Чехов рассказ 4 класс мальчики составить план

Изучение творчества чехова является одним из обязательных аспектов программы обучения по литературе для учащихся 4 классов. его произведения отличаются особенной

Изучение творчества Чехова является одним из обязательных аспектов программы обучения по литературе для учащихся 4 классов. Его произведения отличаются особенной лёгкостью для прочтения учениками начальной школы и поучительностью содержания. Пересказ любого текста начинается с ознакомления и выделения основных частей. Чтобы составить план к рассказу Чехова «Мальчики» в 4 классе, необходимо внимательно прочитать произведение.

Порядок построения плана

Для начала уместно разделить сказку на смысловые части и выделить в каждой основную мысль для определения хода повествования. Затем следует образно представить рисунок действий, оформить краткую схему и пошагово записать литературный план.

Каждый пункт должен быть кратким и передавать главную идею определённого раздела.

Для примера можно ознакомиться со следующим вариантом:

  1. Долгожданная встреча сына в семье Королёвых.
  2. Чечевицын и секрет друзей.
  3. Сомнения перед побегом.
  4. Розыск беглецов.
  5. Несбывшаяся мечта.

План поможет составить краткий пересказ произведения «Мальчики» Чехова в 4 классе.

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по литературному чтению 4 класс

Урок 21 АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ. «МАЛЬЧИКИ»

26.07.2013 15231 0

Цели:

познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. П. Чехова; показать специфичность, своеобразие произведений А. П. Чехова; учить детей видеть и понимать смешное и грустное, хорошее и плохое, воспитывать ответственность за свои поступки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся выразительно читают произведения Л. Н. Толстого.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

Знакомство с жизнью и творчеством А. П. Чехова.

– Сегодня мы прочитаем рассказ о двух мальчиках, ваших ровесниках, которые жили и учились в XIX веке, об их интересах, увлечениях, мечтах. Написал рассказ Антон Павлович Чехов.

вывешивается портрет писателя.

– Что вы знаете об этом писателе, какие произведения читали?

Далее учащиеся читают статью «Антон Павлович Чехов» (с. 124, часть 1-я).

– Что вас удивило, поразило в статье?

– Какие открытия сделали?

Учитель в дополнение к прочитанному детьми может привести ученикам те сведения о жизни и творчестве писателя, которых нет в учебнике.

– Родился Антон Павлович Чехов в Таганроге 29 января 1860 года. Дед его был крепостным, выкупившим своё семейство на волю ещё до отмены крепостного права. Отец, Павел Егорович, в 1854 году женился на Евгении Яковлевне Морозовой, матери писателя. А через 3 года открыл самостоятельную торговлю в Таганроге, стал купцом.

Павел Егорович, который был очень талантливым человеком, обладал тяжёлым характером. О детстве Чехов вспоминал с болью: семейные скандалы, долгие сидения в лавке отца, частое пение в церковном хоре, который организовал Павел Егорович. На всю жизнь запомнил Антон чувство обиды, унижения, беспомощности, которое испытывал, когда отец наказывал его. Но Павел Егорович, который сам прошёл тяжёлую школу, искренне верил в то, что детей нужно наказывать, пороть для их же пользы, и говорил: «Меня так же учили, а я, видишь, вышел в люди».

Но было в чеховском детстве и иное: море с любимой рыбалкой, летние поездки в степь, гимназические проделки и развлечения. Но особенно его увлекал театр. Антоша был неистощим на выдумки, да и все братья Чеховы любили шутку, понимали её, умели смеяться; казалось, смех, весёлая, озорная шутка защищали их от всего тяжёлого, что было в их жизни.

К сожалению, Павел Егорович оказался неудачливым предпринимателем. Лавка приносила ему одни убытки, строительство нового дома окончательно подорвало бюджет, и разорившийся купец тайно бежал в Москву. Вскоре в Москву переехала вся семья. В Таганроге остались лишь 15-летний Антон и его младший брат Иван, которым надо было окончить гимназию. Дом Чеховых был продан за долги, новый хозяин предложил Антону в нём угол за уроки, которые тот должен был давать его племяннику, Иван переехал жить к тётке.

Новые заботы легли на плечи Антона: надо было самому заботиться о себе, платить за учение, помогать родным, которые очень нуждались в Москве. Знакомые помогли достать ему несколько уроков, и после занятий в гимназии он ходил по урокам, занимался репетиторством.

Так прошло 3 года. Окончив гимназию, юноша уезжает в Москву и застаёт свою семью в тяжелейшем положении. 19-летний Чехов поступает на медицинский факультет Московского университета. Учится он много, усердно и с большим интересом. Но ему нельзя было только учиться – приходилось зарабатывать деньги, чтобы помогать семье. И вот однажды он решил послать в журнал написанный им очень коротенький и смешной рассказ, который назывался: «Письмо донского помещика к учёному соседу д-ру Фридриху». Конечно, Антон очень волновался, пока пришёл ответ, а ответ был такой: «Совсем недурно. Присланное поместим…»

С тех пор рассказы Чехова стали появляться в развлекательных журналах «Будильник», «Осколки», «Зритель», «Сверчок», «Стрекоза». Подписывал он их не своим именем, а разными псевдонимами, чаще всего «Антоша Чехонте» – прозвище, которое дал ему один из учителей таганрогской гимназии.

В 24 года А. П. Чехов окончил университет и получил диплом врача. На входных дверях чеховской квартиры появилась вывеска: «Доктор А. П. Чехов». Стали приходить больные; практики было много, но половина больных лечилась у Чехова бесплатно – это всё были знакомые или же бедняки, как он сам. Чехов был прекрасным врачом: вдумчивым, терпеливым, добросовестным. Но доктор Чехов не бросал своих литературных занятий; он продолжал писать, и скоро вышел первый сборник рассказов Антоши Чехонте.

Рассказы А. П. Чехова почти всегда короткие. «Умею коротко говорить о длинных вещах», – как-то сказал о себе Чехов, и позже – «Краткость – сестра таланта». В письме брату Александру Чехов говорил о том, что «лучше всего избегать описывать душевное состояние героев, нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев…» У Чехова вырабатывается замечательная способность: рассказывая о разных персонажах, говорить, думать и чувствовать, как они.

В 1892 году А. П. Чехов переезжает из Москвы в купленное им подмосковное имение Мелихово. «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа…» Здесь он не только принимал больных, участвовал в борьбе с эпидемией холеры, но и строил школы и церкви, организовывал помощь голодающим.

В 1895 году Чехов знакомится с художником Левитаном, которого он считал лучшим русским пейзажистом. Позже это знакомство переросло в тесную дружбу.

Через несколько лет (1898 г.) в связи с обострением туберкулёза Чехов уезжает в Ялту. А через год, после смерти отца, Мелихово было продано, и писатель проводит в Ялте последние годы жизни, лишь изредка приезжая в Москву. Рядом с ним – мать и сестра Мария. В 1901 году Чехов женится на знаменитой актрисе Художественного театра Ольге Леонардовне Книппер. Последние годы своей жизни А. П. Чехов полностью посвятил театру, созданию пьес.

