Чехов хирургия 3 4 юмористических рассказа

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страницы 268 - 269антон павлович чехов хирургияразмышляем о прочитанном1. о

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 268 — 269

Антон Павлович Чехов «Хирургия»

Размышляем о прочитанном

1. О какой хирургии рассказывает Чехов?

Писатель рассказывает о зубной хирургии, стоматологии.

2. Что побудило писателя к созданию этого произведения — собственная инсценировка, игра, наблюдение врача Архангельского или собственные размышления о провинциальных лекарях?

Скорее всего, основой сюжета стал случай, рассказанный Архангельским. Но немалую роль в написании рассказа сыграл успех домашнего спектакля о зубном враче и личные наблюдения Чехова в земской больнице.

3. Как выглядела земская больница? Каковы были пациенты? Какое чувство вызывает чеховский рассказ?

Земская больница была убогой, как и её пациенты. Одна комната заменяла приёмную и кабинет врача. Всюду стояли банки и лежали инструменты.

Пациентами больницы были простые крестьяне, невежественные люди, чаще старики. Например, дьячок.

Рассказ вызывает чувство жалости к состоянию медицины в те далёкие времена. И жалости к людям, которым приходилось лечиться в такой больнице.

4. Внимательно прочитайте рассказ и подготовьте его к чтению по ролям. Какими предстают фельдшер и больной? Кто из них вызывает больше смеха или сочувствия?

Курятин — толстый человек лет сорока. Он постоянно курит. Он плохой врач, фельдшер. Он самоуверенный, хвастливый, быстро раздражается.

Вонмигласов — старик, дьячок. Необразованный, подобострастный вначале, рассерженный, возмущённый в конце.

Курятин вызывает больше смеха, Вонмигласов — больше сочувствия.

5. Можно ли назвать рассказ юмористическим? На чём основан юмор этого рассказа? Подумайте, какими средствами писатель создаёт юмористическую ситуацию. Вспомним, что юмор — высмеивание недостатков в жизни человека и общества. Почему нам хочется смеяться, но в то же время появляется и грустное чувство? Отчего это происходит?

Рассказ можно назвать юмористическим. В нём описан смешной случай.

Юмор рассказа основан на невежестве, глупости, самоуверенности.

Писатель сознательно преувеличивает глупость фельдшера, для высмеивании недостатков человека.

Состояние медицины того времени вызывает сочувствие. Мы чувствуем грусть оттого, что больные люди страдали ещё сильнее, обращаясь к таким лекарям, как Курятин.

Фонохрестоматия

1. Расскажите о внешности героев, манере двигаться, говорить, выдавать свои чувства. Помогло ли вам чтение актёров представить внешность персонажей?

Курятин толстый человек 40 лет, в потрепанной одежде. Он важный, чувствует свою значимость, зевает, говорит покровительственно, громогласно, командует.

Вонмигласов высокий старик с кожаным поясом. Он суетится, говорит торопливо, жалуется, плачется.

Актёры помогли мне лучше представить внешность персонажей.

2. Как меняется поведение дьячка и его отношение к фельдшеру? Как эти изменения передаёт актёр?

Поначалу дьячок подобострастный, потом сердитый, насмешливый. Ему больно, на лбу выступают слёзы. Когда ломается зуб, дьячок называет фельдшера чёртом и иродом, забирает просфору, которую приносил фельдшеру.

Актёр показывает эти изменения интонацией.

3. Меняется ли поведение фельдшера? Почему ему важнее рассказать про общение с помещиком Египетским, чем сосредоточится на зубе дьячка?

Фельдшер не признаёт своих ошибок, он сваливает вину на дьячка. Когда зуб ломается, фельдшер сперва притихает, потом опять начинает говорить про помещика, кричать на дьячка.

Курятину важнее рассказать о помещике, чтобы подчеркнуть собственную значимость, потешить своё самолюбие.

К своим обязанностям он относится легкомысленно — раз плюнуть.

4. Жалко ли вам дьячка? Изменилось ли ваше отношение к фельдшеру?

Мне жаль дьячка, потому что я знаю, как плохо, когда болят зубы. А фельдшер ему не только не помог, но ещё и зуб сломал.

Фельдшера я не уважаю, он ничего не умеет делать хорошо.

5. Смешной или грустный рассказ «Хирургия»?

Рассказ скорее грустный. Он о человеческой глупости и невежестве.

6. Кто из актёров, читающих слова автора, дьячка и фельдшера, кажется вам наиболее убедительным в исполнении выбранной роли? Почему?

Мне больше понравился актёр, играющий дьячка. Он убедительно создаёт образ недалёкого старика, передает его страх и боль, показывает голосом, как меняется отношение героя к фельдшеру.

Будьте внимательны к слову

Обратите внимание на действия фельдшера (берёт козью ножку…). О чём эти действия рассказывают читателю? О чём говорит фельдшер на протяжении всей процедуры с зубом? Какова его речь? Много ли слов в его лексиконе? Какой можно сделать вывод о его культуре, его умении?

Эти действия говорят о том, что фельдшер плохо представляет себе процедуру вырывания зуба. Он знает, что надо дергать, но не знает чем.

На протяжении процедуры фельдшер говорит о помещике Египетском, которому рвал зуб. Он также комментирует свои действия.

В его речи много простонародных слов: вона, дёргайся, очумеешь, ништо, околеешь.

Но также встречаются и медицинские термины: тракция, десна, вертикальной оси.

Он часто использует расхожие фразеологизмы: в мгновенье ока, раз плюнуть, Христом-Богом.

Лексикон его не богат, он как раз такой, какой и должен быть у полуграмотного деревенского фельдшера в те времена.

Курятин человек низкой культуры, неумелый, но при этом самоуверенный, нежелающий признавать своих ошибок.

AVvXsEhLUnRadgrLw9AXRxFRBycpVUCRhl4JpUQvlsB3ivoFeHlOMQ mk3PwLNeaxfggYqx6jVZ0yhiFHP7N6fhsihtSnredlXQRn3pIjGmwgAdIQ90eOD7toXbpxLDTl2LgSV6oVScOkOhYTHzTkUc8HB4hT3V2DVqfAuhEnYsy9GzAfSsebZPbwPOhev0Qmg=w400 h304

20210413 vu tg sbscrb2

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 43.

Тема. Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. «Налим».

Цель:

· выявить особенности раннего творчества А.П. Чехова, тематику, проблематику его сатирических и юмористических рассказов, некоторых приемов создания комического (на примере рассказа «Налим»);

· формировать навыки выразительного чтения, исследовательской работы с текстом, умения выделять главное в прослушанном сообщении, коммуникативных навыков учащихся;

· воспитывать интерес к творчеству А.П. Чехова.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Обращение к домашнему заданию.

• На основе приведенных высказываний об А.П. Чехове В.П.Катаева, А.И.Куприна, К.И. Чуковского, И.А. Бунина создайте портрет писателя, в котором постарайтесь отобразить не только детали его внешности, но и его внутренний облик.

  1. Беседа.

• Какие факты биографии А.П. Чехова вам известны? (Презентация)

• Какие произведения А.П. Чехова вы читали?

• Какие комические ситуации из рассказов А.П. Чехова вы запомни?

  1. Нахождение черт сходства и различия в определениях сатиры, юмора и иронии.

Юмор (англ. humour – нрав, настроение) — изображение героев в смешном виде. Юмор – смех весёлый и доброжелательный.

Сатира – (лат. satira – смесь, всякая всячина) – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

4. Слово учителя.

Юмор — осмеяние «частного»; сатира, как правило, — осмеяние «общего», обличение социально-нравственных пороков и недостатков.

