Чехов душечка рассказ краткое содержание

Антон чехов известный русский писатель, который всегда выступал против пошлости и духовной пустоты. сво пренебрежение к отрицательным сторонам человеческой

Антон Чехов — известный русский писатель, который всегда выступал против пошлости и духовной пустоты. Своё пренебрежение к отрицательным сторонам человеческой личности автор выражал в своих произведениях. Так, в 1899 году Чехов пишет рассказ «Душечка», краткий пересказ которого представляет Многомудрый Литрекон. Главной героиней произведения является Ольга Племянникова. Она опекает человека, находящегося рядом с ней, и перенимает все его суждения и интересы, не имея своих. За тихий и добродушный нрав девушку даже прозвали Душечкой. Чтобы понять замысел произведения, рассмотрим его краткое содержание. В нем отражены основные события, составляющие сюжет. Кстати, «Душечка» в сокращении у нас дополнена анализом рассказа по плану.


(650 слов) С первых страниц рассказа читатель знакомится с главной героиней Оленькой. Оленька — дочь отставного коллежского асессора Племянникова.  Она была очень жалостливой, чувствительной и добродушной. Главной потребностью ее кроткой души была любовь к кому-либо, которая вытесняла все остальные ее мысли и чувства.

Девушка проводит время с соседом Кукиным, который часто заходит в гости. Однако герой постоянно недоволен чем-то, он всё время жалуется и ноет. Такое поведение Кукина очень трогает девушку за душу. Она влюбляется в него, несмотря на то, что он совершенно не обладал привлекательной внешностью. Однажды мужчина делает предложение Оле, и она принимает его. Ведь ей его очень жаль. 

Уже будучи в браке, главная героиня помогает продать билеты на мероприятия мужа в заведении «Триволи». Героиня пытается разобраться в специфических театральных терминах, работает в труппе и во всем помогает мужу. А также материально помогает артистам, проявляя жалость. Если героине вдруг не возвращают долг, она ни в коем случае не говорит об этом супругу. Но Душечка счастлива и всем говорит, что только в театре человек может получить духовное развитие. Она ругала и хвалила только те пьесы, которые аналогичным образом оценил Иван. Она повторяла все его суждения. Для того чтобы собрать новую труппу, Кукин вдруг уезжает в столицу. В это время Оленька безумно скучает по мужу. Однако в дороге ее супруг заболевает и умирает. Героиня долго горюет по своему мужу. Её траур длится на протяжении трёх месяцев. 

Однажды в храме главная героиня встречает управляющего лесным складом Пустовалова. Он учит ее, что во всем есть свой порядок, и смерть нужно воспринимать как должное. И Оленька снова выходит замуж, ведь влюбляется в управляющего. Девушка с радостью помогает супругу по работе. Героиня со всеми знакомыми говорит  лишь про лес, будто всю жизнь она только и занималась и этим. Всё время Оленька с супругом проводит дома, потому что она думает все то же самое, что и он. На совет подруг посетить культурное учреждение, героиня отвечает, что им с мужем и дома очень хорошо. 

Когда Василий уезжает за лесом, к Ольге нередко приходит Смирнин, ветеринар по профессии, который снимает у пары флигель. Гость рассказывает героине о своих отношениях с супругой. Ольга утверждает, что необходимо жить в согласии ради благополучия ребёнка. Как только муж возвращается домой, главная героиня рассказывает ему об истории Смирнина (жена уехала и забрала ребенка). Однако супруги не смогли реализовать свою мечту: у них детей не было. Муж Ольги тяжело заболевает простудой и умирает. Траур героини длится полгода. Она целые дни проводит исключительно дома. 

Тем временем, Смирнин стал часто посещать Оленьку. Девушка снова стала переживать эмоции гостя и повторять его фразы. Теперь ее волновали только ветеринарные вопросы. Но вот Смирнин вынужден уехать в другой город по работе,  а Ольга остаётся одна. Героиня оказывается неспособной общаться с людьми, она не умеет выражать свои мысли в разговоре. Оленька сильно подурнела,  а внутренний мир ее оказался совершенно опустошенным. У нее не было своих желаний и потребностей.

