Чехов про гайку рассказ

Подготовка к восприятию нового материала какое произведение вы читали на сегодня? мы с вами продолжаем знакомство с творчеством а.п.чехова. сегодня

Подготовка к восприятию нового материала

Какое произведение вы читали на сегодня?

Мы с вами продолжаем знакомство с
творчеством А.П.Чехова. Сегодня
нам предстоит выяснить – почему рассказ назван «Злоумышленник», в чем
заключается авторский замысел. Итак, давайте начнем наше собственное судебное
заседание и определим, виновен ли Денис Григорьев.

Иван
Иванов приготовил для нас краткое сведение об истории создания данного
произведения.

А.П.Чехов «Злоумышленник»

Общепринятая история создания такова: 7
августа 1885 года в «Петербургской газете» под псевдонимом «Антоша Чехонте»
был опубликован «Злоумышленник», впоследствии включённый в первый сборник
писателя «Пёстрые рассказы».

Владимир Гиляровский считал, что прототипом
главного героя является крестьянин Никита Пантюхин из посёлка Красково
Московской губернии. Хотя к вопросу о прототипах своих героев писатель
относился отрицательно, так как в большинстве своём его персонажи –
обобщённые образы.

Личностные: выработка
нравственно-эстетической оценки

Регулятивные: организация деятельности,
самоконтроля

Познавательные: поиск информации, умение
строить высказывание, свободное восприятие любых текстов, работа с научными
понятиями

Коммуникативные: умение слушать и вступать в
диалог, участие в коллективном обсуждении, умение полно выражать свои мысли.

Восприятие нового материала

Анализ

 Ребята, давайте подумаем над значением
некоторых слов:

Кто такой «злоумышленник»?

– Как объяснить название
рассказа? (Замыслил злое дело. Злой умысел. Рассказ так называется,
потому что следователь решил, что Денис Григорьев умышленно отвинтил «гайку,
коей рельсы прикрепляются к шпалам»).

-Так что же такое «умысел»?

Обратите внимание на доску, здесь
представлены слова, которые могут вызвать трудности при прочтении:

— пестрядинная рубаха – рубаха из пестряди,
грубой льняной или хлопчатобумажной ткани из разноцветных ниток, обычно
домотканая);

— знамо – конечно, естественно;

— живец — маленькая рыбка для ловли более
крупной рыбы;

— выполозок – наружный покров насекомого,
гусеницы, используется также для рыбной ловли;

— учинить – сделать, совершить;

— недоимка – невыплаченный долг,
неоплаченный долг;

— «чаво» – простонародное – что;

— верста – 1,06км. старая русская мера
длины.

Ребята, первое с чего стоит начать, так это
с описания портрета главного героя – Дениса Григорьева. Давайте обратимся к
тексту учебника и процитируем автора.

Какой вывод мы можем сделать, исходя из этих
слов?

Огромную роль играет и речь героя.

Как вы считаете, Д.Г. красноречив?

Можете ли вы привести примеры?

Действительно, речь героя оставляет желать
лучшего. Сразу складывается впечатление, что перед нами глуповатый,
простодушный человек.

В чем обвиняют Дениса?

Для чего Денис отвинтил гайку?

Знал ли виновный (Денис), что может
произойти с поездом?

Один ли Денис занимался отвинчиванием гаек?

Как вы
думаете, почему Денис не понимает, что его действия преступны?

Что вы можете сказать об образе следователя?
Подробно ли на нем останавливается автор?

Молодцы, ребята. Вы правы, образ следователя
лишь собирательный.

Денис
не понимал, что, отвинтив одну гайку, он может погубить людей, он делал это
неосознанно, без злого умысла. С одной стороны, он не виноват, так как даже
не осознает своей вины, но с другой, если каждый отвинтит по гайке, то
произойдет крушение поезда и погибнут люди. Ведь, если отпустить
«преступника» на свободу, то где гарантия, что он снова не отвинтит гайку?
Что же касается названия рассказа, оно – иронично.

В своем творчестве Чехов, высмеивая
какие-либо недостатки человека или просто показывая смешную ситуацию, ярко
использует сатиру и юмор, раскрывая истинный смысл рассказа. Иногда он
юмористический, иногда сатирический, чтобы понять это, нужно точно знать, что
есть сатира и юмор.

Итак, смех бывает разный: доброжелательный,
веселый, беспощадный, уничтожающий, обличающий. Каким пользуется автор?

Обличающий смех – это юмор или сатира? 

Определите, «Злоумышленник»- это
сатирическое или юмористическое произведение?

Давайте вспомним, что такое сатира? А юмор?

Так смешной рассказ становится гневным
обличением российской действительности времён писателя.

Чехов
видел выход из сложившейся ситуации в том, чтобы постепенно просвещать народ,
пытаться преодолеть пропасть между двумя мирами (просвещенным и
непросвещенным), для этого необходимо учитывать рациональные европейские
законы с законом «по совести».

