Чехов пересолил главная мысль рассказа

Ранние рассказы а. п. чехова отличаются легкостью и непринужднностью. но за простым сюжетом всегда скрывается глубокий смысл и подтекст. автор

Ранние рассказы А. П. Чехова отличаются легкостью и непринуждённостью. Но за простым сюжетом всегда скрывается глубокий смысл и подтекст. Автор зачастую затрагивает проблему рабства, так как это чувство живет в каждом человеке. Эта тема доминирует в рассказе «Пересолил».

История создания

Рассказ «Пересолил» относится к раннему творчеству Чехова и написан в 1885 году. В том же году произведение опубликовали в журнале «Осколки». Для молодого Чехова характерны яркие герои, неожиданная развязка, ироничность и точные детали.

Автор в то время работал заведующим провинциальной больницей. Рутина медицинской практики сильно отличалась от возвышенных мечтаний университета. Он скучал и отражал впечатления от жизни в юмористических произведениях. Это помогало ему не деградировать на однообразной службе.

К 1885 году он состоялся в литературе, стал мастером малой прозы, но его талант только начал свое развитие. Поэтому в те годы критики сетовали на излишнюю продуктивность молодого писателя, который лишь растрачивает свои силы на маленькие произведения и не оставляет сил на более масштабные творения.

Жанр, направление 

Произведение «Пересолил» создано в рамках реалистического направления, так как автор был представителем реализма. Это заметно по его многочисленным сюжетам, за основу которых Чехов берет бытовые зарисовки и анекдотические случаи. 

Жанр «Пересолил» – юмористический рассказ. Это именно рассказ, а не анекдот, так как он строго выражен по форме. Композиция, главные герои, яркая характеристика персонажей — все говорит о жанровой принадлежности.. 

Смысл названия 

Название рассказа «Пересолил» говорит само за себя. Пересолить – это то же самое, что и приукрасить. Рассказать про себя неправдивую историю, чтобы выглядеть лучше, сильнее и опаснее. Но ложь настолько была чрезмерной, что возымела неожиданный эффект.

Герой перестарался и напугал возницу, оставшись один на один с лесом и ночью.

Суть: о чем рассказ?

Главный герой – землемер Глеб Гаврилович Смирнов. Он приезжает на станцию «Гнилушки» в поиске почтовых лошадей. Смирнову необходимо добраться до следующего села под названием «Девкино». Жандарм отправляет его за станцию, так как там иногда мужики могут подобрать попутчика в дорогу. 

Землемер находит Клима – здоровенный, угрюмый мужик. В пути Глебу стало страшно от тихого леса и темной чащи. Стал он запугивать Клима своими способностями. Якобы у него с собой три револьвера, а за ними сейчас едут четыре огромных товарища. В итоге, Клим от страха убежал вглубь зарослей. Землемер понял, что сидеть всю ночь один в повозке он не хочет. Начал звать мужика обратно. Через два часа Климушка все же выходит обратно, и они безопасно продолжают свой путь.

Главные герои и их характеристика

Образы в рассказе «Пересолил» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона:

Глеб Гаврилович Смирнов землемер. Автор не дает характеристику по внешности героя, но по поступкам читатель ясно может понять: кто этот персонаж. Жалкий, трусливый землемер, который ради сохранения своей жизни начинает разыгрывать перед мужиком спектакль. Он испугался внешности Клима, не зная, какой этот крестьянин на самом деле. Благодаря его искусному вранью можно догадаться, каким образом он сколотил себе состояние. Считает себя виртуозным лгуном и хитрецом, не призирает обман и отлично этим пользуется. Умело запудривает сознание, и ловко внушает ложь.
Клим крестьянский парень. Необразованный мужик, выходец из обычного народа. Он зарабатывает на том, что возит попутчиков в определенную точку. Внешность автор дает ему сразу: огромный мужик, хмурый, неприветливый. Создается впечатление, что он сильный и может постоять за себя. Но на деле трусливый и эмоциональный. Его легко запугать всякими байками. Он спокойно бросает все свое имущество в лесу и убегает от «бандита», который меньше его в два раза. Ему не нужны деньги, лишь бы спасти свою шкуру. Клим наивный, с чистой душой, никогда бы и мухи не обидел. А самое главное, не стал мстить землемеру за его обман.

