Чехов написал сколько рассказов написал

Истринская земля подарила великому писателю немало минут вдохновения и творческого подъема. оказавшись в маленьком, заштатном городке воскресенске чехов целиком окунулся

Истринская земля подарила великому писателю немало минут вдохновения и творческого подъема. Оказавшись в маленьком, заштатном городке  Воскресенске Чехов целиком  окунулся   в жизнь и быт провинциального захолустья, что дало богатейший материал для всего дальнейшего творчества молодого писателя.

Центром всей воскресенской жизни была семья полковника Б.И.Маевского, командира  артиллерийской батареи ,человека очень общительного  и живого.  Антон Павлович очень сдружился с этой семьей. Он познакомился с очаровательными детьми  полковника, к которым был сильно привязан и с удовольствием принимал участие в их детских забавах. Чехов описал их в рассказе «Детвора», а позднее посвятил им свой чудесный юмористический рассказ «Сапоги всмятку». Знакомство с полковником Маевским и другими офицерами батареи оставило значительный  след в творчестве писателя. Такое тесное,  дружеское общение помогло  Чехову ближе узнать жизнь   военной среды в провинциальной глуши, дало ему материал для изображения военных реалий  в рассказе «Поцелуй» и очень помогло в работе  над пьесой «Три сестры».

Дни Чехова проходили в пытливом наблюдении местного быта. Здесь он познакомился  со  множеством  людей разнообразнейших званий и профессий. Перед ним открылся целый новый мир — жизнь крестьян, земских врачей, помещиков, чиновников, учителей, офицеров. Он жадно изучал, исследовал действительность, все происходящее вокруг было интересно для его пытливого ума. «Вечером же, — рассказывает он Н.А. Лейкину, хожу на почту к Андрею Егорычу получать газеты и письма, причем копаюсь в корреспонденции и читаю адреса с усердием любопытного бездельника. Андрей Егорыч  дал мне тему для рассказа «Экзамен на чин». Утром заходит за мной местный старожил, дед Прокудин, отчаянный рыболов… Бываю в камере мирового судьи…».

После окончания университета Чехов  начинает работу в  Воскресенской земской лечебнице  в качестве практикующего врача.  Эта лечебница  располагалась в  бывшей усадьбе  Чикино, выкупленной земством и переоборудованной в больницу. Больницей заведовал доктор П. А. Архангельский, принадлежавший к лучшим представителям земских врачей, тесно связанных с жизнью крестьянства, стремившихся облегчить его беды. Работа в земской лечебнице имела огромное значение для формирования мировоззрения Чехова. Эта работа не только обогатила писателя большим жизненным опытом, но и дала новый импульс его творчеству. По свидетельству М.П. Чехова, «больница сблизила  его с больными – крестьянами, открыла перед ним нравы их и низшего медицинского персонала и отразилась в тех произведениях Антона Павловича, в которых изображаются врачи и фельдшера». Благодаря врачебной практике и точным жизненным наблюдениям, появились на свет такие замечательные рассказы  как «Хирургия», «Беглец», «Неприятность» и множество других.  В основу «Хирургии» был положен реальный случай, когда  Чехов наблюдал за работой   неопытного студента — практиканта, заменявшего  врача, который не смог вырвать зуб у больного и только сломал коронку. Некоторое время Чехову пришлось заведовать земской больницей в Звенигороде. Там он усердно посещал заседания  уездных судебных съездов, выступал на суде в качестве  эксперта, ездил на вскрытия трупов. Звенигородские впечатления дали Чехову тему для рассказов «Мертвое тело», « На вскрытии», «Сирена».

