Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)
Библиографическая запись:
Графика и орфография. Основные принципы русской орфографии. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//yazykoznanie/173/ (дата обращения: 11.01.2022)
Графика
— раздел языкознания, изучающий принципы отражения звучащей речи на письме, а также сами эти принципы; совокупность знаков, используемых в данной системе письма вместе с правилами, устанавливающими соответствие между знаками (графемами) и звуками (фонемами).
Термин «графика» близок по своему значению к термину «письмо» (но несколько отличается по употреблению). С другой стороны, термин «орфография» иногда употребляется в расширительном смысле, включающем графику, например когда говорят о реформах орфографии. В этом же расширительном смысле может использоваться термин «письмо».
Письменность — знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иныхданных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. Письменность — одна из форм существования человеческого языка.
Мельчайшие смыслоразличительные единицы письма — графемы. Графемы представляют собой минимальные значимые единицы, чья совокупность охватывает весь набор конструктивных элементов, из которых в соответствии с правилами их соотнесения и использования могут быть составлены записанные в одной или нескольких системах письма тексты. Данная концепция схожа с представлениями о фонеме, которые существуют в области изучения устной речи. Основными графемами для русского языка, к примеру, являются прописные и строчные буквы алфавита, соответствующие определенным фонемам, пунктуационные знаки, соответствующие ритмико-интонационному рисунку речи, и некоторые другие символы наподобие цифр.
Письменность отличается от других существующих или возможных систем символической коммуникации тем, что всегда ассоциируется с некоторым языком и устной речью на этом языке. В противоположность письменности, разного рода визуально-графические представления информации — такие, как рисунки, картины, невербальные картографическиеэлементы и т. д. — не соотнесены с каким-либо конкретным языком. Символы на информационных знаках (изображения мужчины и женщины, например) также не относятся к языку, хотя могут стать его частью в том случае, если активно используются в сочетании с другими языковыми элементами. Некоторые другие символические обозначения — цифры, логограммы — не имеют прямой связи с определенным языком, но часто используются на письме и таким образом могут считаться частью письменности.
Для возникновения и существования письменности требуются:
- по крайней мере один набор определенных базовых элементов или символов, которые по отдельности называются знаками, а в совокупности — системой письма;
- по крайней мере один набор правил и условий (то есть орфография), понятный сообществу и используемый всеми или большинством его участников, который определяет значение базовых элементов (графем), порядок их следования и взаимоотношения друг с другом;
- по крайней мере один язык, распространенный в сообществе, конструкции которого отражаются в этих элементах и правилах, а также могут быть из них восстановлены путем интерпретации написанного;
- какие-либо физические средства отчетливого представления символов на каком-либо постоянном или отчасти непостоянном носителе, так, чтобы их можно было считать оттуда тем или иным способом (визуально или на ощупь).
Для большинства систем письма характерно такое упорядочение символических элементов, которое позволяет объединять их в более масштабные и крупноразмерные кластеры — слова, акронимы и другие лексемы, — за счет чего создается возможность передачи существенно большего количества значений, нежели то, которое может быть обеспечено самим символами.
Русская графика
В русском языке пять гласных фонем и 34 согласных. Всего звуков-смыслоразличителей 39. А букв в алфавите 33. Чем объясняется эта «недостача»? Оказывается, можно «сэкономить» число букв. Яковлев вычислил формулу построения наиболее экономного в отношении числа букв алфавита. Он показал, что если в языке есть пары согласных, различающихся одним и тем же признаком (например, твердостью – мягкостью), то каждую пару можно обозначать одной и той же буквой, а дополнительный признак передавать с помощью соседней, следующей буквы. На эту мысль его натолкнул русский алфавит. В русском письме парные по твердости-мягкости согласные передаются одной и той же буквой: для [с] и [с’] – одна буква – с, для [м] и [м’] – одна буква м и т.д. Всего таких пар, различающихся только твердостью-мягкостью, в русском языке 12. Значит, вместо 24-х букв для передачи этих согласных наше письмо обходится 12-ю буквами.
А как же мы отличаем твердый согласный от мягкого? Почему при чтении не путаем, когда произнести мягкий, а когда твердый? Потому что на твердость-мягкость согласного указывает следующая буква – сосед справа. Такими указателями мягкости-твердости предшествующего согласного служат буквенные парыа – я, о – ё, у – ю, э – е, ы – и (ср. мал-мял, мол-мёл, лук-люк, сэр-сер, лыс-лис). А если после согласного нет гласного? Тогда «смягчительную» роль выполняет буква мягкий знак (ь), который сам по себе не обозначает никакого звука, но передает мягкость предшествующего согласного. Итак, потребовалось на 12 согласных меньше (сэкономили 12 букв), зато пришлось вводить мягкий знак плюс еще пять букв для гласных, чтобы они обозначали не только гласную фонему, но и мягкость предшествующего согласного.
Такой принцип обозначения твердых-мягких согласных условно называют слоговым.
Слоговой принцип – яркая особенность русской графики. Он сложился стихийно, в процессе развития русского языка, и оказался очень удобным. Он не только позволяет обойтись меньшим числом букв, но и экономит бумагу. Ведь если бы не было двойного набора букв для гласных, а мягкость согласных всегда обозначалась бы мягким знаком (например, тьотьа, льубльу – вместо тётя, люблю), то слова были бы на письме гораздо длиннее.
До сих пор мы говорили об употреблении букв независимо от того, в состав каких слов они входят, когда выбор буквы определяется только окружением передаваемых звуков, звуковым контекстом. Такие правила называются правилами графики в отличие от правил орфографии.
Орфография
Орфография русского языка — правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме; система правил, предписывающих выбор какого-то одного из вариантов написания, предусмотренных графикой данного языка, а также раздел науки о языке, занимающийся нормами правописания.
Правила русской орфографии и пунктуации утверждены в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР.
Главным принципом современной орфографии русского языка является морфологический принцип: значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться.
В качестве азбуки используется русский алфавит, основанный на кириллице.
История русской орфографии
Первоначально в языке господствовали индивидуальные написания. Одним из самых ранних трудов по теории орфографии является труд В. К. Тредиаковского, вышедший в 1748 году, где сформулированы принципы построения алфавита и орфографии, которым хорошо соответствует даже современный русский алфавит. М. В. Ломоносов в «Российской грамматике», вышедшей в 1755 г., получившей широкое распространение и долгие годы использовавшейся для обучения русскому языку, опубликовал правила правописания и такие основополагающие принципы, как удобство чтения для каждого, близость к трём основным российским диалектам, близость к морфологии и к произношению. Первый академический словарь русского языка был издан в 1784—1794 гг.
Довольно полный обзор правил правописания в их исторической перспективе был осуществлён Я. К. Гротом в 1873 году. Главным принципом он считалморфологический в сочетании, до некоторой степени, с фонетическими письменными формами. Впоследствии на главенство морфологического принципа (в отличие от фонетического) в русском правописании указывали А. Н. Гвоздев, А. И. Томсон, М. Н. Петерсон, Д. Н. Ушаков.
В 1904 году при Академии наук была создана специальная комиссия по правописанию. Её подкомиссия, в которую вошли такие известные учёные, как А. А. Шахматов, Ф. Ф. Фортунатов, И. А. Бодуэн-де Куртенэ, А. И. Соболевский, занялась подготовкой реформы правописания. Окончательный проект реформы был готов к 1912 году, реализованы предложенные изменения были через шесть лет, при Реформе русской орфографии 1918 года. До 1918 года русский алфавит насчитывал больше букв, чем теперь. В результате реформы 1918 года были убраны буквы ять, фита, ижица, и десятеричное, ъв окончаниях слов.
В 1956 году были приняты Правила русской орфографии и пунктуации 1956 года, изменившие написание некоторых слов и регламентировавшие употребление буквы ё. В последующее время под руководством В. В. Лопатина выдвигались некоторые изменения правил, частично отражённые в орфографическом словаре под его редакцией, где «подготовленный текст правил русского правописания не только отражает нормы, зафиксированные в «Правилах» 1956 г., но и во многих случаях дополняет и уточняет их с учетом современной практики письма».
Важнейшие правила орфографии
Правописание гласных в корне слов
Безударные гласные, которые можно проверить ударением
столы — сто?л
молодой — мо?лодость, моло?денький
Безударные гласные, которые не проверяются (словарные слова)
корова, король, облако, болото
И — ы после ц
в корнях ци — и
Цирк, циркуль, цитата, цинга, цифра … и в других заимствованных словах
Слова-исключения: цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: «цыц».
