Чехов антон павлович рассказ о любви

Антон павлович чехов один из величайших русских прозаиков, в творениях которого нашли отражение черты настоящего русского менталитета. его судьба

Антон Павлович Чехов — один из величайших русских прозаиков, в творениях которого нашли отражение черты настоящего русского менталитета. «Его судьба так похожа на судьбу вишневого сада: и его также срубил беспощадный топор в самом роскошном цвету», — пишет И.Н. Потапенко в воспоминаниях об А.П. Чехове. Действительно, талант Чехова можно сравнить с весенним, цветущим вишневым садом. Всех знакомых Антона Павловича поражала та легкость и свобода, с которой создавались его произведения, как распускающийся вишневый цвет.

Не только рассказы у Чехова рождались с непревзойдённой легкостью, но и новые знакомства завязывались у него с довольно большой периодичностью. Как пишет К. Чуковский в своих «Критических рассказах»: «Страстная любовь к многолюдству сохранилась у Чехова до конца своих дней». Довольно загадочные и литературно украшенные отношения зарождались у Антона Павловича с представительницами прекрасного пола. Благодаря этой вехе его биографии появилось на свет такое величайшее произведение, как «О любви». Этот рассказ, предположительно, является ответом А.П. Чехова на признание Л. А. Авиловой в любви к писателю в рассказе «Забытые письма». Главным действующим персонажем повествования является Алехин, именно этим псевдонимом иногда подписывался А.П. Чехов в переписке с Авиловой. Данный факт дает основу логическому предположению, что основой для персонажа, его прототипом, мог являться сам писатель.

При аналитическом прочтении текста начинают проявляться параллели между биографическими фактами жизни писателя и сюжетными линиями рассказа. Первым пунктом в анализе данного произведения является непосредственно обращение к его названию– «О любви». Для обычного читателя при прочтении данного произведения на обывательском уровне открывается тривиальный смысл произведения– это непосредственно любовь между женщиной и мужчиной. Однако, при более детальном изучении текста открывается новый, истинный смысл произведения. Любовь– это понятие всеобъемлющее и всепоглощающее. В данном рассказе оно олицетворяет во первых любовь к хорошей беседе, к человеческому общению, открытости, своим работникам (ведь не каждый хозяин станет рассуждать о взаимоотношениях внутри рабочего коллектива), любовь и сохранение памяти об родственниках (иначе не объясняется его время препровождение в усадьбе после уплаты долга). В образе Алехина можно проследить еле уловимую нить самоанализа и черт характера присущих автору данного произведения. Чехов пишет, что главный герой рассказа был не против новых знакомств, выездов в город, где он общался с большим количеством людей и посещал все общественные мероприятия, где узнавал все новости и, естественно, в беседе с людьми делился своими историями и жизненным опытом. А вот что пишет К. Чуковский об общественной жизни А. Чехонте, что он за первые годы проведенные в Москве, буквально перезнакомился со всей Москвой. Также Чехову была присуща необыкновенная душевная щедрость, которой он был наделить каждого с кем общался.

В ходе своей работы Алехин полностью погрузился в крестьянскую жизнь. Дабы оплатить долги отца, которые в свою очередь являлись и его непосредственными догами. По началу, в сознании главного действующего героя произведения существует стереотип о возможности совмещении светской жизни с крестьянской, но впоследствии это предположение оказалось провальным. Что же касается А.П. Чехова, то он пологостью погружался в свое творчество, как и Алехин в крестьянскую жизнь. Даже можно заметить больше: писатель, по воспоминаниям современников, не выходил из состояния творчества, замечая, то с какой легкостью рождались произведения. Всех людей, с которыми А.П. Чехов общался вводило в изумление то, что в нем буквально кипели и бурлили творческие порывы и сила воображения была неиссякаема. В образе Алехина нашла отражение и такая «чеховская» черта характера как «нечеловеческая зоркость», которая подмечала все и запоминала. Довольно ярко это можно проследить в сцене первого знакомства Алехина с Анной Алексеевной.

Неоспоримо автобиографичным является момент расставания Алехина с Анной Алексеевной. В своих воспоминаниях Л.А. Авилова пишет: «Случилось так, что мы, как и в его рассказе, прощались в вагоне». Вагон поезда прекрасное место для встреч и ужасное место для расставаний. А.П. Чехов прекрасно понимал, что «поезд» ставит точку в отношениях и Алехина с Анной Алексеевной и его с Авиловой. В этом случае поезд рассматривается как воплощение движения вперед, к новой жизни, началу нового этапа.

Обращаясь к лингвистической стороне данного произведения, можно отметить, что рассказ представляет собой довольно запутанный и тем самым интересный сюжет. Начиная с того, что рассказу присущ такой тип повествование, в данном произведении мы видим и элементы описания (чаще всего это встречается, когда Алехин акцентирует свое внимание на Анне Алексеевне) и рассуждения (философские рассуждения о сложившейся жизненной ситуации с его любовью, рассуждения на тему того, что ему пришлось работать, как обычному крестьянину). Данный текст строится по общим композиционным законам. Особое внимание следует обратить на то, что в постановка основной цели произведения, при переходе от экспозиции к завязке действий, обозначена тем, что приводится отвлеченное рассуждение о Пелагее и Никаноре. Основная часть, включающая в себя значительный объем художественно- выразительных методов, позволяет лучше познакомиться с личностью А.П. Чехова, через образ Алехина, учитывая тот факт, что как уточнялось ранее, в тексте присутствует биографический параллелизм персонажа и писателя.

Заключительная часть текста представлена не рассуждениями главного действующего персонажа, а отвлеченными действующими лицами (слушателями рассказа), что дает возможность для читателя во время прочтения произведения непосредственно перейди к анализу ещё в процессе чтения, и отойти от одноплановости взгляда на повествование. Микротемы основных композиционных частей непосредственно связаны со смысловыми частями текста, которые составляют сюжетно-событийную линию. Если ставить смысловые блоки в жесткие рамки деления между собой, то можно поделить рассказ на 4 части: непосредственное знакомство героев с читателем и знакомство с Анной Алексеевной — ознакомительная часть; развитие действия в отношениях Алехина с людьми после знакомства; кульминация действа (расставание), занимает отдельный, наиболее значимый смысловой блок в произведении; заключительный смысловой блок совпадает с завершением повествования. Основным выразительным средством композиции является мотив. Мотив неопределенности и непонятности такого чувства как всепоглощающая и всеобъемлющая любовь. Начиная со слов Алехина: «Как зарождается любовь?» и заканчивая размышлениями Буркина о привлекательности Анны Алексеевны. Мотив лежит в основе рассказа и буквально «опоясывает» каждый смысловой блок. Нельзя не отметить кольцевую композиционную составляющую. Рассказ начинается и заканчивается в доме Алехина за беседой с его гостями.

В рассказе представлены не только различные художественные средства выразительности такие как градация «… и дома, и в поле, и на даче я думал о ней…», множество эпитетов, в частности, описывающие либо Анну Алексеевну, либо природу: «жгучая боль», «прекрасный вид»; сравнения «блестел, как зеркало»; метафоры «благородная рука» и множество других. Помимо художественных средств, рассказу и присущи морфологические средства выразительности. Например, как целенаправленное уменьшение количества в философским моментах и в периодах описания времяпрепровождения с Анной Алексеевной такой части речи как глагола и отглагольных форм, придает тексту характер времяотвлеченности и абстрагирования от временного потока, который течет бессменно вперед. Вся эта совокупность выразительных средств, тем произведения и неоспоримого таланта писателя способствовала появлению на свет такого произведения, как рассказ «О любви», наполненный настоящими человеческими эмоциями и воспоминаниями.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что неоспоримым и подтверждённым является факт использования А. П. Чеховым в своем творчестве биографических параллелей. Это можно проследить в рассказе «О любви». Пример жизни и быта Алехина довольно тесно приплетаются с жизнью писателя. С помощью этого персонаже Чехов смог предать свои чувства и эмоции в контексте общественной жизни, тем самым максимально сближая рассказ с жизнью многих люде и непосредственно сокращая разрыв между реальностью и художественным вымыслом.

