Весь Чехов у вас на компьютере!
На правах рекламы:
•
https://msk-clinica.ru/alkogolizm/kodirovanie-preparatom-esperal/
• Производитель резиновой брусчатки — брусчатка тротуарная.
• Курсы по строительству и ремонту на сайте http://www.academy.tn.ru.
Название | Читает | Длит. | Объём |
Анна на шее | Анна Ковальчук | 25:08 | 10 150 Kb |
Антрепренер под диваном | Вячеслав Невинный | 09:12 | 3 700 Kb |
Анюта | Андрей Миронов | 12:42 | 5 100 Kb |
Аптекарша | Инсценировка 1974 г. | 23:24 | 12 800 Kb |
Без заглавия | Доктор Алешин | 11:27 | 5 709 Kb |
Беззаконие | Леонид Броневой | 16:25 | 6 570 Kb |
Беззащитное существо | Инсценированный рассказ 1952 г. | 12:02 | 4 900 Kb |
Безнадежный | Ростислав Плятт | 01:41 | 681 Kb |
Брак по расчету | Сергей Юрский | 11:56 | 4 800 Kb |
В потемках | Анатолий Папанов | 13:09 | 5 260 Kb |
Ванька | Алексей Грибов | 12:11 | 4 880 Kb |
Восклицательный знак | Владимир Этуш | 12:53 | 5 160 Kb |
Вверх по лестнице | Андрей Мягков | 03:29 | 1 390 Kb |
Горе | Игорь Ильинский | 16:16 | 6 600 Kb |
Дамы | Доктор Алешин | 08:19 | 4 300Kb |
Дачники | Леонид Броневой | 04:57 | 1 980 Kb |
Дипломат | Инсценированный рассказ 1952 г. | 12:15 | 4 950 Kb |
Дом с мезонином | н.а. СССР Д.Н. Журавлёв | 47:02 | 32 700 Kb |
Драма | Инсценированный рассказ 1950 г. | 11:49 | 4 800 Kb |
| Людмила Касаткина | 07:52 | 3 150 Kb |
Злой мальчик | Ольга Книппер-Чехова | 06:37 | 2 650 Kb |
Злой мальчик | С.М. Леонтьев | 07:10 | 3 021 Kb |
Знакомый мужчина | Инсценированный рассказ. 1972 г. | 11:20 | 4 540 Kb |
Из огня да в полымя | Инсценированный рассказ 1959 г. | 15:58 | 6 390 Kb |
Индейский петух | Фаина Раневская | 02:26 | 970 Kb |
Кухарка женится | Доктор Алешин | 12:32 | 6 000Kb |
Лошадиная фамилия | Владимир Басов | 10:44 | 4 290 Kb |
Лошадиная фамилия | С.М. Леонтьев | 09:13 | 3 882 Kb |
Моя «Она» | Олег Янковский | 02:47 | 1 110 Kb |
Мститель | Валентин Гафт | 13:08 | 5 260 Kb |
Муж | Дмитрий Журавлев | 12:43 | 5 090 Kb |
Мыслитель | Инсценированный рассказ 1960 г. | 10:49 | 4 330 Kb |
На даче | Осип Абдулов | 11:17 | 4 520 Kb |
Налим | Анатолий Папанов | 13:13 | 5 290 Kb |
Налим | С.М. Леонтьев | 10:35 | 4 454 Kb |
Не в духе | Леонид Броневой | 06:05 | 2 430 Kb |
Невеста | Доктор Алешин | 50:51 | 24 000Kb |
Невидимые миру слезы | Инсценированный рассказ 1954 г. | 18:20 | 7 340 Kb |
Необходимое предисловие | Олег Янковский | 02:16 | 931 Kb |
Неосторожность | Алексей Грибов | 10:22 | 4 150 Kb |
Неприятная история | Олег Табаков | 18:37 | 7 450 Kb |
О любви | Геннадий Мичурин | 26:38 | 10 600 Kb |
Палата №6
| — | — | 23 МБ |
Пересолил | С.М. Леонтьев | 09:10 | 3 865 Kb |
Письмо | Александр Кайдановский | 14:58 | 5 990 Kb |
Письмо к ученому соседу | С.М. Леонтьев | 12:56 | 5 448 Kb |
Пропащее дело | Лев Лемке | 12:52 | 5 150 Kb |
Радость | С.М. Леонтьев | 04:48 | 2 025 Kb |
| Марк Прудкин | 15:08 | 6 060 Kb |
Симулянты | Инсценированный рассказ 1953 г. | 11:27 | 4 580 kb |
Скрипка Ротшильда | Доктор Алешин | 27:22 | 13 780 kb |
Смерть чиновника | С.М. Леонтьев | 06:39 | 2 808 Kb |
Средство от запоя | Инсценированный рассказ 1950 г. | 15:39 | 6 270 Kb |
Теща-адвокат | Н. Тенякова и С. Юрский | 06:33 | 2 620 Kb |
Толстый и Тонкий | Доктор Алешин | 05:53 | 2 800Kb |
Толстый и Тонкий | Инсценированный рассказ 1954 г. | 05:35 | 2 230 Kb |
Толстый и Тонкий | С.М. Леонтьев | 04:40 | 1 976 Kb |
У знакомых | Бруно Фрейндлих | 37:25 | 15 000 Kb |
Хамелеон | Игорь Ильинский | 07:59 | 3 200 Kb |
Хамелеон | С.М. Леонтьев | 07:44 | 3 263 Kb |
Хирургия | С.М. Леонтьев | 08:12 | 3 457 Kb |
Хористка | Доктор Алешин | 15:11 | 7 531 Kb |
Циник | Василий Качалов | 16:04 | 6 500 Kb |
Человек в футляре
| — | — | 16,6 МБ |
Шило в мешке | Инсценированный рассказ 1950 г. | 11:58 | 4 790 Kb |
Экзамен на чин | Инсценированный рассказ 1960 г. | 04:45 | 1 900 Kb |
Юбилей ( | Спектакль Радио России 2004 г. | 28:37 | 10 100 Kb |
Чтобы скачать аудиокнигу кликните по названию произведений в списке.
