Садовникова
Ольга Федоровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №8» г. Братска
Формирование познавательных универсальных учебных
действий:
смысловое чтение, работа с информацией на уроках
русского языка и литературы
(из опыта работы)
Данная статья направлена
В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова
А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими
универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения.
Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять
содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную
информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью
анализа текста. Когда человек вдумчиво читает, то у него обязательно работает
воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами.
Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения
(например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом
виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового
момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом. Понятие
смысловое чтение характеризует уровень чтения.
Научиться мыслить в
процессе чтения — важнейшая задача, притом мыслить надо уметь рационально, без
лишних затрат времени, физических и психических усилий. Один из важнейших
признаков текста- это его информативность.
Поэтому главная работа
с текстом связана с «вычитыванием» информации в тексте.
Можно выделить три
основных вида информации в тексте. Представим это в таблице.
Виды информации в | Что содержит | Роль данной |
Фактуальная | События, факты, | Позволяет увидеть |
Концептуальная | Замысел автора, его | Создает текст как |
Подтекстовая | Скрытая, | Позволяет иначе |
Приведем
конкретные приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в 11
классе.
1. Текст. Виды информации в тексте на примере рассказа
А.П.Чехова «Барышня и баран».
2. 1. На основе анализа художественного
произведения развивать навык нахождения видов информации (фактуальной,
концептуальной, подтекстовой) в тексте.
2. Совершенствовать навык
поиска различных видов информации в предложенном художественном тексте;
3.Совершенствовать навык
монологической речи.
3. Урок- исследование (применение предметных и
метапредметных знаний). Анализ прозаического текста.
4.Этап применения предметных и метапредметных знаний.
(Основной этап)
5. Предтекстовая и текстовая.
6. Учащиеся научатся ориентироваться в тексте,
осознавая его целостность, выделять фактуальную, концептуальную и подтекстовую
информацию художественного текста, выводить заключение о намерении автора и
идея текста.
7.Толстые и тонкие вопросы
8.Рассказ А.П.Чехова «Баран и барышня»
9.10 Задания перед прочтением текста. Предполагаемые
ответы уч-ся в скобках.
— Давайте подумаем над заглавием текста.
— Предположите, о ком пойдет речь в рассказе? (О
баране и барышне)
— Дайте толкование слова, при этом учитываем,
кого мы обычно называем бараном? (Глупого, бездушного человека)
Какую информацию несет дополнение автора: «Эпизодик
из жизни милостивых государей?» (Эпизодик – мелкий, рядовой случай.
«Милостивых государей»- государей, оказывающих милость, неспроста автор берет
данное определение в кавычки, подчеркивая тем самым явно противоположное
значение.
Задание после прочтения текста.
1) Нахождение фактуальной информации в тексте.
— Какую роль играет фактуальная информация в
тексте? ( Позволяет увидеть внешнюю сторону текста- события, факты, героев,
место действия, сюжет и т.п.)
— Найдите данный вид информации в тексте. ( К
чиновнику пришла бедная девушка просить бесплатный билет на поезд, чтобы
навестить больную мать, но оказалась, что барышня ошиблась подъездом и попала
не в железнодорожное ведомство. Чиновник, к которому она попала по ошибке,
ласково её принял, долго расспрашивал, но она опоздала в нужное ведомство.)
— Понятна ли основная мысль рассказа? (Непонятна.)
-Тогда обратимся к контекстуальной информации. Что нам
поможет найти данную информацию? (Заголовок, который отражает авторскую идею и
художественная деталь.)
Детали, помогающие увидеть
Детали, помогающие понять
Моральное убожество «барана»
душевное состояние барышни
На сытой, лоснящейся физиономии… … тихо вошла
хорошенькая брюнетка, одетая
написана смертельнейшая скука.
просто…
… не знал, что ему делать. Не хотелось … начала
она дрожащим дискантом
ни думать, ни зевать…
и
т.д.