Видение жизни А.П. Чеховым, его взгляд на мир неотделимы от иронии, трагической усмешки. Писатель не мог пройти мимо беспорядков и неправоты окружающей действительности, но все написанное получало в его произведениях трагикомическое звучание, таковы особенности чеховского таланта. Смешное у него грустно, а грустное — смешно, в его рассказах, повестях и пьесах огромное количество оттенков комедийного и драматического.

Свои первые творческие шаги А.П. Чехов сделал в Москве.

В 1879 г. он поступает в университет на медицинский факультет. Одновременно с занятиями в университете Чехов занимается непрерывной литературной работой.

Как и старшие братья, А.П. Чехов решил попытать счастья в юмористических журналах. Журнал «Будильник» отказался напечатать его рассказ, а 24 декабря 1879 г. Антон Павлович послал в петербургский журнал «Стрекоза» рассказ «Письмо донского помещика Степана Владимировича N. к ученому соседу д-ру Фридриху». Чехов считал этот день началом своей литературной деятельности.

Поиски своего пути в русскую литературу для начинающего писателя были трудными. Но неодолимое стремление к правде, отвращение к мещанству и пошлости, деспотизму и насилию определили его творческий стиль. Чехов смеялся и над писателями, которые не снисходят до описания обыкновенной жизни и обыкновенных людей.

5.Обращение к фотографии «А. П. Чехов. Фотография Хр. Бабаева. 1888 г.»

6.Выразительное чтение рассказов «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.?» и «Жалобная книга».

ЖАЛОБНАЯ КНИГА

Лежит она, эта книга, в специально построенной для нее конторке на станции железной дороги. Ключ от конторки «хранится у станционного жандарма», на деле же никакого ключа не нужно, так как конторка всегда отперта. Раскрывайте книгу и читайте:

«Милостивый государь! Проба пера!?»

Под этим нарисована рожица с длинным носом и рожками. Под рожицей написано:

«Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я — морда твоя».

«Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И.Ярмонкин».

«Кто писал не знаю, а я дурак читаю».

«Оставил память начальник стола претензий Коловроев».

«Приношу начальству мою жалобу на Кондуктора Кучкина за его грубости в отношении моей жене. Жена моя вовсе не шумела, а напротив старалась чтоб всё было тихо. А также и насчет жандарма Клятвина который меня Грубо за плечо взял. Жительство имею в имении Андрея Ивановича Ищеева который знает мое поведение. Конторщик Самолучшев».

«Никандров социалист!»

«Находясь под свежим впечатлением возмутительного поступка. (зачеркнуто). Проезжая через эту станцию, я был возмущен до глубины души следующим. (зачеркнуто). На моих глазах произошло следующее возмутительное происшествие, рисующее яркими красками наши железнодорожные порядки. (далее всё зачеркнуто, кроме подписи). Ученик 7-го класса Курской гимназии Алексей Зудьев».

«В ожидании отхода поезда обозревал физиогномию начальника станции и остался ею весьма недоволен. Объявляю о сем по линии. Неунывающий дачник».

«Я знаю кто это писал. Это писал М. Д.».

«Господа! Тельцовский шуллер!»

«Жандармиха ездила вчера с буфетчиком Костькой за реку. Желаем всего лучшего. Не унывай жандарм!»

«Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи. Дьякон Духов».

«Лопай, что дают».

«Кто найдет кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу».

«Так как меня прогоняют со службы, будто я пьянствую, то объявляю, что все вы мошенники и воры. Телеграфист Козьмодемьянский».

«Добродетелью украшайтесь».

«Катинька, я вас люблю безумно!»

«Прошу в жалобной книге не писать посторонних вещей. За начальника станции Иванов 7-й».

«Хоть ты и седьмой, а дурак».

7.Слово учителя.

После занятий в университете Чехов отправлялся по редакциям, часами простаивал в прокуренных коридорах, прислушиваясь к разговорам бывалых газетчиков. Он решил попытать счастья в новом журнала «Зритель». Однако журнал закрылся. К этому времени Антона Павловича уже заметили в литературных кругах Москвы.

«Человек без селезенки», «Улисс», «Дяденька», «Брат моего брата», так подписывал Чехов свои ранние рассказы, помещенные на страницах юмористических журналов (всего известно более 50 псевдонимов Чехова).

Те из них, которые казались писателю лучше других, он подписывал старым гимназическим прозвищем: Антоша Чехонте.

С каждым новым рассказом, — а написал их Антон Павлович за эти годы очень много, — все яснее проявлялись черты нового, чеховского стиля. Писатель безжалостно отвергал то, что еще вчера казалось ему удачным. Так исчезали из его рассказов длинноты, вульгаризмы, стремление рассмешить читателя иногда в ущерб замыслу произведения.

О том, как совершенствовалась писательская манера Чехова, можно судить по тем поправкам, которые он внес в свои юношеские рассказы. В рассказе «Радость» от фразы «Гимназисты проснулись и уставили свои сонные глаза на старшего братца» осталось только два слова: «Гимназисты проснулись». Чехов выбросил из ранних рассказов такие подделки под народный говор, как «акромя», «пущай», «таперича», отказался от иностранных слов «фиксировать», «эксплуатировать». «Искусство писать, — говорил впоследствии Антон Павлович, — состоит не в искусстве писать, а в искусстве вычеркивать плохо написанное».

Краткость формы он считал признаком таланта. Конечно, сама по себе она отнюдь не безусловное достоинство. Предполагается умение немногими словами сказать о многом, насытить скупую речь богатым внутренним содержанием. Вот этим умением как раз и обладал Чехов. Он мог извлечь главное из какой-то ситуации и представить это так, чтобы читателю была понятна суть дела. Количество персонажей у него обычно ограничивается двумя-тремя лицами. Когда тема и сюжет требуют нескольких персонажей, Чехов обычно выбирает центральное лицо, которое и рисует дробно, разбрасывая остальных по фону. Этот прием позволяет сфокусировать внимание читателя на основной мысли рассказа.

Осенью 1882 г. в Москву приехал Лейкин — издатель Петербургского юмористического журнала «Осколки» и предложил Чехову работу. Антон Павлович считал для себя в ту пору приглашение Лейкина сотрудничать в «Осколках» удачей.

Чехов писал до немоты в пальцах; были рассчитаны не только часы, но и минуты: ведь на его литературный заработок жила вся семья. В июне 1884 г. Чехов окончил университет. «Живу с апломбом, — сообщал он друзьям об этом событии, — так как ощущаю у себя в кармане лекарский паспорт». Осенью на дверях квартиры писателя появилась табличка: «Доктор А.П. Чехов». Пациентов у Антона Павловича было немало – вся литературная Москва шла к нему так же просто, как ходят в бесплатную лечебницу. Зная его бесконечную доброту, не стеснялись его беспокоить, частенько будили среди ночи и везли на другой конец города к больному.

В том же 1884 г. на прилавках книжных магазинов появилась тоненькая книжка: А.Чехонте «Сказки Мельпомены».

8. Обращение к титульному листку сборника А.П. Чехова «Сказки Мельпомены». 1884 г.

В нее вошли рассказы Чехова из театральной жизни. Имя автора было незнакомо книгопродавцам. Руководствуясь названием «Сказки», они положили книгу в детский отдел. Скандал, учиненный покупателем из-за того, что его детям продали такую «безнравственную» книгу, да несколько поверхностных рецензий — вот и все отклики на это издание.

9. Обращение к домашнему заданию. Беседа.

Сюжет рассказа «Налим», как вспоминал М.П. Чехов, связан с действительным происшествием: «Я отлично помню, как плотники в Бабкине ставили купальню и как во время работы наткнулись в воде на налима».

• Что вам показалось особенно смешным в рассказе «Налим»?