Проходит несколько лет. Ветеринар возвращается в город со своей семьёй. Героиня сильно устала от одиночества. Она хочет, чтобы семья Смирнина пожила в их доме, а сама она переезжает во флигель. Тут героиня обретает истинную любовь, которую не суждено было ей познать в жизни, — любовь к ребёнку. Саша, сын ветеринара, был полным и белокурым шестилетним мальчиком. Его мать была капризной и вздорной женщиной, так что не уделяла ему внимания. Ольга же всё свое свободное время проводит с ребёнком. Она преображается и становится такой, какой была раньше. Теперь ее волнует только детское образование. Со временем мать ребенка уехала к сестре, а отец совсем его забросил. И Ольга стала сама за ним следить. Ребенку не очень нравится такая сильная опека, но делать нечего, терпит.

Героине очень страшно, что мать увезет ребёнка, и она будет коротать свои дни в одиночестве. Ей снится такой сон. Но проснувшись, она понимает, что все хорошо, и Саша с ней.

Можно утверждать, что писатель преподал своим читателям немало жизненных уроков для того, чтобы они стали более самодостаточными. Ольга была пустой и жила лишь интересами других людей, поэтому ей не удалось самореализоваться.  

Автор: Виктория Комарова

История создания

В восьмидесятые годы девятнадцатого века Чехов начинает печататься во влиятельной газете «Новое время», владельцем которой был А.С. Суворин. Появляется возможность подписывать рассказы настоящей фамилией. Начиная с 1887 года, почти все работы писателя выходят у Суворина. По этим книжкам Россия узнала Чехова.

В 90-х годах автор пишет повести, рассказы, пьесы, являющиеся вершиной его творчества, и среди них – «Душечка». Произведение было опубликовано в 1899 году.

Говоря о прототипе Душечки, можно с уверенностью утверждать, что это обобщённый символ, некое общее свойство характера – праматеринское первоначало.

С восторгом принял рассказ Л.Н. Толстой.

А. П. Чехов "Душечка": анализ

Суть

В центре внимания обычная жизнь Ольги Семёновны Племянниковой. Сюжетная интрига отсутствует.

В рассказе выделяются две сюжетные линии, обе связанные с историей Оленьки: с одной стороны, «цепь увлечений героини», с другой – «цепь потерь и утрат». Всех троих мужей Душечка любит самозабвенно. Взамен своей любви она ничего не требует. Без страсти просто не может жить. Отними у неё это чувство – жизнь потеряет всякий смысл.

Все мужья покидают эту землю. Она их искренне оплакивает.

Настоящая любовь приходит к Душечке лишь тогда, когда в её судьбе появляется мальчик Саша.

Образ главной героини

Оленька Племянникова, дочь коллежского асессора в отставке, живет в своем доме вместе с отцом. Это розовощекая барышня с белой нежной шейкой, пухлыми ручками, кротким взглядом и умильной улыбкой.

Окружающие любят симпатичную девушку. Она нравится всем без исключения. При разговоре с ней так и хочется тронуть ее за руку и сказать ей: «Душечка!» В душе Оленьки постоянно присутствует какая-нибудь привязанность: сначала она была влюблена в учителя французского, затем стала обожать своего папеньку, а после тетушку, навещавшую ее два раза в год. Проблема в том, что эти симпатии часто сменяют одну другую. Но Оленьку это не беспокоит, как и окружающих ее людей. Им импонирует наивность девушки, ее доверчивость и тихая доброта. Так описывает свою героиню в рассказе «Душечка» Чехов. Краткое содержание поможет составить представление о личных качествах героини. Образ ее противоречив: с одной стороны, она наделена даром самоотверженной любви. Так раствориться в своей второй половинке дано далеко не каждому. И это, безусловно, вызывает у читателя уважение к героине. Однако, с другой стороны, она предстает перед нами легковерной и ветреной особой. Полное отсутствие духовных интересов, неимение собственных взглядов и представлений об окружающем мире — все это вызывает насмешку читателя.