— В какой форме показаны художественные детали? (В
форме диалога)
— Какое чувство нарастает у читателя по отношению к
«милостивому государю» от реплики к реплике?
( Чувство отвращения. Этот человек без стыда и
совести, он воспользовался отчаянным положением девушки как очередным
развлечением)
— Где же скрыта подтекстовая информация? ( В отдельных
словах, фрагментах, предложениях)
— Приведите примеры («Эпизодик из жизни милостивых
государей»- трагичная история для девушки, рядовой случай для «барана».
Следовательно, вся система бюрократического устройства имеет отношение к слову
«бараны» )
Основные выводы:
— А.П.Чехов, используя концептуальную и подтекстовую
информацию, избежал нравоучительной проповеди о том, как отвратительно
человеческое равнодушие, бессердечие, он облек свои мысли в образную форму и
позволил нам, читателям, почувствовать то, что чувствовал сам.
1. Прочитайте лирическую миниатюру В.П.Астафьева
«Паутина».
2. Вычитайте из текста все виды информации:
2.1. чтобы вычленить фактуальную информацию,
выпишите опорные слова и словосочетания, раскрывающие тему произведения;
2.2. чтобы вычленить подтекстовую информацию, выпишите
слова и выражения, употребленные в метафорическом значении, раскройте их смысл;
2.3. чтобы вычленить концептуальную информацию,
сформулируйте ваше понимание смысла этого текста (как вы поняли, что хотел
сказать автор).
Паутина
Грибное предосенье. Липнет
паутина к лицу. Заденешь, раздерешь паутину — и в сырую траву горохом
осыпаются пауки. Путаясь в смятой паутине, они часто и беспомощно перебирают
закорючинками лапок.
А ведь в только что
растянутой паутине, в сложных и мудрых хитросплетениях ее они жили,
кого-то сторожили и чувствовали себя по-хозяйски дома.
Нарушился порядок. Не стало
гармонии. Рухнул паучий мир, выпало звено из природой отлаженной жизни,
лопнула еще одна ее тонкая струна.
Я смотрю на железнодорожный
мост, мерцающий сплетениями паутины над широкой рекой, и вижу, как
быстро-быстро по его нитям перебирается многолапый и многорукий паук.
Ответ на задание.
2.1 Растянутая паутина, заденешь,
раздерёшь паутину, выпало звено, отлаженной жизни, нарушился порядок, не стало
гармонии,
2.2 Сложные и мудрые хитросплетения —
трудный, запутанный замысел жизни.
Тонкая струя — чуткая,
способная разрушиться от грубого прикосновения.
Выпало звено – важная
составная часть целого ( окружающего мира)
Мерцающий сплетениями паутины
— строение моста, виднеющегося в колеблющемся свете
2.3
В своей
миниатюре В.П.Астафьев напоминает нам о том, что человек — часть природы.
Автор эмоционально отображает мир природы, прославляя её красоту. В природе он
видит живую душу. И нам нужно совсем немного: просто сохранить эту красоту,
«быть сопричастным всему живому». И только через гармоничное познание природы
можно понять внутренний мир человека, смысл его жизни.
Таким образом, можно
сделать следующие выводы: осмысление текста подчиняется определенным правилам,
закономерностям, законам. Знание их и умение применять на практике способствуют
рациональной организации умственного труда при чтении, повышению эффективности
познания.
Литература
1.
Гойхман
О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М., 2005.
2.
Добротина
И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах: пособие для
учителей общеобразоват. организаций / И.Г.Добротина. – М.: Просвщение, 2014. –
192 с.
3.
Загашев
И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически PDF. СПб.:
Альянс «Дельта», 2003.
4.
Камалов
Р.Р. Использование таксономии Б. Блума как основы технологии мобильного
обучения в начальной школе Начальная школа плюс до и после. – 2013. — № 8.
5.
Логвинова
И., Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения /
[Электронный ресурс] — http://narva.ut.ee›sites/default/files/nc/materjal.pdf
6.
