Части сказки о царе салтане разбить текст на части и озаглавить

Урок по литературному чтению тема урока: а.с. пушкин. сказка о царе салтане тип урока: комбинированный. цели урока: анализ художественного

Урок по литературному чтению

Тема урока: А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане…

Тип урока: комбинированный.

$

Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.

Задачи урока:

1. Образовательные: продолжить$ работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью, беглостью, выразительностью; формировать читательские умения детей при работе с текстом, активизировать вдумчивое чтение, учить составлять картинный план, давать характеристику героям по плану, анализировать произведения.

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, развивать артикуляционный аппарат, оперативную память, развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.

3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ поступков героев произведения, воспитание учебных качеств, дисциплинированности, умение работать дружно в группе.

Оборудован$ие: Репродукция картины М.А. Врубля “Царевна Лебедь”, аудиозапись «Лебедь» К. Сен- Санса, скороговорки, карточки с опорными словами для групповой работы, рисунки учащихся.

На доске портрет поэта.

Ход урока

Эпиграф к уроку

Что за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма” .

А. С. Пушкин

1. Организация начала урока

Психологический настрой учащихся:$

— Прозвенел уже звонок-

Значит, начался урок.

Сели все за парты дружно —

Нам теперь работать нужно!

2. Проверка домашнего задания

1. Составление картинного плана.

— Вы должны были дочитать сказку, разделить на части и озаглавить их, приготовить рисунки.

На сколько частей вы поделили прочитанное?

1 часть: Свадьба Гвидона.

2 часть: Встреча го$стей.

3 часть: В гостях у Салтана.

4 часть: Счастливая встреча.

— Кратко расскажите, о чём рассказывается в каждой части?

2. Выставка рисунков.

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

3. Постановка цели урока, сооб$щение темы

— Продолжим работу над сказкой, проанализируем сказку, будем учиться давать характеристику героям по плану.

4. Чтение и анализ произведения

1. Речевая разминка

а) Дыхательные упражнения “Задуем свечу”, “Понюхаем цветы”

в) скороговорка:

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши, а он всем говорил, что мол, я удалец – молодец, съел холодец, да ещё 33 пирога с творогом, да все с творогом, да оди$н пирог с грибами, да один пирог с потрохами… Болтал – болтал, молол-молол, язык болтает, а голова не знает.

2.Упражнение “Фотограф”

Ель

жар

пава

Белка

море

меся$ц

Орешки

берег

звезда

Изумруды

чешуя

реченька

$

Скорлупка

богатыри

освещает

— О каких чудесах из сказки вспомнили?

(Чтение отрывков произведения наизусть, выставка рисунков)

Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7

3. Выразительное чтение отрывка, прочитанного дома.

(Чтение по ролям, выборочное $чтение)

4. Анализ прочитанной части.

— Ожидал ли князь, что царевна – это лебедь?

— Какие чувства он испытал, когда увидел её?

— Как вы думаете, почему Лебедь не сразу призналась, что она и есть прекрасная царевна?

— Как описал её Пушкин?

— Какой вы представляете царевну? (рисунки учащихся)

5. Знакомство с репродукцией М.А. Врубел$я “Царевна — Лебедь” и музыкальным фрагментом Сен-Санса К. . “Лебедь”.

— Волшебный образ прекрасной царевны вдохновлял художников и музыкантов.

Послушайте музыкальный фрагмент (звучит музыка).

— Что представляли, слушая музыку?

— А вот как изобразил Царевну – Лебедь М.А. Врубель, знаменитый русский художник.

— $Какие чувства вызвали у вас эти произведения искусств?

— О чём мечтал князь Гвидон?

— Кто и как был наказан в этой сказке?

— Простил ли их царь Салтан?

— Простил ли их автор?

— Как бы вы поступили, простили ли их?

— Хотели ли бы вы изменить конец сказки?

5. Физкультминутка

6. Закрепление изученного материала

1. Составление плана

— Сегодня будем учиться давать характеристику героев по плану. Какие моменты нужно включить в план? (План записывается на доске и в тетрадях.)

1. Имя героя.

$

2. Внешность, характер героя.

3. Поступки и действия героя.

4. Отношения автора к герою.

5. Ваше отношение к герою

2. Работа в группах (4-3 человека)

а) дети дают характеристику по выбору героя (Гвидону, царевне Лебедь, Поварихе, царю Салтану), используют карточки с опорными словами и рисунки (Рисунок 8,Рисунок 9 )

Оговаривается время работы групп, уточняются консультанты, напоминаются в правила работ$ы в группе.