1 мая 1904 года Чехов уезжает из Ялты в Москву, а затем с женой в Германию. В Германии (г. Баденвейлер) 2 (15) июля 1904 года Антон Павлович Чехов умер на руках жены. Тело писателя было доставлено в Москву, он похоронен на Новодевичьем кладбище.

Впоследствии, вспоминая А. П. Чехова, художник Константин Коровин говорил так: «Он был красавец. У него было большое открытое лицо с добрыми смеющимися глазами… Вся его фигура, открытое лицо, широкая грудь внушали особенное к нему доверие, – от него как бы исходили флюиды сердечности и защиты… Антон Павлович был прост и естествен, он ничего из себя не делал, в нём не было ни тени рисовки или любования самим собою. Прирождённая скромность, особая мера, даже застенчивость – всегда были в Антоне Павловиче». А Иван Бунин отзывался о Чехове так: «Словом он чрезвычайно дорожил, слово высокопарное, фальшивое, книжное действовало на него резко: сам он говорил прекрасно – всегда по-своему, ясно, правильно».

После рассказа о судьбе писателя следует дать детям возможность высказать их мысли, поделиться чувствами.

Затем учитель читает рассказ «Мальчики».

Что хотите сказать?

Для чего А. П. Чехов рассказал эту историю? Чему она учит?

Как вы думаете, это грустный рассказ или смешной? Почему так считаете?

IV. Итог урока.

Чем вам запомнился сегодняшний урок?

Что вас особенно тронуло, заинтересовало?

Домашнее задание:

перечитать рассказ «Мальчики» (с. 125–135, часть 1-я); ответить на вопросы (с. 136); приготовить выразительное чтение наиболее заинтересовавшего эпизода.

Обзор рассказа

Вечер. Семья Королёвых встречает сына Володю после долгой разлуки. Его приезду рады все жильцы дома. Но мальчик оказывается не один.

Он пригласил погостить на рождественские каникулы своего друга Чечевицына. Ребята были удивлены радостным и тёплым приёмом.

Но за ужином сёстры Володи отметили его необычную молчаливость и серьёзность. С родственниками он общался мало, больше внимания уделяя своему товарищу. Оба мальчика были задумчивы и общались только между собой.

Позже девочки решили узнать, какую тайну хранят друзья. Выяснилось, что младший Королёв и Чечевицын, начитавшись историй про приключения и индейцев, решили сбежать из дома и отправиться в Америку. Девочки, подслушав разговоры мечтателей, не выдали их секрета родителям, надеясь на вознаграждение из далёкой страны.

Разработав план путешествия, ребята были уверены в своём успехе. Накануне побега у Володи возникают сомнения о правильности их намерений. Он переживает, насколько расстроится его мама. Но товарищ настойчиво убеждает его идти до конца.

Чечевицын даже выбрал себе прозвище «Монтигомо Ястребиный Коготь», провозгласив себя вождём непобедимых.

Когда мальчики совершили отчаянный поступок, их поведение вызвало негодование среди взрослых. Они вызвали местного урядника для поиска беглецов. Отправили за матерью Чечевицына.

Через несколько дней ребята были пойманы в городе, где они собирались приобрести порох. Когда гимназистов доставили домой, Володя расплакался и бросился к матери, тогда как его друг держался гордо и надменно. Позже у них состоялся разговор с главой семейства Королёвых, который обвинил Чечевицына в произошедшем.

В итоге Володя раскаялся в содеянном и извинился, а его гордого друга увезла мать, Чечевицын даже не попрощался, оставив лишь подпись своего прозвища в тетради сестры Володи — Кати.

Пересказ

Володя вместе со своим приятелем Чечевицыным приехали домой на рождественские каникулы. Они учились в гимназии и подолгу отсутствовали дома. Его семья очень соскучилась по родному сыну и радостно встретила друзей. Даже собака весело гавкала и радовалась приезду Володи.

Отец и мать тепло пригласили друзей пить чай в гостиной. Мальчики согрелись в теплой комнате, сестры Володи во все глаза наблюдали за новым гостем. Он сильно отличался от их пухлого и светлокожего брата. Чечевцын был худеньким и смуглым мальчуганом, его нельзя было назвать красивым, но глаза у него были очень умные и живые. Сестры были восхищены приятелем Володи. За чаем мальчишки о чем-то тихо перешептывались и вообще вели себя как заговорщики.

После чаепития вся семья отправилась украшать елку. Володя, который очень любил это занятие и никогда не пропускал его, в этот раз ушел в свою комнату с приятелем. А сестры решили узнать, какую же тайну скрывают друзья и стали за ними подслушивать.

Мальчишки обсуждали какой-то план. Они начитались книг об индейцах и решили сбежать в Америку. Чечевицын себя назвал Монигомо Ястребиный коготь, а Володе дал кличку Бледнолицый брат. Они с восторгом обсуждали, как попадут в далекую страну, и какие опасности встретятся у них на пути. Они уже готовы ко всем невзгодам.

Сестры, слушая эти разговоры, решили не выдавать мальчиков родителям. Ведь они должны привести им подарки из Америки, золото или слоновые кости.

Володя переживает, ему с трудом дается решение расстаться с семьей. Он не уверен, правильно ли поступает, оставляя их и уезжая так далеко. Утром он рассказывает о своих сомнениях другу, ему очень жаль маму, которая будет плакать, и расстраиваться, узнав о побеге сына. Но Чечевицын, имея влияние на друга, доказывает ему, что решение правильное и не нужно сомневаться. Мальчики убегают из дома.

Когда ближе к обеду мальчиков нигде не обнаруживают и поиски их безрезультатны, родители вызвали урядника. Он приехал и составил документы о пропаже детей. В доме все переполошились, мама постоянно плачет.

К вечеру следующего дня беглецы были возвращены домой. Их нашли в гостином дворе, когда они собирались приобрести порох. Ночь мальчики провели на вокзале.

Родители известили маму Чечевицына, которая вскоре приехала и забрала сына. Володя очень переживал случившееся и жалел о том, что причинил столько горя своим родным. Одной из сестер Володи Чечевицын подписал в тетради «Монтигомо Ястребиный Коготь». Это была его мечта, несбывшаяся, но такая манящая.

2) Что ты можешь сказать о семье Королёвых? Как родители и дети относятся друг к другу?

Это дружная, многодетная семья.

В семействе четверо детей — три девочки Маша, Соня и Катя и мальчик Володя.

В начале рассказа Чехов описывает, как трогательно происходит встреча приехавшего на каникулы Володи.

Родители, прислуга и сестра радуются приезду мальчика на зимние каникулы.

Они также тепло принимают Чечевицына — друга Володи с гимназии.

Приведи примеры из текста. Запиши их в «Рабочую тетрадь».

Вся семья Королёвых, с часу на час поджи­давшая своего Володю, бросилась к окнам.

