Чехов ионыч смысл рассказа

Чехов ионыч: описание, история создания образ земского врача один из любимых у антона павловича чехова. изначально, при написании набросков

Чехов Ионыч: описание, история создания

Образ земского врача — один из любимых у Антона Павловича Чехова. Изначально, при написании набросков к сюжету будущего произведения, этого персонажа не было. Автор задумывал небольшое повествование о семье Филимоновых. Первоначальной идеей было описать типичную жизнь представителей мелкопоместного дворянства, их праздное времяпровождение, духовную нищету.

Впоследствии автор изменил фамилию Филимоновых на Туркиных, чье семейство в итоге представлено как самое прогрессивное, талантливое и интеллигентное во всем городе. Мать семейства пишет романы о выдуманной жизни, которой нет места в реальности. Дочь Екатерина музицирует, воображая себя в будущем известной артисткой. Отец семейства на ходу сочиняет каламбуры.

О том, насколько развиты остальные городские обыватели, которые в восторге от семейства Туркиных, несложно догадаться по их разговорам, ведущимся за столом. Юный доктор Старцев впервые появляется в черновиках будущего рассказа Чехова в 1897 году. Именно тогда начинает прорисовываться образ главного героя и смещение сюжетной линии в его сторону, а именно описание постепенной деградации под воздействием общества.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Через год Чехов полностью отредактировал свое сочинение, которое и было опубликовано в 1898 году. В окончательном варианте сюжет строится вокруг жизни земского доктора в типичном уездном городе и его поэтапной трансформации личности.

Почему рассказ называется Ионыч

Чехов вынес в название отчество главного героя неспроста. Читатель на протяжении повествования наблюдает, как всеми уважаемый молодой и талантливый врач из Дмитрия Ионовича Старцева под влиянием окружения превращается в рядового обывателя Ионыча.

В начале сюжета, когда он только начинает свою практику в качестве земского врача, он полон физических и душевных сил, много ходит пешком, ведет активный образ жизни, бодр, поет песни. Его ценят как внимательного по отношению к пациентам доктора, подающего большие надежды врача.

В конце же чеховского рассказа он практически ничем не отличается от остальных обывателей губернского города, которых он раньше презирал. Это дает моральное право горожанам относиться к нему с иронией, по-свойски, использовать фамильярное обращение «Ионыч», ставя его на один уровень с собой.

Такое упрощенное, панибратское обращения подчеркивает ту степень деградации, которая произошла с главным героем. Перед читателем словно два разных человека. Был всеми уважаемый интеллигентный доктор Дмитрий Ионович Старцев, а превратился в грубоватого и жадного до денег обывателя Ионыча.

Сюжет произведения

Сюжет произведения начинается с описания губернского города С., в котором, по версии исследователей творчества А.П. Чехова, легко узнается родной город писателя Таганрог. Автор знакомит читателя с самой образованной и талантливой (по мнению обывателей) семьей Туркиных.

В этот же город приезжает на службу молодой земский врач Дмитрий Ионович Старцев. Он пока еще полон надежд и энергии, увлечен своей работой, ему нравится помогать людям. По настоятельным рекомендациям местных жителей он знакомится с семейством Туркиных, которые охотно принимают у себя гостей и считаются самыми интеллигентными и талантливыми во всем городе.

Вопреки ожиданиям они не производят на главного героя должного впечатления. Иван Петрович, глава семейства, практикуется в остроумии, сочиняя собственные словечки, плоские шутки, каламбуры. Обычно он повторяет одно и то же из раза в раз.

Супругу Ивана Петровича зовут Вера Иосифовна. Она популярна среди обывателей своими повестями и романами, совершенно бездарными и оторванными от реальной жизни, на взгляд доктора Старцева.

Екатерина Ивановна Туркина — дочь Веры Иосифовны и Ивана Петровича. Это юная и стройная барышня — типичная представительница молодого женского поколения провинциального города. Как и большинство девушек ее возраста, она читает модные книги, особо не вникая в их смысл, много музицирует и мечтает поступить в консерваторию. Местные обыватели являются ее восторженным поклонниками. Они льстят Екатерине, восторгаясь ее шумными пассажами на фортепиано. Их похвала внушила девушке, что она талантливая пианистка и ее ждет большое будущее.

Семейство и их гости утомили доктора Старцева пустыми разговорами, ограниченностью мышления и отсутствием внутреннего содержания. Поэтому он не стремится продолжить общение с ними.

Через год, после посещения хозяйки в качестве врача, Старцев уже не настроен против семейства так категорично. Он внезапно пленяется юностью и начитанностью Екатерины Ивановны, ему стало интересно с ней общаться. Дмитрий Ионович хочет сделать предложение руки и сердца, при этом он прикидывает, сколько приданого дадут за невесту.

В это время у него уже появилась бричка с личным кучером, а пешком он ходит только на небольшие расстояния. Намечаются первые признаки малоподвижного образа жизни. У Старцева периодически возникают мысли, что не надо бы ему полнеть, но он ничего для этого не предпринимает. Он становится на одну ступеньку ближе к обывательскому мировоззрению.

Но мысли о семейной идиллии его еще не покидают. Он способен на такие безумные поступки, как пойти на свидание с Катериной, которое она назначила на кладбище и, разумеется, не пришла. Улучив удобный момент, он все-таки делает ей предложение, но получает отказ.

Екатерина Ивановна объясняет его тем, что уезжает учиться в консерваторию и не может связать себя узами брака. Старцев жалеет не столько о несостоявшейся семейной идиллии, сколько о хлопотах, которые ему доставили ухаживание и признание.

За следующие четыре года доктор сильно меняется. Перестав ходить пешком, он быстро набирает вес. Его интересы становятся все более приземленными. Некогда любимая работа постепенно превращается лишь в способ обогащения. Он уже не так внимателен и тактичен к пациентам, как раньше. О семейной жизни он больше не задумывается.

Начинается постепенное духовное обнищание главного героя. Даже вернувшаяся в родной город Екатерина Ивановна, которая стала оценивать свое будущее реальным взглядом и теперь не имеет ничего против семейной жизни со Старцевым, не смогла вытащить его из этого состояния. Едва зародившийся в груди теплый огонек воспоминаний о былых чувствах к этой девушке сразу же погас. Ему начинает казаться нелепым, что он мог когда-то так увлечься. Он все больше испытывает облегчение от того, что отношения с Екатериной Ивановной не сложились.

Со временем медицинская практика начинает приносить доктору хороший доход. Его перестает интересовать что-либо, кроме денег, которых становится все больше. Внешний облик доктора тоже продолжает меняться. Он еще больше обрюзг, от чрезмерной полноты у него появилась одышка, голос огрубел, в нем все чаще слышно раздражение.

Он имеет две практики — земскую и в городе. С пациентами ведет себя грубо и бестактно, хотя его все еще ценят как врача и приглашают на консилиумы. Главная его цель — деньги, которые он вкладывает в недвижимость, чтобы еще больше увеличить доходы.

Общественная жизнь и возвышенные материи, равно как и любовь, его давно уже не интересуют. Он молча выпивает и закусывает, играя с обывателями в винт. В конце рассказа Старцев полностью трансформируется в Ионыча, в обрюзгшую не только физически, но и морально личность.

Литературное направление рассказа

По своему жанру произведение можно было бы отнести и к повести, и к рассказу, так как его объем позволяет это сделать. Но если судить по его содержанию и темам, которые затрагивает автор, то оно ближе к реалистическому рассказу.

В русской литературе чеховской эпохи правил реализм, и «Ионыч» принадлежит к этому же направлению литературного течения. Это особенно заметно в построенном на контрасте эпизоде, где Вера Иосифовна читает свой дилетантский роман о вымышленной жизни.

А потом они слушают хоровое исполнение «Лучинушки» из расположенного по соседству городского сада. Здесь автор обращает внимание читателя, что песня это передавала то, что бывает в жизни, и чего не было в только что услышанном романе.

В рассказе Чехов описывает без прикрас повседневную, обыденную жизнь горожан, совершенно типичные характеры и обстоятельства, социальные проблемы общества. Автор мастерски создал достоверные события и портреты главных героев, которые часто встречались в то время.