Если вы можете предоставить другие аудиокниги Чехова — пишите, мы с радостью разместим их на сайте.
Отдельное спасибо Суровцевой Екатерине.
Слушать аудиокниги автора «Чехов Антон» онлайн бесплатно и без регистрации полностью (целиком) на сайте электронной библиотеки «audio-kniga.com.ua». Все полные и интересные аудиокниги книги автора «Чехов Антон» на телефон и андроид.
Молодой человек — имени мы его не знаем, да и не важно, — покупает своей невесте в магазине дамских принадлежностей лайковые перчатки. Его сестра, а он поехал туда с сестрой, купила для себя дамские рейтузы. При доставке на дом пакеты с покупками по недоразумению были перепутаны — пакет с рейтузами был доставлен невесте, причем вся комичность как р…
Три самых известных коротких рассказа Антона Чехова….
Благими намерениями вымощена дорожка… понятно куда! Так вот, Андрей Андреевич Сидоров, главный герой рассказа, решил вложить полученное от его матери наследство в книжный магазин, так как считал, что такой магазин очень необходим городу. Он считал, что «Город коснел в невежестве и в предрассудках; старики только ходили в баню, чиновники играли в ка…
Учитель фабричной школы, содержащейся на счет «Мануфактуры Куликина сыновья», Федор Сысоев, собирается на ежегодный банкет. Жена выбилась из сил, чтобы одеть его по моде. Банкет для учителей проводился после экзаменов в школе. Для Сысоева это был уже четырнадцатый банкет. Прошедшими экзаменами он был совершенно не доволен, так как некоторые из его …
Гробовщик Яков Иванов по прозвищу Бронза на закате своей жизни вдруг осознаёт, что жизнь его прошла без пользы и без всякого удовольствия….
В канун Рождества рассерженный заказчик потребовал от сапожника Федора Нилова закончить давно обещанные сапоги к утрени, а получать готовые сапоги к Федору пришел особый клиент…
Рассказ А. П. Чехова «Сапожник и нечистая сила» написан в 1888 году, впервые опубликован в 1888 году в «Петербургской газете» № 355 от 25 декабря с подписью …
13-летняя Варька, потерявшая отца, нанимается служанкой в дом сапожника. Целый день она вынуждена исполнять поручения хозяев, но, несмотря на усталость, уснуть ей не удаётся, так как ей поручают убаюкивать плачущего ребёнка, который истошно кричит, не желая засыпать. От постоянного недосыпа Варька часто дремлет, сидя с ребёнком; она снова видит обс…
Они познакомились в поезде – отставной офицер и частный поверенный. Заночевали у отставника – на станции вечером лошадей было не найти, а деревня, куда ехал поверенный, была недалече от офицерского хутора. И пошли на всю ночь хозяйские разговоры о бренности бытия и ответное досадливое молчание гостя……
Тема женитьбы Чехов поднимает не единожды. Раньше родители проводили сговор по поводу женитьбы своих чад, вот и в этом случае был сговор на территории невесты. В самом начале имеется фраза» папаша и мамаша жениха и невесты плакали вовремя», — толи это было в традиции, то ли от того, что родители понимали куда вступают их дети. Но слово «в…
Рассказчик — молодой мужчина, литератор, бедный, но с «блестящей будущностью» — «имеет сильнейшее поползновение вступить в самый законнейший брак», для чего сначала представляет и описывает себя. Во второй части герой рассказывает о требованиях к потенциальной жене, которая должна быть молодой, верной, всё уметь, разделять его интересы, «называться…
«Петров день» — рассказ Чехова, написанный в 1881 году и впервые опубликованный 29 июня 1881 года под псевдонимом «Антоша Чехонте» в двадцать шестом номере художественно-юмористического журнала «Будильник». Изначально вышел под заголовком «Двадцать девятое июня (Шутка). (С удовольствием посвящается гг. охотникам, плохо стреляющим и не умеющим стрел…
Словесная дуэль интеллигента-художника и молодой девушки Лиды.
В своем рассказе — казалось бы, на первый взгляд, непритязательном и незатейливом повествовании о встрече художника с двумя молодыми девушками, — Чехов поднимает серьезные общечеловеческие вопросы бытия, нужности труда, духовных исканий, смысла жизни. И делает неутешительны…
Ежедневно множество любителей книг ищут и хотят скачать аудиокниги автора Чехов Антон.
Мы предоставляем Вам возможность слушать онлайн на любом устройстве лучшие аудиокниги, только вышедшие новинки и бестселлеры Чехов Антон.