И

Мать и тётка бросились обнимать и целовать его, Наталья повалилась к его ногам и начала стаскивать с него валенки, сёстры подняли визг, двери скрипели, хлопали, а отец Володи в одной жилетке и с ножницами в руках вбежал в переднюю и закричал испуганно:

А мы тебя ещё вчера ждали! Хорошо до­ехал? Благополучно?

и

Всё смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся минуты две.

3) Изменилось ли отношение Володи к семье? Объясни.

Сёстры заметили, что обычно приветливый, улыбчивый и радостный Володя после приезда домой с Чечевицыным стал совсем другой.

Он постоянно шептался со своим товарищем, мало уделял времени родителям и сёстрам, и вообще стал какой-то замкнутый и угрюмый.

Родители и сёстры сначала не догадывались о причине смены настроения Володеньки, потому что мальчики скрывали свои планы.

Они понимали, что если рассказать о своём плане побега, то ничего не удастся и поэтому себя вели отстранённо.

Чем ещё больше провоцировали интерес к своим делам.

Чехов рассказ 4 класс мальчики составить план



9



0

  1. Приехавший на каникулы Володя становится причиной настоящего переполоха в доме: везде слышен шум, гам, радостные возгласы.
  2. Володя представляет родственникам своего товарища: все три Володины сестры рассматривают его с неподдельным интересом.
  3. Почему Володя и Чечевицын (так звали приятеля) рассматривали карту мира и почему постоянно перешептывались?
  4. Утром сестры подслушали разговор: мальчики собирались в Америку, но Володя колебался: ему было жалко маму, дом, своих родных.
  5. Чечевицын настоял и мальчики покинули имение.
  6. Хватились мальчиков только к обеду: в доме поднялась настоящая суматоха.
  7. Урядник привозит в повозке задержанных в городе горе-путешественников.
  8. На следующий день за Чечевицыным приезжает его мама.

С кратким содержанием рассказа можно ознакомиться по ссылке.

Чехов рассказ 4 класс мальчики составить план



4



0

Предложу свой план к рассказу Чехова «Мальчики»:

  1. Володя с другом приехал на каникулы домой: радостная встреча.
  2. Знакомство Володиной семьи с его другом — Чечевицыным.
  3. Чаепитие, странное поведение мальчиков.
  4. О чем тайком общались Володя и Чечевицын.
  5. План мальчиков отправиться в Америку стал известен Володиным сестрам, которые подслушали их разговор.
  6. Чечевицын уговаривает Володю, который сомневается в целесообразности поездки.
  7. Побег Володи и Чечевицына в Америку.
  8. Отсутствие мальчиков обнаружено.
  9. Путешественников задержали в городе и доставили домой.
  10. За Чечевицыным приехала его мама и увезла его.

Чехов рассказ 4 класс мальчики составить план



2



0

Для вас я предоставила плана к рассказу Чехова «мальчики» ниже. План лаконичный, но я поясню вам как раскрывать пункты плана — что рассказывать по этим пунктам. По первому пункту плана нужно рассказать, как Володя и Чечевицын приехали в Володин дом и как их встречали.

По второму пункту плана расскажите, как за чаепитием особое внимание девочек привлёк Чечевицын. По третьему пункту плану нужно рассказать, как все готовились к Рождеству, а мальчики не принимали в этом участие. По четвёртому пункту плана нужно рассказать о чём говорили Чечевицын и Катя. Что рассказывал Чечевицын об Америке: какие там бизоны, мустанги и термиты и как он себя называл.

По пятому и шестому пунктам расскажите как девочки узнали о плане побега в Америку через Камчатку и как Чечевицын уговаривал сомневающегося Володю на побег.

По седьмому и восьмому пункту нужно рассказать, как мальчики убежали и как их задержали на Гостиничном дворе, где они искали возможность купить порох. Как они вернулись домой и как уехал Чечевицы.

Чехов рассказ 4 класс мальчики составить план

Чехов рассказ 4 класс мальчики составить план



2



0

Чехов рассказ 4 класс мальчики составить план

1) Под бурной встречей понимается Приезд Володи и его знакомство с сестрами друга.

2) Ребято отдадляются и начинают наедине в собй рассматривать карту мира.

3) Заходит дисскуссия о том, что друг Володи Чечевицин хочет поехать в Америку и зовет его с собой.

4) Ребята удаляются и пропадают.

5) Возвращение домой и впоследствии приезд Матери Чичевицына.

Чехов рассказ 4 класс мальчики составить план



2



0

Рассказ Чехова «Мальчики» — это прежде всего рассказ о детских, юношеских мечтаниях. О романтике приключений, которая во все времена тянет мальчишек. Об их стремлении подражать любимым героям, желании скорее стать сильными и мужественными, бороться и жить полной жизнью.

Конечно, можно осуждать опрометчивый поступок Володи и Чечевицына, героев этого рассказа, но вместе с тем их поступок очень естественный. И я бы даже назвала мальчиков храбрыми, хотя конечно безответственными.

Составим план пересказа рассказа «Мальчики»:

  1. Родительское ожидание
  2. Радость встречи
  3. Мой друг Чечевицын
  4. Странное поведение Володи
  5. А вы читали Майн Рида?
  6. Девочки подслушивают
  7. Монтигомо Ястребиный коготь
  8. Мечты девочек
  9. Володя плачет
  10. Неудачный побег
  11. Безрадостная встреча
  12. Прощальный подарок Чечевицына.

Чехов рассказ 4 класс мальчики составить план



2



0

Америка всегда манила своей загадочностью, многие люди туда отправлялись и находили свое счастье или гибель. Поэтому не удивительно, что подростки в России того времени, описанного Чеховым в рассказе «Мальчики», мечтали туда попасть. Сюжет рассказа достаточно прост и увлекателен, а также поучителен в воспитательном плане. Два подростка решили совершить побег в Америку. И вот чем это закончилось.

D0COoW5sIjVXqBTrAcsSS5oiPMOg2Vc.png

В рассказе затрагиваются различные нравственные аспекты. Это и стремление подростков к самостоятельности, верность дружбе и данному слову, любовь к родителям, юношеский максимализм, граничащий с авантюризмом. Но главная мысль — если что-то задумал сделать, то сначала хорошенько подумай о последствиях.

Чехов рассказ 4 класс мальчики составить план



2



0

План к рассказу А.П. Чехова «Мальчики» может быть таким:

  1. К Королевым на Новый год приезжает сын Володя и ешл товарищ Ччевицын.
  2. Мальчики обсуждают план побега, шепчутся и говорят об индейцах и Америке.
  3. Девочки подслушали разговор о плане побега.
  4. Володя жалеет маму и не хочет бежать, а Чечевицын настаивает на побеге.
  5. Во время обеда спохватились, что мальчиков нет. Но их быстро нашли.
  6. Отец Володи Вывал маму Чечевицына. Побег сорвался.

Этот рассказ отражает настроения подростков в интеллигентной среде в начале прошлого века. Тогда все стремились в Америку и не только за приключениями, но найти работу и лучшую жизнь.