Антон Павлович Чехов является великим писателем прозаиком, в творчестве которого можно найти довольно сложные, но в то же время и простые житейские истины, которые он подмечал и анализировал на протяжении всей своей жизни. Действительно, Антон Павлович внес неоспоримый вклад в развитие русской литературы.

Знаменитый рассказ «О любви» был написан Антоном Павловичем Чеховым в 1898 году. Этот рассказ вместе с такими известными произведениями автора, как «Человек в футляре» и «Крыжовник», входит в «Маленькую трилогию» Чехова. В произведении «О любви» Антон Павлович демонстрирует, как люди не могут позволить себе стать счастливыми, ограничивая себя в чувствах и скрывая их. Быстро узнать сюжет позволит краткое содержание известного произведения «О любви», подготовленное Многомудрым Литреконом. Рассказ в сокращении поможет узнать и запомнить основные события из книги и оперативно подготовиться к уроку. Кстати, вот и анализ произведения по плану. Приятного просвещения!


(668 слов) Произведение начинается с разговора Ивана Иваныча, Буркина и Алехина во время завтрака. По словам хозяина, его служанка, которую звали Пелагея, питала нежные чувства к повару Никанору. Однако герой любил выпить и буйствовать. По этой причине Пелагея отказывалась выйти замуж за него. И все же любила его таким, каков он есть. Алехин задаётся вопросом, какова же природа любви? В результате своих размышлений, персонаж приходит к такому заключению: «Тайна сия велика есть». По мнению героя, русские люди усложняют любовь подобными вопросами: «Честно это или нечестно, умно или глупо, к чему поведёт эта любовь». Затем Алехин поведал о любви, которая постигла его. 

Окончив университет, Алехин сразу же совершил переезд в Софьино. Герой был вынужден усердно трудиться, потому что «на имении был большой долг». Так, персонаж и пахал, и сеял, и косил. От статуса помещика у него было одно название, жил он бедно. 

Однажды главный персонаж был выбран на «почётные мировые судьи». Во время заседания происходит знакомство героя с местным помещиком Лугановичем. Затем Луганович позвал Алехина в гости на обед и познакомил со своей супругой Анной Алексеевной. Возраст Анны не превышал двадцати двух лет, и у неё уже был ребёнок. С первой минуты знакомства с Анной  главный герой  «почувствовал в женщине “существо близкое, уже знакомое”. Он пытался забыть и не думать о ней, однако «лёгкая тень её» не оставляла его душу в покое. Затем главный персонаж увидел свою возлюбленную на  спектакле, посвящённом благотворительности. Герой был восхищён и очарован её небывалой красотой. 

Так, Алехин всё чаще и чаще приходил к Лугановичам. В итоге, он стал для них «своим». Каждый раз, видя Анну, у героя возникало “впечатление чего-то нового, необыкновенного и важного”.

В случае, если Павла Константиныча долго нет в городе, семья Лугановичей начинала переживать. Они были убеждены, что образованный и умный человек на протяжении длительного времени не должен находиться в деревне. Они сочувствовали ему. Лугановичи часто делали подарки главному герою. Даже иногда предлагали Алехину взять денег в долг, но он всегда отвечал отказом. Луганович был добр и приветлив, но совершенно далек от жены и своего гостя, ведь в сферу его интересов не входили искусство, философия и науки. Настоящее духовное родство у Алехина было с его супругой, они как будто были созданы друг для друга. Алехин пытался разгадать одну загадку: почему такая молодая и красивая женщина могла выйти замуж за пожилого и неинтересного человека вроде Лугановича, да ещё и имеет от него детей?

Каждый раз возвращаясь в город, главный герой осознавал, что Анна скучала по нему и в глубине души ждала его. Однако влюблённые всячески старались скрыть свою любовь. Павел Константиныч стал задумываться о том, к каким последствиям, возможно, могли бы привести их отношения. Алехин догадывался, что он не сможет подарить своей любимой интересную, насыщенную жизнь. Он не мог взять ответственность за ее будущее. Похоже на то, что у героини были те же самые мысли. Влюблённые часто вместе были в театре, однако они прощались совсем как незнакомые люди. По городу ходили разные сплетни о героях, однако всё это оказалось пустой ложью. 

Однажды Луганович получает должность «председателя одной из западных губерний».  В последний месяц лета героине пришлось уехать в Крым, чтобы поправить свое здоровье. Когда Анна уезжала, Алехин успел вбежать в вагон буквально за считанные секунды до отправления поезда. Алехин крепко обнял свою любимую и начал целовать, а она заплакала. 

«Я признался ей в своей любви…», вспомнил главный персонаж. Он в последний раз поцеловал свою возлюбленную, и они попрощались навсегда. Слушатели Алехина, Буркин и Иван Иваныч, вышли на балкон и увидели солнечную погоду. Дождь прошел. Они искренне сочувствовали Алехину, живущему не своей жизнью, и Анне, которую оба персонажа знали.

Таким образом, Антон Павлович изобразил героев, которые стремятся скрыться от любви. Они скрывают свои чувства не только от окружающих, но даже от самих себя. Автор использовал прием «рассказ в рассказе», чтобы показать, насколько сильно главный герой сожалеет об утраченных чувствах. Чехов, создавая произведение, поставил перед собой цель — показать, насколько ничтожной и невыносимой является жизнь, если она полна нерешительности. Слабый, безинициативный и нерешительный человек не сможет обрести подлинное счастье. Бесхарактерная личность, не желающая идти вопреки общественным правилам, не сумеет построить свою жизнь по законам истинной любви. 

Автор: Виктория Комарова

Урок 16. Антон Павлович Чехов «О любви»

1.      
Основные вехи биографии А.П. Чехова.

2.      
История создания «О любви»

3.      
Анализ произведения «О любви»

4.      
Мотив упущенного счастья

Основное содержание урока

«В рассказах Чехова нет ничего такого, чего не
было бы в действительности. Страшная сила его таланта именно в том, что он
никогда ничего не выдумывает от себя, не изображает того, «чего нет на свете…» 
М. Горький.

Антон Павлович Чехов – известный во всем мире
писатель и драматург, им было создано более трехсот различных произведений,
которые были переведены более чем на 100 языков.

Родился Антон Павлович в г. Таганрог, в семье
владельца бакалейной лавки Павла Егоровича Чехова.

В 1879 году он окончил гимназию в Таганроге,
переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета,
где учился у известных профессоров: Н. В. Склифосовского, Г. А. Захарьина.

Он проработал несколько лет уездным врачом в
Чикинской больнице и даже заведовал больницей в Звенигороде.

Параллельно с этим Чехов активно печатался.  В
1879 году Чехов дебютировал в печати, он поместил в журнал «Стрекоза» рассказ
«Письмо к учёному соседу» и юмореску «Что чаще всего встречается в романах,
повестях и т. п.».

1890 году А.П. Чехов неожиданно для всех
отправляется на Сахалин.

По возвращении на большую землю писатель
проживет 5 лет в Москве, потом переедет в  одмосковное Мелихово, а потом и
вовсе отстроит имение в Ялте и большую часть времени будет проводить там из-за
обострившегося туберкулеза.

А.П. Чехов умрет летом 1904 года на курорте в
Германии от мучившего его недуга. Похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с
могилой своего отца.

Существует более 100 экранизаций его
произведений, 12 музеев, посвященных ему, 9 театров носят имя А.П. Чехова и
даже кратер на Меркурии.

 А.П. Чехова все знают исключительно как
автора юмористических рассказов.