Исходя из многочисленных отзывов наших пользователей и просто читателей, среди множества его книг, предлагаем ознакомиться с такими:
- Чехов Антон — Подарок
- Чехов Антон — Три рассказа
- Чехов Антон — История одного торгового предприятия
Благодаря сайту audio-kniga.com.ua Вы можете слушать любимые книги Чехов Антон, не отрываясь от своих дел, например, домашней работы, прогулок, занятий спортом и т.д.
У нас собрано невероятное количество аудиокниг! Вы можете слушать их абсолютно бесплатно и не нужна даже регистрация. Вам просто нужно найти желаемую книгу и начать прослушивание, а приятный простой дизайн и удобная навигация сделает Ваш поиск намного проще.
Желаем Вам приятного прослушивания и хорошего времяпровождения вместе с нами!
Действующие лица
Основное действие происходит между двумя главными героями:
- Очумелов — опекун, милиционер, являющийся «хамелеоном»,
- Хрюкин — ювелир.
Другие персонажи рассказа:
- Элдырин — рыжеволосый полицейский, сопровождающий начальника полиции.
- Прохор — повар на службе у генерала Жигалова.
- детеныш борзой — напуганный виновник аварии.
- толпа безликих зевак, которые время от времени предоставляют информацию и озвучивают главные герои.
Список и краткая характеристика героев рассказа А. П. Чехова «Хамелеон»
Главные персонажи рассказа «Хамелеон»
- Очумелов — надзиратель милиции, главная цель которого — как можно больше снискать расположение начальства. Ради этого он жертвует не только своим мнением, но и прямыми служебными обязанностями.
- Эльдырин — милиционер, работающий в паре с Очумеловым. Судя по тому, что он впервые в истории появляется с кучей конфискованного крыжовника, вымогательством этот человек может заниматься только профессионально. Это характеризует его далеко не с лучшей стороны: он похож на обычного бомжа, к тому же это слово напоминает его фамилию.
- Хрюкин — ювелир, ювелир, любящий хрюкать. Как показывает рабочая ситуация, это легко может стать посмешищем.
Среди второстепенных героев — генерал Жигалов — весьма уважаемый человек, его брат Владимир Иванович и повар генерала Прохора, который все рассказывает спокойно и без лжи.
Сюжет рассказа
Страж Ордена Очумелов разбирает дело мастера Хрюкина, которого укусила собака за палец. Когда говорят, что собака принадлежит генералу, следователь признает потерпевшего виновным. Но если кто-то скажет, что детеныш явно не принадлежит столь важному хозяину, Очумелов встает на сторону Хрюкина. Когда приходит новая противоположная информация, он снова меняет свое мнение и обвиняет ювелира.
Краткий пересказ рассказа А. П. Чехова «Хамелеон»
Проходя по городской площади, начальник милиции Очумелов и милиционер Эльдырин наблюдают изображение пьяного ювелира Хрюкина, тянущегося к маленькой собачке, которая кричит через площадь. Заинтересовавшись происходящим, власти выяснили, что собака укусила Хррюкина за палец. Трудно было определить, чья это собака. Несколько раз казалось, что собака принадлежит генералу — в такие моменты Очумелов яростно защищал животное. Когда было высказано мнение, что собака не принадлежит генералу, опекун заговорил. Что собаку нужно истребить. В результате выяснилось, что собака принадлежит брату генерала. Животное приносят к хозяину, и смотритель занимается своими делами.
Основные персонажи рассказа
Главные герои:
- Очумелов — надзиратель милиции.
- Элдырин — рыжеволосый полицейский.
- Хрюкин — ювелир.
- Прохор — генерал-повар.
Разделение на части
Чтобы понять основную идею рассказа, необходимо разбить ее на смысловые подзаголовки. Каждый из них содержит основные действия сюжета, например:
- Очумелов и Эльдырин.
- Громкий шум.
- Полицейский расследует дело.
- Узнайте, чей это щенок.
- Изменение мнения.
- Приезд повара.
Подробный план раскрывает сюжет работы. Также благодаря такому разделению вы можете подготовиться к обзору и написать презентацию по теме.
«Хамелеон» очень краткое содержание
Краткое содержание Хамелеона Чехова для дневника читателя:
Надзиратель полиции старается выполнять свои служебные обязанности, но привитый культ чина ему мешает.
Надзиратель милиции Очумелов и рыжеволосый милиционер Эльдырин переходят рыночную площадь. Вдруг слышатся возмущенные крики и собачьи визги. Они видят, как трёхногий пес выбегает из дровяного склада, оглядываясь по сторонам, за ним следует полупьяный мужик, ювелир Хрюкин. Хрюкин хватает собаку за задние лапы, вокруг них собирается толпа, «как будто они выросли из земли». В центре толпы — Хрюкин с окровавленным пальцем и пойманным им щенком.
Очумелов и милиционер идут расследовать происшедшее. Хрюкин жалуется милиционеру, что его укусила собака. Очумелов грозится оштрафовать хозяина собаки и истребить его. Узнав, что это собака генерала Жигалова, милиционер быстро передумал и нападает на Хрюкина. Эльдырин отмечает, что таких собак у генерала нет. Очумелов снова передумал, наоборот, велел Хрюкину не оставлять это дело таким.
Полицейский, поглощенный, говорит, что, возможно, это генерал, он на днях видел во дворе генерала похожий. Очумелов снова передумал, приказывает Эльдырину доставить собаку Жигалову и сказать, что это он, Очумелов, его нашел.