в суффиксах и окончаниях — цы — ы
лисицын, курицын; улицы
Гласные после шипящих
1) жи, ши — и
ча, ща — а
чу, щу — у
Жизнь, чаща, чудо …
2) После шипящих — ё:
Чёрный, жёлтый, шёлк, чёрточка …
Слова-исключения: о шов, шорох, капюшон, крюшон, крыжовник, шоссе, шоколад, жокей, обжора, прожорлив, жонглёр, чопорный, трещотка, трущоба, шорты, шорник, шомпол, шовинизм, шок, шора, чащоба, чокнутый, чокаться, чох, чохом, жом, жор, жох, вечор, мажор, мажорный.
Чередующиеся е — и, о — а в корне слова
1) бер — бира?-
тер — тира?-
дер — дира?-
пер — пира?-
мер — мира?-
стел — стила?-
блест — блиста?-
жег — жига?-
дерёт — сдира?ет
стелить — застила?ет
умер — умира?ть
блестит — блиста?ет вытереть — вытира?ть
Слова-исключения: сочета?ние, сочета?ющийся, словосочета?ние
2) Кос — каса?-
лож — лага?-
коснуться — каса?ться
изложение — излага?ть
Слово-исключение: полог
3) Рос — о
раст — ращ — а
вырос, вырасти, выращенный
Слова-исключения: росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль
4) Мок — мак
вымокнуть под дождём,
макать в жидкость
5) Ровн — равн
ровный — равный
(гладкий — одинаковый)
выровнять — уравнение
Слово-исключение: равнина
6) гор — га?р
зага?р, горит
Слово-исключение: выгарки
7) зор — зар
заря, зори, зарево.
Правописание согласных в корне слов
Глухие и непроизносимые согласные, которые можно проверить, изменив слово или подобрав однокоренное, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или в, л, м, н, р, й
1. Столб — столбы
жёлудь — жёлуди.
2. Глазки — глазницы
сказка — сказочка.
3. Здравствуй — здравие
местность — место.
Непроверяемые согласные (словарные слова)
Ё и О после шипящих
В корне:
- Всегда ё: (сущ.) пчёлы,чёлка, чётки, жёлудь, щётка; (прил.) жёлтый, чёрный, чёткий, шёлковый; (глаг.) шёл.
- Слова-исключения: (сущ.) шов, шорох, капюшон, крыжовник, шок, шорты, шовинизм, трущоба, шорник, чох, жом, жор, обжора, ожог, шомпол, крюшон, трещотка, чащоба, мажор; (прил.) прожорлив, чопорный, чокнутый, мажорный; (глаг.) чокаться; (нареч.) чохом, вечор.
В суффиксе:
- Обычно под ударением пишется о, без ударения — е: (сущ.) галчо?нок, зайчо?нок, мышо?нок, медвежо?нок, кружо?к, волчо?к и звоночек; (прил.) ежо?вый, парчо?вый, холщо?вый и бежевый; (нареч.) горячо?, свежо?, хорошо? и пахуче.
- Однако: (глаг.) размежёвывать; (прич.) обожжённый, заворожённый.
- Слово-исключение: ещё.
В окончании:
- Обычно под ударением пишется о, без ударения — е: (сущ.) ножо?м, свечо?й, врачо?м и сторожем, дачей; (прил.) большо?го и хорошего.
- Однако: (глаг.) стережёт, жжёт, печёт.
Трудности русской орфографии
- Слитное или раздельное написание существительных с приставкой, переходящих в наречия, определяется возможностью/невозможностью разорвать слово на две значимые лексические единицы (досыта, но до смерти; пополам, но по третям; вдобавок, но в заключение, посуху, но по морю).
- Написание о или ё после шипящих и ц непоследовательно: поджог (существительное) при поджёг (глагол), горшок при горшечник.
- Правило написания «не» с глаголами имеет много исключений, также связанных с невозможностью лексического отрыва (первой или единственной) приставки от корня слова: нейти, ненавидеть, несдобровать, невзлюбить, недополучить и др.
- Написание форм слова «идти» (корень —и-) определяется только словарём: идти, но прийти и приду. То же с формами корня —им-/-ем-/-я-: пойму, ноприму, возьму и выну.
Несоответствия морфо-фонологическому принципу:
- исчезновение й перед и: стройка – строить
- беглые гласные: копий – ружей; достоин – строен, спокоен; заяц – перец, немец, боец …
- -и как флексия предл.п.
- з/с в приставках без/бес, вз/вс, роз/рос (раз/рас)
- о/а в приставке роз/раз (рос/рас)
А подробнее о графике и орфографии можно почитать тут
03.02.2016, 21801 просмотр.
Слово «приду» правильно пишется так, как здесь показано, без «-й-». Писать его с корнем «-йд-» («прийду») – грубая ошибка, так как этот корень относится к иным формам того же исходного слова, см. далее. Цель этой статьи – дать правильное написание предмета рассмотрения, поскольку ошибочное, через «-йд-», создаст зацепку для оспаривания правомочности соответствующего документа и засвидетельствует малую грамотность его автора, что есть удар по репутации.
Правила
В современной русской орфографии на слова, производные от инфинитива (исходной формы) глагола «идти» с помощью приставок, оканчивающихся на гласные, действуют следующие правила:
- В словарных формах от «идти» с приставками, оканчивающихся на гласную, согласная «д» из корня уходит, а «и» отверждается до полугласной «й». В основном это слова с окончанием «-ти»: «выйти», «дойти», «зайти», «найти», «прийти», «уйти», но также и те, где за «-ти-» следует постфикс (послеокончание) «-сь»: «зайтись», «найтись».
- В формах будущего времени и повелительного наклонения «идти» с приставкой «при-» в корне редуцируется (отбрасывается) начальная гласная «и», и остаётся только «д»: «придём», «приду», «придёмте», «придите» (здесь и ниже в перечне корни выделены полужирным шрифтом). «-ём-» и второе «-и-» (в последнем случае) – постфиксы.
- В единственном числе прошедшего времени 1-го и 2-го лиц и в мужском роде 3-го лица корень «-д-» заменяется на «-ш-»: «пришёл».
- В женском и среднем роде 3-го лица и во множественном числе всех 3-х лиц корень «-д-» заменяется на «-ш-»: «пришла», «пришло», «пришли».
- В повелительном наклонении форм с приставками, оканчивающимися не на «и», а на другие гласные, в корне «и» заменяется на «й», но и согласная в нём остаётся: «выйдите», «дойдите»; «зайдите»; «найдите», «уйдите». «-и-» после корня – постфикс.
- В общеупотребительных архаизмах (напр., в церковнославянском языке) исходный корень остаётся неизменным, но становится ударным, и происходит сдваивание «ии»: «приидите и удостойтесь благодати». Данное правило признаётся не всеми течениями православного вероисповедания, так что возможен вариант «прииди́те».
Примечание: полностью о склонении «прийти» по родам, лицам, числам, временам и наклонениям см. далее.
Вывод
«Приду» – форма исходного глагола «прийти» в единственном числе будущего времени 1-го лица («Я приду»). Следовательно, писать его нужно по Правилу 2 выше, а примешивать сюда же Правило 1 значит вообще не знать правил написания этого слова.
Обоснование правил
Правописание инфинитива «идти» с приставками, действительно, весьма сложно. В русском языке мало слов с такой непростой орфографией. Касательно предмета нашего интереса среди лингвистов существуют серьёзные разногласия, опираясь на формально-грамматические положения, или на фонетику, произношение. Первый подход в данном случае затрудняет произношение и понимание смысла написанного; второй – написание слов. В общем, ноги вытащишь – хвост увязнет. В отношении исходной формы «прийти» в настоящее время возобладали «фонетики», но и возврат к устаревшему «придти» не исключён, так что ни то, ни другое нельзя считать ошибочным. Тем не менее, относительно «приду» никаких разногласий нет и никогда не было: это слово нужно писать без «й». Иначе, снова выражаясь образно, тонет сразу всё – и выговаривать труднее, и понимать, и писать лишнее приходится.
Примечание: подробнее о лингвистических проблемах глагола «идти» с приставками можно прочитать в статье о словах «прийти» и «придти».