О методе
интеллект-карт http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32. — сайт Михаила
Евгеньевича Бершадского.
7.
Примерная
основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа
/ [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с.
8.
ФГОС.
Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю.
Сторожева.– Саратов, 2013. – 120 с.
9.
Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования /
[Электронный ресурс] — http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId = 959.
10.
Формирование
универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система
заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А.
Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова.— М. : Просвещение, 2011. — 159 с.
рассказы для аргументов к сочинению егэ русский язык Ctege. info
08.01.2019 8:28:34
2019-01-08 08:28:34
Объём 0,5-5 листов.
1. Рид Грачёв «Диспут о счастье» — счастье
2. Ю. Буйда «Продавец добра» — доброта, чистосердечие
3. М. Гелприн «Свеча горела» — книги, литература, поэзия, учительученик
4. А. Геласимов «Нежный возраст» — школа, познание себя, отцы и дети, музыка, книги, подростковые проблемы, влияние взрослого
5. В. Астафьев «Хвостик», «Костёр возле реки» — природа
6. Астафьев «Зачем я убил коростеля?» — природа, совесть, воспоминания детства
7. Лу Синь «Бумажный змей» — совесть, воспоминания детства
8. А. Чехов «В аптеке» — человеческое равнодушие
9. А. Чехов «Пари» — книги, духовность, преходящеевечное
10. В. Тендряков «Хлеб для собаки» — совесть, доброта
11. А. Грин «Победитель» — искусство, талант
12. Г. Успенский «Выпрямила» — искусство, талант
13. В. Вересаев «Состязание» — искусство, талант, красота
14. В. Вересаев «Легенда» — природа
15. Р. Брэдбери «Улыбка» — искусство, талант, отношение к прекрасному, к цивилизации
16. М. Зощенко «Обезьяний язык», И. С. Тургенев «Русский язык» — засорение языка, речь
17. А. Ахматова «Мужество» — язык, речь, духовность, война
18. А. Платонов «Одухотворённые люди» — война, героизм, патриотизм, сила человеческого духа (более крупное произведение)
19. А. Платонов «Юшка» — доброта, бескорыстие
20. А. Катаев «Флаг» — война, героизм, патриотизм, сила человеческого духа
21. К. Паустовский «Старый повар» — музыка, талант, воображение
22. Т. Толстая «Река Оккервиль» — музыка, талант, воображение
23. К. Паустовский «Золотая гроза» — творчество, писательский труд, счастье
24. Д. Быков «Девочка со спичками даёт прикурить» — счастье, мечты, чиновничество
25. А. Чехов «Баран и барышня» — чиновничество, человеческая непорядочность, независимость от сильных мира сего
26. Р. Брэдбери «Всё лето в один день» — воспоминания, взаимоотношения с одноклассниками, «белая ворона»
27. В. Токарёва «инструктор по плаванию» — отцы и дети, отношение к матери, познание себя, выбор жизненного пути
28. Б. Екимов «Говори, мама, говори» — отцы и дети, отношение к матери
29. Ч. Айтматов «легенда о манкурте» из романа «И дольше века длится день» — память, прошлое, мать
30. Т. Толстая «Чистый лист» — память, отцы и дети, проблема выбора, жизненные проблемы
31. В. Сухомлинский «Для чего говорят спасибо», «Неблагодарность» — неблагодарность
32. Е. Пермяк «как Миша хотел маму перехитрить» — ложьправда
33. Стас Козловский «Будущее книги» — книги, интернет
34. В. Короленко «Огоньки» — самоотверженность на тернистом жизненном пути, вера в светлое начало
35. А. Грин «Зелёная лампа» — выбор, власть, путь
36. И. Тургенев «Певцы» — музыка, искусство, талант
37. Замятин «Дракон» — неоднозначность человеческой натуры, человеческоезвериное в человеке
38. А. Куприн «Синяя звезда» — красотауродстводобродетель
39. А. Куприн «Демир-Кая» — вера, грехпокаяниепрощение
40. В. Богомолов «Первая любовь» — война, любовь, ответственность
41. А. Грин «Игрушка» — впечатления детства, мир людеймир зверей
42. А. Грин «Игрушки» — война, увлечённость»
43. А. Грин «Последний лист» — дружба, поддержка, надежда, жизньсмерть
44. О. Генри «Дары волхвов» — любовь, жертвенность
45. Л. Улицкая «Бумажная победа» — взаимоотношения подростков, отцы и дети
46. В. Тендряков «Параня» — человек и власть
47. Е. Ауэрбах «Я поздно понял» — отцы и дети, отношение к матери, выбор собственного пути
48. Е. Ауэрбах «Сердце» — человеческое равнодушие. Отзывчивость
49. Е. Габова «Не пускайте рыжую на озеро» — взаимоотношение одноклассников, белая ворона.
