Чего летом не бывает придумать рассказ

В кафедральном соборе 9 февраля состоялась первая публичная презентация книги алексея иванова тени тевтонов. на исторический роман писателя вдохновило путешествие

В Кафедральном соборе 9 февраля состоялась первая публичная презентация книги Алексея Иванова «Тени тевтонов». На исторический роман писателя вдохновило
путешествие в Калининградскую область. Действие разворачивается на территории Восточной Пруссии сразу в двух эпохах — во времена Тевтонского ордена и Второй Мировой войны. В XV веке поляк Каетан Клиховский хочет попасть в замок и завладеть мечом Сатаны, в 1945 году его потомок Винцент Клиховский пытается завершить дело. На презентации Алексей Иванов рассказал о благословении от тевтонцев, ментальных путешествиях во времени, отсутствии у России «особого пути», зато наличии отклонений от пути здравого. «Новый Калининград» приводит фрагменты встречи.

О читательской географии

— Не то чтобы я делю читателей на читателей из того региона, который я описываю, и читателей вообще, но, тем не менее, я вижу эту разницу. У читателей из того региона, который я описываю, есть дополнительный интерес к произведению. Они считывают его и на географическом уровне. Для них, а в данном случае для вас, это произведение о той земле, на которой вы живёте, которую знаете зачастую лучше, чем автор. Ну а для всех остальных это в каком-то смысле приглашение к путешествию, приглашение познакомиться с новыми территориями нашей необъятной родины, которые для московского и центральнорусского читателя абсолютно неизвестны. Я сужу по себе, потому что сам я не знал ни истории, ни своеобразия Калининградской области. Я очень благодарен Областной научной библиотеке за то, что она меня пригласила [на «Библионочь»]. Меня давно уже звали, я долго кочевряжился, отказывался ехать, сам не знаю почему, но потом наконец приехал и как ахнул в вашу историю, ваше своеобразие, что, как видите, сейчас сижу перед вами и отчитываюсь за то, что сделал.

О замысле романа

— Мне сложно восстановить всю картину [как возникла и изменялась идея романа], но примерно это было так. Когда я приехал в Калининградскую область, сразу был очарован и немецкой, и рыцарской историей этой земли. Разумеется, мне сразу захотелось что-то об этом написать. Так со мной бывает всегда, я человек географически влюбчивый, и мне свою влюблённость всегда хочется претворить в какой-либо текст. Потом я поехал в Польшу, побывал в Гданьске, Мальборке, Торуне и других бывших рыцарских городах. Я понял, что это единая, общая территория, и «сервер» её — это Мальборк, бывшая тевтонская столица Мариенбург. И если что-то писать о рыцарских временах, то надо писать уже обо всей территории.

Я понял, что у меня должно быть двусоставное произведение. Одна часть — непосредственно рыцарская, другая часть уже про события 1945 года. О тех временах, когда русские уже сюда пришли как хозяева. Но не было связки между этими двумя историческими пластами. И в данном случае мне очень помогла поездка в город Балтийск. Мне провели экскурсию по шведской цитадели, и экскурсовод рассказала о такой странной персоне, как комендант крепости Пьер де ля Кав. Когда я услышал историю этого странного господина, сразу понял: вот это ключ, который связывает две эпохи. И дальше я уже начал придумывать, как создать этот ключ. Придумал меч Лигуэт, который является святыней Тевтонского ордена, а потом переходит к Эриху Коху, гауляйтеру Восточной Пруссии. Придумал историю меча, сюжет, как эта история перекликается, повторяется в разных эпохах. В общем, придумал структуру романа. Но для того, чтобы придумать структуру романа, мне нужен был какой-то толчок, исторический факт, и этот факт я получил в шведской цитадели, поэтому главным местом действия романа я сделал город Балтийск, точнее немецкий город Пиллау.

В работе мне очень помогала Областная научная библиотека. Когда я уже твёрдо решил, что буду делать роман, я попросил прислать мне книги о Калининградской области. Мне прислали множество текстов, я всё прочитал, и больше всего мне понравились тексты историка Сергея Александровича Якимова. Я прочитал и книгу о Балтийске «Серебряный осётр в золотой короне», и книгу «Битва за Восточную Пруссию». Эти книги мало того, что они прекрасны по фактам, они ещё и очень художественно написаны, их читаешь просто как роман. Когда я поехал в Балтийск уже смотреть местность, я попросил Сергея Александровича мне в экскурсоводы. И Сергей Александрович согласился, провёл меня по Балтийску, показал те места, которые я не увидел бы, если бы приехал сам по себе.

_NVR0452.jpg

О благословении от тевтонцев

— Пока я его [роман] писал, меня всё время сопровождали какие-то странные совпадения. Не сказать, конечно, чтобы чудеса, но такого никогда не бывало. Я буквально почувствовал благословение тевтонских рыцарей, тевтонских магистров. Например, когда роман уже был готов и я собирался объявить об этом, по новостным лентам прошла информация, что где-то в Литве в торфяном болоте нашли мумифицированного рыцаря XV века, причём с мечом. В точности как Пьер де ля Кав в моём романе.

Или, например, я был в Мальборке, чтобы посмотреть устройство ворот в замке. Это нужно было для сюжета. Оказывается, эти ворота находятся в административной части музея-заповедника и простому смертному туда доступа нет. И вот я стоял под этими воротами грустный и печальный, а рядом какой-то мужик в фуфайке и шапке-обдергайке железной щёткой чистил металлические ядра, противовес подъёмного моста. Он стоял на стремянке, обернувшись ко мне спиной. Это был просто работник музея. Мимо шли экскурсанты, не я один там был. И внезапно этот мужик спускается со своей лесенки, подходит ко мне и говорит по-польски, причём я по-польски ведь не понимаю, но в данном случае я всё понял. Говорит: «А хотите, я вам покажу устройство ворот?». Такое ощущение было, что это просто голос с неба. И он проводит меня на территорию, она совершенно не обихожена, заставлена хозяйственными вещами, и показывает, как эти ворота были устроены, как они поднимались, хватает какую-то палку, вставляет в старинный деревянный барабан, показывает, как надо вращать. Объясняет он всё это на польском, я всё отлично понимаю. Так я понял, как мне решить важный сюжетный поворот в своём романе, и это тоже было странное, мистическое совпадение, после которого я понял: тени тевтонов не против, чтобы про них вышел роман.

