Чехов хамелеон кузькина мать рассказ

Автор на чтение 14 мин. просмотров 1 опубликовано 10.03.2021 хамелеон рассказ русского писателя антона павловича чехова. впервые опубликован в

На чтение 14 мин. Просмотров 1 Опубликовано

«Хамелео́н» — рассказ русского писателя Антона Павловича Чехова. Впервые опубликован в журнале «Осколки» № 36 от 8 сентября 1884 года под подписью «А. Чехонте». В 1886 году «Хамелеон» был также выпущен с мелкими изменениями «Осколками» в составе сборника Чехова «Пёстрые рассказы»[1].

Рассказ был переведён на болгарский, венгерский, немецкий, польский, сербскохорватский, финский и чешский языки ещё при жизни Чехова[2]. В России (а ранее — в СССР) «Хамелеон» входит в программуосновного общего образования.

Рассказ был экранизирован в 1971 году как часть советского телефильма «Эти разные, разные, разные лица…». В 2009 году по мотивам рассказа вышел короткометражный анимационный фильм «Очумелов».

Сюжет

Полицейский надзиратель Очумелов стал свидетелем инцидента на базарной площади. Золотых дел мастер Хрюкин предъявляет толпе свой окровавленный палец, укушенный сжавшимся рядом бесхозным щенком борзой. Пока толпа выясняет, бродячая ли это собака или генеральская, Очумелов, в зависимости от мнимого статуса животного, неоднократно меняет свои указания истребить собаку на угрозы Хрюкину и обратно.

Экранизация

В 1929 году вышел в свет немой киноальманах Якова Протазанова «Чины и люди», состоящих из трёх самостоятельных новелл. Одна из частей ленты была снята по мотивам «Хамелеона» Роль Очумелова сыграл Иван Москвин, роль Хрюкина сыграл Владимир Попов.

Ещё одна экранизация рассказа «Хамелеон» состоялась в 1971 году, когда Игорь Ильинский и Юрий Сааков выпустили телевизионный фильм «Эти разные, разные, разные лица…». Все роли в этой ленте, состоящей из семи новелл, исполнил Игорь Ильинский. В 1972 году на Всесоюзном кинофестивале за актёрскую работу в этой картине Игорь Владимирович получил первую премию[3].

  • 2004 — Хамелеон / Kameleon (ТВ) (Сербия и Черногория), режиссёр Миливое Милошевич (сериал «Смешные и другие сцены»)

В 2009 году был снят российский мультфильм Очумелов (режиссёр Алексей Дёмин) в рамках проекта «Русская классика — детям».

Примечания

  1. Хамелеон на страницах сборника. Скан РГБ
  2. Чехов А. П. Хамелеон // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982. // Т. 3. [Рассказы. Юморески. «Драма на охоте»], 1884—1885. — М.: Наука, 1975. — С. 52—55.
  3. Эти разные, разные, разные лица… (неопр.) (недоступная ссылка). Энциклопедия отечественного кино под редакцией Любови Аркус. Дата обращения: 20 декабря 2016.Архивировано 26 июня 2015 года.
Антон Павлович Чехов
Библиография
Пьесы
Авторские сборники
  • Шалость
  • Сказки Мельпомены
  • В сумерках
  • Детвора
  • Памяти В. М. Гаршина
  • Пёстрые рассказы
  • Повести и рассказы
  • Святая простота
  • Хмурые люди
  • Человек в футляре
Категория

Эта страница в последний раз была отредактирована 17 июня 2020 в 19:20.

Авторы: Антон ЧеховФормат: epubМеждународный стандартный книжный номер: 978-5-4472-3797-4

Проходя через базарную площадь, полицейский надзиратель Очумелов увидел, как вокруг золотых дела мастера Хрюкина собралась толпа — его укусил щенок. Очумелов решил выписать штраф хозяину собаки, а саму собаку истребить, но узнал, что пес принадлежал брату генерала, и моментально изменил решение: «Собака — нежная тварь… Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!». Впервые рассказ «Хамелеон« появился в 36 номере журнала «Осколки»с за 1884 год под подписью «А. Чехонте». При жизни Антона Чехова его переводили на немецкий и польский, чешский и финский, болгарский и венгерский языки.

Антон ЧеховВ ссылкеРассказыАнтон ЧеховСапогиРассказыАнтон ЧеховСтудентРассказыАнтон ЧеховВорыРассказы

Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина… На площади ни души… Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.

— Так ты кусаться, окаянная? — слышит вдруг Очумелов. — Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А… а!

Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трёх ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстёгнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперёд, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.

— Никак беспорядок, ваше благородие!.. — говорит городовой.

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнаёт золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок с острой мордой и жёлтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

— По какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. — Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?

— Иду я, ваше благородие, никого не трогаю… — начинает Хрюкин, кашляя в кулак. — Насчёт дров с Митрий Митричем, — и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну… Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть… Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете…

— Гм!.. Хорошо… — говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. — Хорошо… Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!.. Елдырин, — обращается надзиратель к городовому, — узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная… Чья это собака, спрашиваю?

— Это, кажись, генерала Жигалова! — кричит кто-то из толпы.

— Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождём… Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? — обращается Очумелов к Хрюкину. — Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей!

— Он, ваше благородие, цыгаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!

— Врёшь кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врёт, а кто по совести, как перед богом… А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано… Нынче все равны… У меня у самого брат в жандармах… ежели хотите знать…

— Не рассуждать!

— Нет, это не генеральская… — глубокомысленно замечает городовой. — У генерала таких нет. У него всё больше легавые…

— Ты это верно знаешь?