Литературный критик Аким Львович Волынский считал, что в рассказе описана самая настоящая российская действительность. Журналист и публицист Александр Сергеевич Глинка подтвердил, что Чехов провел широчайшее обобщение жизни обывателей в России.

Скрытый смысл произведения

Чехов продемонстрировал читателям, как общество может изменить человека. Некогда прогрессивный, движимый высокими идеалами земский врач под влиянием общества превратил свое призвание в средство наживы. Будучи поначалу активным и энергичным человеком, стремящимся к духовности, в конце рассказа Старцев превращается в инфантильного, безразличного ко всему, кроме денег, обывателя.

Он постепенно теряет свою индивидуальность, перестает быть личностью, уподобляясь обществу, которым изначально пренебрегал. Главный герой сам становится таким же бездуховным и беспринципным человеком. Что же именно привело героя к духовной нищете?

Проблема молодого земского доктора состояла в том, что он не нашел среди окружения ни одного человека, равного ему по уровню духовного развития. Не нашлось ни достойного собеседника, ни родственной души, ни обычного человеческого понимания.

Автор делает вывод, что интеллигентному, духовно развитому человеку сложно сохранять свою духовность и возвышенность среди обывателей, все интересы которых сводятся к разговорам о еде и сплетням. Пытаясь спастись от душевного и духовного одиночества, Старцев становится равнодушным к происходящему вокруг. Безразличие — его защитная броня от душевных переживаний. Со временем она становится его натурой.

В этом проявляется конфликт между силой влияния окружающей среды и человеческой личностью. На примере превращения доктора Старцева в Ионыча Чехов доказывает свою мысль, что далеко не каждый способен противостоять влиянию толпы, что развитие человеческой личности сильно зависит от окружения.

Почему рассказ называют сатирическим

Большинство рассказов Чехова являются сатирическими. В них одновременно сочетаются комические и трагические стороны жизни, жесткое обличение и добродушная насмешка, анекдотический юмор и сатира.

В рассказе «Ионыч» также есть многое от анекдота — здесь и жизненная достоверность, и выразительные диалоги, и яркий сюжет, и оригинальность ситуаций (взять хотя бы сцену поездки Старцева ночью на кладбище, на несостоявшееся свидание с Екатериной).

Анализ произведения доказывает, что оно является одновременно и комедией, и трагедией. Писатель высмеивает «достоинства» семейства Туркиных, описывая их с изрядной долей иронии, в смешном свете представляет нам поступки Старцева. В конце рассказа мы уже видим откровенную сатиру на считающуюся прогрессивной и интеллигентной семью.

Сам Старцев, превратившись в Ионыча, описан уже не с добродушной насмешкой, а с сарказмом. То, что поначалу казалось смешным, становится достойным сожаления, так как является трагической стороной российской действительности. Именно это позволяет назвать рассказ сатирическим.

Общее впечатление от рассказа Ионыч

Чехов не навязывает читателю своего мнения относительно главного героя и затронутых в рассказе проблем духовного развития/деградации личности. Будучи человеком весьма деликатным, автор также не дает прямой оценки ни городским обывателям, ни семье Туркиных. Он предоставляет возможность сделать выводы самостоятельно.

С одной стороны, главный герой сделал карьеру, он по-прежнему неплохой врач, его приглашают на консилиумы. С другой стороны, он духовно деградировал как личность, сделав своей жизненной целью приумножение богатства. Читателю поневоле приходится задуматься о собственных жизненных целях и приоритетах.

Даже литературные критики той эпохи, делая обзор произведения, не сошлись во мнении относительно главного героя. Одни считали, что он преуспел не только в карьере, но и в жизни. Другие же, напротив, уверенно заявляли, что он окончательно деградировал.

На основании этого можно сказать, что общее впечатление от рассказа неоднозначно. Он заставляет читателя анализировать не только жизнь и поступки героев произведения, но и задуматься над своим собственным духовным развитием, в чем и состоит основная задача литературы.

«…»Ионыч», принадлежа к числу лучших произведений Чехова, в то же время выгодно отличается тою… прозрачностью своего построения, которая позволяет отчетливо различать как приемы творчества, так и основной замысел автора. Здесь все… представляется ясным, удобопонятным: мы хорошо видим, откуда и куда идет писатель, какую дорогу он избрал…<…>

Если прочитать этот небольшой рассказ бегло, так сказать, поверхностно, без должного внимания… то легко может показаться, будто рассказ написан на старую, избитую тему о том, как «среда заедает свежего человека». В былое время в нашей литературе это была одна из ходячих, излюбленных тем. <…>

…сперва может явиться предположение, будто это только новая вариация на ту же тему. В рассказе изображена пустота и вялость провинциальной жизни, в которой отсутствуют высшие умственные интересы, а есть только пародия на них, или игра в эти интересы. В эту провинциальную тину попадает «свежий» человек, земский врач Старцев, человек с умом, образованием и способностью к труду; по прошествии нескольких лет он «опускается», становится исключительно человеком наживы, копит деньги и все более и более черствеет в своем эгоистическом существовании и в нескрываемом презрении к «среде», перед которою, впрочем, он не может похвалиться большими преимуществами. <…>

Первое, что бросается в глаза, этот тот факт, что у Чехова все дело представлено, так сказать, навыворот: «герой» вовсе и не выступает на борьбу со средою, самая мысль о борьбе ему и в голову не приходит; но зато он кончает тем, что все его отношения к обществу являются непроизвольным, ненарочитым выражением какого-то подобия «борьбы»… <…>

Герой Чехова становится во враждебные отношения к «среде» вовсе не с целью ее исправления или перевоспитания, отнюдь не во имя протеста против разных безобразий, а совсем по другим психологическим причинам… <…>

Дело происходит в губернском городе. Самую жизнь этого города Чехов не рисует; местное общество не выведено на сцену в лице различных его представителей, которые могли бы дать нам понятие о его нравах… Но однако же… провинциальная жизнь… о ней дано определенное понятие. <…>

…Чехов очень обстоятельно изображает… «талантливость» Туркиных, и мы, вместе с доктором Старцевым, выносим весьма определенное понятие о Туркиных, как о людях совершенно пустых, бездарных и совсем не интересных. <…>

Нужно было художественно изобразить пустоту и бездарность Туркиных, а также показать, что этот сорт бездарных и пустых людей в высокой степени типичен, что по ним можно судить о той среде, в которой они пользуются репутацией талантливых и интересных. <…>

…Чехов блистательно справился с задачею художественного типичного изображения пустоты и бездарности Туркиных. <…>

…автор просто указывает нам, как стал относится к местному обществу доктор Старцев, после того, как он уже прожил в городе несколько лет, вошел в курс местной жизни, перезнакомился со всеми. <…>

Старцев во многом, несомненно, человек все той же рутины, которая ему так ненавистна в других. Он — из числа тех, которые легко и скоро опускаются, тяжелеют и становятся жертвами какой-нибудь низменной страсти, вроде скупости и жадности к деньгам. В его натуре много грубого, жесткого, много мелкого эгоизма и душевной сухости. Но в то же время от других людей рутины он выгодно отличается одним преимуществом — просвещенным умом. <…>

Как бы ни был Старцев во всех прочих отношениях человеком рутины, наживы, жизни изо дня в день, — указанное преимущество ума ставит его гораздо выше окружающей среды и делает то, что в этой среде он чувствует себя очень скверно. Оттуда презрение Старцева к другим, ко всему обществу, в котором он вращается, — презрение, доходящее до грубости. <…>

…принимая в соображение то, что узнаем о Старцеве в последней главе, мы выносим смешанное чувство, составившееся из противоположных впечатлений. С одной стороны, мы сочувствуем Старцеву и готовы признать, что он имеет основание презирать обывателей города С. Но, с другой стороны, мы приходим к мысли, что, вероятно, некоторые (а может быть, и многие) из тех, кого он презирает, могут быть в иных отношениях гораздо лучше его, и что он, собственно говоря, не имеет нравственного права относиться к людям с нескрываемым презрением за то только, что это люди «средние» и рутинные, что природа не наделила их таким умом, какой у него.