Объём 0,5-5 листов.
Объём 0,5-5 листов.
1. Рид Грачёв «Диспут о счастье» — счастье
2. Ю. Буйда «Продавец добра» — доброта, чистосердечие
3. М. Гелприн «Свеча горела» — книги, литература, поэзия, учительученик
4. А. Геласимов «Нежный возраст» — школа, познание себя, отцы и дети, музыка, книги, подростковые проблемы, влияние взрослого
5. В. Астафьев «Хвостик», «Костёр возле реки» — природа
6. Астафьев «Зачем я убил коростеля?» — природа, совесть, воспоминания детства
7. Лу Синь «Бумажный змей» — совесть, воспоминания детства
8. А. Чехов «В аптеке» — человеческое равнодушие
9. А. Чехов «Пари» — книги, духовность, преходящеевечное
10. В. Тендряков «Хлеб для собаки» — совесть, доброта
11. А. Грин «Победитель» — искусство, талант
12. Г. Успенский «Выпрямила» — искусство, талант
13. В. Вересаев «Состязание» — искусство, талант, красота
14. В. Вересаев «Легенда» — природа
15. Р. Брэдбери «Улыбка» — искусство, талант, отношение к прекрасному, к цивилизации
16. М. Зощенко «Обезьяний язык», И. С. Тургенев «Русский язык» — засорение языка, речь
17. А. Ахматова «Мужество» — язык, речь, духовность, война
18. А. Платонов «Одухотворённые люди» — война, героизм, патриотизм, сила человеческого духа (более крупное произведение)
19. А. Платонов «Юшка» — доброта, бескорыстие
20. А. Катаев «Флаг» — война, героизм, патриотизм, сила человеческого духа
21. К. Паустовский «Старый повар» — музыка, талант, воображение
22. Т. Толстая «Река Оккервиль» — музыка, талант, воображение
23. К. Паустовский «Золотая гроза» — творчество, писательский труд, счастье
24. Д. Быков «Девочка со спичками даёт прикурить» — счастье, мечты, чиновничество
25. А. Чехов «Баран и барышня» — чиновничество, человеческая непорядочность, независимость от сильных мира сего
26. Р. Брэдбери «Всё лето в один день» — воспоминания, взаимоотношения с одноклассниками, «белая ворона»
27. В. Токарёва «инструктор по плаванию» — отцы и дети, отношение к матери, познание себя, выбор жизненного пути
28. Б. Екимов «Говори, мама, говори» — отцы и дети, отношение к матери
29. Ч. Айтматов «легенда о манкурте» из романа «И дольше века длится день» — память, прошлое, мать
30. Т. Толстая «Чистый лист» — память, отцы и дети, проблема выбора, жизненные проблемы
31. В. Сухомлинский «Для чего говорят спасибо», «Неблагодарность» — неблагодарность
32. Е. Пермяк «как Миша хотел маму перехитрить» — ложьправда
33. Стас Козловский «Будущее книги» — книги, интернет
34. В. Короленко «Огоньки» — самоотверженность на тернистом жизненном пути, вера в светлое начало
35. А. Грин «Зелёная лампа» — выбор, власть, путь
36. И. Тургенев «Певцы» — музыка, искусство, талант
37. Замятин «Дракон» — неоднозначность человеческой натуры, человеческоезвериное в человеке
38. А. Куприн «Синяя звезда» — красотауродстводобродетель
39. А. Куприн «Демир-Кая» — вера, грехпокаяниепрощение
40. В. Богомолов «Первая любовь» — война, любовь, ответственность
41. А. Грин «Игрушка» — впечатления детства, мир людеймир зверей
42. А. Грин «Игрушки» — война, увлечённость»
43. А. Грин «Последний лист» — дружба, поддержка, надежда, жизньсмерть
44. О. Генри «Дары волхвов» — любовь, жертвенность
45. Л. Улицкая «Бумажная победа» — взаимоотношения подростков, отцы и дети
46. В. Тендряков «Параня» — человек и власть
47. Е. Ауэрбах «Я поздно понял» — отцы и дети, отношение к матери, выбор собственного пути
48. Е. Ауэрбах «Сердце» — человеческое равнодушие. Отзывчивость
49. Е. Габова «Не пускайте рыжую на озеро» — взаимоотношение одноклассников, белая ворона.