А. П. Чехов "Душечка": анализ

Главные герои и их характеристика

  • Ольга Семёновна Племянникова – «тихая, добродушная, жалостливая барышня». Всё в облике её было «мягким»: и взгляд, и белая шея. Но визитной карточкой являлась «добрая, наивная улыбка». Особа любвеобильная, в судьбе которой одна за другой появляются три сердечные привязанности: антрепренер Иван Кукин, управляющий лесным складом Василий Андреич Пустовалов, ветеринар Владимир Платоныч Смирнин. Оленька становится их «тенью», «женщиной-эхом». Лишённая своего мнения, она повторяет всегда то, что говорят её мужья. Любящая без оглядки, Душечка не представляет свою жизнь в одиночестве. Ванечка, Васечка, затем Володечка. Всех она называла «голубчик». Оставшись совсем одна, она теряется, ни одна мысль не рождается в уме. Пустота и неизвестность будущего становятся постоянными спутниками жизни. И только появление в её судьбе десятилетнего мальчика Саши, сына Смирнина, «дарит» Ольге Семёновне любовь, которая захватывает всю душу. Общее свойство характера можно определить общим словом «женственность», оно и выражает весь образ Душечки.
  • Иван Кукин. В основе характеристики героя лежит антитеза: содержит увеселительный сад «Тиволи», но постоянно жалуется на жизнь. Внешность невзрачная: тощий, говорит, кривя рот. Жёлтый цвет лица – признак физического нездоровья и сварливого характера. Несчастный человек. Постоянно идущий дождь – символ отчаявшегося в своей судьбе заложника ситуации.
  • Василий Андреич Пустовалов – сосед Племянниковой. «Степенный голос», «тёмная борода». Совершенно незапоминающаяся личность. Он не любит никаких развлечений. Совместная жизнь с Оленькой проглядывает через детали: «от обоих хорошо пахло», «возвращались рядышком».
  • Владимир Платоныч Смирнин – молодой человек, ветеринар. С женой разошёлся, так как её ненавидел, но исправно высылал деньги на содержание сына.

А. П. Чехов "Душечка": анализ

Темы и проблемы

Судьба женщины в обществе всегда волновала Антона Павловича. Незабываемые страницы своего творчества он посвятил ей, создав образ «чеховской женщины».

Основная тема рассказа – любовь. Любовь к родственникам, любовь к мужчине и материнская любовь. Тема любви – главная в жизни Душечки. Её чувства тихие, грустные. Речь в рассказе идёт о способности русской женщины к самоотверженности ради продолжения и сохранения жизни.

Но вполне ли свободны в своём поведении и суждениях персонажи рассказа? Труднейшим является вопрос о действительной человеческой свободе, о преодолении в себе зависимости от любящих людей.

Проблема счастья. Можно ли назвать счастливым человека, живущего только ради блага и счастья родных и близких? Так ли необходимо обеспечивать их «счастьем» по какой-то своей норме? Автор пытается ответить на эти вопросы с присущей ему деликатностью.

Философская проблема ценности жизни. У человека есть обязательства перед нею и перед её сохранением. Не нужно её разрушать.

Конфликт обыденной бессмысленной жизни и личности, которая должна «убить в себе раба» и начать жить осознанно. Героине предстоит сбросить с себя сонное оцепенение пассивности и взять на себя ответственность за чью-то судьбу.

Смысл

Писатель обычно не даёт утешительных ответов. Не всё в жизни ясно ему самому. Но есть в прозе такие ценности, в которых мастер уверен. Что же такое любовь? Прежде всего, это чувство, позволяющее человеку раскрыть потенциал своей души. Любить – не значит копировать вторую половинку, слепо повторять её мысли, полностью лишив себя свободы выбора. Любовь дарует личности невидимую энергию, позволяющую разделить с любимым все жизненные невзгоды, преодолеть встречающиеся на пути трудности. Где нет настоящей любви, там и жизнь не до конца настоящая – вот главная мысль писателя.