б) анализ сказочных примет.

— Докажите, что данное произведение – сказка?

— Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке?

в) работа с пословицами и поговорками.

— Расшифруйте пословицу (карточки с пословицей раздаются каждой группе).

$

Ска…а — ло.., да в н.. .. .ёк! Добр.. мо…ц… у…к.

— Чему научила вас эта сказка?

— Какие пословицы и поговорки можно было подобрать на тему добра и зла?

7. Подведение итогов урока

— Понравилась ли вам сказка?

— Что больше всего запомнилось?

8. Домашнее задание по выбору учащихся

1. Выучить наизусть отрывок из сказки.$

2. Выразительное чтение понравившегося эпизода.

3. Самостоятельно прочитать другую сказку А.С. Пушкина.

Вводная часть (мотивационный момент)

Нахождение конверта, чтение письма, рассматривание карты в бумажном варианте, «увеличение» с помощью лупы и рассматривание карты на большом экране.

Ой, ребята, смотрите – вместо книжки на столе лежит конверт! Как вы думаете, может книга в конверте? А что обычно кладут в конверт? Точно, в конверте лежит письмо.

«Дорогие дети! Пишет вам Никита Кожемяка. Я знаю, что вы хотели прочитать про меня сказку. Но случилось несчастье – Кощей Бессмертный спрятал вашу книжку в сундуке. Ключ от сундука он разделил на 3 части и разбросал по лесу. Если вы сумеете найти эти части, то Баба-яга сможет вам помочь – наколдует целый ключ. Вам в помощь посылаю карту. Жду вашей помощи!». Как вы думаете, ребята, сможем мы найти свою книг

у? А как бы нам увеличить карту? Как называется прибор, увеличивающий изображение? Давайте возьмем волшебную лупу и посмотрим, что получится. О, получилось! Пойдем, посмотрим, куда же нам двигаться.

Дети слушают текст письма, отвечают на вопросы воспитателя, рассматривают карту бумажную, затем подходят к экрану, на котором изображена карта.

Основная часть

Проблемная ситуация:

На экране выставляется нужная картинка – сначала карта, затем слайд с очередным заданием.

Части ключа прикреплены к каждому столу с заданием внизу под столешницей на двойной скотч.

К первому столу с заданием проложена тропинка из двух шнуров. Надо пройти по ней.

Ко второму столу с заданием надо проползти через воротики.

К третьему столу нужно пройти, перепрыгивая с кочки на кочку (физкультурные кругляши)

На слайде с Бабой-ягой активируем звуковые файлы с речью Бабы-яги.

После выполнения заданий от Бабы-яги воспитатель достает целый ключ из-за экрана, на котором он прикреплен двойным скотчем.

На маленьком столике стоит сундук, в котором лежит книжка со сказками.

Чтобы пройти к сундуку, нужно пройти по тропинке из обручей.

Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы раздобыть части ключа? Правильно, выполнить задания.

Куда нам нужно пойти, чтобы выполнить первое задание? Правильно, по тропинке, к дереву с дуплом. Какое задание нам предстоит сделать? Почему вы так думаете? Хорошо, отправляемся тогда! Вот мы и пришли. Приступайте скорее!

Картинку из какой сказки вы собрали? А как вы догадались? А ваша подгруппа? А вы какую сказку собрали? Молодцы! С этим заданием справились отлично! А вот и часть ключа! (воспитатель достает часть ключа из-под стола, где она прикреплена).

Что нам нужно делать дальше? Правильно, нам нужно к речке и пеньку. Какое задание нас там ждет? Правильно, разложить картинки в нужной последовательности. Пойдем скорее!

Какую сказку собирала ваша подгруппа? Как она начинается? А чем заканчивается? А в вашей подгруппе какую сказку собирали? Как она начинается? Как заканчивается? А вот и вторая часть ключа!

Что нам делать дальше? Пойдем, посмотрим, куда нам дальше двигаться. Что за место нам показывает карта? А что за задание нам предстоит сделать? (при затруднении дать подсказку – все ли сказки на этих картинках русские народные).

Пойдем скорее выполнять задание! Ведь нам осталось получить последнюю часть ключа! Посмотрите внимательно на эти картинки. По какому признаку их можно разделять? Правильно! Одни сказки русские народные, другие – литературные, их написал писатель.