Грамматика
Слово «приду» – форма непереходного глагола совершенного вида «прийти». «Непереходный» – то есть субъект (человек, живое существо, предмет, явление) сам что-то делает, а не производит действий над кем-то или чем-то. «Совершенный» значит: действие или уже произошло, или происходит и финал его определён (ясен, понятен, предрешён). Состав: приставка «при-», корень «-д-», окончание «-у». Не суффикс, поскольку не образует новой части речи, и не постфикс, раз является флексией – переменной частью слова, не меняющей его значения, см. ниже. Постановка ударения и разделение переносами при-ду́. Родственные словоформы:
Первое лицо:
- (Я) приду́ (будущ.)/ пришёл (прошедш. муж.)/ пришла́ (прош. жен.)/ <бы> пришёл (пришла́) или пришёл (пришла́) <бы> (сослагательн.)/ (Я/мы) <должен/должны?> прийти́ или (Мне/вам) < необходимо?> прийти́ (повелительн.).
- (Мы) придём (будущ.)/ пришли́ (прошедш.)/ <бы> пришли́ или пришли́ <бы> (сослагательн.)/ <должны?> прийти́ или (Мне/нам) < необходимо?> прийти́/ <давайте-ка?> придём/ придёмте <-ка> (повелительн.).
Второе лицо:
- (Ты) придёшь (будущ.)/ пришёл (пришла́) (прошедш.)/ <бы> пришёл (пришла́) или пришёл (пришла́) <бы> (сослагательн.)/ приди́ (повелительн.).
- (Вы) придёте (будущ.)/ пришли́ (прошедш.)/ <бы> пришли́ или пришли́ <бы> (сослагательн.)/ приди́те (повелительн.).
Третье лицо:
- (Он) придёт (будущ.)/ пришёл (прошедш.)/ <бы> пришёл или пришёл <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> придёт (повелительн.).
- (Она) придёт (будущ.)/ пришла́ (прошедш.)/ <бы> пришла́ или пришла́ <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> придёт (повелительн.).
- (Оно) придёт (будущ.)/ пришло́ (прошедш.)/ <бы> пришло́ или пришло́ <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> придёт (повелительн.).
- (Они) приду́т (будущ.)/ пришли́ (прошедш.)/ <бы> пришли́ или пришли́ <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> приду́т (повелительн.).
Действительное причастие прошедшего времени прише́дший (архаичная форма прише́д). Деепричастия прошедшего времени придя́, прише́дши.
Значения
Глагол «прийти» в единственном числе будущего времени 1-го лица употребляется в следующих значениях:
Достичь определённого места (пункта назначения), не обязательно передвигаясь самостоятельно:
- «Можно, я приду к вам сегодня вечером?» Синонимы «прибуду», «выберусь»; частичные «посещу», «приеду».
Осуществиться, реализоваться:
- «Когда же я приду к правильному пониманию собственных стремлений?».
Частичный синоним «достигну».
Оказаться (очутиться) в определённом состоянии (физическом, психическом, эмоциональном):
- «Не понимая ясно, чего же мне на самом деле хочется, я в конце концов приду в объятия чёрной хандры».
Частичные синонимы «дойду <до>», «впаду».
Подвести итог, принять решение, сделать окончательный вывод, утвердиться в чём-то материально, умственно (интеллектуально) или морально (чувственно, эмоционально):
- «Вдумчиво решая частные задачи по предмету, я приду к пониманию его глубинной сути».
***
© ПишемПравильно.ру
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.
Правописание этих слов надо знать:
Проверить еще слово:
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
«Алый вальс. Летит из лога
Медь прощаний, трав финал.
Глина серая, тревога,
Церемонность, тишина.
Аспидные глуби листопада
Падают в гигантские аркады…»
Нет, это не шедевр поэзии Серебряного века, а мнемоническое правило для запоминания аминокислот. Слова в стихотворении начинаются с той же буквы, что и название аминокислоты: от аланина до гистидина и аргинина — да, названия у аминокислот вот такие. Становится понятно, зачем потребовались приемы запоминания и что «аспидные» — еще не самое страшное слово.
У каждого учителя есть свои любимые мнемонические правила: их узнают от коллег, придумывают вместе с учениками, а некоторые передают из поколения в поколение десятилетиями. Вспомним приемы, с помощью которых можно отойти от зубрежки правил и понятий.
Что такое мнемоника
Мнемоника, или мнемотехника (греч. mnemonika — «искусство запоминания») — это множество способов, с помощью которых можно усвоить больше информации, и сделать это легче, используя искусственные ассоциации.
Для школьников мнемоника — просто подарок: вместо очередной скучной формулы или ряда не связанных между собой слов достаточно запомнить яркий, парадоксальный образ или забавный стишок.
Вызубренные наизусть правила со временем выветриваются из памяти, а вот присказки про «биссектрису — злую крысу» или «охотника, который желает знать, где сидит фазан» запоминаются на всю жизнь. Все потому, что мнемоника задействует образное мышление, эмоции, аналогии с чем-то уже известным.
Приемы мнемоники
Приемов мнемоники много, но основными считают следующие пять:
- Акростих.
Стихотворение или фраза, где каждое слово начинается с той же буквы, что и заучиваемые термины. Так, последовательность падежей в русском языке учат с помощью предложения: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку» (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный). - Визуальные ассоциации.
Создается яркий, запоминающийся образ. Например, «медиана — это обезьяна, которая лазает по сторонам и разделяет их пополам». - Рифмы.
Запоминаемый материал подается через небольшое стихотворение, часто забавное или парадоксальное. Основное правило техники безопасности на лабораторных работах по химии старшеклассники обозвали: «Коль не хочешь стать уродом — кислоту вливаем в воду!» - Фрагментирование.
Объемный материал разбивается на небольшие группы. Скажем, чтобы запомнить валентность элементов, выделяются три группы: «Хлор, бром, фтор, йод, калий, натрий, водород» (одновалентные); «Кальций, магний, медь и цинк — двухвалентны, как ни кинь»; «Алюминий да и висмут на трех ниточках повиснут» (трехвалентные). - Метод мест.
Объекты из списка для запоминания мысленно «раскладывают» в знакомых местах. Условно, чтобы запомнить продукты, богатые витамином В (говядина, свинина, курица, рыба, молоко, творог, картофель, рис), мысленно представляют, как в комнате на диване сидит поросенок и ест картофель фри, в аквариуме — молоко вместо воды, на столе курица клюет рис и так далее.
Мнемонические техники для педагогов-предметников
Мнемонические правила есть почти для всех школьных предметов. Вот такие приемы запоминания работают, например, для химии, русского языка и математики.
1. Правила техники безопасности:
- Химик, запомни, как оду: льют кислоту в воду!
- Коль не хочешь стать уродом — кислоту вливаем в воду!
- Лей кислоту поверх воды, а то недолго до беды!
2. Процессы окисления–восстановления, свойства окислителей и восстановителей:
- Отдать — Окислиться, Взять — Восстановиться.
- Восстановитель — это тот, кто электроны отдает. Сам отдает грабителю, злодею-окислителю.
3. Химические формулы:
Сапоги мои того…
пропускают H2O!
***
Убежал козленок в лес —
выпускал там Н2S!
***
По формуле, как ни смотри,
Они не разнятся никак:
Все тот же кальций-це-о-три
И мел, и известняк.
***
Загорелся, всем на диво,
Фосфор в колбочке красиво —
Получился, надо знать,
Ангидрид Р2О5!
4. Валентность химических элементов:
- Одновалентные элементы: хлор, бром, фтор, йод, калий, натрий, водород.
- Кальций, магний, медь и цинк — двухвалентны, как ни кинь.
- Алюминий да и висмут на трех ниточках повиснут (то есть трехвалентные).
5. Химические реакции:
Говорят, если реакция свершается,
То при этом осадок получается,
Или газ выделяется,
Или цвет изменяется,
Или запах появляется,
Или вещество нагревается,
То есть органами чувств реакция определяется.
***
Сера в воздухе горит,
Выделяет ангидрид.
Ангидрид — пахучий газ,
Слезы капают из глаз.
***
Рождает воду водород,
Ну, а теперь наоборот:
Вода рождает водород,
А заодно и кислород.
***
Не помирятся с рожденья
Основанье с кислотой.
В результате их сраженья
Получилась соль с водой.
6. Индикаторы:
Индикатор лакмус — красный,
Кислоту укажет ясно.
Индикатор лакмус — синий,
Щелочь здесь — не будь разиней.