…сам Старцев недостаточно ценит свой ум и относится к нему так, как будто его, этого ума, совсем и нет у него. Просвещенный взгляд, широта умственного горизонта — это для него только обуза, и без них он был бы счастливее и, пожалуй, даже (тут сам собой напрашивается парадокс) — лучше, симпатичнее. Парадоксальность или ошибочность такого вывода состоит в том, что не ум Старцева виноват в этом, а сам Старцев, то есть его натура, его низменные инстинкты, наконец, та его рутинность, в силу которой он так же мало придает значения уму и потребностям мысли, как и те, которые совсем их не имеют.

Он не уважает прав своего собственного ума и ничего не делает для удовлетворения его потребностей, для дальнейшего расширения его горизонтов, для его культуры. На это, пожалуй, Старцев мог бы возразить нам, что нет смысла развивать ум, который никому не нужен, что ему и охоты нет совершенствовать свою мысль, когда не с кем ею поделиться. Но это была бы только отговорка или увертка. Во-первых, не живет же он на необитаемом острове, и при желании легко мог бы найти кружок людей образованных и мыслящих; а во-вторых, ум имеет свои потребности — питаться умственной пищею и работать мыслью, независимо от того, есть ли возможность сейчас же поделиться с кем-нибудь этой мыслью или нет. <…>

…род душевного одиночества, яркий образец которого представляет Старцев. Одинокая, деловая жизнь, не согретая ни любовью, ни дружбою, без каких бы то ни было нравственных связей с людьми, жизнь очерствевшего и озлобленного эгоиста, целиком построенная на какой-нибудь низменной страсти, — вот жестокий удел таких натур, как Старцев. <…>

…поставим вопрос…нормально ли это? На этот вопрос мы ответим: вполне нормально — для того порядка вещей, для того уклада общественности, который существует повсюду в цивилизованном мире, и все черты, из которых составлен художественный образ Старцева, в высокой степени типичны для современного человечества. И в самом деле: страсть к наживе — разве это не характерное, не нормальное в наше время явление? Разве это не одна из главных черт века? Деловитость, способность к труду, — не из любви к самому делу, а исключительно ради обогащения… разве это не характерно, не типично, разве это не настоящая, современная рутина? Эгоизм, душевная сухость и проза, отсутствие живых нравственных связей, полное одиночество — эти черты в фигуре Старцева являются только резким выражением того, что в несколько смягченном виде представляется явлением общераспространенным и образует норму и рутину душевной жизни современного человека. <…>

В рассказе Чехова прекрасно показано, как постепенно, хотя и довольно скоро, молодой врач Старцев, человек с хорошими задатками, превратился в того «Ионыча», того сухого эгоиста и человека наживы, каким мы его видим в конце рассказа. Мастерски показано, как под воздействием общественной рутины заглохли и пропали в душе Старцева немногие идеальные начала, которые в ней были; погасли искорки душевной поэзии; исчезли те проблески нежности и то наитие мечты, какие пробивались сквозь толщу душевной прозы в счастливую, но кратковременную пору его жизни, когда он был влюблен в «Котика», дочь Туркина, глупенькую, пустую, но не лишенную поэзии девушку. <…>

Главы первая и вторая, рассказывающие нам о времяпрепровождении у Туркиных, о том, как эта добрая и радушная семья понравилась Старцеву, о том, как зародилась у Старцева любовь к «Котику», написаны так, что читатель чувствует уже пошлость, пустоту, рутину и прозу этих людей, их жизни, даже самой любви Старцева; но все это как бы покрыто легким покровом поэзии, — вам чувствуется ее слабое веяние, скрашивающее безотрадную прозу этой жизни; вы следите за этим веянием и замечаете, что оно крепнет и растет, и, наконец, в сцене на кладбище… достигает своего апогея. Тут — конец «поэзии», и с главы третьей и до конца идет уже сплошная «проза», нескрашенная, неприкрытая, жестокая проза жизни, рисующая нам постепенное очерствение души молодого врача, превращающегося в толстого, грубого, жадного «Ионыча». Все вместе представляет собою стройную, гармоничную… музыкальную — композицию, производящую сильное художественное впечатление не только тем, что она говорит, но и тем, как она говорит. <…>

Это особое настроение души, вызываемое мастерским изображением бренной и робкой «поэзии», прозябающей в душе сухой и прозаической, и ее как бы лебединой песни — на кладбище, и рядом — воспроизведение всесильной, всепоглощающей, торжествующей «прозы» жизни.»

(из книги Д. Н. Овсянико-Куликовского «Вопросы психологии творчества», 1902 г.)


Ни для кого не секрет, что А. П. Чехов – настоящий мастер коротких рассказов. Одним из таких произведений является «Ионыч», который был выпущен в 1898 году. В нем Антон Павлович одним из первых в русской литературе продемонстрировал образ жителя провинции, который не имеет никаких увлечений и стремлений. Кроме этого, в рассказе ярко показано, как сильно окружающее общество может влиять на человека. На примере главного героя изображается процесс превращения из молодого и целеустремленного Дмитрия Старцева в грубого, пресытившегося жизнью Ионыча. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор этого произведения.

История создания 

Рассказ «Ионыч» был написан в конце весны – начале лета 1898 года в селе Мелихово. Первые же заметки в блокнотах и письмах писателя датируются августом 1897 года. Рассказ, относящийся к раннему творчеству Чехова, был опубликован в 9 номере «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» за 1898 год.

Изначально Антон Павлович писал о некой семье Филимоновых, которая после корректировок сменила фамилию на Туркиных. Все описания членов семьи, их характеров, «талантов» и манер остались почти неизменны. Литературоведы утверждают, что автор несколько раз менял замысел своего произведения. Изначально главными героями рассказа должны были быть как раз-таки семья Туркиных, но позже Чехов решил акцентировать все внимание на Старцеве.

В черновом варианте повествование ведется от первого лица, но кем оно является, неизвестно, так как ничего общего с Дмитрием Ионовичем он не имеет. В конечном итоге история рассказывается нам третьим лицом, а именно автором, который как бы между строк вставляет свои впечатления и мысли о происходящем.

Смысл названия

Название «Ионыч» намекает читателю на деградацию главного героя. Поначалу читателю непонятно, почему же именно так Чехов назвал свое произведение, но по мере его прочтения, все становится на свои места.

В начале рассказа главного героя представляют нам Дмитрием Ионычем Старцевым. Его только назначили земским доктором, он умен и образован, полон энергии и желания помогать людям. Но в городе С. он сталкивается с обществом без талантов, стремлений, живущим в «дне сурка». Главный герой со временем становится полноправным членом такого общества.

Старцев привыкает к такой монотонной, скучной, однообразной жизни. Его больше не волнуют пациенты, любимое занятие – пересчитывание денег, а в остальном его совершенно ничего не интересует. Таким образом, в конце рассказа для жителей города С. он уже «свой» человек, поэтому они весьма панибратски называют его Ионычем. Смысл заглавия рассказа — в постепенном низведении образа Старцева (фамилия образована от английского слова «star» — звезда) до старого и не уважаемого мещанина Ионыча, который уже не имеет никакого отношения к мечтам юности и возвышенным понятиям. Имя Иона в переводе с древнееврейского означает «голубь» — птица мира. Дмитрий сМИРился со своей судьбой.

Жанр, направление

Как уже было сказано выше, «Ионыч» является рассказом. В русской литературе конца 19 века правил реализм, поэтому очевидно, что «Ионыч» относится именно к этому направлению. Такие черты, как обыденная, повседневная жизнь героев, социальные проблемы, типические характеры, обстоятельства, ситуации и конфликты, явно говорят о реалистическом направлении произведения.

В рассказе мы видим обычную жизнь людей без прикрас. В произведении отсутствует какое-либо бунтарство, противоречие обществу, наоборот, главный герой становится подобным обществу, в которое он вынужден был влиться. Антон Павлович посредством своих рассказов боролся с духовным упадком своих современников. Он мастерски создал точные и достоверные характеры героев и события, которые имели место быть во времена писателя, и также могут встречаться и нам в наши дни.

Композиция и конфликт

Рассказ состоит из пяти частей, в течение которых раскрывается основной конфликт произведения – противостояние Старцева жителям города С. Книга, можно сказать, представляет собой лестницу, идущую вниз, которая представляет собой жизненный путь Ионыча.