— Верно, ваше благородие…

— Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку держать?!.. Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально — не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно проучить! Пора…

— А может быть, и генеральская… — думает вслух городовой. — На морде у ней не написано… Намедни во дворе у него такую видел.

— Вестимо, генеральская! — говорит голос из толпы.

— Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит… Ты отведёшь её к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашёл и прислал… И скажи, чтобы её не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака — нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..

— Повар генеральский идёт, его спросим… Эй, Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку… Ваша?

— Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!

— И спрашивать тут долго нечего, — говорит Очумелов. — Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать… Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая… Истребить, вот и всё.

— Это не наша, — продолжает Прохор. — Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч…

— Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? — спрашивает Очумелов, и всё лицо его заливается улыбкой умиления.— Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?

— В гости…

— Ишь ты, господи… Соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми её… Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха… Ну, чего дрожишь? Ррр… Рр… Сердится, шельма… цуцык этакий…

Прохор зовёт собаку и идёт с ней от дровяного склада… Толпа хохочет над Хрюкиным.

— Я ещё доберусь до тебя! — грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.

Очень кратко:Полицейский надзиратель пытается исполнять служебный долг, но привитое чинопоклонство мешает ему.

Оригинал этого произведения читается всего за 6 минут. Рекомендуем прочесть его без сокращений, так интереснее.

Полицейский надзиратель Очумелов и рыжий городовой Елдырин идут через базарную площадь. Вдруг до них доносятся возмущённые вопли и собачий визг. Они видят, как из дровяного склада, оглядываясь, выбегает собака на трёх ногах, за которой бежит полупьяный мужик, золотых дел мастер Хрюкин. Хрюкин хватает собаку за задние лапы, вокруг них, «словно из земли выросши», собирается толпа. В центре толпы — Хрюкин, демонстрирующий окровавленный палец и пойманного им щенка.

Очумелов и городовой идут разбираться в произошедшем. Хрюкин жалуется полицейскому, что собака его укусила. Очумелов грозится оштрафовать хозяина пса и истребить собаку. Узнав, что это собака генерала Жигалова, полицейский быстро меняет своё мнение и набрасывается на Хрюкина. Елдырин замечает, что у генерала таких собак нет. Очумелов снова меняет своё мнение на противоположное, говорит Хрюкину, чтоб этого дела так не оставлял. Ударившийся в размышления городовой говорит, что, возможно, она и генеральская, он видел похожую на днях во дворе генерала. Очумелов снова меняет мнение, велит Елдырину доставить собаку к Жигалову и сказать, что это он, Очумелов, нашёл её.

Проходящего мимо генеральского повара Прохора спрашивают, их ли эта собака, на что Прохор отвечает — нет. Очумелов снова жаждет истребить собаку. Повар продолжает говорить, и выясняется, что это собака генеральского брата Владимира Ивановича. Полицейский надзиратель умиляется и даёт Прохору беспрепятственно увести собаку. Толпа смеётся над Хрюкиным, Очумелов грозит ему и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.

Пересказал Сергей Симиненко через Народный Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Аудиокниги

ХамелеонАудиокнига. 9 мин. Читает Иван Литвинов. Бесплатный отрывок:Иван Литвинов9 минХамелеонАудиокнига. 7 мин. Читает Мария Лирова. Бесплатный отрывок:Мария Лирова7 минХамелеонАудиокнига. 8 мин. Читает Денис Некрасов. Бесплатный отрывок:Денис Некрасов8 минХамелеонАудиокнига. 7 мин. Читает Варвара Малютина. Бесплатный отрывок:Варвара Малютина7 мин

Читайте также

Рассказ «Хамелеон» А. П. Чехова был впервые опубликован в 1884 году в журнале «Осколки». Произведение вошло в сборник «Пестрые рассказы» (1886). В «Хамелеоне» Чехов осмеивает подобных Очумелову беспринципных людей-«хамелеонов», которые в зависимости от ситуации меняют свое мнение на наиболее для них выгодное.

Прочитать краткое содержание «Хамелеона» Чехова можно на нашем сайте.

Главные герои

Очумеловполицейский надзиратель.

Елдырин – «рыжий» городовой.

Хрюкин золотых дел мастер.

Прохоргенеральский повар.

Краткое содержание

Через базарную площадь шли полицейский надзиратель Очумелов и городовой Елдырин. Неожиданно послышались крики и собачий визг. Из дровяного склада купца Пичугина выбежала на трех ногах собака, за которой гнался полупьяный «человек в ситцевой накрахмаленной рубахе и расстегнутой жилетке». Мужчина ухватил собаку за задние лапы.

Шум привлек внимание людей, и вскоре вокруг собралась толпа. Очумелов решил разобраться, в чем дело.

Около ворот склада стоял тот самый мужчина и, «подняв вверх правую руку», показывал «толпе окровавленный палец». Очумелов узнает в нем золотых дел мастера Хрюкина. В центре же толпы сидел испуганный «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине».

Хрюкин объяснил полицейскому надзирателю, что собака его «ни с того ни с сего» укусила за палец. А так как работа у него «мелкая», и теперь может он этим пальцем «неделю не пошевельнет», то требует компенсации.

Очумелов начал выяснять, кому принадлежит собака, грозясь оштрафовать ее хозяина, а само животное истребить. Кто-то из толпы предположил, что это собака генерала Жигалова. Очумелову стало жарко, он попросил снять с него пальто и набросился на Хрюкина, обвиняя его в том, что, видимо, он «расковырял палец гвоздиком» и соврал всем.