Злоумышленник – человек,
который совершил преступление с заранее обдуманным намерением.

Умысел – одна
из форм вины, противопоставляемая
неосторожности; обдуманное заранее намерение совершить что-нибудь
(преимущ. дурное, предосудительное). 


 «Перед судебным следователем
стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных
портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные
из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове
целая шапка давно уже нечесанных, путаных волос, что придает ему еще большую,
паучью суровость. Он бос»

Портрет нам говорит не столько о бедности
героя, сколько о его неопрятности и неухоженности.

Нет, кажется, будто он сам зачастую не
понимает суть сказанного.

Вот,
например, как ответил Денис Григорьев на вопрос следователя об отвинчивании
им гайки: «Знамо, было».

 В
отвинчивании гайки

Чтобы сделать из неё грузило.

На самом деле, Денис думал, что это —
обыденное дело, так поступали многие.. Судье он говорит:
«Уж сколько лет всей деревней
гайки отвинчиваем и хранил господь, а тут крушение… людей убил… Ежели б я
рельсу унес или, положим, бревно поперек ейного пути положил, ну, тогды,
пожалуй, своротило бы поезд, а то… тьфу! гайка!».

Он настолько «темен», «необразован».

А.П.Чехов не рисует нам портрет героя, не
дает имя. Он является лишь олицетворением правовой системы. Единственное, что
стоит отметить — это его речь. Она весьма грамотна.

Сатира.

Основную мысль автор передает при помощи
сатиры.

Юмор —  особый вид комического,
изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры, юмор — смех веселый,
добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных
убеждений, недостатков.

Сатира — особый вид комического:
высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в
нелепом, карикатурном виде.

Личностные результаты: совершенствование
качеств личности.

Метапредметные результаты: умение
самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Предметные результаты: умение анализировать
литературное произведение, понимание авторской позиции и свое отношение к
ней, умение отвечать на вопросы и по литературному произведению.

Личностные: личностное, жизненное
самоопределение, нравственно-эстетическая оценка.

Регулятивные: умение организовывать работу,
целеполагание, планирование, самоконтроль.

Познавательные: формирование элементов комбинаторного
мышления, адекватная передача текста, умение строить высказывание, умение
структурировать материал.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в
диалог, умение строить высказывание, отвечать и задавать вопросы, владение
монологической и диалогической формами речи

Синтез

Давайте обратимся к просмотру фильма,
поставленному по данному произведению:

(см. видео)

Как вы думаете, художественный фильм
отвечает задумке автора?

Кто, на ваш взгляд,  лучше всего смог
передать из актеров суть чеховского героя?

На какие детали вы обратили внимание?

Соответствует ли фильм дословно
произведению?

Помог ли вам просмотр фильма?

Да, полностью,  все строго  подчинено
задумке автора.

Очень поражает сам Денис Григорьев, актер
смог один в один изобразить характер героя. По выражению лица, глазам  сразу
можно прочитать его простодушие и необразованность. Следователь же
«обрисован» совсем по-другому. Взгляд сосредоточен, голос  поставлен, речь
грамотна и внятна.

Особо выделяется сам главный герой, его
«портрет». Неуклюжий и неопрятный.

В целом – да. Бывали некие отступления,
вставки. Например, в конце, главный герой неоднократно кричит: «Судьи!».

Да, мы смогли наиболее полно представить
себе картину, смогли сопоставить наши представления после прочтения  и
задумку фильма.

Личностные: нравственно-эстетическая оценка
происходящего, выделение нравственного аспекта поведения

Регулятивные: контроль, коррекция,
организация деятельности.

Познавательные: переработка и
структурирование информации,

 извлечение необходимой информации

Коммуникативные: умение полно выражать свои
мысли, участие в коллективном обсуждении.

Автор:
Самый Зелёный
·

Антон Павлович Чехов — русский писатель, который смог создать по-настоящему жизненные произведения. Читая каждое из них, можно почувствовать и боль, и счастье героев. Такая тонкость мастерства автора — невероятный талант. Многомудрый Литрекон представляет Вам анализ рассказа «Невеста» А.П. Чехова. Разбор осуществлён по плану. Желаем приятного просвещения!

История создания

Рассказ «Невеста» является последним законченным произведением А.П. Чехова. Над этим творением писатель работал с 1902 по 1903 год. 

При создании данного произведения писатель использовал не только свой литературный опыт, но и писательский опыт авторов-предшественников. В процессе создания рассказа «Невеста» Чехов писал своей жене Ольге Книппер, что пишет рассказ на старый лад — «на манер семидесятых годов». Возможно, писатель опирался на такие произведения, схожие с «Невестой»: «Трудное время» Василия Слепцова, «Разоренье» Глеба Успенского, «Новь» Ивана Тургенева и прочие подобные произведения, в которых главная героиня отказывалась от привычного образа жизни и в корне меняла свою судьбу, боролась за свою независимость. 