Назовите, пожалуйста, какие сказки здесь собрались? Кто написал эту сказку? А эту? Правильно! Отлично вы справились и с этим заданием и получаете последнюю часть ключа!

Что делать дальше? Идем посмотрим. Вот мы и пришли к избушке Бабы-яги. Как вы думаете, как позвать Бабу-Ягу?

По очереди включаются звуковые файлы с речью Бабы-яги.

1.Ну, здравствуйте, коль не шутите. Зачем пожаловали?

2.А зачем вам книга?

3.А я и читать не умею. Но некоторые сказки мне рассказывала моя бабушка. Я вам загадаю про них загадки. Сумеете отгадать?

4.Ну, посмотрим.

Уходя, просила мать

Никому не открывать

Но открыли дети дверь! Обманул зубастый зверь –

Песню мамину пропел. Кто потом козляток съел?

5.Хорошо, слушайте следующую загадку:

Лисий дом был изо льда. Солнце вышло – вмиг вода. Из домишки лубяного лиска выгнала косого. Эта сказка вам знакома? Кто лису прогнал из дома?

6.Уплетая калачи ехал парень на печи. Прокатился по деревне и женился на царевне. Как звали парня? И как называется сказка?

7.Вот, какие молодцы! Все отгадали А, может, вы мне расскажете сказку, которую я еще не знаю? Я бы хотела послушать сказку про лесных зверей, про домик. Знаете такую сказку? Тогда рассказывайте скорей! Мне очень интересно!»

Смотрите, дети, здесь на домике висят несколько масок. Давайте посчитаемся, кто у нас будет медведем. Теперь посчитаемся, кто будет мышкой. И выберем последнего персонажа – зайца.

Воспитатель помогает детям построится в круг для игры «теремок».

Возвращаемся к экрану. Включается очередной звуковой файл речи Бабы-Яги.

8.Ай, молодцы! Потешили бабушку. Узнала новую сказку. Спасибо вам! Так и быть, помогу. Наколдую целый ключ. Давайте мне 3 части ключа.

Воспитатель убирает за экран части ключа и достает оттуда же уже целый ключ.

Дети, давайте поблагодарим Бабу-Ягу и попрощаемся. 9.До свидания, дети! Счастливого вам пути!

Дети, мы почти у цели! Куда нам дальше нужно пойти? Идите по тропинке из обручей. Ксюша, вот тебе ключ, открывай сундук. Что в сундуке?

Наконец-то, мы вернули нашу любимую книгу сказок! Присаживайтесь скорее на стульчике и начнем читать. Какую мы будем читать сказку? Воспитатель начинает читать сказку. Читает начало сказки.

Интересно?

Как вы думаете, почему Никиту называли Кожемякой?

Никита был очень сильный. А вот как он спас землю от змея, мы почитаем в группе – нам пора уходить.

Дети рассматривают карту на большом экране, отвечают на вопросы воспитателя о месте, где нужно выполнить первое задание и о самом задании (собрать пазл). Переходят к первому столу с заданием. Выполняют его по подгруппам. Каждая подгруппа после выполнения задания отвечает, что за сказка изображена на пазле.

Дети отвечают на вопрос о дальнейших действиях. Подходят снова к карте, находят следующий этап пути и отвечают, какое задание там ждет.

Передвигаются к следующему столу с заданием (разложить картинки из сказки в нужной последовательности). Разделившись на две подгруппы – выполняют задание.

Рассказывают, какую сказку собрали, как она начинается и чем заканчивается.

Отвечают на вопрос о дальнейших действиях. Переходят к экрану, смотрят следующий слайд с указанием места следующего задания. Отвечают на вопрос о задании, переходят к последнему столу с заданием. Выполняется группой детей совместно – разложить картинки по двум сторонам стола в зависимости от жанра сказки (русская народная или литературная)

Дети отвечают на вопрос «какие сказки здесь собрались?», перечисляя сказки, иллюстрации которых выложены на столе.

Отвечают на вопросы об авторстве сказок.

Отвечают на вопрос о дальнейших действиях, подходят к экрану.

Смотрят на слайд с избушкой Бабы-яги. Говорят слова заклички: избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом. Смотрят следующий слайд. здороваются, ведут с Бабой-ягой диалог, разгадывают загадки.

Дети считаются для выбора персонажей.

Играют в хороводную игру «Теремок» с частью персонажей.