Сомневаясь, городовой отметил, что у генерала таких собак нет – «у него все больше легавые». Очумелов тут же изменил мнение, советуя Хрюкину «дела этого так не оставлять» и «проучить» собаку. Однако кто-то из толпы снова сказал, что животное все-таки генерала. Очумелову стало холодно, он надел пальто и, грозя Хрюкину, распорядился отвести собаку к генералу.

Мимо проходивший генеральский повар Прохор сообщает, что собака точно не генерала. Очумелов снова распорядился, что животное нужно «истребить». Однако Прохор отметил, что собака принадлежит брату генерала. Очумелов тут же начинает относиться к щенку с трепетом и умилением и просит повара забрать его.

Заключение

Рассказ Чехова «Хамелеон» не теряет своей актуальности и в наши дни. Произведение было переведено на множество языков еще при жизни автора. В 1971 году «Хамелеон был экранизирован.

Краткий пересказ «Хамелеона» Чехова позволяет ознакомиться с сюжетом произведения, однако для лучшего восприятия рассказа рекомендуем прочесть его полностью.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году был впервые опубликован рассказ Чехова «Хамелеон»?</h3>

    • <label>1881;</label>
    • <label>1882;</label>
    • <label>1884;</label>
    • <label>1885.</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://wiki2.org/ru/хамелеон_(рассказ)
  • https://www.culture.ru/books/977/khameleon
  • https://skazki.rustih.ru/anton-chexov-xameleon/
  • https://briefly.ru/chehov/khameleon/
  • https://obrazovaka.ru/books/chehov/hameleon

Учитель: Кошелева О.А.

Тема:  А.П. Чехов Рассказ
«Хамелеон». Смысл названия и художественные особенности рассказа

Образовательная: раскрыть смысл названия рассказа
Чехова «Хамелеон» и определить его художественные особенности;обучать
анализу рассказа, формировать умения анализировать эпическое произведение;
создать условий для речевого общения учащихся на уроке

Развивающая:  — познакомить учащихся с художественными
особенностями рассказа «Хамелеон»;  расширить и углубить понятия: стиль
писателя, композиция художественного произведения, художественная деталь,
название рассказа, говорящие фамилии, речевая характеристика; формировать
умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их
осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей;

Воспитательная: воспитывать чувство уважения к
человеку,
способствовать
воспитанию
интереса к  литературе через работу с текстом; 
воспитывать бережное, внимательное
отношение к художественному слову.

Оборудование: презентация, раздаточный
материал, тест.

Презентация, учебник,
раздаточный материал, отрывок из художественного фильма «Хамелеон»

Формы работы: групповая, индивидуальная
и парная.

Этап  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.

 Мне приятна новая встреча с вами. Мне приятно
видеть ваши милые лица, нарядную одежду. Я думаю, что ваши мысли, ваше
душевное состояние на уроке будет такое же прекрасное, потому что на уроке
литературы мы изучаем творчество писателя, который ценил всё прекрасное в
человеке. Именно ему принадлежат слова:     

«В человеке должно быть всё
прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

 Кто
этот писатель?  (
Антон
Павлович Чехов)

 Эти слова стали смыслом
его жизни и творчества.

Настраиваются
на урок.

Объясняют
смысл высказывания.

2.Мотивирование
к деятельности

Сегодня нам выпало
огромное счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем,
непревзойденным мастером короткого рассказа.

Почему я говорю вновь?

Какие рассказы Чехова вы
читали? Учитель читает отрывки из рассказов Чехова.

1.       На вокзале Николаевской
железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий.
Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом,
лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д’оранжем. Тонкий
же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками.
Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала
худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с
прищуренным глазом — его сын.

2. Немного погодя его позвали к господам.

-Вспомнил? — спросил
генерал.

-Никак нет, ваше
превосходительство.

— Может быть, Конявский?
Лошадников? Нет?

    И в доме, все
наперерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все возрасты, полы и породы
лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую… В доме, в саду, в людской и кухне
люди ходили из угла в угол и, почёсывая лбы, искали фамилию…

3.    Учи ученого! Экий, господи, народ необразованный! Живи вот
с этакими… очумеешь! Раскрой рот… (накладывает щипцы). Хирургия, брат, не
шутка… Это не на клиросе читать… (делает тракцию). Не дергайся… Зуб,
выходит, застарелый, глубоко корни пустил… (тянет). Не шевелись… Так…
так… Не шевелись… Ну, ну… (слышен хрустящий звук). Так и знал!

       Вонмигласов сидит минуту неподвижно,
словно без чувств. Он ошеломлен…       Глаза его тупо глядят в
пространство, на бледном лице пот
.

Учитель:  Л.Н. Толстой писал о
Чехове: «…Благодаря своей искренности Чехов создал новые, по-моему, для всего
мира, формы писания, подобные которым я не встречал нигде. Язык его
удивителен. Я помню, когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он
показался мне каким-то странным, как бы нескладным, но как только я вчитался,
так этот язык захватил меня…»

Отвечают
на вопрос.

Ученики
называют произведения.

3.Актуализация
знаний

1.Сегодня на уроке мы и постараемся, ребята, понять,
чем же так захватил Толстого язык рассказов Чехова. А для этого
проанализируем прочитанный вами дома рассказ «Хамелеон». Вначале проверим,
насколько внимательно вы читали рассказ.