О том, как писать о войне сегодня

— Две части [романа] действительно отличаются друг от друга, хотя это отличие и не бросается в глаза. Рыцарская часть — это скорее баллада по жанру, а военная часть — это традиционный русский реалистический роман о Великой Отечественной войне, который наследует великой советской литературе о войне. Я понимал, что сам живу в XXI веке, мои читатели живут в XXI веке, и рассказывать об этих событиях мне уже надо с позиции своего времени, а не с позиции исторической традиции. Именно поэтому я и написал так, как написал.

Дело в том, что мы постепенно уходит от травм Великой Отечественной войны. Для нового поколения Великая Отечественная уже не такая, какой она является, например, для меня. Мне 50 лет, у меня оба деда воевали, я с ними разговаривал, они мне немного рассказывали о войне. А для современного двадцатилетнего человека война — это уже нечто абстрактное. Молодой человек представления о ней черпает из приключенческих фильмов типа «Т-34» или из компьютерных игр типа World of Tanks. Вот для него Великая Отечественная уже не такая, как для меня. Для меня это боль и гордость, это национальная трагедия. А для современного молодого человека, который живёт в более обширном мире, нежели советский молодой человек, Великая Отечественная — это не национальная трагедия, а общеевропейская драма. И вот я писал о войне и вообще об истории с позиции общеевропейской драмы.

У меня нет озлобленного отношения к Тевтонскому ордену, которое было характерно для советского времени. В советское время отношение к нему формировалось в первую очередь фильмом Эйзенштейна, а Эйзенштейн не совсем корректно отнёсся к истории. У него были свои резоны, но тем не менее. Тевтонский орден был таким же, как и остальные рыцарские ордена — тамплиеры или госпитальеры. К ним-то ведь мы относимся спокойно, без классовой ненависти, без национальной ненависти. И вот я писал о Тевтонском ордене без традиционной для советской культуры, скажем так, исторической ненависти. Но и о Великой Отечественной войне я писал, учитывая трагедию, которую пережили в том числе и немцы. Не только мы, русские, но и немцы тоже. В этом смысле роман является взглядом на историю из XXI века. Это не надвременной взгляд. Это взгляд, мотивированный своей эпохой.

_NVR0483.jpg

О путешествиях во времени

— В ментальном перемещении в чужие времена и чужие народы я не вижу никакого чуда. Дело в том, что все мы, люди XXI века, живём в культуре постмодерна, а для культуры постмодерна вполне естественно переигрывать разные социальные роли с полной серьёзностью. Мы живём одновременно в нескольких реалиях, и это нисколько нас не удивляет. Что я имею в виду? Представьте, обычный человек. На работе он, предположим, офисный планктон, он ничего из себя не представляет. Дома он прекрасный отец или прекрасный муж или, наоборот, семейный тиран. Когда он выходит в соцсети, он, например, тираноборец, который низвергает владык, всех ругает, никого не боится. Когда он играет в компьютерные игры, он становится то эльфом, то танкистом. А на отдыхе он оказывается дайвером, исследователем морских пучин. И каждую роль он играет на полную мощь, с полной самоотдачей. Меняя эти роли, он не меняет свою личность, он не становится шизофреником. Это свойство нашего времени — переходить из одной ипостаси в другую. Лично для меня как для писателя свойственно переходить из XXI века в XVIII, из XVIII — в XV. Я не вижу в этом ничего особенного.

О конспирологии

— Вообще, любой роман, где действует дьявол, можно называть романом о природе зла. Я не хочу сказать, что я как-то обобщал, что такое зло, но одну ипостась я вывел. В XXI веке она воплощается в художественной стратегии постмодерна, постмодернизма. Эта стратегия называется конспирологией. Это способ объяснять мир через какой-то заговор. Плохое отношение к России мы объясняем заговором наших иностранных врагов, плохое положение дел в России мы объясняем через заговор наших внутренних врагов, содержание произведения — фильма или книги — мы объясняем через какие-то внетекстовые соображения автора: автор хотел заработать, автор хотел получить премию или ещё что-то. Эти объяснения в тексте не содержатся, и объяснение произведения через такие вещи — это конспирология. Или, например, изменения климата мы объясняем глобальным потеплением. Это тоже конспирологическое объяснение. Есть замечательная книга историка [Ильи] Яблокова, она называется «Русская культура заговора». И вот в этой книге объясняется наша современная картина мира как результат нашего конспирологического мышления. Вроде бы это интересно, забавно — во всём видеть заговор, во всём искать тайные ходы, тайные умыслы. На самом деле эти объяснения мало того, что лишают нас адекватности, но лишают человека его гуманистической природы, свободы воли. В любом случае мы видим человека, действующего по чьей-то указке.

О природе истории

— Никто не знает, что такой история. Никакой историк не даст вам окончательного ответа. Существуют несколько концепций истории. Самая известная — это такая вульгарная, народная концепция, что история — это воля руководителей: царей, королей, генсеков, президентов и так далее. Другая не менее распространенная концепция: история — это воля Бога. Как Бог захотел, так и получилось. Маркс нам предлагал другую концепцию истории: история — это борьба классов. Лев Толстой считал, что история — это ролевое движение народов, а Гумилёв говорил, что история — это всплески пассионарности. Ричард Доккинз утверждал, что история — это борьба информационных комплексов. [Глеб] Носовский и [Анатолий] Фоменко в своём труде «Новая хронология» приводили мысль, что вообще никакой истории не существует, история — это фейк, обман, сделанный злодеями со злодейским умыслом. Никто не знает, что такое история. Я не имел амбиций объяснять в романе, что такое история. Мне, разумеется, приходилось придерживаться одной концепции. Я придерживался концепции, что история — это воля Бога. В данном случае это, конечно, воля Сатаны. В любом случае некой сакральной силы. Сам я не придерживаюсь этой концепции, но мои герои живут внутри неё. К ней надо относиться как к художественному допущению, это не объяснение как таковое.