Через своего брата, Ивана Павловича, Чехов познакомился с семьей Киселевых,  владельцев  усадьбы Бабкино,  находящейся в нескольких верстах от Воскресенска. С весны 1885 года Чеховы снимали  дачу в одном из флигелей усадьбы.  Три года подряд Антон Павлович проводил здесь летние месяцы.  По характеристике брата писателя «Бабкино сыграло выдающуюся роль в развитии таланта Антона Чехова. Не говоря уже о действительно очаровательной природе, где к нашим услугам были и  большой английский парк, и река,  и леса, и  луга, и самые люди собрались в Бабкине точно на подбор». В Бабкине писатель оказался в кругу глубоких культурных традиций.  Владелец имения А.С. Киселев был сыном близкого приятеля А.С. Пушкина полковника С.Д.Киселева. П.А. Вяземский  вспоминает, что великий поэт в 1828 году впервые в Москве читал у С.Д. Киселева «Полтаву». Жена владельца Бабкина Мария Владимировна приходилась внучкой выдающемуся писателю —  просветителю восемнадцатого века Н.И. Новикову. В Бабкине жил и ее отец В.П. Бегичев. Занимая должность инспектора репертуара московских театров, он много лет стоял в центре московской театральной и художественной жизни и сам писал для сцены. Близкие отношения связывали его с А.С. Даргомыжским, П.И. Чайковским, актерами Малого театра. Много повидавший на своем веку, он представлял большой интерес для Чехова. По воспоминаниям брата писателя, М.П. Чехова, Бегичев «был необыкновенно  увлекательный человек, чуткий к искусству и литературе, и мы, братья Чеховы, по целым часам засиживались у него…». Именно ему Чехов обязан своими рассказами «Смерть чиновника» (случай, действительно происшедший в московском Большом театре ) и «Володя». В Бабкине писатель впервые  близко сошелся с людьми другого круга, другого воспитания, которые не приходят в восторг от рукопожатия знаменитости.   Спокойно, как  об обычном, говорят о беседах с выдающимися  представителями отечественной и зарубежной культуры. То, что в среде  разночинной богемы Чехов видел редко – изящество, манеры, вкус. – здесь было естественной нормой аристократического поведения. С пристальным вниманием и симпатией вглядывался он в этих людей, представителей тогда уже уходящего мира. Они были обречены, он отчетливо это понимал. Но в этом была их слабость; он всегда был на стороне слабых. И написанный  с Бегичева – аристократа, красавца – Шабельский в «Иванове», и  связанный с этим же прототипом Гаев, при всей их карикатурности, нарисованы с печальным сочувствием. Бабкинские годы Чехова ознаменованы значительными творческими успехами. Они  были временем, когда перед молодым писателем открылась дорога в большую литературу. В 1886 году вышла его вторая книга « Пестрые рассказы», в 1887 году третья и четвертая – « В сумерках» и «Невинные речи».

В марте 1886 года А.П. Чехов получил письмо Д.В. Григоровича. В нем маститый писатель приветствовал в лице Чехова новую литературную силу.  «У Вас настоящий талант, —  талант, выдвигающий Вас далеко из круга литераторов нового поколенья», — писал Д.В. Григорович Чехову. В своем изображении «жизни такою, какова она есть» Чехов восставал против господствовавшей в ней пошлости, лжи, деспотизма. Именно на материале одного из рассказов,  навеянных  бабкинскими впечатлениями, А.М. Горький убедительно раскрыл эту важнейшую особенность произведений Чехова: «Почтеннейшая публика, — имея в виду обывательские слои читателей, иронически писал А.М. Горький, читая « Дочь Альбиона», смеется и едва ли видит  в этом рассказе гнуснейшее издевательство сытого  барина над человеком одиноким, всему и всем чужим. И в каждом из юмористических рассказов Антона Павловича я слышу тихий, глубокий вздох  чистого, истинно — человеческого сердца… никто до него не умел так беспощадно — правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины».

Удивителен тот творческий подъем, в котором Чехов жил в эти годы. В работу он включался мгновенно, не разрешая себе роскоши раскачки. Жестокая школа юмористического многоописания и писания к сроку – независимо от настроения, здоровья, условий, времени суток – выработала литературного профессионала высокого класса. Рассказ «Егерь» (1885), очень выверенный литературно (некоторые критики даже считали его сознательной полемикой автора с тургеневским «Свиданием»), Чехов написал в купальне, лежа на животе на полу, карандашом;  тут же, не переписывая, заклеил в конверт и по пути домой занес на почту. «Сирену» (1887) автор, по собственному его признанию, написал без единой помарки, поставив этим своеобразный личный рекорд. Рассказ обычно сначала долго обдумывался – во время езды на извозчике в дальние концы, рыбной ловли, в грибном  лесу  и, наконец, во время хождения из угла в угол по комнате. Потом он писал не отрываясь. Если дело шло и рассказ был короткий, он мог быть занесен на бумагу за два — два с половиной часа ( так сочинен рассказ- монолог « О вреде табака», 1886, — написан «наотмашь»). В представлении молодого Чехова это был идеальный вариант, который удавалось осуществить далеко не всегда. «Начал я рассказ утром, — излагал он Лейкину историю писания «Отравы» (1886), — мысль была неплохая, да и начало вышло ничего себе, но горе в том, что пришлось писать с антрактами. После  первой странички приехала жена А.М. Дмитриева просить медицинское свидетельство; после 2-й получил от Шехтеля  телеграмму: болен! Нужно было ехать  лечить… После  3-й страницы – обед и т.д. А писанье с антрактами то же самое, что пульс с перебоями».

