Чехов краткий рассказ о писателе

Рассказ мальчики антона павловича чехова наполнен яркими героями, юмором и неожиданными поворотами событий. автор мастерски создат образы. одной лишь фразой

Рассказ «Мальчики» Антона Павловича Чехова наполнен яркими героями, юмором и неожиданными поворотами событий. Автор мастерски создаёт образы. Одной лишь фразой или действием персонажа он может описать его характер и жизненные ценности. Как и во всех произведениях Чехова, в рассказе «Мальчики» присутствует и глубокая мораль. Многомудрый Литрекон предлагает Вам к прочтению краткий пересказ рассказа «Мальчики», а также отзыв для читательского дневника. Несмотря на то, что сюжет передан в сокращении, в нём раскрыты все основные события и важные детали. 

Краткий пересказ

(466 слов) Морозным зимним днём Володя Королёв приехал со своим другом Чечевицыным, учеником второго класса, домой из гимназии на рождественские каникулы. Вскоре после радостной и шумной встречи за столом собралась пить чай вся семья Володи: отец и мать, а также сёстры мальчика — одиннадцатилетняя Катя, младшие Соня и Маша. На сестёр Володи Чечевицын производил впечатление «учёного человека»: у него был серьёзный вид, он мало говорил, был чрезвычайно задумчив. Володя, обычно бывавший в домашней обстановке разговорчивым и весёлым, тоже был молчалив.

Раньше, когда Володя приезжал на каникулы домой, он с радостью брался за приготовление украшений для ёлки, бегал во двор смотреть на снеговую гору, которую делали кучер с пастухом. Но теперь, когда после чая отец с девочками вырезали из цветной бумаги праздничные украшения в детской комнате, он тихо сидел рядом со своим товарищем у окна. Мальчики шёпотом что-то обсуждали, рассматривая карту в географическом атласе. Чечевицын рассуждал, каким образом можно добраться до Калифорнии.

Друг Володи пытался заговорить с Катей, но она не поняла его заумных рассуждений из приключенческой книги. Он называл себя «Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых». Всё это было очень загадочно для Кати и Сони, двух старшеньких девочек. Они решили узнать, в чём дело, и внимательно следили за ребятами. 

Вечером девочки тихо подошли к спальне мальчиков и услышали их разговор. Ребята планировали бежать в Америку «добывать золото». Для этого путешествия у них было всё подготовлено: необходимые вещи, оружие, еда и немного денег. Чечевицын называл Володю «бледнолицый брат мой». Катя и Соня решили ничего не говорить маме о готовящемся побеге, так как они хотели, чтобы мальчики привезли им из Америки подарки.

На следующий вечер, накануне сочельника, Володя расплакался и долго обнимал своих родных перед сном. Катя и Соня понимали в чём дело, а Маша, самая маленькая, ничего не знала.

Ранним утром в сочельник Катя и Соня пошли посмотреть на то, как ребята будут совершать побег. Они услышали, как в комнате Чечевицын уговаривал неуверенного и напуганного Володю ехать в Америку. Володя жалел маму, но всё-таки под напором друга согласился ехать. 

В этот же день за обедом родители обнаружили, что мальчиков нигде нет: ни в доме, ни в деревне. Мальчиков долго искали. Целый вечер они ждали ребят. Ночью вновь пошли искать их в деревне, с фонарями ходили к реке. На следующий день приехал урядник составлять бумагу. Мама переживала за детей и всё плакала. Немного погодя у крыльца дома Королёвых остановились сани — это привезли найденных детей. Ребят задержали в городском Гостином дворе. Там они спрашивали, где можно купить порох. Володя сразу же бросился, рыдая, к матери. Потом отец повёл беглых мальчишек к себе в кабинет и отчитал их. Оказалось, дети ночевали на вокзале. 

Мать Чечевицына, получившая от Королёвых телеграмму, на следующий день приехала забрать домой сына. Перед отъездом Чечевицын был суров, он молча и с надменностью прощался с девочками. Не сказав ни единого слова, он написал в Катиной тетрадке на память: «Монтигомо Ястребиный Коготь». 

Отзыв

(292 слова) Главная мысль рассказа «Мальчики» состоит в том, что необходимо думать о близких и родных людях, прежде чем решиться на поступок, который может привести к беде. Важно нести ответственность за свои действия. Такова мораль рассказа «Мальчики». Быть самим собой, не идти на поводу у других людей, прислушиваться к своему сердцу и разуму — вот чему учит автор. Володя хотел быть похожим на Чечевицына, поэтому он, изменив своим привычкам, копировал поведение друга. Кроме того, автор показывает его слабоволие и мягкотелость. Володя хотел отказаться от затеи убежать из дома, но под влиянием своего товарища всё-таки согласился ехать вместе с ним.

Произведение заставляет задуматься о том, что детям необходимо выбирать себе друга, с которым он будет на равных, не попадать под влияние и не принимать безоговорочно его идеи. Автор показывает различие детей и их характеров. Володя и Чечевицын — по темпераменту совсем разные ребята. Володя — чувствительный, податливый, открытый мальчик. В глубине души он понимал, что поступает несправедливо по отношению к своим родителям, он жалел свою мать. Когда мальчики вернулись домой, Володя в слезах побежал к матери: он раскаивался в содеянном. Не будь у Володи такого друга как Чечевицын, он вряд ли бы совершил подобное. Чечевицын — загадочный, непростой человек, обладающий лидерскими качествами, скрытный и не эмоциональный. После всего произошедшего он вёл себя ещё более серьёзно и надменно, не чувствуя своей вины. Таково моё отношение к главным героям рассказа «Мальчики». 

Мне понравился рассказ «Мальчики» тем, что вся произошедшая с ребятами история закончилась благополучно. Чехов показывает, как нелегко порой ребёнку оставаться самим собой рядом с другом, которым он восхищается и видит пример для подражания. Таково моё впечатление о рассказе «Мальчики». Автор описывает читателю вполне жизненную и поучительную историю. В такой ситуации могут оказаться дети, не осознающие своих действий в силу малого возраста и незнания жизни. Таково моё мнение о рассказе «Мальчики». 

Автор: Диана Танцур

Тема. А П.Чехов.
Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий».

Цель урока: ознакомление с биографией и творчеством А.П.Чехова, новыми
литературоведческими терминами; с содержанием рассказа «Толстый и тонкий»,
определение темы и идеи произведения; развитие умения внимательно и вдумчиво
читать; воспитание негативного отношения к чинопочитанию и угодничеству.

Задачи:

Ознакомление с
биографией А.П.Чехова. Введение понятия «юмор».

Развитие культуры
речи, читательских умений; обучение отбирать материал текста для работы над
темой; развитие нав
ыков сравнительного анализа; развитие монологической речи.

Воспитание интереса
к предмету, воспитание нравственных качеств.

Оборудование: художественный текст «Толстый и тонкий», учебник
литературы  (автор Коровин
Н.Я.),  дидактические карточки.

