Предварительный просмотр:
Дата: ФИО учителя: Савушкина Т.П.
Школа: 104 ФИ студента: Чигинцева А.
Класс: 2 «м» ФИО методиста: Солопова Т.В.
Кабинет: 314
Конспект урока по литературному чтению
Тема: Е. Чарушин «Страшный рассказ»
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с творчеством Е. Чарушина; развитие навыков выразительного, беглого чтения; создание условий для умения делить текст на смысловые части и озаглавливать; способствование воспитанию любви к природе, к животным.
Планируемые результаты Предметные:
-продолжить формирование правильной читательской деятельность;
-совершенствовать умения осознанно, правильно читать вслух;
-совершенствовать приемы выразительного чтения;
Личностные:
-продолжить работу над положительным отношением к процессу чтения и анализа произведения;
-воспитывать бережное отношение к природе через анализ содержания художественного произведения;
-воспитывать заботливое отношение к «братьям нашим меньшим»
Тип урока: «открытие» нового знания
Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, 2 класс, 2 часть, «Перспектива», стр.97-99; презентация к уроку, печатный материал
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопреде ления к деятельнос ти Словесный — разъяснение | 1 мин | -Здравствуйте ребята! Меня зовут Елена Николаевна и сегодня, урок литературного чтения проведу у вас я. -Я хочу начать урок с изречения Д.Дидро-французкого писателя, философа: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» -Как понимаете высказывание? -На уроке литературного чтения мы будем читать и учиться мыслить | Приветствуют учителя, друг друга. — Если люди не будут читать, то они перестанут мыслить, рассуждать, размышлять. Чтение книг расширяет кругозор. | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II. Актуализация знаний и мотивация Практический: задание на соотнесение; Словесный: объяснение, беседа; Наглядный ребус | 6 мин | —Выполните работу в паре: соедините фамилию автора и его произведение: С. Чёрный – «Отважный пингвинёнок» С. Михалков – «Ребята и утята» Г. Снегирёв – «Жеребёнок» М. Пришвин – «Мой щенок» -Посмотрите на экран. У кого не так?
-Посмотрите на слайд. Отгадайте загадку: Сердитый недотрога Живет в глуши лесной, Иголок очень много, А нитки — ни одной. -Почему я именно эту загадку вам предложила? -Хорошо -Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем, который очень любил животных, наблюдал за ними, писал произведения и бережно к ним относился. -Его фамилию вы узнаете, если разгадаете ребус. -Верно, Е. Чарушин -Какое произведение мы будем изучать, вы узнаете, если откроете стр. 97 в учебнике. Какое название там дано? | Соединяют: -С. Черный – «Жеребёнок» С. Михалков – «Мой щенок» Г. Снегирёв – «Отважный пингвинёнок» М. Пришвин — «Ребята и утята» -Сверяют с экраном -Ёжик — Мы будем изучать произведение, героем которого будет ёжик
«Страшный рассказ» | П: анализ объектов с целью выделения признаков(сущес твенных, несущественных) К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия. |
III. Постановк а учебной задачи Словесный – беседа. | 1 мин | -Хорошо. Назовите тему сегодняшнего урока. -Поставьте цель своей деятельности на уроке. |
Чарушина и произведением «Страшный рассказ» | П: подведение под понятие П: построение речевого высказывания Р: целеполагание |
IV. Открытие нового знания Словесный – рассказ учителя, беседа; Практически й – подчеркиван ие непонятных слов; Наглядный – тест в учебнике. | 16 мин | -Какие произведения автора вы уже читали? — Сейчас вы узнаете подробнее об Евгении Ивановиче Чарушине. Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора Вятской губернии. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы и ему предложили иллюстрировать книги В.В. Бианки. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка. В 1930 году вышел его первый рассказ. Уже первые произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист, т. е. художник, изображающий животных. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей. С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.
-Попробуйте предположить, о чем будет рассказ. -Верны ли ваши предположения вы узнаете, если прочтете рассказ.
