Чехов рассказ мальчики читать краткое содержание

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 4 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 133-134. укм школа россии1. попробуй объяснить, почему

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 133-134. 

УКМ «Школа России»

1. Попробуй объяснить, почему Чехов назвал рассказ «Мальчики».

Героями этого рассказа были два мальчика, два гимназиста. Автор назвал рассказ по его главным героям.

Он мог бы назвать рассказ по событиям, которые в нём описаны, например, «Побег в Америку», или по главной мысли, например, «Не подумав, не начинай». Но Чехов назвал рассказ «Мальчики» и это название звучит с доброй иронией. Оно выражает его отношение к героям.

2. Что ты можешь сказать о семье Королёвых? Как родители и дети относятся друг к другу? Приведи примеры из текста.

Семья Королёвых кажется мне очень дружной. Родители искренне любят детей, дети любят родителей. Приезд любимого сына стал настоящим праздником. К нему выскочили все, обнимали, целовали, шумели.

Родители и дети вместе занимаются различными делами, например, украшают ёлку. У них общие интересы.

При этом родители стараются уважать детей. Даже когда Володю вернули домой, отец не стал его наказывать, а просто поговорил в кабинете.

3. Изменилось ли отношение Володи к семье? Объясни.

Неудачный побег изменил отношение Володи к семье. В начале рассказа он кажется отстранённым, занятым своими мыслями. В середине его начинают одолевать сомнения, он уже не хочет бежать, потому что понимает, как это отразится на любимых родителях. 

Мальчик понял, что нет ничего дороже семьи и близких людей.

4. О чём мечтали Чечевицын и Володя? Как они представляли свою жизнь в Америке? Могли ли сбыться их мечты? Почему?

Мальчики мечтали сбежать в Америку. Они хотели стать разбойниками, работать на плантациях, сражаться с дикарями, добывать золото и жениться на красавицах.

Эти мечты не могли сбыться. Ведь реальная жизнь совсем иная. Она не похожа на страницы авантюрного романа.

Да и не смогли бы мальчики добраться до Америки, ведь они не представляли себе всех трудностей этого предприятия.

5. Как ты относишься к мальчикам? Что ты о них думаешь?

Мне нравятся эти мальчики. Они целеустремлённые, у них есть мечта. Они наивные, но добрые. Они никому не хотели зла. А что сбежали… Так все мальчишки должны иногда сбегать в Америку, просто потому что любой мальчик мечтает быть героем.

Герои решились на побег, потому что были глупыми и самонадеянными, они мало знали и плохо представляли предстоящие трудности. Но им хотелось быть храбрыми и необычными, как герои прочитанных романов.

6. В конце и начале рассказа описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи различаются и чем похожи?

Первая встреча происходит после долгой разлуки. Близкие рады приезду Володи, его тормошат и целуют.

Вторая встреча происходит после неудачного побега. Володю снова встречают криками, но теперь в них нет радости.

Эти встречи похожи тем, что в них задействованы одни и те же персонажи.

Они различаются настроением героев.

7. Это смешное произведение или грустное? Почему ты так думаешь?

Это скорее смешное произведение, потому что трагедии в нём не случилось, а само событие представлено автором с юмором.

8. Как ты считаешь, автор осуждает мальчиков за их поступок? Обсудите с другом.

Мне кажется, что автор не осуждает мальчиков, потому что редкий мальчик не мечтает убежать в Америку или улететь в космос. Автор понимает, что все мальчики так устроены и всегда остаются наивными мечтателями.

Чехов относится с юмором к поступку своих героев. Мы видим, как он смешно обыгрывает фамилию Чечевицын, как описывает наивные и смешные планы мальчиков, как рассказывает о надеждах сестёр на золото, и так далее.

Но введя в рассказ переживания Володи, показав, как он вернулся домой, автор пытается предупредить читателей о том, что так поступать нельзя. Всегда нужно думать о последствиях своих поступков, о том, как они отразятся на близких людях.

9. Случались ли у тебя в жизни подобные ситуации? Расскажи об одной из них. Запиши план своего рассказа в рабочую тетрадь.

Рассказ о подобной ситуации для 4 класса

Однажды мы с братом гостили у бабушки в деревне. 

Игорь прочитал роман Фенимора Купера и вообразил себя настоящим индейцем. Он сделал лук и стрелы, а потом решил сбежать в лес и жить в шалаше.

Мы вместе построили в рощице шалаш, и Игорь сказал, что сегодня домой не пойдёт. Он хотел заночевать в лесу, жечь костёр и печь картошку.

Я ушла домой и рассказала про это бабушке. Бабушка улыбнулась и сказала, что в нашем лесу хищников нет, так что пусть ребёнок поиграет.

Игорь вернулся с заходом солнца. Он был сильно покусан комарами и весь чесался. Он сказал, что современные индейцы спят дома, а вот охотиться ходят в лес. Но только днём.

10. Рассмотри иллюстрации в тексте и кратко опиши эпизоды, которые изображены.

На первой иллюстрации мы видим первый приезд Володи. Он в тёплой одежде, приближается Рождество. С ним рядом его товарищ Чечевицын. Они окружены младшими сёстрами Володи. Рядом сидит собака Милорд.

На второй иллюстрации мы видим Володю и Чечевицына в их комнате. Володя говорит, что не поедет, потому что ему жалко маму, но Чечевицын решительно убеждает его бежать.

1

Герои рассказа

Центральный персонаж произведения — сам Неизвестный — Степан. Он работает официантом в доме столичного чиновника Орлова, но на самом деле он совсем не тот, кем себя называет.

Сам Орлов — человек, уставший от жизни, ненавидящий все земные радости. Он живет со своим отцом, пожилым высокопоставленным сановником. У Орлова есть любовница: Зинаида Федоровна, авторитарная женщина, которая ждет от него ребенка.

По причинам, о которых сейчас не время говорить подробно, мне пришлось записаться лакеем к петербургскому чиновнику по имени Орлов. Ему было около тридцати пяти, звали его Георгий Иванович.

Я пошел к этому Орлову ради его отца, известного государственного деятеля, которого я считал серьезным врагом своего дела. Я ожидал, что, живя с сыном, по разговорам, которые я подслушиваю, и по бумагам и заметкам, которые найду на столе, я подробно изучу планы и намерения своего отца.

Обычно в одиннадцать часов утра в моей официантке звонил электрический звонок, сообщая мне, что хозяин не спит. Когда я вошел в спальню в чистом платье и сапогах, Георгий Иванич сидел в постели неподвижно, не сонный, а скорее уставший от сна, и в какой-то момент посмотрел, не выказывая никакого удовольствия от своего пробуждения. Я помог ему одеться, но он повиновался мне неохотно, молча и не замечая моего присутствия; затем, мокрый от мытья головы и запаха свежих духов, он пошел в столовую пить кофе. Он сидел за столом, пил кофе и листал газеты, а мы с официанткой Пола почтительно стояли у двери и смотрели на него. Двое взрослых должны были внимательно наблюдать, как третий пил кофе и жевал крекеры. Это, по всей видимости, смешно и дико, но я не видел ничего унизительного для себя в том, что мне пришлось стоять у двери, хотя я был таким же благородным и образованным человеком, как и сам Орлов.

