Чехов мальчики история создания рассказа

Сочинения по литературе чехов история создания рассказа ионыч рассказ ионыч чехов написал в 1898 году, однако его записи в блокнотах
  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • История создания рассказа Ионыч

Рассказ «Ионыч» Чехов написал в 1898 году, однако его записи в блокнотах свидетельствуют о том, что работать над ним он начал раньше. Исходной фразой для понимания идеи рассказа стала фраза о деньгах, которые пахнут. Первоначально героями рассказа писатель хотел сделать семью Филимоновых, однако в ходе работы Чехов изменил ее фамилию и перенес акцент на Старцева. В остальном, в характеристике семьи как одной из самых культурных семей города, писатель изменений не внес.

Главным героем стали не Туркины, а земский врач Дмитрий Ионыч Старцев. Если обратиться к значениям фамилии и отчества, то можно обнаружить прямая связь между фамилией и английским словом звезда. И действительно, появление молодого врача, полного сил и энергии, в провинциальном городке можно сравнить со звездой. Однако гореть этой звезде пришлось недолго. Полнел и богател Ионыч, набирался профессионального опыта, и вместе с этим превращался в обыкновенного обывателя, главной целью его жизни стала нажива. Определенный смысл вложен автором и в отчество героя, которое переводится как голубь мира. И вторая половина рассказа, когда Дмитрия Старцева жители города называют по-своему Ионычем, и есть свидетельство того, что наш герой полностью смирился с обстановкой, а в начале своего пребывания в городе он даже позволял себе критиковать. Горечью и правдой наполнены его слова, в которых он передает суть своей сегодняшней жизни Екатерине Ивановне, на которой чуть было не женился.

Образ врача, особенно того, кто самоотверженно служит в земстве, один из постоянных в творчестве писателя. Старцев –земский врач, подававщий большие надежды. В начале службы его все устраивает: и земская больница, читай больница для бедных, и сами больные, жители окрестных деревень. Он даже по-своему любит их. Своей больнице он остается верен до конца, но теперь его обуяла жадность. К больным он относится как к источнику обогащения. Самое любимое занятие -разглаживание ассигнаций, которыми наполнены все его карманы. Они разные, может быть, они и пахнут, но Ионычу до их запаха нет никакого дела. Писатель на его примере психологически верно дает картину того, как под влиянием обстановки деградирует человеческая душа.

Изменился по сравнению с первоначальным замыслом и рассказчик. Если вначале повествование велось от первого лица, то в окончательном варианте рассказ ведется от третьего лица, он делится своими впечатлениями от города и его обитателей с читателями. Место действия рассказа –провинциальный уездный город очень напоминающий город, в котором прошли детство и юность писателя – Таганрог.

Над рассказом «Ионыч» писатель работал в один из переломных моментов свое непростой жизни. Вернувшись из-за границы, Чехов принимает гостей, открывает школу и урывками работает над рассказом.

2 вариант

Рассказ «Ионыч» написан автором в июле 1898 году в Мелихове. Первые упоминания о будущем рассказе встречаются в записных книжках и письмах еще в августе 1897 года. Литературоведы считают 1890-е годы переломными в творчестве писателя. Это время глубокого и тонкого воспроизведения психологии героев и появлении философской составляющей. В то же время неизменной чертой творчества писателя остается традиционное сочетание грустного и смешного.

В те времена, автор сразу после лечения во Франции включился в активную жизнь. Антон Павлович занимался строительством, открывал школу и принимал гостей. В перерывах между бурной деятельностью Чехов писал рассказ. Пейзажи скучного провинциального городка местами были списаны автором с его родного Таганрога. А условия работы Старцева перекликались с тогдашними условиями работы московских врачей, о которых хорошо знал Чехов.

Первоначальный замысел рассказа состоял в разоблачении семьи Туркиных, тогда еще автор дал им фамилию Филимоновы. Первые записи в блокноте Чехова описывали главу семьи Филимоновых – чиновника, который поет, играет на сцене и умеет острить. А его супруга пишет повести. Мальчик-слуга, при гостях произносит напыщенную театральную фразу «Умри, несчастная».