Чехов рассказ 4 класс мальчики составить план



1



0

Мы раньше тоже писали в читательский дневник длинные и подробные планы рассказов, мне казалось, что это удобно для пересказа, а учительница в итоге сделала замечание, оказывается, план должен быть лаконичным. В итоге, наш план на 12 пунктов был забракован. Приведу тот вариант плана к рассказу А.Чехова «Мальчики», который составили в классе вместе с учительницей:

  1. Канун сочельника, радостная встреча мальчиков в семье Королевых.
  2. Володя Королев и Чичевицын разрабатывают тайный план побега в Америку.
  3. Исчезновение мальчиков обнаружено.
  4. Возращение беглецов.

план к рассказу Чехова мальчики

Чехов рассказ 4 класс мальчики составить план



1



0

Мы тоже были пацанами, и как сейчас помню, планировали путешествие на плотах, по местной реке, что бы посмотреть где она заканчивается..)

Произведение А.П.Чехова «Мальчики» повествует о неудавшейся попытке двух мальчиков рвануть в Америку, начитавшись историй про индейцев. К несчастью (а может быть и к счастью «заговорщиков») их план был раскрыт девчонками, и побег не удался.

Кратко разделив на сюжеты эту историю, можно выделить основные пункты развития событий вот в такой план —

d9DMeafYJf8XWoVEIFfqT1zL8xjVDkUP.png

Чехов рассказ 4 класс мальчики составить план

Чехов рассказ 4 класс мальчики составить план



1



0

Небольшой рассказ Чехова «Мальчики» о том как ребята приехали на каникулы под Рождество. Начитавшись различных историй двое ребят решили отправиться в Америку. Девочки знали про их план, но не стали выдавать мальчиков. В итоге Володя Королев и Чечевицын (так звали главных героев) совершили неудачный побег и до Америки не добрались.

План рассказа Чехова «Мальчики»:

  1. Приезд мальчиков на каникулы.
  2. Чаепитие.
  3. Подготовка к празднику.
  4. Разговор Кати и Чечевицна.
  5. Девочки узнали о плане мальчиков бежать в Америку.
  6. Володя сомневается, но Чечевицин его уговаривает.
  7. Ребята сбегают.
  8. Возвращение домой.

Чехов рассказ 4 класс мальчики составить план

В этот рассказе Антон Чехов обличает неумение оценивать ситуацию, и это касается не только необразованного Дениса Григорьева, но и людей при власти в лице следователя.

Если сделать краткий пересказ, то можно предложить такой:

Перед следователем предстает крестьянин Григорьев, которого , за откручивание с рельс гаек, задержал дорожный сторож.

Денису Григорьеву причина задержания непонятна, так как по его мнению, он плохого ничего не совершил, а гайки ему были нужны, как грузила , причем мужик объясняет, что он скручивал гайки не все подряд, а некоторые оставлял.

Все обвинения следователя, касались того, что скрученные гайки могли стать аварии на железной дороге, Денисом Григорьевым просто понятны.

Объяснив причину и не признавая свою вину, крестьянин решил уйти, но его арестовывают. Денис Григорьев, так и не понял причину своего задержания.

Чехов рассказ 4 класс мальчики составить план

Чехов рассказ 4 класс мальчики составить план

Пустота, одиночество, огромное желание поговорить с кем-то, излить душу-подобные чувства испытывал каждый из нас. Об этом и рассказ «Тоска» А. П. Чехова. Это повествование об извозчике, потерявшем сына. Его сердце переполняет тоска и боль. Он хочет высказаться, разделить свое горе с кем-то, но никому до него нет дела. Единственным его собеседником становится лошадь.

В современном мире мы часто сталкиваемся с безразличием к чужому горю. То, что наболело на душе, к сожалению, не интересно окружающим: одни утверждают что и своих проблем по горло, другие считают чужие проблемы ничтожными и глупыми.

Рассказ призывает задуматься о том, что нельзя быть черствыми и безразличными, ведь иногда, чтобы помочь человеку, его надо просто выслушать.

Чехов рассказ 4 класс мальчики составить план

Художественная деталь-это средство описания, создание образа героя. Ведь выделение художественного образа несет колоссальную эмоциональную и смысловую нагрузку в произведении. Художественные детали воспроизводят черты характера, быта, пейзажа и т.д. Детали используются автором, чтобы наглядно для читателя охарактеризовать героев и их окружение.

Чехов, как уникальный мастер рассказов, часто в своих произведениях использовал художественные детали. То есть, он емко выражал целостность картины, используя при этом минимум слов.

Примеры художественных деталей в рассказе Чехова «Толстый и тонкий»:

«Лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой»

HwuYt9Hb0IOeUBqay6C5kTE2xkGNj3qj.png

Чехов рассказ 4 класс мальчики составить план

Чехов называл свое произведение «ВишнЁвый сад» . Это стопроцентно точно, и об этом в своих воспоминаниях писал Константин Сергеевич Станиславский.

1Oeq5FmBCh4rfeQIDjSVM03wcyIGvatR.png

Что касается прилагательных вИшенный и и вИшневый, то, наверное, они имеют право на существование. Но я не слышала, что бы так говорили. Может, в нашей местности это не принято?

Скорее всего, есть какое-то разделение между обозначением того, что сделано из ягоды и цвета. Из ягоды- вИшневый, а цвет- вишнЁвый.

И получается, что Чехов назвав сад вишнЁвым возвел его в ранг символа, что ли? Но, в любом случае, у нас есть его слова, как именно он считал правильным назвать свою пьесу. И с великим автором не поспоришь.

Чехов рассказ 4 класс мальчики составить план

Хамелеон — это ящерица, способная менять окраску тела в зависимости от ситуации. Таким же хамелеоном А.П. Чехов выставляет главного героя — полицейского Очумелова.

В рассказе решается судьба собаки, которая меняется каждый раз, когда появляются новые предположения о ее хозяине. Эта ситуация очень поучительна и наглядна для всех времен.

Рассказ актуален и поучителен для современных людей: рабская психология, беспринципность, шаткость позиции и изменчивость мнения в угоду обстоятельствам, отсутствие совести — вот все, что хотел высмеять А.П. Чехов в своем юмористическом рассказе.

На чтение 6 мин. Просмотров 367 Опубликовано

Составить план рассказа «Мальчики» Чехова можно использовав предоставленные варианты — краткий, детальный, сюжетный.

Чехов «Мальчики» план рассказа

  1. Приезд Володи с другом на каникулы.
  2. Радостный прием.
  3. Мальчики — заговорщики.
  4. Сестры подслушивают о чем говорят ребята.
  5. Обсуждение плана побега в Америку.
  6. Сомнения Володи.
  7. Побег друзей.
  8. Беглецов возвращают.
  9. Прощание товарищей.