Методические приемы: сообщения учащихся, выразительное чтение,
объяс
нение
теоретических вопросов, беседа по вопросам, работа с  учебником,
самостоятельная работа, «Закончи предложение».

Тип урока: изучение
нового материала

Ход урока

В
человеке всё должно быть прекрасно:

и
лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А.П.Чехов

І.
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

1. Работа с
эпиграфом

2. Беседа

1)Что же должно
быть прекрасным в человеке?

2)Как вы понимаете
высказывание А.П.Чехова? Согласны ли вы с такой точкой зрения?

II. Изучение нового материала

1.Слово учителя.

        Дома 
вы познакомились с одним из шедевров Чехова. Это рассказ «Толстый и тонкий». 

Давайте попытаемся
сформулировать тему и цели сегодняшнего урока (Ответы учащихся: изучим
биографию писателя,  его рассказ «Толстый и тонкий», попытаемся определить тему
и идею этого произведения, будем учиться анализировать литературное
произведение, характеризовать героев рассказа
, развивать
монологическую речь
).

2.Изучение кратких биографических данных о писателе.
Сообщения учащихся по предварительным индивидуальным заданиям.

1 ученик

Родился в Таганроге (Россия), где получил образование в гимназии. В
связи с банкротством отца большая семья переезжает в Москву (1876), а юному
Чехову приходится взять на себя заботы, связанные с кредиторами, распродажей
семейного имущества. Именно эти трудные три года самостоятельной жизни повлияли
на его дальнейшую судьбу: он стал сдержанным, научился вести дела, не унижая
себя и людей. С этого времени вся семья жила за его счёт. В 1879-1884 г.г.
А.Чехов учится в Московском университете на медицинском факультете. Некоторое
время работает врачом.  С 80-х годов начинает печататься в юмористических
журналах и газетах. Осознаёт себя писателем с 1886 года, когда получает от
Д.Григоровича письмо, где тот  признаёт его яркий дар. Были очарованы талантом
Чехова Л.Толстой, И. Репин и другие известные в России и мире личности.

2ученик.

Автор выслушивает также  много критики в свой адрес. Сначала его
обвиняют в «безпринципиальности», потом замалчивают. Писатель так и не
выработал для себя целенаправленной жизненной позиции. Чехов пытается найти
«норму» жизни, бьётся над вопросом смысла собственного существования и
человеческой жизни вообще. Позже, в связи с этим «застоем», он едет в Сахалин
(1890). Писатель пытался сделать прорыв, выйти на новые горизонты в собственном
творчестве: ему захотелось практического большого дела, какого-то человеческого
подвига. Поездка оказалась нелёгкой, со временем дала о себе знать тяжёлым
состоянием здоровья, но это будет попозже, а в 1895 году Чехов выдаёт книгу
«Остров Сахалин», которая стала сенсацией в России – речь шла о быте каторжан и
высланных поселенцев. К «сахалинской теме» принадлежит и «Палата №6».

3 ученик.

В начале 90-х годов он посещает Францию, Италию, Австрию. Драматическое
мастерство писателя  — это 1896-1903г.г. Успешная постановка «Чайки» в 1898
году в Художественном театре – основа совместной работы Чехова именно с этим
театром. С 1898 года писатель из-за болезни живёт в Ялте. За месяц до смерти он
выезжает на лечение в санаторий в Германии, где умирает. Похоронили его в
Москве.

3. Интересные
факты о писателе.

         Сообщения учеников

В биографии Антона
Павловича Чехова интересных фактов из жизни известно очень много. Медики
считали его талантливым врачом и диагностом. Коллеги по литературному цеху
восхищались иным его талантом – писателя и драматурга. А родные и друзья называли
его не иначе, как «человеком будущего». Кем же он был на самом деле?

·        
Антон Павлович Чехов очень любил подписывать свои
рассказы интересными псевдонимами, которых насчитывалось около 50. Самым
популярным среди них был Антоша Чехонте. В семье Чехова считалось, что фамилия
их рода происходит от предка чеха.

·        
У Чехова было две любимых собаки породы такса,
которым он дал необычные имена – Бром Исаевич и Хина Марковна.

·        
Первые рассказы Чехова были напечатаны в журнале
«Осколки», главный редактор которого, Николай Лейкин, был очень требовательным.
Лейкин считал, что это должны быть  сто слов: описание, диалоги, характеры,
сюжетная линия – всё должно быть мастерски выписано! Так появилась знаменитая
«краткость», которая навсегда стала любимой сестрой таланта Чехова.

·        
В мелиховский период Чехов работал земским врачом,
построил несколько школ, пожарный пункт для крестьян, колокольню. Писатель
позаботился о прокладке шоссейной дороги на Лопасню и о появлении на
железнодорожной станции почтового отделения. Кроме того, Чехов засеял
прореженные лесные участки вязами, дубами, лиственницами и высадил более тысячи
вишневых деревьев. В этот период Антон Павлович на свои средства также открыл в
Таганроге общественную библиотеку.

·        
Чехов был очень ответственным человеком, причем, во
всём. Организация творческого процесса – не исключение. За работу он садился в
определенное время, при этом не позволял себе выглядеть неопрятно – всегда в
костюме и знаменитой бабочке

III.Анализ
произведения А.П.Чехова
«Толстый и
тонкий».

1. Как зовут
героев рассказа? (Михаил и Порфирий)

2. Кем они
приходились друг другу? (Они были школьными товарищами, давно не виделись и
очень обрадовались встрече)

3. Докажите, что
радость героев была искренней. (Цитаты из текста)

4.С чего начинается разговор двух
друзей? (монолог Тонкого).

5.Что вспоминает Тонкий?  (Как дразнил толстого.
«Геростра­том, а меня Эфиальтом»).
За что?  (Ябедничать любил).

6.Как задает вопросы Толстый?  (Восторженно глядя на
друга).

7.Что мы узнаем о
материальном положении Тонкого?  (Пло­
хое жалование, жена дает уроки музыки,
он изготавливает  деревянны­
е
портсигары).

8.А как обстоят дела у Толстого?  Какие детали портрета говорят о его высоком уровне на
социальной лестнице?
(Стал тайным советником, получил
две звезды).

9.Какие изменения происходят с Тонким? Как он теперь вы­глядит? Как
заговорил?   (Проследите по тексту). (
После
этого с тонким, с его семьёй, даже с его вещами произошли удивительные
превращения: они «съёжились», «сузились»,
«сгорбились», «поморщились»… Человек исчез, появился
чиновник.. на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и
почтительной кислоты, его лицо «искривилось»
«широчайшей улыбкой».
Знаменательно, что лицо именно «искривилось» улыбкой, а не
«заискрилось», «заиграло» и т.п. Слово показывает нам неискренность,
натянутость и вымученность этой улыбки.
)

10..Почему стало противно? И кому? Какое
слово находит
толстый,
чтобы остановить тонкого?   (Чинопочитание).

