Чехов рассказ мальчики характеристика героев

Текст работы размещн без изображений и формул. полная версия работы доступна во вкладке файлы работы в формате pdf рассказ а.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Рассказ А. П. Чехова «Мальчики» — прозаическое произведение. Главной темой является желание мальчиков осуществить путешествие в далекую страну. Ребята не думали о том, что ждет их впереди, у них нет ограничений взрослой жизни. Герои живут в мире детских фантазий.

В произведении автор поднимает проблему сложных взаимоотношений детского и взрослого миров.

Экспозиция рассказа заключается в представлении героев, когда мальчики Володя Королев и господин Чечевицын приезжают домой. Завязка рассказа происходит тогда, когда вся семья собирается за столом пить чай, а мальчики при этом очень странно себя ведут. («Он (Чечевицын) о чем-то всё время думал и так был занят своими мыслями, что когда его спрашивали о чем-нибудь, то он вздрагивал, встряхивал головой и просил повторить вопрос… Девочки заметили, что и Володя, всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой.»)

Дальнейшие события развиваются таким образом — мальчики обсуждают побег «куда-то в Америку добывать золото». Чечевицын уговаривает Володю уехать. Все эти события приводят нас к кульминации рассказа – мальчики не приходят на обед, родители Володи беспокоятся, ищут мальчиков в деревне и на реке.

Все эти тревожные события приводят нас к развязке — спустя сутки, мальчиков привозят домой. Володя раскаивается. Оказывается, что их задержали в Гостином Дворе, когда они искали, где купить порох. Эпилог рассказа происходит в момент отъезда Чечевицына. В знак памяти в тетрадке у Кати он написал: «Монтигомо Ястребиный коготь».

В рассказе два главных героя Володя Королев и господин Чечевицын. Чечевицын – это не взрослый человек, это мальчик, как и Володя. Они одноклассники.

Чехов дает характеристику героям через их портрет и речь. Портреты и речь героев отличаются, так как у них разные характеры. Писатель противопоставляет мальчиков. Чечевицын описан подробно: «Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив…его можно было бы принять за кухаркина сына… угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся…казался девочкам необыкновенно замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле, можно было подумать, что это тигр или лев…»

Чечевицын – по натуре лидер, целеустремленный человек. Любым способом: убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты. Описание его внешности начинается краткими прилагательными, описание напряженное, подчеркивает желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь. Имя индейского вождя будто взято из американского приключенческого романа о Диком Западе. Ко времени написания чеховского рассказа книги Фенимора Купера и Майна Рида уже прочно вошли в число любимых у молодых российских читателей. Да и родители поощряли: за приключенческими сюжетами легко разглядеть гуманистические идеалы, восходящие к Руссо с его восхищением «благородными дикарями» и близостью к природе. И ведет себя в соответствии с выбранным именем.

Володя в рассказе описывается несколькими словами: «всегда веселый и разговорчивый…пухлый, как укушенный пчелой». Володя — добросердечный ребенок, выросший в дружной семье. До дружбы с Чечевицыным он был веселым и общительным, а теперь старается вести себя как настоящий герой-путешественник, чтобы соответствовать своему другу и общей мечте.

Речевая характеристика господина Чечевицына соответствует портретной: «Он сурово кашлянул, потер правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо…только сильно надул щеки и сделал такой вздох, как будто ему было очень жарко… – Нет. Я Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых… сердито спрашивал… – Бледнолицый брат мой… гордо отвечал…»

Речь и поведение Володи так же соответствует портретной характеристике. Существует раздвоение между тем какой Володя на самом деле, и как он должен вести себя рядом с таким другом. Такое поведение Володи, будто маска, за которой он прячет мягкую, добрую, покладистую душу, привязанность к родителям. Маска нужна ему, чтобы воплотить мечты в жизнь. А как мы знаем, путешественники отважные, смелые люди.

« Всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой… расплакался… Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестер… заплакал так горько…»

Отец Володи – человек мягкий и интеллигентный, уважительно относящийся к своему сыну. Его высказывания не унижают человеческого достоинства детей. Даже к другу сына обращается на «вы». В конце же рассказа он решительный, требовательный.

«Извините, я по-домашнему, без сюртука…господину Черепицыну… прошу вас… разве так можно? – Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат, А вам стыдно, господин Чечевицын! Не хорошо-с! Вы зачинщик и, надеюсь, вы будете наказаны вашими родителями…»

Художественное пространство сжатое, ограничено рамками дома, все действия, диалоги героев происходят в доме Володи. Пространство рассказа конкретное, так как нет фантастических, выдуманных автором деталей.

Художественное время длительное, действие рассказа происходит несколько дней, конечное – рассказ заканчивается отъездом Чечевицына. Художественное время замкнутое: в пределах сюжета, вне исторического процесса, в хронологии событий и внутренних душевных процессов героев.

Этот рассказ учит нас тому, что нужно соблюдать семейные ценности. Семья важнее детских причуд. Все мы в детстве хотим быть взрослыми, но очень сильно зависим от родителей и привязаны к ним.

Тема урока. Тип урока.