Темы

Тематика рассказа «Пересолил» представлена ниже:

  1. Недопонимание между разными слоями общества — основная тема. Это история ничем не примечательна на первый взгляд. Но стоит углубиться и понять, какую тему вложил автор. Клим не сомневался в том, что у землемера есть револьвер, потому что так формировались умы поколениями: барин может сделать все что угодно. У крестьянина и в мыслях не было ограбить горожанина, так как не отошел ум от рабства. А Смирнов подумал иначе: здоровенный мужик, когда-то был рабом, может отомстить. 
  2. Влияние крепостного права на поведение простых мужиков. Чехов понимал, что отмена крепостного права не принесла быстрой переустановки в головах людей. Нужно время, чтобы у малоимущих людей появилось чувство собственного достоинства и осознанность. 
  3. Социальное расслоение. История разворачивается, как между тонким и толстым, только здесь разные слои населения. Не может произойти дружеская беседа между городским и деревенским, барином и рабочим. Это сидит в умах и мешает двигаться дальше. В таких головах людей не провожают по уму, только встречают по одежке. Такое мнение с обеих сторон вредит и тому, и другому.

Проблемы

Чехов в своем рассказе «Пересолил» выделяет четыре проблемы, которые попутно вытекают из тематики: 

  1. Недоверие. Первая встреча двух незнакомых людей – сразу возникает чувство настороженности. Это происходит из-за незнания фактов о человеке и инстинктивного страха. 
  2. Ложь. Герой прибегает к обману, но не может рассчитать меру. Он врет, чтобы хоть как-то спастись. Хотя спасаться то не от чего. Это все заложено в головах людей. Вымышленная картинка, которая мешает разглядеть человека полностью, вынуждает нас на крайние меры.
  3. Стереотипность. Проблема, от которой люди не избавились до сих пор. Все мыслят шаблонным мышлением, видя перед собой только картинку. Никто не задумывается, какой человек на самом деле. Это мешает сконцентрироваться и понять сущность. Из-за чего проистекают безрассудное мышление, страх и трусость. Человек мыслит по одежке и внешности. Автор показывает, как часто мы ошибаемся, если не заглядываем внутрь.
  4. Трусость. Проблема находится на поверхности, раскрыта лучше всего. Землемер начинает врать от страха. Боится, что его могут завести в лес и ограбить. В итоге, испугался Клим, которого Смирнов устрашал байками и вымышленными рассказами о револьверах и друзьях. Автор показал, как люди борются с проблемой. Глеб начинает врать, а Клим просто убегает.

Основная идея 

Люди не умеют доверять друг другу — вот о чем заставляет задуматься автор. Главная мысль рассказа «Пересолил» – смотреть не на внешность, а на внутренние качества. Чехов показывает, что крупный угрюмый мужик – не такой уж храбрый и сильный, а скорее трусливый крестьянин. Внешность обманчива, а люди привыкли встречать по одежке и делать далеко идущие выводы.
Клим видит городского человека, да еще и с оружием в карманах. На вид он хлюпенький, но никто в этом разбираться не будет. Нужно понимать, что сильный человек – это не тот, кто так выглядит. Не надо судить человека по тому, из какого он рода и какой у него статус. Хорошие и плохие люди есть везде, а не только в определенной социальной группе. 

В юмористическом рассказе скрывается вековая проблема: наши предрассудки и мысли управляют нами быстрее, чем мы успеваем думать в другом направлении. Мозг воспринимает только внешнюю картинку. Принято считать, что деревенские мужики – воры, которые постоянно хотят ограбить городских жителей. Вот и Глеб не стал вникать, а просто пошел за толпой. А Клим испугался горожанина, потому что подумал, что его за что-то накажут. Это привычка заложена поколениями. Таков смысл рассказа «Пересолил».

Чему учит?

Автор заставляет читателя задуматься, насколько нелепо и смешно выглядит вся эта ситуация: персонажи боятся друг друга так сильно, что готовы подвернусь себя реальной опасности, стремясь избавиться от вымышленной. Но при этом он серьезно затрагивает проблемы недоверия и стереотипов. 

Мораль рассказа «Пересолил» такова: нужно ко всем людям относится объективно, не смотреть с высока и не полагаться на типичные стереотипы о человеке. 