11.Чинопочитание. Как вы его
понимаете? Подберите синонимы. (Лакейство, приспособленчество,
утрата чувства собственного достоинства).

12. Как говорит автор о реакции Нафанаила на ход диалога? Прочтите.       
«Нафанаил немного подумал и снял шапку».     
«Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца».

 «…Нафанаил вытянулся во фрунт и
застегнул все
пуговки своего
мундира…»
 13. Почему, по-вашему,
третий раз автор не написал, что Нафанаил «немног
о подумал»?
ривычка к чинопочитанию
прививалась мальчику с детства. Чиновник не должен думать: его задача —
выполнять распоряжения старших по рангу
)
.          

14.В конце читаем: «Все трое были приятно ошеломлены». Какие чувства они
испытывали?
стрече рады
члены семьи тонкого (Порфирия), потому что теперь они имеют знакомого, который
занимает столь высокий чин, и при случае могут похвастаться этим знакомством.
Толстый (Михаил) встр
ече уже не рад).
 

15.Из
каких предложений по цели высказывания и интонации состоят предложения? (Вопросительных,
восклицательных).
О чём это говорит? ( О неподдельном интересе друг к
другу, герои интересуются жизнью друг друга).

16.Обратите
внимание на то, что герои очень много говорят. Вспомните, как называется
разговор двух и более лиц? ( Диалог).

17.Какой прием
лежит в основе построения произведения?

(Антитезапротивопоставление.
На протяжении всего произведения антитеза сохраняется: от
богатого пахнет «хересом и флер-д’оранжем», в то время как от бедного –
«ветчиной и кофейной гущей». Когда Толстый восторгается, его товарищ бледнеет.
Михаил обращается к другу «на ты», а Порфирий, узнав чин, начинает обращаться к
нему «на вы», в речи Порфирия появляется высокий
стиль («милостивое внимание»,
«вы-с»,
«приятно-с».).

18.Найдите
фразеологизм  в тексте. («Сколько зим, сколько лет!»)

IV.Работа
над теорией литературы.

Работа в тетрадях.Объяснение
учителя.

Комическое в искусстве — это средство раскрытия
противоречий путём их сравнения с идеалами.  

Комическое (греч. kemikos — веселый, смешной) —
эстетическая категория, изучающая смешное в  литературе (
жизненное явление, вызывающее смех).    
Основными формами функционирования комического является сатира, юмор и ирония.
Юмор высмеивает недостатки людей, курьёзные
ситуации, а сатира бичует пороки общества.
(Запись в тетрадь: юмор — 
дружелюбный смех, сатира — злая насмешка).


Какой вид комического использует автор в рассказе?

— Смешным или грустным назвали бы вы рассказ, а может быть
смешным и грустным одновременно? (В своём рассказе писатель умело соединяет
смешное и грустное. И в этом соединении проявляется неповторимая особенность
его таланта).

Чтение рассказа в лицах.

Какие черты характера героев мы можем
назвать?   (Запись в тетрадях )

                       Толстый                                                        Тонкий

          Скромный,
успешный,                                 Хвастливый, подхалим,

                  
благородный                                    ценит чин больше человека

V.Самостоятельная работа. Работа в парах.

Заполните цитатные таблицы(на
карточках)

Таблица1.


Портрет «Толстого» в рассказе «Толстый и тонкий»

«Толстый»
глазами автора

«Толстый»
глазами «тонкого» в начале встречи

«Толстый»
глазами «тонкого» в конце встречи

Таблица2.

Перемены в
Порфирии(тонком)

Не знает о служебном
положении товарища

Знает о служебном
положении товарища

Лицо

Интонация

Поведение

Вещи

VІ. Подведение итогов урока

1.Беседа

1.
Докажите, что прочитанное произведение является рассказом. (Повествуется
об одном эпизоде из жизни героев)

2.
Какие виды комического использует Чехов в этом рассказе? (Сатиру)

            3.Тема рассказа –( встреча двух друзей.)

            4..Идея рассказа –( высмеивание чинопочитания (почитание
старших младшими по службе), низкопоклонства (рабское и льстивое преклонение
перед кем-либо или чем-либо) и подхалимства.)

VІІ.Рефлексия. Прием «Незаконченное
предложение»

— Я познакомился с….

-Я узнал об ….

— Я запомнил  термин

— Особенно понравилось..

— Хочу отметить работу…

VI. Выставление оценок за урок.

VII.Домашнее
задание
:

.Письменная работа в тетради (на выбор):

1) Можно ли подхалима назвать настоящим
другом?

2)Впечатления  от
встречи с бывшим одноклассником.  Написать этот рассказ от  лица толстого
(тонкого).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Особенности стиля рассказов Чехова.

Цели: 1) Познакомить с биографией А.П. Чехова.

-Повышать общую культуру ученика-читателя,

-Развивать художественный вкус,

-Пробуждать стремление к вдумчивому чтению.

-Расширить представление о юморе.

-Помочь понять особенности стиля рассказов Чехова.

2) Сформировать навыки комплексного анализа произведений малой прозы.

-Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

3)Воспитывать чувство собственного достоинства.

Оборудование: доска, мультимедиа-презентация, учебник, сборник рассказов Чехова, рефлексивная мишень, литературоведческие словарики, карточки с заданиями.

Ход урока.

I.Орг.м. Эмоц. настрой класса.

1)- Какой сегодня день? Посмотрите в окно. Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?

— Какое настроение вызывает такая погода?

— А знаете, что надо делать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?

— Надо улыбнуться.

— Я хочу поделиться с вами улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом.

Улыбнитесь друг другу! Прочувствуйте теплоту, свет, радость, подаренные другом или подругой и пронесите это настроение через весь урок.

2)Запишем число, тему урока

-Сообщение целей. Как вы думаете, чем мы сегодня на уроке займемся? Чему должны научиться?

II. Прежде, чем говорить о произведении, необходимо познакомиться с его творцом. Ведь некоторые моменты биографии писателя могут помочь в понимании и замысла и содержания произведения.

(биография Чехова)

III. Дома вы прочитали рассказ «Хирургия». Понравился ли вам рассказ? Какое впечатление произвел он на вас?

Наверняка некоторые значения слов показались вам не совсем понятными. Объясним значение этих слов.

НА ДОСКЕ: Земская больница – это больница, организованная земством.

Земство — орган местного самоуправления. Земства были организованы в 1864 году. В губерниях и уездах (в областях и районах). Они занимались различной деятельностью, в том числе строили и содержали школы и больницы для крестьян и простого народа. Часто в таких школах был один учитель, а в больницах – один доктор.

Фельдшер – помощник врача, человек со средним медицинским образованием.

Дьячок – низший чин служителя церкви.

— Как выглядела земская больница? Кто ее пациенты. Прочтите описание в тексте. Подробное или краткое описание? (Земская больница не описана Чеховым подробно). Обычно в таких больницах были палата для больных и приемное отделение. Работал один доктор. В приемной стоит шкаф с инструментами, в бутылке карболовый раствор. Пациенты люди простые и малообразованныекак дьячок Вонмигласов).