Слушают похвалу Бабы-яги и получают целый ключ.

Отвечают на вопрос о дальнейших действиях.

Переходят к сундуку. Один из детей «открывает» ключом сундук и достает из него книгу сказок.

Садятся на стульчики, слушают начало сказки.

Отвечают на вопрос воспитателя.

На чтение 9 мин. Просмотров 159 Опубликовано

В школьной практике часто составляют планы или цитатные планы. В чем их различия, что такое цитатный план – об этом вы узнаете в данной статье.

citatnyy-plan.jpg

Понятие

Цитатный план – это последовательность сюжета произведения, которая оформлена в виде цитат из самого художественного произведения.

Цитатный план отличается от обычного плана тем, что в его композицию входят фразы, употребленные писателем в произведении.

Собственные мысли и рассуждения по поводу происходящего в произведении отсутствуют.

Зачем нужен цитатный план

С помощью цитатного плана можно передать краткое содержание произведения. Помимо этого, с помощью цитат можно раскрыть авторский язык, следовательно, и авторское отношение к описываемому.

Цитатный план подразумевает прямое цитирование текста, фрагменты которого наиболее точно и ярко выражают основную мысль всего произведения или отдельного эпизода.

Отсутствие мыслей пишущего цитатный план по поводу описываемого в произведении позволяет передать краткое содержание без прикрас, не выражая собственного отношения к действиям героев и происходящему в целом.

Как составить цитатный план

Чтобы составить цитатный план, необходимо внимательно прочитать полный текст художественного произведения. Во время чтения необходимо выделять фразы, которые передают основную мысль произведения, а также сюжетно значимые моменты.

sostavlenie-tsitatnogo-plana-e1578555408394.jpg

Рис. 1. Составление цитатного плана

Цитаты должны идти в той последовательности, в которой они идут в самом тексте художественного произведения. Так можно проследить сюжет.

В цитатный план по литературе может входить как одно слово или словосочетание, так и целое предложение. Реже используется фрагмент текста.

Чаще всего используются словосочетания и предложения.

Что мы узнали?

Цитатный план – это план произведения, оформленный в виде цитат из самого произведения. Рассуждения человека, составляющего цитатный план, отсутствуют, наблюдается констатация фактов и действий, которые происходили в произведении. С помощью цитатного плана передается краткое содержание, а также авторский язык и авторское отношение. Цитаты, расположенные в той последовательности, в которой они встречаются в оригинальном произведении, помогают выразить основную мысль произведения. Цитаты могут быть в виде слов, словосочетаний, предложений, фрагментов текста.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    В чем заключается особенность цитатного плана?</h3>

    • <label>Цитаты используются в плане наравне с обычными фразами</label>
    • <label>Используются только цитаты из конкретного произведения</label>
    • <label>В плане отсутствуют какие-либо цитаты</label>
    • <label>Первый пункт плана построен в виде цитаты, остальные – по желанию</label>

(новая вкладка)

Вы знаете, что такое цитатный план по литературе? Всем известно, что без плана очень сложно что-либо сделать, а в частности – составить пересказ или написать сочинение. Планов существует множество. 

В этой статье речь пойдёт об одной из разновидностей этого «семейства» — цитатном плане.

Что такое цитатный план и чем он отличается от обычного

План составляют для того, чтобы вкратце отразить последовательность действий в произведении. В обычном плане составителю приходится самостоятельно придумывать названия пунктов. 

У цитатного же имеется несколько особенностей:

  1. Во-первых, нет необходимости самому формулировать и подбирать слова.

  2. Во-вторых, цитаты можно использовать в сочинении. Это поднимет оценку на более высокий уровень и поможет развитию образной речи.

Как составить цитатный план по литературе

Если в классе задают подготовить пересказ какого-нибудь рассказа или сказки, то делать надо вот что:

  1. Для составления цитатного плана, так же как и для обычного, необходимо сначала прочитать само произведение.

  2. Далее – мысленно разбить текст на смысловые части, каждая из которых повествует об одном из действий, происходящих в книге.

  3. Теперь в каждой части найти предложение, в котором отражена её основная мысль.

  4. Записать их дословно и по порядку, не забывая пронумеровать.

Грамотный человек всегда помнит о недопустимости ошибок в сочинении и значит не забудет:

  • что по правилам русского языка нужно заключать каждую цитату в кавычки;

  • если цитата начинается не с начала предложения, то перед первым словом ставится многоточие, а начинаться оно будет со строчной буквы;

  • в том случае, когда в качестве цитаты берётся целое предложение, то в начале пишется заглавная буква и в конце ставится точка перед кавычками;

  • пропущенные слова заменяются многоточием.