2.Блиц-опрос по рассказу
А.П. Чехова «Хамелеон»

1.
Что нес городовой в решете? Конфискованный
крыжовник

2.
Какова фамилия полицейского надзирателя? Очумелов

3.
Какова фамилия городового? Елдырин

4.
Какого цвета пятно было на спине у собаки? Желтое

5.
За какую часть тела укусила собака золотых дел мастера Хрюкина? За палец

6.
Какие в основном собаки были у генерала? Борзые

7.
Кто такой Прохор? Генеральский
повар

8.
Как звали брата генерала? Владимир
Иванович

9.
Какая верхняя одежда была у полицейского надзирателя? Новая шинель

10.
Зачем приехал брат генерала? Погостить

Формулируют
цели урока

Отвечают 
на вопросы.

4.    Объявление темы урока.
Целеполагание.

Учитель: Итак, тема нашего урока
«А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон» Смысл названия и художественные особенности
рассказа». А для этого проведем не обычный урок, а урок-исследование.

Как вы думаете: исходя из темы, какие  перед нами
будут стоять цели? (выявить особенности рассказа, смысл названия).

Формулируют
цели урока

5.Исследовательская работа по
тексту рассказа.

Учитель: А работу мы начнем с
определения лексического значения слова «болезнь». Какие у вас ассоциации с
этим словом? (уч-ся отвечают)

Болезнь – это расстройство здоровья, нарушение
деятельности организма. (слайд №6)

— А к кому мы обращаемся за помощью? (к врачу).

— А Чехов мог лечить болезни? (да) Почему?
(потому что был по профессии  врачом)

Но Чехов мог лечить не только
болезни тела, но и души. Как? (Своими рассказами)

 И сегодня я вас приглашаю
посмотреть «глазами врача» А.П. Чехова на персонажей его рассказа «Хамелеон».
Если мы будем смотреть «глазами врача», то, возможно, увидим, какая в их
поведении скрывается болезнь. Сегодня вы все – главные ассистенты-помощники у
великого врачевателя человеческой души – А.П. Чехова.

 2.  Перед вами лежит  «Амбулаторная
карточка». И мы должны ее заполнить.

 А как лечить болезнь? Давайте составим
алгоритм:    

1.     
Определить
симптомы.

2.     
Поставить
диагноз.

3.     
Выписать
рецепт.

А
для начала определим наших «пациентов» Я предлагаю отгадать кроссворд

1.
Полицейский надзиратель (Очумелов);

2.
Городовой (Елдырин);

3.
Золотых дел мастер (Хрюкин)

4.
Фамилия генерала ( Жигалов)

-Где происходит действие?        

           — кто идет по площади?  

          — как ведут себя блюстители порядка? Есть деталь, которая об
этом очень хорошо говорит. (Узелок в руке полицейского надзирателя и решето конфискованного
крыжовника у городового говорят о том, что блюстители порядка сами же этот
порядок и нарушают).

           — что нарушает тишину?

 Учитель: А теперь кратко опишите
возникшую ситуацию. (краткий пересказ учащегося: собака укусила за палец Хрюкина.
Он кричит. Собирается толпа. И все решают, как поступить с собакой. Мнение
постоянно меняется в зависимости о того, чья это собака)

 Учитель:  Нам понятно, что
создалась волнительная обстановка на площади. Она отражается на состоянии
каждого героя. 

   Посмотрите на график.  Что это у нас  как у
врачей? ( Кардиограмма). (Вот здесь отражается состояние героев). Что может
означать такая кардиограмма?

    (перепады в настроении, состоянии).

Учитель:     А у кого такие
перепады? (У надзирателя Очумелова)

Посмотрим фильм.

Учитель:  Итак, что же происходит
с нашим «больным» Очумеловым: Какие еще симптомы проявляются?

Он не раз меняет свою точку
зрения, видно, что в нем постоянно происходит внутренняя борьба. Полицейский
надзиратель находится в постоянной тревоге, что проявляется в его словах: «Сними-ка,
Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем…»,

а затем: «Надень ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что то ветром на меня
подуло… Знобит…»
 
  Человек унижен, он готов лебезить даже не перед генералом, а перед его
собачонкой.

   ?? Как меняется его взгляд на справедливость?

   ** взгляд на справедливость меняется в
зависимости от того, чей «белый борзой щенок с острой мордой и желтым
пятном на спине»!
Если это просто собака, то правильным Очумелов считает
истребить ее: «Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать!
Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться
постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит
собака и прочий бродячий скот! Я покажу ему кузькину мать!»
Но если это
генеральская собака, то правильнее будет поступить по-другому: «Ты
отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И
скажи, чтобы ее не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели
каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака –
нежная тварь…»

  Вопрос: Как меняется лицо
Очумелова при известии, что к генералу братец приехал? Почему?

   -При известии о том, что к генералу приехал
погостить братец, все лицо Очумелова «заливается улыбкой умиления». А все
лишь потому, что для него не важна истина, важнее преклонение перед сильными
мира сего, потому что от этого зависит дальнейшая карьера.

    (Бросает то в жар, то в холод.; Смена интонаций
голоса (от повелительного до трусливого). Правда и справедливость не имеют
никакого значения. Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав.  Двуличие. Оба
лица лживы)     

Учитель:

В «Амбулаторной карте” вы заполнили графы:
фамилия, профессия, симптомы болезни. Нам предстоит установить диагноз
больного Очумелова. Каков он?

— По мнению Чехова, заглавие – это смысловой
стержень произведения. Автор дает подсказку.

— Почему такое странное название – «Хамелеон”?
Кто такой хамелеон?

Запишем диагноз – хамелеонство.  