  1. В первой части Дмитрий Ионыч только назначен земским врачом, герой еще не испорчен обществом, в которое он попал. Герой энергичен и амбициозен.
  2. События второй и третьей части происходят год спустя, Старцев занят своей врачебной практикой, но уже начинают проявляться признаки деградации.
  3. Четвертая часть показывает нам постепенное слияние героя с жителями города С. Он становится все больше и больше на них похож. 
  4. В финальной же части наш герой окончательно превращается в того самого Ионыча, теперь нельзя и предположить, что когда-то этот человек был молодым, полным сил и желания приносить добро врачом.

Суть 

О чем рассказ «Ионыч»? Как уже было сказано раннее, в нем говорится о постепенном спуске главного героя на «дно» духовного развития. В начале произведения Дмитрий Ионыч только получил должность земского врача. Он приезжает в чужой для него город и знакомится с семьей Туркиных. Старцев, пока неиспорченный этим провинциальным городком, полон сил и планов на будущее. У него еще нет своей повозки и из города С. в Дялиж, в котором он поселился, герой ходит пешком

Спустя год главный герой все еще занят работой, времени на посещение Туркиных у него попросту не было. Наведался он к ним, только когда Вера Иосифовна, страдавшая мигренью, попросила у него помощи как у врача. И с этого момента Старцев стал регулярно посещать дом этой семьи, но далеко не ради борьбы с недугом хозяйки дома, а ради встреч с Екатериной Ивановной.

На следующий день, после глупой задумки Екатерины со свиданием на кладбище, наш герой решается сделать девушке предложение, рассчитывая не только на духовную близость с прекрасной и любимой женщиной, но и на неплохое приданное, но получает отказ. Его это очень расстроило, но горевал он недолго и оклемался буквально через три дня. На этом этапе началось духовное обнищание героя: он располнел, теперь у него есть «своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке», его все больше одолевает лень.

Прошло четыре года после последней встречи с Екатериной. Теперь Старцев разъезжает уже на тройке лошадей и редко ходит пешком, так как еще больше располнел, а любимое вечернее занятие у него – пересчитывание «бумажек». Он не так амбициозен, как раньше, быстро принимает пациентов, не сильно беспокоясь о них. Его больше интересуют разные ужины или игры в карты. Но не все еще потеряно от «старого» него. Обыватели города С. раздражают его, разговоры с ними всегда приводят в никуда, ему они неинтересны: 

«…стоит только заговорить с ним [с обывателем] о чем-нибудь… он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти». 

Встречаясь с Екатериной спустя столько времени, он уже не питает к ней прежних нежных чувств, а только со стыдом вспоминает, что когда-то предлагал ей стать его женой.

В конце показывается окончательное перевоплощение героя в Ионыча. Он «ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову». Он обзавелся имением и несколькими домами. Герой стал до невозможности жадным, работает и на месте земского врача, и имеет практику в городе. При этом на больных ему уже совершенно наплевать, он нетерпелив и груб по отношению к ним. О семье Туркиных он и не помнит, не говоря уже о каких-то чувствах к Екатерине, которые остыли в сердце героя также быстро, как и вспыхнули. Старцева совершенно ничего не интересует. Все вечера он проводит только в клубе, где сначала играет, а потом ужинает в одиночестве.

Главные герои и их характеристика 

Хоть героев в этом небольшом произведении немного, но система образов, мастерски выстроенная автором, позволяет нам полностью проникнуться сюжетом и конфликтом произведения.

Дмитрий Ионыч Старцев. Описание Старцева можно разделить на три части: главный герой в начале своей службы, через 4 года после отказа Екатерины и еще некоторое время спустя. Многомудрый Литрекон приготовил таблицу с характеристикой Ионыча:

этап деградации старцева характеристика
в начале службы в начале произведения он представляет собой образованного целеустремленного земского врача, по мнению младшей туркиной «добрый, благородный, умный человек», лучший из людей. он увлекается искусством и литературой, искренне любит свою работу.
через 4 года после отказа екатерины после 4 лет с разрыва с екатериной ионыч уже востребованный врач, имеет обширную практику. он одинок, так и не обзавелся друзьями, жизнь его проходит тускло и скучно. здесь начинается его деградация, он уже не так амбициозен, в нем нет тех стремлений, которые были в начале произведения.
еще некоторое время спустя

по прошествии нескольких лет мы уже видим не дмитрия старцева, а ионыча. он променял все свои амбиции и высокие идеалы на стабильность, покой, сытость и деньги. есть несколько важных элементов портрета этого героя: способ передвижения, его фигура и отношение к пациентам. сначала герой имеет нормальное телосложение, ходит пешком и с вниманием и уважением относится к больным. к концу рассказа герой уже совсем разжирел, обзавелся тройкой лошадей и лакеем, пешком почти не ходит, а на пациентов сердится и кричит. данные детали наглядно показывают духовный упадок старцева.

Семья Туркиных — это состоятельные дворяне. В городе они имеют репутацию умных, добрых, воспитанных и гостеприимных людей, также считаются самыми талантливыми и образованными. На самом же деле они совершенно бездарны, но понимает это только главный герой.

герои характеристика
иван петрович туркин глава семейства. упитанный и миловидный брюнет с бакенбардами. его «талант» — развлекать людей. он любит острить, рассказывать глупые анекдоты и шутки, устраивать любительские спектакли и исполнять в них роль старых генералов, периодически говорит на выдуманном им же языке. этот персонаж ни внешне, ни внутренне не меняется на протяжении всего рассказа.
вера иосифовна туркина жена ивана петровича. худая, красивая женщина, носящая пенсне. она избалована стабильной и размеренной жизнью, поэтому очень консервативна и апатична. любимым занятием ее является написание романов и их чтение вслух своим гостям. свои бездарные творения она не отдает в печать, оправдывая это тем, что их семья не нуждается в деньгах. все написанные и прочитанные рукописи прячутся в шкаф. героиня страдает мигренью, которая ухудшается с приближением отъезда из дома дочери. внутренне она так же, как и супруг, совершенно не изменилась, но внешне очень сильно постарела.
екатерина ивановна туркина

дочь туркиных. родители называют ее котик. восемнадцатилетняя капризная, разбалованная девушка, внешне очень похожа на мать. «талантливая» пианистка, главный герой сравнивает ее игру со звуком падающих с горы камней. потешается над влюбленным в нее старцевым, отказывается от его предложения замужества, говоря, что хочет поступить в московскую консерваторию и стать известной пианисткой. с карьерой музыканта у нее не складывается. после возвращения в родной дом становится взрослее, мудрее, осознает, что никакого таланта у нее нет, так же, как и у ее матери. теперь она сама хочет восстановить отношения с ионычем, но он уже не нуждается в ней. к концу рассказа она заметно постарела и часто болеет.

Темы 

Тематика рассказа «Ионыч» близка каждому человеку, который достаточно повидал мир и людей, чтобы трезво оценивать и то, и другое.

  • Пошлость. Пожалуй, именно пошлость является основной темой рассказа «Ионыч». Произведение буквально пропитано ею. Главным символом пошлости в нем является семья Туркиных. Это ограниченные и зацикленные на себе люди, которые надуманной интеллигентностью лишь прикрывают свою истинную вульгарность и тривиальность. И в городе С., в который попадает наш главный герой, нет ни единого человека, отличающегося чем-либо от этой семьи. Туркины – олицетворение этого провинциального городишки. Старцев, попадая туда, полностью погружается в эту атмосферу пошлости, она без труда поглощает его. Возможно, сначала герой хоть как-то пытался сопротивляться такому образу жизни, но в конце концов он принял его. Ионыч, которого мы видим в финале произведения, кардинально отличается от молодого целеустремленного Дмитрия Старцева. Он привык к правилам жизни города С., которые включают в себя лишь вкусные обеды и ужины, вечерние игры в карты, а также пересчитывание денег.
  • Жизнь города. Город С. имеет более чем размеренное, стабильное и спокойное течение жизни. В этом месте никогда не происходит ничего нового и неординарного, люди проживают каждый новый день точно так же, как и предыдущий. Сам главный герой, отвечая на вопрос Екатерины о том, как он поживает, отвечает: «…жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу». Этот город словно обволакивает всех своих жителей апатией, и даже приезд нового земского врача, который явно отличался от всех обывателей, не смог ничего изменить, город поглотил и его тоже.
  • Любовь. Можно ли вообще назвать то, что происходило между Старцевым и Екатериной Туркиной любовью? Их взаимоотношения были уж слишком скоротечны. Дмитрий Ионыч неожиданно влюбился, чуть ли не сразу решил жениться на девушке. Когда он ехал в дом Туркиных, чтобы сделать Екатерине предложение руки и сердца и попросить благословения у ее родителей, то думал лишь о размере приданного, а после отказа горевал аж целых три дня. Со стороны Екатерины тоже все неоднозначно. Она практически насмехается над чувствами Старцева, придумав эту затею со встречей поздно ночью на кладбище. Девушка также отказывается выйти за него замуж, говоря, что хочет стать артисткой, а не связывать себя семейной жизнью. Через несколько лет, вновь встретившись, они будто меняются местами. Екатерина пытается найти путь, чтобы возобновить их «отношения», а Ионычу ничего уже не нужно, он и рад тому, что не женился на девушке тогда. Сам автор говорит, что «…любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней». В душе героя умерли любые стремления, ему больше ничего не нужно, даже когда-то желанная им Екатерина Туркина не может пробудить в нем желание к полноценной жизни.