О Боге и Дьяволе

— Надо помнить, что Господь — создатель, он занимается созиданием, он не повторяет своих творений. Он созидает новое, а повторяет только Дьявол. Потому что Дьявол — не создатель. Когда мы начинаем что-либо повторять, мы работаем на тёмную сторону силы, а не на светлую. Мы закольцовываем историю, движемся по замкнутому кругу, оказываемся во власти зла. Повторение — это стратегия зла, а конспирология как раз предполагает некое повторение, поэтому эта точка зрения дегуманистична. Правильный путь — это путь свободы воли. Это всегда пусть вперёд, пусть через боль, страдания, разочарования, но это всегда пусть в будущее, путь к чему-то новому, а не повторение старого, пусть даже из самых благих побуждений.

_NVR0500.jpg

О продвижении Калининградской области

— Я не культуртрегер, я писатель. Написал роман и всё, для меня созидательная часть этой истории закончилась. Дальше я в ней участвую как обычный человек, обычный потребитель культурного продукта. Фестиваль «Сердце Пармы» не я создавал.Я на него приезжал как приглашенный гость, но не я был инициатором. Если из моего романа что-то такое интересное случится в Калининградской области, то не я буду инициатором, а жители Калининградской области. Мне, конечно, будет приятно, если роман таким образом аукнется в обществе. Это большая честь для писателя, но сам делать что-то для этого я не буду.

[К идее туристических маршрутов по книге] я отношусь хорошо, но не из-за глубокого уважения к себе самому, а из-за того, что эта земля и история достойны повышенного интереса публики. Если начало этому интересу положит мой роман, что ж, прекрасно. Главное, чтобы этот интерес был, а что будет спусковым крючком — это уже неважно. Гораздо чаще случается так, что интерес вызывает не роман, а экранизация. Я надеюсь, что когда будут экранизированы «Тени тевтонов», появится и повышенный интерес к вашему культурному наследию.

Об исторических фактах и художественных образах

— Исторический роман становится историческим не тогда, когда описываются какие-то исторические реалии, а когда герои романа мотивированы историческим процессом. Возьмём, например, «Три мушкетера». Чем мотивированы мушкетёры? Они мотивированы любовью, дружбой, ненавистью, местью — чем угодно, но не войной католиков с гугенотами. То есть «Три Мушкетёра» — это приключенческий роман, а не исторический. Главный инструмент историка — факт, а главный инструмент писателя — образ. Не то чтобы образ должен всегда соответствовать факту, но он не должен ему противоречить. Это главная тонкость, которую не все писатели и не все читатели понимают.

В историческом романе допустимо отклонение от истории, искажение каких-то фактов, но только до определенной степени, чтобы не нарушалась структурная основа истории. Предположим, писал я роман «Тобол». В этом романе у меня описывается, как в город Тобольск в 1711 году приезжает губернатор. Мне хотелось сделать красивую сцену, как карету губернатора скатывают с речного судна, а потом толпа выпрягает лошадей и тащит эту карету на гору на себе. Я должен был показать раболепие, лихость, удаль народа. В реальности губернатор приехал зимой, то есть никакой кареты у него не было, а были сани. Сани затащить на гору по снегу гораздо проще, чем карету. К тому же это не так художественно выразительно. Я написал, что губернатор приехал летом, хотя в реальности он приехал зимой, но большому счёту роли это не играет. Он всё равно приехал в том самом 1711 году и в романе сделал то, что сделал в реальной истории. Вот такое отклонение от истории вполне допустимо. Оно не нарушает структурную основу и позволяет изобразить события более рельефно, ярко и выпукло.

О русской Европе в Калининграде

— Мне представляется, что Калининградская область будет порталом России в Европу. Она первая станет русской Европой. Не просто русским европейским городом, как, например, Санкт-Петербург, а именно территорией Европы, которая одновременно является и Россией. Будем надеяться на это. То есть это пространство интеграции нас — в них, их — в нас. И история не должна нас разделять. Пусть когда-то наши народы и воевали, сейчас это уже в прошлом. Сейчас время трудиться сообща.

В этом отношении, наверное, можно брать в пример поляков. Тот же самый замок Мариенбург, нынешний Мальборк, в 1945 был разрушен жесточайшим образом. Примерно так же, как был разрушен Кёнигсберг. И поляки отнеслись к своему тевтонскому, немецкому наследию более разумно и гуманно, чем советские власти. Поляки отстроили его заново, потому что это часть истории, пусть немецкой истории, но немецкой истории Польши. Нам тоже надо учиться относиться к истории чужого народа на нынешней нашей земле уже как к своей истории. В книге «Вилы», которая посвящена пугачёвскому восстанию, я описывал слободу Сарепту под городом Царицыным, сейчас это район Волгограда. Это территория, где в XVIII веке жили немцы-колонисты, приглашённые Екатериной II. Я там написал слова, которыми очень горжусь и которые вполне применимы к Калининградской области. Я написал, что в Волгограде, в Царицыне, ощущается, что Германия — это тоже немножко Россия. Вот в Калининграде и Калининградской области ощущается, что Германия — это тоже немножко Россия. У нас очень много общего, и это общее надо культивировать и развивать и делать опору именно на него.

Об отсутствии «особого пути»

— У России нет своего собственного пути. У нас есть наши собственные отклонения от нормального, разумного и здравого пути. Понимаете, глобализация не противоречит тому, что мы считаем у себя важным, нужным, уникальным или актуальным. В глобальном мире ценно именно уникальное. Представьте, глобальная сеть ресторанов McDonalds. Город же не будет гордиться тем, что в нём есть McDonalds. Он будет гордиться какими-то авторскими ресторанчиками, то есть в глобальном мире ценно уникальное. Глобализация не стирает наших различий, которыми мы гордимся. Правильно организованная глобализация только содействует тому, что локальное становится способом заработать ещё больше денег, чем можно было заработать на одной голой глобализации.