Прохора, повара проходящего генерала, спрашивают, не его ли эта собака, на что Прохор отвечает: нет. Очумелов снова хочет истребить собаку. Повар продолжает говорить и оказывается, что это собака брата генерала Владимира Ивановича. Начальник полиции перемещается и позволяет Прохору беспрепятственно увести собаку. Толпа смеется над Хрюкиным, Очумелов ему угрожает и, закутавшись в пальто, продолжает прогулку по рыночной площади.
Сюжет «Хамелеона» за 2 минуты
Суперинтендант милиции Очумелов пересекает рыночную площадь. Он видит бегущую собаку, которую клятвенно догоняет и хватает. Собирается толпа. Мужчина (ювелир Хрюкин) показывает толпе укушенный палец. Очумелов настроен: «Я покажу тебе, как отбивать собак! Эльдырин, — обращается он к милиционеру, — узнайте, чья это собака, и составьте протокол! И собаку надо истребить. Немедленно!»
После того, как Очумелов узнает, что возможным владельцем собаки является генерал Жигалов, вся его решимость теряется. Поворачивается к милиционеру: «Снимай, Эльдырин, у меня пальто тёплое», а потом говорит раненому Хрюкину: «Ты, наверное, палец ногтем приколол!» В этот момент милиционер начинает сомневаться, что это собака генерала: «милиционеров у него все больше и больше». Очумелов меняется на глазах, и теперь он снова решителен: «Я знаю. Собаки у генерала дорогие, породистые, а это черт знает что! Ты, Хрюкин, пострадал и не бросай это дело так!»
Голос из толпы кричит: «Видно, про генерала!» Очумелов снова сомневается. «Надень, Эльдырин, мое пальто… ветер разносит», — просит он милиционера и говорит Хрюкину: «Дурак, опустите руку! Не надо сунуть свой глупый палец! Сам виноват!»
Повар генерала Прохора пересекает площадь. Когда его спросили, была ли это их собака, он отвечает: «У нас никогда не было такого!» Очумелов говорит: «Я же сказал! Она заблудшая! Истребить, вот и все ». И Прохор продолжает:« Это брат генерала».
На лице Очумелова ласковая улыбка: «А брат, Владимир Иванович, приходил? Так это их собака? Я очень счастлив… Собака вау… Он такой ловкий… Палец вместо пальца! «Прохор берет собаку. Толпа смеется над Хрюкиным, а Очумелов ему угрожает:« Я к вам присоединюсь! »- и продолжает прогулку по рынку.
Это интересно: Чехов написал рассказ «Каштанка» в 1887 году. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Каштанки» по главам. Впервые работа была опубликована в том же году в газете «Новое время» под заголовком «В образованном обществе». Повторное посещение подходит для дневника читателя, готовящегося к уроку литературы.
Короткий пересказ «Хамелеона» Чехова
Действие происходит в провинциальном городке второй половины девятнадцатого века.
Надзиратель милиции Очумелов идет по городу по рыночной площади. Вдруг он видит кричащего местного ювелира Хрюкина, который преследует собаку и ловит ее. На сцене собирается толпа.
Очумелов подходит к аудитории. Хрюкин показывает ему поврежденный палец, который укусила собака. Полупьяный Хрюкин жалуется, что он, ювелир, якобы не может заниматься своей мелкой работой. Мужчина требует, чтобы владелец собаки заплатил ему деньги за нанесенный ущерб. Услышав это, Очумелов просит найти и наказать хозяина собаки, а также избавиться от самого животного.
Вдруг кто-то из толпы говорит, что эта собака принадлежит генералу Жигалову. Услышав это, Очумелов, как хамелеон, сразу меняет свое отношение к собаке. Он утверждает, что сам Хрюкин несет ответственность за свои проблемы, при этом высмеивая животное. Очумелов опасается, что собака генерала может быть дорогой и доставить проблемы. Он решает срочно передать питомца хозяину.
В этот момент на улице появляется генеральский повар, Прохор говорит, что эта собака определенно не принадлежит генералу. Услышав это, Очумелов снова, как хамелеон, меняет свое отношение к собаке и дает приказ ее истребить.
Однако Прохор тут же заявляет, что собака принадлежит брату генерала, приехавшему к нему в гости. Услышав это, Очумелов, как хамелеон, нежным тоном начинает рассказывать о собаке. Он советует Прохору отвести собаку к хозяину. Принесите питомца домой.
Толпа смеется над Хрюкиным, которому так и не удалось наказать собаку. И Очумелов уходит, угрожая Хрюкину тем, что он и дальше «доберется до него», то есть устроит ему проблемы.
Другой рассказ Чехова «Конная семья» был написан в 1885 году. В произведении описывается анекдотическая ситуация, когда нужно было срочно вспомнить имя человека, умевшего даже по телеграфу лечить больных.
Краткий пересказ произведения
История начинается с того, что опекун (милиционер) Очумелов и милиционер Эльдырин проходят по главной площади города и вдруг слышат крик пьяного и проклинающий собаку. Выскакивает щенок, хромает и падает на лапу, за ним — местный ювелир Хрюкин. Его одежда в беспорядке: жилет расстегнут, а накрахмаленная рубашка выпала из штанов. Ювелиру удается схватить собаку. Как только скандал задул, вокруг этой пары появилась масса зевак. Полицейские решают вмешаться.