А.П.Чехов «Мальчики». Урок построения системы знаний.

Цель урока

Проанализировать характер взаимоотношений героев рассказа А.П.Чехова «Мальчики». Определить своё отношение к поступкам героев.

Задачи

  1. Систематизировать и обобщить содержание прочитанного рассказа.

  2. Выявить общие черты и различия в характерах главных героев.

Планируемый результат (УУД)

Познавательные УУД: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие художественного текста; знаково – символические действия (моделирование);

Логические УУД: анализ, синтез, установление причинно – следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи.

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.

Межпредметные связи

Окружающий мир, русский язык.

Ресурсы

Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение» 4класс, карточки для проектной деятельности, блок-схемы, компьютер, медиа проектор, мультимедийная презентация

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действия смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Приветствие

-Кто объяснит мне появление индейца на нашем уроке?

— Предложите тему урока.

— Какой будет учебная задача на урок?

— Что нужно сделать, чтобы выполнить учебную задачу?

План урока

1. Тест (содержание текста).

2. Работа в парах (последовательность событий в рассказе).

3. Работа в группах (характеристика героев).

4. Беседа о прочитанном.

-Прибыл из Америки, куда собирались бежать Володя и Чечевицын из рассказа А.П. Чехова «Мальчики».

(А.П. Чехов «Мальчики»).

(Будем учиться сравнивать характеры и поступки героев)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

3.Локализация индивидуальных затруднений.

Познавательные общеучебные УУД: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Логические: анализ, синтез, выбор оснований.

Регулятивные: контроль, коррекция по эталону, Прогнозирование.

Познавательные УУД:

-структурирование знаний;

-рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

— целеполагание; планирование, контроль, коррекция, оценка.

Тест (содержание текста).

Чтобы работать с текстом, нужно убедиться, что мы знаем его содержание. Выполним тест.

  1. Имя одного из главных героев:

А) Чибисов; Б) Черепицын; В) Чечевицын.

2. Мальчиков встречали:

А) 4 человека и пёс; Б) 6 человек; В) 7 человек и пёс.

3. Розвальни это:

А) широкие сани; Б) неповоротливые люди; В)развалины избы.

4. События рассказа происходят накануне:

А) Пасхи; Б)Рождества; В)Крещения.

5. В Калифорнии вместо чая пьют:

А)компот; Б)кофе; В)джин

6. Мальчики решили сбежать в :

А)Африку; Б)Америку; В)Австралию.

7. Пампасы это:

А)Южноамериканские степи; Б) местное население; В)плоды дерева.

8. В путешествии мальчикам придётся:

А)сражаться с тиграми; Б)поступать в морские разбойники; В) жениться на красавицах.

9. По мнению Маши это нужно кушать в пост:

А)манную кашу; Б)горох и чечевицу; В)ничего.

10. Урядник это:

А)нарядно одетый человек; Б)управляющий хозяйством;

В)полицейский чин.

Самопроверка по образцу. Фиксация результатов.

(слайд №2)

-Подтвердите ответы на вопросы № 2,4,8,9 – словами текста.

Выборочное чтение.

-Оцените свою работу в оценочных листах.

Задание

Критерии

Максимальный балл

Баллы

1

Тест

Правильность ответов

12

2

Восстановление плана

Правильная последовательность пунктов плана

6

3

Работа в паре

Участие в общей работе

2

4

Характеристика героев

Правильно выбраны качества героев

5

5

Работа в группе

Участие в общей работе

3

Итого

28

— Мы помним учебную задачу урока?

— Что нужно сделать для её выполнения?

-Что нужно знать для анализа текста?

-Как показал тест, содержание рассказа вы знаете. Что ещё важно для понимания текста?

-Для решения этой задачи выполним следующее задание в парах.

Работа в парах.

Восстановить порядок следования плана:

  1. Приезд Володи и Чичевицына.

  2. Семья Королёвых.

  3. Монтигомо Ястребиный Коготь.

  4. План побега.

  5. Побег.

  6. Возвращение.

Проверка с опорой на слайд.

Работа с оценочным листом.

Дети отвечают на вопросы теста на карточках.

Дети оценивают свою работу в группе.

-Проанализировать , понять поступки героев, попытаться их объяснить.

-Содержание .

Последовательность событий в рассказе.

Дети делают пометки во второй графе оценочного листа.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

5.Реализация построенного проекта.

6.Обобщение затруднений во внешней речи.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, знаково – символическое моделирование,

Преобразование модели с целью выявления общих сходств и различий.

Логические УУД:

Анализ объектов, синтез – составление целого из частей;

Построение логической цепочки рассуждений, доказательство.

Коммуникативные УУД:

Партнёрство в деятельности, умение слушать и вступать в диалог,

Выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества;

Познавательные УУД:

Смысловое чтение; осознанное построение речевого высказывания, свободная ориентация в тексте.

-Вернёмся к главной цели урока: «Сравнить поступки героев». А что нужно знать, чтобы оценить поступок человека?

-Для этого перейдём к следующему этапу работы

Проектная работа.

Составить модель сравнения характеров героев и сделать: «Что их объединяет?»

I группа. Блок- схема характеристика Володи.