1. Рид Грачёв «Диспут о счастье» — счастье
2. Ю. Буйда «Продавец добра» — доброта, чистосердечие
3. М. Гелприн «Свеча горела» — книги, литература, поэзия, учительученик
4. А. Геласимов «Нежный возраст» — школа, познание себя, отцы и дети, музыка, книги, подростковые проблемы, влияние взрослого
5. В. Астафьев «Хвостик», «Костёр возле реки» — природа
6. Астафьев «Зачем я убил коростеля?» — природа, совесть, воспоминания детства
7. Лу Синь «Бумажный змей» — совесть, воспоминания детства
8. А. Чехов «В аптеке» — человеческое равнодушие
9. А. Чехов «Пари» — книги, духовность, преходящеевечное
10. В. Тендряков «Хлеб для собаки» — совесть, доброта
11. А. Грин «Победитель» — искусство, талант
12. Г. Успенский «Выпрямила» — искусство, талант
13. В. Вересаев «Состязание» — искусство, талант, красота
14. В. Вересаев «Легенда» — природа
15. Р. Брэдбери «Улыбка» — искусство, талант, отношение к прекрасному, к цивилизации
16. М. Зощенко «Обезьяний язык», И. С. Тургенев «Русский язык» — засорение языка, речь
17. А. Ахматова «Мужество» — язык, речь, духовность, война
18. А. Платонов «Одухотворённые люди» — война, героизм, патриотизм, сила человеческого духа (более крупное произведение)
19. А. Платонов «Юшка» — доброта, бескорыстие
20. А. Катаев «Флаг» — война, героизм, патриотизм, сила человеческого духа
21. К. Паустовский «Старый повар» — музыка, талант, воображение
22. Т. Толстая «Река Оккервиль» — музыка, талант, воображение
23. К. Паустовский «Золотая гроза» — творчество, писательский труд, счастье
24. Д. Быков «Девочка со спичками даёт прикурить» — счастье, мечты, чиновничество
25. А. Чехов «Баран и барышня» — чиновничество, человеческая непорядочность, независимость от сильных мира сего
26. Р. Брэдбери «Всё лето в один день» — воспоминания, взаимоотношения с одноклассниками, «белая ворона»
27. В. Токарёва «инструктор по плаванию» — отцы и дети, отношение к матери, познание себя, выбор жизненного пути
28. Б. Екимов «Говори, мама, говори» — отцы и дети, отношение к матери
29. Ч. Айтматов «легенда о манкурте» из романа «И дольше века длится день» — память, прошлое, мать
30. Т. Толстая «Чистый лист» — память, отцы и дети, проблема выбора, жизненные проблемы
31. В. Сухомлинский «Для чего говорят спасибо», «Неблагодарность» — неблагодарность
32. Е. Пермяк «как Миша хотел маму перехитрить» — ложьправда
33. Стас Козловский «Будущее книги» — книги, интернет
34. В. Короленко «Огоньки» — самоотверженность на тернистом жизненном пути, вера в светлое начало
35. А. Грин «Зелёная лампа» — выбор, власть, путь
36. И. Тургенев «Певцы» — музыка, искусство, талант
37. Замятин «Дракон» — неоднозначность человеческой натуры, человеческоезвериное в человеке
38. А. Куприн «Синяя звезда» — красотауродстводобродетель
39. А. Куприн «Демир-Кая» — вера, грехпокаяниепрощение
40. В. Богомолов «Первая любовь» — война, любовь, ответственность
41. А. Грин «Игрушка» — впечатления детства, мир людеймир зверей
42. А. Грин «Игрушки» — война, увлечённость»