Женщина – это не только любящая и заботливая жена. Она мать, которая дарует миру дитя, продолжательница рода человеческого. Любовь у Чехова – глубоко христианское чувство, отсюда и его идея – дать Душечке чувства, возвышающие ее, а не закабаляющие в рутине.

Подлинная любовь возможна лишь в семейном мире. Материнская любовь позволяет заново пройти с ребёнком путь познания жизни.

Материнские чувства в душе Оленьки

Оленька всем сердцем полюбила Сашеньку – сына Смирнина. Супруга бывшего ветеринара уехала в Харьков по делам, сам он целыми днями пропадал где-то, появляясь только поздно вечером. Ребенок целыми днями находился в доме один. Оленьке казалось, что он вечно голодный, позаброшенный своими родителями. Она забрала мальчика к себе во флигель. С какой нежностью женщина смотрела на него, провожая в гимназию. Как она баловала дитя, потчуя его беспрестанно сладостями. С каким удовольствием делала с Сашенькой домашнее задание. Теперь от «душечки» можно было слышать только об учебе в гимназии, учебниках, учителях и тому подобное. Оленька расцвела, пополнела. Одного боялась женщина – что у нее вдруг отберут ее любимого Сашеньку. С каким страхом она прислушивалась к стуку в калитку: а вдруг это телеграмма от матери мальчика, которая требует его к себе? На этом незавершенном моменте заканчивает свое произведение Чехов. «Душечка», анализ и краткое содержание которой здесь приведено, это рассказ о самоотверженной любви, которая так нечасто встречается в нашей жизни, о ее таких порой нелепых и смешных проявлениях. Главное в героине – неисчерпаемый запас нежности и тепла, заботы и ласки. Смешны и ничтожны по сравнению с нею ее избранники. Она же смешна лишь в той части, когда полностью принимает их образ жизни и их взгляды на действительность. Лишь в последней своей материнской привязанности она становится поистине прекрасна. В этом ее образе многие женщины наверняка узнают себя.

А. П. Чехов "Душечка": анализ

Чему учит?

Автор смотрит на своих персонажей с грустью, вниманием и надеется, что жизненные уроки сделают их более терпимыми к другим людям и требовательными, прежде всего, к себе.

Чехов ставит читателя перед необходимостью самому выбрать ответ на вопрос. Основная мысль заключена в сцене «урока географии»: «Островом называется часть суши», — повторяет Оленька. «Острова» — человеческие судьбы, «суша» — наш необъятный мир, который складывается из семейных «островков». Ведь только там можно испытать высшую полноту жизни и обрести самого себя.

Писатель учит тому, что всякая исповедуемая истина ограниченна. Жизнь в многообразии её проявлений оказывается «мудрее». Писатель хотел, чтобы человек не закрывался от нее, а умел прожить каждый подаренный ею миг.

С этим читают — А. П. Чехов «Тоска»: анализ

А. П. Чехов "Душечка": анализ

Источник

Оказываю консультационные услуги в сфере банкротства.

(1072 слова) Краткое изложение  рассказа Антона Чехова «Попрыгунья», а также отзыв для читательского дневника предлагает своим читателям сайт Литера Гуру. В них  заключены мораль, основная мысль произведения и его глубокий нравственный и поучительный смысл. В кратком сюжете прослеживаются все важные события и действия книги.

Начинается повествование описанием бракосочетания Осипа Степановича Дымова и Ольги Ивановны. Жених – титулярный советник и практикующий доктор. Трудится Дымов в двух лечебных заведениях в одном – прозектором, в другом – ординатором. Невеста – молодая особа с высоким мнением о себе. Она считает себя творчески одаренной, особенной, как и свое окружение. Хотя в искусстве она особо не преуспела, а так, понемногу: немного петь, немного рисовать, чуточку музицировать. Но, тем не менее, ей даже неловко перед гостями, представителями «высокой» творческой богемы, что она выходит замуж за такого ничем не выдающегося, неинтересного, скромного, маленького человека. Ведь о докторе люди вспоминают только, когда заболевают.