НА ДОСКЕ: Вонмем! Это возглас, призыв во время службы, означающий на церковнославянском языке ВНИМАЙТЕ.

-Вслушайтесь: Вонмем, внимание, внимайте. Какие это слова? Однокоренные. О каком человеке они нам говорят? О человеке к голосу которого люди должны быть внимательны.

Фамилия говорит и о том, что ее владелец имеет отношение к церкви.

— А фамилия Курятин?

— Вспомните, с чего начинается рассказ? Что делает главный герой? ( Фельдшер Курятин курит зловонную сигару. О чем говорит фамилия? Герой много курит. А м.б. фамилия связана со словом курятина? Есть такое выражение «КУРИЦЫН СЫН», т.е. глупый и трусливый человек.

— Или выражение МОКРАЯ КУРИЦА? О каком человеке так говорят? О жалком.

Чехов очень переживал невежество своих коллег, он писал «Малограмотный доктор, каким бы он ни был добрым человеком, выглядит жалким». Так какое значение больше подходит к фамилии курятин?

— Вспомните, как называется этот прием в литературе? При изучении какого произведения, мы уже встречались с говорящими фамилиями?

— Какими предстают перед нами фельдшер и больной? Как они ведут себя вначале и в конце произведения? (Сначала обращаются больницах друг к другу на ВЫ и по имени и отчеству. А потом обзываются, передразнивают друг друга и «тыкают»).

— О чем говорит такое поведение? (Перед нами невежественные, (малообразованные), невоспитанные люди). — Вызывает ли смех такое поведение?

— Найдите и прочитайте реплики фельдшера. Как он говорит о своей профессии? О чем хочет сказать герой? А о чем хочет сказать автор? (Фельдшер «Хирургия – пустяки… Тут во всем привычка, твердость руки… Раз плюнуть»)

Герой хочет сказать, что он легко сумеет сделать хирургическую операцию.

А автор? Дает нам понять, что фельдшер относится к своей работе безответственно, плохо знает свое дело и храбрится перед операцией.

— Вспомните, как он подбирает инструмент? Найдите и зачитайте в тексте.

-О чем говорят эти действия? (У фельдшера не хватает знаний, чтобы выбрать инструмент и он выбирает наугад).

— На протяжении всей процедуры с зубом Курятин говорит с умным видом о важности своей работы, о том, что все необразованные, он один все понимает, и рассказывает, как лечил один раз помещика Египетского.

-Обратите внимание на речь Курятина. Какие предложения он строит, высказывает ли свою мысль до конца? Приведите примеры. ( Образованность… один костюм сто рублей стоит…)

(Речь его бессвязная, отрывистая, словарный запас ограничен. Он ругается и перепирается с пациентом).

— Человек какого культурного уровня перед нами? (Человек с низким уровнем культуры, плохо знающий свое дело).

— Можно ли назвать рассказ юмористическим? Вспомним, что такое юмор. Найдите определение в словарике. Юмор – это добродушный смех, который не уничтожает человека, а высмеивает его недостатки.

— Что высмеивает автор? Нелепые характеры героев, их глупость, самоуверенность. Юмор в рассказе основан на изображении смешной ситуации.

— Слушая этот рассказ хочется смеяться, но в то же время становится грустно. Почему? (Потому что понимаешь, что у людей бывает много недостатков, и эти недостатки могут причинять страдание другим людям. Неумение Курятина причиняет страдание дьячку Вонмигласову)

— Почему рассказ назван «Хирургия» Какой подтекст вкладывает автор в заглавие? О какой хирургии рассказывает Чехов? (О такой, которой на самом деле быть не должно).

IV. Проанализировав героев, их поведение, необходимо поговорить и о неповторимом стиле рассказа Чехова. Для этого условно разобьемся на группы.

1 ряд – 1 группа, 2 ряд – вторая, 3 ряд – третья.

Внимание на экран:

Задания 1 группе: 1) Вспомните прочитанные рассказы, посмотрите в содержание сборника рассказов Чехова, что вы можете сказать о заглавиях? Какие они?

2) О чем мы узнаем в самом начале рассказа? Подтвердите текстом рассказа. Что вы можете сказать о завязке рассказа?

Задания 2 группе: 1) Что лежит в основе сюжета?

2) Пролистайте страницы рассказа. Что в большом количестве встречается в рассказе? Какую роль играет диалог?

3) Найдите в тексте описание внешности героев, описание окружающей обстановки, пейзажа (если есть). Насколько подробно даны эти характеристики?

Задания 3 группе: 1) Что приносит дьячок в больницу? Почему именно этот предмет? Зачем приносит? Когда мы снова встречаемся с этим предметом? Подтвердите примерами из текста. Какую роль играет эта деталь для понимания текста?

2) Как заканчивается рассказ «Хирургия»? Ожидали ли вы , что все закончится именно так?

Минута на размышления.

Итак, начнем с заглавия. Слово первой группе. Что вы можете сказать о названиях рассказов? Какие они? Состоят из одного-двух слов)

По мнению Чехова, заглавие должно быть ярким, кратким, ясным.

-Сформулируем 1 особенность рассказов Чехова.

1) Простое, предельно краткое заглавие рассказа. Запишем в тетрадь.

-Как обычно построен рассказ? То есть композиция. Из каких частей она состоит?

Посмотрите на слайд и выстройте композицию в правильном порядке.

hello_html_17ba8667.gif

Слушаем ответ на второй вопрос. Отвечает первая группа.

2) О чем мы узнаем в самом начале рассказа? (о месте, времени, героях) Подтвердите текстом рассказа.

Мы узнаем, то главный герой, как его зовут, кем работает.

Что вы можете сказать о завязке рассказа? Вступление очень краткое. Сколько предложений – 4.

НА ДОСКЕ: Обратите внимание на слова Набокова: «Чехов входит в рассказ без стука, он не мешкает».

-Сформулируем вторую особенность рассказов.

2) Короткая завязка, дающая полную информацию о месте событий, времени, героях.

-А теперь обратимся к сюжету. Вторая группа.

Что лежит в основе сюжета? Общая проблема человечества, судьба героя или обычная бытовая ситуация?

(Чехов рассказывает о случае из жизни, на первый взгляд совсем заурядном)

Сформулируем 3-ю особенность.

3) В основе сюжета лежит бытовая ситуация, случай из жизни. Следующий вопрос у 2 группы.

— Пролистайте страницы рассказа. Что в большом количестве встречается в рассказе? Какую роль играет диалог? Много ли места отводится диалогу?

В диалоге мы слышим речь героев и понимаем, какой человек стоит перед нами, его уровень образованности, воспитанности, какое место занимает он в жизни. Приведите примеры из текста, какие слова используют герои, когда ругаются? Понятен ли характер героев через речь. Мы видим, что герои на самом деле грубы, невоспитанны, а не вежливы.