Проблемы 

Проблематика произведения до ужаса понятна и близка каждому мыслящему читателю. В своем рассказе А. П. Чехов показывает душевную пустоту людей. Писатель обличает ленивых, бездейственных, притворных обывателей города С. Обличает Туркиных, которые строят из себя «высшее общество», а на деле являются пустышками, как и все окружающие их люди. Обличает Ионыча, который променял все свои мечты и идеи, на стабильность и комфорт.

  • На примере Старцева автор показывает читателям деградацию личности: что происходит с человеком, который отрекается от своих высоких идеалов, стремлений и мечтаний, меняя все это на простой комфорт и деньги. Главный герой был когда-то подающим надежды доктором, противостоявшим устоям жизни, в которую был вынужден попасть. Но он проиграл в этой битве, превратившись в противного Ионыча, который, по сути, не живет, а просто существует, пуская свою жизнь на ветер, растачивая свои дни в клубах, за поеданием, питьем и играми.
  • Рассказ «Ионыч» показывает нам гибель души человека. Терпкая, горькая среда города С. убила в Старцеве его душу. Можно ли было этого избежать? Мог ли Дмитрий Ионыч прожить все эти года в таком месте, оставаясь все таким же амбициозным, образованным, любящим свою работу и своих пациентов человеком? Скорее всего, нет. Место, где все привыкли к жизни, когда все 365 дней в году ничем не отличаются друг от друга, где люди прикрывают свою пошлость и скудоумие выдуманными талантами и интеллигентностью, где все существование крутится вокруг одних и тех же пустых развлечений и денег. Вероятно, наш главный герой не ужился бы в городе, не подстроившись под царящий там образ жизни.

Основная идея 

В рассказе «Ионыч» можно выделить множество разных идей и мыслей, но самая главная мысль, проходящая через все произведение, это конечно же пагубное влияние общества на человека. Читатель понимает, что чистая и интеллектуально развитая личность обречена на деградацию, если все  окружение упорно тянет ее на дно. Старцев, попав в абсолютно инертное место, в котором люди ни к чему не стремятся, ничего не хотят, а их скучная, серая, однообразная жизнь их полностью устраивает, за несколько лет становится точно таким же человеком. Смысл рассказа «Ионыч» кроется в описании гибельного пути личности к омертвению души.

Отношение автора к герою рассказа «Ионыч» меняется на протяжении всего рассказа. Сначала он описывает его как умного перспективного молодого человека со светлыми мыслями и намерениями. С течением событий и по мере того, как Старцев все больше становится Ионычем, у автора усиливается неприязнь к своему персонажу. К концу произведения, Антон Павлович уже без стеснения показывает свое пренебрежительное и брезгливое отношение к главному герою, теперь он ему отвратителен. Но именно он и пытался нам показать, до чего может довести духовное оскудение.

Чему учит? 

О чем предупреждает нас А. П. Чехов? Подстраиваясь под окружающее общество, которое подавляет вас, вы можете так же, как и Старцев, в конце концов, превратиться в Ионыча. Поэтому он призывает: «Не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости, не предавайте любви, берегите в себе человека».

Писатель этим произведением, по всей видимости, хотел донести до читателей, что необходимо оставаться самим собой, верить в себя, свои силы, стремления, идти к мечте, не предавать свои идеалы. Он верил в то, что именно благородный труд и амбиции, влечение к усовершенствованию и росту, возвышенные моральные и нравственные ценности делают человека личностью. Таков вывод из рассказа «Ионыч».

Критика 

После выхода рассказа в печать большинство критиков довольно хорошо приняли произведение. Они отметили, что Чехову удалось очень точно и достоверно изобразить некоторые образы, да и русское общество того поколения в целом.

Д. Н. Овсянико-Куликовский хвалит рассказ, причисляя его к лучшим произведениям А. П. Чехова, говоря о правдоподобности и ясности сюжета. 

Александр Солженицын назвал «Ионыча» «очень жизненным рассказом». Он хвалил его динамику и язык. Солженицын также восхищался Чеховым и его юмором, который он использовал не для смеха, а для уныния и угнетения читателей. В этом он видел художественное своеобразие «Ионыча».

Е.А. Ляцкий дал произведению не столь положительную оценку. Оно показалось ему слишком растянутым и скучноватым, сюжет ему показался недостаточно обоснованным.

А. С. Глинка, писавший под псевдонимом Волжский, затронул тему «обывательщины». По его мнению, у главного героя Старцева не было шансов остаться тем, кем он был, его превращение в Ионыча было неизбежным: 

«Здесь Чехов дал широчайшее обобщение российской обывательской жизни… Старцев растворился без остатков в обывательщине… Типичность чеховской картины невольно наводит читателя на размышление, сколько еще таких Ионычей выбрасывает лаборатория провинциальной российской обывательщины…».

Автор: Дарья Ефремчева

Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» опубликовали в «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» в том же 1898году, в котором он был написан. Это произведение нельзя отнести к определенной теме. В нем одновременно говорится о развитии человека и деградации его души. С одной стороны, Ионыч становится значительным человеком в городе, он состоятелен и обладает особым авторитетом, но, с другой – материальный достаток негативно сказывается на духовном становлении героя. В зависимости от того, какой вопрос при прочтении данного рассказа задаст себе читатель, его можно будет отнести к социальной теме (какую роль сыграло общество в становлении характера Ионыча?), психологии (может ли человек сопротивляться обществу?) или философии (почему герой избирает такой жизненный путь, не продолжает бороться?).

История создания

Из записных книжек и дневников автора литературоведы смогли воссоздать изначальный замысел писателя, который с опубликованным текстом имел как различия, так и сходства. Какова же изначальная мысль автора? Какие изменения претерпела его идея в процессе работы? Насколько кардинально она отличается от исходного материала? Что было, а что стало?

Изначально Чехов хотел написать рассказ, центром которого стала бы семья Филимоновых. Нетрудно понять, что это своеобразный прототип будущих Туркиных. В итоговой редакции были сохранены и главные черты членов этой семьи. В чем же тогда отличие? Оно заключается в том, что сначала в рассказе не было главного героя, то есть самого Ионыча. Что же это меняет? На первый взгляд тематика рассказа не претерпевает изменений: духовная нищета семьи Филимоновых (Туркиных). Но появление в произведении Старцева влечет за собой перемену в главной мысли произведения. Если изначально речь шла о душевной бедности одной конкретной семьи, то в конечной версии Туркины показаны лучшими в городе, что заставляет задуматься о том, какими же тогда являются остальные жители, и как общество этих людей изменило жизнь главного героя.

Смысл названия

Начиная читать рассказ Чехова, вы предполагаете, что в центре его внимания будет находиться семья Туркиных: дается подробное описание каждого ее члена с характером и привычками. Лишь позже читатель понимает, что название связано с главным героем. Ионыч – отчество Дмитрия. В его грубоватом звучании автор передает суть метаморфозы, которую претерпел врач. По отчеству люди фамильярно обращаются к тем, кого знают, но не больно-то уважают. Обычно так о человеке говорят за спиной, желая подчеркнуть короткое знакомство с ним или даже принизить. Все обитатели города интуитивно поняли, что перспективный молодой человек стал одним из них, мещанином и обывателем, который замкнулся в рутине дней, обрюзг и потерял свое предназначение. Если раньше он пользовался уважением, то к финалу стал рядовым жителем уездного города, серым и безликим.