После свадьбы у новобрачных началась семейная жизнь. Супруга занимается обстановкой их жилища, разъезжает по знакомым, надеясь услышать от них похвалу и найти признание собственной значимости как художественно одаренной личности. Ольга Ивановна любит супруга, однако считает, что тот обязан быть заинтересован в искусстве, хотя сама она его интересы и увлечения не разделяет.

Ведет новобрачная с первых дней праздную, ничем не обремененную жизнь, принимая гостей или посещая их с ответным визитом. Вскоре она уезжает в путешествие по Волге с художниками и актерами и в их компании проводит дни, особенно уделяя внимание художнику Рябовскому. Дымов в этот момент работает. Спустя некоторое время художник делает Ольге Ивановне признание в любви, а она, конечно же, отвечает ему взаимностью, думая, что тот истинный талант, признанный гений, избранник божий.

Они вместе начинают сожительствовать в доме на берегу Волги. И Рябовский теперь перестал говорить женщине о любви, потому что и такая жизнь, и любовница, и живопись «великому человеку» скоро надоели. Осип Степанович, не ведая об отношениях жены с другим мужчиной, отправляет ей послания, приглашая вернуться домой, шлет ей средства по ее просьбе.

Чувствуя, что пребывание в деревне ей надоело, и что чувства художника к ней угасли, Дымова возвращается к цивилизованной городской жизни.  Ольга не признается мужу в измене, хотя ей перед ним стыдно. Но супруг уже сам стал догадываться, что та ему изменяет. Он ей уже не рад, не хочет с ней даже говорить и, чтобы отвлечься от их отношений, приходит на обед со своим коллегой.

А Ольга не может оставить в покое Рябовского, всячески старается с ним встретиться, выслеживает его, ревнует, ищет по друзьям. Наконец, находит и застает его с другой дамой.

Осип Степанович вскоре заболевает дифтеритом. Болезнь обостряется, супруга пугается и думает, что это Господь наказал ее за предательство и обман мужа. Вскоре он умирает, и только теперь Ольга Ивановна осознает, что потеряла в своей жизни самое лучшее – необыкновенного, редкого и поистине великого человека. Но понимает женщина это довольно поздно.

Отзыв

Рассказ Антона Чехова мне запомнился и понравился.  В жизни очень часто приходится наблюдать, как одни люди не ценят  других, например, в семье: супруги не дорожат своими  половинками, дети родителями или в рабочем коллективе: более властные и категоричные сотрудники притесняют других, не умеющих за себя постоять членов коллектива.

А произведение «Попрыгунья» имеет огромный поучительный смысл – оно учит читателей беречь и ценить то, что имеется у нас непосредственно сейчас, не быть себялюбцами и отъявленными эгоистами, не оценивать все с позиций общества, а, зная, что нас любят, беречь эту любовь, заботиться об этом человеке, отвечать ему тем же.  Ведь так непросто встретить надежного человека, испытывающего к нам искренние чувства. И в жизни каждому человеку так нужны поддержка, душевная близость, забота, сострадание. Не всегда можно дождаться общественного одобрения, выполнения своих капризов, но нужно ценить искренние чувства к себе и отвечать взаимностью и признательностью.

Доктор Дымов вызывает уважение у множества читателей. Это серьезный, надежный, добрый и самоотверженный мужчина-врач. Работа, выполняемая им, важна в любом обществе, во все времена, ведь он лечит больных, независимо от их общественного статуса и положения. Он выполняет сложные и ответственные обязанности. И, конечно, такому человеку очень нужны духовная поддержка и взаимопонимание в семье.

В семье Дымовых этого нет, там установились с первых дней совместной жизни супругов совершенно иные порядки и взаимоотношения.

Жена не ценила мужа, ни во что его не ставила и не заботилась о нем. Он был лишен ее поддержки, и служил для нее лишь добытчиком средств и исполнителем всех ее капризов. Он полюбил ее за живой, легкий характер, но ошибся в ней и в своем выборе, не заметив за любовной дымкой ее непостоянства, легкомыслия, эгоизма. Для нее важнее и нужнее оказались дилетанты, которые обладают заурядными талантами и которые больше говорят, чем делают. Довольно быстро она завязывает отношения с одним из таких пустозвонов, художником Рябовским, ставшим в ее глазах гениальным живописцем, которому показалось, что он ее любит.

