Чехов пересолил о чем рассказ

осколки это журнал, в котором опубликовал свой рассказ чехов. пересолил, таким образом, относится к раннему периоду творчества писателя, полностью

«Осколки» – это журнал, в котором опубликовал свой рассказ Чехов. «Пересолил», таким образом, относится к раннему периоду творчества писателя, полностью соотносясь по проблематике и поэтике с другими произведениями, написанными на этом этапе («Толстый и тонкий», «Хамелеон»).

Начало

Рассказ Чехова «Пересолил» имеет чрезвычайно простой сюжет. Однажды Глебу Смирнову, землемеру, для межевания необходимо было приехать к генералу Хохотову. На станции с очень говорящим названием «Гнилушки» он пытается отыскать возницу. Помочь ему доехать до генерала соглашается мужик Клим. Глебу не нравится ехать в телеге («Не разберешь, где зад, где перед…», – недовольно отмечает он). Но делать нечего, худо-бедно тронулись. И тут в душе героя, который наблюдал за бесконечной равниной – по ней, кажется, можно к черту на кулички добраться – начала зарождаться тревога…

рассказ чехов пересолил

Смешное недоразумение

Продолжается краткое содержание рассказа «Пересолил». Чехов забрасывает своего героя в ужасную глушь, и это заставляет Глеба относиться с большим подозрением к Климу. «Дитя природы… – с отвращением размышляет про себя землемер, – такой пальцем тронет – и дух вон». Глеб начинает храбриться: сначала «вспоминает», как отбился от несуществующих трех разбойников, затем упоминает вооруженных товарищей, которые должны вот-вот их нагнать, и, наконец, делает вид, что у него самого спрятан револьвер. Бедный возница испугался оружия и с криком бросился наутек. Два часа Глеб звал беглеца, пока тот не поверил ему и не согласился везти дальше. Больше главный герой не боялся своего возницу – так заканчивает свой рассказ Чехов. «Пересолил» малость герой, не совладал с собственными страхами.

Незамысловатости сюжета полностью отвечает такая же простая композиция рассказа. Так, повествование ведется в хронологическом порядке. Кульминация рассказа – бегство Клима – снимает напряжение в душе персонажей, заставляя доверять друг другу.

рассказ чехова пересолил

Тема рассказа «Пересолил» Чехова

Пусть читателя не вводит в заблуждение очень простой сюжет этого произведения, даже таким несколько нелепым приключением Глеба Смирнова мастер малой прозы мог сказать многое. Итак, какова тема рассказа «Пересолил» Чехова? Прежде всего, это изображение (и осуждение в комической форме) того, как социальная принадлежность, внешний облик человека может затемнять его внутреннее, подлинное содержание.

Обратимся к тексту…

Рассмотрим еще раз то, что написал Чехов, — «Пересолил». Анализ рассказа показывает, что страх у Глеба возникает, по сути, из-за штампов – конечно, необразованный человек, занимающий должность возницы, обязан быть хладнокровным убийцей или, по крайней мере, воришкой.

рассказ пересолил чехов

С другой стороны, почему Клим так легко верит фантазиям Смирнова о револьвере и вооруженных товарищах? Для возницы главный герой – это, прежде всего, житель города, существо неведомое, а значит таящее опасность. Эти страхи оказываются настолько сильными, что возница даже бросает на произвол судьбы свое нехитрое имущество – лошадь. И только пережитое происшествие заставило героев увидеть друг в друге людей, способных к сочувствию.

Страх Клима имеет под собой социально обусловленное основание. У него рабское мышление, которое формировалось веками крепостным правом. Это обрекло людей, подобных вознице, на ощущение собственного полного бесправия, которое даже заставляет поверить, что у попутчика есть револьвер, и он им не преминет воспользоваться. А надежд на справедливость высших инстанций и вовсе нет. По сути, образ Клима – сборный, типичен для России тех времен. Лень и нерасторопность – вот, пожалуй, отрицательные черты Клима, который делает все «на авось». «Доедем!» – с полной беспечностью говорит он, когда Глеба начинает трясти на ужасной дороге.

Оценка окружающей жизни

Рассказ Чехова «Пересолил» касается осмеяния не только конкретных человеческих недостатков. Его проблематика захватывает и осуждение окружающей мещанской, бездуховной жизни, причем всего лишь несколькими короткими фразами. Так, в упомянутой Гнилушке за сто верст не сыщешь путевую собаку. Зевающий лениво жандарм, угрюмый Клим, одетый в рваную сермягу и лапти (похоже, тоже не лучшего состояния), неудобная телега, тощая кобылка… Все это удивительно точно передает беспросветность и мрачность здешней жизни, которая сопоставима с остальными «городами N». Неудивительно, что на такой «благоприятной» почве растут трусость и ужасающее недоверие к другому человеку.

краткое содержание рассказа пересолил чехов

Стилевые особенности

Первая стилевая особенность произведения Антона Павловича – крайняя простота изложения материала. Рассказ «Пересолил» Чехов начинает без длительных вступлений, размышлений автора или пейзажных зарисовок. Напротив, сразу приступает к поискам землемера возницы. Проза Антона Павловича также подчеркнуто беспристрастна, автор только фиксирует происходящее, а вывод должны сделать сами читатели.

Исследователи также отмечают, что свой рассказ Чехов «пересолил» разнообразными деталями, которые гораздо красноречивей прямых авторских оценок. К таким деталям относятся упомянутая уже телега, одежда Клима, «говорящее» название. Последняя особенность в качестве средства комического часто встречается в ранних юмористических новеллах Антона Павловича. Вспомним хотя бы чиновника Червякова из «Смерти чиновника» или Очумелова из «Хамелеона». Смешные фамилии позволяют писателю дать непрямую характеристику своим героям, обратить внимание читателя на их недостатки.