Когда ж нейтральная среда,
Он фиолетовый всегда.
7. Органическая химия:
Раз, два, три, четыре, пять — станем атомы считать.
Учим новые слова: мета — раз, а эта — два.
Три — пропан, бутан — четыре, все соседи по квартире.
Вьется атомная лента, номер пятый будет пента,
Шесть — гексан, а семь — гептан. Углероды, по местам!
А в октане, как в октаве, восемь атомов в составе.
Соответственно закону, атом девять значит «нона».
Наконец, как истукан, возвышается декан!
8. Функциональные группы:
Запомним, друг, и я, и ты,
Чем отличаются спирты —
В них углерод и гидроксид,
И каждый спирт легко горит.
***
R — это значит радикал,
Он может быть велик и мал,
Предельный или непредельный.
Но это разговор отдельный.
***
Приятно пахнут альдегиды,
Но группа C (H)O их выдаст.
Среди карбоновых кислот
Известных «лиц» невпроворот.
***
В кислотах — группы карбоксильные,
Но все кислоты здесь — несильные.
***
В кетонах группа есть CO,
Но это тоже ничего…
Горит прекрасно ацетон,
И растворитель — тоже он.
***
Мы говорим спокойно: жир.
А между прочим, он эфир,
Он из кислот и глицерина.
Такая вот у нас картина…
9. Названия алканов:
Милый — метан,
Этичный — этан,
Практичный — пропан,
Барашек — бутан,
Пасется — пентан,
В Горах — гексан,
Гималаях — гептан.
10. Ряд активности металлов:
Литий, калий, кальций, натрий,
Алюминий, цинк, железо,
Никель, олово, свинец,
Водород — и все, конец.
1. Последовательность падежей:
- Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.
- Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь.
2. Правописание:
- Уж замуж невтерпеж — наречия на шипящий без Ь.
- Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц!» — слова с Ы после Ц.
- У подъезда адъютант ждет фельдъегеря — Ъ после приставок.
- Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву Т писать напрасно — слова, где не пишется Т между С и Н.
- У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо / Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку — слова, где под ударением путают О и Ё.
- В окне СТЕКЛЯННОЕ стекло, ДЕРЕВЯННАЯ рама и ОЛОВЯННЫЕ шпингалеты и ручки — прилагательные-исключения с НН в суффиксе.
В трудном слове «рассчитать»
Нужно нам две «С» писать.
А «расчётливый», «расчёт» —
Пишем только корень «-чёт-».
***
В детской сказке колобок по траве катиться мог
Без ботинок, без сапог, без носков и без чулок.
***
Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,
Баклажанов — грядок пять, помидоров — не собрать.
***
Кто в глаголах пишет ЦА, —
Настоящая овца.
***
То, кое, либо, нибудь —
Черточку не забудь.
***
А частицы «же», «бы», «ли»
Ты раздельно запиши.
***
Шоколад, шоссе, крыжовник,
Шов, шофер, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба.
3. Спряжение глаголов:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть —
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
4. Чтобы не путать «одевать» и «надевать»:
Надеть одежду, одеть Надежду.
5. Орфоэпические стишки:
Не говори «катАлог»,
А только «каталОг».
А твОрог?
Можно твОрог,
А можно и творОг.
***
Долго ели тОрты —
Не налезли шОрты.
***
ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.
***
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
***
Срубили ель,
Сорвали щавЕль.
***
В огороде баба Фёкла,
У нее на грядке свЁкла!
***
ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
1. Правило раскрытия скобок:
Перед скобкой вижу «плюс»,
Ошибиться не боюсь.
Знаки все я оставляю,
Значит, правила я знаю.
«Минус» повстречается,
Будьте осторожны!
Скобки раскрываются,
Знаки заменяются!
На противоположные!
2. Число «пи»:
- Чтобы нам не ошибаться, надо правильно прочесть — 3, 14, 15, 92 и 6.
- Это я знаю и помню прекрасно: пи многие знаки мне лишни, напрасны (3.14159265358) — число букв в каждом слове означает цифру.
- Вот и знаю я число, именуемое «пи». Молодец! — тот же принцип.
3. Дольные приставки:
Жили ТРИ барана:
Милли, Микро, Нано.
4. Буквенные обозначения римских цифр в порядке убывания (M — 1000, D — 500, C — 100, L — 50, X — 10, V — 5, I — 1):
- Mы Dаем Cоветы Lишь Xорошо Vоспитанным Iндивидам.
- Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх.
5. Определения:
- Биссектриса — злая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам.
- Медиана — это обезьяна, которая лазает по сторонам и разделяет их пополам.
- Периметр — длина забора.
6. Теорема Пифагора:
Пифагоровы штаны во все стороны равны,
Чтобы это доказать — нужно снять и показать.
Сохраняйте в копилку, пользуйтесь. Вторая часть по ссылке.
3
Пишем слово Через о или через Е?
10 ответов:
4
0
Писать надо правильно, а пишется это слво через О и получается слово ЧАЩОБА. Это слово входит в слова-исключения, котрые нельзя никак проверить их нужно просто запомнить, что они пишутся так: ЧАЩОБА пишем через О под ударением
3
0
Иногда, чтобы правильно написать слово, нужно просто разобрать его на морфемы и посмотреть, в какой части слова существует проблема.
Существительное чащоба образовано от слова «чаща» и имеет следующий морфемный состав:
чащ-об-а — корень/суффикс/окончание.
Как видим, проблема в написании суффикса существительного после щипящего. А на этот счет существует орфографическое правило, что в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий под ударением после шипящих пишется буква о, без ударения — буква е.
Поставим ударение в слове «чащоба» и с полным основанием напишем в его суффиксе букву о.
3
0
В слове «чащоба» сомнение вызывает гласная буква «о» после шипящей «щ», после которой можно ошибочно написать букву «е». Проверить слово привычным способом не получится, поэтому придется вспомнить правило.
Слово «чащоба» относится к словам, у которых суффиксы уже выделить невозможно. Наше слово входит в группу слов, которую называют «с затемненным составом» или «с непродуктивными суффиксами». Поэтому слово «чащоба», а также слова «трещотка», «крыжовник», «трущоба» и другие не проверяются, а являются словарными. Все эти слова рекомендуют запоминать, а если возникают сомнения, то их всегда можно найти в орфографическом словаре.
1
0
Пишем однозначно через «О», насколько я помню, проверить нельзя, только запомнить.
Такие словарные слова нужно помнить, придумайте себе ассоциацию с чем-либо, так будет проще.
Пример-чащОба-Ооого, какие заросли)) утрировано, конечно, но примерно так)
1
0
Слово Чащоба отвечает на вопрос Что? и оказывается существительным женского рода (Чащоба — она моя), которое обладает окончанием -А: Чащоба-Чащобой-Чащобы.
Ударение в слове Чащоба падает на гласную О, которая стоит после шипящей и слышится как Ё.
Орфограммой также оказывается безударная гласная А в корне слова. А корнем будет морфема ЧАЩ: Чаща.
Проверять первую гласную А в слове не обязательно, ведь для такого сочетания действуют правило ЧА/ЩА.
В слове Чащоба морфема -ОБ- оказывается суффиксом существительного: Чаща-Чащоба. А для существительных действует правило, что в них мы должны писать гласную О в том случае, если существительное не образовано от глагола.
1
0
Слово «чащоба» является существительным женского рода и здесь в правописании возникает неопределенность, как написать: чащОба или чащЁба.
Для наглядности, делаем морфемный разбор: чащ/об/а, здесь вспоминаем правило — в суффиксах существительных после шипящей под ударением пишем — «о», без ударения — пишем «ё».
В нашем случае, как раз, согласная после шипящей «щ» ударная, значит пишем правильно — чащоба.
1
0
Правильно будет написать слово «чащоба» которое является частью речи существительным именно через гласную букву «о» чтобы написать это слово грамотно надо вспомнить правило русского языка «О и Е».
Теперь мы видим что слово «чащОба» подходит под данное правило и потому пишется через ударную «о».
0
0
Верным написанием данного слова будет следующее ЧАЩОБА. Проверить правильное написание слова «чащоба» нельзя. Просто попробуйте запомнить, что слово «чащоба» пишется через «о». Есть, конечно, правило на написание этого слова, но вряд ли его можно запомнить
0
0
Слова чащоба является существительным, и его именно так и верно писать. Искать проверочное слово к чащоба бесполезно, так как такого вы не найдете. Слова чащоба является словарным, поэтому просто запомните, как оно пишется.