43. А. Грин «Последний лист» — дружба, поддержка, надежда, жизньсмерть
44. О. Генри «Дары волхвов» — любовь, жертвенность
45. Л. Улицкая «Бумажная победа» — взаимоотношения подростков, отцы и дети
46. В. Тендряков «Параня» — человек и власть
47. Е. Ауэрбах «Я поздно понял» — отцы и дети, отношение к матери, выбор собственного пути
48. Е. Ауэрбах «Сердце» — человеческое равнодушие. Отзывчивость
49. Е. Габова «Не пускайте рыжую на озеро» — взаимоотношение одноклассников, белая ворона.
Короленко Огоньки — самоотверженность на тернистом жизненном пути, вера в светлое начало 35.
4ege. ru
05.04.2017 4:57:14
2017-04-05 04:57:14
Ctege. info
24.07.2020 6:22:59
2020-07-24 06:22:59
Источники:
Http://11ege. ru/argumenty-k-sochineniyu-romana-i-s-turgeneva-ottsy-i-deti/index. html
Https://edunews. ru/ege/russkiy-yazyk/argumenty-k-sochineniyu. html
Https://ctege. info/bank-argumentov-dlya-sochineniya-ege-po-russkomu-yazyiku/
Https://4ege. ru/russkiy/55887-spisok-korotkih-rasskazov. html
Https://ctege. info/argumentyi-dlya-ege-po-russkomu-yazyiku/super-sbornik-argumentov-dlya-sochineniya-ege. html
Антон Павлович Чехов создал свой рассказ «Ванька» в 1886 году. Под псевдонимом А. Чехонте произведение впервые было размещено на страницах «Петербургской газеты», в отделе «Рождественские рассказы». Рассказ «Ванька» включался в сборники А.П. Чехова ещё при жизни писателя. Кроме того, он был переведён на многие европейские языки. Многомудрый Литрекон предлагает Вам краткий пересказ произведения, где представлены сюжет и основные события в сокращении.
Краткий пересказ
(434 слова) Девятилетний Ванька Жуков в ночное время под самое Рождество старательно пишет письмо в родную деревню своему дедушке Константину Макарычу. Три месяца назад мальчика отослали в Москву «к сапожнику Аляхину» на обучение. Ребёнок остался сиротой. Единственный близкий человек для Ваньки — это дедушка, который работает в деревне в усадьбе господ Живарёвых ночным сторожем. Днём Константин Макарыч, по своему обыкновению, спит или беседует с кухарками, а ночью несёт службу. С ним ходят старая собачка Каштанка и чёрный пёс Вьюн.
Ванька по-простому, детским слогом, рассказывает в письме о своей нелёгкой жизни у сапожника. Хозяева плохо его кормят, часто бьют и ругают за любую провинность: за то, что он заснул, укачивая в люльке хозяйского ребёнка, неправильно почистил рыбу. Кроме того, он терпит насмешки от подмастерьев. Ванька очень просит, чтобы дедушка забрал его обратно в деревню. Мальчик готов всё для него делать: тереть ему табак, молиться за него. Даже готов стерпеть от деда побои, если будет за что. Чтобы не быть дедушке в тягость, он пошёл бы «в подпаски» или к приказчику чистить обувь. Он пишет, что хотел бы уйти в деревню сам, своим ходом, но боится холода, ведь у него нет тёплой обуви. Ванька описывает Москву. Его удивил большой город, где много господских домов и лошадей, разнообразие товаров в торговых лавках.
