Части композиции волшебной сказки 3 класс перспектива избушка

Открытые городские ломоносовские чтения муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 6 им. м. в. ломоносова с углубленным изучением отдельных

Открытые городские Ломоносовские Чтения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 им. М. В. Ломоносова с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Самара

Секция:«Русская литература и литературоведение»

Реферат

Тема:«Исторические истоки образной системы волшебной сказки»

Выполнила:

ученица 6 «И» класса

МБОУ СОШ № 6

Александрова Анастасия

Руководитель:

Преподаватель русского

языка и литературы

Селезнева Анна

Алексеевна

Самара

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1.Характеристика волшебной сказки как жанра……………………..4

Определения понятия «Волшебная сказка»

Композиция волшебной сказки

Глава 2. Взаимосвязь сказки с обрядом и мифами…………………………….6

Сказка и обряд

Сказка и миф

Глава 3. Анализ сказочных мотивов……………………………………………10

Дети в темнице

Беда и противодействие

Волшебные дары

Система образов

Заключение…………………………………………………………………………19

Список источников и литературы………………………………………………20

Введение

Данная работа посвящена исследованию истоков образной системы волшебной сказки. Подобные исследования уже проводились учёными, и их работы помогли нам в исследовании. Наибольшее влияние на наше исследование оказали труды В. Я. Проппа и Е.М. Мелетинского.

Сказка – один из древнейших видов словесного искусства.Она уходит корнями в народное творчество доклассовой эпохи и до сего дня остаётся спутником человека, доставляя ему огромное художественное наслаждение.

«Высокие поэтические достоинства сказки в значительной мере объясняются тем, что в ней выражены накопившиеся столетиями мысли и чувства народа».[1]

Цель исследования:выявить исторические истоки образной системы волшебной сказки через взаимосвязь с мифом и обрядами.

Задачи исследования:

1) обобщить имеющиеся в научной литературе представления о сказке как жанре;

2) систематизировать материал, связанный с композиционным строением сказки;

3) выявить соотношение понятий Сказка и Миф, Сказка и Обряд;

4) рассмотреть основные сказочные мотивы и образную систему.

Объект исследования – волшебные сказки.

Предмет изучения – образная система волшебных сказок.

Глава 1. Характеристика волшебной сказки как жанра

Определения понятия «Волшебная сказка»

Сказка – произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. Различают сказки о животных, волшебные и бытовые. Кроме народных, есть сказки литературные, созданные писателями.

Основные значения словосочетания «Волшебная сказка»: а) история о волшебных существах, эльфах или феях; б) небылица, невероятная история; в) ложь.

В Словаре аналитической психологии дано такое определение: «Волшебные Сказки- истории, представляющие коллективное бессознательное, известные с доисторических времен, изображающие «неученое», дописьменное поведение и мудрость человеческого рода. В волшебных сказках обнаруживаются сходные мотивы, прослеживаемые в самых различных эпохах в самых разных частях света. Наряду с религиозными идеями (догмами) и мифами сказки поставляют нам символы, с помощью которых бессознательные содержания можно ввести в сознание, истолковать и объединить в некое целое».[2]

Композиция волшебной сказки

Для себя мы выделяем следующее рабочее определение понятия Композиция:

Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.

В экспозиции сказки рассказывается обо всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия.

Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Сказки волшебного типа включают в себя волшебство, приключение, героизм. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможны «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса нереальна, но и сам его характер:«Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». [3]

«Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.



Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

edugr4
Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда…

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

edugr3
Мы поможем в написании ваших работ!

Урок литературного чтения в 3 классе. УМК «Перспектива»

Тема: Волшебные сказки. Урок работы с книгой.

Учитель: Алексеева Анна Тарасовна

Школа : МБОУ «СНОШ им.В.Г.Павлова»
Цель урока: выявить особенности волшебной сказки

Задачи урока:

— познакомить с особенностями волшебной сказки;

— учить отличать героя волшебной сказки от героев других сказок;

— учить формулировать тему урока на основе ключевых слов; составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана;

— учить работать с книгой (озаглавливать выставку книг, классифицировать книги по разным основаниям, самостоятельно анализировать содержание текста)
Планируемый результат. Формирование УУД.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценка выполненных действий.

Познавательные: осмысление особенностей волшебной сказки, выявление причинно-следственных связей, самостоятельное ориентирование в учебной и художественной литературе.