Хрюкин всем присутствующим показывает окровавленный палец. Он утверждает, что собака похитила его просто так, из-за гнева, и что «работа у него небольшая», и, поскольку «неделю пошевелить пальцем» не удастся, ему нужно заплатить. Сначала на сторону потерпевшего встает начальник полиции. Он начинает угрожающе кричать, спрашивать «чья это собака?» И угрожать хозяину штрафом. Также сказано, что он уничтожит агрессивную собаку.
Среди прохожих раздается восклицание, что детеныш, вероятно, принадлежит Жигалову, известному генералу. Эта новость не может не радовать Очумелова. Он снимает пальто и обращается к ювелиру с обвинительными заявлениями — мол, он сам «ногтем вскрыл палец», а теперь лжет, чтобы получить компенсацию.
«Нет, это не щенок для генералов», — рассеянно сказал милиционер Эльдырин. «Его превосходительство держит копов, а не борзых». И снова директор «хамелеона» быстро сменил окраску: «Не бросай это дело так! — обратился он к Хрюкину. — И ты должен преподать собаке урок!»
Затем прохожие снова заявляют, что щенок «определенно генерал». Теперь стража гнали с жары на холод. Он снова угрожает Хрюкину, приказывая отвести собаку домой.
Вот Прохор, повар генеральского дома, переходит через площадь. Подтвердите, что животное им не принадлежит. «Хамелеон» тут же наполняется праведным гневом, утверждая, что детеныша нужно убить, чтобы защитить людей. «Но, — продолжает Прохор, — собака по-прежнему« благородная ». Ее хозяин — брат генерала! С« Хамелеоном »происходит другая метаморфоза: он вдруг понимает, насколько милый и ласковый на самом деле этот щенок. Просит Прохора забрать собаку собака домой и кричит Хрюкину: «Я к тебе присоединюсь!»
Затем, в основном поправляя пальто, начальник полиции чинно следует за ним в компании полицейского.
Источники
- https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/chehov/hameleon.html
- https://jiyuu.su/kratkie-soderzhaniya/hameleon-chehov-analiz.html
- https://litfest.ru/shortwork/soderzhanie-hameleon.html
Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.
— Сколько тебе лет? — спрашивает Мишутка.
— Девяносто пять. А тебе?
— А мне сто сорок. Знаешь, — говорит Мишутка, — раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
— А я, — говорит Стасик, — сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
— А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, — говорит Мишутка.
— У! А я море мог переплыть!
— Подумаешь — море! Я океан переплывал!
— А я раньше летать умел!
— А ну, полети!
— Сейчас не могу: разучился.
— А я один раз купался в море, — говорит Мишутка, — и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову — и откусила.
— Врешь!
— Нет, правда!
— Почему же ты не умер?
— А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.
— Без головы?
— Конечно, без головы. Зачем мне голова?
— Как же ты шел без головы?
— Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.
— Почему же ты теперь с головой?
— Другая выросла.
«Ловко придумал!» — позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.
— Ну, это что! — сказал он. — Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.
— Вот так соврал! — рассмеялся Мишутка.
— Вовсе нет.
— Почему же ты теперь живой?
— Так он же меня потом выплюнул,
Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:
— Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики…
— Знаю, знаю! — закричал Стасик. — Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.
— Ничего подобного. Я не про это.
— Ну ладно. Ври дальше.
— Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой — рраз! — и раздавил в лепешку.
— Ха-ха-ха! Вот это враки!
— А вот и не враки!
— Как же ты мог раздавить автобус?
— Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.
— Ну, это не удивительно, — сказал Стасик. — А я раз на Луну летал.
— Эва, куда махнул! — засмеялся Мишутка.
— Не веришь? Честное слово!
— На чем же ты летал?
— На ракете. На чем еще на Луну летают? Будто не знаешь сам!
— Что же ты там, на Луне видел?
— Ну, что… — замялся Стасик. — Что я там видел? Ничего и не видел.
— Ха-ха-ха! — рассмеялся Мишутка. — А говорит, на Луну летал!
— Конечно, летал.
— Почему же ничего не видел?
— А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно… Летел, летел, а потом бряк о землю… ну и проснулся…
— А-а, — протянул Мишутка. — Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты — во сне.
Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
— Вот врут-то! И вам не стыдно?
— А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, — сказал Стасик. — Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
— Сказки! — презрительно фыркнул Игорь. — Нашли занятие!
— А ты думаешь, легко выдумывать!
— Чего проще!
— Ну, выдумай что-нибудь.
— Сейчас… — сказал Игорь. — Пожалуйста.
Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.
— Сейчас, — повторил Игорь. — Э-э-э… гм… кхм… э-э-э…
— Ну, что ты все «э» да «э»!
— Сейчас! Дайте подумать.
— Ну, думай, думай!
— Э-э-э, — снова сказал Игорь и посмотрел на небо. — Сейчас, сейчас… э-э-э…
— Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил — чего проще!
— Сейчас… Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.
— Ну и что же ты тут выдумал? — спросил Стасик.
— Ничего. Как было, так и рассказал.
— А говорил — выдумывать мастер!
— Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
— Какая польза?
— А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.
— Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! — сказал Мишутка.
— А тебе что?
— Мне ничего. А вот ты этот, как это называется… Брехун! Вот!
— Сами вы брехуны!
— Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.
— Я и сам не стану с вами сидеть.
Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.
— Купим порцию и разделим пополам, — предложил Стасик.
Продавщица дала им мороженое на палочке.
— Пойдем домой, — говорит Мишутка, — разрежем ножом, чтоб было точно.
— Пойдем.
На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.
— Ты чего ревела? — спрашивает Мишутка.