— Дайте характеристику болезни – хамелеонство.
(Хамелеоном можно назвать человека, готового постоянно и моментально, в угоду
обстоятельств, менять свои взгляды на прямо противоположные)

— Давайте определим причину заболевания? Почему так
странно ведет себя Очумелов? (Меняет свое отношение к собаке в зависимости от
того, кому она принадлежит)

А сколько раз меняет он свое
мнение
?  (Проблемный вопрос!!!)
(шесть)

С чем это связано? Ответы на эти
вопросы мы найдём с вами в ходе нашего мини —  исследования по тексту 
(чтение фрагмента
подготовленными учениками)

(Приём «Фишбоун»)   Изображаем «рыбий
скелет»

:  в голове помещаем проблемный  вопрос «Чья собака?».

 На верхних «косточках» скелета запишем, используя
цветные ручки,  мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних –
решение Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые
слова и фразы, отражающие суть.

Учитель:  Итак, мы заполнили с
вами карточку больного. Давайте посмотрим еще раз.

— кто болен?  — какие симптомы?  — Каков диагноз?

Вопрос: А только ли у нас один
«больной». Кто еще болен этой болезнью?? 

(Хрюкин, толпа, которые постоянно
меняют свои мнения. Эта болезнь «заразная» Недаром фамилия главного
«больного» Очумелов. Чума – очень опасное заболевание, которое уносило тысячи
жизней)

1.      
 

Наблюдают,
размышляют, отвечают на вопросы

Отгадывают
кроссворд.

Наблюдают,
размышляют, отвечают на вопросы.

6.       Проблемный вопрос

Проблемный вопрос: А даёт ли Чехов рецепт 
прямо?

(нет) Попробуем это сделать  сами. (Мы же с вами
сегодня врачи!)

— Мы начинали наш разговор с того, что такое
болезнь?

— Скажите, чем страшна болезнь хамелеонства?

(Человек теряет свое лицо, теряет свое человеческое
«я”, он подстраивается под обстоятельства)

— Хамелеонство — душевная или физическая болезнь?
(Болезнь нравственная)

— Назовите, какие еще болезни души вы знаете?

— Как можно вылечиться? Избавиться от нравственных
болезней? (самовоспитанием, осуждением пороков)

— Вот вы сами прописали лечение и себе и героям
Чехова.

    Доктор Чехов советует всем нам: «выдавливать
из себя по капле раба… и, проснувшись в одно прекрасное утро, почувствовать,
что в твоих жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая…»
 

Высказывают суждения по заданию.

Учатся аргументировать свой
ответ.

7.Проверка
д/з, выполненного мини – группами.

Учитель: Попробуем разобраться
в стилевых особенностях рассказа
. (
Будем делать краткие записи в
тетрадях).

Вспомним, что же такое
стиль писателя.

Стиль писателя — особая манера письма,
единство творческих особенностей, присущих данному писателю.    

У каждой группы будет карточка-помощник, которой можно
воспользоваться для выявления своей особенности.

1 ГРУППА (1 уровень, средний
уровень):  выявить особенности заглавия  и фамилий героев

Вопрос-помощник: 1)Что вы можете сказать об
особенности названия?     (Кратко и точно)

   
Итак, первая особенность рассказов Чехова: короткое, простое заглавие.

Вопрос-помощник: 2) Попробуем объяснить
значение фамилии полицейского надзирателя. Обычно, говорящая фамилия вызывает
комический эффект и представляет собой сжатую характеристику персонажа – его
сущность.

Очумелов? — Фамилия образована от глагола
«очуметь” — потерять соображение.- Корень слова «чума” – острая
эпидемическая болезнь (как чумы бояться = очень)

Хрюкин – свинья, хрюкать.

Запись в тетради:

1.
Короткое, простое заглавие.           

2.
«Говорящие фамилии».

2 ГРУППА (второй уровень, высокий): выявить  особенности
композиции и построения рассказа.

Вопрос-помощник:
1) Вспомним основные элементы композиции. ( экспозиция, завязка, кульминация,
развязка). Именно такая традиционная композиция характерна для большинства
рассказов Чехова. Докажем это на примере рассказа « Хамелеон».

(
Учащиеся находят в рассказе элементы композиции.

Экспозиция: По
базарной площади идут Очумелов и Елдырин.

Завязка: Золотых
дел мастер Хрюкин укушен собачкой.

Кульминация: — Это,
кажись, генерала Жигалова!- говорит кто-то из толпы.

Развязка: Толпа
смеётся над Хрюкиным.)

Очень
краткая завязка: Место: базарная площадь; герои: Очумелов, Елдырин; время
действия: полдень)

Вопрос-помощник: 2)   Чего больше в рассказах Чехова:
повествования, описания, диалога?


Откуда мы узнаём о горе, постигшем Хрюкина?

(
Из диалога)

Вопрос-помощник: 3)  Задержимся на авторском повествовании: в чём своеобразие
чеховской фразы?

— Какие
предложения использует автор: простые или сложные? Приведите примеры.

— Много ли
эпитетов, сравнений? ( Почти нет)

— Любимая часть
речи? (Глагол)

— Слова
вычурные, непонятные? ( Простые и точные)

Запись в тетради:

      3. Традиционная композиция:
завязка-кульминация-развязка    (слайд №22)

      4. Предельно краткая завязка: место, время, действующие лица.

      5. Диалоговое построение рассказов.

      6.
Простота фразы, простые предложения, отсутствие эпитетов, глагол-любимая
часть речи.

3  ГРУППА (третий уровень, повышенный): выявить особенности
изображения героев, их речи

Вопрос-помощник:
1):  В чём особенность речи героев Чехова? Какая лексика слышится в рассказе?
Проследите за тем,  как говорит Очумелов? Как вы охарактеризуете его речь?