Коммуникативные: формулирование собственного аргументированного мнения, формирование умения находить необходимую информацию в книге, тексте, презентация информации, участие в учебном диалоге.
Организация образовательного пространства.

Ресурсы и оборудование.

— Л.Ф.Климанова. Учебник. Литературное чтение. 3 класс. Часть 1

— Творческая тетрадь. 3 класс.

— Мультимедийный проектор.

— Выставка книг- сборников сказок.

Формы работы.

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Ход урока.

1. Организационный этап

Цели Учебно-познавательная деятельность
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

составление плана совместных действий

Осмысление темы раздела «Волшебные сказки». Работа в группах.

Диалог: учитель – рассуждения детей

— Прочитайте название раздела.

— Какие слова являются опорными (ключевыми) в данной теме?

— Рассмотрите внимательно с.48-49 учебника. Можете ли вы построить план сегодняшнего урока? Обсудите план в группах.

После обсуждения выставляется план урока:

— Знакомство с темой урока.

— Определение ключевых понятий урока.

— Классификация сказок. Особенности сказок. Выполнение заданий в «Творческой тетради».

— Выявление особенностей волшебной сказки.

,

2. Актуализация знаний.

Цели Учебно-познавательная деятельность
активизировать желание изучения темы

стимулировать эмоционально-ценностное отношение к изучению сказок

Определение ключевых понятий.

(Можно предложить учащимся разминку «Угадай сказки»)

Чтение на слайдах

А дорога далека, — Ах, ты, Петя, — простота,

И корзина нелегка, Сплоховал немножко:

Сесть бы на пенек, Не послушался кота,

Съесть бы пирожок. Выглянул в окошко.

(«Маша и Медведь») («Кот, Петух и Лиса»)

Красна девица грустна: Нет ни речки, ни пруда,

Ей не нравится весна, Где воды напиться?

Ей на солнце тяжко, Очень вкусная вода

Слезы льет бедняжка. В ямке из копытца!

(«Снегурочка») («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Диалог: учитель — рассуждения детей

— Какие сказки называются народными?

— Что такое присказка?

— Какие сказочные предметы вы знаете?

Викторина «Угадай, из какой сказки предмет»

1. Мёд («Винни-Пух и все-все». А.Милн)

2. Горошина («Принцесса на горошине». Г-Х. Андерсен)

3. Волшебное зеркало («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин)

4. Красная Шапочка («Красная шапочка»Ш.Перро)

5. Сапоги-скороходы («Маленький Мук» В.Гауф) и др.

3. Творческая минутка

Цели Учебно-познавательная деятельность
пробудить воображение, стимулировать творческий интерес,

адекватно использовать речевые средства

Стимулирование творческих способностей.

Слайды: изображения волшебных предметов. (шапка-невидимка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковер-самолет, и др.)

— Дети рассказывают, что это за предмет, в чем заключается их волшебная сила, из какой они сказки.

— «Мой волшебный предмет» — дети придумывают и рассказывают про свой волшебный предмет, обладающий необыкновенными свойствами.

Варианты: Можно предложить детям создать музей волшебных предметов и провести по этому музею экскурсию

4. Физкультминутка

Прогулка по сказочному лесу.

Мы шли, шли, шли

Белый гриб нашли,

Раз грибок, два грибок –

Вот и целый кузовок!

5. Основная часть. Работа над темой.

Цели Учебно-познавательная деятельность
формирование умения самостоятельно ориентироваться в учебной и художественной литературе.

осмысление особенностей волшебной сказки

формирование умения давать характеристику герою волшебной сказки

формулирование собственного аргументированного мнения

выявление причинно-следственных связей сюжетной линии сказки

А. Работа с выставкой книг в группах.

Диалог: учитель — рассуждения детей

— Дайте название выставке.

— Прочитайте названия сказок в учебнике. Знакомы ли они вам?

— Какие сказки представлены на выставке книг? Докажите, что книги выбраны правильно.

Б. Выполнение задания в «Творческой тетради»

— Разделите предложенные сказки на группы: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.

— Обоснуйте свой выбор.

— Какие сказки можно добавить в эти группы?

Слайды: классификация сказок

В. Исследовательская работа. Выявление особенностей волшебной сказки.

Работа над русской народной сказкой «Царевна-лягушка» в группах.