• Как автору удалось добиться комического эффекта?

• Самостоятельная исследовательская работа с текстом. Заполните примерами правую часть таблицы.

Некоторые приемы

создания комического

Примеры

Диалог героев как средство создания картины реальной действительности

Диалог — средство создания характеров Любима и Герасима

Скупые портретные характеристики

Герасим, высокий, тощий мужик с рыжей курчавой головой и с лицом, поросшим волосами

Максимально выразительный пейзаж

Облака, похожие на рассыпанный снег… Мурлыкает орличка

Использование простых предложений

Начинается ругань… А солнце печёт и печёт

Оригинальные сравнения и метафоры

Тени становятся короче и уходят в самих себя, как рога улитки…

— В чём особенность построения рассказа «Налим»?

Рассказ построен как диалог героев, пытающихся вытащить налима из-под коряги.

— Прочитайте выразительно по ролям диалог героев от слов «Да что ты всё рукой тычешь?» до слов «Ничего, что глыбоко. Ты вплавь.».

— Назовите слова, которые помогают воссоздать особенности характеров персонажей.

Любим: тычешь, голова ты садовая, анафема, за зебры хватай, низкой комплекцыи.

Герасим: командер, горбатый черт, ну тя к лешему.

Диалог в рассказе выступает как средство создания характеров героев и картины реальной действительности. Речь персонажей изобилует просторечиями. На этом фоне несколько неожиданно звучат такие слова, как комплекцыя и командер, что создает комический эффект.

Герасим кажется более «грамотным», чем Любим. Отвечая товарищу, он настойчиво заменяет слово зебры на жабры. В то же время герои во многом похожи: оба суетливы, нерасторопны, неумелы. Однако они вызывают скорее сочувствие и добрую улыбку, чем осуждение.

— Какие предложения чаще всего встречаются в тексте — простые или сложные? Чему это способствует?

В рассказе А.П. Чехова преобладают простые предложения. Это способствует созданию точной и лаконичной картины.

10. Обращение к иллюстрациям.

11. Слово учителя.

В 1938 г. выходят рассказы «Налим» и «Лошадиная фамилия» с рисунками С.С. Бойма.

Т.В.Шишмарева выполнила иллюстрации к различным изданиям произведений А.П.Чехова в начале 50-х гг. XX в., например к рассказам «Налим», «Скучная история», «Унтер Пришибеев», «Ванька», «Спать хочется» и др.

Интересны иллюстрации к прозе А.П.Чехова советских художников Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов) (1941).

ІI. Подведение итогов урока.

— К каким произведениям – юмористическим или сатирическим – правомерно отнести рассказ А.П.Чехва?

Рассказ юмористический, поскольку не обличает пороки, а скорее содержит указание или намёк на недостатки, которые не носят характера пороков.

III. Домашнее задание.

1.Прочитать рассказ «Толстый и тонкий».

2.Групповое задание.

Подготовить выразительное чтение рассказа по ролям.

3.Прочитать рассказ А.П. Чехова «Шуточка».

4.Выписать из текста слова, которыми герой характеризует состояние Наденьки в моменты их встреч. Как эти описания показывают его отношение к Наденьке?

Чехов хирургия 3 4 юмористических рассказа

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 43.

Тема. Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. «Налим».

Цель:

  • выявить особенности раннего творчества А.П. Чехова, тематику, проблематику его сатирических и юмористических рассказов, некоторых приемов создания комического (на примере рассказа «Налим»);

  • формировать навыки выразительного чтения, исследовательской работы с текстом, умения выделять главное в прослушанном сообщении, коммуникативных навыков учащихся;

  • воспитывать интерес к творчеству А.П. Чехова.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Обращение к домашнему заданию.

• На основе приведенных высказываний об А.П. Чехове В.П.Катаева, А.И.Куприна, К.И. Чуковского, И.А. Бунина создайте портрет писателя, в котором постарайтесь отобразить не только детали его внешности, но и его внутренний облик.

  1. Беседа.

• Какие факты биографии А.П. Чехова вам известны? (Презентация)

• Какие произведения А.П. Чехова вы читали?

• Какие комические ситуации из рассказов А.П. Чехова вы запомни?

  1. Нахождение черт сходства и различия в определениях сатиры, юмора и иронии.

Юмор (англ. humour – нрав, настроение) — изображение героев в смешном виде. Юмор – смех весёлый и доброжелательный.

Сатира – (лат. satira – смесь, всякая всячина) – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

4. Слово учителя.

Юмор — осмеяние «частного»; сатира, как правило, — осмеяние «общего», обличение социально-нравственных пороков и недостатков.

Видение жизни А.П. Чеховым, его взгляд на мир неотделимы от иронии, трагической усмешки. Писатель не мог пройти мимо беспорядков и неправоты окружающей действительности, но все написанное получало в его произведениях трагикомическое звучание, таковы особенности чеховского таланта. Смешное у него грустно, а грустное — смешно, в его рассказах, повестях и пьесах огромное количество оттенков комедийного и драматического.

Свои первые творческие шаги А.П. Чехов сделал в Москве.

В 1879 г. он поступает в университет на медицинский факультет. Одновременно с занятиями в университете Чехов занимается непрерывной литературной работой.

Как и старшие братья, А.П. Чехов решил попытать счастья в юмористических журналах. Журнал «Будильник» отказался напечатать его рассказ, а 24 декабря 1879 г. Антон Павлович послал в петербургский журнал «Стрекоза» рассказ «Письмо донского помещика Степана Владимировича N. к ученому соседу д-ру Фридриху». Чехов считал этот день началом своей литературной деятельности.

Поиски своего пути в русскую литературу для начинающего писателя были трудными. Но неодолимое стремление к правде, отвращение к мещанству и пошлости, деспотизму и насилию определили его творческий стиль. Чехов смеялся и над писателями, которые не снисходят до описания обыкновенной жизни и обыкновенных людей.

5.Обращение к фотографии «А. П. Чехов. Фотография Хр. Бабаева. 1888 г.»

6.Выразительное чтение рассказов «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.?» и «Жалобная книга».

ЖАЛОБНАЯ КНИГА

Лежит она, эта книга, в специально построенной для нее конторке на станции железной дороги. Ключ от конторки «хранится у станционного жандарма», на деле же никакого ключа не нужно, так как конторка всегда отперта. Раскрывайте книгу и читайте:

«Милостивый государь! Проба пера!?»

Под этим нарисована рожица с длинным носом и рожками. Под рожицей написано:

«Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я — морда твоя».

«Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И.Ярмонкин».

«Кто писал не знаю, а я дурак читаю».

«Оставил память начальник стола претензий Коловроев».

«Приношу начальству мою жалобу на Кондуктора Кучкина за его грубости в отношении моей жене. Жена моя вовсе не шумела, а напротив старалась чтоб всё было тихо. А также и насчет жандарма Клятвина который меня Грубо за плечо взял. Жительство имею в имении Андрея Ивановича Ищеева который знает мое поведение. Конторщик Самолучшев».

«Никандров социалист!»

«Находясь под свежим впечатлением возмутительного поступка… (зачеркнуто). Проезжая через эту станцию, я был возмущен до глубины души следующим… (зачеркнуто). На моих глазах произошло следующее возмутительное происшествие, рисующее яркими красками наши железнодорожные порядки… (далее всё зачеркнуто, кроме подписи). Ученик 7-го класса Курской гимназии Алексей Зудьев».

«В ожидании отхода поезда обозревал физиогномию начальника станции и остался ею весьма недоволен. Объявляю о сем по линии. Неунывающий дачник».

«Я знаю кто это писал. Это писал М. Д.».

«Господа! Тельцовский шуллер!»