 (неоконченность синтаксических конструкций: «По
какому это случаю тут?.. Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?»,

использование автором разностильной лексики: «Пора обратить внимание на Подобных
господ
, не желающих подчиняться Постановлениям! Как оштрафую его, Мерзавца…»

С одной стороны, мы слышим в его речи слова официально-делового стиля, с
другой – резкую грубую брань: «Я ему покажу кузькину мать!» Грубое
хамство, вседозволенность по отношению к нижестоящим показывает нам, что
власть нужна ему только для того, чтобы наводить на жителей страх. При этом
он остается подобострастным, заискивающим перед вышестоящими чинами)


Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь?

(Мошенник Хрюкин сначала пытается добиться своего
грубой лестью («Их благородие умный господин…»), а затем демонстрирует
скрытую угрозу ( «У меня у самого брат в жандармах…»). Его речь тоже
нелогична, примитивна, убога. Короткие незавершенные фразы подчеркивают
глупость, ограниченность персонажа).

        7. Индивидуальная неповторимость речи
героев как основа их характеристики.

Вопрос-помощник:
2) Как ещё Чехов знакомит читателя со своими героями? Обратимся к рассказу.
Рисует ли писатель портреты героев? Прочтите, какими мы видим Очумелова,
Елдырина, Хрюкина? Не кажутся ли странными вам эти портреты? Что от них
осталось? (конфискованный крыжовник в руках Елдырина и шинель с узелком в
руках Очумелова).


Какую роль играют эти детали? Найдите их.  О чём они говорят?


Очень часто Чехов заменяет подробное описание « художественной деталью».
Какая деталь помогает понять лицемерие Очумелова?

(Шинель, палец, конфискованный крыжовник: 1) Решето,
доверху наполненное конфискованным крыжовником. Узелок и конфискованный
крыжовник означают  вседозволенность.  Скорее всего, в этом узелке что-то,
что дали Очумелову  как взятку.)

(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по
долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)

Очень важная деталь — крыжовник — мелочь, ягода, не
представляющая особой ценности, но он конфискован!

Учитель. Таким образом,
полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам
нечист на руку, сам нарушает закон.

2) Следующая деталь?  Шинель.
Означает символ власти.

В тексте  несколько раз упоминается
«шинель» и «пальто».

Учитель. Определите лексическое
значение этих слов.

Шинель — это форменное пальто,
подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина.      Пальто
— это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к
власти.

Слово «шинель» употребляется в авторской
речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти,
чина. Сам Очумелов говорит «пальто», и здесь эта художественная
деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние
Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.

Сняв шинель-пальто, Очумелов остался в кителе,
который хотя бы немного должен был отличаться от шинели по цвету. Таким
образом, Очумелов оказывается хамелеоном и в прямом смысле слова, меняя свой
цвет.

Чехов писал в письме брату Александру 10 мая 1886
года:

«Лучше всего избегать описывать
душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из
действий героев».

3)
Следующая деталь?  Палец.

Окровавленный
палец Хрюкина — это и политическая деталь, и деталь, помогающая понять
характер Хрюкина.

Палец
поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.

4)
Следующая деталь – глаза собаки

Запись в тетрадях:

       
8. «Художественная деталь», заменяющая подробное описание.

Определение «художественная деталь». 

— Какие человеческие качества высмеивает А.П.Чехов? 

4. Учитель: Итак, мы с вами выяснили
особенности рассказа Чехова «Хамелеон», в котором он   высмеивает
глупых, беспринципных людей, меняющих свою позицию, свое мнение, как хамелеон
шкурку, в зависимости от обстоятельства. Хамелеонство, глупость,
чинопочитание – это не безобидные недостатки, а человеческие пороки. Причем,
все жители города хамелеонствуют.

    ?? Как вы думаете рассказ «Хамелеон»
юмористический или сатирический?

    Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что
такое юмор, а что такое сатира. Обратимся к словарям.

Юмор – изображение героев в
комическом, смешном виде. Юмор смех веселый и доброжелательный.

Сатира – буквально всякая всячина,
смешение. Смех беспощадный, критика действительности, явлений.  

Хамелеонство – понятие нарицательное. Персонажи
комичны своей изменчивостью. Чехов заставляет нас не только смеяться, но и
негодовать. И в этом проявляется одна из главных особенностей его ранних
рассказов – их  сатирическая направленность.


М.Горький так писал о манере письма Чехова: « Чехов умеет писать так, чтобы
словам было тесно, мыслям — просторно». Так ли это? Действительно ли в
коротких рассказах Чехова сказано очень многое?

Выявляют
стилистические особенности рассказа, работая с текстом произведения.

Называют
элементы сюжета рассказа.

Анализируют
синтаксические , лексические  особенности речи героев и манеры повествования
автора.

Знакомятся
с понятием «художественная деталь», выявляют значение художественных деталей
рассказа.

Высказывают суждения по заданию.

Учатся аргументировать свой
ответ.

8. Тест

Самопроверка. 

Тест.

 Выполняют тест. Проводят
самопроверку.

9.Подведение
итогов.

Учитель: 
Однажды спросили птицу: «Почему ты поёшь такие короткие песни? Или у тебя не
хватает дыхания?»

  — «Нет, дыхание есть, просто у меня много песен и я хочу спеть их
все!»

   Рассказы Чехова,
словно песни птицы, были короткими. Но исключительно ёмкими и
содержательными. Они учили главному – быть настоящим человеком!