Слайды : иллюстрации к русской сказке «Царевна-лягушка»

Диалог: учитель — рассуждения детей

— Кто герой волшебной сказки?

— В чем особенности волшебной сказки?

— Обсудите сюжетную линию сказки, попробуйте выявить и обсудить отличия сказки.

— Отражается ли в сказках мечта народа о лучшей жизни, о счастье, о мирной жизни?

— Всегда ли в сказке добро побеждает зло? Главная мысль сказки.

Чтение диалога Ани и Вани на с. 49. Работа в парах. Записи в тетрадях.

Выводы. Особенности волшебной сказки:

Есть герой.

Есть животные-помощники.

Есть отрицательные герои.

Испытания в волшебном мире героев сказки.

Волшебные превращения.

Волшебные предметы.

Вариант (региональный компонент): Для сравнения можно привести якутскую народную сказку «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин», обсудить и сравнить сюжетную линию и особенности сказок.

6. Заключение.

Цели Рефлексивная деятельность. Самоанализ и самооценка ученика
оценивание результатов деятельности, соотношение учебных действий с планом урока Обсуждение выполнения плана, составленного в начале урока.

— Какие изменения можно внести в этот план?

— На какие вопросы вы могли бы ответить?

По итогам урока учащиеся с помощью смайликов выражают свое эмоциональное состояние, выбирая соответствующую формулировку

Домашнее задание (на выбор)

Цели: — формирование умения работать с книгой (классифицировать книги по разным основаниям, самостоятельно анализировать содержание текста);

формирование умений самостоятельно определять структуру сказки, характеризовать героев, определять главную мысль произведения;

— формулирование собственного аргументированного мнения, формирование умений находить необходимую информацию в книге, тексте, презентации информации.

А. Работа с книгой.

Найдите в домашней библиотеке книгу сказок. Представьте эту книгу по плану:

1. Автор…

2. Это книга … (сборник или книга, в которой одно произведение)

3. В книге представлены сказки…

4. Совет друзьям…
Б. Исследовательская работа. Выявление особенностей волшебной сказки.

В ходе исследовательской работы учащимся предстоит решить, в чем проявляются особенности волшебной сказки у разных народов .

Цель: исследование волшебной сказки.

Задачи:

— прочитать волшебные сказки разных народов;

— самостоятельно определять структуру сказки;

— характеризовать героев сказок.

Этапы исследования:

— Найдите сказки разных народов, похожие по сюжету.

— Сравните прочитанные сказки. Данные занесите в таблицу:

Параметры сравнения Сказка Сказка
Структура сказки
Герои сказки
Главная мысль
Волшебные помощники
Волшебные предметы

Результатом исследования может быть письменная творческая работа. Ее можно представить на школьных чтениях, конференциях.

автор: Ekaterina
28.09.2017

структура сказки

Неотъемлемая часть любой сказки — это наличие в ней таких структурных компонентов как зачин, присказка или запев, и концовка. Каждая из этих частей играет свою определенную и очень важную роль в системе всего жанра. Все это – особая формула стиля, которая обусловливает непреходящий интерес к сказке, с ее богатым идейным содержанием, ясностью и чистотой выражаемых мыслей, художественной отточенностью и занимательностью сюжета.

Присказка

Обычно сказки, и в особенности волшебные, открывают свое повествование с присказки. Основная задача такого начала — погрузить читателя в особую атмосферу фантастического мира и настроить его, читателя или слушателя, на нужное восприятие сказочных событий всего произведения.

С первых строк магическое пространство будто бы обволакивает нас благодаря присказке, несмотря на то, что она имеет сравнительно небольшой размер. Стоит только вспомнить всем известного кота-Баюна, который мерно ходит и распевает свои песни по мощному дубу, возвышающемуся на острове посреди «океяна».

Удивительно, что особый настрой, призванный помочь постичь всю глубину и мудрость народной мысли рождается не от напыщенной назидательности, но с помощью юмора, который и свойственен присказке. Прием игры слов, элементы некоторой путаницы помогают избавить сказку от лишнего нравоучительного тона, но сохранить свое воспитательное назначение.

Зачин

Следующий неотъемлемый компонент любой сказки – зачин. Его цель состоит в выполнении нескольких важных задач, и, прежде всего, это обеспечение читателя достаточной информацией для того, чтобы помочь ему сформировать правильное представление о героях сказки, а в дальнейшем ходе повествования правильно понять и оценить их характеры, образ мыслей, причинно-следственные связи их поведения и поступков.