«Жандармиха ездила вчера с буфетчиком Костькой за реку. Желаем всего лучшего. Не унывай жандарм!»

«Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи. Дьякон Духов».

«Лопай, что дают»…

«Кто найдет кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу».

«Так как меня прогоняют со службы, будто я пьянствую, то объявляю, что все вы мошенники и воры. Телеграфист Козьмодемьянский».

«Добродетелью украшайтесь».

«Катинька, я вас люблю безумно!»

«Прошу в жалобной книге не писать посторонних вещей. За начальника станции Иванов 7-й».

«Хоть ты и седьмой, а дурак».

7.Слово учителя.

После занятий в университете Чехов отправлялся по редакциям, часами простаивал в прокуренных коридорах, прислушиваясь к разговорам бывалых газетчиков. Он решил попытать счастья в новом журнала «Зритель». Однако журнал закрылся. К этому времени Антона Павловича уже заметили в литературных кругах Москвы.

«Человек без селезенки», «Улисс», «Дяденька», «Брат моего брата», так подписывал Чехов свои ранние рассказы, помещенные на страницах юмористических журналов (всего известно более 50 псевдонимов Чехова).

Те из них, которые казались писателю лучше других, он подписывал старым гимназическим прозвищем: Антоша Чехонте.

С каждым новым рассказом, — а написал их Антон Павлович за эти годы очень много, — все яснее проявлялись черты нового, чеховского стиля. Писатель безжалостно отвергал то, что еще вчера казалось ему удачным. Так исчезали из его рассказов длинноты, вульгаризмы, стремление рассмешить читателя иногда в ущерб замыслу произведения.

О том, как совершенствовалась писательская манера Чехова, можно судить по тем поправкам, которые он внес в свои юношеские рассказы. В рассказе «Радость» от фразы «Гимназисты проснулись и уставили свои сонные глаза на старшего братца» осталось только два слова: «Гимназисты проснулись». Чехов выбросил из ранних рассказов такие подделки под народный говор, как «акромя», «пущай», «таперича», отказался от иностранных слов «фиксировать», «эксплуатировать». «Искусство писать, — говорил впоследствии Антон Павлович, — состоит не в искусстве писать, а в искусстве вычеркивать плохо написанное».

Краткость формы он считал признаком таланта. Конечно, сама по себе она отнюдь не безусловное достоинство. Предполагается умение немногими словами сказать о многом, насытить скупую речь богатым внутренним содержанием. Вот этим умением как раз и обладал Чехов. Он мог извлечь главное из какой-то ситуации и представить это так, чтобы читателю была понятна суть дела. Количество персонажей у него обычно ограничивается двумя-тремя лицами. Когда тема и сюжет требуют нескольких персонажей, Чехов обычно выбирает центральное лицо, которое и рисует дробно, разбрасывая остальных по фону. Этот прием позволяет сфокусировать внимание читателя на основной мысли рассказа.

Осенью 1882 г. в Москву приехал Лейкин — издатель Петербургского юмористического журнала «Осколки» и предложил Чехову работу. Антон Павлович считал для себя в ту пору приглашение Лейкина сотрудничать в «Осколках» удачей.

Чехов писал до немоты в пальцах; были рассчитаны не только часы, но и минуты: ведь на его литературный заработок жила вся семья. В июне 1884 г. Чехов окончил университет. «Живу с апломбом, — сообщал он друзьям об этом событии, — так как ощущаю у себя в кармане лекарский паспорт». Осенью на дверях квартиры писателя появилась табличка: «Доктор А.П. Чехов». Пациентов у Антона Павловича было немало – вся литературная Москва шла к нему так же просто, как ходят в бесплатную лечебницу. Зная его бесконечную доброту, не стеснялись его беспокоить, частенько будили среди ночи и везли на другой конец города к больному.

В том же 1884 г. на прилавках книжных магазинов появилась тоненькая книжка: А.Чехонте «Сказки Мельпомены».

8. Обращение к титульному листку сборника А.П. Чехова «Сказки Мельпомены». 1884 г.

В нее вошли рассказы Чехова из театральной жизни. Имя автора было незнакомо книгопродавцам. Руководствуясь названием «Сказки», они положили книгу в детский отдел. Скандал, учиненный покупателем из-за того, что его детям продали такую «безнравственную» книгу, да несколько поверхностных рецензий — вот и все отклики на это издание.

9. Обращение к домашнему заданию. Беседа.

Сюжет рассказа «Налим», как вспоминал М.П. Чехов, связан с действительным происшествием: «Я отлично помню, как плотники в Бабкине ставили купальню и как во время работы наткнулись в воде на налима».

• Что вам показалось особенно смешным в рассказе «Налим»?

• Как автору удалось добиться комического эффекта?

• Самостоятельная исследовательская работа с текстом. Заполните примерами правую часть таблицы.

Некоторые приемы

создания комического

Примеры

Диалог героев как средство создания картины реальной действительности

Диалог — средство создания характеров Любима и Герасима

Скупые портретные характеристики

Герасим, высокий, тощий мужик с рыжей курчавой головой и с лицом, поросшим волосами

Максимально выразительный пейзаж

Облака, похожие на рассыпанный снег… Мурлыкает орличка

Использование простых предложений

Начинается ругань… А солнце печёт и печёт

Оригинальные сравнения и метафоры

Тени становятся короче и уходят в самих себя, как рога улитки…

— В чём особенность построения рассказа «Налим»?

Рассказ построен как диалог героев, пытающихся вытащить налима из-под коряги.

— Прочитайте выразительно по ролям диалог героев от слов «Да что ты всё рукой тычешь?» до слов «Ничего, что глыбоко… Ты вплавь…».

— Назовите слова, которые помогают воссоздать особенности характеров персонажей.

Любим: тычешь, голова ты садовая, анафема, за зебры хватай, низкой комплекцыи.

Герасим: командер, горбатый черт, ну тя к лешему.

Диалог в рассказе выступает как средство создания характеров героев и картины реальной действительности. Речь персонажей изобилует просторечиями. На этом фоне несколько неожиданно звучат такие слова, как комплекцыя и командер, что создает комический эффект.

Герасим кажется более «грамотным», чем Любим. Отвечая товарищу, он настойчиво заменяет слово зебры на жабры. В то же время герои во многом похожи: оба суетливы, нерасторопны, неумелы. Однако они вызывают скорее сочувствие и добрую улыбку, чем осуждение.

— Какие предложения чаще всего встречаются в тексте — простые или сложные? Чему это способствует?

В рассказе А.П. Чехова преобладают простые предложения. Это способствует созданию точной и лаконичной картины.

10. Обращение к иллюстрациям.

11. Слово учителя.

В 1938 г. выходят рассказы «Налим» и «Лошадиная фамилия» с рисунками С.С. Бойма.

Т.В.Шишмарева выполнила иллюстрации к различным изданиям произведений А.П.Чехова в начале 50-х гг. XX в., например к рассказам «Налим», «Скучная история», «Унтер Пришибеев», «Ванька», «Спать хочется» и др.

Интересны иллюстрации к прозе А.П.Чехова советских художников Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов) (1941).

ІI. Подведение итогов урока.

— К каким произведениям – юмористическим или сатирическим – правомерно отнести рассказ А.П.Чехва?

Рассказ юмористический, поскольку не обличает пороки, а скорее содержит указание или намёк на недостатки, которые не носят характера пороков.

III. Домашнее задание.

1.Прочитать рассказ «Толстый и тонкий».

2.Групповое задание.

Подготовить выразительное чтение рассказа по ролям.

3.Прочитать рассказ А.П. Чехова «Шуточка».

4.Выписать из текста слова, которыми герой характеризует состояние Наденьки в моменты их встреч. Как эти описания показывают его отношение к Наденьке?