— Меня мама гулять не пускала.
— За что?
— За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.
— Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свою полпорцию мороженого дам, — сказал Мишутка.
— И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, — пообещал Стасик.
— А вы разве не хотите сами?
— Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, — сказал Стасик.
— Давайте лучше это мороженое на троих разделим, — предложила Ира.
— Правильно! — сказал Стасик. — А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.
Пошли они домой, разделили мороженое на три части.
— Вкусная штука! — сказал Мишутка. — Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.
— Ну, ты выдумываешь все! — засмеялась Ира. — Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!
— Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана…
Конспект удобен
для проведения урока литературы, здесь присутствует цель и три задачи,
соблюдены этапы урока, организационный момент, актуализация знаний, определение
темы урока, лексическая работа, физкультминутка, работа в группах, итог урока, домашняя
работа.
Конспект урока
литературы в 5 классе на
тему: «А.П.Чехов. Юмористический рассказ
«Хирургия».
Цель урока: формирование
устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету литературы на примере
рассказа А.П.Чехова «Хирургия», организация деятельности обучающихся для
достижения ими следующих результатов.
Задачи:
— понимание терминов сюжет, идея, рассказ, юмор,
диалог, юмористичекие особенности рассказа;
— овладение
основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка на примере рассказа «Хирургия»
— воспринимать на слух литературные произведения
разных жанров, осмысленное, выразительное чтение и адекватное восприятие;
-уметь отвечать на
вопросы по прослушанному и прочитанному тексту своими словами и с
использованием цитат;
-создавать устные
монологические высказывания разного типа;
-уметь вести
диалог;
-уметь работать в
группе.
Сценарий урока.
1.Организационный момент. Настрой на
работу.
Учитель:
— Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
— отчёт
дежурного;
— проверка
готовности класса к уроку:
Я
рада новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А
чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
Вот книжки на
столе,
А вот тетрадки
Не хочется играть
Сегодня в прятки
Сегодня в классе у
ребят
Урок очень важный
А почему он важный
–
Скажет каждый!
Добрый день, мои
друзья,
Встрече с вами
рада я.
Сели ровно, все
достали,
Вспоминаем все,
что знали,
Оставляем все
заботы
И включаемся в
работу.
Прозвенел уже
звонок,
Начинается урок.
Так что время не
теряем
И работать
начинаем.
Руки – на месте?
Ноги – на месте?
Локти – у края.
Спина – прямая.
Хорошо проверь,
дружок,
Ты готов начать
урок?
Все ль на месте,
все в порядке,
Ручка, книжка и
тетрадки?
Все ли правильно
сидят?
Все ль внимательно
глядят?
Каждый хочет
получать
Только лишь
отметку … («пять»)
Ребята, какое у
вас сегодня настроение?
Я очень рада, что
у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только
улучшаться.
Друзья мои!
Я очень рада
Войти в наш светлый дружный класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок:
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!
Я хочу поделиться с вами улыбкой. У вас такие
солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет.
Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу!
Улыбнитесь гостям!
Прочувствуйте теплоту, свет, радость, подаренные друг другу, пронесите это
настроение через весь урок.
2. Актуализация
знаний. Терминологическая разминка
Предлагаю начать
урок с терминологической разминки.
Сюжет-
Диалог-
Идея-
Рассказ-
Юмор-
— Хорошо, ребята, эти
знания мы берём с собой, они нам ещё пригодятся сегодня на уроке.
(. На доске карточки)
3. Определение
темы урока. Постановка цели .
Для того чтобы определить тему нашего урока
поиграем в « Четвертый лишний». Перед вами четыре произведения. Найдите
четвертое лишнее, объясните свой выбор.
«Заколдованное место».
«Ночь перед рождеством»
«Хирургия»
«Пропавшая грамота»
С произведениями Н.В. Гоголя мы уже с вами
знакомились на наших уроках,
сегодня познакомимся с произведением А.П.Чехова
«Хирургия». (На доске появляются карточки)
Посмотрите на это произведение, оно лежит у
вас на столе.
— Как вы думаете, какой жанр данного
произведения? (рассказ)
(Открывается часть темы на доске)
Между А.П. Чеховым и Н.В.Гоголем существует
связь не только на литературном поприще, но и в биографии есть общее. Оба
родились на Украине.
Поэтому в качестве эпиграфа я взяла
высказывание Гоголя и Чехова (написаны с двух сторон на доске)
О смех,
великое дело!
Ничего более не боится человек так,
как смеха…
Боясь смеха, человек удержится от
того,
от чего не удержит его никакая
сила.
Н.В.Гоголь.
Они смешные, но невесёлые.
А.П.Чехов.
Мы с вами должны выяснить, что хотели сказать
Н.В.Гоголь и А.П.Чехов этими высказываниями. Обратимся к 1 эпиграфу, прочитайте
его и ответьте на вопрос:
— какой смысл заключается в этих словах?
(Человек боится быть осмеянным, и он
старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех
удерживает людей от плохих поступков, а значит, делает их лучше).
Вывод: значит, смех заставляет
человека задуматься над своими поступками, исправить своё поведение, смех
исправляет человеческие недостатки.( Юмор)
Значит,
мы будем знакомиться с юмористическим произведением А.П.Чехова.
Запишем число и тему урока. Юмористический
рассказ «Хирургия». А.П.Чехов.
— Как вы думаете, какова будет цель
нашего урока?