Пример готового цитатного плана

В качестве образца можно использовать план, составленный по произведению П. П. Бажова «Хозяйка медной горы»:

  1. «Глядит молодой, а перед ним на горке руды… женщина какая-то сидит».

  2. «Была не была, сделаю, как она велела».

  3. «…приковали Степана на … цепь…».

  4. «Ну, … пойдём смотреть моё приданое».

  5. «…я человек рабочий, простой».

  6. «Не иначе… Степан душу нечистой силе продал».

  7. «Сперва вольную пиши, потом стараться буду…».

  8. «Что ему, коли … сама Хозяйка ему пособляла».

  9. «… Степан на волю вышел, а в Гумешках после того все богатство ровно пропало».

  10. «А он … на руднике у высокого камня мертвый лежит…».

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Скачать презентацию Что такое цитата? Примеры цитатного плана к рассказу

chto_takoe_citata_i_primery_citatnogo_plana_po_literature.pptx

  • Размер: 513.2 Кб
  • Автор:
  • Количество слайдов: 8

Описание презентации Что такое цитата? Примеры цитатного плана к рассказу по слайдам

Что такое цитата? Примеры цитатного плана к рассказу И. А. Бунина «В деревне»

Цитата (от латинского «zito» – «призываю в свидетели» ) – это точная дословная выдержка из какого-либо текста или высказывания, от словосочетания или простого предложения до внушительного отрывка текста.

В текстах цитата оформляется как прямая или косвенная речь. Используя прямое цитирование, необходимо указать автора, произведение и, непосредственно, высказывание в кавычках. Косвенное цитирование не предполагает указание автора, цитата вводится в текст с помощью вводных слов или вставных конструкций. Очевидно, что прямая речь является более выразительной и убедительной. Для чего мы используем цитаты в своей речи, письме? Для подтверждения своих мыслей, для разъяснения какого-либо вопроса или для того, чтобы блеснуть в обществе? Здесь будет уместно изречение Мишеля де Монтеня : «Если я цитирую других, то лишь для того, чтобы лучше выразить свою собственную мысль» .

Цитатный план к рассказу И. А. Бунина «В деревне» Примерный цитатный план первой части: 1. «Когда я был маленьким, мне всегда казалось, что вместе с рождественскими праздниками начинается весна» . 2. «Я с нетерпением ждал Святок» . 3. «И мне казалось, что только в деревне можно заметить, как начинается весна» . 4. «И вот наконец наступил давно желанный, радостный день» . 5. «…это было весёлое путешествие!» 6. «Но вот и одинокая, знакомая станция среди пустынных полей» . 7. «А между тем уже догорает короткий день» . 8. «А кругом всё темнеет и темнеет…» 9. «И чувство глубокого довольства и покоя наполняет душу…»

Цитатный план к рассказу И. А. Бунина «В деревне» Примерный цитатный план второй части: 1. «А разве не весеннее радостное чувство наполняло душу за весь этот весёлый, солнечный день нашего путешествия в деревню? » 2. «Резкий, морозный воздух так и охватил всего…. » 3. «К обеду солнечный день окончательно разыгрался» . 4. «И весь день не хочется уходить со двора!» 5. «И весь праздник проходил у меня в этом очаровании солнечными днями…»

Цитатный план к рассказу И. А. Бунина «В деревне» Примерный цитатный план третьей части: 1. «Мне грустно стало покидать родной дом…» 2. «Когда ты вырастешь, ты поймёшь, что человек должен жить ближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце, небо…» 3. «…и я спешу наглядеться на всё деревенское» . 4. «В кирпичных избах у богатых мужиков всегда сыро…. » 5. «Мы опять едем мимо чёрных изб…» 6. «Впереди только поле, белая пелена пушистого снега» . 7. «Но всё-таки весна близко!»

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/literatura/citatnyy-plan-kak-sostavit.html
  • https://nauka.club/literatura/tsitatnyy-plan.html
  • https://present5.com/chto-takoe-citata-primery-citatnogo-plana-k-rasskazu/

Слайд 1

Здравствуйте, уважаемые коллеги !

Всех с началом нового учебного года!
Творческих успехов!