Пока Ванька пишет, перед глазами его встаёт былое время, когда он жил вместе с Константином Макарычем. Он ясно помнит, как однажды они вместе под Рождество ходили в лес, чтобы срубить ель для праздника в господской усадьбе. Ему вспомнилась и его покойная мать Пелагея. Она трудилась горничной у Ольги Игнатьевны — барышни, которая по доброте своей угощала ребёнка конфетами и просто так, от нечего делать, обучила его грамоте, счёту до ста и даже разучила с ним кадриль. После смерти Пелагеи, Ваньку перевели к Константину Макарычу в людскую кухню, а позже отправили в Москву, к Аляхину.
Мальчик несколько раз повторяет в письме просьбу о том, чтобы Константин Макарыч приехал в Москву и забрал его. Ванька хочет, чтобы дедушка попросил у Ольги Игнатьевны ёлочную игрушку в виде золотистого ореха — «скажи, для Ваньки», и чтобы никому дед не отдавал его гармонь. В конце письма он передаёт поклоны тем, кого он знал и любил в деревне.
Вложив готовое письмо в конверт, Ванька подписал его: «На деревню дедушке». Поразмыслив немного, он приписал: «Константину Макарычу». Довольный мальчик выбежал из дома в одной рубахе. Накануне он спросил сидельцев из мясной лавки, как отправляются письма. Он добежал до первого попавшегося почтового ящика и опустил конверт.
Через час Ванька уже спал, надеясь, что дед получит его послание. Мальчику снилось, как Константин Макарыч сидит на печке и зачитывает его письмо кухаркам. Неподалёку от него бродит пёс Вьюн и виляет хвостом.
Отзыв
(275 слов) Главная мысль рассказа «Ванька» заключается в том, что взрослым нельзя быть равнодушными к беззащитным детям, нельзя вырывать ребёнка из родной среды. Ванька остался сиротой. От него сразу же захотели избавиться и отправили из деревни, где он был окружён добротой, в большой город на работу, в непривычную, тяжёлую для ребёнка обстановку. Чехов высмеивает главные пороки общества — жестокосердие, малодушие, грубость, неспособность к состраданию. Уважать маленького человека — это то, чему учит автор. Нужно быть внимательным к тем, кто не может за себя постоять, кто одинок и наивен. Такова мораль рассказа «Ванька».
Произведение заставляет задуматься о том, что использовать детский труд неприемлемо. Ребёнок должен получать образование, но в то время для бедных это было невозможно. В деревне барышня от скуки обучила мальчика грамоте. В трудную минуту это помогло Ваньке — он смог написать письмо дедушке, но конверт подписал неверно: не указал точный адрес.
Мне понравился рассказ «Ванька» тем, что ребёнок свято верит, что сможет уйти от зла и жестокости, которые на него обрушились. Мальчика очень жаль, ведь после смерти матери для него наступили трудные времена. Ванька терпит унижения и побои, которых не заслуживает. В нём живёт искренняя и безусловная любовь к Константину Макарычу, у него доброе сердце, кроткий и незлобивый характер. Несмотря на все трудности, мальчик остаётся чистым душой. Таково моё отношение к главному герою рассказа «Ванька».
Моё впечатление от рассказа «Ванька» грустное. А.П. Чехов показывает нам судьбу ребёнка, брошенного на произвол судьбы. Его последней надеждой было письмо к дедушке. Он теряет и эту надежду, сам того не подозревая. В произведении показана безысходность маленького мальчика, наивно полагающего, что Константин Макарыч приедет за ним, прочитав его трогательное письмо. В этом заключается трагедия произведения «Ванька». Таково моё мнение о рассказе А.П. Чехова.
Автор: Диана Танцур