Чехов медленно и кропотливо работал над рассказом «Невеста». Было сделано немало правок. Черновой вариант имел значительные отличия от окончательного варианта. Рассказ «Невеста» впервые был опубликован в издании «Журнал для всех» в номере 12 за 1903 год.

Жанр, направление

Жанр произведения Чехова «Невеста» — рассказ. Он состоит из шести небольших глав, сосредоточен на одном главном герое и имеет одну чёткую сюжетную линию. 

Направление рассказа — реализм. В данном произведении описывается действительность такой, какая она есть, со всеми радостями и печалями.

Композиция и конфликт

Композиция рассказа «Невеста» линейная. События в данном произведении изложены в прямой последовательности. Его можно разделить на шесть частей: 

  1. Пролог. В начале первой главы идёт описание персонажей и места действия. Читатель знакомится с главной героиней Надей, а также с обитателями дома Шуминых. Здесь также говорится о предстоящем событии в жизни героини — скором замужестве.
  2. Завязка. В середине первой главы назревает конфликт двух героев — Нади и Александра Тимофеевича. Он критикует праздную жизнь семейства Шубиных, в связи со скорой свадьбой, он жалеет, что Надя потратит молодость на бессмысленную жизнь.
  3. Развитие сюжета. Начиная со второй главы мы видим то, как Надя начинает сомневаться в своём будущем. Продолжает развиваться конфликт главной героини и Саши, который объясняет Наде, что ей надо получить образование и «перевернуть» свою жизнь.
  4. Кульминация — это третья и четвёртая глава. Надя приходит к выводу, что надо изменить свою жизнь. 
  5. Развязка. В пятой главе описывается отъезд героини. 
  6. Эпилог. Из шестой главы мы узнаём, что Надя живёт и учится в Петербурге, но скучает по своей семье. Девушка по дороге домой гостит у Саши. Но будучи в родном городе, она узнаёт, что её доброго друга больше нет. Она вновь стремится к новому, уезжая из родного города.

Конфликт рассказа «Невеста» заключается в непонимании Нади наставлений Саши. Она поначалу не принимает всерьёз его размышления о жизни. Также девушка не понимает и саму себя, не может разобраться в себе, в своём жизненном пути и предназначении. Конфликт между Сашей и Надей разрешается после того, как главная героиня сама приходит к выводу, что жизнь, которую ей предстоит прожить со своим женихом, ей не подходит. В итоге она просит помощи у Александра Тимофеевича. 

Смысл названия

Интерпретировать смысл названия рассказа Чехова «Невеста» можно разными способами:

  1. Надя — несостоявшаяся жена, для своего жениха она была лишь невестой, которая сбежала в поисках лучшей, более чистой, перспективной и полезной жизни.
  2. Возможно, пройдёт время, и Надя найдёт настоящую любовь и вновь предстанет перед своим суженым в образе невесты. Но пока что она свободна, и она пока что «вечная невеста», девушка на выданье, которой ещё предстоит стать женой.
  3. Невеста — это символ чистоты и безгрешности. Надя — молодая, красивая, наивная и чистая девушка. И впереди её ждёт новая и счастливая жизнь.
  4. Если обратиться к этимологии слова «невеста», можно найти такое определение. В книге С.И. Карцевского «Из лингвистического наследия» можно выяснить, что «невеста» есть «новейшая», то есть девушка, только что вступившая в новый род, в новую семью. Но можно расценивать это слегка иначе: героиня вступает не в новый род, а в новую жизнь, где она свободна и полезна обществу.

Суть: о чём? 

Надя Шумина — молодая девушка  двадцати трёх лет от роду. С 16-ти лет она мечтала о замужестве. И вот скоро она должна была выйти замуж за Андрея Андреича, сына соборного протоиерея. Пока что она живёт со своей бабушкой Марфой Михайловной и матерью Ниной Ивановной. 

Летом в доме Шуминых гостил Александр Тимофеевич — болезненный мужчина, которого обычно звали попросту Сашей. Он из года в год повторял девушке мысль о том, что в доме Шуминых пренебрежительно относятся к прислуге (служащие спят на полу на лохмотьях). Кроме того, он отмечал, что праздная жизнь, которую ведут Надя и её семья, а также жених девушки Андрей Андреич, ему непривычна и непонятна. Александр Тимофеевич пытался донести девушке, что ей надо пойти учиться, развиваться, ведь «только просвещённые и святые люди интересны, только они и нужны». Саша считал, что только с помощью таких людей на земле «настанет царствие божие». Наде было досадно от слов Саши, однако она не спорила с ним. Она жалела мужчину, ведь он был болен и слаб. И все же злилась на него за эти речи.