Просмотрев рассказы Чехова первых пяти лет, можно убедиться, что трудно назвать тот социальный слой, профессию, род занятий, которые не были бы представлены среди его героев. Крестьяне и помещики, приказчики и купцы, псаломщики  и священники, полицейские надзиратели и бродяги ; гимназисты и учителя, фельдшера и врачи, чиновники – от титулярного до тайного, — солдаты и генералы, охотники, кабатчики, дворники… Рождался писатель, у которого не было какой – то одной, определенной сферы изображения, очерченной четкими границами, — писатель универсального социального и стилистического диапазона. Многие художественные принципы, выработанные в первое пятилетие  работы, навсегда  останутся в прозе Чехова. В основе  сюжета  юмористического рассказа лежит не биография героя или решение какой-то общей проблемы, но прежде всего очень определенная бытовая коллизия, ситуация. Герой попадает  не в ту обстановку ( вместо  свой дачи — в курятник), героя принимают за другого (проходимца – за лекаря), простое, обыденное действие приводит к неожиданным результатам (человек умирает из-за того, что чихнул в театре) —  все это коллизии, построенные на повседневных бытовых отношениях.  Вне  и без них не может существовать юмористический рассказ. Он может обладать глубоким содержанием —  оно надстраивается над этой предельно конкретной ситуацией. Герой такого рассказа погружен в мир вещей. Он не существует вне ближайшего предметного  окружения, он не может быть изображен без него. И он изображается  в бане, в больнице, в вагоне поезда  и конки, за ловлей рыбы и вытаскиванием апельсинных корок из графина.  Можно  бы сказать, что все вопросы всегда решаются в чеховском произведении на некоем бытовом фоне, но это было бы неточно: быт не  фон, не задник сцены, он внедряется в самую сердцевину сюжета, сращен и переплетен с ним. Рассказ – сценка —  это всегда зарисовка, выхваченная из жизни и представленная на обозрение, «кусочек жизни» без начала и конца.

Ярким  примером такого произведения является  замечательный  рассказ Чехова «Налим». «Я отлично помню, — пишет М.П. Чехов, — как плотники в Бабкине ставили купальню и как во время работы наткнулись в воде на налима». Чехов был непосредственным свидетелем этого события  и великолепно  отразил его в своем произведении. Плотники больше чем работой занимались рыбной ловлей, упорно доставая из-под коряг налимов. Левитан стоял по горло в воде рядом с Чеховым и  смотрел на неуклюжих рыболовов зло и презрительно,  раздражаясь их неумением поймать рыбу. Когда ловцы слишком беспокойно  завопили, художник  не выдержал  и поплыл на подмогу. То же сделал  Чехов.  Все-таки налима  упустили. Левитан так ругался, точно рыба была его собственная, добытая с большим трудом. Чехов подтравливал и баском  похохатывал. Плотники извинялись. Только один рискнул робко оспорить художника.  Антон Павлович запомнил этот день, задумав написать «Налима».

Другим замечательным примером является  рассказ «Скорая помощь» написанный с неподражаемым юмором и озорством.  Но не только люди и события, но и сама природа Бабкина и его окрестностей вдохновляла писателя. Описанный в «Верочке» сад  в мягком лунном свете с переползавшими через него клочьями тумана —  это сад в Бабкине. В этом саду  Чехов провел немало приятных минут, слушая   пение птиц и вдыхая тонкий аромат растений. Будучи страстным грибником и рыболовом, Чехов нежно полюбил бескрайние подмосковные леса  с их изобилием грибов, спокойные рыбные речки.  В рассказах писателя  мы не раз встретим рассуждения героев о том, что «для всякой рыбы своя умственность есть : одну на живца ловишь, другую на выползка» («Мечты»,1886), что «окунь, щука, налим завсегда на донную идет, а которая ежели поверху плавает, то ту разве только шилишпер  схватит» («Злоумышленник»,1885). Напротив Бабкина, за рекой Истрой, на высоких холмах стоял темной массой вековой Дарагановский лес. У его опушки ещё в допетровское время была выстроена Полевшинская церковь. Её архитектурные формы просты и суровы. При церкви в особой сторожке, сиротливо стоявшей у проезжей дороги, жил сторож. Он обязан был вызванивать часы. В тихие ночи унылые колокольные удары слышались в Бабкине. Это церковь, затерянная в лесной глуши, крохотный домик сторожа, как отмечает брат писателя, натолкнули Чехова на создание рассказов “Ведьма” и “Недоброе дело”. Рассказ «Ведьма» был написан вскоре после первого бабкинского лета – в  начале 1886 года. Помимо изобразительной силы этого рассказа, столько в нем боли от сознания  пропащей человеческой жизни, безнадежно бьющейся в тисках жалкого ущербного существования… В этом рассказе уже в полной мере ощутимо замечательное мастерство Чехова – уже не просто автора юмористических и сатирических миниатюр  на «злобу дня», а настоящего писателя. Лев Толстой  очень высоко оценил этот рассказ.