«Мальчики» план рассказа Чехова

1)Приезд Володи с другом

2)Чаепитие

3)Любопытные сестры

4)Сестры подслушали разговор мальчиков

5)Побег мальчиков в Америку

6)Задержка в городе, в Гостином дворе

7)Приезд мамы Чечевицына

8)Монтигомо-Ястребиный Коготь

Детальный план рассказа Чехова

  1. Веселая встреча с Володей.
  2. Совместное чаепитие.
  3. Активная подготовка к Новому году.
  4. Мальчики ведут себя подозрительно.
  5. Беседа Чечевицына с Катей.
  6. Катя и Соня узнают о желании ребят сбежать.
  7. Чечевицын подговаривает Володю, который начал сомневаться.
  8. Прощание с близкими и родными перед побегом.
  9. Долгожданный побег мальчишек.
  10. Поиски ребят.
  11. Возвращение путешественников.

«Мальчики» план

  • Приезд Володи домой, радость всей семьи.
  • Чечевицын – угрюмый и молчаливый товарищ Володи.
  • Странное поведение Володи.
  • Мальчики рассматривают карту в атласе.
  • Мечта об Америке и богатстве.
  • Натянутый разговор Чечевицына с девочками, сказки об Америке.
  • Подслушанный разговор.
  • Сомнения Володи по поводу путешествия.
  • Уговоры Чечевицына.
  • Пропажа мальчиков.
  • Возвращение блудных детей.
  • Приезд матери Чечевицына.

«Мальчики» краткий план

  1. Канун сочельника, радостная встреча мальчиков в семье Королевых.
  2. Володя Королев и Чичевицын разрабатывают план побега в Америку.
  3. Исчезновение мальчиков обнаружено.
  4. Возращение беглецов.

План для пересказа

  1. Приехавший на каникулы Володя становится причиной настоящего переполоха в доме: везде слышен шум, гам, радостные возгласы.
  2. Володя представляет родственникам своего товарища: все три Володины сестры рассматривают его с неподдельным интересом.
  3. Почему Володя и Чечевицын (так звали приятеля) рассматривали карту мира и почему постоянно перешептывались?
  4. Утром сестры подслушали разговор: мальчики собирались в Америку, но Володя колебался: ему было жалко маму, дом, своих родных.
  5. Чечевицын настоял и мальчики покинули имение.
  6. Хватились мальчиков только к обеду: в доме поднялась настоящая суматоха.
  7. Урядник привозит в повозке задержанных в городе горе-путешественников.
  8. На следующий день за Чечевицыным приезжает его мама.

Чехов «Мальчики» план

1.Бурная встреча Володи.

2.Странное поведение мальчиков.

3.Подготовка к Новому году.

4.Побег

5. Заговор

6.Маленький гость.

7.Возвращение детей.

Чехов А.П. рассказ «Мальчики» Жанр: юмористический рассказГлавные герои рассказа «Мальчики» и их характеристика

  1. Володя Королев. Ученик 4 класса, мальчик романтичный, нежный, горячо любящий родителей.
  2. Чечевицын. Друг Володи. Азартный, смелый, решительный, гордый и настойчивый, настоящий герой.
  3. Катя, Соня, Маша, сестры Володи, романтичные девочки.
  4. Родители Володи. Добрые и ласковые, очень скучали по сыну. Очень переживали, когда тот сбежал.

План пересказа рассказа «Мальчики»

  1. Приезд Володи
  2. Радостная встреча
  3. Беседа после чая
  4. Страшные планы мальчиков
  5. Надежда на золото
  6. Володя проявляет слабость
  7. Чечевицын уговаривает Володю
  8. Побег
  9. Снова приезд Володи
  10. Печальная встреча
  11. Подпись на память.

Кратчайшее содержание рассказа «Мальчики» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Володя Королев вместе со своим другом Чечевицыным приезжает домой на Рождество.
  2. Его радостно встречает вся семья.
  3. Девочки узнают, что мальчики решили бежать в Америку и готовятся к побегу.
  4. Володя боится бежать и не хочет расстраивать родителей, но Чечевицын уговаривает его
  5. Мальчики бегут и их привозит урядник из соседнего города
  6. Мальчиков встречают слезы и упреки родителей, а Чечевицына забирает мама.

Главная мысль рассказа «Мальчики» Мечтая о приключениях и путешествиях, не забывай о своих родных.Чему учит рассказ «Мальчики» Рассказ учит тщательно продумывать планы, учит мечтать, учит быть твердым в своих убеждениях. Рассказ учит не отступать и не сдаваться. Учит также пользе знаний, ведь мальчики плохо были готовы к побегу и не представляли, что их ждет.Отзыв на рассказ «Мальчики» Мне очень понравился рассказ «Мальчики». Его герои — два простых мальчика, которые начитались книг Майн Рида об индейцах и сами захотели стать героями. К сожалению, они плохо учились в школе и потому не знали, что сперва нужно получить знания и подрасти, а потом уже принимать самостоятельные решения. Поэтому они только огорчили родителей своим поведением и конечно ни в какую Америку не попали.Пословицы к рассказу «Мальчики» Тяжело в учении, легко в бою. Учеба и труд к победам ведут. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит. Дорогу осилит идущий. Хорошо жить в почете, да ответ велик.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Мальчики» Приезд Володи домой был встречен всеобщим ликованием. Служанка Наталья первая заметила мальчика, к нему бросились мать и тетка, отец прибежал с ножницами, сестры радостно визжали, а огромный пес Милорд важно гавкнул. Володя представил семье своего товарища, ученика 4 класса Чечевицына, который приехал погостить. Вскоре Володя и Чечевицын уже пили чай. Три младшие сестры Володи — Катя, Соня и Маша наблюдали за гостем и пришли к выводу, что он очень умный. Они также заметили, что Володя в этот приезд был не таким разговорчивым как всегда. После чая девочки и отец отправились наряжать елку, но мальчики раскрыли географический атлас и стали что-то внимательно изучать. Слышны были отрывистые фразы про Калифорнию, Америку, про охоту и грабеж. Чечевицын невпопад сказал Кате, что земля дрожит, когда по ней бежит стадо мустангов, а потом заявил, что он на самом деле Монтигомо, Ястребиный коготь. А маленькая Маша очень к месту заявила, что вчера у них готовили чечевицу. Вечером девочки подкрались к дверям спальни и услышали, что мальчики собрались бежать в Америку, добывать золото. Они услышали, что мальчикам придется жить разбоем, пройти несколько тысяч верст пешком, сражаться с дикарями и обрабатывать плантации. Девочки решили ничего не говорить маме, потому что надеялись, что мальчики привезут им из Америки слоновой кости и золота. Накануне сочельника Володя ходил весь день бледный и ничего не ел. Он даже принимался молиться, а к вечеру расплакался и долго прощался с отцом и матерью. Рано утром девочки опять подслушивали и поняли, что Володя не хочет бежать, что ему жалко маму, но что Чечевицын называет его трусом и требует отдать пистоны. Наконец Володя разрыдался и решил бежать. Девочкам в этот момент маленький веснушчатый Чечевицын представлялся героем. За обедом родители обнаружили, что мальчиков нет и поднялась суматоха. Их искали везде. Но мальчиков на следующее утро привез урядник и пояснил, что беглецов задержали в городе на гостином дворе. Девочки опять радовались приезду мальчиков, Милорд снова гавкал, но папа и мама были серьезны и печальны. Отец стыдил Володю, а мама плакала. На следующий день за Чечевицыным приехала его мать и увезла мальчика. Он успел только подписать на память Катину тетрадь: «Монтигомо Ястребиный коготь».Рисунки и иллюстрации к рассказу «Мальчики»

Используемые источники:

  • https://kratkoe.com/plan-rasskaza-malchiki-chehova-4-klass/
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/09/blog-post3.html

                   Муниципальное казенное учреждение

       Венгеровская средняя общеобразовательная школа №1


                           Литературное чтение.  4 КЛАСС                           Тема: А. П. Чехов «Мальчики»

                                                        Учитель: Семенова Н.П.