(Левая часть доски)

II группа. Блок- схема характеристика Чечевицина

(Параллельно на правой части доски)

III группа. Общее у мальчиков

(подбирают слова-характеристики, подтверждают словами из текста)

Учитель фиксирует на доске

1658406 1

(не подходит)

Трусливый

Глупый

Ленивый

(не подходит)

Злой

Врун

хвастун

1658406 2

Защита проектов.

— Подтвердите черты характера героев словами текста (выборочное чтение); словесными зарисовками (выборочный пересказ).

— Что объединяет этих двух таких разных мальчиков?

(Соединить обе схемы словами : ровесники; гимназисты; мечтатели).

Как объяснить выражения: «слабый духом – сильный духом»?

— Попробуйте сформулировать мысль более точно, так что же объединяет героев рассказа «Мальчики»?

Оцените своё участие в проектной работе в третьей и четвёртой графе оценочных листов.

Беседа. (Вопросы эмоционально – оценочного характера)

— Кто в этой паре лидер? Докажи словами текста.

— О чём мечтали мальчики? Могли ли их мечты реализоваться?

— Почему мальчики решились на побег?

— Как вы думаете, раскаялись ли ребята в своём поступке. — Как автор говорит об этом? Кто, по-вашему, откажется от побега в будущем, а кто нет? Почему?

— Что можете сказать о семье Володи? О семье Чечевицина? Сравните взаимоотношения близких людей в этих семьях. Повлияло ли это на формирование характеров мальчиков?

— Это грустный или весёлый рассказ? Что особенно запомнилось? Какой момент понравился особенно? Перечитай.

— Чему учит рассказ?

— Его характер.

Дети составляют блок – схему при помощи карточек, выбирая нужные и откладывая лишние, не соответствующие характерам героев.

Дети предлагают разные версии сходства героев; совместно выбираются наиболее подходящие.

Они дополняют друг друга. Володе не хватает твёрдости Чечевицына, а тому доброты и умения любить, как Володя.

Дети подтверждают свои ответы словами текста (выборочное чтение); высказывают свои мысли о прочитанном.

-Нужно мечтать, стремиться к исполнению своей мечты, жить интересной жизнью, но помнить о своих близких и не причинять им боль.

7.Рефлексия деятельности на уроке.

Личностные УУД:

— нравственно – этическая ориентация.

Регулятивные:

-саморегуляция, оценка.

— Вспомните тему и учебную задачу урока. Удалось ли нам справиться с этой задачей?

-Оцените свою деятельность на уроке, посчитайте общее количество баллов в оценочном листе, поставь себе отметку.

Если есть время, эмоциональная оценка продолжением предложений.

— Домашнее задание будет творческим: пересказ от имени одного из героев.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • Характеристика мальчиков из рассказа Бежин луг

Рассказ писателя – одна из частей сборника «Записки охотника».

Основными персонажами произведения являются пятеро деревенских мальчиков, пасших на Бежином лугу ночью лошадей и рассказывающих случайному путнику разнообразные истории. Наблюдая за пацанами, охотник выделяет природную даровитость и яркость мальчишек, которые по характеру и социальному положению весьма разные.

Федя – красивый подросток с утонченными чертами лица, выросший в богатой крестьянской семье, самый взрослый из ребят. Он оказался на лугу, чтобы развлечься, поскольку у него нет необходимости зарабатывать себе на жизнь. Федя хорошо одет, имеет новые кожаные сапоги. Общается Федя с остальными мальчиками несколько надменно, важно, немного свысока, подражая своему отцу, привыкшему руководить работниками. Ему нравятся рассказы товарищей, и он немногословно, но точно дает свои комментарии к рассказанным историям.

Илюша – горбоносый мальчишка двенадцати лет со светлыми волосами, непримечательной и слегка болезненной внешности, при этом увлеченно и умело рассказывающий истории, которые он знает в большом количестве. Ребенок растет в обеспеченной семье и поэтому носит хорошую, добротную одежду, но несмотря на это совместно с братом трудится на бумажной фабрике. Илюша рассказывает друзьям о русалке, о несчастном деревенском мальчике Васе, об утопленнике. Все рассказы Илюши услышаны им от отца, который тоже является отменным рассказчиком.

Павлуша – ровесник Илюши, обладающий сильным, волевым характером, несмотря на бедность его семьи, которая не может позволить ребенку даже лапти. Он больше всех мальчиков нравится охотнику, который наблюдает за ребятами. Умный Павлуша спокойно утешает мальчишек, если их что-то пугает и его поведение отличается рассудительностью и смелостью. Мальчик не верит в суеверия и пытается убедить ребят в том, что нечистой силы не существует. В финале произведения Павлуша погибает, упав с лошади и разбившись насмерть.

Костя – мальчуган десяти лет маленького роста, лицо которого украшают веснушки и грустные, внимательные черные глаза, имеющие отблеск непонятного света, будто желающие сообщить что-то важное. Внешность ребенка из-за мелких черт лица напоминает белку. Мальчик живет в бедной семье крестьян и растет слабым болезненным ребенком. По характеру Костя трусоват и очень осторожен, некоторые истории товарищей его страшно пугают.