Ионычем является Дмитрий Ионович Старцев. Выбранное заглавие делает акцент на прозвище героя, которое дается ему в конце рассказа. Именно в этом заключается смысл произведения. Выбрав рассказу данный заголовок, Чехов ставит перед читателем вопрос: «Как земский врач Старцев превратился в Ионыча?». Только о том читателе можно говорить, что он понял суть произведения, который смог найти в тексте ответ на данный вопрос.

Жанр, композиция, направление

Антон Павлович Чехов известен как автор пьес и малой прозы.  Его произведение «Ионыч»-  реалистический рассказ. Яркой чертой данного направления и главной темой «Ионыча» являются социальные проблемы, поднимаемые автором. Также о принадлежности к реализму свидетельствуют объективное описание и наличие типических характеров.

В произведении все всегда следует одной цели – воплощению мысли автора. Этому следует и композиция. Данный рассказ Чехова состоит из пяти глав. Таким образом, золотым сечением является третья глава. Она оказывается переломной для главного героя. В ней Старцев делает Кити предложение и оказывается отвергнутым. С этого момента начинается духовное падение героя.

Суть

Это рассказ о земском враче, который ходил пешком, занимался практикой и верил в любовь, но  за несколько лет он превратился в «идола», владеющего собственной тройкой, располневшего обывателя, любимыми занятиями которого стали игры  и пересчет денег.

Автор повествует о том, как при отсутствии возможности развития и желания самосовершенствования человек быстро привыкает к новому, более простому темпу жизни – деградации. Начав с амбициозных планов и благих намерений, герой опускает планку и упрощает жизнь, становясь обыкновенным мещанином с банальным набором ценностей: азартные игры, личное обогащение, хорошая репутация. Чехов размышляет и над причинами этого превращения. Сильное влияние на Старцева имела Котик. Возможно, если бы она не поступила с влюбленным Дмитрием Старцевым так жестоко, не стала бы насмехаться над его любовью, то все сложилось бы по-другому. Но это только догадки и предположения…

Главные герои и их характеристика

  1. Туркины – «самая образованная семья». Живут они на главной улице губернского города С.. Все члены семьи обладают статичными характерами. Туркин Иван Петрович любит острить и рассказывать анекдоты. Он говорит на собственном языке, чтобы развлечь гостей. Его жена,  Вера Иосифовна, пишет любовные романы и вечерами читает их гостям. Дочь Туркина, Екатерина Ивановна, или Котик, как ласково в кругу семьи ее называют, играет на фортепьяно. Она даже хотела поступить в консерваторию, но ничего не вышло. В доме Туркиных есть еще лакей Пава, который для поднятия настроения гостей театрально вскрикивает: «Умри, несчастная!».
  2. Дмитрий Ионович Старцев – талантливый доктор, который направился работать в город С после учебы. Это образованный, чуткий и стеснительный молодой человек, склонный все идеализировать. Он живет не в самом городе, а в нескольких верстах от него. Он влюбляется в Катерину, делает предложение, но получает отказ. Постепенно он меняется, становясь раздражительным, чёрствым и равнодушным ко всему. При описании этого героя важной чертой является деградация его характера на протяжении произведения. Она показана через несколько постоянных деталей: способ передвижения (пешком, пара, а затем тройка коней с бубенчиками), полнота, отношение к обществу и любовь к деньгам. Внешний облик героя является наглядным отображением обнищания его души.

Темы и проблемы

  • Пошлость в «Ионыче» — одно из основным тем. Старцев, привыкая к жизни в городе, только молча играл, пил, ел и пересчитывал дома деньги, он стал далек от своих бывших идеалов. Его жизненные цели опустились до ежедневных рутинных забот и стремления накопить капитал. Внутренняя деградация героя подчеркивается его внешними изменениями: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову».
  • Жизнь города. Описание быта и нравов в городе, и, в частности, семьи Туркиных, связано с поднятием темы душевной нищеты людей. Какими нам представлены горожане? Как они коротают досуг? Об этом говорит сам главный герой. Ионыч рассказывает о своем времяпровождении Екатерине Ивановне. Из его слов об обычном дне мы можем ясно представить, как жители проводили свободное от работы время. Все однообразно, «жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей»: клуб, игра в карты, алкоголь.
  • Любовь. О том, что было бы, если Котик согласилась выйти замуж за Старцева, можно только предполагать. Этого не случилось, и сам герой при последней встрече с Екатериной Ивановной был этому рад. Исходя из этого, можно говорить о том, что в его душе отмерло все, и даже столь сильное чувство, как любовь, не смогло пробудить его к жизни. Но если посмотреть иначе, то Екатерину Ивановну нельзя назвать необычной девушкой, способной пробудить великое чувство. В конце рассказа уже наученный жизнью Ионыч это понимает.

Идея

Несмотря на наличие нескольких тем в рассказе, в центре внимания стоит один вопрос — о взаимоотношении человека и общества. Никто не станет спорить, что Старцев к концу романа становится таким же бесцветным обывателем, как и любой гражданин города. При сравнении портрета героя, представленного в начале книги, с образом жизни и обликом Старцева в конце, становятся очевидными оскудение его души и исчезновение высоких стремлений. Если раньше в его планах фигурировало призвание, выражающееся в интересе к медицине, то к финалу стало ясно, что свое предназначение Дмитрий не выполнил. По Чехову, именно увлеченный, осознанный труд очищает и возвышает нас, выдергивая людей из суеты и пошлости мира вещей, быта и рутины. Теряя любовь к делу всей своей жизни, ленясь и смешиваясь с толпой никчемных зевак, Старцев изменяет своей мечте и теряет себя.

Автор подчеркивает пошлость героя при помощи деталей. Усиливает также это впечатление наличие у Старцева двойника – кучера Пантелеймона. Дополняя характеристики и описания Дмитрия Ионыча и изменений его образа жизни, это помогает создать в воображении читателя законченную картину.

Критика

Свое мнение о рассказе А.П. Чехова «Ионыч» высказали многие литературоведы, писатели и критики. Его довольно сложно обобщить, так как оно не является  однозначным. Дмитрий Овсянико- Куликовский, литературовед и лингвист, написавший свой отзыв одним из первых, в «Этюдах о творчестве Чехова» отмечал необычность героя: он не противостоит обществу, а поддается его влиянию.

На таких писателей, как Киреев и Солженицын, большее впечатление произвел эпизод объяснения героев на кладбище, а не основная сюжетная линия. В связи с данной сценой, по их мнению, в рассказе поднимается  тема отношения человека к смерти.

Встречаются также негативные отзывы на это произведение, в которых подчеркивается простота образов героев, их недостаточная открытость и детализация. Не меньше об этом рассказе и положительных рецензий. Слова Р. И. Сементковского отражают их общую мысль:

Прочтите последние произведения г. Чехова, и вы ужаснетесь той картине современного поколения, которую он нарисовал с свойственным ему мастерством.

Автор: Полина Филиппович

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ рассказа «Ионыч» (А. П. Чехов)

На чтение 15 мин. Опубликовано

Автор: · Опубликовано 16.10.2019 · Обновлено 16.10.2019

(423 слова) А.П. Чехов в каждый свой рассказ вкладывает определенный смысл и посыл. Он всю жизнь боролся с такими человеческими пороками, как жадность, лицемерие и жажда обогащения. Рассказ «Ионыч» не остался в стороне. В нем автор обличает один из проблемных пороков – духовную деградацию человека.

Рассказ начинает знакомить читателя с главным героем – Дмитрием Ионычем Старцевым. Молодой земский врач приезжает в город С., чтобы строить свою карьеру и личную жизнь. Он искренне увлечен своей деятельностью. Особое внимание уделяет бедным людям. Герой ходит везде пешком, а о своих лошадях даже не задумывается. Старцев влюбляется в молодую девушку Екатерину Иванову. Любовь окрыляет его так сильно, что он не слышит фальшивую игру на рояле его возлюбленной. Дмитрий испытывает чистые и светлые чувства к Екатерине. Но она не отвечает взаимностью. После отказа Екатерины, Старцев теряет всякую веру в любовь и полностью погружается в работу. Только его мысли движутся в другую сторону – расчетливость становится главной чертой героя. Теперь Старцев отдает предпочтение частной практике, он постепенно забывает о бедняках, ведь они не приносят ему богатства. Страсть к наживе становится главным смыслом жизни. Герой обзаводится парой лошадей и кучером Пантелеймоном, который впоследствии становится двойником Старцева. Дмитрий устает от недолгих прогулок и скорее бежит в свою «коляску», но в голове мелькает мысль «не надо бы полнеть».