Повседневная жизнь с ее горестями и заботами  стала для Чехова  неисчерпаемым  кладезем наблюдений, обогащавших его творчество. Одним из лучших произведений, написанных в этот период ,  является рассказ «Горе» . Он  потрясает нас своей силой и трагизмом. Вся жизнь  человека , как в романе, прошла перед нами в этой   миниатюре. И как быстро прошла она!  Токарь Григорий Петров даже не заметил. «Как на этом свете все быстро  делается!». В этом рефрене заключен трагический смысл рассказа. С неотразимой, страшной силой простоты передает нам писатель неумолимую катастрофичность, роковую быстроту событий, резко прерывающих инерцию привычной, обыденной жизни. Один из современников так отозвался в письме к Чехову о  « Горе» : « По – моему, это лучшее, что  когда-нибудь вы до сих пор писали. Странное впечатление производит этот полный жизненной правды очерк: становится и смешно и грустно. Тут, как и в народной жизни,  смешное  переплетается с мрачным». Переплетение, точнее, даже полное слияние юмора с трагедией у Чехова происходит так незаметно, с такой естественной простотой, что вы не знаете: плакать вам или смеяться? Это особенность чеховского творчества станет в дальнейшем главной отличительной чертой и его драматургии.

Сколько замечательных образов и сюжетов подарила Чехову наша прекрасная Истринская земля. Тысячи людей приезжают сюда, чтобы почувствовать ту особую атмосферу, которой пронизаны  эти места. Они и по сей день сохранили то удивительное обаяние своей природы, которое так ценил и любил Чехов. Многое  в его творчестве становится понятнее и ближе после посещения этих мест, свято хранящих память о великом русском писателе.

Людмила Рожкова

творчество чехова

Творчество Чехова уникально. Говоря фигурально, он — один из титанов золотой русской литературы конца XIX века, основоположник нового творческого метода. Антона Павловича также считают непревзойденным драматургом. Его произведения способствовали настоящему взлету русского национального театра. Они до сих пор в высшей степени желанны на сценах наиболее концептуальных театров России и мира.

Классика оценивают классики

Львом Толстым было высоко оценено творчество Чехова. Лев Николаевич утверждал, что Антон Павлович — писатель уникальный в мировом масштабе. Его характеристика автора «Чайки» полна восторга: «Чехов – это Пушкин в прозе!» Выдающийся романист называл его художником несравненным, создавшим такие формы писания, которых он нигде не встречал.

Творческий метод Антона Павловича нашел свой отклик и на берегах Туманного Альбиона. Английский драматург и писатель Джон Голсуорси отмечал, что исключительно благотворно повлиял на английскую литературу Чехов. Темы творчества благодаря ему были переосмыслены, в частности, Бернардом Шоу. Например, его «Дом, где разбиваются сердца» называют пьесой о Британии «в русском стиле»

чехов для детей

О творческом методе писателя

Действительно, Чехов стал новатором, отказавшимся от вовлечения героев в навязанное извне действие, от искусственного создания интриги, от нарочитого придания автором своему произведению занимательности. Взамен всему этому Антон Павлович основной акцент в своих произведениях переложил на более тонкие материи. В сюжете его произведений первую скрипку играли изменения душевного состояния героя, динамика его противостояния обстоятельствам, бытовой рутине.