Вскоре Надя почувствовала сомнение в правильности своей жизни. Она стала плохо спать, с рассвета гуляла по саду, погружённая в глубокие раздумья. Незадолго до свадьбы во время осмотра нового дома с Андреем Андреичем девушка осознала, что не сможет жить под одной крышей с этим пошлым, глупым человеком. Когда Надя попыталась объяснить это своей матери, она столкнулась с непониманием. В отчаянье она попросила, чтобы Александр Тимофеевич увёз её с собой. Саша обрадовался, что девушка поняла, о чём он рассуждал. Под предлогом того, что Надя едет провожать гостя на вокзал, когда тот уезжал в Москву, она сбежала в город Петербург. 

Живя в Петербурге, Надя скучала по матери и бабушке, вспоминала Сашу. Из дома к ней приходили письма — её простили за неожиданный отъезд. Весной, после сдачи экзаменов, Надя поехала домой. По пути она заехала в Москву к Саше. Девушка была безмерно благодарна ему, ведь он направил её на верный путь. Александр Тимофеевич был нездоров, чувствовал себя и выглядел хуже, чем в прошлом году. В его комнате было грязно и не убрано. Он совершенно себя забросил. Саша сообщил ей, что вскоре отправится на Волгу со своим приятелем и его супругой. После душевного разговора, мужчина проводил Надю на вокзал. 

Некоторое время она жила в родном доме. Повидалась с постаревшими матерью и бабушкой, вспомнила прошлое. Ей пришло письмо из Саратова от Александра Тимофеевича. Он писал, что удачно съездил на Волгу, но приболел и, потеряв голос, попал в больницу, где лежит уже две недели. После этого письма у Нади появилось нехорошее предчувствие. Ей вдруг снова захотелось в Петербург. Знакомство с Сашей ей стало почему-то казаться таким далёким, прошедшим. Вскоре пришла телеграмма из Саратова: Александра Тимофеевича не стало (умер от чахотки). 

Надя понимала, что её жизнь теперь другая, как и желал того Саша. В родных краях она чувствовала себя ненужной и одинокой. Прежняя жизнь её исчезла, словно сгорела. После этих мыслей, Надя вошла в комнату, где гостил Саша, и мысленно попрощалась с ним. Теперь она мечтала о новой, широкой и неизвестной жизни, которая так манила её вперёд. Она поняла, что надо уезжать. На следующий день Надя простилась с семьёй и уехала навсегда.

Вот более подробное краткое содержание по главам.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Невеста» и их характеристика представлены в таблице:

Надя Шумина красивая и молодая девушка из богатой семьи. Ей 23 года. С 16-летнего возраста она «страстно мечтала о замужестве». И вот теперь у неё есть жених, который ей нравится, но она не любит его всем сердцем. Вскоре её мечта юности может сбыться, но Надя не рада этому. Она не уверенна в выборе своего жизненного пути. Её пугает неизвестность будущности. После наставлений Александра Тимофеевича, гостившего в их доме, она понимает, что с мужем будет несчастлива, и что жизнь праздная и спокойная не подходит ей. Она принимает решение об отъезде из дома. 
Александр Тимофеевич  «странный» гость из Москвы, приехавший к Шуминым на месяц. Его называют просто Сашей. Он сын обедневшей дворянки-вдовы. Александр Тимофеевич окончил училище живописи «по архитектурному отделению» и служит в одной их городских литографий. Ежегодно он летом приезжает к бабушке Нади, которая ему помогает, чтобы поправить своё здоровье и отдохнуть. Саша очень болезненный и худой. У него большие глаза, тёмные волосы, борода, длинные тонкие пальцы. Александр Тимофеевич одет в измятую рубашку, «застёгнутый сюртук и поношенные парусинковые брюки, стоптанные внизу». Несмотря на нездоровый и неухоженный вид, он красив. Он жалеет Надю, пытается её образумить, чтобы она вместо благополучного замужества поехала получать образование. Несмотря на то, что семья Шуминых, по мнению Саши, зажиточная, прислуга живёт в их доме плохо. На это Александр Тимофеевич обращает внимание Нади.
Андрей Андреич  сын соборного протоиерея, жених Нади. Высокий, полный и красивый мужчина «с вьющимися волосами, похожий на артиста или художника». Он играет на скрипке, говорит мало. Андрей Андреич очень любит своего отца, и постоянно повторяет это при случае. Десять лет назад он закончил университет, по образованию филолог. Он изредка выступает на благотворительных концертах, поэтому в городе его называют артистом. Мужчина любит удобства, красивую жизнь, его привлекают безвкусные картины. Считает себя «праздным и бесполезным» для России, но ему противно даже помыслить, что он может пойти служить. Он мечтает, чтобы после свадьбы Надя переехала с ним жить в деревню, где они будут«наблюдать жизнь». Андрей Андреич счастлив, что вскоре женится на Наде, говорит с нею ласково, строит планы на будущее. 
Нина Ивановна мать Нади. Она вдова, живущая за счёт свекрови Марфы Михайловны. Когда Нина Ивановна читает книги, то довольно чувствительно реагирует на описанные в них события и плачет. Она слабая и беззащитная дама, уставшая от жизни. Наде всегда казалось, что в словах и выражениях матери скрывается что-то таинственное, но на самом деле она была просто страдающей женщиной. Нина Ивановна «белокурая, сильно затянутая, в pince-nez», любит носить дорогие перстни на руках. Она интересуется гипнотизмом, «спиритизмом, гомеопатией», много читает, любит «поговорить о сомнениях», которым она всё время подвергалась. По факту ее просто сломал несчастный брак, в котором она страдала от зависимого положения.
Марфа Михайловна бабушка Нади, богатая женщина, «полная и некрасивая». Ей принадлежат «торговые ряды на ярмарке и старинный дом с колоннами и садом». Каждое утро она плачет и молится, чтобы Господь уберёг её от разорения. Марфа Михайловна говорит громко, отчего сразу становится понятно, что она считает себя главной в семье. Она держит в зависимости Нину Ивановну, свою невестку. Очень любит свою внучку Надю: после отъезда девушки в Петербург, она очень переживала. Когда-то она помогала материально дальней родственнице-вдове дворянского сословия, которая была разорена. После смерти родственницы она устроила её сына Сашу в художественное училище. 
Отец Андрей соборный протоиерей, отец Андрея Андреича. «Худощавый, беззубый» пожилой человек. Когда он говорит, то невозможно понять, шутит он или говорит серьёзно. Выражение лица у него такое, будто он собирается рассказать что-то весёлое. 