                                              Венгерово 2017


Цель: анализ художественного произведения, характеристика  героев Задачи урока:Образовательные: продолжить знакомство с рассказом А.П.Чехова “Мальчики”; формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале.отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.Развивающие: развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, антипацию (смысловую догадку) детей, произвольную память; расширять оперативное поле чтения; усиливать коммуникативные свойства речи (выразительность).Воспитательные: воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности.Оборудование:  лист самооценки,  карточки для работы в группах, рисунки учащихся к тексту. Презентация.                                        Ход урока.
   1.
Проверка готовности к уроку   слайд №1

 — Каким бы вы хотели видеть  сегодня урок  литературного   чтения?

Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.
— Какими должны быть на уроке вы- учен

 Открывается презентация: слайд№2.

                         Урок                                          Ученики

интересный          активные
познавательный                                                       думающие
развивающий                                                           внимательные
плодотворный                                                         сообразительными
творческий                                                                дисциплинированные  —                                            

2.Речевая     разминка(Чтение  высказываний  по цепочке)со слайда №3

  1. «Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать
  2. «Ничто так не открывает глаза на мир и не расширяет кругозор, как длительные путешествия
  3. «Мир — это книга. И кто не путешествовал по нему — прочитал в ней только одну страницу.»

— Что общего  в этих высказываниях?

—  Есть ли связь этих высказываний с произведением,    которое мы читали на  прошлом уроке?

  3. Постановка цели.

Сегодня мы продолжим работу по произведению А П Чехова

 « Мальчики»- постараемся ответить  на вопросы:

-О каких  человеческих  качествах заставляет  задуматься  автор?

-Какие качества необходимы, чтобы стать целеустремленным человеком.

 Возьмите  свою карту успеха и поставьте на полях карточки оценку, которую хотели бы получить на уроке. В конце урока сравним ваши результаты с желаемой оценкой.

-Кто главные герои рассказа? (Мальчики-гимназисты 2-го класса)

-Кто из этих героев вам больше понравился,  вызвал у вас  наибольшую  симпатию,?

4.Выход к учебной проблеме.

Когда вы отзываетесь о том или ином человеке, говорите что он хороший или плохой  чем вы подкрепляете свои слова? (примерами его поступков, слов, чертами характера и т.д.)

-Чтобы принять одну из сторон в нашей беседе, что нужно сделать?

(как можно больше узнать о мальчиках)

5. Поставим цель  урока   слайд №4

  Анали з художественного произведения, характеристика  героев 6.Проверка дом зад(по тестам на листочках)            

  Тест.

Имя одного из главных героев:

А) Чибисов; Б) Черепицын; В) Чечевицын.

2.  Мальчиков встречали:

А) 4 человека и пёс; Б) 6 человек; В) 7 человек и пёс.

3. Розвальни это:

А) широкие сани; Б) неповоротливые люди; В)развалины избы.

4. События рассказа происходят накануне:

А) Пасхи; Б)Рождества; В)Крещения.

5. В Калифорнии вместо чая пьют:

А)компот; Б)кофе; В)джин

6. Мальчики решили сбежать в :

А)Африку; Б)Америку; В)Австралию.

7. Пампасы это:

А)Южноамериканские степи; Б) местное население; В)плоды дерева.

8. В путешествии мальчикам придётся:

А)сражаться с тиграми; Б)поступать в морские разбойники; В) жениться на красавицах.

9. По мнению Маши это нужно кушать в пост:

А)манную кашу; Б)горох и чечевицу; В)ничего.

10. Урядник это:

А)нарядно одетый человек; Б)управляющий хозяйством;

В)полицейский чин.

Самопроверка по образцу. Фиксация результатов.

слайд-5-6

-Оцените свою работу в оценочных листах.  Слайд №5

7. Решение учебных задач.

а)- На доске  план  рассказа, который  мы составили   на прошлом уроке. Последовательно ли расставлены его части?

 Укажите правильное  расположение частей.

Примерный план рассказа:1.Бурная встреча Володи.
2.Странное поведение мальчиков.
3.Подготовка к Новому году.
4.Побег
5. Заговор
6.Маленький гость.
7.Возвращение детей.

в)- Найдите первую часть рассказа и   прочтите ее на мак.  скорости  с  помощью закладки     вполголоса .

-Выберите и назовите из текста слова, которые описывают как встречали Володю дома(встречает вся семья, бросились к окнам, целовать, обнимать, подняли визг)

Какими словами вы бы охарактеризовали обстановку в семье Королевых? Выберите  слова  на карточке №1 и подчеркните их.

  ( работа в парах)       слайд№7                        мир

                                                                            любовь

                                                                            согласие

                                                                            тревога

                                                                            непонимание

 оцените работу  в оценочном  листе

-С каким настроением нужно прочить эту часть  (радостно и весело , с настроением)

 Читают по частям 2 ученика.

Оцените их  работу.

Работа по  3 части плана

 Прочитайте пословицу

Кто любит трудиться, тому без  дела не сидится

 Какую из частей плана нашего рассказа можно соотнести с этой пословицей Докажите  подтвердите свои ответы предлож из  текста.

(  Выборочное чтение предложений)

Можно ли сказать, что подготовка к Рождеству в семье Королевых была радостным, веселым событием?  (бинарное чтение-вдвоем)

8. Инсценировка рассказа «Мальчики»

                                           Входят 2 мальчика.

Первый: Мы пришли со страниц рассказа Антона Павловича Чехова. Я – Володя Королев. Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса… Я привез его с собой погостить у нас…

Второй: Знаете кто я?

Учитель: Господин Чечевицын!

Второй: Нет! Я Монтигомо Ястребиный Коготь: вождь непобедимых.

(Оба мальчика подходят к столу; Володя садится с одной стороны на стул, они внимательно рассматривают карту).

Чечевицын: (тихо) Сначала в Пермь, Оттуда в Тюмень…потом Томск…потом…потом в Камчатку. Оттуда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив. (Опасливо озираясь) Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей.

Володя: А Калифорния?

Чечевицын: Калифорния ниже… Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом. (Внимательно рассматривают карту).

Учитель: Ребята, давайте вспомним, какими трудностями пугает Володю Чечевицын? Что они встретят в Америке?