Для европейского человека ценность номер один — это свобода. И через эту ценность происходит самовыражение, самореализация и продвижение вверх по социальной лестнице. В России свобода — не ценность номер один. Она — ценность номер два или номер три. А ценность номер один — это всегда ценность по идентичности. Самореализация человека происходит через его ценность по идентичности. Например, если человек принадлежит к рабочему классу, то для него ценность номер один — это труд. И человек будет самореализовываться через свой труд, а не через свою свободу. В этом разница между русскими и европейцами. Вот когда у нас ценностью номер один станет свобода, когда она будет позволять нам занимать более высокие ступени в социальной иерархии, вот тогда мы будем такими же, как европейцы. То, что у нас свобода — не ценность номер один, это не хорошо и не плохо. Это данность. Мы такие. Надо просто это учитывать и строить свою жизнь исходя из этого соображения.

Записала: Алина Белянина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград

Олимпийский чемпион по фигурному катанию Дмитрий Соловьёв пришёл в себя после нападения двух молодых людей в Москве и дал первые комментарии. По его словам, причиной конфликта послужило агрессивное и неуважительное поведение незнакомцев по отношению к его девушке и её подруге. Между тем в МВД сообщили, что задержанные — студенты первых курсов юридических факультетов столичных вузов 2003 года рождения. В свою очередь, кёрлингистка Анна Сидорова заявила, что врачи до сих пор опасаются за состояние здоровья пострадавшего.

Избиение олимпийского чемпиона Дмитрия Соловьёва стало главным событием последних дней в мире фигурного катания в России и вызвало серьёзный резонанс. После конфликта с тремя молодыми людьми спортсмен оказался в больнице с черепно-мозговыми травмами.

В среду он впервые самостоятельно рассказал о произошедшем. По его словам, причиной стычки послужило  некорректное поведение со стороны мужчин по отношению к его девушке, двукратной чемпионке Европы по кёрлингу Анне Сидоровой и её подруге.

«Сначала последовал просто толчок в грудь, после чего я упал, встал, говорю: «Ребят, вы же видите, что я без агрессии, руки в карманах… Всего лишь сказал «поспокойнее», иначе могут быть последствия: вам наверняка это не надо. Без угроз. Здесь камеры». После чего мне прилетело два удара. И я решил вызвать полицию», — приводит слова Соловьёва телеканал «Москва 24».

Сам фигурист по-прежнему остаётся в больнице и, по утверждению Сидоровой, проведёт там не менее десяти дней. Девушка сообщила, что во вторник вечером Дмитрию сделали повторную КТ, которая показала: гематома в мозгу фигуриста не увеличивается. Тем не менее состояние здоровья молодого человека ещё может ухудшиться.

Также по теме


«Это была не драка, а нападение»: фигурист Соловьёв госпитализирован с черепно-мозговой травмой

Олимпийский чемпион по фигурному катанию Дмитрий Соловьёв госпитализирован в Боткинскую больницу с черепно-мозговой травмой. По словам…

«Врачи крайне обеспокоены большим количеством крови в головном мозге. Ближайшие четыре дня — критические. Они могут развернуть ситуацию в любой момент», — объяснила Сидорова.

Ранее кёрлингистка сообщила, что следователи уже пообщались как с ней, так и с Соловьёвым в больнице. 

«Честно говоря, страшно становится даже на улицу выходить. Мы никого не трогали, ничего не делали. Я просто поражаюсь, как Дима продолжал сохранять спокойствие даже в тот момент, когда его неоднократно задирали и били. Он понимал: так вопросы в цивилизованном мире не решаются», — добавила Сидорова.

Между тем в ГУ МВД России по Москве рассказали подробности произошедшего. Глава Управления информации и общественных связей Владимир Васенин подчеркнул, что конфликт возле караоке-бара произошёл рано утром во вторник, а спустя всего четыре минуты на место прибыли полицейские, которые оперативно доставили в отделение всех участников. При этом, по словам Васенина, Соловьёв дважды отказался от медицинской помощи — на месте происшествия и непосредственно в территориальном подразделении полиции.

«Каких-либо жалоб не было. Только через шесть часов после произошедшего к нам из лечебного учреждения поступила информация о травмах. Фактически понадобилось менее суток для принятия решения о возбуждении уголовного дела», — отметил представитель МВД в эфире «Соловьёв LIVE».

Васенин также рассказал, что в настоящий момент два человека взяты под стражу на двое суток. 

«Это студенты юридических факультетов различных вузов первого курса, 2003 года рождения. Уроженцы города Чита, которые проживают и зарегистрированы в Москве… Но пока мы не понимаем, какой вред нанесён здоровью, не можем квалифицировать деяние. Если оно ухудшится — обвинение будет переквалифицировано. Следователь примет решение моментально», — объяснил Васенин.

Ранее сообщалось, что в четверг подозреваемым будет вынесен вердикт о мере пресечения. 

22 декабря ГУ МВД России по Москве опубликовало видео допроса одного из подозреваемых. Мужчина принёс свои извинения спортсмену за «оскорбления, которые допускал со своей стороны».

По версии подозреваемого, олимпийскому чемпиону не понравилось, что он с друзьями разговаривал «с его дамами». Студент признал, что первый удар нанёс его друг, но подчеркнул, но, по его словам, перед этим фигурист толкнул его в грудь.

«После того как в первый раз ударили, у нас вроде бы получилось словесно всё разрешить. Но потом — я находился метрах в пяти от этого — снова прилетело несколько ударов. Потом в конце, когда разняли, вроде как у нас снова получилось словесно всё решить. Но потерпевший решил вызвать сотрудников», — рассказал молодой человек.

