнь опасности.
Уметь отвечать за свои поступки.)

VIII. Домашнее задание.

Пересказ рассказа по плану.

Комментирование оценок за урок.

  • Чехов рассказ мальчики читать краткое содержание
  • Чехов рассказ не в духе
  • Чехов рассказ мальчики читать полностью
  • Чехов рассказ налим читать полностью
  • Чехов рассказ мальчики что можно сказать о семье королевых