Самый маленький из ребят Ваня, кудрявый малыш семи лет, тихо и незаметно дремлющий под телогрейкой, не знающий ни одной истории, но привлекающий внимание охотника к себе чистыми детскими размышлениями. Ваня имеет очень тонкий ребячий голосок с оттенками картавости и огромные голубые глаза, светящиеся наивной детской искренностью. Малыш еще далек от жизненных проблем и только начинает познавать окружающий его мир, поэтому ему не интересны страшилки, рассказанные товарищами, его больше привлекает звездное удивительное небо, на котором рассыпаны в виде пчелок яркие звезды.

Мальчики в рассказе Тургенева Бежин луг

В рассказе «Бежин луг» Тургенев ведется рассказывание от третьего лица охотника Ивана Петровича. Время шло уже к позднему вечеру, Иван Петрович заблудился, и случайно наткнулся на Бежин Луг, там он встретил пять обычных мальчиков из деревни. Он слушал, о чем говорят ребята, и для себя определил, что у каждого из них что – то есть.

Мальчик Костя, обратил на себя внимание охотника, он был грустный, и погруженный в свои мысли, глаза были черные, и блестели. Лицо у него худощавое, а сам он среднего роста. Он очень мнительный, верит, что русалки и водяные существуют, об этом он рассказал своим друзьям. Костя поскорее хочет вырасти, он произносит в своей речи «братцы мои». Тургенев, называет его боягузом, за боязнь волков. Этот мальчишка добрый, жалостливый, очень бедно одет.

Иван Петрович делает акцент на мальчика Павла, он готовит картошку стоя на коленях. Он был внешне не красивым, можно сказать, что он выглядит невзрачно: большая голова, не расчесанные волосы, очень светлое лицо, несуразное телосложение. Охотнику он понравился за его смелость, храбрость, и твердость характера. Он без нечего ночью не побоялся волка и никогда этим не гордился. Выделяет же охотник его талант: выглядел этот мальчик здравомыслящий, и прямым, а голос у него очень уверенный и можно услышать силу этого человека. На вещи, в которых был одет Павел, Тургенев делает акцент в последнюю очередь. Он был одет в обычную рубашку, и портки. Он, из всех ребят ведет себя намного смелее и безмятежный, он очень сообразительный, не глупый, и спокойный. Любит слушать по ту сторонние истории, и вещать их потом своим друзьям.

Самый взрослый из всех ребят, которых встретил охотник это Федор. Ему уже 14лет. Федор вырос в деревни в самодостаточной семье. Так как для остальных ребят ночной поход для того чтобы заработать каких то денег то для Феди просто развлечение. И вещи у него совсем не такие как у товарищей. Рубашка ситцевая с каемкой на нем, сапоги его личные , у него даже была расческа которая была редкостью у остальных ребят. У этого парня красивое телосложение, у него симпотичные черты лица, светлые вьющиеся волосы. У него на лице всегда улыбка. Он своим товарищам демонстрировал всегда свое преобладание. Во время диалогов с ребятами он ведет себя очень по-деловому, по важному будто бы разрешает своим товарищам высказывать свои мнения, и рассказывать истории. Он их очень сосредоточенно слушает, но не подает виду, и показывает, что им не верит. Наверное он получил в домашних условиях какое то образование. Поэтому если его товарищи сидят все наивные, то ему эта черта характера не приемлема.

Характеристики 2

Этот рассказ И.С.Тургенева повествует о том, как охотник вместе со своей собакой заблудился, так как вокруг опустился густой туман. Он промок, устал, но не мог найти дороги домой. Наконец рассказчик узнал место, где оказался, это был Бежин луг. Герой видит ночной костёр и сидевших около него детей. Затем он подходит к ним и остаётся, чтобы переждать ночь.

Тургенев описывает героев, и мы можем увидеть не только их внешность, но и черты их характера. Из их разговоров заблудившийся охотник понял, что звали детей Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Ребята пекли картошку и рассказывали друг другу истории о нечистой силе, приведениях и других интересных им вещах. Самый старший, Федя, ведёт беседу. Ему четырнадцать лет, стройный, красивый, с тонкими чертами лица. Герой из богатой семьи, он одет в ситцевую пеструю рубаху, новый армячок, на ногах – сапожки, с низкими голенищами. Белокурый, со светлыми глазами, он выехал в поле для забавы. Федор осознаёт свое превосходство и держится солидно, сам ничего не рассказывает, а только направляет разговор в нужное русло.