Между тем в мире фигурного катания всё больше людей высказывают слова поддержки Соловьёву. Так, бывшая партнёрша фигуриста Екатерина Боброва, с которой он выступал в паре на протяжении всей карьеры, опубликовала трогательный пост в Instagram. Она призналась, что произошедшее повергло её в шок. 

Также по теме


Воскрес после автокатастрофы: бывшего футболиста «Шальке» обвинили в инсценировке собственной смерти

Бывший защитник «Шальке» Хианник Камба и его жена осуждены на три года и десять месяцев за инсценировку смерти футболиста с целью…

«Когда видишь такое в новостях, просто отказываешься верить… Когда это происходит с твоим близким человеком, чувствуешь себя бессильным. Всё, что сейчас можно сделать, это посылать силы, энергию и поддержку Димке и его родным. В том, что всё будет хорошо, не сомневаюсь. Дима сильный, и он справится. А то, что это вообще случилось, не укладывается у меня в голове. Желаю скорейшего выздоровления и восстановления! Ты знаешь, я всегда готова помочь и быть рядом, если это нужно. Что бы ни происходило», — отметила Боброва.

Многие отметили абсолютную неконфликтность Соловьёва и его спокойствие и поразились тому, как он вообще стал участником подобного инцидента. Например, не скрыл своего удивления другой олимпийский чемпион Сочи — Максим Траньков.

«Дима не тот человек, который способен на создание конфликтных ситуаций. Он всегда пытается избегать подобных моментов. Я был свидетелем не раз, как он разбирался исключительно на словах. У меня это происшествие вызвало огромное удивление, что именно с Димой оно произошло. Здоровья ему, скорейшего выздоровления», — цитирует Транькова РБК.

Об этом же написала двукратная чемпионка мира Евгения Медведева, которая назвала Соловьёва «спокойным, приятным в общении» человеком.

«Любой, кто знает Диму, подтвердит эти слова. Хочется пожелать скорейшего выздоровления! Дима, скоро увидимся», — отметила фигуристка.

Присоединилась к пожеланиям Транькова и его супруга Татьяна Волосожар, которая также выразила надежду, что виновные в нападении не останутся безнаказанными.

А призёра чемпионатов мира и Европы Анну Погорилую удивило отсутствие охранников возле выхода из караоке-бара.

Высказался о произошедшем даже известный российский боец ММА Александр Шлеменко. Напавших на Соловьёва молодых людей он назвал слабаками.

«За такое нужно отвечать по всей строгости закона. Да и не первый раз подобное случается, когда толпой нападают на одного. Просто сейчас много камер, больше резонанса. И если есть видео, на котором видно, что жертву избивает больше чем один человек, это должно стать отягчающим обстоятельством. Что ответить нападавшим? А что мне им ответить? Слабаки! Позор! Нападать втроём… Я таким слабаком никогда не был», — приводит слова экс-чемпиона Bellator «Спорт-Экспресс». 

В серии материалов «Альтернативное образование»  обозреватель РИА «Омск-информ» разбирается, что это такое, кому и зачем оно выгодно.

Чего летом не бывает придумать рассказ

РИА «Омск-информ» начинает серию материалов, посвященных альтернативному среднему образованию, с общего понимания, что это такое. В первом выпуске владелица компании «Триэс-Персонал» Екатерина Пономарева рассказывает, почему ее 11-летний сын выбрал именно онлайн-школу.

Общее школьное образование во время пандемии, как и многие другие сферы, проходит проверку на прочность. Недели на вынужденном дистанте стали непростым испытанием и для детей, и для родителей, и для учителей. Большинство оказалось не готово к дистанционному обучению. Причем не только психологически и морально, но и технически.

В то же время сотни родителей, напротив, увидели новые возможности для своих детей, кто-то давно подумывал расстаться с традиционной школой и наконец решился.

В серии материалов «Альтернативное среднее образование» мы познакомились с разными его формами – омичи рассказали, почему они предпочли забрать своих детей из общеобразовательной государственной школы.

Где учатся дети вместо обычной школы?

Основное общее образование (9 классов) – обязанность каждого гражданина России, закрепленная в Конституции страны. Как и где его получать, не столь важно, главное, чтобы качество знаний соответствовало федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Оно подтверждается во время промежуточных и итоговых аттестаций в аккредитованном учебном учреждении. Чаще всего ребенок аттестуется в школе по месту жительства либо в другой образовательной организации, имеющей государственную лицензию.

Альтернативное образование – это любой способ получения знаний, вне рамок традиционной школы. Например, можно перейти на семейное образование, которое, по сути, является самообразованием, можно поступить в школу (пансионат) или центр с альтернативной методикой преподавания, перейти на заочную или очно-заочную форму обучения в традиционной школе.

Омская область – один из немногих регионов России, где дольше других сохранялась финансовая поддержка семейного образования, которое относится к альтернативному. Хотя после того, как в 2004 году произошло перераспределение полномочий между федеральным центром и регионами и финансирование «семейников» перешло на места, большинство субъектов Федерации отказалось от этого.

Компенсация перестала быть госгарантией и перешла в статус меры социальной поддержки в Омской области только в 2019 году. Деньги оставили только тем, кто обучается дома по состоянию здоровья. Тем не менее в ряды «семейников» вливаются все новые омичи.

Как высвободить время для спорта и друзей?

Владелица компании «Триэс-Персонал», разработчик двух онлайн-школ Екатерина Пономарева перевела своего 11-летнего сына на семейное обучение с 1 сентября этого года. Она сформулировала пять причин выбора для своего сына альтернативной формы образования.

– Я давно искала такое учебное заведение, чтобы оно давало ценный «конечный продукт». Это ребенок, усвоивший знания, которые он может применить на практике без включения и помощи родителей.

Что сейчас происходит в школах? Родители буквально учатся вместе с детьми, тратят кучу времени, получают массу негативных эмоций. Родители – это не профессиональные педагоги. Это логично, что у нас включается эмоция: «Почему я должен делать не свою работу?». Недовольны все: и родители, и дети.