Во главу своего искусства Антон Павлович ставил идею сделать мир лучше, чище, выше. Творчество Чехова, следовавшее этому принципу, стремится разбудить «душу живу» в читателе. Классик в произведении просто показывает человеку, каким он является. Автор не заигрывает со своей аудиторией, не пытается ее растрогать, ничего не приукрашивает. Его любимые персонажи — образованные люди, низводящие себя к футлярной жизни, зиждущейся на лжи и несытой утробе, а также представители народа, приведенные нищетой и издевательствами к состоянию безразличной тупости.

Важно также акцентировать внимание на том, что творчество Чехова следует принципам, им же открытым:

  1. Краткость изложения мысли классик называет сестрой таланта не зря. Он предпочитает сжатое, сдержанное повествование. Он уверен в своем читателе, который, по его убеждению, сам отыщет смысл, пусть даже произведение и сложное.
  2. В чеховских вещах всегда весомую роль играют, казалось бы, мелкие детали. Они не просто так присутствуют в произведениях, а служат намеком на главные, краеугольные его идеи.
  3. Для стиля Антона Павловича характерна беспристрастность описания, ибо он убежден, что выводы должен делать читатель.
  4. Чехов для детей специально почти не писал («Каштанка» и «Белолобый» — исключения). Он считал, что для прочтения ребенку просто следует выбирать лучшее из литературы «взрослой».

каштанка чехова

Впрочем, сформулировав общий взгляд на творчество классика, логично было бы проследить эволюцию становления его творческого метода. Объектом нашего исследования станет биография и творчество Чехова.

Первый опыт творчества

Антон Чехов родился 17 января 1860 года в Таганроге в небогатой купеческой семье. Здесь же он окончил городскую гимназию. Еще в выпускных классах он с активностью взрослого автора публиковался в популярных журналах «Будильник», «Стрекоза», «Осколки». Так зарабатывал с юных лет деньги, критически нужные для семьи, Чехов.

Меж тем судьба готовила молодому человеку тяжелое испытание: семнадцатилетним он перенес тяжелейшее воспаление брюшины, которое, по одной из версий, считают первым проявлением его заболевания туберкулезом. Согласно другой версии, высказанной профессором В. И Разумовским, Антон Чехов имел несчастье заразиться именно на университетских занятиях медицинского факультета.

С 1879 года для молодого Чехова началась непростая и трудоемкая учеба в Московском университете и напряженная журналистская деятельность. По воспоминаниям Антона Павловича, было достаточно сложно совмещать занятия с активнейшей творческой деятельностью, гонясь за двумя зайцами, — медициной и литературой. Дело в том, что он с родителями, четырьмя братьями и сестрой проживали в Москве в небольшой квартирке. Причем приехавшими внезапно родственниками нередко был стеснен стремящийся писать Чехов.

Юмористические рассказы его составили сборник «Шалопаи и благодушные» (1882 год), который не был издан по соображениям цензуры. Первая неудача лишь вдохновила начинающего писателя. Позже он в характерной сжатой формулировке скажет о своей личной мотивации к труду: «Праздная жизнь чистой быть не может».

чехов юмористические рассказы

Потом этот напряженный ритм жизни приведет к обострению болезни. В 1884 году из писем издателю журнала «Осколки» двадцатичетырехлетний Чехов жалуется на лихорадку и невозможность заниматься далее врачебной практикой. Он сосредотачивается полностью на литературной деятельности. В 1884 году публикуется его сборник «Сказки Мельпомены» под псевдонимом Антоша Чехонте, а в 1886 году — «Пестрые рассказы». Во вторую книжку поместил Чехов юмористические рассказы, точнее – пародии. Здесь талант его проявился в жанре комического детектива. Автор пробует себя во многих жанрах. Он экспериментирует. И желаемое удается: его пародии на популярные книги пользуются успехом.

Однако будущего классика все-таки интересует серьезная литература. Именно таким написал следующий рассказ Чехов. «Ванька» (1886 г.) повествует о девятилетнем сироте, подмастерье сапожника Аляхина, эксплуатируемом и дискриминируемом ребенке, взывающем к своему деду Константину Макарычу забрать его из этой «науки ремеслу». Над мальчишкой, сиротой, издеваются старшие подмастерья, его бьет и таскает за волосы сам сапожник. Мальчик пишет в предрождественскую ночь. Воспоминания и надежды, рисуемые его воображением, ярко доносит читателям Чехов. Ванька – ребенок, и посылает он свое письмо с детской трогательной наивностью «на деревню дедушке». Соответственно, читатель понимает, что Константин Макарыч никогда его не прочитает, и ничто не изменится в нелегкой жизни мальчишки.