Спустя четыре года за плечами героя огромная врачебная практика. Он каждый день принимал у себя больных, а позже уезжал в город уже на тройке с бубенчиками. Полный Старцев с трудом передвигался на ногах, так как страдал одышкой. Пополнел и его кучер, который каждый день жаловался на свою работу. Он уклонялся от театров и концертов, а по вечерам увлекался игрой в винт. Чувства к Екатерине совсем охладели. Через четыре года он снова встретился с ней. В ответ на слова Екатерины о высоких чувствах по отношению к нему, в голове героя мелькали мысли о пересчете своего богатства. Деньги заглушили маленький огонек эмоций в его душе.

Через несколько лет Старцев еще больше пополнел, с трудом дышит и ходит с опрокинутой головой. Его кучер стал таким же, как и хозяин. Герой имеет громадную практику, большое имение и два дома в городе. На этом жадность героя не останавливается, и он планирует еще третий дом. Горло от жира заплыло, поэтому голос стал резкий и тонкий. А в городе все жители его зовут просто Ионычем. Его все устраивает, он не собирается развиваться дальше.

Таким образом, в рассказе «Ионыч» показана полная духовная деградация человека в обществе. И такое может случится с каждым, кто потеряет счет дням в погоне за богатством. Но автор оставляет вопрос открытым: кто виноват в деградации человека – он или общество, в котором он находится?

Автор: Полина Цимкина

Антон Павлович Чехов в одном из самых известных рассказов «Ионыч» показывает, как происходит полная деградация главного героя. Чехова всегда волновали темы честности, общества, влияния, развития и деградации. В таком небольшом рассказе он смог вместить все самые главные проблемы существования в окружающей среде. Вопрос актуальности его произведения даже не поднимается, ведь абсолютно точно ясно, что общество, изображенное в «Ионыче», недалеко находится от современного. Как же происходит деградация главного героя и кто в этом виноват?

Дмитрий Ионович Старцев в начале произведения – это молодой и перспективный доктор с горящими глазами. Он с удовольствием познает мир, себя и людей, которые его окружают. Старцев приехал работать в земскую больницу, неподалеку небольшого городка С. Он считает своей обязанностью помочь людям и подолгу задерживается на работе в ущерб личному времени. Дмитрий имеет ко всему необычайный интерес, но на первом месте для него находится все-таки работа. Однажды он осмелился на небольшой отдых.

Старцев был не местным, поэтому спросил людей, где здесь можно хорошо отдохнуть. Несмотря на наличие разных культурных заведений в городишке, все ему единогласно указывали на самую «талантливую» здесь семью Туркиных. Как только Дмитрий попадает в общество этих людей, читатель вместе с ним открывает «глубину» их талантов.

Отец семейства всегда травит анекдоты, рассказывает смешные истории, которые имеют свойства вылетать из его уст изо дня в день, все время в том же порядке. Мать пишет «романы», а потом читает тем зевакам, которые пришли к ним на развлечение. Это писательство на самом деле не имеет ничего общего с реальными жизненными историями. Возможно, именно поэтому люди слушают их с удовольствием. Им тоже иногда хочется спрятаться в мир, где нет ничего настоящего. Хотя они и так провели всю жизнь во тьме и лжи. Их дочь, молодая Екатерина Ивановна, «необычайно талантлива» и «виртуозна» в игре на пианино. Она могла взять одну ноту и играть ее долго-долго. Все вокруг притворялись, что чувствуют в этом звуке какое-то волшебство.

Дмитрий Ионович смог там отдохнуть, но, сколько бы его не приглашали снова, он все никак не хотел больше ехать к ним. Доктор был занят своей больницей и пациентами. Таким образом, он отделял себя от дурного общества и держался на расстоянии. Он все смотрел на них, как на чудаков, ведь самые талантливые люди городка жили, как заведенные часы. В их доме все повторялось снова и снова.

Волей случая Дмитрий снова оказался в доме Туркиных. Мать Екатерины заболела и нуждалась в таком специалисте, как он. Вскоре Старцев начал привыкать к обществу людей этого городка. И это стало первым шагом к его деградации. Вливаясь в пошлый коллектив, он становился похожим на них, хотя сам этого не замечал. Он все также судил этих людей за то, что они не умеют культурно говорить и за их умственную темноту. Тем не менее, эта темнота начала поглощать и самого доктора.

Дмитрий влюбился в молоденькую Екатерину. Она казалась ему божеством. Это были те минуты просветления, которые стали лучшим отрывком времени в его жизни. Он все спешил к Туркиным, чтобы увидеть любимую, пытался как-то найти с ней встречу. Ему казалось, все, что говорит эта девушка (Котик, как ее называют родители), было умно и прекрасно. И даже здесь, в этом порыве чувств, он не ведет себя, как обычный влюбленный. Да, ему также характерна поспешность выводов и стремление к действиям, но он пытается спрятаться от этих чувств, взять их под контроль.

Символической является сцена на кладбище, куда отправляется главный герой, поверив записке Котика и тому, что она будет ждать его в этом жутком месте. Он понимал, что это все вздор. Она просто подшучивает над ним. Тем не менее, Дмитрий отправился туда с надеждой. Мир мертвых встретил его холодом, но не безнадегой, которая царила в мире живых. Об этом говорит художественная деталь – лампадка над памятником, которая отражала лунный свет. Естественно, Котик не пришла. На следующий день Старцев помчался к ней делать предложение, но Катерина собиралась бросить этот город и уехать обучаться музыке, что она позже и сделала.

Интересно, что главный герой вскоре после ее отъезда совсем забыл о своей любви. Он стал богаче, много ездил, поправился и полюбил деньги. Каждый раз он возвращался после работы домой и первым делом считал те несчастные бумажки, которые рассовал по карманам. Его отношение к пациентам тоже поменялось: чем больше он любил деньги, тем меньше любви у него оставалось для больных. Дмитрий теперь участвовал в других развлечениях: он играл в игры. Старцев не очень-то любил обывателей, но считал их вполне сносными, если не говорить с ними о чем-то, только играть. Таким образом, он потихоньку съезжал вниз по духовным рельсам.

Когда Катерина вернулась из консерватории, то не замедлила пригласить в гости влюбленного в нее доктора. Вот только он уже был совершенно не тем человеком. Старцев посмотрел на нее, и все в ней показалось ему не таким уж и хорошеньким, каким он представлял себе еще четыре года назад.

Так от его любви не осталось и следа. В последней пятой части рассказа Чехов показывает человека, который совсем не похож на того молодого продуктивного доктора Дмитрия Ионовича, фигурирующего в первой части повествования. Теперь он еще больше растолстел и еще больше увлекся деньгами. Для него нет ничего лучше, чем считать эти бумажки с утра до вечера.

В начале рассказа автор красочно расписал «самую лучшую» семью в этом городке. Да так, что стало ясно, что это за городок и кто в нем живет, если такую семью называют «талантливой». И все же по сравнению с главным героем, который пал ниже плинтуса, эта семья выглядит не так уж и плохо. Вот почему они выступают, с уст автора, сливками общества. Эти люди имеют влияние на всех, кто существует вокруг них. Такой же жертвой обывателей является и сам Дмитрий, который в конце произведения становится Ионычем. Это простое прозвище как нельзя лучше показывает не только его деградацию, но и родство со всеми обывателями городишки.

Ионыч – яркий пример героя, который прошел длинный путь прогресса для того, чтобы ступить на путь деградации и остаться там навеки. Чехов показал, что иного выхода в персонажа не было. В таком гнилом и недалеком обществе он просто не мог остаться самим собой или же прогрессировать. Все люди, которые нас окружают, так или иначе, имеют влияние на наши личности. Пока в обществе лучшими будут такие, как Туркины, оно обречено на вечную серость жизни и размножение таких, как Ионыч.