Художественные особенности 

Что высмеивает Чехов в рассказе «Пересолил»? Он осуждает трусость, стереотипное мышление и ложь. Он исходят из обыкновенной глупости человека. Люди, оказываясь в непривычной обстановке, становятся беспомощными, потому что страх парализует логическое мышление.
Язык автора изобилует просторечными фразами и словами. Именно в этот период они были в частом обиходе у людей. У каждого героя своя манера общения, чтобы читатель еще лучше мог провести линию между богатым и бедным. По говору и словам можно понять, какой уровень образования у каждого, и к какому сословию они относятся. 

Лаконичный слог, яркие реплики, художественные детали – все это придает шарм незамысловатому сюжету и создает комизм в рассказе «Пересолил».

Для создания юмористического рассказа автор использует: 

  • Контраст между Смирновым и Климом: милый землемер с револьверами и угрюмый крестьянин с трусливым бегством. 
  • Многоточие – особенность произведения. Автор употреблял их в речи Смирнова, когда тот придумывал на ходу страшные факты о себе. 
  • Несоответствие. Это попадаются на протяжении всего рассказа. Чехов крупному мужику приписал тоненькую лошадку с порванным ухом. Богатырское телосложение Клима не соответствует его характеру – трусливому и беспомощному. 

Автор: Полина Цимкина

Автор:
Самый Зелёный
·

Антон Павлович Чехов — русский писатель, который смог создать по-настоящему жизненные произведения. Читая каждое из них, можно почувствовать и боль, и счастье героев. Такая тонкость мастерства автора — невероятный талант. Многомудрый Литрекон представляет Вам анализ рассказа «Невеста» А.П. Чехова. Разбор осуществлён по плану. Желаем приятного просвещения!

История создания

Рассказ «Невеста» является последним законченным произведением А.П. Чехова. Над этим творением писатель работал с 1902 по 1903 год. 

При создании данного произведения писатель использовал не только свой литературный опыт, но и писательский опыт авторов-предшественников. В процессе создания рассказа «Невеста» Чехов писал своей жене Ольге Книппер, что пишет рассказ на старый лад — «на манер семидесятых годов». Возможно, писатель опирался на такие произведения, схожие с «Невестой»: «Трудное время» Василия Слепцова, «Разоренье» Глеба Успенского, «Новь» Ивана Тургенева и прочие подобные произведения, в которых главная героиня отказывалась от привычного образа жизни и в корне меняла свою судьбу, боролась за свою независимость. 

Чехов медленно и кропотливо работал над рассказом «Невеста». Было сделано немало правок. Черновой вариант имел значительные отличия от окончательного варианта. Рассказ «Невеста» впервые был опубликован в издании «Журнал для всех» в номере 12 за 1903 год.

Жанр, направление

Жанр произведения Чехова «Невеста» — рассказ. Он состоит из шести небольших глав, сосредоточен на одном главном герое и имеет одну чёткую сюжетную линию. 

Направление рассказа — реализм. В данном произведении описывается действительность такой, какая она есть, со всеми радостями и печалями.

Композиция и конфликт

Композиция рассказа «Невеста» линейная. События в данном произведении изложены в прямой последовательности. Его можно разделить на шесть частей: 

  1. Пролог. В начале первой главы идёт описание персонажей и места действия. Читатель знакомится с главной героиней Надей, а также с обитателями дома Шуминых. Здесь также говорится о предстоящем событии в жизни героини — скором замужестве.
  2. Завязка. В середине первой главы назревает конфликт двух героев — Нади и Александра Тимофеевича. Он критикует праздную жизнь семейства Шубиных, в связи со скорой свадьбой, он жалеет, что Надя потратит молодость на бессмысленную жизнь.
  3. Развитие сюжета. Начиная со второй главы мы видим то, как Надя начинает сомневаться в своём будущем. Продолжает развиваться конфликт главной героини и Саши, который объясняет Наде, что ей надо получить образование и «перевернуть» свою жизнь.
  4. Кульминация — это третья и четвёртая глава. Надя приходит к выводу, что надо изменить свою жизнь. 
  5. Развязка. В пятой главе описывается отъезд героини. 
  6. Эпилог. Из шестой главы мы узнаём, что Надя живёт и учится в Петербурге, но скучает по своей семье. Девушка по дороге домой гостит у Саши. Но будучи в родном городе, она узнаёт, что её доброго друга больше нет. Она вновь стремится к новому, уезжая из родного города.