Темы

Тематика рассказа «Невеста» весьма обширна: 

  1. Тема любви. Главная героиня не нашла настоящую любовь. С шестнадцати лет она мечтала о замужестве. Андрей Андреич, за которого она должна была выйти замуж, оказался не тем человеком, которого она искала. Она нашла совершенно другой путь к счастью. Но это не значит, что Надя не была способна на любовь. Со временем она стала испытывать тёплые чувства к Александру Тимофеевичу — дружеские, но не менее искренние, чем любовные. Она любила его за то, что он повёл её по правильному пути, а это дорогого стоит.
  2. Поиск себя и своего места в жизни. Надя не могла смириться со своим положением, которое её ожидало, если бы она вышла замуж за нелюбимого человека. В ней томились странные, до сих пор неведомые ощущения. Поначалу девушка считала, что другого пути у неё нет, и ей придётся всю жизнь просидеть на месте, в доме с мужем, ведя праздную и однообразную жизнь. В итоге она поняла, что у неё есть другой выход, ведь она молода и всё может изменить. Её мучительные колебания закончились, когда они с Сашей сели в поезд. Надя в этот момент поняла, что сделала правильный выбор, и её ждёт новая счастливая жизнь, наполненная смыслом.
  3. Свобода от предрассудков. В прошлые времена люди считали, что если молодая девушка вовремя не вышла замуж, значит, она останется старой девой. Рассказ «Невеста» показывает, что это лишь предрассудки, которые не имеют смысла. Не обязательно жить так, как заведено. Можно построить более интересную и осмысленную жизнь. Надя понимала, что не обретёт счастье в замужестве, она не готова была «плыть по течению», и, воспротивившись навязанным рамкам, она «перевернула» свою жизнь, и вышла на новый путь.
  4. Революция. Так как А.П. Чехов писал свой рассказ в преддверии революции, в его произведении можно рассмотреть революционные настроения. Герои произведения — Надя и Саша — стремились изменить свою жизнь и жизнь вокруг, что говорит о желании построить новый мир, новое общество, которому суждено развиваться. 

Проблемы

Проблематика рассказа «Невеста» не менее интересна: 