В то время у меня началось потребление, а с ним было кое-что еще, возможно, более важное, чем потребление. Не знаю, под влиянием ли болезни или начала перемены взглядов, которых я тогда не заметил, меня день за днем ​​охватила страстная и раздражающая жажда обычной и филистимской жизни. Захотелось душевного покоя, здоровья, свежего воздуха, сытости. Я стал мечтателем и, как мечтатель, не знал, что мне действительно нужно. Иногда мне хотелось пойти в монастырь, постоять там весь день у окна и посмотреть на деревья и поля; потом я представил себе, как покупаю пять акров земли и живу как помещик; Затем я пообещал себе, что буду изучать науку и непременно стану профессором в каком-нибудь провинциальном университете. Я лейтенант в отставке нашего флота; Мне снилось море, наша эскадра и корвет, на котором я путешествовал по миру. Я хотел еще раз испытать это непередаваемое чувство, когда, гуляя по тропическому лесу или наблюдая закат в Бенгальском заливе, замираешь от радости и в то же время грустишь дома. Мне снились горы, женщины, музыка и с любопытством, как мальчик, я разглядывал лица, прислушивался к голосам. И когда я стоял в дверях и смотрел, как Орлов пил кофе, я чувствовал себя не лакеем, а человеком, которого интересует весь мир, даже Орлов.

У Орлова была петербургская внешность: узкие плечи, длинная талия, запавшие виски, неопределенно окрашенные глаза и редкая тусклая растительность на голове, бороде и усах. Его лицо было блестящим, измученным и неприятным. Особенно неприятно было, когда он думал или спал. Вряд ли есть необходимость описывать обычный аспект; к тому же Санкт-Петербург — это не Испания, появление мужчин здесь не имеет большого значения даже в любовных делах и нужно только представительным лакеям и ямщикам. Я заговорил о лице и волосах Орлова только потому, что в его внешности было что-то такое, о чем стоит упомянуть, а именно: когда Орлов брал в руки газету или книгу, что бы это ни было, или встречал людей, кем бы они ни были, он начинал иронично улыбаться и все лицо его приняло выражение легкой добродушной насмешки. Перед тем, как что-то читать или слушать, у него всегда была под рукой ирония, как щит дикаря. Это была знакомая ирония, старая дрожь, и в последнее время она проявлялась на лице без всякого участия воли, наверное, а как рефлекс. Но об этом поговорим позже.

В первый час он с иронией взял портфель, полный бумаг, и принялся за работу. Он пообедал вдали от дома и вернулся после восьми. Я зажег в кабинете лампу и свечи, а он сел в кресло, вытянул ноги на стуле и, таким образом, лежа, начал читать. Почти каждый день он приносил с собой или получал новые книги из магазинов, а в комнате для слуг по углам и под моей кроватью было много книг на трех языках, не считая русского, которые уже были прочитаны и брошены. Он читал с необычайной скоростью. Они говорят: скажи мне, что ты читаешь, и я тебе скажу, кто ты. Это может быть правдой, но Орлова нельзя оценивать положительно по прочитанным им книгам. Это была какая-то каша. И философия, и французские романы, и политическая экономия, и финансы, и новые поэты, и публикации Mediator — и он все прочитал одинаково быстро и все с тем же ироническим выражением в глазах.

После десяти он тщательно оделся, часто в фраки, очень редко в камерный кадетский мундир, и ушел из дома. Он вернулся утром.

Мы жили с ним безмятежно и безмятежно, и у нас не было недопониманий. Как правило, он не замечал моего присутствия и, когда говорил со мной, у него не было кривого выражения на лице — очевидно, он не считал меня человеком.

Только однажды я видел его злым. Однажды — это было через неделю после того, как я вошел в его офис — он вернулся с обеда в девять с угрюмым и усталым лицом. Когда я последовал за ним в его кабинет, чтобы зажечь свечи, он сказал мне:

— Что-то воняет в наших комнатах.

«Нет, воздух чистый», — ответил я.

«И я говорю вам, что это воняет», — раздраженно повторил он.

— Окна открываю каждый день.

— Не спорь, идиот! Он кричал.

Я обиделся и хотел возразить, и Бог знает, как бы все обернулось, если бы Поля, знавшая своего хозяина лучше меня, не вмешалась.

— Действительно, какой неприятный запах! Сказал он, приподняв брови. — Откуда это взялось? Степан, открой в гостиной форточки и разожги камин.

Она помахала на прощание, заерзала и обошла все комнаты, шурша юбками и шипя в пульверизаторе. Но Орлов все еще был в плохом настроении; он, видимо сдерживаясь, чтобы громко не рассердиться, сел за стол и быстро написал письмо. Написав несколько строк, он сердито фыркнул и разорвал письмо, а затем продолжил писать.

— Будь они прокляты! — пробормотал он. — Они хотят, чтобы у меня была чудовищная память!

В конце концов письмо было написано; он встал из-за стола и сказал, обращаясь ко мне:

— Вы пойдете к Знаменской и передадите это письмо Зинаиде Федоровне Красновской на руки. Но сначала спросите швейцара, вернулся ли ее муж, то есть господин Красновский. Если он вернулся, не возвращай письмо и возвращайся. Подожди! .. Если она меня спросит, есть ли у меня кто-нибудь, ты ей скажешь, что с восьми часов два джентльмена сидят со мной и что-то пишут.

Я пошел на Знаменскую. Швейцар сказал мне, что господин Красновский еще не вернулся, и я пошел на третий этаж. Высокий, толстый, темный официант с черными усами открыл мне дверь и, сонный, вялый и грубый, как только официант может разговаривать с официантом, спросил, что мне нужно. Прежде чем я успел ответить, из холла в зал быстро вошла дама в черном платье. Она покосилась на меня.

— Зинаида Федоровна дома? Я спросил.

«Это я», — сказала дама.

— Письмо Георгия Ивановича.

Он с энтузиазмом раскрыл письмо и, держа его обеими руками и показывая мне свои кольца с бриллиантами, начал читать. Я увидела белое лицо с плавными линиями, выступающий подбородок, длинные темные ресницы. На первый взгляд, я не мог дать этой даме больше двадцати пяти.

«Поклонись и поблагодари», — сказал он, закончив читать. — Есть ли у Георгия Ивановича? — тихо, радостно спросила она, словно стыдясь своего недоверия.

«Около двух джентльменов», — ответил я. — Они что-то пишут.

«Поклонись и спасибо», — повторил он и, склонив голову набок и прочитав письмо на ходу, тихо вышел.

Потом я познакомился с несколькими женщинами, и эта дама, которую я видел мимоходом, произвела на меня впечатление. По дороге домой я вспомнил ее лицо и запах нежных духов и мечтал. Когда я вернулся, Орлова уже не было дома.

Краткий пересказ «Рассказа неизвестного человека»

Работа написана от первого лица. Рассказчик — Степан.

Его наняли слугой в дом орловского офицера. Его новым работодателем был состоятельный и влиятельный человек, но его особая работа и образ жизни наложили на него особый отпечаток — он стал циничным и разочарованным во всем. Однако некоторые радости у нее все же были, и следствием этих радостей стала Зинаида Федоровна, которая без разрешения переехала в дом Орловой.

Оказывается, Зинаида намерена расстаться с нынешним мужем и строит планы на счастливое будущее с возлюбленным. Она начинает все перестраивать в доме по-своему, навязывает новые будни и готовится родить Орловых детей. Он не хотел ничего из этого, но все равно принимает свою любовницу. Они начинают жить вместе.

Тем временем раскрываются истинные мотивы рассказчика. Степан отнюдь не обычный слуга, это образованный дворянин, увлеченный революционными идеями. Он состоит в секретной группе, которая хочет уничтожить старейшину Орлова. Именно для этого Степан устроился слугой в этот дом: ему нужно убить отца своего работодателя. Однако при встрече с ним она видит, что бывший сановник — усталый, дряхлый и слабый человек.

Краткое содержание «Повести неизвестного» Чехова показывает, как меняются взгляды Степана. При всем своем революционном рвении он не готов убить беззащитного старика.