чехов пересолил анализ рассказа

Средства комического

Любой юмористический рассказ Чехов («Пересолил» — произведение из того же ряда) насыщает различными средствами комического. К ним относится, например, несовпадение внешнего вида главного героя и его состояния. Так, Смирнов во время поездки пытается храбриться, даже пугать Клима. Хотя время от времени трусость землемера иногда давала о себе знать: когда возница повернул в лес, землемер закричал не своим голосом. А ведь, по словам землемера, для обеспечения безопасности на каждом шагу урядники и сотские «понатыканы»!

Другое средство комического – новеллистически неожиданный финал: после бегства возницы и двухчасового бесплодного ожидания Смирнов почти ласково («голубчик» и т. д.) уговаривает Клима вернуться. Это также заставляет читателя волей-неволей рассмеяться.

тема рассказа пересолил чехова

Особенности жанра

Жанровую природу рассказа «Пересолил» определить достаточно непросто – равно как и всей малой прозы Чехова, созданной в 80-х годах. Ю. Тюпа предлагает говорить об анекдоте как о доминирующем жанре в творчестве Антона Павловича. Напротив, А. П. Чудаков обозначает ранние произведения писателя как комические новеллы. В подтверждение своих слов исследователь называет ряд особенностей поэтики малой прозы писателя, включая двойную композицию, несоответствующий ожиданиям финал (согласитесь, что сцена примирения Клима и Смирнова никак не вяжется с мрачными предчувствиями землемера вначале). Кроме того, литературоведы склонны определять малую прозу Чехова как юморески, сцены и рассказы. Последнее жанровое обозначение употребляется и в данной статье.

Рассказ «Пересолил» Чехов создавал как юмористическую прозу, а значит смех в ней мягкий, доброжелательный. Ему далеко до едкого сарказма и тем более гротеска. В то же время в произведении заметны сатирические краски, когда дело касается конкретных недостатков в личности или несовершенном обществе. Но, как утверждал сам писатель, человек станет лучше только тогда, когда вы укажете, каков он есть сейчас.

Творческий путь Антона Чехова состоял из животрепещущих тем, близких читателям и по сей день. Писатель в своих произведениях поднимал очень актуальные и жизненные проблемы. Автор заставляет читателей поразмышлять, как выйти из той или иной ситуации. Произведение «Невеста» Чехов посвятил новым тенденциям в обществе, а именно обострению «женского вопроса» и поиску новых дорог для девушек, ограниченных узкими рамками патриархальных условностей. В рассказе писатель показал пустую и бесцельную жизнь провинциальных обывателей, которые не стремятся абсолютно ни к чему. Их внутренний мир опустошен. Чтобы быстро узнать основные события из произведения «Невеста» в сокращении, рассмотрим его краткий пересказ. Сюжет, конечно, не заменит полного прочтения книги, но поможет подготовиться к занятиям и освежить в памяти то, что Вы уже читали. Приятного просвещения!

Глава 1

Главной героиней произведения является юная девушка Надя Шумина. Читатель попадает в просторный дом, где живет Надежда вместе с семьей. Марфа Михайловна, богатая бабушка Нади, следит за оформлением пышного стола. Нина Ивановна, мать Нади, беседует со священником — отцом Андреем. Она еще молода и хороша собой. Еще в гостях присутствует сын священника — Андрей. 

Героиня готовится к свадьбе. Женихом девушки является сын священника Андрей. Героиня очень долго мечтала о данном событии, однако сейчас ей почему-то грустно, и она плохо спит по ночам. Ее тревожит, что жизнь всегда будет однотипной и рутинной.

Она вышла на улицу, а вслед за нею вышел Саша — еще один гость, сын обедневшей и ныне покойной дворянки, которому покровительствовала бабушка Нади. На свои средства она отправила его учиться живописи, но он еле-еле окончил курс и теперь работал не по специальности, так как был болен чахоткой и слабоволен. Сейчас Александр работает в одной из литографий в Москве. 

Зато рассуждал Саша очень пламенно и красноречиво. Герои обсуждают маму Нади. Признавая ее достоинства, Саша замечает, что ее прислуга спит на полу, среди клещей и тараканов. Хозяйки дома безразличны к их судьбе, хотя внешне они — сама гуманность. Также Саша критикует лень и пустоту, ставших основой быта и нравов семьи. Надя обиделась на него. Каждый раз приезжая, Александр упрекает Надю в том, что жизнь их семьи является однообразной и бесполезной. Герой утверждает, что необходимо учиться и заниматься полезным делом. Надя обычно не относилась всерьёз к его словам, однако перед свадьбой героиня задумалась. 

Застолье было скучным, оно подтверждало опасения Нади. Все эти разговоры о гипнотизме, вере, благотворительных вечерах она уже слышала. В таком настроении она ушла спать.

Глава 2

Андрей был добрым, красивым и умным, поэтому Надя согласилась выйти за него. Но теперь душа ее была полна сомнений.

Утром Надя встретила маму. Она занималась спиритизмом, гомеопатией и другими таинственными вещами, что раньше казалось Наде необыкновенным, но теперь она почему-то видела в этом ограниченность и нелепость. Мать не могла понять ее тревоги. Зато после трапезы к ней опять обратился Саша. Он считает жизнь ее семьи грешной и серой, не видит в ней смысла и просит Надю уехать, чтобы хотя бы она стала образованным и интересным человеком, который принесет обществу пользу. Надю тревожат сомнения, она ведь выходит замуж. Но мысли о правоте Саши все чаще и чаще посещают ее.

Вот и признания Андрея в любви она уже читала в каком-то романе. Подумав об их отношениях, она вдруг вспомнила, что ее мать не любила своего мужа и теперь, будучи вдовой, жила как в клетке — в полном подчинении у свекрови. Наде мама показалась несчастной и жалкой.