Таким образом, зачин, знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий. Уже из зачина становится очевидным, что язык сказки совершенно особенный, не похожий на речь, привычную нашему слуху – стоит вспомнить традиционное «жили-были» или «сказка сказывается».

Концовка

Но любое сказочное действие неизбежно должно быть приведено к своему логическому завершению, и здесь наступает время концовки со своей целью закончить рассказанную историю. Обычно с этой задачей справляются уже всем знакомые и вполне устойчивые высказывания: «живут-поживают, да добра наживают» или «по усам текло, в рот не попало».

Но не всегда концовка – это некоторое очевидное умозаключение, автор вполне себе может закончить свой сказ неожиданно и внезапно. Но он не должен забывать, что концовка, тем не менее, обязана быть составлена грамотно, так, чтобы безусловно в ней содержались выводы о рассказанном.

Для жанра сказки, также, характерно обильное употребление повторов, истинное назначение которых — приближать действие произведения к своему завершению, развязке. Повторы, каждый раз указывая на определенные детали предмета, персонажа или явления, служат целью усилить оказываемое впечатление на читателя.

Особую роль здесь играют детали, повторенные троекратно: три сына, три головы змея Горыныча, три испытания, данные герою.

Стихотворные части сказок

Во многих сказках обнаруживаются и части стихотворные, с особой рифмовкой. Таким образом создается своя собственная мелодия сказки, мотив, ее напевность и музыкальное настроение, в целом. «Сказовый» стих обычно может включать в себя разное количество слогов, но вот ударения, преимущественно, по количеству равные.

Отсюда вытекает еще одна особенность сказочного повествования – нередко можно встретить сказку, сродни песне. Часто прекрасные девицы запевают на берегу чистого озера свои печальные думы, или голосистый петушок песней призывает на помощь, попав в хитрые лапы проворной лисицы.

Из последнего примера, также, можно сделать вывод о том, что в сказках, также, широко распространено звукоподражание.

Диалогам в сказочном произведении всегда присущи живость и естественность. Интонацией персонажи нередко выдают свои истинные намерения и не всегда присущие им положительные качества – например, речь лисицы обязательно будет преисполнена лести, а голос солдата останется бойким, ровным и стройным в любой ситуации.

Насыщенность сказки различного рода повторами, параллелизмом, ритмическими конструкциями и другими своеобразными средствами выразительной речи, несомненно, доказывают красочность и богатство живого народного языка. Сохраняя и передавая из поколения в поколение высокие понятия о содержании добра и зла, справедливости, истине и других моральных ценностей сказка является источником всех самых важных жизненных определений и закономерностей.

О структуре сказок рассказывала Короткова Юлия

Похожие статьи:

русские народные сказки

Эпитеты в русских народных сказках

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной:

infopediasu

Zdam


edugr3

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

«Красота человека в его поступках –

вот та мысль, которая проводится в сказках»

Н.М. Ведерникова

Самые любимые, интересные, захватывающие – это волшебные сказки. Здесь волк может говорить человеческим голосом, жар-птицу можно поймать руками, а наградой за бесстрашие и твердость духа станет свадьба с любимой, а часто и царство в придачу…

В отличие от других видов сказок, волшебная имеет в своей основе вполне чёткую композицию и сюжет. А также, чаще всего, узнаваемый набор неких универсальных «формул», по которым её легко узнать и отличить. Это и стандартное начало – «Жили-были», «В некотором царстве в некотором государстве…», или финал «И я там был, мед-пиво пил…», и стандартные формулы вопросов-ответов «куда путь держишь?», «Дело пытаешь или от дела лытаешь» и другие.

Волшебные сказки богаты своими сюжетами, но, не смотря на это, они обладают единством поэтической структуры. Это выражается в строгой соотнесенности мотивов, образующих последовательно развивающееся действие от завязки через развитие действия – к кульминации, ведущей к развязке.

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

Обобщая исследования различных ученых по этому вопросу, мы выявили следующие элементы композиции волшебной сказки:

— присказка (встречается не во всех сказках);

— зачин (экспозиция);

— завязка;

— развитие сюжета;

— кульминация;

— развязка;

— концовка;

— конечный присказ (часто соединен с концовкой, встречается не во всех сказках).