Состоявшийся писатель Чехов

С 1885 года с ним начинают сотрудничать серьезные литературные издания: «Русская мысль», «Северный вестник». Выходят в свет рассказы «Именины», повести «Степь», «Скучная история», «Каштанка» Чехова. В 1887 году издаются два сборника повестей и рассказов («Невинные речи» и «В сумерках»), в 1888-м – «Рассказы», в 1890-м – «Хмурые люди». К нему приходит признание. В 1888 году писатель награждается малой Пушкинской премией (половинной).

Характерно, что большинству произведений этого автора, даже внежанровым, талантом автора обеспечена надлежащая их уровню популярность. Например, «Каштанка» Чехова любима многими поколениями детей. Она многократно экранизирована. Казалось бы, что может быть проще истории о том, как собака (помесь таксы и дворняжки) вначале потеряла хозяина, а затем, уже практически став цирковой, вдруг его нашла. Все по-чеховски просто: нет ни волшебников, ни русалок. Однако повесть неизменно любима детьми.

чехов ванька

Путешествие на Сахалин

Примечательно, что биография и творчество Чехова выказывают в нем человека не только в высшей степени наблюдательного, но и весьма активного и любознательного. В 1890 году он отправляется в путешествие на Сахалин. Впечатления свои о почти трехмесячном пути через Сибирь он отображает в цикле очерков «Из Сибири». Затем еще три месяца писатель проводит на Сахалине, где пытается понять психологию и быт каторжников, и, наконец, возвращается в Одессу морским путем, посетив порты Гонконга, о. Цейлон, Сингапура, Турции. По материалам путешествия он начинает четырехлетнюю работу над книгой очерков «Сахалин». Приплыв на Родину, он покупает в Московской губернии живописное имение Мелихово.

Мелихово – осмысление сахалинских наблюдений. Новый этап мировоззрения

Биография и творчество Чехова, по признанию литературоведов, украшены совершенно особенным периодом, названным созвучно его имению «мелиховским». В тот период особым чутьем классика Антон Павлович ощутил изменения в обществе, связанные с вытеснением феодальных буржуазными отношениями, а также осознал уродливость проводимой реакционной политики. Впрочем, не только над сборником «Сахалин» работает Антон Павлович, ставший, наконец, состоятельным, в своем новоприобретенном живописном имении.

Популярность действительно демократичного писателя – огромна. Покупатели буквально разметают с полок книги с надписью А. П. Чехов «Рассказы и повести». В первый год мелиховского периода творчества был закончен концептуальный рассказ «Палата №6». Мощный уникальный чеховский образ страшного серого прокаженного городка, где все творческое давно задушено, где «достопримечательностями» являются лишь больница да тюрьма, обрушился на читателей со всей беспощадной правдой, заставляя задуматься: «Да ведь это МЫ такие…». Беззаконие, оплотом которого в больнице является отбросивший принципы гуманизма доктор Рагин, его смерть (воздаяние по вере) заставляют задуматься о том, как на самом деле должны жить люди.

Новые произведения Чехова убедительно свидетельствовали о явно прогрессирующем уникальном писателе, который поднялся на новый этап творчества.

Мелихово. Осознание положения крестьянства

Антон Павлович, благодаря ежедневному многочасовому труду, превратился в действительно проницательного мастера. Он научился видеть самую суть того, что ежедневно было перед глазами у миллионов его соотечественников, но не было осознано ими.

Россия по своей сути была страной крестьянской. Именно в Мелихове ему удалось заметить то, о чем умалчивали господа-народники. Пытливо следит за жизнью фабричных сел Крюково и Угрюмово А. П. Чехов. Рассказы «Случай из практики», «Бабье царство», по признанию очевидцев, в деталях изображают реальных людей, в том числе и мироедов – купцов Хрыминых, которые в реальности были «еще хуже».

а п чехов рассказы

Чехов открыл для читающей публики крестьянскую Россию. За демагогией, прикрытой ложью о любви народников и их понимании чаяний крестьян, существовал заговор молчания. Его взломал Чехов своей повестью «Мужики». В ней классик заявил во всеуслышание, что крестьяне нередко «живут хуже скотов». Они в своей массе ужасающе «бедны, неухожены, нетрезвы, грязны». У них недоразвиты душевные качества, они зачастую «боятся и подозревают» друг друга. И эти люди страдают от их попираемых человеческих прав, от их униженного человеческого достоинства. Им надо дать образование, их права следует защищать!