Глава 3

С приближением свадьбы Нади Саша резко передумал оставаться в гостях. Ему противно осознавать, что она выйдет замуж и повторит судьбу матери. Но его уговаривают погостить еще, хотя бы до 1 июля.

Жених показывает Наде дом, который был уже нанят для будущей молодой семьи. Невеста смотрит мебель, комнаты, картины. В этом Надя видит одну лишь пошлость. Девушка осознает, что не любит Андрея и никогда не питала к нему нежных чувств.

Андрей рассуждает о том, что Саша прав, говоря, что он ничего не хочет делать. По словам Андрея, ему противны даже мысли о труде. Он считает, что на Руси это в порядке вещей. Надя была раздосадована.

Глава 4

Невеста вдруг говорит своей матери, что совсем не желает выходить замуж, что не любит Андрея.  Она просит позволения уехать из города. Девушка не хочет, чтобы у нее была однообразная и монотонная жизнь. Однако мать Надю не понимает и советует потерпеть. В ответ Надя обрушивает на нее всю правду о том, что их жизнь бессмысленна и мелка. Мать признается героине, что хочет свободы от семьи, что из нее против воли сделали старуху. Она рыдает, а Надя ждет утра.

Надя пошла к Саше и призналась, что больше не может так жить. Главная героиня принимает решение уехать и рассказывает о своих мыслях Александру. Он рад за нее и решает помочь. План таков: делая вид, что нужно проводить Сашу, героиня отправляется вместе с ним на вокзал и садится в поезд, который идет в Москву. Далее главная героиня отправляется в Петербург учиться. Этот план нравится Надя, она засыпает счастливой.

Глава 5

Надя воплощает план побега в реальность. Уже в пролетке она рыдает и молится, а Саша утешает ее. Он обещает, что она точно не пожалеет о своем решении.

Надя в тревогой и верой в лучшее смотрит вдаль.

Глава 6

Спустя год Надя принимает решение ехать домой. Родные простили ее. Героиня сдала все экзамены. Прибыв в Москву, героиня вдруг встречается с Александром. Оказалось, что герой серьёзно болеет и думает отправиться на Волгу. Он уже кажется ей провинциальным, понятным. Но все равно Надя от души благодарит его за свое освобождение. 

Надя приезжает домой. Главная героиня чувствует себя чужой в родном городе. Ей абсолютно всё представляется старым, скучным и однообразным.  На фоне города здесь очень пусто, метафорой жизни выступают низкие потолки в доме. Мама и бабушка еще больше постарели и подурнели. Праздность и однообразие губили их. Мама и бабушка смогли простить героине её поступок, однако жизнь их изменилась. Из-за несостоявшейся свадьбы и побега Нади семья лишилась былого положения в обществе. Они не могут теперь свободно принимать гостей, а также свободно гулять по улице. Все оборачиваются, говорят о них, обсуждают. Дети называли Надю «невеста» и кричали это ей вслед. После побега внучки бабушка едва не скончалась, три дня лежала без движения, но потом простила ее и встала на ноги. Мама Нади нашла утешение в философии. Теперь она часто молится.

Саша пишет Наде, что во время путешествия очутился в больнице. Поэтому для Нади было неудивительным то известие, что герой скончался. 

После смерти Саша героиня окончательно чувствует себя чужой в родном городе. Она чувствует себя здесь ненужной. Главная героиня жаждет новой жизни и уезжает из города, думая, что навсегда.

Можно утверждать, что в своём произведении писатель показал невероятное стремление молодого поколения к новой жизни, наполненной пользой для общества. Автор показывает, как молодёжь хочет изменить жизнь к лучшему. Таким образом, рассказ Чехова отражает историческую обстановку второй половины девятнадцатого века. Так, представители нового поколения, пытаясь найти истину, вступали в революционные кружки и движения, желая добиться справедливости в обществе.

Автор: Виктория Комарова

Дата проведения

18.02. 2021

Предмет

Литература

Составила

Мякшина А.В.

Тема урока

Вн.чт.
А.П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие
рассказы А.П. Чехова.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цели урока

познакомить учащихся с именем писателя, раскрыть значимость его
в литературе,

показать незаурядность личности Чехова – врача и писателя;
характеризовать речь героев как

источник комического; углубить представления детей о категориях
комического; воспитывать в

детях чувство юмора.

Планируемый

результат

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Уметь  строить развернутый ответ на
поставленный вопрос, работать в группах

Познавательные: Планировать
необходимые действия  в сотрудничестве  учителем, сверстниками

Коммуникативные: Понимать
информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

 Регулятивные:
Выбирать действия в  соответствии с поставленной задачей
.

Основные

понятия

 Орфограммы, пунктограммы

Подготовка
учащихся к усвоению материала

Цель

Содержание

Организация,

мотивировка учащихся на освоение нового
материала с учетом изученного ранее

2.  Изучение
нового материала.

 Чехов умеет писать так, чтобы словам

 было тесно, а мыслям – просторно.

1

А.М.Горький.

Краткость – сестра таланта.

А.П.Чехов.

2.1. Слово о писателе.

Сегодня мы знакомимся с именем уникального писателя, который
совмещал в себе сразу

две совершенно разные профессии — врача и писателя.

Антон Павлович Чехов (1860-1904 гг.) – писатель, литературная деятельность которого

началась в 80-х гг.XIX в.

Родился чехов в 17 января1860 года в Таганроге в семье мелкого
торговца.  Их было

четверо и братьев и сестра. Семья всегда нуждалась. Отец –
суровый религиозный человек, часто

наказывал Антошу. После окончания Таганрогской гимназии Чехов
обучается портняжскому

делу. В 16 лет остается один, так как родителя уезжают в Москву.
В 1879 году Чехов тоже

приезжает в Москву, поступает на медицинский факультет
Московского университета.  Он

аккуратно посещал лекции, слушал профессоров, сдавал экзамены, а
между тем… Печатается,

чтобы выжить, в юмористических журналах: «Стрекоза», «Зритель»,
«Русский сатирический

листок» , «Развлечение», «Осколки», «Будильник». «Пока я учился,
– вспоминал Чехов позже, – я

успел написать сотни рассказов под псевдонимом А.Чехонте, который,
как видите, очень похож на

мою фамилию».