0
0
Верным вариантом написания будет «чащоба». Данное слово подчиняется правилу «О и Е в существительных», однако это слово проверить по этому слову нельзя, т.к. это слово приводится в списке слов, которые нужно запомнить.
Читайте также
Слово «утерянный» является страдательным причастием прошедшего времени и отвечает на вопрос «что сделанный?». Образованно от глагола «терять» приставочно-суффикса<wbr />льным способом. В русском языке те причастия, которые образованны от глаголов совершенного вида, глаголов с приставкой или употребляются в контексте с зависимым словом в суффиксе будут иметь удвоенную «н».
<hr />
<h2>Правильно: утерянный. </h2>
Пример предложения со словом «утерянный»: давно утерянный мною учебник нашелся.
Слово Пижон оказывается существительным мужского рода и второго склонения в котором выделим нулевое окончание: Пижон-Пижоном-Пижону.
Ударение в нем падает на второй слог: пижОн.
Корнем слова оказывается морфема ПИЖОН: Пижонство-Пижонистый-Пижонить.
Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная И и ударная гласная О, которая стоит после шипящей, а само слово можно ошибочно написать как пЕжЁн.
Проверить безударную гласную И в слове Пижон никак не получится иее написание в нем запоминаем. Проверить написание ударной О после Ш можно доказав отсутствие чередования Ё/Е в однокоренных словах — таких слов действительно нет.
Слово «немедленно» является наречием, образованным от прилагательного «немедленный». Правила его написания (количество «Н») полностью соответствуют правилам написания наречия «медленно».
Как известно, в наречиях (оканчивающихся на «-о» и «-е») пишется столько «Н», сколько было в прилагательных, от которого эти наречия образованы.
Прилагательное «немедленный» (равно как «медленный») — пишется с двумя «-НН-». Его относят к исключению. Ведь слово «немедленный» образовано, в свою очередь, от глагола несовершенного вида «медлить».
Прилагательные, образованные от таких глаголов обычно пишутся с одним «-Н-». Но это слово «немедленный» – исключение из правил, каких, на самом деле, достаточно много. И его следует запомнить. Так же, как и наречие «немедленно». То есть, слово «немедленно» будем всегда писать с двумя «-НН-«.
Приведем примеры предложений с этим словом:
- Немедленно наведи порядок на своем столе.
- Чтобы не опоздать к назначенному времени, Ольга немедленно стала укладывать вещи в дорожную сумку.
Гербера. Гербера, это цветок семейства Астровые. Спектр расцветок этих цветов обширный, есть все цвета, кроме синего. В орфографических словарях, указывается правильное написание — гербЕра, с ударением на букву «Е» во втором слоге. Во множественном числе — герберы.
Написание имени существительного «каморка» (уменьшительная форма от «камОра», если речь идёт о жилой комнате) нужно связать с его происхождением.
Например, смотрим этимологический словарь Н. Шанского:
Следовательно, слово «каморка» пишем с буквой «а» в безударном слоге корня по аналогии со словом «кАмера», т.к. они имеют общую этимологию.
Главная » Статьи » Диктанты по русскому языку. Диктант — шутка на орфограмму О — Ё после шипящих и Ц
Диктанты по русскому языку. Диктант — шутка на орфограмму О — Ё после шипящих и Ц
Диктанты по русскому языку. Диктант — шутка на орфограмму «О — Ё после шипящих и Ц»
I. Черный цвет; четкий рисунок; неровный шов; щелкал семечки; спелый крыжовник; выбраться из чащобы; черствый хлеб; тяжелая ноша; тонкая жердочка; красные щеки; желтый песок; громкий шепот; красивые шорты.
II. Темный шоколад; деревянная трещотка; трущоба; шорох; умелый шофер; широкое шоссе; сильный ожог; ожег руку.
III. Идти на цыпочках; большая цистерна; цыплячий пух; улицы города; свежие огурцы; братцы; желтая акация; бледнолицый мальчик; моя станция; черная смородина; поющий цыган; спелый желудь; цыганская песня; на циферблате часов; теплая цигейковая шубка; щетка для одежды; учеба в школе; четкий ответ; мягкая шерстка; интересная ситуация; цитата из сочинения; лисицын след; короткая челка; сестрицын платок; интересная традиция.
Выборочные диктанты
Распределить в две колонки слова с и и ы после ц. Обозначить условия выбора орфограммы.
I. Продукция, милиция, Царицыно, дикция, скворцы щипцы, концы, бледнолицый, круглолицый цирк, циркуль, панцирь, цигейка, цифра, цинк, цитрусовый, спицы, грация, демонстрация, акация, станция, дисциплина, медицина, цилиндр, коллекция, репетиция, циркач, цирковой, циркуляр, циклоп, операция, цыган, цыпочки, цыкнуть, цыпленок, цыплячий, цыганский, экспедиция, редакция, сигнализация, репродукция, специальность, иллюстрация; отцы, огурцы, улицы, молодцы, бойцы, удальцы, девицы, красавицы, ученицы, танцы, сестрицы, лестницы, синицы, овцы, ножницы, рукавицы, сестрицын, лисицын, Птицын, Куницын, Пшеницын, на цыпочках, смуглолицый, полиция, оконцы, пальцы, станицы, умельцы, столицы, гусеницы, куницы, птицы мельницы.
II. Цирковое чудо
Аттракционов в цирковом представлении было много. Все птицы: и скворцы, и синицы, и даже неуклюжие курицы — были молодцы и необыкновенные умницы. Они становились на цыпочки, весело клевали огурцы и перелетали со спицы на спицу. Самая большая курица водрузилась на панцирь огромной по размерам черепахи. Потом она стала клевать цитрусовые.
Скворцы, эти неутомимые бойцы, так толкали друг друга, как будто на арене цирка происходила настоящая революция.
Вдруг совершенно неожиданно появился удивительно красивый цыган в цилиндре с цыпленком в руках. За цыганом на цыпочках шла его очаровательная помощница. Желтый маленький цыпленок вызвал бурные аплодисменты у публики, когда совершенно верно пропищал в микрофон столько раз, сколько обозначали цифры, показанные ему.
В конце выступления цыган, к всеобщему изумлению, достал из маленького цилиндра цветы: нарциссы, настурции — и под бурные аплодисменты подарил их зрителям. (Из газеты «Русский язык»)
Объяснительный, предупредительный диктант
1) Вдруг без шороха и звука промелькнула по льду тень. 2) Круглолицый подсолнух в оконце затевает со мной разговор. (Ю. Могутин) 3) Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. (С. Есенин)4) Ветер что-то нашептывает березкам. 5) Елочка стала расти, а береза прикрывала ее от ожогов солнца и мороза. (М. Пришвин)
6) По шоссе ползет тяжелый грузовик. 7) Легкий ветер с шорохом гнал по льду крупинки снега. (А. Казанцев) Одна мысль об этой чащобе наводит на меня страх. 9). Шорох за спиной заставил его оглянуться (А. Казанцев)10) Круглая клумба с мохнатыми желтыми цветами похожа на лукошко с цыплятами. 11) Уже поют в уютной листве соловьи, скворцы. 12) Птенцы скоро выросли, и однажды веселая семейка улетела на широкие речные отмели. (Н. Сладков) 13) Над желтыми золотистыми пуховками цветущей ивы жужжат пчелы. 14). Вышел еж с сапожной щеткой, занялся работой четкой. (Н. Козловский) . 15)А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей. (И. Соколов-Микитов) 16) Бегают по деревьям, гоняются за белками злые куницы. 17) Над широкими реками и голубыми озерами летят птицы. 18) Цирк родился в Древнем Риме. 18) Мороз покусывает нос и щеки.
Словарные диктанты
I. Щелкал в зарослях кустов; спелый крыжовник; выбраться из чащобы; черствый хлеб; черный карандаш; тяжелый ранец; тонкая жердочка; неровный шов; четкий рисунок; узкий желоб; желтый песок; громкий шепот; узкие шорты.
II. Вкусный шоколад; деревянная трещотка; глухая трущоба; таинственный шорох; умелый шофер; широкое шоссе; сильный ожог; ожег руку.
III. Цыплячий пух; улицы города; желтая акация; бледнолицый мальчик; дальняя станция; черная смородина; кудрявый цыган; коричневый желудь; цыганская песня; циферблат часов; теплая цигейка; новая щетка; учеба в школе; четкий шаг; мягкая шерстка; новая ситуация; цитата из книги; лисицын след; короткая челка; длинный циркуль; хорошая дикция; сестрицын платок; интересная традиция.