Конфликт рассказа «Невеста» заключается в непонимании Нади наставлений Саши. Она поначалу не принимает всерьёз его размышления о жизни. Также девушка не понимает и саму себя, не может разобраться в себе, в своём жизненном пути и предназначении. Конфликт между Сашей и Надей разрешается после того, как главная героиня сама приходит к выводу, что жизнь, которую ей предстоит прожить со своим женихом, ей не подходит. В итоге она просит помощи у Александра Тимофеевича. 

Смысл названия

Интерпретировать смысл названия рассказа Чехова «Невеста» можно разными способами:

  1. Надя — несостоявшаяся жена, для своего жениха она была лишь невестой, которая сбежала в поисках лучшей, более чистой, перспективной и полезной жизни.
  2. Возможно, пройдёт время, и Надя найдёт настоящую любовь и вновь предстанет перед своим суженым в образе невесты. Но пока что она свободна, и она пока что «вечная невеста», девушка на выданье, которой ещё предстоит стать женой.
  3. Невеста — это символ чистоты и безгрешности. Надя — молодая, красивая, наивная и чистая девушка. И впереди её ждёт новая и счастливая жизнь.
  4. Если обратиться к этимологии слова «невеста», можно найти такое определение. В книге С.И. Карцевского «Из лингвистического наследия» можно выяснить, что «невеста» есть «новейшая», то есть девушка, только что вступившая в новый род, в новую семью. Но можно расценивать это слегка иначе: героиня вступает не в новый род, а в новую жизнь, где она свободна и полезна обществу.

Суть: о чём? 

Надя Шумина — молодая девушка  двадцати трёх лет от роду. С 16-ти лет она мечтала о замужестве. И вот скоро она должна была выйти замуж за Андрея Андреича, сына соборного протоиерея. Пока что она живёт со своей бабушкой Марфой Михайловной и матерью Ниной Ивановной. 

Летом в доме Шуминых гостил Александр Тимофеевич — болезненный мужчина, которого обычно звали попросту Сашей. Он из года в год повторял девушке мысль о том, что в доме Шуминых пренебрежительно относятся к прислуге (служащие спят на полу на лохмотьях). Кроме того, он отмечал, что праздная жизнь, которую ведут Надя и её семья, а также жених девушки Андрей Андреич, ему непривычна и непонятна. Александр Тимофеевич пытался донести девушке, что ей надо пойти учиться, развиваться, ведь «только просвещённые и святые люди интересны, только они и нужны». Саша считал, что только с помощью таких людей на земле «настанет царствие божие». Наде было досадно от слов Саши, однако она не спорила с ним. Она жалела мужчину, ведь он был болен и слаб. И все же злилась на него за эти речи.

Вскоре Надя почувствовала сомнение в правильности своей жизни. Она стала плохо спать, с рассвета гуляла по саду, погружённая в глубокие раздумья. Незадолго до свадьбы во время осмотра нового дома с Андреем Андреичем девушка осознала, что не сможет жить под одной крышей с этим пошлым, глупым человеком. Когда Надя попыталась объяснить это своей матери, она столкнулась с непониманием. В отчаянье она попросила, чтобы Александр Тимофеевич увёз её с собой. Саша обрадовался, что девушка поняла, о чём он рассуждал. Под предлогом того, что Надя едет провожать гостя на вокзал, когда тот уезжал в Москву, она сбежала в город Петербург. 

Живя в Петербурге, Надя скучала по матери и бабушке, вспоминала Сашу. Из дома к ней приходили письма — её простили за неожиданный отъезд. Весной, после сдачи экзаменов, Надя поехала домой. По пути она заехала в Москву к Саше. Девушка была безмерно благодарна ему, ведь он направил её на верный путь. Александр Тимофеевич был нездоров, чувствовал себя и выглядел хуже, чем в прошлом году. В его комнате было грязно и не убрано. Он совершенно себя забросил. Саша сообщил ей, что вскоре отправится на Волгу со своим приятелем и его супругой. После душевного разговора, мужчина проводил Надю на вокзал. 