В то время, как им созданы потрясающие
рассказы и о любви, в которых проявилась интересная особенность его как
писателя-рассказчика – психологизм (полное, подробное и глубокое изображение
чувств и эмоций, мыслей и переживаний литературного героя).  Обыденность и
«творит личность», и Чехов стремится обратить внимание читателя на отдельные
дни и часы «маленького» обывательского существования, осмыслить их и помочь
человеку жить осознанно.

«Удивительно знал он женское сердце, тонко и
сильно чувствовал женственность» -сказал об А.П. Чехове И.А. Бунин.

В 1898 году в журнале «Русская мысль» были
опубликованы три рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви». Общими
для всех трех произведений явились образы учителя Буркина,

ветеринарного врача Ивана Ивановича и помещика
Алёхина. Каждый из них

рассказывает историю. Все три истории будут
связаны проблемой футлярной жизни.

Футляр- это в прямом значении коробка, чехол,
куда кладётся вещь для хранения или для предохранения от чего-либо.

Чехов опишет различные варианты футляров, в
которые герои заточают сами себя, и эти футляры будут мешать им быть
счастливыми.

В рассказе «О любви» чехов ответит на вопрос,
что же случится, если поместить в футляр любовь.

Стоит отметить, что рассказ имеет
биографическую основу. А.П. Чехов и молодая писательница Лидия Алексеевна
Авилова долгое время, с ее слов имели, какие-то нежно-запутанные сердечные дела.
Она была замужем. У нее дети. Виделись они редко. С 1898 года появляется в
писании Чехова линия тоски по любви. Авилова связала это с теми чувствами,
которые существовали между Чеховым и ею.

«И вот сколько лет прошло. Я вся седая,
старая… Тяжело жить. Надоело жить. И я уже не живу… Но всё больше и больше
люблю одиночество, тишину, спокойствие. И мечту. А мечта — это А. П. И в ней
мы оба молоды и мы вместе. В этой тетради я пыталась распутать очень запутанный
моток шёлка: решить один вопрос: любили ли мы оба? Он? Я?.. Я не могу распутать
этого клубка.»

В данном произведении мы увидим картину
несбывшегося счастья.

Историю своей любви поведает охотникам помещик
Алёхин.

О себе он говорит следующее: «По воспитанию я
белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо
занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься имением, чтобы
расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он
работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал
на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…»

Из-за того, что главный герой находится не в
своей среде, душа его томится, возможно, именно поэтому, как только он увидел
Анну Алексеевну Луганович, почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое,
точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в
альбоме, который лежал на комоде у моей матери».

Каждая встреча с Анной Алексеевной производила
впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа

 А что же мы знаем об Анне Алексеевне
Луганович?

«Тогда она была еще очень молода, не старше
двадцати двух лет, и за полгода до того у нее родился первый ребенок… я видел
женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную…»

Анна Алексеевна так же, как и Алехин находится
не на своем месте, ее любовь к мужу больше напоминает привычку, к тому же она
слишком рано вышла замуж. Ей хочется изменить мир, но вместо этого она
занимается бытом, домом.

Оба героя – жертвы обстоятельств

« почему она встретилась именно ему, а не мне,
и для чего это нужно было, чтобы в нашей жизни произошла такая ужасная ошибка».

Любовь- чувство, которое должно делать людей
счастливыми, но Алехин  признается:

«Я был несчастлив».

И его несчастье заключается не в том, что его
не любят в ответ, а в вопросах, которые он задавал сам себе.

О чем же думает сама Луганович?

«Она думала о муже, о детях, о своей матери,
которая любила ее мужа, как сына. Если б она отдалась своему чувству, то
пришлось бы лгать или говорить правду, а в ее положении то и другое было бы
одинаково страшно и неудобно. И ее мучил вопрос: принесет ли мне счастье ее
любовь, не осложнит ли она моей жизни, и без того тяжелой, полной всяких
несчастий?»

Ей любовь к Алехину тоже не приносит счастья,
она становится раздражительной, лечится от расстройства нервов, у нее уже
появляется «сознание неудовлетворенной, испорченной жизни».

Так кто же виноват, в том, что счастье двух
людей не случилось, ведь любовь была, ведь герой «чувствовал, что она близка
мне, что она моя, что нам нельзя друг без друга».

Мы беседовали подолгу и подолгу молчали.

Мы подолгу говорили, молчали, но мы не
признавались друг другу в нашей любви и скрывали ее робко, ревниво.

3)Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу
тайну нам же самим.

4)Мы молчали и всё молчали, а при посторонних
она испытывала какое-то странное раздражение против меня; о чем бы я ни
говорил, она не соглашалась со мной, и если я спорил, то она принимала сторону
моего противника.

Обратите внимание на эти цитаты, они
расположены в хронологическом порядке, сначала молчание не тяготит героев,
потом в молчании появляется страх, а в конце раздражение.

Своим поведением Алехин напоминает другого
героя футлярной трилогии Беликова, он живет по его завету: «Как бы чего не
вышло».

По сути такое поведение – это выражение страха
перед жизнью, неуверенности в себе. Любовью Чехов словно проверяет, насколько
свободен человек во лжи перед самим собой. Алехин, увы, оказался несвободен.

Алехин поймет свою ошибку позже: «Я понял, что
когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего,
более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем
смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Герои А.П. Чехова – это герои,
сделавшие неправильный выбор, люди, выбравшие внешние приличия, а не
собственное счастье

Ключевые слова:

Антон Павлович Чехов, рассказ, трилогия,
футлярная жизнь, психологизм

Основные понятия:

Жанр

Прием

Рассказ

Мотив

Основные выводы:

Чехов писал не только юмористические рассказы,
но и произведения о любви, где мастерски использовал прием психологизма.

А.П. Чехов заставляет задуматься над
«футлярной» жизнью, пустыми страхами и понятиями приличий.

Литература:

Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват.
организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 4-е
изд., перераб. — М. : Просвещение, 2017.

Н. В. Беляева. Уроки литературы в 8 классе.:
пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2017

Разбор типового тренировочного задания

От чьего лица ведется повествование в рассказе

1. Лугановича

2. Буркина

3. Алехина

4. Ивана Ивановича

Стратегия выполнения задания:

1.            Внимательно прочитайте вопрос.

2.            Просмотрите сначала все варианты
ответов. Вспомните, какую роль выполняет каждый из героев произведения.

3.            Затем выберите единственно
верный ответ и проверьте себя.

Разбор типового контрольного задания

В каком городе провёл детство и отрочество
А.П. Чехов?

1)            Тула

2)            Москва

3)            Таганрог

4)            Санкт-Петербург

Стратегия выполнения задания:

1.            Внимательно прочитайте вопрос.

2.            Просмотрите сначала все варианты
ответов. Вспомните, в каком горде провёл детсво и отрочество А. П. Чехов.

3.            Затем выберите единственно
верный ответ и проверьте себя.

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПроект «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье», урок литературы в 8 классе

Проект «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье»...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Проект «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье»

    Описание слайда:

    Проект «Рассказ А.П.Чехова
    «О любви» как история об упущенном счастье»

    подготовила

    Терехова
    Елена
    Григорьевна —
    учитель литературы

  • 2 слайд

    Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро,

    Описание слайда:

    Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро,
    осмысленно, красиво.
    А.П.Чехов

    Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
    Пифагор

    Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное,
    из несчастья делает счастье.
    Л.Н.Толстой

  • 3 слайд

    Цели: - развитие навыков анализа эпического произведения. - развитие мыш

    Описание слайда:

    Цели:

    — развитие навыков анализа эпического произведения.

    — развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование целостного видения мира.

      — формирование представлений о счастье.