Между тем Орлову явно надоела жизнь с Зинаидой Федоровной. Он все время ей лжет, долго не ночует дома и не обращает внимания на ее беременность. Степан берет на себя смелость написать Орлову гневное письмо, обвиняя его в неподобающем обращении с его женщиной. Следовательно, Степан привозит Зинаиду в Италию.

история неизвестного Чехова резюмирована

В Орлове разочаровалась беременная женщина, но теперь ей начинает казаться, что Степан настолько неординарный и полностью увлечен идеей героя. Однако через некоторое время он понимает, что якобы «лакей» тоже потерял смысл своей миссии и не знает, что делать дальше.

Все заканчивается тем, что Зинаида рожает сына Орлова, а затем умирает. Якобы — она ​​отравилась, так как ей надоело общество безответственных и слабых мужчин.

Степан начинает воспитывать дочь Орлова и Зинаиду, но тяжело заболевает чахоткой. Чувствуя приближение смерти, он отдает девушку отцу — ему уже ничего не остается.

Главная мысль произведения

Основная тема этой истории — смысл жизни. Человек может много лет посвятить себя какой-то идее или миссии, но однажды он разочаровывается. Именно в эти моменты нужно найти в себе силы жить и найти новую истину, иначе все просто потеряет смысл и жизнь человека закончится славой.

Источники

  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/rasskaz-neizvestnogo-cheloveka-a-p-chekhova-kratkoe-soderzhanie.html
  • https://mir-knig.com/read_256447-1

Готовый читательский дневник Каштанка для 3 класса. В дневнике есть краткое содержание, главные герои, рисунок и читательский отзыв.

Каштанка

Очень краткое содержание «Каштанки» для читательского дневника (А. П. Чехов)

Антон Чехов

Жанр: Рассказ

Слушать

Главные герои:

Каштанка — маленькая рыжая собачка, похожая на лисицу. Сообразительная, и как выяснилось, очень талантливая.

Столяр Лука Александрыч — хозяин Каштанки. Хороший мастер, но большой любитель выпить.

Федор — сын Луки Александровича, который любил Каштанку, но был еще маленьким и не всегда понимал, что можно и что нельзя.

Жорж — цирковой артист, новый хозяин Каштанки, благодаря которому она стала выступать на арене и даже стала популярной у публики.

Молодая собачка Каштанка потерялась и тщетно пыталась найти своего хозяина Луку. Совершено выбившись из сил, она уснула около какого-то подъезда, из которого утром вышел человек и позвал собаку к себе домой, где она познакомилась с котом и гусем.

Спустя некоторое время выясняется, что человек, приютивший собаку, работает клоуном в цирке. А кот и гусь — его напарники по номеру. Каштанка получила новую кличку и теперь ее стали звать Теткой. А спустя месяц она начала обучение трюкам и проявила себя как очень талантливая ученица, схватывая все на лету!

И вот наступил вечер славного дебюта — Тетка должна была впервые выйти на арену. Представление началось! Собака виртуозно выполняла все команды и замечательно завывала под игру на дудке, приводя в восторг всех зрителей.

От представления к представлению все шло своим чередом, однако в самый разгар номера кто-то позвал четвероногую артистку ее старым именем, и Каштанка со всех ног побежала на звук родного голоса. Это были ее прежние хозяева – столяр Лука Александрович и его сын Федя.

Собачка радостно бежит следом за своими хозяевами, за которыми тянулся приятный шлейф привычного родного запаха лака и такого приятного аромата столярного клея.

Что понравилось:

Очень хорошо, что у этого рассказа такая счастливая концовка. Наверняка и столяр, и его сын очень скучали по своей любимой собачке, также как и она по этим хозяевам. И пусть Каштанка стала настоящей артисткой, все равно в глубине души она хотела вернуться туда, где так приятно пахло лаком и столярным клеем.

Рисунок:

Очень краткое содержание «Каштанки» для читательского дневника (А. П. Чехов)

Очень краткое содержание «Каштанки» для читательского дневника (А. П. Чехов)

Краткое содержание рассказа «Каштанка» А. П. Чехова – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Рассказ «Каштанка» Чехов написал в 1887 году. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Каштанки» по главам. Впервые произведение было опубликовано в том же году в газете «Новое время» под заглавием «В ученом обществе». Пересказ подойдет для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.

Основные персонажи рассказа

«Каштанка» главные герои:

  • Каштанка (Тетка) – «молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой».
  • Лука Александрыч – столяр, первый хозяин Каштанки.
  • M‑r Жорж – второй хозяин Каштанки, клоун-дрессировщик в цирке; «коротенький и толстенький человечек».

Другие персонажи:

  • Федюшка – сын Луки Александрыча.
  • Федот Тимофеич – дрессированный кот.
  • Иван Иваныч – дрессированный гусь.
  • Хавронья Ивановна – дрессированная свинья.

Чехов «Каштанка» очень краткое содержание

Краткое содержание «Каштанка» Чехов для читательского дневника:

Собачка Каштанка, помесь таксы и дворняжки, живет у пьяницы-столяра Луки Александровича. Столяр бьет и плохо кормит собачку, его сын Федюшка тоже бывает жесток с ней, однако Каштанка все равно предана хозяева.

Однажды, идя с хозяином по городу, Каштанка теряется и оказывается одна на улице. Неизвестный господин замечает бедную собачку (им оказывается клоун-дрессировщик мистер Жорж). Мужчина приводит ее к себе домой, хорошо кормит и оставляет на ночь. Каштанку удивляет, что новый хозяин кормит ее досыта и совсем не бьет.

На следующий день Каштанка знакомится с другими животными, живущими у мистера Жоржа, — котом, гусем и свиньей. Новый хозяин дает Каштанке кличку “Тетка”. Каждый день мистер Жорж по 3–4 часа занимается трюками со своими животными. Каштанке нравится наблюдать за этими занятиями.

Проходит месяц. Тетка (Каштанка) привыкает к новой, сытой жизни. Из тощей собачки она превращается в сытого пса, и хозяин начинает обучать ее цирковым трюкам. Тетка с удовольствием учится.

Хозяин отмечает, что у собачки настоящий талант. В одну из ночей умирает гусь, живущий с Каштанкой в одной комнате. Мистер Жорж грустит и плачет из-за смерти животного.

Тетка тоже тоскует и даже теряет аппетит.

Вскоре мистер Жорж впервые берет Тетку в цирк — выступать вместо умершего гуся. В цирке мужчина переодевается в клоуна и выходит на сцену вместе с котом и Теткой. Мистер Жорж переживает, что трюки с Теткой плохо отрепетированы. Собачка тоже волнуется, но все-таки начинает выступление.

Публика аплодирует. Внезапно в зале раздается крик: “Каштанка!”. Оказывается, в этот вечер на представлении присутствуют старые хозяева собачки — пьяница-столяр и его сын Федюшка. Узнав свою Каштанку, они зовут ее, и та радостно бежит к ним через весь зал. После представления столяр, его сын и счастливая Каштанка вместе уходят домой.

Короткий пересказ «Каштанки» Чехова

А. П. Чехов «Каштанка» краткое содержание:

Потерявшуюся собаку оставляет у себя артист цирка. Он начинает дрессировать псину, но на дебютном выступлении Каштанка встречается с бывшими хозяевами и уходит с ними.

Каштанка — молодая рыжая собака, помесь таксы с дворняжкой — блуждает по улице и пытается найти своего хозяина. Её хозяин — столяр Лука Александрович, исчез, и животное не может напасть на его след.