Другой мальчик был очень замечателен тем, что внешность у него неказистая: голова большая, а тело широкое и короткое. Однако, автор любуется им, потому что смотрит Павлуша умно, говорит с уверенностью. Третий мальчик был горбонос и подслеповат, волосы были почти белые, но одежда у него новая, опрятная, добротная. Кроме того, Илюша знал все деревенские поверья, он был главным рассказчиком ночных историй. Четвёртый герой, Костя, показался автору задумчивым и печальным. Всё лицо его было невелики, худо, книзу заострено, как у белки. Но хороши были его глаза: большие, черные, они блестели так, словно он хотел что-то высказать, но на его языке не было таких слов. Голосок у него был тоненький и жалобный. В отличие от Илюши, он рассказывает всего одну историю про то, как шёл мимо болота и услышал странный и страшный стон. По всему видно, что этот мальчик очень впечатлительный и всего боится. Самый младший, Ваня, сначала и не вылезал из-под рогожи, ему ведь всего семь лет. Говорил герой детским голоском, был кудряв и русоволос

Подобное описание героев рассказа позволяет автору передать читателям свою мысль о том, что крестьянские дети, хотя и очень суеверны, не глупы, они обладают душевной красотой, умом и отвагой. В конце рассказа Тургенев упоминает гибель Павла, которого успел полюбить за отвагу.

Другие темы: ← Спор Базарова и Павла Петровича↑ ТургеневКостя из рассказа Бежин луг →

`

Вариант 3

Рассказ «Бежин луг» является частью литературного цикла «Записки охотника». В произведении Иван Тургенев проводит яркий анализ характеристик героев. Помимо этого, автор наполнил повесть чувствами любви к родным краям и природе. Сюжет завязывается тогда, когда охотник обнаруживает в лесу поляну, на которой вокруг костра расположились деревенские мальчишки. Они не похожи друг на друга: ни чертами характера, ни внешностью. Но все они открыты и непосредственны. Охотник, Иван Петрович, внимательно слушал рассказы ребят, наблюдал за их поведением.

Самым старшим из мальчиков был Федя. На вид ему было около четырнадцати лет, не меньше. Охотник сразу подметил, что он был из состоятельной семьи. Его выдавали не только манеры, но и опрятная одежда. Федор был стройным и симпатичным. Автор часто упоминает о том, что мальчик всегда улыбался и был «полувеселым». Даже во время бесед проскальзывала его деловитость: он не стеснялся задавать вопросы и демонстративно показывал, что не очень сильно верит в рассказы и «байки» других ребят. Было понятно, что мальчик достаточно образован для своего возраста.

Еще одни мальчиком, которого встретил охотник на лугу, был Павлуша. Ивану Петровичу он пришелся «по душе». Внешне Паша казался неуклюжим. Его взъерошенные темные волосы и бледное лицо никак не выдавали его смелость и решимость. Его не пугали истории, которые рассказывали ребята. Наоборот, он старался всех успокоить и подбодрить. Лишь в саамы последний момент, рассказчик замечает простую одежду Павлуши. Жаль, что произведение заканчивается описание гибели Паши, его погубила врожденная храбрость.

Третий мальчик – Илюша. Его особенностью было то, что он умело рассказывал страшные истории. Внешне он был ничем не примечателен, наоборот, его лицо казалось немного» туповатым и болезненным». Однако это не помешало Илюше рассказать семь «страшилок», которые когда-то приключились с ним и его друзьями.

Описывая десятилетнего Костю, рассказчик ярко описывает его внешность, особенно взгляд. Его задумчивое лицо, покрытое веснушками, прекрасно гармонировало с черными глазами. Стоит отметить, что многие истории производили на маленького мальчика сильное впечатление. Но было видно, что внутри него имелся некий «стержень», ведь он сам тоже рассказал несколько жутких историй, которые когда-то услышал от отца.

Самым маленьким слушателем «страшилок» был Ваня. Ему было всего семь, или около того, лет. Он не рассказывал истории, он был наблюдателем. Несмотря на юный возраст, в его мыслях было нечто философское: Ваня, молча, любовался и восхищался прекрасным звездным небом.

Тургенев оставляет место для размышлений. «Бежин луг» помогает проникнуться уважением к каждому из мальчишек, невольно задумываясь над дальнейшей судьбой ребят.

Главные герои

Павлуша

У него неправильные черты лица, но умный и прямой взгляд серых глаз и звучащая в голосе сила, компенсируют неказистую внешность мальчика. Ему лет 14, среди товарищей пользуется авторитетом. Со знанием дела говорит о природных явлениях, не верит в приметы, реалист. Смелый и решительный. Родом из бедной крестьянской семьи, одет в заплатанную одежду. В конце рассказа автор сообщает, что Павлуша разбился насмерть, упав с лошади.

Федя

Старше всех в компании, мальчик из обеспеченной семьи, хорошо и богато одет. Поездка в ночное для него не способ заработать, а просто развлечение. Красивый, белокурый мальчик, ощущая свое превосходство над остальными детьми, ведет себя покровительственно. В основном, слушает истории мальчиков. Добрый и ласковый, интересуется о здоровье младшей сестренки Вани, просит передать ей, чтобы приходила в гости. Зная о бедности Ваниной семьи, обещает гостинцы.

Ильюша

На вид лет двенадцати, его неприметная внешность выражает чувство постоянной озабоченности. Чистенько и опрятно одет, трудится на бумажной фабрике вместе со своим старшим братом. Ответственный, чувствуется, что знает цену деньгам. Не хвастаясь, но с гордостью говорит о своей принадлежности к рабочему классу. Очень суеверный мальчишка, знает множество народных примет, в которые искренне верит, и поэтому немножко трусоват.