Но, в последствии, Чехов углубил смысл произведения, сместив акцент на внутренние изменения главного героя – Ионыча. Изначальный же вариант рассказа вообще не предполагал наличие главного героя. Чехов разделил рассказ на пять глав, в каждой из которых раскрыт новый этап жизни Старцева. Следуя своей характерной черте – автор дал герою говорящую фамилию, выражающую преждевременное увядание человеческой души.

Черновики Чехова свидетельствуют о том, что рассказ задумывался как произведение, написанное от первого лица, но не от лица доктора Старцева. Рассказчик был просто очевидцем истории. Позднее, писатель изменил повествование, написав его от третьего лица. Это создает впечатление непредвзятого взгляда на происходящее, и отражает только впечатления и некоторые взгляды самого автора. Череду побочных эпизодов и образов, окружающих главного героя, Чехов заменил на замечания обывателей и семью Туркиных. Тем самым подчеркнув ироничное отношение к ним. Если изначально Чехов хотел выделить духовную бедность в рамках одной семьи, то позднее, он раскрыл тему гораздо более обширно. Автор акцентировал внимание на влиянии общества на человека. Ведь если самая талантливая семья в городе оказалась бездарной, то что можно сказать о самом городе?

Первая публикация рассказа состоялась в сентябрьских приложениях к журналу «Нива», спустя два месяца после написания.

Также читают:

Картинка к сочинению История создания рассказа Ионыч

История создания рассказа Ионыч

Популярные сегодня темы

  • Главная мысль рассказа Уроки французского 6 класс

    Данное замечательное произведение содержит в себе такую тематику, которая указывает

  • Сочинение Мое любимое стихотворение Тютчева

    Федор Тютчев – русский поэт 19 века, творчество которого при жизни было не очень популярно. Современник Николай Некрасов отнес его к «второстепенным» поэтам. Однако лирические произведения

  • План рассказа главы Княжна Мери (Герой нашего времени)

    В Пятигорск, славящийся своими минеральными водами, главный герой – Г.А.Печорин прибыл, чтобы отдохнуть и немного поправить здоровье. Там он случайно сталкивается с раненым в ногу юнкером Грушницким, с которым был знаком по службе.

  • План рассказа Первые бабочки из книги Зеленые страницы

    Как только солнце слегка пригреет, а природа ещё не отошла от зимнего сна, можно увидеть первых порхающих бабочек. И хотя внешне они все разные, но все такие трепетные и красивые, что глядя на них сразу чувствуется приближение весны.

  • Бунин

    Иван Алексеевич Бунин — классик русской литературы, однако вышедшие из-под его пера многочисленные произведения всегда привлекали внимание и провоцировали обсуждения всех отечественных филологов.

Антон Павлович Чехов является классиком мировой литературы, а также он известен нам как врач по образованию. Свою медицинскую практику он вполне успешно совмещал с писательской деятельностью, однако, не смог помочь самому себе преодолеть тяжелейший недуг, мучивший его с юности.

История создания

Именно в «Петербургской газете» в 1887 году и был впервые опубликован рассказ «Мальчики». Но еще под авторским псевдонимом Антоша Чехонте.

Существует версия, что поводом к написанию стал случай, имевший место в жизни самого Чехова. Якобы во время прогулки в Нескучном саду в Москве он встретил двух гимназистов, изображавших в игре индейцев. Перенеся это незначительное, на первый взгляд, событие на бумагу, он привнес в историю много основополагающих моментов, которые способны сызмальства формировать личность человека и в дальнейшем объяснять некоторые его поступки.

Первые публикации Чехова носили юмористический характер, а потому он довольно продолжительное время сотрудничал с некоторыми изданиями, печатавшими произведения в данном жанре. Свои сочинения он поначалу подписывал псевдонимами. Их литературоведы насчитывают более сорока. Самым известным, пожалуй, стоит отметить псевдоним Антоша Чехонте. Но после того, как Антона Павловича пригласили работать в периодические издания «Петербургская газета» и «Новое время», и его публикации обрели популярность, писатель стал подписывать их настоящей фамилией.