21 век… Век информационных технологий… Век, когда приходится иметь дело с огромными потоками информации.

Слайд 2

Успешное обучение в начальной
и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

В Федеральном государственном
образовательном стандарте начального образования
читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения.

Слайд 3

Моя работа по формированию читательской
компетенции реализуется по следующим направлениям:

1.   Формирование навыка (техники)
чтения (в основном 1-3 класс)

2.  
Умение
работать с книгой. Разносторонняя работа с текстом(4
класс)

Умение работать с текстом — основной
способ развития навыков функционального чтения.

В своей деятельности я использую различные методы и приемы
работы с текстом, которые
способствуют формированию функционального навыка чтения ,
наиболее интересными и эффективными, на мой взгляд, я и хотела
бы с Вами поделиться.

Слайд 4

Первый приём, с
которым хочу Вас ознакомить-
«Кубик Блума»— он позволяет проверить
насколько хорошо учащиеся поняли текст (т.е. осознанность чтения).

На сторонах кубика
написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:

Назови…

Почему…

Объясни…

Предложи…

Придумай…

Поделись…

Работа с кубиком
строится следующим образом:

Мы ознакомились
(прочли ) какое-либо произведение, дети  по группам получают задание домой, составить
вопросы к тексту ( вопросы должны начинаться со слов , которые написаны на
гранях кубика).

На уроке я  (или
ведущий) бросает кубик, группа , чья грань выпала, задаёт вопрос классу, а
ученики отвечают  и если нужно аргументировать ответ, то могут использовать
текст произведения.

Например, изучая
«Сказку о Царе Салтане…»

Назови.

«Назовите
главных героев сказки А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане..». Данный
блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить
самые общие знания по тексту.

Почему

Почему так
поступили старшие сёстры с младшей сестрой?

Почему Салтан
сразу не поехал к Гвидону?

Объясни.

Это вопросы
уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать
внимание на всех сторонах заданной проблемы.

— Объясни: Ты
действительно думаешь, что молодой царевне с его маленьким сыном удастся
спастись? Ты уверен, что они не погибнут в море?…

Предложи.

Ученик должен
предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо
предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить,
как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных
ситуаций.

«Предложи,
как бы ты поступил на острове, если был бы вместо князя Гвидона.»,

»
Предложи свой вариант названия сказки «

Придумай 

Это вопросы
творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

»
Придумай, свою версию концовки сказки.»

Поделись 

 Вопросы этого
блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их
анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных
сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого
блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать
внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны
названной темой.

 «Поделись
своими впечатлениями о сказке ( ситуации)»,

«Поделись
своим мнением, почему это сказка, что реально, а что выдумка»» итд

Ответ на каждый
вопрос кубика помогает мне не только выявить уровень познавательной активности
учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока.

«Кубик Блума» можно
использовать на различных уроках и на всех этапах уроков любого типа. Однако
наиболее удобно применять приём на обобщающих уроках, когда у ребят уже есть
представление о сути темы.

Слайд 5

Ещё один приём,
который я использую в основном на уроках окружающего мира.

Приём «Работа с вопросником» применяю при введении нового
материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагаю ряд
вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы
даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и
рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска
обязательно провожу фронтальную проверку точности и правильности, найденных
ответов, отсеивание лишнего и делаем общий вывод-заключение по теме. В ходе
работы с текстом дети могут фиксировать свои вопросы (если им что-то непонятно
в тексте) и затем на общем обсуждении даём ответ.

Без игровой формы в начальной
школе никуда, поэтому хочу поделиться приёмом , который очень нравиться моим
ученикам.

. Приём «Крестики-нолики» — работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой«нолик».
После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке
домашнего задания ученики задают друг другу вопросы ( которые подготовили
заранее дома). В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий
ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд
своих знаков (по горизонтали или вертикали). Наиболее рациональным, на мой
взгляд, является игровое поле в 9 или 16 клеток.  

Слайд 6

В заключении хочется отметить, что для
формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское
пространство».

Это:

-Пробно-поисковые
ситуации

-Беседы-дискуссии

-Сам задай вопрос

-Личный пример учителя

-Приём устного
словесного рисования

-Словарно-стилистическая
работа

-Элементы драматизации

При использовании на уроках литературного чтения
указанных мною форм и методов работы, учащиеся осваивают приёмы поиска  нужной
информации, овладевают алгоритмами   основных учебных действий (деление текста
на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности
и др.), направленных на формирование читательской компетенции, у обучающихся
формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими
понятия «читательская грамотность».