Ольга Ивановна становится его любовницей, живет с ним в домике на Волге, пока не надоедает ему, и он к ней не охладевает. Тогда она, как ни в чем не бывало, возвращается домой, к мужу, в прежнюю городскую комфортную жизнь. При этом она даже не желает объясниться с Дымовым, продолжая жить с ним, словно и не было никакой с ее стороны измены. Ольга Ивановна не осознает свои ошибки и не раскаивается в предательстве. Такое поведение жены сильно ранило Дымова, ведь он догадывался о ее романе вне семьи. Но ее самоуверенность или, наоборот, слабость  характера не дали ей поговорить с мужем, объясниться, попросить извинения, возвратить его доверие.

Когда Дымов заражается, и его сваливает скоротечная болезнь,  Ольга Ивановна и тогда не думает о муже, а лишь о себе, что это ее наказывает Бог за предательство любимого человека. А Осип Степанович, и умирая, способен простить неверную жену и заботиться о  ней, чтобы ту не подкосила опасная болезнь.

Вскоре Дымова не стало, и женщина поняла, какого человека в своей жизни она лишилась, насколько он был великодушным, надежным, преданным, заботливым. Ольга понимает что ни ее наряды, ни внешность, ни бесцельное время провождение не заменят его любви к ней и заботы.

Ольга Ивановна – героиня отрицательная, и с самого начала рассказа это становится заметно, а в финале книги она вообще разочаровывает читателей. Мне, например, за нее даже стыдно, а за врача, выполнявшего серьезно и ответственно свою работу обидно, ведь этот человек полезен обществу гораздо больше, чем пустая болтовня городской богемы, и он достоин искренней любви и верности.

Автор дал очень емкий и точный заголовок своему рассказу, и в названии, и в самом тексте четко обозначены суть и основная мысль произведения. Ее можно выразить словами: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем».

Рассказ Чехова вызывает различные чувства, мы сочувствуем судьбе честного доктора, который ошибся в любви и за это поплатился собственной честью и жизнью. Эта история очень печальна и во многом поучительна.

Жизненный путь Антона Павловича Чехова был весьма интересен, и в нем имело место быть очень многое из того, что интересно и актуально для людей в нынешнее время. Антон Чехов в своих творениях освещает весьма сложные и важные проблемы в жизни людей, он мастерски заставляет почитателей своего творчества размышлять над прочитанным и думать, как бы поступили персонажи, или они на их месте. А рассказ «Невеста» писатель создал, дабы привлечь внимание к обострению «женского вопроса» в обществе, конкретно – выбору пути, который принадлежал бы именно им, чтобы их не сковывали рамки условностей патриархата и устаревших моральных устоев.

В этом рассказе показана безрадостная, ненужная и пустая жизнь обычных обитателей из провинций. Эти люди не имеют стремления ни к чему. Они опустошены изнутри. Рассмотрим коротко содержание этого рассказа.

Глава 1

Главная героиня рассказа – молодая девушка Надежда Шумина,  она проживает совместно с семьей, состоящей из бабушки Марфы Михайловны и матери Нины Ивановны. Они заняты тем, что принимают гостей – мать Надежды разговаривает со священником Андреем, кроме него еще его же сын, которого зовут так же, как и отца. Кроме него – Саша, давний друг семьи, а точнее, его мать дружила с бабушкой Нади.

Беседа о предсвадебных приготовлениях Надежды, которая должна выйти замуж за сына отца Андрея. Она и сама того желала весьма продолжительное время, но отчего-то теперь грустит, и ей не спится ночами. Ей боязно новой жизни, которая будет скучной.