Жанр, направление

«Мальчики» — это рассказ по жанру, прозаическое произведение. Начинается оно и заканчивается, по сути, одной и той же восторженной фразой: «Володя приехал!». Только оттенок этой экспрессии в начале и в конце имеет существенные отличия.

Направление в литературе второй половины 19 века — реализм. И Чехов являлся его ярким представителем. Все его герои — отнюдь не идеалы человеческой природы. Они, как призма, пропускают через себя веяния и умонастроения современного им общества, своего времени и волей-неволей подвергаются их влиянию. Это обычные, простые люди, не чуждые порокам, но ведомые и добродетелями.

Суть: о чем говорится в рассказе?

В центре сюжета — приезд двух гимназистов, Володи Королева и господина Чечевицына, в гости к первому. Мальчики — одноклассники, решившие провести каникулы в кругу семьи Володи. Родители и сестры Королева несказанно радуются встрече с мальчиком, вспоминают, как провожали его на учебу в гимназию, и ждали каникул. Володя знакомит родных со своим приятелем Чечевицыным, фамилию которого никто из домашних так и не смог правильно запомнить.

Мальчики ведут себя отрешенно и холодно по отношению к обитателям дома. Родители и сестры Володи сразу замечают это и огорчаются факту, будто и не рад мальчик приезду домой. Он постоянно шепчется с Чечевицыным, будто замышляя что-то.

Сестры Володи, подслушав его разговор с приятелем, убеждаются, что ребята затеяли побег. Начитавшись приключенческих романов про индейцев и мир Дикого Запада, они загорелись идеей отправиться в путешествие по Америке с целью добычи золота и слоновой кости. И даже запаслись неким провиантом, ножами и пистолетами. Однако девочки не воспрепятствовали этой затее и не рассказали об услышанном родителям, потому после некоторых колебаний Володи и под внушительным влиянием Чечевицына побег состоялся.

Сутки продолжались их поиски. И когда мама Володи была уже на грани нервного срыва, заговорщиков отыскали и доставили домой. Володя от чувства раскаяния и вины перед семьей даже заболел. А Чечевицын, напротив, не испытывал никаких угрызений совести. Телеграммой вызвали его мать, и зачинщик уехал. На прощание он лишь оставил запись в тетради одной из сестер Володи: «Монтигомо Ястребиный Коготь». Более подробно основные события рассказа мы описали в кратком содержании для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

Чехов во многом противопоставляет мальчиков друг другу. Начиная с описания их внешности и заканчивая внутренними противоречиями одного и отсутствием их у другого.

Володя охарактеризован внешне кратко, в то время как господин Чечевицын имеет более детальное описание вплоть до структуры волос. Даже говорящая фамилия Королев, что в целом свойственно творчеству Чехова, идет вразрез с его действиями. Лидером в общении мальчиков является Чечевицын, несмотря на его угрюмость и неразговорчивость. И Володю, некогда весельчака и болтуна, домашние не узнают, настолько тот изменился и стал подобием приятеля, неприветливым и сердитым. Чечевицын подчинил своему влиянию Володю и внушил ему мысль о необходимости побега в Америку, куда они будут добираться, преодолевая тысячи километров, сражаясь с врагами и дикими зверями на своем пути, но зато их будет ждать награда в виде трофеев с индейских резерваций. Под влиянием убеждений друга и увлеченно прочитанных книг Володя соглашается на авантюру. Но позже, оказавшись под кровом уютного дома с родными людьми, мальчик начинает сомневаться в этой затее. Он колеблется и сообщает об этом Чечевицыну. Страх огорчить маму и заставить ее волноваться останавливает Володю, подсказывает отказаться от побега. Но в то же время в нем жива моральная сторона вопроса, ведь он дал честное слово другу поддержать затею, и должен это слово сдержать.