(Узнать в чём особенность юмористического рассказа) (На
доске)
Давайте
построим план работы на уроке.
1. Познакомиться с юмористическим произведением
А.П.Чехова «Хирургия».
2. Проанализировать
прочитанное произведение. Узнать, какими средствами автор создал юмористическое
произведение.
3. Сделать
выводы.
Конечно,
со смешным вы уже сталкивались в своей жизни : будь то забавный случай, чей-то
рассказ или литературное произведение. Но в 5 классе вам впервые придется
взглянуть на смешное глазами ученых-литературоведов.
Ведь, чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приемы,
которые
называются художественными средствами.
(Определить какие художественные средства использует автор юмористических произведений)
Сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни. История
из жизни писателя, легла в основу рассказа «Хирургия».
— Давайте предположим, о чём этот рассказ?
4. Лексическая
работа.
Лев Николаевич Толстой говорил: «Его язык удивителен. Я помню, что
когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то
странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил
меня».
— Значит, по мнению Толстого, в язык Чехова надо вчитаться. Как вы
понимаете это выражение?
Чтобы во время работы над данным произведением язык Чехова не показался
и вам странным и нескладным, я приготовила подсказку.
Наверняка некоторые
значения слов покажутся и вам не совсем понятными. Объясним значение этих слов.
(На листах )
Земская больница – это больница,
организованная земством. Земство — орган
местного самоуправления. Они занимались различной деятельностью, в том
числе строили и содержали школы и больницы для крестьян и простого
народа. Часто в таких школах был один учитель, а в больницах – один доктор.
Фельдшер – помощник врача, человек со средним медицинским
образованием.
Дьячок – низший чин служителя церкви.
Чечунчовый – устар. От чесучовый (сделанный из плотной
шелковой ткани).
Триковые – сделанные из шерстяной ткани трико.
Карболовый раствор – дезинфицирующая жидкость.
Просфора – круглый хлебец, употребляемый в богослужении.
Псалтырь – часть Библии.
Литургия – церковное богослужение.
Косноязычие – невнятное, неправильное произношение,
расстройство речи.
Козья ножка – инструмент для удаления зубов.
Тракция – растяжение мышц.
5.Прослушивание аудиозаписи рассказа «Хирургия». Смысловое чтение с
пометками. –
— Ребята, у вас на столах лежит текст рассказа
А.П.Чехова «Хирургия».
— Можете предположить, сколько участников
эпизода?
— Кто ведёт диалог?
Предлагаю прослушать рассказ «Хирургия» из
аудиокниги «А.П.Чехов. Рассказы» в исполнении замечательного артиста,
обладателя Гран-при первого открытого Российского конкурса артистов эстрады в
Санкт-Петербурге – Марата Рави. Когда-то артиста аналогичного жанра называли
« человек-оркестр».
— А почему? Вы должны будете мне ответить на
этот вопрос, после того, как прослушаете аудиозапись в исполнении этого
замечательного артиста.
Во время прослушивания вам необходимо следить
по тексту и делать пометки. Напротив слов фельдшера, ставьте букву Ф, а
напротив дьячка – букву Д, напротив слов автора букву А.
Таким образом мы подготовим пьесу для
выразительного чтения по ролям.
(Прослушивание аудиозаписи).
— Согласны ли вы с тем, что Марата Рави можно
назвать « человеком-оркестром»?
(Человек и голос, богатство тембров, что
кажется перед нами настоящий театр).
— Можно ли сказать, что он профессионал, человек знающий
своё дело?
Рассказ А.П. Чехова считается юмористическим, то есть
смешным.
-А о чем рассказ? (У дьячка заболел зуб. Он пытался
вылечить народными средствами, но в конце концов обратился в больницу. Фельдщер
Курятин не сумел удалить зуб).
— А разве это смешно, когда болит зуб? (Нет)
— А рассказ получился смешным. Почему?
— С помощью чего автор вызывает наш смех?
-Итак, мы с вами выполнили первый пункт нашего
плана?
— Что дальше мы будем делать?
Теперь мы попробуем разобраться в том, как Чехову удавалось создавать
такие юмористические рассказы, какие средства он при этом использовал. Но для
этого нам нужно определить основную мысль рассказа «Хирургия».
«Коли не умеешь
рвать, так не берись».
— А кому
принадлежат эти слова?
( Дьячку Вонмигласову.)
— Почему именно
дьячок высказал основную мысль? Как вы думаете?
Дело в том, что ответ нужно искать в самой фамилии Вонмигласов. Она
означает «услышь меня», а так как дьячок богослужитель, то и получается «услышь
голос Божий». Это «говорящая» фамилия, а у А.П.Чехова все фамилии говорящие.
На доске Средства:
1. Говорящие
фамилии героев.
-Как вы думаете,
что означает фамилия Курятин? На что она намекает?
— Давайте я вам помогу. Вспомните фразеологизмы со словом курица.
-Наверняка, все
слышали такое выражение «мокрая курица». А что оно означает?
(Можно вспомнить
фразеологизм «Куриные мозги» — ограниченный, недалёкий, слабый ум. Так
говорят о человеке, у которого незначительные умственные способности или низкий
интеллектуальный уровень).
Итак, делаем вывод. Судя по фамилии, а она говорящая, каким перед нами
предстаёт Курятин?
( Курятин ‒ жалкий человек. В отсутствие доктора он, фельдшер, захотел
сыграть роль доктор, которая ему совсем несвойственна.)