  • 4 слайд

    Задачи: проследить за мыслями, чувствами и поступками героев рассказа А.П.Чех

    Описание слайда:

    Задачи:

    проследить за мыслями, чувствами и поступками героев рассказа А.П.Чехова «О любви» Алёхина и Анны Алексеевны, попытаться понять причину их несчастья

    совершенствовать навыки теоретического анализа

  • 5 слайд

    Слово о Чехове Дед был крепостным к

    Описание слайда:

    Слово о Чехове
    Дед был крепостным крестьянином, который выкупил
    себя с семьёй на волю. Отец – владелец бакалейной лавки.
    В талантливой семье Чеховых было 5 детей: 4 сына и дочь .
    Очень сложный и противоречивый характер отца сочетал в себе доброту и вспыльчивость, желание дать сыновьям образование и неумение заинтересовать их знаниями. Отец хотел дать сыновьям религиозное воспитание, но при этом бил их, заставляя петь в церковном хоре и не стремясь воздействовать на их души внушением. Часто его наказания были жестоки, это выработало у Чехова нетерпимость к несправедливости, обострённое чувство собственного достоинства.
    Мать, тоже внучка выкупившегося на волю крепостного, была очень мягкой, и её доброта часто была для детей защитой от гнева отца.
    Позднее Антон Павлович писал:
    «Талант в нас со стороны отца, а душа – со стороны матери».

  • 6 слайд

    . Когда Антону было 16, отец разорился и бежал от долговой тюрьмы г.Таганрога

    Описание слайда:

    . Когда Антону было 16, отец разорился и бежал от долговой тюрьмы г.Таганрога в Москву. Антон должен был остаться в Таганроге, зарабатывать уроками средства на жизнь, ученье и высылать небольшие денежные переводы семье.
    В Москве Чехову пришлось налаживать новую жизнь, и он должен был многое изменить в себе, чтобы, как писал он брату, «»не стоять ниже уровня среды, в которую попал». И Чехов без сожаления расстаётся с некоторыми провинциальными привычками, изменяет свой мягкий южный выговор настолько, что позже современники отмечали «его настоящее московское великорусское наречие».

  • 7 слайд

    Молодой Чехов писал короткие юмористические рассказы и публиковал их под п

    Описание слайда:

    Молодой Чехов писал короткие юмористические рассказы и публиковал их под псевдонимом «Антоша Чехонте». В своих рассказах средством юмора старался показать пошлость окружающей жизни, показать людям, как плохо, неинтересно они живут, чтобы излечить их от этого.

    Чехов не случайно стал врачом, он хотел лечить людей и
    физически, и морально.
    Хотел выпрямить души
    людей, а не только
    врачевать их болезни.

  • 8 слайд

    И в жизни, и в литературе Чехов стремился к простоте и скромности. Но в то же

    Описание слайда:

    И в жизни, и в литературе Чехов стремился к простоте и скромности. Но в то же время он был борцом за лучшую, светлую жизнь.

    А. М. Горький писал:
    «Пошлость всегда находила в нём жестокого и строгого судью».

  • 9 слайд

    Рассказ «О любви» Какова роль рассказчика истории? Рассказчик и есть главн

    Описание слайда:

    Рассказ «О любви»
    Какова роль рассказчика истории?

    Рассказчик и есть главный герой истории, он рассказывает о себе

  • 10 слайд

    Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине? Алёхин говорит

    Описание слайда:

    Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине?
    Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Окончив курс в университете, он приводит имение в порядок, чтобы расплатиться с долгами отца.

    Итак. Алёхин окончил университет. Тогда людей с университетским образованием было сравнительно мало. Например, на факультет, куда поступал Иван Сергеевич Тургенев, было принято всего 25 человек. Конечно. У Чехова идёт речь о более поздних временах, но примерно было такое же.

  • 11 слайд

    Почему на имении Алёхина был большой долг? Отец задолжал отчасти потому,

    Описание слайда:

    Почему на имении Алёхина был большой долг?
    Отец задолжал отчасти потому, что много тратил на образование сына. Алёхин решил, что выкупить имение – его долг. Но для того ли тратил силы и деньги отец, чтобы сын, получив образование, вопреки своим наклонностям, не реализовал полученные знания, а превратил себя в управляющего имением? Алёхин начал заниматься работой, которая не радовала его. Он ложно понял свой долг перед умершим отцом и потратил силы на освобождение имения от долгов.
    Для Алёхина это вопрос чести имени, задача, казалось бы, глубоко нравственная. Но добровольный подневольный труд безнравствен. Слова Алёхина о том, что он решил работать «не без некоторого отвращения» предопределяют провал его затеи. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.

  • 12 слайд

    Расскажите о том, как постепенно опускался Алёхин. «В первое время мне казал

    Описание слайда:

    Расскажите о том, как постепенно опускался Алёхин.
    «В первое время мне казалось, что эту рабочую жизнь я могу легко помирить со своими культурными привычками…» «Я мало-помалу перебрался вниз, стал обедать в людской кухне…»

  • 13 слайд

    О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?

    Описание слайда:

    О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?

    (Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери». Обратим внимание на значимую деталь: альбом матери героя. Упоминание о матери объясняет духовное родство Алёхина с Анной Алексеевной. Эта первая встреча надолго оставила воспоминание в душе героя: «я не думал о ней, но точно лёгкая тень её лежала на моей душе». Почувствовал в ней духовную близость)

  • 14 слайд

    Как развивались отношения между героями? (Во время второй встречи, почти чере

    Описание слайда:

    Как развивались отношения между героями?
    (Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает «то же чувство близости». Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.

  • 15 слайд

    Какую роль играл Алёхин в доме Лугановичей? Каждая встреч

    Описание слайда:

    Какую роль играл Алёхин в доме Лугановичей?
    Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного в моей жизни и важного».
    Он чувствует, что несчастлив, потому что Анна Алексеевна встретилась в своё время не ему, а «неинтересному человеку, добряку, простаку… вялому, ненужному, с покорным, безучастным выражением».
    Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.

  • 16 слайд

    Какие вопросы мучат Алёхина и Анну Алексеевну? Как они распорядились своим ч

    Описание слайда:

    Какие вопросы мучат Алёхина и Анну Алексеевну?
    Как они распорядились своим чувством?
    (Оба героя душат любовь всеми силами. «Мы боялись всего, что могло открыть нашу тайну нам же самим. Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с ней…».

  • 17 слайд

    Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрен

    Описание слайда:

    Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его:

    «К чему может повести наша любовь?»,
    «Честно ли это?»,
    «Куда бы я мог вести её?»,
    «Как бы долго продолжалось наше счастье?»
    Подобными вопросами задавалась и героиня.)

    По сути такое поведение – это выражение страха перед жизнью, неуверенности в себе. Любовью Чехов словно проверяет, насколько свободен человек от лжи перед самим собой. Алёхин оказался несвободен.

  • 18 слайд

    Словарная работа. Что такое счастье? В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова д

    Описание слайда:

    Словарная работа. Что такое счастье?
    В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья:

    «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».

    В «Советском энциклопедическом словаре» счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».

  • 19 слайд

    Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь вза

    Описание слайда:

    Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь
    взаимна? Почему герои скрывали свои чувства?

    На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было лишь внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин.

  • 20 слайд

    Когда Алёхин понял свою ошибку? «Я понял, что когда любишь, то в своих расс

    Описание слайда:

    Когда Алёхин понял свою ошибку?
    «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе». Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».

    Заставило ли осознание Алёхина изменить свою жизнь?
    К сожалению, нет. Рассказ заканчивается сожалением Ивана Ивановича и Буркина о судьбе Алёхина, судьбе, которую он не смог изменить.

  • 21 слайд

    Решение основной проблемы урока: Что мешает счастью героев? Прочитайте

    Описание слайда:

    Решение основной проблемы урока:
    Что мешает счастью героев?

    Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку:
    «Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье».
    Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи… Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.