Надя вышла на улицу, вместе с нею – Саша. Он происходил из дворянского рода, который обеднел.  Мать его умерла, и над ним на время взяла шефство Марфа Михайловна, она отправила его учиться живописи, но у парня не задалось – он едва окончил курс, а работал не по профессии, из-за слабоволия и слабого здоровья – он болел чахоткой. Молодой человек зарабатывал на жизнь, работая в столичной литографии.

Однако, несмотря на слабую волю и здоровье, язык у Саши был хорошо подвешен, и он умел им качественно работать – он обладал даром красноречия и пламенности. И в рассуждениях у него это проявлялось как нельзя лучше. Они стали обсуждать мать Надежды. Саша признал имеющиеся достоинства этой еще молодой женщины, но отметил, что ее челядь обретается в антисанитарных условиях быта. И обеим хозяйкам в семье все равно, как складывается судьба их прислуги, хоть они и выглядят наиболее гуманными из своего сословия.

Кроме того, слабовольный чахоточный подвергает основу быта и нравов семейства Шуминых критике, ведь основа эта – лень с пустотой.

Из-за этого Надежда обиделась на Сашу.

Он всегда, по приезду своему к ней в гости, ставит ей в упрек однообразность и бесполезность существования ее семейства. Саша считает, что надо учиться, а делами заниматься полезными. Раньше девушка несерьезно относилась к словам Саши на этот счет, но теперь, в канун своего бракосочетания, она задумалась над сказанным.

За столом ей было скучно – разговоры на много раз обсуждаемые темы она слышала неоднократно, и теперь, в свете грядущих событий, они только служили доказательством того, что девушка опасается рутины не зря. В своих опасениях она пошла спать.

Глава 2

Сын священника показал себя в глазах Надежды человеком красивым, наделенным умом и добротой. И, благодаря этим его качествам, девушка решилась сочетаться браком с ним, однако, теперь она заколебалась.

Поутру девушка повстречала свою мать, которая занималась мистическими обрядами и спиритизмом. Раньше Надя считала эти занятия проявлением чего-то нового и необычного, но со временем привыкла и видела в этом нелепость и ограниченность. А мать ее не понимала.

А после утреннего приема пищи к Наде вновь обратился Саша, который говорил о том, что считал жизнь семьи Шуминых ненужной, бессмысленной и серой. Саша просит девушку уехать, дабы она смогла устроить свою жизнь по-другому, чтобы она стала образованной и интересной женщиной, и ее жизнь была полезна социуму.

Девушка сомневается все больше, ведь на носу бракосочетание, однако, она все больше уверяется в правоте слов Саши. И любовные признания, написанные Андреем, она когда-то прочитала в одном романе. Думая о своих с ним отношениях, ей вспомнилось, что ее мать мужа своего не любила, а овдовев, она жила, повинуясь матери покойного мужа. Ей стало жалко мать в ее положении.

Глава 3

Чем ближе был день свадьбы Нади, тем реже стал оставаться в гостях Саша, пока совсем не перестал приходить, потому что ему было противно от того, что Надя обречет себя на повторение судьбы своей же матери. Но его уговорили зайти погостить еще чуть-чуть, хоть до начала июля.

Андрей решил показать будущей супруге нанятый для них дом. Девушка осмотрела комнаты и мебель, украшения в доме и увидела во всем этом для себя лишь пошлость. Девушка понимает, что Андрей ею нелюбим. А осознание этого усугубляется тем, что Андрей – лентяй, и не любит трудиться.

Надя поняла, что Саша был прав, когда говорил о том, что Андрей ничего не желает делать. Андрею противно от одних только мыслей о труде, не говоря уже о том, чтобы он сам им занимался. Андрей считает, что в России такое мышление – в порядке вещей. Надежда была опечалена этим открытием.

Глава 4

Надежда признается матери, что не любит своего жениха и не желает сочетаться с ним браком, после чего испрашивает разрешения у матери уехать в другой край, поскольку не желает себе скучной и рутинной жизни. Но мать девушку не понимает и предлагает ей все стерпеть, на что Надежда взрывается и, ведомая праведным гневом, начинает пороть правду-матку о бессмысленности и пустоте жизни их семейства. С этим откровением ее мать соглашается и откровенничает в свой черед – она тоже хочет освободиться от семьи, ведь из нее сделали старуху против ее воли. После этого ее одолевают слезы, и она горько плачет.