Когда становится совсем темно, плачущая Каштанка засыпает возле подъезда. Просыпается она от удара открывшейся двери. Человек, открывший дверь, зовёт собаку к себе домой, где кормит её и даёт маленький матрасик для ночлега. Так у Каштанки появляется новый хозяин.

Проснувшись, Каштанка начинает исследовать своё новое жилище. За одной из дверей обнаруживается маленькая комнатка с грязными обоями. В этом помещении псина сталкивается с гусём и котом. Они начинают шипеть на неё.

Происходит небольшая потасовка, в результате которой Каштанка получает от кота лапой по голове, а от гуся удар клювом в спину. Беспорядок прекращает внезапно появившейся хозяин. По его команде животные успокаиваются и занимают свои места.

Немного погодя человек возвращается и приносит странную вещь в виде буквы П, на перекладине которой висит колокол и привязан пистолет. По команде человека гусь Иван Иваныч начинает выполнять различные трюки, за которыми заворожённо наблюдает собака. Затем хозяин зовёт Хавронью Ивановну, и в комнате появляется чёрная, очень некрасивая и очень добродушная свинья.

Следующий трюк под названием «египетская пирамида» гусь выполняет вместе со свиньёй и котом Фёдором Тимофеевичем. С этого момента Каштанка начинает жить в этой комнатке в обществе Ивана Иваныча и Фёдора Тимофеевича, сама же собака получает новое имя — Тётка.

Проходит месяц. Хозяин говорит, что пора и ей учиться. Он хочет сделать из собаки артистку. Занятия проходят успешно, Каштанка легко делает всё, что от неё хотят. Довольный человек отмечает талант своей новой подопечной.

Однажды вечером Каштанка пытается уснуть, но тут раздаётся крик гуся. Приходит хозяин, и выясняется, что на гуся днём наступила лошадь. Иван Иваныч умирает. Смерть гуся очень расстраивает человека, и на его глазах выступают слёзы. Тётка и Фёдор Тимофеевич, ничего не понимая, жмутся к человеку.

В один прекрасный вечер хозяин берёт с собой собаку и кота. Он понимает, что ничего не отрепетировано, и заранее готов к провалу. Человек приносит животных в цирк, где он сам работает клоуном под псевдонимом Mистёр Жорж. В гримёрке он переодевается в клоунский костюм, укладывает кота и собаку в чемодан и выходит на арену. Представление начинается.

Мистер Жорж командует собаке сесть, что она и исполняет, и предлагает Фёдору Тимофеевичу поплясать, затем клоун начинает играть на дудке, а собаке отводится роль певицы, завывающей под её аккомпанемент.

Во время особенно высокой ноты среди зрителей кто-то удивлённо ахает. Это бывший хозяин Лука Александрович вместе со своим сыном Федюшкой. Они начинают звать Каштанку старым именем, и она бежит к ним.

Спустя полчаса Каштанка идёт по улице за своими старыми хозяевами, от которых знакомо пахнет клеем и лаком.

Сюжет рассказа «Каштанка» по главам

Краткое содержание Чехов «Каштанка» с описанием каждой главы:

Глава 1

С утра хозяин собаки Каштанки, столяр Лука Александрыч, взял ее с собой и пошел к заказчику. По дороге мужчина не единожды заходил в трактир и к знакомым. Когда столяр с собакой оказались на «незнакомом тротуаре», мужчина уже был изрядно пьян.

Мимо них прошел полк солдат, играя на ходу. Каштанка, не вынося музыки, «заметалась и завыла» и «бросилась через дорогу на другой тротуар». Когда она опомнилась, хозяина уже не было – ей не удалось его отыскать даже по следу.

«Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас».

Глава 2

Каштанка «от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту». Неожиданно к ней подошел какой-то мужчина и позвал собаку за собой. «Не больше как через полчаса она уже сидела на полу в большой светлой комнате». Незнакомец ел и бросал Каштанке лакомые кусочки.

Перед сном незнакомец принес маленький матрасик, положил его у дивана и сказал собаке спать на нем. Каштанка разлеглась на матрасике и с грустью вспомнила Луку Александрыча и Федюшку.

Мальчик «заставлял ее ходить на задних лапах», сильно дергал за хвост, «давал ей нюхать табаку».

Особенно мучительно было, когда Федюшка давал собаке, привязанный на ниточку кусок мяса, а затем «с громким смехом вытаскивал его обратно из ее желудка». Постепенно Каштанка заснула.

Глава 3

«Когда Каштанка проснулась, было уже светло». Она обнюхала все углы в комнате, зашла в спальню незнакомца, а затем и в ведущую оттуда маленькую комнатку.

Там собака «увидела нечто неожиданное и страшное» – на нее, шипя и растопырив крылья, шел серый гусь. В стороне на матрасике лежал белый кот. Увидев Каштанку, он вскочил и тоже зашипел.

Каштанка залаяла на кота, и тот ударил ее лапой. Услышав шум, проснулся мужчина и разогнал животных.

Незнакомец называл кота Федот Тимофеич, а гуся Иван Иваныч. Каштанку мужчина назвал Тетка.

Глава 4

Немного погодя незнакомец и принес какую-то «странную вещь, похожую на ворота и на букву П. На перекладине этого деревянного, грубо сколоченного П висел колокол и был привязан пистолет». По команде мужчины гусь выполнял всяческие трюки: кланялся, делал реверанс, прыгал через барьер и сквозь обруч, прикидывался мертвым, дергая за специальные веревки, стрелял из револьвера и звонил в колокол.

Затем незнакомец попросил старуху позвать Хавронью Ивановну. Женщина впустила «черную, очень некрасивую свинью». По команде незнакомца животные изображали «египетскую пирамиду»: гусь взбирался на свинью, а кот на гуся. Потом мужчина учил ездить Ивана Иваныча на коте, а кота курить.

Глава 5

Каждый день незнакомец по три-четыре часа тренировал животных. По вечерам мужчина обычно куда-то уезжал с котом и гусем.

Когда Каштанка «совсем уже свыклась с новой жизнью и из тощей, костлявой дворняжки обратилась в сытого, выхоленного пса», хозяин сказал, что будет и из нее делать «артистку». Мужчина научил ее стоять, ходить и прыгать на задних лапах, а затем плясать, «бегать на корде», выть под музыку, звонить, стрелять и даже заменять кота в «египетской пирамиде».

Глава 6

Тетка проснулась от пронзительного крика Ивана Иваныча. Гусь умирал – днем на него наступила лошадь. Расстроенный хозяин пытался напоить гуся водой, но голова птицы «так и осталась лежать в блюдечке». «Когда совсем рассвело, пришел дворник, взял гуся за лапы и унес его куда-то».

Глава 7

«В один прекрасный вечер» хозяин взял с собой Тетку и Федора Тимофеевича: собака должна была заменить покойного Ивана Иваныча. Мужчина сильно переживал, что номер не выучен, было мало репетиций и ничего не получится. Они приехали к «большому странному дому, похожему на супник». Зайдя с животными в маленькую серую комнатку, хозяин загримировался, надел парик и костюм клоуна.

Пришло время выступления хозяина, или как его объявили, M‑r Жоржа. Мужчина спрятал животных в чемодан и вышел. В начале представления мужчина открыл чемодан. Выскочившая Каштанка «забегала вокруг своего хозяина и залилась звонким лаем». Помня предыдущие уроки, собака начала выполнять команды мужчины.

Неожиданно посреди выступления где-то наверху «кто-то громко ахнул» и позвал Каштанку. Собака узнала в кричавших своих бывших хозяев и быстро побежала к галерке. «Спустя полчаса Каштанка шла уже по улице за людьми, от которых пахло клеем и лаком». Все случившееся: учение, цирк «представлялось ей теперь, как длинный, перепутанный, тяжелый сон…».