Родителей можно понять, мы хотим для своих чад качественного образования и индивидуального подхода, а того и другого сейчас, увы, не хватает в школах по разным причинам.
Знаю, что многие переживают за то, чтобы правильно развить ребенка, чтобы все полученное сегодня пригодилось ему в будущем. Российская система образования, не везде, конечно, но все-таки отстает от современных реалий и требований жизни. На моих консультациях и тренингах почти каждый день вижу недостатки этой системы обучения. У меня в голове даже начал формироваться своеобразный план (перечень знаний и навыков), которые нужно обязательно дать ребенку в школе, потом в институте, чтобы он, будучи взрослым, не испытывал тех или иных сложностей. Ведь задача родителей – создать для своих детей такие условия, чтобы они стали более успешными.

Чего летом не бывает придумать рассказ

Могу назвать пять причин, почему мы выбрали онлайн-школу.

1. Там нет оценок. Работая со взрослыми, я часто вижу «синдром отличника», который формируется оценками и сильно мешает потом в жизни. Когда нас оценивают, это оставляет сильный эмоциональный заряд (все оценки все равно субъективны: получаем плохую – мы сразу становимся плохими, получаем хорошую – хорошими). А потом из этой субъективности вырастает постоянное стремление быть хорошими всегда. Безусловно, это влияет на психологическое состояние и ребенка, и взрослого.

Как заменяется отсутствие оценок в нашей новой школе? Родители все время видят успеваемость: сколько задач, тестов сделано правильно. К примеру, ребенок выполнил правильно 8 задач из 10. Результат: он усвоил 80 % материала.

2. Там нет «домашек». За счет чего? Не нужно заучивать материал. Система обучения построена так, что ребенок понимает все прямо на уроке, максимально разбирается с материалом, действительно его осваивает и тут же применяет на практике. В результате высвобождается время для занятий спортом, общения с друзьями, каких-то других увлечений. Важно, что нет перегруза.

3. Там есть индивидуальная работа с ребенком в привычном ему темпе.

Вспомните школу и типичный урок: кто-то из одноклассников медленнее воспринимает информацию, кто-то быстрее, кто-то уже скучает, а кто-то не понимает материал. В этой школе технология обучения построена так, что ребенок усваивает абсолютно все и занимается в своем темпе.

4. Там есть профориентация и работа с целями. Детям помогают разобраться с целями, профессионально ориентируют, мотивируют на обучение с точки зрения достижения целей. Считаю, это наиболее важным, что должно быть в обучении.

5. Там учат детей учиться: им передают действительно настоящую технологию обучения, которой нет в обычной школе. Ребенок самостоятельно может после этого усваивать любые сложные предметы в жизни.

Екатерина Пономарева рассказала, что онлайн-школа, в которую перешел ее сын, работает в несколько смен, для нашего часового пояса подходит с 7.15. Начинается день с разминки, а с 8.00 – уроки. Между уроками есть 15-минутные перерывы, ребенок успевает перекусить. Уроки заканчиваются по-разному, в 13–15 часов.

Обучение платное, но за хорошую успеваемость ученики получают стипендию от школы. Это очень мотивирует. Можно дополнительно заработать денежный приз за победу в конкурсе. Проводятся дополнительные занятия, которых нет в других школах, например, по лидерству, здоровому образу жизни и другие.

«У родителей должен быть выбор»

Екатерина Пономарева также высказалась об отмене компенсаций за семейное обучение.

– Это была хорошая программа, и это по-прежнему актуально. Вопрос с учителями в обычных школах стоит очень остро. Учителей в принципе не хватает, а хороших педагогов остается все меньше. Нагрузка на учителей большая, потому что детей много, индивидуального подхода нет. Качество не по всем предметам соответствует желаемому уровню. Считаю, что у родителей должен быть выбор как учителей, школы, так и форматов обучения. Раз они несут затраты на это, платят налоги, а государство гарантирует бесплатное образование, в том числе за счет налоговых отчислений, справедливо было бы вернуть в нашем регионе компенсацию. Это позволило бы снять чрезмерную нагрузку на общеобразовательную систему со всеми ее проблемами.

В следующем материале известная омичка расскажет о том, как отпустила свою 13-летнюю дочь учиться в подмосковный пансионат, а другая жительница города – о том, почему ее ребенку пришлось перейти в уже третью частную школу за четыре года.

Ольга Ложникова

«Как я буду его развлекать?» — ложная формулировка»

Девять дней дома — с 1 по 9 января. Обычно январские каникулы у родителей маленьких детей и младших школьников расписаны заранее — театральные постановки, елки, походы в музеи и на выставки. Но в начале 2022 года, когда из-за ограничительных мер, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, культурных мероприятий не так много, как в доковидные времена, заботы о досуге детей лягут на плечи домашних. «Как развлечь ребенка?», «Чем заняться с ребенком?» — самые частые вопросы в родительских интернет-сообществах в декабре. Ведь раньше можно было купить билет на спектакль, отвести туда ребенка, занять и заинтересовать его. А чем заинтересовать дома? 

Педагог Дима Зицер считает, что ошибка кроется уже в постановке вопроса. 

«Мы говорим не о педагогическом процессе, а об общении с любимыми людьми. Это — отправная точка. Очень частая и ложная формулировка — а жаль — «как я буду его развлекать?». Вместо «как мы будем вместе развлекаться?» и «как мы будем вместе весело проводить время?», — говорит Дима. — Как вы понимаете, это не просто игра слов. «Как я буду его развлекать?» — в этом есть уже элемент вынужденности, как будто я кому-то это должен. Самый простой совет — ребята, просто на уровне слов поменяйте формулировку. Вы удивитесь, но в этот момент уже происходит маленькое чудо».

По мнению Димы, родителю стоит в первую очередь спросить самого себя, а что интересно лично ему. Это касается родителей, которые не любят играть с детьми, скучают, не могут вовлечься в детскую игру или придумать для них интересное занятие. 