  • 22 слайд

    Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливы

    Описание слайда:

    Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди?

  • 23 слайд

    Подведение итогов урока «Моё святое святых – это человеческое тело, здоровье,

    Описание слайда:

    Подведение итогов урока
    «Моё святое святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чём бы последние две ни выражались».

    О какой свободе говорит Чехов? – Почему Чехов начинает перечисление главных ценностей жизни со здорового человеческого тела?

    Психологи знают, что один из стойких страхов человека – это страх перед осознанием своего телесного существования, а закрепощенное вялое тело, в свою очередь, способствует психическому неблагополучию. Вы уже прочитали рассказ «О любви» и знаете, что Алехин любил женщину и боялся в этом ей признаться. Его чувство не было только платоническим.
    Он много лет заглушал в себе голос природы.

  • 24 слайд

    Будьте счастливы !

    Описание слайда:

    Будьте счастливы !

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Театрализованная викторина по сказкам А.С. Пушкина

  • Викторина «Как хорошо мы знаем сказки А.С. Пушкина?»

  • Викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки»

  • Литературно–музыкальный вечер «Волшебство пушкинского слова» (220 лет со дня рождения А.С.Пушкина)

  • Литературный праздник, посвященный дню рождения А.С. Пушкина «У ЛУКОМОРЬЯ»

  • Квест-игра по сказкам А. С. Пушкина «Тропинками Лукоморья»

  • Библиоквест «Идем тропинками по сказкам А.С. Пушкина» (мероприятие для летнего школьного лагеря – учащиеся 1-4 классов)

  • Пушкинские чтения для смешанной аудитории «Пушкин – наше всѐ»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454931 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

6. Закрепление полученных знаний.

Беседа по рассказу.

– Ребята, а вам интересно было читать этот рассказ? О чем вы задумались, прочитав его? (Каким должен быть человек, чтобы стать счастливым? Какую роль могут сыграть сомнения в жизни человека? Какую роль играет любовь в жизни человека? Всегда ли любовь может осчастливить человека?)

– Кто является рассказчиком и героем в рассказе?

– Что мы узнали об Алёхине, о его стремлении «жить по правде»? Как автор относится к герою? (Помещиком Алёхин становится вынужденно. Окончив курс в университете, он приводит имение в порядок, чтобы расплатиться с долгами отца, то есть для Алехина это вопрос чести имени, задача глубоко нравственная.

Ему чужда и неприятна его новая жизнь: «Я решил, что не уеду отсюда и буду работать, признаюсь, не без некоторого отвращения»,- говорит он. Образ жизни не позволяет Алехину часто бывать в городе, иметь много друзей. Единственные близкие знакомые его – семья Лугановичей.

Через некоторое время он понимает, что влюблен в жену Лугановича Анну Алексеевну и любовь эта взаимна)

– Что же изменилось, когда герой полюбил? Какие вопросы тревожили его? (Алехин, полюбив чисто, бескорыстно, глубоко жену неинтересного, ограниченного человека Лугановича и будучи любим ею, не только не открывается Анне Алексеевне, но, как и она, скрывает от самого себя «запретное чувство».

  Алехин ведет себя как нерешительный, робкий, слабый, всегда и во всем поступающий согласно общепринятой морали.

Он, оправдывая свою нерешительность взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу женщины, в конечном итоге понимает, как мелко  и обманчиво было все то, что мешало ему и Анне Алексеевне любить друг друга.

Убедившись, что Анна Алексеевна его любит, он спрашивает себя: «Куда бы я мог увести ее? Ведь из одной обычной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную.

И как бы долго продолжалось наше счастье? Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или просто, если бы мы разлюбили друг друга?» По мнению Алехина, эти размышления помешали решить вопрос положительно, в действительности же оказалось, что решаемый вопрос очень труден.

Сомнения Алехина – не пустые, не трусливые, они открывают нам честные и добрые мысли. Но нет в его жизни главного – ясной и высокой жизненной цели. И это губит его)

-Как ведет себя Анна Алексеевна? О чем она рассуждает?

(Анна Алексеевна тоже не смеет открыться любимому человеку и скрывает от него и себя свое чувство. Она жертвует любовью ради семьи, ради спокойствия возлюбленного. «Ей казалось, что она уже недостаточно молода» для Алёхина и для того «чтобы начать новую жизнь»)

– Какова судьба их взаимного чувства?

(В невозможности открыть чувства проходят годы. И лишь прощаясь навсегда, они признаются друг другу в любви и понимают, «как ненужно, мелко и обманчиво было все то, что им мешало любить».)

Чехов показывает нерешительность Алехина и Анны Алексеевны Луганович, их безволие, спутанность представлений даже о своем личном сча­стье и призвании. В чем проявляется неумение современных молодых людей жить и ненормальность самой жизни? Докажите это.

(Алехин, умный, добрый, чистосердечный человек, общительный, обра­зованный, знающий языки, имеющий наклонность к «кабинетной работе», к науке, к искусству, к комфорту, – спит в сенях, ест в людской кухне, ходит в грязной одежде, не моется по месяцам, хлопочет по хозяйству, к которому относится с отвращением, живет в полном одиночестве, ску­чает, сохраняя и преумножая доходы имения, которое ему не нужно. Люди живут не так, как хотят, как могли бы, и не так, как должно.)

–  Какое значение для развития действия и для понимания подтекста произведения имеет рассказ о красивой Пелагее и поваре Никаноре?

(И центральный эпизод, и побочный (о Пелагее) рассказа «О любви» пронизаны мыслью о дисгармоничности жизни (дисгармония – отсутствие согласия, соответствия, разлад).

Дисгармонична не только жизнь Алехи­на, упустившего истинное признание и личное счастье, но и семьи Лугановичей, и красивой, деликатной, мягкой Пелагеи, влюбленной в пьяницу и урода повара, «совсем не подходящего к ней по ее душевным и внешним ка­чествам».)

–  Какое значение имеют картины природы в рассказе?
(Картинами природы Чехов вызывает впечатление величия, широты, простора, гармонии, разнообразия, в противоположность той жизни, ко­торую ведут герои.

Залитое лунным светом, тянущееся на пять верст село; бесконечное поле, луга, холмы и река в далекой перспективе (в серый пасмурный день); широкий, злой и холодный плес (в дождливую погоду), –все это приобретает здесь, как и в других чеховских пейзажах особую окраску, так как проведено через сознание героя, на душевное состоя­ние, настроение которого природа оказывает свое воздействие, заставля­ет его то почувствовать свою слабость, то, раскрывая лучшие стороны его души, вызывает у него наслаждение красотой, чувство восторга и гор­дости родиной: «Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась крот­кой и задумчивой, Иван Иванович и Буркин были проникнуты любовью этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна».)

–  Прочитайте сцену прощания Алехина и Анны Алексеевны. Как вы понимаете концовку рассказа? Что хотел сказать читателям автор?

(Ситуация, в которой оказались герои, безвыходная. Что же должен делать человек, чтобы сохранить живую душу? Не желая причинить боль другим, он предает себя; он должен либо отказаться от высокой морали, либо отказаться от своего чувства, которое судьба дарит ему как шанс.

– В этом учебном году вам уже приходилось читать о любви. Какое это было произведение? ( «После бала» Л.Н.Толстого) Что их объединяет? (Тема любви, но только герои этих произведений испугались этого чувства и не стали счастливыми)

– Наши герои полюбили друг друга. В чем они похожи? Что натолкнуло их к этой любви? (Одиночество, неудовлетворенность жизнью)

– Почему, по-вашему, герои не говорили друг другу о своей любви? Почему не боролись за свое счастье? ( С одной стороны, страх перед новыми отношениями, перед решительным разрывом со старой средой – это новая форма футляра в человеческой жизни. С другой стороны – герои осознали свою ответственность перед семьей, детьми, домом, которые мыслились в обществе как высшие ценности)

– Как автор относится к своим героям? (Он романтизирует отношения героев, рисует с теплым чувством, приглашает нас к сопереживанию Алехину, Анне Алексеевне)

– Культура 19-начала 20 века определяла трепетное отношение к любви, уважительное отношение к женщине, воспитывала высокие нравственные ценности. Обратите внимание на репродукции русских художников. Перед вами женские портреты, сколько в них обаяния, нежности, тепла! Скажите, какой портрет, по вашему мнению, мог бы стать иллюстрацией  к рассказу А.П.Чехова?