 Выборочное чтение стр 129

 (Пройти пешком несколько километров, встретится с тиграми и дикарями, добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступить в морские разбойники, пить джин, жениться на красавицах и обрабатывать плантации.)

Чечевицын : (сердито ) Так ты не поедешь? Говори: не поедешь?

Володя: (плача ) Господи! Как же я поеду? Мне маму жалко!

Чечевицын: Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманивал, а как ехать, так струсил.

Володя: Я…я не струсил, а мне… мне маму жалко.

Чечевицын: Ты говори: поедешь или нет?

Володя: Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить.

Чечевицын:(решительно) В таком случае, я сам поеду: и без тебя обойдусь. А еще тоже хотел охотиться на тигров, сражаться! Тогда так, отдай мои пистоны! ( Володя плача).

Так ты поедешь?

Володя: По…еду!

Чечевицын: Так одевайся! (Мальчики складывают карту и осторожно уходят).

Учитель: Молодцы ребята, проходите на свои места.

   9 .Беседа

Удалось ли ребятам передать образы наших главных героев?

— Почему Володя Королёв всё же решился бежать в Америку?» (Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.)

— Каким  был Чечевицын ?

-А его друг Володя?

— Различаются ли они по внешнему виду? Какова их речевая характеристика? Ответить на эти вопрсы вам предстоит, работая в группах

 10. Работа в группах.

Обсуждение в группах и презентация своих ответов.

Вывод: Чечевицын – по натуре лидер, целеустремленный человек. Любым способом: убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты. Описание его внешности начинается краткими прилагательными, описание напряженное, подчеркивает желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь

Володя:       Речь и поведение Володи не соответствует портретной характеристике. Существует раздвоение между тем,  какой Володя на самом деле, и как он должен вести себя рядом с таким другом. Такое поведение Володи, будто маска, за которой он прячет мягкую, добрую, покладистую душу, привязанность к родителям.

Для чего ему нужна эта маска? (Маска нужна ему, чтобы воплотить мечты в жизнь и соответствовать своему другу).  

-И вот мы снова возвращаемся к членам семьи Королевых часть6. Прочитайте как искали мальчиков. Восстановив слова( Работа по карточкам индивидуально)

-Как вы думаете, почему их обнаружили достаточно быстро?

-А теперь прочитайте заключительный эпизод  7 часть( второй приезд Володи)Бинарное чтение

Какие чувства мы испытываем к мальчикам? (сочувствуем).

— Почему? (Мы видим, что планы мальчиков заранее были обречены на пров   Во всех произведениях Чехова прослеживается тонкий юмор. Ирассказ «Мальчики» не исключение. Заметьте, что фамилии часто на Ч начинаются. В данном рассказе феномен встречается ( Чечевицын, Чибисов)

-Но этот рассказ читается легко. Почему? Серьезное или юмористическое это произведение?

-Найдите смешные моменты в рассказе.

Творческое воспроизведение.

-Какие бы вы задали классу вопросы, на что бы обратили наше внимание, чтобы точнее понять характеры мальчиков? (какие чувства испытывал Володя?  Как произошла встреча Чечевицина с его матерью?)

11.  Подведение  итогов.

-Чехов сначала дал рассказу подзаголовок «Сценка». В первом варианте другая концовка: мальчики никуда не убежали, а решили отложить бегство в Америку до более удобного случая.

  • Какой вариант вам нравится больше? Почему?

-О  каких  человеческих  качествах  заставляет  задуматься  автор?

                

-Какое качество необходимо, чтобы стать целеустремленным?

        Стать целеустремленным        

  • 12. Итог.
  •  Могли ли сбыться их мечты?
  • Чем закончился побег мальчиков? (Постыдным возвращением.)
  • Как вы считаете, могло ли их путешествие закончиться иначе?
  • Как можно назвать действие мальчиков по отношению к своим близким? (Безответственным.)
  • Как вы думаете, кто из мальчиков испытывал чувство беспокойства за свой поступок перед своей семьёй? Почему?
  • Раскаялся ли Чечевицын в содеянном? О ком он думал? (Нет,он думал только о себе,эгоист.)
  • – Чему нас учит рассказ А.П.Чехова «Мальчики»?
  • (Ставить перед собой цели реальные и выполнимые.
  • Беречь родителей и близких людей.
  • Не подвергать свою жизнь опасности.
  • Уметь отвечать за свои поступки.)

-Итак, изменилась ваша точка зрения, по сравнению с началом урока, или вы укрепились в своем мнении?

-Теперь вы можете  рассказать об одном из героев. Спустя 20 лет Это и будет домашним зад.

И  мы, взрослые, хотим, чтобы вы выросли именно такими: добрыми, честными, трудолюбивыми людьми. Но зачатки этих положительных качеств должны формироваться еще в детстве. — Почему А.П.Чехов назвал свой рассказ «Мальчики»? (большинство мальчиков такие)

       Именно из таких смелых, отважных, целеустремленных, решительных, даже безрассудных людей и вырастают настоящие герои: путешественники, спасатели, космонавты, олимпийские чемпионы. Однако не надо забывать о тех, кто нам дорог, кто помогает нам.

-Кого я имею в виду? (родителей)

 13. Рефлексия.

— Наш класс – это наша семья, где вместе живут и мальчики, и девочки. И чтобы не забывать об этом, давайте вместе сфотографируемся. И пусть эта общая фотография станет напоминанием всем, как бережно нужно относиться друг к другу.

Учебный предмет: литературное чтение.

Класс: 4.

Учитель: Ильчук Светлана Петровна.

УМК: «Школа России» 4 класс, ч.1, М.: «Просвещение», 2011г.

Тема урока: А.П.Чехов «Мальчики».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:  

Предметные:

1) познакомить детей с жизнью и творчеством А.П.Чехова;  

2)обучить адекватному восприятию читаемого произведения, размышлять о характере и поступке героя;

3) развить литературные способности: 

 прогнозировать содержание текста;

 — читать текст, понимать его содержание;

совершенствовать навыки выразительного чтения; 

отвечать на вопросы по содержанию словами текста;  

 относить произведение к жанру; 

обогащать словарный запас;

4) воспитывать целеустремленность.

Метапредметные:

формулировать тему и цели урока;

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план);

пользоваться словарями;

оценивать результат работы.

Личностные:

1) проявлять интерес к миру чувств и мыслей человека;

2) определять  собственное отношение к поступкам героя;

3)  восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя.

Ресурсы урока:  презентация  по теме урока, учебник Л.Ф.Климанова «Литературное чтение» 4 класс,1ч.; карточки для составления плана (для всех учеников), географический атлас.

                                                              Ход урока.

 I. Организационный  момент.

Чтение учителем наизусть:

“Невозможно без вниманья,
Получить образованье!”

(Все сосредоточились, все настроились на работу, все успокоились)

Упражнение с детьми в аутотренинге: ВДОХ!

“Мы спокойны,

Мы внимательны,

Мы – само внимание!”

Сегодня мы познакомимся с неизвестным для вас автором и его произведением.