— Получилось это у
него? Правильно, нет. А почему? МЫ ДОЛЖНЫ ВЫЯСНИТЬ.
Физкультурная
минутка
— А теперь все тихо
встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Раз — мы встали Раз —
мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять
Рисуй глазами
треугольник
Рисуй глазами
треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку
вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами
осторожно
Ты вдоль по линиям
води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи
горизонтально,
И в центре ты
остановись.
Зажмурься крепко, не
ленись.
Часики Не поворачивая головы, вращать глазами в
разные стороны, по кругу.
Облако
Нарисуйте глазами
облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.
Проведем, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево
посмотрели,
Глазки все
повеселели.
Снизу вверх и сверху
вниз.
Ты, хрусталик, не
сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче
стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль
брать,
Будем взглядом круг
писать.
А теперь слова
напишем.
Чьи же буквы будут
выше?
«Папа», «мама»,
«дом», «трава» —
За окном у нас видна.
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там
вдали?
А теперь на кончик
носа.
Повтори так восемь
раз —
Лучше будет видеть
глаз.
Глазки нас
благодарят,
Поморгать нам всем
велят.
Плавно глазками
моргаем,
Потом глазки
закрываем.
Чтобы больше было
силы,
К ним ладошки
приложили.
6.Работа в
группах.
Почему
Курятин не смог сыграть роль врача?
Над
чем смеётся писатель?
Для этого нужно погрузиться в рассказ, постараться услышать голос
автора, что и как он сказал о героях, обратить внимание на любую деталь,
помогающую создать юмористический жалкий образ.
Эту работу мы
проделаем в группах.
У вас на партах лежат листочка с планами характеристики героев и
маркеры. Выберите правильно ответы и обозначьте маркерами. Подготовьтесь к
ответу.
1 группа даёт Характеристику Курятину, 2
группа Вонмигласову. (На работу даётся 3-5 минут).
Фельдшер Курятин | ||
Внешность | Речь | Поведение, поступки |
Дьячок Вонмигласов | ||
Внешность | Речь | Поступки, поведение |
Отчёт
групповой работы
Итак, охарактеризуем героя . Смешной ли Курятин?
(выступление первой группы)
( Курятин смешной. Его речь, поведение, одежда
говорят о том, что он хочет казаться важным, знающим свое дело, а на самом деле
ничего не умеет…)
Итак, охарактеризуем героя. Смешной ли Вонмигласов? (выступление
второй группы)
(Вонмигласов смешной. Его речь, поведение говорят о том,
что его поведение не соответствуют поведению человека, который служит в церкви…)
Давайте взглянем на смешное глазами учёных-литераторов.
Вывод
Итак, герои смешные, вызывают у нас улыбку. Что
помогло автору показать героев смешными, какие средства он для этого
использует? (Описание внешности героев, их речь, поступки, поведение).
На доске Средства:
1. Говорящие
фамилии героев.
2.
Описание внешности героев
3.
Речь героев.(диалог)
4 Поступки и поведения героев.
Выполнили мы вторую
часть плана?
7.Итог урока.
-Почему нам хочется
смеяться, но в то же самое время появляется грустное чувство?
Чехов так и сказал
о своих рассказах:
Эпиграф
на доске. «Они смешные, но невесёлые»
А.П.Чехов
Да, чеховский юмор
особенный – одновременно и смешно, и грустно. Почему? Над чем смеётся Чехов?
(Над глупостью и
невежеством.)
— Это уже
недобродушный смех, а смех, который направлен на пороки человеческие.
Ребята! Порой в
жизни получается так, что мы выглядим смешными. Хотите ли вы, чтобы над вами смеялись?
Чехов видел смысл
своего юмора и сатиры в борьбе с человеческими пороками. Отдалённые от нас
целым столетием рассказы Чехова всё же во многом современны и даже злободневны.
-Что бы вы посоветовали нашим героям?
— Какой должна быть
речь?
А поведение?
— Как смеётся А.П. Чехов: весело или зло? (Весело).
— Вернёмся к теме урока: Юмористический рассказ ««Хирургия»
А.П,Чехов.»
Сформулируем вывод, можно ли этот рассказ назвать
юмористическим и почему?
(Этот рассказ можно назвать юмористическим, потому что
автор показывает смешных героев, используя для этого различные средства
создания характера (внешность, речь, поступки)).
8. Домашнее
задание.
Читать текст по
ролям.
Теперь вы имеете представление о героях
рассказа и событии происходящем в нём, я предлагаю проиллюстрировать отдельный
эпизод рассказа ( по желанию)
9. Рефлексия.
10. Подведение итогов.
Доктор Чехов не только тогда, когда ездил и ходил к больным пешком за
несколько верст, но и теперь лечит своими рассказами, юмором. Ведь все вы
знаете, что смех продлевает нам жизнь, более того, он лечит многие пороки.
– Есть ли общее между профессиями врача и писателя? (Французский
писатель Андре Моруа говорил об этом так: “И те и другие относятся к
человеческим существам со страстным вниманием, и те и другие забываю о себе
ради других”).
Чехов предполагал, что его будут читать 6, от силы 7 лет. Прошли
десятилетия. Чехов и сегодня один из любимейших писателей. Книги его читают,
пьесы ставят в театрах. На мемориальной плите в Германии, где умер Чехов,
написано: “Доброму человеку и врачу, великому писателю Антону Павловичу
Чехову”.