Выборочные диктанты
Выписать в две колонки слова с и и ы после ц. Обозначить условия выбора орфограммы.
I. Цирк, циркуль, панцирь, цигейка, цифра, цинк, цитрусовый, демонстрация, акация, станция, дисциплина, медицина, цилиндр, коллекция, репетиция, циркач, цирковой, циркуляр, циклоп, операция, цыган, цыпочки, цыкнуть, цыпленок, цыплячий, цыганский, продукция, милиция, экспедиция, редакция, сигнализация, репродукция, специальность, иллюстрация; отцы, огурцы, улицы, молодцы, бойцы, удальцы, девицы, красавицы, ученицы, танцы, сестрицы, лестницы, столицы, гусеницы, куницы, птицы, синицы, овцы, ножницы, рукавицы, щипцы, концы, бледнолицый, круглолицый, сестрицын, лисицын, Птицын, Куницын, Пшеницын, на цыпочках, Царицыно, дикция, скворцы, смуглолицый, спицы, грация, полиция, оконцы, пальцы, станицы, умельцы, мельницы.
II. Цирковое чудо
Аттракционов в цирковом представлении было много. Все птицы: и скворцы, и синицы, и даже неуклюжие курицы — были молодцы и необыкновенные умницы. Они становились на цыпочки, весело клевали огурцы и перелетали со спицы на спицу. Самая большая курица водрузилась на панцирь огромной по размерам черепахи. Потом она стала клевать цитрусовые.
Скворцы, эти неутомимые бойцы, так толкали друг друга, как будто на арене цирка происходила настоящая революция.
Вдруг совершенно неожиданно появился удивительно красивый цыган в цилиндре с цыпленком в руках. За цыганом на цыпочках шла его очаровательная помощница. Желтый маленький цыпленок вызвал бурные аплодисменты у публики, когда совершенно верно пропищал в микрофон столько раз, сколько обозначали цифры, показанные ему.
В конце выступления цыган, к всеобщему изумлению, достал из маленького цилиндра цветы: нарциссы, настурции — и под бурные аплодисменты подарил их зрителям.
(Из газеты «Русский язык» )
Объяснительный, предупредительный диктант
1) Шорох за спиной заставил его оглянуться. 2) Вышел еж с сапожной щеткой, занялся работой четкой. (Н. Козловский) 3) Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. (С. Есенин) 4) Ветер что-то нашептывает березкам. 5) Мороз покусывает нос и щеки. 6) По шоссе ползет тяжелый грузовик. 7) Легкий ветер с шорохом гнал по льду крупинки снега. (А. Казанцев) Одна мысль об этой чащобе наводит на меня страх. 9) Вдруг без шороха и звука промелькнула по льду тень. (А. Казанцев) 10) Круглая клумба с мохнатыми желтыми цветами похожа на лукошко с цыплятами. 11) Уже поют в уютной листве соловьи, скворцы. 12) Птенцы скоро выросли, и однажды веселая семейка улетела на широкие речные отмели. (Н. Сладков) 13) Над желтыми золотистыми пуховками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей. (И. Соколов-Микитов) 14) Круглолицый подсолнух в оконце затевает со мной разговор. (Ю. Могутин ) 15) Бегают по деревьям, гоняются за белками злые куницы. 16) Над широкими реками и голубыми озерами летят птицы. 17) Цирк родился в Древнем Риме. 18) Елочка стала расти, а береза прикрывала ее от ожогов солнца и мороза. (М. Пришвин)
Схематические диктанты
I. Не записывая слова, составить их структурные схемы.
1) Пригорки; грибника; волчица; хохотушка; соломка.
2) Лесная; серебристого; дождевые; гусиный; болотный.
3) Засветит; налечу; перебегают; бросала; заскрипит.
4) Комариный; хвостик; затрещит; развесистого; сохранишь.
II. Не записывая текстов, выбрать, составив структурные схемы,
(О. Константинова)
III. Записать слова в колонки в соответствии с их строением:
1) ; 2) ; 3) .
Шелестят, прояснить, возлагать, направо, чиста, предложить, поредеют, соединить, слева, растет, аллея, гляжу, задрожать.
IV. «Составь слово».
1) Составить слова по данным схемам, указать принадлежность этих слов к частям речи.
2) Составить по три слова с данными морфемами. Обозначить части речи записанных слов.
3) Составить словосочетания по данным схемам.
4) Составить слово, взяв из разных слов указанные морфемы.
Выборочный диктант
Задание: выпишите слова с буквой Ё после шипящих в корне в одну колонку, с О — в другую.
1.В тишине лесной глуши ш..пот к ш..роху спешит. 2. Волки, лисы, ястребы, совы, даже маленькие хищные горностаи и ласки издали замечают белую ш..рстку и белые перья на ч..рных проталинах. 3. Я выглянул в щ..лку палатки. Все небо было затянуто, ш..л мелкий холодный дождь. 4. Я чувствовал, что держусь ш..ковым состоянием. 5.В этом году был хороший урожай крыж..вника. 6. В результате неправильного обращения с огнем я получил сильный ож..г пальца. 7. От неправильного питания началась изж..га. 8. Он был рассудителен, расч..тлив и не скрывал этого.
Словарные диктанты
1. Щелкал в зарослях кустов; спелый крыжовник; выбраться из чащобы; черствый хлеб; черный карандаш; тяжелый ранец; тонкая жердочка; неровный шов; четкий рисунок; узкий желоб; желтый песок; громкий шепот; узкие шорты.
2. Вкусный шоколад; деревянная трещотка; глухая трущоба; таинственный шорох; умелый шофер; широкое шоссе; сильный ожог; ожег руку.
3. Щелкал в зарослях кустов; спелый крыжовник; выбраться из чащобы; черствый хлеб; черный карандаш; тяжелый ранец; тонкая жердочка; неровный шов; четкий рисунок; узкий желоб; желтый песок; громкий шепот; узкие шорты.
Объяснительный, предупредительный диктант
1)Шорох за спиной заставил его оглянуться. 2) Вышел еж с сапожной щеткой, занялся работой четкой. 3) Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. 4) Ветер что-то нашептывает березкам. 5) Мороз покусывает нос и щеки. 6) По шоссе ползет тяжелый грузовик.
Словарно-смысловой диктант «Одним словом»
Синоним слова «белый». (Черный.)
У котенка красивая и гладкая одежка. (Шерстка.)
У пальто или у куртки вместо шапки. (Капюшон.)
В нее собирают в лесу грибы. (Кошелка.)
Короткие брюки. (Шорты.)
Маленькая соленая рыбка. (Анчонус.)
Профессиональный всадник, работающий на ипподроме, человек, который управляет лошадью на скачках. (Жокей.)
Цирковой артист. (Жонглер.)
Длинная, широкая улица с хорошим дорожным покрытием. (Шоссе.)
Отход свеклосахарной промышленности, используют на корм скоту. (Жом.)
Стержень для чистки и смазки канала ствола стрелкового или охотничьего оружия, для выталкивания застрявших патронов (Шомпол.)
Тихий разговор. (Шепот.)
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Задание: прочитайте и спишите следующий текст. Найдите все слова-исключения иностранного происхождения, обозначьте в них изученную орфограмму.
Автомобиль движется по шоссе в сторону страны Словографии. За рулем опытный шофер-шотландец. С ним рядом в машине — жонглер, жокей, переводчик Жора-обжора. Все они едут к нам в Россию на веселое шоу. Настроение у всех мажорное. Каждый занят своим делом. Жонглер жонглировал крыжовником. Жокей рассматривал новые шоры для лошади и обдумывал, какие лучше взять, ведь на скачках в Шотландии он слыл лучшим наездником лошадей. Жора пока не был занят своим профессиональным делом — переводом на русский язык, а поэтому он ел шоколад и запивал его крюшоном. Вдруг раздался шорох, все были шокированы происшедшим. Это у обжоры лопнул шов на шортах.
ДИКТАНТ-ШУТКА
Чокнутый шотландец-обжора в шелковых дешевых шортах, сидя на жесткой решетке, ел харчо и пшенную кашу с печенкой, откусывая черствый черный хлеб и запивая все это компотом из крыжовника.