II.Формулирование  учащимися темы и цели урока.

Слайд.  Для этого восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы,  соедините их между собой, и вы узнаете фамилию автора, с произведением которого мы будем работать на уроке. 

Тют…ев      Ф…т      Апу…тин      Т…лстой      Ершо…

Тютчев      Фет      Апухтин      Толстой      Ершов 

Слайд. Вы правильно определили. Сформулируйте первую часть темы урока. (Произведение А.П. Чехова).

-Узнаем название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.

Слайд. Перед вами две таблицы:  одна с буквами, входящими в состав названия произведения; другая – со схемой, показывающей последовательность соединения букв. Используя схему, прочитайте название  произведения.

к

и

л

а

и

ч

ь

м

 

 

 

 

 

.  

-Что получилось? Правильно. «Мальчики»

Слайд. Сформулируйте тему нашего урока.(А.П. Чехов и его произведение «Мальчики».)

( Появляется тема урока).

-Сформулируйте цель нашего урока.

Слайд. (На экране. Познакомиться с творчеством … и его произведением «…»; учиться правильно и … читать произведение; отвечать на  … ; делить …  на части.)

(Появляется цель урока).Познакомиться с творчеством А.П.Чехова и его произведением «Мальчики»; учиться правильно  и  выразительно читать произведение; отвечать на вопросы; делить текст на части.

III. Подготовительная работа.

— Приступим к работе.

Слайд.(Показ портрета А.П.Чехова)

1.Сообщение об авторе.

-Что вы знаете об авторе произведения?

Послушайте биографию автора по частям.

 Внимательно слушая, составьте план рассказа. Каждый пункт плана должен быть озаглавлен с помощью одного слова. (Дети работают с карточками).

1.Антон Павлович Чехов – один из  известнейших на весь мир писателей.

Слайд. Он родился в 1860 году в городе Таганроге  

Слайд  в семье мелкого торговца. Отец разорился (довёл своё состояние до нищеты) и переехал в Москву. Антон остался один в Таганроге. (Озаглавьте.)

2.Антон учился в гимназии (учебное заведение), зарабатывал на жизнь частными уроками. Его писательский талант проявился уже в гимназии. В 19 лет он поступил на медицинский факультет Московского университета, через пять лет получил звание врача. (Озаглавьте).

3.Ещё студентом Чехов начинает печатать маленькие рассказы в юмористических журналах. Эти произведения приносят ему популярность. Чехов становится известен не только в России, но и во многих Европейских странах. (Озаглавливаем).

Слайд

4.Основная тема рассказов, повестей, пьес, написанных Чеховым – это жизнь обыкновенных людей. В настоящее время имя Чехова является одним из самых популярных в мировой литературе.(Озаглавливаем).

— Проверим, какой план у вас получился. (Дети рассказывают, как они озаглавили каждый пункт плана).

2.Словарная работа.

— В новом произведении вам встретятся новые или малознакомые слова.

Слайд.  Попробуйте объяснить значение этих слов.

розвальни                                          кучер                                     бизон

башлык                                              джин                                      пампасы                флигель

сюртук                                               Калифорния                         мустанги                

полоскательная  чашка                 самоеды                               урядник

 (Выслушиваются сначала предположения детей, а потом учитель корректирует их предположения).

Слайд.

— Розвальни – низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком;

 — башлык –  суконный тёплый головной убор, остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки;

— сюртук — длинный двубортный пиджак, обычно в талию;

Слайд .

полоскательная чашка — блестящая металлическая миска для мытья чайной посуды.

— джин — английская водка;

— кучер-  слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже.

— самоеды — северные народы;

— Калифорния — полуостров на западе Северной Америки в Мексике.

— бизон – крупное полорогое парнокопытное животное с мягкой шерстью, дикий североамериканский бык;

— пампасы – южноамериканские степи;

— мустанги – одичавшая домашняя лошадь североамериканских прерий;

— урядник – низкий чин уездной полиции;

-флигель- пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания.

— Зная название и некоторые слова из произведения, попытайтесь предположить, о чём пойдёт речь. ( Дети высказывают свои предположения).

IV. Первичное восприятие текста.

— Послушайте   произведение А.П. Чехова «Мальчики» и определите, чьё предположение окажется более точным. (Учитель или подготовленные ученики читают текст произведения  вслух, а ученики следят за чтением по учебникам).

V. Проверка первичного восприятия.

Понравилось  ли вам  произведение?

Чьё предположение оказалось более точным?  

 К какому  жанру относится это произведение? (Это рассказ, так как присутствуют признаки рассказа: повествовательность,  с небольшим количеством героев).

 Как вы думаете, это грустный или весёлый рассказ? Объясните свой ответ.

 Какой фрагмент рассказа вам запомнился?

VI.  Динамическая пауза.  

VII.   Закрепление нового материала.

1) Беседа по прочитанному тексту.

Откуда приехали мальчики?

Кто приехал к Королевым?

 Как сёстры относились к Володе?

Что заметили сестры?

Куда собирались сбежать мальчики?

Удалось ли им сбежать?) 

 Почему мальчики решили сбежать? К ним плохо относились в семье? (Чтение приключенческих романов Майн-Рида.)

 Просмотрите текст и нарисуйте словесный портрет мальчиков.

(Володя – пухлый…

Чечевицын – худой, смуглый, с веснушками …)

 А что вы можете сказать о характере мальчиков? (Они совершенно разные: Чечевицын — целеустремленный, смелый, решительный.

Володя – нерешительный.)

Можно ли Володю назвать трусом?(Ответы детей.)

2)Работа с географической картой.

 Проведем небольшую исследовательскую работу. По карте (на парте географический атлас) наметим маршрут движения мальчиков. (Сначала Пермь…)

 Как вы считаете, реально ли мальчикам проделать такой путь?

3) Выборочное чтение.

 Что происходило в семье после побега? (Словами из текста)

Встреча после побега.(Прочитать)

Можно ли так поступать? 

В начале и в конце описаны встречи мальчиков с семьёй. Чем эти встречи отличаются, чем они похожи?

4)Продолжение беседы.

 Как вы относитесь к мальчикам? (нравятся, не нравятся и чем)

 А как писатель относится к мальчикам? (Монтигомо Ястребиный коготь, непобедимый вождь индейцев)

Как Чехов смог так рассказать о предстоящем путешествии, чтобы нам было интересно? Как вы думаете, кем будут мальчики, когда вырастут?

VIII. Итог урока. Рефлексия  

 С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?

 — Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомились?

Работа в группах .

-Напишите «Синквейн» 1группа и 2 группа – А.П.Чехов ,а  3группа и 4 группа – к произведению  «Мальчики».

 Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

 IХ. Домашнее задание. 

 Разделить текст на части и озаглавить .

Творческое задание: составить тест или кроссворд по данному произведению.

  • Чехов рассказ в вагоне
  • Чехов рассказ ванька жуков
  • Чехов рассказ глупый француз
  • Чехов рассказ блины слушать
  • Чехов прочитать рассказ ванька