  1. Проблема выбора. Иногда человек не может сделать выбор и изменить свою жизнь сам, и его надо подтолкнуть к этому. Надю не устраивала бессмысленность существования, но она не могла сделать правильный выбор, пока Александр Тимофеевич не дал ей стимул. Он смог выразить точку зрения, которую сама девушка не могла сформулировать в своих мыслях. Именно при помощи Саши она выяснила, почему колебалась, что именно печалило её.
  2. Конфликт поколений. В произведении Чехова наглядно продемонстрировано отношение к жизни матери и дочери. Нина Ивановна жила по старым законам и принципам: она вышла замуж не по любви. Овдовев, она осталась жить «под крылом» свекрови, у которой обязана выпрашивать каждую копейку. Надя пыталась объяснить матери, что она не готова отдать свою жизнь Андрею Андреичу. Нина Ивановна не поняла её: пытаясь успокоить дочь, она говорила, что это лишь волнение, которое вскоре пройдёт. Она считала, что уехать просто так, когда до свадьбы осталась всего неделя, нельзя. По её мнению, невозможно изменить то, что уже близко. Но Надя — представитель нового поколения. Для неё это оказалось возможным.
  3. Беззаботная и праздная жизнь. В произведении показаны представители зажиточного сословия, которые ничем не занимаются, их дни проходят в праздности. Жизнь их безликая. Эти люди не могут оставить ничего после себя. Семья Шубиных ничего не делает на благо Родины, общества. Даже собственной прислуге они не могут предоставить нормальные условия для жизни, что говорит об их равнодушии, скупости и эгоизме.
  4. Неустроенность молодого поколения. Многие люди, получив высшее образование, не шли работать по специальности, а искали иные места работы. Например, Андрей Андреич окончил филологический факультет университета, но нигде не работал, потому что его угнетала перспектива однообразного труда. Иногда он давал благотворительные концерты. Андрей Андреич мечтал увезти Надю в деревню, чтобы там видеть настоящую жизнь. Александр Тимофеевич окончил архитектурное отделение училища, но «архитектурой не занимался», а служил в Москве, в одной из городских литографий. Это связано с тем, что у него не было способностей к архитектуре.

Смысл 

Основная идея рассказа «Невеста» заключается в том, чтобы показать людям, насколько слепы и бездеятельны представители дворянства. В доме Шуминых прислуга живёт в грязи, у них нет элементарных условий для нормального существования в барском доме. Хозяева живут безбедно, даже не замечая, что их обслуживают люди, которым не на чем спать. При этом зажиточная Марфа Михайловна без причины боится потерять средства к существованию, а Нина Ивановна носит на руках дорогие перстни. 

Чехов показывает в своём произведении как может измениться человек, если вовремя достучаться до его юного и наивного, ещё не очерствевшего сердца. После рассуждений Александра Тимофеевича Надя начинает всё больше и больше задумываться о бессмысленности своей жизни, которую она планировала провести, сидя на месте. Каждому человеку в жизни необходимо найти свой путь, быть в движении, верить, что будущее будет лучше и светлее настоящего, тянуться к неизвестному и быть уверенным в собственных силах — в этом состоит главная мысль рассказа «Невеста».

Чему учит? 

Рассказ А.П. Чехова «Невеста» учит нас уйти от бесполезного существования, найти своё место в жизни, чтобы быть нужным, полезным обществу, оставить что-то доброе, нужное после себя, частицу своей души. Человек должен быть готовым к самоотдаче, жить во благо родины и общества — вот главная мысль, которую пытается донести до нас автор. 

Человек не должен останавливаться на достигнутом, а всегда должен быть в движении, искать во всём смысл, создавать что-то новое или просто трудиться. Нельзя сидеть на месте и «есть чужой труд». Чехов утверждает: если от человека нет пользы, значит, смысла в его жизни нет. О чем заставляет задуматься рассказ «Невеста»? Миру нужны деятели — такой вывод можно сделать из прочитанного. 

Критика

Рассказы Чехова всегда вызывали бурные обсуждения в литературных кругах. Произведение «Невеста» в этом плане не исключение. 

Русский публицист и критик Ангел Иванович Богданович положительно отзывался о рассказе Чехова «Невеста»: 

«Бодрый, сильный аккорд, заканчивающий эту прелестную вещь, звучит в душе читателя как победный клич, как торжество жизни над мёртвой скукой и пошлостью серой и однообразной обыденности». 

Литератор и театральный критик начала XX века Иван Васильевич Джонсон видел в рвении Нади Шуминой к новой жизни революционную окраску: 

«Силы должны быть направлены на то, чтобы перевернуть жизнь общественную, а не только личную».

Кроме того, И. Джонсон отмечал, что от рассказа «Невеста» «веет на читателя тот дух энергии, бодрости, веры в человеческие силы и в возможность завоевания этого близкого будущего, который, казалось, совсем покинул за последнее время его творчество. И притом — что самое важное — веет силой, раньше в такой мере не обнаруживавшейся». 

Главный редактор легендарного издания «Литературная газета», а также советский литературовед и критик Владимир Владимирович Ермилов отмечал, что Чехов в рассказе «Невеста» описывает «чудесный образ русской девушки, вступившей на честный путь революционной борьбы за то, чтобы перевернуть жизнь, превратить родину в цветущий сад». 

Автор: Диана Танцур

Метки: 10 класс11 классАнтон Чеховразборрассказ Невеста

Читайте также:

Тема урока: Рассказ
А.П.Чехова «Злоумышленник». Суд над Денисом Григорьевым

Класс: 7

Дата:
08.10.2016

Цель: доказать,
что в образах следователя и Дениса Григорьева воплотились два мировоззрения
России конца
XIX века (2
пути – европейский путь и патриархальный соответственно)

Задачи:

1. Ознакомиться с
судьбой рассказа «Злоумышленник» в литературной критике;

2. Развивать
навыки и умения анализа художественного произведения, умения вести диалог,
приводить аргументы, строить монологические высказывания;

3. Развивать речь и
обогащать словарный запас учащихся с помощью творческого задания (через
инсценированное судебное заседание);

4. Воспитывать у
учащихся чувство справедливости, сострадания;

5. Выявить
авторскую позицию в рассказе.