«Злоумышленник» – юмористический рассказ, в котором писатель поднял глобальные проблемы России образца XIX века: халатность, безответственность, недобросовестное отношение к государственной собственности. В этой статье представлено краткое содержание «Злоумышленника» А. П. Чехова.

Мультфильм Каштанка по рассказу А. П. Чехова

Изображая в рассказе «Каштанка» мир глазами собаки, Чехов поднимает такую важную тему, как взаимодействие человека с животными. Автор показывает, насколько безгранична может быть преданность собаки даже несмотря на то, как относятся к ней хозяева.

Прочитав «Каштанка» Чехов краткое содержание, посмотрите интересный советский мультфильм:

ПредыдущаяСледующая

Краткое содержание рассказа «Каштанка» и отзыв для читательского дневника (А.П. Чехов) | Литрекон

Краткий пересказ рассказа «Каштанка» — это основа читательского дневника. Кроме нее, Многомудрый Литрекон предлагает Вам отзыв, где обозначены главная мысль и мораль произведения. Сюжет «Каштанки» передан им в сокращении, но он подробно освещает все основные события из книги. Кстати, не забудьте про анализ книги. Приятного просвещения!

Кратчайшее содержание (318 слов). Главная героиня рассказа – «молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой, — очень похожая мордой на лисицу», живет со своим хозяином, столяром Лукой Александрычем. Рассказ начинается с того, что они вдвоем идут разносить заказы клиентам. Ходили они долго: столяр был мастак выпить, так что к концу прогулки пьян был, как сапожник. 

По дороге Каштанка потерялась: им встретился полк солдат. Она бегала, искала хозяина, но его и след простыл. Была зима, собака замерзла и проголодалась.

Когда Каштанка уже находилась на грани отчаяния, ее вдруг приметил незнакомец: из «заказчиков» (собачонка делали всех людей на два сорта: хозяева и заказчики. Хозяева могли ее бить, а заказчиков она сама могла кусать за икры).

  Новый хозяин был добр: он накормил собаку, познакомил с другими обитателями дома и дал отдохнуть.

Так она поселилась у нового хозяина.

Она не могла понять, где ей нравилось больше: у столяра квартира всегда была обильна разными запахами и обставлена мебелью, у «заказчика» же не пахло ничем, мебели было мало, зато кормили отлично и никто не бил. Не было сынка столяра Федюшки, который измывался над нею весьма жестоко: привязывал на ниточку кусочек мяса, давал ей проглотить, а потом вытаскивал, дергая за нить. 

Чуть позже Каштанка знакомится с остальными обитателями квартиры: белым котом Федором Тимофеичем, гусем Иваном Иванычем и свиньей Хавроньей Ивановной. Саму Каштанку заказчик нарекает Теткой. 

Выясняется, что заказчик занимается обучением животных для цирковых представлений. Начинает обучать и Каштанку. Животные привыкают друг к другу и становятся достаточно дружны. 

Вскоре по непонятной причине ночью умирает Иван Иваныч. Весь дом тоскует. Из-за этого события приходится раньше времени вывести Каштанку на представление.

Одним из фирменных номеров незнакомца является пирамида: раньше снизу вверх животные становились в таком порядке: свинья-гусь-кот. Теперь же место Иван Иваныча должна была занять Каштанка.

Однако во время представления Каштанка слышит знакомый голос и без раздумий бросается на звук своего имени. Это ее любимый хозяин Лука Александрыч и его сын Федюшка. Жизнь с незнакомцем же она забывает, как страшный сон.

Отзыв (428 слов). Мне очень понравилось произведение Антона Павловича Чехова «Каштанка», потому что оно заставляет задуматься не только об отношениях человека и питомца, но и о более глобальных вопросах. В частности, о том, что движет Каштанкой: верность или привычка? И что движет людьми, многие из которых поступают так же?

Мое впечатление от прочтения «Каштанки» очень светлое и позитивное, потому что писатель с юмором и свойственным ему знанием человеческой натуры погружает нас в маленькую жизнь, по-человечьи рассказанную от лица рыжей собачки. Каштанка шкодлива, она очень любит и одновременно побаивается своего хозяина.

Попадая домой к клоуну, она сравнивает две квартиры и двух людей. Чехов показывает нам мир так, как видела бы его собака: благодаря хорошему нюху все запахи для нее намного ярче, чем для человека. Перед сном она боится, что хозяин найдет куриную косточку, которую она спрятала за шкафом, и съест.

Она анализирует других животных: гусь Иван Иваныч — «нестерпимый болтун», которого она поначалу сочла очень умным, раз он столько говорит, добродушная свинья Хавронья Ивановна, которой «очень приятно видеть своего хозяина», белый кот Федор Тимофеич, который «недолюбливал жизнь».

Мое мнение о Каштанке определяет отношение к рассказу: главная героиня вызывает не только положительные эмоции, но и желание посочувствовать ее беде, ведь в доме у столяра она терпела многие лишения и муки. 

Все животные, одаренные более чем человеческими переживаниями, удивительным образом ожили в рассказе Чехова. По отзывам современников, Антон Павлович очень любил животных, в особенности собак, и в течение жизни стремился познать устройство их натуры. И в этом смысле он явно преуспел, невозможно не поразиться живости описанных персонажей.

Однако, произведение можно рассмотреть и с другой стороны: как аллюзию на образ «маленького человека», где люди, отказываясь от более богатой, сытой жизни, но в которой нужно проявлять себя и стараться, выбирают жизнь голодную, полную издевательств и лишений, но простую и привычную.

Думаю, это и есть главная мысль рассказа. Каштанка – талантливая собачка, которую могла ждать яркая карьера, не раздумывая, бросается на шею к старым хозяевам, которые ни во что ее не ставят. И забывает, как сон, свою недолгую жизнь у клоуна, который подобрал ее на улице и, возможно, спас от голодной смерти.

Поэтому на вопрос, чему учит рассказ «Каштанка», сложно ответить однозначно. С одной стороны, мы видим любовь и преданность, но с другой — то, что эти свойства собачьего сердца никто не оценит.

Вероятно, мораль рассказа заключается в том, что мы должны ценить верность, привязанность и доброту близких, и неважно, кто они — животные или люди.

Конечно, собаке не могут быть присущи человеческие рассуждения, и речь все же идет о слепой собачьей верности, любви и привязанности. Собачка возвращается в свой привычный мир, и все становится для нее на свои места.

Арсения Смирнова

«Каштанка» краткое содержание для читательского дневника по рассказу Чехова (3 класс) – главная мысль, отзыв, сюжет

  • Краткие содержания
  • /
  • Чехов
  • /
  • Каштанка

Год: 1887 Жанр: рассказ

Главные герои: собачка Каштанка, клоун Мистер Жорж, дрессировщик и владелец собачки Лука Александрыч

Рассказ «Каштанка» повествует читателям о преданной собаке. Каштанка живет не в очень хороших условиях, иногда и вовсе остается без еды.

Однажды она заблудилась в городе и была подобрана местным клоуном, который совсем иначе стал относиться к собаке – кормил ее, ухаживал и готовил к новому выступлению.

Во время дебюта Каштанка увидела старых хозяев и без раздумий вернулась к ним, променяв хорошую жизнь, но в неволе, на верность своим хозяевам. Есть предположение, что Чехов рассказал реальную историю потерявшейся собаки.

Вывод. Рассказ Чехова «Каштанка» станет поучительным не только для детей, но и для взрослых. С точки зрения ребенка — это история о преданности животного, любви и верности, несмотря на плохое отношение к ней со стороны хозяев.