Чехов вдохновенно творил. Современники вспоминают, что свет в его кабинете в Мелихове часто горел всю ночь.

Разнообразная палитра классика

Насколько разнообразна палитра этого мастера, иллюстрирует то, что в череде серьезных произведений вдруг пишет Чехов для детей рассказ «Белолобый». Собственно, никто из литературных критиков и не ожидал, что «инженер человеческих душ» вдруг создаст рассказ внежанрового характера. А ответ прост: он любил детей. Трагедия не замкнула его: своих детей великий писатель, болеющий туберкулезом, иметь не мог. Однако он заботился о детях крестьян, возводя им школы на свои личные средства.

Он – писатель разносторонний. Убежденный реалист, под влиянием нервного потрясения, вызванного своим страшным сном, вдруг создает волнующее и романтическое произведение «Черный монах», где тонко вплетена проблематика гениальности и творения.

Кроме жестких реалистичных, создаются и произведения Чехова с элементами автобиографичности (повесть «Моя жизнь»). В рассказе «Дом с мезонином» и «Крыжовник» классик повествует о диаметрально разных сторонах капитализации деревень: разорение «дворянских гнезд» и бездуховность новых «хозяев жизни», купцов. Последний упомянутый рассказ вместе с «Человеком в футляре» и «О любви» составляет трилогию.

О нескольких «мелиховских» пьесах

В Мелихове Антон Павлович создает гениальную пьесу «Дядя Ваня». Как емко он в ней выражает человеческую неблагодарность и порожденную ею безысходность! Дядя Ваня верой и правдой служит хозяину имения, профессору, получая от него мизерное жалование. Собственник же решает продать его, не заботясь о судьбе человека, «которого он приручил» (последняя фразеология – из «Маленького принца» Экзюпери).

биография и творчество чехова

Размышления о путях искусства приводят драматурга к созданию нового шедевра – пьесы «Чайка». В ней Антон Павлович на сюжетных линиях разных героев приводит зрителя к пониманию того, что есть настоящее искусство: глубоко уникальный для его адепта путь напряженного труда души, полный разочарований, жертв. Его находит героиня пьесы Нина Заречная, неуклонно следующая призванию и становясь актрисой. Характерно, что образы этого произведения – реальные люди, гости Мелихово, а сюжетные линии пьесы во многом перекликаются с их судьбами.

Ялтинский период творчества

В 1898 году болезнь классика обострилась, и он с семьей переселяется в Ялту. До ноября 1899 года (пока строится дом) Антон Павлович выезжает в Москву, где снимает квартиру. Построенная дача имеет один существенный для больного человека недостаток: зимой в ней холодно. Строители неправильно выложили печь. Записи в дневнике писателя свидетельствуют о том, что зимой в его кабинете температура была 11-12 градусов.

чехов темы творчества

В Ялте писателю явно не нравилось. Кроме того, здесь он был лишен привычной для Мелихово свежей сельскохозяйственной пищи. Дело налаживалось, когда изредка приезжала сестра Мария Павловна. Однако это случалось нечасто.

Писалось классику в Ялте, по его же воспоминаниям, намного хуже, нежели в Мелехово. В 1901 году он пишет пьесу «Три сестры», рассказы «Дама с собачкой», «Архиерей». По мелиховским впечатлениям создано в 1903 году завершающее произведение «инженера человеческих душ» – пьеса «Вишневый сад». Для нее характерна визуализация будущего России в виде вишневого сада.

В последние годы жизни болезнь активизировалась. Писатель умер 2 июля 1904 года в немецком курортном городе Баденвайлере.

Заключение

С детства в нашу жизнь входят книги Чехова. Это создания автора-мечтателя, который в конце XIX века сумел убедительно показать соотечественникам своими произведениями, что жить следует по-другому. Он был убежденным противником всякой дискриминации и в то же время уникальным мастером слова. Антон Павлович призывал строить новую жизнь, благоухающую и красивую, как вишневый сад.

  • Чехов антон павлович рассказы читать
  • Чехов в москве на трубной площади рассказ слушать
  • Чехов а п подарок рассказ чехова
  • Чехов в москве на трубной площади рассказ распечатать
  • Четыреста рублей или четыресто рублей как правильно пишется