Оборудование: костюмы.

Ход урока

I Оргмомент – написать тему урока, расставить парты, рассадить семиклассников как
участников судебного процесса.

II Слово
учителя:
дома вы прочитали рассказ Чехова
«Злоумышленник». Он в 1885 году в «Петербургской газете» был напечатан, а затем
вошёл в сборник «Пёстрые рассказы». Уже при жизни писателя рассказ был признан
шедевром. Давайте обратимся к отзывам критиков.

III Сообщение учащегося «Судьба рассказа «Злоумышленник» в русской литературной
критике» — задание дается сильному ученику.

В
качестве дополнительного задания можно попросить 1-2 учащихся сделать рецензию
на сообщение одноклассника.

IV Слово
учителя
: Сегодня нам предстоит выяснить – почему
рассказ назван «Злоумышленник», в чем заключается авторский замысел. Итак,
давайте начнем наше судебное заседание и определим, виновен ли Денис Григорьев.

V Инсценировка
рассказа в форме судебного заседания (примерный сценарий, учащимся дается
свобода в обыгрывании ролей).

Судья: Слушается
дело по обвинению крестьянина Дениса Григорьева в краже гайки с железнодорожного
полотна. Вердикт будут выносить присяжные заседатели. Слово предоставляется
обвинителю.

Следователь:
Седьмого
числа сего июля железнодорожный сторож Иван Семенов Акинфов, проходя утром по
линии, на 141-й версте, застал подсудимого за отвинчиванием гайки, коей рельсы
прикрепляются к шпалам. Во время задержания у подсудимого была изъята та самая
гайка. (Следователь демонстрирует участникам процесса вещественное
доказательство).

Судья: Переходим
к допросу подсудимого. Назовите имя и фамилию.

Денис
Григорьев:
Григорьев
Денис.

Судья: Подсудимый,
что вы можете пояснить по делу?

Денис
Григорьев:
Чаво?

Судья: расскажите
как все произошло, для чего вы отвинчивали гайку?

Денис
Григорьев:
Коли
б не нужна была, не отвинчивал бы…

Следователь:
Для
чего же тебе понадобилась эта гайка?

Денис
Григорьев:

Гайка-то? Мы из гаек грузила делаем…

Следователь: Кто это —
мы?

Денис
Григорьев:
Мы,
народ… Климовские мужики, то есть.

Следователь:
Послушай,
братец, не прикидывайся ты мне идиотом, а говори толком. Нечего тут про грузила
врать!

Денис
Григорьев:
Отродясь
не врал, а тут вру… Да нешто, ваше благородие, можно без грузила? Ежели ты
живца или выполозка на крючок сажаешь, то нешто он пойдет ко дну без грузила?
Вру… Чёрт ли в нем, в живце-то, ежели поверху плавать будет! Окунь, щука,
налим завсегда на донную идет, а которая ежели поверху плавает, то ту разве
только шилишпер схватит, да и то редко… В нашей реке не живет шилишпер… Эта
рыба простор любит.

Следователь: Для чего
ты мне про шилишпера рассказываешь?

Денис
Григорьев:

Чаво? Да ведь вы сами спрашиваете! У нас и господа так ловят. Самый последний
мальчишка не станет тебе без грузила ловить. Конечно, который непонимающий, ну,
тот и без грузила пойдет ловить. Дураку закон не писан…

Следователь:
Но
для грузила ты мог взять свинец, пулю… гвоздик какой-нибудь…

Денис
Григорьев:

Свинец на дороге не найдешь, купить надо, а гвоздик не годится. Лучше гайки и
не найтить… И тяжелая, и дыра есть.

Следователь:
У
обвинения есть свидетель – железнодорожный сторож Иван Семенов Акинфов. Прошу
допросить.

Судья: пригласите
свидетеля… (к трибуне подходит сторож). Свидетель, представьтесь.

Сторож: Я, Иван
Семенов Акинфов, железнодорожный сторож. Седьмого числа сего июля, проходя
утром по линии, на 141-й версте, застал Григорьева за отвинчиванием гайки.
Потом привел его в милицию.

Судья: Подсудимый,
вы подтверждаете слова свидетеля Акинфова?

Денис
Григорьев:
На
то вы и образованные, чтобы понимать, милостивцы наши… Господь знал, кому
понятие давал… Вы вот и рассудили, как и что, а сторож тот же мужик, без
всякого понятия, хватает за шиворот и тащит… Ты рассуди, а потом и тащи!
Сказано — мужик, мужицкий и ум… Запишите также, ваше благородие, что он меня
два раза по зубам ударил и в груди.