Слайд
7

Закончить
своё выступление хочется словами известного французского писателя философа Дени
Дидро  »
«Люди
перестают мыслить, когда перестают читать

Слайд 8

Спасибо за
внимание!

Части сказки о царе салтане разбить текст на части и озаглавить

Поспорили как-то Пушкин с Жуковским, кто лучше отразит дух русского фольклора. Так в 1831 г. и появилась «Сказка о царе Салтане», не только соединившая в себя центральные архетипы «оклеветанная жена» и «волшебный помощник», но и взорвавшая привычный ассортимент образов посредством фантастической девушки-оборотня – Царевны Лебеди.

В 1899 г. Н. А. Римский-Корсаков задумал (по рекомендации Стасова) написать по сказке Пушкина оперу к 100-летию поэта. Как дань тому давнему спору партитура «Салтана» изобилует фольклорно-ярмарочными элементами. Между тем, опера Римского-Корсакова относится к тексту Пушкина примерно так же, как «Евгений Онегин» Чайковского к одноимённому роману: текст либретто примерно на три четверти (если не более) состоит из авторских стихов Владимира Ивановича Бельского (1866 – 1946) – знатока и стилизатора русского фольклора, яркого представителя славянского эсхатологического пантеизма (см. его либретто к опере Римского-Корсакова «Сказание о граде Китеже»). Я не буду говорить о том, почему текст Бельского и сложнее, и философски глубже сказки Пушкина: в этом каждый может убедиться самостоятельно, достаточно переслушать финал оперы и сравнить её с литературным первоисточником. В целом же, несмотря на архаизацию языка, Бельскому удалось удержаться в позитивной тональности пушкинской сказки, поэтому понять в ней, что к чему, хоть и сложно, но можно (отчасти благодаря «народной» музыке Римского-Корсакова, использовавшего в партитуре и народные песни, и колыбельные, и масштабные хоровые сцены).

Спектакль Алексея Франдетти на Новой сцене Большого театра (2019) не только идеально вписывается в эту традицию, но и развивает её, представляя собой едва ли не безоговорочный шедевр в русле современной развлекательной эстетики. Все режиссёрские решения не только являются внятными мизансценными высказываниями, но и подкрепляются экстраординарным визуальным контентом, начиная с изобретательной сценографии Зиновия Марголина и цирковых трюков настоящих акробатов и воздушных гимнастов и заканчивая продуманной световой палитрой Ивана Виноградова и роскошными костюмами Виктории Севрюковой (костюмы в «Салтане» — редчайшее достижение, напоминающее выдающиеся работы Павла Каплевича в сокуровском «Борисе Годунове» (2007) и Бенуа Дугардина в «Кавалере Розы» Стивена Лоулесса (2012) здесь же в Большом).

Музыкальная ткань спектакля поддерживала и дополняла его визуальное волшебство. Премьерная критика 2019 г. не пожалела скептических оценок в адрес маэстро Тугана Сохиева и оркестра Большого театра, совершенно забыв об особенностях восприятия театральной музыки в насыщенном визуальностью пространстве. В январской серии показов 2021 оркестр звучал бесподобно: плотно, ярко, мистически тяжеловесно, основательно. Именно на оркестровый звукоряд и на слаженную работу хора, как на прочный академический фундамент, улеглась вся сумасшедше сложная и стилистически разношерстная фактура режиссёрской интерпретации.

Но основным театральным ресурсом постановки стали, конечно, артисты. И тут в первую очередь хочется отметить артистов цирка, создавших праздничное настроение того самого живого ярмарочного шоу мирового класса: Анастасию Бурдину (Лебедь), Илью Салмова (Коршун, Белка), Э. Бисерова, Д. Булгакова, Д. Гизатуллина, С. Кима, О. Лымороева, К. Михайлова, С. Мишанина, Д. Нечаева, В. Самолётова, В. Худакова. Это был настоящий фейерверк трюков, сумасшедший всплеск солнечного, праздничного, удалого мастерства.

Блестящий уровень вокала продемонстрировал и ансамбль солистов Большого театра.

Диапазонно сложная (и самая притягательная для критики) партия Царевны Лебеди была с сияющей лёгкостью и изяществом исполнена Анной Аглатовой. Денис Макаров прекрасно справился с партией Царя Салтана. Екатерина Морозова продемонстрировала лучезарный вокал и актерское мастерство в партии Царицы Милитрисы.