Надежда же дожидается утра, после чего отправилась к Саше и призналась, что та жизнь, которую он критиковал последнее время, ей не по нраву и знакомит его со своим планом. Но вдвоем они создают новый план – якобы, проводя Сашу, Надежда отправляется на вокзал, где садится в идущий на столицу поезд, откуда потом она переезжает в Петербург, где учится. План нравится обоим, тем более, Саша рад за образумившуюся девушку и берется ей помочь.

Глава 5

Им удается успешно сбежать из города по составленному плану, и в вагоне Надя загрустила, заплакала и начала молиться. Саша ее утешал, аргументировано убедил ее в правоте принятого ею под его давлением решения и сказал, что ей точно не придется жалеть о содеянном. Надя верит ему, но боится будущего и с опаской и надеждой смотрит в окно вагона.

Глава 6

По прошествии года, Надежда возвращается домой – мать с бабушкой простили ее бегство из-под венца. Девушка успешно сдала свою аттестацию. В столице она неожиданно повстречала Сашу, который был тяжелобольным на тот момент, и собирался податься на Волгу, поправить здоровье. Надежда была уже образованной девушкой и набралась за этот год ума, и теперь Саша казался ей простодушным, понятным провинциалом, однако она сердечно поблагодарила его за то, что в свое время он ей дал толчок и помог сбежать.

По приезду домой Надежда ощутила себя чужой в родном городе, где она родилась и выросла, ей все здесь казалось однообразным, старым и рутинным. Город словно пустует, людей в нем мало. Потолки, которые были низкими в доме Шуминых, являлись своеобразной метафорой монотонной, пустой жизни.

Родные Надежды испортились еще больше – они стали более старыми и дурными за прошедший год.  Их губил праздный и монотонный образ жизни. Они простили своей внучке и дочери побег, но их жизнь поменялась – их общественное положение ухудшилось.  Дворянские условности давили на них, и теперь к ним нельзя приходить гостевать, а еще они не могут свободно разгуливать по улицам, ведь все внимание людей до сих пор приковано к ним, окружающие их обсуждают и смотрят на них. А дети дразнят Надежду невестой, кричат ей это вслед.

Марфа Михайловна после вести о бегстве Нади из-под венца слегла и чуть не умерла, пролежав бездвижно около трех дней. Однако, тем не менее, она ее простила и оправилась. Мать же девушки увлеклась философией, и регулярно молится.

Саша отправил письмо Надежде, в котором рассказал о том, что, путешествуя, попал в больницу. Позже Надежда узнала, что он умер от болезни. Она не удивилась его смерти, но почувствовала себя полностью чужой в своем городе, ведь умер единственный человек, который желал ей добра и помог вырваться из цепей условностей и пустоты. Она понимает, что став свободной, она стала ненужной здесь. Девушка желает себе другой жизни и уезжает из города, надеясь, что больше никогда не вернется обратно.

Выводы

Считается, что в данном рассказе Чехов продемонстрировал новаторский образ жизни молодежи новых поколений – тяга к осмысленной и полезной для общества жизни, которая пересиливает моральные устои и старые общественные условности. Писатель продемонстрировал, каким образом такие новаторы желают изменить жизнь в стране в лучшую сторону.

По сути, этот рассказ весьма реалистичен для той поры, ведь в нем показаны события, происходящие во второй половине XIX века, когда эти самые новаторы, стремясь обрести истину и добиться желаемого, создавали революционное движение, которое в начале XX века привело к революции, к свержению власти в России, и к образованию нового государства – СССР, которое избавилось от былых условностей и пережитков прошлого.

  • Чехов добивался чтобы в рассказе не было ни одного ненужного слова
  • Чехов белоголовый рассказ читать
  • Четырнадцатое апреля как пишется
  • Четырнадцать по английскому как пишется слово
  • Чехов антон павлович каштанка читать рассказ