6

143044 59a7f364cfac9

-75%

Сохранить у себя:

Чехов хирургия 3 4 юмористических рассказа Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. «Налим». (34.9 KB)

На чтение 15 мин. Просмотров 225 Опубликовано

В хронологической таблице Чехова представлены знаменитые произведения и самые значимые события из жизни классика русской литературы. Его работы не оставляют равнодушными людей уже много десятилетий, а образы, созданные в его произведениях – запоминаются надолго. Жизнь и творчество писателя сложно передать в кратком изложении. Но самые важные периоды его жизни помогут учащимся лучше понять прозаика.

Антон Павлович Чехов создал интересный писательский образ, вместе с тем оставаясь незаурядным человеком. Биография Чехова по датам в таблице сможет должным образом ознакомить школьников с ключевыми этапами жизни писателя и станет отличным подручным материалом для написания рефератов по его произведениям.

1860 год, 7 (29) января – Родился Антон Павлович Чехов в городе Таганроге в семье купца 3-й гильдии Павла Егоровича Чехова и его жены Евгении Яковлевны.

1869-1879 – Учеба в Таганрогской гимназии.

1877 – Чехов впервые посещает Москву.

1877-1878 – Чеховым написана первая пьеса без названия («Безотцовщина»).

1879 – Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета.

1880, 9 марта – первая публикация Чехова – «Письмо донского помещика Степана Владимировича N. к ученому соседу д-ру Фридриху «(еженедельник «Стрекоза»).

1884 – Окончание медицинского факультета Московского университета;

выход в свет сборника «Сказки Мельпомены. Шесть рассказов А. Чехонте».

1885 – Первая поездка в Петербург. Знакомство с А.С. Сувориным (издателем газеты «Новое время»).

1886 – Напечатан первый рассказ Чехова в газете «Новое время» – «Панихида»;

вышла книга «Пестрые рассказы»;

переезд в дом на Садово-Кудринской улице.

1887 – Вышли книги «В сумерках. Очерки и рассказы», «Невинные речи»;

премьера комедии «Иванов» в московском театре Ф.А.Корша.

1888 – В журнале «Северный вестник» опубликована повесть «Степь»;

вышла книга «Рассказы».

1888, 7 октября – Чехову присуждена академическая Пушкинская премия за сборник «В сумерках».

1889 – Первое представление пьесы «Иванов» на сцене Александринского театра;

после смерти брата Николая (17 июня) уехал в Одессу, затем в Ялту.

1890 – Вышел сборник «Хмурые люди»;

отъезд на Сахалин;

возвращение морем – из Владивостока, через Гонконг, Сингапур, Коломбо, Индийский океан, Суэцкий пролив, Константинополь в Одессу.

1891 – Поездка в Европу, посещение Вены, Венеции, Флоренции, Рима, Неаполя, Помпеи, Ниццы, Монте-Карло, Парижа;

помощь голодающим крестьянам Нижегородской и Воронежской губерний.

1892 – Переезд в Мелихово;

лечение больных во время эпидемии холеры в Тульской губернии.

1893 – Закончена книга «Остров Сахалин».

1894 – Поездка в Европу – Вена, Триест, Венеция, Милан, Генуя, Ницца, Париж.

1895 – Чехов в Ясной Поляне;

чтение Л.Н.Толстым вслух глав романа «Воскресение»;

работа над пьесой «Чайка»

знакомство с И.А. Буниным.

1896 – Чехов начал постройку колокольни в Мелихове;

первое представление «Чайки» в Александринском театре.

1897 – Участие в переписи населения Бавыкинской волости Серпуховского уезда;

строительство школы в Новоселках;

сильное легочное кровотечение;

Чехову пожалована бронзовая медаль за труды по переписи населения;

поездка в Париж, Биарицц;

Чехов избран членом Союза взаимопомощи русских писателей и ученых.

1898 – Работа над трилогией – «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»;

постройка в Мелихове земской школы;

знакомство с О.Л.Книппер;

покупка земельного участка в Аутке (пригород Ялты) для постройки дачи;

сбор пожертвований для голодающих детей Самарской губернии.

1898, 12 октября – в Москве после операции умер Павел Егорович Чехов, отец писателя.

1898, 17 декабря – премьера «Чайки» в Московском Художественном театре.

1899 – Заключение договора с книгоиздательством А.Ф.Маркса об издании собрания сочинений А.П.Чехова;

знакомство с М.Горьким;

помощь в постройке Мухалатской школы и сбор средств на постройку санатория для туберкулезных больных;

пожалован орденом св. Станислава третьей степени «за отличное усердие в делах народного просвещения»

вышел первый том собрания сочинений Чехова в издательстве А.Ф.Маркса.

1900 – Чехов избран почетным академиком по разряду изящной словесности;

поездка в Европу, Ницца, Пиза, Флоренция, Рим.

1901 – Премьера пьесы «Три сестры» в Художественном театре;

венчание в Москве с О.Л.Книппер.

1902 – Послал в Академию наук письмо с отказом от звания почетного академика.

1903 – Публикация последнего рассказа «Невеста».

1904 – Премьера «Вишневого сада» в Художественном театре;

последняя прижизненная публикация Чехова – пьеса «Вишневый сад».

1904, 3 июня – Чехов с женой уехал в Баденвейлер.

1904, 2 июля – В три часа ночи Чехов скончался.