Деградация личности в рассказе Чехова «Ионыч»

Чехов А. П.

В своих коротких, но емких по смыслу рассказах Чехов поднимал злободневные проблемы и обличал общественные пороки. Обычно он делал это, изображая судьбу того или иного персонажа, при этом не обозначая определенный порок, или же рассказывая о моменте из жизни героя, где он совершил проступок. Так автор дает читателю возможность подумать и выдвинуть свои выводы. Стоит обратить внимание на то, что Антон Павлович Чехов изображает не общество в целом, а только определенную личность — ей предстоит выступить в роли отражения того самого порока, которым страдает все общество.

В рассказе «Ионыч» автор повествует о событиях из жизни врача Дмитрия Старцева, чтобы во всех подробностях продемонстрировать наглядный пример того, как происходит деградация личности. Место действия — губернский город С. Приезжие отмечали в нем невыносимую скуку: каждый день был похож на другой, жизнь людей была однообразна. При этом жители городка утверждали, что это вовсе не так, и что у них есть, на что посмотреть. При этом они указывали на Туркиных — с этой семьей знакомится и Дмитрий.

Позже выяснилось, что жизнь этих людей проходила по однообразному, давно написанному и отработанному сценарию: сначала Вера Иосифовна читала гостям очередной написанный ею роман, после чего ее дочь играла на фортепиано. Прием завершает ужин, о котором неизменно свидетельствовал запах жареного лука. Старцев оказывается под пагубным влиянием этих людей. По мере развития сюжета раскрывается биография юного, подающего надежды врача, который ступил на неверный путь материального обогащения. Сделав этот выбор, Старцев положил начало своему нравственному обнищанию.

Автор использовал несколько способов для раскрытия деградации личности Старцева. В начале рассказа Чехов чаще всего называет доктора по имени. Имя — это показатель индивидуальности человека, целостности его личности. С первых строк рассказа перед читателями предстает человек, который активно интересуется происходящими вокруг него событиями. Он получает удовольствие от общения и всегда находит повод для дискуссии. Однако со временем произошло превращение Старцева во вредного Ионыча: он уже не искал тем для бесед. Его не интересовало ничего вокруг, кроме денег. Автор указал, что «от таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением». В конце дня Ионыч неизменно доставал купюры и, «когда собиралось несколько сот, он отвозил в Общество взаимного кредита и клал там на текущий счет» — это было единственное, от чего он получал удовольствие.

Главный герой оградил себя от пространства и общества, что привело его в итоге к духовной гибели. Когда личность Старцева деградировала, Чехов и стал с презрением называть его по отчеству — Ионычем, тем самым подчеркивая, что он не одобряет выбор героя.

В Старцеве со временем умирали уникальность и талант, а после и его личность. Он имел шанс остаться человеком, однако не стал использовать его. У него были возможности сопротивляться мещанскому укладу жизни, но он этого делать не стал. В превращении Старцева в противного, ожиревшего Ионыча виноват только он. Общество, в котором он оказался, являлось только испытанием, которое ему не удалось пройти. «Вот и все, что можно сказать про него».

Учащимся</li>Сочинение на тему</li>Чехов А.П.</li> Деградация личности в рассказе Чехова «Ионыч»</li>

Проблема духовной деградации – одна из центральных в русской и мировой литературе. Она интерпретируется в зависимости от особенностей эпохи, но суть ее остается неизменной: человек под влиянием внешних факторов останавливается в духовном развитии и постепенно начинает деградировать. Этот процесс можно наблюдать в рассказе А.П. Чехова «Ионыч». В начале произведения появляется образ Дмитрия Старцева – молодого и перспективного земского врача. Дмитрий Ионыч много работает, посвящая любимому делу практически все свободное время. Он помогает людям и получает от этого удовольствие. Старцев способен различать людей с богатым внутренним миром от «пустышек». Читатель знакомится с доктором, когда тот после работы в праздник Вознесения направлялся в С., напевая: «Когда еще не пил слез из чаши бытия…». Он еще не знал, что эта строчка окажется пророческой. Дмитрий Ионыч волей случая познакомился с главой семейства Туркиных и вскоре попал к ним в гости. Старцеву было любопытно, что же такого особенного в этой семье, что о ней знает весь город. Он с интересом и скепсисом наблюдает за «талантливыми людьми». На первом же приеме ему представляют восемнадцатилетнюю Туркину Екатерину Ивановну. Симпатичная и худощавая девушка сразу привлекает внимание молодого человека. Вскоре Дмитрий Ионыч влюбляется в нее.

Екатерина Ивановна не воспринимает чувства молодого человека всерьез. Она открыто смеется над ним, приглашая на городское кладбище. Это мрачное место показывает еще не зачерствевшую душу мужчины. Он бродит между могилами и представляет вечную и прекрасную жизнь, скрывающуюся под могильными плитами. Таким образом, проявляется склонность Дмитрия Ионыча к глубоким философским раздумьям. Первую злую шутку девушки Старцев прощает и решается сделать ей предложение. Такое поведение говорит о достаточно мягком и добром характере героя. Но после получения второго отказа молодой человек ступает на путь деградации, которая постепенно съедает его душу. Начинается все с того, что Дмитрий Ионыч с головой погружается в работу. Теперь его цель – не высокие чувства и семья, а материальные блага. Молодой человек закрывается от окружающих, меняет свое отношение к больным: может нагрубить им, повысить голос. Внутренние изменения вскоре проявляются и внешне. В 5 части встречаем Дмитрия Старцева и видим, что тот «еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув голову». Вместе с хозяином деградирует и извозчик Пантелеймон. Он везет пышного «господина», поэтому позволяет себе кричать на народ, который появляется на пути повозки. Далее автор обращает внимание на тонкий голос доктора, считая, что это следствие заплывшего жиром горла. Теперь раздражительного и постоянно сердитого Старцева называют просто Ионычем. Он действительно заслуживает это пренебрежительное прозвище, ведь считает себя выше других. В таком облике мужчина второй раз предстает перед Екатериной Ивановной и равнодушно слушает ее признания. Образ Дмитрия Старцева показывает, как душевная травма может полностью изменить человека, заставляет задуматься над своими поступками и относительно себя и других.

Понравилось сочинение? А вот еще:

Женские образы в рассказе Чехова «Ионыч»</li>Почему доктор Старцев стал Ионычем? (по рассказу Чехова «Ионыч»)</li>В чем заключается трагедия доктора Старцева? (по рассказу Чехова «Ионыч»)</li>Есть ли настоящая жизнь в рассказе Чехова «Ионыч»?</li>

Каковы причины духовного падения (деградации) Дмитрия Ионыча Старцева?

Статьи » Проблемные вопросы русской литературы » Каковы причины духовного падения (деградации) Дмитрия Ионыча Старцева?

Ответ:

Статьи по теме:

«Житие Феодосия Печерского» Иной тип героя прославляет «Житие Феодосия Печерского», написанное Нестором. Феодосий — монах, один из основателей Киево-Печерского монастыря, посвятивший свою жизнь не только нравственному совершенствованию своей души, но и воспитанию мо …

Творчество Ивана Алексеевича Бунина И.А. Бунин родился в Воронеже, а детство и юность почти целиком провел в захудалом, наполовину разоренном хуторском имении своего отца Бутырки, находившемся в нынешней Орловской области. Там, среди лесов и полей среднерусской полосы, в ж …

Незнайка-поэт. Инсценировка Н. Рождественской по сказке Н. Носова Старший дошкольный возраст Действующие лица: Незнайка, Авоська, Пудик он же Цветик, Доктор Пилюлькин, Знайка, Ведущий, Торопыжка Ведущий. После того как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи. У …

Используемые источники:

  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/degradatsiya-ionycha-v-rasskaze-ionych-a-p-chehov/
  • https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/degradaciya-ionycha-v-rasskaze-ionych-a-p-chexov.html
  • https://litera.su/learner/all-works/chekhov-a-p/degradation-of-the-individual-in-chekhovs-ionych
  • https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/degradatsiya-dmitriya-startseva.html
  • http://www.litguide.ru/liconts-87-1.html

  • Чехов злоумышленник рассказ краткое содержание
  • Чехов каштанка о чем рассказ
  • Чехов каштанка картинки к рассказу
  • Чехов ионыч рассказ читать
  • Чехов детские рассказы список