  • Отвечают на вопросы, делают выводы, анализируют произведение.
  • Выполняют работу с текстом.
  • Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .
    Коммуникативные:  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
    Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей, умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения
  • извлечение необходимой информации из текст

Психологизм рассказа а.п. чехова о любви

Невозможно без описания содержания произведения начинать творческий анализ Чехова. «О любви», как и все рассказы писателя, отличается увлекательным и необычным повествованием.

У главного героя Алехина служит горничная Пелагея, влюбленная в хулигана и пьяницу Никанора – повара. Замуж девушка идти не хочет, а возлюбленный не может жить с ней во грехе из-за своей набожности. Это часто порождает ссоры между ними.

Являясь непосредственным свидетелем происходящего, Алехин пускается в рассуждении о любви. По его мнению, это чувство не терпит каких-либо законов и в каждой личности проявляется по-своему. Однако русский человек постоянно стремится все усложнять, поэтому не может просто любить и предпринимать попытки ввести какие-то правила.

Затем Алехин рассказывает о своей любви. Его история началась в имении Софьино, куда он приехал после окончания учебы. Однако отец оставил вместе с имуществом после своей смерти еще и немалый долг, поэтому Алехину приходится начинать работать.

Дела героя постепенно налаживаются, и его избирают в мировые судьи. Теперь Алехин часто ездит в город, что доставляет ему немалое удовольствие: общение с обществом привлекает его.

У Алехина даже появляется друг – Луганович, в чью жену, Анну Алексеевну, герой и влюбляется. В семье Лугановичей молодому человеку рады, он близко сближается с семейной парой.

Супруги проявляют о нем беспокойство и заботу, даже предлагают дать деньги взаймы, чтобы вернуть кредиторам. Однако Алехин отказывается.

  Билеты. Вариант 3. Билет 5. Старшая Эдда.

Героя терзают мысли о том, как могла Анна Алексеевна выйти замуж за такого заурядного человека, как Луганович.

Анна и сама влюбляется в молодого человека, но они оба вынуждены скрывать свои чувства.

Со временем у семенной пары появляются дети, Алехин продолжает навещать друзей, ходит с Анной Алексеевной гулять и в театр, что вызывает нелицеприятные сплетни.

Характер Анны начинает меняться, женщина становится раздражительной, нервной, иронично-язвительной, она понимает, что обречена и на дальнейшую несчастную жизнь. Вскоре Лугановичи решают переехать в западную губернию. Анна едет первой, и Алехин вызывается ее проводить. Когда женщина заходит в поезд, герой понимает, что она забыла корзинку.

Он направляется в купе, чтобы вернуть оставленную вещь, и тут Анна целует его. Герои обнимаются, плачут и признаются в своих чувствах, они наконец понимают, что все препятствия, мешающие им быть вместе, смешны. Алехин проезжает с Анной одну станцию, потом выходит из поезда и возвращается домой.

С этого момента герой живет по-прежнему, много работает и не пытается сделать свое существование счастливым.

Краткое содержание

Рассказ Чехова «О любви» входит в трилогию рассказов, написанных в Мелихово, и начинается он с завтрака, в котором принимают участие два охотника, и мелкопоместный помещик Алехин. За завтраком господа решили посплетничать и обсудить влюблённость крепостной девушки красавицы Пелагеи к набожному повару Никанору, обладающему буйным нравом. Так они и стали говорить о любви.

Алехин начал свой рассказ с утверждения, что невозможно объяснить каждый случай общепринятыми мерками и суждениями, что необходимо индивидуализировать каждую историю любви. И русским людям несвойственно поэтизировать любовь, а только украшать её роковыми вопросами.

Любовная история Алехина началась с того, что он приехал Софьино, чтобы заняться сельским хозяйством и посредством своих тяжёлых трудов рассчитаться с долгами отца.

Самым приятным событием в его жизни в имении стало знакомство с товарищем председателя окружного суда Лугановичем и его молодой, интеллигентной и обаятельной супругой Анной Алексеевной.

Знакомство состоялось ранней весной и вскоре в каждый свой приезд в город Алехин обязательно навещал семью Лугановичей. К нему в этом доме привыкли, и он привык, входил уже без доклада и был своим человеком.

Отношение к Анне Алексеевне у Алехина с первого дня было восторженным, он, только увидев её, уже имел впечатление чего-то важного и необыкновенного.

И в своём рассказе охотникам Павел Константинович отзывается об Анне Алексеевне только восхищённо, не жалея самых приятных по отношению к ней эпитетов.

Супруга Лугановича также осталась неравнодушной к Алехину, и она и её супруг сильно беспокоились о его делах и здоровье.

Шли годы, чувства Анны Алексеевны и Павла Константиновича крепли, но их воспитание и забота о ближних не позволяла влюблённым перейти в своих отношениях запретную черту.

У Анны Алексеевны началось расстройство нервов, она постоянно имела дурное настроение и стала испытывать к Алехину странное раздражение.

Как обычно случается в жизни, всему приходит конец. Лугановича назначили в одной из западных губерний председателем, куда он и отбыл со своими детьми, а Анна Алексеевна по настоянию врачей отправилась в Крым.

При проводах Анны Алексеевны на железнодорожном вокзале, Алехин без каких-либо дурных намерений зашёл к ней в купе и, наконец, их объяснение в чувствах друг другу состоялось.

Только расставаясь навсегда, они сумели выразить свои истинные чувства, не обременяясь правилами общества и семейными ценностями.

Каковы представления о любви в рассказе

Алехин в рассказе даёт оценку любовным чувствам людей, как в самом начале повествования, так и в конце. Если, только начав свой рассказ, Алехин говорит о том, что вопросы, касающиеся личного счастья, можно истолковывать как угодно, то в конце своего повествования о твёрдо заявляет, что все обстоятельства, которые мешали им любить были ненужными, мелкими и обманчивыми.

Он убеждён в том, что в любви нужно исходить «от высшего», и не стоит вовсе рассуждать о своих чувствах, а только действовать.

С одной стороны, мнение главного героя можно расценить как смелое, в чём-то безрассудное и самоотверженное, но с другой стороны, как не вспомнить в этом случае сокрушительную любовь Анны Карениной и тот печальный финал её жизни, который произошёл благодаря её отринувшим досужие рассуждения чувствам.

Тайна любовной истории чеховских героев так и не находит своего разрешения, в рассказе не даются рецепты, как же нужно поступать, когда влюблённость невозможно реализовать в действительность, читателю представляется только вариант событий, когда влюблённые придерживаются определённой линии поведения, согласно принятым правилам общества.

Главный герой

Необходимо также рассмотреть образ героя, прежде чем начинать анализ Чехова. «О любви» — это рассказ-монолог. Мы слышим лишь голос главного героя, автор же совсем себя не проявляет.

Главный герой рассказа – Павел Константинович Алехин. Он умный, порядочный и интеллигентный человек. Его жизнь безрадостна и одинока. В подтверждение своим рассуждениям о том, что любовь не имеет законов, герой рассказывает историю своей любви.

Именно нравственные законы и сомнения в правильности своих действий помешали ему и Анне быть вместе. Но все то время, пока семейная пара жила в городе, возлюбленные нестерпимо мучились и страдали.