Я
желаю вам, ребята, учиться у Чехова. Читать и перечитывать рассказы этого
писателя и каждый раз открывать в них что-то новое и полезное!

Слушают учителя.

10.
Рефлексия

Оценочный
этап

— Продолжите предложения:

  • Сегодня на уроке я узнал,
    что…
  • Мы сегодня говорили о…
  • Сегодняшний разговор
    пробудил во мне такие чувства…
  • Я понял, что …

Высказывают
свое мнение.

Подводят
итоги, делятся впечатлениями.

11.Домашнее
задание

  1. Прочитать рассказ Чехова
    «Злоумышленник».
  2. Письменно (на выбор)

на «3»: какого человека
называют «хамелеоном».

На «4»: Случаи
«хамелеонства» в нашей жизни.

На «5»: Какая
нравственная болезнь пугает меня больше всего и почему?

Записывают
домашнее задание

«Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон».

Цель урока: Формировать умение анализировать литературное произведение; учить быть 
внимательными к слову выявлять приёмы создания комического; развивать 
навыки выразительного чтения; воспитывать чувство самоуважения и 
собственного достоинства.Тип урока: Урок-исследование.

Ход урока

Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке литературы у нас состоится встреча с писателем, который вам хорошо известен,  в этом году исполняется 155 лет со дня его рождения –                       А. П. Чехов.

— Тема нашего урока

«Грустное и смешное в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»  (запись)
— Сегодня на уроке мы с вами должны провести небольшое исследование и выяснить, только ли смешное присутствует в рассказе, прослеживаем ли мы элементы грусти, с чем это связано?
 Мы попытаемся выяснить, каков же рассказ Чехова по своему настроению, какие приёмы использовал автор для создания целостного восприятия произведения?
(В ходе урока в тетради заполняется таблица, в левой части которой указываются приемы, используемые Чеховым, а в правой формулируем то, на что направлены эти приёмы. Колонки до конца урока не озаглавливаем.)
-Кто является героями нашего произведения?

   (полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин,  золотых дел мастер Хрюкин)

-Как вы думаете, почему у них такие фамилии?

-Какие ассоциации возникают у нас, когда мы их слышим?

ХРЮКИН — фамилия восходит к прозвищу Хрюка, связанному с названием домашнего животного. Подобное прозвище могло быть дано человеку в связи с некоторыми особенностями его внешности или поведения.

Очумелов – от очуметь. Потерять способность соображать, ясно воспринимать окружающее; одуреть

.— Какой художественный прием используется здесь автором?  (прием говорящих фамилий)

—  На положительные или отрицательные качества человека намекает А.П.Чехов?

— А отрицательные качества человека называются пороком.

!Запишите первый прием в нашу таблицу.
^ Работа в группах. Класс делится на 6 групп, каждая группа получает карточку и проводит свое небольшое исследование. На эту работу отводится 5 минут урока, после чего обсуждается работа каждой группы.

Карточка№1

Какую роль в рассказе выполняют такие говорящие детали, как новая шинель Очумелова ( почему именно новая шинель), узелок в его руках(подумайте, кого можно увидеть с узелком),  решето с конфискованным крыжовником в руках городничего (значение слова «конфисковать)?

— Фраза «конфискованный крыжовник» звучит комично. Значение слова «конфисковать» – принудительно и безвозмездно изъять деньги или имущество частного лица в пользу государства.
-Как вы думаете, в пользу ли государства конфискован крыжовник? Обратите внимание на несовместимость слов разных стилей.
— Судя по поспевшему крыжовнику, на дворе лето. Почему же Очумелов не расстаётся со своей шинелью? Ему ведь, наверное, жарко. (Шинель для него – символ власти. Пока на нём шинель, да ещё и новая, он чувствует себя всемогущим. А вот без шинели он – никто, полное ничтожество. Отними у Очумелова шинель, форменную одежду – кто признает за ним право распоряжаться, командовать, конфисковывать). Особый комизм создаётся сочетанием новой шинели и узелка в руке. Как вы думаете, что в этом узелке? Наверное, тоже что-нибудь конфискованное далеко не в пользу государства.

Карточка№2

Найдите описание внешности героев. Что подчеркивает Чехов этим описанием? Какими вы представляете этих героев (на основании описания, данного в рассказе)? Каково значение слова «обыватель»? Обратите внимание на последнюю фразу рассказа.


Портретные зарисовки даны всего лишь несколькими штрихами, но очень яркими и колоритными. Ситцевая крахмальная рубаха и расстёгнутая жилетка только дополняют полупьяное лицо золотых дел мастера Хрюкина. Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски — «вышеописанный человек». Перед нами привычный обыватель, который ничего интересного из себя не представляет, но претендует на нечто изысканное.

(Работа над словом обыватель.Обыватель – человек, живущий мелкими, личными интересами) Поднятый вверх палец, который «имеет вид знамения победы», тоже придает внешности Хрюкина особый комизм.
Внешность Очумелова почти не описана. Но одна фраза в конце рассказа о многом говорит. Зачитайте её. Обратите внимание, когда исчезает начальственная строгость и его лицо «заливается улыбкой умиления»? Что этим Чехов хочет подчеркнуть? Генерала и его братца нет на месте происшествия, зато есть ихняя собака, и, стало быть, она заслуживает такого же почтительного обращения.

Карточка№3
Как Чехов описывает нам движение Очумелова? Какие глаголы, выражения он при этом использует? Какие черты характера подчеркивают эти глаголы?