Костя

Маленький и тщедушный мальчишка лет десяти, болезненного вида. Из крайне бедной семьи, очень плохо одет. Веснушчатое, заостренное лицо напоминает белочку. Привлекает внимание печальный и задумчивый взгляд больших и блестящих черных глаз. Немного трусливый, но все равно любит ходить в ночное, и слушать страшные побасенки. Добрый и жалостливый мальчик.

Ваня

Самый неприметный мальчик из всей компании, маленький, лет семи. Все время лежит под рогожкой, произносит всего несколько слов, из которых понятно, что это добрый и отзывчивый мальчик, которому присущи романтические наклонности. С любовью и нежностью относится к младшей сестренке, отказывается от обещанных гостинцев в ее пользу. У него кудрявые русые волосы, и детское личико с тихими, добрыми глазами, когда говорит, немного картавит.

Персонажи глазами художников

Визуальная характеристика внешнего вида ребят сподвигла многих живописцев нарисовать сюжет произведения. Природа передаёт ощущение тёмной ночи у костра. Благодаря полноте восприятия, карандаш художников ложится на бумагу естественным и красивым рисунком.

Образы крестьянских детей и тема «Ночное» часто проходят сквозь творчество живописцев. Деревенские ребята привлекают своей непосредственностью и близостью к природе. Под впечатлением рассказа Тургенева «Бежин луг» рисунки создавали многие известные художники:

  • Пахомов Алексей Фёдорович.
  • Быковский Владимир Афанасьевич.
  • Лебедев Клавдий Васильевич.
  • Белюкин Анатолий Иванович.
  • Ермолов Владимир Алексеевич.
  • Давыдова Анна Аркадьевна.
  • Кондратьев Александр Васильевич.
  • Конашевич Владимир Михайлович.
  • Куприянов Сергей Алексеевич.
  • Рачков Николай Ефимович.

На полотнах художников запечатлён один сюжет — мальчики, стерегущие табун, и случайный путник у ночного костра — но каждый автор привносит в него новые краски, свои неповторимые нюансы и мотивы.

Рисунки к рассказу «Бежин луг» таинственны, как и состояние деревенских мальчишек, рассказывающих страшные поверья. Яркие, удивлённые лица детей, изображённых на картинах, не оставляют равнодушным и запоминаются надолго.

Другие сочинения по этому произведению

Пейзаж в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Характеристика главных героев рассказа Ивана Тургенева «Бежин луг» Как объяснить почему рассказ называется «Бежин луг» В рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» мы встречаемся с охотником, заблудившимся в лесу, от лица которого и ведется повествование. Ближе к ночи он оказался на Бежином лугу, где встретил пять мальчишек из соседских деревень. Наблюдая за ними и слушая их беседу, охотник дает каждому из ребят детальную характеристику, отмечая их природную даровитость.

Серия иллюстраций А. Ф. Пахомова

Лучшими и по праву новаторскими картинами к рассказу «Бежин луг» можно считать работы А. Ф. Пахомова, в которых он изобразил главных героев — Павлушу, Илюшу, Федю, Ваню, Костю, и заблудившегося охотника. Прелести летней ночи у костра знакомы Пахомову не понаслышке. Ребёнком ему не раз доводилось бывать в ночном. Близкие сердцу воспоминания детства, облики друзей-мальчишек с их рассказами про разную чертовщину, чувство дружбы он и стремился передать в своих работах.

Внешнее описание персонажей художник сопоставил с их действиями и разговорами, тем самым оживив черты мальчиков в своих картинах. Читателю кажется, что именно так он и представляет каждого героя.

Известному советскому художнику удалось глубоко и психологически насыщенно передать образы простодушных деревенских детей и атмосферу всего произведения в серии картинок.

Описание природы в рассказе способствует наиболее полному художественному восприятию картин А. Ф. Пахомова. Произведение наполнено пейзажными зарисовками, которые дополняют переживания и облики персонажей, определяют внутреннее напряжение происходящего.

«Бежин луг» является воплощением авторского восприятия связи природы и человека в картинах разных художников.

Рассказ «Мальчики» Антона Павловича Чехова наполнен яркими героями, юмором и неожиданными поворотами событий. Автор мастерски создаёт образы. Одной лишь фразой или действием персонажа он может описать его характер и жизненные ценности. Как и во всех произведениях Чехова, в рассказе «Мальчики» присутствует и глубокая мораль. Многомудрый Литрекон предлагает Вам к прочтению краткий пересказ рассказа «Мальчики», а также отзыв для читательского дневника. Несмотря на то, что сюжет передан в сокращении, в нём раскрыты все основные события и важные детали. 

Краткий пересказ

(466 слов) Морозным зимним днём Володя Королёв приехал со своим другом Чечевицыным, учеником второго класса, домой из гимназии на рождественские каникулы. Вскоре после радостной и шумной встречи за столом собралась пить чай вся семья Володи: отец и мать, а также сёстры мальчика — одиннадцатилетняя Катя, младшие Соня и Маша. На сестёр Володи Чечевицын производил впечатление «учёного человека»: у него был серьёзный вид, он мало говорил, был чрезвычайно задумчив. Володя, обычно бывавший в домашней обстановке разговорчивым и весёлым, тоже был молчалив.