– Ребята, вспомните, что такое псевдоним. (Псевдоним
это подпись, которой автор

заменяет свою настоящую фамилию).

— Антоша Чехонте… Какими же должны быть рассказы, подписанные
таким псевдонимом?

–  Конечно, первые рассказы  Чехонте – веселые, смешные,
забавные, остроумные… Много

слов можно сказать. А самым точным будет одно только слово. Эти
рассказы юмористические.

Подписывается смешно: Антоша Чехонте, то есть у него был
псевдоним. Антон Павлович –

человек необыкновенный: он был известным писателем, но поселился
в деревне под Москвой,

чтобы лечить  простых людей. В годы голода он организует
столовые, сбор средств для

голодающих. Лечит людей даже в годы холеры, строит школы,
создает библиотеку для

крестьянских детей на свои средства. Но однажды он заразился
туберкулезом, переехал для

лечения в Ялту, потом в Германию, но 15 июля 1904 года он умер.

 Вот таким необыкновенным человеком был этот писатель. А теперь
узнаем немного о его

творчестве.

2.2. Чтение статьи учебника (с. 309-310).

— Чем интересны рассказы Чехова? (Они очень коротки и забавны).

— Прочтите слова Бунина о Чехове: с. 309 учебника «.. если бы
Чехов написал только два

или три рассказа, подобные этим, то и тогда было бы ясно, что «сверкнул
и исчез замечательный

ум…».

Согласны ли вы с ними? (Да, согласны, потому что Чехов
действительно был умен, он

умел шутить).

— Отчего шел заряд юмора Чехова? (От его жизнелюбия).

 2.3. Рассказ «Лошадиная фамилия».

К сегодняшнему уроку вы прочитали 2 рассказа: «Пересолил» и
«Лошадиную фамилию».

На примере этих произведений мы попытаемся разгадать секрет
юмора: откуда берётся юмор, как

рождается смешное.

— Про какого человека можно сказать, что он обладает чувством юмора?
(Это человек,

который умеет шутить и сам понимает шутки, не обижается, если
шутка направлена на него
).

Юмор (англ. Humour – нрав,
настроение) – изображение героев в смешном виде. Смех

помогает человеку освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого.
В отличие от сатиры юмор

– смех весёлый, доброжелательный. Беззлобное изображение
смешного, выставление событий,

людских недостатков и слабостей в безобидно-комическом виде.

Рассказ, который мы прочитаем, называется «Лошадиная фамилия». Я
сейчас напишу слово

«лошадь», а вы, ребята, называете все, что с нею связано.
(Записываю на доске: уздечка, вожжи,

седло, конь, кобыла, грива, копыта, ржанье и т.д.). А теперь
образуйте фамилии от них или

назовите «лошадиные» фамилии. (Записываю: Уздечкин, Коняев, Жеребцов,
Седлов, Кобылин,

Гривкин и т.п.).

Словарная работа:

Уезд – округ, часть губернии.

Акцизный – служащий учреждения по
сбору налогов.

Х`ина – кора американского
дерева, из которого выделывается аптечное снадобье.

Работа по теме
урока

Цель

Постановка учебной задачи и открытие новых
знаний

Беседа.

— Почему рассказ мы считаем юмористическим? (В нем много
смешных моментов
).

— Что именно показалось вам смешным? (То, как вся усадьба в
угоду генералу подбирала

«лошадиную» фамилию).

— Скажите, почему генерал – и вдруг поверил, что можно
заговорить боль по телеграфу?

(Боль была невыносимой, генерал испробовал все средства).

— А какие именно способы лечения испробовал генерал? (Он
полоскал рот водкой,

коньяком, прикладывал  к больному зубу табачную копоть, опий,
керосин, скипидар, керосин,

мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту,
но все это не помогало, или

вызывало тошноту).

— Почему генерал не сразу соглашается лечит зуб заговором? (Потому
что считает это

шарлатанством, боится сам показаться смешным).

— Кто предлагает такой способ «лечения»? (Приказчик Булдеев).

— Как выглядит лечение акцизного? Найдите строки. («Бывало,
отвернется к окошку,

пошепчет, поплюет – и как рукой!»).

— Как усиливается комизм рассказа об акцизном и о его чудесном
даре? (Оказывается, из

других городов он «пользует» через телеграф).

— Что еще узнаем об акцизном из уст приказчика? («Выпить
большой охотник, живет не с

женой, а с немкой, ругатель, но, можно сказать, чудодейственный
господин!»
).

— Важны ли эти сведения для генерала? (Нет, не важны).

— А почему приказчик об этом рассказывает? (Потому что ему
хочется еще что-то

необычное рассказать, чтобы генерал согласился. Тогда бы
получилось, что приказчик угодил

генералу).

Прочитаем смешную сцену воспоминания фамилии акцизного.

— Обратите внимание на фразу: «И в доме, все наперерыв, стали
изобретать фамилии.

Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву,
копыта, сбрую…» Как вы

думаете, какие именно фамилии еще были изобретены? (Гнедов, 
Копытин, Сбруев, Загривков и

т.д.).

2

— Как же получается, что эта «лошадиная» фамилия оказалась
генералу всего дороже?

(Генерал всеми силами хотел избавиться от боли, а спасти
обещал только приказчик
).

— Как освободился генерал от боли? (Ему все-таки пришлось
выдрать зуб с корнем, и

сделал это доктор).

— Кто напомнил эту злосчастную, но настоящую фамилию
приказчику?  (Тот же доктор,

он попросил продать овса для своей лошади, и слово «овес»
напомнило что-то Ивану Евсеичу
).