Не менее замечательной (и по объёму, и по выделке) стала работа Ильи Селиванова в партии Князя Гвидона: превращение из царевича в просвещённого князя было представлено живо и убедительно.

Гнусная троица Ткачихи (искромётная вокально-драматическая работа обаятельной Юлии Мазуровой!), Поварихи (ураганно-карнавальный апломб в исполнении Светланы Лачиной) и Сватьи бабы Бабарихи (мистически-мрачная, исполненная вокальным колдовством интерпретация Елены Манистиной) в излюбленной композитором нумерологической дихотомии комически «рифмовалась» с партиями трёх Корабельщиков в исполнении Максима Пастера (взвешенно-экспрессивное звучание в партии Первого корабельщика, частично укрупнённой за счёт купированной роли Старого деда), Николая Казанского и Александра Бородина.

На одном дыхании «осушив» этот бокал музыкально-театральной радости и красоты, я подумал: а почему собственно оперные режиссёры так стесняются делать… праздники? Почему в оперный театр обязательно нужно интеллектуально снаряжаться, как на пыточное испытание? Почему из исконно развлекательного жанра делают чуть ли не экзамен на «высоколобость»? Зачем? Откуда эта бредовая задача сделать трудным лёгкое, сложным простое, непонятным очевидное и неудобоваримым доступное?

Я помню помпезный и тяжеловесный спектакль Г. Ансимова в Большом (1986 г.), и это был тихий ужас: скучно, невнятно, бесцветно, безыдейно. Впрочем, хорошо, что безыдейно: «идейная» перегруженность подобных партитур всё равно ничего, кроме недоумения, не вызывает. Вспомнить хотя бы последний спектакль Дм. Чернякова по той же опере в Брюсселе (2019), в котором несчастная брошенная мать рассказывает «Сказку» своему сыну-аутисту о том, как его бросил папа. Блестящие актёрские работы практически всех участников, к сожалению, не объясняют ни того, почему папа Салтан вдруг оказывается подонком, а не жертвой трёх злобных идиоток (как у Пушкина и Бельского), ни того, почему на сцене под радостную музыку нам показывают трагедию. Любопытно что интерпретация Царя Салтана как негодяя так впилась в сознание наших критиков, что один из них (весьма известный и в целом уважаемый) в своей рецензии на спектакль Большого театра искренне недоумевал, почему Гвидон с Милитрисой простили «царя-ирода». Признаться, у меня челюсть отвисла, когда я это прочитал. Дорогие коллеги, я понимаю, что ни для кого не секрет, что многие из нас, будучи визуалами, давно уже ничего не слушают, а только смотрят. Но хоть сказки Пушкина-то надо же знать. Потому что если мы с вами сказок Пушкина не знаем, то что мы вообще знаем и кому это надо?

Алексей Франдетти в своём «Салтане» не стесняется делать праздник. Напротив, режиссёр настаивает на нём, никогда не скатываясь в дешёвый китч, даже когда речь заходит об укрупнении рискованного пушкинского противопоставления просвещённого «запада» острова Буяна, вырастающего на фоне звёздного неба хрустальными силуэтами петербургской архитектуры, и матрёшечно-лубочной Тьмутаракани.

Современные дети с родителями (а именно для них Большой театр сделал этот фантастический дорогостоящий проект) наверняка помнят сюжет культового диснеевского мультфильма «Рататуй», когда заносчивый ресторанный критик Антуан Эго получает на ужин тот самый простой деревенский рататуй (тушёные овощи), возвращающий его в безмятежное детство, к маме, к радости безусловной любви и непосредственного обожания. В своём предпремьерном интервью Алексей Франдетти заметил: «Я против [зрительского] усилия в театре… Я за то, чтобы это всегда было в радость… [В театре] не надо мучиться…»

Именно таким радостным (без усилий и мучений!) возвращением в детство стал для многих редчайшей красоты спектакль Алексея Франдетти.

Фото Дамира Юсупова / Большой театр

Тип

Раздел

Театры и фестивали

Персоналии

Произведения

Автор

  • Чарушин циклы рассказов про тюпу и томку читать полностью
  • Чарушин рассказы что за зверь
  • Чарушин страшный рассказ текст читать полностью весь
  • Чарушин страшный рассказ картинки
  • Чарушин теремок читать сказку полностью