Некоторое время она жила в родном доме. Повидалась с постаревшими матерью и бабушкой, вспомнила прошлое. Ей пришло письмо из Саратова от Александра Тимофеевича. Он писал, что удачно съездил на Волгу, но приболел и, потеряв голос, попал в больницу, где лежит уже две недели. После этого письма у Нади появилось нехорошее предчувствие. Ей вдруг снова захотелось в Петербург. Знакомство с Сашей ей стало почему-то казаться таким далёким, прошедшим. Вскоре пришла телеграмма из Саратова: Александра Тимофеевича не стало (умер от чахотки). 

Надя понимала, что её жизнь теперь другая, как и желал того Саша. В родных краях она чувствовала себя ненужной и одинокой. Прежняя жизнь её исчезла, словно сгорела. После этих мыслей, Надя вошла в комнату, где гостил Саша, и мысленно попрощалась с ним. Теперь она мечтала о новой, широкой и неизвестной жизни, которая так манила её вперёд. Она поняла, что надо уезжать. На следующий день Надя простилась с семьёй и уехала навсегда.

Вот более подробное краткое содержание по главам.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Невеста» и их характеристика представлены в таблице:

Надя Шумина красивая и молодая девушка из богатой семьи. Ей 23 года. С 16-летнего возраста она «страстно мечтала о замужестве». И вот теперь у неё есть жених, который ей нравится, но она не любит его всем сердцем. Вскоре её мечта юности может сбыться, но Надя не рада этому. Она не уверенна в выборе своего жизненного пути. Её пугает неизвестность будущности. После наставлений Александра Тимофеевича, гостившего в их доме, она понимает, что с мужем будет несчастлива, и что жизнь праздная и спокойная не подходит ей. Она принимает решение об отъезде из дома. 
Александр Тимофеевич  «странный» гость из Москвы, приехавший к Шуминым на месяц. Его называют просто Сашей. Он сын обедневшей дворянки-вдовы. Александр Тимофеевич окончил училище живописи «по архитектурному отделению» и служит в одной их городских литографий. Ежегодно он летом приезжает к бабушке Нади, которая ему помогает, чтобы поправить своё здоровье и отдохнуть. Саша очень болезненный и худой. У него большие глаза, тёмные волосы, борода, длинные тонкие пальцы. Александр Тимофеевич одет в измятую рубашку, «застёгнутый сюртук и поношенные парусинковые брюки, стоптанные внизу». Несмотря на нездоровый и неухоженный вид, он красив. Он жалеет Надю, пытается её образумить, чтобы она вместо благополучного замужества поехала получать образование. Несмотря на то, что семья Шуминых, по мнению Саши, зажиточная, прислуга живёт в их доме плохо. На это Александр Тимофеевич обращает внимание Нади.
Андрей Андреич  сын соборного протоиерея, жених Нади. Высокий, полный и красивый мужчина «с вьющимися волосами, похожий на артиста или художника». Он играет на скрипке, говорит мало. Андрей Андреич очень любит своего отца, и постоянно повторяет это при случае. Десять лет назад он закончил университет, по образованию филолог. Он изредка выступает на благотворительных концертах, поэтому в городе его называют артистом. Мужчина любит удобства, красивую жизнь, его привлекают безвкусные картины. Считает себя «праздным и бесполезным» для России, но ему противно даже помыслить, что он может пойти служить. Он мечтает, чтобы после свадьбы Надя переехала с ним жить в деревню, где они будут«наблюдать жизнь». Андрей Андреич счастлив, что вскоре женится на Наде, говорит с нею ласково, строит планы на будущее. 
Нина Ивановна мать Нади. Она вдова, живущая за счёт свекрови Марфы Михайловны. Когда Нина Ивановна читает книги, то довольно чувствительно реагирует на описанные в них события и плачет. Она слабая и беззащитная дама, уставшая от жизни. Наде всегда казалось, что в словах и выражениях матери скрывается что-то таинственное, но на самом деле она была просто страдающей женщиной. Нина Ивановна «белокурая, сильно затянутая, в pince-nez», любит носить дорогие перстни на руках. Она интересуется гипнотизмом, «спиритизмом, гомеопатией», много читает, любит «поговорить о сомнениях», которым она всё время подвергалась. По факту ее просто сломал несчастный брак, в котором она страдала от зависимого положения.
Марфа Михайловна бабушка Нади, богатая женщина, «полная и некрасивая». Ей принадлежат «торговые ряды на ярмарке и старинный дом с колоннами и садом». Каждое утро она плачет и молится, чтобы Господь уберёг её от разорения. Марфа Михайловна говорит громко, отчего сразу становится понятно, что она считает себя главной в семье. Она держит в зависимости Нину Ивановну, свою невестку. Очень любит свою внучку Надю: после отъезда девушки в Петербург, она очень переживала. Когда-то она помогала материально дальней родственнице-вдове дворянского сословия, которая была разорена. После смерти родственницы она устроила её сына Сашу в художественное училище. 
Отец Андрей соборный протоиерей, отец Андрея Андреича. «Худощавый, беззубый» пожилой человек. Когда он говорит, то невозможно понять, шутит он или говорит серьёзно. Выражение лица у него такое, будто он собирается рассказать что-то весёлое. 