1904, 9 июля – Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова
Дата Событие
17 (29) января 1860 Родился в Таганроге в небольшом саманном домике на Полицейской улице (сейчас — улица Чехова), в семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки Павла Егоровича Чехова.
23 августа 1868 Поступил в приготовительный класс таганрогской гимназии.
1876 Отец разорился, распродал имущество и уехал в Москву. Антон остался без средств к существованию и зарабатывал на жизнь частными уроками.
1878 Написал свою первую пьесу «Безотцовщина», которая была опубликована только через 19 лет после смерти автора.
1879 Окончил гимназию в Таганроге, переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета.
24 декабря 1879 Поместил в журнал «Стрекоза» рассказ «Письмо к учёному соседу» и юмореску «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.». Это был его дебют в печати.
1882 Подготовил первый сборник рассказов «Шалость», но он не вышел, возможно, из-за цензурных трудностей.
1883 Стал одним из учредителей Русского гимнастического общества.
1884 Чехов окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Чикинской больнице.
1884 Написал одну из популярных ранних повестей «Драма на охоте»
1884 Вышел сборник рассказов «Сказки Мельпомены» (за подписью «А. Чехонте»).
1885-1886 Период расцвета Чехова как «беллетриста-миниатюриста» — автора коротких, в основном юмористических рассказов. В то время, по его собственному признанию, он писал по рассказу в день.
весна 1886 Получил письмо от известного русского литератора Дмитрия Григоровича, где тот критиковал Чехова за то, что он тратит свой талант на «мелочишки». Впоследствии к советам Григоровича присоединились Алексей Суворин, Виктор Билибин и Алексей Плещеев. Чехов прислушался к этим советам.
1886 Написал рассказ «Детвора»
1887 Написал пьесу «Иванов» (первая пьеса Чехова, поставленная на сцене).
1888 Написал повесть «Степь» по впечатлениям от поездки по Приазовью весной 1887 года; брат писателя Александр называл эту вещь автобиографической.
1889 Написал повесть «Скучная история». Впервые была опубликована в том же году в журнале «Северный вестник» № 11 с подписью Антон Чехов.
1890 Путешествие на Сахалин. За несколько месяцев пребывания на нём он общался с людьми, узнавал истории их жизни, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок. Чехов провёл, по собственным словам, полную перепись населения Сахалина, заполнив несколько тысяч карточек на жителей острова.
1890-1895 По возвращении в Москву из поездки на Сахалин, Чехов поселился в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке. Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6», а также встречался с писателями В. Г. Короленко, Д. В. Григоровичем, В. А. Гиляровским, П. Д. Боборыкиным, Д. С. Мережковским, В. И. Немировичем-Данченко, известными актёрами А. П. Ленским и А. И. Южиным, художником И. И. Левитаном.
1891 Написал одну из самых больших по размеру повестей — «Дуэль»
ноябрь 1891 Написал рассказ «Попрыгунья»
1892-1899 Проживал в подмосковном имении Мелихово, где сейчас работает один из главных чеховских музеев. За годы «мелиховского сидения» было написано 42 произведения.
1892 Написал повесть «Палата № 6»
1893 Написал повесть «Рассказ неизвестного человека»
1895-1896 Написал пьесу в четырёх действиях «Чайка»
1896
1897 Написана и впервые опубликована незавершённая повесть «Мужики»
май — июнь 1898 Написал рассказ «Человек в футляре»
конец 1898 Купил в Ялте участок земли, где был разбит сад и построен дом по проекту архитектора Л. Н. Шаповалова. Последние годы Чехов, у которого обострился туберкулёз, для поправления здоровья постоянно живёт в своём доме под Ялтой, лишь изредка приезжая в Москву, где его жена (c 1901 года), артистка Ольга Леонардовна Книппер, занимает одно из выдающихся мест в труппе образованного в 1898 году Московского Художественного театра.
декабрь 1898 Написал рассказ «Душечка»
1899 Продал собственность на свои произведения, которые были написаны и будут написаны в течение двадцати последующих лет, книгоиздателю Адольфу Марксу за 75 тысяч рублей.
1899 Написал повесть «В овраге»
1900 Написал пьесу «Три сестры». Пьеса написана по заказу Московского Художественного театра и впервые представленная публике 31 января 1901 года.
1900 При первых же выборах в разряд изящной словесности Отделения русского языка и словесности Академии наук, Чехов был избран в число почётных академиков по разряду изящной словесности.
1902 Чехов вместе с В. Г. Короленко отказался от звания академика после распоряжения императора Николая II аннулировать избрание Максима Горького в почётные академики.
1903 Написал одно из самых известных своих произведений пьесу «Вишнёвый сад»
лето 1904 Чехов выехал на курорт в Германию.
2 (15) июля 1904 Писатель скончался в Баденвайлере, Германия.

12 марта 2020Администратор

645004.400x292.jpgРассказы Антона ЧеховаФрагмент из книги В.И. Немировича-Данченко «Из прошлого»371433.400x292.jpgЛитературные профессииКем на самом деле были знаменитые писателиТест. 10 вопросов о ЧеховеПредлагаем проверить себя на знание творчества Антона Павловича Чехова. Надеемся, чувство юмора не покинет васуДачный сезонКурортное лето. Соленый бриз. Художники, писатели, музыканты искали здесь свое вдохновение«Три сестры». Больше века на сценеОдна из самых известных и популярных пьесЗдесь был ЧеховПутешествие по Чеховским местам7 школ-музеев, в которых учились классикиВспоминаем, где писали первые стихотворения Пушкин и Есенин

Галерея

Фильмы

Дама с собачкойДрама196084 мин

Спектакли

ЛешийКомедия1981139 минТеатр им. ВахтанговаРассказ А.П. Чехова «Душечка»Драма197338 минВишневый садДрама1992140 минТеатр Антона ЧеховаДядя ВаняДрама1986159 минБольшой драматический театр имени ТовстоноговаЧехов-galaКомедия2012114 минАкадемический молодежный театрВишневый садКомедия1983157 минМалый театр России. Основная сценаВишневый садКомедия2012126 минАкадемический театр драмы им. ГорькогоСвадьба с генераломКомедия201274 минКазанский государственный театр юного зрителя

Лекции

Антон Чехов. Рассказы. Лекция 2Лев Соболев200826 минАнтон Чехов. ДраматургияЛев Соболев200826 минАнтон Чехов. РассказыЛев Соболев200826 мин

Книги

Антон ЧеховВ ссылкеРассказыАнтон ЧеховСапогиРассказыАнтон ЧеховСтудентРассказыАнтон ЧеховВорыРассказы

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А, П. ЧЕХОВА

1860, 17 (29) января. Родился Антон Павлович Чехов.

1869–1879. Учеба в гимназии.

1876. Родители с младшими детьми покинули Таганрог (П. Е, Чехов был признан несостоятельным должником).

1877. Первое посещение Москвы.

1877–1878. Написал драму «Безотцовщина», пьесу «Нашла коса на камень» и водевиль «Не даром курица пела».

1879. Поступил на медицинский факультет Московского университета.

1880, 9 марта. Первая достоверно установленная публикация Чехова: «Письмо донского помещика Степана Владимировича N. к ученому соседу д-ру Фридриху» — в петербургском юмористическом еженедельнике «Стрекоза».

1882, лето. Работа над сборником «Шалость».

1883, лето. Работа в Чикинской земской больнице (г. Воскресенск под Москвой).

1884, июнь. Окончание медицинского факультета Московского университета. Выход в свет сборника «Сказки Мельпомены. Шесть рассказов А. Чехонте».

1885, 6 мая. Дебют в «Петербургской газете» — рассказ «Последняя могиканша».

1885, декабрь. Первая поездка в Петербург. Знакомство с редакцией «Петербургской газеты», с А. С. Сувориным, Д. В. Григоровичем, В. В. Билибиным.

1886, 15 февраля. Напечатан первый рассказ Чехова в газете «Новое время» — «Панихида».

1886, май. Вышла книга «А. Чехонте (Ап. П. Чехов). Пестрые рассказы».

1886, 27 августа. Семья Чеховых поселилась в доме Я. А. Корнеева по Садово-Кудринской.

1887, август — октябрь. Вышли книги «В сумерках. Очерки и рассказы», «Невинные речи».

1887, 19 ноября. Премьера комедии «Иванов» в московском театре Ф. А. Корша.

1888, март. Появление повести «Степь» в журнале «Северный вестник».

1888, май — июнь. Вышла книга «Рассказы».

1888, 7 октября. Чехову присуждена академическая Пушкинская премия (половинная, 500 руб.) за сборник «В сумерках».

1888, декабрь — 1889, январь. Чехов в Петербурге. Знакомство с П. И. Чайковским.

1889, 31 января. Первое представление пьесы «Иванов» на сцене Александрийского театра.

1889, 2 июля. После смерти брата Николая (17 июня) уехал в Одессу, затем — в Ялту.

1890, конец марта. Вышел сборник «Хмурые люди», с посвящением П. И. Чайковскому.

1890, 21 апреля. Отъезд на Сахалин.

1890, 11 июля — 13 октября. Пребывание на Сахалине.

1890, 16 октября — 1 декабря. Возвращение морем — из Владивостока, через Гонконг, Сингапур, Коломбо, Индийский океан, Суэцкий пролив, Константинополь в Одессу.

1891, март — апрель. Поездка с А. С. Сувориным в Вену, Венецию, Болонью, Флоренцию, Рим, Неаполь, Помпею, Ниццу, Монте-Карло, Париж.

1891, декабрь — 1892, февраль. Помощь голодающим крестьянам Нижегородской и Воронежской губ.

1892, 4 марта. Переехал в Мелихово.

1892, июнь. В Мелихове гостит Лика Мизинова.

1892, лето. Лечение больных во время эпидемии холеры в Тульской губернии.

1893, июнь — июль. Закончена книга «Остров Сахалин».

1894, 14 сентября. Уехал за границу. Был в Вене, Аббации, Триесте, Фиуме, Венеции, Милане, Генуе, Ницце, Париже.