Сформулируем 4 особенность рассказа.

4) Диалогу автор уделяет большое внимание. Диалог – средство характеристики героев.

Следующий вопрос 3 группы:

-Найдите в тексте описание внешности героев, описание окружающей обстановки, пейзажа (если есть). Насколько подробно даны эти характеристики?

— Как выглядят герои? Насколько подробно дана портретная характеристика?

— Сформулируем 5-ю особенность рассказов.

5) Отсутствуют подробные пейзажные и портретные зарисовки.

Задания 3 группе: 1) Что приносит дьячок в больницу? Почему именно этот предмет? Зачем приносит? Когда мы снова встречаемся с этим предметом? Подтвердите примерами из текста. Какую роль играет эта деталь для понимания текста? Дьячок приносит просфору т.к. это самое дорогое для него — святой хлеб.

-Зачем понадобилась автору эта деталь?(Дьячок не говорит,как он недоволен проведенной процедурой, но то, что он забрал этот хлеб красноречиво подтверждает то, что фельдшер не заслуживает благодарности)

Такие тонкие подробности в литературе называют детализацией. Деталь многое может рассказать о герое.

— Какая деталь выражает наглость Курятина? (Сигара презрительно зажатая меж пальцев)

— А его неумение? (Выбор инструментов)

Сформулируем 6 особенность.

6) Подробное описание заменено «говорящей» деталью.

А как заканчиваются рассказы Чехова? И наш рассказ? Развязка совершенно неожиданная.

Значит, какая 7-я особенность рассказов?

7) Яркая, смешная, неожиданная развязка.

НА ДОСКЕ: Обратите внимание на слова Горького: «Чехов умеет быт писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно». Поняли ли вам о чем эти слова?

V. Итак, подведем итоги. Какие особенности стиля рассказов Чехова мы сегодня выявили? Назовите их.

_В чем Чехов видит смысл своей писательской деятельности? ( Бороться со злом, несправедливостью в обществе, с необразованностью)

— А борется он с этими пороками доступными ему средствами, т.е. средствами литературы. А это прежде всего ЮМОР. Достичь юмористического эффекта ему помогают те особенности рассказа, которые мы нашли в процессе нашей работы.

hello_html_4dd2d0b8.gif

hello_html_91fea.gifУрок подходит к концу, и нам надо ценить нашу деятельность с помощью мишени, она есть у вас на парте. Смотрим на экран:

                 Муниципальное  казённое общеобразовательное  учреждение

                   «Русскожуравская средняя общеобразовательная школа»

                             Верхнемамонского  муниципального района

                                                   Воронежской области

«Рассмотрено»

Руководитель МО

________Хижнякова Н.В.

Протокол №___ от

«__» ___________ 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МКОУ «Русскожуравская СОШ»

____________Иноземцева О.В.

«__» ___________ 2015 г.

«Утверждено»

Директор МКОУ «Русскожуравская СОШ»

____________Безручко А.А.

Приказ№___от «__»______2015г.

                                             Рабочая  программа

                                       ПО ЛИТЕРАТУРЕ

                                                           7 класс

                                       Количество часов за год: 70

                                       Количество часов в неделю: 2

                                          Составил:

                                                                                                    учитель русского языка и литературы

                                                                                                        МКОУ «Русскожуравская СОШ»

                                                                 Семенихина Е.В.

                                                  2015-2016 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Рабочая программа по литературе в 7  классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной ( Москва, «Просвещение», 2010 г. )

             Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Литература 7 класс» в 2-частях. Москва: Просвещение, 2014 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.

             Рабочая программа в соответствии с авторской программой литературного образования  под редакцией В.Я.Коровиной рассчитана  на 70 часов  (из расчёта 2 урока в неделю).

 В рабочей программе отведены часы на проведение уроков внеклассного чтения, которые позволяют расширить круг знакомства с произведениями того или иного автора, и на проведение уроков развития речи, которые вырабатывают умение понимать прочитанное, умение логично пересказывать, позволяют проводить письменные работы.

Общая характеристика учебного предмета

            Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусство с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, усвоения основных понятий теории литературы, формировании умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

            Задача изучения литературы в школе – воспитание читателя, умеющего понимать и ценить слово. Для этого необходимо приобщить учащихся к богатству русской классической и зарубежной литературы. Такова задача на предстоящий учебный год. За основу литературного образования берётся чтение художественных произведений с их последующим анализом, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Важным средством является повышение качества чтения, расширение его круга и уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст. Необходимо развивать «души прекрасные порывы» — эмоциональное восприятие произведения. Изучение курса литературы в 5 классе определяет дальнейшее отношение учеников к данному предмету.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

— воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов.

— формирование читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы;

— освоение знаний о русской литературе, о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

— овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений.

            Содержание школьного литературного образования концентрично: оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11классы). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 классы, 7-8 классы, 9 класс.

            Курс литературы 7 класса строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

            Ведущая проблема изучения литературы в 7классе-особенности труда писателя, его позиция; изображение человека как важнейшая проблема литературы.

В программу включен перечень необходимых работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказов, устные и письменные сочинения, произведения для заучивания наизусть.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

 Содержание тем учебного курса

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд чело­века, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

                                                                                УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Гроз­ного»,  «Сороки-Ведьмы»,   «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославле­ние мирного труда. Микула — носитель лучших человечес­ких качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства,  доброта,   щедрость,   физическая   сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, му­жество, справедливость, чувство собственного достоин­ства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изуча­ется одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятель­ного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Темати­ческое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собирате­ли. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представле­ний). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос  (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему  (эпитеты,   сравнения,   метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористи­ческие жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ  ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о  Петре  и   Февронии  Муромских».   Нравственные  заветыДревней Руси. Внимание к личности, гимн любви и вер­ности.

Теория литературы. Поучение (начальные представ­ления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представ­лений).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо  Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория   литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ   РУССКОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ  XIX   ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Полтава»    («Полтавский    бой»),    «Медный    всадник»

(вступление «На берегу пустынных волн…»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас­терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози­ции.  Своеобразие языка.  Основная  мысль стихотворения.

Смысл   сопоставления   Олега   и   волхва.   Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение чело­веческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представ­лений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опрични­ка и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную…») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирую­щим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (раз­витие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писа­теле.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобож­дение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности   изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отно­шение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изоб­ражении   пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нрав­ственность и человеческие взаимоотношения.