А чопорный щеголь, сидя в своей трущобе, напевая шепотом, прищелкивая бечевкой, делал четкий шов на черном капюшоне, тоже подумывая насчет обеда и негодуя на свой прожорливый желудок.
И вдруг послышался шорох. Жонглируя саженным шомполом, подошел непричесанный жокей с пухлыми щечками, с усами щеточкой и коротенькой челочкой.
Вид этого «почетного» гостя, его шоколадного цвета желчное лицо, похожее на сморщенный желудь, и уморительные желтые черточки на тяжелых чеботах вызвали неостановимый смех у трущобных обитателей.
Для начала сообщаю ученикам, что шипящих в русском языке всего 4 – ж, ш, ч, щ .
Предлагаю упражнения-разминку на формирование фонема тического восприятия и внимание. (Количество и необходимость таких упражнений определяет учитель.)
· Эти специальные упражнения, воспринимаемые как игровые, направлены одновременно на развитие внимания, формирование навыков анализа, синтеза, классификации и обобщения, фонематического анализа. На эту работу отводится 3–5 минут урока.
После того как дети научились легко выполнять эти упражнения, т. е. фонематическое восприятие и внимание активизировано, можно приступать к работе над орфограммами.
Задание 1 . Продиктовать предложения в темпе школьного диктанта. Выписать все шипящие .
1. Над ржаным полем, шелестящим жесткими ржаными колосьями, воздух горяч и неподвижен (ж ш щ ж ж ч ж).
2. Жаркие солнечные лучи и шепот морского прибоя зовут отдыхающих на пляжи (ж ч ч ш щ ж).
3. В лесной чаще стоит тишина, только жужжат пчелы над цветами шиповника да щебечут в вышине деревьев неугомонные птицы (ч щ ш ж ж ж ч ш щ ч ш).
4. Бывают чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужу ужасно больно.
Вот. (ч ж ж ж ж ж ж)
5. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)
6. Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужасно больно.
Вот. (ж ч ж ж ж ж ж)
7. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)
Задание 2. Укажите часть слова (к орень – к или з а к орнем – зк ), в которой имеется орфограмма « о –е –ё после шипящих и ц ». Исключение обозначьте: искл , а глаголы и отглагольные формы – г .
Образец: Желтый пушок – к, зк .
Черный, шов, испеченный, ночевка, желтый, шел, шоколад, бечевка, течет, кошелка, печенка, зайчонок, расческа, речонка, девчонка, крыжовник, шоссе, щелка, рассечет, медвежонок.
Ответ: к, искл, г, г, к, г, искл, к, г, к, к, зк, к, зк, зк, искл, искл, к, г, зк .
Познакомимся с орфограммой «о–е–ё после шипящих и ц» .
а) в корне под ударением пиши ё , если слово можно изменить так, чтобы писалось е (жё лтый – же лтеть) ; остальные слова, которые пишутся с о в корне, назовем исключениями;
б) за корнем (в суффиксе и окончании) под ударением – о , без ударения – е ;
в) ё – в глаголах и отглагольных формах, т. е. словах, которые образованы от глаголов: испечённый – испечь, ночёвка – ночевать, тушёнка – тушить, сгущёнка – сгустить;
г) слова с суффиксом -ёр – дирижёр, тренажёр, но танцор .
Задание 3. В русском языке несколько десятков корней, в которых после шипящих стоит ё . Запишите слова, используя приведенные ниже корни. Составьте с ними словосочетания.
Задание 4 . Чтобы лучше запомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется о , прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 24 таких слова. Нарисуйте иллюстрацию к этому рассказу.
По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр , а в кузове тряслись чопорный шотландец , бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник . Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном , жонглёр жонглировал крыжовником , нанизывая его на шомпол . Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон . Настроение у всех было мажорное . Будто ехали они на веселое шоу . Вдруг послышался шорох . Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.
К рассказу следует добавить такие слова, как трущобы и чащоба. (С ними дети сами охотно придумают последнее предложение.)
· Предыдущие задания готовят учеников к отработке данной орфограммы. Рисунок выполняется учениками на доске попутно с чтением рассказа учителем. Заранее рассказ не читается. После того как рисунок выполнен, учитель еще раз читает рассказ, рисунок стирается с доски, а ученики пишут по памяти слова-исключения. Затем определяем, кто больше запомнил слов, какие слова не запомнились. Все это дает возможность еще раз их повторить. Прием рисования позволяет «включить» еще и эмоциональную память ученика. Это вообще очень хороший прием, я использую его и при работе над ошибками.
Теперь приступаем непосредственно к отработке написания о–е–ё после шипящих. Повторяем данную орфограмму. Обращаем внимание учащихся на то, что для данного правила нужно уметь видеть состав слова и отличать отглагольные формы и глаголы от других частей речи.
(Под термином «отглагольные формы» подразумеваются слова, которые образованы от глагола. Это и причастия, и отглагольные существительные, и прилагательные. Снимается необходимость определять часть речи , что упрощает выполнение действий.)
Задание 5. Заполните таблицу, воспользовавшись словами, перечисленными ниже. Какие слова вы не включили в таблицу? Почему?
1-й столбик: 6, 9, 10, 19, 26, 27, 31, 32, 37.
2-й столбик: 13, 23, 29, 38.
3-й столбик: 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 18, 20, 22, 25, 34, 35, 36, 42, 44.
4-й столбик: 7, 40, 41, 43, 45.
5-й столбик: 4, 24, 30.
Никуда не вошли слова с написанием е (а не ё ) после шипящих, слова с безударным суффиксом и наречие ещё (искл.).
Данное упражнение помогает сформировать сознательный подход к работе с правилом правописания (орф. № 14), вычленяет этапы умственной деятельности учащихся при выборе гласной.
Если ученик допустил много ошибок, ему можно предложить выполнить любое упражнение из учебника или пособия, а затем заполнить такую же таблицу словами из упражнения. Таблица наглядно покажет типичные ошибки каждого ученика: если в какой-то колонке больше ошибок, чем в другой, это значит, что данный этап правила ученик по какой-либо причине не усвоил. Например, многие слова неверно внесены в первый столбик или глаголы оказались не в первой колонке – значит, ученик забывает или не умеет выделять суффиксы, не видит глаголов.
Задание 6 (для самопроверки). Вставьте пропущенные буквы, укажите номер и букву орфограммы .
Щ_голь, беч_вка, ж_ваный, реш_тка, ж_лоб, бесш_вный, ж_рдочка, туш_нка, верблюж_нок, приш_л, испеч_нный, зач_т, прож_рливый, ч_рточка, девч_нка, наш_птывать, корч_вка, ш_ковый, ч_порный, печ_нка, галч_нок, переж_вывать, сгущ_нка, сокращ_н, ж_сткий, горяч_, дириж_р, шалаш_м, нож_м, лягуш_нок, ж_нглер, защ_лка, уч_ба, ш_рох, крыж_вник, сч_т, ж_рдочка, реч_нка, ноч_вка, жж_т, расч_ска, щ_лочь, ч_ткий, ш_ссе, кош_лка, пощ_чина, трущ_бы, ш_лковый, копч_ный, ч_рствый.
Посчитайте коэффициент усвоения данной орфограммы: каждое правильно написанное слово = 2%.
Достаточный уровень. Вставьте пропущенные буквы.
Быч_к, боч_нок, ноч_вка, бумаж_нка, плющ_м, копч_ности, нож_вка, напряж_нный, внуч_к, гараж_м, раскрепощ_нный, печ_нка, сгущ_нка, девч_нка, протяж_нный, свеч_й, ж_нглер, ж_луди, переш_л, ж_рдочка.
Средний уровень . Напишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму № 14 .
В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапчонка, из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щетки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.
(Из кн.: Д. Розенталь, И. Голуб . Русский язык. М.: Айрис, 1999.)
Высокий уровень . Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов с орф. № 14, указав рядом букву (14а, 14б. ). См. таблицу в начале раздела.
Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ГРАМОТНОСТИ
1. Выпишите слова, в которых допущены ошибки на данное правило.
2. Разберитесь, почему именно так нужно было написать слово.
3. Еще раз поработайте с таблицей, заполняя ее, используя слова любого упражнения по данной теме.
4. Сами составьте аналогичное задание для одноклассника.
5. Выпишите из литературного произведения слова с орф. № 14, объясните графически их правописание (выделите часть слова, поставьте ударение или обозначьте: искл.).
На этапе контроля можно использовать и другие задания, предусматривающие комплексную работу с орфографией и пунктуацией .