1895, 8–9 августа. Чехов в Ясной Поляне. Чтение Л. Н. Толстым вслух глав романа «Воскресение».

1895, октябрь — ноябрь. Работа над пьесой «Чайка».

1895, 14 декабря. Знакомство с И. А. Буниным.

1896, 15 февраля. Чехов у Л. Н. Толстого в его московском доме.

1896, июнь. Чехов начал постройку колокольни в Мелихове.

1896, 17 октября. Первое представление «Чайки» в Александрийском театре.

1897, январь — начало февраля. Участие в переписи населения Бавыкинской волости Серпуховского уезда.

1897, февраль — июль. Строительство школы в Новоселках.

1897, 22 марта — 10 апреля. Сильное легочное кровотечение. Чехов в клинике А. А. Остроумова.

1897, 6 мая. Чехову пожалована бронзовая медаль за труды по переписи населения.

1897, 1 сентября. Уехал ва границу. Был в Париже, Биаррице, Байонне. Зимой жил в Ницце в Русском пансионе;

1897, 31 — октября. Чехов избран членом Союза взаимопомощи русских писателей и ученых.

1898, 14 апреля — 1 мая. В Париже. Знакометво с М. М. Антокольским.

1898, лето. Работа над трилогией — «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

1898, июль — август. Постройка в Мелихове земской школы.

1898, сентябрь. Знакомство с О. Л. Книппер.

1898, 12 октября. В Москве после операции умер Павел Егорович Чехов.

1898, октябрь. Покупка земельного участка в Аутке для постройки дачи.

1898, ноябрь — декабрь. Сбор пожертвовании для голодающих детей Самарской губ.

1898, 17 декабря. Премьера «Чайки» в Московском Художественном театре.

1899, 17 января. По поручению Чехова П. А. Сергеенко подписал в Петербурге договор с книгоиздательством А. Ф. Маркса об издании собрания сочинений.

1899, 19 марта. Знакомство с М. Горьким.

1899, до 10 апреля. Знакомство с А. И. Куприным.

1899, ноябрь — декабрь. Помощь в постройке Мухалатской школы и сбор средств на постройку санатория для туберкулезных больных.

1899, 6 декабря. Пожалован орденом св. Станислава третьей степени «за отличное усердие в делах народного просвещения».

1899, декабрь. Вышел первый том собрания сочинений Чехова в издательстве А. Ф. Маркса.

1900, 8 января. Чехов избран вместе с другими писателями — Л. Н. Толстым, В. Г. Короленко почетным академиком па разряду изящной словесности.

1900, 11 декабря. Уехал за границу. Шил в Ницце, был в Италии — Пизе, Флоренции, Риме.

1901, 31 января. Премьера пьесы «Три сестры» в Художественном театре.

1901, 25 мая. Венчание в Москве с О. Л. Книппер.

1901, 3 августа. Написал завещание (до смерти Чехова хранилось у О. Л. Книппер).

1901, 12 сентября. Навестил в Гаспре больного Л. Н. Толстого.

1902, 25 августа. Послал в Академию наук письмо с отказом от звания почетного академика.

1902, декабрь — 1903, февраль. Работа над рассказом «Невеста» а комедией «Вишневый сад».

1903, начало декабря. Публикация рассказа «Невеста» в «Журнале для всех».

1904, 17 января. Премьера «Вишневого сада» в Художественном театре, приуроченная ко дню рождения Чехова.

1904, апрель. Показывал Н. Г. Гарину-Михайловскому свои записные книжки: «Листов на пятьсот еще неиспользованного материала. Лет на пять работы. Если напишу, семья останется обеспеченной».

1904, май. Последняя прижизненная публикация Чехова — пьеса «Вишневый сад» — в «Сборнике товарищества «Знание» за 1903 год.

1904, 3 июня. Чехов с женой уехали в Баденвейлер.

1904, 2 (15) июля. В три часа ночи Чехов скончался.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Хронологическая таблица жизни и творчества Чехова изложена в этой статье.

Хронологическая таблица Чехова

Антон Павлович Чехов — русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы.

1860,17 (29) января – родился в Таганроге в мещанской семье.

1868-1879 — Учеба в Таганрогской классической гимназии. Переезд в Москву

1879-1884 — Учеба в Московском университете на медицинском факультете.

1880 — Публикация первого рассказа «Письмо к ученому соседу». Начинает печатать короткие юмористические рассказы в журналах «Стрекоза”, «Будильник”.

1878-1881 — Работа над пьесой «Безотцовщина».

1884 — окончил университет, занялся медицинской практикой. Рассказы «Хамелеон», «Хирургия», «Брожение умов», «Экзамен на чин».

1888 — повесть «Степь”. Чехову присужденная академическая Пушкинская премия за сборник » В сумерках».

1890 — совершает поездку на Сахалин. Пишет книгу «Остров Сахалин” (1893-1894)

1892 — поселился под Москвой, в деревне Мелихово (ныне Чеховский район). Создает повести и новеллы — «Дуэль”, «Дом с мезонином”, «Палата №6” и прочие.

1897-99 – работа участковым врачом. Создает пьесы «Чайка” «Дядя Ваня”, «Три сестры”.

1901 — женился на актрисе художественного театра О.Л. Книппер. Работа над пьесой «Три сестры».

1902 — вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту, где сближается с Горьким.

1903-04 – пишет пьесу «Вишневый сад”.

1904, июнь – в связи с обострением туберкулеза выезжает с женой в Германию для лечения на курорт Браденвейлер.

1904,  9 июля — Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/essay/chehov/hronologicheskaya-tablitsa-chehova
  • https://worldtable.info/literatura/hronologicheskaja-tablica-zhizn-i-tvorchestvo.html
  • https://www.culture.ru/persons/8209/anton-chekhov
  • https://biography.wikireading.ru/242654
  • https://kratkoe.com/anton-chehov-hronologicheskaya-tablitsa/

Наши учителя подготовили список литературы который необходимо прочитать за летние каникулы:

Список литературы на лето 5 — 11 классы

5 класс

  1. В. А. Жуковский «Спящая царевна», «Кубок».
  2. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
  3. А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».
  4. В. М. Гаршин «Attalea Princeps», «Сказка о жабе и розе».
  5. М. Ю. Лермонтов «Бородино».
  6. Н. В. Гоголь «Заколдованное место», сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»(на выбор).
  7. Н. А. Некрасов «Крестьянские дети».
  8. Д. В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик».
  9. И. С. Тургенев «Муму».
  10. Л. Н. Толстой «Кавказский пленник».
  11. А. Н. Островский «Снегурочка».
  12. А. П. Чехов «Хирургия», 3 – 4 юмористических рассказа.
  13. И. А. Бунин «Косцы».
  14. В. Г. Короленко «В дурном обществе».
  15. М. Горький «Дети Пармы». Из «Сказок об Италии».
  16. А. И. Куприн «Чудесный доктор».
  17. И. С. Соколов-Микитов «Зима».
  18. П. П. Бажов «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок».
  19. К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы».
  20. С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
  21. М. М. Пришвин «Моя родина».

  22. А. П. Платонов «Никита».
  23. В. П. Астафьев «Васюткино озеро».
  24. Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».
  25. Даниель Дефо «Робинзон Крузо».
  26. Х. К. Андерсен «Снежная королева».

  27. Жорж Санд «О чём говорят цветы».
  28. Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

  29. Джек Лондон «Сказание о Кише».
  30. Р. Стивенсон «Вересковый мёд».
  31. Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».