Теория   литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историче­ская основа поэмы. Величие духа русских женщин, отпра­вившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Ху­дожественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трех­сложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаиле Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», про­тивостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представ­ления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрос­лых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, ана­лиз собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художест­венное произведение (развитие понятия). Герой-повество­ватель (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры».  Воспитание детей  в семье.  Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фами­лии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность коми­ческого в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край  ты   мой,   родимый  край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной при­роде.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро…»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять…»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». Поэтическое изобра­жение родной природы и выражение авторского настрое­ния,   миросозерцания.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX   ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изоб­ражение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яр­кое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха  Изергиль»  («Легенда  о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произ­ведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Ма­яковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма,  словотворчество  Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория   литературы. Лирический герой (начальные

представления).   Обогащение   знаний   о  ритме   и   рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим мень­шим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произве­дения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости со­страдания и уважения к человеку. Неповторимость и цен­ность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравствен­ное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, вза­имопонимания, жизни для других. Своеобразие языка про­зы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преобра­женные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отече­ственной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Си­монов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о пи­сателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нрав­ственно-экологические проблемы,  поднятые в рассказе.

Теория   литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь при­роды и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго по­ступка.

«Тихая  моя  Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есе­нин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выра­жение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие.,.», «Июль макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о нераздели­мости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие по­нятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие пред­ставлений). Мемуары как публицистический жанр (началь­ные представления).

Писатели улыбаются, или  Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни  на слова  русских поэтов XX века

С. Есенин. «Отговорила роща золотая…»; Н. Заболоц­кий. «В этой роще березовой…»; Б. Окуджава. «По смолен­ской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы  народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дру­жеского расположения к окружающим людям разных на­циональностей. Особенности художественной образности да­гестанского поэта.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справед­ливости и честности. Народно-поэтический характер про­изведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, ге­рой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни при­роды и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нари­сованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ  ДЛЯ   ЗАУЧИВАНИЯ   НАИЗУСТЬ

Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отры­вок по выбору учащихся).

Пословицы и поговорки (на выбор).

М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всерос­сийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны   1747 года (отрывок).

A.  С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильеви­ча, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтею­щая нива…». Ангел (по выбору учащихся).

Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

И. С. Тургенев. Русский язык.

Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).

B.  А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой.

«Край ты мой, родимый край…» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).

B.  В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотво­рения по выбору учащихся (К. М. Симонов. «Ты по­мнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Е. М. Виноку­ров. Москвичи).

C.  А. Есенин. «Топи да болота…». Н. А. Заболоцкий.«Я воспитан природой суровой…». Н. М. Рубцов. «Тихаямоя родина…» (на выбор).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.

Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбо­ру учителя и учащихся). Пословицы и поговорки народов мира.

Из  древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника». Наставление твер­ского епископа Семена.

Из русской литературы XVIII века

A.  П. Сумароков. Эпиграмма.

B.  В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина.

Из русской литературы XIX века

И. А. Крылов. Басни (на выбор).

A.  Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя…».

B. А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.

Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику. К. Ф. Рылеев. Петр Великий в Острогожске. А.  С.   Пушкин.  Товарищам.   К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь. Н. М. Языков. Пловец.

М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоев­ского.

Н. А. Некрасов. Саша.

И. С. Тургенев. Бурмистр.

Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами…».

А. А. Фет. «Уснуло озеро…». Буря. «Я пришел к тебе с приветом…».

А. Н. Майков. Гроза.

Я. П. Полонский. Дорога.

Л. Н. Толстой. Детство.

А. П. Чехов. Размазня.

A. И. Куприн. Изумруд.

Из русской литературы XX века

И. А. Бунин. Лапти.

B.  Я. Брюсов. Нить Ариадны.

А, А. Блок. «Ветер принес издалека…». «Девушка пела в церковном хоре…». «Там, в ночной завывающей стуже…».

C. А. Есенин. 3—4 стихотворения на выбор.

А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить…». О. Э. Мандельштам. «Только детские книги читать…». Раковина. Домби и сын.

A.  Т. Аверченко. Вечером.

Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат. Дон Амин ад о. Четыре времени года. Н. С. Гумилев. Леопард. М. А. Осоргин. Земля. М. И. Цветаева. Стихи о Москве. Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка. Я. В. Смеляков. «Если я заболею…». Хорошая девочка Лида.

B.  П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке.
В. М. Шукшин. Критики.

А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).

Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку…». «Со мною вот что происходит…».

Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.

В. С. Высоцкий. Песня о друге.

A.  Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.

B.  С. Розов. В добрый час!

Из зарубежной литературы Японские трехстишия (хокку,  или хайку). Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Э. По. Лягушонок.

В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год. Дж. Лондон. На берегах Сакраменто. Р. Брэдбери.  Все лето в один день.

Учебно-тематический план

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Из них на развитие

речи

Из них на внеклассное чтение

1.

Вводный урок. В поисках смысла     жизни

1

2.

Устное народное творчество

5

1

1

3.

Из древнерусской литературы

3

4.

 Русская  литература  XVIII века

3

5.

Русская  литература  XIX века

26

6

3

6.

Произведения русских писателей 20 века

25

2

3

7.

Зарубежная литература

          6

1

2

8.

Итоговые уроки

1

 

Итого

70

10

9

Требования к уровню подготовки учащихся

 7 класса

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Устный опрос является одним из основных способов уче­та знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически после­довательное сообщение на заданную тему, показывать его уме­ние применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться сле­дующими критериями, учитывать: 1) полноту и правиль­ность ответа; 2) степень осознанности, понимания изучен­ного; 3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение язы­ковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлет­воряющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформле­нии излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) из­лагает материал неполно и допускает неточности в опре­делении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои сужде­ния и привести свои примеры; 3) излагает материал непо­следовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незна­ние большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуве­ренно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие не­достатки в подготовке ученика, которые являются серьез­ным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки уче­ника отводится определенное время), но и за рассредоточен­ный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при ус­ловии, если в процессе урока не только заслушивались от­веты учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

                                            Информационно – методическое обеспечение

1. Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. Москва: Просвещение, 2014 г. Авторы Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.

2.Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 7 класс, М. «ВАКО» 2014

3.Золотарёва И. В., Крылова Т. А. Поурочные разработки по литературе, 8 кл., М.: Просвещение, 2007 г.

4.Чижов Д. Г. Тесты: Литература, 7 класс. Учебно-методическое пособие. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2006 г.

  1. Литература. Поурочные планы. Программа под редакцией В.Я. Коровиной. 5-7 классы. Электронное пособие. Издательство «Учитель».
  2. Уроки литературы 7-8 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

                                                       Материально-техническое обеспечение

  1. Кабинет литературы.
  2. АРМ (автоматизированное рабочее место учителя).
  3. Диски  DVD к учебнику по литературе.

Урок № 42

от 19.02.

от 19.02.

от 19.02.

2018

Тема

А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. История о любви и упущенном счастье в рассказе «О любви»

Цель урока:

расширить знания учащихся о писателе; выявить философский смысл рассказа «О любви», проследить мысль о том, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни.