Раньше, когда Володя приезжал на каникулы домой, он с радостью брался за приготовление украшений для ёлки, бегал во двор смотреть на снеговую гору, которую делали кучер с пастухом. Но теперь, когда после чая отец с девочками вырезали из цветной бумаги праздничные украшения в детской комнате, он тихо сидел рядом со своим товарищем у окна. Мальчики шёпотом что-то обсуждали, рассматривая карту в географическом атласе. Чечевицын рассуждал, каким образом можно добраться до Калифорнии.

Друг Володи пытался заговорить с Катей, но она не поняла его заумных рассуждений из приключенческой книги. Он называл себя «Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых». Всё это было очень загадочно для Кати и Сони, двух старшеньких девочек. Они решили узнать, в чём дело, и внимательно следили за ребятами. 

Вечером девочки тихо подошли к спальне мальчиков и услышали их разговор. Ребята планировали бежать в Америку «добывать золото». Для этого путешествия у них было всё подготовлено: необходимые вещи, оружие, еда и немного денег. Чечевицын называл Володю «бледнолицый брат мой». Катя и Соня решили ничего не говорить маме о готовящемся побеге, так как они хотели, чтобы мальчики привезли им из Америки подарки.

На следующий вечер, накануне сочельника, Володя расплакался и долго обнимал своих родных перед сном. Катя и Соня понимали в чём дело, а Маша, самая маленькая, ничего не знала.

Ранним утром в сочельник Катя и Соня пошли посмотреть на то, как ребята будут совершать побег. Они услышали, как в комнате Чечевицын уговаривал неуверенного и напуганного Володю ехать в Америку. Володя жалел маму, но всё-таки под напором друга согласился ехать. 

В этот же день за обедом родители обнаружили, что мальчиков нигде нет: ни в доме, ни в деревне. Мальчиков долго искали. Целый вечер они ждали ребят. Ночью вновь пошли искать их в деревне, с фонарями ходили к реке. На следующий день приехал урядник составлять бумагу. Мама переживала за детей и всё плакала. Немного погодя у крыльца дома Королёвых остановились сани — это привезли найденных детей. Ребят задержали в городском Гостином дворе. Там они спрашивали, где можно купить порох. Володя сразу же бросился, рыдая, к матери. Потом отец повёл беглых мальчишек к себе в кабинет и отчитал их. Оказалось, дети ночевали на вокзале. 

Мать Чечевицына, получившая от Королёвых телеграмму, на следующий день приехала забрать домой сына. Перед отъездом Чечевицын был суров, он молча и с надменностью прощался с девочками. Не сказав ни единого слова, он написал в Катиной тетрадке на память: «Монтигомо Ястребиный Коготь». 

Отзыв

(292 слова) Главная мысль рассказа «Мальчики» состоит в том, что необходимо думать о близких и родных людях, прежде чем решиться на поступок, который может привести к беде. Важно нести ответственность за свои действия. Такова мораль рассказа «Мальчики». Быть самим собой, не идти на поводу у других людей, прислушиваться к своему сердцу и разуму — вот чему учит автор. Володя хотел быть похожим на Чечевицына, поэтому он, изменив своим привычкам, копировал поведение друга. Кроме того, автор показывает его слабоволие и мягкотелость. Володя хотел отказаться от затеи убежать из дома, но под влиянием своего товарища всё-таки согласился ехать вместе с ним.

Произведение заставляет задуматься о том, что детям необходимо выбирать себе друга, с которым он будет на равных, не попадать под влияние и не принимать безоговорочно его идеи. Автор показывает различие детей и их характеров. Володя и Чечевицын — по темпераменту совсем разные ребята. Володя — чувствительный, податливый, открытый мальчик. В глубине души он понимал, что поступает несправедливо по отношению к своим родителям, он жалел свою мать. Когда мальчики вернулись домой, Володя в слезах побежал к матери: он раскаивался в содеянном. Не будь у Володи такого друга как Чечевицын, он вряд ли бы совершил подобное. Чечевицын — загадочный, непростой человек, обладающий лидерскими качествами, скрытный и не эмоциональный. После всего произошедшего он вёл себя ещё более серьёзно и надменно, не чувствуя своей вины. Таково моё отношение к главным героям рассказа «Мальчики». 

Мне понравился рассказ «Мальчики» тем, что вся произошедшая с ребятами история закончилась благополучно. Чехов показывает, как нелегко порой ребёнку оставаться самим собой рядом с другом, которым он восхищается и видит пример для подражания. Таково моё впечатление о рассказе «Мальчики». Автор описывает читателю вполне жизненную и поучительную историю. В такой ситуации могут оказаться дети, не осознающие своих действий в силу малого возраста и незнания жизни. Таково моё мнение о рассказе «Мальчики». 

Автор: Диана Танцур

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 133-134. 

УКМ «Школа России»

1. Попробуй объяснить, почему Чехов назвал рассказ «Мальчики».

Героями этого рассказа были два мальчика, два гимназиста. Автор назвал рассказ по его главным героям.