— Как повел себя приказчик после слов доктора? («Иван Евсеич
тупо поглядел на доктора,

как-то дико улыбнулся и, не сказав в ответ ни одного слова,
всплеснув руками, побежал к усадьбе

с такой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака»).

— Как же звучала настоящая фамилия чудодейственного знахаря из
Саратова? (Овсов).

— Что можете сказать об отношении этой фамилии к лошадям? (Эта
фамилия ничего общего

не имеет с лошадью, кроме того, что овсом кормят лошадей).

— Сколько времени прошло между тем, как был выдернут зуб, а
приказчик вспомнил

фамилию? (Совсем чуть-чуть, ведь врач только что возвращался
от генерала
).

— В этом заключается комизм ситуации, созданной Чеховым. Давайте
вспомним, что такое

эпизод. (Эпизод – отрывок художественного
произведения, в котором говорится о законченном

событии, происшествии).

— Какой эпизод вам запомнился больше всего? Попробуйте его
пересказать близко к тексту.

                                             Работа в тетрадях.

Выпишите все встретившиеся в рассказе «лошадиные фамилии».
[Пауза].

А теперь подсчитайте, сколько всего фамилий. (40, 42, 43).
Видите, и в этом проявилась фантазия

писателя.

                                           Работа с
учебником.

— Прочтите статью учебника «О рассказе А.П.Чехова «Лошадиная
фамилия», автором

которой является М.Громов.

— Согласны ли вы с автором статьи, что «смешные» чеховские
рассказы далеко не так

просты»? Если да, то в чем же проявилась их сложность? (Около
полусотни изобретенных

фамилий, описание жизни старого поместья, медицинское
нравоучение
).

— В чем же заключается это нравоучение? (Лучше сразу надо
было обратиться к врачам,

чем перебирать целый словарь).

2.4. Рассказ «Пересолил».

— Кто является главными героями рассказа?

— Какой эпизод вам запомнился больше всего? Перескажите его.

— В чём заключается комичность ситуации в рассказе?

3. Подведение итогов.

— Каким можно назвать смех в этом рассказе: добродушным,
уничтожающим,

снисходительным или иным? (Смех здесь добродушный и
снисходительный, так как автор

посмеивается, но не насмехается).

Введение

Конспект
урока будет удобен на уроке литературы для 8 класса в ноябре, здесь есть цель и
задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной
деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового,
расширение представлений восьмиклассников о Чехове как
человеке и писателе, раскрытие особенностей художественного мастерства
Чехова–рассказчика, воспитывать интерес к личности и творчеству А. П. Чехова,
любовь к чтению, положительное отношение к предмету, познакомить с биографией
А. П. Чехова,
физкультминутка, закрепление, вопросы, обобщение, итог, домашнее
задание.

Конспект
урока по литературе для 8 класса на тему: Биография А. П. Чехова

Цель: познакомить с биографией А. П. Чехова.

Задачи
урока:
  расширение
представлений восьмиклассников о Чехове как человеке и писателе, раскрытие
особенностей художественного мастерства Чехова–рассказчика, воспитывать интерес
к личности и творчеству А. П. Чехова, любовь к чтению, положительное отношение
к предмету.

Ход
урока:

I.Организационный
этап. Мотивация к учебной деятельности
.

Учитель: — 
Учебник на столе у вас?

А ручки и
тетрадки?

Тогда урок начнём
сейчас,

Раз всё у вас в
порядке.

Будьте
внимательны,

Послушны,
наблюдательны.

Чтобы литературные
тайны познавать,

Нужно всё серьёзно
изучать.

— отчёт 
дежурного;

— проверка 
готовности  класса  к  уроку:

Я  рада  новой 
встрече  с  вами,

Приятно  ваше 
общество, друзья!

Ответы  ваши  вы 
готовьте  сами,

Их  с  интересом 
буду  слушать  я.

Мы  сегодня 
снова  будем  читать,

Выводы  делать  и 
рассуждать.

А  чтобы  урок 
пошёл  каждому  впрок

Активно 
включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на
столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у
ребят

Урок очень важный

А почему он важный

Скажет каждый!

Добрый день, мои
друзья,

Встрече с вами
рада я.

Сели ровно, все
достали,

Вспоминаем все,
что знали,

Оставляем все
заботы

И включаемся в
работу.

II.
Актуализация знаний учащихся.

Объявление  темы урока. Постановка технической задачи:
запись в тетрадь основных событий жизни писателя, художественных особенностей
его рассказов.

III.
Работа по новой теме.

А.П.
Чехов. Годы жизни писателя -1860-1904.

 
   Чехов-доктор, Чехов-писатель, Чехов-человек  во всем и всегда
был гуманистом, он писал: «Я ненавижу ложь и насилие во всех видах… Моё
святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение,
любовь, абсолютная свобода, свобода от силы и лжи, в чём бы последние две ни
выражались».

 
    А.П.Чехов родился в Таганроге 17 (29) января 1860 года.

Родители
писателя – люди неординарные, талантливые. Дед был крепостным, откупившимся на
волю. Отец – мещанин, владевший бакалейной лавкой. Очень сложный и
противоречивый характер отца сочетал в себе доброту и вспыльчивость, желание
дать сыновьям образование и неумение заинтересовать их знаниями. Отец хотел
дать детям религиозное воспитание, но при этом бил их, заставляя петь в
церковном хоре и не стремясь воздействовать на их душу внушением. Часто его
наказания были жестоки, это выработало у Чехова нетерпимость к
несправедливости, обостренное чувство собственного достоинства. Мать, тоже
внучка выкупившегося на волю крепостного, была очень мягкой, и ее доброта часто
была для детей защитой от гнева отца.