Волшебная сказка уводит слушателя в мир чудес, где при помощи чудесных помощников борются чудесные герои. Естественно, такая сказка отличается от сказок о животных и бытовых, она не может рассказываться в том же стиле и тем же языком. И по содержанию и по форме эти сказки необычны и чудесны. Отсюда её своеобразная обрядность и богатая словесная орнаментика.

Начинается волшебная сказка с присказки. Мастера сказочники настраивают слушателей на особый лад, переносят в мир необычного. «Было это дело на море, на океане, на острове Кидане, стоит древо-золотой маковки, по этому древу ходит кот Баюн, вверх идет – песню поет, а вниз идет – сказку сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть. Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди». Этой прекрасной присказкой начинал свою сказку о Богатырке Синеглазке белозёрский сказочник Семёнов. Роль присказки в сказке сходна с ролью былинного запева. Она большей частью не связана с фабулой сказки, лишь в редких случаях несет завязку сюжета.

Цель присказки – показать мастерство сказочника, подготовить слушателя к сказке, но присказка не является обязательной в волшебной сказке. Ту же цель как бы вступления и введения слушателя в атмосферу волшебной сказки преследуют и сказочные зачины: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве», «В некотором царстве, в некотором государстве». Обычно волшебная сказка, рассказанная хорошим сказочником, завершается концовкой, которая как присказка, отграничивает сказку от действительности и постепенно возвращает слушателя в настоящее время.

Чаще всего волшебная сказка кончается описанием пира: «Устроил пир на весь мир, и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». «Свадьбу сыграли, долго пировали. И я там был, мед-пиво пил, по губам текло, а в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто легок на ножку, тот сбегай по ложку». Концовка, как и присказка, может быть совершенно самостоятельной частью повествования, лишь слабо связанной с ним. Присказка и концовка составляют обрамление, в которое сказочник заключает свое повествование. Та и другая не обязательны: волшебная сказка может начинаться сразу с экспозиции, чаще всего в формулы «Жили-были», и заканчиваться словами «Стали жить-поживать добра наживать».

Действие сказки строится по принципу нарастания: каждый предшествующий мотив поясняет последующий, подготавливая события основного, кульминационного, который передает наиболее драматический момент сюжетного действия: Иван-царевич побеждает Кощея, выполняет трудные поручения морского царя, Ивашка сжигает ведьму, царь раскрывает козни ведьмы и возвращает жене, обращенной в рысь, облик красавицы царицы. Кульминационный, или, иначе, центральный мотив специфичен для каждого сюжета. Остальные могут варьироваться, т.е. подменяться сходными по содержанию мотивами в рамках данного сюжета.

Конфликтность, выражающаяся в резком противопоставлении основных действующих лиц, – непременное условие сюжетного действия. В волшебной сказке она всегда мотивирована. Традиционными мотивировками, определяющими поступки героев, являются:

— женитьба;

— желание получить чудесные предметы;

— уничтожение противника, наносящего герою какой-то вред, например, уничтожение посева, похищение царевны и т.п.

Одна сказка может содержать две мотивировки (например, Иван-царевич побеждает змея и одновременно находит в подземном царстве себе жену). В зависимости от направленности сюжета, мотивировки могут получать героическую, бытовую или социальную окраску. Композиция волшебной сказки по-своему проста, но эта простота – ясность сложного, результат многовековой шлифовки сказки в процессе её бытования. Падчерица вежливо отвечает Морозке, и он награждает её, дочери мачехи грубят Морозке – и погибают.

Важно отметить, что волшебные сказки представляют наиболее определенную в жанровом отношении группу сюжетов устной народной прозы. Многие из них построены по единой композиционной схеме, имеют ограниченный набор персонажей со строго определенными функциями. Но среди сюжетов волшебных сказок немало и таких, которые не укладываются в заданную схему и даже не имеют традиционного для сказки счастливого конца.