Взрослые же могут сопоставить поведение Каштанки с поведением некоторых людей, которые настолько привязываются к обстоятельствам, что не могут поменять свою жизнь, изменить ее к лучшему, даже тогда, когда такой шанс им предоставляется судьбой.

Краткое содержание «Каштанка» для читательского дневника

ФИО автора: Чехов Антон Павлович

Название: Каштанка

Число страниц: 39. Чехов А. П. «Каштанка». Издательство «Малыш». 1985 год

  • Жанр: Рассказ
  • Год написания: 1887 год
  • Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
  • Кучминой Надеждой Владимировной.
  • Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Основная мысль рассказа

Возвращение домой

После прочтения «Каштанки» кратко становится ясно, что собака предстаёт образцом бескорыстной любви. В своём рассказе Антон Павлович показывает читателю, что никакие жизненные довольства и благополучие не способны удержать по-настоящему любящее сердце.

Сокращённое содержание не способно передать всю гамму чувств и эмоций, которыми наполнены герои произведения. Для полноценного понимания того, что именно хотел показать Антон Павлович Чехов, нужно читать рассказ «Каштанка» полностью.

Главные герои

  1. Каштанка (Тётка) – красивая рыжая собака, очень умная, дружелюбная, преданная.
  2. Лука Александрыч – старый столяр, пьяница, первый хозяин Каштанки.
  3. Федюшка – сын столяра, проказливый мальчик, ради забавы проделывавший с собакой жестокие шутки.
  4. Мсье Жорж – артист, цирковой клоун, дрессировщик, добрый, печальный, задумчивый мужчина.
  5. Обратите внимание, ещё у нас есть:

  Краткое содержание по главам повести «Тарас Бульба» Гоголя

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Каштанка»

Рассматриваемые проблемы

Основной сюжет произведения вращается вокруг взаимоотношений животных и людей. В рамках этой темы затрагиваются серьезные вопросы. Автор касается таких тем:

  1. Проблема доброты. Чуткие люди, способные протянуть руку помощи в трудный момент, — это подарок судьбы. Каштанке повезло, она встретила такого человека, но променяла его в итоге на грубого хозяина.
  2. Вопрос ответственности. Увы, столяр и сын не ценят преданности и любви животного, в результате чего теряют его.
  3. Проблема восприятия окружающего мира. Каштанка сравнивает обстановку нового и старого дома. У дрессировщика вещей практически нет и обстановка бедная, зато он дает много еды. У старого хозяина дом забит вещами, но собака живет впроголодь.
  4. Вопрос сочувствия. Сострадание к чужому несчастью не позволяет собаке ожесточиться в неволе. Это описывает сцена гибели гуся Ивана Ивановича, во время которой Тетке захотелось плакать.

Основная мысль произведения заключается в том, что разделить радость общения с питомцами можно, если предоставить им право выбора, где и с кем жить, не заточая их. Подобное мнение о том, что нужно жить добрее, свободнее и уважительнее друг к другу, проходит сквозь другие произведения автора.

Сюжет

Каштанка была молодой рыжей собакой, помесью таксы и дворняжки. Так случилось, что она потеряла своего хозяина, старого столяра, и теперь блуждала по улицам в попытке отыскать его след.

Наступила ночь, и несчастная Каштанка заснула от усталости возле подъезда. Неожиданно какой-то человек открыл дверь и позвал собаку к себе в дом, где накормил её и дал мягкую подстилку. Так у Каштанки появился новый хозяин и новое прозвище – Тётка.

На следующее утро Каштанка принялась обследовать жилище и обнаружила других жильцов – большого гуся и кота. Между животными началась потасовка, которая быстро улеглась с появлением хозяина.

Немного погодя мужчина принес странный предмет в виде буквы «П», на перекладине которой висел колокол и был привязан пистолет. По команде хозяина гусь Иван Иваныч принялся исполнять разные трюки.

После появилась чёрная свинья Хавронья Ивановна и вместе с гусем и котом исполнила трюк под названием «египетская пирамида». Каштанка была под большим впечатлением от увиденного.

Спустя месяц хозяин сказал, что настало время и Каштанке учиться трюкам. Будучи очень умной, сообразительной собакой, она с лёгкостью выполняла всё, что от неё требовалось, и мужчина был очень доволен своей подопечной.

Однажды ночью раздался крик Ивана Ивановича: днём на него наступила лошадь, и раненый гусь умер. Его смерть очень расстроила мужчину. К этому времени Каштанка уже знала, что его хозяина зовут Мсье Жорж, и он работает в цирке клоуном.

Потеряв своего опытного артиста, Мсье Жорж был вынужден в срочном порядке заменить его собакой. Он понимал, что номер не отрепетирован и заранее был готов к провалу. Надев клоунский костюм, он вышел на арену цирка со своими животными.

Представление шло как по нотам, пока неожиданно кто-то из зрителей не принялся громко звать Каштанку – это был Федюшка, сын Луки Александрыча. Собака радостно бросилась к своим первым хозяевам. Спустя полчаса они вместе шли по улице и Каштанка не верила своему счастью.

Жизнь в доме Мсье Жоржа теперь казалась ей длинным сном.

История создания произведения

Рассказ впервые был опубликован в газете «Новое время» в канун Рождества в 1887 году. При жизни автора он был переведен на чешский, немецкий и венгерский языки. Выдвигается несколько версий истории «Каштанки»:

  • после выхода произведения критик В. В. Билибин говорил автору о том, что Лейкин утверждал, будто бы идея произведения принадлежала ему;
  • артист цирка В. Л. Дуров полагал, что прототипом рассказа стала история, произошедшая с его собакой;
  • писатель и актер В. А. Гиляровский отмечал, что Чехова вдохновило сообщение артиста Васи Григорьева, в котором шла речь о собаке, попавшей в тамбовский цирк;
  • по воспоминаниям друга писателя Е. Т. Ефимьева, прототипом послужила его собака, которая часто сопровождала приятелей во время прогулок на берегу моря.

Если придерживаться версии, высказанной Дуровым, концовка произведения другая, чем в жизни. Дуров, в отличие от мистера Жоржа в рассказе, не желал возвращать собаку владельцам, поскольку считал, что вложил немалые средства в ее обучение. Разрешением спора между прежними и новыми хозяевами занимался суд, который оставил животное новому владельцу.

На жанр и направление произведения значительное влияние оказала любовь Чехова к детям.

Автор трепетно относился к младшему поколению и считал, что вести разговоры с ребятами нужно, как со взрослыми, но доступным языком с использованием литературных форм.

Наиболее подходящим жанром, впитавшим элементы романтики и фантастики, является сказка. Свое произведение Чехов характеризует как «сказка из собачьей жизни». Оно выполнено в реализме — традиционном для автора направлении.

Отзывы читателей

Меня впечатлила верность собаки, которая не всегда чувствовала любовь от своего хозяина. Тем не менее она осталась преданной своей прошлой жизни. Чехов всегда четко выражает основной замысел.

Мария

А. П. Чехов — один из немногих авторов, который посвятил все свое творчество детской литератур. Во время описания какой-либо ситуации он использует простой язык, который понятен детям. Характеристика собаки дает понять, насколько писатель любил животных.

Кирилл

С этой сказкой я познакомилась еще в школе в 4 классе. Мне очень понравилось, как автор передал главную мысль этого произведения. Он посредством своего повествование учит детей проявлять сострадание и сочувствие. Регина

Художественные образы

Каштанка

В качестве главной героини своего рассказа А. П. Чехов выбрал собаку. Критики считают, что автор использовал аллегорию.