А.П.Чехов
всегда относился к родителям с уважением, позднее он напишет: «Отец и мать –
единственные для меня люди…, для которых я никогда ничего не пожалею. Если я буду
высоко стоять, то это дело их рук».

 
     В семь царила атмосфера труда и творчества. Вот

 
     как  вспоминает о жизни семьи Чеховых в Таганроге его
сестра

 
     Мария.

 
     Мы привыкли к портрету Чехова – зрелого человека в пенсне и
бабочке, с бородкой. И порой не узнаем писателя на его портретах более раннего
возраста. И.А.Бунин оставил воспоминание о внешности Чехова.

 
   Москва  стала вторым родным городом Чехова. Когда Антону было
16 лет, отец разорился и бежал от долговой тюрьмы в Москву. Антон сначала
остался в Таганроге, зарабатывал уроками средства на жизнь и учебу, высылал
небольшие денежные переводы семье. Затем и он переехал в Москву. Здесь началась
его взрослая самостоятельная жизнь: врачебная практика и писательское творчество.

 
  Еще в Таганроге, в гимназии, Чехов пробовал писать в гимназических
журналах. Писать – это было его внутренней потребностью. Будучи студентом
медицинского факультета университета, на первом курсе Чехов начинает
сотрудничать в  различных московских и петербургских журналах.

 
    Молодой Чехов писал короткие юмористические рассказы и публиковал
их под многочисленными псевдонимами. В 1883 году вышли в свет первые сборники
рассказов Чехова «Сказки Мельпомены» и «Пестрые рассказы». В своих рассказах Чехов
средствами юмора старался показать пошлость окружающей жизни, показать людям,
как плохо, неинтересно они живут, чтобы излечить их от этого. Чехов не случайно
стал врачом, он хотел лечить людей и физически, и морально. Хотел выпрямлять
души людей, а не только врачевать их болезни.

Физминутка

Потягушки

Мы на
цыпочки привстали,

Ручки
кверху мы подняли,

Мы
вздохнули, потянулись

И друг
другу улыбнулись.

Выдохнули,
руки вниз,

Повторим
теперь на «бис»!

— А теперь
все тихо встали,

Дружно
руки вверх подняли,

В стороны,
вперёд, назад,

Повернулись
вправо, влево

Тихо сели,
вновь за дело.

IV.
Закрепление

  • В
    каком городе родился А. П. Чехов?
  • Сколько
    детей было в семье Чеховых?
  • Как
    Чехов относился к своим родителям?
  • Какое
    духовное наследство досталось детям от родителей?
  • Какой
    спектакль чаще других любили разыгрывать в семье Чеховых? Кого играл
    Антон?
  • Как
    работал доктор Чехов?
  • Какое
    время суток Чехов оставлял для сочинительства?
    Художественное мастерство Чехова – рассказчика.  (конспектирование).

 
         Жанр рассказа Чехов довел до совершенства.
                     
                   Лаконизм и
огромное социальное содержание – вот, что характерно для его рассказов. Главный
художественный принцип Чехова – краткость. В письмах к друзьям он пишет:
«Краткость – сестра таланта», «Искусство писать – это искусство сокращать».

Как
ему это удается?

Во-первых,
заглавие. Оно имеет идейное звучание.      Вспомним названия
чеховских рассказов.

Во-вторых,
сюжет строится на остром необычном положении. Вспомним рассказ «Пересолил». На
чем основывается его сюжет?

В-третьих,
художественная деталь. Она заменяет многоречевые описания. Вспомним
художественные детали в рассказе «Хамелеон».

В-четвертых,
юмор. Вспомним определение юмора как художественного приема. (Юмор —
беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо, изображение героев в смешном виде)
Над кем и над чем смеется писатель в рассказе «Лошадиная фамилия»?

 
    В-пятых, подтекст – способ построения художественного  
текста, основанный  на несовпадении внешнего, прямого смысла слова, и его
внутреннего значения. Иллюстрацию к какому рассказу А.П. Чехова  вы видите
на слайде? Речь идет о толстом и тонком? Или о чем-то еще?


Кто самый внимательный?

  • Какая
    фраза А. П. Чехова о лаконизме стала

 
    крылатой?

  • Какими
    художественными приемами мастерски

 
   пользуется Чехов-рассказчик?

  • Что
    такое подтекст?
    Рассказы А.П. Чехова о  любви.

 
     Помимо юмористических рассказов, у Чехова есть много
произведений о любви. Какие пленительные женские образы рисовал он в рассказах
«Дама с собачкой», «Жена» и др.

 
     В рассказах Чехова о любви проявилась еще одна особенность
его как писателя-рассказчика – психологизм (полное, подробное и глубокое
изображение чувств и эмоций, мыслей и переживаний литературного героя). А.
П. Чехов стремится в своих рассказах  проследить динамику человеческой
души в разных ее проявлениях и во всей ее глубине. Его интересует обыденная,
каждодневная жизнь обыкновенных людей. Но ведь обыденность и «творит личность»,
и Чехов стремится обратить внимание читателя на отдельные дни и часы
«маленького» обывательского существования, осмыслить их и помочь человеку жить
осознанно.

 
     Особого внимания, по мнению писателя, достойна душа
влюбленного человека, ведь именно «влюблённость указывает человеку, каким он
должен быть», «только влюбленный имеет право на звание человека». А в рассказе
«О любви» устами главного героя Чехов скажет: «Я понял, что когда любишь, то в
своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного,
чем счастье или несчастье, грех или добродетель,

или
не нужно рассуждать вовсе».

 
      Сообщение учащегося: Рассказ «О любви» был опубликован в
1898 году в журнале «Русская мысль» вместе с рассказами «Человек в футляре» и
«Крыжовник». Эти три рассказа составили цикл, который получил название
«Маленькие трилогия» или «Трилогия о «футлярной жизни».