Сторож: Да много
вас таких! Все выкручиваете, а не понимаете… Ничего я тебя не бил!

Судья: Спасибо,
свидетель, вы можете присесть в зале суда.

Следователь: Разве ты
не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание? Не догляди сторож,
так ведь поезд мог бы сойти с рельсов, людей бы убило! Ты людей убил бы!

Денис
Григорьев:

Избави господи, ваше благородие! Зачем убивать? Нешто мы некрещеные или злодеи
какие? Слава те господи, господин хороший, век свой прожили и не токмо что
убивать, но и мыслей таких в голове не было… Спаси и помилуй, царица
небесная… Что вы-с! Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и
хранил господь, а тут крушение… людей убил… Ежели б я рельсу унес или,
положим, бревно поперек ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы
поезд, а то… тьфу! гайка!

Следователь:
Да
пойми же, гайками прикрепляется рельса к шпалам!

Денис
Григорьев:
Это
мы понимаем… Мы ведь не все отвинчиваем… оставляем… Не без ума делаем…
понимаем…

Судья: Слово
предоставляется обвинителю.

Следователь: 1081
статья уложения о наказаниях говорит, что за всякое с умыслом учиненное
повреждение железной дороги, когда оно может подвергнуть опасности следующий по
сей дороге транспорт и виновный знал, что последствием сего должно быть
несчастье… Прошу приговорить к  ссылке в каторжные работы.

Судья: слово
предоставляется обвиняемому. Денис Григорьев, вам есть, что сказать в свое
оправдание?

Денис
Григорьев:
Конечно,
вы лучше знаете… Мы люди темные… нешто мы понимаем? Но как же в тюрьму?
Ваше благородие! Мне некогда, мне надо на ярмарку; с Егора три рубля за сало
получить… В тюрьму… Было б за что, пошел бы, а то так… здорово живешь…
За что? И не крал, кажись, и не дрался… А ежели вы насчет недоимки
сомневаетесь, ваше благородие, то не верьте старосте… Вы господина
непременного члена спросите… Креста на нем нет, на старосте-то… Нас три
брата… Брат за брата не ответчик… Кузьма не платит, а ты, Денис, отвечай…
Судьи! Помер покойник барин-генерал, царство небесное, а то показал бы он вам,
судьям… Надо судить умеючи, не зря… Хоть и высеки, но чтоб за дело, по
совести…

Судья: Уважаемые
присяжные заседатели, вам предстоит принять решение, виновен ли подсудимый в
содеянном?

Учащиеся,
которые наблюдали за процессом, высказывают свое мнение относительно виновности
или невиновности героя, принимают решение. Как правило, класс делиться на две
группы – на тех, кто считает Дениса Григорьева вором, и на тех, кто оправдывает
героя «непросвещенностью», незнанием последствий содеянного. Учитель помогает
учащимся сделать вывод, подводя итог.

VI Итог
урока:
Итак, ребята, вы сейчас сами обыграли ситуацию,
которую изобразил А.П.Чехов в своем произведении. Скажите, на каких два мира
раскололась страна во второй половине 19 века?

(Следователь
представляет у Чехова последователя нового европейского пути развития России,
на который Россия вступила еще со времен Петра
I, а Денис
Григорьев – это темный мужик, представитель патриархального прошлого).

Как Чехов
представлял себе выход из этой ситуации? На чьей стороне писатель?

(Денис
Григорьев не принимает суд следователя и обижается, полагая, что следователь
судит несправедливо, «зря». Следователь, в свою очередь, не может
понять мужика как представителя патриархальной морали и патриархального права и
объявляет его виновным. Следователь, как и крестьянин, невольно делается сам
преступником, потому что навязывает новые условия жизни, о которых крестьянин
никогда не слышал. Денис живет по совести, а следователь по закону).

Слово учителя:
Чехов видел выход из сложившейся ситуации в том, чтобы постепенно просвещать
народ, пытаться преодолеть пропасть между двумя мирами (просвещенным и
непросвещенным), для этого необходимо учитывать рациональные европейские законы
с законом «по совести».

— Можете ли вы
привести примеры современных «Денисов Григорьевых»? (те, кто крадет провода,
крышки от люков и т.д.)

VII Домашнее
задание:
написать рассуждение на тему «В чем
актуальность рассказа Чехова «Злоумышленник»?»// «Какой вывод я сделал для себя
по рассказу Чехова «Злоумышленник»?».

  • Чехов подарок рассказ кто автор
  • Чехов подарок рассказ его или нет
  • Чехов повести и рассказы читать
  • Чехов по воспоминаниям современников свои первые рассказы и фельетоны писал легко и весело
  • Чехов подарок для невесты рассказ правда или выдумка