Задачи:

предметные:

проследить за мыслями, чувствами и поступками Алёхина и Анны Алексеевны, попытаться понять причину их несчастья;

метапредметные:

развивать умения акцентного вычитывания произведения, развивать монологическую речь учащихся, способствовать развитию коммуникативно-исследовательских и творческих способностей учащихся;

личностные:

способствовать воспитанию чуткого отношения к любви, способности понимать переживания другого человека.

Тип урока: урок-размышление.

Методы урока: беседа, работа с текстом, слово учителя.

Технология: педагогического сотрудничества.

Оборудование: учебник, презентация.

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений

И вместе проведём урок!

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка домашнего задания

Проверить наличие хронологических таблиц по биографии и творчеству писателя.

Отвечают на вопросы теста.

Взаимопроверка.

  1. Мотивация УУД. Целеполагание

В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…».

А.П.Чехов

— Вспомните, кому принадлежат эти слова?

(А.П.Чехову)

Запись эпиграфа и его анализ.

Анализируют, обобщают, делают выводы.

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

Сегодня мы с вами поговорим об этом удивительном человек, мастере слова, замечательном знатоке человеческой души, Антоне Павловиче Чехове.

«Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно», — написал о нем А.М.Горький.

В этом, я думаю, вы уже убедились, прочитав его многочисленные рассказы.

— Какие из прочитанных произведений вам особенно запомнились?

— А что объединяет эти рассказы, о чем они?

— И действительно, «Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья. Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле», — считал сам писатель.

И он не мог обойти стороной трагизм мелочей жизни и так беспощадно правдиво нарисовал позорную и тоскливую картину жизни людей.

В этом мы убедимся, когда познакомимся с «маленькой трилогией» о футлярных людях, которых М. Горький очень точно охарактеризовал: это люди, «проглядевшие свою жизнь». Вам, ребята, предстоит познакомиться с рассказами этой «маленькой трилогии», куда входят рассказы «О любви», «Крыжовник», «Человек в футляре».

Всех этих небольших по объему рассказов объединяет одна мысль: это футлярная жизнь, футлярные люди, футлярное существование.

— А как вы понимаете это слово?

Словарная работа:

Футляр – чехол или коробочка с крышкой для хранения различных предметов.

Духовный – имеющий отношение к внутреннему миру человека.

Скудный – то же, что и бедный, нищий, неимущий.

Духовное оскудение – когда человек перестаёт морально расти и развиваться и довольствуется только физиологическими потребностями.

Таким образом, человек словно создаёт футляр для своей души из совершенно не нужных ему правил и не хочет нарушать привычный уклад никакими эмоциональными потрясениями.

В данном случае, ребята, это символ духовного оскудения, бездумного, бездеятельного существования, которое является опасностью для общества.

Сегодня в центре нашего внимания один из рассказов этой трилогии — рассказ «О любви».

«Удивительно знал он женское сердце, тонко и сильно чувствовал женственность», — сказал о Чехове И.А.Бунин. Так ли это? Попробуем убедиться в этом, поговорив о рассказе. Любовь для героев Чехова – всегда переломный момент, путь в иную реальность. И в большинстве случаев любовь оказывается испытанием для героев на прочность при приобретении счастья, как это случилось и с героем данного рассказа. Я прошу вас записать в тетрадях тему нашего сегодняшнего урока.

Оформление тетради.

«Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Хамелеон».

Эти рассказы о простых людях, об обыкновенных явлениях. Но писатель преподносит их читателю так, что мы видим пороки нашего общества, он заставляет нас задуматься о смысле жизни, о правде, красоте, о служении людям.

Анализируют, обобщают, делают выводы.

  1. Работа над темой

История создания рассказа.

Этот рассказ был напечатан в 1898 году в 8-м номере журнала «Русская мысль». И он имеет биографическую основу. Лидия Алексеевна Авилова, молодая писательница из Петербурга, с которой были у Чехова, с ее слов, какие-то нежно-запутанные сердечные дела. Она замужем. У нее дети. Виделись они редко. С 1898 года появляется в писании Чехова линия тоски по любви. Тут что-то совпадает с Авиловой. Рассказ ей просто пронзил сердце – когда читала его впервые, то «тяжелые капли слез стали падать на бумагу, а я спешно вытирала глаза, чтобы можно было продолжать чтение», — вспоминала Лидия Алексеевна.

А.П.Чехов страстно хотел исключить из современной ему действительности насилие, фальшь. Он мечтал о том, чтобы между людьми установились простые, чистые, добрые и гармоничные отношения. Своеобразной проверкой жизненных связей между людьми у Чехова не однажды служила любовь. Полюбив, чеховский герой перестает быть человеком без лица, одним из толпы. Это человек очнувшийся, вступивший в духовную реальность: «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть», — писал Чехов.

Но герой может устрашиться этого чувства, испугаться внезапного превращения знакомого и уютного мира в мир сложный и непознаваемый. И тогда он отречется от любви и от самого себя.

Само течение жизни в чеховском мире противостоит любви: это жизнь не предполагает чувства, противится ему. Драматически заканчивается этот конфликт и в рассказе «О любви».

Запись важных тезисов.

Анализ рассказа.

— Ребята, а вам интересно было читать этот рассказ?

О чем вы задумались, прочитав его?

Примерные ответы.

Каким должен быть человек, чтобы стать счастливым? Какую роль могут сыграть сомнения в жизни человека? Какую роль играет любовь в жизни человека? Всегда ли любовь может осчастливить человека?

— Кто является рассказчиком и героем в рассказе?

— Что мы узнали об Алёхине, о его стремлении «жить по правде»?

— Как автор относится к герою?

Помещиком Алёхин становится вынужденно. Окончив курс в университете, он приводит имение в порядок, чтобы расплатиться с долгами отца, то есть для Алехина это вопрос чести имени, задача глубоко нравственная. Ему чужда и неприятна его новая жизнь: «Я решил, что не уеду отсюда и буду работать, признаюсь, не без некоторого отвращения»,- говорит он. Образ жизни не позволяет Алехину часто бывать в городе, иметь много друзей. Единственные близкие знакомые его – семья Лугановичей. Через некоторое время он понимает, что влюблен в жену Лугановича Анну Алексеевну и любовь эта взаимна.

— Что же изменилось, когда герой полюбил?

— Какие вопросы тревожили его?

Алехин, полюбив чисто, бескорыстно, глубоко жену неинтересного, ограниченного человека Лугановича и будучи любим ею, не только не открывается Анне Алексеевне, но, как и она, скрывает от самого себя «запретное чувство». Алехин ведет себя как нерешительный, робкий, слабый, всегда и во всем поступающий согласно общепринятой морали. Он, оправдывая свою нерешительность взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу женщины, в конечном итоге понимает, как мелко и обманчиво было все то, что мешало ему и Анне Алексеевне любить друг друга.

Убедившись, что Анна Алексеевна его любит, он спрашивает себя: «Куда бы я мог увести ее? Ведь из одной обычной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную. И как бы долго продолжалось наше счастье? Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или просто, если бы мы разлюбили друг друга?»