 
     Рассказы объединены общей проблемой: человек и
обстоятельства, его мечты и возможность их реализации в реальной жизни.
 Чехов представляет различные варианты «футляров», в которые персонажи
добровольно заточают себя. В рассказе «Человек в футляре» герой, учитель
Беликов, защищает модель общественных отношений, исключающую свободное
проявление чувств и эмоций. Он живет по принципу: «Как бы чего не вышло».
Смерть Беликова приводит его к идеалу: гроб, в котором он кажется довольным, —
долгожданный, самый надежный футляр, позволяющий спрятаться от жизни.

 
       Герой рассказа «Крыжовник» заключает себя в футляр
мелких чувств и интересов, футляр прошлого, никчемного существования. Верхом
мечтаний оказывается крыжовник, выращенный на собственном участке и
удовлетворяющий физиологическую потребность героя в еде. В конце он теряет
человеческий облик и становится похожим на свинью.

 
       Заключительный рассказ трилогии «О любви» повествует
о самом страшном футляре. Любящие друг друга люди даже себе не могут признаться
в своих чувствах. Жизнь превращается в мучение, зато соблюдены общественные
приличия.

 
       Почему же герои Чехова отказываются от любви?

Как
к этому относится автор? – вот вопросы, на которые мы будем отвечать на
следующем уроке, после прочтения вами рассказа А.П.Чехова «О любви».

V.
Подведение итогов урока.

— Какие
задачи ставили перед собой в начале урока?


Выполнили эти задачи?

Домашнее
задание
:
повторить тему, ответить на вопросы.

  • Подготовить
    рассказ о Чехове-человеке, враче, писателе
  • Прочитать
    рассказ А.П. Чехова «О любви». Познакомиться со статьей «О героях рассказа
    А.П. Чехова «О любви»(в учебнике с. 57-58). Ответить на вопросы (с. 58)

Отзыв
об одном из самостоятельно прочитанных рассказов (по желанию)             
                     
           

Ранние рассказы А. П. Чехова отличаются легкостью и непринуждённостью. Но за простым сюжетом всегда скрывается глубокий смысл и подтекст. Автор зачастую затрагивает проблему рабства, так как это чувство живет в каждом человеке. Эта тема доминирует в рассказе «Пересолил».

История создания

Рассказ «Пересолил» относится к раннему творчеству Чехова и написан в 1885 году. В том же году произведение опубликовали в журнале «Осколки». Для молодого Чехова характерны яркие герои, неожиданная развязка, ироничность и точные детали.

Автор в то время работал заведующим провинциальной больницей. Рутина медицинской практики сильно отличалась от возвышенных мечтаний университета. Он скучал и отражал впечатления от жизни в юмористических произведениях. Это помогало ему не деградировать на однообразной службе.

К 1885 году он состоялся в литературе, стал мастером малой прозы, но его талант только начал свое развитие. Поэтому в те годы критики сетовали на излишнюю продуктивность молодого писателя, который лишь растрачивает свои силы на маленькие произведения и не оставляет сил на более масштабные творения.

Жанр, направление 

Произведение «Пересолил» создано в рамках реалистического направления, так как автор был представителем реализма. Это заметно по его многочисленным сюжетам, за основу которых Чехов берет бытовые зарисовки и анекдотические случаи. 

Жанр «Пересолил» – юмористический рассказ. Это именно рассказ, а не анекдот, так как он строго выражен по форме. Композиция, главные герои, яркая характеристика персонажей — все говорит о жанровой принадлежности.. 

Смысл названия 

Название рассказа «Пересолил» говорит само за себя. Пересолить – это то же самое, что и приукрасить. Рассказать про себя неправдивую историю, чтобы выглядеть лучше, сильнее и опаснее. Но ложь настолько была чрезмерной, что возымела неожиданный эффект.

Герой перестарался и напугал возницу, оставшись один на один с лесом и ночью.

Суть: о чем рассказ?

Главный герой – землемер Глеб Гаврилович Смирнов. Он приезжает на станцию «Гнилушки» в поиске почтовых лошадей. Смирнову необходимо добраться до следующего села под названием «Девкино». Жандарм отправляет его за станцию, так как там иногда мужики могут подобрать попутчика в дорогу. 

Землемер находит Клима – здоровенный, угрюмый мужик. В пути Глебу стало страшно от тихого леса и темной чащи. Стал он запугивать Клима своими способностями. Якобы у него с собой три револьвера, а за ними сейчас едут четыре огромных товарища. В итоге, Клим от страха убежал вглубь зарослей. Землемер понял, что сидеть всю ночь один в повозке он не хочет. Начал звать мужика обратно. Через два часа Климушка все же выходит обратно, и они безопасно продолжают свой путь.

Главные герои и их характеристика

Образы в рассказе «Пересолил» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона:

Глеб Гаврилович Смирнов землемер. Автор не дает характеристику по внешности героя, но по поступкам читатель ясно может понять: кто этот персонаж. Жалкий, трусливый землемер, который ради сохранения своей жизни начинает разыгрывать перед мужиком спектакль. Он испугался внешности Клима, не зная, какой этот крестьянин на самом деле. Благодаря его искусному вранью можно догадаться, каким образом он сколотил себе состояние. Считает себя виртуозным лгуном и хитрецом, не призирает обман и отлично этим пользуется. Умело запудривает сознание, и ловко внушает ложь.
Клим крестьянский парень. Необразованный мужик, выходец из обычного народа. Он зарабатывает на том, что возит попутчиков в определенную точку. Внешность автор дает ему сразу: огромный мужик, хмурый, неприветливый. Создается впечатление, что он сильный и может постоять за себя. Но на деле трусливый и эмоциональный. Его легко запугать всякими байками. Он спокойно бросает все свое имущество в лесу и убегает от «бандита», который меньше его в два раза. Ему не нужны деньги, лишь бы спасти свою шкуру. Клим наивный, с чистой душой, никогда бы и мухи не обидел. А самое главное, не стал мстить землемеру за его обман.