«Не нужны искусственные конструкции, когда ради ребенка я должен заниматься тем, что мне не нравится. Важно понять, что вы любите, и подсоединить к этому ребенка. Это особенно легко с маленькими детьми. В возрасте пяти — семи лет мы воспринимаем родителей как богов, и ничего мы не можем такого сделать в его глазах, чего бы не стоило делать. Этот ключ — когда я делаю то, что я люблю, и делаю это увлеченно, и делаю это страстно, это, безусловно, рождает увлеченность в партнерах — в наших детях. Любите готовить — делайте это вместе с детьми. Любите ходить в походы — отправьтесь в него, пусть это будет даже соседний лес или парк».

«Вы должны сказать: «Как нам все это успеть?»

Педагог советует тем, кто привык к насыщенной культурной программе на каникулах, не изменять традиции. Просто в этот раз подготовиться придется чуть тщательнее. 

«Ничего не надо менять, — говорит Дима Зицер, — но придется планировать, даже если вы не привыкли к этому. К Новому году составьте список, что бы вы хотели увидеть, что бы хотели поделать, что долго-долго откладывали и вот наконец-то у вас есть такая возможность. Наверняка рядом с вашим городом есть достопримечательности, которые вы еще не видели. Отправились туда — и вот уже и погуляли, и посмотрели, и поели, и поболтали. Планируйте на несколько дней, это должен быть список из большого количества наименований, чтобы к концу этого списка мы сказали вместе с членами семьи: «Ого! Как нам все это успеть?» Чтобы было из чего выбирать, чтобы мы этот момент вынужденности убрали».

Подогреть ожидание Нового года можно уже сейчас, предложив детям новогодний адвент. Обычно эта европейская традиция сводится к открыванию каждый день окошек в календаре, в которых спрятаны шоколадки, игрушки или наклейки с пожеланиями. Если выйти за эти рамки, получится создать для ребенка атмосферу волшебства, увлечь книгами, познавательными играми. 

Детский книжный блогер Мария Вусс советует заранее придумать и прописать сценарий адвента. Он может занять десять дней, неделю, даже пять дней — главное, чтобы была концепция, ведь каждый день ребенок будет ждать продолжения истории. 

«К примеру, можно помочь Деду Морозу сразиться со Снежной королевой или улететь в чудесное путешествие по разным странам, чтобы узнать о новогодних обычаях и традициях этих государств. Адвент может быть любым: книжным, историческим, библейским, сказочным, музыкальным — все зависит от вашей фантазии и увлечений вашего ребенка!» — говорит Мария. 

Каждый день адвента предлагайте ребенку новые задания. Это могут быть готовые химические опыты для детей, отправка поздравительных открыток по почте близким и друзьям, изготовление поделок. Напишите заранее на крафтовой бумаге письма для детей с заданиями от сказочных героев — так вы не только увлечете их, но и сможете потренировать их навыки чтения. 

Чем заняться на каникулах дома? 

Кроме поездок за город или к окрестным достопримечательностям распишите заранее и подготовьте реквизит для занятий дома. Это может быть выпечка имбирного печенья, сборка и украшение пряничного домика, создание рождественского венка; сделайте из простых картонных коробок поезд, раскрасьте его и поиграйте в Полярный экспресс. Подберите тематические книжки с красивыми иллюстрациями, накануне Рождества зажгите свечи и почитайте детям вслух. Дети любят снимать видео, делать селфи? Попробуйте снять поздравительный клип, смонтируйте ролик и отправьте его друзьям и близким или устройте фотосессию в нарядных костюмах. Достаньте старый проектор и посмотрите с ребенком диафильмы. Это занятие увлекает даже тех детей, которые привыкли к мультикам в планшете и телефоне.

Впрочем, любовь к гаджетам можно обратить во благо: купите ребенку образовательный курс по предмету, который ему нравится больше всего, и тогда время, проведенное за компьютером, будет потрачено с пользой. Например, на сайте «ПостНаука» можно найти курсы, тексты, видеоэфиры, гиды и спецпроекты, посвященные самым разнообразным научным темам; онлайн-кинотеатр Ivi предлагает программы, посвященные географии, истории, космосу, биологии; приложение «Радио Арзамас» — подкасты по литературе, музыке, истории искусства; платформа «Умназия» — онлайн-курсы по географии, химии, физике, финансовой грамотности; сайт Logiclike — логические и математические задания для малышей пяти-семи лет. В интернете есть сотни мастер-классов, которые научат лепке из глины, шитью, приготовлению пряников, созданию собственного мультфильма и клипа и многому другому. Самые знаменитые музеи мира — петербургский Эрмитаж, мадридский музей Прадо, Британский музей и другие — предлагают отправиться в виртуальный тур по их залам. 

Отправьтесь с детьми в маленькое, но реальное путешествие за новогодней елкой в лесничество, где вы сами сможете выбрать понравившееся дерево и спилить его. О том, как и где это сделать, мы подробно писали здесь. Накануне праздника займитесь украшением елки. 

«Можно сделать елочные игрушки из ваты или других подручных материалов и украсить ими домашнюю елку, — советует Мария Вусс. — А на елку во дворе повесьте баранки, золотые грецкие орехи или ледяные игрушки, которые вы предварительно заморозите дома».

Приготовьте морковь, старый шарф и ведерко и слепите во дворе красивого снеговика, смастерите с детьми кормушку из обрезков досок, фанеры или купите готовый набор для сборки. 

Займитесь планированием: напишите с ребенком список дел и достижений, которых бы обязательно хотелось добиться в наступившем году. Напишите вместе с ребенком новогодний рассказ или сказку, красиво оформите его в самодельную книжку, предложите нарисовать картинки для нее. 

Отталкивайтесь от увлечений ребенка и вводите в ваши повседневные дела его любимых сказочных героев.

По сути, не так важно, что вы будете делать, главное, что новогодние дни можно потратить на общение с близкими и уделить им персональное внимание — то, на что так редко остается время в повседневной жизни. 