В образе собаки нетрудно узнать «маленького человека», мелкого чиновника, мещанина, существа зависимого и не имеющего права голоса. Такому человеку обязательно нужен «хозяин», то есть, тот, кто будет управлять его действиями, его жизнью.

Боль, причиняемая «хозяином», воспринимается не как наказание, а как внимание со стороны «господина», его участие в судьбе «раба».

Сама Каштанка, по словам автора, делит всех людей на хозяев и заказчиков. Первая, немногочисленная категория имела право её мучить. Вторую категорию людей собака могла кусать за икры. Таким образом автор намекает на то, что «маленький человек» также имеет возможность «отвести душу» и кого-нибудь «укусить».

В образе Каштанки Чехов представляет не какого-то конкретного человека, а большинство жителей Российской империи. Автор рассказа видит перед собой мёртвую, инертную массу. «Маленькие люди» постоянно жалуются на свою тяжёлую участь, ругают обижающих их «хозяев», но никак не пытаются изменить свою жизнь.

«Рабы» выбрали путь бесконечных страданий и унижений только потому, что он привычнее и не требует никаких особенных усилий с их стороны. Унижения не так страшны, как отсутствие руководителя.

Ведь в таком случае ответственность за свою жизнь придётся взять на себя, а это слишком трудно для того, кто привык жить чужим умом.

Лука Александрыч

Первый хозяин Каштанки, Лука Александрыч, является типичным представителем разорившегося дворянства, переехавшим жить в город и ставшим столяром. Имя хозяина собаки – Лука – ассоциируется с глаголом «лукавить», то есть, «обманывать», «не говорить всей правды».

Выбрав такое имя, автор решил показать недоброжелательное отношение к своему персонажу. Лука Александрыч олицетворяет собой того самого «хозяина», без которого не представляют своей жизни «маленькие люди». Он груб, жесток, нередко бывает пьян.

Не имея особых радостей в жизни, столяр самоутверждается, унижая более слабого.

Под стать столяру и его сын Федюшка. Несмотря на то, что мальчику ещё не много лет, все его действия говорят о том, что в будущем он станет таким же жестоким и грубым человеком, как и его отец.

В самом конце рассказа на Федюшке можно видеть картуз Луки Александрыча, что можно расценивать как намёк автора на то, что на смену старым «хозяевам» подрастает не менее деспотичное молодое поколение, уже успевшее «надеть отцовский картуз».

Мистер Жорж

В образе клоуна нетрудно рассмотреть представителей прогрессивной интеллигенции второй половины XIX века. Примечательно, что настоящее имя этого человека читатель так и не узнаёт. Имя не имеет для автора никакого значения. Таких людей в стране тысячи, и все они похожи друг на друга.

Несмотря на то, что автор симпатизирует этому персонажу, указывая на его мягкий и добрый характер, он не может сдержать иронии по отношению к Мистеру Жоржу. Новый хозяин Каштанки работает клоуном.

Почему же для положительного персонажа Чехов выбрал такую несерьёзную, не вызывающую особого уважения профессию?

Предлагаем вам прочесть краткое содержание “Смерти чиновника” Чехова. Это рассказ, в котором автор выразил свое негативное отношение к политической системе России того времени на примере одного самовлюбленного чиновника.

Наша новая статья, посвященная рассказу Чехова “Унтер Пришибеев”, повествующем об отставном унтер-офицере, старорежимном самочинном блюстителе порядка, считающем себя вправе во все вмешиваться, всем делать замечания.

Прогрессивная интеллигенция предлагала низшим слоям населения более достойную жизнь. Однако в глазах малограмотных мещан их деятельность выглядит как нелепая клоунада. «Клоунов» никто не ценит.

Они нужны только для того, чтобы развлекать толпу, служа для неё весёлым незамысловатым зрелищем.

Как только у Каштанки появляется возможность вернуться к прежнему хозяину, она немедленно оставляет клоуна и всю ту непонятную жизнь, которую он ей предлагает.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Автор:
Guru
·
Опубликовано
· Обновлено

Рассказ «Пари» был написан Антоном Павловичем Чеховым в 1888 году. В этом произведении перед читателями предстает полная переоценка смысла жизни и тех целей, которые ставят перед собой люди, не догадываясь о том, что на самом деле имеет для любого человека первостепенное значение.

Глава 1

Из названия истории становится ясно, что в центре сюжета находится некий спор. Пожилой банкир вспоминает о случае, происшедшем в его судьбе около 15 лет. Мысли переносят мужчину в прошлое, он вновь видит устроенный у себя дома торжественный вечер, в ходе которого банкир пытается доказать свою точку зрения молодому правоведу. Речь идет о максимальном наказании для людей, нарушивших закон, многие из гостей считают смертную казнь чрезмерно жестоким и нецивилизованным обычаем, полагая, что более милосердной карой для преступника окажется лишение свободы до завершения его жизненного пути.

Однако другие присутствующие, к числу которых относится и сам банкир, не согласны с подобной позицией. По мнению одного из главных героев рассказа, пребывание в тюрьме является более мучительным для правонарушителя, поскольку заточение уничтожает человека значительно дольше, чем смерть по приговору суда. В итоге начинающий юрист и банкир после длительных и насыщенных эмоциями дебатов принимают решение о заключении пари.

Правовед утверждает, что человеку вполне по силам провести 15 лет в замкнутом пространстве, оставаясь полностью изолированным от внешнего мира и других людей. В соответствии с условиями спора юристу предстоит находиться в заключении на протяжении указанного времени, после чего банкир вручит ему два миллиона, если молодой мужчина действительно сумеет выдержать столь длительное заточение.

При этом заключенный имеет право в любой момент покинуть камеру, но в таком случае он однозначно проиграет пари. Спорщики оговаривают, что юристу разрешается читать книги, курить сигары, поглощать вино и писать письма, однако ему запрещается каким-либо образом вступать в контакт с людьми. Правоведу предстоит отбывать назначенный срок во флигеле, находящемся на территории, принадлежащей банкиру.

Сейчас пожилой человек искренне сожалеет о своем тогдашнем капризе и о том, что юрист из алчности согласился участвовать в такой авантюре. Банкир вспоминает, чем занимался заключенный в разные периоды нахождения в заточении.

Первоначально юрист постоянно играет на рояле и читает книги развлекательного плана. По прошествии года изоляции мужчина отказывается от рояля и переходит на изучение классической литературы. Позднее правовед полностью прекращает чтение и лежит на кровати, не произнося не единого слова, но затем увлекается освоением иностранных языков и иных наук.

После десятилетнего пребывания в заключении юрист начинает заниматься богословием, он постоянно читает Библию. Впоследствии мужчина вновь знакомится с самыми разными литературными произведениями, стараясь восстановить душевное равновесие.

Глава 2

Правовед находится в изоляции уже на протяжении 15 лет. В то же время банкир сталкивается с финансовыми проблемами и понимает, что ему предстоит полнейшее разорение, если он передаст два миллиона юристу, проиграв пари. Владелец банка с отчаянием думает о том, что заключенный, оказавшись на свободе, сможет создать семью и полноценно наслаждаться жизнью, тогда как ему самому придется буквально просить милостыню.

Банкир уже готов расправиться с юристом, но, войдя во флигель, видит на столе письмо от арестанта. Выясняется, что правовед намеревается выйти из заточения ранее установленного времени, отказываясь от намеченной компенсации. Когда заключенный предстает перед взором банкира, мужчина с ужасом видит перед собой даже не человека, а лишь его подобие. Потерявший едва ли не все силы юрист, показавшийся банкиру крайне неухоженным и опустившимся человеком, уже ничем не напоминает того жизнерадостного и цветущего юнош, который переступил порог флигеля 15 годами ранее.