Темы

Тематика рассказа «Пересолил» представлена ниже:

  1. Недопонимание между разными слоями общества — основная тема. Это история ничем не примечательна на первый взгляд. Но стоит углубиться и понять, какую тему вложил автор. Клим не сомневался в том, что у землемера есть револьвер, потому что так формировались умы поколениями: барин может сделать все что угодно. У крестьянина и в мыслях не было ограбить горожанина, так как не отошел ум от рабства. А Смирнов подумал иначе: здоровенный мужик, когда-то был рабом, может отомстить. 
  2. Влияние крепостного права на поведение простых мужиков. Чехов понимал, что отмена крепостного права не принесла быстрой переустановки в головах людей. Нужно время, чтобы у малоимущих людей появилось чувство собственного достоинства и осознанность. 
  3. Социальное расслоение. История разворачивается, как между тонким и толстым, только здесь разные слои населения. Не может произойти дружеская беседа между городским и деревенским, барином и рабочим. Это сидит в умах и мешает двигаться дальше. В таких головах людей не провожают по уму, только встречают по одежке. Такое мнение с обеих сторон вредит и тому, и другому.

Проблемы

Чехов в своем рассказе «Пересолил» выделяет четыре проблемы, которые попутно вытекают из тематики: 

  1. Недоверие. Первая встреча двух незнакомых людей – сразу возникает чувство настороженности. Это происходит из-за незнания фактов о человеке и инстинктивного страха. 
  2. Ложь. Герой прибегает к обману, но не может рассчитать меру. Он врет, чтобы хоть как-то спастись. Хотя спасаться то не от чего. Это все заложено в головах людей. Вымышленная картинка, которая мешает разглядеть человека полностью, вынуждает нас на крайние меры.
  3. Стереотипность. Проблема, от которой люди не избавились до сих пор. Все мыслят шаблонным мышлением, видя перед собой только картинку. Никто не задумывается, какой человек на самом деле. Это мешает сконцентрироваться и понять сущность. Из-за чего проистекают безрассудное мышление, страх и трусость. Человек мыслит по одежке и внешности. Автор показывает, как часто мы ошибаемся, если не заглядываем внутрь.
  4. Трусость. Проблема находится на поверхности, раскрыта лучше всего. Землемер начинает врать от страха. Боится, что его могут завести в лес и ограбить. В итоге, испугался Клим, которого Смирнов устрашал байками и вымышленными рассказами о револьверах и друзьях. Автор показал, как люди борются с проблемой. Глеб начинает врать, а Клим просто убегает.

Основная идея 

Люди не умеют доверять друг другу — вот о чем заставляет задуматься автор. Главная мысль рассказа «Пересолил» – смотреть не на внешность, а на внутренние качества. Чехов показывает, что крупный угрюмый мужик – не такой уж храбрый и сильный, а скорее трусливый крестьянин. Внешность обманчива, а люди привыкли встречать по одежке и делать далеко идущие выводы.
Клим видит городского человека, да еще и с оружием в карманах. На вид он хлюпенький, но никто в этом разбираться не будет. Нужно понимать, что сильный человек – это не тот, кто так выглядит. Не надо судить человека по тому, из какого он рода и какой у него статус. Хорошие и плохие люди есть везде, а не только в определенной социальной группе. 

В юмористическом рассказе скрывается вековая проблема: наши предрассудки и мысли управляют нами быстрее, чем мы успеваем думать в другом направлении. Мозг воспринимает только внешнюю картинку. Принято считать, что деревенские мужики – воры, которые постоянно хотят ограбить городских жителей. Вот и Глеб не стал вникать, а просто пошел за толпой. А Клим испугался горожанина, потому что подумал, что его за что-то накажут. Это привычка заложена поколениями. Таков смысл рассказа «Пересолил».

Чему учит?

Автор заставляет читателя задуматься, насколько нелепо и смешно выглядит вся эта ситуация: персонажи боятся друг друга так сильно, что готовы подвернусь себя реальной опасности, стремясь избавиться от вымышленной. Но при этом он серьезно затрагивает проблемы недоверия и стереотипов. 

Мораль рассказа «Пересолил» такова: нужно ко всем людям относится объективно, не смотреть с высока и не полагаться на типичные стереотипы о человеке. 

Художественные особенности 

Что высмеивает Чехов в рассказе «Пересолил»? Он осуждает трусость, стереотипное мышление и ложь. Он исходят из обыкновенной глупости человека. Люди, оказываясь в непривычной обстановке, становятся беспомощными, потому что страх парализует логическое мышление.
Язык автора изобилует просторечными фразами и словами. Именно в этот период они были в частом обиходе у людей. У каждого героя своя манера общения, чтобы читатель еще лучше мог провести линию между богатым и бедным. По говору и словам можно понять, какой уровень образования у каждого, и к какому сословию они относятся. 

Лаконичный слог, яркие реплики, художественные детали – все это придает шарм незамысловатому сюжету и создает комизм в рассказе «Пересолил».

Для создания юмористического рассказа автор использует: 

  • Контраст между Смирновым и Климом: милый землемер с револьверами и угрюмый крестьянин с трусливым бегством. 
  • Многоточие – особенность произведения. Автор употреблял их в речи Смирнова, когда тот придумывал на ходу страшные факты о себе. 
  • Несоответствие. Это попадаются на протяжении всего рассказа. Чехов крупному мужику приписал тоненькую лошадку с порванным ухом. Богатырское телосложение Клима не соответствует его характеру – трусливому и беспомощному. 

Автор: Полина Цимкина

  • Чехов пересолил главная мысль рассказа
  • Чехов новый тип рассказа
  • Чехов очень короткие рассказы
  • Чехов написал следующие рассказы
  • Чехов она моя сочинение