В начале рассказа Очумелов «идет», затем «врезывается в толпу», понимая, что пришло время продемонстрировать свою власть, а в конце рассказа «продолжает свой путь», снова надевая на себя маску важности. Используемые автором синонимические конструкции подчеркивают высокомерие, зазнайство, показную важность полицейского, как бы дополняя грозный вид, который придаёт ему новая шинель. Он доволен собой и не чувствует ни малейшего смущения.

Карточка№4
Проследите за тем, как говорит Очумелов? Как вы охарактеризуете его речь (приведите примеры)? Как речь характеризует его?

Использование автором разностильной лексики: «Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафую его, мерзавца…» С одной стороны, мы слышим в его речи слова официально-делового стиля, с другой – резкую грубую брань: «Я ему покажу кузькину мать!» Грубое хамство, вседозволенность по отношению к нижестоящим показывает нам, что власть нужна ему только для того, чтобы наводить на жителей страх. При этом он остается подобострастным, заискивающим перед вышестоящими чинами.

Карточка№5
Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь (приведите примеры)? Как речь характеризует его? Вызывает ли у вас сочувствие Хрюкин? Почему?

Мошенник Хрюкин сначала пытается добиться своего грубой лестью(«Их благородие умный господин…»), а затем демонстрирует скрытую угрозу( «У меня у самого брат в жандармах…»). Его речь тоже нелогична, примитивна, убога. Короткие незавершенные фразы подчеркивают глупость, ограниченность персонажа. 

Карточка№6
Сколько раз Очумелов меняет своё мнение? Докажите примерами из текста.  С чем это связано?


6 раз Очумелов меняет своё мнение! В связи с чем это происходит? 
Перед нами повествование. Мы с вами знаем, как оно строится. Однако Чехов постоянно держит читателя в напряжении, и мы с вами 6 раз можем увидеть кульминацию в рассказе! Развязка же вынесена за рамки повествования. Перед нами открытый финал.

Подведение итогов:
Таким образом, мы видим, что и композиция работает на идею рассказа, усиливая комизм происходящего.

-А что мы узнаём о жизни города, в котором происходит действие, по тем немногословным, но ярким штрихам, которые рисует нам Чехов?

-Почему сначала на улице не было ни души, а потом «словно из земли выросла толпа»?
Что ими движет? (Любопытство)
— Какими словами Чехов называет собравшихся людей? ( «толпа», «сборище» )
Вывод: Мы видим перед содой случайно собравшихся людей, которые скуки ради вышли поглазеть на происшествие. Они не пытаются разобраться в происходящем, не имеют собственного мнения и согласны с любым решением сильных мира сего. Это усиливает создавшуюся в рассказе атмосферу рабской покорности, угодничества и самоуправства.
— Как вы думаете, почему рассказ назван «Хамелеон»? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте посмотрим, каково значение слова?

(Хамелеон — 1. Порода ящериц, быстро меняющих окраску при перемене цвета в окружающей среде. 2. переносн. Человек, который, приспосабливаясь к обстановке, легко меняет свои мнения, взгляды, симпатии

Потому что здесь показано хамелеонство (быстрая смена в поведении, мнении человека, приспособляемость к обстоятельствам  Очумелова.)

—  Кого  еще из героев можно назвать  «хамелеоном»?  

Х А М Е Л Е О Н Ы 
Это и Очумелов, и Хрюкин, и городовой, и прохожие, собравшиеся на площади.Это понятие перерастает в понятие хамелеонство, которое означает угодничество, приспособленчество, чинопочитание.
— А вызывает у вас сочувствие Хрюкин? Почему нет?

(Потому что всё это для него зрелище, игра.Он хочет почувствовать себя героем дня.)

— А кого по-настоящему жалко в рассказе? Кому вместе с нами сочувствует автор? Зачитайте описание собаки.

Конечно, читать рассказ смешно. Автор постарался сделать этот короткий рассказ ярким, насыщенным, изобилующим юмористическими приёмами. Мы чувствуем авторский смех.
А право на этот смех писателю дали постоянный труд, беспощадная требовательность к себе и окружающим. Но если мы проанализируем, на что направлены используемые Чеховым приёмы, то, конечно же, становится очень грустно. Писатель будто указывает нам на то, как унизительно в человеке рабство, как важно сохранять в себе человеческое достоинство, самоуважение, порядочность.


— Скажите, актуален ли этот рассказ? Есть ли такое явление, как хамелеонство, в наши дни? А можно ли его искоренить?К сожалению, вы правы, искоренить его вряд ли возможно. И это осознавать нам тоже очень грустно. Искоренять черты хамелеона в себе должен каждый в отдельности, постоянно работая над собой. А это порой бывает очень непросто, но, поверьте, очень важно!
Д/з: написать характеристику героя, используя таблицу в тетради.

Примерная таблица

СМЕШНОЕ

ГРУСТНОЕ

1. «Говорящие фамилии»

Помогаютувидетьсущностьперсонажей

2. Детали в рассказе

Подчеркиваютнесоответствиедолжностииличныхинтересов

3. Внешность героев

Раскрываетпривычныйобывательскийобразжизни, содержащийбольшепретензий, чемсути.

4. Речь героев

Показываетограниченность, глупость, излишниеамбиции

5. Композиция

Помогаетувидетьугодничество, чинопочитание. Подчеркиваетотсутствиечеловеческогодостоинствауглавныхгероев

  • Чехов рассказы 4 класс внеклассное чтение
  • Чехов рассказы про медицину
  • Чехов подарок рассказ фейк или нет
  • Чехов самые смешные рассказы
  • Чехов остров сахалин сочинение