Основная особенность мира волшебных сказок – его членение на «наш» и «не наш» («тридевятое царство» русских сказок). Герой отправляется в иной мир за невестой или чудесными предметами. Он вступает в контакт с дарителем, получает чудесный предмет или приобретает чудесного помощника, выполняет трудные задачи и благополучно возвращается в свой мир. Действие сказки протекает в неопределенно-прошлом времени. С одной стороны, указывается на его давность и полную неопределенность («давным-давно»), с другой же – на вечность этого бесконечно длящегося действия («стали жить-поживать и добра наживать, и теперь живут и нас переживут» в русских сказках). Герой волшебной сказки обычно подвергается двум испытаниям – предварительному (и за это получает волшебный дар) и основному (победа над драконом, змеем, Кощеем или иным чудесным противником, чудесное бегство с превращениями и бросанием магических предметов). В экспозиции он может быть представлен как эпический герой чудесного или благородного происхождения, необычной физической силы, или как герой низкий, «дурак». Но желанной цели добиваются равно и царевич и дурак. Свойственный волшебным сказкам счастливый финал выражает веру в торжество идеалов добра и справедливости, мечту о том, что любой человек достоин счастья и может его добиться.

В.Я. Пропп вскрывает однообразие волшебной сказки на сюжетном уровне в чисто синтагматическом плане. Он открывает инвариантность набора функций (поступков действующих лиц), линейную последовательность этих функций, а также набор ролей, известным образом распределённых между конкретными персонажами и соотнесённых с функциями. Функции распределяются среди семи персонажей:

— антагониста (вредителя);

— дарителя;

— помощника;

— царевны или её отца;

— отправителя;

— героя;

— ложного героя.

Е.М. Мелетинский, выделяя пять групп волшебных сказок, пытается решить вопрос исторического развития жанра вообще, и сюжетов в частности. В сказке присутствуют некоторые мотивы, характерные для тотемических мифов. Совершенно очевидно мифологическое происхождение универсально распространённой волшебной сказки о браке с чудесным «тотемным» существом, временно сбросившим звериную оболочку и принявшим человеческий облик («Муж ищет исчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа)», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и др.). Сказка о посещении иных миров для освобождения находящихся там пленниц («Три подземных царства» и др.). Популярные сказки о группе детей, попадающих во власть злого духа, чудовища, людоеда и спасающихся благодаря находчивости одного из них («Мальчик-с-пальчик у ведьмы» и др.), или об убийстве могучего змея — хтонического демона («Победитель змея» и др.). Свадьба для волшебной сказки становится символом компенсации социально обездоленного («Сивко-Бурко»). Социально обездоленный герой (младший брат, падчерица, дурак) в начале сказки, наделённый всеми отрицательными характеристиками со стороны своего окружения, наделяется в конце красотой и умом («Конёк-горбунок»). Выделяемая группа сказок о свадебных испытаниях обращает внимание на повествование о личных судьбах.

Новеллистическая тема в волшебной сказке не менее интересна, чем богатырская. Пропп классифицирует жанр волшебной сказки по наличию в основном испытании «Битвы – Победы» или по наличию «Трудной задачи – Решение трудной задачи».

В.Я. Пропп очень подробно анализирует и выявляет основные проблемы в обозначении сюжетов волшебной сказки. Он приходит к выводу, что деление волшебных сказок по сюжетам невозможно в принципе: «Наряду с распределением сказок по разрядам, имеется деление по сюжетам. Если неблагополучно обстоит дело с делением на разряды, то с делением на сюжеты начинается уже полный хаос. Мы не будем уже говорить о том, что такое сложное, неопределенное понятие, как сюжет, или вовсе не оговаривается, или оговаривается всяким автором по-своему. Забегая вперед, мы скажем, что деление волшебных сказок по сюжетам по существу вообще невозможно. Оно также должно быть поставлено на новые рельсы, как деление по разрядам (43, с.9-14). Пропп также приходит к выводу, что необходимо качественное изучение структуры всех видов сказки: «В настоящее время необходимость изучения форм сказки не вызывает никаких возражений. Изучение структуры всех видов сказки есть необходимейшее предварительное условие исторического изучения сказки. Изучение формальных закономерностей предопределяет изучение закономерностей исторических. Однако таким условиям может отвечать только такое изучение, которое раскрывает закономерности строения, а не такое, которое представляет собой внешний каталог формальных приемов искусства сказки» (там же, с. 16-17).

По мнению Н.М. Ведерниковой, сюжетную фабулу всех волшебных сказок составляет история женитьбы героя. Женитьба венчает события, женитьба – это награда за долгие и тяжкие испытания, за доброту, мужество и бесстрашие.