А понимание того, что у любви нет преград, пришло слишком поздно и принесло только новую боль.

В этом рассказе трагичен жизненный реализм, как и во многих других, которые написал Чехов. Произведение «О любви» наполнено не радостью и счастьем, как представляется по названию, а одиночеством, болью и безысходностью.

Краткая история создания рассказа «О любви» Чехова

Рассказ «О любви» написан Антоном Павловичем Чеховым летом 1898 года, когда он жил в имении Мелихово. Это произведение — одно из последних в творчестве писателя, так как в 1904 году Чехов скончался после продолжительной болезни.

Произведение было опубликовано в августе 1898 года, в одном из выпусков журнала «Русская мысль». Несмотря на то, что у Чехова имелось много псевдонимов, рассказ был подписан своим именем.

«О любви» является последней частью «маленькой трилогии» — серии рассказов, в которую также входят «Человек в футляре» и «Крыжовник», написанные Чеховым в то же время.

Все три рассказа, помимо общих персонажей, объединяет одна тема — «жестокая бессмыслица жизни». Герои Чехова не могут жить так, как хотелось бы.

«О любви» отразило личную драму писателя, поэтому интересно проследить историю создания этого текста.

  Карьера Ругонов – краткое содержание романа Золя

Появление замысла

Идея для рассказа появилась у Чехова за несколько лет до его написания. Фрагменты будущего произведения обнаружены в записных книжках автора с 1895 по 1898 год. Фраза об одиноких людях, которые ходят в рестораны и в баню для разговоров, положила начало будущему рассказу. Уже в этом фрагменте определяется одна из главных тем «О любви» — одиночество человека.

Помимо лирических и философских рассуждений, среди заметок встречается описание главной героини рассказа — Луганович Анны Алексеевны, жены судейского чиновника. Также в записных книжках есть монолог другого героя «О любви» — Алехина Павла Константиновича. В словах про тихое грустное чувство и про объятья в вагоне угадывается финальная сцена произведения.

Вместе с идеями для рассказа «О любви» Чехов вносил в записные книжки задумки для других своих произведений, в том числе для «Крыжовника». Сказались на персонажах «О любви» и увлечения писателя. Например, в рассказе Алехин усердно занимается сельским хозяйством — точно также трудился Чехов в своей усадьбе в Мелихове.

После «О любви» Чехов планировал написать продолжение, но по окончанию работы над циклом рассказов у него случился творческий кризис.

В своих письмах брату Александру и возлюбленной Авиловой (о которой речь пойдет далее) Чехов сокрушался, что ему надоело писать и он не знает, как с этим быть.

Ему удалось возобновить работу спустя несколько месяцев, в ноябре. Но к продолжению «маленькой трилогии» Чехов уже не вернулся.

Прототипы главных героев

Произведение «О любви» автобиографично. В основу истории о несчастной любви Алехина и Луганович легли отношения Чехова с писательницей и мемуаристской Лидией Алексеевной Авиловой. Об этом можно узнать из воспоминаний самой Авиловой, в книге «А. П. Чехов в моей жизни». В рассказе «О любви» она увидела отражение своего десятилетнего романа с писателем.

Чехов и Авилова встретились благодаря общему знакомому, издателю Сергею Николаевичу Худякову. После этого они много переписывались и периодически встречались.

Авилова была замужем и имела детей от человека, которого глубоко уважала, но не любила — как и Анна Алексеевна из рассказа. И Чехов, испытывавший к ней чувства, не мог разрушить семью ради личного счастья.

Трагедия Чехова и Авиловой повлияла на создание «О любви».

О том, что главные герои рассказа списаны с нее и Чехова, Авилова упоминала и в своих дневниках. В доказательство она приводила тот факт, что Чехов подписал одно из своих писем к ней как Алехин.

Но подтвердить это Авилова не могла, так как уничтожила данное письмо. Затем она переписала его по памяти, подражая почерку Чехова, но потом снова сожгла.

Авилова объясняла это тем, что если бы копия письма обнаружилась после ее смерти, то людям было бы непонятно, зачем она создала подделку.

Версия Авиловой о прототипах рассказа «О любви» вызывала неоднозначную реакцию. Например, сестра Чехова, Мария Павловна, утверждала, что многое в мемуарах писательницы правдиво, но отношение брата к ней, возможно, не соответствовало действительности. Но были и те, кто поверил Авиловой и проникся ее историей — например, Иван Бунин.

  • Насколько публикация полезна?
  • Нажмите на звезду, чтобы оценить!
  • Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Анализ произведения

Сложен и неоднозначен в понимании авторской позиции творческий анализ Чехова. «О любви» — рассказ, наполненный невероятным психологизмом. Его герой, пережив боль утраты, осознает свою вину в том, что все закончилось так печально.

Любовь не поддается никаким правилам, и здесь человеческий опыт совершенно бесполезен. И как всегда, Чехов остается верен себе, он никого ничему не учит. Писатель бесстрастно рассказывает истории человеческих жизней, а читатель вправе сам сделать вывод. Поэтому его авторскую позицию так сложно определить.

  Сочинение Мое отношение к поэтам 19 века 8 класс

Рассматриваемый нами рассказ является частью целого, которым выступает трилогия Чехова. «О любви», наряду с произведениями «Крыжовник» и «Человек в футляре», входит в цикл, объединенный тремя героями-рассказчиками.

Конспект урокаА.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа

Тема: А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

Цели:1) расширить представление обучающихся о личности А.П. Чехова; проследить за мыслями, чувствами и поступками Алёхина и Анны Алексеевны, попытаться понять причину их несчастья;

  • 2) способствовать развитию навыков выразительного чтения, анализа текста;
  • 3) способствовать воспитанию чуткого отношения к любви, способности понимать переживания другого человека;
  • Ход урока:

1. Рассказ подготовленного ученика о семье Чехова. 

Отец писателя Павел Егорович Чехов (1825—1898) прослужил свыше 10 лет в колониальном магазине богатого купца, выбился из рядового крестьянства, служил в управляющих, вёл собственные дела. Семья Чехова была богата талантами и дала миру нескольких писателей и художников.

В 1857 году Павел Чехов открыл собственную лавку.

Незадолго до начала купеческой деятельности он женился на восемнадцатилетней девушке — Евгении Яковлевне Морозовой, положив начало многочисленной, талантливой семье.

  17 января (29 января)1860 года в доме Чеховых в Таганроге родился третий сын, Антон, — будущий писатель. Всего в семье Павла Егоровича Чехова было шесть детей: Александр, Николай, Антон,Иван, Мария, Михаил.

Павел Егорович, отец Антона Павловича, был «коммерсантом», как он солидно называл себя, по профессии и художником — по душе. Его одарённость была разносторонней. Он самоучкой выучился играть на скрипке, увлекался живописью. Он писал красками, занимался иконописью. Антон Павлович говорил о себе и своих братьях и сестре: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

Пожалуй, самым сильным увлечением Павла Егоровича была созданный им церковный хор, отнимавший у него много времени в ущерб коммерческим делам. С присущей ему настойчивостью и дотошностью он добивался, чтобы его хор был лучшим в городе. Он набрал певчих из кузнецов; партии дискантов иальтов исполняли его сыновья. Именно хор, а не торговля, составлял подлинный интерес его жизни.

Когда Антон Павлович говорил: «В детстве у меня не было детства», то он подразумевал под этим многое. Прежде всего, самый образ жизни детей Павла Егоровича был не очень детским: это был почти каторжный трудовой режим.

Лавочка Павла Егоровича торговала с 5 утра до 11 вечера, заботу о ней Павел Егорович нередко целиком возлагал на сыновей, день его детей распределялся между лавочкой, гимназией, опять лавочкой, бесконечными спевками и репетициями и такими же бесконечными церковными и домашними молениями. Кроме того, дети учились ремеслу, в частности Антоша портняжил.