По мнению Алехина, эти размышления помешали решить вопрос положительно, в действительности же оказалось, что решаемый вопрос очень труден. Сомнения Алехина – не пустые, не трусливые, они открывают нам честные и добрые мысли. Но нет в его жизни главного – ясной и высокой жизненной цели. И это губит его.

-Как ведет себя Анна Алексеевна?

— О чем она рассуждает?

Анна Алексеевна тоже не смеет открыться любимому человеку и скрывает от него и себя свое чувство. Она жертвует любовью ради семьи, ради спокойствия возлюбленного. «Ей казалось, что она уже недостаточно молода» для Алёхина и для того «чтобы начать новую жизнь».

— Какова судьба их взаимного чувства?

В невозможности открыть чувства проходят годы. И лишь прощаясь навсегда, они признаются друг другу в любви и понимают, «как ненужно, мелко и обманчиво было все то, что им мешало любить».

  1. Физминутка

Разминку проводит учащийся.

Разминка.

  1. Продолжение работы над темой

Задания:

1.По данным опорным словам охарактеризуйте главных героев рассказа (на экране).

hello_html_m2bafd38e.png

2. Прочитайте небольшой отрывок из рассказа.

— Кому принадлежат эти слова?

— Как они могут охарактеризовать героя?

hello_html_m2bafd38e.png

3. Чехов показывает нерешительность Алехина и Анны Алексеевны Луганович, их безволие, спутанность представлений даже о своем личном сча­стье и призвании.

— В чем проявляется неумение современных молодых людей жить и ненормальность самой жизни?

Докажите это.

Алехин, умный, добрый, чистосердечный человек, общительный, обра­зованный, знающий языки, имеющий наклонность к «кабинетной работе», к науке, к искусству, к комфорту, — спит в сенях, ест в людской кухне, ходит в грязной одежде, не моется по месяцам, хлопочет по хозяйству, к которому относится с отвращением, живет в полном одиночестве, ску­чает, сохраняя и преумножая доходы имения, которое ему не нужно. Люди живут не так, как хотят, как могли бы, и не так, как должно.

— Какое значение для развития действия и для понимания подтекста произведения имеет рассказ о красивой Пелагее и поваре Никаноре?

И центральный эпизод, и побочный (о Пелагее) рассказа «О любви» пронизаны мыслью о дисгармоничности жизни (дисгармония — отсутствие согласия, соответствия, разлад). Дисгармонична не только жизнь Алехина, упустившего истинное признание и личное счастье, но и семьи Лугановичей, и красивой, деликатной, мягкой Пелагеи, влюбленной в пьяницу и урода повара, «совсем не подходящего к ней по ее душевным и внешним качествам».

— Какое значение имеют картины природы в рассказе?

Анализируют, обобщают, делают выводы.

Картинами природы Чехов вызывает впечатление величия, широты, простора, гармонии, разнообразия, в противоположность той жизни, которую ведут герои. Залитое лунным светом, тянущееся на пять верст село; бесконечное поле, луга, холмы и река в далекой перспективе (в серый пасмурный день); широкий, злой и холодный плес (в дождливую погоду), -все это приобретает здесь, как и в других чеховских пейзажах особую окраску, так как проведено через сознание героя, на душевное состояние, настроение которого природа оказывает свое воздействие, заставляет его то почувствовать свою слабость, то, раскрывая лучшие стороны его души, вызывает у него наслаждение красотой, чувство восторга и гордости родиной: «Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иванович и Буркин были проникнуты любовью -этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна».

Прочитайте сцену прощания Алехина и Анны Алексеевны. Как вы понимаете концовку рассказа? Что хотел сказать читателям автор?

Ситуация, в которой оказались герои, безвыходная. Что же должен делать человек, чтобы сохранить живую душу? Не желая причинить боль другим, он предает себя; он должен либо отказаться от высокой морали, либо отказаться от своего чувства, которое судьба дарит ему как шанс.

— В этом учебном году вам уже приходилось читать о любви.

— Какое это было произведение?

— Что их объединяет?

«После бала» Л.Н.Толстого.

Тема любви, но только герои этих произведений испугались этого чувства и не стали счастливыми.

— Наши герои полюбили друг друга. В чем они похожи?

— Что натолкнуло их к этой любви?

Одиночество, неудовлетворенность жизнью.

— Почему, по-вашему, герои не говорили друг другу о своей любви?

— Почему не боролись за свое счастье?

С одной стороны, страх перед новыми отношениями, перед решительным разрывом со старой средой – это новая форма футляра в человеческой жизни. С другой стороны – герои осознали свою ответственность перед семьей, детьми, домом, которые мыслились в обществе как высшие ценности.

— Как автор относится к своим героям?

Он романтизирует отношения героев, рисует с теплым чувством, приглашает нас к сопереживанию Алехину, Анне Алексеевне.

Культура 19-начала 20 века определяла трепетное отношение к любви, уважительное отношение к женщине, воспитывала высокие нравственные ценности. Обратите внимание на репродукции русских художников. Перед вами женские портреты, сколько в них обаяния, нежности, тепла!

— Скажите, какой портрет, по вашему мнению, мог бы стать иллюстрацией к рассказу А.П.Чехова?

  1. Итоги урока

Вот и подходит наш урок к завершению. Настало время сделать выводы, подвести итог нашему разговору.

— О чем мы говорили, ребята, что вы унесете с сегодняшнего урока?

Любовь как поэтически-возвышенное, самое чистое и прекрасное чувство, которое окрыляет человека. Но для героев этого произведения, любовь оказалась мимолетным, упущенным счастьем. Нужно не бояться быть счастливыми, бороться за свою любовь, не бояться изменить свою жизнь, и тогда всё в жизни будет хорошо.

Каждый из нас должен готовить себя к большой и настоящей любви. Только такая любовь способна доставить радость и счастье. Надо уметь любить, беречь любовь, надо ценить ее как величайший подарок судьбы.

Дорогие ребята! Самая красивая, чистая любовь у вас еще впереди. Я вам от всей души желаю, чтобы ваша любовь была взаимной.

Любовью дорожить умейте,

С годами дорожить вдвойне.

Любовь – не вздохи на скамейке

И не прогулки при луне.

Все будет: слякоть, и пороша,

Но вместе надо жизнь прожить.

Любовь с хорошей песней схожа

А песню нелегко сложить.

  1. Рефлексия, выставление отметок

— Какие открытия вам удалось сделать на сегодняшнем уроке?

— Что было особенно важным?

— Что взяли для себя с этого урока?

Анализируют, обобщают, делают выводы.

  1. Д/з.

Прочитать рассказ А.П. Чехова «Человек в футляре».

Запись в дневник.

  • Чехов крыжовник аргументы к итоговому сочинению
  • Чехов краткий пересказ рассказа злоумышленник
  • Чехов крыжовник герои рассказа
  • Чехов лошадиная фамилия главная мысль рассказа
  • Чехов крыжовник аргументы для сочинения