Карина Салтыкова
​​​​​​

Шины

Автопроизводители единодушно советуют, как только температура начнет опускаться ниже +5…+7 градусов, поменять летние шины на зимние. В холода летняя «резина» дубеет и теряет свои свойства. Следовательно, увеличивается тормозной путь и растет вероятность ДТП. Всесезонные шины – к сожалению, не наш вариант. Они подходят для местностей, где зимние температуры не опускаются ниже -5. Украина – увы, еще не Средиземноморье.

Ни в коем случае не слушайте горе-спецов, утверждающих, что достаточно поменять шины только на приводных колесах. Это вредная экономия. Во-первых, большие шансы уничтожить летние колеса за один сезон. Во-вторых, это опасно: возрастает риск, что вас занесет даже на простом участке трассы или вы намертво забуксуете в ледовой колее. Поменяв «резину», обязательно следует сделать ей «обкатку» – проедемся 100–200 км по нормальной дороге. Машина привыкнет к новой обувке, а с поверхности шин сотрется защитное покрытие и сцепление с дорогой станет лучше. Ну и уже в процессе эксплуатации накачивайте зимние шины чуть сильнее (на 0,2 атмосферы), чем летом. Ведь во время холодов воздух внутри покрышек сжимается и давление падает.

Топливо

Особенно чувствительны к перепадам температур дизельные двигатели. При минусовых ДТ загустевает, а имеющиеся в его составе парафины могут забивать насосы, фильтры, патрубки топливной системы. Именно поэтому на НПЗ добавляют к зимним сортам дизтоплива специальные компоненты, которые предотвращают парафинизацию: в таком случае обычный зимний дизель не замерзает до -20 °С, а арктический – даже после -32 °С. Так что в холодное время категорически не рекомендуется заправляться на «бочках» и NoName-заправках. Если там зальют самопальное ДТ под видом фирменного, топливную систему не спасешь.

В добросовестных АЗС-сетях зимнее топливо не только маркируется на стелах, но и подтверждается паспортами качества. А у самых продвинутых вы сможете приобрести не только ДТ зимних сортов, но такой же бензин и сжиженный газ. К примеру, в сети ОККО уже с середины ноября на всех заправках продается топливо зимних конфигураций. Как объяснили в центре контроля качества компании, зимние виды бензина и газа обладают способностью быстрее испаряться, благодаря чему двигатель в холодное время заведется легче и не будет кашлять.

Жидкости

Под воздействием морозов застывать может не только ДТ, но и другие жидкие субстанции, обеспечивающие работу автомобиля. В первую очередь речь идет о работе стеклоомывателей. Казалось бы, мелочь, но зимой, когда видимость и без того низкая, а лобовое стекло обладает свойством загрязняться быстрее, это немаловажный элемент безопасности. Обязательно обратите внимание на температуру замерзания омывателя. Летний не подойдет никак. Вы же не хотите, чтобы в самый неожиданный момент перестали видеть дорогу.

Кроме того, специалисты автосервисов советуют примерно раз в два-три года, лучше всего – как раз накануне зимы, менять тормозную жидкость. Она способна накапливать влагу, что может привести к разрушению металлических и резиновых деталей топливной системы, но что еще хуже – к ослаблению функции тормозов. А это уже аварийная ситуация на ровном месте. Приблизительно то же касается и антифриза. И он со временем аккумулирует влагу, а это может привести к тому, что охладитель начнет загустевать. В магазинах автохимии есть специальные тестеры, чтобы определять состояние антифриза. Хотя многие делают это на глаз. Здесь подход такой: изменение цвета еще не означает, что антифриз выдохся, но, если в жидкости заметна ржавчина, осадок, хлопья, меняйте немедленно.

Парковка

Автомобиль, как и человек, хочет перезимовать в теплом, сухом месте. Поэтому гараж или закрытый паркинг – идеальный вариант. Вам не только не придется периодически откапывать автомобиль из-под снега, вы еще и защитите его от негативного воздействия температурных перепадов и постоянной влаги. Если вашему автомобилю все же приходится зимовать на улице, соблюдайте несколько правил.

Ни в коем случае не накрывайте его чехлом или брезентом. В такой «перчатке» влага накапливается с двойной силой и делает свое ржавое дело. Периодически обрабатывайте все доступные прорезиненные места раствором на основе силикона – тогда вам не придется с утра отрывать уплотнители от дверцы «с мясом». Топливный бак желательно держать всегда полным или близко к этому. Если в баке остаются воздушные полости, там образуется конденсат. За пару недель может накопиться довольно много влаги, которая будет ускорять коррозию деталей или даже закупорит топливный насос.

Аккумулятор

Аккумулятор – еще одна проблемная зона автомобиля в зимнее время. Поэтому сделайте ему диагностику заранее. Осмотрите на предмет трещин, очистите и смажьте клеммы, проверьте уровень жидкости, заряда и плотность электролита. В зависимости от выводов аккумулятор можно дозарядить на СТО или приобрести новый. Решили, что старый еще послужит, – по крайней мере, запаситесь комплектом «прикуривателей». Вы ведь помните из уроков физики: при низких температурах любая батарейка разряжается быстрее. Если же на протяжении зимы вы намерены поставить машину «на якорь» и долгое время ею не пользоваться, то аккумулятор вообще лучше вынуть и занести домой.

ЧС-набор

И, наконец, чтобы любую неожиданность на зимних дорогах встретить во всеоружии, держите в багажнике запас вещей и инструментов на случай чрезвычайной ситуации. Лучше, чтобы ЧС у вас не случались, но все же лишними не будут: лопата, трос, щетка и скребок для очистки стекла, размораживатель замков, комплект проводов для запуска двигателя, цепи против скольжения, канистра, мощный фонарь, теплая куртка или плед, рукавицы.

  • Чего на свете нет сказка
  • Чего на свете не бывает русская народная сказка читать
  • Чебурашка читать сказку успенский
  • Чащоба или чащеба как правильно пишется
  • Чебаркуль лесная сказка санаторий отзывы