P. S. С удовольствием выписываю вашу газету, хотя она почти не по карману. Кроме того, что она – хороший помощник в работе, это еще и ниточка, связывающая меня с Россией. Да, не в чести сейчас русский язык в Украине, как и все русское.
ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ТЕМА: «БУКВЫ Ё — О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА»
(с графическим заданием)
Словарные диктанты
1. Учёный, вёрстка, чёрточка, печёнка, шорох, жёлуди, пчёлы, шоссе, счёт, шёлк, шов, шоколад, учёба, шёлковый, холщовый, расчёска, пшённый, тяжёлый, жёсткий, щёки.
2. Крыжовник, чёткий, чёлка, зачёт, чёрт, шёл, щёточка, почёт, шофёр, капюшон, расчёт, чёрствый, жернов, щёлочь, пощёчина, пчёлка, шоковый, щёлочка, решётка.
Выборочный диктант
Распределите слова в два столбика:
а) с буквой ё после шипящих в корне слова;
б) с буквой о после шипящих в корне слова.
Учёный, челн, шёрстка, крыжовник, пчёлы, жёлуди, ворох, счёт, решётка, шёпот, шоколад, трущобы, шорты, капюшон, вечёрка, щётка, жокей, шофёр, шотландский.
Объяснительный диктант
Графически объясните выбор гласной о — ё после шипящих в корне.
1. Зажёг свет, громкий шёпот, осторожный шорох, спелый крыжовник, жёлтый тюльпан, цирковой жонглёр, горький шоколад, чёткий почерк, пшенная каша.
2. В тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Ещё всё спит. Не слышно ни звука, ни шороха.
Котелок сердится и бормочет на огне. Мы говорим шёпотом — боимся спугнуть рассвет. Со свистом проносятся тяжёлые утки. Туман клубится над водой. Мы наваливаем в костёр горы сучьев и смотрим, как поднимается огромное белое солнце.
(По К. Паустовскому)
Проверочный диктант
Трудолюбивые пчёлы, спелый крыжовник, жёлтый одуванчик, одинокий челн, щёлканье соловья, мягкая шёрстка, почётный караул, поджёг бумагу, поджог сена, жёсткий диван, дешёвые товары, чёрствый хлеб, чёрный шёлк, разошёлся шов.
Контрольные диктанты
Шёлковую нить прядёт гусеница бабочки, которую зовут тутовым шелкопрядом. Почему шелкопрядом — понятно, а почему тутовым? Оказывается, гусеница тутового шелкопряда ест только листья тутового дерева и никаких других не признаёт. Перед тем как стать куколкой, гусеница выпускает две тонюсенькие паутинки. Они склеиваются между собой в нить, которой гусеница опутывает себя «с головы до ног». Получается шёлковый кокон. А люди разматывают кокон — да не один, а миллионы, и в каждом — километр, а то и больше шёлковой нити. Её перематывают на катушки и везут на ткацкую фабрику.
Шёлковую нить прядёт для людей еще один шелкопряд — дубовый. Вернее, его гусеница. Из её шёлковой нити ткут более грубую, но очень прочную ткань. Она называется чесуча.
И вот однажды встречаю медведицу с тремя медвежатами. Медведи копаются в земле. Я быстро щёлкаю затвором фотоаппарата.
Первыми на меня уставились медвежата. Но для их неопытных глаз я, видимо, просто сошёл за пень. Потом на меня посмотрела мамаша. Но и у неё я не вызвал интереса. Покопавшись в земле ещё минут двадцать, мохнатая семейка покосолапила в лес.
Я свистнул и хлопнул в ладоши. Медведи рассыпались в цепь и чёрными колобками укатились в кусты.
Мы пришли в цирк
Заиграла музыка, и все расселись. Вдруг из-за красной занавески вышли люди в красных костюмах с жёлтыми полосками. Между ними прошёл их начальник в чёрном костюме. Он что-то прокричал, и заиграла музыка. А на арену выбежал жонглёр и началась потеха! Он кидал шарики и ловил их. Потом схватил полосатый мяч. Он подшибал его головой, затылком, лбом, по спине катал и каблуком наподдавал. Мяч катался по его телу как намагниченный. Это было очень красиво. И вдруг жонглер кинул мячик в публику. Началась настоящая суматоха, потому что я поймал мяч и бросил его в Валерку, а Валерка — в Мишку, а Мишка нацелился прямо в дирижера, но не попал. Мяч попал в барабан, барабанщик рассердился и бросил его обратно жонглеру. Но мяч не долетел. Он угодил одной тетеньке в причёску. У неё получилась не причёска, а нахлобучка. И мы все так хохотали, что чуть не померли.
(По В. Драгунскому)
Однажды я шёл на лыжах по снежной целине. Торчащие из снега чёрные кусты да прошлогодние зонтики борщевика обозначали ручей, который теперь был занесен снегом. Вокруг стояла такая тишина, какая бывает только в зимний день.
Вдруг лёгкий шорох привлёк моё внимание. Я повернулся и увидел, как из снега вынырнул белый зверёк с округлыми ушами. Горностай! Минуты две мы с интересом рассматривали друг друга, потом горностай юркнул в снег.
Зимой горностай очень красив. Он весь белый, чёрные только нос, глаза и кончик хвоста. На Руси царскую мантию шили из горностая. Хвостики оставляли, чтобы на ней получился пунктир от чёрных кончиков.
Горностай — ловкий и быстрый хищник. Летом он живёт в густой траве вдоль ручьёв. Нет от него спасенья полёвкам, землеройкам, мышам и злобным крысам. Стремительный, как молния, горностай догонит каждого.
Графические задания:
1. Выпишите слова с орфограммой «Буквы о, е после шипящих в корне слова». Объясните выбор написания.
2. Подчеркните грамматические основы предложений 2-го абзаца. Определите вид предложений по количеству грамматических основ.
Буквы О, Ё после шипящих и Ц — ФОНЕТИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ПРАВОПИСАНИЕ: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ — ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ
Симпатичный хомячок, дешёвый товар, грушевый напиток, парчовая ткань, испечённый пирог, сильный ожог, ожёг руку, бережёт честь семьи, студёным ключом, не заманишь калачом, шёпот листьев, шорох гравия, спелый крыжовник, пришёл вовремя, большим тиражом, увлечённый поэзией, талантливый дирижёр, жёлтый одуванчик.
• Обоснуйте выбор букв О, Ё после шипящих.
• Определите способ образования слов: хомячок, парчовая.
Объяснительный диктант
1) Если у тебя есть мужество, дело не будет тяжёлым. 2) В понедельник Савка мельник, а во вторник Савка шорник. 3) Без поджога и дрова не горят. 4) Обжора что хороший жёрнов: что ни кинь, всё смелет. 5) Дешёвый сыр только в мышеловке. 6) Пот ключом бьёт, а жнец своё берёт. 7) За чужой счёт не купишь почёт. У ленивого и крыша течёт, и печь не печёт. 9) Лучше учёный, чем золочёный. 10) Лицом белый, да душой чёрный. 11) Летами ушёл, а умом не дошёл. 12) Огорчённый песен не слушает.
• Обоснуйте выбор букв О, Ё после шипящих.
• Найдите в записанных предложениях примеры слов, в которых количество букв и звуков не совпадает. Объясните причину данного фонетического явления. Запишите транскрипцию этих слов.
• Подберите однокоренные слова к слову счёт.
Распределительный диктант
• Запишите диктуемые слова в две колонки: 1) слова, в которых после шипящей пишется буква Ё; 2) слова, в которых после шипящей пишется буква О. Обоснуйте условия выбора букв Ё, О.
Плечом, шёпот, чёлка, щёлка, кумачовый, зайчонок, пчёлы, шёл, жонглёр, шёлковый, сгущёнка, ежовый, речонка, колпачок, капюшон, жёлудь, печёнка, дешёвый, сбережёт, освещённый, силачом, печёт, увлечённый.
• Допишите в каждую колонку по два-три своих примера.
Творческий диктант
• Запишите два ряда слов.
1) Бечёвка, дешёвый, сгущённый, отсечёт, дирижёр, речонка, щёлка, шёпот.
2) Медицина, панцирь, дикция, купцы, циркуль, цифры.
• Подчеркните в каждом ряду “лишнее” слово. Обоснуйте свой выбор. (Ключ: речонка, купцы.)
• Составьте свой ряд слов с одним “лишним”.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.