-Понравился рассказ? -Кого испугались мальчики? -Посмотрите на иллюстрацию на доске. Еж — это маленький ночной хищник. В его колючей шкурке почти 16 тысяч иголок. | —Отвечают на вопрос -Слушают биографию Е. Чарушина — «Страшный рассказ» -… -Предполагают -Слушают образец чтения -Рассказ -Да -Ёжика -Смотрят иллюстрацию | П: смысловое чтение, построение речевого высказывания П: смысловое чтение как осмысление смысла чтения. К: восприятие текстов художественного стиля. П: анализ с целью выделения существенных признаков. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
V. Первичное закреплени е Словесный – беседа. | 2 мин | -Почему же мальчики испугались ежа? -Как звали мальчиков? -Где они жили? -Почему они остались дома одни? -Что они делали, когда остались одни? -Какие звуки они услышали? -Как они отреагировали на эти звуки? -Рассказали они родителям, что случилось? -Кого нашли родители? -Чем они угостили ежика? -Боялись ли его мальчики потом? -Почему? Физминутка | -… -Шура и Петя -На даче -Потому что мама и папа ушли в гости -Они легли в свои постельки -Они услышали, что кто-то ползает и шуршит -… -Да -Ёжика -Молоком и кусок мяса -Нет -Потому, что он оказался добрым и безобидным | П: смысловое чтение, поиск и выделение информации |
VI. Самостояте льная работа с самопровер кой Словесный – разъяснение ; Практическ ий – составление плана; Наглядный – демонстрац ия слайда; Частично- поисковый – составление плана. | 10 мин |
-Как вы думаете, чтобы это стало легче, что нужно сделать? -Правильно.
-Все следим, я в любой момент могу остановить читающего и назначить другого. Будьте внимательными. -Читаем 1 часть. (Назначаю читающего) -Как мы можем ее озаглавить? (Обобщаю выводы детей, приходим к единому выводу) -Хорошо.
-За автора читает … -За Шуру … -За Петю… -С какой интонацией будем читать диалог мальчиков? -Почему? -Хорошо, как озаглавим? (Обобщаю выводы детей, приходим к единому выводу) -Отлично.
(Обобщаю выводы детей, приходим к единому выводу) -Отлично.
-Читает … Следим внимательно! -Ваши предложения? (Обобщаю выводы детей, приходим к единому выводу) -Умнички!
-Как озаглавим? -Молодцы! -6 часть. Читает… -Как же мы озаглавим эту часть? -Хорошо, давайте прочитаем, что у нас получилось. -Хорошо, молодцы -Данный план поможет Вам, хорошо подготовиться к пересказу этого рассказа. -Теперь самостоятельно про себя читаем еще раз рассказ внимательно. | -Разделить текст на части и составить план -На 6 -Читают и озаглавливают: -Мальчики остались одни. -С интонацией испуга -… -Странные звуки. -Предполагают варианты заглавия -Испуганные дети. -Предлагают свои предложения -Родители вернулись. -Неожиданная находка. -Ежик остался на даче. -Активно слушают учителя -Читают | П: анализ объектов с выделением сущх признаков; П: осмысленное чтение худож. текста П: поиск и выделение необходимой информации Р: планирование своих действий в соответ. с задачей П: осознанное построение речевого высказывания П: осмысленно читают худож Т П: осуществляют синтез |
VII. Включение в систему знаний, повторение Словесный – беседа. | 2 мин | -Как называется рассказ, который мы читали на уроке? -Кто его автор? -Почему автор назвал рассказ именно так? -Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему? -Почему ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето? -Чему учит рассказ? Почему нужно беречь животных? -Запишите домашнее задание: пересказ текста по плану | — «Страшный рассказ» -Евгений Иванович Чарушин -… -… -… -… -Записывают домашнее задание | П: построение рассуждения; осуществление синтеза; П: анализ объектов с выделением сущх признаков; |
VIII. Рефлексия деятельнос ти Словесный — разъяснение ; | 2 мин | —Что нового вы узнали? -Что запомнили? — Что смогли сделать? -Что понравилось на уроке? -Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе? | -… -… -… -… -… | П: построение речевого высказывания П: построение рассуждения Р: осуществление итогового контроля |
Конспект урока во 2 классе Е. Чарушин «Страшный рассказ»
Конспект урока во 2 классе Е. Чарушин «Страшный рассказ»
Тема. «Е. Чарушин «Страшный рассказ»«.
Цель урока: организация работы детей по овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ»
Задачи:
• продолжить знакомство детей с творческой биографией и произведением Е. И. Чарушина;
• побудить обучающихся к самостоятельному добыванию сведений о писателе;
• развитие навыков чтения, связной монологической речи обучающихся;
• развитие умений анализировать и прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;
• содействие развитию коммуникативной компетенции учащихся;
• воспитание любви и бережного отношения к животным.
Планируемые результаты:
личностные:
• сформированность у обучающихся ценностно-смысловых установок, направленных
на охрану окружающей среды;
• мотивация к обучению и познанию;
метапредметные — развитие у обучающихся умений:
• отвечать на вопросы;
• находить в вопросе ключевое слово;
• предугадывать развитие той или иной ситуации, действия;
• находить доказательства того или иного высказывания;
предметные — развитие у обучающихся умений:
• читать по ролям;
• выразительно читать, читать по ролям;
Ход УРОКА
I. Самоопределение к деятельности.
II. Опрос домашнего задания.
III. Речевая разминка.
-О чем идет речь?
«Летом – в зеленом платьице.
Осенью – в цветном сарафане.