Но Чечевицын далек от этих душевных терзаний и увлечен только одной идеей — убежать и поскорее. Ему, в отличие от Володи, неведомы тепло домашнего очага и родительская забота, его ничто не держит. Семейные ценности не являются для него чем-то основополагающим. Он — человек решительный и суровый. Володя не такой. Этот мальчик добропорядочный, привязанный к семье всем сердцем, хоть и на стадии своего взросления пытающийся продемонстрировать обратное. Однако у него есть мечта — Америка. И ради ее осуществления он готов на поступок: пренебречь самым ценным, что у него есть, доверием и близостью семьи. Но данное решение дается ему с трудом, Володя принимает его не самостоятельно, а под натиском Чечевицына. У друга же нет камня преткновения в виде семьи, и сомнения в правильности и благоразумности решения его не гложут. Характеристика мальчиков убеждает нас в том, что их воспитание и происхождения прямо противоположны.

Свою неудачу мальчики совершенно по-разному переживали. Володя был сильно подавлен тем, что доставил столько боли своей семье. А Чечевицын, не обремененный чувством ответственности, наоборот гордился поступком, не приняв к сведению масштаб доставленных людям страданий. Ведь им он подверг и свою мать, которая вскоре приехала и забрала мальчика домой.

Темы и проблемы

Главная тема произведения А. П. Чехова — детство, которое выражается в желании главных героев осуществить путешествие в далекую неизведанную страну. Они совершенно неприспособленны к взрослой жизни, не осознают последствий своего решения, продолжают жить в мире грез, иллюзий и фантазий.

В рассказе автор затрагивает проблемы взаимоотношений отцов и детей, в целом мира детей и взрослых, разницу в мировоззрениях людей одного поколения. Чехов рассматривает вопрос расстановки приоритетов в мышлении мальчиков, чем один может легко поступиться и пренебречь, а другой нет.

Проблема воспитания проскальзывает в строках с репликами отца Володи. Тот предельно интеллигентен, очень уважителен к собственному сыну. Он смог заложить в сознание мальчика верные постулаты, которыми необходимо руководствоваться в жизни, элементарно — что такое хорошо и что такое плохо. А на примере Чечевицына мы наблюдаем противоположную картину. Судя по всему, мальчик был лишен родительской любви и должного воспитания, оттого и вырос с безответственной претензией к независимости и самостоятельности.

Главная мысль

Смысл рассказа «Мальчики» – это необходимость поддерживать правильные отношения между взрослыми и детьми. Дети являются продолжением своих родителей, и им следует всегда внимательно относиться к вопросам воспитания своих отпрысков, нести за это ответственность, чтобы в дальнейшем похожее чувство ответственности зародилось и укоренилось в душах и воззрениях самих детей. Ведь родительский пример самый точный и показательный на первых этапах формирования личности ребенка.

Следовательно, идея произведения – это стремление автора напомнить о том, как важно постоянно задумываться о последствиях принятых решений, а тем более совершенных поступков. Так как порой последствия бывают непредсказуемыми и необратимыми, желательно стараться просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. А если неблагоприятный исход неизбежен, возможно, разумнее будет и вовсе отказаться от ранее принятого авантюрного решения.

Чему учит?

Рассказ А. П. Чехова «Мальчики» учит придавать важное значение истинным семейным ценностям и не отказываться от них, учит не поддаваться чужому влиянию и всегда иметь собственную точку зрения и способность при необходимости твердо ответить «нет». Чехов также призывает родителей относиться к своим детям максимально бережно, оказывать им помощь в психологическом становлении и призывать их руководствоваться только своим умом.

Важность семьи для человека автор ставит во главу угла. Все его поступки, еще, будучи ребенком, ознаменованы теми условиями и обстоятельствами, в которых он родился и вырос. Традиционные семейные ценности и глупые детские причуды Чехов одновременно противопоставляет и приводит в сравнение, демонстрируя, как деструктивно может повлиять необдуманное и наивное решение на то, что действительно важно, но о чем иногда людям свойственно забывать.

Автор: Нелли Зиновьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Чехов на деревню дедушке рассказ
  • Чехов мальчики план для 4 класса по рассказу
  • Чехов москве на трубной площади читать рассказ
  • Чехов краткий рассказ о писателе
  • Чехов лучшие рассказы список