6 класс

  1. А. С. Пушкин. «Дубровский». «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»: «Барышня-крестьянка», «Выстрел».
  2. И. С. Тургенев. «Бежин луг».
  3. Н. В. Гоголь. «Старосветские помещики».
  4. Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на ёлке».
  5. Н. А. Некрасов. «Дедушка».
  6. Н. С. Лесков. «Левша», «Человек на часах».
  7. А. П. Чехов. «Пересолил», «Беззащитное существо», «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий».
  8. А. П. Платонов. «Неизвестный цветок».
  9. А. С. Грин. «Алые паруса».
  10. М. М. Пришвин. «Кладовая солнца», «Таинственный ящик», «Синий лапоть», «Лесная капель».
  11. А. А. Лиханов. «Последние холода».
  12. В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой», «Деревья растут для всех».
  13. В. П. Распутин. «Уроки французского».
  14. Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».
  15. В. М. Шукшин. «Срезал», «Критики».
  16. К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей».
  17. Мифы Древней Греции: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
  18. Гомер. «Илиада» или «Одиссея» (в пересказе для детей).
  19. М. Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» (в пересказе для детей).
  20. П. Мериме. «Маттео Фальконе».
  21. М. Твен. «Приключения Геккльберри Финна».
  22. А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
  23. К. С. Льюис «Лев, колдунья и платяной шкаф».

7 класс

  1. Былины: «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Василий Буслаев», «Садко».
  2. В. А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.
  3. А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Станционный смотритель. Медный всадник. Скупой рыцарь. Полтава. Борис Годунов.
  4. М. Ю. Лермонтов. Песня про купца Калашникова.
  5. Н. В. Гоголь. Тарас Бульба.
  6. И. С. Тургенев. Бирюк. Бурмистр.
  7. Н. А. Некрасов. Русские женщины (Княгиня Трубецкая). Саша.
  8. А. К. Толстой. Василий Шибанов. Михайло Репнин.
  9. М. Е. Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил. Дикий помещик.
  10. Л. Н. Толстой. Детство.
  11. И. А. Бунин. Цифры. Лапти.
  12. А. П. Чехов. Хамелеон. Злоумышленник. Размазня.
  13. М. Горький. Детство. Старуха Изергиль( Легенда о Данко).
  14. Л. Н. Андреев. Кусака. Ангелочек.
  15. А. П. Платонов. Юшка. В прекрасном и яростном мире.
  16. Теффи. Свои и чужие. Модный адвокат.
  17. Ф. А. Абрамов. О чём плачут лошади.
  18. Е. И. Носов. Кукла. Живое пламя.
  19. Ю. П. Казаков. Тихое утро.
  20. В. М. Шукшин. Критики.
  21. Р. И. Фраерман. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви.
  22. О. Генри. Дары волхвов.
  23. Рей Бредбери. Каникулы. Всё лето в один день.
  24. Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате.

8 класс

  1. Д. И. Фонвизин. Недоросль (полностью).
  2. Н. М. Карамзин. Наталья, Боярская дочь.
  3. К. Ф. Рылеев. Смерть Ермака. Думы.
  4. А. С. Пушкин. История Пугачёва (отрывки). Капитанская дочка. Пиковая дама.
  5. М. Ю. Лермонтов. Мцыри. Маскарад.
  6. Н. В. Гоголь. Ревизор. Шинель.
  7. М. Е. Салтыков-Щедрин. История одного города (отрывки).
  8. Н. С. Лесков. Старый гений.
  9. Л. Н. Толстой. После бала.
  10. А. П. Чехов. О любви.
  11. И. С. Тургенев. Певцы.
  12. И. А. Бунин. Кавказ.
  13. А. И. Куприн. Куст сирени.
  14. С. А. Есенин. Пугачёв.
  15. И. С. Шмелёв. Как я стал писателем.
  16. В. Г. Короленко. Мгновение.
  17. М. Горький. Старуха Изергиль.
  18. А. Т. Аверченко. О шпаргалке.
  19. М. Зощенко. История болезни.
  20. Теффи. Жизнь и воротник.21. М. А. Осоргин. Пенсне.
  21. А. Т. Твардовский. Василий Тёркин. Тёркин на том свете.
  22. А. П. Платонов. Возвращение.
  23. В. П. Астафьев. Фотография, на которой меня нет. Ангел-хранитель.
  24. А. С. Грин. Бегущая по волнам.
  25. Н. Н. Дубов. Горе одному.
  26. Ч. Айтматов. Ранние журавли.
  27. В. Ф. Тендряков. Весенние перевёртыши.
  28. У. Шекспир. Ромео и Джульетта. Двенадцатая ночь.
  29. Ж. Б. Мольер. Мещанин во дворянстве.
  30. Д. Свифт. Путешествия Гулливера.
  31. В. Скотт. Айвенго.
  32. Г. Уэллс. Война миров.
  33. Э. По. Золотой жук.

9 класс

  1. «Слово о полку Игореве». «Повесть временных лет».
  2. А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».
  3. Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза».
  4. В. А. Жуковский. «Светлана».
  5. А. С. Грибоедов. «Горе от ума».
  6. А. С. Пушкин. «Цыганы». «Евгений Онегин». «Борис Годунов». Маленькие трагедии.
  7. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».
  8. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». «Петербургские повести».
  9. Ф. М. Достоевский. «Белые ночи».
  10. И. С. Тургенев. «Первая любовь».
  11. Л. Н. Толстой. «Отрочество». «Юность».
  12. А. П. Чехов. «Тоска». «Смерть чиновника».
  13. И. А. Бунин. «Тёмные аллеи». «Жизнь Арсеньева».
  14. М. А. Булгаков. «Собачье сердце».
  15. М. А. Шолохов. «Судьба человека».
  16. А. И. Солженицын. «Матрёнин двор».
  17. Сатирические произведения А. Т. Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Искандера.
  18. Научная фантастика А. Р. Беляева, братьев Стругацких, К. Булычёва.
  19. Пьесы А. В. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске»,»Утиная охота»).
  20. Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакланова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова.
  21. Данте Алигьери. «Божественная комедия» (Ад).
  22. У. Шекспир. «Гамлет».
  23. И. В. Гёте. «Фауст».
  24. О. де Бальзак. «Отец Горио». «Евгения Гранде».

10 класс

  1. И. А. Гончаров. «Обломов».
  2. А. Н. Островский. «Гроза», «Бесприданница».
  3. И. С. Тургенев. «Отцы и дети».
  4. Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».
  5. М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города».
  6. Л. Н. Толстой. «Война и мир».
  7. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание».
  8. Н. С. Лесков. «Очарованный странник», «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда».
  9. А. П. Чехов. «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Чёрный монах», «Ионыч», «Вишнёвый сад».
  10. О. де Бальзак. «Гобсек».
  11. Ги де Мопассан. «Ожерелье».
  12. Г. Ибсен. «Кукольный дом».
  13. А. Рембо. «Пьяный корабль».

11 класс

  1. И. А. Бунин «Человек из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
  2. А. И. Куприн «Поединок», «Олеся», «Гранатовый браслет».
  3. М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне».
  4. М. А. Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита.
  5. М. А. Шолохов «Тихий Дон».
  6. Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго».
  7. А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
  8. В. П. Астафьев «Царь-рыба».
  9. В. Г. Распутин «Живи и помни».
  10. Ю. В. Трифонов «Обмен».
  11. А. В. Вампилов «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске».
  12. Д. Б. Шоу «Пигмалион».
  13. Э. Хеменгуэй «Старик и море».
  14. Э. М. Ремарк «Три товарища».

  • Чехов хамелеон аргументы к итоговому сочинению
  • Чехов тоска аргументы для сочинения
  • Чехов человек в футляре итоговое сочинение
  • Чехов толстый и тонкий сочинение
  • Чехов сапоги смысл названия рассказа