Видный представитель фольклорной школы братьев Ю. и Б. Соколовых Э.В. Померанцева, исследуя вопрос сюжета волшебных сказок, пришла к выводу, что наиболее популярными сюжетами в русском сказочном репертуаре являются сказки о трех царствах, волшебном кольце, о чудесном бегстве, о чудесном помощнике: «Самый волнующий, самый напряженный момент в сказке о трех царствах – измена братьев или спутников героя, обрекающая его на гибель. Герой выбирается на белый свет благодаря тому, что пожалел птенцов чудесной птицы и накрыл их своим кафтаном, что решился накормить собственным телом орла – птицу, выносящую его из подземного царства на Русь» (45, с. 239).

В сказке о волшебном кольце кот и собака помогают герою добыть чудесное кольцо, восторжествовать над коварной изменницей-женой, выбраться из тюремного заключения в награду за то, что он в свое время не пожалел отдать последний грош ради спасения их жизни. Сивка-Бурка, серый волк помогают младшему сыну, не забывшему покойного отца, бесхитростному простаку, угнетаемому и презираемому старшими братьями. Елена Прекрасная помогает герою, не побоявшемуся пойти ради неё к Кощею или к Морскому царю. В основе любой из этих сказок лежат твердые, веками выработанные правила морали и представления о том, какой должна быть человеческая личность, в них выражены основы народной этики. Эти единые правила-положения морали легли в основу многочисленных сюжетов, этот единый общечеловеческий идеал воплощается в различные образы.

Ученые признают проблемы классификации жанровых разновидностей русской народной волшебной сказки. Причиной этого является, прежде всего, богатство и разнообразие материала, который необходимо систематизировать. Многоликость и пестрота сказочных образов, вариативность сюжетных ходов и композиционных решений волшебной сказки требует создания сложной, многосоставной типологии.

Наиболее простое и понятное решение проблемы – классификация волшебных сказок по тематическому принципу, в результате которой выделяются сказки героические, чудесные и авантюрные.

Предметом героических сказок является тема защиты богатырем «своего» мира, живущих в нем людей от врагов, выраженная в мотиве борьбы героя со страшным чудовищем, «змеем» (мотиве змееборства).

Чудесные сказки повествуют о чуде и связанных с ним необычных («чудесных») существах – чудесных женихах и женах, обладающих сверхъестественными способностями и живущих на границе двух миров – человеческого и природного, чудесных детях и разного рода волшебных предметах (диковинках).

Авантюрные сказки лежат на границе между сказками волшебными и социально-бытовыми, сочетая в себе их основные черты: хотя они и не повествуют ни о чуде, ни о диковинках, сюжет их так же занимателен и увлекателен, как сюжет чудесных сказок; хотя их события кажутся невероятными, нереальными, они всегда мотивированы в бытовом и социальном плане, как в сказках социально-бытовых.

Тематическая классификация волшебных сказок, при всей её простоте и прозрачности, не может покрыть всего многообразия систематизируемого материала. Дополнить её может сюжетная классификация волшебных сказок, разрабатываемая фольклористами параллельно с тематической.

Так, В.Я. Пропп выделил сказки шести сюжетных типов:

— сказки о змееборстве (борьбе героя с чудесным противником);

— сказки о поиске и освобождении от плена или колдовства невесты или жениха;

— сказки о чудесном помощнике;

— сказки о чудесном предмете;

— сказки о чудесной силе или умении;

— прочие чудесные сказки (сказки, которые не укладываются в рамки первых пяти групп).

Работа в данном направлении была продолжена Т.В. Зуевой и К.Е. Кореповой, которые приведённую выше классификацию дополнили следующими сюжетно-жанровыми разновидностями (23, с.3-28); (28, с.5-18):

— сказки о чудесной задаче;

— сказки о чудесных женихах и невестах;

— сказки о чудесных детях;

— сказки о брачных испытаниях;

— сказки о детях, ведьмах и людоедах;

— сказки о невинно гонимых;

— героические сказки.

Тематическая классификация, которая может быть названа также межсюжетной, открывает универсальный путь для наиболее целостного анализа волшебной сказки, учитывающий системно-образные, сюжетно-композиционные и языковые особенности данного жанра.

  • Час обеда приближался топот по двору раздался входят семь богатырей семь румяных усачей какая сказка
  • Чарушина рассказы кто как живет
  • Час на площади рассказ
  • Час книги по сказкам шварца
  • Час от часу не легче как пишется