Он должен был с малых лет приучаться и к счетному делу, а главное — к искусству торговли, в которое входило и почтительное обращение с покупателями и знание приемов «обмеривания, обвешивания и всякого торгового мелкого плутовства, — как писал в своих воспоминаниях старший брат Антона Павловича, Александр Павлович.

— Покойный Антон Павлович прошел из-под палки эту беспощадную подневольную школу целиком и вспоминал о ней с горечью всю свою жизнь. Ребенком он был несчастный человек».

Павел Егорович воспитывал своих детей деспотически. Порки были частым явлением в семье. И, однако, было бы неправильно рисовать жизнь семьи Павла Егоровича только темными красками.

Нельзя забывать о смягчающем влиянии матери, Евгении Николаевны, как нельзя забывать и о том, что влияние Павла Егоровича на своих детей было далеко не только отрицательным. Павел Егорович хотел сделать своих детей образованными людьми. Он хотел, чтобы дети были счастливее его.

Он отдал их всех в гимназию, нанял для них учителя музыки, рано начал учить их языкам; старшие сыновья уже в отроческие годы свободно говорили по-французски.

2. Слово учителя: Когда Антону было 16 лет, отец разорился и бежал от долговой тюрьмы в Москву. Антон сначала остался в Таганроге, зарабатывал уроками средства на жизнь и учебу, высылал небольшие денежные переводы семье. Затем и он переехал в Москву. Здесь началась его взрослая самостоятельная жизнь: врачебная практика и писательское творчество.

Еще в Таганроге, в гимназии, Чехов пробовал писать в гимназических журналах. Писать – это было его внутренней потребностью. Будучи студентом медицинского факультета университета, на первом курсе Чехов начинает сотрудничать в  различных московских и петербургских журналах.

Молодой Чехов  сочинял короткие юмористические рассказы и публиковал их под многочисленными псевдонимами. В 1883 году вышли в свет первые сборники рассказов Чехова «Сказки Мельпомены» и «Пестрые рассказы».

В своих рассказах Чехов средствами юмора старался показать пошлость окружающей жизни, показать людям, как плохо, неинтересно они живут, чтобы излечить их от этого. Чехов не случайно стал врачом, он хотел лечить людей и физически, и морально.

Хотел выпрямлять души людей, а не только врачевать их болезни.

3. Рассказ подготовленного ученика «Рассказы А.П. Чехова о любви»

Помимо юмористических рассказов, у Чехова есть много произведений о любви. Какие пленительные женские образы рисовал он в рассказах «Дама с собачкой», «Жена» и др.

В рассказах Чехова о любви проявилась еще одна особенность его как писателя-рассказчика – психологизм (записать определение в тетради: полное, подробное и глубокое изображение чувств и эмоций, мыслей и переживаний литературного героя). А. П.

Чехов стремится в своих рассказах  проследить динамику человеческой души в разных ее проявлениях и во всей ее глубине. Его интересует обыденная, каждодневная жизнь обыкновенных людей.

Но ведь обыденность и «творит личность», и Чехов стремится обратить внимание читателя на отдельные дни и часы «маленького» обывательского существования, осмыслить их и помочь человеку жить осознанно.

Особого внимания, по мнению писателя, достойна душа влюбленного человека, ведь именно «влюблённость указывает человеку, каким он должен быть», «только влюбленный имеет право на звание человека».

А в рассказе «О любви» устами главного героя Чехов скажет: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель,  или не нужно рассуждать вовсе».

4. Сообщение подготовленного обучающегося:

Рассказ «О любви» был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль» вместе с рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник». Эти три рассказа составили цикл, который получил название «Маленькие трилогия» или «Трилогия о «футлярной жизни».

Рассказы объединены общей проблемой: человек и обстоятельства, его мечты и возможность их реализации в реальной жизни.  Чехов представляет различные варианты «футляров», в которые персонажи добровольно заточают себя.

В рассказе «Человек в футляре» герой, учитель Беликов, защищает модель общественных отношений, исключающую свободное проявление чувств и эмоций. Он живет по принципу: «Как бы чего не вышло».

Смерть Беликова приводит его к идеалу: гроб, в котором он кажется довольным, – долгожданный, самый надежный футляр, позволяющий спрятаться от жизни.

Герой рассказа «Крыжовник» заключает себя в футляр мелких чувств и интересов, футляр прошлого, никчемного существования. Верхом мечтаний оказывается крыжовник, выращенный на собственном участке и удовлетворяющий физиологическую потребность героя в еде. В конце он теряет человеческий облик и становится похожим на свинью.

Заключительный рассказ трилогии «О любви» повествует о самом страшном футляре. Любящие друг друга люди даже себе не могут признаться в своих чувствах. Жизнь превращается в мучение, зато соблюдены общественные приличия.

5. Беседа по рассказу «О любви»

– Что мы узнаём  об Алёхине из  его рассказа о жизни в Софьине? (Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством.

Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу».

«Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.)

– О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной? (Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».)

– Как развивались отношения между героями? (Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу. Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.)

– Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну? (Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, , которые, с его точки зрения. Оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня.)

6. Словарная работа

– Что такое счастье? В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».В «Советском энциклопедическом словаре»  счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».

7. Продолжение беседы по рассказу «О любви»

– Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы? На этот вопрос мы ответим в ходе урока.

– Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства? (На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним.

Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин.

Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».)

– Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору? (Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»)

Какое значение имеют картины природы в рассказе? («Серое небо и деревья, мокрые от дождя» – пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя.

В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало».

Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои.)

– Что мешает счастью героев? Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку: «Любовь… обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье».

-Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.

– В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья? (Например, в повести И.С.

Тургенева «Ася») – Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди? (Ответы обучающихся)

8.Чтение статей учебника «О героях рассказа А.П. Чехова «О любви» (стр. 57-58); «А.П. Чехов и его понимание историзма» (стр. 58)

9. Слово учителя: Каждый из нас должен готовить себя к большой и настоящей любви. Только такая любовь способна доставить радость и счастье. Надо уметь любить, беречь любовь, надо ценить ее как величайший подарок судьбы.

Дорогие ребята! Самая красивая, чистая любовь у вас еще впереди. Я вам от всей души желаю, чтобы ваша любовь была взаимной и хочу, чтобы в вашей любви не было сомнений, как у героя рассказа Чехова.

  1. Любовью дорожить умейте,
  2. С годами дорожить вдвойне.
  3. Любовь – это не вздохи на скамейке
  4. И не прогулки при луне.
  5. Все будет: и слякоть, и пороша,
  6. Но вместе надо жизнь прожить.
  7. Любовь с хорошей песней схожа
  8. А песню нелегко сложить.

– Как вы понимаете эти строки Николая Доризо(Ответы учеников).

– Каждое произведение Чехова – это тайна, которую можно разгадывать вновь и вновь. С годами приходит жизненный опыт, меняется восприятие жизни, и, взяв в руки томик Чехова, вы откроете для себя что-то новоеПутешествие к Чехову не кончается…

«У русских, — писал Набоков, — была своего рода игра – делить своих знакомых на тех, кто любит Чехова, и тех, кто не любит. Те, кто не любил, считались не того сорта». Будем надеяться, что с каждой новой чеховской датой, с выходом в свет его книг, людей «того сорта» станет больше. И вы пополните эти ряды.

10. Подведение итогов урока

– О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»? – К каким выводам вы пришли?

11. Домашнее задание: письменно ответить на вопросы: «кто прав и кто виноват в безысходной ситуации?» или «Правильно ли поступили герои?»

12. Комментирование и выставление оценок.

  • Чехов антон павлович рассказ хирургия
  • Чехов антон павлович рассказы подарок
  • Чехов антон павлович рассказ мальчики читать
  • Чехов антон павлович рассказы список
  • Чехов аргументы для итогового сочинения