Темы

Тематика рассказа «Невеста» весьма обширна: 

  1. Тема любви. Главная героиня не нашла настоящую любовь. С шестнадцати лет она мечтала о замужестве. Андрей Андреич, за которого она должна была выйти замуж, оказался не тем человеком, которого она искала. Она нашла совершенно другой путь к счастью. Но это не значит, что Надя не была способна на любовь. Со временем она стала испытывать тёплые чувства к Александру Тимофеевичу — дружеские, но не менее искренние, чем любовные. Она любила его за то, что он повёл её по правильному пути, а это дорогого стоит.
  2. Поиск себя и своего места в жизни. Надя не могла смириться со своим положением, которое её ожидало, если бы она вышла замуж за нелюбимого человека. В ней томились странные, до сих пор неведомые ощущения. Поначалу девушка считала, что другого пути у неё нет, и ей придётся всю жизнь просидеть на месте, в доме с мужем, ведя праздную и однообразную жизнь. В итоге она поняла, что у неё есть другой выход, ведь она молода и всё может изменить. Её мучительные колебания закончились, когда они с Сашей сели в поезд. Надя в этот момент поняла, что сделала правильный выбор, и её ждёт новая счастливая жизнь, наполненная смыслом.
  3. Свобода от предрассудков. В прошлые времена люди считали, что если молодая девушка вовремя не вышла замуж, значит, она останется старой девой. Рассказ «Невеста» показывает, что это лишь предрассудки, которые не имеют смысла. Не обязательно жить так, как заведено. Можно построить более интересную и осмысленную жизнь. Надя понимала, что не обретёт счастье в замужестве, она не готова была «плыть по течению», и, воспротивившись навязанным рамкам, она «перевернула» свою жизнь, и вышла на новый путь.
  4. Революция. Так как А.П. Чехов писал свой рассказ в преддверии революции, в его произведении можно рассмотреть революционные настроения. Герои произведения — Надя и Саша — стремились изменить свою жизнь и жизнь вокруг, что говорит о желании построить новый мир, новое общество, которому суждено развиваться. 

Проблемы

Проблематика рассказа «Невеста» не менее интересна: 

  1. Проблема выбора. Иногда человек не может сделать выбор и изменить свою жизнь сам, и его надо подтолкнуть к этому. Надю не устраивала бессмысленность существования, но она не могла сделать правильный выбор, пока Александр Тимофеевич не дал ей стимул. Он смог выразить точку зрения, которую сама девушка не могла сформулировать в своих мыслях. Именно при помощи Саши она выяснила, почему колебалась, что именно печалило её.
  2. Конфликт поколений. В произведении Чехова наглядно продемонстрировано отношение к жизни матери и дочери. Нина Ивановна жила по старым законам и принципам: она вышла замуж не по любви. Овдовев, она осталась жить «под крылом» свекрови, у которой обязана выпрашивать каждую копейку. Надя пыталась объяснить матери, что она не готова отдать свою жизнь Андрею Андреичу. Нина Ивановна не поняла её: пытаясь успокоить дочь, она говорила, что это лишь волнение, которое вскоре пройдёт. Она считала, что уехать просто так, когда до свадьбы осталась всего неделя, нельзя. По её мнению, невозможно изменить то, что уже близко. Но Надя — представитель нового поколения. Для неё это оказалось возможным.
  3. Беззаботная и праздная жизнь. В произведении показаны представители зажиточного сословия, которые ничем не занимаются, их дни проходят в праздности. Жизнь их безликая. Эти люди не могут оставить ничего после себя. Семья Шубиных ничего не делает на благо Родины, общества. Даже собственной прислуге они не могут предоставить нормальные условия для жизни, что говорит об их равнодушии, скупости и эгоизме.
  4. Неустроенность молодого поколения. Многие люди, получив высшее образование, не шли работать по специальности, а искали иные места работы. Например, Андрей Андреич окончил филологический факультет университета, но нигде не работал, потому что его угнетала перспектива однообразного труда. Иногда он давал благотворительные концерты. Андрей Андреич мечтал увезти Надю в деревню, чтобы там видеть настоящую жизнь. Александр Тимофеевич окончил архитектурное отделение училища, но «архитектурой не занимался», а служил в Москве, в одной из городских литографий. Это связано с тем, что у него не было способностей к архитектуре.