Он мог бы назвать рассказ по событиям, которые в нём описаны, например, «Побег в Америку», или по главной мысли, например, «Не подумав, не начинай». Но Чехов назвал рассказ «Мальчики» и это название звучит с доброй иронией. Оно выражает его отношение к героям.

2. Что ты можешь сказать о семье Королёвых? Как родители и дети относятся друг к другу? Приведи примеры из текста.

Семья Королёвых кажется мне очень дружной. Родители искренне любят детей, дети любят родителей. Приезд любимого сына стал настоящим праздником. К нему выскочили все, обнимали, целовали, шумели.

Родители и дети вместе занимаются различными делами, например, украшают ёлку. У них общие интересы.

При этом родители стараются уважать детей. Даже когда Володю вернули домой, отец не стал его наказывать, а просто поговорил в кабинете.

3. Изменилось ли отношение Володи к семье? Объясни.

Неудачный побег изменил отношение Володи к семье. В начале рассказа он кажется отстранённым, занятым своими мыслями. В середине его начинают одолевать сомнения, он уже не хочет бежать, потому что понимает, как это отразится на любимых родителях. 

Мальчик понял, что нет ничего дороже семьи и близких людей.

4. О чём мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли свою жизнь в Америке? Могли ли сбыться их мечты? Почему?

Мальчики мечтали сбежать в Америку. Они хотели стать разбойниками, работать на плантациях, сражаться с дикарями, добывать золото и жениться на красавицах.

Эти мечты не могли сбыться. Ведь реальная жизнь совсем иная. Она не похожа на страницы авантюрного романа.

Да и не смогли бы мальчики добраться до Америки, ведь они не представляли себе всех трудностей этого предприятия.

5. Как ты относишься к мальчикам? Что ты о них думаешь?

Мне нравятся эти мальчики. Они целеустремлённые, у них есть мечта. Они наивные, но добрые. Они никому не хотели зла. А что сбежали… Так все мальчишки должны иногда сбегать в Америку, просто потому что любой мальчик мечтает быть героем.

Герои решились на побег, потому что были глупыми и самонадеянными, они мало знали и плохо представляли предстоящие трудности. Но им хотелось быть храбрыми и необычными, как герои прочитанных романов.

6. В конце и начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи различаются и чем похожи?

Первая встреча происходит после долгой разлуки. Близкие рады приезду Володи, его тормошат и целуют.

Вторая встреча происходит после неудачного побега. Володю снова встречают криками, но теперь в них нет радости.

Эти встречи похожи тем, что в них задействованы одни и те же персонажи.

Они различаются настроением героев.

7. Это смешное произведение или грустное? Почему ты так думаешь?

Это скорее смешное произведение, потому что трагедии в нём не случилось, а само событие представлено автором с юмором.

8. Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за их поступок? Обсудите с другом.

Мне кажется, что автор не осуждает мальчиков, потому что редкий мальчик не мечтает убежать в Америку или улететь в космос. Автор понимает, что все мальчики так устроены и всегда остаются наивными мечтателями.

Чехов относится с юмором к поступку своих героев. Мы видим, как он смешно обыгрывает фамилию Чечевицын, как описывает наивные и смешные планы мальчиков, как рассказывает о надеждах сестёр на золото, и так далее.

Но введя в рассказ переживания Володи, показав, как он вернулся домой, автор пытается предупредить читателей о том, что так поступать нельзя. Всегда нужно думать о последствиях своих поступков, о том, как они отразятся на близких людях.

9. Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Расскажи об одной из них. Запиши план своего рассказа в рабочую тетрадь.

Рассказ о подобной ситуации для 4 класса

Однажды мы с братом гостили у бабушки в деревне. 

Игорь прочитал роман Фенимора Купера и вообразил себя настоящим индейцем. Он сделал лук и стрелы, а потом решил сбежать в лес и жить в шалаше.

Мы вместе построили в рощице шалаш, и Игорь сказал, что сегодня домой не пойдёт. Он хотел заночевать в лесу, жечь костёр и печь картошку.

Я ушла домой и рассказала про это бабушке. Бабушка улыбнулась и сказала, что в нашем лесу хищников нет, так что пусть ребёнок поиграет.

Игорь вернулся с заходом солнца. Он был сильно покусан комарами и весь чесался. Он сказал, что современные индейцы спят дома, а вот охотиться ходят в лес. Но только днём.

10. Рассмотри иллюстрации в тексте и кратко опиши эпизоды, которые изображены.

На первой иллюстрации мы видим первый приезд Володи. Он в тёплой одежде, приближается Рождество. С ним рядом его товарищ Чечевицын. Они окружены младшими сёстрами Володи. Рядом сидит собака Милорд.

На второй иллюстрации мы видим Володю и Чечевицына в их комнате. Володя говорит, что не поедет, потому что ему жалко маму, но Чечевицын решительно убеждает его бежать.

1

  • Чехов рассказ мальчики план к рассказу 4 класс
  • Чехов рассказ мальчики составить план рассказа
  • Чехов рассказ мальчики читать краткое содержание
  • Чехов рассказ не в духе
  • Чехов рассказ мальчики читать полностью