В письме правовед сообщает о том, что теперь он относится с глубоким презрением и к свободе, и к жизни в целом, и к здоровью. Сейчас юрист уже не придает никакого значения всему, что в книгах принято именовать важнейшими для любого человека благами.

Узник не скрывает, что за годы пребывания в заточении он успел разочароваться абсолютно во всем, чем он дорожил прежде. Он утверждает, что человек является крайне слабым и ничтожным созданием, поскольку все достижения мысли людей, такие, как наука и культура, весьма неустойчивы и в самом ближайшем будущем перестанут существовать. По словам заключенного, люди движутся совершенно не тем путем, и он уже не желает получить финансовое вознаграждение за свои страдания, юрист не видит в деньгах никакого смысла.

Банкир, прочитав письмо, испытывает сильнейший стыд из-за намерения убить арестанта. Он целует правоведа в голову и поспешно покидает флигель, не переставая мысленно упрекать самого себя. На следующее утро оказывается, что заключенный все же сбежал из заточения, и банкир ощущает настоящее облегчение, узнав о случившемся.

Оба героя рассказа вынуждены сделать вывод о том, что вовсе не материальное благосостояние делает человека счастливым. При чтении произведения нельзя не задуматься о значимости жизни и имеющегося у каждого человека времени. История также подчеркивает важность вечных ценностей, о которых недопустимо забывать в погоне за богатством и сиюминутными удовольствиями.

Рассказ «Мальчики» Антона Павловича Чехова наполнен яркими героями, юмором и неожиданными поворотами событий. Автор мастерски создаёт образы. Одной лишь фразой или действием персонажа он может описать его характер и жизненные ценности. Как и во всех произведениях Чехова, в рассказе «Мальчики» присутствует и глубокая мораль. Многомудрый Литрекон предлагает Вам к прочтению краткий пересказ рассказа «Мальчики», а также отзыв для читательского дневника. Несмотря на то, что сюжет передан в сокращении, в нём раскрыты все основные события и важные детали. 

Краткий пересказ

(466 слов) Морозным зимним днём Володя Королёв приехал со своим другом Чечевицыным, учеником второго класса, домой из гимназии на рождественские каникулы. Вскоре после радостной и шумной встречи за столом собралась пить чай вся семья Володи: отец и мать, а также сёстры мальчика — одиннадцатилетняя Катя, младшие Соня и Маша. На сестёр Володи Чечевицын производил впечатление «учёного человека»: у него был серьёзный вид, он мало говорил, был чрезвычайно задумчив. Володя, обычно бывавший в домашней обстановке разговорчивым и весёлым, тоже был молчалив.

Раньше, когда Володя приезжал на каникулы домой, он с радостью брался за приготовление украшений для ёлки, бегал во двор смотреть на снеговую гору, которую делали кучер с пастухом. Но теперь, когда после чая отец с девочками вырезали из цветной бумаги праздничные украшения в детской комнате, он тихо сидел рядом со своим товарищем у окна. Мальчики шёпотом что-то обсуждали, рассматривая карту в географическом атласе. Чечевицын рассуждал, каким образом можно добраться до Калифорнии.

Друг Володи пытался заговорить с Катей, но она не поняла его заумных рассуждений из приключенческой книги. Он называл себя «Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых». Всё это было очень загадочно для Кати и Сони, двух старшеньких девочек. Они решили узнать, в чём дело, и внимательно следили за ребятами. 

Вечером девочки тихо подошли к спальне мальчиков и услышали их разговор. Ребята планировали бежать в Америку «добывать золото». Для этого путешествия у них было всё подготовлено: необходимые вещи, оружие, еда и немного денег. Чечевицын называл Володю «бледнолицый брат мой». Катя и Соня решили ничего не говорить маме о готовящемся побеге, так как они хотели, чтобы мальчики привезли им из Америки подарки.

На следующий вечер, накануне сочельника, Володя расплакался и долго обнимал своих родных перед сном. Катя и Соня понимали в чём дело, а Маша, самая маленькая, ничего не знала.

Ранним утром в сочельник Катя и Соня пошли посмотреть на то, как ребята будут совершать побег. Они услышали, как в комнате Чечевицын уговаривал неуверенного и напуганного Володю ехать в Америку. Володя жалел маму, но всё-таки под напором друга согласился ехать. 

В этот же день за обедом родители обнаружили, что мальчиков нигде нет: ни в доме, ни в деревне. Мальчиков долго искали. Целый вечер они ждали ребят. Ночью вновь пошли искать их в деревне, с фонарями ходили к реке. На следующий день приехал урядник составлять бумагу. Мама переживала за детей и всё плакала. Немного погодя у крыльца дома Королёвых остановились сани — это привезли найденных детей. Ребят задержали в городском Гостином дворе. Там они спрашивали, где можно купить порох. Володя сразу же бросился, рыдая, к матери. Потом отец повёл беглых мальчишек к себе в кабинет и отчитал их. Оказалось, дети ночевали на вокзале. 

Мать Чечевицына, получившая от Королёвых телеграмму, на следующий день приехала забрать домой сына. Перед отъездом Чечевицын был суров, он молча и с надменностью прощался с девочками. Не сказав ни единого слова, он написал в Катиной тетрадке на память: «Монтигомо Ястребиный Коготь». 

Отзыв

(292 слова) Главная мысль рассказа «Мальчики» состоит в том, что необходимо думать о близких и родных людях, прежде чем решиться на поступок, который может привести к беде. Важно нести ответственность за свои действия. Такова мораль рассказа «Мальчики». Быть самим собой, не идти на поводу у других людей, прислушиваться к своему сердцу и разуму — вот чему учит автор. Володя хотел быть похожим на Чечевицына, поэтому он, изменив своим привычкам, копировал поведение друга. Кроме того, автор показывает его слабоволие и мягкотелость. Володя хотел отказаться от затеи убежать из дома, но под влиянием своего товарища всё-таки согласился ехать вместе с ним.

Произведение заставляет задуматься о том, что детям необходимо выбирать себе друга, с которым он будет на равных, не попадать под влияние и не принимать безоговорочно его идеи. Автор показывает различие детей и их характеров. Володя и Чечевицын — по темпераменту совсем разные ребята. Володя — чувствительный, податливый, открытый мальчик. В глубине души он понимал, что поступает несправедливо по отношению к своим родителям, он жалел свою мать. Когда мальчики вернулись домой, Володя в слезах побежал к матери: он раскаивался в содеянном. Не будь у Володи такого друга как Чечевицын, он вряд ли бы совершил подобное. Чечевицын — загадочный, непростой человек, обладающий лидерскими качествами, скрытный и не эмоциональный. После всего произошедшего он вёл себя ещё более серьёзно и надменно, не чувствуя своей вины. Таково моё отношение к главным героям рассказа «Мальчики». 

Мне понравился рассказ «Мальчики» тем, что вся произошедшая с ребятами история закончилась благополучно. Чехов показывает, как нелегко порой ребёнку оставаться самим собой рядом с другом, которым он восхищается и видит пример для подражания. Таково моё впечатление о рассказе «Мальчики». Автор описывает читателю вполне жизненную и поучительную историю. В такой ситуации могут оказаться дети, не осознающие своих действий в силу малого возраста и незнания жизни. Таково моё мнение о рассказе «Мальчики». 

Автор: Диана Танцур

  • Чехов рассказ мальчики читать полностью
  • Чехов рассказ налим читать полностью
  • Чехов рассказ мальчики что можно сказать о семье королевых
  • Чехов рассказ на немецком
  • Чехов рассказ мальчики распечатать