Смысл 

Основная идея рассказа «Невеста» заключается в том, чтобы показать людям, насколько слепы и бездеятельны представители дворянства. В доме Шуминых прислуга живёт в грязи, у них нет элементарных условий для нормального существования в барском доме. Хозяева живут безбедно, даже не замечая, что их обслуживают люди, которым не на чем спать. При этом зажиточная Марфа Михайловна без причины боится потерять средства к существованию, а Нина Ивановна носит на руках дорогие перстни. 

Чехов показывает в своём произведении как может измениться человек, если вовремя достучаться до его юного и наивного, ещё не очерствевшего сердца. После рассуждений Александра Тимофеевича Надя начинает всё больше и больше задумываться о бессмысленности своей жизни, которую она планировала провести, сидя на месте. Каждому человеку в жизни необходимо найти свой путь, быть в движении, верить, что будущее будет лучше и светлее настоящего, тянуться к неизвестному и быть уверенным в собственных силах — в этом состоит главная мысль рассказа «Невеста».

Чему учит? 

Рассказ А.П. Чехова «Невеста» учит нас уйти от бесполезного существования, найти своё место в жизни, чтобы быть нужным, полезным обществу, оставить что-то доброе, нужное после себя, частицу своей души. Человек должен быть готовым к самоотдаче, жить во благо родины и общества — вот главная мысль, которую пытается донести до нас автор. 

Человек не должен останавливаться на достигнутом, а всегда должен быть в движении, искать во всём смысл, создавать что-то новое или просто трудиться. Нельзя сидеть на месте и «есть чужой труд». Чехов утверждает: если от человека нет пользы, значит, смысла в его жизни нет. О чем заставляет задуматься рассказ «Невеста»? Миру нужны деятели — такой вывод можно сделать из прочитанного. 

Критика

Рассказы Чехова всегда вызывали бурные обсуждения в литературных кругах. Произведение «Невеста» в этом плане не исключение. 

Русский публицист и критик Ангел Иванович Богданович положительно отзывался о рассказе Чехова «Невеста»: 

«Бодрый, сильный аккорд, заканчивающий эту прелестную вещь, звучит в душе читателя как победный клич, как торжество жизни над мёртвой скукой и пошлостью серой и однообразной обыденности». 

Литератор и театральный критик начала XX века Иван Васильевич Джонсон видел в рвении Нади Шуминой к новой жизни революционную окраску: 

«Силы должны быть направлены на то, чтобы перевернуть жизнь общественную, а не только личную».

Кроме того, И. Джонсон отмечал, что от рассказа «Невеста» «веет на читателя тот дух энергии, бодрости, веры в человеческие силы и в возможность завоевания этого близкого будущего, который, казалось, совсем покинул за последнее время его творчество. И притом — что самое важное — веет силой, раньше в такой мере не обнаруживавшейся». 

Главный редактор легендарного издания «Литературная газета», а также советский литературовед и критик Владимир Владимирович Ермилов отмечал, что Чехов в рассказе «Невеста» описывает «чудесный образ русской девушки, вступившей на честный путь революционной борьбы за то, чтобы перевернуть жизнь, превратить родину в цветущий сад». 

Автор: Диана Танцур

Метки: 10 класс11 классАнтон Чеховразборрассказ Невеста

Читайте также:

  • Чехов новый тип рассказа
  • Чехов очень короткие рассказы
  • Чехов написал следующие рассказы
  • Чехов она моя сочинение
  • Чехов о любви суть рассказа