Зимой – в белой шубе. (- О лесе.)
— Назовите слова, которые вы бы использовали, составляя рассказ о лесе.
-Какие звери живут в лесу?
IV. Актуализация знаний.
— Дети. С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке?
РАБОТА В ГРУППАХ. (Дети читают дополнительные сведения о Е. Чарушине и рассказывают, что нового узнали о нем.)
1 группа.
Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных.
В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которую Женя лечил вместе с мамой, и ещё двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток и тетерок, дружил с трёхногим псом Бобкой. Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук «р» он научился выговаривать, подражать карканью вороны.
2 группа.
Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора. Отец много разъезжал и часто брал сына с собой. Поэтому первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по родному краю. Творческий путь он начинал с иллюстрирования книги В. В. Бианки. С равным искусством владел он словом, карандашом и кисть.
3 группа.
Е. Чарушин был не только писателем, но и художником-анималистом. Слово «анималист» означает «рисующий животных». Особенно Чарушин любил рисовать симпатичных маленьких зверюшек. Обычно своих зверей Евгений Иванович помещал в детские книжки, которые сам писал. И знаете, почему?Писатель говорил об этом так: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книгу? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А – ты человек, хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».
• Е. Чарушин воспитывался в семье …
• Писатель в детстве жил в городе …
• Евгений Чарушин любил….
• Он любил рисовать…;
• Е. Чарушин был художником — …
Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.
V. Проектирование нового знания.
Шура и Петя остались одни; у самого леса; ни папы, ни мамы; темно; не страшно, не боялся; кто-то топает; закрылись с головой; прижались друг к другу; пришли родители; зажгли; ёжик.
— Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк? (Страх, радость. Облегчение)
(Чтение учащимися произведения «Страшный рассказ»)
— А вам когда и почему бывает страшно? (Когда темно и когда одни дома.)
— Изобразите мимикой и жестами страх и испуг.
VI. Работа с текстом
Чтение текста по ролям.
ФИЗМИНУТКА.
Ёжик серенький бежит.
Видит палочка лежит.
Ёж нагнулся, палку взял
Да и дальше побежал.
Вот болото, а по ней
Ёжик с палочкой своей.
Прыг – скок, прыг – скок
Перебрался на песок.
Дальше ёжик наш бежит.
Птенчик жалобно пищит.
Ёжик птенчика берёт
И в гнездо его кладёт.
Лапкой птичкам помахал
И домой он побежал.
VI. Продолжение работы с текстом.
— Прежде чем читать самый напряжённый момент в тексте, определим ТОН, ТЕМП и ГРОМКОСТЬ.
(ТОН – это загадочный, интригующий, взволнованный.
— ТЕМП — неспешный.
— ГРОМКОСТЬ – тихо.)
Чтение «ЭХО»: учитель читает предложение или фразу, ученики читают это же предложение, подражая учителю.
Самостоятельная работа.
Работа в парах.
Подумайте над вопросами.
• Что больше всего напугало ребят?
• Как они чувствовали себя под одеялом?
• Можно ли их назвать трусами?
• Озаглавьте часть.
ДЕТЯМ СТАЛО СТРАШНО.
ФИЗМИНУТКА (для глаз)
— Прочитайте это предложение С РАДОСТЬЮ, с ГРУСТЬЮ, ИСПУГОМ, ЗЛОСТЬЮ, УДИВЛЕНИЕМ.
Смотрят – да это ёжик!
-А мы как будем читать эту фразу?
— Читаем четвертую часть «цепочкой».
— Кто же напугал мальчиков?
— Радостная ли концовка у этого рассказа?
-Почему Е. Чарушин назвал произведение «Страшный рассказ»?
Работа в группах
— Объясните, почему рассказ так называется. Начни объяснение со слов.
Рассказ называется страшным потому,___
— Можно ли на самом деле считать рассказ страшным?
— А как бы вы озаглавили это произведение? (Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)
VII. Итог урока.
-Какая из пословиц подходит к рассказу?
• С трусливым да болтливым в беду попадёшь.
• Не будь овцой, так и волк не съест.
• Пуганая ворона и куста боится.
• У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ.
• Ты пожалей и тебя пожалеют.
— Как автор относится к мальчикам? (Чарушин высмеивает мальчиков, которые хвастались, что они смелые, а на самом деле испугались ёжика.)
— Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа с собой в город, когда уедут с дачи?
— Почему вначале урока я загадала загадку о лесе?
— Как бы вы могли связать этот рассказ с лесом? Чему учит рассказ?
-Сделайте вывод.
Вывод. Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных или раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить.
VIII. Рефлексия.
IX. Домашнее задание. Подготовить пересказ рассказа по плану.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/436376-konspekt-uroka-vo-2-klasse-e-charushin-strash